СОДЕРЖАНИЕ.
1 Введение……………………………………………………………….….3
2 Характеристика и система формирования профессиональных качеств у военнослужащих………………………………………………………….…5
3 Роль ОГП в системе формирования профессиональных качеств у
военнослужащих………………………………………………………...….17
4 Заключение………………………………………………………………..25
5 Список литературы…………………………………………………….…26
6 Приложения……………………………………………………………….27
Введение.
Российское государство переживает один из сложных периодов многовековой истории. Идет процесс перехода от одной общественной формации к другой, преобразования на новых основах всех сторон духовно-нравственной, социально-политической и экономической жизни народа.
Вместе со всем государством на этапе преобразований находятся Вооруженные Силы Российской Федерации. В качестве первоочередной выдвинута задача коренного реформирования армии и флота, приведения численности, организационной структуры, системы управления и комплектования, технической оснащенности, боевой и мобилизационной готовности в соответствие с требованиями современной войны, экономическими возможностями страны, ее геополитическими, общенациональными интересами.
Коренные преобразования в Вооруженных Силах предполагают также проведение большой и напряженной работы по перестройке сознания личного состава, совершенствованию на новой идейно- политической устойчивости и других морально — боевых качеств, как базовых составляющих в профессионализме военнослужащего эффективно выполняющего задачи по защите Отечества в мирное время и в боевой обстановке.
Это вызвано тем, что наше государство перешло на новый политический режим, происходит приобретение новых ценностей, изменения менталитета и идеологии.
Сейчас стоит много вопросов о том, — какой быть нашей армии в будущем. Молодое поколение не видит в военной службе положительных сторон, не считает необходимым отдать свой долг, Родине отслужив в рядах ВСРФ, личные интересы превыше общественных. Картина складывается печальным образом еще и потому, что и офицерский состав особенно молодой не видит перспектив для службы. Весь ряд этих и других проблем усугубляет работу воспитательных органов, в том числе и офицеров по ОГП и информированию, заставляет искать новые пути, методы решения воспитания и перевоспитания в системе формирования профессиональных качеств у военнослужащих.
На основе того, что актуальность проблемы состоит в том, что на ОГП возложена основная задача по формированию у военнослужащих различных категорий, а также у гражданского персонала необходимых профессиональных качеств я поставил следующие цели и задачи:
Целью курсовой работы, является — обоснование необходимости и значимости ОГП в ВС РФ, как основной формы воспитания и формирования у военнослужащих профессиональных качеств требуемых для выполнения своих обязанностей в повседневной жизнедеятельности, в учебно-боевых занятиях, а также в ходе боевых действий.
Задачи курсовой работы состоят в следующем:
Дать характеристику профессиональным качествам военнослужащих
Раскрыть процесс формирования профессиональных качеств у военнослужащих.
Обосновать значимость и необходимость ОГП в ВС РФ, как основного элемента в формировании у военнослужащих профессиональных качеств.
Объектом исследования – являются профессиональные качества военнослужащих.
Предметом исследования — является роль и необходимость ОГП в процессе формирования профессиональных качеств у военнослужащих.
1 Характеристика и система формирования профессиональных качеств у военнослужащих.
Конец XXвека и начало XXIвека в военной области характеризуется нарастанием тенденций перехода к профессиональным Вооруженным Силам. Не случайно многие эксперты в военной области более двух десятков лет назад заговорили о надвигающемся крахе массовых армий. Основным аргументом в их системе доказательств выступает военно-технический фактор. Со стремительной быстротой развивающиеся военные технологии, новые образцы вооружений, обладающие разрушительной фантастической и поражающей силой, изменили роль человека на войне.
В настоящее время большое внимание уделяется «человеческому фактору», являющимся ядром профессиональных ВС. Чтобы рассмотреть и дать характеристику профессиональным качествам военнослужащего необходимо отметить, что они составляют фундамент профессиональной армии. Поэтому считаю необходимым поверхностно затронуть эту особеннoсть.
В последние годы, начиная с перестройки, в СССР и новой России стало модным для углубления аргументации в любой, в том числе военной, области ссылаться на зарубежный опыт.
С Указом Президента РФ № 722 от 16 мая 1996 года «О переходе к комплектованию должностей рядового и сержантского состава ВС и других войск РФ на профессиональной основе»1. Можно уверенно заявить, что с этого момента ВС РФ переходят на профессиональный уровень по «Американской» системе (набор «наемников» — контрактников) тем самым, создавая мощный, дееспособный блок или систему, которая должна обеспечить высокоэффективную и качественную безопасность государства.
