Реферат по предмету "Бухгалтерский учет и аудит"


Элементы управленческого учета

Содержание
Введение
1. Предпосылки организацииуправленческого учета
2. Формирование внутреннейорганизационной структуры
3. Методы учета затрат напроизводство и калькулирования себестоимости продукции
4. Сметное планирование(бюджетирование)
5. Организация бюджетирования напредприятии
Заключение
Список литературы
Введение
В России широко распространено мнение, что учет — это нудная идостаточно формальная деятельность, создающая время от времени головную больруководителю фирмы. Таким учет был сто лет тому назад, в настоящее время мирушел далеко вперед в понимании и практическом использовании бухгалтерскогоучета.
Если на ранней стадии своего развития бухгалтерский учет ирассматривался как искусство записи, классификации и суммирования финансовыхопераций, то в настоящее время учет является системой измерения, обработки ианализа финансовой информации.
Сфера деятельности бухгалтера вплотную приблизилась к процессупринятия финансовых решений фирмы, и многие руководители крупных зарубежныхкорпораций начинали свою профессиональную карьеру в качестве бухгалтера.
С точки зрения использования бухгалтерской информации учетразделен на две составляющие: финансовый учет и внутрифирменный учет.
В отечественной литературе большое распространение получил термин«управленческий учет», который является синонимом внутрифирменного учета.
Финансовый учет включает в себя ведение записи операций и ихобработку для последующего преобразования в финансовые отчеты. Основнымипотребителями информации при этом являются инвесторы, кредиторы, налоговаяслужба и другие правительственные организации, акционеры.
Управленческий учет ориентирован на потребление информации внутрифирмы:
1. информацияоб управлении издержками производства, планировании и контроле;
2.специальная информация для подготовки решений высшего управленческогоперсонала фирмы (например, при составлении планов долговременного развитияфирмы, ценовой политики).      Управленческий учет более субъективен, егоэффективность определяется полезностью информации, которую бухгалтерская службапредоставляет руководителям фирмы. Значительная часть информации, содержащейсяв отчетах и справках управленческого учета, имеет расчетный характер иориентирована на решение задач конкретной фирмы.
Следуетотметить, что управленческий учет состоит из следующих основных элементов: учетзатрат на производство продукции и калькулирование ее себестоимости; планирование;контроль; анализ себестоимости продукции и финансовых результатов.
Целью данной курсовойработы является рассмотрение элементов управленческого учета и как эти элементыреализуются в теории и практике российского учета.
Перед нами стоятследующие задачи:1. выявить предпосылки для создания управленческого учета напредприятии;
2. рассмотретьсуществующие методы учета затрат и калькулирования себестоимости продукции;
3. рассмотреть видыбюджетирования и его организацию на предприятии.
/>1. Предпосылки организации управленческого учета
Главным и неоспоримым аргументом в пользу необходимостиуправленческого учета является экономическая среда.
Процесс формирования рыночной экономики в России, пусть даженесколько затянувшийся и не совсем гладкий, тем не менее, уже привел к ощутимымрезультатам, а именно к совершенно иным условиям деятельности предприятий:появилась юридическая и экономическая самостоятельность, проявляющаяся вотносительной свободе принятия решений при формировании производственнойпрограммы, выборе поставщиков, потребителей, посредников и других партнеров побизнесу, ценообразовании, распределении продукции, ресурсов, доходов и т. д.Руководителям приходится принимать управленческие решения по самымразнообразным вопросам деятельности предприятия и нести риск и ответственностьза оправданность каждого из них. Кроме того, конкуренты предприятия постояннонаходятся в поиске более выгодных решений, стараются более эффективным способомудовлетворить потребителей, а потребители, в свою очередь, становятся все болееосведомленными и придирчивыми.
Как правило, необходимость в управленческом учете «назревает»,когда на предприятии формируется некоторый уровень управленческой культуры, аруководство предприятия начинает реально осознавать недостатки существующейсистемы управления, среди которых:
· отсутствиемеханизма планирования (бюджетирования) деятельности предприятия, позволяющегопроводить предварительный сравнительный анализ принимаемых решений,рассчитывать плановые, экономически оправданные (в соответствии с внутренниминормами и нормативами предприятия) показатели затрат, прогнозировать результатыдеятельности и обосновывать перспективные решения, проводить анализ отклоненийфактических показателей от плановых и выявлять их причины;
· отсутствие«прозрачной» системы учета затрат, позволяющей не только определить их достовернуювеличину, но и проанализировать их по видам, статьям, местам возникновения,носителям, центрам ответственности и в других разрезах, необходимых дляосуществления адекватного контроля деятельности и управления;
· несовершенство(с точки зрения решения управленческих задач) системы внутренней отчетности;
· отсутствиемеханизма оценки рентабельности направлений деятельности и отдельных продуктов;
· отсутствиепроцедур проведения анализа и принятия управленческих решений, связанных свопросами формирования производственной программы, ценообразования, оценкиинвестиционных проектов и т. д.;
· недостаточныйуровень ответственности и мотивации персонала за снижение уровня затрат иповышение эффективности деятельности как своего подразделения, так и предприятияв целом;
· отсутствиечеткого механизма управления подразделениями предприятия (системы контрольныхпоказателей, регламента их планирования, получения отчетов, анализа и оценки,стимулирования). Впрочем, все эти перечисленные «типовые» недостатки еще несвидетельствуют о необходимости в срочном порядке заняться внедрениемуправленческого учета. Дело в том, что управленческий учет в той или иной степениприсутствует на каждом предприятии.
В целом же организация насовременных предприятиях управленческого учета не предполагает «постановку снуля». Неразумно было бы отказываться от того положительного опытапланово-экономической и учетной работы, который уже имеет место на предприятии.Поэтому правильнее говорить не о постановке (организации), а о реорганизациисистемы управленческого учета. А чтобы реорганизация была проведена максимальноэффективно, необходимо начать с «инвентаризации» – анализа системыуправленческого учета в ее существующем виде./>/>
2. Формированиевнутренней организационной структуры
В случае наделения функциями управленческого учета работниковпредприятия принимается решение о разделении функций и создании организационнойструктуры. На предприятии может быть принят один из вариантов:
Первый вариант:
· созданиеспециализированной службы либо самостоятельной, либо внутри бухгалтерии;
· включениегрупп по управленческому учету в состав разных структурных подразделений:бухгалтерии, планового отдела, финансового отдела и др.
Второй вариант структурной организации сложился в России в периодсоциализма и характерен для большинства производственных предприятий.Бухгалтерия занималась преимущественно отражением операций на счетах исоставлением внешней отчетности; в ее функции входил и контроль за сохранностьюактивов. Экономический анализ выполнялся либо работниками плановых отделов,либо специализированным отделом. Функция планирования делегироваласьодноименному отделу или делилась между плановым, производственным и другимиотделами.
В организационных структурах современных российских предприятийпроизошли изменения: функциями анализа, прогнозирования, планирования и дажебюджетирования стали также заниматься коммерческие и маркетинговые службы.Бухгалтерский учет потерял свойства рутинности и стабильности; нет ниодной должности, где изменения основ и деталей профессии были бы столь часты,противоречивы и в то же время сопряжены со значительной ответственностью.Бухгалтер стал заниматься планированием – составление учетной и налоговойполитики вменены в его прямые функции.
