Оглавление
Введение
Глава 1. Аудит: понятие,содержание, виды
1.1 Организация и место аудитав рыночной экономике
1.2 Аудит: содержание и виды
Глава 2. Внутренний аудит: функции, цели, задачи
2.1 Понятие, функции и этапывнутреннего аудита
2.2 Служба внутреннего аудита: этапы создания, цели и задачи
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Происходящие в последнеевремя процессы, как в государственном (повышение интереса к эффективностиуправления наделенным имуществом и соблюдению целевой направленности выделенныхсредств), так и в частном (повышения и уход от дел организаций учредителейпервой волны и назначение наемных управленцев) секторах экономики, ведут кнеобходимости организации цивилизованного контроля над работой наемных менеджерови предоставления гарантии того, что они управляют исключительно в интересахучредителя, а не своих личных или конкретной группы учредителей.
При этом в качествеосновного инструмента контроля и гаранта честных отношений между учредителем инаемными менеджерами выступает служба внутреннего аудита.
Интерес к внутреннемуаудиту в последнее время неуклонно возрастает, что, несомненно, обусловленорядом объективных причин, одну из которых мы указывали ранее. Но в то же время,по мнению отдельных специалистов и менеджеров, для российской практикиорганизация внутреннего аудита является делом новым и в силу своейзаконодательной необязательности ненужным.
Такое отношение квнутреннему аудиту можно объяснить следующим:
— В настоящее времяменеджмент уделяет очень мало внимания вопросам организации учета и контроля.Организация учета и контроля воспринимается им как оброк, установленныйзаконом, но абсолютно неэффективный и ненужный. До сих пор у значительной частироссийских менеджеров, к сожалению, сохраняются прежние представления осодержании контроля, основанные на прошлом опыте взаимодействия с ревизорами,они понимают аудит исключительно как проверку бухгалтерской документации игодовой бухгалтерской отчетности. Это обусловлено очень многими причинами: отсутствиему организации какой-либо стратегии развития; недостаточностью экономическогообразования у ряда топ-менеджеров компаний; неосознанием всей совокупностипотенциальных угроз, стоящих перед организацией в ходе осуществлениядеятельности; непониманием назначения и роли учета и контроля как инструментаповышения эффективности деятельности организации и т.д. Такие представления ужене соответствуют современным требованиям к кадровому потенциалу, современнойструктуре организации, в которой высока доля умственного труда, кответственности за принимаемое решение.
— Отсутствием необходимыхтеоретических разработок в области методологии и организации внутреннего аудитаприменительно к российским условиям.
— Недостатком нормативныхдокументов по регулированию деятельности внутренних аудиторов и недостаточнымуровнем профессионализма аудиторских кадров.
— Понятийнойнеопределенностью и ассоциацией деятельности внутренних аудиторов в процедурномплане с деятельностью ревизоров различного уровня, внешних аудиторов, ревизионнойкомиссии и т.д.
Справедливости радиследует заметить, что понятие внутреннего аудита действительно не являетсяновым, оно возникло достаточно давно. И если на первых этапах своегостановления (вторая половина 19-го века, Германия) он в большей степенипредставлял собой форму контроля за состоянием бухгалтерского учета, то уже вначале 20-го века смысл внутреннего аудита заключался в нефинансовой оценкеопераций компании и систематическом поиске путей повышения эффективностиуправления.
Несмотря на длительныйпроцесс своего развития, наибольшее распространение внутренний аудит сталполучать в третьем тысячелетии. Однако и в настоящее время среди специалистовне наблюдается единства в подходах к определению термина «внутренний аудит».Одни из них пытаются отождествить внутренний аудит с внешним или, по крайнеймере, найти между ними сходство, другие же, наоборот, пытаются найти различияили противоречия.
Объект исследования: организация.
Предмет исследования: внутреннийаудит.
Цель работы – изучить организацию внутреннегоаудита.
Задачи:
1. Проанализировать организацию иместо аудита в рыночной экономике.
2. Рассмотреть содержание и видыаудита.
3. Рассмотреть понятие, функции иэтапы внутреннего аудита.
4.Проанализировать службу внутреннего аудита: этапы создания, цели и задачи.
Теоретическая основа: Андреев В.Д., Белбожецкий И.А.,Мельник М.В., Соколов Я.В., Широбоков В.Г. и других.
Методы: теоретические методы.
Структура: работа состоит из введения, двухглав, заключения и списка литературы.
Глава1. Аудит: понятие, содержание, виды 1.1 Организация и место аудита в рыночной экономике
В государствах со сложившейсярыночной экономикой используется, как правило, следующая схема организацииорганов финансового контроля:
1. Высший орган финансового контроля,подчиняющийся парламенту или президенту, на который возложен общий контроль зарасходной частью бюджета.
2. Налоговое ведомство, котороеподчиняется правительству или Министру финансов государства. На эти органывозложен контроль за доходной частью государственного бюджета.
3. Контрольно-ревизионныеподразделения в министерствах и ведомствах, финансируемых за счет средствгосударственного бюджета, подчиняющиеся высшему органу финансового контроля илисоответствующему министерству или ведомству. На них возложен детальный контрольгосударственных средств бюджета в соответствующих структурах.
4. Независимый аудиторский финансовыйконтроль. Его функциями является проверка на договорных: началах достоверностиданных-балансов, законности совершаемых операций, оказание консультационныхуслуг в области учета и отчетности предприятиям, учреждениям и организациямнегосударственного сектора экономики.
Ведущей формой внешнего финансового контроля в странах с развитойрыночной экономикой является независимое аудиторство, проводимое специалистами- экономистами широкого профиля.
Существуют определенные сходства в законодательстве разныхстран в области аудита. Они заключаются в следующем:
— во всех законодательствахсодержится положение об обязательности проведения аудита годовой финансовойотчетности предприятий;
— наличие в законодательствахопределенных квалификационных требований для специалистов, желающих заниматьсяаудиторской деятельностью; .
