Реферат по предмету "Государство и право"


Эволюция института местного самоуправления в Беларуси

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
1. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ МЕСТНОГОСАМОУПРАВЛЕНИЯ В БЕЛАРУСИ В СРЕДНИЕ ВЕКА
1.1 МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ В БЕЛАРУСИВ Х — ХІІІ ВЕКАХ.
1.2 МАГДЕБУРГСКОЕ ПРАВО КАК ИНСТИТУТСАМОУПРАВЛЕНИЯ В ВЕЛИКОМ КНЯЖЕСТВЕ ЛИТОВСКОМ
2. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ МЕСТНОГОСАМОУПРАВЛЕНИЯ БЕЛАРУСИ В ПЕРИОД НАХОЖДЕНИЯ В СОСТАВЕ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ.ЗЕМСКАЯ РЕФОРМА
3. МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ ИУПРАВЛЕНИЕ БЕЛАРУСИ В СОВЕТСКИЙ ПЕРИОД
4. СТАНОВЛЕНИЕ МЕСТНОГОСАМОУПРАВЛЕНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

ВВЕДЕНИЕ
 
Поиски использование оптимальной модели местного самоуправления являются одной изважнейших проблем государственного строительства. Это обусловлено тем, что отэффективности работы местных органов власти в значительной степени зависятнормальное функционирование гражданского общества, его жизнеспособность,динамика развития. Местные органы управления и самоуправления ежедневнозанимаются проблемами жилищного строительства, коммунального обслуживания,охраны правопорядка, жизнеобеспечения населенных пунктов; как органы власти,наиболее близкие к населению, они лучше других знают и понимают нужды простыхлюдей. В последние годы среди прочих вопросов социальной политики, которыерешают органы власти, особое место занимают проблемы социальной защитымалообеспеченных слоев населения. От эффективности решения данных вопросовзависит социальная и политическая стабильность в обществе.
Историяместного самоуправления на Беларуси — одна из малоизвестных и малоисследованныхстраниц белорусского прошлого, которая требует всестороннего изучения. Дело втом, что формирование современного белорусского государства должно органичносочетаться с использованием богатого опыта организации и функционированияорганов местной власти и самоуправления на территории Беларуси в предыдущиестолетия. Создать современную, эффективную, соответствующую Европейской Хартииместного самоуправления систему органов местной власти и управления простоневозможно без опоры на национальные традиции в создании и функционированииорганов местного управления и самоуправления, без ознакомления ссоответствующим законодательством, изучения правовых памятников и документов, вкоторых вопросы местного самоуправления находили свое отражение и закрепление.
Именнопоэтому изучение истории развития местного самоуправления в Республике Беларусьявляется насущной и актуальной проблемой юридической науки.
Настоящаякурсовая работа ставит своей целью исследование эволюции института местногосамоуправления в Республике Беларусь.
Исходя из поставленных целей, задачами работы являются:
- изучить процесс зарождения местного самоуправленияв Беларуси;
- дать подробную характеристику такого институтаместного самоуправления как магдебургское право, имевшего место в Великомкняжестве Литовском;
- определить порядок и особенности деятельностиземств на территории Беларуси;
- провести анализ формирования и деятельности местныхсоветов депутатов в БССР;
- изучить этапы формирования современной системыместного управления и самоуправления в Республике Беларусь.
Поставленные цели и задачи обусловили структуру курсовойработы, которая состоит из введения, четырех глав (первая глава состоит из двухпараграфов), заключения и списка использованных источников.
При написании данной курсовой работы использовалисьнаучные труды ряда ученых – А.В. Карамышева, В.А Кодавбовича, З.Ю. Копысского,Л.Е. Лаптевой, А.П. Мельникова, Н.В. Мисаревич, В.В. Осмоловского, В.К.Сидорчук, Н.И. Сильченко, В.И. Шабайлова, И.А. Юхо и др.
При написании работы использовались вкачестве основных формально-юридический и историко-правовой методыисследования.

1. ИСТОРИЯРАЗВИТИЯ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В БЕЛАРУСИ В СРЕДНИЕ ВЕКА
 
1.1МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ В БЕЛАРУСИ В Х-ХІІІВЕКАХПрирассмотрении местного самоуправления на Беларуси в Х -ХІІІ вв.необходимо иметь в виду одно очень существенное обстоятельство, котороекасается деятельности вече (народного схода) в государствах-княжествах, егоприроды, компетенции и взаимодействия с другими органами и учреждениями власти.Дело в том, что в юридической и исторической литературе этот институт властидовольно часто относится к органам самоуправления, а его деятельность анализируетсяпреимущественно через призму взаимоотношений с княжеской властью, котораярассматривается в качестве государственного начала в государствах-княжествах.Анализ функционирования института вече в государствах-княжествах, которыесуществовали на территории Беларуси в Х-ХІІІ веках, а также в ВеликомНовгороде, Пскове, Киеве и других городах позволяет утверждать, что институтвече имел ''двойную'' природу. С одной стороны, вече действовало какклассический орган государства, который имел довольно широкие властныеполномочия: решение вопросов войны и мира, законодательства, заключениядоговоров, осуществления правосудия. С другой стороны, по характеру своейдеятельности, по порядку организации, по своих полномочиях вече сохраняло''классические'' элементы самоуправления, которые были характерны родоплеменнойорганизации власти первобытного общества [21, с.4].
Вечесуществовало в Витебске, Друцке, Полоцке, Турове. Собиралось оно обычно наторговой площади, возле собора и в иных значимых местах по инициативе князя,княжьей рады или группы свободных людей. Все решения на вече принималисьбольшинством голосов, о чем можно было судить по силе возгласа ''Любо'' или''Не любо'' [20, с. 17].
Вомногих городах (Великий Новгород, Псков) вече начало выбирать должностных лиц — посадников, тысяцких и других, которые начали контролировать деятельностькнязя. Более того, часть своих властных полномочий, например, в ВеликомНовгороде, князь мог реализовать только после согласия на это посадника итысяцкого.
Полномочиявече никогда не были определены точно и однородно. Они то расширялись за счетвластных полномочий князя, то сужались, когда княжеская власть в зависимости отобстоятельств внешнего и внутреннего характера ''перетягивала'' на себя частьгосударственно-властных полномочий вече. Но вече решало и много других вопросовжизнедеятельности наших предков, которые не имели государственно-правовойприроды, а касались исключительно внутренних вопросов славянской общины иобеспечивались традиционными ''общинными'' методами и средствами,финансировались не из государственной казны, а путем объединенияматериально-финансовых средств членов общины. К этим вопросам относились ремонти строительство новых дорог, мостов, других мест и средств общего пользования,торговые дела и т.д. Именно при решении этих вопросов вече и действовало какорган самоуправления в современном его понимании.
Развиваясьи приспосабливаясь к новым социально-экономическим и политическим условиям,вечевая форма правления просуществовала в некоторых землях и городах Беларуси(Витебск, Полоцк) вплоть до XV в.,уступив место более современной форме самоуправления, организованного на основемагдебургского права.