Тем не менее, несмотря на то, что ВС РФ пошли по «протоптанной дороге» комплектования ВС США, наша армия не смогла достичь таких же уровней формирования войск по всем критериям. Это обусловлено рядом проблем, которые в свою очередь затормозили, а в некотором случае и поставили в тупик процесс системы комплектования ВС РФ.
Но дело еще и в том, что проблема перехода состоит не только в экономических, внутриполитических, духовно-культурных и других факторов, а также в том, что американцы не только не называют и никогда не называли свою армию профессиональной, но и не считают ее такой. Для этого достаточно ознакомиться с официальными документами правительства США и Пентагона. Ни в одном из них вы не встретите термина «профессиональная армия» применительно к американским ВС.
Что касается отказа США от воинской повинности с 1 июля 1973 года, то он назывался отнюдь не переходом к комплектованию армии США «на профессиональной основе» (как в указе президента России № 722), а переходом к комплектованию вооруженных сил на полностью добровольной основе. Поэтому с 1 июля 1973 года американская армия стала официально именоваться «Все добровольческими вооруженными силами». Вероятно «казус» ВС РФ связанный с проблемой «профессионализации армии» лежит именно в том, что нет точной, конкретной, регламентированной программы создания в РФ «Профессиональных ВС» в которой точно будут указаны действия военных органов по реформированию армии с учетом всех условий и факторов влияющих на преобразование структуры ВС.
Переходя к раскрытию профессиональных качеств необходимо дать основные определения:
Профессия1– ( от лат. – объявляю своим делом) род трудовой деятельности, требующей определенной подготовки и являющийся основным источником существования.
Профессионализм – совокупность знаний, умений в какой- либо сфере в ходе полученного образования.
Профессиональная армия – это высоко квалифицированная, технически оснащенная, высоко мобилизационная военная организация способная эффективно обеспечить военными методами безопасность государства от внешних угроз.
Профессиональные качества — совокупность определенных знаний, навыков, умений личности в различных сферах, и возможности качественно и эффективно реализовать свои способности в трудовой деятельности.
Профессиональные качества военнослужащего – совокупность боевых, морально-психологических, духовно-культурных, физических, технических способностей, знаний, навыков и умений, действия которых применяются военнослужащим для реализации обязанностей и функций в процессе воинской службы.
Так как профессиональные качества подразумевают в себе содержание профессионализма то, есть необходимость глубже ознакомиться с этим явлением.
Феномен профессионализма (военно-профессиональной компетентности) военнослужащего обусловленного действиями общих, особенных и единичных закономерностей военной службы. В данном случае военный профессионализм рассматривается как военно-профессиональное компетентность и является профессиональной подготовленностью и способностью военнослужащего к выполнению задач и обязанностей по занимаемым должности.
Сущность профессионализма выражается в сформированности комплекса качеств военнослужащего отвечающих требованиям воинского труда.
Содержание профессионализма военнослужащего определяется целями, задачами и характером воинского труда. В свою очередь воинский труд содержит отличительные особенности относительно военного профессионализма определяющегося своими целями, задачами и результатами.
Они заключаются в следующем: социальным заказом общества по обеспечению безопасности от внешних угроз и закрепляется в законах, воинских уставах и приказах определяющих боеготовность подразделения, морально-психологического состояния личного состава; в соответствии индивидуальным качествам и действиям военнослужащего в выполнении поставленных задач.
Содержание профессионализма по условиям:
*социально – правовая регламентация военной службы;
*экстремальность условий выполнения обязанностей;
*коллективный характер и непосредственное взаимодействие военнослужащих в процессе деятельности и общения.
Т.к. профессионализм подразумевает в себе совокупность знаний навыков и умений не обходимо указать их значимость.
Знания — это совокупность усвоенных сведений, понятий и представлений о предметах и явлениях объективной действительности1.
Если профессиональные качества рассматривать как мастерство, то оно предполагает глубокое усвоение большой суммы знаний.
Качественная характеристика знаний военнослужащих определяется:
глубиной знаний (насколько военнослужащий прочно усваивает сущность, закономерность сложных явлений).
гибкость знаний (отражает способность военнослужащего творчески использовать их меняющихся условиях).
