Реферат по предмету "География"


Цветная металлургия 2

--PAGE_BREAK--1.2.3.     
Мировая ситуация в области рынка никеля

Мировое потребление никеля в I полугодии 2001 г. снизилось на 8,6% по сравнению с тем же периодом 2000 г. — с 579,9 тыс. т до 529,8 тыс. т. Западные страны потребили в январе — июне 478,4 тыс. т металла, что на 10% меньше, чем за соответствующий период прошлого года. На мировом рынке наблюдалось снижение поставок лома нержавеющей стали. Рынок никеля был сбалансирован в условиях низкого спроса на этот металл со стороны производителей нержавеющей стали.

Общемировое производство первичного никеля в январе — июне 2001 г. увеличилось по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 3,1% — до 578,7 тыс. т, в том числе в странах Запада — на 5,1% — до 414,2 тыс. т. Основной прирост произошел в Австралии — на 16 тыс. т, Колумбии (тыс. т) -на 4, Венесуэле — на 3,5 и Новой Каледонии — на 3.

К настоящему времени на складах производителей и торговцев скопилось более 20 тыс. тонн наличного металла, так что ожидать дефицита металла, характерного для прошлого года, не приходится. Особенно на фоне постоянного снижения спроса со стороны основных потребителей – производителей легированной стали и сплавов цветных металлов. К тому же в текущем году в эксплуатацию вводятся новые мощности по производству никеля в Австралии и, как — считают в деловых кругах, проблем с обеспечением поставок никеля не будет.

По данным журнала Metal Bulletin, в июле — сентябре текущего года наблюдалась понижательная тенденция цен на рынке никеля; в середине сентября металл продавался по 5075 долл.за т.

1.2.4.     
Российская ситуация в области рынка никеля

Выше было подробно рассмотрена общая мировая ситуация на рынке никеля. Как известно – Россия крупнейший игрок на этом рынке. Российская компания Норильский Никель – контролирует пятую часть мирового производства никеля и естественно оказывает существенное влияние на мировую конъюнктуру данного металла.

Ежегодно в Российской Федерации производится около 228 тыс. тонн первичного никеля. В стране существует практически монопольный его производитель – ОАО ГМК Норильский Никель, производящая 218 тыс. тонн никеля, 390 тыс. тонн меди и белее 4.5 тыс. тонн кобальта в год. В период с 1996 (177 тыс. тонн) по 1999 (220 тыс. тонн) год выпуск никеля компанией увеличился более чем на 22%, что сделало Норильский Никель мировым лидером по выпуску данного металла и позволило ему установить контроль над 21% мирового производства. Одним из отличительных особенностей компании является то, что в отличие от своих западных коллег производственники не владеют недрами: в соотвествии с российскими законами все природные ископаемые принадлежат государству, которое дает компании свои минеральные ресурсы в «конфессию» на определенный срок. В случае Норильского Никеля это 25-летний срок, окончание которого наступит в 2025 году.

Вообще Норильский Никель за последние годы претерпел существенные изменения, как в структуре собственности, так и в стратегии развития. Находясь в полярной зоне и обладая огромным штатом сотрудников (по различным оценкам до 1 млн. человек работает на входящих в холдинг предприятиях), компания вынуждена нести огромные расходы, связанные с социальной сферой, обеспечением северного завоза, поддержанием городской инфраструктуры и т.п… Но направление, выбранное руководством предприятия на поддержание «социалки» с успехом компенсирует эти затраты: работать на предприятиях компании считается чрезвычайно престижным.

10-летняя стратегия развития компании

В ноябре 1998 года новое руководство комбината, представляющее интересы группы компаний ИНТЕРРОС – основных владельцев компании, представило на обсуждение общественности новую концепцию развития предприятий, входящих в холдинг, и в целом отрасли. Согласно этой концепции основной упор в развитии будет делаться на структурные преобразования производств с целью сокращения издержек и оптимизации технологических процессов. План развития предусматривает улучшение технологий извлечения металла из руды, снижении доли энергии в общей структуре себестоимости, сокращении непроизводственных расходов. Также особое внимание уделено в программе развитию ресурсно-сырьевой базы.

В соответствии с планами компании на проведение всех модернизационных мероприятий в ближайшие 5-10 лет потребуется сумма в 3-5 млрд. долларов, которые планируется привлечь от западных инвесторов и частично из собственных средств. Для создания более привлекательного инвестиционного климата в компании была проведена реструктуризация собственности, вычленены непрофильные производства и убыточные подразделения, проведен переход на единую акцию. Все это позволило сделать компанию более управляемой и привлечь кредитные ресурсы.

