Реферат по предмету "Государство и право"


Административное право и управление социально-культурной сферой

Введение
Образование – целенаправленный процесс обучения и воспитания в интересахличности, общества и государства. Он сопровождается констатацией достиженияобучающимся определенных государством образовательных уровней (образовательныхцензов).
Право наобразование является конституционным. В соответствии с Конституцией РФобщедоступным и бесплатным являются дошкольное, основное общее и среднеепрофессиональное образование. При этом основное общее является обязательным.Право на бесплатное высшее образование может быть реализовано только наконкурсной основе.
Специальнымикомплексными правовыми актами, затрагивающими различные аспекты деятельности вобласти образования, являются Закон Российской Федерации от 10 июля 1992 года «Обобразовании» в редакции Федерального закона от 13 января 1996 г., а также Федеральныйзакон от 22 августа 1996 г. «О высшем и послевузовском профессиональномобразовании».
Государственнаяполитика в области образования направлена на обеспечение преемственности ивыполнение задач государства в области образования. Важной составляющей такойполитики является достижение единообразия в коренных вопросах образования встране в сочетании с его региональными (национальными, демографическими и т.п.)условиями, а также интенсивным развитием частных форм образования. Основойгосударственной политики РФ в области образования является Федеральнаяпрограмма развития образования[1].
Образовательныепрограммы – программы, определяющие содержаниеобразования определенного уровня и направленности. Они подразделяются наобщеобразовательные и профессиональные, которые, в свою очередь, делятся наосновные и дополнительные.
Образовательныестандарты устанавливаются применительно к типам образовательных учрежденийуполномоченными органами исполнительной власти и являются обязательными дляучреждений, осуществляющих образовательную деятельность по соответствующемунаправлению (специальности). Например, Постановлением Правительства РФ от 12августа 1994 г. утвержден Государственный образовательный стандарт высшегопрофессионального образования, на основе которого приказом Министерстваобразования РФ от 14 марта 2000 г. утвержден Государственныйобразовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению521400 и по специальности 021100 -» юриспруденция».
Максимальныйобъем учебной нагрузки студента – 54 часа в неделю, включая все виды егоаудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы. Объем аудиторныхзанятий при очной форме обучения должен быть в среднем не менее 27 часов внеделю (не включая занятия по физкультуре и факультативы). При очно-заочной(вечерней) форме обучения объем аудиторных занятий должен быть не менее 10часов в неделю. При заочной форме обучения должна быть обеспечена возможностьаудиторных занятий в объеме не менее 160 часов в год. Итоговая государственнаяаттестация юриста включает выпускную квалификационную работу и не менее двухгосударственных экзаменов[2].
Экономическое,социальное, политическое положение нашего государства во многом зависит отуровня и состояния развития науки, поскольку она является составной частью всехотраслей и сфер государственного управления, оказывая непосредственное влияниена их развитие. Наука многопрофильна. Прежде всего, это творческий труд научныхработников (индивидуальный и коллективный), управлять которым в буквальномсмысле слова не представляется возможным.
В силуэтого управление в данном случае связывается с организацией творческих научныхколлективов, с оказанием государственной поддержки их деятельности, собеспечением внедрения научных достижений в жизнь, в производство и т.п./>/>
/> 
 

1. Органыгосударственного управления образованием и наукой
В процессепроведения административной реформы (2003–2005) произошло укрупнение отраслей(сфер) государственного управления за счет объединения полномочий по управлениюсмежными, родственными отраслями социально-культурной жизни и передачи этихполномочий единому органу исполнительной власти, образованному путем слиянияранее действовавших.
Вчастности, это касается отраслей образования и науки, которые очень тесно междусобой связаны, например, высшее и послевузовское образование находятся на стыкегосударственного регулирования образования и науки.
Управлениеобразованием и наукой осуществляют различные государственные и муниципальныеорганы. К органам, осуществляющим управление образованием и наукой, относятся:
а)федеральные государственные органы управления образованием: Министерствообразования и науки РФ; подведомственные ему федеральные службы и федеральныеагентства: Федеральная служба по интеллектуальной собственности, патентам итоварным знакам; Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки;Федеральное агентство по образованию; Федеральное агентство по науке иинновациям;
б)федеральные ведомственные органы управления образованием. Имеются в видуфедеральные органы исполнительной власти, имеющие в своем веденииобразовательные учреждения (Министерство обороны РФ, МИД РФ, МВД РФ и др.);
в) государственныеорганы управления образованием субъектов РФ;
г)муниципальные органы управления образованием муниципальных районов имуниципальных округов.