прочность знаний (сохранение и устойчивость знаний в сложных условиях).--PAGE_BREAK--
Глубина гибкость и прочность знаний позволяет обеспечить их действенность, то есть воплощение в практических действиях.
Что касается навыков и умений, то они представляют собой действия военнослужащего применяемые им для реализации обязанностей и выступают исходными элементами целостной системы технологии ратного труда.
Физиологическую основу навыка составляет динамический стереотип-система условных рефлексов.
Динамическая сторона навыка зависит от методов обучения, которые, применяются в процессе его формирования.
Навыки различаются:
Сенсорные – работы органов чувств (например, определение на слух нормальной работы двигателя);
Интеллектуальные (умственные – выполнения умственных операций);
Двигательные – результат овладения движениями.
В результате автоматизации сознательных действий помимом навыков образуются и так называемые привычки — осознанная потребность в том или ином действии. Навыки предполагают лишь умение что-либо сделать, привычка же заключается в стремлении совершать действия.
Б.И. Хозиев (доктор психол. наук ВПА) доказал, что овладением определенных навыков приводит к повышению уровня профессионализма.
Также навыки и умения подразделяются по сложности:
начальные умения – т.е. первичное самостоятельное применение приобретенных знаний на практике.
простые навыки – т.е. не сложные приемы.
сложные навыки – усвоенные автоматизированные действия.
сложные умения — творческое применение знаний.
Т.о. мы видим, что с изначального периода до конечного идет сложный и поэтапный процесс развития личности в приобретении профессиональных качеств.
В военных науках выделяются четыре основных группы профессиональных качеств военнослужащих, не обходимых для выполнения ими функционально-профессионального предназначения (воинской службы)1:
Общие качества военного профессионала.
Морально боевые качества, необходимые для выполнения учебно- боевых задач.
Качества воинской специализации.
Служебно- должностные качества.
В первую группу профессиональных качеств входят:
٭ Патриотизм ٭Целеустремленность
٭Профессиональный кругозор ٭Упорство
٭Компетентность ٭Самообладание
٭Дисциплинированность ٭Физическая сила
٭Исполнительность ٭Чувство товарищества и др.
٭Организованность
Во вторую группу профессиональных качеств входят:
٭Активность ٭Выносливость
٭Коллективизм ٭Стрессоустойчивость
٭Мужество ٭Самоконтроль
٭Выдержанность ٭Уверенность в себе
٭Стойкость ٭Энергичность
٭Отвага ٭Смелость
٭Храбрость ٭Находчивость
٭Решительность
В третью группу профессиональных качеств входят:
٭Сосредоточенность ٭Работоспособность
٭Внимательность ٭Устойчивая память
٭Усидчивость ٭Профессиональное творчество
٭Терпение ٭Оперативная память
٭Уравновешенность ٭Профессиональный оптимизм
٭Хладнокровие ٭Преданность профессии
٭Наблюдательность
٭Точность
В четвертую группу профессиональных качеств входят:
٭Трудолюбие ٭Стремление к освоению профессии
٭Чувство долга ٭Актуальность и др.
٭Эрудиция
٭ Коммуникабельность
В то же время к этим профессиональным качествам военнослужащих есть необходимость добавить следующее группы качеств1:
Обще социальные
Психологические
Физические
Без наличия названных качеств, особенно обще социальных, военнослужащий не может обладать необходимым профессионализмом позволяющим качественно вы. Эти группы качеств в условиях воинской службы рассматриваются через призму функциональных действий военнослужащего.
Наличие каждых профессиональных качеств у военнослужащих определяются социальной структурой самой личности (см. приложение №1), которая в свою очередь зависит от диспозиционной системы (это система предрасположенности к определенному восприятию условий у воинской деятельности и к определенному поведению в этих условиях), которая содержит:
ценностные ориентации в сфере воинской деятельности.
обобщенные социальные установки по различным аспектам воинской деятельности.
ситуативные установки как предрасположенность к восприятию им поведению в конкретной военно-служебной ситуации1.
Приведенная классификация профессионально важных качеств военнослужащих, представляется нам оптимальной, поскольку: а) отражает основные служебно — должностные сферы воинской деятельности военнослужащих; б) отвечает специфики их профессиональной деятельности; в) соответствует концепции целостного процесса формирования и развития у военнослужащих профессионализма.