Сырьевая база комбината сосредоточена на Таймырском и Кольском полуострове. Более 35% мировых никелевых запасов сосредоточено на двух месторождениях на севере Таймыра – Октябрьском и Талнахском. Октябрьское месторождение никелевых руд начало разрабатываться в 1974 году и разработку на нем ведут на глубине 1000 – 1500 метров. Наиболее старый и разработанный рудник – Медвежий ручей в Талнахском месторождении – начал промышленно эксплуатироваться в 1948 году. Переработку никелевого сырья осуществляют на Норильском комбинате, построенном в 1981 году и имеющим проектные мощности для переработки 9 млн. тонн руды в год. В настоящее время используется лишь 40% его проектной мощности.

Другое направление для развития рудной базы – обустройство рудных месторождений, эксплуатируемых компанией Печенганикель. В настоящее время около 85% запасов никелевой руды сосредоточено на руднике Центральный на Кольском полуострове, который производит около 2.5 млн. тонн руды в год. В планах развития компании увеличить производство рудника до 4 млн. тонн в год до 2015 года.

Столь существенное увеличение возможной производственной мощности предприятий в долгосрочной перспективе обусловлено крайне благоприятными прогнозами по увеличению потребления никеля.

В этом росте потребления никеля основное влияние оказывает возрастающее использование в различных отраслях науки и техники легированных сталей. В последние 2-3 года аустенитные легированные стали применяются в строительстве все возрастающими темпами. Благодаря различным вариантам для ее применения и обладая рядом уникальных свойств эти стали становятся все более востребованными при строительстве, как во внутренних (интерьерных) работах, так и во внешних (экстерьерных). Так, например, сталь хромоникелевая (в американской классификации тип 300) широко применяется для кровельных работ, изготовления оконных карнизов, сливов и т.п. В обустройстве интерьеров данную сталь используют при оборудовании ванных, столовых и кухонных помещений, при изготовлении стеновых панелей и отделочной фурнитуры.

1.3. 
Алюминиевая промышленность

Среди многообразия промышленности цветных металлов алюминиевая индустрия крупнейшая, как по объемам выпуска продукции, количеству задействованных в производстве людей, так и по безусловной важности для мировой экономики.

Схема получения готовой продукции из сплавов алюминия сложна и включает в себя различные операции, начиная от добычи исходного сырья – бокситов – до процессов получения готового проката. Сами технологические процессы производства алюминиевого проката состоят из последовательных процессов электролиза, плавки и дальнейшей обработки давлением для получения готового изделия. Это делает производство алюминия чрезвычайно энергоемким, что предполагает расположение предприятий, производящих первичный алюминий в местах локализации источников энергии и сырья. Как правило, ведущие мировые производители алюминия – Канада, Америка, Россия – обладают достаточными запасами сырья и имеют относительно дешевые источники электроэнергии для организации соответствующих производств.

Известно, что, обладая рядом характеристик, таким как, например, легкость, прочность, доступность, относительная дешевизна, уникальные эксплуатационные свойства, алюминий и его сплавы нашли широкое применения в различных отраслях промышленности, начиная от аэрокосмической и заканчивая медициной.

1.3.1.     
Мировой рынок

По оценкам Европейской Алюминиевой Ассоциации использование алюминия на континенте в 2000 году было следующее (график 12).



График 12

Таким образом, основными потребляющими отраслями данного металла являются сектора экономики, связанные с общественным производством: строительство, автомобилестроение, производство товаров народного потребления и т.п.

Именно столь сильная зависимость отрасли от общественного потребления и стала причиной некоторого снижения объемов производства, потребления и цен на алюминий и его сплавы в этом году, из-за ухудшения общемировой экономической ситуации.

Как один из базовых параметров, характеризующих общий уровень развития экономики страны, многие исследователи используют коэффициент, характеризующий среднедушевое потребление алюминия из расчета кг металла на человека в год. Распределение стран по регионам по этому показателю представлено на графике 13.



График 13

Столь низкое потребление металла в России наряду с существующими явно избыточными мощностями по производству алюминия делают эту отрасль изначально экспортоориентированной. А так как на экспорт поставляется в основном первичный алюминий, а не его прокат, то это снижает возможные прибыли производителей и укрепляет связь промышленности с внешнеторговой конъюнктурой, что чревато кризисными ситуациями и падением объемов производства. Желание оставить в стране большую добавленную стоимость, заставило крупнейших отечественных производителей развернуть крупную агитационную кампанию, оцениваемую в сумму в несколько миллионов долларов и направленную на пропаганду использования в быту изделий из алюминия и его сплавов (упаковочной тары, пищевой фольги и т.п.). Но все же результат этой кампании пока незаметен; потребление продукции высокого передела внутри России все еще остается на низком уровне (график 2). Однако отечественные производственники связывают надежды на изменение ситуации с наметившимся ростом экономики. Так, по предварительным прогнозам, до 2005 года потребление алюминия и его сплавов внутри России утроится, а к 2010 году достигнет величин в 16-20 кг/чел.

