Реферат по предмету "Физкультура и спорт"


Концептуальные основы развития дополнительного профессионального образования

Насовременном этапе развития общества образование становится одной из важнейших ицентральных сфер человеческой деятельности, теснейшим образом связанной совсеми другими сторонами общественной жизни. От способности системы образованияудовлетворять потребности личности и общества в высококачественныхобразовательных услугах принципиально зависят перспективы экономического идуховного развития страны.
Внастоящее время особую актуальность и значение приобретает эффективное кадровоесопровождение проводимых реформ и преобразований. Одной из важнейших задачстановится задача организации целенаправленного дополнительногопрофессионального образования (ДПО), обеспечивающего повышение квалификации ипереподготовку взрослого населения.
Современнаяэкономическая ситуация заставляет быть готовым внедрять и осваивать новую технику,технологию, вести активную коммерческую деятельность. По утверждению П.И.Пидкасистого с соавторами (1999): «Сегодня от человека требуется отнюдь непослушное отсиживание раз в пять лет курсов повышения квалификации, аготовность достойно встречать каждую профессиональную ситуацию, быть готовым кпереподготовке в быстро меняющихся ориентирах профессиональной деятельности нарынке труда»1.
Исключительнаяроль структуры ДПО в современной системе профессионального образованияРоссийской Федерации определяется его ответственностью за обновление иобогащение интеллектуального потенциала общества, ликвидацию функциональнойнеграмотности руководителей и специалистов.
Первоочередноймерой является превращение ДПО в один из действенных факторов ускорения структурнойперестройки производства, усиления мотивации работников квысокопроизводительному труду, создания эффективного механизма взаимовыгодныхотношений производителя и потребителя.
Базовыепринципы данной концепции ДПО основываются на опережающем характере содержанияобучения, ориентации на развитие специалиста как личности, индивидуализацииучебного процесса, гуманизме и демократичности образования.
Основнойзадачей системы ДПО является дальнейшее развитие и активное использованиеобразовательного, научного и инновационного потенциалов, направленных наструктурную перестройку, переориентацию научно-педагогических коллективов на тенаправления и формы деятельности, в которых возможно достижение наиболеезначительных результатов, что обеспечивает более весомый вклад системыповышения квалификации и переподготовки руководителей и специалистов всоциально-экономическое развитие России, ее регионов.
Особенностиразвития ДПО в России. Проблемы формирования системы ДПО как составной частигосударственной политики в области развития человеческих ресурсов в настоящеевремя необходимо рассматривать с учетом реально складывающихся в РоссийскойФедерации динамики в сфере занятости, перспектив развития рынка труда иобразовательных услуг.
Всвязи с этим ДПО взрослого населения, и прежде всего руководителей испециалистов, сегодня требует решения актуальных задач последователь ногоперехода от дискретной к самонастраивающейся государственно-общественнойсистеме непрерывного образования, располагающей разветвленной сетьюобразовательных учреждений. Основой для построения такой системы являетсявысшая школа, имеющая в своей структуре весь спектр и набор образовательныхучреждений и подразделений системы повышения квалификации и переподготовкикадров: академии, институты, факультеты, курсы, центры и др.
Дляуспешной профессиональной деятельности в новых условиях требуется увеличитьпропускную способность существующей системы ДПО.
Реформированиесистемы ДПО предполагает создание гибкой и мобильной системы повышения квалификациии переподготовки специалистов, удовлетворяющей постоянно возрастающиепотребности общества в совершенствовании и обновлении знаний.
Всвязи с этим деятельность системы ДПО должна направляться на достижениеосновных целей:
— постоянное формирование, стимулирование и удовлетворение потребностей вповышении квалификации и профессиональной переподготовке кадров;
— насыщение рынка труда специалистами с высоким уровнем общей культуры ипрофессиональной компетентности;
— обеспечение социальной защищенности, социальной реабилитации и занятостиспециалистов, устранения всех форм функциональной неграмотности;
— приведение кадрового потенциала специалистов к мировому уровню;
— увеличение совместно с другими звеньями профессионального образования совокупногоинтеллектуального и духовного потенциала общества, развитие творческихспособностей человека.
Дляэтого требуется обеспечить единство прикладных, фундаментальных иметодологических знаний, составляющих основу профессиональной и общей культуры,широкую ориентацию в подходах к постановке и решению новых проблем и задач.
