/>/>/>Содержание
Введение
1.Сущность системы нормативного регулирования
1.1 Понятие нормативного регулирования
1.2 Модели нормативного регулирование бухгалтерскогоучета
2. Уровни нормативного регулирования бухгалтерского учета в России
2.1 Законодательный уровень
2.2 Нормативный уровень
2.3 Методический уровень
2.4 Организационный уровень
Заключение
Список используемых источников
Введение
Нормативное регулированиебухгалтерского учета как одной из основополагающих сторон деятельностиорганизации является важнейшей задачей финансовых властей. Бухгалтерский учет,будучи источником для финансовой отчетности, которая в свою очередьпредоставляет информацию для лиц, чьи решения непосредственным образомсказываются на деятельности любой организации, должен быть предметомпостоянного и тщательного регулирования со стороны государства. От того,насколько своевременно и обосновано оно будет реагировать на изменение реалийэкономической жизни, разрабатывая новые и корректируя старые нормы в областибухгалтерского учета, будет зависеть качество финансовой отчетности, а,следовательно, и экономическая эффективность принимаемых решений.
За годы реформ, которыепрошли с момента падения Советского Союза, когда старые нормы уже недействовали, а новые нормы не разрабатывались или разрабатывалисьнепоследовательно и невсеобъемлюще, сложилась так называемая «теневаяэкономика», которая снижала инвестиционную привлекательность России и тормозилаее развитие. Необходимым условием активизации инвестиционного процесса иулучшения качества управления предприятиями становится создание илиреформирование системы нормативного регулирования бухгалтерского учета. Толькосистемная организованность, строгая иерархия и логическая последовательность вразработке норм бухгалтерского законодательства, позволят обеспечить не толькоих повсеместное исполнение всеми организациями, но и высокую степеньпрозрачности деятельности этих организации, что позволит государству и прочимзаинтересованным сторонам оценить нынешнее положение и перспективы развитияэкономики.
Кроме того, актуальностьданной темы связаны еще и с тем, что в условия экономического роста и финансовогооздоровления российской экономики многие отечественные компании осозналинеобходимость, а главное, получили возможность выхода за национальные границы.В условиях глобализации такой выход для российских компаний сопряжен со многимитрудностями, одной из которых является не соответствие российскогобухгалтерского законодательства международным стандартам бухгалтерскойотчетности. Новые требования, предъявляемые российским компаниям за рубежом, предопределяют необходимостьадекватной трансформации Российского бухгалтерского учета [34.- п. 4.1].
В рамках реформыбухгалтерского учета, основы которой заложены в постановлении Правительства от6 марта 1998 г. N 283 «Об утверждении программы реформирования бухгалтерскогоучета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности» разработанои воплощено в жизнь достаточно много нормативно-правовых актов, стандартов,инструкции, методических указаний и рекомендаций – все они имеют разные задачи врамках единой цели – построение системы нормативного регулированиябухгалтерского учета в Российской Федерации.
Целью своей работы вижу врассмотрении всего массива нормативно-правовых и прочих актов, связанных сбухгалтерским учетом, и выделении из него основных документов, образующихструктуру всей системы российского бухгалтерского законодательства,рассмотрении этих документов в совокупности и по отдельности для определения ихзначения в системе нормативного регулирования бухгалтерского учета.
/>/>/>1. Сущность системы нормативного регулирования
/>/>/>
1.1 Понятиенормативного регулирования
Нормативное регулированиелюбой области общественных отношений возможно только в рамках системы, основойкоторой является право. Для юристов своего рода аксиомой является положение отом, что право по своему содержанию должно не только соответствовать природесоциально-экономического строя, быть воплощением национальной и мировойкультуры и образа жизни народа, но и выступать универсальным регуляторомповедения и деятельности людей. Оно по своей форме должно надлежащим образомбыть организовано, внутренне устроено и согласовано, чтобы не опровергать себяв силу внутренних противоречий. Право с этой точки зрения должно представлятьспецифически-юридическую регулятивную систему, или, что то же самое, обладатьсвойством системности. Для выражения этого качества права в юридической наукеиспользуется категория «система права» или «система нормативногорегулирования».
