Реферат по предмету "Бухгалтерский учет и аудит"


Учет основных средств, нематериальных активов и материалов

Учет основных средств и вложений во внеоборотные активы
 Учет основных средств.Понятие, оценка и классификация основных средств
Основные средства– часть имущества, используемая в качестве средств труда при производствепродукции, выполнении работ или оказании услуг, или для управленческих нуждорганизации в течение длительного периода, превышающего 12 месяцев.
В составосновных средств включают:
·здания, сооружения;
·рабочие, силовые машины и оборудование;
·измерительные и регулирующие приборы, устройства, вычислительную технику;
·транспортные средства;
·инструмент, производственный, хозяйственный инвентарь и принадлежности;
·рабочий, продуктивный и племенной скот;
·многолетние насаждения;
·земельные участки, объекты природопользования;
·капитальные вложения на коренное улучшение земель и в арендованные объекты;
·прочие.
Единицабухгалтерского учета основных средств – инвентарный объект, т.е. объектосновных средств или комплекс конструктивно сочлененных предметов,предназначенный для выполнения определенных самостоятельных функций. В случаеналичия у одного объекта нескольких частей с разным сроком полезногоиспользования, каждая часть учитывается как самостоятельный инвентарный объект.
Оценка.Основные средства принимаются к бухгалтерскому учету по первоначальнойстоимости, которая представляет собой:
·при приобретении (покупки) – сумму фактических затрат без НДС и иныхвозмещаемых налогов на приобретение, сооружение и изготовление основныхсредств;
·полученного безвозмездно – признается рыночная стоимость объекта на датуоприходования. Формирование текущей рыночной стоимости производится на основецены на данный или аналогичный вид имущества. Данные о действующей цене должныбыть подтверждены документально или экспертным путем;
·приобретенных по договору мены – считается балансовая стоимость обмениваемогоимущества;
·полученных в качестве взноса в уставный капитал – принимается денежная оценка,согласованная учредителями организации, если иное не предусмотрено законодательствомРФ;
·приобретенных по импорту – является стоимость в иностранной валюте,пересчитанная в рубли по курсу центрального банка РФ на дату перехода правасобственности, хозяйственного ведения, оперативного управления или арендыобъекта.Счета бухгалтерского учета, используемые дляучета основных средств
Для обобщения информациио наличии и движении основных средств организации, находящихся в эксплуатации,запасе, на консервации, в аренде, доверительном управлении, предназначен счет01 «Основные средства», к которому открываются субсчета по видам основныхсредств.
Счет 01 синтетический,основной, балансовый, активный. Аналитический учет по счету 01 «Основныесредства» ведется по отдельным инвентарным объектам, по местам нахождения ит.д.
Подостаточной стоимостью основных средств понимается разница между первоначальной(восстановительной) стоимостью основных средств и суммой начисленнойамортизации.
Для обобщенияинформации о наличии и движении оборудования, требующего монтажа ипредназначенного для установки в строящихся (реконструктивных) объектахприменяется счет 07 «Оборудование к установке».
Для обобщенияинформации о затратах организации в объекты, которые впоследствии будут принятык бухгалтерскому учету в качестве основных средств, земельных участков иобъектов природопользования, нематериальных активов, предназначен счет 08«Вложения во внеоборотные активы». К счету могут быть открыты субсчета.Учет наличия и движения основных средств
Каждая операция движенияосновных средств должна быть оформлена соответствующими первичными документамиустановленной формы:
-          Акт оприеме-передаче основных средств (кроме зданий, сооружений) (форма № ОС-1);
-          Акт оприеме – передаче здания (сооружения) (форма № ОС – 1а);
-          Акт оприеме – передаче групп объектов основных средств (кроме зданий, сооружений)(форма № ОС – 1б);
-          Накладнаяна внутреннее перемещение объектов основных средств (форма № ОС – 2);
-          Акт оприеме-сдаче отремонтированных, реконструированных и модернизированных объектовосновных средств (форма № ОС-3);
-          Акт осписании объекта основных средств (кроме автотранспортных средств)
(форма №ОС-4);
-          Акт осписании автотранспортных средств (форма № ОС-4а);
-          Акт осписании групп объектов основных средств (кроме автотранспортных средств)(форма № ОС – 4б);
-          Инвентарнаякарточка учета объекта основных средств (форма № ОС-6);
-          Инвентарнаякарточка группового учета объектов основных средств (форма № ОС – 6а);
-          Инвентарнаякнига учета объектов основных средств (форма № ОС – 6б);
-          Акт оприеме (поступлении) оборудования (форма № ОС-14);
-          Акт оприеме – передаче оборудования в монтаж (форма № ОС-15);
-          Акт овыявленных дефектах оборудования (форма № ОС-16).
