Реферат по предмету "География"


Территориальные, прилегающие, исключительные экономические/ Морские акватории в международном праве

А.Л. Колодкина
КАКопределяются размеры части моря, которая находится под юрисдикцией прибрежногогосударства? До XVIII в. практиковался способ, по которому граница морскихвладений государств ограничивалась линией горизонта, видного с берега. Позднеемногие страны стали считать своими морскими владениями акваторию, до всех точеккоторой могло достать их самое дальнобойное береговое огнестрельное орудие. Чемболее развитой была страна в производстве вооружений, тем больший участок моряона могла контролировать. Как правило, подвластная территория ограничиваласьрасстоянием полета пушечного ядра от берега — в среднем 3 морские мили (1морская миля — 1852 м).
Кконцу XVIII — началу XIX в. США и некоторые страны Западной Европы объявилисвоим морское пространство, простирающееся именно на расстояние трех миль отберега. К концу XIX в. развитие технологий позволило увеличить дальнобойностьартиллерии до 20 км и более. В это время в международном праве началоприменяться понятие «прилежащие акватории». В 1776 г. Англия объявила часть моря, простирающуюся на расстояние до 12 миль от ее берегов, «таможенной зоной». В 1799 г. примеру Англии последовали США, в 1817 г. — Франция, а в 1909 г. — Россия.
Допринятия Конвенции ООН по морскому праву разные страны по-разному пытались установитьсвою юрисдикцию над акваториями. Австралия, Германия, Катар, Великобритания иСША придерживались расстояния в 3 морские мили; Алжир, Куба, Индия, Индонезия иСССР считали своими территориальными водами расстояние в 12 морских миль, аКамерун, Гамбия, Мадагаскар и Танзания — в 50 морских миль. Некоторые страныЛатинской Америки, в частности, Чили, Эквадор, Перу и Никарагуа, объявили освоих притязаниях на морские акватории, прилегающие к их берегам до расстояния200 морских миль. Впоследствии аналогичную норму установило африканскоегосударство Сьерра-Леоне.
Особыеправа разные страны заявляли в одностороннем порядке и на отдельные, специальнооговариваемые акватории. В 1916 г. Министерство иностранных дел России уведомилодругие страны о том, что открытые острова в Северном Ледовитом океане, находящиесяна продолжении к северу сухопутной территории Сибири, принадлежат России. В 1926 г. было принято постановление Президиума Центрального Исполнительного Комитета СССР «О землях иостровах в Северном Ледовитом океане, принадлежащих Союзу СоветскихСоциалистических Республик». В постановлении говорилось, что все земли иострова (открытые и могущие быть открытыми), находящиеся между 32°5' в.д. и 168°50'з.д. (позднее долготы были несколько уточнены) к северу от Сибири и другихприлегающих районов, принадлежат СССР.
/>
РатификацияКонвенции ООН по морскому праву странами мира
Темнымвыделены страны, ратифицировавшие Конвенцию (среди них Российская Федерация).
Наиболеесветлая закраска соответствует странам, Конвенцию не ратифицировавшим (срединих США, не спешащие добровольно ограничивать свои «национальные интересы»).
«Промежуточносерые» — страны, Конвенцию вообще не подписавшие (Казахстан, Средняя Азия, Турция,Венесуэла, Перу)
НаI конференции ООН по морскому праву, проходившей в Женеве в 1958 г., были приняты четыре важнейших конвенции: о территориальном море и прилежащей зоне, оботкрытом море, о континентальном шельфе, о рыболовстве и об охране живыхресурсов открытого моря. Однако участниками этой конференции являлся довольноузкий круг государств.
В 1960 г. состоялась II конференция ООН по морскому праву. Однако решенийпринять она не смогла.
В 1973 г. была созвана III конференция ООН по морскому праву, проработавшая до 1982 г. Результатом ее деятельности стала Конвенция ООН по морскому праву. Конвенция была принята вМонтего-Бей (Ямайка) 10 декабря 1982 г. и вступила в силу в 1994 г. Россия ратифицировала ее в 1997 г.
Конвенцияопределила 12-мильную зону территориальных вод (территориальное море — ок. 22 км от берега). В этой зоне прибрежные страны имеют полную юрисдикцию. Суда и корабли (в том числеи военные) иностранных государств имеют право «мирного прохода» через этитерритории. В пределах 12 морских миль прибрежные страны обладают правомсобственности на все живые и неживые ресурсы океана.
