Оглавление
1. Соотношение межотраслевого, отраслевого и регионального управления 2
2. Административно-правовоерегулирование государственного прогнозирования
экономического и социального развития. Роль прогнозирования вдеятельности МВД
3. Управление финансами и кредитом. Взаимодействие ОВД с
финансово-кредитными органами
4. Административно-правовое регулирование занятости населения
5. Организация управления государственной статистикой и стандартизацией
6. Административно-правовоерегулирование отношений в сфере конкуренции
7. Административно-правовые режимы в особых условия управления: понятие,основания введения, виды управления при чрезвычайных ситуациях…
8. Административно-правовой режим чрезвычайного положения. ДеятельностьОВД в условиях чрезвычайного положения
9. Административно-правовое регулирование военного положения
Нормативные акты
Литература
1. Соотношение межотраслевого, отраслевого ирегионального управления
Государство не может эффективно управлять хозяйственными, социально-культурнымиделами и административно-политической деятельностью, опираясь только наотраслевой аппарат. Для глубоких и всесторонних социально-экономическихпреобразований объективно существуют и функционируют межотраслевые сферы исоответствующие органы исполнительной власти, которые управляют ими.
Отраслевое и межотраслевое управление представляют собой две конкретныеорганизационно-правовые формы государственного управления. Рациональное их сочетаниена всех уровнях объективно необходимо. В то же время при этом требуетсядостаточно радикальный подход к решению проблемы формирования субъектовисполнительной власти либо на отраслевых, либо на межотраслевых началах, атакже к установлению приоритетности тех или иных начал.
Межотраслевоегосударственное управление есть особый вид управленческой деятельности,осуществляемый органами, наделенными полномочиями ведомственного характера поотношению к организационно не подчиненным объектам управления, содержаниемкоторых является специализированная межотраслевая координация и функциональноерегулирование по вопросам, отнесенным к их компетенции.
Границы и рамки деятельности органов межотраслевого управлениязначительно шире, чем у органов отраслевого управления, так как их деятельностьимеет функциональный характер и распространяется на все или несколько отраслейуправления. В известном смысле межотраслевое управление — это управление общегохарактера, поскольку деятельность межотраслевых органов охватывает практическивсе участки управленческой деятельности.
Надведомственность полномочий межотраслевых органов исполнительнойвласти заключается в том, что правовые акты, издаваемые в пределах ихкомпетенции, являются обязательными для всех органов государственногоуправления, не подчинённых им предприятий, учреждений и организаций. Органымежотраслевого управления, занимая особое положение, несут ответственность засостояние и развитие порученной им сферы.
Если придерживаться широкой трактовки межотраслевогоуправления и органов, осуществляющих управление ими, то совокупность указанныхмежотраслевых сфер составят экономика, финансы и кредиты; налоговое дело; таможенноедело; статистика; труд; антимонопольная политика; охрана окружающей среды иприродных ресурсов; стандартизация и сертификация.
Основные задачи межотраслевогоуправлениясостоят в: определении основных направлений развития отраслевых систем управления; объединении и согласовании их работы; обеспечении организационного единства функционированияотраслевых систем; решении вопросов, выходящих зарамки отдельной отрасли управления, а также возникающих на стыке отраслевыхсистем.
Таким образом, все сводится к гарантированию согласованногофункционирования различных управленческих систем в сферах экономической,социально-культурной и административно-политической деятельности. Сущностьмежотраслевого управления соответственно заключается в координации отраслевыхсистем. Ее особенность состоит в том, что она осуществляется в отношений корганизационно не подчиненным объектам управления и не затрагивает ихсамостоятельности. Еще одна особенность межотраслевого управления состоит втом, что оно осуществляется органами, занимающими надведомственное положение,т.е. как бы стоящими над соответствующими отраслями управления и отраслевымиобъектами. Надведомственные полномочия различны по своему юридическомусодержанию: издание правовых актов, обязательных к исполнению координируемыми отраслевымисистемами, осуществление контрольно-надзорных функций.
В настоящее время субъектами межотраслевого управления являются нетолько федеральные агентства, но и федеральные комиссии (например, Федеральнаяэнергетическая комиссия). Эти субъекты осуществляют на коллегиальной основемежотраслевую координацию по вопросам, отнесенным к их ведению, а такжефункциональное регулирование в определенной сфере деятельности. Это означает,что для субъектов межотраслевого управления определенной сферой деятельности(в отличие от отраслевых органов) является осуществление специализированныхмежотраслевых функций координационного и регулирующего характера. При этомфункциональность их деятельности определяется поставленными перед нимизадачами, которые носят вне отраслевой характер.
Территориальные(региональные) федеральные органы межотраслевых органов управления входят всистему органов исполнительной власти РФ и осуществляют свою деятельность подруководством соответствующих центральных органов федеральной исполнительнойвласти, а по вопросам, входящим в компетенцию регионов — во взаимодействии сорганами исполнительной власти соответствующих субъектов Федерации.
Создание,реорганизация и ликвидация территориальных органов производитсясоответствующими центральными органами федеральной исполнительной власти посогласованию с администрациями регионов.
Основныезадачи и функции территориальных органов определяются исходя из задач и функцийсоответствующих ведомств Российской Федерации с учетом конкретных особенностейрегионов, в которых они осуществляют свою деятельность. Территориальные органы,в частности:
—принимают участие в соответствии с профилем их деятельности в выработке мер испособов государственного регулирования социально-экономического развитиясубъектов Федерации в условиях проведения экономической реформы, в анализемежрегиональных программ, разработке вариантов межрегиональной кооперации иподготовке других вопросов, входящих в компетенцию соответствующих ведомств;
—систематически информируют ведомства Российской Федерации, органыисполнительной власти субъектов Федерации о проводимой ими работе в регионах вусловиях экономической реформы. />/>2. Административно-правовоерегулирование государственного прогнозирования экономического и социальногоразвития. Роль прогнозирования в деятельности МВД
Государственноепрогнозирование экономического и социального развития страны осуществляетМинистерство экономического развития и торговли РФ. Специфика характера данного федерального Министерствасостоит в том, что оно сочетает в себе черты, элементы органа общегоуправления, общей компетенции и органа отраслевого управления.
