Реферат по предмету "Литература"


Человек из народа и его духовный мир в стихотворении «Дедушка Мазай и Зайцы»

МосковскийГосударственный
                                ПедагогическийУниверситет
                               дефектологический факультет
                                                    Доклад
                                     
                            
                                   Тема:«Человек из народа и его
духовный мирв  стихотворении
«Дедушка Мазай и Зайцы».
                                                                         
                               
                                 Выполнила:
студентка511 группы
               ШаховаМ.Е.
Москва 2005
Главныйгерой произведений Некрасова – русский народ, умный, умелый, трудолюбивый. Всвоих произведениях для детей он искал пути непосредственного общения с ними,прямого серьезного разговора о жизни, о народе, о русской природе.  
Главный герой  стихотворения «Дедушка Мазайи зайцы» – Мазай. Немалое место в истории о Мазае занимает воспроизведение многообразной жизни природы.Дедушка Мазай не может мыслить себя вне природы.
                    За день грибов насбираешькорзину,                   Ешь мимоходом бруснику, малину;                   Вечером пеночка нежно поет,                   Словно как в бочку пустую удод        Ухает; сыч разлетается к ночи,        Рожки точены, рисованы очи.
Много лет видит  Мазай мощь природыв пору весенних разливов, щедрость и красоту – в летние месяцы, воспринимает ееперемены утром, вечером и ночью, опасается ее неожиданности при осенних охотах,знает ее неоглядные просторы, ибо «За сорок верст в Кострому Сбегать лесами емунипочем:       За сорок верст в Кострому прямиком                 Сбегать лесами ему нипочем:                «Лес не дорога: по птице, по зверю       Выпалить можно".- «А леший?»- «Не верю!                 Раз в кураже я их звал — поджидал       Целую ночь,- никого не видал!
И не тольковидит, знает: « Старый Мазай любит до страстинизменный край».
Конкретно названы деревня Мазая: МалыеВежи (…около «Малых Вежей»); и большой город: Кострома, упомянуто расстояниемежду ними в верстах (За сорок верст в Кострому прямиком). Обозначены времяохоты – и ее периодичность (В августе…, Каждое лето домой приезжая…)  
    Отмечены неповторимые признаки деревеньки
                             Вся она тонет взеленых садах;
                             Домики в ней навысоких столбах
                           
                             ( Всю этуместность вода понимает,
                              Так что деревня весною всплывает,
 
                               Словно Венеция)…
    
Мазайопределяет свой край как «болотистый, низменный», он думает о его возможностяхи природных ресурсах
                              «В нашемболотистом, низменном крае
                              Впятеро больше быдичи велось,
                              Кабы сетями ее неловили,
                              Кабы силками еёне давили;…
        
Часть известного Мазаюпостигнута и автором как гостем («Я по неделе гощу у него»), как товарищем поохоте. Перед тем как рассказать о своих и Мазаявпечатлениях («Я от Мазая рассказы слыхал. Дети, длявас я один записал…»), он, приступая к обязанностям писателя, повествующего,что-то укрупнил, что-то отсеял. В итоге такой многослойной оценки общеевпечатление достоверности от рассказанного приумножается. Читатель получилвозможность и подумать и поверить.
В прямомавторском повествовании характеризуются рассказы Мазая. Он вспоминает события, случившиеся с егознакомыми – тут включаются их реплики и даже рассказ — самопризнанияодного  из охотников о том, почему изачем он берет с собой горшок с угольками.
                        
                              Ходит с ружьишкомдругой  зверолов,
                              Носит с собою горшокугольков.
                               
                              «Что ты таскаешьгоршок с угольками?»

Ежели зайцатеперь сослежу,
Прежде ясяду, ружье положу,
Над уголечками руки погрею,
Да уж потоми палю по злодею!
                      «Вот так охотник!» – Мазай прибавлял.
                        Я, признаюсь от душихохотал.
                       
