Реферат по предмету "География"


Основные тенденции в развитии экспорта и импорта зарубежных стран

ЛюдмилаПетровская, Павел Шипук
Экспортно-импортныепотоки товаров и услуг являются одним из показателей уровня развития стран. Вневсякого сомнения, не всегда возможно стать экспортером продукции, даже имеяабсолютные и сравнительные преимущества в издержках производства, обеспеченностьфакторами производства. Позиции экспортера и импортера в значительной степенизависят от степени развития конкуренции на международных рынках и внутристраны. Экспорт и импорт товаров проявляется как на макроэкономическом, так ина микроэкономическом уровне.
Чтокасается макроэкономического развития, то каждая страна стремится как можнобольше экспортировать, а импортировать в размерах экспортной выручки, что вэкономической науке определяется функцией экспорта и импорта. Чтобы ихиспользовать, необходимо отвлечься от валютных курсов, потребительскихпредпочтений в различных странах и структурных характеристик экономики. Так, уровеньэкспорта страны рассматривается как возрастающая функция национального доходадругих стран. Иначе говоря, экспорт возрастает с ростом национального доходадругих стран и наоборот, а импорт данной страны возрастает с ростомнационального дохода страны. Таким образом, имеются определенныевзаимозависимости между экспортом, импортом и национальным доходом двух стран, чтообъясняется мультипликатором внешней торговли. Действие мультипликатора внешнейторговли выражается в том, что увеличение инвестиций в какой-то стране вызываетв ней прежде всего повышение дохода в результате нормального мультипликационногопроцесса. Но по мере роста национального дохода этой страны увеличивается такжеобъем ее импорта, а поскольку импорт этой страны является одновременноэкспортом другой страны, то возрастает также и национальных доход последней. Всвою очередь рост ее национального дохода вызывает увеличение импорта даннойстраны, а поскольку он представляет собой одновременно экспорт первой страны, тоэто снова ведет к увеличению дохода первой страны. Таким образом, выражаетсязависимость между такими экономическими параметрами, как национальный доход, экспорт,импорт.
Существуюти другие важные взаимосвязи, например между экспортом и валютным курсом. Какизвестно, экономика каждой страны характеризуется степенью открытости, котораяпроявляется через экспорт и импорт, приток и отток капитала. Предположим, чтовалютный курс фиксированный и происходит бюджетное стимулирование. В такомслучае растут доходы и расходы, что ведет к ухудшению торгового баланса.Бюджетное стимулирование вызывает рост процентных ставок, что влияет накраткосрочный приток капитала. Поэтому импорт в начале увеличивается, а затемторговый баланс улучшается за счет притока капитала.
Еслипроисходит рост предложения денег, то процентные ставки падают. Тем самымрасходы растут и торговый баланс ухудшается. В результате падения процентныхставок происходит краткосрочный приток капитала, и платежный баланс ухудшается.Чтобы избежать этого, применяют бюджетное стимулирование и денежно-кредитноеограничение.
Приплавающем валютном курсе увеличение денежной массы приводит к падениюпроцентных ставок, что ведет к росту расходов и, соответственно, ухудшениюплатежного баланса. В результате национальная валюта обесценивается. В то жевремя действует и другая тенденция. Вследствие оттока капитала, наша валютаоблегчает местным фирмам конкуренцию с иностранными. Новый уровеньконкурентоспособности местных фирм увеличивает общие расходы на продукцию нашейстраны. Этот прирост агрегированного спроса, вызванный обесцениванием валюты, ещеболее усиливает подъем, что определено ростом денежной массы.
Бюджетнаяполитика ведет к росту доходов и расходов, что улучшает торговый баланс. Сдругой стороны, процентные ставки растут, что ведет к притоку капитала. Врезультате наша валюта может как обесцениваться, так и дорожать. В свою очередьрасходы и доходы могут вырасти или остаться на прежнем уровне. В целом, еслиобесценивание валюты стимулирует экспорт, то стабильность валюты или ееподорожание может негативно сказаться на экспорте. В таком случае вопрос будетрешен в зависимости от того, какая тенденция будет преобладающей. Этипротивоположные тенденции в развитии экспорта анализируются в рамках двухбольших моделей достижения внутреннего и внешнего равновесия. Под внутреннимравновесием понимается достижение полной занятости, стабильности цен, экономическогороста. Внешнее равновесие представляет собой равновесие в областивнешнеэкономических расчетов.
