Реферат по предмету "Военная кафедра"


Исследование уровня зависимости авторитарности личности командира на эффективность управления подразделением

Федеральное государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
ИССЛЕДОВАНИЕ УРОВНЯ ЗАВИСИМОСТИ АВТОРИТАРНОСТИ ЛИЧНОСТИ КОМАНДИРА НАЭФФЕКТИВНОСТЬ УПРАВЛЕНИЯ ПОДРАЗДЕЛЕНИЕМ
Курсовая работа

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
1. ОБЩЕЕПОНЯТИЕ ЛИЧНОСТИ КОМАНДИРА
1.1 Особенности военно-профессиональной деятельности
1.2 Особенности профессиональнойдеятельности командира
2. ЗАВИСИМОСТЬ ЭФФЕКТИВНОСТИУПРАВЛЕНИЯ ОТ АВТОРИТАРНОСТИ РУКОВОДИТЕЛЯ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ
2.1 Авторитет в воинском коллективе
2.2 Особенности психологиивзаимоотношений у военнослужащих
2.3 Регулирование дисциплиныподразделения с помощью авторитарности командира
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы. Глубокие изменения в идеологиинового российского общества привели к изменениям в ценностно-смысловой сфереличного состава Армии и Флота. На смену ценностям советского патриотизма ипролетарского интернационализма, преданности КПСС и всему советскому народу,классовой ненависти к врагам Родины приходят ценности гуманизма и либерализма. Такиеглубокие социальные изменения привели к изменениям в содержаниисоциально-психологических явлений в войсковых частях и воинских подразделениях.Появились новые критерии эффективности личности и деятельности командира,изменилось мотивационно-ценностное ядро выбора передовых военнослужащих,наполнилось новым содержанием внутригрупповое единство подразделений,изменились показатели успешности воинской службы, претерпели изменения боевыеустановки, сложились новые значения и смыслы военной службы. Научная разработкапроблем авторитарности командиров, и ее влияние на эффективность работыподразделений очень важна в теоретическом и практическом отношении. Разработкаее должна способствовать успешному выполнению задач, поставленных ВерховнымГлавнокомандующим и Правительством РФ по повышению эффективности и качествавсех сторон деятельности Вооруженных Сил РФ, по укреплению обороноспособностистраны и защите Отечества.
Степень разработанности а особую важность проблемы авторитарностикомандного состава указывали видные государственные и военные деятели Петр I,А.В. Суворов, М.И. Кутузов, М.И. Драгомиров, С.О. Макаров, М.В. Фрунзе, М.И. Калинин,Г.К. Жуков, К.К. Рокоссовский и другие. Изучение феномена авторитетапроводились не только с точки зрения социальной психологии, но и психологии управления,психологии личности. На современном этапе развития военной психологии проблемойавторитета в различных сферах деятельности занимались военные педагоги и психологиВ.К. Луценко, Н.Е. Бойков, Н. Кайзеров, Л. Павлов, А. Першин, В. Бдовюк, С. Ильин.В.В. Стрежнев (1965), А.И. Китов (1974), Э.П. Утлик (1975;1996), Е.С. Алехнович(1978), О.В. Томашко (1978).
Актуальность проблемы, степень еенаучной разработанности и несомненная практическая значимость обусловили выбортемы, цель и основные задачи исследования.
Цель данной работы разработать научно обоснованныерекомендации командованию и отделам воспитательной работы по целенаправленномуи эффективному формированию авторитарности командиров подразделений, выполняющихразнотипные служебные задачи и комплектующихся на основе положений современнойВоенной Доктрины.
В соответствии с поставленной целью основнымизадачами данной работы являются:
1. Выявить основные психологическиекомпоненты, составляющие структуру авторитета командира подразделения. 2.Определить ведущие личностные качества, обеспечивающие формирование авторитетакомандиров подразделений и разработать программу их развития. 3. Установитьзависимость авторитета от способа комплектования подразделения, ведущего видавоинской деятельности, современных социально-психологических условий личногосостава. 4. Сформулировать социально-психологическую модель авторитета командираподразделения и на её основе предложить рекомендации старшим начальникам поуправлению процессом его формирования.
Теоретико–методологическая основа. Применялись следующие методы:теоретико-методологический; анализ литературных источников; эмпирическиеметоды: эксперимент; наблюдение; изучение и анализ независимых характеристик; контент-анализ.
Эмпирической базой исследования послужили официальныеданные органов Федеральной службы государственной статистики России, материалымонографических работ, текущих публикаций в периодических изданиях.
Курсовая работа состоит из введения,двух глав, заключения и списка используемых источников, приложений. Во введенииобосновывается актуальность данной темы, определяется цель и основные задачиисследования. В первой главе «общее понятие личности командира» приводятсяосновные аспекты анализа управления подразделением, выявляются основныепроблемы, поставленные перед исследованием. Во второй главе «зависимостьэффективности управления от авторитарности руководителя подразделения»говорится о непосредственном влиянии данного типа управления на эффективностьработы подчиненных.
В заключение делаются краткие выводыо взаимодействии дифференциации доходов и инфляции в условиях рыночнойэкономики.
Список использованных источниковсодержит 9 наименований.

