Реферат по предмету "Государство и право"


Административно-правовой статус государственного служащего

Содержание
 
Введение
1. Административно-правовойстатус государственного служащего
1.1 Права и обязанности государственногослужащего
1.2 Ограничения, запреты,ответственность государственного служащего
1.3 Оплата труда, поощрения и награждениягосударственного служащего гражданской службы
1.4 Гарантии государственному служащему
1.5 Должности и классные чины гражданской службы
2. Административно-правовой статус муниципального служащего
2.1 Муниципальная должность и её структура
2.2 Права и обязанности муниципального служащего
2.3 Ограничения и ответственность муниципальногослужащего
2.4 Оплата труда, поощрения и гарантиимуниципального служащего
3. Анализ проблем, связанных садминистративно-правовым статусом государственных и муниципальных служащих
Заключение
Библиографический список


Введение
 
Статус (отлат. Status – положение, состояние) – правовое положение организации,предприятия, лица, характеризуемое и определяемое их организационно-правовойформой, уставом, свидетельством о регистрации, правами и обязанностями,ответственностью, полномочиями, вытекающими из законодательных и нормативныхактов.
Административно-правовойстатус – это принципы, правоспособность, гарантии, ответственность, законныеинтересы и, соответственно, права и обязанности.
Внастоящее время в России пока нет единого подхода к понятию«административно-правовой статус государственного и муниципального служащего»,а также нет единого нормативного акта, который бы устанавливаладминистративно-правовой статус государственного и муниципального служащего вцелостном комплексе норм. Одни юристы рассматривают административно-правовойстатус государственного и муниципального служащего широко, объединяя в этопонятие гражданство, принципы, правоспособность, гарантии, ответственность,законные интересы, права и обязанности. Другие сводят административно-правовойстатус к совокупности прав и обязанностей государственных и муниципальныхслужащих.
Внастоящее время в сфере осуществления государственной и муниципальной службысвоих функций существует множество проблем.
Одна изпроблем заключается в том, что административно-правовой статус не обеспечиваетэффективной работы государственной и муниципальной службы, так как у государственныхи муниципальных служащих существует значительное число избыточных функций, инеэффективные механизмы их реализации являются серьезным препятствием длянормальной работы государственных и муниципальных органов. А это, в своюочередь, подрывает доверие населения к органам государственной власти.
Решение этойи других проблем, в том числе решение проблемы коррупции в государственных имуниципальных органах, предполагалось осуществить в процессе административнойреформы.
Воктябре 2005 году распоряжением Правительства Российской Федерации былаутверждена Концепция административной реформы и План мероприятий по проведениюадминистративной реформы в Российской Федерации в 2006–2008 годах (№1789-р от25 октября 2005 года). В июле 2006 года постановлением ГубернатораХанты-Мансийского автономного округа – Югры была утверждена Программапроведения административной реформы в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре,а также План мероприятий по ее проведению на 2006–2008 годах (№93 от 7 июля2006 года).
Административнаяреформа направлена на повышение эффективности государственного управления наоснове строгого соблюдения государственными служащими законности,предоставления ими качественных публичных услуг населению, обеспечения праваграждан на объективную информацию.
Административнаяреформа должна повысить качество государственных услуг, оптимизировать функцииорганов исполнительной власти, ликвидировать возможности для коррупции. Онанапрямую касается всех жителей России, так как ее цель – сделать взаимодействияграждан с органами власти как можно более эффективным и простым.
Ожидаемыерезультаты проведения административной реформы были такие:
§  повышениестепени удовлетворенности граждан качеством и доступностью государственныхуслуг к 2008 году до 50% и к 2010 году – не менее чем до 70%;
§  снижениедоли издержек бизнеса на преодоление административных барьеров выручке к2008 году до 5%, к 2010 году – до 3%;
§  достижениезначений показателей эффективности государственного управления – 55%,эффективности государственного регулирования – 60% к 2008 году, а в2010 году – не ниже 70% по каждому из показателей.
Но на сегодняшний день нет ощутимых результатов, так как в первуюочередь успешность реализации административной реформы зависела отзаинтересованности в ней государственных служащих, призванных обеспечить еереализацию. Таким образом, неподготовленность и незаинтересованность государственныхи муниципальных служащих к административной реформе привела к замедлениюпроцесса преобразований.
Цельданной работы: исследование содержания административно-правового статусагосударственного и муниципального служащего.
Объект: административно-правовойстатус государственного и муниципального служащего.
Предмет:содержаниеадминистративно – правового статуса государственного и муниципальногослужащего.
Задачи:
1.        Изучитьи структурировать понятие «административно-правовой статус».
2.        Описатьадминистративно-правовой статус государственного служащего.
3.        Описатьадминистративно-правовой статус муниципального служащего.
4.        Рассмотретьпроблемы, связанные с административно-правовым статусом государственных имуниципальных служащих.
Гипотеза:
Мыпредполагаем, что эффективность государственной и муниципальной службы зависит,в первую очередь, от того, насколько правильно и полно разработанадминистративно-правовой статус государственных и муниципальных служащих внормативно-правовых актах РФ и субъектов РФ, а также от того, какосуществляется механизм управления и контроля в данной сфере.

1.Административно-правовой статус государственного служащего
Рассматриваяадминистративно-правовой статус государственного служащего, необходимо, преждевсего, соотнести понятия: «государственный служащий» и «государственнаяслужба».
Государственнаяслужба регулируется федеральными законами «О системе государственной службы РФ»от 27 мая 2003 года №58-ФЗ и «О государственной гражданской службе РФ» от 27июля 2005 года №79-ФЗ.
Государственная служба– это профессиональнаяслужебная деятельность, состоящая в обеспечении исполнения полномочий РФ и еесубъектов, государственных органов и лиц, замещающих государственные должностиРФ и ее субъектов. Государственная служба делится на три вида: государственнаягражданская служба, военная служба, правоохранительная служба.
Государственным служащимявляется гражданин РФ,исполняющий обязанности по должности государственной службы за денежное вознаграждение,выплачиваемое за счет средств федерального бюджета или бюджета субъекта РФ.
Государственнымслужащим может стать гражданин РФ не моложе 18 лет, владеющий государственнымязыком, имеющий профессиональное образование и соответствующий квалификационнымтребованиям.
Внастоящее время в России пока нет единого подхода к понятию«административно-правовой статус государственного служащего», а также нетединого нормативного акта, который бы устанавливал административно-правовойстатус государственного служащего в целостном комплексе норм. Одни юристырассматривают административно-правовой статус государственного служащегошироко, объединяя в это понятие гражданство, принципы, правоспособность,гарантии, ответственность, законные интересы и соответственно права иобязанности. Другие сводят административно-правовой статус госслужащего ксовокупности прав и обязанностей.
Одноиз общеизвестных определений звучит следующим образом: «Административно-правовойстатус государственных служащих определяется их правами, обязанностями,ограничениями, запретами и ответственностью перед обществом и государством».
Несмотряна путаницу в определениях, бесспорным является то обстоятельство, чтоадминистративно – правовой статус госслужащих начинается с их прав и обязанностей.
1.1Права и обязанности государственного служащего
 