Но все же характерным является стремление сохранить недавние историческиетрадиции. В практике бухгалтерий прослеживается нежелание заниматься работамисверх функций финансового бухгалтерского учета и расчета налогов. Лишь на немногихпредприятиях главный бухгалтер старается участвовать во внутреннем менеджменте.
В организационной структуре типичного российского промышленногопредприятия преобладают функции бухгалтерского и налогового учета. Куправленческому учету имеют прямое отношение производственно-калькуляционнаягруппа бухгалтерии и главный бухгалтер.
Включение групп по управленческому учету в состав разных отделовимеет недостатки, связанные с дублированием функций, потерей релевантнойинформации из-за не информированности (один не знает, что другому нужно).Такому типу организации присущи недостатки организационных структурбюрократического типа. Они связаны с недостаточностью горизонтальных связей,сложностями координации между работниками и реальной возможностью конфликтов.
Рассмотрим ситуацию, характерную для многих отечественных организаций:данные учета и отчетности формируются в бухгалтерии, их анализ для руководстваосуществляет плановый отдел. Допустим идеальную картину, что вбухгалтерии собирается максимально возможная база данных. Будут липревосходными результаты анализа, сделанного в плановом отделе? К сожалению,могут не быть из-за двух основных причин: 1) в плановом отделе не знают, чтобухгалтерия располагает такой великолепной информацией; в бухгалтерии недогадываются, что плановикам нужна эта часть данных; 2) вмешиваетсяповеденческий аспект. Главный бухгалтер и начальник планового отдела зачастуюсоперничают перед руководством в лидерстве и влиянии на информационном поле,поэтому имеет место скрытый саботаж в сроках передачи или содержанииинформации, что вредит как управлению бизнесом, так и управлениюподразделениями организации.
Описанные причины говорят в пользу объединения работ по управленческомуи финансовому учету.
Для западных бухгалтерий характерна структура, объединяющая группыфинансового и управленческого учета. Это повышает эффективность информационногополя предприятия, а также квалификацию и статус бухгалтера.
В организационной структуре бухгалтерии сосредоточены функции поведению финансового и управленческого учета. В частности, работники группытекущего бюджетирования и контроля не только выполняют работы по составлениюразных видов бюджетов, но и осуществляют информационную поддержку ихмониторинга. Функции по объяснению расхождений бюджетных и фактическихпоказателей обычно выполняют опытные бухгалтеры, которых могут понять работникипроизводственных подразделений. Дело заключается в том, что прифункционировании бюджетного управления мотивация менеджеров и рабочихподразделений зависит от выполнения планов. На отклонения от запланированныхпоказателей оказывают влияние множество факторов, поэтому суметь не тольковыделить их, но и разграничить их на контролируемые или неконтролируемыеменеджером конкретного подразделения – по плечу только профессионалу.
Объединение водном подразделении функций по подготовке информации и ее интерпретациипозволяет снизить информационные потери, повысить релевантность информации.
управленческийучет калькулирование бюджетирование

3. Методы учета затрат на производство икалькулирования
себестоимости продукции
Калькулирование — этоисчисление себестоимости произведенной продукции, выполненных работ и оказанныхуслуг. В процессе калькулирования исчисляют себестоимость:
· всего выпускапродукции, выполненных работ и оказанных услуг;
· отдельных видовпродукции, работ, услуг, основного и вспомогательного производств, а такжеобслуживающих производств и хозяйств;
· полуфабрикатов,используемых для последующей переработки или продажи;
· продукции, работ,услуг отдельных подразделений;
· незавершенногопроизводства.
Указанные показателисебестоимости используются для составления отчета о прибылях и убытках,управления себестоимостью продукции, определения цен на продукцию (работы, услуги),а также результатов деятельности организации и ее отдельных подразделений ит.п.
Различают плановую,сметную, нормативную и отчетную, или фактическую, калькуляции.
Под методом учета затратна производство и калькулирования себестоимости продукции понимают совокупностьспособов (приемов) регистрации, сводки и обобщения в учетных регистрах данных озатратах на производство продукции и исчисления ее себестоимости (по всейпродукции в целом, по видам продукции и единицам продукции).
В настоящее время применяютсяразличные методы учета затрат на производство и калькулирования себестоимостипродукции. В основу их классификации положены способы группировки затрат поотдельным объектам учета (отдельным видам продукции или группам однородныхизделий, заказам, переделам, процессам) и способы калькулирования себестоимостипродукции (нормативный способ, способы суммирования затрат, исключениястоимости попутной продукции из общей суммы затрат, пропорциональногораспределения затрат и др.).
В зависимости от этих признаковразличают нормативный, позаказный, попередельный и попроцессный методы учетазатрат на производство и калькулирования себестоимости продукции. В последнеевремя, наряду с названными, некоторые организации стали применять методдирект-костинга (сокращенной себестоимости продукции). Особенности каждого изэтих методов рассмотрены в последующих параграфах данной главы.
Нормативный метод учетазатрат и калькулирования себестоимости продукции основан на использованиинормативного способа калькулирования себестоимости продукции.
Для использованиянормативного метода учета затрат и калькулирования себестоимости продукциинеобходимо:
· составлятьнормативные калькуляции по каждому виду продукции (работ, услуг);
· осуществлять учетизменений норм затрат;
· выявлятьотклонения фактических затрат от нормативных и определять причины и виновниковэтих отклонений;
· фактическуюсебестоимость отдельных видов продукции (работ, услуг) исчислять прибавлением кнормативным затратам отклонений фактических затрат от норм и изменений,вносимых в нормы затрат.
Нормативные калькуляции вуправленческом учете имеют многоцелевое назначение. В планировании онииспользуются для расчетов плановой себестоимости продукции, сметы затрат напроизводство, определения цен продажи продукции, трансфертных цен, смет затратпо центрам ответственности. В учете нормативные калькуляции необходимы дляоценки незавершенного производства и брака продукции, контроля засебестоимостью продукции, исчисления фактической себестоимости отдельных видовпродукции и всей продукции в целом.
Количество и структуранормативных калькуляций зависят от сложности технологического процесса и уровняорганизации производства.
В массовых икрупносерийных производствах нормативные калькуляции составляются по деталям, узлам,цеховым машинокомплектам, полуфабрикатам, процессам сборки сборочных единиц, поизделиям. Во вспомогательных производствах они составляются по заказам натехнологическое оснащение, изготовление типовых инструментов, на единицыремонтной сложности, энергоносителей, транспортных работ, группы запасныхчастей и т.п.
Для составлениянормативных калькуляций организация должна иметь соответствующую нормативнуюбазу — нормативные документы технической подготовки производства, нормативырасхода производственных ресурсов, вспомогательную нормативную документацию.
К нормативным документамтехнической подготовки производства относят: спецификации наборов и узлов,показывающие, из каких деталей и узлов состоят машинокомплекты и изделия и вкакой последовательности осуществляется процесс узлования; маршрутные листы,указывающие маршрут движения деталей, цехи-изготовители и цехи-потребители,цеховые списки деталей, изменения по маршрутным листам; карты раскрояматериалов, подетальных и пооперационных норм расхода материалов и др.Указанные нормативные документы разрабатываются в основном техническимислужбами (главного технолога, главного конструктора, главного механика и др.).