1. ОБЩЕЕ ПОНЯТИЕ ЛИЧНОСТИ КОМАНДИРА
1.1Особенности военно-профессиональной деятельности
Военная служба является видомчеловеческой деятельности, обладающим не только высокой социальной значимостью,но выходящим за пределы обыденного, связанным с особыми условиями. Вооруженнаязащита отечества во все времена считалась почетной обязанностью и долгомкаждого гражданина. При этом армия всегда рассматривалась как единица общества,поэтому в ней находят отображение все социально – экономические и политическиепроцессы, которые происходят в обществе, а так же закономерности международнойобстановки. Конец 20го начало 21 характеризуются возникновением целого рядаочагов военной напряженности, которые связанны не с проблемами вовзаимоотношениях между государствами, а с усилением международного терроризма.Поэтому и в 21 веке существует необходимость вооруженной защиты страны, аследовательно, военно-профессиональная деятельность сохраняет свою высокуюсоциальную значимость.
Военно-профессиональная деятельность– это деятельность по защите Отечества. В ней можно выделить многочисленныекомпоненты. В первую очередь это два основных вида: деятельность в боевыхусловиях ( боевая деятельность) и деятельность в обычных (мирных) условиях. Рассмотримданные виды деятельности подробнее:
Боевая деятельность — это активность военнослужащих по достижениюцелей вооруженной борьбы. Следует отметить, что боевая деятельность весьмаспецифична по своим целям и задачам, условиям, средствам, трудностям, психологическомусодержанию[1]. Она имеет своипсихологические закономерности, определенную внутреннюю структуру, цели,мотивы, способы, через которые на ее течение оказывают влияние ряд факторов:военно-политический, военно-технический, идеологический и психологический, видоружия, руководство коллективом, проводимая в бою воспитательная работа, боеваяи психологическая подготовка личного состава.
На психологическое содержание и структурубоевой деятельности накладывает отпечаток то, что в бою решаются сложныезадачи, связанные с опасностью для жизни, уничтожением ценностей, огромнымиразрушениями, потерями в людях и технике, различного рода лишениями и неудобствами.Ведение боя сопряжено с повышением моральной и юридической ответственности за точноеисполнение обязанностей, требует крайнего психического и физического напряжениявсех сил военнослужащих.
Как было сказано выше, любаячеловеческая деятельность имеет свои мотивы. Боевая деятельность не являетсяисключением. Если говорить о мотивах начала боевых действий на уровнегосударства, то основной причиной здесь практически всегда являетсявозникновение реальной угрозы целостности и безопасности страны. В своюочередь, ведение боевых действий предполагает проявление определеннойактивности со стороны конкретных людей (военнослужащих). Вместе с темдеятельность людей в боевых условиях (боевая деятельность военнослужащих) имеетсвои побудительные мотивы, к числу которых относятся: потребности, чувства,желания, стремления, интересы, идеалы, убеждения и т. д.[2]
Бесспорно, важнейшей потребностью в боюявляется стремление человека выжить. Это нормальная, генетически обусловленнаяпотребность в самосохранении. Однако у разных людей она может проявлятьсяпо-разному и может иметь различные последствия как для конкретного человека,так и для его социального окружения.[3] Например, один человекактивно и целенаправленно овладевает боевой техникой и современными приемамиведения боя, поскольку понимает, что в бою больше шансов выжить у того, ктолучше подготовлен. В то же время другой человек в боевой обстановке стремитсяизбегать опасных ситуаций, старается укрыться за спинами своих товарищей, т. е.проявляет трусость.
В то же время следует задуматься надследующим вопросом: если потребность в самосохранении является биологическицелесообразной, очень сильной и вполне разумной, то почему история человечествазнает тысячи примеров самопожертвования, что заставляет людей жертвовать собойво имя спасения других? Дело в том, что человек, являясь социальным существом,обладает не только биологическими, но и социальными потребностями, которые в структуреиерархии потребностей, как вы уже знаете, занимают более высокое положение. Следовательно,боевая деятельность людей обусловливается не столько биологическими, сколькосоциальными потребностями.
Важнейшим социальным мотивом боевойдеятельности военнослужащих является защита своей Родины, своей семьи, своихблизких. Именно этот мотив побуждал тысячи людей в годы Великой Отечественнойвойны жертвовать собой во имя общей победы. Данный мотив по своему характерусоциален: он не возникает у человека с момента рождения, а формируется в процессеего воспитания и социального развития, проявляется в различных поступках, отражаетсяв мировоззрении и убеждениях. Поэтому обязанность каждого офицера состоит в воспитанииу своих подчиненных патриотических чувств, в формировании у них готовности выступитьна защиту Родины.[4]
Как известно, любая деятельностьпреследует определенные цели. Посредством боевой деятельности военнослужащиедобиваются достижения ближайших и более отдаленных целей. Ближайшая цель боевойдеятельности может заключаться в точном исполнении своих обязанностей,связанных с задачей, поставленной перед отделением, расчетом, экипажем,взводом. Отдаленная цель боевой деятельности — разгром врага, достижение полнойпобеды над ним.