Рассматриваяорганизацию самоуправления в Х-ХІІІ веках,необходимо принимать во внимание, что вече было не единственным институтом, вдеятельности которого можно наблюдать самоуправленческие начала. Рядом сместными органами государственного управления в государствах-княжествах активнодействовали органы местного самоуправления, которые решали практически всевопросы жизнедеятельности общины, за исключением тех, которые относились ккомпетенции князя.
Учитываяотносительно слабый характер государственной власти в то время и тот факт, чтогосударство практически ассоциировалось с центральными органами государственнойвласти, можно смело утверждать, что основная масса вопросов жизнедеятельности,земли княжества решалась органами (институтами) самоуправления.
И.А.Юхо отмечает, что в тех местах, где жили государственные крестьяне, и не былозамков, действовали органы крестьянского самоуправления — крестьянские сходы истарцы, которые на этих сходах выбирались.
Накрестьянских сходах распределялись налоги, разбирались спорные дела междукрестьянами. Старцы следили за исполнением общественных работ по строительствуи ремонту дорог, мостов, собирали и отвозили налоги (дань) в определенноевластями место, участвовали в осуществлении ''правосудия на копе'' [26, с.112].
Копныесуды были исключительно оригинальной формой непосредственной демократии ипросуществовали на территории Беларуси вплоть до ХVIII века.
Вотличие от вечевого или княжеского суда судьями в копных судах были простыекрестьяне-домовладельцы, проживавшие на данной территории.
Рассматривалисьдела преимущественно о мелких хищениях, побоях, межевых спорах, колдовстве ит.п. Суд действовал на основе норм обычного права, сохранил свой надсословныйхарактер: как равноправные субъекты судебного процесса в нем наряду с простымикрестьянами могли выступать шляхтичи, мещане городов, не обладавших магдебургскимправом, заинтересованные представители других сословий [20, с. 18].
Такимобразом, еще на заре развития белорусской государственности вгосударствах-княжествах Х-ХІІІ вв. действовали определенные самоуправленческие начала, которые проявлялисьв деятельности вече (народного собрания), общинных органов самоуправления(крестьянских сходов и старцев).
 
1.2МАГДЕБУРГСКОЕ ПРАВО КАК ИНСТИТУТ САМОУПРАВЛЕНИЯ В ВЕЛИКОМ КНЯЖЕСТВЕ ЛИТОВСКОМ
Известно,что в начале становления Великого княжества Литовского (ВкЛ) в нем сохранялисьи действовали традиционные для восточных славян формы самоуправления в городах.Продолжало действовать городское вече, которое имело большое значение, особеннов городах восточной Беларуси — Полоцке и Витебске.
Вместес тем, начиная с конца ХVIвека, в городах и местечках Беларуси начинает формироваться качественно новаяформа самоуправления — на основе так называемого ''магдебургского права''.Первым городом на Беларуси, который получил право на самоуправление на основемагдебургского права, было Берестье. 15 августа 1390 г. Великий князь Литовскийи Король Польский Ягайло выдал берестейцам Привилей на самоуправление. В 1391г. такой Привилей получил город Гродно. Золотым веком свободных белорусскихгородов стала вторая половина XVI ипервая половина XVII в.Интенсивность наделения правами самоуправления снижается на рубеже XVII — XVIII вв. В этот период окончательно формируется структурауправления ''магдебургским'' поселением.
Магдебургскиегорода освобождались из-под государственной юрисдикции воевод и старост, в нихприостанавливалось действие ''права русского и литовского'', создавалисьсамостоятельные, избираемые гражданами органы самоуправления — рада илимагистрат, оформляются его атрибуты — печать и герб. Всего на этнических земляхБеларуси функционировало около 120 свободных магдебургских поселений [20, с.20].
Вцелом под магдебургским правом в юридическом смысле можно понимать совокупностьнорм права, которые регулируют жизнедеятельность граждан и жителей местечек.Оно не представляло собой некой одной универсальной для всего государствасистемы норм права, так как вводилось путем отдельных Привилеев (юридическихдокументов) на самоуправление обычно за подписью Великого князя для отдельныхгородов и местечек.
Вразных городах и местечках были общие моменты в организации самоуправления,общие свободы и вольности. Однако каждый из городов и каждое местечко, которыеимели Привилеи на магдебургское право, владели только для них свойственными,отличительными правами и вольностями. Это обусловлено рядом самых разныхфакторов — экономических, социальных, демографических и даже географических. Вкачестве примера можно привести Привилей на магдебургское право от 1497 г.,который получил город Гродно. В соответствии с данным Привилеем гродненцамразрешалось построить на реке Нёман мельницу, молоть зерно и собирать чинш приэтом чинш с каждого лица за услуги [21, с. 9].
Выделяютсядва вида Привилеев — первоначальный (фундационный) и подтверждающий(конфирмационный). Первоначальным назывался Привилей, которым впервые в своейистории какой-либо город или местечко получали право на самоуправление. Кподтверждающим относятся те Привилеи, которые получали города и местечки привхождении на престол нового Великого князя. Все дело в том, что каждый новый Великийкнязь имел право пересмотреть все Привилеи на самоуправление, которые быливыданы его предшественниками. При этом он мог или подтвердить право насамоуправление и выдать свой Привилей, или не выдавать Привилей по каким-либопричинам. В таком случае город или местечко теряли право на самоуправление.Каждый город и каждое местечко, которые владели правом на самоопределение, какправило, имели от пяти до тринадцати основных и конфирмационных Привилеев.
Оригиналтекста Привилея хранился в Ратуше — месте самоуправления в том городе илиместечке, которому было дано право на самоуправление. О выдаче Привилеяделалась запись в книге государственного архива (метрике) Великого княжестваЛитовского и в актовые книги земских судов соответствующих поветов.
Известныслучаи, когда крупные магнаты самостоятельно выдавали привилеи населеннымпунктам, находящимся в их собственности, но они нуждались в подтвержденииВеликого князя. На заключительном этапе существования Речи Посполитой привилеивыдавались соймом.
Сполучением привилея на самоуправления населенный пункт приобретал качественноновый правовой статус, в силу которого становился автономной юридическойединицей в государстве. По магдебургскому праву мещане освобождались отфеодальных повинностей, им гарантировалось свободное занятие ремеслами,торговлей, земледелием, выборы своих органов власти. Ремесленники образовывалисвои профессиональные объединения — цеха. Существенным было то, чтомагдебургское право ликвидировало сословную и иную духовную, светскую, замковуююрисдикцию на территории города и прилегающих местностей, интегрируя регион вединый территориально-хозяйственный комплекс. Одновременно обеспечивался равныйправовой статус горожан с представителями иных сословий. В соответствии состатутами Великого княжества Литовского, и в частности со ст. 69 разделачетвертого Статута 1588 г., каждый мещанин магдебургского поселения мог наравных основаниях привлечь к ответственности представителей высших сословий — ''если бы кому из мещан наших права магдебургского какая обида произошла откнязей, панов и земян и подданных, а они бы добровольно дать удовлетворение нежелали или справедливости с подданных своих не осуществили, тогда такогокаждого мещанин может в земский суд поветовый вызвать и далее поступать противнего согласно порядку права и статуту земскому'' [22, с. 234].
