Министерство общего и профессионального образования
Российской Федерации
Хабаровский государственный педагогическийуниверситет.
Военная кафедра
КУРСОВАЯ РАБОТА
«Ориентирование по карте в движении»
Выполнил: Копцев Д.А.
Руководитель:
г. Хабаровск 2001 г.
План
TOC o «1-4» ВВЕДЕНИЕ… PAGEREF_Toc531885111 h 3
1. СУЩНОСТЬ ОРИЕНТИРОВАНИЯ… PAGEREF_Toc531885112 h 5
2. ПОДГОТОВКА К ОРИЕНТИРОВАНИЮ… PAGEREF_Toc531885113 h 8
2.1 Изучение местности по карте… PAGEREF_Toc531885114 h 8
2.2 Определение масштаба карты… PAGEREF_Toc531885115 h 10
3. ОРИЕНТИРОВАНИЕ В ПУТИ… PAGEREF_Toc531885116 h 12
3.1 Движение по азимутам… PAGEREF_Toc531885117 h 14
3.1.1 Подготовка данных длядвижения по азимутам… PAGEREF_Toc531885118 h 14
3.1.2 Движение по азимутам… PAGEREF_Toc531885119 h 17
3.1.3 Обход препятствий… PAGEREF_Toc531885120 h 19
3.1.4 Нахождение обратного пути… PAGEREF_Toc531885121 h 20
3.1.5 Точность движения по азимутам… PAGEREF_Toc531885122 h 21
4. ОСОБЕННОСТИ ОРИЕНТИРОВАНИЯ ПРИДВИЖЕНИИ В РАЗЛИЧНЫХ УСЛОВИЯХ… PAGEREF_Toc531885123 h 23
5. ВОССТАНОВЛЕНИЕ ПОТЕРЯННОЙОРИЕНТИРОВКИ… PAGEREF_Toc531885124 h 27
ПРИЛОЖЕНИЕ 1.… PAGEREF_Toc531885125 h 29
ВВЕДЕНИЕ
Местность — один из основных ипостоянно действующих факторов боевой обстановки, существенно влияющий набоевую деятельность войск. Особенности местности, оказывающие влияние на организацию,ведение боя и применение боевой техники, называются ее тактическимисвойствами. К основным из них относятся ее проходимость и условияориентирования, маскировочные и защитные свойства, условия наблюдения и веденияогня.
При выполнении боевых задач — каждый военнослужащийдолжен уметь быстро и правильно сориентироваться на местности, изучить ее и оценивать ее тактические свойства.
Этому учит военная топография, предметом которой являютсяспособы изучения и оценки местности, ориентирования на ней и производства полевыхизмерений при подготовке и ведении боевых действий.
Важнейшим источником получения информации о топографическихэлементах местности - их взаимном положении, координатах,размерах, очертаниях и других количественных и качественных показателях — служат топографические карты.
Наряду с использованием карт и аэроснимков местность изучаетсятакже путем непосредственного ее осмотра и выполнения полевых измерений. Чащевсего такие измерения приходится делать при ориентировании, определении местоположенияцелей и других объектов, ведении огня и т. п.
Все офицеры, изучив курс военной топографии, обязаны хорошознать свойства карт и аэроснимков и уметь:
-
-
-
-
В ходе выполнения данной курсовой работы автор совершенствуетсвои знания о работе с картой на местности, в частности, ориентировании в движении.
1. СУЩНОСТЬ ОРИЕНТИРОВАНИЯ
Ориентироваться на местности в боевых условиях – этозначит определить свое местоположение и нужное направление движения илидействий относительно сторон горизонта, окружающих объектов местности,расположения своих войск и войск противника. Сущность ориентирования составляеттри основных элемента:
-
-
-
Важнейшая задача ориентирования — нахождение и выдерживаниезаданного направления движения в любых условиях обстановки: в ходе боя, в разведке,при совершении марша.
Все действия командира подразделения неизбежно связаны сориентированием на местности. Без ориентирования немыслимы постановка боевыхзадач подразделениям и огневым средствам, целеуказание, нанесение на картурезультатов разведки противника и местности и управление подразделениями входе боя.