Основныеправа государственногогражданского служащего закреплены в ст. 14 Федерального закона «Огосударственной гражданской службе РФ» от 27 июля 2004 года №79-ФЗ. К нимотносятся:
§  обеспечениенадлежащих организационно-технических условий, необходимых для исполнениядолжностных обязанностей;
§  ознакомлениес должностным регламентом и иными документами, определяющими его права иобязанности по замещаемой должности гражданской службы, критерии оценкиэффективности исполнения должностных обязанностей, показателямирезультативности профессиональной служебной деятельности и условиямидолжностного роста;
§  отдых,обеспечиваемый установлением нормальной продолжительности служебного времени,предоставлением выходных дней и нерабочих праздничных дней, а также ежегодныхоплачиваемых основного и дополнительных отпусков;
§  оплатутруда и другие выплаты в соответствии с настоящим Федеральным законом, иныминормативными правовыми актами Российской Федерации и со служебным контрактом;
§  получениев установленном порядке информации и материалов, необходимых для исполнениядолжностных обязанностей, а также на внесение предложений о совершенствованиидеятельности государственного органа;
§  доступв установленном порядке к сведениям, составляющим государственную тайну, еслиисполнение должностных обязанностей связано с использованием таких сведений;
§  доступв установленном порядке в связи с исполнением должностных обязанностей вгосударственные органы, органы местного самоуправления, общественные объединенияи иные организации;
§  ознакомлениес отзывами о его профессиональной служебной деятельности и другими документамидо внесения их в его личное дело, материалами личного дела, а также наприобщение к личному делу его письменных объяснений и других документов иматериалов;
§  защитусведений о гражданском служащем;
§  должностнойрост на конкурсной основе;
§  профессиональнуюпереподготовку, повышение квалификации и стажировку в порядке, установленномнастоящим Федеральным законом и другими федеральными законами;
§  членствов профессиональном союзе;
§  рассмотрениеиндивидуальных служебных споров в соответствии с настоящим Федеральным закономи другими федеральными законами;
§  проведениепо его заявлению служебной проверки;
§  защитусвоих прав и законных интересов на гражданской службе, включая обжалование всуд их нарушения;
§  медицинскоестрахование в соответствии с настоящим Федеральным законом и федеральнымзаконом о медицинском страховании государственных служащих РоссийскойФедерации;
§  государственнуюзащиту своих жизни и здоровья, жизни и здоровья членов своей семьи, а такжепринадлежащего ему имущества;
§  государственноепенсионное обеспечение в соответствии с федеральным законом.
К основным обязанностямгосударственногогражданского служащего в соответствии с Федеральным законом «О государственнойгражданской службе Российской Федерации» от 27 июля 2004 года №79-ФЗ (ст. 15)относятся:
§  соблюдатьКонституцию Российской Федерации, федеральные конституционные законы, федеральныезаконы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, конституции(уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов РоссийскойФедерации и обеспечивать их исполнение;
§  исполнятьдолжностные обязанности в соответствии с должностным регламентом;
§  исполнятьпоручения соответствующих руководителей, данные в пределах их полномочий,установленных законодательством Российской Федерации;
§ соблюдать при исполнениидолжностных обязанностей права и законные интересы граждан и организаций;
§ соблюдать служебныйраспорядок государственного органа;
§ поддерживать уровеньквалификации, необходимый для надлежащего исполнения должностных обязанностей;
§ не разглашать сведения,составляющие государственную и иную охраняемую федеральным законом тайну, атакже сведения, ставшие ему известными в связи с исполнением должностныхобязанностей, в том числе сведения, касающиеся частной жизни и здоровья гражданили затрагивающие их честь и достоинство;
§ беречь государственноеимущество, в том числе предоставленное ему для исполнения должностныхобязанностей;
§ представлять вустановленном порядке предусмотренные федеральным законом сведения о себе ичленах своей семьи, а также сведения о полученных им доходах и принадлежащемему на праве собственности имуществе, являющихся объектами налогообложения, обобязательствах имущественного характера (сведения о доходах, об имуществе иобязательствах имущественного характера);
§ сообщать о выходе изгражданства Российской Федерации или о приобретении гражданства другогогосударства в день выхода из гражданства Российской Федерации или в деньприобретения гражданства другого государства;
§ соблюдать ограничения,выполнять обязательства и требования к служебному поведению, не нарушатьзапреты, которые установлены настоящим Федеральным законом и другимифедеральными законами;
§ сообщать представителюнанимателя о личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей,которая может привести к конфликту интересов, принимать меры по предотвращениютакого конфликта.
Законодательствосубъектов РФ, регламентирующее деятельность государственных служащихгражданской службы, в вопросах прав и обязанностей опирается на федеральноезаконодательство.
 
1.2Ограничения, запреты и ответственность государственного служащего
 
Наосновании Федерального закона «О государственной гражданской службе РоссийскойФедерации» от 27 июля 2004 года №79-ФЗ» (ст. 16) существуют ограничения, связанные с гражданскойслужбой:
§ признания егонедееспособным или ограниченно дееспособным решением суда, вступившим взаконную силу;
§ осуждения его кнаказанию, исключающему возможность исполнения должностных обязанностей подолжности государственной службы (гражданской службы), по приговору суда,вступившему в законную силу, а также в случае наличия не снятой или непогашенной в установленном федеральным законом порядке судимости;
§ отказа от прохожденияпроцедуры оформления допуска к сведениям, составляющим государственную и инуюохраняемую федеральным законом тайну, если исполнение должностных обязанностейпо должности гражданской службы, на замещение которой претендует гражданин, илипо замещаемой гражданским служащим должности гражданской службы связано сиспользованием таких сведений;
§ наличия заболевания,препятствующего поступлению на гражданскую службу или ее прохождению иподтвержденного заключением медицинского учреждения. Порядок прохождениядиспансеризации, перечень таких заболеваний и форма заключения медицинскогоучреждения устанавливаются Правительством Российской Федерации;
§ близкого родства илисвойства (родители, супруги, дети, братья, сестры, а также братья, сестры,родители и дети супругов) с гражданским служащим, если замещение должностигражданской службы связано с непосредственной подчиненностью илиподконтрольностью одного из них другому;
§ выхода из гражданстваРоссийской Федерации или приобретения гражданства другого государства;
§ наличия гражданствадругого государства (других государств), если иное не предусмотреномеждународным договором Российской Федерации;
§ представления подложныхдокументов или заведомо ложных сведений при поступлении на гражданскую службу;
§ непредставленияустановленных настоящим Федеральным законом сведений или представления заведомоложных сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественногохарактера.
В связи спрохождением гражданской службы гражданскому служащему в соответствии сФедеральным законом «О государственной гражданской службе Российской Федерации»от 27 июля 2004 года №79-ФЗ» запрещается:
§ участвовать на платнойоснове в деятельности органа управления коммерческой организацией, заисключением случаев, установленных федеральным законом;
§ замещать должностьгражданской службы в случае:
а) избранияили назначения на государственную должность;
б) избранияна выборную должность в органе местного самоуправления;
в) избранияна оплачиваемую выборную должность в органе профессионального союза, в томчисле в выборном органе первичной профсоюзной организации, созданной вгосударственном органе;
§ осуществлятьпредпринимательскую деятельность;
§ приобретать в случаях,установленных федеральным законом, ценные бумаги, по которым может быть получендоход;
§ быть поверенным илипредставителем по делам третьих лиц в государственном органе, в котором онзамещает должность гражданской службы, если иное не предусмотрено настоящимФедеральным законом и другими федеральными законами;
§ получать в связи сисполнением должностных обязанностей вознаграждения от физических и юридическихлиц (подарки, денежное вознаграждение, ссуды, услуги, оплату развлечений,отдыха, транспортных расходов и иные вознаграждения). Подарки, полученныегражданским служащим в связи с протокольными мероприятиями, со служебнымикомандировками и с другими официальными мероприятиями, признаютсясоответственно федеральной собственностью и собственностью субъекта РоссийскойФедерации и передаются гражданским служащим по акту в государственный орган, в котором онзамещает должность гражданской службы, за исключением случаев, установленныхГражданским кодексом Российской Федерации;
§ выезжать в связи сисполнением должностных обязанностей за пределы территории Российской Федерацииза счет средств физических и юридических лиц, за исключением служебныхкомандировок, осуществляемых в соответствии с международными договорамиРоссийской Федерации или на взаимной основе по договоренности междуфедеральными органами государственной власти, органами государственной властисубъектов Российской Федерации и государственными органами других государств,международными и иностранными организациями;
§ использовать в целях, несвязанных с исполнением должностных обязанностей, средстваматериально-технического и иного обеспечения, другое государственное имущество,а также передавать их другим лицам;
§ разглашать илииспользовать в целях, не связанных с гражданской службой, сведения, отнесенныев соответствии с федеральным законом к сведениям конфиденциального характера,или служебную информацию, ставшие ему известными в связи с исполнениемдолжностных обязанностей;
§ допускать публичныевысказывания, суждения и оценки, в том числе в средствах массовой информации, вотношении деятельности государственных органов, их руководителей, включаярешения вышестоящего государственного органа либо государственного органа, вкотором гражданский служащий замещает должность гражданской службы, если это невходит в его должностные обязанности;
§ принимать без письменногоразрешения представителя нанимателя награды, почетные и специальные звания (заисключением научных) иностранных государств, международных организаций, а такжеполитических партий, других общественных объединений и религиозных объединений, если в егодолжностные обязанности входит взаимодействие с указанными организациями иобъединениями;
§ использовать преимуществадолжностного положения для предвыборной агитации, а также для агитации повопросам референдума;
§ использовать должностныеполномочия в интересах политических партий, других общественных объединений,религиозных объединений и иных организаций, а также публично выражать отношениек указанным объединениям и организациям в качестве гражданского служащего, еслиэто не входит в его должностные обязанности;
§ создавать вгосударственных органах структуры политических партий, других общественныхобъединений (за исключением профессиональных союзов, ветеранских и иных органовобщественной самодеятельности) и религиозных объединений или способствоватьсозданию указанных структур;
§ прекращать исполнениедолжностных обязанностей в целях урегулирования служебного спора.
Ответственностьза несоблюдение запретов (ст. 17) и ограничений (ст. 16),предусмотренных настоящими статьями, устанавливается настоящим Федеральнымзаконом «О государственной гражданской службе Российской Федерации» от 27 июля2004 года №79-ФЗ.                                                                      
Государственныеслужащие могут быть привлечены к дисциплинарной, административной, уголовной иматериальной ответственности:
1)основанием для привлечения служащего к дисциплинарнойответственности является дисциплинарный или должностной проступокнаказание за который предусмотрено Трудовым Кодексом РФ от 1 февраля 2002 года(ст. 419). Меры дисциплинарной ответственности: замечание, выговор, предупреждениео неполном должностном соответствии, освобождение от замещаемой должности, увольнение;
2)административная ответственность наступаетза совершение административных правонарушений, связанных со служебнойдеятельностью ст. 2.4. и ст. 2.5. КоАП Российской Федерации от 30декабря 2001 года №195-ФЗ. Например, вмешательство в работу избирательнойкомиссии, отказ в предоставлении гражданину информации, использование служебнойинформации на рынке ценных бумаг, невыполнение законных требований члена СоветаФедерации или депутата Государственной Думы и другие;
3)государственные служащие несут уголовнуюответственность за совершение должностных преступлений на основанииУголовного Кодекса РФ от 13 июня 1996 года №64-ФЗ: злоупотребление должностнымиполномочиями, превышение должностных полномочий, халатность, получение взятки,служебный подлог и другие;
4)материальная ответственностьгосударственных служащих состоит в обязанности служащего, причинившегоматериальный ущерб государству (органу, учреждению), физическому илиюридическому лицу, возместить ущерб в порядке и размерах, предусмотренныхзаконодательством.
 