Главныморганом управления являлся магистрат, состоявший из двух коллегий: рады и лавы,возглавляемых бургомистром и войтом. Бургомистр, который назначался из числаратных войтом и утверждался в должности Великим князем, представлял центральнуюгосударственную власть и выступал одновременно в качестве высшей судебнойинстанции. Рада выполняла функции представительной, а бургомистр — исполнительной власти. Таким образом, обеспечивалось сочетание интересов центраи местного населения. Лава состояла из двенадцати лавников и выполнялаисключительно судебные функции по уголовным делам. Рада осуществляларуководство местным хозяйством, управляла собственностью, обеспечивалаобщественный порядок, выступала в качестве судебной инстанции по гражданскимсудам.
Магистратразмещался, как правило, в специальном здании — ратуше, которое отличалосьсвоей архитектурой и было одной из достопримечательностей города.
Кчислу наиболее ответственных должностных лиц местной власти относились писари ишаферы. Писарь присутствовал на заседаниях органов магистрата и вел записи вмагистратских книгах, выдавал копии магистратских документов. Шаферы выполнялифункции современных ревизоров и обеспечивали рациональное использованиемуниципального имущества и финансовых средств.
Врамках обеспечения общественного порядка формировалась муниципальная полиция, вкомпетенцию которой входила также и пожарная безопасность, соблюдение правилторговли, рассмотрение бытовых споров между жителями, сбор налогов в местный игосударственный бюджеты.
Корганам самоуправления, существующим в городах с магдебургским правом, следуетотнести и объединения мещан, которые существовали в виде цехов, старост,братств (для ремесленников), союзов подмастерьев. В цеха объединялисьремесленники одной или нескольких близких профессий. Деятельность цеховрегулировалась Уставами и привилеями на магдебургское право, выдаваемымигородам. Первоначально цеховой устав утверждался магистратом города, в котором основывалсяцех. С конца XVI в. каждый цех добивался его утверждения специальнойкоролевской грамотой, а затем он уже регистрировался в городских книгах [8, с.93].
Всеремесленники в цехах по правовому положению делились на три группы: мастеров,подмастерьев и учеников. Управление цехом осуществлял цехмистр (староста). Егоизбирали мастера, основавшие цех, и, как правило, на один год. Членство в цехахбыло принудительным, так как никто не мог заниматься ремеслом в городе, пока невступит в цех [18, с. 41-42].
Составмагистрата и его коллегий в различных поселениях был неодинаков, сроки, накоторые занимали должности бургомистр и войт, были различными в зависимости отвеличины и значения города (местечка) и иных местных особенностей.
Такимобразом, обладание магдебургским правом:
 -обеспечивалогорожанам равенство юридического статуса с представителями иных сословий;
 -освобождалоот государственной юрисдикции воевод и старост;
 -предоставлялосвободу выбора профессий и рода занятий, гарантий личной свободы и участие восуществлении власти через выборы;
 -возлагалоравную ответственность перед законом.
Наличиена территории Беларуси влиятельного местного самоуправления обеспечивалосоциальную стабильность и общественный мир.
Практикареализации магдебургского права подтверждает, что развитие самоуправления нетолько не ослабляет центральную власть, а, напротив, является важнейшимусловием обеспечения действенного централизма. Центральная власть выступалагарантом становления и упрочения самоуправления, а самоуправление былозаинтересовано в укреплении положения Великого князя. Рациональноевзаимодействие центральной власти с местным самоуправлением позволяло обуздатьбюрократическо-чиновничий произвол. Местное самоуправление было выражениемгражданских свобод и консолидации общества.
Свключением белорусских земель в состав сверхцентрализованной Российской империивозможности городского местного самоуправления последовательно ограничивалисьвплоть до окончательной отмены магдебургского права в 1830-1840 гг.
Такимобразом, предоставление белорусским городам Великого княжества Литовскогосамоуправления в ХV — ХVI вв. было несомненно признанием за ними важной роли вжизни государства, свидетельством значительных сдвигов в общественном сознаниигорожан, стремившихся к установлению демократических форм решения городскихпроблем.

2. ИСТОРИЯРАЗВИТИЯ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ БЕЛАРУСИ В ПЕРИОД НАХОЖДЕНИЯ В СОСТАВЕРОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ. ЗЕМСКАЯ РЕФОРМА
Послеприсоединения белорусских земель к Российской империи, как уже отмечалось,действие магдебургского права на Беларуси было отменено. Произошли значительныеизменения в правовом положении городского населения и жителей белорусскихместечек. На городское население было распространено ''Жалованная грамотагородам'' Екатерины ІІ от 1785 г., аправовое положение жителей тех белорусских местечек, которые потерялимагдебургское право, было приравнено к правовому положению крестьян РоссийскойФедерации.
''Жалованнаяграмота'' потребовала, чтобы все горожане были записаны в ''городскиеобывательские книги'', которые должны были вестись во всех городах Российскойимперии. ''Обывательская книга'' делилась на шесть разделов (частей). В первыйраздел книги заносились фамилии ''настоящих обывателей'', к которымпринадлежали самые богатые и знатные горожане. Во второй раздел должны былибыть записаны купцы трех гильдий с капиталом от 1 до 50 тысяч рублей. Третийраздел — ''цехи'' — содержал сведения о цеховых мастерах и их учениках.Четвертый — об иногородних и зарубежных гостях. В пятый раздел — ''именитыеграждане'' — записывались лица с академическими и университетскими дипломами,банкиры, художники, бургомистры, которые выбирались на должность и др. Шестой,последний раздел книги был посвящен посадским людям, ''кто промыслом, рукоделиемили работой в том городе кормится'', а также другим горожанам, которые не вошлив предыдущие разделы [21, с. 18].
''Жалованнаяграмота городам'' определяла льготы для каждой социальной группы горожан,которые были записаны в этих шести разделах. ''Настоящие обыватели'', купцыимели право иметь фабрики, свободно выбирать место жительства и ездить погороду парой или четверкой лошадей. Посадским людям позволялось иметь трактирыи лавки, но запрещалось ездить в карете и на двух лошадях.
''Жалованнаяграмота городам'' устанавливала для мещан и другие ограничения: они должны былиплатить подушные подати, исполнять рекрутскую и другие повинности.
Становлениюместного самоуправления в Российской империи положил начало подписанный 1января 1864 г. Александром ІІ УказПравительствующему Сенату о введении губернских и уездных земских учреждений вРоссии. Таким образом, новые органы управления и самоуправления создавались вгуберниях и уездах, но отсутствовали на нижнем уровнеадминистративно-территориального деления — в волостях. Главной целью земскойреформы было передать часть задач, решаемых государственными органами, введение земств. Земская система основывалась на принципах организационнойавтономии, что отличало ее от иерархически соподчиненного государственногоаппарата. Земская реформа проводилась в соответствии с ''Положением о земскихучреждениях 1864 года''.
