Содержание: Введение 3 стр. 1 Небольшой исторический экскурс. 6 стр. 2. Состояние отраслей экономики Казахстана 9 стр. 2.1 Промышленность 9 стр. . 1.1Машиностроение 9 стр. 1.2 Чёрная металлургия 10 стр. 1.3 Цветная металлургия 10 стр. 1.4 Химическая промышленность 10 стр. 1.5 Производство строительных материалов 11 стр.
1.6 Добыча и переработка полезных ископаемых. 11 стр. 1.7Производство потребительских товаров. 12 стр. 2.2 Энергетика 12 стр. 2.3 Транспорт 15 стр. 2.4 Сельское хозяйство 16 стр. 2.5 Трудовые ресурсы. 17 стр. 5.1 Безработица 17 стр. 2.6 Внешняя торговля. 19 стр. 2.7 Валюта и банки 20 стр.
2.8Государственные финансы. 20 стр. 3. Основные итоги развития Казахстана за годы независимости 22 стр. 3,1Первый этап (1992-1997 годы) 23 стр. 3.2 Второй этап (1998-2005 годы) 27 стр. 4 Факторы экономического роста в республике Казахстан 29стр. Заключение 36 стр. Библиография 37 стр. Введение Географически Казахстан расположен на границе двух континентов -
Европы и Азии. Он расположен между 45 и 87 градусами восточной долготы, 40 и 55 градусами северной широты. Географический центр европейско-азиатского материка находится в Казахстане (на пересечении 78 меридиана с 50 параллелью) - в центре бывшего Семипалатинского атомного полигона. Казахстан занимает площадь, равную 2724,9 тыс. кв. км. и расположен к востоку от Каспийского моря и приволжских равнин до горного
Алтая, на юго-востоке - от предгорий Тянь-Шаня и до Западно-Сибирской низменности на севере. Протяженность его территории с запада на восток превышает 3000 км, с юга на север - 1700 км. Казахстан входит в первую десятку крупнейших по территории государств мира - после России, Канады, Китая, США, Бразилии, Австралии, Индии и Аргентины, и по своей площади находится на девятом месте.
Такие размеры земельных ресурсов говорят о серьёзном потенциале развития этого государства. [1]. Казахстан граничит с Россией на востоке, севере и северо-западе (длина границы 6477 км), на юге - с государствами Центральной Азии - Узбекистаном (2300 км), Кыргызстаном (980 км) и Туркменистаном (380 км), а на юго-востоке - с Китаем (1460 км). Общая протяженность границ Казахстана составляет почти 12,2 тыс. км, в том числе на
западе 600 км по Каспийскому морю. Казахстан до сих пор остается в основном страной с так называемой первичной экономикой - добывающая промышленность и сельское хозяйство здесь развиты гораздо более, нежели вторичная, и третичная отрасли (переработка и сфера услуг), но с огромными запасами разнообразных полезных ископаемых. Казахстан состоит из пяти крупных экономических районов. Северный Казахстан — развиты зерновое хозяйство, добыча железной руды и каменного угля, машиностроение,
производство нефтепродуктов и ферросплавов, энергетика. Восточный Казахстан — цветная металлургия, энергетика, машиностроение и лесное хозяйство. Западный Казахстан — крупнейший нефтегазодобывающий регион, машиностроение, приборостроение, производство строительных материалов в частности ракушечника, мела, цемента Центральный Казахстан — чёрная и цветная металлургия, машиностроение, животноводство.
Южный Казахстан — хлопок, рис, шерсть, зерно, фрукты, овощи, табак, виноград, конопля, ; развиты цветная металлургия, приборостроение, лёгкая и пищевая промышленность, рыбное и лесное хозяйство. За годы Советской власти Казахстан превратился в крупный индустриально-аграрный регион, где были созданы мощные центры энергетики, металлургической, топливной, химической и машиностроительной промышленности. Он является крупным производителем цветных и черных металлов, урана, угля, нефти, зерна, продуктов
животноводства. Его предприятия в отдельные годы Советской власти, которые были наиболее благоприятными как для развития всей экономики Казахстана, так и для производственной деятельности отдельных его предприятий, производили (добывали) такое количество продукции, которое значительно превосходило нынешний уровень производства. Инвестиционная деятельность в Казахстане направлена на оживление процесса воспроизводства за счет внутренних и внешних источников финансирования.
Государство держит курс на всемерное привлечение иностранного капитала, создание для этого комплекса притягательных факторов. Эту твердую позицию постоянно отстаивает Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев, особо подчеркивая, что "наша задача - представить Казахстан в глазах мирового сообщества как привлекательное место для инвестиций, активно привлекать инвесторов в наиболее важные отрасли". Экономическое сотрудничество с зарубежными странами
Казахстану приходится развивать, опираясь на деформированную структуру материального производства, где гипертрофия тяжелой индустрии сочетается с неразвитостью сельского хозяйства, легкой и пищевой отраслей промышленности. Отмеченные деформации предопределяют структуру внешнеторгового обмена страны. При наличии таких структурных переносов в экономике и устаревшего производственного аппарата, Казахстан использует во взаимодействии с внешним миром узкий спектр имеющихся у него конкурентных преимуществ.
Важнейшие из них – обеспеченность страны основными видами минерально-сырьевых ресурсов, прежде всего энергетическими. Очевидно, что в ближайшее время у Казахстана нет серьезной альтернативы масштабному экспорту минерально-сырьевых ресурсов. Однако делать главную ставку в развитии экспорта на интенсивное использование фактора природных ресурсов было бы недальновидным, так как это грозит превращением страны в сырьевой придаток развитых стран.
В данной работе будет проанализирована экономическая характеристика Республики Казахстан. Сложившаяся экономическая ситуация, проблемы и трудности экономики, основные экономические показатели их динамика и влияние на экономическую ситуацию в стране. Характер и уровень государственного регулирования экономики. Отраслевая структура хозяйства. Основные отрасли экономики и соотношения между ними.
Внешнеэкономическая деятельность. Экспортно-импортное регулирование. Инвестиционный климат в стране. 1 Исторический экскурс. История казахского государства, если вести отсчет от великой евроазиатской империи древнего суперэтноса – тюрок, насчитывает почти 1500 лет. Свыше 500 лет прошло с тех пор, как на обломках Золотой Орды образовалось самостоятельное Казахское ханство – законный правопреемник всех предыдущих
государственных образований, существовавших на огромной территории. Из них около 300 лет, начиная с 1731 г казахский народ жил в составе Российского государства, в том числе 75 лет – при советской власти. Племена предков казахов – каганаты тюрок, тюргешей, карлуков, огузов, кимаков, кипчаков – участвовали в международных, политических, хозяйственных и культурных связях своего времени, «поддерживали дружественные
контакты с Сасанидами и Византией, Киргизским каганатом и государством уйгуров, Китаем. Они были союзниками Киевской Руси в ее борьбе с хазарами и Волжской Булгарией. Тюркские племена территории Казахстана вместе с народами Средней Азии боролись против арабского завоевания, торговали и обменивались культурными ценностями с Согдом, устанавливали связи с саманидами и Тахириудами, сельджукидами.