Министерство экономического развития иторговли Российской Федерации(Минэкономразвития России) являетсяфедеральным органом исполнительной власти, осуществляющим разработку иреализацию государственной социально-экономической политики, включая единуюгосударственную торговую политику, определение путей развития экономики иметодов ее регулирования, обеспечивающих социально-экономический прогресс иустойчивое развитие Российской Федерации.
Положение об этом Министерстве утвержденопостановлением Правительства РФ от 21 декабря 2000 г. №990. Специфика характераданного федерального Министерства состоит в том, что оно сочетает в себе черты,элементы органа общего управления, общей компетенции и органа отраслевогоуправления.
Прирешении задач прогнозирования экономического и социального развитияМинистерство выполняет следующие функции:
1) разрабатывает с участием заинтересованныхфедеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной властисубъектов Федерации государственные прогнозы социально-экономического развития Российской Федерации,субъектов и регионов Российской Федерации, отраслей и секторов экономики накраткосрочный, среднесрочный и долгосрочный периоды, осуществляет прогнозныерасчеты общеэкономических показателей системы национальных счетов;
2) на основе анализаэкономики Российской Федерации и тенденций ее социально-экономического развитияподготавливает с участием заинтересованных федеральных органов исполнительнойвласти годовые, ежеквартальные и ежемесячные доклады о состоянии экономики,выявляет диспропорции в ее развитии и определяет пути их устранения,разрабатывает методы реализации стратегии развития приоритетных отраслейэкономики и предложения по вопросам регулирования экономических процессов;
3) разрабатывает проекты программ и плановдействий Правительства Российской Федерации по социально-экономическомуразвитию страны, а также прогнозные и аналитические материалы по вопросаминституциональных преобразований.
Министерство осуществляет свою деятельностьнепосредственно и через свои территориальные органы – уполномоченныхМинистерства в субъектах и отдельных регионах РФ и управлениях Государственнойинспекции по торговле, качеству товаров и защите прав потребителей.
Всоответствии с Положением «О Министерстве внутренних дел РФ» от 18 июля 1996 г.Министерство осуществляетанализ состояния правопорядка и преступности, разрабатывает долгосрочные иоперативные прогнозы развития криминогенной ситуации и на этой основевносит в установленном порядке в органы государственной власти РоссийскойФедерации и органы государственной власти субъектов Российской Федерациипредложения об укреплении законности, обеспечении общественного порядка иобщественной безопасности, усилении борьбы с преступностью, информирует населениепо этим вопросам, организует взаимодействие со средствами массовой информации.
Прогнозированиев административной деятельности милиции состоит в определении направлений ицелей развития тех или иных процессов, происходящих в сфере общественногопорядка, общественной безопасности и иных сферах, являющихся объектомадминистративной деятельности милиции, а также в выработке программы, с помощьюкоторой должна быть достигнута цель./>/>3. Управлениефинансами и кредитом. Взаимодействие ОВД с финансово-кредитными органами
Государство руководит и направляет финансовуюдеятельность через свои органы, которые наделены для этого специальнойкомпетенцией. В то же время практически все органы государства без исключениязанимаются финансовой деятельностью. Органы общей компетенции — высшие представительныеи исполнительные органы государственной власти — руководят всеми финансами,бюджетом, налогами, денежно-кредитной системой, организуют и осуществляютстрахование, валютно-денежное обращение, таможенное регулирование и эмиссию(ст. 71, 75 Конституции РФ).
Органы государственного управления специальнойкомпетенции в зависимости от степени участия в финансовой деятельности можноподразделить на две группы:
1.Государственные органы, осуществляющие финансовую деятельность в связи свыполнением своих основных функций и задач. Это все министерства и ведомства,органы управления, хозяйствующие субъекты в рамках отнесенных к их компетенции отраслейили сфер управления.
Ихфункции обеспечивают выполнение задач данных органов в соответствующих отрасляхи сферах. То же относится и к подобным органам управления, формируемым всистеме местного управления (отделы администраций и т.п.). Неотъемлемымэлементом каждой из них является функция контроля, что вытекает из сущностифинансов.
2. Существует система органов управления, для которых сама финансоваядеятельность является основной, определяющей содержание их компетенции. Этасистема финансово-кредитных органов, специально созданных для управленияфинансами и осуществления контроля в этой сфере как его неотъемлемой функции.Данные органы охватывают своим воздействием все звенья финансовой системы — бюджет, целевые внебюджетные фонды, кредит, страхование, финансы предприятий,организаций, учреждений.
В единую систему органов государственного управления финансамивРоссийской Федерации входят Министерство финансов РФ, министерства финансовреспублик, финансовые управления в других субъектах Федерации и органыфедерального казначейства. Представительные и исполнительные органы субъектовРФ, местного самоуправления выполняют на соответствующей территории функции вобласти финансов в пределах своей компетенции.
Министерство финансов РФ в соответствии с Положением, утвержденнымпостановлением Правительства РФ от 6 марта 1998 г. №273, является федеральныморганом исполнительной власти, обеспечивающим проведение единой финансовой,бюджетной, налоговой и валютной политики в Российской Федерации икоординирующим деятельность в этой сфере иных федеральных органовисполнительной власти. Это межотраслевое (функциональное) по характеруминистерство осуществляет свою деятельность во взаимодействии не только сдругими федеральными органами исполнительной власти, но и с органамиисполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления,общественными объединениями и иными организациями.
Федеральное казначейство Российской Федерации создано Указом Президента РФ от 8 декабря1992 г. №1556. Единую централизованную систему органов федеральногоказначейства возглавляет руководитель Федерального казначейства — начальникГлавного управления Федерального казначейства Министерства финансов РФ.
