--PAGE_BREAK--
2.6 Внешнеэкономическая деятельность ЕАО
Начиная с 2004 года и по настоящее время основную долю экспортной продукции области составляют лесоматериалы в необработанном и обработанном виде, доля которых превышает 95 %ов всего экспорта.
Номенклатура импорта практически на всем протяжении рассматриваемого периода состояла в основном из продовольственных и промышленных товаров народного потребления, доля которых в различные годы составляла от 50 до 70 %. Однако с улучшением экономической ситуации в последнее время ориентиры товаропроизводителей изменились в сторону закупки за рубежом машин, технологического оборудования, транспортных средств, необходимых для организации новых производств и технического перевооружения действующих предприятий, доля этих видов продукции превысила 40 %ов от общего объема импорта. Кроме того, в последние годы с развитием строительства на территорию области ввозится значительное количество строительных товаров. Вместе с тем доля ввозимого продовольствия и промышленных товаров народного потребления сократилась до 15 %.
Анализ внешнеэкономической деятельности области за период с 2003 по 2008 год показывает, что при некотором незначительном снижении объемов внешней торговли в 2003-2004 годах в последние 3 года объемы внешнеторгового оборота области растут высокими темпами. В результате оборот внешней торговли в 2008 году превысил этот показатель 2003 года в 4,9 раза (с 12 млн. долл. США до 59,1 млн долл. США), в том числе рост экспортных и импортных поставок составил 263,7 %а и 17,5 %а соответственно.
Более 97 %ов товарооборота приходится на страны Азиатско-Тихоокеанского региона, в том числе около 94 %ов приходится на КНР и около 3-4 %ов — на Японию.
Учитывая возросшие объемы внешнеторгового оборота с КНР, немаловажным показателем активности внешней торговли области является работа пограничных пунктов пропуска, расположенных на территории области. Также следует отметить рост перевозки внешнеторговых грузов более чем в три раза (с 59 тыс. тонн в 2003 году до 212,2 тыс. тонн в 2008 году).
В 6,1 раза увеличилось общее число российских и китайских граждан, пересекших границу через пограничные пункты пропуска, расположенные на территории области, и составило 174,7 тыс. человек.
В большей степени экономика области зависит не от развития российской экономики, а от развития Азиатско-Тихоокеанского региона и стран Северо-Восточной Азии. Неблагоприятный сценарий развития региона приведет к фактической консервации технической отсталости области на достаточно продолжительный период времени.
Успешная интеграция области в международную экономическую систему, в первую очередь в Азиатско-Тихоокеанском регионе, во многом зависит от стабильной политической ситуации в соседних регионах и в мире в целом. В частности, реализация проектов может быть поставлена под угрозу в случае углубления мирового финансового кризиса. Ухудшение международной обстановки на Дальнем Востоке может привести к снижению привлекательности и конкурентоспособности области и ее транспортных магистралей.
Имеют место также внешние ресурсные, финансовые и экологические риски. Ресурсные риски связаны с прогнозируемым притоком неквалифицированной рабочей силы из КНР и других стран Северо-Восточной Азии. Финансовые риски связаны с тем, что стратегический объем инвестиций – это иностранные инвестиции. Экологические риски связаны с относительно низкими требованиями к экологичности производства на территории КНР, граничащей с областью. Техногенные аварии на территории КНР могут привести к ухудшению экологической ситуации в области.
3 СТРАТЕГИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ЕАО
ДО 2020 ГОДА
Стратегия социально-экономического развития Еврейской автономной области на период до 2020 г. (в дальнейшем Стратегия) представляет собой систему мер государственного управления, опирающихся на долгосрочные приоритеты, цели и задачи политики органов государственной власти. Стратегия направлена на обеспечение социально-экономического развития Еврейской автономной области с учетом государственной политики Российской Федерации. Стратегия основана на понимании важнейших проблем развития области и оценки сопряженных рисков и ресурсного потенциала Еврейской автономной области.
В настоящее время сложилась ситуация, когда грузы из центра России доставлять на Дальний Восток нерентабельно, а из Китая, Японии, Южной Кореи выгодно, и это все больше привязывает экономику Дальнего Востока, в том числе ЕАО, к Азиатско-Тихоокеанскому региону (АТР) и отрывает от России. Существующее положение дел ведет к крайне невыгодному для Российской Федерации использованию экономического потенциала всех регионов ДФО, включая Еврейскую автономную область, не позволяет региону в полной мере задействовать в своем развитии геополитический, экономический и инфраструктурный потенциал страны. Эти процессы протекают на фоне возрастания нагрузки на федеральный бюджет, связанной с необходимостью поддержания и развития инфраструктуры, экономические и социальные выгоды от использования которой для Российской Федерации становятся все меньше.