Через весь южный Казахстан еще с глубокой древности проходил Великий Шелковый путь» в Византию и Китай. А древние города Тараз (Джамбул), Отрар (Фараб), Сюткент, Чиганак и др. были важными культурными и экономическими центрами международного значения, в которых процветали наука и искусство. Историческая традиция экономических, политических, военных и культурных связей казахского народа восходит
также к далекому прошлому, ко времени Киевской Руси и Кыпчакского государственного образования. Так, издревле, еще с XV в. казахи нашли в лице русских союзника в борьбе против джунгарских набегов и других нападений, грозивших самому существованию казахского народа. В свою очередь, сами казахи были своего рода щитом, охраняющим славянские племена от нашествий армии Македонского или полчищ
Чингиз-хана. Первые же официальные связи Казахстана с Россией относятся к концу XVI в времени, когда Казахское ханство Тауеккеля испытывало давление с юга – от бухарского хана Абдуллы, а с севера – от сибирского хана Кучума. В 1594 г. хан Тауеккель через своего посла Кул-Мухаммеда впервые поставил вопрос не только о военной помощи, но и
о принятии казахов в российское подданство. В марте 1595 г. последовала царская грамота. В этом же году царский посол Вельямен Степанов был направлен к Тауеккелю. XVII век – время основания Яицкого городка Гурьева, расширения караванного торга, обмена посольствами. Экономический подъем России с начала XVIII в. обусловил растущий интерес к «ключам и вратам» торговли
с Востоком, какими являлись казахские степи. О состоянии торговых отношений Казахстана с Россией дают представленные материалы Академической экспедиции 1768-1774 гг работы его участников: П.С. Палласа, И.Г. Георги и И.П. Фалька. Целый ряд интересных сведений о Казахстане конца XVIII-начала XIX в. сообщили Поспелов и
Бурнашев, Записки Бланкеннагеля, Поспелова и Бурнашева, которые являются ценными источниками для изучения связей Казахстана с Россией и со среднеазиатскими ханствами. О хивинско-казахских отношениях повествуют также записки капитана генерального штаба Мейендорфа, сопровождавшего миссию А. Негри в Бухару в 1820 г. Если же взять политический аспект присоединения Казахстана к
России, то передовые представители казахской интеллигенции не раз отмечали, что объективно принятие казахов в российское подданство сыграло прогрессивную роль. Эта мысль нашла отражение в трудах и высказываниях ученого-энциклопедиста, публициста и демократа Чокана Валиханова (1835-1865), педагога и ученого Ыбрая Алтынсарина (1842-1889), выдающегося писателя и просветителя
Абая Кунанбаева (1845-1904). Так, последствием присоединения было развитие промышленности, формирование первых отрядов рабочего класса из коренного населения. Создавались условия для проникновения в казахскую степь капиталистических отношений, для духовного обогащения народа под влиянием западной, в том числе и русской, культуры. В целом, была устранена угроза порабощения Казахстана иноземными захватчиками.
Эти очевидные факты стараются обойти и шовинисты, и националисты, ибо они не согласуются с их крайними позициями. Ученые-историки долгое время замалчивали и такую истину, как общность целей восстаний Емельяна Пугачева и Сырыма Датова, дальновидного политика. У русских и казахских повстанцев был общий враг – крепостническая система. Так, Пугачев хотел очистить землю от старых форм церковно-помещичьего правительства и создать на месте
полицейско-классового государства общежитие свободных равноправных мелких крестьян, а Сырым Датов – упразднить ханство, основать государство, управляемое народом. Причем главной целью уже тогда он ставил свободного, сильного, независимого казахского государства в содружестве с Россией на равных, но не вассальных основаниях. В первые десятилетия Советской власти (20-З0-е годы нынешнего столетия) казахский народ, как и все
другие народы бывшего Советского Союза пошел в наступление на свою вековую отсталость, повел решительную борьбу с нищетой и экономической отсталостью. Русский народ и другие братские (в то время ещё братские) народы приняли непосредственное участие в строительстве и эксплуатации рудников, заводов и фабрик в Казахстане, в преобразовании сельского хозяйства, в области развития образования, науки и культуры. Уже к 1940 году на обширных пространствах Казахстана были построены десятки крупнейших заводов и фабрик,
степь прорезали новые железнодорожные магистрали, выросли крупные сельскохозяйственные предприятия, получило интенсивное развитие животноводство. Благодаря этому Казахстан в больших масштабах мог снабжать фронт и тыл Советского Союза военно-стратегическим сырьем и продовольствием в годы Великой Отечественной войны 1941-1945гг. Казахстанский марганец в годы войны на заводах
Урала заменил Никопольский (Украина). Карагандинский коксующийся уголь вместе с Кузнецким использовался на предприятиях черной металлургии всей страны, 90 процентов пуль, разивших общего врага, отливались из казахстанского свинца. В годы войны Казахстан во все возрастающих размерах увеличивал добычу и выплавку черных и цветных металлов: феррохрома, молибдена, свинца, меди, вольфрама, олова и т.д.
За четыре военных года добыча угля в Казахстане по сравнению с довоенным периодом увеличилась на 75 процентов; добыча нефти в 2,5 раза превысила количество ее, добытое за весь предшествующий период; легкая промышленность увеличила свое производство на 70 процентов 2. Состояние отраслей экономики Казахстана 2.1Промышленность 2.1.1Машиностроение Продукция машиностроения в общем объёме промышленного производства республики составляет около 8 %.
Казахстан производит оборудование для нужд своей горной промышленности. Из произведённого в Казахстане экспортируются: кузнечно-прессовое оборудование (Шымкент), металлорежущие станки (Алма-Ата), аккумуляторы (Талды-Корган), центробежные насосы (Астана), рентгеновское оборудование (Актюбинск) и т. д. В городе Уральске, что на западе Казахстана в последнее время увеличилось внимание государства к машиностроительной отрасли.
Именно в Западном Казахстане планируется масштабно развивать машиностроение. В городе Уральске находятся такие крупные заводы, как «Зенит», «УМЗ», «Металлист», «Омега», «Ремзавод». В советскую эпоху этим заводам уделялось должное внимание со стороны государства, но с распадом СССР продукция этих заводов уменьшилась более чем на 70 %. 2.1.2 Чёрная металлургия Чёрная металлургия Казахстана производит более 12,5 % республиканского объёма
промышленной продукции. По запасам железной руды Казахстан занимает восьмое место в мире. Его доля в мировых запасах составляет 6 %. Из 8,7 млрд тонн разведанных запасов железной руды 73,3 % являются легко добываемыми. Более 70 % добываемой в стране железной руды уходит на экспорт. 2.1.3 Цветная металлургия Удельный вес цветной металлургии в общем объёме промышленного производства превышает 12 %. Добываются производятся медь, свинец, цинк, титан, магний, редкие и редкоземельные металлы.