1.3Оплата труда, поощрения и награждения государственного служащего гражданскойслужбы
 
Оплататруда гражданского служащего производится в виде денежного содержания,являющегося основным средством его материального обеспечения и стимулированияпрофессиональной служебной деятельности по замещаемой должности гражданскойслужбы.
Денежноесодержание гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностьюгражданской службы и месячного оклада гражданского служащего в соответствии сприсвоенным ему классным чином гражданской службы, которые составляют окладмесячного денежного содержания гражданского служащего, а также из ежемесячных ииных дополнительных выплат.
Кдополнительным выплатам относятся:
1)        ежемесячнаянадбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе в размерах:
пристаже гражданской службы в процентах
от1 года до 5 лет 10
от5 до 10 лет 15
от10 до 15 лет 20
свыше15 лет 30;
2)        ежемесячнаянадбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы в размередо 200 процентов этого оклада;
3)        ежемесячнаяпроцентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями,составляющими государственную тайну, в размерах и порядке, определяемыхзаконодательством Российской Федерации;
4)        премииза выполнение особо важных и сложных заданий, порядок выплаты которых определяетсяпредставителем нанимателя с учетом обеспечения задач и функций государственногооргана, исполнения должностного регламента (максимальный размер неограничивается);
5)        ежемесячноеденежное поощрение;
6)        единовременнаявыплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальнаяпомощь, выплачиваемые за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих.
Размерыокладов денежного содержания по должностям федеральной гражданской службыежегодно увеличиваются. Решение об увеличении размеров окладов денежногосодержания по должностям федеральной гражданской службы принимается ПрезидентомРоссийской Федерации по представлению Правительства Российской Федерации.
Федеральнымгражданским служащим, замещающим должности гражданской службы в государственноморгане, находящемся за пределами территории Российской Федерации, денежноесодержание выплачивается в иностранной валюте и в рублях в порядке и размерах,установленных Президентом Российской Федерации и Правительством РоссийскойФедерации.
По отдельнымдолжностям гражданской службы может устанавливаться особый порядок оплаты трудагражданских служащих, при котором оплата труда производится в зависимости отпоказателей эффективности и результативности профессиональной служебнойдеятельности, определяемых в срочном служебном контракте. Обобщенные показателиэффективности и результативности деятельности государственных органов, принятияи исполнения управленческих и иных решений, а также правового, организационногои документационного обеспечения исполнения указанных решений, общие длягосударственных органов и гражданских служащих, утверждаются соответственноПрезидентом Российской Федерации и Правительством Российской Федерации.
В ХМАО – ЮгреГубернатором определен перечень должностей гражданской службы, по которымустанавливается особый порядок оплаты труда в соответствии с Федеральнымзаконом «О государственной гражданской службе Российской Федерации» от 27 июля2004 года №79-ФЗ.
Дополнительнок предусмотренным федеральным законодательством оплаты труда государственномугражданскому служащему автономного округа в соответствии с ЗакономХанты-Мансийского автономного округа-Югры от 4 апреля 2005 года №20-оз «Оденежном содержании лиц, замещающих государственные должности Ханты-Мансийскогоавтономного округа-Югры, и лиц, замещающих должности государственнойгражданской службы Ханты-Мансийского автономного округа-Югры» устанавливается следующийсостав денежного содержания лиц, замещающих должности гражданской службыавтономного округа:
1)        окладмесячного денежного содержания, который включает в себя должностной оклад иоклад за классный чин:
Оклад заклассный чин устанавливается в размере рублей
Действительныйгосударственный советник автономного 1584
округа 1класса
Действительныйгосударственный советник автономного 1485
округа 2класса
Действительныйгосударственный советник автономного 1386
округа 3класса
Государственныйсоветник автономного округа 1 класса 1287
Государственныйсоветник автономного округа 2 класса 1188
Государственныйсоветник автономного округа 3 класса 1089
Советникгосударственной гражданской службы 990
РоссийскойФедерации 1 класса
Советникгосударственной гражданской службы 891
РоссийскойФедерации 2 класса
Советникгосударственной гражданской службы 792
РоссийскойФедерации 3 класса
Референтгосударственной гражданской службы 745,8
РоссийскойФедерации 1 класса
Референтгосударственной гражданской службы 646,8
РоссийскойФедерации 2 класса
Референтгосударственной гражданской службы 594
РоссийскойФедерации 3 класса
Секретарьгосударственной гражданской службы 528
РоссийскойФедерации 1 класса
Секретарьгосударственной гражданской службы 448,8
РоссийскойФедерации 2 класса
Секретарьгосударственной гражданской службы 396
РоссийскойФедерации 3 класса
2)        ежемесячные(персональные) надбавки за сложность, напряженность и высокие достижения вработе;
3)        ежемесячныенадбавки по районному коэффициенту за работу Крайнего Севера и приравненных кним местностям;
4)        ежемесячныепроцентные надбавки за работу Крайнего Севера и приравненных к ним местностям;
5)        премийза выполнение особо важных и сложных заданий, к юбилейным датам и праздничнымдням;
6)        премиипо результатам работы за год;
7)        ииные надбавки в соответствии с законодательством.
Забезупречную службу и эффективную гражданскую службу в соответствии сФедеральным законом «О государственной гражданской службе Российской Федерации»от 27 июля 2004 года №79-ФЗ применяются следующие виды поощрения и награждения:
1)        объявлениеблагодарности с выплатой единовременного поощрения;
2)        награждениепочетной грамотой государственного органа с выплатой единовременного поощренияили с вручением ценного подарка;
3)        иныевиды поощрения и награждения государственного органа;
4)        выплатаединовременного поощрения в связи с выходом на государственную пенсию завыслугу лет;
5)        поощренияПравительства Российской Федерации;
6)        поощренияПрезидента Российской Федерации;
7)        присвоениепочетных званий Российской Федерации;
8)        награждениезначками отличия Российской Федерации;
9)        награждениеорденами и медалями Российской Федерации.
Решениео поощрении или награждении гражданского служащего в соответствии с пунктами 1 –4 принимается представителем нанимателя, а решение о поощрении или награждениигражданского служащего в соответствии с пунктами 5 – 9 принимается попредставлению представителя нанимателя в порядке, установленномзаконодательством Российской Федерации.
Выплатагражданскому служащему единовременного поощрения, предусмотренного пунктами 1 –3, производится в порядке и размерах, утверждаемых представителем нанимателя(руководитель государственного органа, лицо, замещающее государственнуюдолжность, либо представитель указанных руководителя или лица, осуществляющиеполномочия нанимателя от имени Российской Федерации или субъекта РоссийскойФедерации) в пределах установленного фонда оплаты труда гражданских служащих.
При поощренииили награждении гражданского служащего в соответствии с пунктами 5 – 9 выплачиваетсяединовременное поощрение в порядке и на условиях, установленныхзаконодательством Российской Федерации.
Решения опоощрении или награждении в соответствии с пунктами 1 – 4 оформляются правовымактом государственного органа, а в соответствии с пунктами 5 – 9 – нормативнымиправовыми актами Российской Федерации. Соответствующая запись о поощрении или награждениивносится в трудовую книжку и личное дело гражданского служащего.
1.4Гарантии государственному служащему
 