Умение быстро и безошибочно ориентироваться на местности влюбых условиях является одним из важнейших элементов полевой выучки офицеров.Ориентирование на местности не эпизодическое мероприятие в работе командира.Оно должно осуществляться систематически самим командиром и личным составомподразделения под его руководством, как при подготовке, так и в ходе выполнениябоевой задачи.
В основе ориентирования лежит умение выбирать на местностиориентиры и использовать их как маяки, указывающие нужные направления, пункты ирубежи.
Изучение и запоминание незнакомого участка местности следуетвсегда начинать с выбора трех-четырех наиболее приметных ориентиров. Надохорошо запомнить их внешний вид и взаимное положение, чтобы в дальнейшем можнобыло по ним в любом пункте опознать местность и определить свое местоположение.При передвижении ориентиры выбирают по направлению пути, последовательнонамечая их по мере выхода в новые районы.
Ориентироваться на местности можно различными способами.Командиры подразделений ориентируются преимущественно по карте. По ней ониопределяют свое местонахождение, опознают окружающие местные предметы и элементырельефа и устанавливают местоположение наблюдаемых целей и других объектов.Солдатам и сержантам ориентироваться приходится главным образом по ориентирами с помощью компаса. Для выхода в нужный пункт командир указывает им азимутнаправления движения и ориентиры по маршруту движения. Эти данные командирподразделения готовит обычно по карте.
Для ориентирования на местности, бедной ориентирами, в крупныхнаселенных пунктах и в районах, где произошли существенные измененияместности, выгодно использовать аэроснимки. Подробное изображение нааэроснимках очертаний местных предметов и мелких деталей, не помещаемых накарте, и другие особенности, свойственные фотографическому изображению, позволяютв большинстве случаев точно определять на них свое местоположение и наблюдаемыхобъектов, выбирать ориентиры на пути движения и контролировать правильностьвыдерживания намеченного маршрута.
Для надежного и точного ориентирования в любых условиях местностии погоды — в лесу, пустыне, при плохой видимости - на вооружении многих боевых машин имеетсяспециальная так называемая навигационная аппаратура. Она позволяет в любоймомент знать координаты местонахождения машины и дирекционный угол направления движения.
Для того чтобы безошибочно определять свое местоположениеи положение наблюдаемых объектов и правильно осуществлять целеуказание,необходимо уметь определять на местности расстояния до объектов и направленияна них.
2. ПОДГОТОВКА КОРИЕНТИРОВАНИЮ
Подготовка к ориентированию включает в зависимости от обстановкиполностью или частично следующие мероприятия:
-
-
-
-
Маршрут движения и прилегающая к нему полоса местности изучаютсяпо карте с привлечением по возможности всех других имеющихся материалов (аэроснимков,разведывательных данных и пр.). 2.1 Изучение местности покарте
Изучая маршрут, надо уяснить характеристику дорог иособенности местности, по которой он пролегает, установить наличие и характермостов, придорожных сооружений и других объектов местности, являющихсяориентирами. Особенно внимательно должны быть изучены участки в местахповоротов маршрута, на перекрестках и развилках дорог, а также при въездах внаселенные пункты и выездах из них.
Для того чтобы маршрут движения четко выделялся на карте,его поднимают и выделяют объекты местности, легко опознаваемые в условияхпредстоящего движения (объекты гидрографии, переезды через железные дороги, отдельныестроения и т. п.). В районах, бедных ориентирами, а также при значительныхизменениях местности по сравнению с картой контролировать правильностьдвижения часто помогает рельеф. Даже относительно небольшие подъемы и спускиможно легко заметить как днем, так и ночью. Поэтому элементы рельефа, которыеможно использовать для ориентирования, целесообразно поднять на картеутолщением или оттенением горизонталей.
Маршрут на карте разбивается на участки длиной 5 или 10 кми его протяженность подписывается нарастающим итогом. При этом учитываетсякоэффициент перехода от линий, измеренных по карте, к действительным их размерам.
Например, если коэффициент, определенный по таблице Приложения1, равен 1.10, то для того, чтобы накарте масштаба 1:100000 разбить маршрут на 10-километровые участки, откладываютотрезки по 9 см.