С философской точкизрения система – это целостный комплекс взаимосвязанных элементов, которые,выступая системой более низкого порядка, одновременно представляют собойэлемент системы более высокого порядка[41]. Значит, выяснение вопроса о том,что такое система права предполагает дать ответ, по меньшей мере, на двавопроса: 1) из каких частей состоит право и 2) как эти части взаимосвязанымежду собой. Ответы на эти вопросы заключают в себе представление о внутреннейструктуре (организации) права.
Понятие «система»означает, что право представляет собой некое целостное образование, состоящееиз множества элементов, находящихся между собой в определенной связи(соподчинении, координации, функциональной зависимости и т.д.).
Поскольку содержаниемправа являются его нормы, то, следовательно, и систему права представляютопределенным образом структурированные и взаимосвязанные друг с другом нормыправа. Объективно складывающаяся между отдельными нормами (или группами норм)связь, придает им определенное структурное единство. Таким образом, нормыобъединяются в более общее нормативно-юридическое образование – институтыправа, а те, в свою очередь, – в подотрасли и отрасли права, которые в своемединстве и есть система права.
Единство системы права исистемы нормативного регулирования – специфическое свойство систем,составляющее ее сущность, обусловленное единством целей и задач правовогорегулирования, единством правовых принципов, определяющих сущность права,наконец, единством системы регулируемых отношений.
Будучи внутренне единым ицелостным нормативным образованием (системой нормативного регулирования), правовместе с тем подразделяется на определенные части – отрасли и институты, каждаяиз которых выполняет самостоятельную роль в механизме воздействия права наповедение и деятельность людей-индивидов и их организаций.
Единство и обособленность(дифференцированность) являются необходимыми условиями системной организацииправа. Особо следует обратить внимание на объективный характер системы права,ее обусловленность спецификой регулируемых отношений. Это означает, что системаправа – явление объективное, складывающееся под непосредственным воздействиемгосподствующих отношений, идеологии, культуры, образа жизни людей. Объективныйхарактер системы права подтверждается тем обстоятельством, что независимо оттипа современного государства и характера правовой системы имеются группыоднородных отраслей права, идентичных всем странам (конституционное,гражданское, уголовное, административное, семейное и др.). Оказываянепосредственное воздействие на формирование системы права, законодатель неможет отвлечься от этих объективных факторов. В ином случае система права можетскладываться и помимо воли законодателя.
Итак, придание нормамправа свойства системности является неотъемлемой частью нормативногорегулирования той или иной области общественных отношений. При отсутствии этогосвойства нормативное регулирование вообще и бухгалтерского учета в частностиникогда не сможет достигнуть своей цели упорядочивания и стандартизации фактовобщественной деятельности, обеспечения доступа всем заинтересованным пользователям к информации,представляющей объективную картину финансового положения и результатовдеятельности хозяйствующих субъектов.
Будучи несистемной,противоречивой и несогласованной бухгалтерское законодательство не добьетсябезусловного и всеобщего выполнения своих норм. Приведение норм права в систему– неотъемлемое условие их выполнения и главная задача государства.
/>/>/>1.2 Модели нормативного регулирование бухгалтерскогоучета
Прежде чем приступить крассмотрению самих моделей бухгалтерского учета, исторически сложившихся в тойили иной стране или регионе, необходимо понять, с чем было связанопроисхождение страновых и региональных различий в ведении бухгалтерского учетаи финансовой отчетности, приведших к складыванию различных систем регулированиябухгалтерского учета.
Бухгалтерский учет и егопродукт в виде финансовой отчетности в целом можно рассматривать как частьпроцесса коммуникаций. Отчет — это средство связи, при помощи которогоинформация передается от отправителя получателю. Природа и функции отчетностипо отношению к организациям различаются в зависимости от природы отправителя иполучателя, а также от характера передаваемой информации. Отправитель иполучатель формируют неотъемлемую часть среды, которая по мере развитиябухгалтерского учета и финансовой отчетности в течение последних веков оставалась национальнойсредой.