Изменениепервоначальной стоимости основных средств допускается в случаях:
·установленных законодательством РФ;
·достройки, дооборудования, реконструкции, частичной ликвидации. Увеличение(уменьшение) первоначальной стоимости относится на счет 83 «Добавочный капитал»;
·переоценки не чаще одного раза в год организацией объектов основных средств повосстановительной стоимости путем индексации или прямого пересчета по рыночнымценам. Разница учитывается на счете 83 «Добавочный капитал».
Восстановительнаястоимость – это затраты по воспроизводству объекта основных средств вконкретных условиях.
Восстановлениеосновных средств производится одним из следующих способов: ремонт,модернизация, реконструкция.
Амортизация основных средств
Амортизацияосновных средств – это процесс погашения их стоимости.
Амортизацияне начисляется по жилому фонду; объектам внешнего благоустройства и другиманалогичным объектам лесного хозяйства; специальным сооружениям судоходнойобстановки; продуктивному скоту, буйволам, волам, оленям; многолетнимнасаждениям, не достигшим эксплуатационного возраста; земельным участкам иобъектам природопользования.
Амортизацияобъектов основных средств производится одним из следующих методов (способов)начисления амортизационных отчислений:
·линейным;
·уменьшаемого остатка;
·списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования;
·списания стоимости пропорционально объему продукции (работ).
Приформировании учетной политики предприятие может выбрать один из перечисленныхспособов.
Срокполезного использования – период, в течение которого использование объектаосновных средств призвано приносить доход организации.
Для обобщенияинформации об амортизации, накопленной за время эксплуатации объектов основныхсредств, предназначен счет 02 «Амортизация основных средств». Счет пассивный,синтетический, контрактивный, т.е. счет, не имеющий самостоятельного значения.Способы начисления амортизации
Линейныйспособ начисления амортизации:
А=ПС/Т,
где А –годовая сумма амортизационных отчислений
ПС –первоначальная стоимость объекта основных средств
Т – срокполезного использования объекта основных средств
Способуменьшаемого остатка:
А=ОС/Т,
где А –годовая сумма амортизационных отчислений за текущий год
ОС –остаточная стоимость объекта основных средств на начало текущего года(первоначальная стоимость минус сумма начисленных амортизационных отчислений)
Т – срокполезного использования объекта основных средств
Способначисления амортизации по сумме чисел лет срока полезного использования:
Т
Ат = ((Т — т+ 1) х ПС)/å i,
где Ат –годовая сумма амортизационных отчислений за год т
i=1
ПС –первоначальная стоимость объекта основных средств
Т – срокполезного использования объекта основных средств
т – номергода от начала срока использования объекта основных
средств
Т
å i– сумма чисел лет срока полезного использования объекта
i=1
Способсписания стоимости пропорционально объему продукции (работ)
Ат = (ПС хОт)/Оплан,
где Ат –годовая сумма амортизационных отчислений за год т
ПС –первоначальная стоимость объекта основных средств
Оплан –предполагаемый объем выпуска продукции в натуральном выражении
От –фактический объем выпуска продукции в натуральном измерении за год тУчет ремонтов
При формировании учетнойполитики предприятие может выбрать один из следующих предусмотренныхзаконодательством способов учета затрат на проведение ремонта основных средств:
·по фактическим затратам;
·с использованием счета расходов будущих периодов;
·путем создания резерва на проведение ремонта.
Выбирая тотили иной способ, необходимо принимать во внимание:
·структуру основных производственных фондов;
·сложность ремонта;
·периодичность проведения ремонта;
·стоимость ремонта в соответствии со сметами расходов и условиями договоров напроведение ремонта.
Используютсясчета учета производственных затрат:
20 «Основноепроизводство»;
23«Вспомогательные производства»;
25«Общепроизводственные расходы»;
26«Общехозяйственные расходы»;
44 «Расходына продажу».
Учет ремонтов при подрядном способе производстваработ
Сдача объектов вэксплуатацию оформляется актами приемки-сдачи отремонтированных,реконструированных и модернизированных объектов (форма № ОС-3).Учет ремонтов при хозяйственном способепроизводства работ
При хозяйственном способепроизводства работ по текущему и капитальному ремонту основных средств наосновании первичных документов и справок бухгалтерии делаются бухгалтерскиезаписи на счетах бухгалтерского учета:
на суммузатрат по ремонту:
-          настоимость израсходованных материалов, запасных частей и быстроизнашивающихсяпредметов;
-          насумму начисленной заработной платы персоналу за работы по ремонту основныхсредств;
-          насумму отчислений в фонды социального страхования и социального обеспечения подействующим нормативам от начисленной заработной платы персонала за работу поремонту основных средств;
-          насумму расходов по ремонту основных средств, оплаченных из подотчетных сумм.