Крометерриториальных вод, Конвенция также определила «прилежащие воды» — до 24 морскихмиль от берега; в этой зоне прибрежные государства проводят свою иммиграционную,санитарную, таможенную и экологическую политику.
Длягосударств, полностью состоящих из островов, таких как Филиппины, Индонезия, Мальдивыи Сейшелы, Конвенция предусматривает особый статус — «государство-архипелаг».Расстояние территориальных и прилежащих вод, а также исключительныхэкономических зон для таких стран отсчитывается от самой крайней точки самогокрайнего острова. Указанный принцип распространяется лишь на острова, которыесами по себе являются суверенными государствами, а не являются частьюкакой-либо материковой страны.
Конвенциейзакреплено понятие «исключительная экономическая зона». Каждое прибрежноегосударство имеет право претендовать на исключительную экономическую зону (200морских миль от берега), в пределах которой оно имеет право исследовать, эксплуатироватьживые и неживые ресурсы. В пределах своих исключительных экономических зонгосударства имеют право регулировать строительные работы, а также использоватьсуществующую в океане инфраструктуру для экономических, научных и экологическихцелей. Тем не менее, прибрежные страны не обладают правом собственности надсамой акваторией моря или ее ресурсами в пределах исключительной экономическойзоны, но все государства мира имеют право на строительство там трубопроводов ипрокладку кабельных трасс.
Картосхемаисключительных экономических зон, на которые распространяются особые праваприбрежных и островных стран
Первые15 стран мира по площади акваторий
исключительныхэкономических зон (ИЭЗ),
включаятерриториальные воды (ТВ)Страна
Площадь ИЭС и ТВ,
тыс. км2 США 11 351 Франция 11 035 Австралия 8 148 Россия 7 566 Канада 5 599* Япония 4 479 Новая Зеландия 4 084 Великобритания 3 974 Бразилия 3 661 Чили 2 018 Португалия 1 727 Индия 1 642 Мадагаскар 1 225 Аргентина 1 159 Китай 877 />
*Почти половина этой площади приходится на обширные территориальные воды Канады.Исключительная экономическая зона Канады без территориальных вод составляет2756 тыс. км2.
Особооговариваются зоны континентального шельфа. Женевская конференция 1958 г. определила, что к шельфу относятся и подводные хребты, являющиеся продолжениемконтинентальной суши. 76-я статья Конвенции 1982 г. указывает, что граница шельфа не может проходить дальше 350 миль (ок. 650 км) от границ внутреннего моря. В настоящее время вопрос о том, в какой мере дноСеверного Ледовитого океана может рассматриваться как континентальный шельф, приобрелособое значение для России. Ученые получили политический заказ доказать, чтохребет Ломоносова (идет от Новосибирских островов в сторону Северного полюсамежду 140° и 150° в.д.), а также поднятие Менделеева (идет от острова Врангеляк центру Северного Ледовитого океана) являются продолжениями российскогоконтинентального шельфа. Если этот тезис удастся обосновать на международномуровне, это существенно расширит права России в Северном Ледовитом океане врамках Конвенции. Для правящего режима в стране это вопрос престижа, ведьратифицировав Конвенцию в 1997 г. (при этом, как это принято, не особенно думаяо национальных интересах), государство потеряло юридические основания контролянад гигантской частью арктического сектора (иными словами, отдало всем желающимто, что принадлежало нашему народу). Доказать теперь, что отданное — это наше, итем самым восстановить некоторые права над утраченным — для правящего режимазначит несколько реабилитироваться в общественном мнении. Подробнее о ситуациис арктическим сектором России см.: «География», № 1/2007, с. 5–7.
Современныйпериод отличается жестким законодательством и жесткой практикой многихгосударств, охраняющих естественные богатства, находящиеся в исключительнойэкономической зоне и на континентальном шельфе. Еще более строго государстваподходят к защите богатств в территориальном море. Примеры — действия норвежцевв отношении российских рыболовных судов, российских пограничников на ДальнемВостоке в отношении японцев. Защитить морские богатства России призваныфедеральные законы «О внутренних морских водах, территориальном море иприлежащей зоне» 1998 г., «Об исключительной экономической зоне» 1998 г., «О континентальном шельфе» 1995 г., «О Государственной границе Российской Федерации» 1993 г. Они предусматривают арест судов любого флага за незаконный лов и иной промысел.