Нормативы расходапроизводственных ресурсов включают нормативы, определяющие использование живоготруда, предметов труда и средств труда.
Нормативами живого трудаявляются затраты рабочего времени на единицу продукции или работы, нормывыработки продукции в единицу времени, расценки для сдельщиков и тарифныеставки повременщиков, нормы обслуживания рабочих мест и оборудования, нормативыбюджета рабочего времени работников, нормативы численности ИТР и служащих и др.
По предметам трударазрабатываются нормы расхода сырья и основных материалов на производствоединицы продукции (работ) или их слагаемых (г, кг, т), нормы расходаэлектроэнергии, пара, сжатого воздуха и других видов энергии длятехнологических целей и хозяйственных нужд, нормы расхода вспомогательныхматериалов на одно изделие, один машинокомплект, на 1000 руб. выпуска запасныхчастей и др.
По средствам трударазрабатывают нормы амортизационных отчислений, нормы съема продукции с единицыоборудования и с 1м² производственной площади, нормативы часовой, сменнойи суточной производительности станков, установок и агрегатов режимы работы оборудованияв плановом периоде, нормативные коэффициенты использования оборудования повремени и мощности и др.
Нормы и нормативыиспользования производственных ресурсов разрабатываются совместно работникамитехнических служб планового отдела и бухгалтерии. При разработке этих норм:
· либо используютданные предыдущего периода,
· либо зановоразрабатывают технически обоснованные нормы.      В первом случае, по существу,нормы и нормативы не разрабатываются, а используются фактически сложившиеся ворганизации нормы расхода производственных ресурсов со всеми потерями инедостачами.
Разработка техническиобоснованных норм и нормативов осуществляется на основе паспортных данныхоборудования, отраслевых справочников, экспертных оценок, экспериментов, использованияновейших достижений науки и техники.
При планировании общепроизводственныхи общехозяйственных расходов целесообразно использовать нормативные коэффициентыэтих расходов. Следует иметь в виду, что для непроизводственных расходов нормативныйкоэффициент должен исчисляться отдельно для переменных и для постоянных затрат.
Нормативный коэффициентпеременных общепроизводственных расходов исчисляют делением планируемыхпеременных общепроизводственных затрат на планируемое количество машино-часов, нормо-часовтрудозатрат или другое планируемое количественное выражение определенной базы.
Нормативный коэффициентпостоянных общепроизводственных расходов определяют отношением их планируемойвеличины к планируемому количественному выражению определенной базы (нормо-часытрудозатрат или др.).
Вновь разработанные нормыутверждаются руководителем организации или уполномоченными им лицами. На основераспорядительных документов соответствующие службы выписывают извещения обизменении норм и передают их в цехи, в отдел снабжения и экономические службы.
В извещениях указываютнормы до, и после изменения, основания для внесения изменений, дату введенияновых норм, шифры структурных подразделений, использующих измененные нормы,шифры изделий, по которым изменены нормы, и другие данные. С изменениями,оказывающими влияние на оплату труда рабочих (норм времени и расценок), рабочиедолжны быть ознакомлены до введения новых норм.
Новые нормы обычно вводятс начала месяца, но они могут вводиться и в течение месяца. При значительномколичестве изменений норм данные извещений целесообразно записывать в карточки(ведомости) учета изменений норм, открываемые на каждое изделие. Итоговыемесячные данные по изменению норм используются для корректировки нормативнойкалькуляции изделий. Кроме того, данные указанных карточек используют дляконтроля за эффективностью произведенных изменений норм по основнымнаправлениям технического прогресса, структурным подразделениям, видампродукции и т.п.
Для контроля заэффективностью мероприятий, обусловивших изменение норм, целесообразносоставить классификатор причин изменений норм.
Отклонения от норм — этовыявленная разница между фактическими и нормативными затратами. По содержаниюотклонения делят на отрицательные (перерасход) и положительные (экономия)
Отрицательные отклонениявозникают при нарушении технологического процесса производства продукции,недостатков в организации и управлении производством (при порче сырья иматериалов, наличии брака, при сверхурочных работах и т.п.).
Положительные отклонения,как правило, являются следствием мер, направленных на повышение эффективностипроизводства (при рациональном использовании отходов, устранении брака,совершенствовании технологии производства и т.п.). Положительные отклонениямогут возникать при использовании заниженных норм, поэтому нормы периодическипересматривают и при необходимости — повышают.
Для учета отклонений отнорм используют следующие способы: документирования, инвентарный, расчетный.
Способы документированияи инвентарный используют для учета отклонений по прямым переменным затратам.Расчетный способ применяется, как правило, для учета отклонений по косвеннымпеременным расходам.
Аналитический учетотклонений от норм осуществляется по местам возникновения затрат, причинам,видам выпускаемой продукции, статьям калькуляции.
Нормативный метод учетазатрат на производство возник на базе американской системы «стандарт-кост»,поэтому они имеют много общего. Вместе с тем они имеют и существенные различия.
1. Система«стандарт-кост» не регламентирована, она не имеет единой методики установлениястандартов и ведения учетных реестров. Нормативный метод учета затратрегламентирован, разработаны общие и отраслевые стандарты и нормы.
2. В системе«стандарт-кост» текущий учет изменений норм не ведется, в то время как принормативном методе текущий учет изменений норм осуществляется в разрезе причини инициаторов.
3. При системе«стандарт-кост» косвенные расходы относят на себестоимость продукции в пределахнорм, а выявленные отклонения фактических косвенных расходов от нормативныхсписывают на счета финансовых результатов. При нормативном методе косвенныезатраты относятся на себестоимость продукции в сумме фактических расходов.
4. При системе«стандарт-кост» широко применяются идеальные или теоретические стандарты, в товремя как при нормативном методе нормы затрат устанавливаются исходя изсуществующих производственных условий.
5. Текущий учетизменений норм и списание фактических сумм косвенных расходов на себестоимостьпродукции при нормативном методе обусловливают иной порядок оценкинезавершенного производства и выпуска продукции, чем при системе «стандарт-кост».
При позаказном методеобъектом учета и калькулирования является отдельный производственный заказ. Подзаказом понимают изделие, мелкие серии одинаковых изделий или ремонтные,монтажные и экспериментальные работы. При изготовлении крупных изделий сдлительным процессом производства заказы выдают не на изделие в целом, а на егоагрегаты, узлы, представляющие собой законченные конструкции.
Заказы открывают вплановом отделе на основании договоров с заказчиками или по заявкам структурныхподразделений организации. В заказе указывают, изделия или работы подлежащиевыполнению, их объем, сроки исполнения, исполнителей и плановую себестоимость.Каждому заказу присваивается порядковый номер (шифр заказа).
Для учета затрат накаждый заказ открывают отдельный аналитический счет с указанием шифра заказа.Учет прямых затрат по отдельным заказам ведут на основании первичных документе;по учету выработки, расходу материалов и др., в которых обязательно указываютсоответствующий шифр заказа. Косвенные расходы распределяют между отдельнымизаказами условно принятым в данном производстве или данной отрасли способом.
Позаказный методиспользуется в индивидуальных и мелкосерийных производствах (строительстве,производстве турбин, блюмингов, самолетов и т.п.). Кроме того, он широкоприменяется во вспомогательных производствах, особенно на ремонтных работах.