Инвентаризацияосновных средств
При инвентаризацииосновных средств комиссия производит осмотр объектов и заносит в описи полноеих наименование, назначение, инвентарные номера и основные технические илиэксплуатационные показатели.
Выявленныеизлишки основных средств приходуют.
При недостачеи порче объектов основных средств делаются бухгалтерские записи на счетахбухгалтерского учета:
-          насумму первоначальной (восстановительной) стоимости объекта основных средств;
-          насумму амортизационных отчислений, накопленных за время эксплуатации объекта;
-          насумму остаточной стоимости.
При выявленииконкретных виновников делаются бухгалтерские записи на счетах бухгалтерскогоучета на сумму рыночной стоимости объекта основных средств.Аренда основных средств
Арендаосновных средств – предоставление имущества арендатору (нанимателю) за плату вовременное владение и (или) пользование.
Предприятиеучитывает полученные в текущую аренду объекты основных средств на забалансовомсчете 001 «Арендованные основные средства» по стоимости, обозначенной вдоговоре аренды.
Начислениеарендной платы отражается бухгалтерскими записями на счетах бухгалтерскогоучета:
-          насумму арендной платы без НДС;
-          насумму НДС, относящегося к арендной плате.
Начислениеамортизации производится в соответствии с условиями договора арендыарендодателем или арендатором.Выбытие основных средств
Выбытие основных средствимеет место в случаях:
·безвозмездной передачи;
·списания при моральном и физическом износе;
·частичной ликвидации, ликвидации при авариях, стихийных бедствиях и другихчрезвычайных ситуациях;
·передаче в виде вклада в уставный (складочный) капитал;
·продажи, передачи по договору мены;
·передачи по договору лизинга.
При выбытииосновных средств, по которым начислялась амортизация, вся сумма амортизации,накопленной за время использования объекта, списывается в уменьшение егопервоначальной стоимости.
Материальныеценности, оставшиеся после списания основных средств, следует учитывать порыночной стоимости по дебету счета 10 «Материалы» и кредиту счета 99 «Прибыли иубытки». На эту сумму увеличивается налогооблагаемая прибыль организации.Учет основных средств на забалансовых счетахСчет 001«Арендованные основные средства»
Предприятия, не имея длясвоей деятельности необходимых основных средств, берут их в аренду. Эти основныесредства можно получить и по договору безвозмездного пользования. Такиедоговоры можно заключать как с юридическими, так и с физическими лицами. Вовсех этих случаях полученные основные средства нужно учесть на забалансовомсчете 001 «арендованные основные средства».Счет 005«Оборудование, принятое для монтажа»
Данный счет используетсяпредприятиями-подрядчиками. На нем отражается стоимость оборудования,полученного от заказчика для монтажа.Счет 010«Износ основных средств»
· Износ по объектамжилищного фонда.
·Износ по объектам внешнего благоустройства и другим аналогичным объектам.
·Износ по этим объектам начисляется в конце года исходя из установленных нормамортизационных отчислений.Счет 011«Основные средства, сданные в аренду»
Если предприятие сдает варенду основные средства, их стоимость нужно отразить на счете 011 «Основныесредства, сданные в аренду». Обычно этими счетами пользуются лизинговые компании.Раскрытие информации по основным средствам
В бухгалтерскойотчетности на начало и конец отчетного года отражается первоначальная стоимостьосновных средств, начисленная амортизация, стоимость выбытия, стоимостьприроста и иные случаи движения.
В учетнойполитике – способы оценки объектов; изменения первоначальной стоимостиобъектов, в том числе по отдельным случаям; сроки полезного использования;состав объектов, стоимость которых не погашается; состав сдаваемых и получаемыхв аренду объектов; способы начисления амортизации по отдельным объектам.

Учетнематериальных активов
 Понятие и классификация нематериальных активов
К нематериальным активамотносятся затраты организации в нематериальные объекты (не имеющие вещественнойформы), принадлежащие ей на правах собственности и используемые свыше одногогода в хозяйственной деятельности и приносящие доход.
Кнематериальным активам относятся следующие объекты:
·исключительное право патентообладателя на изобретение, промышленный образец,полезную модель;
·исключительное авторское право на программы для ЭВМ, базы данных;
·имущественное право автора или иного правообладателя на топологии интегральныхмикросхем;
·исключительное право владельца на товарный знак и знак обслуживания,наименование места происхождения товаров;
·исключительное право патентообладателя на селекционные достижения и пр.