Дляобеспечения правовой и социальной защищенности гражданских служащих, повышениямотивации эффективного исполнения ими своих должностных обязанностей,укрепления стабильности профессионального состава кадров гражданской службы и впорядке компенсации ограничений, установленных настоящим Федеральным законом «Огосударственной гражданской службе Российской Федерации» от 27 июля 2004 года №79-ФЗ,гражданским служащим предоставляются основные государственные гарантии:
1) равныеусловия оплаты труда, а также сопоставимые показатели оценки эффективностирезультатов профессиональной служебной деятельности при замещениисоответствующих должностей гражданской службы, если иное не установленонастоящим Федеральным законом;
2) правогражданского служащего на своевременное и в полном объеме получение денежногосодержания;
3) условияпрохождения гражданской службы, обеспечивающие исполнение должностных обязанностейв соответствии с должностным регламентом;
4) отдых,обеспечиваемый установлением нормальной продолжительности служебного времени,предоставлением выходных дней и нерабочих праздничных дней, а также ежегодныхоплачиваемых основного и дополнительных отпусков;
5)медицинское страхование гражданского служащего и членов его семьи, в том числепосле выхода гражданского служащего на пенсию за выслугу лет, в соответствии снастоящим Федеральным законом и федеральным законом о медицинском страхованиигосударственных служащих Российской Федерации;
6)обязательное государственное социальное страхование на случай заболевания илиутраты трудоспособности в период прохождения гражданской службы либо сохранениеденежного содержания при временной нетрудоспособности, а также на времяпрохождения медицинского обследования в специализированном учрежденииздравоохранения в соответствии с федеральным законом;
7) выплаты пообязательному государственному страхованию в случаях, порядке и размерах,установленных соответственно федеральными законами и законами субъектовРоссийской Федерации;
8) возмещениерасходов, связанных со служебными командировками. Порядок и условиякомандирования гражданского служащего устанавливаются соответственно указомПрезидента Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектаРоссийской Федерации;
9) возмещениерасходов, связанных с переездом гражданского служащего и членов его семьи вдругую местность при переводе гражданского служащего в другой государственныйорган. Порядок и условия возмещения расходов гражданскому служащемуустанавливаются соответственно постановлением Правительства РоссийскойФедерации и нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации;
10) защитагражданского служащего и членов его семьи от насилия, угроз и другихнеправомерных действий в связи с исполнением им должностных обязанностей вслучаях, порядке и на условиях, установленных федеральным законом;
11)государственное пенсионное обеспечение в порядке и на условиях, установленныхфедеральным законом о государственном пенсионном обеспечении граждан РоссийскойФедерации, проходивших государственную службу, и их семей.
Гражданскимслужащим при определенных условиях, предусмотренных настоящим Федеральнымзаконом «О государственной гражданской службе Российской Федерации» от 27 июля2004 года №79-ФЗ и Законом Ханты-Мансийского автономного округа-Югры «Огосударственной гражданской службе Ханты-Мансийского автономного округа-Югры»от 31 декабря 2004 года №97-оз, могут предоставляться следующие дополнительныегосударственные гарантии:
1)профессиональная переподготовка, повышение квалификации и стажировка ссохранением на этот период замещаемой должности гражданской службы и денежногосодержания;
2)транспортное обслуживание, обеспечиваемое в связи с исполнением должностныхобязанностей, в зависимости от категории и группы замещаемой должностигражданской службы, а также компенсация за использование личного транспорта вслужебных целях и возмещение расходов, связанных с его использованием;
3) замещениеиной должности гражданской службы при реорганизации или ликвидациигосударственного органа либо сокращении должностей гражданской службы всоответствии со статьей 31 настоящего Федерального закона;
4)единовременная субсидия на приобретение жилой площади один раз за весь периодгражданской службы;
5)предоставление к ежегодному оплачиваемому отпуску льготной путевки насанаторно-курортное лечение и льготной путевки детям гражданского служащего, атакже оплата проезда по месту санаторно-курортного лечения.
1.5Должности и классные чины гражданской службы
 
Государственная должность– это должность вфедеральных органах государственной власти, органах государственной властисубъектов Российской Федерации, а также в иных государственных органах сустановленными обязанностями по исполнению полномочий данного государственногооргана, денежным содержанием и ответственностью за исполнение этихобязанностей.
Изсистемы должностей государственной службы исключаются должности лиц,непосредственно исполняющих полномочия государственных органов. К нимотносятся: Президент РФ, Председатель Правительства РФ, председатели палатФедерального Собрания РФ, руководители органов законодательной и исполнительнойвласти субъектов РФ, депутаты, министры, судьи. Они не являются государственнымислужащими.
Государственнымслужащим может стать гражданин РФ не моложе 18 лет, владеющий государственнымязыком, имеющий профессиональное образование и соответствующий квалификационнымтребованиям.
Должностигражданской службы подразделяются на следующие категории:
1)        руководители-должностируководителей и заместителей руководителей государственных органов и ихструктурных подразделений, должности руководителей и заместителей руководителейтерриториальных органов федеральных органов исполнительной власти и ихструктурных подразделений, должности руководителей и заместителей руководителейпредставительств государственных органов и их структурных подразделений,замещаемые на определенный срок полномочий или без ограничения срокаполномочий;
2)        помощники(советники) – должности, учреждаемые для содействия лицам, замещающимгосударственные должности, руководителям государственных органов, руководителямтерриториальных органов федеральных органов исполнительной власти ируководителям представительств государственных органов в реализации ихполномочий и замещаемые на определенный срок, ограниченный сроком полномочийуказанных лиц или руководителей;
3)        специалисты-должности,учреждаемые для профессионального обеспечения выполнения государственнымиорганами установленных задач и функций и замещаемые без ограничения срокаполномочий;
4)        обеспечивающиеспециалисты-должности, учреждаемые для организационного, информационного,документационного, финансово-экономического, хозяйственного и иного обеспечениядеятельности государственных органов и замещаемые без ограничения срокаполномочий.
Должностигражданской службы подразделяются на следующие группы:
1)        высшиедолжности гражданской службы;
2)        главныедолжности гражданской службы;
3)        ведущиедолжности гражданской службы;
4)        старшиедолжности гражданской службы;
5)        младшиедолжности гражданской службы;
Должностикатегорий «руководители» и «помощники (советники)» подразделяются на высшую,главную и ведущую группу должностей гражданской службы.
Должностикатегории «специалисты» подразделяются на высшую, главную, ведущую и старшуюгруппы должностей гражданской службы.
Должностикатегории «обеспечивающие специалисты» подразделяются на главную, ведущую,старшую и младшую группы должностей гражданской службы.
Должностигосударственной гражданской службы, классифицированные по государственныморганам, критериям, группам, классным чинам образуют Реестр должностейфедеральной государственной гражданской службы утвержденный Указом ПрезидентаРоссийской Федерации и Реестр должностей государственной гражданской службыХанты-Мансийского автономного округа-Югры утвержденный постановлениемГубернатора Ханты-Мансийского автономного округа-Югры.
Классныйчин гражданского служащего – степень служебного положения государственногогражданского служащего, имеющего определенный класс, служебный разряд, скоторым связаны определенные права и обязанности по должности гражданскойслужбы.
Классныечины гражданской службы перечислены в Федеральном законе от 27 июля 2004 года №79-ФЗ«О государственной гражданской службе Российской Федерации» и ЗаконеХанты-Мансийского автономного округа-Югры от 31 декабря 2004 года №97-оз «Огосударственной гражданской службе Ханты-Мансийского автономного округа-Югры»:
Классныечины гражданской службы присваиваются гражданским служащим в соответствии сзамещаемой должностью гражданской службы в пределах группы должностейгражданской службы:
1)        гражданскимслужащим, замещающим должности федеральной гражданской службы высшей группы,присваивается классный чин гражданской службы – действительный государственныйсоветник Российской Федерации или Ханты-Мансийского автономного округа-Югры 1,2 или 3-го класса;
2)        гражданскимслужащим, замещающим должности федеральной гражданской службы главной группы,присваивается классный чин гражданской службы – государственный советникРоссийской Федерации или Ханты-Мансийского автономного округа-Югры 1, 2 или 3-гокласса;
3)        гражданскимслужащим, замещающим должности гражданской службы ведущей группы, присваиваетсяклассный чин гражданской службы – советник Российской Федерации илиХанты-Мансийского автономного округа-Югры 1, 2 или 3-го класса;
4)        гражданскимслужащим, замещающим должности гражданской службы старшей группы, присваиваетсяклассный чин гражданской службы – референт Российской Федерации илиХанты-Мансийского автономного округа-Югры 1, 2 или 3-го класса;
5)        гражданскимслужащим, замещающим должности гражданской службы младшей группы, присваиваетсяклассный чин гражданской службы – секретарь Российской Федерации или Ханты-Мансийскогоавтономного округа-Югры 1, 2 или 3-го класса.


2. Административно-правовойстатус муниципального служащего
 
Муниципальнаяслужба – это служебная деятельность в органах местного самоуправления,осуществляется на основе замещения муниципальной должности.
2.1Муниципальнаядолжность и её структура
 