Всоставе земских учреждений, как на уровне уезда, так и в губернии в качествепредставительных органов имелись земские собрания, а исполнительных — земскиеуправы.
Уездноеземское собрание состояло из депутатов (гласных), избираемых волостными иуездными избирательными собраниями. Собрания уездов избирали гласныхгубернского земского собрания. В состав губернских земских собраний входилитакже представители уездных предводителей дворянства, председатели уездныхземских управ, начальники управлений земледелия и государственного имущества,депутаты от духовенства и другие лица.
Управабыла подотчетна земскому собранию, но при осуществлении своих полномочийобладала необходимой самостоятельностью. Однако в первые два десятилетиясуществования правоспособность земств имела в основном частноправовой характери реализовывалась в рамках хозяйственных и социальных мероприятий: сельскоехозяйство, ветеринария, распространение агрономических знаний, развитие местнойпромышленности, ведение статистики, народное образование, страховое и пожарноедело и т.п.
Очередныеземские собрания собирались один раз в год по распоряжению земских управ ссогласия губернаторов. Внеочередные собрания созывались исключительногубернаторами, которые и определяли их повестку дня. Губернское собрание моглозаседать до 20 дней, а уездное — до 10 дней. Собрания были правомочными, если взаседании участвовало не менее половины гласных. Губернское собраниеоткрывалось губернатором, а уездное — предводителем дворянства. Решенияпринимались большинством голосов от присутствующих. В случае равенства голосовголос председательствующего считался решающим [21, с. 20].
Земскиесобрания утверждали земский бюджет, устанавливали ставки земских сборов,распределяли земские повинности, налагали взыскания на должностных лиц земств ит.п.
Земскиеуправы были постоянно действующими органами. Они избирались на три года изчисла депутатов земских собраний на закрытых заседаниях. Председателягубернской земской управы утверждал министр внутренних дел, а председателяуездной земской управы — губернатор. Полномочия и функции земских управопределялось кругом тех вопросов, которые были отнесены к компетенции земств. Восновном земские управы занимались вопросами народного образования, охраныздоровья, строительством местных дорог, организацией земской статистики и др.
Впоследующем земства получили полномочия публичноправового характера, чтопридало им черты реального властного управления: сбор государственных налогов ирасчеты с казной, осуществление правосудия земскими судами и т.д.
Земствав Беларуси не вводились более 40 лет. Главным препятствием было недовериецарского правительства к Беларуси. Первая попытка частично осуществить земскуюреформу в Беларуси была предпринята только в 1993 году в Минской, Витебской иМогилевской губерниях. Для трех белорусских губерний предусматривалосьограниченное самоуправление. 14 марта 1911 г. царь Николай ІІ подписал указ, в соответствии скоторым земства окончательно создавались в Витебской, Минской и Могилевскойгуберниях на основе выборов по национальным куриям — ''русской'' и ''польской''- с тем, чтобы обеспечить преобладание в органах земского управления русскому(православному) населению [15, с. 88].
Занепродолжительное время своей деятельности (1911 -1917 гг.) земства в Беларусисыграли знаменательную роль в развитии местного хозяйства, в повышении культурыземледелия и животноводства, в охране здоровья населения, в развитии народногообразования.
Косновным направлениям социально-экономической и социально-культурнойдеятельности земств за этот период можно отнести: организация агрономическихмероприятий (налаживание работы опытных станций, меры по улучшению сельскохозяйственнойпродукции, распространение сельскохозяйственных знаний); строительство дорог;открытие школ и обеспечение их квалифицированными учителями и учебниками;открытие народных библиотек-читален; организация народных чтений; ведениекнижной торговли; заведование земскими лечебными и благотворительнымиучреждениями; опека бедных, неизлечимо больных, старых и калек.
 Вдеятельности земств были свои недостатки. Систему земств того времени образноназывали ''зданием без фундамента и крыши'' [21, с. 25]. Это высказываниеозначало, что, с одной стороны, не было предусмотрено создание земств в такихадминистративно-территориальных единицах низшего уровня, как волость, где такиеучреждения были бы в наибольшей степени приближены к населению, а с другой стороны,не был создан единый координационный центр, который бы на высшем уровнеразрабатывал общие направления деятельности земских учреждений.Такимобразом, земства внесли важный вклад в поднятие уровня народного образования,охраны здоровья, организации и развития агрономии, статистики и в другиенаправления деятельности. Поэтому можно считать, что институт земств как формаорганизации местной хозяйственной и политической жизни, несмотря на своинедостатки, имеет историческую перспективу.
3.МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ И УПРАВЛЕНИЕ БЕЛАРУСИ В СОВЕТСКИЙ ПЕРИОДВскором времени после Октябрьской революции была определена линия на развитиеместного и областного самоуправления. Создание народного самоуправления В.И.Ленин связывал, во-первых, с ликвидацией буржуазной государственной машины,во-вторых, с переходом власти в руки трудящихся, в-третьих, с привлечениемнародных масс к управлению делами общества и государства. Такая концепциясамоуправления, обогащенная и переработанная относительно разных периодов развитияобщества, лежала в основе становления системы органов самоуправления в периодсуществования СССР.Социалистическоесамоуправление отражало все черты и особенности исторического этапа развитиясоветского общества. Характеризуя сущность социалистического самоуправления,подчеркивалось, что это власть всего советского народа, которая не знаетограничений. Деятельностьместных Советов в период существования СССР всегда рассматривалось в теснойсвязи с Коммунистической партией. В системе самоуправления народа партиядействовала как политический руководитель, представляя ядро, жизненный центр.Об этом говорилось в Конституции БССР 1978 г. Общаяхарактеристика самоуправления в советский период позволяет поднимать и решатьвопрос о месте Советов в этой системе. Советынародных депутатов (по Конституции БССР 1978 года) названы главным звеномсоциалистического самоуправления народа. Народ осуществляет государственнуювласть через представительные органы — Советы народных депутатов, которыесоставляют политическую основу БССР.Самоуправлениесоветского народа в границах общенародного государства через Советыосуществлялась на основе демократической избирательной системы. Выборыдепутатов во все Советы являлись всеобщими, равными, прямыми при тайномголосовании. Выборы в Советы рассматривались как одна из форм непосредственнойдемократии, проявление народного самоуправления.Советывсегда рассматривались как органы ''настоящего народовластия''. Поэтомудеятельность Советов должна была осуществляться на основе коллективного,свободного, делового обсуждения и решения вопросов гласности, широкогопривлечения граждан к участию в их работе.Однако,говоря о Советах, об истории развития этой формы самоуправления с 1917 года,необходимо отметить тот факт, что Советы не могли действовать в полную силу, немогли целиком реализовать идею самоуправления, идею участия широких народныхмасс в жизни общества. Это происходило из-за того, что ведущей силойсоциалистического самоуправления была Коммунистическая партия. Только Коммунистическаяпартия давала правильное направление процессу развития и углублениясоциалистического самоуправления народа, расширения участия масс в управленииделами общества и государства [21, с. 28].