В этой связи, главной целью государственной политики в сфере социально-экономического развития Еврейской автономной области должно стать создание такой структуры экономики, которая позволила бы не только снизить ее дотационность, но и сделала бы ее центром формирования прибыли.
В данных условиях крайне актуальным является выработка согласованной Стратегии на основе всестороннего исследования факторов, оказывающих ключевое влияние на происходящие в области экономические и социальные (включая демографические) процессы.
Целью Программы является создание условий для долговременного экономического и социального развития области, увеличение собственных доходов бюджета области, решение проблемы занятости населения и повышения уровня его доходов.
Для достижения этой цели необходимо обеспечить решение комплекса задач в приоритетных направлениях развития социальной сферы и экономического сектора.
Основные задачи программы: развитие транспортной и энергетической инфраструктуры региона; обеспечение динамичного роста экономики области на базе сбалансированного развития производящих и обслуживающих (инфраструктурных) отраслей; создание и развитие новых сфер деятельности; повышение доходной части бюджета области; развитие социальной инфраструктуры; привлечение частных инвестиций для реализации программных мероприятий на территории области; обеспечение экологической безопасности и безопасности жизнедеятельности в целом.
3.1 Система программных мероприятий
Реализация Программы намечается по ряду взаимосвязанных комплексов, в рамках которых координируются и финансируются однородные мероприятия участников Программы.
Основным принципом при группировке служит целевая направленность всех инвестиционных проектов и мероприятий, реализация которых предполагается в период действия Программы. Согласно указанному принципу инвестиционные проекты группируются в соответствии с основными задачами социально-экономического развития области.
Главным содержанием Программы является совокупность программных мероприятий, выполнение которых обеспечивает осуществление Программы в целом, решение поставленных Программой задач и достижение связанных с ними целей. Согласно Программе в период до 2015 года подлежат реализации 16 инвестиционных проектов и 66 некоммерческих мероприятий.
Для решения задач в сфере развития транспорта Программой предусмотрены мероприятия по реконструкции автодорог «Биробиджан – Унгун – Ленинское» и мостовых переходов на ней, «Биробиджан – Амурзет», «Подъезд к с. Пашково» (в рамках федеральной целевой программы «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья на период до 2013 года»), автодорог «Подъезд к международному речному порту в с. Нижнеленинское», «Подъезд к с. Горное», «Биракан – Кульдур» (в рамках областной целевой программы «Развитие сети автомобильных дорог Еврейской автономной области» на 2009-2011 годы), автодороги «Облучье – Хинганск» (в рамках федеральной целевой программы «Развитие транспортной системы России на 2010-2015 годы», подпрограмма «Автомобильные дороги»), строительство причальной стенки пункта пропуска «Нижнеленинский международный речной порт», строительство автодороги «Амур» Чита – Хабаровск (входят в перечни строек и объектов для федеральных государственных нужд на 2008 и на 2009 – 2010 годы, утверждённые распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.12.2007), строительство трубопроводной системы «Восточная Сибирь – Тихий океан» на территории области (распоряжение Правительства Российской Федерации от 31.12.2004), а также ряд мероприятий, выполняемых за счёт собственных средств (в том числе строительство железнодорожного мостового перехода через р. Амур обществом с ограниченной ответственностью «Рубикон», г. Биробиджан), усиление железной дороги Биробиджан — Ленинское.
Общее число программных мероприятий – 20, общий объём финансирования – 79 288,39 млн руб., в том числе из федерального бюджета – 20 435,76 млн руб., из внебюджетных источников – 57 552,97 млн руб..
Для решения задач в области водного хозяйства и охраны окружающей среды Программой предусмотрены берегоукрепление р. Бира в г. Биробиджане (в рамках федеральной целевой программы «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья на период до 2013 года»), строительство и реконструкция осушительных систем «Даур», «Алексеевская», «Горненская», «Мураши», реконструкция дамбы «Октябрьская» (в рамках областной целевой программы «Сохранение и восстановление плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения и агроландшафтов как национального достояния России по Еврейской автономной области» на 2009-2012 годы), берегоукрепление р. Амур у сел Пузино, Благословенное, Нагибово, строительство защитных дамб (участки Кукелевский и Дежнёвский), в районе с. Амурзет, на правом берегу р. Большая Бира в районе пос. Партизанский.