Достижение целей в бою протекает в специфическихусловиях, отражающих характер войны в целом, — в опасной, полной неожиданностейи сильных воздействий обстановке. Поэтому боевая деятельность — это сложнаяформа целенаправленного взаимодействия между военнослужащими и боевойобстановкой. Добиваясь осуществления целей в бою, военнослужащим необходимосчитаться с боевой обстановкой, учитывать ее вероятные изменения, преодолеватьотрицательные влияния, максимально и творчески использовать оружие, знания,навыки, умения, боевые качества. Выполняя свои обязанности, военнослужащийвынужден мысленно предвидеть возможный ход и результат своих действий,сравнивать их с тем, что было задумано, следить за обстановкой, контролироватьсвое поведение.[5]
Следует отметить, что в любойдеятельности изменение условий обусловливает «запуск» адаптационных механизмов,которые обеспечивают приспособление к изменившимся условиям деятельности. Боевойдеятельности тоже свойственны свои адаптационные механизмы, но в то же время полнойадаптации к условиям боя никогда не наступает, поскольку человек не в состояниипривыкнуть к постоянной угрозе его жизни. Рано или поздно в боевых условияхдолжен произойти срыв адаптации, причем у одних людей это происходит оченьрано, а у других значительно позднее. Данное обстоятельство связано не только сусловиями, в которых оказался индивид, но и с его личностными особенностями. Поэтомув процессе боевой подготовки командиры всех степеней обязаны формировать у подчиненныхте личностные качества, которые обусловливают успешность деятельности в экстремальнойобстановке. К их числу прежде всего следует отнести эмоционально-волевуюустойчивость, толерантность (устойчивость) к стрессу, морально-нравственнуюнормативность и др.
Характер современного боя и новоеоружие усложнили боевую деятельность, предъявляют повышенные требования к моральнойи психологической готовности личного состава частей и подразделений придостижении целей вооруженной борьбы. Поэтому особенно актуальным являетсявыявление психологических условий эффективности и надежности боевойдеятельности военнослужащих. Для военной теории и практики важно знать, каквлияет война, бой на психику людей, как управлять их поведением в условияхбоевой деятельности, предупреждать и преодолевать неуверенность, страх и побуждатьк умелым и самоотверженным действиям. Изучение боевой деятельности помогаетпонять сущность и условия психологической устойчивости и готовности воинов к боевымдействиям, пути создания психологических моделей современных боевых действий.
Другой вид военно-профессиональнойдеятельности — это деятельность в обычных, мирных условиях. На первый взгляд онавряд ли существенно отличается от той деятельности, которой человек занималсядо призыва в ряды Вооруженных сил или поступления на военную службу по контракту.Но такое мнение ошибочно[6]. Молодой человек,призванный для прохождения действительной военной службы, поступивший в военно-учебноезаведение или изъявивший желание служить по контракту, прежде всего вынужденотказаться от привычных стереотипов поведения. Это связано с особенностямипрохождения военной службы. Например, осуществление принципа единоначалияпредполагает осознанное подчинение своей воли, желаний воле другого человека —командира, что в социально-психологическом плане сопровождается ограничениемстепени личной свободы и активности выбора. Необходимость ограничения степениличной свободы обусловлена и строгой регламентацией военной службы (сюда можноотнести обязательность выполнения распорядка дня и т. п.).
Другой особенностью деятельностивоеннослужащих является постоянная готовность выполнить свое профессиональноепредназначение в любое время и в любых условиях, в том числе и принепосредственном риске для жизни, что само по себе вызывает определенноепсихологическое напряжение. По сути, военно-профессиональная деятельность в мирноевремя — это деятельность, связанная с подготовкой к участию в боевых действиях.Она предполагает изучение боевой техники, овладение приемами ведения современногобоя, формирование готовности применить полученные знания в бою.
Также следует отметить, чтопсихологическое напряжение обусловлено и отрывом молодого человека от привычногосоциального окружения (семьи, друзей и т. п.), адаптацией к новому коллективу,ограничением жизненных перспектив, некоторой «информационной блокадой». Следуетподчеркнуть, что с призывом на военную службу у молодого человека происходитизменение режима дня и системы питания, увеличиваются физические нагрузки, чтов целом обусловливает перестройку энергетических и обменных процессов.
1.2 Особенности профессиональнойдеятельности командира
В структуре современных Вооруженныхсил офицер является основной фигурой. Уровень профессиональной подготовкиофицерского корпуса в значительной степени определяет возможность решатьсложные и разноплановые задачи по защите Отечества. Поэтому все наиболееразвитые страны мира всегда проявляли и проявляют заботу о повышении качествапрофессиональной подготовки офицерского состава.[7]
Профессиональная деятельностьсовременных офицеров весьма разнообразна. С одной стороны, это обусловленосложной структурой Вооруженных сил, наличием различных воинских специальностей,с другой — с развитием человеческого общества происходит усложнение самой воинскойслужбы. Сегодня военнослужащему уже недостаточно иметь хорошее физическоеразвитие, он еще должен обладать и определенными знаниями, без которыхневозможно грамотно эксплуатировать военную технику, а, следовательно, одержатьпобеду в современной войне. В военно-профессиональной деятельности офицераможно выделить несколько основных направлений: управление деятельностьювоинского коллектива; воспитание и обучение личного состава подразделения(части); постоянное совершенствование своих профессиональных навыков и знаний. Рассмотримданные направления профессиональной деятельности офицеров более подробно.
Военное управление — это направленное воздействиекомандира на личность военнослужащего, воинский коллектив или отдельные социально-психологическиепроцессы, происходящие в нем, с целью изменения его состояния или придания емуновых качеств, способствующих реализации решений и достижению намеченных целей[8].На практике способность офицера управлять воинским коллективом проявляется в умениирешать задачи, стоящие перед подразделением или частью. Как известно, победа в современномбою может быть достигнута лишь усилиями всего коллектива. Способностьмобилизовать личный состав подразделения, нацелить военнослужащих на достижениенамеченной цели, своевременно принять верное решение, обеспечивающее достижениеуспеха в бою, — именно в этом проявляется мастерство управления воинскимколлективом.