— наличие в законодательствах всехстран положения о том, что заниматься аудиторской деятельностью могут лишьграждане данной страны.
В связи с вышеизложенным аудиторскийконтроль получил широкое распространение вплоть до создания международныхаудиторских Фирм.
В каждой стране с развитой рыночнойэкономикой существует сеть аудиторских фирм. Международная ассоциациядипломированных общественных бухгалтеров объединяет более 4,2 тысяч аудиторскихфирм, функционирующих в 147 странах. При ООН создана Международная организациявысших органов государственного финансового контроля.
Профессиональные организациибухгалтеров-аудиторов созданы во многих странах. В частности, в Великобританииобразован Институт присяжных бухгалтеров Англии и Уэльса, в США существуютинституты дипломированных и недипломированных бухгалтеров/бухгалтеров-аудиторов/, в Германиидействует Палата аудиторов и Институт аудиторов. В 60-х годах была образованаисследовательская группа экспертов по бухгалтерскому учету Европейскогоэкономического сообщества, которая готовит рекомендации для всех стран,входящих в это сообщество.
В большинстве стран действуюттранснациональные аудиторские и консультационные фирмы с представителями вдругих странах. Например, представительства «Эрнст энд Янг» действуютв 179 странах мира, «Прайс Уотерхауз» — в НО, «Артур Андерсен»- более, чем в 100 странах. Все они используют в своей работе Международныенормы аудита и сопутствующих работ.
Существуют также национальныеаудиторские Фирмы. В Канаде, например, они создали особый консультационныйбизнес. Считается, что в Китае в середине 80-х годов организация службаудиторского контроля сыграла важную роль в оздоровлении экономики истабилизации рынка.
Вместе с тем, есть малые аналогичныеслужбы, а также структуры для оказания аналогичных индивидуальным аудиторскимуслугам. Так, численность большинства зарубежных фирм составляет 10-15специалистов, а в Дании из 400 консультантов около 75 % функционируют водиночку.
Кроме внешнего, во многих фирмахимеется внутренний аудит для осуществления самоконтроля за уровнем издержекобращения, рентабельностью, соблюдением оптимального соотношения режимаэкономии и качества услуг, продукции. Внутренний аудит используют и транснациональныекорпорации, такие как «Истмэн кодак» в США. Внутренний аудит в этойФирме существует уже более 60 лет.
Основная задача аудиторских фирмсостоит в том, чтобы контролировать соблюдение законодательства, регулирующегохозяйственную и финансовую деятельность предприятия, ведение бухгалтерскогоучета, составления отчетности и обеспечения государственных органов исобственников информацией о Финансовой положении. В деловом мире никто непринимает всерьез предпринимателей, чьи отчетные данные не подтвержденыаудиторским заключением.
Привлечение высококвалифицированныхвнешних аудиторов-консультантов имеет большое преимущество, т.к. они невдаваясь в излишние подробности и детали исследуемых вопросов, могут решить ихнаиболее объективно. Кроме того, привлекаемые эксперты часто выдвигают весьмасмелые и радикальные идеи, которые не всегда могут сделать собственные специалисты.
В своей деятельности аудиторруководствуется законодательством и собственными хозрасчетными интересами. Вусловиях конкуренции в аудиторским бизнесе это экономически способствуетповышению уровню проведения проверок и ревизий. В свою очередь предприятиямогут выбрать в качестве партнера квалифицированного, не зависящего откакого-либо ведомства ревизора-аудитора, а государство может обеспечитьконтроль за достоверностью финансовой отчетности и, как следствие,правильностью налогообложения, не расходуя на это средства государственногобюджета.
Аудиторы несут ответственность задобросовестное и квалифицированное выполнение своих обязанностей. 1.2 Аудит: содержание и виды
Аудиторство — особая самостоятельнаяорганизационная форма контроля. Необходимость аудита вызывается прежде всеготребованиями реализации концепции по отчетности. Это выражается признаниемтого, что одна сторона должна быть подотчетна другой и что должен осуществлятьсяконтроль выполнения данной обязанности, причем такой контроль подразумеваетполучение некоторой информации, разъяснений или отчета. Аудит в связи с этимвыступает в качестве механизма контроля и тем самым способствует реализацииконцепции подотчетности.
Особое значение аудит имеет дляполучения уточненной информации, установления несоответствий в выдаваемых поощрениях.Этим аудит повышает качество принимаемых решений, эффективность рыночныхопераций, а также способствует лучшему использованию средств, находящихся враспоряжении предприятия.
Немаловажное значение аудит имеет всфере посреднических контактов, Как уже упоминалось выше, в мире бизнесанеобходима точная информация, для того, чтобы принимались деловые решения.Поэтому аудиторы осуществляют полезную для обеих сторон деятельность:покупателя и потребителя.
Аудит представляет собой независимуюэкспертизу и анализ публичной финансовой отчетности хозяйствующего субъекта,уполномоченными на это лицами /аудиторами/ с целью определения ее достоверности,полноты и соответствия законодательству и требованиям, предъявляемым к ведениюбухгалтерского учета и Финансовой отчетности на предприятиях. Аудит такжевключает и другие виды работ. В современном понимании аудит — это процесспроверки ведения бухгалтерского учета и финансовой отчетности на предприятиях сразными формами собственности с точки зрения их достоверности и соответствиядействующему законодательству.
Аудит как вид деятельностизаключается в сборе фактов, касающихся функционирования предприятия иосуществляется компетентным независимым лицом, которое исходя из установленныхкритериев выносит заключение о качественной стороне этого Функционирования,положения или информации. В рамках данного определения можно отметить рядключевых компонентов:
1. Необходимым условием ведения любойаудиторской деятельности является четкое представление о ее рамках, которыемогут определяться параметрами конкретного экономического субъекта.
2. Аудитор стремится заполнить «информациюбреши» между объектами аудита и теми, кто заинтересован в его проведении.Это связано с те тем, что в отчетах обычно недостает информации, представляющийинтерес для проводящих аудит или отчеты нельзя считать достоверной и надежнойоснов' ой для оценки и принятия решений.