При принятиик бухгалтерскому учету активов в качестве нематериальных необходимоединовременное выполнение следующих условий:
1)        отсутствиематериально-вещественной (физической) структуры;
2)        возможностьидентификации (выделения, отделения) организацией от другого имущества;
3)        использованиев производстве продукции, при выполнении работ или оказании услуг либо дляуправленческих нужд организации;
4)        использованиев течение длительного времени, т.е. срока полезного использования,продолжительностью свыше 12 месяцев или обычного операционного цикла, если онпревышает 12 месяцев;
5)        организациейне предполагается последующая перепродажа данного имущества;
6)        способностьприносить организации экономические выгоды (доход) в будущем;
7)        наличиенадлежащим образом оформленных документов, подтверждающих существование самогоактива и исключительного права у организации на результаты интеллектуальнойдеятельности (патенты, свидетельства, другие охранные документы, договоруступки (приобретения) патента, товарного знака и т.п.).Первичные документы по учету нематериальныхактивов
Карточка учетанематериальных активов (форма № НМА – 1) применяется для учета всех видовнематериальных активов, поступивших в использование в организацию.
Карточкаведется в бухгалтерии на каждый объект. Форма заполняется в одном экземпляре наосновании документа на оприходование, приемки-передачи (перемещения)нематериальных активов и другой документации.
Определение стоимостинематериальных активов при их постановке на бухгалтерский учет в зависимости отформы (способа) их приобретения
Нематериальные активымогут быть приобретены предприятием по следующим видам договоров:
·авторским договорам (с физическими лицами) (о передаче исключительных,неисключительных прав на использование произведений науки, литературы,искусства);
·договорам коммерческой концессии;
·договорам, заключаемым в соответствии с патентным законом;
·договорам, заключаемым в соответствии с Законом о защите товарных знаков имарок;
·лицензионным договорам (исключительная, неисключительная, открытая лицензия);
·учредительным договорам.
Для учетанематериальных активов используется активный счет 04 «Нематериальные активы».
На этом счетенематериальные активы отражаются по первоначальной стоимости.
Нематериальныеактивы, срок службы (полезного использования) которых составляет менее года, насчете 04 «Нематериальные активы» не отражаются. При приобретении таких НМА ихстоимость разрешается сразу отражать на счете по учету затрат 26«Общехозяйственные расходы» или счет 97 «Расходы будущих периодов» споследующим списанием на счета учета затрат в течение срока использования.
Источникпоступления НМА:Приобретение за плату
Фактическипроизведенные расходы по приобретению:
-          суммы,уплачиваемые в соответствии с договором уступки (приобретения) правправообладателю (продавцу);
-          стоимостьинформационных и консультационных услуг, связанных с приобретением НМА;
-          вознаграждения,уплачиваемые посреднической организации, через которую приобретен объект НМА;
-          регистрационныесборы, таможенные пошлины, патентные пошлины и другие аналогичные платежи,произведенные в связи с уступкой (приобретением) исключительных правправообладателя;
-          иныерасходы, непосредственно связанные с приобретением НМА.Создание самим предприятием
Сумма фактическихрасходов на создание, изготовление (израсходованные материальные ресурсы,оплата труда, услуги сторонних организаций по контрагентским (совместнымисполнительским) договорам, патентные пошлины, связанные с получением патентов,свидетельств и т.п.) за исключением налога на добавленную стоимость и иныхвозмещаемых налогов (кроме случаев, предусмотренных законодательством РФ).
Получениепо договорам, предусматривающим исполнение обязательств (оплату) неденежнымисредствами
Исходяиз стоимости товаров (ценностей), переданных или подлежащих передачепредприятием. Стоимость товаров (ценностей), или подлежащих передаче,устанавливается исходя из цены, по которой в сравнимых обстоятельствах обычнопредприятие определяет стоимость аналогичных товаров (ценностей).
Вкладв уставный капитал
Денежнаяоценка, согласованная с учредителями, если иное не предусмотренозаконодательством РФ.
Дарение(безвозмездно)
Рыночнаястоимость на дату принятия к бухгалтерскому учету.
Учетопераций, связанных с предоставлением права на
использованиенематериальных активов
Еслипредприятие передает права использования объекта нематериальных активов другойорганизации по исключительной лицензии, то оно сохраняет исключительные правана переданный объект. В таком случае объект НМА не списывается и долженучитываться в бухгалтерском учете у организации-правообладателя обособленно.
Учетамортизации нематериальных активов
Срокполезного использования нематериального актива определяется на основании:
· срока действия патента, свидетельства идругих ограничений сроков использования объектов интеллектуальнойсобственности, согласно законодательству РФ;
· ожидаемого срока использованиянематериального актива, в течение которого предприятие может получатьэкономическую выгоду (доход);
· количества продукции или иного натуральногопоказателя объема работ, ожидаемого к получению в результате использованиянематериального актива.