В соответствии с Положением о Федеральном казначействе РФ, утвержденнымпостановлением Совета Министров — Правительства РФ от 27 августа 1993 г. №864,единая централизованная система органов федерального казначейства состоит изГлавного управления федерального казначейства Министерства финансов РФ иподчиненных ему территориальных органов федерального казначейства пореспубликам в составе Российской Федерации, краям, областям, автономнымобразованиям, городам Москве и Санкт-Петербургу, городам (за исключениемгородов районного подчинения), районам и районам в городах. Казначействоподчиняется Министерству финансов РФ.
Системакредитных учреждений возглавляется Центральным банком РФ, которыйосуществляет руководство в области кредита и контролирует всю сеть кредитныхорганов и который действует в соответствии с Федеральнымзаконом «О Центральном банке РФ (Банке России)» от 27 июня2002 года в ред. Федерального закона от 10.01.2003 N5-ФЗ. Центральный банк РФ (Банк России), является юридическим лицом,одновременно осуществляя функции органа государственного управления,наделенного властными полномочиями.
Банк России осуществляет функции по управлению подчинёнными структурными подразделениями, предприятиями, учреждениями и организациями,выполняет функции управления, регулируемые нормами административного права, инаделяется для этого соответствующими исполнительно-распорядительнымиполномочиями.
Банк России по вопросам, отнесенным к его компетенции, имеет правоиздавать нормативные акты, обязательные для федеральных органов государственнойвласти, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления,всех юридических и физических лиц.
К системе управления финансами тесно примыкает такойорган как Счётная палата РФ. Её задачи: контроль засвоевременным исполнением федерального бюджета, за законностью исвоевременностью движения денежных средств в Центральном бане РФ и другихфинансово-кредитных учреждениях, за функционированием банковской системы.
Взаимодействие ОВД с финансовыми органами заключается втом, что по заданиям правоохранительных органов они проводят документальные ревизии
и проверки финансово-хозяйственной деятельности предприятий и организаций.
Милицияобязана охранять на основе договоров с финансово-кредитными органамипринадлежащее им имущество; инспектировать подразделения охраны этих органов;давать обязательные к исполнению предписания по устранению недостатков,выявленных в технической укрепленности объектов, и обеспечению сохранностигосударственной и муниципальной собственности. />/>4. Административно-правовое регулирование занятости населения
ЗаконодательствоРоссийской Федерации о занятости населения состоит из Конституции РоссийскойФедерации, Закона «О занятости населения в РФ» от 19 апреля 1991 года (в ред. от 10.01.2003), других федеральных законов инормативных правовых актов, регулирующих отношения в сфере занятости населения,и принятых в соответствии с федеральными законами законов и нормативныхправовых актов субъектов Российской Федерации.
Государственнаяполитика в области содействия занятости населения направлена на:
— развитие трудовых ресурсов, повышение их мобильности, защиту национальногорынка труда;
— обеспечение равных возможностей всем гражданам РФ независимо от национальности,пола, возраста, социального положения, политических убеждений и отношения крелигии в реализации права на добровольный труд и свободный выбор занятости;
— создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитиечеловека;
— поддержку трудовой и предпринимательской инициативы граждан,осуществляемой в рамках законности, содействие развитию их способностей кпроизводительному, творческому труду;
— обеспечение социальной защиты в области занятости населения, проведениеспециальных мероприятий, способствующих обеспечению занятости граждан, особонуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы;
— предупреждение массовой и сокращение длительной (более одного года)безработицы;
— сочетание самостоятельности органов государственной власти субъектовРоссийской Федерации, органов местного самоуправления в обеспечении занятостинаселения и согласованности их действий при реализации федеральных программ,предусматривающих мероприятия по содействию занятости населения; координациюдеятельности в области занятости населения с деятельностью по другимнаправлениям экономической и социальной политики;
-координацию деятельности государственных органов, профессиональныхсоюзов, иных представительных органов работников и работодателей в разработке иреализации мер по обеспечению занятости населения и контроля за ними;
— обеспечение занятости в местах проживания коренных малочисленныхнародов и других национальных меньшинств РФ с учетом их национальных икультурных традиций, а также исторически сложившихся видов занятости.
Федеральныморганом исполнительной власти, проводящим государственную политику иосуществляющим управление в области занятости населения, а такжекоординирующим деятельность по этому направлению иных федеральных органовисполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов РоссийскойФедерации является в настоящее время Министерство труда и социального развитияРоссийской Федерации (Минтруд России).
Министерствотруда и социального развития Российской Федерации создает территориальныеорганы по вопросам занятости населения.
Министерство в соответствии с возложенными на него задачами осуществляет следующие основныефункции в области занятости населения:
1) осуществляет анализ занятости нафедеральном и территориальном (региональном) уровнях, по отдельным категориямнаселения, разрабатывает прогнозные оценки состояния рынка труда;
2) организует разработку программсоздания, сохранения и развития рабочих мест, обеспечения занятости населения иусиления социальной защиты работников, высвобождаемых при санации производстваи банкротстве предприятий, а также при увольнении из Вооруженных Сил РоссийскойФедерации;
3) проводит экспертизуразрабатываемых федеральных целевых и инвестиционных программ в части созданияи сохранения рабочих мест;
4) подготавливает предложения окритериях отнесения регионов к критическим по состоянию рынка труда и о мерахпо их финансово-экономической поддержке;
5) осуществляет меры посовершенствованию организации трудоустройства граждан, организует разработкуспециальных программ и мероприятий по поддержке граждан, особо нуждающихся всоциальной защите и испытывающих трудности в поиске работы, по сокращениюдлительности безработицы, содействию занятости несовершеннолетних;
6) разрабатывает предложения поповышению мобильности трудовых ресурсов, определяет направлениятерриториального перемещения трудовых ресурсов, оказывает помощь втрудоустройстве гражданам в связи с направлением на работу в другую местностьпо предложению территориальных органов по вопросам занятости населения;
7) разрабатывает порядок регистрациибезработных граждан;
8) подготавливает предложенияпо развитию общественных работ;
9) разрабатывает предложения посовершенствованию порядка выплаты стипендий гражданам, направляемым на обучениетерриториальными органами по вопросам занятости населения, пособий побезработице, материальной и иной помощи безработным и лицам, находящимся на ихсодержании, а также гражданам, потерявшим право на получение пособия по безработице;
10) содействует развитиюпредпринимательской деятельности и самостоятельной занятости безработныхграждан и лиц, ищущих работу, а также применению гибких форм занятости;
11) разрабатывает мероприятия посодействию занятости населения и осуществляет их финансовое обеспечение;
12) публикует статистические данные иинформационные материалы о предложениях и спросе на рабочую силу, возможностяхтрудоустройства, профессиональной подготовки и переподготовки граждан,состоянии рынков труда. />/>5. Организацияуправления государственной статистикой и стандартизацией
Государственныйкомитет Российской Федерации по статистике (Госкомстат России) являетсяфедеральным органом исполнительной власти, осуществляющим межотраслевуюкоординацию и функциональное регулирование в сфере государственной статистики.