3. Ключевым компонентом являетсяквалификация лиц, проводящих аудит. Аудитор должен уметь собиратьсоответствующие Факты и понимать критерии, на основании которых следует чтифакты оценивать. Кроме того, как упоминалось выше, от аудиторов требуетсясоблюдение определенных норм проведения, выражающиеся прежде всего в егонезависимости и умению противостоять внешним воздействиям и давлению извне.
Аудиторы — это независимыеспециалисты в области учета, анализа, контроля, имеющие соответствующиелицензии на право ведения аудиторской деятельности, которые проверяют ианализируют производственно-хозяйственную деятельность различныхпроизводственно-экономических систем, как правило, на договорных началах, атакже составляют заключение о конечных результатах деятельности исследованныхсистем за определенный период времени.
4. Основным содержанием аудиторскойдеятельности является деятельность по сбору и оценке фактов, без чего никакойаудиторский отчет не может восприниматься как результат проверки.
5. Собранные факты, касающиесяфункционирования или информации и являющиеся предметом проверки, оцениваютсясогласно стандартам или критериям. Такие критерии могут устанавливаться либоизвне, при внешнем аудите, либо в случае внутреннего аудита вытекать из планови намерений, определяемых руководством предприятия на конкретную аудиторскуюпроверку.
6. Заключительным этапом аудиторскойпроверки является составление аудиторского отчета, посредством которогопроверяющий информирует о вскрытых в ходе проверки обстоятельствах и осделанных заключениях для тех групп, которые проявляют к этому законныйинтерес.
Целесообразно различать собственноаудит как контроль и удостоверение достоверности финансовых отчетовпредприятий, учреждений и организаций и деятельность аудиторских фирм, котораясводится не только к проверкам, но и включает всевозможные иные услуги вобласти финансов и бухгалтерского учета.
В рамках общих параметров понятияаудита различают несколько его вариантов:
I. Аудиторство финансовой отчетности, служащее для выяснения полноты идостоверности финансовой информации, ее соответствия определенным требованиям;
2. Согласованный или регулярныйаудит, основной целью имеющий проверку соблюдения конкретных процедур, норм илиправил деятельности. Предметом аудита в данном случае является главным образомметод работы проверяемого объекта и его персонала. При этом доскональноанализируется недостатки в работе предприятия, которые стали следствием определенныхуправленческих решений.
3. Аудиторство производственнойдеятельности, состоящее в проверках качественных аспектов производственнойдеятельности предприятия. Основная цель его состоит в содействии увеличениювыпуска конечной продукции с максимально низкой себестоимостью. Аудитор долженпри этом предложить конкретнее направления повышения эффективности ипроизводительности работы данного предприятия.
4. Аудиторство, цель которого — проверка нарушений экономической дисциплины. При его проведении изучаютсяосновные направления финансового и экономического развития предприятия илиотрасли. Рекомендации аудиторов в этом случае сводятся к одобрению или неодобрениютех или иных тенденций развития, предвидению возможных последствий принимаемыхрешений. Этот вид аудиторства очень трудоемок, поскольку требует изучениямногих аспектов проблемы, подвергаемой экспертизе. Аудит может быть добровольным/инициативным/, когда он проводится по заказу заинтересованного лица, еслипроверка не предусмотрена законодательством. Характер и масштаб такой проверкизависят от желания клиента. В отличие от добровольного обязательныйаудит предусматривается законом и предприятие обязано для проверкифинансово-хозяйственной деятельности приглашать аудиторов. Объем и порядокпроведения обязательного аудита четко установлены органами государственногоуправления. Этот вид аудита регламентируется постановлением правительстваРоссийской Федерации «Об основных критериях деятельности экономическихсубъектов, по которым их бухгалтерская отчетность подлежит обязательной иежегодной аудиторской проверке». Кроме того, выделяют следующие видыаудита: внешний, внутренний, консалтинг, оперативный аудит деятельностируководства, экологический аудит.
Глава2. Внутренний аудит: функции, цели, задачи 2.1 Понятие, функции и этапы внутреннего аудита
Внутренний аудит – это регламентированная внутреннимидокументами организации деятельность по контролю звеньев управления и различныхаспектов функционирования организации, осуществляемая представителямиспециального контрольного органа в рамках помощи органам управления организации(общему собранию участников хозяйственного товарищества или общества или членовпроизводственного кооператива, наблюдательному совету, совету директоров,исполнительному органу).
Внутренний аудит – элемент системы внутреннегоконтроля, необходимый для крупных хозяйствующих субъектов, в основномнегосударственного сектора экономики, чтобы с его помощью успешно конкурироватьна рынке за счет роста качества, снижения себестоимости продукции, знанияпотребностей рынка и, таким образом, повышения эффективности работы.
Внутренний аудит – это способ независимой оценкиэффективности деятельности организации и органов ее управления.
Все это обусловленобуквальностью перевода термина с английского языка. Дословно термин «внутреннийаудит» – internal audit – означает внутреннюю проверку счетов, ревизию.Однако у внутреннего аудита иные смысл, назначение и организация. И наиболееточно их передает определение понятия, данное международным Институтомвнутренних аудиторов (The Institute of Internal Auditors) – «внутреннийаудит есть деятельность по предоставлению независимых и объективных гарантий иконсультаций, направленных на совершенствование деятельности организации.Внутренний аудит помогает организации достичь поставленных целей, используясистематизированный и последовательный подход к оценке и повышениюэффективности процессов управления рисками, контроля и управления организацией».
Следовательно, внутреннийаудит следует воспринимать скорее как разновидность консалтинга,чем контроля. А говорить о том, что к институтам внутреннегоаудита относятся назначаемые учредителями ревизоры, ревизионные комиссии иподобные органы, не совсем корректно в силу отличия задач, стоящих перед этимиинститутами, от выполняемых службой внутреннего аудита.