При позаказном методе всезатраты считаются незавершенным производством вплоть до окончания работ позаказу. Отчетную калькуляцию составляют только после выполнения заказа, времясоставления ее не совпадает со временем составления периодической отчетности.
При частичном выполнениизаказов и сдачи их заказчикам частичный выпуск оценивают по плановойсебестоимости данного заказа или по фактической себестоимости ранее выполненныхзаказов с учетом изменений в их конструкции, технологии, условиях производства.В обоих случаях допускается условность оценки частичного выпуска заказа инезавершенного производства.
Законченные работы позаказу оформляют документами на приемку произведенной продукции или выполненныхработ (актами, ведомостями и др.).
В индивидуальныхпроизводствах себестоимость произведенной продукции определяют суммированиемзатрат по статьям калькуляции. В мелкосерийном производстве фактическуюсебестоимость единицы продукции исчисляют делением общей суммы затрат наколичество выработанных изделий.
По выполнении заказафактические затраты по каждой статье калькуляции сравнивают с плановыми,выявляют отклонения по ним и выясняют причины и виновников отклонений дляпринятия решений по снижению себестоимости продукции (работ, услуг) в будущем.
Главная задача прииспользовании позаказного метода — повышение оперативности контроля за прямымизатратами, что возможно при внедрении основных элементов нормативного методаучета затрат (учета затрат по нормам и отклонений от норм) по всем операциям иработам, осуществляемым при выполнении заказов.
Попередельный методпредполагает учет затрат на производство не только по видам продукции и статьямкалькуляции, но и по переделам.
Под переделом понимаютсовокупность технологических операций по выработке промежуточного продукта(полуфабриката) или готовой продукции (на последнем переделе). Так, в чернойМеталлургии переделами являются выплавка чугуна (доменный цех), выплавка стали(сталеплавильный цех), прокат (прокатный цех); в текстильной промышленности —выработка пряжи, изготовление ткани и ее крашение.
Этот метод применяют впроизводствах с комплексным использованием сырья, а также в отрасляхпромышленности с массовым и крупносерийным производством, где обрабатываемоесырье и материалы проходят последовательно несколько фаз обработки — переделов.
При комплексномиспользовании сырья или полуфабрикатов вырабатываемую продукцию различныхсортов и марок переводят в условный сорт с помощью системы коэффициентов. Приизготовлении из одного и того же вида сырья нескольких продуктов выделяютосновной продукт. Остальные рассматривают как попутные и оценивают их поустановленным ценам. Стоимость оцененной попутной продукции вычитают из общейсуммы затрат на производство, а оставшиеся затраты относят на себестоимостьосновного продукта.
Различаютбесполуфабрикатный и полуфабрикатный варианты попередельного метода учетазатрат на производство и калькулирование себестоимости продукции.
При первом варианте, какуже отмечалось, ограничиваются учетом затрат по каждому переделу. Вбухгалтерских записях движение полуфабрикатов не отражается. Их движение отодного передела к другому бухгалтерия контролирует по данным оперативного учетадвижения полуфабрикатов в натуральном выражении, который ведут в цехах. Всоответствии с таким порядком учета затрат себестоимость полуфабрикатов послекаждого передела не определяют, а исчисляют лишь себестоимость готовогопродукта.
При втором вариантедвижение полуфабрикатов из цеха в цех оформляют бухгалтерскими записями икалькулируют себестоимость полуфабрикатов после каждого передела, что позволяетвыявлять себестоимость полуфабрикатов на различных стадиях их обработки и темсамым обеспечивать более действенный контроль за себестоимостью продукции.
При попередельном методеиспользуют важнейшие элементы нормативного метода — систематическое выявлениеотклонений фактических затрат от текущих норм (плановой себестоимости) и учетизменений этих норм. В первичной документации и оперативной отчетностифактический расход сырья, материалов, полуфабрикатов, энергии и др. необходимосопоставлять с нормативным. Использование элементов нормативного методапозволяет ежедневно осуществлять контроль за затратами на производство, закрыватьпричины отклонений от норм, выявлять резервы снижения себестоимости продукции.
Попроцессный (простой,однопередельный) метод учета затрат и калькулирования себестоимости продукции применяетсяв организациях со следующими признаками производственного процесса:
· массовый характерпроизводства одного или нескольких видов продукции;
· краткий периодтехнологического процесса;
· незавершенноепроизводство отсутствует или оно незначительно.      К таким организациямследует отнести организации добывающих отраслей промышленности (угледобывающей,нефтедобывающей и др.) промышленности строительных материалов, электро — итеплостанции и др. Широко применяется попроцессный метод в энергетическиххозяйствах вспомогательных производств.
При попроцессном методезатраты учитываются по установленным статьям калькуляции по всемупроизводственному процессу или, кроме того, по отдельным стадиям процессапроизводства. По окончании отчетного периода совокупные затраты попроизводственному процессу делят на количество единиц выпущенной продукции иисчисляют себестоимость одной калькуляционной единицы.
В зависимости отколичества наименований выпускаемой продукции и наличия незавершенногопроизводства применяются три варианта начисления себестоимости единицыпродукции.
Первый вариант (самыйпростой) применяется в основном производстве тех организаций, гдевырабатывается один вид продукции и отсутствует незавершенное производство, — ворганизациях угольной и горнорудной промышленности, при производствестроительных материалов и т.п., а также в энергетических хозяйствахвспомогательных производств. Себестоимость единицы продукции в указанныхпроизводствах определяют делением суммы затрат по производственному процессу наколичество единиц выпущенной продукции.
В угольнойпромышленности, например, затраты по добыче и продаже угля, учтенные по всемстадиям технологического процесса (подготовительная выработка, выемка угля,погрузка в вагоны, транспортировка, порододоработка, сортировка и обогащениеугля), делят на количество тонн добытого угля и определяют себестоимость однойтонны. В электросиловом хозяйстве вспомогательныхпроизводств затраты по нему делят на количество выработанной электроэнергии иопределяют себестоимость 1 кВт ч.
Второй вариант применяют в тех производствах, где вырабатываетсянесколько видов продукции и отсутствует незавершенное производство, — наэлектростанциях, где одновременно вырабатывается электро- и тепловая энергия, ворганизациях нефтедобывающей промышленности (добываются нефть и газ) и др.
При одновременной выработке или добыче различных видов продукциизатраты, относящиеся к определенному виду продукции, учитывают по этому видупродукции. Общие для всех видов продукции расходы распределяют между видами продукции,установленными в организации способами.
Например, при добыче нефти и газа затраты по амортизации скважин,затраты на текущий ремонт подземного оборудования, на увеличение отдачипластов, деэмульсию, перекачку и хранение нефти, стоимость потребленнойэлектроэнергии относят на нефть, а расходы на сбор и транспортировку газа — нагаз. Все остальные расходы по добыче нефти и газа распределяют между нимипропорционально массе валовой добычи нефти и газа.
Третий вариант исчисления себестоимости единицы продукцииприменяется в производствах с достаточно длительным периодом процессапроизводства и имеющих, поэтому незавершенное производство на конец отчетногопериода — в организациях лесозаготовительной, торфяной промышленности и т.п.