Служебнаядеятельность в органах местного самоуправления осуществляется на основезамещения муниципальной должности.
Муниципальнаядолжность – это должность, предусмотренная уставом муниципального образования всоответствии с Законом РФ «О муниципальной службе в Российской Федерации» от 2марта 2007 года №25-ФЗ, с установленными полномочиями на решение вопросовместного значения и ответственностью за осуществление этих полномочий, а такжедолжность в органах местного самоуправления, образуемых в соответствии суставом муниципального образования, с установленными кругом обязанностей поисполнению и обеспечению полномочий данного органа местного самоуправления иответственностью за исполнение этих обязанностей.
Таким образом,Федеральный закон «О муниципальной службе в Российской Федерации» от 2 марта2007 года №25-ФЗ подразделяет все муниципальные должности на два вида:
1)        выборныемуниципальные должности, которые замещаются во-первых в результате муниципальныхвыборов (депутаты, члены выборного органа местного самоуправления, выборныедолжностные лица местного самоуправления); во-вторых, на основании решенийпредставительного или иного выборного органа местного самоуправления вотношении лиц, избранных в состав указанных органов в результате муниципальныхвыборов (председатель представительного органа местного самоуправления и др.);
2)        иныемуниципальные должности, замещаемые путем заключения трудового договора, – муниципальныедолжности муниципальной службы.
Муниципальные должности Березовского района подразделяются такжена: выборные муниципальные должности, замещаемые в результате муниципальныхвыборов (депутат Думы района, глава района) и замещаемые на основании решенийДумы района (председатель Думы района, заместитель председателя Думы района), ина иные муниципальные должности (муниципальные должности муниципальной службы),замещаемые путем заключения трудового договора.
Закон «Омуниципальной службе в Российской Федерации» от 2 марта 2007 года №25-ФЗ, определяямуниципальную должность, подразделяет их также на две группы:
1) должностис установленными полномочиями на решение вопросов местного значения;
2) должностис установленным кругом обязанностей по исполнению и обеспечению полномочийорганов местного самоуправления.
В соответствии с Уставом Березовского района к муниципальнымдолжностям муниципальной службы, замещаемым на срок полномочий главыБерезовского района относятся муниципальные должности муниципальной службывысшей группы категории «помощники (советники)»:
1)        помощник, советник, консультант главы района;
2)        пресс-секретарь главы района.
В первомслучае речь идет о должностях выборных лиц местного самоуправления, то естьдолжностных лицах, избранных населением непосредственно или представительныморганом местного самоуправления из своего состава, наделенных согласно уставумуниципального образования полномочиями на решение вопросов местного значения.
Во второмслучае имеется в виду должности муниципальной службы, т.е. должности в органахместного самоуправления. Лица, их замещающие – муниципальные служащие, – осуществляютпрофессиональную деятельность на постоянной основе в органах местногосамоуправления по исполнению их полномочий.
Муниципальныедолжности муниципальной службы устанавливаются нормативными правовыми актамиорганами местного самоуправления в соответствии с реестром муниципальныхдолжностей муниципальной службы, утверждаемым законом субъекта РФ. Например, Закон«О реестре должностей муниципальной службы в Ханты-Мансийском автономномокруге» от 20 июля 2007 года №97-оз.
Согласноэтому Реестру муниципальные должности подразделяются на:
1)        должностикатегории «А» (выборные муниципальные должности);
2)        должностимуниципальной службы:
а) должностикатегории «Б»;
б) должностикатегории «В».
Должностикатегории «Б» – это должности муниципальной службы для обеспечения исполненияполномочий лиц, занимающих муниципальные должности категории «А» (главамуниципального образования, председатель представительного органа местногосамоуправления муниципального образования, работающий на постоянной основе,заместитель председателя представительного органа местного самоуправлениямуниципального образования, работающий на постоянной основе, депутат,работающий на постоянной основе).
Должностикатегории «В» – это должности муниципальной службы для обеспечения полномочийорганов местного самоуправления.
Всемуниципальные должности муниципальной службы Ханты-Мансийского автономногоокруга Реестр подразделяет на следующие группы:
1)        муниципальныедолжности категории «А»(глава муниципального образования, председательпредставительного органа местного самоуправления муниципального образования,работающий на постоянной основе, заместитель председателя представительногооргана местного самоуправления муниципального образования, работающий напостоянной основе);
высшиедолжности категории «Б» (первый заместитель, заместитель главы муниципальногообразования, управляющий делами администрации муниципального образования);
высшиедолжности категории «В»(председатель органа муниципального финансовогоконтроля, созданного представительным органом местного самоуправления,председатель избирательной комиссии муниципального образования, работающий напостоянной основе, руководитель аппарата представительного органа местногосамоуправления, директор департамента, председатель комитета, комиссии,начальник управления, глава администрации населенного пункта, пресс-секретарьпредставительного органа местного самоуправления);
2)        главныедолжности категории «Б» (помощник главы муниципального образования, помощникпредседателя представительного органа местного самоуправления, советникпредседателя представительного органа местного самоуправления, советник главымуниципального образования, консультант главы муниципального образования,консультант председателя представительного органа местного самоуправления,пресс-секретарь главы муниципального образования, заместитель управляющегоделами главы муниципального образования, заместитель управляющего деламиадминистрации муниципального образования);
главныедолжности категории «В» (помощник первого заместителя главы муниципальногообразования, помощник заместителя главы муниципального образования, главныйбухгалтер представительного органа местного самоуправления, заместительпредседателя органа муниципального финансового контроля, созданногопредставительным органом местного самоуправления, заместитель директорадепартамента, заместитель председателя комитета, комиссии, заместительначальника управления, председатель комитета в составе департамента, начальникуправления в составе департамента, комитета, начальник (заведующий) отдела,службы, заместитель руководителя территориального подразделения администрациимуниципального образования, секретарь избирательной комиссии муниципального образования,работающий на постоянной основе);
3)        ведущиедолжности «Б»(помощник депутата представительного органа муниципальногообразования); ведущие должности «В» (заместители руководителей структурныхподразделений администрации, консультанты, специалист-эксперт);
4)        старшиедолжности «В»(главный специалист, ведущий специалист);
5)        младшиедолжности «В»(специалист 1 категории, специалист 2 категории,специалист).
2.2Праваи обязанности муниципального служащего
 
Муниципальныеслужащие, как граждане Российской Федерации, обладают всей полнотой прав,свобод, обязанностей, которые признаются международными правовыми актами,Конституцией РФ, федеральными законами, законами субъектов РФ, муниципальнымиправовыми актами.
Таковымиявляются: Федеральный закон «О муниципальной службе в Российской Федерации» от2 марта 2007 года №25-ФЗ, закон субъекта закон «О реестре должностей муниципальнойслужбы в Ханты-Мансийском автономном округе» от 20 июля 2007 года №97-оз, законХанты – Мансийского автономного округа «Об отдельных вопросах муниципальнойслужбы
в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре».
Правовой статус муниципального служащего – это, прежде всего,права, обязанности, ограничения, связанные с исполнением служебныхобязанностей, гарантии и ответственность.
Федеральныйзакон «О муниципальной службе в Российской Федерации» от 2 марта 2007 года №25-ФЗне определяет конкретных прав и обязанностей муниципальных служащих. Они обычнофиксируются в законах субъектов РФ.
С цельюосуществления муниципальным служащим своих должностных полномочий Закон «Омуниципальной службе в Ханты-Мансийском автономном округе» гарантирует емуследующие общие права:
Муниципальныйслужащий имеет право на:
1)        закреплениев письменной форме функций и полномочий по занимаемой должности муниципальнойслужбы и на необходимые условия для ее существования; ознакомление сдокументами, определяющими его правами и обязанности по занимаемой должностимуниципальной службы, критерии оценки качества работы и условия продвижения послужбе;
2)        продвижениепо службе, увеличение денежного содержания за служебные заслуги; замещениевакантной должности муниципальной службы или государственной должностигосударственной службы с учетом его квалификационного разряда; участие пособственной инициативе в конкурсе на замещение вакантной должностимуниципальной службы или государственной должности государственной службы;
3)        получениев установленном порядке информации и материалов, необходимых для исполнения имдолжностных обязанностей;
4)        посещениев установленном порядке для исполнения им должностных обязанностей предприятия,учреждений и организаций независимо от организационно-правовой формы и формсобственности;
5)        принятиерешений и участие в их подготовке в пределах своей компетенции в соответствии сдолжностными обязанностями;
6)        денежноесодержание не ниже установленного федеральным законом минимального размера;увеличение размера денежного содержания с учетом результатов работы, отношенияк исполнению служебных обязанностей и уровня квалификации, стажа работы;
7)        обращениев органы местного самоуправления, органы государственной власти, а также судыдля разрешения споров, связанных с муниципальной службой;
8)        объединениев профессиональные союзы;
9)        проведениепо его требованию служебного расследования для опровержения сведений, порочащихего честь и достоинство;
10)     знакомствопо первому требованию со всеми материалами своего дела, отзывами о своейдеятельности и другими документами до внесения их в личное дело, а такжеприобщение к личному делу своих объяснений;
11)     внесениепредложений по совершенствованию муниципальной службы;
12)     повышениеквалификации за счет средств местного бюджета.
Вместе с темуставы муниципальных образований и иные муниципальные правовые акты могутнаделять муниципальных служащих дополнительными правами и устанавливатьдополнительные обязанности.
Обязанности,также закрепляемые законами субъектов Федерации в данном случае Законом «Омуниципальной службе в Ханты-Мансийском автономном округе» и распространяющиесяна всех муниципальных служащих данного субъекта Федерации, как и их права,призваны обеспечить эффективное осуществление муниципальным служащим своихдолжностных полномочий.
Муниципальныйслужащий в соответствии со своими должностными обязанностями обязан:
1)        обеспечиватьсоблюдение норм муниципального права, установленных Конституцией РФ,федеральными законами, Уставом автономного округа и законами автономногоокруга, уставом муниципального образования;
2)        исполнятьфедеральные законы, законы автономного округа, настоящий Закон «О муниципальнойслужбе в Ханты-Мансипйском автономном округе», другие нормативно-правовые акты федеральныхорганов государственной власти и органов государственной власти автономногоокруга, нормативные правовые акты органов местного самоуправления, а такжерешение, принятые членами соответствующего местного сообщества непосредственнона местном референдуме, собрании, сходе, конференции;
3)        обеспечиватьреализацию решений, принятых путем прямого волеизъявления граждан, а такжеправовых актов органов местного самоуправления, в том числе регулирующих сферуего полномочий;
4)        исполнятьприказы, распоряжения и указания вышестоящих в порядке подчиненностируководителей, изданные в пределах их должностных полномочий;
5)        обеспечиватьсоблюдение и защиту прав и законных интересов членов соответствующего местногосообщества, иных граждан;
6)        своевременнои в пределах своих должностных полномочий рассматривать непосредственныеобращения членов местного сообщества, иных граждан, юридических лиц, а такжепоручения руководителя или иного уполномоченного вышестоящего должностного лицамуниципального органа в связи с обращениями граждан, юридических лиц, разрешаяих в порядке, установленном федеральными законами, законами автономного округаи нормативными правовыми актами органов местного самоуправления;
7)        обеспечиватькаждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственнозатрагивающими его права и свободы, а также возможность получения гражданамидругой полной и достоверной информации о деятельности органов местногосамоуправления, необходимой гражданину для защиты его нарушенных прав, еслииное не предусмотрено законом; основанием для отказа в предоставлении указанныхдокументов и материалов является отнесение сведений, содержащихся в них, кгосударственной, служебной или иной охраняемой законодательством РоссийскойФедерации тайне;
8)        сохранятьгосударственную и иную охраняемую законом тайну, а также ставшие ему известнымив связи с исполнением служебных обязанностей сведений, затрагивающие частную жизнь,честь и достоинство членов соответствующего местного сообщества и иных граждан,их политические убеждения и вероисповедание, в том числе после прекращениямуниципальной службы;
9)        поддержатьсвою квалификацию на уровне, необходимом для исполнения должностныхобязанностей;
10)     соблюдаянормы служебной этики, установленный служебный распорядок, должностныеинструкции, порядок обращения со служебной информацией, не совершать действий,затрудняющих работу муниципальных органов, а также приводящих к подрывуавторитета муниципальной службы.
 