При подготовке к движению в лесу, в пустынной местности ив других условиях, неблагоприятных для ориентирования, определяют иподписывают на карте магнитные азимуты направлений движения, чтобы можно было,если потребуется, быстро перейти к ориентированию в пути по компасу. Магнитныеазимуты направлений движения определяются и подписываются на картах также в техместах, где легко сбиться с намеченного маршрута из-за большого количествавстречающихся по пути перекрестков и развилок дорог.
Когда имеется достаточно времени, наиболее важные особенностимаршрута следует запомнить: основное направление пути относительно сторонгоризонта, надежные ориентиры на маршруте (крупные населенные пункты, реки, переездычерез железные дороги и т. п.) и характер ориентиров у развилок дорог, гдеизменяется направление движения. Знание на память маршрутов движения особенноважно для командиров подразделений, выделенных в разведку или в состав воздушногодесанта. 2.2 Определение масштаба карты
Масштаб карты — одна из важнейших ее характеристик. Он определяетстепень уменьшения линий на карте относительно горизонтальных проложений соответствующихим линий на местности.
Масштаб указан на каждом листе карты под южной (нижней) сторонойрамки в числовом (численный масштаб) и графическом (линейный масштаб) виде(Рисунок 1).
1:50 000
в 1 сантиметра 500 метров
Рисунок 1. Обозначениемасштаба на карте.
Численный масштаб в общем виде, т. е. безотносительно ккакой-либо определенной системе линейных мер, обозначается на картах в видеотношения 1: М, где М — число, указывающее, во сколько раз уменьшены длинылиний на местности при изображении их на карте. Так, масштаб 1:50000 означает,что любой единице длины на карте соответствует 50000 таких же единиц на местности.
Для практического использования при измерениях по карте численныймасштаб, кроме того, представляют именованным числом, указывая непосредственновеличину масштаба, т. е. расстояние на местности, соответствующее
1 см карты. Так, для 1:50 000 картывеличина масштаба равна 500 м.
Отсюда следует, что длина линии на местности равна произведениювеличины масштаба на длину отрезка (k), измеренную на карте в сантиметрах. Например,отрезку 3,95 см на карте масштаба 1:100 000 соответствует на местности расстояниеd==1 км Х 3,95 = 3,95 км.
3. ОРИЕНТИРОВАНИЕ В ПУТИ
Непременным условием правильности выдерживания направлениядвижения является непрерывность ориентирования, т. е. постоянное знание своегоместонахождения на маршруте относительно ближайшего выбранного ориентира и конечногопункта движения. На поле боя это осуществляется по ориентирам, указаннымнепосредственно на местности и заранее хорошо изученным. При совершении жемарша на незнакомой местности маршрут выдерживают преимущественно по карте.Для этого во время движения следят за ориентирами, расположенными вдоль маршрута,и периодически — за показаниями спидометра. По этим данным фиксируют на картесвое продвижение.
Начиная движение по маршруту, на исходной точке записываютпоказание спидометра и время начала движения, сличают карту с местностью иопределяют направление пути. Во время движения, к карте обязательно обращаютсяпри подходе к перекрестку или развилке дорог. За 200 — 400 м до поворота маршрутанеобходимо указать водителю место предстоящего поворота и направлениедальнейшего движения, например: «На опушке леса поворот направо по грунтовойдороге».
Если на местности намеченного ориентира не окажется, тоследует установить свое местоположение по другим местным предметам и деталям рельефа, обозначенным на карте, и,лишь убедившись в правильности движения, продолжать путь.
Особенно внимательно надо сличать карту с местностью в местах,вызывающих сомнение в правильности ориентирования: при движении по населенномупункту и выходе из него, на перекрестках и развилках дорог и т. п.
В таких случаях правильное направление движенияустанавливают с помощью компаса, пользуясь магнитными азимутами, записанными накарте при подготовке к движению.
Наибольшие трудности в выдерживании заданного маршрута возникаютпри обходе зон пожаров, завалов, затопления и участков заражения. В этихслучаях необходимо, прежде всего, возможно точнее определить свое местоположениена карте и записать показание спидометра. Затем, изучив характер местности,наметить путь обхода препятствия и поднять на карте ориентиры, которыевстретятся на этом пути, В условиях ограниченной видимости обходитьпрепятствия целесообразно по просекам, вдоль рек, линий электропередач и подругим линейным ориентирам. При движении на местности, бедной ориентирами,когда на машине имеется гирополукомпас, путь обхода недоступных зон выгоднонаносить на карту, определяя для этого азимут направления каждого колена путипо гирополукомпасу, а его длину — по спидометру.