ГоскомстатРоссии в своей деятельности руководствуется Конституцией РФ, федеральнымиконституционными законами, федеральными законами, указами и распоряжениямиПрезидента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями ПравительстваРоссийской Федерации, международными договорами Российской Федерации, а также «Положением о Государственном комитете Российской Федерации по статистике»,утверждённым постановлением Правительства Российской Федерации от 2 февраля2001 г.
К задачам и функциям этого органаотнесены:представление официальной статистики органам государственной власти РФ,общественности, а также международным организациям; разработка научнообоснованной статистической методологии; координация статистическойдеятельности федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительнойвласти субъектов РФ; организация проведения государственных статистических наблюденийпо утвержденным им программе, формам и методологии, обеспечение функционированияЕдиного государственного реестра предприятий и организаций; разработка единыхподходов к формированию целевых регистров (реестров) министерствами иведомствами; обеспечение сбора, обработки, хранения и защиты статистическойинформации, соблюдения государственной и коммерческой тайны.
Госкомстатосуществляет возложенные на него задачи и функции непосредственно, а такжечерез свои территориальные органы и находящиеся в ведении Комитета организации.Комитет, его территориальные органы и находящиеся в ведении Комитетаорганизации составляют федеральную систему государственной статистики.
Деятельность вобласти стандартизации и метрологии осуществляет Государственный Комитет РФ постандартизации и метрологии (ГосстандартРоссии), который является федеральным органом исполнительной власти,осуществляющим межотраслевую координацию, а также функциональное регулированиев области стандартизации, метрологии и сертификации.
Всвоей деятельности Госстандарт России руководствуется Конституцией РоссийскойФедерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами,указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями ираспоряжениями Правительства Российской Федерации, а также «Положением оГосударственном комитете Российской Федерации по стандартизации и метрологии»,утверждённым постановлением Правительства Российской Федерации от 7 мая 1999 г.
ГосстандартРоссии осуществляет свою деятельность непосредственно и через находящиеся в еговедении центры стандартизации, метрологии и сертификации и государственныхинспекторов по надзору за государственными стандартами и обеспечению единстваизмерений.
В частности, к егокомпетенциитеперь относятся: установление правил применениямеждународных стандартов, правил и норм по стандартизации; установление общихправил сертификации; обеспечение единства измерений; руководствогосударственной метрологической службой; осуществление надзора за соблюдениемгосударственных стандартов, правил обязательной сертификации, государственногометрологического контроля.
В числе административных полномочий, реализуемыхв этой сфере: дача обязательных предписаний и установление сроков устранениянарушений метрологических правил и норм аннулирования лицензий; дача предписаниио снятии с производства, прекращении выпуска и реализации товаров, нарушающихтребования стандартов; применение к субъектам деятельности штрафов за нарушениесвоих предписании; изъятие средств измерения из эксплуатации./>/>6. Административно-правовоерегулирование отношений в сфере конкуренции
Федеральное агентство РФ по антимонопольнойполитике и поддержке предпринимательства (ФАП) является федеральным органом исполнительной власти, проводящимгосударственную политику и осуществляющим управление в области предупреждения,ограничения и пресечения монополистической деятельности, недобросовестнойконкуренции, развития предпринимательства и конкуренции на товарных рынках, на рынках финансовых услуг.
Агентстворешает возложенные на него задачи непосредственно, а также через создаваемые имтерриториальные органы, осуществляющие свою деятельность на основе положений оних, утверждаемых Министерством.
Недобросовестной конкуренцией признаютсялюбые действия хозяйствующих субъектов, направленные на приобретениепреимуществ в предпринимательской деятельности и способные причинить убыткиконкурентам либо нанести ущерб их деловой репутации.
Основнымизадачами ФАП при регулировании отношений в сфере конкуренции являются:предупреждение, ограничение и пресечение монополистической деятельности инедобросовестной конкуренции; содействие формированию рыночных отношений наоснове развития конкуренции и предпринимательства.
Федеральноеагентство и территориальные органы (управления), подведомственные ему, наделенысущественными полномочиями административного характера. В их числе:обязательные для хозяйствующих субъектов предписания о прекращении нарушенийантимонопольного законодательства и об устранении их последствий, о расторжениидоговоров, заключенных с нарушением этого законодательства; обязательные дляфедеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной властисубъектов Российской Федерации предписания об отмене или изменении принятых иминеправомерных актов.
/>/>7.Административно-правовые режимы в особых условия управления: понятие, основаниявведения, виды управления при чрезвычайных ситуациях
Экстремальная(чрезвычайная) ситуация представляет собой совокупность опасных для обществафакторов, создающих угрозу безопасности жизненно важным интересам личности,общества и государства и требующих для своего урегулирования иного нормативноговоздействия, иной управляющей подсистемы, чем те, которые действуют в обычныхусловиях.