2.3Ограничения и ответственность муниципального служащего
 
Однакоследует иметь в виду, что с муниципальной службой связаны определенныеограничения, которые устанавливаются Федеральным Законом «О муниципальнойслужбе в Российской Федерации» от 2 марта 2007 года №25-ФЗ.
Как известно,ст. 55 Конституции РФ предусматривает возможность ограничения прав исвобод человека и гражданина в целях защиты основ конституционного строя,нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспеченияобороны страны и безопасности государства. Вместе с тем такие ограничения могутбыть установлены только в Федеральном законе «О муниципальной службе вРоссийской Федерации» от 2 марта 2007 года №25-ФЗ.
Муниципальныйслужащий не вправе:
1)        заниматьсядругой оплачиваемой деятельностью, кроме педагогической, научной и инойтворческой деятельности;
2)        бытьдепутатом Государственной Думы Федерального Собрания РФ, депутатомзаконодательного (представительного) органа субъекта Федерации, депутатомпредставительного органа местного самоуправления, членом иных выборных органовместного самоуправления, выборным должностным лицом местного самоуправления;
3)        заниматьсяпредпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц;
4)        состоятьчленом органа управления коммерческой организации, если иное не предусмотренозаконом или если в порядке, установленном уставом муниципального образования всоответствии с федеральными законами и законами субъекта Федерации, ему непоручено участвовать в управлении этой организацией;
5)        бытьповеренным или представителем по делам третьих лиц в органе местногосамоуправления, в котором он состоит на муниципальной службе либо которыйнепосредственно подчинен или подконтролен ему;
6)        использоватьв неслужебных целях средства материально-технического, финансового иинформационного обеспечения, другое имущество и служебную информацию;
7)        получатьгонорары за публикации и выступления в качестве муниципального служащего;
8)        получатьот физических лиц и юридических лиц вознаграждения (подарки, денежноевознаграждение, ссуды, услуги, оплату развлечений, отдыха, транспортныхрасходов и иные вознаграждения), связанные с исполнением им должностныхобязанностей;
9)        выезжатьв командировки за счет средств физических и юридических лиц, за исключениемкомандировок, осуществляемых на взаимной основе по договоренности органовместного самоуправления муниципального образования с органами местногосамоуправления других муниципальных образований, а также с органами государственнойвласти и органами местного самоуправления иностранных государств,международными и иностранными некоммерческими организациями;
10)     приниматьучастие в забастовках;
11)     использоватьсвое служебное положение в интересах политических партий, религиозных и другихобщественных объединений.
Занеисполнения или ненадлежащее исполнение муниципальным служащим, возложенных нанего обязанностей (должностной проступок) на муниципального служащего могутвозлагаться дисциплинарные взыскания, предусмотренные нормативными правовымиактами органов местного самоуправления в соответствии с федеральными законами,законами субъектов Российской Федерации.
 