Остатки незавершенного производства на начало, и конец отчетногопериода оценивают установленным в организации способом (как правило, понормативной себестоимости). Затем затраты отчетного периода корректируют настоимость незавершенного производства на начало и конец отчетного периода искорректированную сумму затрат делят на количество единиц выработаннойпродукции.
В некоторых организациях незавершенное производство пересчитываютпо установленным коэффициентам в готовую продукцию. Себестоимость единицыпродукции в этом случае определяют делением суммы затрат отчетного месяца наколичество приведенных единиц.
Метод «директ-костинг»(себестоимость по прямым затратам) впервые начал применяться в Германии (в 30-егоды XX столетия). В 1953 г. он был рекомендован американской ассоциациейбухгалтеров для применения в США. В последние годы он широко применяется вбольшинстве развитых стран.
Вначале методом«директ-костинг» производственная себестоимость продукции исчислялась только попрямым переменным затратам. В процессе развития метода производственнуюсебестоимость продукции стали исчислять не только по прямым, но и по косвеннымпеременным расходам.
В отечественной практикесокращенная или неполная производственная себестоимость продукции исчисляетсятолько по переменным и условно-переменным затратам. Прямые переменные затратысразу учитываются на счетах учета затрат на производство и калькулированиесебестоимости продукции (20 «Основное производство», 23 «Вспомогательныепроизводства», 29 «Обслуживающие производства и хозяйства»). Условно-переменныерасходы в течение месяца учитываются на счете 25 «Общепроизводственные расходы»и по окончании месяца списываются на счета учета прямых переменных затрат (20,23, 29). Постоянные расходы учитываются в течение месяца на счете 26«Общехозяйственные расходы», с которого по окончании месяца списываются на счет90 «Продажи». Это означает, что общехозяйственные расходы в производственнуюсебестоимость продукции не включаются.
При исчислении сокращеннойсебестоимости продукции используют показатели маржинального дохода иостаточного дохода (прибыли от производства).
Маржинальный доходопределяют, вычитая из выручки от продажи продукции или стоимости произведеннойпродукции сумму переменных затрат.
Показатель остаточногодохода или прибыли от производства исчисляют вычитанием из маржинального доходапостоянных затрат.
Показатели маржинальногодохода и прибыли от производства имеют важное значение для управлениясебестоимостью продукции. Они показывают зависимость этих показателей от цен напродукцию, структуры выпускаемой продукции, величины переменных и постоянныхзатрат.
На основе анализавзаимосвязи «затраты — объем — прибыль» определяют критическую точку объемапроизводства в единицах продукции или стоимости продукции.
Например, критическуюточку объема производства в единицах продукции (X) определяют по формуле:
Х = П32 / (Ц — П31),
где Ц — цена единицыпродукции.
Кроме того, на основеданных, получаемых методом «директ-костинг», обосновывают оптимальный объемпроизводства продукции, целесообразность принятия отдельных заказов, цены нановую продукцию и т.п.
Наряду с отмеченнымидостоинствами методу «директ-костинг» свойственны некоторые недостатки.Исчисление и использование показателей сокращенной производственнойсебестоимости отдельных видов продукции и всей продукции в целом вызываетследующие негативные последствия. На счетах учета затрат на производствопродукции (20, 23, 29) и выпущенной продукции («Готовая продукция», «Товарыотгруженные») и соответствующих балансовых статьях («Готовая продукция»,«Товары отгруженные», «Незавершенное производство») отражается неполнаяпроизводственная себестоимость продукции (без общехозяйственных расходов), чтосоответственно уменьшает величину актива баланса и оказывает влияние назначение коэффициента текущей платежеспособности (величина этого важнейшегопоказателя уменьшается).
При традиционном порядкесписания общехозяйственных расходов значительная их часть относится на счетаучета капитальных вложений, непроизводственные нужды, расходы будущих периодов,целевого финансирования и поступлений, т.е. эта сумма не включается всебестоимость проданной продукции. При методе «директ-костинг» вся суммаобщехозяйственных расходов списывается на счет 90 «Продажи» и тем самымсущественно завышается себестоимость проданной продукции, что приводит к уменьшениюприбыли, налога на прибыль и показателей рентабельности.
В сезонных производствахпри выполнении работ долгосрочного характера общехозяйственные расходы приобычном порядке их списания входят в состав незавершенного производства (насчетах 20, 23 и др.). При втором же варианте они ежемесячно списываются на счет«Продажи». При отсутствии выпуска продукции за какой-либо месяц на счете«Продажи» отражаются только общехозяйственные расходы. Счет «Продажи»ежемесячно закрывается счетом «Прибыли и убытки». В этом случае организация становитсяубыточной.
К положительным моментамсписания общехозяйственных расходов на счет «Продажи» следует отнести:
· упрощение порядкасписания общехозяйственных расходов и калькулирования себестоимости отдельныхвидов продукции;
· уменьшение суммыналога на имущество в связи с уменьшением стоимости готовой и отгруженнойпродукции и незавершенного производства;
· улучшениепоказателей оборачиваемости оборотных активов и всего имущества организации всвязи с уменьшением их вели чины в активе баланса;
· улучшениепоказателей рентабельности оборотных активов и всего имущества организации всвязи с уменьшением их величины в активе баланса.
Следует отметить, чтосостав статей отчета по прибыли от производства при методе «директ-костинг» взначительной мере соответствует составу статей отчета о прибылях и убытках(форма № 2 квартальной и годовой бухгалтерской отчетности): выручка от продажи;себестоимость проданной продукции; валовая прибыль; коммерческие расходы;управленческие расходы; прибыль от продаж.
Показатели валовойприбыли, себестоимости проданной продукции, управленческих расходов формы № 2соответствуют статьям маржинального дохода, переменных и постоянных затратотчета о прибыли от производства. Различие состоит лишь в показателях «прибыль(убыток) от продаж» и «прибыль от производства», поскольку первый показательисчисляется с учетом расходов на продажу, а второй — без учета этих расходов.
Использование данных посчетам 25 и 26 для калькулирования себестоимости продукции методом«директ-костинг» дает не совсем точные результаты. Для исчисления более точныхпоказателей себестоимости продукции по данному методу необходимо из состава общепроизводственныхрасходов выделить реальные переменные косвенные расходы и присоединить их кпрямым переменным расходам для определения совокупных переменных затрат.
Для получения данных окосвенных переменных расходах, учитываемых по счету 25 «Общепроизводственныерасходы», целесообразно открыть к этому счету два субсчета.
25-1«Общепроизводственные переменные расходы»;
25-2«Общепроизводственные постоянные расходы».
На первом субсчетеследует учитывать основную часть расходов по содержанию и эксплуатации машин иоборудования (суммы амортизации по основным средствам, начисляемые взависимости от объема продукции (работ), стоимость потребленного топлива, всехвидов энергии, смазочных материалов, расходы по текущему ремонту оборудования итранспортных средств, внутризаводскому перемещению грузов и т.п.).
На втором субсчетеучитывают ту часть расходов по содержанию и эксплуатации машин и оборудования,которая не зависит от объема производства (суммы амортизации по основнымсредствам, начисляемые способами, не связанными с объемом производства, частьпрочих расходов и т.п.), а также все остальные расходы по обслуживанию,организации и управлению структурными подразделениями организации.
Конкретный переченьрасходов, учитываемых на первом и втором субсчетах счета 25, определяется сучетом всех особенностей деятельности структурных подразделений и организации вцелом.