Общее число программных мероприятий – 10, общий объём финансирования – 957,82 млн руб., в том числе из федерального бюджета – 877,80 млн руб., из внебюджетных источников финансирование не предусмотрено.
Для решения задач в сфере развития жилищно-коммунального хозяйства Программой предусматриваются реконструкция тепловых магистралей в г. Биробиджане, водозабора Августовский и водозабора пос. Сопка, реконструкция и расширение канализационных очистных сооружений в г. Биробиджане, строительство котельной централизованного теплоснабжения с. Ленинское (в рамках федеральной целевой программы «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья на период до 2013 года»), котельной «Центральная» с. Амурзет, тепловых сетей в г. Облучье, модернизация центральной котельной с установкой золоудаления в г. Облучье, приобретение модульной котельной для предоставления услуг населению в с. Аур (в рамках областной целевой программы «Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры в Еврейской автономной области» на 2009 год), строительство 24-квартирного жилого дома в пос. Смидович, 35 жилых домов коттеджного типа в с. Ленинское, 90-квартирного жилого дома в г. Биробиджане, 18-квартирного жилого дома с. Амурзет, 32-квартирного жилого дома в г. Облучье (в рамках областной целевой программы «Региональная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда в Еврейской автономной области» на 2008-2011 годы), строительство межпоселковых, уличных и квартальных газопроводов, центральной котельной в г. Облучье, котельной централизованного теплоснабжения в с. Амурзет, реконструкция системы водоснабжения пос. Смидович, системы теплоснабжения пос. Николаевка.
Общее число программных мероприятий – 18, общий объём финансирования – 3 421,05 млн руб., в том числе из федерального бюджета – 2 645,30 млн руб., из внебюджетных источников – 250,05 млн руб..
Для решения задач в области здравоохранения Программой предусматриваются строительство Облученской районной больницы на 120 коек с поликлиникой на 240 посещений в смену, Центра восстановительной медицины и реабилитации детей со стационаром на 40 коек и 120 посещений в смену (в рамках федеральной целевой программы «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья на период до 2013 года»), строительство иммунологической лаборатории по диагностике ВИЧ-инфекций и вирусного гепатита (в рамках федеральной целевой программы «Предупреждение и борьба с социально значимыми заболеваниями (2007 –2011 годы)», подпрограмма «ВИЧ-инфекция»).
Общее число программных мероприятий – 3, общий объём финансирования – 761,83 млн руб., в том числе из федерального бюджета – 671,83 млн руб., из внебюджетных источников финансирование не предусмотрено.
Для решения задач в области образования Программой предусматриваются строительство школы на 1000 мест по ул. Ленина в г. Биробиджане (в рамках федеральной целевой программы «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья на период до 2013 года»), строительство школы на 1000 мест по ул. Шолом-Алейхема в г. Биробиджане, детского сада на 330 мест восстановительного направления по пер. Щорса в г. Биробиджане, реконструкция учебного комплекса Дальневосточной государственной социально-гуманитарной академии в г. Биробиджане.
Общее число программных мероприятий – 4, общий объём финансирования – 2 530,00 млн руб., в том числе из федерального бюджета – 2 227,20 млн руб., из внебюджетных источников финансирование не предусмотрено.
Для решения задач в области культуры Программой предусматривается строительство здания областной универсальной научной библиотеки им. Шолом-Алейхема в г. Биробиджане.
Общее число программных мероприятий – 1, общий объём финансирования – 1 050 млн руб., в том числе из федерального бюджета – 915,6 млн руб., из внебюджетных источников финансирование не предусмотрено.
Для решения задач в области социальной защиты населения Программой предусматриваются строительство областного Центра социальной реабилитации инвалидов в г. Биробиджане, 40-квартирного жилого дома для детей-сирот в г. Биробиджане, дома-интерната для граждан пожилого возраста и инвалидов в с. Амурзет Октябрьского района, специального дома для одиноких престарелых граждан в пос. Николаевка Смидовичского района.