Открытоеводное пространство относится к океаническим и морским территориям вненациональных юрисдикций. Все страны, включая те, которые не имеют собственноговыхода к морю, имеют право навигации в открытых водах. Вместе с тем существуютнекоторые правила в области защиты морской жизни и предотвращения загрязненияморской среды. Все гражданские и военные воздушные транспортные средства такжеимеют право свободного перелета через открытые водные пространства. Все странымира имеют право заниматься рыболовством в открытых водах, но должны такжепридерживаться своих обязательств по международным соглашениям. Любая странамира имеет право на строительство трубопроводов и кабельных трасс по дну океана,а также на проведение научно-исследовательской деятельности в открытых водах, еслиданная деятельность имеет мирные цели и не препятствует международной морскойнавигации.
Проведениенаучно-исследовательских работ на море является еще одной областью, регулируемойКонвенцией. Западные страны выступали за свободу проведения исследовательскойдеятельности с условием, что страны-исследователи будут обязаны уведомлять оцели своих исследований. Развивающиеся страны, напротив, выступали за такуюсистему, которая подразумевала бы получение формального разрешения у стран, висключительных экономических зонах которых должны проводиться исследования. К недовольствубольшинства развитых стран, Конвенция фактически защитила позицию развивающихсястран: для проведения научно-исследовательской деятельности в исключительныхэкономических зонах государств необходимо получать официальные разрешения. Тем неменее после получения запроса о проведении исследовательской работы в ееакваториях страны не имеют права безосновательно откладывать свой ответ, а вслучае отказа обязаны аргументировать его. Для получения разрешения любыеисследовательские работы должны носить исключительно мирный характер.
Крайнеболезненным оказался вопрос о добыче минеральных ресурсов с морского дна. Поискответа на простой вопрос: «Кто имеет право разработки морского дна с цельюизвлечения ресурсов?» — занял много времени. Одна группа государств (в основном,индустриально развитых) настаивала, что данной деятельностью имеют правозаниматься те страны, которые имеют для этого необходимые технические иэкономические средства. Другая группа (прежде всего, развивающиеся страны)призывала к созданию международного режима, который следил бы за тем, чтобычасть доходов, полученных от добычи ресурсов с морского дна, распределяласьмежду наиболее нуждающимися странами. Согласно Конвенции, ресурсы, лежащие надне открытого океана, являются достоянием всего человечества и ни одна странане может претендовать на владение ими или какой-либо их частью. Страны Западаусмотрели в вышеуказанном принципе проявление идеологии социализма и не спешилиприсоединяться к соглашению. В 1990 г. генеральный секретарь ООН начал сериюконсультаций с заинтересованными странами относительно возможных изменений вконвенции, что, спустя четыре года, привело к подписанию соглашения, котороестало составной частью Конвенции по морскому праву. Индустриально развитыестраны получили возможность блокировать принятие любого неугодного им решения, акорпорации, занимающиеся добычей минералов на морском дне, получили рядфинансовых послаблений.
/>
Схемаделения морской акватории на зоны, согласно Конвенции 1982 г.
(масштабне соблюден):
1— внутренние воды;
2— территориальные воды (до 12 морских миль от берега);
3— прилежащие воды (до 24 миль);
4— исключительная экономическая зона (до 200 миль);
5— континентальный шельф (не более 350 миль или не более 100 миль от отметки глубин в 2500 м);
6— открытое море (открытое водное пространство).
Врамках Конвенции впервые в истории международного права создан механизм мирногоразрешения споров между государствами по поводу морской деятель ности. Особоеместо среди предусматриваемых процедур занимает Международный трибунал ООН поморскому праву. Местопребыванием Трибунала является город Гамбург (Германия).Трибунал состоит из 21 члена, «избранных из числа лиц, пользующихся самойвысокой репутацией беспристрастности и справедливости и являющихся признаннымиавторитетами в области морского права».
Список литературы
А.Л.КОЛОДКИНА. Конвенция ООН по морскому праву 1982 года;
Международно-правовыевопросы освоения Арктики// Известия; Международное информационное агентствоWashington ProFile;
Wikipedia
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта geo.1september.ru


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.