Необходимообновление содержания обучения в тесной связи с достижениями в развитиисовременной техники и технологии, наук о природе, обществе и человеке,обеспечение многообразия, вариативности и гибкости учебных планов и программ,их оперативного отклика на потребности рынка образовательных услуг.
Такимобразом, дальнейшее развитие ДПО в органической связи с потребностями обществатребует решения принципиальных вопросов, к которым относятся:
— создание эффективной государственной поддержки системы подготовки ипереподготовки кадров на федеральном и региональном уровнях;
— организация деятельности образовательных учреждений в соответствии спотребностями рынка труда и развивающегося производства;
— повышение эффективности системы ДПО путем применения временных средств иметодов обучения, увязки содержания обучения с практическими потребностямиспециалиста, приближения обучения к конкретному рабочему месту посредствомиспользования новых информационных технологий;
— организация современных служб управления персоналом.
Законодательныеосновы ДПО. Действующее в Российской Федерации законодательство об образованиив части ДПО требует значительного регулирования этой деятельности на территорииРФ.
Отсутствиеспециального законодательства в области ДПО вызывает необходимость внесениясоответствующих поправок в налоговое и гражданское законодательство.
Нужнозаконодательно закрепить право граждан на ДПО в течение всей жизни сутверждением форм поддержки реализации этого права посредством введенияобразовательных отпусков, образовательных кредитов, снижения налогов призатратах на такое образование.
Нормативныеакты должны поощрять работодателя и работников в расходовании средств на ДПО 2.В то же время они должны способствовать снижению стоимости обучения путемпредоставления учебным заведениям налоговых и других льгот.
Поуровню оплаты труда, гарантиям прав руководящих и научно-педагогическихработников, правам собственности, налоговым и другим льготам учебные заведенияДПО необходимо приравнять к учебным заведениям профессионального образованиясоответствующего образовательного уровня.
Впервую очередь требуется решить следующие проблемы:
— создать действенный механизм аккредитации учреждений ДПО, реализующих программыпрофессиональной переподготовки;
— разработать нормативные документы и организационный механизм длягосударственной аккредитации учреждений ДПО, реализующих программы повышенияквалификации;
— ввести государственные образовательные стандарты в сфере ДПО.
Государственныеобразовательные стандарты на ДПО должны иметь инструментально-технологическуюструктуру, опирающуюся на строго определенные для каждой ступени обучениянормы, позволяющие обеспечить требуемое качество обучения.
Гарантомкачества образовательных программ повышения квалификации может служитьаккредитация образовательного учреждения, реализующего эти программы, причемаккредитации подлежит не содержание быстро меняющихся программ, а процесс ихреализации в соответствии со стандартом на повышение квалификации. Системаконтроля качества ДПО должна строиться на принципах сочетанияобщественно-профессионального и государственного контроля, децентрализации,сертификации преподавателей, экспертной оценки.
Системаконтроля качества ДПО кроме решения задач, связанных с аттестацией иаккредитацией образовательных учреждений ДПО, должна обеспечить:
— качество образования, соответствующее определенным требованиям и позволяющеепроводить нострификацию дипломов, свидетельств и удостоверений, выдаваемыхобразовательными учреждениями;
— регулярный контроль качества образовательной деятельности учреждений ДПО впериод между аккредитациями.
Международноепризнание программ профессиональной переподготовки обеспечивается в случаеперехода на обучение по программам, полученным от авторитетных зарубежныхобразовательных учреждений или организаций, адаптированным для применения вРоссии.
Требуетрешения вопрос сертификации преподавателей для подтверждения их квалификации поконкретной специальности в соответствии с действующими международнымистандартами.
СистемаДПО в новых условиях должна включать в себя следующие составляющие:
— самостоятельные образовательные учреждения ДПО (в том числе профильные),составляющие научно-методическую и организационную основы системы ДПО дляспециалистов с высшим образованием;
— высшие учебные заведения, осуществляющие профессиональную переподготовку иповышение квалификации специалистов с высшим образованием;
— структурные подразделения ДПО в составе ведущих вузов, крупныхнаучно-производственных объединений;
— учреждения среднего специального образования, обеспечивающие профессиональнуюпереподготовку и повышение квалификации специалистов со средним специальнымобразованием;
— образовательные учреждения и структурные подразделения научных организаций ипредприятий, обеспечивающие внутрифирменную учебу и тренинги персонала.