Министерствообразования и науки РФ (Минобрнауки России) – федеральный орган исполнительнойвласти, специально созданный для управления образованием и наукой в стране.Действует на основании Положения о нем, утвержденного Правительством РФ 15 июня2004 г.
В областиобразования министерство обладает функциями и полномочиями по различнымвопросам формирования и функционирования системы образования. Оно осуществляетфункции по выработке государственной политики и нормативно-правовомурегулированию в сфере образования, а также в сфере молодежной политики,воспитания, социальной поддержки и социальной защиты обучающихся ивоспитанников образовательных учреждений[3].
НаМинобрнауки России возложены координация и контроль деятельностиподведомственных ему Федеральных агентств и Федеральных служб.
Министерствопринимает акты, относящиеся по своей тематике к нормативно-правовомурегулированию направлений, условий и официального удостоверения результатовобразовательной деятельности. Оно устанавливает порядок подготовки,переподготовки и повышение квалификации кадров, включая профессиональноеобразование, подготовку, переподготовку и повышение квалификации рабочих испециалистов в федеральных образовательных учреждениях; устанавливает переченьпрофессий (специальностей), по которым осуществляется профессиональноеобразование и профессиональная подготовка в образовательных учреждениях. Имутверждается федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) киспользованию при осуществлении образовательного процесса в образовательныхучреждениях. На него возложено установление федеральных компонентов государственныхобразовательных стандартов, федеральных требований к содержанию образования,общеобразовательным и профессиональным образовательным программам, учебнымпланам. К его полномочиям относится утверждение форм документовгосударственного образца об уровне образования и (или) квалификации, порядок ихвыдачи, включая подтверждение, признание и установление эквивалентности этихдокументов за рубежом. Ему поручено определение порядка приема всех категорийобучающихся, а также перевода обучающегося из одного учебного заведения вдругое.
К ведениюМинистерства отнесено регулирование порядка аттестации руководящих ипедагогических работников государственных и муниципальных учреждений;формирования федеральной системы подготовки и переподготовки педагогических кадровобразовательных учреждений и работников органов управления образованием.
ТакжеМинистерство образования и науки РФ, согласноПоложению о нем, осуществляет функции по выработке государственной политики инормативно-правовому регулированию в научной, научно-технической иинновационной сфере деятельности, развития федеральных центров науки и высокихтехнологий, государственных научных центров и наукоградов, интеллектуальнойсобственности.
Решаявозложенные на него задачи, Минобрнауки России принимает нормативные правовыеакты, регулирующие и закрепляющие порядок подготовки, переподготовки иповышения квалификации научных кадров; номенклатуру должностей научныхработников; порядок развития многоуровневой непрерывной системыпрофессиональной подготовки и повышения квалификации научных кадров, а такжеформирования материально-технической, экспериментальной и приборной базы науки,создания федеральных центров коллективного пользования научным оборудованием,государственной регистрации и учета обязательных экземпляров неопубликованныхдокументов-результатов открытых научно-исследовательских иопытно-конструкторских работ, выполняемых организациями независимо оторганизационно-правовой формы.
Оноопределяет порядок представления кандидатур для назначения на должности атташепо науке и технике, кандидатур сотрудников групп по науке и технике впредставительствах РФ за рубежом; присуждения премий Президента РФ в областинауки и техники; создания и развития инновационной инфраструктуры; принимаетположения об аспирантуре и докторантуре в научных организациях независимо отведомственной принадлежности; обобщает практику применения законодательства РФи проводит анализ реализации государственной политики в области науки.
Оноразмещает на конкурсной основе среди высших учебных заведений, имеющихгосударственную аккредитацию, государственное задание по подготовкеспециалистов с высшим профессиональным образованием; открывает аспирантуру идокторантуру в образовательных учреждениях высшего и дополнительногопрофессионального образования и научных организациях. Ему предоставлено правоутверждать на установленный срок избранных общими собраниями образовательныхучреждений высшего профессионального образования, находящихся в его ведении,ректоров (директоров), а при наличии вакантной должности ректора возложение егообязанностей на одного из проректоров; давать разъяснения юридическим ифизическим лицам по вопросам своей компетенции и т.д.