Потем нематериальным активам, срок полезного использования которых определитьневозможно, нормы амортизации устанавливаются в расчете на 20 лет (но не болеесрока деятельности предприятия).
Первоначальнаястоимость нематериальных активов за вычетом суммы начисленной амортизацииназывается остаточной стоимостью НМА.
Способы,которые применяются при начислении амортизации нематериальных активов:
-          линейный способ;
-          способ уменьшаемого остатка;
-          способ списания стоимости пропорционально объемупродукции (работ, услуг).
Втечение отчетного года амортизационные отчисления по объемам нематериальныхактивов начисляются ежемесячно независимо от применяемого способа начисления вразмере 1/12 годовой суммы.
Учетреализации и выбытия нематериальных активов
Выбытиенематериальных активов может происходить в связи:
-          с продажей;
-          с вкладом в уставный капитал;
-          с безвозмездной передачей или по договору дарения;
-          со списанием в связи с полным погашением стоимости этогообъекта либо выбытием этого объекта с бухгалтерского учета в связи с уступкой(утратой) предприятием исключительных прав на результаты интеллектуальнойдеятельности;
-          с ликвидацией при стихийных бедствиях и иных чрезвычайныхситуациях.
Дляучета доходов и расходов от выбытия и реализации нематериальных активовиспользуется счет 91 «Прочие доходы и расходы».
Деловаярепутация
Предметомдоговора купли-продажи могут выступать не только отдельные товары, но ипредприятие в целом как единый имущественный комплекс.
Стоимостьлюбого предприятия отлична от совокупной стоимости его активов и пассивов.Разница между покупной ценой предприятия и стоимостью его активов и обязательствможет рассматриваться как деловая репутация предприятия.
Деловаярепутация предприятия может быть как положительной, так и отрицательнойвеличиной.
Положительнаяделовая репутация – надбавка к цене, уплачиваемая покупателем в ожиданиибудущих экономических выгод.
Отрицательнаяделовая репутация – скидка с цены, предоставляемая покупателю в связи сотсутствием факторов наличия стабильной клиентской базы, репутации качества,навыков маркетинга и сбыта, деловых связей, опыта управления, уровняквалификации персонала и т.п.
Инвентаризациянематериальных активов и раскрытие
информациио них в бухгалтерском учете
Приинвентаризации нематериальных активов необходимо проверить:
· наличие документов, подтверждающих праваорганизации на использование объекта НМА;
· правильность и своевременность отражения НМАв балансе.
Излишкинематериальных активов, выявленные при инвентаризации, приходуются.
Недостачаже нематериальных активов отражается :
-          на сумму накопленных амортизационных отчислений;
-          на величину остаточной стоимости.
Всоставе информации об учетной политике предприятия в бухгалтерской отчетностиподлежит раскрытию как минимум следующая информация:
-          о способах оценки нематериальных активов, приобретенныхне за денежные средства;
-          о принятых предприятием сроках полезного использованиянематериальных активов (по отдельным группам);
-          о способах начисления амортизационных отчислений поотдельным группам нематериальных активов;
-          о способах отражения в бухгалтерском учетеамортизационных отчислений по нематериальным активам.

Учетпроизводственных запасов
 
Понятие,оценка и классификация материальных ценностей
Впонятие материально-производственных запасов включается часть имущества,используемая при производстве продукции, выполнении работ и оказании услуг,предназначенных для продажи и используемая для управленческих нужд организации:
· готовая продукция – частьматериально-производственных запасов организации, предназначенная для продажи,являющаяся конечным результатом производственного процесса, законченнаяобработкой (комплектацией), технические и качественные характеристики которойсоответствуют условиям договора или требованиям иных документов в случаях, установленныхзаконодательством;
· товары – часть материально-производственныхзапасов организации, приобретенная или полученная от других юридических ифизических лиц и предназначенная для продажи или перепродажи без дополнительнойобработки.
Вкачестве единицы бухгалтерского учета материально-производственных запасоввыбирается номенклатурный номер, разрабатываемый организацией в разрезе ихнаименований и однородных групп.
Материально-производственныезапасы принимаются к бухгалтерскому учету по фактической себестоимости.
Фактическойсебестоимостью материально-производственных запасов, приобретенных за плату,признается сумма фактических затрат организации на приобретение, за исключениемНДС и иных возмещаемых налогов (кроме случаев, предусмотренныхзаконодательством РФ).