Правовые режимы, при помощи которых происходит такая перестройкаюридического инструментария, можно определить как экстремальные (чрезвычайные).Они относятся к административно-правовым.
Чрезвычайныережимы — это специальные правовыережимы жизнедеятельности населения, осуществления хозяйственной деятельности ифункционирования органов власти на территории, где возникла чрезвычайнаяситуация. Главное в их содержании то, что они изменяют правовой статуссубъектов этой территории, систему органов исполнительной власти, устанавливаютмеры, которые используются для урегулирования ситуации.
Законодательствозакрепляет три основных разновидности чрезвычайных режимов:
1) особое;
2) чрезвычайное;
3) военное положение.
«Особоеположение» — это собирательное понятие, включающее в себя различные режимы,опосредующие экстремальную ситуацию «регионального бедствия», диктующуюнеобходимость применения особых мер, по жестокости и объему правоограничений уступающихтем мерам, которые используются при режиме чрезвычайного положения.
Чрезвычайнаяситуация (ЧC), дающая основание установить особое положение, какправило, характеризуется потенциальной угрозой жизнедеятельности населения,нарушением обычных процессов хозяйственной деятельности, невозможностью органовгосударственной власти и управления нормально выполнять свои функции безрасширения их административно-властных полномочий.
Законодательне определяет точного перечня мер, которые могут быть использованы привозникновении особых условий, ограничиваясь формулировками: «осуществлениенеотложных мер», «особые меры, связанные со спасением жизни людей...» и т. п.
Например,в случае опасности распространения инфекционных заболеваний людей на отдельнойтерритории или в населенных пунктах правительство или местная администрациямогут вводить особые условия хозяйствования и режимы жизни населения. Или вслучае объявления участка территории зоной экологического бедствия на нейпрекращается деятельность хозяйствующих субъектов, кроме связанных собслуживанием проживающего на территории зоны населения, запрещаетсястроительство, реконструкция хозяйствующих объектов, существенно ограничиваютсявсе виды природопользования. В условиях особого положения применяются такжеследующие меры:
—установление особого режима въезда и выезда граждан, а также ограничениесвободы передвижения;
—ограничение движения транспортных средств и других материально-техническихресурсов хозяйствующих субъектов.
Вособых условиях необходимо создать специальный организационно-управленческиймеханизм — временные структурные единицы с компетенцией, позволяющей им решатьзадачи надведомственного характера. Например, в соответствии со ст. 102 Водногокодекса РФ осуществление мер по ликвидации стихийных бедствий, вызванныхвредным воздействием вод, проводится противопаводковыми и другими специальнымикомиссиями. На основании ст. 24 Закона РФ «О санитарно-эпидемиологическомблагополучии населения» для оперативного руководства и координации деятельностиорганизаций, предприятий и граждан по предупреждению и ликвидации массовыхзаболеваний образуются чрезвычайные противоэпидемические комиссии.
30декабря 1994 г. Правительство России утвердило комплекс мер по обеспечениюэвакуации российских граждан из зарубежных государств в случае возникновениячрезвычайных ситуаций. Постановлением Правительства установлено, что в случаевозникновения ЧС для осуществления оперативного руководства деятельностью попроведению эвакуации российских граждан из государства, где возниклачрезвычайная ситуация, Правительством образуется комиссия под руководствомПервого заместителя его Председателя.
Меры,используемые органами исполнительной власти в особых условиях для ликвидацииэкстремальной ситуации, могут быть подразделены на административно-правовые иорганизационно-технические. К последним относятся оперативные меры повосстановлению и воспроизводству природных ресурсов, противоэпидемические,противопаводковые, противопожарные, инженерно-технические и др. мероприятия.
Досих пор речь шла о территориальных экстремальных правовых режимах. Однакочрезвычайные условия требуют создания не только специальных территориальных, нои специальных режимов отдельных видов деятельности. В частности, это касаетсярежимов функционирования Российской системы предупреждения и действий вчрезвычайных ситуациях (РСЧС).
РСЧСобъединяет органы государственной исполнительной власти РФ всех уровней,различные общественные организации, в компетенцию которых входят функции,связанные с безопасностью и защитой населения, реагированием и действиями вчрезвычайных ситуациях. В зависимости от обстановки различают три режимафункционирования РСЧС: 1) режим повседневной деятельности; 2) режим повышеннойготовности и 3) чрезвычайный режим.
Чрезвычайныйрежим — это функционирование системы при возникновении и ликвидациичрезвычайных ситуаций в мирное время, а также в случае применения возможнымпротивником современных средств поражения.
Решенияо введении того или иного режима принимают МЧС России, соответствующие комиссиипо чрезвычайным ситуациям с учетом конкретной обстановки. Введениечрезвычайного режима означает:
— организацию защиты населения;
— выдвижение сил и средств в район ЧС;
— организацию работ по ликвидации ЧС.
Особыережимы работы предусмотрены на электростанциях, железных дорогах, в нефтяной,газовой, химической, атомной промышленности и на других объектах.
Впоследнее время широкое распространение получила практика введения органамиисполнительной власти субъектов Федерации режимов чрезвычайной ситуацииприродно-техногенного характера. При этом они руководствуются Законом «О защитенаселения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенногохарактера» от 21 декабря 1994г., Федеральным законом «Об аварийно-спасательныхслужбах и статусе спасателей» от 22 августа 1995 г., постановлениемПравительства Российской Федерации «О классификации чрезвычайных ситуацийприродного и техногенного характера».