Казахстан входит в число крупнейших в мире производителей и экспортёров рафинированной меди. Основными импортёрами казахстанской меди являются Италия и Германия. Казахстан является крупным производителем золота. В стране зарегистрировано свыше 170 золотоносных месторождений. 2.1.4 Химическая промышленность Предприятия химической и нефтехимической промышленности республики
производят пластмассы, химические волокна и нити, шины для автомобилей и сельхозмашин, широкий ассортимент резинотехнических изделий, хромовые соединения, карбид кальция, каустическая сода и др. продукция. В Казахстане действуют три нефтеперерабатывающих завода, производящие автобензин, дизельное, котельное топливо, авиационный керосин, нефтебитумы и другие нефтепродукты. Действует крупный комплекс по переработке фосфоритной руды с получением жёлтого фосфора (более 90 %
от общего производства бывшего СССР), минеральных удобрений, синтетических моющих средств. 2.1.5 Производство строительных материалов Продукция промышленности строительных материалов в общем объёме промышленного производства Республики занимает более 4 %. На предприятиях отрасли производится цемент, шифер, асбестоцементные трубы, мягкие кровельные материалы, линолеум, санитарно-строительный фаянс, облицовочные керамические плитки для полов и отделки зданий,
панели и другие конструкции для крупнопанельного домостроения, каолин для бумажной промышленности, радиаторы, конвекторы и ряд других видов строительных материалов и конструкций. Республика располагает достаточными запасами разнообразного сырья для выпуска строительных материалов. В производстве строительных материалов широкое применение находят отходы промышленности: шлаки металлургических и химических производств, зола теплоэлектростанций и другие вторичные ресурсы 2.1.6
Добыча и переработка полезных ископаемых. В 1989 в Казахстане было добыто 23,8 млн. т железной руды и 151,9 тыс. т марганцевой руды, произведено 6,8 млн. т стали и 5 млн. т чугуна. К 1997 объем производства черных металлов сократился на 45%, цветных металлов – на 16%. В стране имеются значительные запасы хрома, свинца, цинка, урана, молибдена, бокситов, фосфатов и меди, однако их разработка требует значительных капиталовложений.
Крупнейшие иностранные инвесторы Казахстана – «Шеврон», «Эльф-Акитэн», «Аджип» и др. На середину 1998 в Казахстане зарегистрировано 1388 действующих предприятий с иностранными инвестициями из 81 страны. 2.1.7 Производство потребительских товаров. В 1989 году около 75% промышленного производства Казахстана приходилось на тяжелую промышленность и только 25% – на производство товаров народного потребления.
К 2007 доля производства потребительских товаров сократилась до 17%, поскольку казахстанская промышленность не выдержала конкуренции с китайскими, турецкими и другими зарубежными производителями. Но, учитывая тот факт, что природно-климатические условия Казахстана позволяют производить материалы для производства потребительских товаров (особенно лёгкой промышленности) в достаточных объёмах и надлежащего качества, то, при разумной политике государственного
руководства и при известной активности бизнес-структур, по мнению автора этой работы, возможно восстановление и развитие производства потребительских товаров. О том, что этот процесс будет более продуктивным и динамичным будет сказано в Заключении. 2.2 Энергетика В 1990 производство электроэнергии в Казахстане составило 87,4 млрд. кВтч, из которых 85% было использовано внутри республики, а 15% передано в российские регионы (Урал,
Центр). К 1997 выработка электроэнергии сократилась на 43%. Большая часть энергии производится на 37 тепловых электростанциях, работающих на углях Экибастузского, Майкубинского, Тургайского и Карагандинского бассейнов. Эксплуатируются 3 крупные гидроэлектростанции – Бухтарминская, Усть-Каменогорская (р.Иртыш) и Капчагайская (р.Или), обеспечивающие 10% потребностей страны, и атомная
электростанция недалеко от Актау (бывш. Шевченко). Хотя производство электроэнергии остается важной отраслью и в постсоветский период, все большее значение приобретает добыча углеводородного сырья, в частности нефти. В 1997 было добыто 25,8 млн. т нефти и газового конденсата. Однако из-за недостатка перерабатывающих мощностей и отсутствия необходимых нефтепроводов
Казахстан был вынужден импортировать из России ок. 12 млн. т нефти и 1,8 млрд. куб. м природного газа. В последние годы крупные месторождения нефти открыты в Прикаспийской низменности (Тенгиз), на п-ове Мангистау (Мангышлак), на каспийском шельфе и в южном Казахстане. Для разработки и экспорта этих нефтяных ресурсов образованы международные консорциумы. Наиболее известен Каспийский трубопроводный консорциум (КТК).
В декабре 1996 он включал в себя казахстанские, российские, американские, итальянские и британские компании. Китайская национальная нефтяная компания заключила соглашение с правительством Казахстана о строительстве нефтепровода из Казахстана в Китай. Канадская компания «Харрикейн» планирует вложить более 400 млн. долл. в разработку месторождений нефти и газа. Эти проекты могут в будущем создать основу для развития в
Казахстане крупного экспортного рынка. Но, по моему мнению, этот рынок должен развиваться под надёжным контролем государства, в противном случае Казахстан рискует «наступить на грабли», которые не обошла стороной Россия, т.е. – стать сырьевым придатком развитых стран. Такая перспектива не обещает никаких положительных результатов развития экономики, т.к. уже в настоящее время в сфере наукоёмких технологий на территории Казахстана работают в основном иммигранты, а в будущем
это может создать реальную угрозу зависимости экономики страны от стран-импортёров казахстанского сырья. А также от стран-реципиентов высокообразованных специалистов, способных качественно работать в высокотехнологичных отраслях производства. На полуострове Мангышлак, южнее города Актау (Шевченко) в 1972 году сооружена и запущена в эксплуатацию крупная опытная АЭС с реактором на быстрых нейтронах БН-350 с натриевым охлаждением.
АЭС БН-350 имела двухцелевое назначение: производство электрической энергии (установленная мощность 150 Мвт) и выдача пара на опреснительные установки для получения пресной воды из морской до 120 тыс. т в сутки. По состоянию на 1978 год Шевченковская АЭС была крупнейшей в мире опытно-промышленной энергетической установкой с реакторами на быстрых нейтронах, позволявшей учёным решить ряд научно-технических и промышленных проблем, а также проводить массу научно-исследовательских, опытных и конструкторских работ.