Сбольшими трудностями Советская власть столкнулась при организации деятельностиорганов местного управления. Не надо было много времени, чтобы сформироватьволостные, поветовые и губернские Советы и их исполкомы. Тяжелее всего былоорганизовать отраслевые органы управления. Среди рабочих, солдат, крестьян не былоне только квалифицированных специалистов, но и практиков.Решитьэту проблему можно было путем использования местными Советами опытадеятельности городских дум и земских органов, при условии привлечения к работев новых органах местного управления и самоуправления опытных специалистов этихучреждений с их разносторонним квалифицированным аппаратом. МестныеСоветы включали в свою систему уже существовавшие органы самоуправления илирасформировывали их, приглашая специалистов в новый хозяйственный аппарат.Другой причиной сохранения на некоторое время старых органов местногосамоуправления было то, что в первые дни Октябрьской революции не везде сразубыл создан аппарат местных Советов, который был бы способен исполнять функциигосударственной власти.Однакоуже 22 декабря 1917 года Народный комиссариат внутренних дел по поручениюСоветского правительства дал официальное разъяснение взаимоотношений Советов сорганами самоуправления: ''Все прежние органы местного управления, областные,губернские и уездные комиссары, комитеты общественных организаций, волостныеправления и пр. должны быть заменены соответственно областными, губернскими иуездными, районными и волостными советами р., с., кр. и батрацкихдепутатов''[21, с. 29]. Ликвидация остатков старого государственного аппаратана местах было завершено в основном в первой половине 1918 г. Функцииликвидированных земских и городских органов самоуправления были переданыСоветам.1января 1919 г. был объявлен Манифест Временного рабоче-крестьянскогоправительства о создании Социалистической Советской Республики Беларусь. ВМанифесте говорилось о том, что вся власть на Белоруссии принадлежит толькоСоветам Рабочих, Крестьянских, Батрацких и Красноармейских депутатов. І Всебелорусскийсъезд Советов рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов, который прошел2 февраля 1919 года, принял первую Конституцию ССРБ. Конституция провозглашала,что Беларусь — это республика Советов рабочих, солдатских и крестьянскихдепутатов. Однако о местных органах государственной власти и государственногоуправления в Конституции 1919 года ничего не говорилось.Послеокончания гражданской войны и образования СССР снова насущным стал вопрос оборганизации деятельности органов местной власти. Была провозглашена политикаосуществления работы Советов. Поначалу осуществление работы Советов происходилопостепенно, и только после 1925 года местным Советам было разрешено обсуждениеи решение вопросов, которые касались местной жизни.В 1927году была принята Конституция БССР. Отличительной чертой этой Конституции сталото, что в ней нашли отражение структура и функции местных Советов. Создавалисьокружные Советы, городские Советы окружных городов, городские Советы районныхцентров, сельские и местечковые Советы. В главе ''О предметах ведения местнойвласти'' говорилось, что высшим органом власти в границах округа или районаявляется окружной или районный съезд Советов рабочих, крестьянских икрасноармейских депутатов. Съезды Советов и их исполнительные комитеты должныбыли осуществлять контроль над деятельностью нижестоящих Советов и ихисполнительных комитетов. Отмечалось, что постановления Советов могут бытьотменены только вышестоящими съездами и их исполнительными комитетами. МестныеСоветы решали вопросы административной, хозяйственной и культурной жизни наподчиненной территории, составляли и утверждали местные бюджеты, осуществлялируководство учреждениями и предприятиями, отвечали за исполнение постановленийвышестоящих органов власти на своей территории [21, с. 32].Переходк командно-административным методам (например, принудительная коллективизация)оказал влияние и на общественно-политическую жизнь страны. Она оказаласьподчинена решениям партийных и советских органов. Отличительной чертойполитической жизни было движение за привлечение к общественным делам женщин,как работниц, так и крестьянок. Их выбирали в состав Совета, комиссий и секций.Также создавались делегатские собрания. 30-егоды вошли в историю советской Беларуси как период установления диктаторскогорежима Сталина под флагом диктатуры пролетариата и строительства социализма.Постепенно вырабатывалось единство мыслей, которое расценивалось как большоедостижение в социалистическом строительстве. Демократическая системаруководства была полностью исключена из жизни общества. Общественные институтыи организации ориентировались только на исполнение распоряжений партийныхорганов.Однойиз форм участия трудящихся в работе Советов были депутатские группы. Онисоздавались при городских и сельских Советах. Участие представителей населенияв работе этих групп привело к росту актива Советов. Но активность населениябыла показной, активистам поручалось заниматься мелкими делами.Неимели фактической власти и Советы всех уровней, которые выбирались со всевозрастающим единодушием. Они были фактически подчинены исполнительнымкомитетам, работники которых не столько избирались, сколько назначались сверху.К тому же деятельность Советов была полностью подчинена соответствующимпартийным комитетам.19февраля 1937 года была принята Конституция БССР. В статье 2 Конституцииговорилось о том, что политическую основу БССР составляют Советы депутатовтрудящихся, которые выросли и усилились в результате свержения власти помещикови капиталистов, завоевания диктатуры пролетариата, освобождения белорусскогонарода от национального гнета царизма и русской империалистической буржуазии иразгрома белорусской националистической контрреволюции. Принятиеновой Конституции оказало влияние на деятельность Советов. Перемены вобщественном развитии государства потребовали нового подхода к организациидеятельности Советов и их нового наименования. Если ранее органыгосударственной власти назывались Советами рабочих, крестьянских икрасноармейских депутатов, то по новой Конституции они получили название Советыдепутатов трудящихся.Впятой главе Конституции БССР 1937 года определялись задачи, система местныхорганов государственной власти республики. В соответствии со статьей 58Конституции органами государственной власти в округах, районах, городах, селах,местечках, деревнях, поселках являлись Советы депутатов трудящихся. Ккомпетенции Советов депутатов были отнесены вопросы культурно-политического ихозяйственного строительства на всей территории, разработка местного бюджета,обеспечение охраны общественного порядка, исполнение законов и охрана правграждан.Врезультате административно-террриториальных изменений 1938 года система местныхорганов государственной власти БССР стала складываться из областных, районных,городских и сельских (поселковых) Советов депутатов трудящихся. Горсоветыобластных центров и городов Слуцка, Полоцка, Лепеля, Бобруйска, Борисова, Оршии Речицы находились в подчинении облисполкомов, остальных городов — вподчинении райисполкомов.КонституцияБССР 1937 года установила новую структуру местных органов государственнойвласти и управления. Существующая ранее 4-звенная система в областях и районах(съезд Советов — исполком — президиум — отделы) была заменена 3-звенной (Советдепутатов трудящихся — исполком — отделы). Совет депутатов трудящихся выбиралисполнительный комитет в составе председателя, заместителя председателя,секретаря и членов комитета [21, с. 33].