Данныеправовые акты не предусматривают возможность введения какого-либо особого режима,но устанавливают отдельные административные меры, в том числе носящиеограничивающий характер, которые могут быть использованы органамиисполнительной власти субъектов Федерации, органами местного самоуправления,руководителем работ по ликвидации чрезвычайной ситуации (ЧС). К таким мерамотносятся: проведение эвакуации; остановка деятельности организаций,находящихся в зоне ЧС; проведение аварийно-спасательных и других неотложныхмероприятий; ограничение доступа людей в зону ЧС; использование средств связи,транспорта и иного имущества организаций, находящихся в зоне ЧС; привлечение надобровольной основе населения к проведению аварийно-спасательных работ;усиление охраны общественного порядка в зоне ЧС./>/> 8. Административно-правовой режим чрезвычайногоположения. Деятельность ОВД в условиях чрезвычайного положения
Чрезвычайноеположение — это особый правовойрежим, предусматривающий ограничение установленных Конституцией РоссийскойФедерации и законами прав граждан и организаций, возложение на них дополнительныхобязанностей, а также особый порядок деятельности органов государственнойвласти и местного самоуправления. Этот режим объявляется в исключительныхслучаях, в интересах обеспечения безопасности граждан и защиты конституционногостроя.
Создаваемыйв результате введения чрезвычайного положения (ЧП) правовой порядокспособствует устранению обстоятельств, являющихся факторами угрозы,восстановлению законности, правопорядка, нормализации чрезвычайной ситуации.
Правовуюоснову чрезвычайного положения, кроме конституционных норм (ст. 56, 88, 102),составляют Закон РФ «О чрезвычайном положении», а также законодательные акты, восновном регламентирующие деятельность отдельных органов государственного управленияв условиях ЧП, — Законы «О милиции», «О внутренних войсках Министерствавнутренних дел Российской Федерации», «О безопасности», «О связи» и др.
Режимчрезвычайного положения при наличии чрезвычайной ситуации вводится вустановленном законом порядке компетентными государственными органами. Инымисловами, существуют фактическое (чрезвычайная ситуация) и юридическое (правовойакт) основания возникновения данного правового режима.
Основаниемдля введения чрезвычайного положения являются чрезвычайные ситуации:
•социально-политического характера, выражающиеся в попытках насильственногоизменения конституционного строя, межнациональных и региональных конфликтах,блокаде отдельных местностей, сопровождающиеся насилием, применением оружия;
•криминогенного характера, выражающиеся в массовых беспорядках, террористическихактах;
•природного, техногенного, экологического характера, выражающиеся в стихийныхбедствиях, катастрофах, эпидемиях, повлекших или могущих повлечь человеческиежертвы, значительный материальный ущерб, нарушение жизнедеятельности людей итребующие масштабных аварийно-спасательных работ. Реальное возникновениеобстоятельств, перечисленных выше, еще не означает, что чрезвычайного положениябудет автоматически введено.
Помимофактических оснований введения чрезвычайного положения закон определяетусловия, при наличии которых этот режим объявляется. В результате проявлениясоциальных и природно-техногенных факторов должна возникнуть такая чрезвычайнаяситуация, которая реально угрожает безопасности многих граждан иликонституционному строю и устранение которой невозможно без применениячрезвычайных мер.
Вбольшинстве случаев возникновения чрезвычайной ситуации достаточно неотложныхадминистративных мер или менее жестких и ограничивающих правовых режимов. Еслиони не способны нормализовать обстановку — ставится вопрос о введении режимчрезвычайного положения.
Главноев его содержании:
1) ограничение прав и свобод граждан,коллективных субъектов права;
2) изменение системы государственнойвласти путем образования новых исполнительных органов, перераспределениякомпетенции, предоставления дополнительных полномочий.
Целивведения режима чрезвычайного положения — нормализация в кратчайшие срокиобстановки, устранение угроз безопасности, восстановление законности,нормальной деятельности, оказание помощи пострадавшим гражданам, организациям,ликвидация последствий беспорядков, эпидемии, катастрофы, стихийного бедствия.
ЗаконодательствоРФ, определяя основания объявления чрезвычайного положения, дает характеристикувозможных обстоятельств, используя следующие критерии:
а)конкретные явления, возникновение которых создает опасность для жизни издоровья граждан, нормальной деятельности государственных институтов,имущества: эпидемии, эпизоотии, крупные аварии;
6)обстоятельства, служащие основанием для объявления чрезвычайного положения,должны представлять собой реальную, чрезвычайную и неизбежную угрозу. То естьзаконодатель не связывает основания объявления чрезвычайного положения снаступлением конкретных явлений или событий; применение чрезвычайных мер можетбыть вызвано и угрозой наступления реальной опасности; задачей чрезвычайногоположения будет как раз устранение такой угрозы;
в)сферы, в которых могут возникнуть чрезвычайные ситуации, — общественныйпорядок, межнациональные отношения, взаимоотношения природы и общества;
г)степень кризисности чрезвычайной ситуации должна быть таковой, чтобы органыгосударственной власти признали, что существующие у них в силу обычногозаконодательства возможности недостаточны и что для ее урегулированиянеобходимо применение чрезвычайных мер.
Согласност. 88 Конституции РФ, Президенту Российской Федерации предоставлено правоиздавать указ о введении чрезвычайного положения с незамедлительным сообщениемоб этом Совету Федерации и Государственной Думе.
«Чрезвычайный»указ сохраняет свою силу в течение 24 часов при работающем парламенте и втечение 72 часов — в период между сессиями. После утверждения данного указаСоветом федерации он действует в течение названного в нем срока, но может бытьотменен досрочно.
Вуказе об установлении режима чрезвычайного положения должны быть названы:
а)обстоятельства, послужившие основанием для его введения;
б)обоснование необходимости введения чрезвычайного положения;
в)государственные органы, ответственные за осуществление режима чрезвычайногоположения, и точные границы чрезвычайных полномочий тих органов;
г)границы территории, на которой вводится чрезвычайного положения;
д)время вступления в силу акта о чрезвычайного положения, а также точный срок, накоторый вводится чрезвычайного положения.
Акто введении чрезвычайного положения доводится до сведения населения черезсредства массовой информации не менее чем за 6 часов до вступления его взаконную силу, за исключением обстоятельств, требующих неотложных мер поспасению населения, когда чрезвычайного положения вводится немедленно и безпредупреждения.
Срокдействия режима ЧП, вводимого на всей территории РФ, не может превышать 30дней, а вводимого на части ее территории — 60 дней. По истечение этого срокачрезвычайное положение прекращается или продлевается на такой же срок в такомже порядке, как чрезвычайное положение устанавливается.