Структура военно-профессиональных значимых качеств как результата военно-профессиональной деятельности может рассматриваться через взаимосвязь между каждой группой качеств как целостная система профессиональной ориентации военнослужащих (см. приложение № 2).
Основными показателями сформированности профессиональных качеств у военнослужащих является:
устойчивость,
быстрота,
безошибочное выполнение действий,
качество выполняемых действий,
результативность.
Эти показатели позволяют оценить уровень профессионализма.
Примером тому можно привести 201мсд. При проверке учебно-боевых занятий на таджико-афганской границе в то время, когда НАТО ввели войска в Афганистан, подразделение капитана Олехина показало высокий уровень профессионализма при выполнении боевой задачи, и это, не смотря на то, что оно укомплектовано на 80%.1
Это говорит о том, что наличие профессиональных качеств у военнослужащих позволяет выполнить боевую задачу на высоком уровне.
Что касается формирования профессиональных качеств у военнослужащих то здесь необходимо учитывать:
профессионалами не рождаются, а становятся,
содержание и структура профессионализма зависит от того, кто и как на него оказывает воздействие,
какие качества будут заложены и в каких условиях,
какие цели преследуются.
Значительный вклад в формировании профессиональных качеств военнослужащих внес профессорский состав ВУМОРФ.
На пример. В 1993 году 14 октября состоялась научно-практическая конференция по теме: «Воспитательная работа в ВС: состояние и перспективы развития», на которой рассматривался ряд следующих проблем:
— «Военная профессионализация личности». Елбаев Ю.А.
«Актуальные вопросы воспитания личного состава ». Муцинов С.С.
«Проблема человека в создании новой системы воспитательной работы в ВС». Барабанщиков А.В.
Рассмотрев группы и характеристику профессиональных качеств военнослужащих можно сделать выводы.
Основную группу профессиональных качеств составляет личностно-психологические, морально-духовные показатели. Что говорит о том, что военнослужащий должен обладать не только физической силой и техническими навыками, но и высокими психологическими предрасположенностями. Способными обеспечить высокий моральный дух в ходе несения воинской службы, как в мирное время, так и в военное. продолжение
--PAGE_BREAK--
За весь период существования вооруженных сил накопился большой опыт в формировании профессиональных качеств у военнослужащих. Он заключается в обучении, воспитании военнослужащих, а также большой работы по различным сферам деятельности воинской службы.
Формирование профессиональных качеств у военнослужащих разбиваются по различным критериям:
по специфики деятельности военнослужащего;
по статусному положению;
по принадлежности к вооруженным силам;
по продолжительности службы и т.д.
Так же необходимо учитывать ряд и других факторов влияющих на формирование профессиональных качеств:
условия (создания общего комплекса для эффективности формирования);
систему процесса формирования (определенная программа периодичности формирования);
предрасположенность самих военнослужащих к приобретению профессиональных качеств.
Каждая группа профессиональных качеств военнослужащих подразумевает собой отдельную систему ее формирования. И заключает в себе определенную периодичность последовательных мер по созданию каждых качеств в отдельности.
Например, что бы создать хотя бы одну группу профессиональных качеств необходим ряд изучения военнослужащего в дополнении, каких качеств он нуждается для выполнения своих военно-служебных обязанностях. Здесь надо отметить, что существует целая программа психологических, педагогических мер выявления у военнослужащих способностей к тем или другим действиям.
Таким образом, выстраивается целая система формирования профессиональных качеств у военнослужащих различных категорий и разбивается по этапам:
выявления у военнослужащего предрасположенности к профессиональной пригодности (физические, логические и др.)
построение системы распределения военнослужащих по различным направлениям (имеется в виду распределение военнослужащих по способностям к определенной специальности в вооруженных силах);
поиск системы воспитания профессиональных качеств у военнослужащих по различным категориям.
4. введение первоначальных методов и способов формирования, а так же контроль за приобретением военнослужащими знаний (правильность восприятия)
5. корректирование и дальнейшее внедрение программы формирования профессиональных качеств.
6. анализ полученных результатов (в случае отрицательных результатов – поиск способов их устранения)
7. дальнейшее формирование профессиональных качеств (их усовершенствование)
Таким образом, раскрыв систему формирования профессиональных качеств у военнослужащих можно прийти к выводу, что это сложный процесс на который необходимо обращать пристальное внимание, потому что он подразумевает работу с личным составом различных категорий и на различных стадиях службы военнослужащих.