Всего в мире в 2000 году было потреблено более 24.4 млн. тонн алюминия. Это больше аналогичного показателя 1999 года на 2.5%. Если посмотреть структуру потребления по регионам, то она также коррелирует с общеэкономической ситуацией (график 3). Если после кризиса 1997-98 гг. в азиатских странах потребление было резко снижено (на 2%), то после восстановления экономики в 1999 году эти страны показали наибольший рост (Азия, за исключением Японии – на 25%, Китай – на 19%, другие восточные страны – на 5%) (см. график 3). В то же время в этом году положение в странах Латинской Америки и Океании резко ухудшилось (отголоски азиатского кризиса), и, как следствие, рост потребления в странах Океании – 0.5%, а в Латинской Америке – снижение на 18%. В то же время общемировое потребление алюминия постоянно увеличивается и как ожидают аналитики в течение этого года вырастет еще на 3%. Этому будет способствовать увеличение производства, потребления и относительное снижение цен, наблюдаемое последние несколько месяцев.

Вопрос с ценами на металл остается довольно острым. Все последние годы цена на алюминий постоянно увеличивалась, следуя за кривой потребления. Во время кризисов, что вполне естественно, цены снижались, но на общем фоне ухудшения экономической ситуации это не воспринималось, как стагнация. Ситуация последних месяцев в корне противоположна. Общее похолодание экономики привело к резкому ограничению выпуска продукции в смежных отраслях промышленности. В США – крупнейшем потребителе алюминия – резко были снижены темпы строительства, снизились объемы выпуска автомобилей, что ограничило потребление. Это привело к снижению цен на металл на 20% за первый квартал текущего года. С другой стороны на североамериканских производителей стали давить высокие цены на энергию.

Это вынудило крупнейших североамериканских производителей снижать объемы производства, а в ряде случаев и вовсе закрывать их. Так, например, за первые 6 месяцев текущего года крупнейшие производители Alcoa и Alcan сократили выпуск первичного алюминия более, чем на 15%.

Более подробная информация по производству алюминия в некоторых регионах мира представлен в таблице:

Отчетливо прослеживается тенденция: сокращают производство страны, у которых цены на электроэнергию высоки; страны же с низкими энерготарифами – наоборот увеличивают.

1.3.2.     
Российская алюминиевая промышленность

Известно, что доля России в мировом выпуске алюминия достаточно велика, чтобы считать отечественных производителей реальной силой, способной оказывать существенное влияние, как на мировую ценовую конъюнктуру, так и на формирование рынков каждого вида алюминиевого проката. Существующие в России и странах СНГ мощности способны производить до 20% мирового выпуска алюминия. Вот уже на протяжении 5 последних лет доля России на мировом рынке составляет около 15-16% (см. график 14) при общем объеме выпуска в 3.25 млн. тонн в год.



График 14

Прошедший год остался, пожалуй, самым успешным для отрасли в последнем десятилетии, а возможно и в ближайшей перспективе. В 2000 году выпуск первичного алюминия увеличился на 2.5% по сравнению с 1999 годом и составил 3.25 млн. тонн. При этом действующие мощности предприятий были загружены на 99.7%. Рост наблюдался также и в отрасли производства бокситов – основного компонента при производстве первичного алюминия. В том же 2000 году рост производства бокситов составил 4.1% и достиг уровня в 2.46 млн. тонн. Этого количества глинозема, естественно, не хватает для производства такого количества первичного алюминия, поэтому Россия является нетто-импортером глинозема, ввозя его, в частности, из Гвинеи, Австралии, Бразилии и т.д. Производство алюминия из собственного сырья в России не превышает 40% от общих объемов выпуска и это наиболее сильное ограничение сдерживающее рост мощностей внутри страны.

Столь впечатляющие темпы роста были продиктованы с одной стороны чрезвычайно благоприятной мировой ценовой конъюнктурой (см. график 4 из предыдущего обзора), так как эта отрасль промышленности экспортоориентированная. С другой стороны благоприятное влияние оказал рост внутреннего потребления алюминия, чему способствовала девальвация и рост промышленного производства в России. Так в 2000 году рост внутреннего потребления по сравнению с предыдущим годом составил 17% и достиг уровня в 700 тыс. тонн.

В ближайшей перспективе следует ожидать роста потребления алюминия внутри России еще на 10-15%, что связано с ростом промышленного производства в смежных отраслях, так и низкими ценами на металл, установившимися с начала текущего года. Рост внутреннего производства вряд ли достигнет 1.5-2%, чему препятствуют проблемы с сырьем, низкие цены, приводящие к снижению доходности и вялый спрос на металл на внешнем рынке.

На графике 14 представлены сравнительные данные по производству алюминия и глинозема в России, странах СНГ и общемировое производство, а также доля России на рынке.