Современная военно-профессиональнаядеятельность требует от офицера систематического совершенствованияуправленческих навыков. Еще М.Н. Тухачевский говорил, что нельзя одинаковымиметодами и в одинаковой последовательности распоряжаться в разных условиях1. Поэтомуодной из основных задач подготовки офицерских кадров является обучениеискусству управления людьми в самой сложной и динамичной боевой обстановке.
Следует отметить, чтосовершенствование управленческих навыков офицера невозможно вне развития еголичности, без постоянной работы над собой, без стремления добиться высотпрофессионального мастерства. Это обусловлено тем, что овладеть искусствомуправления может лишь тот, кто обладает хорошо развитым мышлением, кто умееттрезво оценить достигнутое и грамотно спланировать перспективы. Как показываютисследования, процесс творческого сознательного мышления командира протекаетпоследовательно и состоит из нескольких этапов. На первом этапе офицер пытаетсявыделить главные признаки ситуации, на втором — распознать ситуацию путем сопоставлениявыделенных признаков с имеющейся информацией, на третьем — выработать вариантырешения на основе прогнозирования ситуации, на четвертом — оценить оптимальныеварианты решения задачи, стоящей перед подразделением, с позиции нравственностии ответственности и на пятом, заключительном, этапе командир принимаетокончательное решение.
Следует отметить, что приниматьправильные управленческие решения офицеру помогает не только высокий уровеньразвития мышления, но и интуиция. Интуиция в сочетании со смелостью и ответственностьюдает командиру возможность принимать адекватные решения в самой сложной обстановке.Анализ многочисленных боевых ситуаций времен Великой Отечественной войныпоказал, что среди успешно проведенных операций доля рискованных управленческихрешений весьма велика и составляет около 60% от их общего числа. При этомследует иметь в виду, что интуиция не имеет ничего общего с решением, принятымнаугад. Интуиция строится на основе глубоких знаний и склонности к творчеству.
Сегодня существуют определенныеприемы решения сложных интеллектуальных задач, связанных с управлением. К числутаких приемов относятся следующие:
• не пытаясь вспомнить готовоерешение, нужно углубиться в анализ проблемной ситуации;
 • стремясь найти решение проблемнойситуации, нельзя забывать, что одни исходные данные приближают человека к решению,а другие могут удалять, поэтому следует правильно дифференцировать имеющуюсяинформацию[9]
 • необходимо отвлечься от конкретныхусловий и рассмотреть проблему в целом, что позволит сформулироватьпромежуточную гипотезу. Затем следует вновь вернуться к заданным условиям,соотнести их с гипотезой и найти решение проблемы;
 • при наличии ограничений, навязываемыхформулировкой задачи, желательно обдумать вариант решения без ограничений, а затемвнести коррективы с учетом факторов, налагающих данные ограничения;
 • размышляя над проблемой, следуетспрогнозировать трудности, которые обязательно встретятся при решении даннойзадачи, и быть готовым к их устранению.
Следует отметить, что процесссамосовершенствования офицера заключается не только в развитии управленческихнавыков. Так, офицер должен не только уметь принимать решения, но и на практикесамостоятельно выполнять определенные учебные и боевые задачи. Очень часто от уровняразвития профессиональных умений и навыков командира зависит успех деятельностивсего подразделения. Например, успех артиллерийской батареи при стрельбе с закрытойогневой позиции в значительной степени обусловливается согласованностьюдействий всего личного состава: номеров расчета, связистов, водителей. Но конечныйрезультат усилий всего личного состава артиллерийского подразделения зависит отуровня профессиональной подготовки командира батареи, который на основе точныхматематических расчетов осуществляет управление огнем.
Суть данного примера справедлива не толькодля артиллерии, но и для других родов войск современных Вооруженных сил. Такимобразом, офицер действительно является центральной фигуройвоенно-профессиональной деятельности, поэтому в обязанности каждого офицера входитпостоянное совершенствование своей военно-профессиональной подготовки.
Не менее значимым направлениемпрофессиональной деятельности офицера является обучение и воспитание личногосостава. Молодой человек после призыва в ряды Вооруженных сил или поступленияна военную службу по контракту оказывается не только в новых для себясоциальных условиях, но и сталкивается с необходимостью овладеть значительнойпо объему незнакомой информацией. При этом от качества усвоения даннойинформации зависит успешность дальнейшей профессиональной деятельностивоеннослужащего. Следует отметить, что за обучение военнослужащих ответственностьнесет непосредственно командир подразделения, поэтому в его обязанности входити организация учебного процесса.
Не вызывает сомнения тот факт, чтоусложнение боевой техники требует совершенствования организации учебногопроцесса в подразделении. Следовательно, командир обязан не только обладатьопределенными педагогическими знаниями, но и навыками педагогической работы. Крометого, следует отметить, что командир обязан не только заниматься обучениемличного состава, но и осуществлять воспитание своих подчиненных, формируя у нихготовность в любой момент выступить на защиту Отечества.
Таким образом,военно-профессиональная деятельность офицера весьма многогранна и многоаспектна,что предъявляет жесткие требования к уровню его профессиональной подготовки и кего личностным качествам.