По окончании месяцаобщепроизводственные переменные расходы следует списывать на счета учета прямыхзатрат, а общепроизводственные постоянные расходы — на счет 90 «Продажи».
Следует отметить, что вомногих западных странах метод «директ-костинг» не рекомендуется использоватьдля составления финансовой отчетности и для налогообложения. Он применяетсяименно в управленческом учете для осуществления контроля, экономическогоанализа и принятия управленческих решений.
4. Сметноепланирование (бюджетирование)
Бюджет — это количественныйплан в денежном выражении, подготовленный и принятый до определенного периодавремени, обычно показывающий планируемую величину дохода, которая должна бытьдостигнута, и/или расходы, которые должны быть понесены в течение этогопериода, и капитал, который необходимо привлечь для достижения данной цели.
Фактически бюджетпредприятия представляет собой план в денежном выражении, принятый на один год,с разбивкой на четыре квартала. Как правило, бюджет разбивается на месяцы, аиногда — на недели.
Бюджет служит инструментомдля управления доходами, расходами и прибылью предприятия.
Разработка бюджетасостоит из следующих этапов:
· постановка задачии сбор информации, необходимой для разработки бюджета;
· изучение и анализимеющейся информации; обобщение и анализ фактических результатов прошлогопериода; расчет научно обоснованных показателей деятельности предприятия; формированиебюджета;
· экспертиза иоценка проекта бюджета;
· принятие иутверждение бюджета.
Разработка бюджетапредполагает участие квалифицированных специалистов разного профиля:экономистов, финансистов, бухгалтеров, юристов, специалистов в областиналогового планирования, технологов и др.
Неправильно планироватьпроизводство только «сверху», начиная с утверждения годового бюджета.Планирование процесса только «снизу», т.е. с составления смет подразделений,цехов, также не даст положительных результатов: доходы могут оказатьсясознательно заниженными, а расходы — завышенными из-за перестраховки отделареализации и производственного отдела и др.
Формирование бюджетадолжно идти синхронно «сверху» и «снизу» при тесном взаимодействии руководствапроизводственных подразделений и предприятия. Только в этом случае бюджет будетразработан с учетом максимального использования реальных производственныхвозможностей в целях удовлетворения желаемых результатов руководствапредприятия.
Возможны три альтернативныхварианта формирования бюджета: пессимистический, вероятностный иоптимистический.
При пессимистическомварианте преследуется минимальная цель при максимальном использовании имеющихсяресурсов. Вероятностный вариант ориентирован на достижение максимальных целейпри умеренном использовании ресурсов. Оптимистический вариант предусматриваетдостижение максимальных целей при эффективном использовании ресурсов.
При формировании бюджетадолжны соблюдаться следующие требования:
1. бюджет являетсяобобщающим планом в натуральных и стоимостных показателях;
2. бюджет долженбыть сбалансированным по всем показателям;
3. производственныезадания должны быть напряженными, но выполнимыми;
4. в разработкебюджета должны принимать участие лица, ответственные за его выполнение;
5. бюджет долженбыть составлен с учетом существующих форм отчетности в целях обеспечениясопоставимости показателей;
6. изменения,вносимые в бюджет в течение бюджетного периода, должны обсуждаться и утверждатьсялицами, ответственными за его составление и принятие.    
Подготовленный проектбюджета должен быть согласован со всеми руководителями подразделенийпредприятия и представлен руководству предприятия на рассмотрение. Послерассмотрения бюджет утверждается и становится обязательным для исполнения всемислужбами предприятия.
Бюджетирование или сметноепланирование предполагает разработку главного бюджета, бюджетов (смет) функций(направлений) деятельности, смет структурных подразделений.
Главный бюджетпредставляет собой скоординированный по всем подразделениям или функциямдеятельности план работы предприятия, состоящий:
· из плана прибылейи убытков;
· прогноза денежныхпотоков;
· бюджетногобухгалтерского баланса.
Главный бюджет состоит издвух частей: финансового бюджета и операционного бюджета.
В операционном бюджете деятельностьпредприятия планируется посредством специальных технико-экономических показателей,характеризующих стадии производственной и хозяйственной деятельностипредприятия. Конечная цель операционного бюджета — бюджетный отчет о прибылях иубытках, который строится на основе:
· бюджета продаж;
· сметыпроизводственной себестоимости продукции;
· сметыкоммерческих расходов;
· сметыобщехозяйственных расходов.
Бюджет продажпредставляет собой план, от которого зависят практически все экономическиепоказатели предприятия: объем производства, выручка, себестоимость, прибыль ит.д.
На основе исследований,проведенных отделом маркетинга: о спросе на планируемую к выпуску продукцию,конкуренции на рынке, качестве и ценах, предполагаемых объемах продаж руководствопредприятия принимает решение о выпуске продукции. Готовится бюджет продаж,который может быть скорректирован как производственными мощностями, так иограниченным спросом.
После того как объемпродаж установлен, разрабатывается производственный бюджет. Производственныйбюджет является основанием для расчета закупки сырья и материалов, необходимыхдля производства продукции; трудовых затрат; общепроизводственных расходов. Всоответствии с производственным бюджетом готовят сметы коммерческих расходов иобщехозяйственных расходов.
Смета производственнойсебестоимости продукции рассчитывается на основании: сметы затрат на сырье иматериалы; сметы по труду; сметы общепроизводственных расходов.
Смета затрат на сырье и материалыпредставляет собой совокупные затраты по всем видам сырья и материалов, которыепланируется израсходовать на производство продукции вплановом периоде. Потребность в материалах принимается с учетом остатковскладских запасов. Затраты планируются с вычетом стоимости возвратныхматериальных отходов.
Смета по труду. Цель данного документа — предоставление исчерпывающейинформации о расходах на основную и дополнительную заработную плату персонала,занятого в производстве В смете определяется время в часах, необходимое дляизготовления запланированного объема продукции. На основании установленныхтарифных ставок и окладов, с учетом сложности и трудоемкости работ иквалификации работников определяются затраты труда в денежном выражении.
Смета общепроизводственных расходов представляет собой планируемыерасходы по содержанию и эксплуатации машин и оборудования; амортизационныеотчисления и затраты на ремонт основных средств и иного имущества,используемого в производстве; расходы по страхованию указанного имущества;расходы на отопление, освещение и содержание производственных помещений; оплатутруда работников, занятых обслуживанием производства, и др.
Смета коммерческих расходов представляет собой план расходов,связанных со сбытом продукции и услуг, включая упаковку, транспортировку,рекламу, заработную плату работникам отдела реализации и др. При составлениисметы следует иметь в виду, что часть расходов на продажу является постояннымирасходами, т.е. не зависящими от объемов продаж (расходы на рекламу). Расчетсметы расходов на продажу готовит отдел продаж.
Смета общехозяйственных расходов. В смете рассчитываются плановыерасходы на нужды управления, не связанные непосредственно с производственнымпроцессом. Как правило, в данном документе могут быть представлены следующиеплановые расходы: административно-управленческие; по содержаниюобщехозяйственного персонала, не связанного с производственным процессом;амортизационные отчисления и расходы на ремонт основных средств управленческогои общехозяйственного назначения; арендная плата за помещения общехозяйственногоназначения; расходы по оплате информационных, консультационных и аудиторскихуслуг; другие управленческие услуги. Все эти расходы считаютсяусловно-постоянными, так как они в целом не зависят от увеличения илиуменьшения объемов производства.