2.4 Оплататруда, поощрения и гарантии муниципального служащего
 
Правовоерегулирование вопросов оплаты труда лиц, замещающих муниципальные должности, илиц, замещающих муниципальные должности муниципальной службы Ханты-Мансийскогоавтономного округа, осуществляется Законом Ханты-Мансийского автономного округа«О денежном содержании лиц, замещающих муниципальные должности, и лиц,замещающих муниципальные должности муниципальной службы в Ханты-Мансийскомавтономном округе» от 15 ноября 2002 года №72-оз и принимаемыми в соответствиис ним иными актами органов местного самоуправления Ханты-Мансийскогоавтономного округа на основе общих принципов организации муниципальной службы,установленных Конституцией Российской Федерации, Закон субъекта РоссийскойФедерации «Об отдельных вопросах муниципальной службы в Ханты-Мансийскомавтономном округе – Югре», законе «О муниципальной службе в РоссийскойФедерации» от 2 марта 2007 года №25-ФЗ, законами Ханты-Мансийского автономногоокруга «О местном самоуправлении в Ханты-Мансийском автономном округе», «Омуниципальной службе в Ханты-Мансийском автономном округе» и иными нормативнымиправовыми актами.
Денежноесодержание лиц, замещающих муниципальные должности категории «А» состоит из:
1)        должностногооклада;
2)        надбавкик должностному окладу за особые условия муниципальной службы;
3)        надбавкик должностному окладу за выслугу лет;
4)        процентнойнадбавки за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях;
5)        районногокоэффициента;
6)        надбавкиза ученную степень;
7)        премиипо результатам работы;
8)        иныхнадбавок в соответствии с федеральным законодательством.
Размерыперсональных должностных окладов главы муниципального образования ипредставителя представительного органа местного самоуправления устанавливаютсярешением представительного органа местного самоуправления.
Размерыдолжностных окладов лиц, замещающих выборные муниципальные должности иосуществляющих свои полномочия на постоянной основе, устанавливаютсянормативным актом представительного органа местного самоуправления и не должныпревышать размера должностного оклада главы муниципального образования.
Должностныеоклады главе муниципального образования и председателю представительного органаместного самоуправления устанавливаются в зависимости от численности населенияи территориальной    особенности (город, район, административный центр)муниципального образования в процентах по отношению к установленномудолжностному окладу высшего должностного лица автономного округа. Размерпроцентов определяется в зависимости от группы по оплате труда.
Минимальныйразмер должностного оклада лица, замещающего муниципальную должность категории«А», не может быть не менее 3,33 минимального должностного окладамуниципального служащего, замещающего младшую муниципальную должностьмуниципальной службы.
Максимальныйразмер должностного оклада лица, замещающего муниципальную должность категории«А», за исключением главы муниципального образования и председателяпредставительного органа местного самоуправления, должен превышать минимальныйразмер должностного оклада, более чем в 2 раза.
Персональныедолжностные оклады лицам, замещающим муниципальные должности категории «А»,устанавливаются решением представительного органа местного самоуправления.
Денежноесодержание лиц, замещающих муниципальные должности муниципальной службыкатегорий «Б» и «В», состоит из:
1)        должностногооклада;
2)        надбавкик должностному окладу за квалификационный разряд;
3)        надбавкик должностному окладу за особые условия муниципальной службы;
4)        надбавкик должностному окладу за выслугу лет;
5)        процентнойнадбавки за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях;
6)        районногокоэффициента;
7)        надбавкиза ученную степень;
8)        премиипо результатам работы;
9)        иныхнадбавок в соответствии с федеральным законодательством.
Выплата вышеперечисленных надбавок и премий лицам, замещающим муниципальные должностимуниципальной службы, осуществляется в соответствии с Законом Ханты-Мансийскогоавтономного округа «О денежном содержании лиц, замещающих муниципальныедолжности, и лиц, замещающих муниципальные должности муниципальной службы вХанты-Мансийском автономном округе» от 15 ноября 2002 года №72-оз ипринимаемыми в соответствии с ним иными актами органов местного самоуправления.
Главоймуниципального образования для лиц, замещающих высшие должности муниципальнойслужбы категории «Б», может устанавливаться персональная стимулирующая надбавкак должностному окладу за сложность, напряженность и высокие достижения в работев размере до 50 процентов от должностного оклада.
Размерыдолжностных окладов муниципальных служащих должны быть не менее:
1)        одногоминимального должностного оклада муниципального служащего – для муниципальныхслужащих, замещающих младшие муниципальные должности муниципальной службыкатегории «В»;
2)        1,6минимального должностного оклада муниципального служащего – для муниципальныхслужащих, замещающих старшие муниципальные должности муниципальной службыкатегории «В»;
3)        2,1минимального должностного оклада муниципального служащего – для муниципальныхслужащих, замещающих ведущие муниципальные должности муниципальной службыкатегории «В»;
4)        2,5минимального должностного оклада муниципального служащего – для муниципальныхслужащих, замещающих главные муниципальные должности муниципальной службыкатегории «В», ведущие муниципальные должности муниципальной службы категории«Б»;
5)        3,1минимального должностного оклада муниципального служащего – для муниципальныхслужащих, замещающих высшие муниципальные должности муниципальной службыкатегории «В», главные муниципальные должности муниципальной службы категории«Б»;
6)        3,33минимального должностного оклада муниципального служащего – для муниципальныхслужащих, замещающих высшие муниципальные должности муниципальной службыкатегории «Б»;
Минимальныйразмер должностного оклада члена избирательной комиссии, работающего напостоянной основе, устанавливается на уровне минимального должностного окладалица, замещающего муниципальную должность категории «А».
Максимальныйразмер должностного оклада, установленного применительно к муниципальнойдолжности муниципальной службы определенной группы, не должен превышать минимальногоразмера должностного оклада, установленного применительно к муниципальнойдолжности муниципальной службы этой же группы, более чем в 1,8 раза.
Всоответствии с Законом Ханты-Мансийского автономного округа «О денежномсодержании лиц, замещающих муниципальные должности, и лиц, замещающихмуниципальные должности муниципальной службы в Ханты-Мансийском автономномокруге» от 15 ноября 2002 года №72-оз надбавка к должностному окладу заквалификационный разряд устанавливается в размере:
рублей
Действительныймуниципальный советник автономного 1080
округа 1класса
Действительныймуниципальный советник автономного 1015
округа 2класса
Действительныймуниципальный советник автономного 945
округа 3класса
Муниципальныйсоветник 1 класса 850
Муниципальныйсоветник 2 класса 810
Муниципальныйсоветник 3 класса 740
Советникмуниципального образования 1 класса 675
Советникмуниципального образования 2 класса 605
Советникмуниципального образования 3 класса 540
Советникмуниципальной службы 1 класса 505
Советник муниципальнойслужбы 2 класса 440
Советникмуниципальной службы 3 класса 405
Референт муниципальнойслужбы 1 класса 360
Референт муниципальнойслужбы 2 класса 305
Референт муниципальнойслужбы 3 класса 270
Денежноесодержание муниципального служащего в соответствии с замещаемой им должностьюмуниципальной службы и должностного оклада муниципального служащего всоответствии с присвоенным ему квалификационным разрядом муниципальной службысоставляют оклад денежного содержания муниципального служащего, а такжедополнительные выплаты и надбавки.
Надбавкак должностному окладу за выслугу лет устанавливается в размере:
1)        10%от установленного должностного оклада – для муниципальных служащих, имеющихвыслугу лет от 1 года до 3 лет;
2)        20%от установленного должностного оклада – для муниципальных служащих, имеющихвыслугу лет от 3 лет до 7 лет;
3)        30%от установленного должностного оклада – для муниципальных служащих, имеющихвыслугу лет от 7 лет до 12 лет;
4)        40%от установленного должностного оклада – для муниципальных служащих, имеющихвыслугу лет от 12 лет и выше;
К правовымнормам, закрепляющим правовой статус муниципального служащего, относятся нормы,устанавливающие основания, виды и порядок применения поощрений муниципальногослужащего. Они содержатся в правовых актах муниципальных образований,принимаемых в соответствии с Федеральным законом «О муниципальной службе вРоссийской Федерации» от 2 марта 2007 года №25-ФЗ, и Законом субъекта Федерации«О муниципальной службе в Ханты-Мансийском автономном округе».
Закон «Омуниципальной службе в Российской Федерации» от 2 марта 2007 года №25-ФЗ неустанавливает конкретные виды поощрений и порядок их применения. Законысубъектов Федерации о муниципальной службе содержат нормы, которые определяютоснования, виды и порядок применения поощрений муниципального служащего. Приэтом за муниципальными образованиями признается право предусматривать и другиевиды поощрений муниципальных служащих. Так, в соответствии с ЗакономХанты-Мансийского округа «О муниципальной службе в Ханты-Мансийском автономномокруге» основаниями для поощрения муниципального служащего являются:
а) успешное идобросовестное исполнение муниципальным служащим своих должностных обязанностей;
б) продолжительнуюи безупречную службу;
в) выполнениезаданий особой важности и сложности.
Закон устанавливаетследующие виды поощрений:
§ объявление благодарности;
§ единовременное денежноепоощрение;
§ объявление благодарностис денежным вознаграждением;
§ награждение ценнымподарком;
§ награждение почетнойграмотой;
§ присвоение почетногозвания;
§ награждение орденами имедалями.
Успешная иэффективная деятельность муниципальных служащих стимулируется не толькосистемой поощрений муниципальных служащих, но и системой гарантий,устанавливаемой Федеральным законом «О муниципальной службе в РоссийскойФедерации» от 2 марта 2007 года №25-ФЗ, Законом субъектов РФ «О муниципальнойслужбе в Ханты-Мансийском автономном округе» и уставами муниципальныхобразований.
Федеральныйзакон «О муниципальной службе в Российской Федерации» от 2 марта 2007 года №25-ФЗгарантирует муниципальному служащему:
1)        условияработы, обеспечивающие исполнение им должностных обязанностей;
2)        денежноесодержание и иные выплаты, предусмотренные федеральным и окружнымзаконодательством, нормативно – правовыми актами местного самоуправлениямуниципального образования;
Размердолжностного оклада, размеры и порядок установления надбавок и иных выплат кдолжностному окладу муниципального служащего определяются нормативными актамиорганов местного самоуправления в соответствии с Законом субъекта РФ «Омуниципальной службе в Ханты-Мансийском автономном округе».
Денежноесодержание муниципальных служащих состоит из должностного оклада, надбавок кдолжностному окладу на квалификационный разряд, особые условия муниципальнойслужбы, выслугу лет, премий по результатам работы.
Премированиелиц, замещающих муниципальные должности муниципальной службы, производитсяруководителем соответствующего органа местного самоуправления. Размеры премийлицам, замещающим муниципальные должности муниципальной службы, определяются всоответствии с положением о премировании, утверждаемым органом местногосамоуправления, с учетом личного вклада муниципального служащего в общиерезультаты работы;
3)        ежегодныйоплачиваемый отпуск;
За выслугулет муниципальному служащему предоставляется также дополнительный оплачиваемыйотпуск в порядке и на условиях, определяемых Федеральным законом «Омуниципальной службе в Российской Федерации» от 2 марта 2007 года №25-ФЗ изаконом субъекта РФ «О муниципальной службе в Ханты-Мансийском автономном округе».
Муниципальномуслужащему может быть предоставлен отпуск без сохранения заработной платы насрок не более одного года, если иное не предусмотрено Федеральным законом «Омуниципальной службе в Российской Федерации» от 2 марта 2007 года №25-ФЗ;
4)        медицинскоеобслуживание муниципального служащего и членов его семьи, в том числе после еговыхода на пенсию с должности муниципального служащего за счет средств местногобюджета муниципального образования последнего места работы;
5)        страхованиеза счет средств местного бюджета на случай смерти, причинения ущерба здоровью иимуществу, в связи с исполнением должностных обязанностей в период прохождениямуниципальной службы или после ее прекращения, но наступившей в результатеисполнения служебных обязанностей;
6)        переподготовкаи повышение квалификации за счет средств местного бюджета с сохранениемденежного содержания на период обучения по занимаемой должности;
7)        защитамуниципального служащего и членов его семьи от насилия, угроз и другихнеправомерных действий в связи с осуществлением им своих должностныхобязанностей в порядке установленном федеральными законами и законамиавтономного округа;
8)        пенсионноеобеспечение с учетом стажа муниципальной службы, другие виды социальногообеспечения, а также пенсионное обеспечение членов семьи муниципальногослужащего в случае его смерти, наступившей в связи с исполнением им должностныхобязанностей;
9)        обязательностьполучения его согласия на перевод на другую должность муниципальной службы;
10)     жилищно-бытовыеусловия в соответствии с действующим жилищным законодательством;
11)     оплатапребывания детей в детских дошкольных учреждениях.
Изучивадминистративно – правовой статус государственного и муниципального служащегоможно сделать вывод, что он имеет общие черты. Например, по аналогии сзаконодательством о государственной службе федеральное законодательство омуниципальной службе устанавливает ряд прав, обязанностей, поощрений изапретов, как у государственного, так и муниципального служащего.