Федеральноеагентство по науке и инновациям (Роснаука), в соответствии с Положением о нем,утвержденным Правительством РФ 16 июня 2004 г., осуществляет функции пореализации государственной политики, оказанию государственных услуг, управлениюгосударственным имуществом в сфере научной, научно-технической и инновационнойдеятельности. В эту сферу включается деятельность федеральных центров науки ивысоких технологий, государственных научных центров, уникальных научных стендови установок, федеральных центров коллективного пользования научнымоборудованием, ведущих научных школ, национальной исследовательскойкомпьютерной сети нового поколения, а также информационное обеспечение научной,научно-технической и инновационной деятельности[4].
Вкомпетенцию Роснауки входит организация разработки прогнозов развития научной,научно-технической и инновационной сферы, рынков наукоемкой продукции и услуг,подготовки заключений по проектам федеральных целевых программ, межотраслевых имежгосударственных научно-технических программ; выдача иностранным и российскимзаявителям разрешения на проведение морских научных исследований во внутреннихморских водах и территориальном море РФ, в ее исключительной экономической зонеи на ее континентальном шельфе.
Федеральнаяслужба по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам(Роспатент) осуществляет функции по контролю и надзору в сфере правовой охраныи использования объектов интеллектуальной собственности, патентов и товарныхзнаков и результатов интеллектуальной деятельности, вовлекаемых в экономическийи гражданско-правовой оборот, соблюдения интересов РФ, российских физических июридических лиц при распределении прав на результаты интеллектуальнойдеятельности, в том числе в рамках международного научно-техническогосотрудничества. Положение о ней, утвержденное Правительством РФ 16 июня 2004 г.,возложило на Роспатент осуществление приема заявок на объекты интеллектуальнойсобственности, их рассмотрение, экспертизы и выдачи патентов РФ на изобретение,промышленный образец и т.п.
Онапубликует сведения о зарегистрированных объектах интеллектуальнойсобственности; об официальной регистрации объектов интеллектуальнойсобственности; о действии, прекращении действия и возобновлении действияправовой охраны в отношении объектов интеллектуальной собственности, передачеправ на охраняемые объекты интеллектуальной собственности и т.д.
Федеральнаяслужба по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющимфункции по контролю и надзору в сфере образования и науки. Согласно Положению оней, утвержденному Правительством РФ
17 июня 2004 г., данная Служба осуществляет контроль и надзор за исполнениемзаконодательства РФ в области образования, молодежной политики; за качествомобразования в образовательных учреждениях и подготовки выпускниковобразовательных учреждений по завершении каждого уровня образования. Указанныефункции реализуются ею также в процессе лицензирования, аттестации игосударственной аккредитации образовательных учреждений и их филиалов. Службауполномочена подтверждать, признавать и устанавливать эквивалентностьдокументов об образовании, полученных за рубежом, и выдавать соответствующиедокументы.
Службаимеет право организовывать проведение необходимых расследований, экспертиз,анализов и оценок, необходимых для реализации возложенных на нее функций;пресекать нарушения законодательства РФ; применять предусмотренные законодательствомРФ меры ограничительного, предупредительного и профилактического характера,направленные на недопущение и (или) ликвидацию последствий нарушенийюридическими лицами и гражданами обязательных требований в сфереобразовательной деятельности.
Службавправе направить аккредитованному образовательному учреждению рекламацию накачество образования и (или) несоответствие образования требованиямгосударственного образовательного стандарта[5].
Повторная втечение двух лет рекламация автоматически влечет за собой лишениеобразова-тельного учреждения его государственной аккредитации.
В случаелишения вуза государственной аккредитации по результатам аттестации ректор иотвечающие в пределах своей компетенции за качество подготовки выпускниковпроректоры освобождаются от должности органом управления образованием, введении которого находится вуз. Выборы ректора в этом случае не допускаются. Онпринимается указанным органом по трудовому договору (контракту) на срок неболее чем пять лет. Учредителями вуза, уполномоченным ими органом попредставлению ректора утверждается новый состав ученого совета.