В 1976 году закончилось строительство Жамбылской ГРЭС мощностью 1230 МВт, которая и по сей день остается основной энергетической базой юга Казахстана. 2.3 Транспорт Транспортная сеть Казахстана развита недостаточно, хотя, как говорилось в главе 1, с древних времён через Казахстан проходил Великий Шёлковый Путь, что давало возможность выгодной транспортировке как своих товаров за рубеж (на
экспорт), так и поставкам импортной продукции на внутренний рынок. Но, с течением времени данный транспортный поток иссяк, по той причине, что купцы востока и Европы нашли другие, более выгодные и безопасные пути поставки своих товаров. Географическое расположение Казахстана в центре Евразии предопределяет его значительный транспортный потенциал в области транзитных перевозок. Протяжённость наземных транспортных магистралей республики
составляет 106 тыс. км. Из них 13,5 тыс. км — магистральные железные дороги, 87,4 тыс. км — автомобильные магистрали общего пользования с твёрдым покрытием, 4 тыс. км. — речные пути. Основные перевозки грузов и пассажиров осуществляются железнодорожным транспортом. Важнейшие магистрали связывают Алма-Ату с Уральском, Астаной и Семипалатинском. На севере железнодорожная сеть является составной частью российских железных
дорог, особенно пути через Петропавловск, на направлениях Кокчетав – Кустанай и Павлодар – Астана – Тобол. В 1991 была открыта железная дорога, связавшая Казахстан с Китаем, а в 1993 – с Ираном и Турцией через Туркменистан. Однако до сих пор отсутствуют удобные пути для транспортировки грузов между восточными и западными районами страны. Автодороги дублируют железные дороги и обеспечивают перевозку пассажиров
и грузов в труднодоступных районах республики. Водный транспорт используется на р. Иртыш и Каспийском море. Развивается воздушный транспорт (открыты прямые авиалинии в Германию, Турцию, Иран, Китай и ряд других стран). 2.4 Сельское хозяйство Сельское хозяйство является важным сектором экономики страны. Казахстан был одним из основных производителей мяса, шерсти и зерна в бывшем
Советском Союзе. Однако в 1990-х годах сельскохозяйственное производство сократилось. Посевные площади в 1991–1997 уменьшились на 13,2 млн. га (38%). В 1997 было произведено 12,4 млн. т зерна – на 3% больше, чем в 1991. В то же время производство сахарной свеклы, подсолнечника, картофеля и овощей сократилось соответственно на 82%, 50%, 31% и 8%. Производство мяса снизилось на 53%, молока на 40%, яиц – на 70%.
Практически вдвое сократился экспортный потенциал сельского хозяйства страны. Резкое сокращение сельскохозяйственного производства связано как с миграцией сельского населения, особенно немцев, так и с нерешенностью вопроса о собственности. По производству зерна Казахстан занимает третье место в СНГ после России и Украины. На севере Казахстана выращивается яровая пшеница, овёс, ячмень и другие
зерновые культуры, а также подсолнечник, лён-кудряш. Развито овощеводство, бахчеводство. Запад славится посевами кукурузы, овощей, подсолнечника и других сх культур. В 2009 году в Уральске предполагается построить завод по производству подсолнечного масла. Это восполнит дефицит в области, хотя производство в целом составит 4-5 процентов от общего объема производства по РК. На юге республики при искусственном орошении дают высокие урожаи хлопчатник, сахарная
свекла, табак, рис. Развито садоводство. Производство хлопчатника, по мнению автора этой работы, при рациональном использовании ресурсов, а также при грамотном и разумном маркетинговом и управленческом подходе, учитывая природные условия Казахстана, может приносить весомый вклад в бюджет республики Казахстан, естественно для более выгодного развития этой отрасли необходимо развитие предприятий лёгкой промышленности – по производству тканей и изделий из них.
Чтобы обосновать это мнение я могу привести в качестве примера нашумевшее «дело Гдляна-Иванова» (начало 90-х годов ХХ-го века), в котором расследовались коррупционные махинации руководства ЦК Компартии Узбекистана, обогатившегося на сокрытии доходов от производства хлопка. Природные условия Казахстана, их многообразие обуславливают значительные потенциальные возможности для развития животноводства. В Казахстане традиционно занимаются овцеводством, коневодством, верблюдоводством,
разведением крупного рогатого скота. 2.5 Трудовые ресурсы. Численность трудовых ресурсов десять лет назад (в 1999г.) составляла 8,8 млн. человек. Число занятого экономически активного населения на сегодняшний день снизилось до 6,1 млн. человек по сравнению с 7,7 в 1991. На начало 1999 безработицей было охвачено ок. 25% трудоспособного населения страны. Наблюдается переход в экономике государства к развитому типу
(в соответствии с типом государства – «переходной экономики»). Всё большая часть населения, имеющего возможность заниматься трудовой деятельностью переходит из первичной сферыво вторичную и третичную. В третичной сфере (сфере услуг) работает почти 60% занятых, во вторичной (промышленность) – 16%, в первичной (сельском, лесном и рыбном хозяйстве) – 24%. В промышленности в основном заняты русские, среди крестьян и управленцев преобладают казахи.
Значительную часть работников нефтяной промышленности на западе страны составляют азербайджанцы. 2.5. 1 Безработица в Казахстане В конце 1996 года газета "Караван" опубликовала свои исследования в области рынка труда и пришла к выводу, что в Республике Казахстан насчитывается 1170 тысяч безработных. По данным министерства труда и социальной защиты на 1 января нынешнего года насчитывалось 9140,1 тыс.
человек трудоспособного возраста. То есть, в Казахстане по неофициальным данным сейчас доля безработных составляет 12,8%. Даже во время нефтяного кризиса в США доля безработных составляла 9,4% от общего числа занятого населения. На 1989г. во время переписи населения в Советском Союзе было 4,4% безработных и незанятых. Отсюда вывод: в
Республике Казахстан безработица приняла очень угрожающие масштабы. Статистические данные показывают, что из общего числа безработных во всех возрастах женщины составляют около 65% или почти в два раза больше чем мужчин. Это объясняется тем, что на данный момент одним из основных требований к кандидатурам на вакантные места является наличие специально-технического образования. По данным Алматинского городского центра занятости вакансии, предлагаемые работодателями в технической
сфере, составляют около 40%. Но наиболее распространена безработица среди молодежи до 25 лет. Ее доля составляет 41,2% от общего числа населения, обратившегося в центры занятости. Одной из важных причин столь высокого уровня безработицы можно назвать сложившийся при социалистическом строе менталитет и неприспособленность населения к рыночной экономике. При определении рыночной экономики мы сразу понимаем отношения внутри государства с минимальным контролем
правительством народного хозяйства. Теперь если представить, что каждое физическое или юридическое лицо в республике является субъектом или самостоятельным институтом, то напрашивается вывод, который иногда использует правительство в оправдание своего бездействия – «каждый свободный экономический микроинститут должен сам для себя находить партнеров, определять род своего занятия, решать проблемы внутри института самостоятельно». С этим, конечно же, не согласны те, у которых статус на данный момент определяется
как «безработный» в силу привычки, унаследованной от социалистического строя Советского Союза, когда Партия или правительство целиком и полностью регулировали экономику, а значит, и решали проблему безработицы. Единственная сейчас по-настоящему проблема государства – это спад производства. Именно по этой причине безработными оказались тысячи граждан Казахстана. Это общеизвестно, что если предприятия заработают в полную мощность, то, как мы рассмотрели
в теоретической стороне этой проблемы, люди предпочтут работать там, где им пожелается, и они при выборе будут ориентироваться на свою специальность, образование, интерес к работе в данной отрасли. Для этого правительство Республики сейчас привлекает иностранных инвесторов для возрождения производства и обеспечения рабочих мест. Но при этом следует помнить, что даже на рынке труда должно быть некоторая численность «армии резерва», чтобы поддержать естественное условие конкуренции.