Общее число программных мероприятий – 4, общий объём финансирования – 395,25 млн руб., в том числе из федерального бюджета – 291,00 млн руб., из внебюджетных источников финансирование не предусмотрено.
Для решения задач в области физической культуры и спорта Программой предусматриваются строительство многофункционального спортивного зала в г. Биробиджане по ул. Пионерской, многофункционального спортивного зала в с. Амурзет, многофункционального спортивного зала в городе Облучье (в рамках федеральной целевой программы «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006-2015 годы»).
Общее число программных мероприятий – 3, общий объём финансирования – 52,5 млн руб., в том числе из федерального бюджета – 52,5 млн руб., из внебюджетных источников финансирование не предусмотрено.
Для решения задач в рыбохозяйственном комплексе Программой предусматриваются строительство осетрового рыбоводного завода (2-я очередь) и участка по содержанию маточного стада амурского осетра в селе Владимировка Смидовичского района (в рамках федеральной целевой программы «Повышение эффективности использования и развитие ресурсного потенциала рыбохозяйственного комплекса в 2009-2013 годах»).
Общее число программных мероприятий – 1, общий объём финансирования – 315,00 млн руб., в том числе из федерального бюджета – 315,00 млн руб., из внебюджетных источников финансирование не предусмотрено.
Для решения задач в области обеспечения государственных нужд Программой предусматриваются реконструкция здания территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Еврейской автономной области (в рамках федеральной целевой программы «Развитие государственной статистики России в 2007 – 2011 годах»), реконструкция производственной базы в г. Биробиджане по ул. Технической, д. 29 под городскую пожарную часть, строительство пожарной части в г. Облучье (в рамках федеральной целевой программы «Пожарная безопасность в Российской Федерации на период до 2012 года»).
Общее число программных мероприятий – 3, общий объём финансирования – 140,85 млн руб., в том числе из федерального бюджета – 130,85 млн руб., из внебюджетных источников финансирование не предусмотрено.
Для решения задач в области развития добычи полезных ископаемых Программой предусматриваются проведение поисково-разведочных работ и эксплуатация месторождений нефти и газа, строительство Кимкано-Сутарского горно-обогатительного комбината на базе Кимканского и Сутарского железорудных месторождений, геологическое изучение и освоение Преображенского месторождения бериллия, геологическое изучение, разведка и добыча олова на Хинганском месторождении, строительство рудника «Поперечный», дробильно-сортировочного комплекса с карьером на базе Карагайского местрождения кератофиров, геологическое изучение и освоение Союзненского месторождения графита.
Всего число проектов – 7, общий объём финансирования – 28 316,52 млн руб. из внебюджетных источников.
Для решения задач в области развития агропромышленного комплекса Программой предусматриваются строительство молочной фермы на 1500 голов (сельскохозяйственный потребительский комплексный кооператив «Кооперация», с. Ленинское Ленинского района), свиноводческого комплекса на 54 тыс. голов (общество с ограниченной ответственностью «Амурская Нива», п. Тельмана Смидовичского района), гусефермы на 100 тыс. голов (крестьянско-фермерское хозяйство «ИП Тарасенко», с. Ленинское Ленинского района).
Общее число программных мероприятий – 3, общий объём финансирования – 2 479,0 млн руб. из внебюджетных источников.
Для решения задач в области развития обрабатывающей промышленности Программой предусматриваются строительство Дальневосточного металлургического завода, реконструкция общества с ограниченной ответственностью «Теплоозерский цементный завод», реконструкция общества с ограниченной ответственностью «Биробиджанская промышленно-торговая трикотажная фирма «Виктория».
Всего число проектов – 3, общий объём финансирования – 22 060,35 млн руб. из внебюджетных источников.
Для решения задач в области развития лесоперерабатывающего комплекса Программой предусматриваются создание и модернизация объектов лесной и лесоперерабатывающей инфраструктуры в пос. Будукан Облученского района (общество с ограниченной ответственностью «Компания «Эколес», претендент на включение в перечень приоритетных проектов в области освоения лесов Министерством промышленности и торговли Российской Федерации).
Общее число программных мероприятий – 1, общий объём финансирования – 1 750,20 млн руб. из внебюджетных источников.
Для решения задач в области развития энергетики Программой предусматривается газификация области, общество с ограниченной ответственностью «Газпром».