2. ЗАВИСИМОСТЬ ЭФФЕКТИВНОСТИУПРАВЛЕНИЯ ОТ АВТОРИТАРНОСТИ РУКОВОДИТЕЛЯ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ
2.1 Авторитет в воинском коллективе
Авторитет- это своеобразная формавзаимоотношений. Под авторитетом принято понимать социально психологическоевлияние одного человека (или группы лиц) на других людей, например руководителяна подчиненных, учителя на учеников, командира на солдат, коллектива наличность вышестоящего органа на подчиненную организацию и т.п.
В каждом воинском коллективе, какправило, есть несколько авторитетных людей. Они являются своеобразныминосителями духовного, нравственного богатства коллектива, его силы. В научнойлитературе говорится, что авторитет бывает должностным, моральным ипрофессиональным. Должностной авторитет — это воздействие командира на коллективвластью, данной ему должностным положением. Моральный авторитет — этопроявление нравственных, духовных качеств лидера. Человек, обладающий им, какправило, пользуется доверием подчиненных, их уважением. Профессиональныйавторитет присущ, скажем, офицеру или прапорщику, в совершенстве владеющемусвоей специальностью, всем комплексом порученного дела. Процесс становленияавторитета проходит определенные стадии:[10] • воздействие внешнихфакторов; • проявление желания подражать начальнику; • подтверждениесобственного авторитета. Исключительная роль принадлежит авторитету командира вармии, которая по своему предназначению и по специфике организации немыслимабез подчинения. В наше время роль командира-единоначальника еще больше возросла.Современный бой требует небывалого напряжения всех физических и духовных силвоеннослужащих, высочайшей оперативности в принятии необходимых решений. В этихусловиях твердая воля командира, его мастерство, организаторские способности,умение влиять на умы и сердца подчиненных имеют огромное значение. В социальнойпсихологии в последние годы наметилась классификация руководителей групп(коллективов) в связи с их авторитетом и стилем руководства. Различаются, вчастности, руководители: авторитарного, демократического, либерального стилей. Однакополное и правильное представление о типичной личности руководителя нельзяполучить без учета степени его авторитетности, во многом определяемой базовыми- морально-психологическими, профессионально-деловыми и организаторскимикачествами. Более точной представляется следующая классификация руководителей: •истинно авторитетный, сочетающий черты единоначалия и демократичности;[11]• преимущественно авторитарный; • преимущественно либеральный; •псевдоавторитетный. Отмечая личные качества, от которых зависит истинныйавторитет офицера, прапорщика, следует особо выделить его способность вкритическую минуту сложной боевой или служебной обстановки своевременно принятьобоснованное решение и, не допуская колебаний и возражений, проводить его вжизнь. Большую роль здесь играет проявление им твердости, целеустремленности инастойчивости, сильной воли, умения потребовать от подчиненных беспрекословноговыполнения своих обязанностей, приказов и распоряжений, вдумчивости, стремленияпонять психологию коллектива и каждого солдата и сержанта, трезвая оценка удачи ошибок и извлечение для себя урока на будущее. Важно также, чтобы офицер умелучитывать опыт, знания подчиненных. Все это обеспечивает ему успех вдеятельности и истинный авторитет среди воинов. Абсолютное большинство нашихофицеров, прапорщиков благодаря высокому уровню военно-технической ипсихологической подготовки успешно руководят воинскими коллективами. Онипользуются у подчиненных истинным, непререкаемым авторитетом. Вместе с темжизнь показывает, что некоторые, особенно молодые офицеры, прапорщики, неимеющие порой достаточных знаний и опыта руководства людьми, допускаютсерьезные ошибки. Встретившись в работе с трудностями, они нередко становятсяна путь завоевания ложного авторитета, или псевдоавторитета. Некоторые их видымы рассмотрим ниже. Псевдоавторитет подавления. Его сущность состоит встремлении начальника путем демонстрации превосходства в правах держатьподчиненного в постоянном напряжении перед возможностью наказания. Понятно, чтокаких-либо объективных социально-экономических и политических предпосылок длясуществования подобного авторитета в нашей армии нет. Но даже единичные егопроявления приносят огромный вред, поскольку они порождают отчужденность междуначальником и подчиненными, стимулируют формирование у одних воинов чувстваличной приниженности и трусости, у других — чувства протеста и неуважения к руководителю.Псевдоавторитет расстояния. Выражается в стремлении руководителя всегда держатьподчиненных на определенной дистанции, как можно реже и только официальнообщаться с ними, быть для них малодоступным. Сторонники такого авторитетастремятся закрепить его путем создания искусственных, бюрократических барьеровмежду собой и подчиненными, установления для себя различного рода привилегий,искусственного выделения из коллектива, самовозвеличивания.