— совет по ДПО при Государственном комитете РФ по физической культуре, спорту итуризму, советы учебных заведений, ассоциации и общественные объединенияучреждений ДПО и др.
ОбеспечениеДПО. Необходимость гибкого реагирования системы ДПО на происходящие изменениятребует постоянного развития научно-методического и информационного обеспеченияее деятельности с целью создания адаптированной системы повышения квалификациии профессиональной переподготовки кадров, позволяющей оперативно удовлетво рятьзапросы руководителей и специалистов в дополнительном образовании.
Приоритетныминаправлениями этих работ являются:
— прогнозирование развития рынка труда с целью опережающей подготовкиспециалистов;
— исследование рынка образовательных услуг;
— развитие информационного обеспечения системы повышения квалификации ипрофессиональной переподготовки кадров;
— формирование современного учебно-методического обеспечения учреждений ДПО;
— разработка современных средств проектирования и управления образовательнымипроцессами;
— оптимизация международного сотрудничества;
— совмещение процесса обучения и консульти рования, основанное на широкомиспользовании информационных технологий в сочетании с активными методами;
— организация дистанционного обучения в форме активного взаимодействия персоналас преподавателями-консультантами через компьютерные сети;
— создание организационно-методической среды, функционирующей в единомтелекоммуникационном пространстве Российской Федерации с широким использованиемуже имеющихся в системе высшей школы сетей и других средств телекоммуникаций.
СистемаДПО призвана обеспечить непрерывность образования и развитие человеческихресурсов в соответствии с потребностями общества и экономической стратегиейразвития страны. Специфика контингента слушателей системы ДПО обуславливаетособенности ее кадрового обеспечения.
ДПОдолжно осуществляться силами крупных ученых, ведущих специалистов — разработчиков новейших технических и технологических решений, руководителейорганизаций, привлекаемых к обучению на условиях почасовой оплаты труда иштатного совместительства. Профессорско-преподавательский состав должен привлекатьсяк работе в системе ДПО для обеспечения живой связи классическогоконсервативного образования с практикой работы предприятий, что приведет квзаимному интеллектуальному росту и более полному удовлетворению потребностейслушателей.
Штатныйпрофессорско-преподавательский состав учреждений ДПО наряду с основнымизадачами должен регулярно совершенствовать свою педагогическую подготовку сучетом достижений андрогогики.
Дляобобщения опыта, разработки методологических основ эффективного функционированияДПО и организации повышения квалификации работников системы ДПО необходимосоздание научно-методического центра повышения квалификации и профессиональнойпереподготовки работников ДПО.
Требуетсяобъединение усилий и ресурсов государственных и общественных органов,предприятий, ассоциаций и акционерных обществ образовательных учрежденийповышения квалификации и переподго товки руководителей и специалистов, а такжевыработка единых критериев бюджетного финансирования образовательныхучреждений.
Необходимыпоиск альтернативных источников внебюджетного финансирования образовательнойдеятельности, внедрение в российскую практику системы банковского кредитованияпереподготовки кадров, широко развитой в зарубежных странах в видепредоставления индивидуальных кредитов физическим лицам на обучение, развитие вРоссии системы финансирования образования через благотворительные фонды,аккумулирующие спонсорскую поддержку, в том числе с привлечением средств из-зарубежа.
Прижестком дефиците бюджетных средств на образование необходимо широкое внедрениепрактики частичного предоставления бюджетных средств учебным структурам наконкурсной (тендерной) основе. При этом к конкурсу (тендеру) должны допускатьсяне только государственные, но и негосударственные учебные заведения.
Целесообразносоздание механизма накопитель ного государственного и частного страхования,позволяющего постепенно аккумулировать необходимые средства на повышениеквалификации и профессио нальную переподготовку кадров.
УправлениеДПО. Важнейшим фактором развития ДПО является создание гибкой,целенаправленной, экономически эффективной системы государственно-общественногоуправления, обеспечивающей интенсивное развитие и высокое качество образования,его многообразие и направленность на удовлетворение запросов личности иобщества.