Послеповторной аттестации, но не ранее чем через один год со дня лишениягосударственной аккредитации и возобновления государственной аккредитации ввузе вновь избирается ученый совет в обычном порядке.
Контроль засоблюдением вузом условий образовательной деятельности, предусмотренныхлицензией, обеспечивает Федеральная служба по надзору в сфере образования инауки. В случае нарушения этих условий лицензия изымается. Возобновлениелицензии осуществляется в том же порядке, что и ее получение.
Федеральнаяслужба по надзору в сфере образования и науки осуществляет также контроль инадзор за исполнением законодательства в области науки, научно-техническойдеятельности, аттестации научных и научно-педагогических кадров; деятельностьюсоветов по защите докторских и кандидатских диссертаций (диссертационныхсоветов), ученых (научно-технических) советов научных учреждений и организацийпо вопросам присвоения ученых званий работникам научных учреждений иорганизаций.
В пределахсвоей компетенции Служба осуществляет лицензирование, аттестацию игосударственную аттестацию научных организаций (в сфере послевузовского идополнительного профессионального образования); рассматривает вопросыприсвоения ученых званий профессора по специальности и профессора по кафедре,доцента по специальности и доцента по кафедре, присуждения ученых степенейдоктора и кандидата наук, выдавая соответствующие аттестаты и дипломы.
В еекомпетенцию входит выдача разрешения на создание диссертационных советов;подтверждение, признание и установление эквивалентности (нострификация)документов об ученых степенях и званиях, полученных за рубежом и в РФ и выдачасоответствующих документов. Ей предоставлено право осуществлять проверкудеятельности научных организаций; пресекать факты нарушения законодательства врассматриваемой сфере деятельности и применять меры ограничительного,предупредительного, профилактического характера, направленных на недопущение ипресечение нарушений в подведомственной сфере деятельности.
Рособрнадзоросуществляет организационное и техническое обеспечение работы Высшейаттестационной комиссии, правовой статус которой закреплен в Положении о ней,утвержденном Приказом Минобразования России от 11 апреля 2002 г. Ееосновными задачами являются: обеспечение единой государственной политики,осуществление контроля и координации деятельности в области аттестации научныхи научно-педагогических кадров высшей квалификации; содействие улучшениюкачественного состава научных и научно-педагогических кадров, повышениюэффективности их подготовки и использования.
ВАК Россиивправе принимать решения о прекращении или приостановлении работыдиссертационных советов, об отмене решений диссертационных советов оприсуждении ученой степени кандидата наук в случае нарушения порядка защитыдиссертации; лишать ученых степеней и ученых званий и т.д.
Ученыестепени и ученые звания присуждаются (присваиваются) в соответствии сутвержденным Правительством РФ от 30 января 2002 г. Положением о порядкеприсуждения ученых степеней и от 29 марта 2002 г. Положением о порядкеприсвоения ученых званий.
Ученаястепень доктора наук присуждается ВАКом России наосновании ходатайства диссертационного совета, принятого после публичной защитыдиссертации соискателем, имеющим ученую степень кандидата наук, и с учетомзаключения соответствующего экспертного совета ВАКа.
Ученоезвание профессора по специальности, доцента по специальности (в научно-исследовательских организациях), профессора по кафедре,доцента по кафедре (в вузах) присваивается ВАКом России по представлениюсоответствующих ученых (научно-технических) советов этих организаций.
Нострификация – приравнивание документов о присвоении ученых званий иприсуждении ученых степеней, выданных научным и научно-педагогическим работникам– гражданам России в других государствах, с которыми Российской Федерациейзаключены договоры (соглашения) о признании ученых степеней и званий иэквивалентности ученых степеней и званий. Она проводится ВАКом в соответствии сего компетенцией по ходатайству организации, где работает соискатель, или поего заявлению с представлением необходимых документов.
Ккомпетенции органов управления образованием субъектов РФ относится: разработкаи реализация республиканских, региональных программ развития образования, в томчисле международных, учитывая при этом национальные и региональныесоциально-экономические, экологические, культурные, демографические и другиеособенности; формирование государственных органов управления образованием,назначение руководителей этих органов; создание, реорганизация и ликвидацияобразовательных учреждений соответствующего подчинения, лицензирование ихдеятельности; установление региональных (национально-региональных) компонентовгосударственных образовательных стандартов; организация издания учебнойлитературы, разработка базисных учебных планов и примерных программ курсов,дисциплин; организация подготовки, переподготовки, повышения квалификациипедагогических кадров; обеспечение соблюдения законодательства в областиобразования, контроль за исполнением государственных образовательных стандартови т.д.