Общее число программных мероприятий – 1, общий объём финансирования – 7 500,0 млн руб. из внебюджетных источников.
3.2 Итоги социально-экономического развития Еврейской автоном-
ной области за 2010 года
За январь-сентябрь 2010 года оборот организаций, отражающий их коммерческую деятельность, составил 22 935,9 млн. руб. или 131,2 %а к январю-сентябрю 2009 года в действующих ценах. В структуре оборота наибольший удельный вес составили виды экономической деятельности: строительство – 26,0 %а, оптовая и розничная торговля – 20,7 %а, транспорт и связь – 18,8 %а, производство и распределение электроэнергии, газа и воды – 15,7 %а, обрабатывающие производства – 10,5 %а.
За январь-сентябрь 2010 года сводный индекс промышленного производства по полному кругу предприятий области составил 105,0 %а к аналогичному периоду 2009 года (за январь-сентябрь 2009 года – 88,6 %). По видам экономической деятельности индекс сложился: по добыче полезных ископаемых – 175,9 %а (за январь-сентябрь 2009 года – 110,8 %), в обрабатывающих производствах – 103,0 %а (за январь-сентябрь 2009 года – 85,1 %), по производству и распределению электроэнергии, газа и воды – 106,3 %а (за январь-сентябрь 2009 года – 95,3 %).
Увеличение индекса физического объема за отчетный период к январю-сентябрю 2009 года наблюдалось по видам деятельности: «текстильное и швейное производство» — на 16,5 %а, «издательская и полиграфическая деятельность» — на 15,3 %а, «производство пищевых продуктов» — на 11,3 %а, «производство прочих неметаллических минеральных продуктов» — на 0,7 %а.
В текстильном и швейном производстве выпущено чулочно-носочных изделий 3325,9 тыс. пар, что на 4,7 %а выше уровня прошлого года, трикотажных изделий – 1798,2 тыс. штук, или 21,6 %а к январю-сентябрю 2009 года. Производство обуви составило 71,7 тыс. пар и увеличилось в 2,3 раза к аналогичному периоду прошлого года.
За девять месяцев 2010 года увеличился выпуск пищевых продуктов: вода газированная, содержащая добавки сахара или других подслащенных или вкусо-ароматических веществ – в 4,5 раза, вода минеральная и газированная неподслащенная и неароматизированная — на 22,7 %а, масло сливочное – на 22,0 %а, рыба и продукты рыбные переработанные и консервированные – на 29,6 %а, изделия макаронные – на 9,8 %а, мясо и субпродукты пищевые – на 2,8 %а, колбасных изделий – на 3,9 %а, хлеба и хлебобулочных изделий – на 0,9 %а. Выпуск нерафинированного растительного масла остался на уровне прошлого года, выпуск водки сократился – на 49,6 %а.
В «производстве и распределении электроэнергии, газа и воды» объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг, в январе-сентябре 2010года увеличился на 8,0 %ов и составил 1636,0 млн. руб…
По оценке за 2010 год сводный индекс промышленного производства полному кругу предприятий области составит 105,8 %а к аналогичному периоду 2009 года.
Объем валовой продукции сельского хозяйства во всех категориях хозяйств за январь-сентябрь текущего года составил 4163,0 млн. руб. или 101,5 %а к соответствующему периоду предыдущего года в сопоставимой оценке.
Во всех категориях хозяйств с начала года произведено 22,0 тыс. тонн молока (100,1 % к уровню 2009 года), 18,6 млн. штук яиц (106,4 %), скота и птицы на убой в живом весе 3,1 тыс. тонн (99,3 %).
Из общего объема производства за анализируемый период сельскохозяйственными предприятиями произведено 0,7 тыс. тонн молока (91,9 %), 0,6 млн. штук яиц (60,3 %), скота и птицы на убой в живом весе — 0,2 тыс. тонн (82,6 %).
Крестьянскими (фермерскими) хозяйствами произведено 6,8 тыс. тонн молока (111,7 %), 3,7 млн. штук яиц (160,8 %), на убой скота и птицы в живом весе — 0,8 тыс. тонн (108,0 %).
Хозяйствами населения с начала года произведено 14,5 тыс. тонн молока (95,8 %), 14,3 млн. штук яиц (101,1 %), скота и птицы на убой в живом весе — 2,1 тыс. тонн (98,4 %). продолжение
--PAGE_BREAK--