На мой взгляд необходимо усовершенствовать систему формирования профессиональных качеств у военнослужащих таким образом, чтобы она начинала действовать на молодежь допризывного возраста являющегося фундаментом будущих ВС РФ. Это необходимо сделать как можно быстрее, пока еще существуют офицерские кадры по воспитательной работе с огромным опытом, которые могут вложить и развить в молодом поколении азы «российского военного профессионализма» заключающегося в любви к Родине, верности воинской присяге, высокой исполнительности и т.д. Если выполнить даже такую
малость — обратив внимание на воспитание молодежи, то мы сможем создать достойную замену способную выполнить долг перед Родиной.
2 Роль ОГП в системе формирования профессиональных качеств у военнослужащих.
Значение и роль ОГП в системе формирования профессиональных качеств у военнослужащих в своей курсовой работе я раскрыл через призму взаимодействия воспитания с психологией и образования с педагогикой. Раскрытие проблемы таким подходом я обосновываю тем, что считаю эти критерии взаимосвязанными между собой и неразрывным звеном с ОГП в формировании профессиональных качеств у военнослужащих.
Как я уже указывал на глобальные изменения в Российском обществе в различных сферах, особенно в идеологии, менталитета и духовных ценностей.
По этому на современном этапе сложно и противоречиво идет процесс преобразования в ВС. Остро стоит проблема духовного возрождения армии.
С мая 1993 года в частях и подразделениях в ВС РФ проводятся занятия с личным составом различных категориях по ОГП.
С этого момента ОГП является предметом боевой (командирской) подготовки войск (сил) во всех видах учебно-боевой деятельности, средством поддержания высокого морально- психологического состояния личного состава, важнейшей формой воспитания военнослужащих и гражданского персонала ВС РФ.1
Предыстория нового вида подготовки личного состава такова. В ноябре 1991 года комиссия Министерства Обороны СССР по управлению военно-политических органов приняло решения о замене политического обучения военнослужащих гуманитарной подготовкой личного состава1. С этого времени идет поиск содержания, методики проведения ОГП в войсках. Выходит ряд приказов и директив Министерств Обороны РФ2.
Одновременно идет поиск наиболее верного названия данного вида подготовки. С сентября 1992 года она называется «общественно-гуманитарной подготовкой»3, а с мая 1993 года утверждается название – «общественно-государственная подготовка» личного состава ВС РФ4.
Исходя из выше сказанного, мы видим, что идет активный поиск содержания, форм, методов, название нового вида подготовки личного состава. И этот процесс идет сложно и противоречиво. Данная проблема волнует Главное управление по работе с личным составом Министерства обороны РФ: «Особенно беспокоит состояние ОГП., ее символический характер. Система политической подготовки разрушили, а ни чего нового создать, пока не удалось. Уровень занятий приближается к политинформации. Да и те не редко срываются. Многие командиры не понимают полного смысла и значения занятий по ОПГ».
Значение и роль ОГП в формировании профессиональных качеств у военнослужащих можно рассмотреть исходя из задач стоящих пред ОГП, которые в сою очередь делятся на две основополагающие группы: образования и воспитания (см. приложение № 3) мы видим, что они тесно связаны с задачами воспитательной работы (см. приложение № 4), которые указаны в концепции воспитания личного состава ВС РФ 1997года.
Но, тем не менее, военные педагоги и психологи различают и указывают существенную разницу между обучением и воспитанием.
Об этом еще говорил Драгомиров М.И.: «В зависимости от назначения солдата для боя занятия с ним представляет два главных отдела: 1) развитие в человеке зачатков долга, самоотвержения и самообладания, вложенных в него природой; 2) передачу ему разных материальных навыков делающих его более способным к защите и на несению вреда врагу. Первому отделу приличествует название воспитания, второму – обучение солдата. Излишне распространяться о том, который из них быть признан важнейшим: мы нисколько не сомневаемся в том, что из двух солдат — одного, проникнутого долгом, но кроме кулака и дубины ни чем действовать не умеющего, и другого, не проникнутого, — почтет, не колеблясь, первого последнему. Воспитание солдата должно быть поставлено выше обучения»1.
Следуя этой цитате необходимо дать определение и обучению и воспитанию.