Чрезвычайнаяситуация видоизменяет общественные отношения, являющиеся объектом управленческоговоздействия и тем самым влияет на систему исполнительной власти.
Чрезвычайноезаконодательство России предусматривает: во-первых, введение прямогопрезидентского правления, при котором органы исполнительной власти территории,на которой введено чрезвычайное положение, ставятся в прямое подчинениеПрезиденту либо назначаемому им органу; во-вторых, создание специальныхвременных органов — временных администраций, комитетов, штабов, комендатур,являющихся федеральными органами исполнительной власти, которым могут бытьпереданы полностью или частично распорядительные и исполнительные полномочияорганов государственной власти территории, где введено чрезвычайное положение.
Увеличениеполномочий органов исполнительной власти в условиях чрезвычайного положенияпроисходит одновременно с ограничением прав и свобод граждан. В условияхсоциальных бедствий управленческое воздействие направлено на ликвидацию ихпричин, обеспечение хозяйственно-восстановительных работ, эвакуацию людей иоказание им помощи, поддержание особого режима проживания на указаннойтерритории, содействие деятельности органов власти и иных организаций.
Всоответствии с этими задачами государственные органы применяют следующие меры:временно выселяют граждан из районов, опасных для проживания с обязательнымпредоставлением жилища; проводят санитарно-противоэпидемические мероприятия;устанавливают особый режим работы предприятий, учреждений, организаций; висключительных случаях проводят мобилизацию трудоспособного населения итранспортных средств граждан.
Чрезвычайноеположение, объявляемое в связи с возникновением массовых беспорядков,представляет собой жесткий административно-правовой режим ограничений изапретов, основу которого составляют меры предупредительно-пресекательногохарактера.
Предусматриваетсявозможность: ограничения свободы печати; приостановления деятельностиполитических партий и других общественных организаций, препятствующихнормализации обстановки; ограничения продажи оружия, спиртных напитков, а висключительных случаях — изъятие у граждан и организаций предметов и веществ,использование которых в условиях чрезвычайного положения угрожает общественнойбезопасности; выдворения нарушителей общественного порядка, не являющихсяжителями данной местности, за пределы территории, на которой объявленочрезвычайное положение; установления комендантского часа.
Государственныморганам даются полномочия изымать у граждан и организаций оружие,звукоусиливающие технические средства и другие предметы, использование которыхвлияет на состояние общественной безопасности, вводить запрет на проведениесобраний, митингов, забастовок.
Приэтом ряд прав и свобод не подлежит ограничению согласно ст. 56 КонституцииРоссийской Федерации и требованиям международно-правовых актов.
Функцииорганов внутренних дел при чрезвычайных обстоятельствах, связаны с задержаниемвооруженных преступников, поиском и ликвидацией террористических групп,освобождением заложников, предупреждением, пресечением и ликвидацией групповыхнарушений общественного порядка и безопасности и массовых беспорядков внаселенных пунктах, ликвидацией последствий стихийных бедствий и крупныхпроизводственных аварий и катастроф.
Органывнутренних дел участвуют в обеспечении правового режима чрезвычайного иливоенного положения в случае их введения на территории Российской Федерации илив отдельных ее местностях, в осуществлении мероприятий единой государственнойсистемы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также в проведениикарантинных мероприятий во время эпидемий и эпизоотий.
Органывнутренних дел при режиме чрезвычайного положения осуществляют:
— оказание социальной помощи населению;
— принятие мер к оказанию неотложной помощи лицам, пострадавшим от правонарушенийи несчастных случаев, находящимся в беспомощном состоянии;
— принятие неотложных мер по ликвидации последствий аварий, пожаров, катастроф,стихийных бедствий и других чрезвычайных событий;
— спасению людей и оказанию им первой медицинской помощи;
— охране личного, общественного и государственного имущества, оставшегося безприсмотра;
— предотвращение мародёрства, обеспечение сохранности найденных и сданных вмилицию документов, вещей, ценностей и другого имущества, принятие мер квозврату их законным владельцам. />/>9. Административно-правовое регулирование военного положения
Законодательнойосновой военного положения являются Конституция Российской Федерации,федеральный конституционный закон о военном положении, федеральные законы «Обобороне», «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации»,иные нормативные правовые акты, в том числе указы Президента и постановленияПравительства РФ.
Военноеположение (ВП) представляет собой особый правовой режим, предусматривающийограничения прав граждан, должностных лиц и организаций, возложение на нихдополнительных обязанностей, а также особый порядок деятельности органовгосударственной власти и местного самоуправления в целях обеспечения обороныстраны и ликвидации агрессии против государства. Этот режим призван создатьправовые, организационные, экономические условия, способствующие отражениюагрессии или ее предотвращению.
Всоответствии со ст. 21 Закона РФ «Об обороне» военное положение (ВП) вводитсяна всей территории РФ или в отдельных ее местностях с объявлением состояниявойны, а также при наличии непосредственной угрозы вооруженного нападениядругого государства или группы государств на Российскую Федерацию.
Помимообъявления ВП в распоряжении государства имеются также такие средства, какобъявление состояния войны, мобилизация, гражданская и территориальная оборона.Они взаимосвязаны: одновременно с объявлением состояния войны проводитсямобилизация и вводится ВП, но могут применяться и раздельно.
Регулированиережима военного положения определяется характером и степенью угрозыобщественной и государственной безопасности, жизни и здоровью граждан во времявойны. В период военных действий разрушаются нормальные общественныевзаимосвязи, изменяется работа управленческого механизма. Социальная среда врайоне военных действий практически выходит из-под нормативного воздействияобычного законодательства. В этой связи на режим военного положения возлагаютсязадачи стабилизации системы общественных отношений, обеспечения работыгосударственных институтов, общественного порядка и общественной безопасности.Кроме того, режим военного положения должен обеспечить успешное действиевооруженных сил.