В 1951году было принято ''Положение о постоянных комиссиях областных, районных,городских, сельских и поселковых Советов депутатов трудящихся БССР''. В немотмечалось, что постоянные комиссии являются одной из форм связи местныхСоветов с населением. Именно через постоянные комиссии Советы предполагалипривлекать трудящихся к государственной деятельности.Однойиз форм развития общественной инициативы и расширения связи Советов снаселением, как отмечалось в партийных документах, были уличные комитеты. Сцелью повышения авторитета этих комитетов в 1953 году было принято ''Положениеоб уличных комитетах в городах, городских и рабочих поселках'', котороеопределило их задачи, права, а также руководство этими комитетами. Но врассматриваемый период эта форма работы не получила широкого распространения вдеятельности местных Советов БССР.Послесмерти Сталина произошли изменения в общественном и политическом строе страны.На новый уровень поднимается работа Советов. Были расширены права областных,городских и районных Советов. Постановлением от 31 августа 1955 года СоветМинистров БССР дал им право направлять значительные средства на финансированиежилищного строительства, коммунального хозяйства и социально-культурныхмероприятий, на благоустройство населенных пунктов за счет дополнительнополученных доходов и сверхплановых накоплений промышленных и коммунальныхпредприятий. В1957-1958 годах были приняты новые положения о сельском, поселковом, районном,городском, районном в городе Советах депутатов трудящихся. В них нашлиотражение те изменения, которые произошли за последние годы в жизни страны.Были расширены и конкретно определены права, обязанности и организационныеформы работы местных Советов. На рассмотрение сессий Советов выносилисьвопросы, которые касались развития промышленности, сельского хозяйства,культурного строительства.Развитиеместных органов в 60-70-е годы шло (как подтверждалось в партийных директивах)по пути их дальнейшей демократизации, повышения роли в хозяйственном ипартийном строительстве, сужения сферы административного принуждения. Резкоменялось количество районных Советов. Например, в 1962 году вместо 123 сельскихрайонов было создано 77, в 1964 году количество районов БССР увеличилось до100, а в 1966 году их стало уже 117 [21, с. 35].В 1967году было принято постановление ЦК КПСС ''Об улучшении работы сельских ипоселковых Советов депутатов трудящихся'', где отмечалось, что сельские ипоселковые Советы являются высшими органами государственной власти на своейтерритории, их решения и распоряжения являются обязательными для населения,должностных лиц, а также предприятий и организаций, размещенных на территорииСоветов. В 1968 году был принят Закон БССР ''О сельском, поселковом Советедепутатов трудящихся''. Были расширены права низовых органов государственнойвласти, укреплена их материальная и финансовая база.В 60-егоды наблюдался рост самодеятельных организаций граждан, таких как уличные,квартальные, домовые комитеты. Эти органы создавались по территориальномупринципу. У них были следующие направления деятельности: оказание помощиместным Советам, их исполкомам в проведении массово-политических и хозяйственныхмероприятий; организация участия граждан в благоустройстве населенных пунктов;оказание помощи учреждениям культуры, народного просвещения, охраны здоровья ит.д. Вапреле 1978 года была принята Конституция БССР. В статье 2 говорилась о том,что ''вся власть в Белорусской ССР принадлежит народу. Народ осуществляетгосударственную власть через Советы народных депутатов, которые составляютполитическую основу Белорусской ССР. Все другие государственные органы являютсяподконтрольными и подотчетными Советам народных депутатов''. В соответствии сКонституцией Советы создавались в областях, районах, городах, районах вгородах, поселках, сельских населенных пунктах. К их компетенции было отнесенорешение вопросов местного значения. МестныеСоветы управляли на своей территории государственным, хозяйственным исоциально-культурным строительством; утверждали планы экономического исоциального развития, местный бюджет и отчеты об их исполнении; осуществлялируководство подчиненными им государственными органами, предприятиями,учреждениями и организациями; обеспечивали исполнение законов, охранугосударственного и общественного порядка, прав граждан. Наиболее важные вопросыместные Советы всех уровней стали решать на сессиях, которые должны былипроводиться не реже четырех раз в год.
Такимобразом, местные Советы депутатов как органы местного самоуправления БССР засоветский период своего существования прошли долгий путь развития. Обладаянесомненными, положительными качествами, решая важнейшие вопросы местной жизни,они, вместе с тем, во многом играли декоративную роль, что было обусловленовсевластием партийного аппарата.
4.СТАНОВЛЕНИЕ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬИсториястановления системы органов местного самоуправления Республики Беларусь беретсвое начало с апреля 1990 г., когда был принят Закон СССР ''Об общих началахместного управления и местного хозяйства в СССР''. Этот закон воспринял многиеидеи Европейской Хартии местного самоуправления 1985 г. Закон ориентировал нарасширение регулирующих и оперативно-распорядительных полномочий местныхСоветов, укрепление их самостоятельности, как в правовом, так и вфинансово-экономическом плане. При этом данный документ достаточно четкоотразил идею субсидиарности в распределении компетенции местных органов разногоуровня. Впервые в законодательном плане был поставлен вопрос о системеюридических гарантий местного самоуправления, включая его судебную защиту.Местные органы в большей степени рассматривались как структуры территориальныхсообществ граждан, действующие в рамках закона в интересах граждан. Закон 1990г. не только по духу, но и по самой форме был близок Европейской Хартии. Он былскорее программным документом, чем нормативным правовым актом прямого действия.К сожалению, союзные республики, имея в виду и структуры власти, и общественныеинституты, оказались неготовыми к принятию прогрессивного законодательства оместном самоуправлении [4, с.5].Отправнымпунктом следующего этапа реформирования местной власти стало принятие в феврале1991 года Закона ''О местном самоуправлении и местном хозяйстве в БелорусскойССР'' (далее — Закон о местном самоуправлении) [16]. Согласно этому законуместные органы формально стали самостоятельными, но при этом сохранили свойстатус органов государственной власти и управления. Сохранялась достаточножесткая финансовая зависимость низовых уровней от вышестоящих при распределениибюджетных средств. Статья 34 предусматривала самостоятельное формирование иисполнение местного бюджета на основе норматива бюджетной обеспеченности наодного жителя, однако эти нормы на деле не выполнялись. Такое положениевытекало, в том числе и из нечеткого разграничения компетенции между Советамиразных уровней. Закон определял три уровня местных Советов: областной (шесть областныхи Минский городской), базовый (городские в городах областного подчинения ирайонные Советы) и первичный (все остальные), что порождало нечеткость вразграничении компетенции и конфликты [20, с. 36]. Однако благодаря Закону быловозвращено в обиход само понятие ''местное самоуправление'', определены егоосновные принципы, в том числе самостоятельность и независимость Советовнародных депутатов при решении вопросов местного значения.