В связи с этим основнымихарактеристиками внутреннего аудита являются:
1. Независимость иобъективность. Независимость рассматривается в контексте функциональнойподчиненности службы внутреннего аудита в структуре организации. Независимость,как правило, достигается путем разделения функционального и административногоподчинения службы внутреннего аудита (административное подчинение руководству,а функциональное – учредителям). Объективность рассматривается как способностьработника службы внутреннего аудита формировать беспристрастные оценки ивыводы.
2. Оптимизация иповышение эффективности деятельности организации. В даннойситуации внутренний аудит выполняет, в первую очередь, не контрольную функцию,а оценочную, он служит для выявления слабых мест в системах управления,внутреннего контроля и управления рисками, для формирования рекомендаций поповышению эффективности этих систем и процессов.
3.Предоставлениегарантий и консультаций. Сущность деятельности внутреннегоаудита заключается в предоставлении гарантий и консультаций заказчикам(клиентам) внутреннего аудита в областях управления рисками, внутреннегоконтроля, управления организацией.
Следовательно, насовременном этапе контрольная функция внутреннего аудита, обеспечивающая достоверностьбухгалтерской отчетности, не остается ни главной, ни единственной, а задачейвнутреннего аудита является решение вопросов управления и экономическойполитики, то есть в современном понимании внутренний аудит из простой проверкисоблюдения регламентов превращается в творческий процесс.
Аудиторская деятельностьосуществляется в виде внешнегоаудита, который выполняетсяаудиторскими фирмами или независимыми аудиторами, и в виде внутреннегоаудита, который проводит специализированное подразделение той организации,чья деятельность подвергается аудиторской проверке. Конечная общая цель обоихвидов аудита во многом совпадает — это контроль. Однако имеются и существенныеразличия в содержании внешнего и внутреннего аудита и характере деятельностиспециалистов, осуществляющих внешний и внутренний аудит.
Внешний аудит предполагает оценку системыотчетности, проверку и оценку активов и пассивов организации, тестированиесуществующей системы внутреннего контроля. Главная задача внешнего аудита —установить, соответствуют ли реальности представляемые отчеты и балансыпроверяемой организации, оценить ее финансовое положение и результатдеятельности за определенный период. Внешний аудит осуществляется периодически,причем часто разными фирмами или аудиторами, приглашаемыми со стороны.Аудиторский отчет предназначен главным образом вышестоящим органам, акционерам,кредиторам и т. д. Он используется и внутренними аудиторами.
Внутренний аудит имеет другую природу, смысл,назначение и организацию по сравнению с внешним. Служба внутреннего аудита(или, как ее иногда называют, служба внутренней ревизии, служба внутреннегоконтроля), являясь независимым подразделением, созданным в рамках организации,выполняет систематическую, каждодневную работу по проверке и оценке ее деятельности.
По общепринятому определению, общейзадачей внутреннего аудита является помощь организации в эффективном выполненииею своих обязанностей в соответствии с ее назначением. Внутренний аудит — этоорудие управления, предназначенное для обеспечения (гарантии) достижения целейуправления. Для этого служба внутреннего аудита снабжает управление организацииинформацией о результатах выполненного анализа, оценках деятельности того илииного подразделения, различными рекомендациями. Служба внутреннего аудитасотрудничает с внешними аудиторами.
Результаты внутреннего аудитаиспользуются руководством организации для управления и текущего ведения дел сучетом имеющихся ресурсов и в рамках существующих законов. Таким образом,внутренний аудит способствует достижению целей организации.
Задачи, которые выполняются привнутреннем аудите, разнообразны и зависят от его целей, вида проверяемойорганизации и характера ее деятельности. Очевидно, что аудит государственныхорганизаций, коммерческих банков, страховых компаний и пенсионных фондов имееткаждый свою специфику. Более того, многие задачи можно решать различнымиспособами, с разной глубиной и детальностью и ориентируясь на различныекритерии. В связи с этим неизбежно возникает проблема регламентирования аудиторскойдеятельности. Проблема, как известно, решается с помощью разработки соответствующихправил или стандартов, а также конкретных методик проведения аудита. Термин «стандарт»(точное отражение английского standard) здесь следует понимать в специальном смысле, который отличается от принятогоу нас. Вместо «стандарты аудита» за рубежом применяют и другоеназвание — Code of Ethics for Auditors, которое можно перевести как «стандартыповедения», «этический кодекс» или, наконец, «правила дляаудиторов».
В России разработан стандартаудиторской деятельности, который одобрен Комиссией по аудиторской деятельностипри Президенте Российской Федерации. «Данное правило (стандарт)подготовлено для регламентации аудиторской деятельности; целью Правила(стандарта) является установление норм, применяемых аудиторской фирмой илиаудитором, работающим самостоятельно в качестве индивидуального предпринимателя».Данным стандартом (стандартом внешнего аудита) можно руководствоваться и впрактике осуществления внутреннего аудита.
В странах с развитым государственным аппаратом проблемамаудита, в том числе внутреннего, уделяется много внимания. Достаточно упомянутьо существовании Международной организации высших институтов контроля (The International Organization of Supreme Audit Institutions, INTOSAI), в которую входят более десятка стран, включая США,Англию и Японию. Международным является и Институт внутренних аудиторов (The Institution of Internal Auditors, IIA). В этом направлении работают и специальные подразделенияправительственных организаций. Например, в США — General Accounting Office'. В каждой из названных и других аналогичныхзарубежных организаций имеется подразделение, ответственное за разработкусоответствующих стандартов аудита.
Процесс аудита распадается на несколько основных этапов.Типичными для аудиторской проверки отдельного объекта являются следующие этапы:
1. Предварительное планирование.
2. Оценка риска.
3. Разработка общего плана ипрограммы аудита.
4. Проведение аудита.
5. Оценка и документальное оформлениерезультатов аудита.
Предварительное планирование. Включает в себя получение полного представления опроверяемом объекте, анализ правовых обязательств, нормативов и учетныхстандартов, применимых к объекту аудита, предварительное определение основныхрисков и задач аудита, оценку необходимых трудозатрат, определение графикапроведения аудита, оценку необходимой помощи со стороны других аудиторскихструктур. Для получения полного представления об объекте аудита аудиторывначале изучают постоянное досье на данный объект.