[12]Псевдоавторитет чванства. Чванливый руководитель формально или подчеркнутоснисходительно относится к подчиненным, не вникает в их нужды и запросы. Всемсвоим видом, позой, напускной важностью он унижает подчиненных, подчеркиваяисключительность своей персоны. Как правило, такие люди особенно нетерпимоотносятся к критике. Псевдоавторитет педантизма. Отдельные начальники создают вчасти, подразделении целую систему ненужных условностей, искусственно насаждаемыхмелочных традиций и стремятся превратить эти условности в самую сутьтребовательного отношения к людям. Все это порождает атмосферу мелочногопедантизма, постоянных, не согласующихся с требованиями устава и здравымсмыслом мелких придирок, заставляет людей в повседневном быту испытыватьнеуверенность в своих действиях, скованность, напряженность. Бывают, например,случаи, когда отдельные командиры стремятся внести искусственную, непредусмотренную уставами регламентацию, расписать до мельчайших подробностейвсю жизнь части или подразделения, каждый шаг подчиненных. Псевдоавторитетрезонерства. В стремлении завоевать авторитет отдельные офицеры пытаютсяпоказать себя всезнающими и досаждают своим подчиненным бесконечными поучениямии назиданиями. Не считаясь с тем, что подчиненным ясна суть той или инойнравственной, житейской или служебной ситуации, такие начальники стремятсявсегда вести длинные, нудные разглагольствования, искренне полагая, что этинотации и есть главное средство воспитания. Псевдодемократический авторитетимеет также свои разновидности. Это авторитет «рубахи-парня» или авторитетподкупа, посула. Отдельные молодые офицеры, прапорщики полагают, что они могутзавоевать авторитет и уважение своих подчиненных попустительством, снижениемтребовательности. Жизнь показывает, что свое искреннее уважение и, любовьвоеннослужащие питают к высокотребовательным, а вместе с тем заботливым и внимательнымкомандирам и начальникам. Авторитет как любое явление общественной психологиидинамичен. Он может развиваться, усиливаться, а при определенных условиях,наоборот, снижаться и даже совсем утрачивать силу. При этом жизнь показывает,что легче сохранить и упрочить сложившийся авторитет, чем заново восстановитьутраченный. В солдатской среде авторитет во многом зависит от энтузиазма офицера,прапорщика, его умения работать с подчиненными. Авторитет офицера, прапорщиканеобходим для успешного решения задач боевой подготовки. Ведь чем большеавторитет командиров и начальников, тем полнее используются возможностиповышения уровня руководства войсками, повышения боеготовности подразделений,частей. Старшим начальникам необходимо вовремя указывать офицеру (прапорщику)на ошибки в его действиях и поведении, которые подрывают его авторитет.Укрепить его, безусловно, может доброжелательная и честная критика со стороныстарших товарищей. Очень плохо, что некоторые старшие начальники проходят мимонедостатков того или иного офицера, прапорщика, не помогают преодолевать их.Авторитет офицера, прапорщика — это результат их упорного труда, собственноеразвитие личных качеств, знаний и умений плюс помощь старших начальников.[13]
Борьба за авторитет — этоцеленаправленная деятельность по разъяснению личному составу значимости службы,роли руководства, мастерства, опыта и других качеств офицера. Борьба заавторитет — это постоянная работа командира (начальника) над собой,самовоспитание качеств, необходимых для обучения и воспитания воинов. Этосоздание в подразделении здорового эмоционального отклика на все начинанияруководителя, предупреждение негативных реакции отдельных лиц или ихколлективное осуждение. Вся эта сложная, важная и чрезвычайно нужная работапроводится командирами тем более успешно, чем в большей степени они учитываютее социально-психологический аспект, чем квалифицированнее они опираются назнания военно-психологической науки.

2.2 Особенности психологиивзаимоотношений у военнослужащих
Система внутриколлективного общения —это совокупность разнообразных контактов между воинами: служебных и личных,информационно-познавательных и эмоциональных, двусторонних и многосторонних;управленческо-дидактических, воспитательных и партнерских и т.д. Средствомобщения служит взаимный обмен информацией между воинами (ее сообщение и восприятие).
Общение характеризуется: предметом исодержанием (тем, о чем и что именно говорится); способом передачи информации(устная речь, письмо, использование неречевых средств — мимика, жесты);согласованным, единым, одинаково понимаемым языком (в том числе и условным,искусственным — переговорная таблица, список условных наименований и сигналов).Общение, как и всякая другая форма активности людей имеет свои мотивы. Мотивы общения— явления межличностного, взаимного порядка, потому что стремление к общению содной стороны должно встретить аналогичное стремление другой или хотя быблагожелательный отклик.
Акт общения является эффективным,если процесс сообщения, восприятия и интерпретации информации привел квзаимопониманию: не произошло существенной потери информации и она истолкованав том смысле, какой был ей придан с самого начала, а также правильно были понятымотивы общения. Общение — явление сложное, и не всегда эффективность его высокая.Чем выше уровень развития коллектива, тем эффективнее общение между егочленами. В общении вырабатываются единые взгляды, формируются взаимоотношения,навыки взаимодействия и совместной деятельности и другие элемент коллективной психологии.
Психология коллектива, то естьобщественное мнение, настроение, традиции, взаимоотношения, не имеетсамостоятельного, обособленного существования. Она выступает в психологиииндивида, принадлежащего к данной группе. Однако индивидуальное, свойственноетолько данному человеку, и то, в чем выражена, психология коллектива, не всегдасовпадают. Степень расхождения зависит от меры принадлежности данного человекаколлективу, от силы связи с ним. Иногда, не умея выделить индивидуальное попоступкам отдельных воинов, делают неверное обобщение о коллективе в целом.
Первостепенными по значимости в жизнии деятельности коллектива являются идеологический по своей сущности элементморального единства воинов и вытекающие отсюда общие позиции по конкретным актуальнымвопросам. Идейное единство личного состава достигается в результате сближенияиндивидуальных взглядов. По мере упрочения коллектива воины во все большейстепени становятся единомышленниками, что и является главным источником общихмотивов для коллективной деятельности.