Поначалуфинансовая отчетность была в основном внутренней. Ранние финансовые отчеты врядли можно назвать внешними, они были средством, при помощи которого собственникимогли определить свои доходы и капиталы [38.- с. 39]. Компания была частьюсвоих собственников и управлялась ими. Трудно было провести грань междувнутренней и внешней отчетностью. С начала 1800-х годов, с ростом числакомпаний, стали появляться финансовые проблемы и необходимость отделения менеджментакомпаний от их собственников. Собственного капитала компаний становилось недостаточнодля финансирования деловых операций, поэтому капитал стали привлекать изисточников вне компании.
Такоеотделение собственности от менеджмента также создает возможность привлекать дляуправления компанией людей, являющихся специалистами по менеджменту.Собственники делегируют управление компанией директорам и наделяют их необходимымиполномочиями. В свою очередь, директора обязаны отчитываться передсобственниками за свои действия, решения и проводимую политику. Внешнийфинансовый отчет как иллюстрация бухгалтерского учета является способомотчитаться за то, как директор распорядился своими полномочиями.
Финансоваяотчетность возникла из внутренней и внешней отчетности, но в течениедлительного времени внешняя отчетность не выходила за границы отдельно взятойстраны. Поскольку национальные среды имеют различные отличительные особенности,органы, устанавливающие стандарты и надзирающие за отчетностью, выбралиразличные способы регулирования бухгалтерского учета и признания, измерения ипредставления финансовой отчетности. Они (органы) избрали те направленияпризнания, измерения, консолидации и представления, которые более всего соответствовалиданной национальной среде. В каждой из стран в годовых отчетах представленаинформация о финансовом положении компании и результатах ее деятельности. Хотяобщая задача ставится одинаково в большинстве стран, между странами есть многоразличий. В каждой из стран существовал и существует собственный наборэлементов влияния на финансовую отчетность и бухгалтерский учет. Эти различияобусловлены влиянием среды и культуры в каждой отдельной стране. Наиболее важнымифакторами являются: источники финансирования; имеющаяся правовая база; связьмежду отчетностью и налогообложением; культурные различия в разных обществах.
Поскольку факторы,оказывающие воздействие на формирование системы бухгалтерского учётавзаимосвязаны, в странах с похожими социально-экономическими условиями принципыучёта имеют много общего. Наиболее распространённая классификация моделейбухгалтерского учёта основана на правовой системе и различном влиянииинфляционных процессов. В странах общего или прецедентного права (Англия, США)законодательство построено на судебных решениях, которые регулируют конкретныеотношения и образуют единую систему права. Учётные стандарты определяются восновном различными неправительственными профессиональными ассоциациямибухгалтеров.
В других странах(континентальная Европа, Япония) исторической основой законодательства являютсяматериальные нормы римского права, где основной источник права – закон.Правовые нормы регулируют общий круг отношений; частное право кодифицировано иподразделяется на гражданское и торговое. В отличие от первой группы странданная правовая система жестко и детально регламентирует правила ведениябухгалтерского учёта.
В соответствии с этойклассификацией можно выделить 3 основные модели бухгалтерского учёта [35.- с.928].
Британо-американскаямодель. Для данной модели характерно отсутствие государственного регулированиябухгалтерского учета, разработка стандартов бухгалтерского учета осуществляетсяпрофессиональными организациями. Ключевой вклад в развитие этой модели внеслиВеликобритания, США и Голландия. Здесь активное развитие акционерной формывладения капитала привело к тому, что бухгалтерская отчётность рассматриваетсякак основной источник информации для инвесторов и кредиторов. Почти всекомпании присутствуют на рынке ценных бумаг, и они напрямую заинтересованы впредоставлении объективной информации о своём финансовом положении. Эта модельв большинстве стран предполагает использование принципа учёта по первоначальнойстоимости (historical cost principle). Предполагается, что влияние инфляцииневелико и хозяйственные операции (реализация, произведение затрат,приобретение финансовых активов) отражаются по ценам на момент сделок. Всередине 70-х гг., когда в США в результате нефтяного кризиса увеличились темпыинфляции, Совет по финансовым учётным стандартам рекомендовал предоставлятьотчётность с корректировкой на инфляцию, однако уже в 1984 г., когда инфляция снизилась, от этого правила отказались.