«Вслучае агрессии против Российской Федерации, — говорится в ст. 87 Конституции,— Президент Российской Федерации вводит на территории РФ или в отдельных ееместностях военное положение с незамедлительным сообщением об этом СоветуФедерации и Государственной Думе. Режим военного положения определяетсяфедеральным конституционным законом».
РежимВП должен решить следующие задачи:
•гарантировать сохранение общественного порядка, защиту основных прав личности,не подлежащих ограничению даже в военное время;
•мобилизовать силы и средства государственных и негосударственных организаций, атакже граждан для отражения агрессии;
•реорганизовать систему государственной и муниципальной власти, переведя ееработу на принципы строгой централизации с непосредственным подчинениемнижестоящих органов вышестоящим, реализации основных жизнеобеспечивающихфункций, военной дисциплины;
•установить более высокий уровень защиты государственной и военной тайны.
Военноеположение вводится вплоть до прекращения состояния войны, вторжения, нападения,блокады территории России или отдельных ее местностей или устранения реальнойугрозы перечисленных действий. Руководство на территории страны или в отдельныхее местностях, объявленных на военном положении, может передаваться специальныморганам или даже военным властям.
Необходимочетко разграничить режим чрезвычайного положения, при котором угрозабезопасности исходит от внутренних социальных конфликтов, и режим военногоположения, призванный способствовать преодолению внешней угрозы, достижениюпобеды над воюющей стороной.
Отличиевоенного положения от чрезвычайного положения следует проводить по основаниямвведения особого правового режима, по объему устанавливаемых правоограничений,по глубине изменений в системе органов публичной администрации, по характерусил и средств, привлекаемых для поддержания режима.
Хотяв исключительных случаях и в условиях чрезвычайного положения, вызванногостихийным бедствием, Президент РФ может принимать меры по привлечениювооруженных сил для обеспечения безопасности, социально-правовая функция этихвоинских частей отличается от той, которую они выполняют при ВП. В условияхчрезвычайного положения они играют вспомогательную роль, выполняют распоряженияи приказы гражданских властей.
Согласност. 4 Федерального закона «Об обороне» Президент Российской Федерации вводит вдействие нормативные правовые акты военного времени и прекращает их действие,формирует и упраздняет органы исполнительной власти на период военного времени.
Дляподдержания режима ВП Президент привлекает соединения и воинские частиВооруженных Сил РФ, внутренних войск МВД РФ, других войск и воинскихформирований. Они обеспечивают особый порядок въезда, выезда и передвижения потерритории, охраняют объекты, обеспечивающие жизнедеятельность, участвуют вохране общественного порядка, реализуют такие меры, как комендантский час,военная цензура, пресечение нарушений режима ВП. Находясь в оперативномподчинении Генеральному штабу, названные части и соединения могут подчиняться иорганам, обеспечивающим военное государственное управление, военнойадминистрации территории.
Военнымположением обусловлено ограничение ряда прав граждан и организаций, связанных спередвижением, проведением собраний, митингов, забастовок, использованиемтранспортных, радиопередающих средств, хозяйственной деятельностью и др.Одновременно могут быть возложены дополнительные обязанности, ужесточеноадминистративное принуждение (вплоть до расстрела на месте).
/>/>Нормативные акты
1. КонституцияРФ.
2. Федеральный закон«О Центральном банке РФ (Банке России)» от 27 июня 2002 года в ред. Федерального закона от 10.01.2003 N 5-ФЗ.
3. Федеральный закон „ОСчётной палате РФ“ от 11 января 1995 г.
4. Федеральный закон «О защите населения и территорий от чрезвычайныхситуаций природного и техногенного характера» от 21 декабря 1994г.
5. Федеральным закон «Обаварийно-спасательных службах и статусе спасателей» от 22 августа 1995 г.
6. Федеральный закон РФ «Очрезвычайном положении».
7. Федеральный закон «Об обороне».
8. Закон РФ «О занятости населения вРФ» от 19 апреля 1991 года N 1032-1 (в ред. от10.01.2003).
9. Закон РФ «О милиции» N 1026-1 от18 апреля 1991 года (в ред. от 10.01.2003 N 15-ФЗ).
10. Постановление ПравительстваРоссийской Федерации «О классификации чрезвычайных ситуаций природного итехногенного характера».
11. Положениео Министерстве экономического развития и торговли РФ. ПостановлениеПравительства РФ от 21 декабря 2000 г. №990.
12. Положение о Министерствевнутренних дел РФ. ПостановлениеПравительства РФ от 18 июля 1996 г. N 1039.
13. Положение оМинистерстве финансов РФ. Постановление Правительства РФ от 6 марта 1998 г.№273.
14. Положение оФедеральном казначействе РФ. Постановление Правительства РФ от 27 августа 1993г. №864.
15. Положение оМинистерстве труда и социального развития РФ. Постановление Правительства РФот 23 апреля 1997г. N 480.
16. Положение о Государственномкомитете Российской Федерации по статистике. Постановление Правительства РФ от2 февраля 2001 г. N 85.
17. Положение о Государственномкомитете Российской Федерации по стандартизации и метрологии. ПостановлениеПравительства РФ от 7 мая 1999 г. N 498.
18. Положение оМинистерстве РФ по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства. Постановление Правительства РФ от 12 июля 1999 г. N793.
19. Положение оМинистерстве РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям иликвидации последствий стихийных бедствий. Указ Президента РФ от 2 августа 1999г. № 953. />/>Литература
1. Административная деятельность ОВД:Учебник /под ред. В. Я. Кикотя — М.: Юнити-Дана, 2003
2. Алехин А.П., Кармолицкий А.А.,Козлов Ю.М. Административное право: Учебник. М.: ЗЕРЦАЛО, ТЕИС, 1996
3. Бахрах Д.Н. Административноеправо. Учебник для вузов. — М.: БЕК, 2000.
4. Габричидзе Б. Н., Чернявский А. Г.Административное право. — М.: Проспект, 2004.