Оценка риска. В основе окончательного варианта планированияаудиторских проверок и определения необходимых для их проведения ресурсов лежитпроцесс систематической оценки рисков, присущих деятельности того или иногоподразделения банка, банковскому продукту, сделке или событию. Такие оценкипозволяют руководству внутренней аудиторской службы спланировать проверки иресурсы с учетом «рискованности» того или иного объекта аудита.
Исходя из данных предварительногоизучения объекта аудита, применимых к нему нормативов и процедур бухгалтерскогоучета, аудиторы определяют «ключевые» риски и формулируютсоответствующие этим рискам задачи аудита. Необходимой предпосылкой оценкириска является получение описания объекта аудита. Массив документированнойинформации об объекте охватывает различные типы операций; информационный обмен;вопросы внутреннего контроля; задействованный персонал; используемые счета бухгалтерскогоучета.
Важным элементом на данном этапеявляется оценка риска несовершенства контроля,котораязаключается в определении эффективности системы внутреннего контроля с точкизрения предотвращения и обнаружения ошибок и неправильных действий. Онапредусматривает следующие действия:
1) определение рисков и потенциальныхошибок, характерных для данного объекта;
2) выбор действующих систем контроля,снижающих тот или иной риск или вероятность ошибки;
3) определение эффективностивыбранных систем контроля;
4) оценка надежности выбранных системконтроля;
5) определение необходимостивсесторонней проверки функционирования конкретных систем контроля.
Из этого следует, что оценка рисковявляется одной из наиболее важных и сложных проблем внутреннего аудита,рассмотрение которой выходит за рамки данной статьи.
Разработка общего плана и программыаудита. Первым шагом в этом направленииявляется определение потенциальных ошибок. С этой целью:
а) составляется список основных видовошибок: недействительная операция; неточно или несвоевременнозарегистрированная операция; несанкционированная операция; неверноклассифицированная операция и т. д.;
б) рассматриваются критические стадииоперационного цикла: подготовка, утверждение, регистрация и санкционированиеоперации, обработка, корректировка, контроль и оформление соответствующегодокумента;
в) оценивается опыт проведенияпредыдущих аудиторских проверок данного объекта.
Далее анализируется описание объектааудита и определяется надежность существующих систем контроля, позволяющихпредотвращать или обнаруживать и исправлять ошибки. Рассматриваются следующиеключевые механизмы контроля:
а) согласование и сопоставлениеимеющихся активов с активами, объем которых подтверждается первичнымидокументами. Для этого предполагается проведение проверок специальногоконтрольного «файла», с данными которого согласовываются обрабатываемыеданные, либо прямое сопоставление входных данных с соответствующими активамиспециалистами, занимающимися другими операциями;
б) санкционирование на проведениеданной операции определяется наличием в электронной системе общих процедурконтроля безопасности данных, не допускающих проведения операций, не имеющихзаконной силы;
в) анализ выходных данных всегдавыполняется, по крайней мере, в некоторой степени, вручную. Целью такогоанализа является проверка обоснованности и точности выходных данных путемдетального их сопоставления с ожидаемыми результатами;
г) контроль доступа к активам(контроль за несанкционированным и санкционированным доступом). Лица,обладающие санкционированным доступом к активам, при правильном распределенииобязанностей, не должны иметь доступ к соответствующей учетной документации,сфальсифицировав которую они могли бы скрыть недостачу;
д) общий электронный контроль,который реализуется путем слежения за данными в электронной системе кредитнойорганизации, начиная с приобретения, разработки, обслуживания и поддержкиинформационных систем.
Процедуры аудита применяют и длявыяснения наличия механизмов внутреннего контроля за тем или иным объектомаудита. Эти процедуры включают:
1) проведение внутренним аудитомпроверок остатков средств на счетах и анализа регулярности операцийпоследующего контроля уполномоченными сотрудниками;
2) аналитические процедуры, онииспользуются для выяснения того, имела ли место в действительности вероятнаяошибка, затрагивающая какой-либо счет или тип операций. Это осуществляетсяпутем сравнения суммы по записям с ожидаемой суммой (особое место занимаетвыборочный метод, позволяющий заметно сократить затраты на обследования);
3) детальное изучение фактическихданных, подтверждающих состоятельность некоторых или всех статей, которыевходят в совокупность, образующую сумму, подлежащую проверке, а такженаблюдение за деятельностью объекта аудита и проверку соблюдения конкретныхпринципов и процедур. Завершив работу над планом и процедурами аудиторскойпроверки, аудитор готовит записку о планировании аудита, являющуюся документальнымподтверждением плана аудита и отражающую основные моменты, характеризующиеобъект аудита.
Проведение аудитасводится к выполнению программы аудита, оноосуществляется группой аудита. Позиции программы распределяются междуаудиторами 13 соответствии с их опытом и квалификацией.
Оценка и дîкументальное оформление результатоваудита.На основе результатов проверкиаудитор формирует представление о существенности обнаруженных ошибок (вматериальном отношении), погрешностях, искажениях и т. п.
2.2 Служба внутреннегоаудита: этапы создания, цели и задачи
Службавнутреннего аудита может быть создана в организации в виде отдела каксамостоятельной организационной единицы, входящей в состав системы управления инаделенной функцией контроля фактов финансово-хозяйственной жизниэкономического субъекта. При формировании такого отдела необходимо решить рядзадач в определенной последовательности.
Первыйэтап. Определение спектра общих целей изадач стратегического характера, для достижения которых создается отделвнутреннего аудита.
Второйэтап. Проведение всестороннего анализаорганизации, установление структуры отдела внутреннего аудита, фиксация «слабых»мест в системе внутреннего контроля и т.д. Выявление «точек приоритета»по повышению эффективности работы.
Третийэтап. Определение места внутреннего аудитаи степени его интеграции с другими отделами организации.