Фактическимизатратами на приобретение материально-производственных запасов могут быть:
· суммы, уплачиваемые в соответствии сдоговором поставщику (продавцу);
· суммы, уплачиваемые организациям заинформационные и консультационные услуги, связанные с приобретениемматериально-производственных запасов;
· таможенные пошлины и иные платежи;
· невозмещаемые налоги, уплачиваемые в связи сприобретением единицы материально-производственных запасов;
· вознаграждения, уплачиваемые посредническойорганизации, через которую приобретены материально-производственные запасы;
· затраты по заготовке и доставкематериально-производственных запасов до места использования включая расходы пострахованию.
Подпроизводственными запасами понимают различные вещественные элементыпроизводства, используемые в качестве предметов труда в производственном и иномхозяйственном процессе.
Основнымизадачами учета производственных запасов являются:
· выявление фактических затрат, связанных сприобретением (заготовкой) материальных ценностей;
· контроль за сохранностью ценностей,соответствием складских запасов установленным организацией нормативам, контрольза соблюдением норм потребления;
· правильное распределение стоимости израсходованныхв производстве материальных ресурсов по объектам калькулирования.
Производственныезапасы подразделяются на следующие группы:
-          сырье и основные материалы;
-          вспомогательные материалы;
-          покупные полуфабрикаты;
-          отходы (возвратные);
-          топливо;
-          тара и тарные материалы;
-          запасные части;
Учетналичия и движения материалов
Дляучета материалов в бухгалтерском учете используется счет 10 «Материалы» — активный балансовый счет, к которому могут быть открыты субсчета:
· 10-1 «Сырье и материалы»;
· 10-2 «Покупные полуфабрикаты и комплектующиеизделия, конструкции и детали»;
· 10-3 «Топливо»;
· 10-4 «Тара и тарные материалы»;
· 10-5 «Запасные части»;
· 10-6 «Прочие материалы»;
· 10-7 «Материалы, переданные в переработку насторону»
· 10-8 «Строительные материалы»;
· 10-9 «Инвентарь и хозяйственныепринадлежности» и др.
Аналитическиесчета открываются к каждому из существующих субсчетов к счету 10 «Материалы».
Первичныедокументы по учету материалов:
-          Доверенность (формы № М-2 и № М-2а);
-          Приходный ордер (форма № М-4);
-          Акт о приемке материалов (форма № М-7);
-          Лимитно-заборная карта (форма № М-8);
-          Требование-накладная (форма № М-11);
-          Накладная на отпуск материалов на сторону (форма № М-15);
-          Карточка учета материалов (форма № М-17);
-          Акт об оприходовании материальных ценностей, полученныхпри разборке и демонтаже зданий и сооружений (форма № М-35).
Учетзаготовления и приобретения материалов
Дляучета материалов предусмотрены три основных синтетических счета: 10 «Материалы»(имеет 9 субсчетов), 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей»,16 «Отклонения в стоимости материальных ценностей». При этом предприятия могутвести учет как с применением, так и без применения счетов 15 и 16.
Методыоценки материально-производственных запасов,
списываемыхв производство
Расчетфактической себестоимости списываемых в производство материалов можетпроизводиться следующими методами:
· исходя из средней себестоимости каждого видаматериалов
Предполагается,что себестоимость запасов равна средней стоимости запасов, имевшихся на началоучетного периода, и всех запасов, закупленных в учетном периоде. Этот методтребует периодического выявления себестоимости единицы материала за учетныйпериод, равный, как правило, календарному месяцу.
· по методу ФИФО (по себестоимости первых повремени закупок)
Независимоот того, из какой партии материалы отпущены в производство, сначала списываютматериалы по себестоимости первой по времени партии, затем второй и т.д.

Учетотходов
Котходам, образовавшимся при обработке материалов в процессе производства,относят остатки исходных материалов, потерявшие полностью или частичнокачества, свойственные данному виду материалов (полномерность, форма и др.).
Отходыматериалов, которые могут быть использованы предприятием для изготовленияпродукции, выполнения работ, услуг или на хозяйственные нужды, называютвозвратными, или ценными отходами.
Отходыматериалов, которые невозможно использовать внутри предприятия или реализоватьна сторону, а также невидимые отходы (усушка, угары и т.п.) называютбезвозвратными.
Учетреализации и выбытия материалов
Выбытиематериалов на предприятии может происходить в связи:
-          с продажей;
-          с вкладом в уставный капитал или совместную деятельность;
-          с безвозмездной передачей (или по договору дарения);
-          со списанием при стихийных бедствиях и иных чрезвычайныхситуациях.
Дляучета доходов и расходов от реализации материальных ценностей используется счет91 «Прочие доходы и расходы».
Инвентаризацияматериальных ценностей
Вцелях обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета и отчетностипредприятие проводит инвентаризацию материальных производственных запасов неменее одного раза в год (для действующей организации) и не ранее 1 октября.