ФЗ «Обобразовании» относит к органам управления образованием также «ведомственныегосударственные органы управления образованием». Руководство образовательнымиучреждениями, подведомственными неспециализированным органам, осуществляется ихструктурными подразделениями. Они имеют различные формы и статус в структуресоответствующих органов. Это могут быть самостоятельные главные управления,отделы и др. либо подразделения такого рода структур.
/> 
2.Образовательные учреждения. Научные учреждения и сообщества
Образовательнымявляется учреждение, осуществляющее образовательный процесс, тоесть реализующее одно или несколько образовательных программ и (или)обеспечивающее содержание и воспитание обучающихся, воспитанников.
В настоящеевремя образовательная деятельность осуществляется учреждениями, которые, взависимости от форм собственности, подразделяются на государственные,муниципальные и частные, то есть негосударственные, но не относящиеся кмуниципальным. Среди государственных различаются федеральные и субъектовРоссийской Федерации. В системе образования возможно как бесплатное, так иплатное образование.
Образовательныйпроцесс осуществляется в учреждениях нескольких типов: дошкольных;общеобразовательных (начального общего, общего основного, среднего (полного)общего образования); начального профессионального, среднего профессионального,высшего профессионального образования; послевузовского профессиональногообразования; специальных (коррекционных) для обучающихся воспитанников сотклонениями в развитии; дополнительного образования взрослых и детей; длядетей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и др.
Различиямежду видами учебных заведений данного типа определены в типовых положениях осоответствующих образовательных учреждениях. Однако часто учебное заведениенеобоснованно относится к данному виду, поскольку это отношение не ведет засобой каких-либо существенных изменений в его учебной деятельности. Например, впоследние годы многие институты переименованы в университеты, хотяпреобразования в них свелись лишь к смене названия. Поэтому в последнее времяосуществлено более четкое нормативное разделение видов образовательныхучреждений данного типа, которые устанавливаются при их аккредитации. Так,например, академия – это высшее учебное заведение, которое реализуетобразовательные программы высшего и послевузовского профессиональногообразования; осуществляет подготовку, переподготовку и повышение квалификацииработников высшей квалификации для определенных областей научной инаучно-педагогической деятельности; выполняет фундаментальные и прикладныенаучные исследования.
Федеральнымзаконом «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» предусмотренытри ступени высшего профессионального образования – квалификации (степени)бакалавр, дипломированный специалист, магистр. Сроки освоения основныхобразовательных программ высшего профессионального образования составляют,соответственно, не менее чем четыре, пять и шесть лет. В связи с присоединениемРоссии к Болонской конвенции приоритет в развитии высшего образования отдаетсяне традиционной российской системе (специалистура), а западно-европейской(бакалавриат – магистратура).
Учредителем(учредителями) государственного образовательного учреждения являются органыгосударственной власти РФ и ее субъектов, в том числе и государственные органыуправления образованием: Министерство образования и науки РФ, государственныеорганы управления субъектов РФ.
Деятельностьгосударственных, муниципальных образовательных учреждений регулируется типовымиположениями о соответствующих типах и видах образовательных учреждений иразрабатываемыми на их основе уставами.
Основыорганизации управления образовательным учреждением определены Федеральнымзаконом «Об образовании», а высшим учебным заведением, кроме того, – Федеральнымзаконом «О высшем и послевузовском образовании» (ст. 12). Дополнительноуправление видами и конкретными образовательными учреждениями регулируетсяТиповыми положениями и их уставами. Дополнения диктуются особенностями типов ивидов образовательных учреждений и чаще всего касаются процедур формированияорганов, разграничения компетенции между управленческими структурами и другихвопросов, решение которых дозволено самим образовательным учреждениям.
Всоответствии с Законом «Об образовании» управление государственным,муниципальным образовательным учреждением осуществляется на принципеединоначалия и самоуправления, формами которого являются выборныйпредставительный орган – совет образовательного учреждения, попечительскийсовет, педагогический совет и др. Порядок выборов этих органов определяетсяуставом образовательного учреждения[6].