Так,взаимосвязь экспорта, импорта и национального дохода между двумя стратегиямипоказывает, что экспорт одной страны является импортом другой. Чем большенациональный доход, тем больше импорт и, соответственно, экспорт. Здесь речьидет прежде всего об увеличении национального дохода. Модель равновесия прификсированных валютных курсах показывает воздействие на импортденежно-кредитной и бюджетной политики. Модель же равновесия при плавающихвалютных курсах приводит к выводу об обесценивании национальной валюты, чтостимулирует экспортеров. Следует указать на опыт Японии. В ряде случаев онапроводила политику девальвации собственной валюты. Это толковалось мировойобщественностью как стимулирование экспорта. На самом же деле Япония имелавнутреннее макроэкономическое равновесие, что и требовало от нее девальвациивалюты.
Многиестраны стремятся стимулировать экспорт. Однако эти же самые страны в отношенииимпорта проводят политику ограничения, не учитывая того, что субсидированиеэкспорта одновременно является и субсидированием импорта. Это происходит из-затого, что экспортные субсидии способствуют повышению обменного курсанациональной валюты, а следовательно, удешевляют приобретение иностранныхтоваров в данной стране. В значительной степени используется политикасубсидирования экспорта. Так, можно использовать средства налогоплательщиковдля предоставления низкопроцентных займов отечественным экспортерам иливыгодных кредитов для их иностранных клиентов.
Государствоможет нести и непосредственные затраты по стимулированию сбыта экспортнойпродукции за рубежом, организовывая рекламу и предоставляя дешевую информацию оконъюнктуре мировых товарных рынков. Налоговая система многих государств такжепредоставляет отечественным фирмам налоговые льготы в зависимости от объемапроизводимых на экспорт товаров и услуг. В среднем экспортные субсидиинезначительны, но для отдельных товаров, а также компаний они могут достигатьочень больших размеров. В частности, экспортные субсидии в обрабатывающейпромышленности не выходят за пределы 1 % стоимости экспорта, асельскохозяйственная продукция пользуется наибольшими в процентном выражениисубсидиями. Западные индустриальные страны осуществляют на средстваналогоплательщиков гарантированную закупку избыточной сельскохозяйственнойпродукции, а также выплаты премий за не возделывание посевных площадей, чтообеспечивает фермерам необходимый уровень доходов. Чтобы снизить бюджетныезатраты на проведение политики поддержания фермерских доходов, страны ЗападнойЕвропы и Северной Америки продают заведомо в убыток избыточную продукцию заграницу, иногда прибегая к дополнительному субсидированию, предлагая товар посниженным ценам таким странам, для которых цены мирового рынка очень высоки.
Однимиз главных инструментов стимулирования экспорта промышленно развитых странявляется государственное кредитование экспорта. При этом по сравнению с частнымсектором государство устанавливает понижение процентной ставки по экспортнымкредитам и удлиняет сроки кредитования экспорта. С этой целью в большинствестран созданы специальные государственные организации, банки и фонды, предоставляющиекредиты для экспорта прежде всего тех товаров, реализация которых требуетдолговременного финансирования, т. е. в основном машин и оборудования.
Вдополнение к этому многие страны ввели в практику различные формы смешанногокредитования экспорта, основывающегося на использовании государственных ичастных финансовых средств, рефинансирование части экспортных кредитов, предоставляемыхкоммерческими банками, субсидирование разницы между льготными ставками итекущей рыночной ставкой по кредитам.
Примеромэтого служит американский экспортно-импортный банк — Эксимбанк, основанный в30-х гг. нашего века и скомпрометировавший себя тем, что предоставляет дешевыйкредит американским экспортерам и их иностранным поставщикам.
Большинствосубсидий Эксимбанка направлялись в распоряжение семи крупнейших американскихкомпаний и их зарубежных клиентов. В особенности это касалось компании«Боинг», чьи зарубежные заказы обеспечивались дешевым кредитомЭксимбанка. В то же время Японию нельзя упрекнуть в том, что ее успехи взавоевании европейского и североамериканских рынков автомобилей и электроникисвязаны исключительно с субсидированием экспорта. В целом экспортные субсидииневелики, однако в некоторых случаях они оказываются весьма значительными.