В1991-1992 гг. в Беларуси действовала первая редакция Закона о местномсамоуправлении. В соответствии с действовавшей Конституцией вся властьконцентрировалась в системе Советов. Верховный Совет формировал правительство — Совет Министров и иные республиканские государственные органы, имел правоотмены решений исполнительной власти и роспуска местных Советов всех уровней.
В1993 г. в Закон о местном самоуправлении были внесены изменения, направленныена усиление полномочий исполкомов и обеспечивающие централизацию власти.Исполкомы получили право самостоятельно утверждать свои штаты, назначать надолжности руководителей подотчетных Совету органов управления, устанавливать иизменять правовой режим объектов коммунальной собственности. Получилараспространение модель ''сильный исполком — слабый Совет''.
Проблемаместного самоуправления оказалась настолько сложной, что даже не получиланадлежащего разрешения в ходе конституционного процесса, продолжавшегося втечение четырех лет. На различных этапах в разных проектах, разработанныхобеими конституционными рабочими группами, тематика местного самоуправлениябыла одной из наиболее запутанных, и разработчики проектов конституции не моглиопределиться с местом и ролью местного самоуправления в системе институтовгосударства [20, 38].
Витоге в принятой 15 марта 1994 года Конституции Республики Беларусь вопросамместного самоуправления и управления был посвящен пятый раздел, который вомногом содержал те же положения, которые были и в Конституции БССР 1978 г.Послепринятия Конституции в Закон о местном самоуправлении был внесен ряд изменений:изменилось его название (он стал называться ''Закон о местном управлении исамоуправлении в Республике Беларусь''), получили организационное оформлениесистемы местного управления и самоуправления.
Началоочередному этапу новейшей истории самоуправления положил Указ ПрезидентаРеспублики Беларусь от 19.09.1995 г. № 383 ''О проведении реформы органовместного управления и самоуправления'', в соответствии с которым окончательноупразднялись районные в городах Советы депутатов и их органы. На территориирайонов в городах образованы администрации с правами юридического лица, которыеявляются местными органами управления. Глава местной администрации и егозаместители назначаются председателем вышестоящего исполкома, а другиедолжностные лица администрации — ее руководителем. Указом Президента РеспубликиБеларусь от 27.11.1995 г. № 481 утверждена примерная структура местныхадминистраций в районах городов, в состав которых входит руководство, органы поэкономическому регулированию и рыночным отношениям; органы по информированиюнаселения и связях с общественностью; органы по развитию социальной сферы;органы жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства; органы по охране правграждан и организационной работе.
Окончательнаяконструкция местной власти была установлена Указом Президента РеспубликиБеларусь от 20.11.1995 г. № 476 и Указом от 18.03.1996 г. № 105, которымиутверждались ''Положение о председателе областного, Минского городскогоисполнительного комитета'' и ''Положение о председателе районного, городскогоисполнительного комитета''.
С принятием новой редакции КонституцииРеспублики Беларусь в результате референдума от 24.11.1996 г. такого роданормотворческая практика Президента получила уже конституционное подкрепление.А Закон о местном самоуправлении, изложенный в новой редакции от 10.01.2000г.,практически полностью приведен в соответствие с нормами указов. Этот Закон вновой редакции определяет систему и экономическую базу местного управления исамоуправления в Республике Беларусь, закрепляет основы правового положенияорганов местного управления и самоуправления, отдельных форм непосредственнойдемократии. В нем определяются понятия местного управления и самоуправления,система и компетенция органов местного управления и самоуправления, принципы ихдеятельности, органы территориального местного самоуправления, экономическаяоснова местного управления и самоуправления, гарантии местного управления исамоуправления [16].
В июле 2000 г. был принят ЗаконРеспублики Беларусь ''О республиканских и местных собраниях'' [17], которыйрегламентирует порядок инициирования, созыва, проведения, а также компетенциюреспубликанских и местных собраний как формы непосредственного участия гражданв управлении делами общества и государств.
Вавгусте 2000 г. по инициативе Президента Республики Беларусь состоялся съезддепутатов местных советов. В резолюции данного форума подчеркивается, чторазвитие системы Советов — одно из приоритетных направлений демократизацииобщества. Указано на важность перераспределения функций и полномочийреспубликанских органов власти и управления с укреплением ихматериально-финансовой базы [6, с. 7]. В резолюции отмечена необходимостьразработки концепции реформирования местного управления и самоуправления,принятия Кодекса Республики Беларусь о местном управлении и самоуправлении.Советам рекомендовано улучшить практику подготовки и проведения сессий,повысить эффективность деятельности постоянных комиссий, активизировать работудепутатов в Советах. Съезд признал целесообразным создание единогореспубликанского органа по координации деятельности местных советов депутатов иорганов территориального управления [3, с. 2].
Такаядемократическая форма, как съезд депутатов советов, не предусмотренаКонституцией и Законом. Его решения не имеют какой-либо юридической силы. Темне менее, эти решения в целом отразили настрой депутатского корпуса наизменение механизма территориального управления и готовность нести гораздобольшую ответственность за судьбу страны.
Внастоящее время ведется подготовка новой концепции местного самоуправления вБеларуси. В юридической литературе ведется широкое обсуждение о том, какимдолжно быть местное самоуправление, какие шаги должны быть предприняты для егореформирования [6, 10, 19, 20, 23, 25].
Такимобразом, путь становления современной системы местного самоуправления вРеспублике Беларусь не был достаточно простым и последовательным. В настоящеевремя актуальным является вопрос о реформировании существующей системы местногосамоуправления.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
 
На основании всего вышеперечисленного,можно сделать следующие выводы.
Во-первых,еще на заре развития белорусской государственности в государствах-княжествахХ-ХІІІ вв.действовали определенныесамоуправленческие начала, которые проявлялись в деятельности вече (народногособрания), общинных органов самоуправления (крестьянских сходов и старцев).
Во-вторых,предоставление белорусским городам Великого княжества Литовского самоуправленияв ХV — ХVI вв. было несомненно признанием за ними важной роли вжизни государства, свидетельством значительных сдвигов в общественном сознаниигорожан, стремившихся к установлению демократических форм решения городскихпроблем.В-третьих,земства на территории Беларуси в период ее нахождения в составе Российскойимперии внесли важный вклад в поднятие уровня народного образования, охраныздоровья, организации и развития агрономии, статистики и в другие направлениядеятельности. Поэтому можно считать, что институт земств как форма организацииместной хозяйственной и политической жизни, несмотря на свои недостатки, имеетопределенную историческую перспективу.
В-четвертых, местные Советы депутатовкак органы местного самоуправления БССР за советский период своегосуществования прошли долгий путь развития. Обладая несомненными положительнымикачествами, решая важнейшие вопросы местной жизни, они, вместе с тем, во многомиграли декоративную роль, что было обусловлено всевластием партийного аппарата.
В-пятых, путь становления современнойсистемы местного самоуправления в Республике Беларусь не был достаточно простыми последовательным. В настоящее время актуальным является вопрос ореформировании существующей системы местного самоуправления.