Непосредственноеуправление указанным образовательным учреждением осуществляет прошедшийаттестацию заведующий, директор, ректор или иной руководитель. Он может быть:нанят советом по контракту; избран коллективом образовательного учреждения;избран коллективом образовательного учреждения с предварительным согласованиемкандидатуры (кандидатур) с учредителем; избран коллективом образовательногоучреждения с последующим утверждением учредителем; назначен учредителем спредоставлением совету образовательного учреждения права вето; назначенучредителем; нанят учредителем по контракту.
Общееруководство высшим учебным заведением осуществляет ученый совет, возглавляемыйректором. Другие члены ученого совета избираются общим собранием тайнымголосованием. Порядок выбора первого состава определяется общим собранием(конференцией) преподавателей, научных сотрудников и представителей другихкатегорий работников и обучающихся. В состав ученого совета могут избиратьсяпредставители всех категорий работников и обучающихся вуза, общественныхорганизаций. Досрочные выборы ученого совета проводятся по требованию не менееполовины его членов, а также в случаях, предусмотренных уставом вуза.
В вуземогут создаваться другие советы по различным направлениям. Порядок выборов,состав, полномочия и другие вопросы деятельности советов определяются уставомвуза.
Взависимости от структуры вуза в отдельных подразделениях (факультет и др.)могут создаваться выборные представительные органы – ученые советы. Порядок ихизбрания и полномочия определяются уставом вуза.
Факультетвозглавляет декан факультета, избираемый ученым советом вуза из числа лиц,имеющих ученую степень или звание. Порядок избрания декана определяется уставомвуза.
Среди вузовРоссийской Федерации особое место занимает Московский государственныйуниверситет им. М.В. Ломоносова. Он является учебно-научным иучебно-методическим центром высшего образования страны. Он не имеетведомственной подчиненности, организация управления им регламентируетсяуставом, учитывающим особый статус и структуру университета.
Всоответствии с Федеральным законом «О высшем и послевузовском профессиональномобразовании» гражданам РФ гарантируется получение на конкурсной основебесплатного послевузовского профессионального образования в государственных,муниципальных вузах или научных организациях в пределах государственныхобразовательных стандартов, если образование данного уровня гражданин получаетвпервые. Формами получения послевузовского профессионального образованияявляются аспирантура (для медицинских специальностей – ординатура, для военных –адъюнктура) и докторантура. В аспирантуру вузов или научных организаций,учреждений на конкурсной основе принимаются граждане, имеющие высшеепрофессиональное образование. Срок обучения в аспирантуре: в очной форме – неболее трех лет, в заочной форме – не более четырех лет. В докторантуру вузовили научных организаций, учреждений принимаются граждане РФ, имеющие ученуюстепень кандидата наук. Срок пребывания в докторантуре не может превышать трехлет. Таким образом, лица, получающие послевузовское профессиональноеобразование, называются «аспирант» или «докторант»; также есть такое понятие,как «соискатель» – это лицо, имеющее высшее профессиональное образование,прикрепленное к организации или учреждению, которые имеют аспирантуру и (или)докторантуру, и подготавливающее диссертацию на соискание ученой степеникандидата наук без обучения в аспирантуре; либо лицо, имеющее ученую степенькандидата наук и подготавливающее диссертацию на соискание ученой степенидоктора наук.
Всоответствии с Федеральным законом «О науке и государственнойнаучно-технической политике» научная организация – юридическоелицо независимо от организационно-правовой формы и формы собственности,общественное объединение научных работников, осуществляющее в качестве основнойнаучную или научно-техническую деятельность и подготовку научных работников.Выделяются следующие их виды: научно-исследовательские организации, научныеорганизации учреждений высшего профессионального образования,опытно-конструкторские, проектно-конструкторские, проектно-технологическиеорганизации.
ПравительствоРФ и органы исполнительной власти субъектов РФ организуют государственнуюаккредитацию научных организаций и выдают им свидетельства о ней. Органыгосударственной власти, учреждающие научные организации, утверждают их уставы иосуществляют контроль за эффективным использованием ими государственного имущества.