Кромемакроэкономического подхода к экспортно-импортному развитию существуетмикроэкономический подход. Для изучения мировых товарных рынков важен такойпоказатель, как спрос на импорт, в результате которого можно получить анализвхождения в целевую страну. Так, общий импорт отдельного продукта в однойстране определяется суммой всего импорта из других стран. Если общий импортустанавливается в отношении к обеспечению внутреннего рынка, то общая доляимпорта отражает силу иностранной конкуренции к внутренней конкуренции. Этово-первых. Во-вторых, если доля импорта в отдельных странах-поставщикахопределяется общим импортом какой-то продуктовой группы, можно получить общуюкартину силы иностранной конкуренции и судить о структуре конкуренциисоревнований в одной выбранной стране-импортере. Если теперь сравнить этустрану-импортера с другим сильнейшим импортером данного продукта, получаетсятак называемая «относительная доля импорта», которая представляетсяважным критерием для оценки конкурентоспособности данного продукта, например, изГермании на зарубежных рынках. Так, относительная доля импорта (например ФРГ)определяется отношением общего импорта ФРГ к импорту продукта предполагаемойстраны. Преимущество заключается в том, что при помощи показателя относительнойдоли импорта можно составить шкалу силы конкуренции, что оказывается полезнымдля изучения страны-импортера. Так, если относительная доля импорта меньшекоэффициента, равного 0, 1, то относительная позиция конкуренции являетсянезначительной; при коэффициенте от 0, 1 до 0, 4 позиция конкуренции слабая;если 0, 4—0, 7 — средняя; показатель 0, 7—1, 0 характеризует сильнуюконкуренцию. Если доля импорта более единицы, то позиции конкурентов оченьсильные [1, 17].
Немаловажноеместо занимает и определение спроса по экспорту и импорту конкретных продуктов.Важнейшими критериями для выбора экспортных рынков являются величина рынка имеждународная структура конкуренции в стране. Для этого в качествеизмерительных величин используются показатели спроса на импорт и структураимпорта. Однако из-за того, что очень сложно, а подчас и просто невозможноохватить данные об импорте из более чем 150 стран, целесообразно обратиться кданным о главных экспортерах в страну. Анализ шансов сбыта за границейпроизводится по следующим ступеням: анализ германского экспорта, анализэкспорта ведущих стран-поставщиков, анализ важнейших стран-импортеров.
Сначаланеобходимо проанализировать данные о внешней торговли Германии. Из более чем 40специализаций машиностроения каждая отдельная специализация имеет типичныйэкспортный спектр. Так, например, крупнейшими покупателями германской арматурыв 1992 г. были Франция, Голландия, Италия, Австрия и Бельгия, а покупателямитекстильных машин — США, Турция, Италия, Китай и Иран. В 1992 г. США закупали 13, 0 % текстильных машин, Турция — 7, 2 %, Италия — 6, 5 %, Китай — 6, 4 %, Иран— 5, 7 %, Тайвань — 4, 8 %, Франция — 4, 4 %. Таким образом, 27 % германскогоэкспорта в 1992 г. распределялись между 3 странами, а 48 % — между 7 странами.Внутри каждой отрасли можно проследить за экспортом отдельных товарных групп(например, прядильные машины, ткацкие станки и т. д.). Если предприятие будетсравнивать объем экспорта собственной продукции с отраслевыми показателями, ономожет получить информацию о сильных и слабых сторонах экспорта важнейшихстранах. При этом доля экспорта определяется как отношение экспорта собственнойпродукции в стране к экспорту отрасли в те же предполагаемые страны.
Тотфакт, что из Германии не экспортируется продукция конкретного вида или ееэкспортируется слишком мало, еще не означает того, что вообще отсутствуют шансына сбыт германской продукции. Ведь многие страны испытывают определенныйустойчивый спрос на импортные товары, который в данное время удовлетворяетсяпроизводителями из Японии, США, Италии и т. д. Поэтому необходимо произвестисравнительный анализ основных международных товаропроизводителей. Этот шаг отнациональной конкурентной ситуации к международной необходим для того, чтобыраспознать значение и основной ассортимент важнейших стран-поставщиков наэкспорт специфических средств производства.