Иначе при избытке рабочих мест будет повышаться спрос на рабочую силу и соответственно заработная плата. Но при невозможности компенсации издержек за счет средств производства, производители будут повышать цены на товары и услуги, что вызовет скачок инфляции. 2.6 Внешняя торговля. Советская система сделала Казахстан, как и другие среднеазиатские республики, экспортером сырья и импортером готовых изделий, и такое положение, вероятно, будет сохраняться в ближайшее
время. Основными статьями экспорта являются нефть, природный газ, каменный уголь и железная руда, составляющие 38% общего объема экспорта, металлургическая продукция (ферросплавы, рафинированная медь), дающая 33% экспорта, сельскохозяйственная продукция (зерно, шерсть), составляющая 13% экспорта, и продукция химической промышленности – 7% экспорта. Ввозятся нефтепродукты, транспортные средства, газетная бумага, потребительские товары, машины и оборудование. Россия была практически единственным торговым партнером
Казахстана в начале 1990-х годов, но к концу десятилетия ее доля в казахстанском экспорте снизилась до 34%, в импорте – до 46%, а доля азиатских и западных государств резко возросла. Казахстан имеет положительное сальдо внешней торговли в объеме от 1,2 до 2,1 млрд. долл при общем объеме внешней торговли 10–11 млрд. долл. В 1998 внешний долг Казахстана составил ок. 3,6 млрд. долл. 2.7Валюта и банки.
Вплоть до ноября 1993 Казахстан продолжал использовать в качестве валюты советский рубль; президент Назарбаев намеревался сохранить единую валюту с Россией. Однако Россия, приступив к замене советских денежных знаков на новые российские, перестала обеспечивать ими Казахстан. В октябре 1993 Назарбаев согласился поставить под контроль России такие важнейшие экономические институты, как бюджет, таможенные пошлины, налоги и инвестиционную
политику, в обмен на сохранение рублевой зоны в Казахстане. Однако российское правительство потребовало, чтобы Казахстан передал России и золотой запас страны. Назарбаев отказался от этого предложения, и Казахстан ввел свою собственную валюту – тенге. Государственное финансирование производства заменено натуральным обменом (бартером), что создает угрозу общего финансового кризиса и роста безработицы.
Казахстан согласился выплачивать свою часть долга бывшего Советского Союза, что обошлось ему в 1992 в 636 млн. долл. Увеличились также долги бывшим союзным республикам СССР. Так, долг Казахстана России за 1992–1993 составил ок. 548 млрд. рублей. Казахстан также должен был Узбекистану за поставленные нефть и газ ок.
100 млн. долл. Велики долги Казахстана международным финансовым организациям, в частности Всемирному банку и Международному валютному фонду. 2.8Государственные финансы. С 1992 Казахстан, как и всякое суверенное государство, собирает налоги и несет ответственность за социальное обеспечение. Разработаны планы по увеличению государственных капиталовложений в такие отрасли экономики, как топливно-энергетический комплекс, транспорт, связь и строительство, но большие средства требуются
и для социальной сферы, в частности здравоохранения. В стране налогами облагаются доходы и прибыль. Введен 20%-й налог на добавленную стоимость. Важнейшей проблемой остается сбор налогов. По оценкам, в некоторых секторах экономики недобор налогов составляет от 70% до 80%. Продолжается кризис неплатежей, существует большая задолженность по заработной плате и пенсиям. Средний уровень инфляции в 2008г. составил 3,4%.
3. Основные итоги развития Казахстана за годы незвисимости Из доклада Президента Республики Казахстан Н.А. Назарбаева на торжественном собрании, посвящённом двенадцатой годовщине незвисимости Республики Казахстан в Астане, 13 декабря 2003года «Оценивая значимость покоренных нами высот, достигнутых нами вершин, чтя и славя предшествующий путь народа, мы одновременно закладываем основы будущего.
Это движение – сегодняшняя сущность народа, находящегося на подъеме, это стезя страны, уверенно торящей дорогу в будущее, это политика государства, стремящегося донести свои идеалы и устремления до великих высот человеческой цивилизации. Остались позади первые годы становления молодого государства, определившего своими целями демократическое развитие и экономическую независимость, неукоснительно следующего положениям нашего Основного Закона. И, оглядываясь в прошлое, мы, словно путники, верно выбравшие дорогу, благодарим
судьбу И говоря обо всем этом как о примере и образце развития, а иногда оценивая в виде уроков истории, мы с радостью осознаем, что фундамент нашей независимости становится незыблемым. Это для нас очень важно». : Оценивая итоги рыночных преобразований в казахстанской экономике за годы независимости, необходимо, прежде всего, отметить постепенный и поэтапный переход к формированию казахстанской модели устойчивого социально-экономического развития.
Первый этап проведения рыночных преобразований условно можно определить с 1992 по 1997 год. Во время этого периода происходил процесс перехода казахстанского общества от распределительной административно-командной системы отношений к рыночной, основанной на частной собственности и конкуренции. Второй этап развития казахстанской экономики начался с 1998 года после принятия Стратегии развития «Казахстан–2030». С принятием данного документа начался созидательный процесс по
достижению долгосрочных целей и приоритетов развития, по построению устойчиво развивающейся экономики страны. Названные этапы становления и развития Казахстана как независимого государства происходили при различных социально-экономических тенденциях. На первом этапе социально-экономических преобразований экономика находилась в стадии глубокого производственно-финансового кризиса, что негативно сказывалось на всех направлениях развития и требовало принятия быстрых, а порой и непопулярных в обществе решений.