На основании подготовленных смет рассчитывается план прибылей иубытков, который является последним шагом при подготовке операционного бюджета.
Бюджетный отчет о прибылях и убытках (план прибылей и убытков) включаетв себя следующие показатели:
· выручкаот реализации продукции;
· себестоимостьреализуемой продукции;
· валоваяприбыль (убыток) (выручка минус себестоимость);
· коммерческиерасходы;
· общехозяйственныерасходы;
· прибыль(убыток) от продаж («валовая прибыль» (убыток) минус коммерческие расходы,минус общехозяйственные расходы).
Российские нормативные акты допускают другой вариант формированияприбыли предприятия, при котором общехозяйственные расходы, подобнообщепроизводственным, распределяются на себестоимость реализуемой продукции.Руководство предприятия само принимает решение о том, как формироватьсебестоимость продукции и, соответственно, реализационные цены и прибыль.Принятое решение фиксируется в учетной политике предприятия.
Во втором случае план прибылей и убытков будет иметь следующийвид:
· выручкаот реализации продукции;
· себестоимостьреализуемой продукции;
· валоваяприбыль (убыток) (выручка минус себестоимость);
· коммерческиерасходы;
· прибыль(убыток) от продаж (валовая прибыль (убыток) минус
коммерческие расходы).
Второй составной частью главного бюджета является финансовыйбюджет. В конечном итоге он представляет собой бюджетный баланс активов ипассивов предприятия. Все количественные оценки доходов и расходов, представленныев операционном бюджете, в финансовом бюджете трансформируются в денежные.Основная цель финансового бюджета — отражение плановых источников поступленияфинансовых средств и пути их использования. Финансовый бюджет состоит:
· изсметы капитальных затрат;
· бюджетаденежных средств;
· бюджетногобухгалтерского баланса.
Смета капитальных расходов представляет собой план по формированиюисточников инвестиционных ресурсов и направлениям капитальных вложений,связанных с приобретением зданий, сооружений, оборудования, транспортныхсредств, земельных Участков; реконструкцией, расширением и техническим перевооружениемдействующих предприятий и т.п.
Определение необходимости данных действий и привлечение источниковфинансирования капитальных вложений являются ключевой задачей управленческогоучета.
Инвестиции влияют на все экономические показатели результатовпроизводства: себестоимость продукции, прибыль, налогооблагаемую базу;соответственно должны с особым вниманием рассчитываться планируемые ценыреализации продукции, денежные потоки, расчеты с инвесторами за предоставленныекредиты, налог на имущество и т.д. В основу сметы капитальных вложений припланировании привлечения инвестиций должен быть положен инвестиционный анализпредлагаемых проектов по реконструкции предприятия, внедрению новых технологийи пр. При условии привлечения дорогостоящих инвестиций и длительного периодаокупаемости проекта кредиты могут оказывать весьма значительное влияние нафинансовый бюджет и, соответственно, на экономику предприятия в целом.
Бюджет денежных средств. Этот документ представляет собойпланируемые поступления денежных средств и различные платежи, которыенеобходимо осуществить в заданном планируемом периоде. При составлении бюджетавыявляются периоды излишка финансовых ресурсов или их нехватки. Четкоспланированный бюджет денежных средств обеспечивает предприятию достаточнуюкассовую наличность на любой момент.
Бюджетный бухгалтерский баланс представляет собой прогнозируемыеостатки на бухгалтерских счетах на начало и конец планируемого периода,записанные в форме бухгалтерского баланса активов и пассивов.
Для составления этого документа используются данные всех ранееразработанных смет операционного и финансового бюджетов. При помощи бюджетногобухгалтерского баланса:
· рассчитываютсявсе базы по налогам: на имущество, добавленную стоимость, на прибыль и др.;
· планируетсядебиторская и кредиторская задолженности, в том числе просроченные;
· корректируютсямногие производственные и экономические показатели: себестоимость, ценыреализации, управленческие расходы, расходы на продажу, выпуск продукции,реализация и др. в зависимости от поставленных задач и возможных результатов.
Рассмотрение бюджетного бухгалтерского баланса представляет собойпоследнюю фазу принятия или отклонения главного бюджета либо внесениянеобходимых изменений и корректировок.
Рассмотрение плановогоглавного бюджета — это серьезное мероприятие, как для собственниковпредприятия, так и для потенциальных инвесторов. Не менее важен бюджет дляруководства предприятия, так как он является программой, обязательной длявыполнения.
До всех служб организациина основании утвержденного бюджета доводятся ежеквартальные и ежемесячные планыдоходов и расходов.
Эффективность иобоснованность бюджетирования оценивается путем сопоставления плановыхпоказателей с фактическими. Как правило, чем точнее планирование, тем меньшеотклонений по всем показателям.
Существует два видабюджетов — статические и гибкие.
Статический бюджет — этотвердый план, в котором доходы и расходы планируются исходя только из заданногообъема реализации. Исполнение бюджета контролируется по фактическим показателямбез каких-либо корректировок.
Статический бюджетпозволяет оценить только абсолютные показатели исполнения бюджета и отражаетфакт полученного результата
Статические бюджетыиспользуются для внутрихозяйственных служб, в подразделениях, работа которых независит от объемов производства или реализации продукции. Статический бюджеткак правило, предназначен для определенного уровня деловой активностипредприятия, он не может использоваться для контроля затрат при измененииуровня активности. Провести детальный анализ результатов деятельностипредприятия, используя статический бюджет, невозможно. Поэтому на практике чащеиспользуется гибкий бюджет.
Гибкий бюджетпредусматривает несколько альтернативных вариантов объема реализации ивсевозможные корректировки затрат и доходов в зависимости от изменения объемов.
Сравнивая статический игибкий бюджеты, можно сказать, что последний предоставляет более объективныеданные для анализа выполнения плановых заданий. Гибкий бюджет можноиспользовать как для планирования, так и для анализа и оценки различныххозяйственных ситуаций в условиях возможных непредвиденных обстоятельств./>
5. Организациябюджетирования на предприятии
Для постановки бюджетирования на предприятии и обеспечения егоэффективного функционирования необходимо провести ряд подготовительных работ.Их совокупность составит организацию бюджетирования на предприятии.
Организация бюджетирования включает следующие основные группыработ:
· проектированиеи утверждение финансовой структуры организации;
· разработкаструктуры генерального бюджета организации;
· утверждениебюджетной политики (или раздела в учетной управленческой политике);
· разработкарегламентов бюджетирования.
Разработка финансовой структуры необходима для того, чтобыделегировать полномочия в части составления конкретных бюджетов менеджераморганизационных звеньев системы управления предприятием.
Структурирование генерального бюджета организации осуществляется сцелью закрепления статей за бюджетами и полномочий по их составлению и/илимониторингу за ответственными менеджерами. Разработка структуры генеральногобюджета организации включает работы по формированию классификаторов бюджетов,бюджетных статей, наложению видов бюджетов и бюджетных статей наорганизационные звенья структуры управления предприятием или финансовойструктуры. Осуществляется детальная проработка связей между всеми компонентами,в результате создается положение о бюджетной структуре и положения о конкретныхбюджетах.