При движении по шоссейным дорогам для ориентирования можнопользоваться путевыми дорожными знаками (указателями наименований пунктов ирасстояний до населенных пунктов, перевалов и пр., маршрутными марками,указывающими номера дорог, километровыми столбами). Однако в боевых условияхэто надо делать весьма осторожно: противник может переставить их или заменитьдругими указателями с ложными надписями.
К наблюдению за ориентирами в пути, особенно при движенияночью, нужно привлечь водителя и членов экипажа. Для этого, если позволяет обстановка,перед началом движения их надо ознакомить с маршрутом и намеченнымиориентирами, особенно с теми, по достижении которых должно меняться направлениедвижения. Это облегчит командиру подразделения выдерживание намеченногомаршрута движения.3.1 Движение по азимутам
Движение, в процессе которого выдерживание направленияпути и точный выход в намеченный пункт производятся с" помощью компаса(гирополукомпаса) и промера пройденного расстояния, называется движением поазимутам.
Движение по азимутам применяется в лесу, пустыне, степи ив других районах, бедных ориентирами, а также при действии вне дорог ночью и вусловиях плохой видимости, когда сличение карты с местностью не обеспечиваетуверенный выход в заданный пункт. К движению по азимутам прибегают также командирымелких подразделений и групп при отсутствии у них карты.
Данные, необходимые для движения по азимутам, готовятся покарте или аэроснимку.3.1.1 Подготовка данных для движения по азимутам
Подготовка данных для движения по азимутам включает: выбормаршрута и ориентиров вдоль него, определение магнитные азимутов и расстоянийпо каждому участку пути — от одного поворота (ориентира) до другого — и оформлениеэтих данных так, чтобы ими было удобно пользоваться в пути.
Начертание маршрута и количество выбираемых на нем ориентировзависят от характера местности, задачи и условий предстоящего движения.Главное требование к маршруту состоит в том, чтобы он обеспечивал быстрый, а вбоевых условиях и скрытый выход в назначенный район. Поэтому желательно, чтобыон проходил по участкам, удобным для движения, был укрытым от наземного ивоздушного наблюдения противника и имел достаточное количество ориентиров дляконтроля правильности движения.
Если позволяет местность, то точки поворотов маршрута следуетвыбирать у таких ориентиров, на которые можно уверенно выйти даже в том случае,когда направление движения выдерживается недостаточно точно. Такимиориентирами могут быть точки пересечения линейных объектов или характерные детали площадных объектов, находящихсяпоблизости от прямой, соединяющей исходную и конечную точки маршрутов(пересечение просеки с электролинией, стык дорог, выступ поляны и т. д.).
Направление движения по компасу (гирополукомпасу) не можетбыть выдержано безошибочно, а иногда даже при незначительном отклонении от нужногонаправления движения можно пройти мимо ориентира и не заметить его. Чтобы этоне, случилось, в ряде случаев целесообразно выходить не сразу на ориентир, асперва на заранее выбранную промежуточную точку, находящуюся поблизости, а отнее уже к ориентиру.
Проиллюстрируем это на примере (рисунок 2). Если научастке пути от стыка дорог (точка А) до дома лесника в качестве поворотнойточки маршрута- выбрать угол поляны (точка 5), то при отклонении в процесседвижения влево имеется опасность пройти мимо нее. Поэтому в данном случаецелесообразно в качестве поворотной точки маршрута выбрать промежуточную точкуС, находящуюся на границе поляны, ближе к ее середине, на расстоянии длины АВ. Движение от точки А до точки С будет осуществляться поазимуту, от точки С до точки В — погранице поляны, а от точки В до домалесника — вновь по азимуту. Путь при этом удлиняется незначительно, но затообеспечивается более уверенное выдерживание маршрута.