На втором этапе наблюдается тенденция высоких темпов развития экономики, а процесс преобразования общественных отношений требует глубокой проработки социально-экономической политики Правительства с целью принятия наиболее эффективных решений, которые будут положительно восприняты в обществе. Ниже приводится краткий анализ состояния социально-экономического развития страны и принятых мер по становлению и развитию рыночных отношений в
Республике Казахстан за 1992-2005 годы. 3.1Первый этап (1992-1997 годы) Казахстанская экономика начала реформироваться в условиях глубокого кризиса, связанного с нарушением структуры товарно-денежных отношений, низким уровнем конкурентоспособности, отсутствием навыка проведения денежно-кредитной и таможенной политики. В стране не было укрепленной государственной границы, вооруженных сил, дипломатической службы и других институтов. Все это требовалось создать за счет соответствующих
средств. В этих условиях обеспечить плавность и последовательность процесса перехода было крайне трудно. Становление Казахстана как независимого государства с рыночной экономикой происходило за счет коренного изменения образа жизни, мышления и действий. В начальной стадии рыночных преобразований (1992-1994 годы) деятельность Правительства была направлена на либерализацию экономики и создание законодательной и институциональной базы рыночных отношений, наполнение рынка потребительскими товарами.
Основные действия Правительства на этапе либерализации экономики заключались в оперативном принятии решений в области: • отмены государственного регулирования уровня цен по большинству видов продукции и услуг; • упразднения государственных органов, в функции которых входили планово-распределительные функции (Госплан, Госснаб, Госстрой), ограничения государственного вмешательства в дела хозяйствующих субъектов, • снятия барьеров (лимитов, квот) для продвижения многих товаров; • организации банковской
системы и таможенной службы; • привлечения иностранного капитала для наполнения рынка товарами и услугами. Либерализация экономики по принципу «шоковой терапии» была объективно единственно правильным направлением для Казахстана, который после развала СССР не имел возможности поэтапного перевода общества на новые условия хозяйствования, так как был полностью зависим от хода реформ в России, которая с января 1992 года объявила о либерализации экономики.
В 1993 году была принята Программа неотложных антикризисных мер и углубления социально-экономических реформ. Разработчиками этой программы были Высший экономический Совет, Аппарат Президента и Правительства Республики Казахстан. Главными достижениями в проведении первого этапа рыночных реформ являются: • сохранение стабильной социально-политической обстановки в стране; • введение национальной валюты; • наполнение казахстанского
рынка потребительскими товарами; • вхождение Казахстана в мировое сообщество, вступление в международные финансовые институты; • окончательный отход от принципов административно-командной экономики. Переход на систему рыночных отношений происходил на фоне углубляющегося экономического кризиса. Начало этому кризису было положено в середине восьмидесятых годов прошлого столетия в условиях административной системы управления. Это негативно сказалось на производственно-финансовом состоянии отраслей экономики
и уровне жизни значительных масс населения еще в начале девяностых годов, что и стало главным фактором распада СССР. Кроме того, этот распад вызвал разрыв производственно-хозяйственных связей между бывшими республиками и развал единой финансовой системы государства. В результате этого кризис перерос в производственно-финансовый. То есть, экономика страны вверглась в гиперинфляцию, которую удалось обуздать только в 1996 году.
На этапе активизации рыночных реформ уровень жизни населения резко снизился. Меры Правительства по смягчению падения реального размера пенсий были недостаточно эффективными из-за углубления экономического кризиса. В связи с необходимостью создания национальной армии, обустройства границы и таможенной территории, формирования дипломатического корпуса, в условиях снижения уровня доходов государственного бюджета, финансирование расходов на социальную сферу имело тенденцию к существенному
сокращению. В 1991-1995 годах происходило значительное падение производства товаров и услуг. Валовой внутренний продукт в 1995 году по сравнению с 1990 годом сократился на 38,6%, реальная заработная плата – на 69,9%, назначенная пенсия – на 77,3%, инвестиции в строительство – на 64,1%. В период с 1995 по 1997 годы главным направлением реформ стало обеспечение макроэкономической стабилизации, совершенствование законодательной базы, финансовой системы, социальной сферы и производственного сектора,
включая демонополизацию, приватизацию, банкротство и санацию предприятий. Основными направлениями экономических реформ на стадии макроэкономической стабилизации стали: • принятие в 1995 году Конституции Республики Казахстан; • начало реализации стабилизационных программ, включающих ограничительную денежно-кредитную политику, жесткие условия по расходам государственного бюджета и завершение либерализации цен и внешней торговли; • разрешение продажи права пользования земельными участками, находившимися
в собственности предприятий; • образование Казначейства Министерства финансов; • либерализация цен на нефть, нефтепродукты, хлеб и хлебобулочные изделия, муку, пшеницу и другие крупы; • образование Таможенного Союза Казахстана, России, Беларуси и Кыргызстана; • принятие законов: о банкротстве; об антимонопольной деятельности; о бюджетной системе; о Национальном банке; о нефти; о налогах и обязательных платежах;
о приватизации; о государственной поддержке прямых инвестиций, о рынке ценных бумаг и др. • подписание соглашения о финансировании строительства нефтепровода Тенгиз-Новороссийск; • подписание контрактов о передаче ряда крупных нефтегазовых и горно-металлургических предприятий иностранным инвесторам; • подписание ряда соглашений с международными финансовыми организациями о предоставлении займов для обеспечения стабилизационных и структурно-институциональных реформ; • проведение
пенсионной, жилищно-коммунальной и образовательной реформы. Налоговая и бюджетная сфера реформировалась в условиях резкого сокращения доходов и необходимости обеспечения расходов, связанных со становлением Казахстана как независимого суверенного государства. В целях обеспечения макроэкономической стабилизации обеспечивалось поддержание дефицита государственного бюджета на относительно низком уровне, финансирование государственного бюджета постепенно перешло на
неинфляционные источники. Государственное заимствование не превышало оптимальных рамок. Главным достижением периода макроэкономической стабилизации явилось прекращение темпов сокращения производства товаров и услуг, а также снижение инфляции до 117,5% в 1997 году. В период макроэкономической стабилизации интенсивность проводимых рыночных преобразований была самой высокой. Именно в этом периоде закладывалась основа будущих успехов
Казахстана в области социально-экономического развития. В этом периоде в основном была начата и завершена работа по обустройству Тенгизского месторождения нефти и газа и строительство экспортного нефтепровода до Новороссийска. Одновременно с этим все крупные металлургические предприятия обрели реальных хозяев, которые вложили соответствующие инвестиции на восстановление добычи и переработки руды и производство
черных и цветных металлов, несмотря на неблагоприятную внешнюю конъюнктуру. 3.2 Второй этап (1998-2009 годы) В конце 1997 года была обнародована Стратегия развития «Казахстан–2030», подготовительным этапом которой стали 1998-2000 годы, где закладывалась основа реализации основных положений Стратегии. Главным направлением социально-экономической политики в этот период стало построение модели посткризисного развития экономики, основанной на высоких темпах