Четвертыйэтап. Разработка нормативных документоввнутреннего аудита.
Пятыйэтап. Формирование штата отдела внутреннегоаудита, его технической базы.
Шестойэтап.Модернизация системы управления наоснове внедрения стратегического контроллинга.
Рассмотримэти этапы подробнее.
Первыйэтап
Данныйэтап включает анализ учредительных документов организации, позволяющийустановить стратегические, тактические и оперативные цели организации, с тем,чтобы оптимальным образом сформулировать задачи отдела внутреннего аудита. Этизадачи могут быть общими, локальными и частными: общие – характерны длябольшинства служб, отделов, комитетов внутреннего аудита вне зависимости от ихспециализации, формы собственности, организационной структуры; локальные –формируются для достижения общих целей и задач; частные – присущи конкретныморганизациям.
Приопределении спектра общих целей и задач стратегического характера отделавнутреннего аудита принимается ряд допущений:
•цели и задачи внутреннего аудита должны соответствовать размерам организации;
•структура целей и задач должна отражать виды деятельности организации;
•локальные и частные цели и задачи должны быть сегментированы в зависимости оторганизационной структуры экономического субъекта;
•цели и задачи должны формироваться исходя из предпосылки наличия различных формвнешнего контроля.
Второйэтап
Наоснове всестороннего анализа деятельности организации, ее структуры, «слабых»мест системы внутреннего контроля (далее – СВК), объема средств внутреннегоконтроля, относящихся к учетным, аналитическим и управленческим системам,определяются мероприятия, способствующие улучшению работы как СВК, так и всейорганизации в целом. После выполнения такого анализа можно приступитьнепосредственно к созданию, нормативному, методическому и техническомуоснащению отдела внутреннего аудита.
Наиболеепристальное внимание на данном этапе должно быть уделено анализу:
•организационной структуры;
•функционирования системы бухгалтерского учета и СВК.
Исходяиз того, что отдел внутреннего аудита является частью СВК, необходимо принятьрешение о распределении процедур внутрихозяйственного контроля между элементамиСВК. К таким процедурам относятся, в частности:
•проверка наличия оправдательных и распорядительных документов для проведенияхозяйственных операций;
•проверка ведения и соблюдения утвержденного графика документооборота, наличияразрешительных записей руководящего персонала;
•арифметическая проверка правильности бухгалтерских записей;
•сверки расчетов;
•контроль корреспонденции счетов по каждой хозяйственной операции, отраженной вдокументах;
•установление соответствия данных в первичных учетных документах бухгалтерскимзаписям;
•проверка соответствия отдельных статей бухгалтерской отчетности записям вглавной книге;
•инвентаризация денежных средств и товарно-материальных ценностей;
•использование для целей контроля информации из источников, расположенных внеаудируемого лица;
•осуществление мер, направленных на физическое ограничение доступанесанкционированных лиц к активам организации, к системе ведения документации изаписей по бухгалтерским счетам;
•исследование динамики хозяйственных показателей, сравнение плановых и сметныххозяйственных показателей с фактически имевшими место и выяснение причинсущественных расхождений.
Необходимоотметить, что некоторые процедуры внутрихозяйственного контроля могут бытьвыполнены внутри отделов организации самими сотрудниками. Однако это неозначает, что каждая процедура должна быть закреплена только за одним изэлементов системы внутрихозяйственного контроля (ревизионной комиссией,внутренним аудитом, наблюдательным советом). Например, инвентаризация для целейревизии должна проводиться сплошным методом, по всем товаро-материальнымценностям, тогда как инвентаризация для целей внутреннего аудита можетпроходить выборочно, а для служебного расследования она ограничена видамитоварно-материальных ценностей или перечнем материально ответственных лиц.
Наэтом этапе возможна корректировка целей и задач отдела внутреннего аудита всоответствии с обнаруженными «слабыми» местами системы бухгалтерскогоучета и СВК.
Третийэтап
Впроцессе функционирования отдел внутреннего аудита взаимодействует практическисо всеми отделами и службами организации. Так как к внутреннему аудитупредъявляются более жесткие требования по сравнению с внешним аудитом,внутренний аудит довольно тесно связан с учетно-аналитическими,производственными и управленческими процессами. Поэтому в качестве отдельногоэтапа его организации предлагается определение места СВК и степени ееинтеграции с другими отделами и службами (см. рисунок).
Внутреннийаудит в отношении бухгалтерской службы решает следующие задачи:
•контроль полноты данных, отраженных в системе бухгалтерского учета;
•проверка правомерности, обоснованности, эффективности совершенных хозяйственныхопераций;
•установление адекватности системы бухгалтерского учета;
•проверка состояния средств контроля;
•группировка оперативной и отчетной информации в интересах администрации и ввиде, доступном для ее понимания.
Однакона принятие управленческих решений, а значит, и на их результат влияет нетолько достоверность, но и форма подачи информации. Система бухгалтерскогоучета формализует информацию, т.е. кодирует ее таким образом, чтобы работа сней была наиболее эффективной. Необходимо отметить, что в данном случаепользователь этой информации должен обладать соответствующей квалификацией.
Управленческийперсонал в своей работе сталкивается с потоком разнообразной информации, частьиз которой не может быть адекватно воспринята из-за своей специфичности. Врезультате взаимодействия внутреннего аудита и системы бухгалтерского учетасоздаются не только достоверные, но и пригодные для рассмотрения кругомзаинтересованных лиц, не имеющих глубоких бухгалтерских знаний, данные.
Важнымследствием этого, по нашему мнению, является тот факт, что информационный обменотдела внутреннего аудита и других служб и отделов организации, в том числе исистемы бухгалтерского учета, должен строиться на взаимонаправленных потокахинформации, которые служат базой для осуществления и контрольных, ианалитических, и консалтинговых функций внутреннего аудита. Это касаетсяпервичной и агрегированной информации, а также оперативных, плановых,нормативно-справочных данных, классификаторов технико-экономической информации,систем документации (унифицированных и специальных) и пр.