Рисунок 2. Выборпромежуточной точки для уверенного выхода к ориентиру
Выбранные ориентиры поднимают на карте (обводя их кружками)и соединяют прямыми линиями. Те линии, которые не пересекают ни одной вертикальнойлинии координатной сетки, выгодно сразу же продолжить до пересечения сближайшей из них, с тем чтобы в дальнейшем удобнее было измерять дирекционныеуглы. Для каждого участка маршрута измеряют по карте дирекционный уголнаправления движения и переводят его в магнитный азимут. После этого измеряютрасстояние между выбранными ориентирами. Если движение будет совершаться пешимпорядком, метры переводят в пары шагов или подсчитывают бремя, необходимое дляпрохождения каждого участка (например, при движении на лыжах).
Магнитные азимуты и расстояния записывают на карте противсоответствующего участка пути.
В том случае, когда карты в пути не будет, составляютсхему маршрута. Для этого на карту накладывают восковку или лист писчей бумагии на них простым карандашом копируют линию маршрута и ориентиры, находящиеся напути движения и по сторонам. На схеме подписывают магнитный азимут направлениякаждого колена пути и его длину и наносят направление магнитного меридиана.
На коротких и несложных для ориентирования маршрутах, а такжев учебных целях вместо схемы можно составить таблицу.3.1.2 Движение по азимутам
При движении по азимутам на каждой поворотной точке маршрута,начиная с исходной, находят на местности по компасу нужное направление пути идвигаются по нему, измеряя пройденное расстояние шагами, а при движении намашине — с помощью спидометра. Для того чтобы точнее выдержать это направление,выбирают на нем какой-либо вспомогательный ориентир. Достигнув его, намечаютследующий промежуточный ориентир и продолжают движение к нему. На поворотнойточке эти действия повторяют. И так до конца маршрута. В качествевспомогательного ориентира ночью можно использовать какое-либо небесноесветило. При этом надо иметь в виду, что оно перемещается по небесному своду, иесли не учитывать этого и не проверять по компасу через каждые 10 — 15 минправильность движения, то можно значительно уклониться в сторону.
При движении по открытой, но бедной ориентирами местности- направление можно выдерживать по створу. Для этого, наметив по компасу вначале движения направление пути и передвигаясь по нему, оставляют позади себячерез известные промежутки какие-нибудь створные знаки (забитый в землю кол,веху) и затем, оглядываясь на эти знаки, следят, чтобы направление движения неуклонялось от створной линии. При движении по мягкому грунту и снежному полюстворные знаки может заменить след собственного движения (следы гусениц иликолес машины, лыжня).
При наличии карты правильность выдерживания маршрута движенияпо азимутам на участках между его поворотными точками даже в закрытой илибедной ориентирами местности можно хоть изредка контролировать по характерурельефа и встречающимся на пути местным предметам. Поэтому при движении по азимутам,особенно на большое расстояние, надо обязательно пользоваться картой.
Если подразделение двигается по азимутам пешимпорядком, то целесообразно одного изсолдат назначить направляющим (азимутчиком) с задачей правильно выдерживатьнаправление движения по компасу, и одного-двух солдат для измерения шагамипройденного расстояния.
При вождении машины по гирополукомпасу вначале определяютдирекционный угол или магнитный азимут продольной оси машины. Это может бытьсделано по дирекционному углу направления на ориентир, видимый с точкистояния, или по компасу.
Для определения дирекционного угла продольной оси машиныее устанавливают на точку, с которой виден какой-либо удаленный ориентир,обозначенный на карте. С помощью башенного угломера или прицела совмещают продольнуюось машины с направлением на этот ориентир. Дирекционный угол направления наориентир определяют по карте и устанавливают на шкале гирополукомпаса. Вместонаправления на ориентир можно использовать какую-либо линию местности (прямолинейныйучасток дороги, просеку, линию электропередачи и пр.).
Для определения магнитного азимута продольной оси машиныпо компасу отходят от нее вперед или назад на 50 — 60 м и измеряют компасомазимут направления вдоль одного борта машины, а затем вдоль другого и из двух результатовберут среднее.
После того как на шкале гирополукомпаса установили дирекционныйугол (магнитный азимут) продольной оси машины, ее разворачивают так, чтобы уиндекса шкалы установился отсчет, равный дирекционному углу (магнитномуазимуту) направления на первую поворотную точку, освобождают арретир и начинаютдвижение. Машину ведут так, чтобы на протяжении всего участка пути доследующего ориентира сохранялся отсчет у индекса, соответствующий установленномукурсу. Дойдя до поворота и убедившись в правильности движения, машинуразворачивают так, чтобы против индекса встал отсчет, равный дирекционному углуочередного участка маршрута, и двигаются по этому направлению.