Обучение (воинское) – это организованный и целенаправленный процесс передачи воинам и усвоения ими военных знаний, умений и навыков, необходимых для практической деятельности, а так же подготовки и слаживания воинских коллективов для ведения боевых действий. Обучение неразрывно связанно с воспитание воинов.
Воинское обучение основывается на соответствующих принципах, которые определяют деятельность командира по вооружению подчиненных знаниями, умениями и навыками (см. приложение № 5).
Воспитательной работе в Красной Армии уделялось огромное внимание. При формировании частей Красной Армии был веден институт комиссаров (Указан Президиума ВС СССР 16.07.1941года), которые занимались воспитанием личного состава всех категорий. Эта работа давала достаточно хорошие результаты, о чем свидетельствует высокий боевой дух армии в годы Великой Отечественной Войны. Молодежь считала за честь служить в рядах Красной Армии, а «красный» офицер был образован для подражания молодого поколения. Ярким примером тому стал подвиг мл. политрука В.Г. Клочкова-Диева. Газ., «Правда» 22.03.1942 писала: «В историю ВОВ, как одна из славных и почетных ее фигур войдет фигура политрука, с автоматом в руках, в маскировочном халате и каске, идущего впереди и увлекающего за собой бойцов к достижению возвышенной и благородной цели-разгрому германских фашистов и освобождению своего Отечества».
Советская армия унаследовала от Красной Армии систему воспитания молодых воинов так же, как и всю структуру органов по работе с личным составом.
Весьма высокое качество воспитательной работы в армии в немалой степени обеспечивалось и до армейской подготовкой молодежи.
Воспитательная работа имела целью формирования у бойцов следующих профессиональных качеств:
укрепление патриотизма, любви к отечеству.
повышение высокого морального духа.
образцовой дисциплины и беспрекословного подчинения командирам.
вера в свое оружие и поддержание высокой боевой готовности и т.д.
В современных Вооруженных Силах РФ была сохранена основа воспитательной работы Советской армии, но в связи с сокращением организационно- штатной структуры (где органы воспитательной работы в лице полит работников были удалены), был выявлен ряд проблем из-за чего пришлось строить новую систему воспитания. Этой системой воспитания стала ОГП.
В руководящих документах министра обороны РФ уточняются задачи, и конкретизируется повседневная организация ОГП. К настоящему времени уже сложилось некоторая ее система, хотя процесс развития продолжается.
Изучение личным составом оружия и боевой техники, способов ведения вооруженной борьбы, усвоение военно-специальных знаний и навыков неразрывно связаны с повышением уровня информированности военнослужащих, развитие их мировоззрения, освоением исторического опыта и воинских традиций, формированием высоких морально-психологических и боевых качеств, т.е. непосредственно с помощью ОГП.
В ходе занятий по ОГП с различными категориями военнослужащих основное внимание уделяется изучению отечественной истории, традиции армии и флота, проблем государственного и военного строительства, военной педагогики и психологии, действующего законодательство, достижений многонациональной культуры народов РФ, практики обучения и воспитания личного состава. продолжение
--PAGE_BREAK--
ОГП является обязательным предметом обучения личного состава ВС РФ и проводится во всех видах учебно-боевой деятельности войск. Она планируется на учебный год на основании типовых учебных планов для различных категорий личного состава, разрабатываемых ГУВР ВСРФ.
В последнее время применяется как наиболее качественное структура учебных планов, состоящее из трех разделов:
военно-исторического,
правового,
психолого-педагогического.
Эта структура учебных планов предполагает формирование профессиональных качеств у военнослужащих различных категорий и подразумевается через обучение и воспитание.
Здесь хочу отметить то, что через направленность учебных планов и происходит формирование основных групп профессиональных качеств ( см. раздел № 1)
Формирование профессиональных качеств у военнослужащих с помощью ОГП можно рассмотреть через формы его проведения информирования:
1 пассивное:
лекции, рассказ;
2 активное:
семинар, групповая беседа и т.д.
Данные формы отвечают за качество формирования профессиональных навыков, которые в свою очередь зависят от способностей офицера по ОГП в технике преподавания ( в роли преподавателя).
Так же не обходимо указать, что информирование личного состава — это деятельность командиров, органов военного управления и структур воспитательной работы, направленные на предоставление личному составу необходимым для жизнедеятельности социально-политических, военно-технических, правовых и других информаций.
Виды информирования:
оперативное информирование.
тематическое.
информирование в особых условиях (боевое).
военно-техническое.