Положение о бюджетной структуре включает описание составабюджетов, структуры бюджетных статей; оно закрепляет распределение статей побюджетам, а также фиксирует полномочия по составлению и/или исполнению бюджетовза центрами финансовой ответственности.
Положения по конкретным бюджетам детализируют информациюпредыдущего положения, а также представляют в систематизированном виде порядоксоставления (возможно, и исполнения) отдельного бюджета. Положения поконкретным бюджетам включают формулировку цели и задач их составления, таблицузакрепления статей бюджета за центрами финансовой ответственности, определяютпорядок бюджетного контроля, бюджетный регламент. Бюджетный регламент включает:определение периода бюджетирования; срока возможной корректировки бюджета(например, по итогам первого месяца первого квартала корректируются плановыезадания на третий месяц первого квартала и т.д.); схемы документооборота посоставлению конкретного бюджета; графика документооборота с указаниемкода и наименования документа, участников создания документа, адресов,количества и сроков представления документа; формы бюджетной таблицы.
В случае если используется гибкий подход к составлению бюджетов спомощью бухгалтерских проводок «о будущем» в бюджетной политике формируетсяспециальный рабочий план счетов.
В организационно-техническом разделе учетной политики формируетсяспециальный регламент, связанный с бюджетированием.
Процедурные регламенты бюджетирования включают определениевременного периода (горизонта) бюджетирования, процедуры планирования ибюджетирования, форматы бюджетов, программу действий: кто, когда, что, в какойформе, кому, на основе чего? Что должен представить, от кого, ...,что должен сделать с полученной информацией?
При «сшивании» бюджетов(особенно в условиях холдингов) возникают операции передачи внутрифирменныхдоходов и расходов, т.е. при планировании деятельности организации в целом, каки в бухгалтерском учете, нужно исключить внутризаводской оборот во избежаниедвойного счета.

Заключение
Управленческий учет — этосистема учета, планирования, контроля, анализа данных о затратах и результатаххозяйственной деятельности в разрезе необходимых для управления объектов,оперативного принятия на этой основе различных управленческих решений в целяхоптимизации финансовых результатов деятельности предприятия.
В отечественной теории ипрактике были и есть: учет по видам затрат (в различных группировках), поцентрам затрат и центрам ответственности, по объектам калькулирования;нормативный учет; система внутреннего хозяйственного расчета; система анализа,планирования и контроля.
Для принятияуправленческих решений более эффективно использовать маржинальный подход, таккак он лучше показывает влияние изменения объема производства продукции навеличину прибыли.
В зависимости отспецифики производства используют два основных метода калькулированиясебестоимость единицы продукции: позаказный — для индивидуального имелкосерийного производства и попроцессный — для серийного массовогопроизводства.
Позаказный и попроцессныйметоды калькулирования себестоимости можно использовать и при учете полных, ипри учете переменных затрат, а также при нормативном методе учета затрат.
Процессбюджетирования должен быть стандартизирован с помощью бюджетных форм,инструкций и процедур, которые систематизируются в положении о бюджетировании иположениях, о конкретных бюджетах. Составным элементом регламентов по бюджетированиюявляется бюджетная политика или сопутствующий раздел в управленческой учетнойполитике.
Планирование одна из важнейших функций управления Оно имеет дваосновных типа деятельности, которые являются частью процесса управленческогоконтроля. Первый – программирование – процесс принятия решений по основнымпринимаемым программам, он включает в себя разработку долгосрочных планов.Второй – это разработка смет (бюджетов) – процесс планирования деятельностивсей организации на последующий период, обычно год.
Смета(бюджет) денежных средств трансформирует доходы и расходы в поступления ивыплаты наличных средств, облегчая тем самым финансовое планирование и формируяданные для подготовки прогнозных финансовых отчетов.
Новыми для нас являются инекоторые элементы систем управления, например «директ-костинг» (как подсистемауправленческого учета), его учетные, аналитические и управленческиевозможности.
Таким образом, одна изпредпосылок становления российского управленческого учета — изучение, освоениеи переосмысление богатого наследия отечественной учетно-аналитической иэкономической школы, с одной стороны, и изучение, разумное применение иосвоение западных теорий и методов управления — с другой.
Разумное сочетаниестарого и нового, своего и чужого — ключ к эффективному управлению современнымпредприятием
Основными факторами,которые будут в дальнейшем определять тенденции развития управленческого учетав нашей стране, являются углубление рыночных процессов и их законодательноезакрепление.

Списоклитературы
1. ШевченкоИ.Г. Управленческий учет. – М.: ЗАО «Бизнес-школа «Интел-Синтез», 2001. – 112с.
2. Управленческийучет: Краткий курс: Учебное пособие для высшей школы. — М.: АкадемическийПроект, 2003. — 176 с.
3. БахрушинаМ.А. Бухгалтерский управленческий учет. – М.: Финстатинформ, 2000. – 359с.
4. ГвишианиД.М. Организация и управление. 3-е изд., перераб. – М.: Изд-во МГТУ им. Н.Э.Баумана, 1999. – 332 с.
5. Деловоепланирование (методы, организация, современная практика): Учеб. пособие / Подред. В.М. Попова. – М.: Финансы и статистика, 2002. – 368с.
6. Дpуpи K. Введение вуправленческий и производственный учет: Пер. с англ. — М.: Аудит, ЮНИТИ, 2001.– 560 с.
7. ИвашкевичВ.Б. Управленческий учет в информационной системе предприятия // Бухгалтерскийучет. – 2000. – № 4. – 149 с.
8. ИвашкевичВ.Б., Зайцев С.Н. Современные тенденции развития управленческого учета //Бухгалтерский учет. – 1996. — № 12.– 150 с.
9. КарповаТ.П. Основы управленческого учета: Учеб. пособие. – М.: Инфра-М, 2002. – 392с.
10. КарповаТ.П. Управленческий учет: Учебник для вузов. – М.: ЮНИТИ, 2003. – 350с.
11. КовалевВ.В., Соколов Я.В. Основы управленческого учета. – СПб.: Лист, 1991. – 48 с.
12. ФатхундшовР.А. Стратегический менеджмент: Учеб. для вузов. 3-е изд. – М.: ЗАО«Бизнес-школа «Интел-Синтез», 2001. – 416 с.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Створення електронної таблиці Відомість нарахування премії за 1 квартал 2010 року
Реферат Наследуемость и повторяемость основных хозяйственно полезных признаков у сельскохозяйственных животных
Реферат Структура апаратне забезпечення системи клієнт банк
Реферат MacbethThe Transformation Of Lady Macbeth Essay Research
Реферат Analysis Of The Lesson Essay Research Paper
Реферат Стандартные приложения Windows и работа с ними
Реферат Створення програми Залізничний вузол
Реферат Вологодское деревянное зодчество
Реферат Концепция как условие развития музея истории учебного заведения
Реферат Особенности воспитания умственно отсталых и физически дефективных детей
Реферат Характеристика деятельности туристической фирмы ООО Бюро путешествий Деметра
Реферат Брант, Себастьян
Реферат Оздоровчі системи Можливості людського організму
Реферат Проектирование цифровой радиорелейной линии
Реферат История развития идеологов социал демократии