Внастоящее время предстоит решить следующие проблемы совершенствованияуправления в сфере ДПО:
— разделение полномочий и ответственности между различными уровнями управленияДПО и обеспечение их эффективного взаимодействия;
— преодоление ведомственности в управлении ДПО, в том числе посредствомдальнейшего развития принципов автономности образовательных учреждений. Четкоеопределение компетенции, полномочий и ответственности органов управленияобразованием всех уровней, обеспечение их эффективного взаимодействия в целяхпроведения единой государственной образовательной политики.
Дляэтого необходимы:
— выработка стратегии развития системы ДПО, определение ее приоритетов,реализация этой стратегии через федеральные программы, крупныесоциально-педагогические эксперименты и инновационные проекты;
— формирование и осуществление федеральной политики в области ДПО, еенормативно-правовое и финансово-экономическое регулирование, сохранение иразвитие единого, целостного образовательного пространства РоссийскойФедерации, обеспечение равенства возможностей внутри образовательной системы,преимущественное внимание к потребностям тех регионов и слоев населения,которые нуждаются в поддержке;
— анализ, поддержка и активное распростране ние инновационной образовательнойпрактики, организация и содействие развертыванию научных исследований, программи проектов, направленных на развитие ДПО;
— формирование и обеспечение деятельности системы подготовки, переподготовки иповышения квалификации управленческих кадров сферы образования;
— разработка и принятие государственных образовательных стандартов, созданиегосударственно-об щественной системы оценки и контроля качества образования,его соответствия установленным требовани ям, широкое привлечение научной ипедагогической общественности, региональных и местных органов управленияобразованием к решению этих вопросов;
— создание полноценной системы информацион но-статистического обеспеченияразвития образования, доступной для всех заинтересованных пользователей;разработка комплекса соответствующих показателей и индикаторов;
— проведение в регионах федеральной стратегии развития системы дополнительногопрофессионального образования;
— обеспечение совместно с федеральным органом управления образованием переходароссийской образовательной системы в новое качество, органически сочетающего всебе регионализацию и интеграцию образования, повышение уровнясамостоятельности, комплексности образовательного развития регионов изакрепление единства и целостности образовательного пространства России;
— формирование региональной образовательной политики и региональных программразвития ДПО и их финансово-экономическое обеспечение;
— обеспечение баланса между различными типами, видами образовательных учреждений,структурой (объемом) ДПО специалистов и потребностями федерального ирегиональных рынков труда; организация межрегионального и межотраслевогосотрудничества в области ДПО;
— поддержка и развитие инновационной деятельности ДПО;
— привлечение предприятий промышленности, банков, финансово-промышленных групп иобщественных объединений региона к решению проблем развития ДПО;
— разработка стратегии работы с персоналом и обеспечение повышения квалификацииспециалистов не реже одного раза в 5 лет в течение всей трудовой деятельностиработника;
— обеспечение работнику возможности повышения квалификации путем отражениясоответствующих требований в уставе предприятия, в коллективном договоре, встандартах внедряемых на производстве систем качества;
— организация работы по повышению квалификации персонала.
Такимобразом, концепция ДПО в сфере физической культуры, спорта и туризма определяетпути преобразования научного и инновационного комплексов системы ДПО внациональный ресурс обновления и развития страны, наращивания ее духовного,интеллектуального и экономического потенциалов.
Список литературы
А.Н.Блеер, кандидат педагогических наук, профессор. Концептуальные основы развитиядополнительного профессионального образования.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Industrial Revolution Essay Research Paper A report
Реферат Культурные памятники Кировского района города Санкт-Петербурга
Реферат Тема дороги в творчестве русских писателей и поэтов XIX века
Реферат Лечение, возможные ошибки и осложнения в диагностике и лечении кариеса зубов
Реферат Современная система электроснабжения горно-обогатительного треста ОАО Апатит
Реферат Street Car Named Desire Essay Research Paper
Реферат Геополитика России
Реферат Экономический подъем США конца XIX начала ХХ веков
Реферат Правовые позиции Конституционного Суда РФ в Федеративной сфере
Реферат Проектирование базы данных "Институт"
Реферат Академік М І Вавілов
Реферат Творческие объединения художников XIX-XX веков
Реферат Антимонопольное право Германии
Реферат Общая характеристика вторичных энергоресурсов (ВЭР) и их классификация.
Реферат Counselors Essay Research Paper INTRODUCTIONAccording to the