Здесь надо отметить, что лекция и рассказ имеют ведущую роль в системе ОГП.
Они позволяют через доведения информации провести так называемую информационно-воспитательную работу. За счет информационно-воспитательной работы через способы доведения информации можно добиться положительных успехов в формировании тех или иных профессиональных качеств.
Информационно воспитательная работа является важным направлением воспитательной работы, особый вид деятельности командира, должностных лиц, органов воспитательной работы по формированию личного состава ВС РФ высокого морального духа, военно-профессиональных навыков развития морально психологических и боевых качеств посредством информирования.
Например, воздействовать в лекции или рассказе на личный состав различными способами:
Такими способами являются:
убеждение; — критика действий и поступков;
личным примером; — принуждение;
соревнование; — упражнение;
поощрение;
Хочу отметить, что способы станут эффективными в том случае, если офицер по ОГП будет мастерски использовать подход к личному составу с точки зрения психологии (воздействовать на психику человека).
Ярким примером тому, что эффективное воздействие на личный состав федеральных войск в Чечне повлияла жестокая и издевательская смерть лейтенантов Куриленко А., Гурбанова А., рядового Ермашева С. в плане мести и ярости к чеченским бандформированиям.
Так же необходимо учитывать особенности формирования профессиональных качеств у военнослужащих различных категорий:
1. Рядовой состав.
2. Сержантский состав.
3. Военнослужащие проходящие службу по контракту.
4. Прапорщики.
5. Женщины-военнослужащие.
6. Офицерский состав.
Условия эффективности ОГП:
информационно-разъяснительное обеспечение (усиление чувства патриотизма).
научно-теоретическое обеспечение (достоверная информация, научная база).
В настоящее время в Военном Университете Министерства Обороны РФ осуществляется подготовка высококвалифицированных офицеров по ОГП и информированию.
Создан большой и богатый опыт в формировании профессиональных качеств у военнослужащих. Например, такие работы как: а) «патриотическое сознание российских воинов: тенденции развития и формирования» Кочколда Г.А. б) «информационно-управленческие аспекты воспитания ВС РФ» Чертополох А.А. в) «формирование профессиональных качеств офицеров-воспитателей». Сидоров С.К.
Так же свой вклад в формирование профессиональных качеств военнослужащих в несли: Тахоб М.Н., Горячев А.И., Марченко Н.И., Угрюмов В.Н.
Особое внимание уделило проблеме кафедра военной психологии. Такие работы как в пропагандистского мастерства офицера-воспитателя (Бабичев П.Н.), психологии боевого дежурства (Андреев И.Т., Варваров В.И.). Так же свой вклад в несли: Платонов К.К., Юсов В.Т., Столяренко А.Н., и др.
Заключение.
Таким образом, подводя итог своей курсовой работы, хочу выразить основную мысль, что ОГП не только активно участвует в воспитательной работе, но и является основополагающим элементом формирования профессиональных качеств у военнослужащих на данный момент; и как сказал военный педагог Макаренко А.С.: «воспитывает каждый квадратный сантиметр нашей действительности».
Учитывая формы и методы ОГП можно твердо заявить, что новая система способна качественно и эффективно «произвести на свет» настоящих профессионалов- патриотов способных в любых условиях защитить Отечество, создать фундаментальный блок современных идеологических идей, ради которых стоит служить в ВС РФ.
Я считаю, что на данный момент подготовка в ВУ МО РФ офицеров по ОГП и информированию позволит создать хороший офицерский корпус воспитательной работы с личным составом.
Примеров тому является стремление подготавливающихся кадров (курсантов) к своей будущей специальности.
Список литературы.
Богданов К.В. На службе человека// Информационный бюллетень. Комитет по работе с личным составом МО РФ 1992. №2 с. 12.
Пронин С. Профессиональные качества – основа победоносности войск. Ориентир 2001г., №9 с. 32
Об организации воспитания личного состава ВС РФ. Приказ Министра обороны РФ №164 от 26.09.92г.
Об организации общественно-государственной подготовки личного состава ВС РФ: приказ Министра обороны РФ №250 от 08.09.1993г.
Методика организации и проведения общественно-государственной подготовки в полку (на корабле) ГУВР ВС РФ. М. – 2001г. с. 3.
За профессиональную армию/идеи Шарля де Голля и их развитие в XX веке. Российский военный сборник выпуск 14. ВУ – 1998г. с. 532.