Врезультате инвентаризации могут быть выявлены:
-          соответствие фактического наличия материальных ценностейданным учета;
-          излишки ценностей, которые подлежат оприходованию ивключению в состав доходов предприятия;
-          недостача материальных ценностей;
-          пересортица.
Учетматериальных ценностей на забалансовых счетах
Счет002 «Товарно-материальные ценности, принятые на ответственное хранение»
Товарно-материальныеценности, поступившие на предприятие, не всегда являются его собственностью.Например, покупатель может отказаться от акцепта счетов за материалы, потомучто они не соответствуют характеристикам, указанным в договоре. Или в договореможет быть указано, что покупатель имеет право использовать полученныематериалы только после их полной оплаты поставщику.
Поставщикиотражают на счете 002 стоимость товарно-материальных ценностей, которыеоплачены покупателем, но еще не вывезены им со склада – то есть находятся наответственном хранении.
Счет003 «Материалы, принятые в переработку»
Некоторыепредприятия получают от заказчика для дальнейшей переработки сырье илиматериалы на давальческой основе. При этом полученное отражается на счете 003«Материалы, принятые в переработку».
Счет004 «Товары, принятые на комиссию»
Товары,принятые на комиссию, а также приобретенные для комитента, являютсясобственностью комитента. Поэтому комиссионер отражает их за балансом на счете004 «Товары, принятые на комиссию», по ценам, установленным в приемо-сдаточныхдокументах.

Учетрасчетов по оплате труда
 
Учетчисленности и отработанного времени. Первичные
документыпо учету кадров и расчетам по оплате труда
Трудовыеотношения всех работников и работодателей регулируются Трудовымзаконодательством РФ.
Основнымдокументом о трудовой деятельности работника является трудовая книжка.
Всоответствии с Постановлением Госкомстата России от 5 января 2004 №1 «Обутверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету трудаи его оплаты» применяются следующие первичные документы:
Поучету кадров: № Т-1 «Приказ (распоряжение) о приеме работника на работу», №Т-1а «Приказ (распоряжение) о приеме работников на работу», № Т-2 «Личнаякарточка работника», № Т-2ГС (МС) «Личная карточка государственного(муниципального) служащего», № Т-3 «Штатное расписание», № Т-4 «Учетнаякарточка научного, научно-педагогического работника», № Т-5 «Приказ(распоряжение) о переводе работника на другую работу», № Т-5а «Приказ(распоряжение) о переводе работников на другую работу», № Т-6 «Приказ(распоряжение) о предоставлении отпуска работнику», № Т-6а «Приказ(распоряжение) о предоставлении отпуска работникам», № Т-7 «График отпусков», №Т-8 «Приказ (распоряжение) о прекращении (расторжении) трудового договора сработником (увольнении)», № Т-8а «Приказ (распоряжение) о прекращении(расторжении) трудового договора с работниками (увольнении)», № Т-9 «Приказ(распоряжение) о направлении работника в командировку», № Т-9а «Приказ(распоряжение) о направлении работников в командировку», № Т-10«Командировочное удостоверение», № Т-10а «Служебное задание для направления вкомандировку и отчет о его выполнении», № Т-11 «Приказ (распоряжение) опоощрении работника», № Т-11а «Приказ (распоряжение) о поощрении работников».
Поучету использования рабочего времени и расчетов с персоналом по оплате труда: №Т-12 «Табель учета рабочего времени и расчета оплаты труда», № Т-13 «Табельучета рабочего времени», № Т-49 «Расчетно-платежная ведомость», № Т-51«Расчетная ведомость», № Т-53 «Платежная ведомость», № Т-53а «Журналрегистрации платежных ведомостей», № Т-54 «Лицевой счет», № Т-54а «Лицевой счет(свт)», № Т-60 «Записка – расчет о предоставлении отпуска работнику», № Т-61«Записка –расчет при прекращении (расторжении) трудового договора с работником(увольнении)», № Т-73 «Акт о приеме работ, выполненных по срочному трудовомудоговору, заключенному на время выполнения определенной работы».
Отработанноевремя отражается в табеле учета использования рабочего времени, при этом вразрезе каждого работающего указывается:
· время работы – урочное, сверхурочное;
· время работы в ночные часы (с 22 часов до 6часов утра);
· время работы в выходные и праздничные дни;
· неотработанное время в связи с нахождениемработника в очередном или учебном отпуске или в связи с выполнениемгосударственных обязанностей;
· отсутствие с разрешения администрации, поболезни, прогулы и др.
Организацияоплаты труда на предприятии
Заработнаяплата каждого работника складывается из:
· оплаты фактически проработанного времени;
· оплаты неотработанного времени;
· поощрительных выплат.