3. Анализпроблем, связанных с административно-правовым статусом государственных имуниципальных служащих
 
Первой исамой главной проблемой является то, что понятие«административно-правовойстатус государственного и муниципального служащего» не разработанотеоретически. Так, например, в России пока нет единого подхода к понятию«административно-правовой статус государственного и муниципального служащего». Одниученые считают, что административно-правовой статус государственного и муниципальногослужащего, объединяет в это понятие принципы, правоспособность, гарантии,ответственность, ограничения, законные интересы и соответственно права иобязанности. Другие как совокупности прав и обязанностей.
Другойпроблемой, связанной с административно – правовым статусом государственного имуниципального служащего является информационная закрытость органовисполнительной власти и органов местного самоуправления, а также отсутствиеобратной связи с гражданами и организациями.
Россия– одна из немногих стран, в которой нет законодательно установленных процедурраскрытия и закрытия информации о деятельности государственных органов. Процессполучения информации сложен, значимая для общества информация предоставляетсягосударственными органами зачастую несвоевременно либо вовсе недоступна. Приэтом практически любая информация по решению государственного органа может бытьпризнана конфиденциальной и не подлежащей опубликованию. Реализацияконституционного права граждан на получение информации в связи с этимчрезвычайно затруднена.
Не разработаны стандарты качества и доступности государственныхуслуг и административные регламенты исполнения государственных функций ипредоставления государственных услуг.
Отсутствие стандартов качества и доступности государственных услугв Российской Федерации не позволяет упорядочить и конкретизироватьобязательства органов исполнительной власти перед обществом, то естьобязательства Российской Федерации и субъектов Российской Федерации,обусловленные законами, иными нормативными правовыми актами, договорами илисоглашениями, перед физическими или юридическими лицами, а также внедритьпроцедуры контроля и оценки деятельности органов исполнительной власти. Внастоящее время не существует необходимой нормативно-правовой базы длястандартизации услуг, предоставляемых органами исполнительной власти, включаяуслуги общего экономического характера, не сформированы перечни государственныхуслуг. Неэффективна существующая система обратной связи с пользователямигосударственных услуг.
Также существует такая проблема, как наличие у государственных имуниципальных служащих значительного числа избыточных функций и неэффективныемеханизмы их реализации подрывают доверие населения к государственным имуниципальным служащим.
Поэтому должны быть разработаны и приняты соответствующиенормативные правовые акты, ликвидирующие функции, признанные избыточнымиПравительственной комиссией по проведению административной реформы.
Наряду с упразднением избыточных функций должен идти процессвведения новых функций, помогающих эффективно решать общественные задачи, атакже процесс совершенствования выполнения необходимых государственных функций,который также потребует изменения нормативно-правовой базы и проведенияорганизационных мероприятий.
В настоящее время наиболее популярной проблемой средигосударственных и муниципальных служащих, является коррупция.
В одном из Посланий Президента Российской Федерации ФедеральномуСобранию Российской Федерации чиновничество было названо замкнутой и подчаспросто надменной кастой, понимающей государственную службу как разновидностьбизнеса. В связи с этим основными задачами определены повышение эффективностигосударственного управления, строгое соблюдение государственными служащимизаконности, предоставление ими качественных публичных услуг населению,обеспечение права граждан на объективную информацию.
Уровень коррупции в России недопустимо высок, коррупционностьгосударственных структур и должностных лиц препятствует развитиюгосударственного управления, влечет за собой огромные затраты.
В группу государственных и муниципальных органов с повышеннымкоррупционным риском входят те, для которых характерно:
§  наличие полномочий, связанных с распределением значительныхфинансовых средств;
§  высокая степень свободы действия, вызванная спецификой их работы;
§  высокая интенсивность контактов с гражданами и организациями.
Для борьбы с коррупцией необходимо разрабатывать механизмыпротиводействия коррупции, создавать специальные антикоррупционные механизмы всферах деятельности государственных и муниципальных органов с повышенным рискомкоррупции, разработать пакет антикоррупционных нормативных правовых актов.Пакет антикоррупционных нормативных правовых актов должен включать в себя и актыо внесении изменений в уголовное законодательство.
Проанализировав административно-правовой статус государственного имуниципального служащего можно сделать следующие выводы:
1.        В сфере государственной и муниципальной службы на данный моментпонятие «административно-правовой статус» теоретически не разработано. Такимобразом чтобы разобраться, что представляет собой «административно-правовой статус»нужно создать или изменить законодательную базу для четкого определения данногопонятия.
2.        Нормативно-правовая база недостаточно четко и полно регламентируетвсе вопросы, связанные с государственной и муниципальной службой. Правовоерегулирование государственно-служебных процессов в настоящее время отстает оттемпов развития тенденций и закономерностей в реформировании системыгосударственного управления, аппарата государства и муниципальных органов.
3.        Плохо работает система управления и контроля, наказаний чиновниковза нарушения. Для решения этих проблем необходимо решение следующих задач:
§ внедрение в государственные и муниципальные органы новых принципови процедур управления;
§ разработка и внедрение стандартов государственных услуг,предоставляемых государственными и муниципальными служащими;
§ введение механизмов противодействия коррупции в сферахдеятельности органов государственной и муниципальной службы;
§ повышение эффективности взаимодействия органов государственной имуниципальной службы, гражданского общества, а также повышение прозрачностидеятельности государственной и муниципальной службы;
§ модернизация системы информационного обеспечения государственных имуниципальных служащих;
§ кардинальное изменение действующего и создание новогозаконодательства о государственной и муниципальной службе.


Заключение
Современнаягосударственная и муниципальная служба РФ представляет собой правовую материю,которая находится в постоянном движении: она изменяется, дополняется, идетпоиск новых инструментов в разрешении существующих проблем, разрабатываютсяновые нормативные акты, регламентирующие государственно-служебные отношения.Перечисление проблем государственной и муниципальной службы в Россиисвидетельствует о том, что в этой области в будущем должны произойти важнейшиеизменения, именно это делает данную тему актуальной на сегодняшний день.
Современноеразвитие законодательства позволяет утверждать, что Россия находится на путивозрождения института профессионального чиновничества. Этот институт,основываясь на профессионализме, способностях, политическом нейтралитетеслужащих и качественном исполнении служебных обязанностей, во многих странахобеспечивает стабильное государственное управление и является важнейшимфактором сохранения и развития государственности.
Реформированиегосударственной и муниципальной службы обусловлено многими факторами, главнымииз которых являются:
§ повышение качества и доступности государственных услуг;
§ ограничение вмешательства государства в экономическую деятельностьсубъектов предпринимательства, в том числе прекращение избыточногогосударственного регулирования;
§ повышение эффективности деятельности органов исполнительной власти.

Библиографическийсписок
 
1.    Административноеправо. В.Я. Насонов, В.А. Коньшин, К.С. Петров, В.М. Редкоус.– М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 208 с.
2.    ГражданскийКодекс Российской Федерации. Часть первая. М.: – «Дашков и КО». –2008. – С 130
3.    ЗаконХанты-Мансийского автономного округа-Югры от 4 апреля 2005 года №20-оз «Оденежном содержании лиц, замещающих государственные должности Ханты-Мансийскогоавтономного округа-Югры, и лиц, замещающих должности государственнойгражданской службы Ханты-Мансийского автономного округа-Югры».
4.    ЗаконХанты – Мансийского автономного округа «О муниципальной службе вХанты-Мансийском автономном округе» от 8 мая 1998 года №26-оз.
5.    ЗаконРФ «О муниципальной службе в Российской Федерации» от 2 марта 2007 года №25-ФЗ.
6.    Закон«О реестре должностей муниципальной службы в Ханты-Мансийском автономномокруге» от 20 июля 2007 года №97-оз.
7.    ЗаконыХанты-Мансийского автономного округа-Югры. Ханты-Мансийск 2006 г.
8.    ЗаконХанты-Мансийского автономного округа-Югры «О государственной гражданской службеХанты-Мансийского автономного округа-Югры» от 31 декабря 2004 года №97-оз.
9.    Федеральныйзакон «О системе государственной службы РФ» от 27 мая 2003 года №58-ФЗ.
10.   Закон Ханты – Мансийскогоавтономного округа «О денежном содержании лиц, замещающих муниципальныедолжности, и лиц, замещающих муниципальные должности муниципальной службы вХанты-Мансийском автономном округе» от 15 ноября 2002 года №72-оз
11.   Конституция РоссийскойФедерации.
12.   Кодекс обадминистративных правонарушениях. – М.: «Экзамен». – 2003. – 224 с. С 236
13.   Муниципальное правоРоссийской Федерации. О.Е. Кутафин, В.И. Фадеев.
14.   Муниципальная служба вХанты – Мансийском автономном округе (сборник законов). г. Ханты – Мансийск2004 года.
15.   План мероприятий попроведению административной реформы в Российской Федерации в 2006–2008 годах (№1789-рот 25 октября 2005 г.).
16.   План мероприятий по еепроведению на 2006–2008 годах (№93 от 7 июля 2006 г.).
17.   Уголовный Кодекс РФ. –М.: ИНФРА+ М – НОРМА, 1997. – 208 с. С. 147
18.   Федеральный закон «Огосударственной гражданской службе РФ» от 27 июля 2004 года №79-ФЗ;
19.   Федеральный закон «Осистеме государственной службы РФ» от 27 мая 2003 года №58-ФЗ


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.