Для контроля и уточнения показаний гирополукомпаса в процесседвижения используют обозначенные на карте линейные ориентиры. При отсутствиитакой возможности через каждые 1,5 — 2 ч движения в одной из поворотных точекдирекционный угол продольной оси машины определяют теми же способами, что и наисходной точке.3.1.3 Обходпрепятствий
Если при движении по азимуту на открытой местности встретитсязначительное препятствие, то поступают следующим образом. На противоположнойстороне препятствия в направлении движения замечают какой-либо ориентир, наглаз определяют до него расстояние и прибавляют его к длине пройденного пути.После этого, обойдя препятствие, подходят к выбранному ориентиру и, определивпо компасу (гирополукомпасу) направление прерванного пути, продолжают движение.
На закрытойместности или в условиях ограниченной видимости обход препятствий можносовершать по компасу следующим образом (рисунок 3):
- дойдя до препятствия (точка 7), замечаютотсчет спидометра, определяют по компасу азимут нового направления движениявдоль препятствия вправо или влево и продолжают движение по этому азимуту,измеряя расстояние до края препятствия (точка 2);
- в точке 2,записав пройденное расстояние между точками 1и 2 и определив.направление по первоначальному азимуту, делают поворот идвижутся на точку 3, (конец препятствия), также измеряя расстояние;
- придя в точку 3, движутся влево (вправо)- по обратному азимуту направления 1 — 2 до тех пор, пока не будет пройденпуть, равный расстоянию между точками 1и 2, до точки 4;
- в точке 4, определив направление попервоначальному азимуту, продолжают движение по нему, прибавив к пройденномудо препятствия расстоянию длину отрезка 2- 3 (ширину препятствия).
Рисунок 3. Обход препятствия.3.1.4 Нахождение обратного пути
В ряде случаев бывает необходимо, выйдя в намеченныйпункт, вернуться обратно по тому же пути. Чтобы легче найти обратный путь, надостараться запоминать важнейшие особенности местности по маршруту, особенно вместах его поворота, на развилках дорог, и направления обхода встречающихся препятствий.Полезно также по ходу движения оставлять какие-либо знаки на деревьях идорогах. В том случае, когда движение совершается по азимутам, при возвращениипо маршруту надо прямые азимуты перевести в обратные.3.1.5 Точность движения по азимутам
Точность движения по азимутам зависит от ошибок измеренияпройденного расстояния и ошибок выдерживания заданного направления. Источникиэтих ошибок весьма разнообразны.
При измерении расстояний ими являются: уклонения всторону от прямолинейного направления при обходе препятствий, встречающихся напути, недостаточно точный учет влияния рельефа, погрешности в показанияхспидометра (при пешем движении неточновыверенная длина шага) и др. Как показываетпрактика, расстояние, измеренное до ориентира на местности, как с помощьюспидометра, так и шагами, в большинстве случаев больше расстояния, измеренногопо карте. Ошибка измерения расстояния при движении по азимутам составляет в среднем2 — 3% пройденного пути.
В закрытой местности на точность движения по азимутам основноевлияние оказывает неточность выдерживания направления. Даже при самых благоприятныхусловиях невозможно точно установить на местности заданное направление:неизбежна ошибка отсчета по компасу (гирополукомпасу) и определения дирекционногоугла (азимута) продольной оси машины. Ошибка в 1° вызывает боковое смещениеоколо 20 м на каждый километр пройденного расстояния.
Если ошибку ориентирования по компасу считать равной 5°,то боковое смещение в пути составит около 100 м на каждый километр расстояния.Поэтому если, пройдя положенное расстояние, не встретят указанный ориентир, тоего следует искать поблизости в пределах окружности, радиус которой равен примерно пройденногорасстояния.
4. ОСОБЕННОСТИОРИЕНТИРОВАНИЯ ПРИ ДВИЖЕНИИ В РАЗЛИЧНЫХ УСЛОВИЯХ
В крупном населенном пункте основная задача выдерживаниямаршрута состоит в том, чтобы безошибочно и быстро выйти на дорогу, по которойпроходит дальнейший путь движения. Потеря ориентировки в городе ведет к образованиюпробок, а в ряде случаев, к необходимости разворота колонны машин на узкихулицах для следования в обратном направлении, на что требуется значительноевремя.