                      Впрочем, милей анекдотовкрестьянских
                        ( Чем они хуже, однакодворянских?)
          Стихотворение «Дедушка Мазай и зайцы» рисует яркую картину весеннего половодья изамечательный образ старика Мазая, спасающего зайцев.Здесь он осуждает мужиков, которые бессмысленно губят зайцев.        Нет! еще мало! бегут мужики,                 Ловят, и топят, и бьют их баграми.
      Где уних совесть?..
В  эпизоде с зайчишками открывается богатыйнравственный мир одинокого старика, свойственные ему чувства справедливости иответственности за слабого. Попавшие в половодье в беду зайцы кажутся Мазаю беззащитной меньшой братией, не помочь которойневозможно. И он помогает, вытаскивая их из воды, подбирая с уцелевшихбугорков, пеньков, кочек, зацепив багром бревно на котором спасались зайцы.Вижу один островок небольшой -Зайцы на нем собралися гурьбойС каждой минутой вода подбираласьК бедным зверькам; уж под ними осталосьМеньше аршина земли в ширину,Меньше сажени в длину.Тут я подъехал: лопочут ушами,Сами ни с места; я взял одного,Прочим скомандовал: прыгайте сами!Прыгнули зайцы мои, — ничего!Только уселась команда косая,Весь островочек пропал под водой.«То — то!- сказал я, — не спорьте со мной!Слушайтесь, зайчики, деда Мазая!"Этак гуторя, плывем в тишине.Столбик не столбик, зайчишко на пне,Лапки скрестивши, стоит, горемыка.Взял и его — тягота невелика!Только что начал работать веслом,Глядь, у куста копошится зайчиха -Еле жива, а толста как купчиха!Я ее, дуру, накрыл зипуном -Сильно дрожала… Не рано уж было.Мимо бревно суковатое плыло,Сидя, и стоя, и лежа пластом,Зайцев с десяток спасалось на нем.
Он понимает как опаснаперегрузка лодки. «Взял бы я вас — да потопите лодку!»Жаль их, однако, да жаль и находку -Я зацепился багром за сучокИ за собою бревно поволок…
Дедушка Мазайслышит как односельчане смеются над ним, но все таки он был решителен в своемнамерении спасти зайчиков.Было потехи у баб, ребятишек,Как прокатил я деревней зайчишек:«Глянь — ко: что делает старый Мазай!»Наиболее обессиливших в борьбе со стихией он даже взял  домой, дабы за ночь они «Высохли, выспались, плотно наелись». Только на лодке две пары осталось-Сильно измокли, ослабли; в мешокЯ их поклал — и домой приволок,За ночь больные мои отогрелись,
Высохли,выспались, плотно наелись.
Всамые ответственные моменты спасения он настолько сроднился со страждущими зверьками, что начинает с нимиговорить, надеясь поддержать их; он считал себя и их чем-то единым.
 Мы за деревней в реке очутились.   
Ивсе это переживает заядлый охотник, который следуя внутреннему убеждению строгоблюдет, в соответствии с его представлениями о живом, установленные срокиохоты:
       « Не попадайтесь зимой!»          Я их не бью ни весною, ни летом:
В некрасовскихпроизведениях для детей устойчив присущий народному миропониманию мотив:живущий в природе человек осознает трудности, выпавшие на долю беззащитныхсуществ, стремится вывести их из беды.
Неназойливо включенныйв мир Мазая и его друзей, завороженный всем строемпроизведения Салтыков воспринимал его учительское начало, обязательное, с точкизрения автора, для народной книги, обращенной и к детям и взрослым.ДЕДУШКА МАЗАЙ И ЗАЙЦЫ              1В августе, около Малых Вежей,С старым Мазаем я бил дупелей.Как — то особенно тихо вдруг стало,На небе солнце сквозь тучу играло.Тучка была небольшая на нем,А разразилась жестоким дождем!Прямы и светлы, как прутья стальные,В землю вонзались струи дождевыеС силой стремительной… Я и Мазай,Мокрые, скрылись в какой — то сарай.Дети, я вам расскажу про Мазая.Каждое лето домой приезжая,Я по неделе гощу у него.Нравится мне деревенька его:Летом ее убирая красиво,Исстари хмель в ней родится на диво,Вся она тонет в зеленых садах;Домики в ней на высоких столбах(Всю эту местность вода понимает,Так что деревня весною всплывает,Словно Венеция). Старый МазайЛюбит до страсти свой низменный крайВдов он, бездетен, имеет лишь внука,Торнои дорогой ходить ему — скука!