За три последних года при общем росте мирового производства доля России неуклонно снижалась, несмотря на увеличение выпуска, и связано это было с постоянным вводом новых мощностей крупнейшими мировыми производителями – в частности, Alcan и Alcoa – и различными ограничениями на поставку на западные рынки. Тем не менее, внутрироссийское производство постоянно росло, до 2-5% ежегодно. К тому же весь прошедший год в России активно формировались альянсы в отрасли, что привело к значительной экономии издержек и позволило повысит маневренность и эффективность производства металла внутри России. Кроме России экспансия отечественных металлургов распространилась и в сопредельные государства – Украину, Армению, Румынию, а также и страны дальнего зарубежья – в частности в Гвинею, где не так давно один из операторов рынка приобрел местного производителя глинозема. Рассмотрим подробнее положение основных игроков на рынке.
Как известно производство алюминия включает в себя первоначальные операции по добыче глинозема, производству бокситов и электролизном производстве первичного алюминия. Таким образом, технологически предприятия можно разделить на три группы: предприятия по добыче глинозема, предприятия-производители первичного алюминия, обрабатывающие предприятия.
Всего в России существует 6 крупных производителя глинозема: Уральский, Богословский и Волховский алюминиевые заводы, Ачинский горный комбинат, ПО «Глинозем» и Бокситогорский глинозем. В совокупности эти предприятия выдают порядка 3.5 млн. тонн глинозема, что покрывает около 40% российской потребности в алюминиевом сырье. В СНГ производство глинозема также достигает 3 млн. тонн в год.

Среди 11 заводов-производителей первичного алюминия два предприятия – крупнейшие в мире Братский и Красноярский алюминиевые заводы – выпускают более половины от общего объема производства металла в стране. К тому же данные заводы наиболее современные и оснащены передовыми технологиями, как российского (ВАМИ), так и иностранного (Pechiney) авторства.

Как уже было отмечено выше, процессы консолидации в отрасли к настоящему времени практически завершились и на сегодня производство алюминия и его сплавов в России контролируют практически два игрока – альянс компаний «Русский Алюминий» и СУАЛ-Холдинг. На долю первого приходится 70% произведенного первичного алюминия и сплавов, а также около 50% глинозема, производимого в России.

Русский Алюминий

Компания была сформирована путем объединения алюминиевых активов различными собственниками в марте 2000 года, и сразу вырвалась на первые места в мировой табели о рангах. Получив контроль над двумя крупнейшими в мире производителями первичного алюминия – Братским и Красноярским алюминиевыми заводами, а также над одним из самых современных и технологически оснащенных предприятий – Саянским алюминиевым заводом – компания стала в состоянии поставлять на мировой рынок порядка 2 млн. тонн первичного алюминия, что составляет приблизительно 10-12% мирового производства. Кроме того, компания обладает мощностями по производству товарного проката и упаковки, что позволяет получать продукцию более высокого передела и повышает долю переработки первичного металла. На компанию работает более 75 тыс. сотрудников, годовой оборот холдинга превышает 4 млрд. долларов.

Производство бокситов осуществляется на: Николаевском глиноземном заводе и Ачинском глиноземном комбинате, которые находятся на Украине и России соответственно. Основным поставщиком сырья для Николаевского ГЗ является государственная компания «Государственное общество бокситов Киндиа» (Гвинея). Ачинский глиноземный комбинат использует собственную сырьевую базу. В свете подорожания ж/д тарифов на перевозку сырья цветных металлов необходимо отметить, что транспортная составляющая в структуре расходов компании Русский Алюминий не столь велика, как у его конкурента – СУАЛ-Холдинга, из-за использования первой компанией преимущественно водного транспорта.

Технология Николаевского глиноземного завода была разработана специалистами французской компании Pechiney – многолетнего партнера россиян. Проектная мощность завода более 1 млн. тонн глинозема в год, в ближайшей перспективе компания планирует нарастить мощность до 1.5 млн. тонн. На Ачинском ГК используют отечественную технологию; проектная мощность производства 900 тыс. тонн.

Производимый глинозем поступает на алюминиевые заводы: Братский, Красноярский и Саянский заводы. Эти предприятия расположены около крупных генерирующих мощностей, что позволяет существенно экономить на энерготарифах. Производимый на этих предприятиях первичный алюминий на 80% экспортируется. Остальной перерабатывается на принадлежащих холдингу заводах: Саянском алюминиевом, «Саянской Фольге», «Ростаре», и БКМПО (Белая Калитва). Из общего выпуска проката 46% составляют листы и ленты, 30% плиты и прессованные изделия, а также фольга и консервная лента. Специалисты компании определяют сектор производства продукции высокого передела, как чрезвычайно перспективный и планируют в будущем развивать именно это направление.

    продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.