Различаюттакже основную и дополнительную оплату труда. К основной относится оплата,начисляемая работникам за отработанное время, количество и качество выполняемыхработ: оплата по сдельным расценкам, тарифным ставкам, окладам, премии, доплатыи надбавки. К дополнительной заработной плате относятся выплаты за непроработанное время, предусмотренные законодательством о труде: оплата среднегозаработка, выплата выходного пособия.
Организацияоплаты труда на предприятии включает в себя:
-          выбор системы оплаты труда (тарифной или бестарифной);
-          выбор формы оплаты труда (сдельной или повременной);
-          установление надбавок и доплат к заработной плате заработу в особых условиях труда;
-          организацию материального стимулирования работников иоказание материальной помощи;
-          предоставление льгот и компенсаций;
-          производство удержаний и заработной платы работников;
-          начисление страховых взносов, налогов и другихобязательных платежей, исчисляемых от выплат в пользу физических лиц;
-          оформление выдачи заработной платы, составлениерасчетно-платежной ведомости, депонирование невыданных сумм заработной платы;
-          бухгалтерский учет операций по оплате труда, заполнениерегистров учета.
Неотработанноевремя оплачивается исходя из среднего заработка. К оплате неотработанноговремени относятся:
-          оплата ежегодных отпусков основного и дополнительных;
-          оплата учебных отпусков;
-          выплата компенсации за отпуск при увольнении;
-          выплата выходного пособия при увольнении, а также выплатыв размере среднего заработка в период трудоустройства;
-          оплата простоев не по вине работника;
-          оплата времени вынужденного прогула;
-          оплата льготных часов кормящих матерей, учащихся;
-          оплата дополнительных выходных дней, предоставленных дляухода за детьми – инвалидами и инвалидами с детства.
Существуеттри методики расчета среднего заработка:
1.        для отпусков;
2.        для суммарного учета рабочего времени;
3.        и для всех других случаев, не относящихся к отпускам.
Приисчислении пособия по временной нетрудоспособности в сумму фактическогозаработка включают все виды оплаты труда, на которые в соответствии сдействующим законодательством начисляются взносы на социальное страхование,включая доплаты за совмещение профессий, кроме:
А)оплаты и доплаты за работу, выполненную:
-          в сверхурочное время;
-          в праздничные дни;
-          по совместительству;
-          за неотработанное время.
Б)премий, не предусмотренных системой оплаты труда.
Организацияи учет расчетов с персоналом по оплате труда
Применяетсяавансовый и безавансовый порядок расчетов по заработной плате за первуюполовину месяца.
Основнымрегистром аналитического учета, используемым для оформления расчетов сработниками по заработной плате, является расчетная ведомость. Расчетнаяведомость имеет следующие показатели:
начисленопо видам оплат – оборот по кредиту счета 70 «Расчеты с персоналом по оплатетруда»;
удержанои зачтено по видам платежей и зачетов – оборот по дебету счета 70;
квыдаче на руки или осталось за организацией на конец месяца – сальдо по счету70.
Разработанонесколько вариантов оформления расчетов организаций с работниками по заработнойплате:
-          путем составления расчетно-платежных ведомостей (№ Т-49),в которых совмещаются два регистра – расчетная и платежная ведомости, т.е.одновременно рассчитывается сумма к оплате и производится ее выплата;
-          путем составления расчетных ведомостей (№ Т-51), авыплата производится отдельно по платежным ведомостям (№ Т-53);
-          путем составления машинным способом листков «Расчетзаработной платы» для каждого рабочего за месяц (начислено, удержано и квыдаче), на основании которых заполняется платежная ведомость для выдачизаработной платы.
Всеудержания из заработной платы физических лиц, работающих на предприятии, вучреждении, организации по трудовому договору, договору подряда, посовместительству или выполняющих разовые или случайные работы, в зависимости отоснований можно разделить на следующие виды:
А.Обязательные:
-          налог на доходы физических лиц;
-          удержания по исполнительным листам, надписям нотариальныхконтор и решениям суда в пользу юридических и физических лиц.
Б.По инициативе администрации:
-          за причиненный предприятию материальный ущерб;
-          своевременно не возвращенные суммы, полученные под отчет;
-          за допущенный брак;
-          своевременно не погашенные беспроцентные ссуды;
-          суммы излишне начисленной заработной платы;
-          за неотработанные дни предоставленного и оплаченногополностью отпуска при увольнении работника до окончания рабочего года;
-          аванс, выданный в счет причитающейся заработной платы.
В.Производимые на основании письменных заявлений работников:
-          алименты;
-          кредиты, ссуды, займы, выданные работнику;
-          суммы по личному страхованию;
-          в погашение обязательств по подписке на акции;
-          стоимость продукции, работ, услуг, отпущенных работнику;
-          профсоюзные взносы.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.