Развитиемирового экспорта машиностроительной промышленности шло следующим образом.Экспорт увеличился с 493, 5 млрд в 1988 г. до 639, 4 млрд немецких марок в 1992 г. 15 важнейших промышленных стран удовлетворяют 90 % всего мировогоспроса. В 1992 г. Германия, которой принадлежит 18, 2 % мирового экспорта, сталаабсолютным лидером. Все крупные машиностроительные страны, за исключением США иЯпонии, уступили свои рыночные позиции четырем «драконам» (Сингапур, ЮжнаяКорея, Тайвань, Гонконг), которые вместе вышли на четвертое место с долеймирового экспорта в 9 %.
Чтокасается точных приборов, то Германия экспортировала в 1992 г. 26 %, Япония — 21, 4 %, США — 8, 1 %, Швейцария — 6, 5 %, Италия — 5, 4 %. Эти 5 странсконцентрировали 70 % мирового экспорта, причем почти половина спросаудовлетворяется производителями из Германии и Японии (47, 4 %). В прочихспециализациях машиностроения крупнейшими экспортерами являются: США — 50 %локомотивов, 75 % нефтяных и прочих бурильных установок, 25 % техники для бюрои оргтехники; Япония — 49 % индивидуальных и промышленных швейных машин, 28 %литейного оборудования, 24 % компрессоров; Германия — 31 % текстильногооборудования, 36 % оборудования для горнодобывающей промышленности, 34 %оборудования для изготовления искусственных тканей [2, 52—54].
Далее,для того чтобы определить важнейшие страны-импортеры, необходимо выяснить, вкакие именно из 150 возможных стран осуществляют поставки 15 лидирующихстран-импортеров. Прежде всего необходимо обратить внимание на то, что общийэкспорт продукции, например машиностроения, в 1996 г. составляет 430 млрд немецких марок. Затем следует выбрать страны, которые импортируют от 50 %до 90 % этой продукции. При увеличивающейся концентрации общих объемов изменяетсяспектр экспорта и одновременно увеличивается возможность найти важнейшиестраны-импортеры для продукта и правильно оценить ранговую последовательностьих потребностей в экспорте, например, для производителей текстильных машин припоиске подходящих стран-импортеров. Страны, которые импортируют 50—90 %мирового экспорта текстильных машин, являются значительно более интересными, нежеливесь спектр стран-импортеров в целом продукции машиностроения.
Вместес тем следует отметить, что почти все предпринимательские решения о выборе иосвоении заграничных рынков могут приниматься только с учетом конкуренции.Анализ и наблюдение ситуации конкуренции является центральным вопросом приисследовании рынка в предпринимательстве. Так, объем импорта ФРГ определим поотношению к экспорту в Китай товаров машиностроения из 15 индустриальных стран,причем только 4 страны — Германия, Япония, США и Италия — объединяют в себеоколо 70 % объема импорта. Об этом свидетельствуют следующие статистическиеданные. Так, суммарная доля в процентах составляет: Японии — 31, 9 %, Германии— 47, 8 %, США — 59, 4 %, Италии — 70, 2 %, Франции — 74, 0 %, Швейцарии — 77, 6%.
Самаже доля импорта в КНР товаров машиностроения для Японии равна 31, 9 %, Германии— 15, 9 %, США — 11, 6 %, Италии — 10, 8 %, Франции — 3, 8 %, Швейцарии — 3, 6%. Сравнивая долю импорта Германии с сильнейшим импортером Японией, получимотносительную долю импорта r=15, 9/31, 9=0, 50, которая может служить критериемдля оценки конкурентоспособности товаров немецкого машиностроения в Китае. Так,в производстве металлообрабатывающих станков (r=1, 07) и оборудования дляпищевой промышленности (r=1, 42) германские компании имеют сильнейшие рыночныепозиции, опережая Японию. В то же время канцелярская и информационная техника(r=0, 04), а также подъемная техника (r=0, 20), производимая германскимифирмами, имеет очень слабые рыночные позиции в КНР по сравнению с основнымиконкурентами из Гонконга и Японии.
Дляоценки ситуации конкурентоспособности приведем примеры долей импорта вмашиностроении основных стран-поставщиков в Китай (см. табл.) [2, 64—65].