Идейное единство воинов подразделениянаходит свое выражение в коллективных мнениях по вопросам, имеющим существенноезначение в жизни и деятельности личного состава. Предметом коллективного мнениямогут быть, например, конкретное общественное событие, задача боевой подготовки,поступки отдельных членов коллектива, условия службы. В зрелом коллективевсегда существуют и действуют твердые коллективные взгляды и мнения по такимвопросам, как необходимость постоянной боевой готовности, укрепления воинскойдисциплины. Зрелый воинский коллектив характеризуется активным отношением ковсем требованиям службы, уважением к командирам и начальникам, ответственным изаинтересованным участием в общественных делах. Все это — коллективные мнения.
Мнение коллектива по определенномупредмету или явлению представляет собой известную степень согласия во взглядахи в отношениях воинов. В сплоченном, дружном коллективе индивидуальные мненияобычно быстро достигают высокой степени согласия и преобразуются, по существу,в единое мнение. Совокупность основных коллективных мнений, которые четкоопределились и являются устойчивыми и активными, характеризует направленностьвоинского коллектива, его общую позицию по отношению к актуальным вопросамвоенной службы. Это — ядро морального состояния коллектива.[14]
Командиру важно знать содержание икачество коллективных мнений, существующих в подразделении: по каким проблемампозиции определились и сблизились, в какой мере они соответствуют задачамповышения боеготовности подразделения и воспитания воинов, какие мнениянаходятся в стадии формирования, как идет сам процесс консолидации взглядов иотношений, какую роль играют в этом процессе отдельные члены коллектива.
В зависимости от степени единства исогласия в динамике общественного мнения воинского коллектива различают три егоосновные стадии: диффузное, поляризованное и единое коллективное мнение.
Диффузное мнение — это разнобой вовзглядах и в суждениях. Воины имеют противоречивые, не согласующиеся позиции;некоторые из них затрудняются в определении своей точки зрения, не могутобъективно оценить суждения товарищей и осознанно присоединиться к какой-либо позиции.
Поляризованное мнение имеет место,если ведущие точки зрения уже определились, вследствие чего личный составразделился на две-три группы, каждая из которых имеет свою позицию и отстаиваетее. Это состояние может иметь негативные последствия, конфликт.
Единое коллективное мнение характеризуетсямаксимальным согласием и наличием одной, общей, сознательно и искренноразделяемой всеми позиции.
2.3 Регулирование дисциплиныподразделения с помощью авторитарности командира
Термин «дисциплина» привычноупотребляют в различных науках, в повседневном обиходе, не встречая особыхтрудностей в толковании. Между тем можно привести примеры того, что онтрактуется по-разному, в него явным или неявным образом вкладывается различное содержание.
Так, если А.С. Макаренко настоятельнопроводил мысль о том, что дисциплина – это цель и результат деятельности, тоскажем, М. И. Калинин видел в ней средство.
Инструментальный подход к дисциплинесформулировал в начале XIX века генерал Г. Жомини[15].
С первого появления в русском языке,слово «дисциплина» соседствует с «порядком», что, очевидно, должносвидетельствовать об их синонимичности. Между тем дисциплина определяется как«соблюдение порядка». Когда к существительному «дисциплина» добавляетсяприлагательное «строгая», то это словосочетание явным образом предполагает, чтовсякое ненормативное действие становится объектом воздействия. Всё сказанное обязываетпринять определенную точку зрения на явление и сущность дисциплины.
«Жизнедеятельность человека проходитв двух главных сферах: предметная деятельность и общее как специфический виддеятельности. Научные исследования и исторический опыт говорят о том, что вдеятельности и общении существует определенный целесообразный порядок, то естьдисциплина»[16].
Отсюда исходным пунктом в научномпонимании дисциплины служит её отношение к нравственным принципам,корпоративным нормам и нормам права, предназначенным для социальной ориентациидеятельности и поведения граждан. Социальная ценность их активности,достигаемая благодаря соблюдению требований правовых норм, норм корпоративныхорганизаций и моральных правил, является первым важнейшим результатом дисциплины.Второй её результат — внутренняя упорядочённость действий, организованностьобщения и других контактов между людьми. Следовательно, дисциплина являетсяособым качеством эффективной деятельности, состоящим в ее нравственно-правовойнормативности, внутренней структурно-технологической упорядоченности исоциально-психологической организованности.
Ключевым звеном психологическогомомента дисциплины является авторитарность командира. Его компетентность ижелание, энергия и последовательность в решении вопросов дисциплины обуславливаютразвитие и эффективность индивидуальных и групповых основ. При этом искусстводисциплинарного управления – это умение реализовывать все дисциплинарные функции, как организаторские, так и управленческие.
При всей значимости дисциплинарныефункции командира не надо абсолютизировать, видя в них альфу и омегу воинскогопорядка. Они занимают свое место в системе диспилинирования и должны гармоничносочетаться с другими ее звеньями, дополнять, корректировать, учитывая закономерности,свойственные этой системы в целом. Если руководитель из лучших побуждений беретна себя все функции дисциплинарной системы, то результатом обычно становитсядезорганизация всей системы, лишение ее одного из ценнейших свойств –саморегуляции. По общему правилу, чем выше уровень индивидуальной иколлективной дисциплины, тем меньше нагрузка на властные дисциплинарныефункции. Дисциплинарные функции начальника относятся его внутреннимуправленческим задачам.