Подводя итоги даннойкурсовой работы в целом, необходимо подчеркнуть следующее. Местноесамоуправление на территории Беларуси имеет глубокие исторические корни. Онопретерпело значительную эволюцию, отличаясь исключительным разнообразием своегопроявления. Традиции его уходят во времена Киевской Руси с вече, эпохумагдебургского права Великого княжества Литовского, земского самоуправления ХІХ века, местныхСоветов депутатов в ХХ веке. Практика развития форм самоуправления напротяжении многих столетий подтвердила их востребованность и поддержку состороны общества. Этот исторический опыт может быть использован приреформировании системы органов местного управления и самоуправления.

СПИСОКИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Гавриленко В.Г. Местное управлениеи самоуправление. — Мн.: Право и экономика, 2005. — 162 с.
2. Гаўрыленка Д.А., Галавач М.Г.Праблемы фарміравання і дзейнасці мясцовых органаў кіравання і самакіравання ўРэспубліцы Беларусь (Прававы аналіз) // Весці Нацыянальнай акадэміі навукБеларусі. Сер. гуманіт. навук. — 1998. — № 4. — С. 29-34.
3. Декларация съезда депутатовСоветов депутатов. Резолюция съезда депутатов Советов депутатов //Рэспубліка — 30.09.2000 — С. 1,2.
4. Карамышев А.В. Комментарий кЗакону Республики Беларусь ''О местном управлении и самоуправлении в РеспубликеБеларусь'' от 20.02.1991. — Мн.: ООО ''Информационно-правовое агентство''Регистр'', 2001. — 183 с.
5. Кодавбович В.А. Местноесамоуправление в Беларуси: история, опыт, теория //Современный политическийпроцесс в Беларуси и перспективы его развития. Материалы межд. науч. конф.(26-27 мая 1994 г.): В 2 ч. Ч. 1. — Мн.: БГЭУ, 1994. — С. 87 -91.
6. Кодавбович В.А. Правовые проблемыреформирования местного управления и самоуправления в Беларуси[Учебно-методическое пособие]: В 2 ч.Ч.1. Общая характеристика принциповместного управления. — Мн.: ЗАО ''Веды'', 2001. — 43 с.
7.Конституция Республики Беларусь от 15.03.1994 г. (с изменениями и дополнениями,внесенными в результате республиканских референдумов от 24.11.1996 и17.10.2004) //Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь". — 1999- N 1.- 1/0.
8. Копысский З.Ю. Экономическоеразвитие городов Белоруссии в XVI — первой половине XVII в. — Мн.:Наука и техника, 1966. — 356 с.
9. Лаптева Л.Е. Земские учреждения вРоссии. — М.: Наука, 1993. — 156с.
10. Мельников А.П. Местноесамоуправление. Учебное пособие. Для студ. гуманит. специальностей вузов. — Мн.: РИВШ БГУ, 2000. — 223 с.
11. Мельников А.П. Особенности формированияместного самоуправления в Республике Беларусь // Право и демократия. Сб.научных трудов. — 2001. — Вып. 11. — С. 65 -80.
12. Мисаревич Н.В. Интеграционныепроцессы в области самоуправления: нужно ли учитывать исторический опыт? //Проблемы интеграции правовой системы Республики Беларусь в европейское имировое правовое пространство. Материалы междунар. науч. конф., 26-27 окт. 2001г. — Гродно, 2002. — С. 229 -232.
13. Мурашко О.Л. Местноесамоуправление как территориальная организация публичной власти и его правоваяприрода // Вестник Конституционного Суда Республики Беларусь. — 2003. — №2. — С. 65-68.
14. Никитина М.А. Развитие местногосамоуправления в Республике Беларусь // Гуманитарно-экономический вестник. — 2002. — № 2. — С. 75 — 83.
15. Николаева И.В. Система органовсамоуправления Беларуси (конец XIX — начало XX вв.) // Прававая рэформа ў РэспубліцыБеларусь: вопыт, праблемы, перспектывы. Тэзісы дакладаў рэсп. навук.- практ.канф. (24-25 крас. 1997 г.). Ч.1. — Гродна, 1997. — С. 88 — 90.
16.О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь: Закон РеспубликиБеларусь от 20.02.1991 № 617-XII (ред. от 16.05.2001) // Национальный реестрправовых актов Республики Беларусь. -2000 — № 8. -2/137.
17.О республиканских и местных собраниях: Закон Республики Беларусь от 12.07.2000№ 411-З // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. — 2000.- №67.- 2/186.
18. Орепук Л.А. Самоуправление в средневековойБелоруссии // Вестник Молодежного научного общества. — 2001. — № 2. — С. 40 — 44.
19. Осмоловский В.В. Местноеуправление и самоуправление в Республике Беларусь: Учебное пособие. — М.:Академия управления при Президенте Республики Беларусь, 1999. — 98 с.
20. Сидорчук В.К. Организацияместного самоуправления. — Мн.: ООО ''Амалфея'', 2002. — 271 с.
21. Сільчанка У.І., Місарэвіч Н.В.Гісторыя мясцовага самакіравання на Беларусі. Тэксты лекцый. — Гродна: ГРДУ,2000. — 54 с.
22. Статут Вялікага княства Літоўскага 1588 г.: Тэксты. Даведкі.Каментарыі. — Мн.: БелСЭ, 1989. — 573 с.
23. Шабайлов В.И. Местноесамоуправление в Республике Беларусь: состояние и перспективы развития //Журнал российского права. — 2002. — №11. — С. 136 — 147.
24. Шайков В.И. Белорусская модельсамоуправления в контексте европейских традиций и ценностей // ВестникПолоцкого государственного университета. — 2005. — № 1. — С. 72 — 82.
25. Шинкарев В.В. Местноесамоуправление: проблемы реформирования. — Мн.: БГПУ, 2005. — 147 с.
26. Юхо Я.А. Кароткі нарыс гісторыідзяржавы і права Беларусі: Вучэбны дапаможнік. — Мн.: Універсітэцкае, 1992. — 270 с.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Планирование и анализ инвестиций на примере ООО Универсалстандарт
Реферат Еволюційні рівняння з псевдо-Бесселевими операторами
Реферат Нотариат. Юридическая служба предприятия объединения. Оказание юридических услуг по лицензиям
Реферат Пути повышения финансовой устойчивости предприятия
Реферат Социальная работа с подростками девиантного поведения
Реферат Gatsby Vs Fifth Business Essay Research Paper
Реферат Декларация о государственном суверенитете Украины и ее историческое значение
Реферат Исследование ассортимента автомобильных запасных частей
Реферат Особенности бухгалтерского и налогового учета на малом предприятии
Реферат О природе человеческого мышления
Реферат 12. Положення про державний експортний контроль
Реферат Вирусы Происхождение и распростронение Систематизация Грипп
Реферат Иннокентий Анненский. Гончаров и его Обломов
Реферат Aggression In Man Essay Research Paper Aggression
Реферат 6М050900-Финансы