Советский энциклопедический словарь. М., 1985г. с. 1069.
Барабанщиков А.В. Психология и педагогика высшей военной школы. М., 1989г. с. 100-101.
Рыков С.Л. Профессиональное воспитание военнослужащих – женщин: теория и практика. М. ВУ. 2002г. с. 137.
Пилипонский А.Г., Примаков В.Л. Социализация личности и её особенности в условиях воинской службы. М. ВУ. 1998г. с. 37.
Скок А.С., Яшин А.А. Военная социология/альбом схем. М. ВУ. 1997г. с. 23.
Комиссия по управлению военно-политических органов//Красная звезда. 1991г., 7 ноября.
Приложение №1
СОЦИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА ЛИЧНОСТИ ВОЕННОСЛУЖАЩЕГО
память
культура
информация
ценности
продолжение
--PAGE_BREAK--
знания
нормы
убеждение
потребности
интересы
деятельность
Приложение №2
Процесс военно-профессиональной ориентации
Структура военно-профессиональных значимых качеств как результат военно-профессиональной ориентации.
1. Профессионально-значимые качества в сфере общественных отношений-направленность личности.
2.Профессионально значимые качества, зависящие преимущественно от обучения, социальног опыта.
подготовленность
предрасположенность
3.Профессионально значимые качества в сфере психологических ипсихомоторных процессов.
4. Физические качества
Приложение №3
Основные задачи
А) В области обучения личного состава:
вооружать военнослужащих знаниями об истории Отечества, о традициях его вооруженной защиты, актуальных проблемгосударственного и военного строительства, о правовых нормах и морально-психологических основах военно-служебных отношениях;
формировать у военнослужащих умения и навыки анализа и оценки событий военной истории, международной жизни и российской деятельности, причин и характера воин и вооруженных конфликтов. Умение аргументировано защищать и отстаивать позиции и интересы российского государства, его Вооруженных Сил;
совершенствовать психолого-педагогические и правовые знания, навыки и умения командиров (начальников), необходимые в практической деятельности по руководству воинскими коллективами.
Б) В области воспитания военнослужащих:
формировать у личного состава государственно-патриотическое сознание, чувства любви и верности своему Отечеству, его национальным, культурным и духовным ценностям на основе лучших образцов героической истории России, боевых традиций ее вооруженных защитников;
воспитывать у военнослужащих уважение к Конституции и законам РФ, сознательные отношения к исполнению воинского долга, требований военной присяги и общевоинских уставов, приказов командиров и начальников, личную ответственность за поддержание высокой боевой готовности и крепкой дисциплины, выполнение поставленных задач;
развивать у воинов стремление к добросовестному освоению воинских специальностей, качественному выполнению учебно-боевых задачь, повышению профессионального мастерства, формировать моорально-психологическую готовность к решительным действиям в боевой обстановки;
формировать у командиров осознанную потребность в совершенствовании знаний, навыков, умений организации и проведения воспитательной работы с подчиненными;
Условиями успешного решения всей совокупности поставленных целей и задач является их умелая реализация в ходе каждого занятия, продуманное планирование и четкая организация функционирования всех звеньев системы ОГП. При этом важно, чтобы полученные знания становились основой для самооценки каждым военнослужащим своей жизненной позиции понимания смысла воинской службы, своей личной причастности и готовности к защите Отечества.
Приложение №4
К основным задачам обучения относятся:
учить солдат тому, что необходимо на войне;
организовать обучение на основе передовых педагогических знаний;
добиватся сознательности и активности обучаемых в процессе обучения;
проявлять заботу о наглядности обучения;
обеспечивать его системность и последовательность;
строить обучение так, чтобы излагаемый материал был доступен для понимания каждым подчиненным;
добиться от обучаемых прочных знаний, умений и навыков;
использовать как коллективный, так и индивидуальный подход в обучении.
Приложение №5
Стадии обучения:
Сообщение знаний (первоначальное усвоение)
Усвоение знаний, навыков, профессиональных позиций
Применение (подготовленность и готовность компетентно выполнять функциональные обязанности)
Цель обучения:
Формирование знаний, навыков, профессиональных позиций, психологических особенностей необходимых для выполнения служебных обязанностей.
Конечный результат обучения.
Сформированные военно-профессиональные качества в выполнении обязанностей воинской службы. Роль обучения в формировании профессиональных качеств