За сорок верст в Кострому прямикомСбегать лесами ему нипочем:«Лес не дорога: по птице, по зверюВыпалить можно".- «А леший?»- «Не верю!Раз в кураже я их звал — поджидалЦелую ночь,- никого не видал!За день грибов насбираешь корзину,Ешь мимоходом бруснику, малину;Вечером пеночка нежно поет,Словно как в бочку пустую удодУхает; сыч разлетается к ночи,Рожки точены, рисованы очи.Ночью… ну, ночью робел я и сам:Очень уж тихо в лесу по ночам.Тихо как в церкви, когда отслужилиСлужбу и накрепко дверь затворили,Разве какая сосна заскрипит,Словно старуха во сне проворчит..."Дня не проводит Мазай без охоты.Жил бы он славно, не знал бы заботы,Кабы не стали глаза изменять:Начал частенько Мазай пуделять.Впрочем, в отчаянье он не приходит:Выпалит дедушка,- заяц уходит,Дедушка пальцем косому грозит:«Врешь — упадешь!»- добродушно кричит.Знает он много рассказов забавныхПро деревенских охотников славных:Кузя сломал у ружьишка курок,Спичек таскает с собой коробок,Сядет за кустом — тетерю подманит,Спичку к затравке приложит — и грянет!Ходит с ружьишком другой зверолов,Носит с собою горшок угольков.«Что ты таскаешь горшок с угольками?» — «Больно, родимый, я зябок руками;Ежели зайца теперь сослежу,Прежде я сяду, ружье положу,Над уголечками руки погрею,Да уж потом и палю по злодею!"«Вот так охотник!»- Мазай прибавлял.Я, признаюсь, от души хохотал.Впрочем, милей анекдотов крестьянских(Чем они хуже, однако, дворянских?)Я от Мазая рассказы слыхал.Дети, для вас я один записал...            2Старый Мазай разболтался в сарае:«В нашем болотистом, низменном краеВпятеро больше бы дичи велось,Кабы сетями ее не ловили,Кабы силками ее не давили;Зайцы вот тоже, — их жалко до слез!Только весенние воды нахлынут,И без того они сотнями гинут,-Нет! еще мало! бегут мужики,Ловят, и топят, и бьют их баграми.Где у них совесть?.. Я раз за дровамиВ лодке поехал — их много с рекиК нам в половодье весной нагоняет,-Еду, ловлю их. Вода прибывает.Вижу один островок небольшой -Зайцы на нем собралися гурьбойС каждой минутой вода подбираласьК бедным зверькам; уж под ними осталосьМеньше аршина земли в ширину,     Меньше сажени в длину.Тут я подъехал: лопочут ушами,Сами ни с места; я взял одного,Прочим скомандовал: прыгайте сами!Прыгнули зайцы мои,- ничего!Только уселась команда косая,Весь островочек пропал под водой.«То — то!- сказал я,- не спорьте со мной!Слушайтесь, зайчики, деда Мазая!"Этак гуторя, плывем в тишине.Столбик не столбик, зайчишко на пне,Лапки скрестивши, стоит, горемыка.Взял и его — тягота невелика!Только что начал работать веслом,Глядь, у куста копошится зайчиха -Еле жива, а толста как купчиха!Я ее, дуру, накрыл зипуном -Сильно дрожала… Не рано уж было.Мимо бревно суковатое плыло,Сидя, и стоя, и лежа пластом,Зайцев с десяток спасалось на нем.«Взял бы я вас — да потопите лодку!»Жаль их, однако, да жаль и находку -Я зацепился багром за сучокИ за собою бревно поволок...Было потехи у баб, ребятишек,Как прокатил я деревней зайчишек:«Глянь — ко: что делает старый Мазай!»Ладно! любуйся, а нам не мешай!Мы за деревней в реке очутились.Тут мои зайчики точно сбесились:Смотрят, на задние лапы встают,Лодку качают, грести не дают:Берег завидели плуты косые,Озимь, и рощу, и кусты густые!..К берегу плотно бревно я пригнал,Лодку причалил — и «с богом!» сказал...         И во весь дух         Пошли зайчишки.         А я им: «У — х!         Живей, зверишки!         Смотри, косой,         Теперь спасайся,         А чур зимой         Не попадайся!         Прицелюсь — бух!         И ляжешь… Ууу — х!.."Мигом команда моя разбежалась,Только на лодке две пары осталось -Сильно измокли, ослабли; в мешокЯ их поклал — и домой приволок,За ночь больные мои отогрелись,Высохли, выспались, плотно наелись;Вынес я их на лужок; из мешкаВытряхнул, ухнул — и дали стречка!Я проводил их все тем же советом:     «Не попадайтесь зимой!»Я их не бью ни весною, ни летом,Шкура плохая. — линяет косой..."


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.