освоения месторождений нефти и газа с целью обеспечения реанимации отраслей не нефтяного сектора и существенного повышения доходов государственного бюджета. Основными направлениями работы Правительства на этом этапе реализации Стратегии развития «Казахстан-2030» стали: • завершение реализации стабилизационных программ, включающих ограничительную денежно-кредитную политику, жесткие условия по расходам государственного бюджета и завершение либерализации цен и внешней торговли; • погашение кредиторской
задолженности государства по выплате пенсий и социальных пособий, а также заработной платы работникам бюджетных организаций и другим платежам; • принятие программ: «борьбы с бедностью», «расцвет Астаны – расцвет Казахстана», «строительства и реконструкции автодорог»; • принятие стратегии национальной и экономической безопасности страны. За 1998-2000 годы была проведена большая работа по всем направлениям реализации государственных полномочий. Результатом этого стал реальный выход
Казахстана из стадии экономического кризиса на траекторию высоких темпов экономического роста и повышения благосостояния населения страны. Если в 1998 году, вследствие мирового финансово-экономического кризиса, еще наблюдался экономический спад по сравнению с предыдущим годом на 1,9%, то уже в 1999 году экономический рост составил 2,7%, а в 2000 году – 9,8%. 4.Факторы экономического роста в республике Казахстан Экономический рост в посткризисные годы в
Казахстане был обусловлен действием следующих факторов: • Восстановительный рост, который выразился в полном или частичном восстановлении производства товаров и услуг. Это, прежде всего, производство черных и цветных металлов, электро- и теплоэнергетики, продуктов питания, строительных материалов, текстильных и швейных изделий, услуг транспорта и связи и т.д. • Конъюнктурный рост, который связан с развитием отраслей, спрос на продукцию которых на мировом рынке
постоянно высокий. В условиях Казахстана это, прежде всего, развитие добычи нефти и газа. • Системный рост происходит вследствие внедрения новых сегментов производства товаров и услуг. К этому фактору необходимо отнести развитие малого предпринимательства, финансового сектора, торговлю недвижимостью, а также автомобилями, развитие производства товаров и услуг в секторе домашних хозяйств. • Инновационный рост происходит вследствие реализации в
Казахстане «Стратегии индустриально-инновационного развития» и находится в стадии становления. Этот фактор пока что оказывает незначительное влияние на развитие казахстанской экономики. Наиболее быстрыми темпами происходит инновационное развитие в таких сферах, как телекоммуникации и информационное обеспечение. Экономика Казахстана в течение 2001-2005 гг. имела стабильно высокие темпы экономического роста, которые в среднем составляли 10,2% в год.
Отмечалась высокая инвестиционная активность. Среднегодовой рост добычи нефти и газового конденсата составлял в 2001-2005 гг. 12%. В результате этого, доходы государства стали поступать в полной мере, что создало предпосылки для начала работы по ликвидации задолженности перед населением по выплате пенсий, социальных пособий и заработной платы работникам бюджетных организаций. Второй этап реализации Стратегии развития «Казахстан–2030» органично продолжает начатую в прежние годы
политику, основанную на высоких темпах экономического роста, макроэкономической стабильности и создания условий для перехода на модель устойчивого экономического развития. Эта политика определена в стратегическом плане социально-экономического развития на 2001-2010 годы, целями которого стали: • построение основы конкурентоспособной в долгосрочном плане экономики; • увеличение вдвое к 2010 году объема валового внутреннего продукта (ВВП).
Достижение этих высоких целей предполагает проведение широкого комплекса мероприятий по всем направлениям государственной социально-экономической политики. В связи с этим роль государства в реализации модели высоких темпов экономического роста и подготовки для перехода к модели устойчивого экономического развития определена в качестве «локомотива» экономического роста. Эта модель предполагала активное участие государства в формировании экономических и политических условий,
стимулирующих создание транснациональных корпораций, способных конкурировать в условиях рынка как внутри страны, так и за рубежом. Казахстанская экономика является небольшой по емкости внутреннего рынка. В связи с этим стратегия долговременного экономического роста направлена на формирование экспортоориентированной модели развития. В 2001-2003 годах работа была направлена на решение вопросов по ликвидации задолженности государства и предприятий, борьбе с бедностью, по продолжению реформы в производственном, финансовом
и бюджетном секторе и обеспечению дальнейших институциональных преобразований. Одновременно велась работа в области создания устойчивой финансовой и налогово-бюджетной системы. Деятельность Правительства была сконцентрирована на выработке системных мер, позволяющих обеспечить дальнейшее снижение инфляции, создать условия для среднесрочного и долгосрочного кредитования инвестиционных проектов, а также на обеспечении устойчивости бюджетной системы к резким колебаниям мировых цен на нефть,
создании условий для развития отраслей несырьевого сектора. Решению названных задач способствовало: • создание Национального Фонда Казахстана и Банка развития Республики Казахстан; • проведение амнистии денежных средств; • принятие законов о финансовом лизинге, о строительных сбережениях, об ипотечном кредитовании, о страховой деятельности, а также налогового кодекса.
Для этого периода социально-экономических преобразований характерен высокий темп роста производства, резкое сокращение безработицы и повышение реальных доходов населения. Реализация первоочередных мер по выполнению Стратегического плана положительно сказалась на всех сферах казахстанской экономики. Повсеместно начался экономический рост, что положительно сказалось на повышении благосостояния населения. Государственный бюджет и предприятия уже в 2002 году ликвидировали текущую
задолженность, начался процесс роста инвестиций в реальный сектор. Нормализовалась работа в аграрном секторе. Положительная динамика показателей, характеризующих темпы экономического роста и повышения благосостояния населения, создала условия для активизации работы по созданию модели устойчивого экономического роста. В 2003 году были приняты два основополагающих документа, определяющих развитие экономики Казахстана до 2015 года.
Это: • Стратегия индустриально-инновационного развития Республики Казахстан на 2003-2015 годы; • Государственная программа освоения месторождений нефти и газа на казахстанском участке Каспийского моря на период до 2015 года. Эти документы определили стратегию работы в области формирования модели устойчивого развития. В дополнение к ним был принят ряд программ и законодательных актов, направленных на повышение конкурентоспособности
казахстанской экономики, в том числе: • формирование и развитие национальной инновационной системы; • углубление социальных реформ; • развитие микрокредитования; • развитие образования на 2005-2010 годы; • информатизацию учебных заведений начального и среднего профессионального образования; • развитие космической отрасли; • развитие жилищного строительства; • развитие рынка ценных бумаг; • развитие промышленности строительных материалов, изделий и конструкций; • развитие национальных систем стандартизации и сертификации;
• развитие дорожной отрасли на 2006-2008 годы. Замысел состоит в том, чтобы продолжить высокие темпы экономического роста в долгосрочной перспективе за счет развития нефтедобычи и ее транспортировки на мировой рынок. Одновременно проводить работу по созданию условий для развития несырьевых отраслей, обслуживающих нефтегазовое производство, а также по использованию части государственных доходов, полученных от экспорта нефти, для структурного обновления экономики страны.