Поитогам определения места внутреннего аудита в системе управления организациеймогут быть пересмотрены, уточнены его цели и задачи, а также «точкиприоритетов» в целях повышения эффективности управления.
Четвертыйэтап
Разработканормативных документов отдела внутреннего аудита представляет собой наиболеепродолжительный по времени этап. Зачастую формирование нормативной иметодологической базы происходит перманентно. Регламентация деятельности отделаозначает подготовку методик проведения внутреннего аудита в таком количестве ис такой детализацией, которые обеспечивали бы определенность каждого шагавнутреннего аудитора, исключали бы неоднозначность понимания поставленныхзадач.
Кромеметодических материалов необходимы классификатор ошибок и другие документы,устанавливающие права и обязанности, как сотрудников, так и отдела внутреннегоаудита в целом. Это находит свое отражение в следующих документах нормативногорегулирования:
•положение об отделе внутреннего аудита;
•положение о рабочей политике отдела внутреннего аудита;
•внутренние стандарты аудита;
•должностные инструкции внутренних аудиторов.
Вположении об отделе внутреннего аудита определяются общие цели и задачи отдела,права и обязанности сотрудников, а также их полномочия и порядок отчетности.При этом должен быть обеспечен принцип независимости внутреннего аудитора. Ведьесли внутренний аудитор (или отдел внутреннего аудита) будет самостоятельноисправлять ошибки, внедрять новые методы оптимизации работы организации и т.п.,то в будущем он вынужден будет контролировать свою же работу, что нарушаетпринцип объективности его деятельности.
Представляетсяочевидным, что чем детальнее разработано положение об отделе внутреннегоаудита, тем легче организовать его работу, закрепить ответственностьсотрудников и добиться реального улучшения качества. Поэтому представляетсяцелесообразным на данном этапе выделить следующие подсистемы внутреннегоаудита:
•сбор первичной контрольной информации;
•анализ контрольной информации;
•формирование итоговой контрольной информации;
•хранение контрольной информации.
Подсистемасбора первичной контрольной информации необходима в связи с различнымитребованиями, предъявляемыми к информации, используемой для выполненияразличных задач внутреннего аудита.
Актуальностьподсистемы анализа контрольной информации вызвана потребностью управленческогоперсонала в контрольно-аналитических данных. Естественно, что в каждомконкретном случае подсистема может оперировать различными «контрольнымиточками», использовать различные методы и процедуры внутреннего аудита.
Спомощью данной u1087 подсистемы формируется итоговая контрольная информация,причем она интерпретируется в разрезе целей и задач, а также пользователей.Осуществляется также подготовка проектных решений, рекомендаций, консультаций.
Выделениеподсистемы хранения контрольной информации обусловлено чрезвычайной ееважностью для каждой коммерческой С помощью данной подсистемы формируетсяитоговая контрольная информация, причем она интерпретируется в разрезе целей изадач, а также пользователей. Осуществляется также подготовка проектныхрешений, рекомендаций, консультаций.
Каждаяиз рассмотренных подсистем использует свою входящую информацию, свои методы ипроцедуры ее обработки, а также определенным образом формирует выходнуюинформацию. Применение подсистем позволяет повысить эффективностьфункциональных этапов проверки, а в конечном счете внутрихозяйственногоконтроля и системы управления организацией в целом.
Вположении о рабочей политике отдела внутреннего аудита целесообразно отразитьследующие концептуальные аспекты:
•механизм расчета рисков внутреннего аудита;
•методика расчета и распределения уровня существенности;
•цели и характеристика видов процедур внутреннего аудита;
•виды оценочных значений и сравнительных показателей бухгалтерской отчетности,подлежащих внутреннему аудиту;
•порядок определения объема и формирования выборок внутреннего аудита;
•механизм контроля выполнения допущения непрерывности деятельности;
•варианты диагностики ошибок, искажений, неточностей в разрезе объектовконтроля;
•формированиеитоговой информации по результатам внутреннего аудита в разрезеобъектов контроля, целей и задач внутреннего аудита, категории пользователей.
Выделениеуказанных концептуальных аспектов позволит сформировать основные методическиеустановки функционирования отдела внутреннего аудита с учетом спецификифинансово-хозяйственной деятельности той или иной организации. Кроме того,детальное представление выделенных аспектов в положении будет способствоватьболее продуктивному взаимодействию с внешними контролирующими органами, в томчисле с независимым внешним аудитором, например, в части, касающейсятестирования СВК. При этом основным документом внутрифирменного нормативногорегулирования должны стать стандарты внутреннего аудита. Большинство из нихмогут быть разработаны на основе стандартов внешнего аудита путем ихсоответствующей модификации применительно к особенностям функционирования ицелевым установкам внутреннего аудита.
Пятыйэтап
Принципиальнымвопросом в процессе организации отдела внутреннего аудита является формированиеоптимального штата. Наиболее оправданным экономически представляетсятрехуровневая структура штатного расписания отдела. Первый уровень – постоянные(штатные) работники; второй уровень – привлекаемые специалисты экономическогосубъекта; третий уровень – специалисты и эксперты, привлеченные со стороны.
Квалификационныетребования к сотрудникам отдела внутреннего аудита должны быть закреплены всоответствующем внутреннем стандарте и включать:
•высшее экономическое (или юридическое) образование, полученное в высшем учебномзаведении Российской Федерации;
•обучение по программе подготовки внешних аудиторов и наличие подтверждающегоаттестата;
• дляспециалистов, имеющих доступ к компьютерным системам и базам данныхорганизации, — адекватная выполняемым задачам профессиональная подготовка;
•ежегодное повышение квалификации в объеме не менее 60 часов;
•опыт работы по специальности не менее 5 лет.
Крометого, руководитель отдела внутреннего аудита должен пройти обучение попрограмме подготовки внутренних аудиторов Института внутренних аудиторовРоссии.