Доляимпорта основных стран-поставщиков машиностроительной продукции в КНР [4, 165]
Основныестраны- поставщики Доля импорта в %
1995 г. 1996 г. 1997 г.
Япония
США
Германия19, 6
14,4
21,7 27, 4
17,0
17,1 31, 9
11,6
15,9
Всего55, 7 61, 5 59, 4
Германскиепроизводители за период с 1995 по 1997 г. потеряли значительную рыночную долю (минус 5, 8 %), в то время как японские производители смогли поднять своюдолю на 12, 4 %. При этом следует обратить внимание на то, что доли импорта приразличном спросе на средства производства и при различных направленияхкапитального строительства могут быть подвержены сильным конъюнктурнымколебаниям. Неравномерное развитие заграничных рынков в длительной перспективеведет к структурным изменениям в спросе на импорт и в международнойконкуренции. Для экспортирующих предпринимателей важно следить за динамикойзаграничных рынков, для того чтобы своевременно реагировать на сокращающиеся, входящиев состояние застоя, растущие и новообразующиеся рынки сбыта.
Развитиеэкспортно-импортных тенденций имеет место в странах Восточной Европы, гдепроцесс трансформации оказал существенное воздействие на их внешнюю торговлю.Обозначились положительные тенденции в экономическом развитии Польши, Венгрии, Чехии,Словакии. Так, в польском экспорте сырьевые товары сократились с 50, 4 % до 35,6 %. В Венгрии такая же картина, но при этом уменьшилась и доля капиталоемкихтоваров. Одна из самых прогрессивных тенденций в развитии экспорта наметилась вЧехии. Это объясняется прежде всего успешным ходом экономических реформ: былапроведена приватизация, либерализация рынков капитала, торговли, достигнутафинансовая стабилизация. Таким образом, можно сказать, что структура экспорта иимпорта в странах с переходной экономикой зависит от эффективности проведенияреформ.
Крометого, выбрав за основу плавающий валютный курс, рыночно реформируемые страныумело субсидировали экспорт. При помощи определенных инструментовденежно-кредитной политики национальная валюта обесценивалась, что ставилоотечественных экспортеров в лучшие условия по сравнению с импортерами. Следуетотметить, что единые экономические реформы в восточноевропейских странахпривели к улучшению конкурентоспособности местных предприятий, что в конечномсчете повлекло увеличение их экспорта. К таким странам, как уже отмечалось, относятсяЧехия, Венгрия, Польша, Словакия.
Еслиже предпочтение отдается фиксированному курсу, то государству приходится идтина непопулярные меры, к которым относятся прежде всего валютный контроль ирационирование. Правительство может потребовать продать всю валюту, получаемуюэкспортерами, или значительную ее часть. В свою очередь оно рационируетнебольшой запас валюты между различными своими импортерами. В одном ряду сданными мерами стоит и торговая политика, направленная на сдерживание импорта.Импорт может быть сокращен путем введения высоких таможенных пошлин и импортныхквот. Помимо этого применяются и механизмы внутреннего макроэкономическогорегулирования, в частности внутренняя налоговая и денежная политика.Разнообразные ограничительные налоговые и денежные меры снижают национальныйдоход одной страны относительно другой. А поскольку масштабы импорта зависят отвеличины национального дохода, то это приводит к ограничению спроса наимпортные товары. Это относится к ряду стран Восточной Европы, которые идут непо рыночному пути реформирования внешней торговли.
Списоклитературы
Fu?J., Meyer W., Stern H. Praxis der Auslandsmarkterkundung. Heidelberg, 1989.
Fu?J. Investitionsguter-Marktforschung. Reutlingen: Export-AkademieBaden-Wurtemberg, 1988.
MeissnerH. G. Strategisches Internationales Marketing. Munchen, Wien, 1995.
VDMA,Statistische Jahrbucher fur den Maschinenbau. 1991—1997.
Белорусскийжурнал международного права и международных отношений №1 1999 год
ПетровскаяЛюдмила Михайловна — доктор экономических наук, профессор, заведующая кафедроймировой экономики и международных экономических отношений Белорусскогогосударственного университета
ШипукПавел Владимирович — соискатель кафедры мировой экономики и международныхэкономических отношений Белорусского государственного экономическогоуниверситета
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта www.finab.ru/


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.