Центральноеместо в системе организации науки занимает Российская Академия наук (РАН). Всоответствии с Указом Президента Российской Федерации от 21 ноября 1991 года «Оборганизации Российской Академии наук» Российская Академия Наук – высшее научноеучреждение России, представляет собой общероссийскую самоуправляющуюсяорганизацию, действующую на основе законодательства России и собственногоустава; объединяет действительных членов (академиков) и членов-корреспондентовакадемии, а также других научных сотрудников учреждений академии. В ее составеинституты (например, Институт государства и права), лаборатории, предприятия иорганизации, обеспечивающие исследования по основным направлениямфундаментальной науки. Все имущество (здания, сооружения, приборы, техника ит.п.) переданы в собственность РАН.
В странедействуют и отраслевые академии наук. Например, Российская Академия архитектурыи строительных наук, Академия медицинских наук и т.п. Их уставы утверждает, какправило, Правительство РФ. Действуют они в системе соответствующих министерстви иных федеральных органов исполнительной власти по принадлежности, тесновзаимодействуя с Российской Академией наук.
В качествепримера ведомственных научных учреждений можно назвать Всероссийскийнаучно-исследовательский институт глазных болезней Минздравсоцразвития России,Всероссийский научно-исследовательский институт МВД России[7].
Вопросыорганизации и деятельности наукоградов Российской Федерации закреплены в УказеПрезидента РФ от 7 ноября 1997 г. «О мерах по развитию наукоградов какгородов науки и высоких технологий», а также в Федеральном законе от 7 апреля1999 г. «О статусе наукограда Российской Федерации».

Заключение
ФЗ «Обобразовании» установил полномочия органов местного самоуправления муниципальныхрайонов и городских округов в области образования. К их полномочиям в даннойобласти относится организация общедоступного и бесплатного начального общего,основного общего, среднего (полного) общего образования по основнымобщеобразовательным программам, за исключением полномочий по финансовомуобеспечению образовательного процесса, отнесенных к полномочиям органовгосударственной власти субъектов РФ; организация предоставления дополнительногообразования детям и общедоступного бесплатного дошкольного образования натерритории муниципального района; создание, реорганизация и ликвидация муниципальныхобразовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий. На нихвозложен учет детей, подлежащих обязательному обучению в образовательныхучреждениях, реализующих программы основного общего образования; опека ипопечительство[8].
Указанныеорганы имеют право создавать и ликвидировать муниципальные органы управленияобразованием, контролировать их работу и т.д.
В Москве иСанкт-Петербурге полномочия органов местного самоуправления внутригородскихмуниципальных образований в области образования устанавливаются законами этихсубъектов.
Импредоставлено право создавать и ликвидировать муниципальные органы управленияобразованием, осуществлять контроль за их деятельностью и т.д.

Списокиспользованных источников
1 Положение о Федеральномагентстве по образованию. Утверждено Постановлением Правительства РФ от 17 июня2004 г. // СЗ РФ, 2004, №25, ст. 2570
2. Положение о Федеральнойслужбе по надзору в сфере образования и науки. Утверждено ПостановлениемПравительства РФ от 17 июня 2004 г. // СЗРФ, 2004, №26, ст. 2670
3. Типовое положение обобразовательном учреждении высшего профессионального образования. УтвержденоПостановлением Правительства РФ от 5 апреля 2001 г. // СЗРФ, 2001, №16,ст. 1595; №39, ст. 3771
4. Положение олицензировании образовательной деятельности. Утверждено ПостановлениемПравительства РФ от 18 октября 2000 г. // СЗ РФ, 2000, №43, ст. 4229
5. Положение о Высшейаттестационной комиссии Министерства образования и науки РФ. УтвержденоПриказом Минобразования России от 11 апреля 2002 г. // «Российскаягазета» 2002. 1 июня.
6. Положение огосударственной аккредитации высшего учебного заведения. УтвержденоПостановлением Правительства РФ от 2 декабря 1999 г. // СЗ РФ, 1999, №49,ст. 6006
7. ФЗ от 23 августа 1996 г.«О науке и государственной научно-технической политике» // СЗ РФ, 1996, №35,ст. 4137; 1997, №42, ст. 4780; 1998, №30, ст. 3607; №51, ст. 6271;2000, №2, ст. 162; 2001, №1, ст. 20
8. ФЗ от 7 апреля 1999 г.«О статусе наукограда Российской Федерации» // СЗ РФ, 1999, №15, ст. 1750;№40, ст. 4858; 2000, №19, ст. 2066


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.