Шестойэтап
Внастоящее время система управления организациями трансформируется всоответствии с современными условиями хозяйствования, которые характеризуютсявысокой конкуренцией и нестабильностью внешней среды. Результатом такойтрансформации является внедрение контроллинга. Находясь на пересечении учета,информационного обеспечения, контроля и координации, контроллинг связывает воединовсе эти функции, интегрирует и координирует их, причем не подменяет собойуправление предприятием, а лишь переводит его на качественно новый уровень.
Контроллинг– система управления, базирующаяся на взаимодействии всех функцийвнутрихозяйственного контроля, управленческого учета, планирования, анализа имаркетинга и предназначенная для достижения организацией поставленных целей.При этом внутрихозяйственный контроль играет роль основной функции системыуправления, отвечающей признакам контроллинга. Именно контроль выполняетфункцию обратной связи в любой динамической системе, в том числе ихозяйственной.
Вцелях формирования системы контроллинга функции управления могут бытьохарактеризованы следующими особенностями.
Внутрихозяйственныйконтроль. Наиболее полно требованиямконтроллинга отвечает организация внутрихозяйственного контроля в виде системывнутреннего аудита, так как она позволяет осуществлять как последующий, так ипредварительный, и оперативный (текущий) контроль.
Управленческийучет. Организация системы управления в видеконтроллинга предполагает широкое использование управленческого учета, созданиецентров ответственности и системы оперативной регистрации информации позатратам и доходам в разрезе финансово-хозяйственных процессов.
Планирование. В системе контроллинга должно осуществлятьсяоперативное и перспективное, и стратегическое планирование с выделениемнормативного планирования по всем финансово-хозяйственным процессаморганизации.
Анализ. С функциями системы контроллинга связаны выделениеоперативного производственного и финансового анализа, и также оперативныйанализ информации бюджетирования.
Маркетинг. Функционирование системы маркетинга должноосуществляться в разрезе каждого вида продукции, работ и услуг с выделениемжизненных циклов товаров и секторов продаж с целью планирования, установления иоперативного изменения цен продукции, работ и услуг.
Заключение
Несмотря на всю кажущуюсяпростоту изложенного подхода к организации службы внутреннего аудита, внедрениеего в практику окажется несколько затруднительным. К трудностям, с которымистолкнутся участники как частного, так и государственного секторов экономикипри формировании системы внутреннего аудита, можно отнести следующие:
Во-первых, недостаточнаярегламентация деятельности. То есть практическое отсутствие административных ииных видов регламентов в силу неопределенности функционально-процессной моделиорганизации деятельности участников.
Во-вторых, ненацеленностьсистем планирования, а подчас и управления на результат; отсутствиеобоснованных показателей для оценки эффективности и результативностидеятельности; несовершенство или полное отсутствие управленческого учета,позволяющего осуществлять, а вернее обеспечивать, контроль достижения результатов.
В-третьих, отсутствиестройной системы внутреннего контроля, подмена понятия «внутреннийконтроль» – ревизией, контроллингом и т.д.; игнорирование объективнойнеобходимости наличия эффективных процедур внутреннего контроля, направленныхна обеспечение, в первую очередь, сохранности активов, проверку достоверностиинформации, формируемой системой бухгалтерского учета, и повышениерезультативности деятельности, для того чтобы внутренний контроль сталинструментом контроля рисков.
То есть фактическое отсутствиепроцесса, направленного на достижение целей организации и являющегосярезультатом действий руководства по планированию, организации, мониторингудеятельности для наиболее эффективного выполнения всеми работниками своихобязанностей при совершении операций и выполнении процедур, предотвращенияпотерь имущества, предупреждения и обнаружения возможных ошибок.
В-четвертых,ориентированность участников на последующий контроль и недостаточность, в своюочередь, предварительного и текущего контроля приводят к ограничениювозможности выявления на наиболее ранних стадиях возможных нарушений,недостатков и неэффективного использования ресурсов при осуществлениидеятельности. То есть ограниченность или полное отсутствие системы (системыуправления рисками), позволяющей заблаговременно определить вероятностьнаступления событий, которые могут негативно отразиться на процессах,процедурах и операциях и препятствовать достижению намеченных целей.
Однако каковы бы н и былитрудности, их рано или поздно придется преодолевать, так как внутренний аудитдействительно является наиболее действенным инструментом выявления возможностейповышения эффективности деятельности, так как формируется субъектомсамостоятельно, внутри субъекта и позволяет получить информацию, необходимуюдля достижения целей и решения задач, стоящих перед субъектом, наиболееэффективным способом.
Списокиспользованной литературы
Учебная литература
1. Андреев В.Д.Внутренний аудит: учеб. пособие. – М.: Финансы и статистика, 2008.
2. Белбожецкий И.А.Бухгалтерский учет и внутренний аудит. — В 2-х частях. — М.: Бухгалтерскийучет, 2006.
3. Контроллинг какинструмент управления предприятием / Под ред. Н.Г. Данилочкиной. — М: Аудит,ЮНИТИ, 2009.
4. Мельник М.В.Ревизия и контроль: Учебное пособие. — М: ИД ФБК-ПРЕСС, 2007.
5. Соколов Я.В.Бухгалтерский учет: от истоков до наших дней: Учебное пособие для вузов. — М.:Аудит, ЮНИТИ, 2006.
6. Шеремет А.Д.Аудит: учебник / Под ред. А.Д. Шеремет, В.П. Суйц. – М.: ИНФРА-М,2006.
Периодическая литература
7. Бурцев В.В.Организация внутреннего аудита / В.В. Бурцев // Финансовый менеджмент. – 2005.– № 6.
8. Воропаев Ю.Н.Оценка риска аудита и бизнеса / Ю.Н. Воропаев // Бухгалтерский учет. – 1996. –№ 6.
9. Филипьев Д.Ю. Внутренний аудит: мифы и реальность /Учет и контроль. – М.: Финансы. – 2007. — №1.
10. Хорохордин Н.Н.Служба внутреннего аудита: этапы создания, цели и задачи // Аудиторскиеведомости. — 2007. — № 10.