Одним из основных приоритетов экономической политики является развитие малого предпринимательства. Правительство исходит из того, что малое и среднее предпринимательство должно использовать свою гибкость, мобильность, рыночную объективность для ускоренного поиска своего места в инновационной экономике. Государство, в свою очередь, должно создать благоприятные условия для реализации инициатив предпринимательской среды и нацелить свою помощь на те предприятия малого и среднего предпринимательства, которые имеют
наибольший потенциал с точки зрения своей конкурентоспособности и повышения научно-технологического потенциала страны. Данная концепция рассматривается как переходный этап к новой государственной политике поддержки и развития малого и среднего предпринимательства на основе кластерно-сетевого подхода и новой идеологии взаимоотношений государства и бизнеса. Для достижения поставленной цели предполагается реализация следующих задач: • создание максимально прозрачной законодательной основы для развития малого и среднего
предпринимательства; • дебюрократизация экономики и устранение административных барьеров; • сокращение теневого оборота в малом и среднем предпринимательстве; • передача непрофильных функций предприятий и акционерных обществ с государственным участием в рыночную среду, в первую очередь, малому и среднему предпринимательству; • создание и обеспечение жизнеспособной инфраструктурной системы на основе кластерно-сетевого подхода; • участие предпринимательства в инновационной экономике.
Анализируя пройденный Республикой Казахстан за 15 лет независимого развития путь, следует отметить, что за этот период удалось успешно решить ряд проблем, связанных с проведением политических и экономических преобразований, достигнуть значительных успехов на пути построения демократического государства с рыночной экономикой. Этому способствовали правильно определенные приоритеты, проведение сбалансированной внутренней и внешней политики, а также последовательность в достижении поставленных целей.
Что касается внешнеполитического курса, то Казахстан успешно развивает как двустороннее, так и многостороннее международное сотрудничество, последовательно выступает за укрепление интеграции в рамках СНГ, ЕврАзЭС, ЕЭП, ШОС и ОДКБ, активно взаимодействует с международным сообществом в рамках ООН, ОБСЕ и других международных организаций. У нашей страны нет каких-либо серьёзных проблем ни с одним государством мира. Как известно, Казахстан подал заявку на председательство в
ОБСЕ в 2009 году. Данная инициатива продиктована стремлением нашего государства внести свой вклад в совершенствование деятельности этой важной международной организации по обеспечению мира и стабильности в Центрально - Азиатском регионе. Являясь одним из инициаторов создания Шанхайской Организации Сотрудничества (ШОС), автором созыва Совещания по взаимодействию и мерам доверия в Азии (СВМДА), а также проведения в г.
Астане уже двух съездов мировых и традиционных религий, Казахстан вносит весомый вклад в укрепление толерантности, межконфессионального и межнационального согласия в обществе, в поддержание мира и стабильности в регионе. Анализируя ход политических преобразований в Казахстане, следует подчеркнуть, что позиция руководства нашего государства в отношении демократизации общества заключается в том, что этот процесс должен развиваться
постепенно, предпочтительно на фоне растущего благосостояния и появления институтов гражданского общества. Поэтому экономические реформы в нашей стране были поставлены во главе демократических преобразований. В построении нового Казахстана мы старались идти поступательно, адаптируя и модифицируя существующие институты, а также создавая новые с учётом национальных особенностей. Как показала практика, такой подход к строительству государства был обоснованным и дал положительные
результаты. Казахстан добился определённых результатов в либерализации политической жизни. Последовательно происходит развитие демократических институтов, политического плюрализма и демократии. На сегодня в нашей стране, в основном, завершены структурные реформы в экономике: осуществлена приватизация государственной собственности; сформирована хозяйственная среда, адекватная стандартам развитого рынка. Казахстан в числе первых государств-участников СНГ признан развитыми государствами страной с рыночной
экономикой. В Казахстане реализуется Программа индустриально-инновационного развития страны до 2015 года, предусматривающая развитие не сырьевых секторов экономики, успешно выполняются целевые государственные программы в различных сферах. Это программы: строительства жилья и дорог; развития села; сооружения новой столицы – г. Астаны; здравоохранения и ряд других. Продолжается реформирование социальной инфраструктуры.
Осуществляются реформы в системе здравоохранения и социального обеспечения. В нашем государстве успешно работает накопительная пенсионная система, в пенсионных фондах которой уже аккумулировано более 5,1 млрд. долларов. Достигнутые успехи являются хорошей базой для дальнейшего экономического роста, достижения страной ещё более амбициозных целей, поставленных в Послании Президента РК Н. А. Назарбаева народу Казахстана, – добиться в течение 10 лет вхождения
Казахстана в число 50-ти наиболее конкурентоспособных стран мира. Заключение Изложенные в этой работе факты и данные, говорят о том, что Казахстан – государство с довольно перспективными возможностями, даже несмотря на то, что научная и интеллектуальная база там развита не на самом высоком уровне (тем не менее, научный мир знает немало учёных, вышедших именно из этой страны). В экономическом плане сотрудничество (как минимум) и даже слияние
в единое государство (как максимум) выгодны с самых разных аспектов. Вопервых, сам менталитет казахского народа (неагрессивный и вполне лояльный к русскому населению) располагает к созданию дружественных отношений между нашими народами. Во вторых, природно-климатические условия Казахстана ( большое количество тёплых дней в году; освоенные за годы Советской власти земельные ресурсы, что даёт возможность мощного и активного развития агропромышленности
в интересах как России, так и Казахстана). Также немаловажным является наличие части побережья Каспийского моря на территории Казахстана, что даёт возможность разработки нефтяных и газовых месторождений на Каспийском шельфе, по примеру строящейся в настоящее время добывающей базы в акватории г. Астрахани. Кроме того, Казахстан – буферная зона на юго-восточных и южных рубежах России, что является немаловажным фактором в геополитических международных отношениях
России. В любом случае, объединение государств Россия и Казахстан – это увеличение мощи как экономической, так и военной, и геополитической, etc. Для примера, вспоминая историю государства Российского, можно увидеть, что в то время, когда Русь состояла из удельных княжеств, и не имела единой общности, набеги кочевников были для этих княжеств очень болезненными и разорительными. Но после объединения в единое государство, создания единой армии,
единой экономической, таможенной и прочих систем, Россия стала значимым и весомым участником международных (экономических, политических, социальных и прочих) отношений.
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |
Реферат | Основные понятия логики |
Реферат | Представництво у цивільному праві |
Реферат | Основні етичні моменти ділового спілкування |
Реферат | Analysis Of Francis Devine |
Реферат | Этико-эстетическая проблематика А. Конан Дойля |
Реферат | Фигуры и модусы |
Реферат | Умозаключение, суждение |
Реферат | Законы логики |
Реферат | Работа психолога в детском дошкольном учреждении |
Реферат | Развитие культуры во времени и пространстве |
Реферат | Antukrizove ypravlinnia (ua) |
Реферат | ATL и BTL технологии |
Реферат | Статистика железнодорожного транспорта |
Реферат | "Молодая семья" компании ДСК |
Реферат | "Чёрный", "белый" и "розовый" пиар, их характеристики |