1. Непрерывный инструментальныймониторинг (отслеживание) и оценка динамики дисциплинированности военнослужащихи подразделений с учетом решаемых задач, меняющихся условий службы вообще идисциплинарных в особенности. Это позволяет контролировать основные тенденции исвоевременно прогнозировать благоприятные и нежелательные перемены. Эта работавключает не столько учет поведенческих параметров состояния дисциплины(пресловутая дисциплинарная «статистика"), сколько тестирование мотивационныхи характерологических компонентов дисциплинированности, уровня нормативнойкомпетентности личного состава, а также сформированности коллективно-групповыхмеханизмов дисциплины.
2. Диагностика стартового уровнядисциплины молодого пополнения, оценка индивидуального стиля и опытанормативного поведения, полученного до службы, прогнозирование дисциплинарнойперспективы, определение необходимости, содержания и методики раннихпсихокоррекционных мероприятий. Как видно, это — специальная задача,конкретизирующая и обогащающая процесс изучения молодых воинов.[17]Ее решение позволяет целенаправленно организовать дисциплинирование с первых жедней службы и исключить многочисленные ошибки работы вслепую, которые ведут кнеобратимым последствиям в дисциплинарном воспитании и в развитии личности.
3. Психологическая экспертизапланируемых и оценка эффективности реализуемых мероприятий по укреплениюдисциплины, анализ повседневной дисциплинарной деятельности офицерского исержантского состава. Особое внимание психологи уделяют тому, насколько психологическиграмотно ведется эта работа, какие психологические проблемы находят в ней своерешение, какие остаются незатронутыми и, возможно, даже усиливаются, а то и порождаютсяпсихологически некомпетентными действиями. Осуществляется накопление опыта психологическойподготовки крупных дисциплинарных мероприятий. Осуществляется экспертизадисциплинарных систем подразделений и части в целом.
4. Систематическая индивидуальная игрупповая (в составе штатных подразделений) психокоррекция — специальная работавоенного психолога с военнослужащими, склонными к игнорированию норм воинскогоповедения, и подразделениями, где имеются трудности в поддержании уставногопорядка. Для этой работы от психолога требуется известная специализация и опытв организации и проведении дисциплинарно ориентированного психологическоготренинга.
5. Психологическая экспертиза грубыхдисциплинарных проступков, всякого рода происшествий и несчастных случаев вцелях выявления и оценки вероятных психологических причин и условий, а такжеоценки психологических последствий этих событий. В ряде случаев нужна также разработкамероприятий по ликвидации негативных влияний указанных событий на состояниедисциплины как отдельных военнослужащих, так и коллективов.
6. Срочная индивидуальная психологическаяпомощь военнослужащим, находящимся в состоянии стресса из-за тех или иныхдисциплинарных событий, прежде всего, их дисциплинарных проступков, а такжеразличных конфликтов, неблагоприятного климата подразделения и других обстоятельств,которые могут привести к серьезным беспорядкам, расстройству нормативнойрегуляции поведения отдельных воинов и коллективов.
7. Психологическая — текущая иперспективная — рационализация обстановки жизни и деятельности личного состава,имеющей дисциплинарное значение, в том числе распорядка дня, оборудования иобустройства рабочих мест, боевых постов, содержания и структуры учебногопроцесса, караульной и внутренней служб и т.д. путем приведения их всоответствие с законами психологии вообще и нормативного поведения в особенности.

Заключение
Командиры и их заместители повоспитательной работе должны четко видеть взаимосвязь, различия ивзаимообусловленность таких понятий, как дисциплина и дисциплинированность. Этодаст им возможность правильно определять свое отношение к поведению подчиненных,вырабатывать способы воздействия на них, организовывать весь сложный комплексуправляющих действий по поддержанию и укреплению дисциплины.
Авторитарность командиров находится впрямой зависимости от их авторитета, отражает воздействие командира наподразделение, а авторитет- это своеобразная форма взаимоотношений. Подавторитетом принято понимать социально психологическое влияние одного человека( или группы лиц) на других людей, например руководителя на подчиненных,учителя на учеников, командира на солдат, коллектива на личность вышестоящегооргана на подчиненную организацию и т.п.
Командиру важно знать содержание икачество коллективных мнений, существующих в подразделении: по каким проблемампозиции определились и сблизились, в какой мере они соответствуют задачамповышения боеготовности подразделения и воспитания воинов, какие мнениянаходятся в стадии формирования, как идет сам процесс консолидации взглядов иотношений, какую роль играют в этом процессе отдельные члены коллектива

Список использованных источников
1. Абдурахманов Р. Военная психология. М.: МПСИ.-2008 .-894 С.
2. Анцупов А., Ковалев В. Конфликты в подразделениях, основныеспособы их предупреждения и разрешения // Ориентир. — 2002. — № 2.
3. Буранов С. Особенности взаимоотношений в воинском коллективе// Ориентир. — 2004. — № 7.
4. Варваров В.И.,Мерзляк Л.Е. Командир и подчинённые. М.: Воениздат, 1986.- 423 с.
5. Гурин В. Социально-психологические основы взаимоотношений ввоинском коллективе и пути их укрепления // Ориентир. — 2001 — №7.
6. Жомини Г. Очеркивоинского искусства. М.: Воениздат, 1939. Т.1.-156.
7. Караяни А.Г.,Сыромятников И.В. Прикладная военная психология М.: Питер. — 2006 г.-457.
8. Кулаков В.Д.Воинский коллектив и дисциплина. М., 1976.-354 С.
9. Маклаков А.Военная психология М.: Питер.-2007 .-256С.
10. Урбанович А. Современнаявоенная психология М.: Харбест 2003 345 С.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.