Маршрут движения через крупный населенный пункт обычно намечаютпо главным и магистральным улицам. Такие улицы четко выделяются на карте всехмасштабов, а их продолжением часто бывают шоссейные дороги, подходящие кгороду. Количество поворотов маршрута должно быть по возможности минимальными выбирают их в таких местах, где имеются легко опознаваемые ориентиры; мосты,путепроводы, переезды через железные дороги, стадионы и т. п.
Выбор маршрута движения по населенному пункту и его выдерживаниезначительно облегчается при использовании плана (фотоплана, фотосхемы) города.На таких планах с большой подробностью отображаются все особенности планировкинаселенных пунктов и имеющиеся в них ориентиры.
При движении через населенный пункт непрерывно контролируютправильность выдерживания намеченного маршрута, подсчитывая число пройденныхкварталов. Места поворотов маршрута надо определять заранее и предупреждать оних водителя.
В лесистой местности выдерживание маршрута, проходящегопо грунтовым дорогам и просекам, требует умения безошибочно распознавать наместности те из них, по которым проходит путь, выбранный по карте. При этомследует учитывать, что лесные дороги часто бывают малонаезжены и трудноразличимына местности, а часть их может быть вообще не показана на картах. Вместе с темможно встретить не обозначенные на карте хорошо наезженные временные дороги,служащие для вывоза леса и сена.
В качестве ориентиров в лесу обычно используют: просеки,перекрестки, и развилки дорог, мосты, реки и ручьи, пересекающие маршрут,поляны, вырубки, границы молодых посадок и лесных питомников, резко выраженные формыи детали рельефа (овраги, лощины, высоты).
Просеки прорубаются во взаимно перпендикулярных направлениях,как правило, с севера на юг и с востока на запад. В пересечении просек между собой,с дорогами и реками устанавливаются квартальные столбы, на гранях которыхподписываются номера кварталов. В России и странах бывшего СССР нумерация кварталов производится впределах лесничества с северо-запада рядами в направлении к юго-востоку. Номеракварталов подписываются на картах масштаба 1: 25000 — 1: 100000.
Особенности ориентирования в пустыне и степи определяютсямалой обжитостью, бездорожьем, однообразием пустынно-степных пространств с ихмаловыразительными формами рельефа и очень небольшим количеством местныхпредметов, которые можно использовать в качестве ориентиров, пылеватостьюгрунтов, которая резко ухудшает видимость. В качестве ориентиров в пустынеиспользуют дороги и караванные пути, курганы и другие элементы рельефа, выделяющиесяпо своим размерам или форме, колодцы, русла высохших рек, оазисы и сооружения,связанные с религиозными культами (мазары, курганы, обо и др.).
Выдерживание направления при движении вне дорог в пустынно-степнойместности осуществляется главным образом по компасу, небесным светилам иудаленным ориентирам, а также по различным местным признакам, в частности понаправлению господствующих ветров и по связанным с этим расположению и формедюн. Для обозначения направления наступления в пустыне применяют постановкусветовых ориентиров и створов.
Наиболее уверенно и точно выдержать заданный маршрут в пустыннойместности можно с помощью навигационной аппаратуры.
На местности, подвергшейся значительным разрушениям, создаютсясложные условия для выдерживания намеченного маршрута. Это объясняется нетолько тем, что трудно воспользоваться ориентирами, так как карта не соответствуетдействительному состоянию местности, но и тем, что в районах массовыхразрушений часто приходится сходить с намеченного маршрута для обхода зонзавалов, затоплений и поиска мест преодоления рек, глубоких лощин и другихестественных препятствий, так как значительная часть мостов, путепроводов,дамб, тоннелей будет уничтожена. Помимо того, в этих районах войсками прокладываютсяновые дороги и колонные пути, которые ошибочно можно принять за дороги,показанные на карте.
Встретив на маршруте участок, движение по которому невозможно,надо тщательно сличить местность с картой, определить; на ней место схода с маршрутаи записать показание спидометра в этой точке. Это же сделать и после того, какобход препя