Британско-американскаяконцепция учёта была впоследствии «экспортирована» в бывшие английские колониии близкие торговые партнёры Великобритании и США. В настоящее время еёиспользуют: Австралия, Багамы, Барбадос, Бенин, Бермуды, Ботсвана, Венесуэла,Гана, Гонконг, Доминиканская республика, Замбия, Зимбабве, Израиль, Индия,Индонезия, Ирландия, Каймановы острова, Канада, Кения, Кипр, Колумбия, Либерия,Малави, Малайзия, Мексика, Нигерия, Новая Зеландия, Пакистан, Панама, Папуа — Новая Гвинея, Пуэрто-Рико, Сингапур, Танзания, Тринидад и Тобаго, Уганда,Фиджи, Филиппины, страны Центральной Америки, ЮАР, Ямайка.
Континентальная модель.Бухгалтерский учет регламентируется законодательно и отличается значительнойконсервативностью. Учетная практика направлена, прежде всего, на удовлетворениетребований правительства, в частности, в отношении налогообложения, исоответствует национальному макроэкономическому плану. Родоначальниками этоймодели считаются страны континентальной Европы и Япония. Здесь спецификабухучёта обусловлена двумя факторами: ориентация бизнеса на крупный банковскийкапитал и соответствие требованиям фискальных органов. Привлечение инвестицийосуществляется с непосредственным участием банков, и поэтому финансоваяотчётность компаний предназначена в первую очередь для них, а не для участниковрынка ценных бумаг. В континентальной модели значительное влияние на порядоксоставления отчётности оказывают государственные органы. Это можно объяснитьприоритетностью задачи государства по сбору налогов. В основном страны с этоймоделью также руководствуются принципом неизменности первоначальной оценки.Россия относится к континентальной модели бухучёта, определённое влияние на нашбухучёт оказали Германия и Франция.
Данную модель используют:Австрия, Алжир, Ангола, Бельгия, Буркина-Фасо, Кот-д’Ивуар, Гвинея, Германия,Греция, Дания, Египет, Заир, Испания, Италия, Камерун, Люксембург, Мали,Марокко, Норвегия, Португалия, Россия, Сенегал, Сьерра-Леоне, Того, Франция,Швейцария, Швеция, Япония.
Южноамериканская модель.Ключевое воздействие на становление бухучёта в южноамериканских странах оказалиинфляционные процессы. Поэтому отличительной характеристикой этой моделиявляется метод корректировки показателей отчётности с учётом изменения общегоуровня цен. Поправка на инфляцию необходима для обеспечения достоверноститекущей финансовой информации (особенно в отношении долгосрочных активов).Корректировка отчётности ориентирована на потребности государства по исполнениюдоходной части бюджета.
Южноамериканская модельприменяется в странах: Аргентина, Боливия, Бразилия, Гайана, Парагвай, Перу,Уругвай, Чили, Эквадор.
Помимо перечисленныхмоделей, некоторые страны используют смешанные системы с национальнойспецификой. Например, специалисты выделяют исламскую модель, котораяразвивалась под сильным влиянием мусульманской религии.
Следует подчеркнуть, чтоделение на модели учёта весьма условно – не существует и двух стран с полностьюидентичными системами учёта. С другой стороны, в силу объективных процессов вмировой экономике очевидна необходимость международной стандартизации бухучёта.Проблемами унификации стандартов учёта и отчётности занимается ряд организаций.
Как отмечалось выше,регулирование бухгалтерского учета в России относится к континентальной модели,где главенствующая роль в определении основных принципов учета принадлежитгосударству, которое разрабатывает и утверждает обязательные к исполнениюнормативно-правовые акты.
И так,система нормативного регулирования бухгалтерского учета в России состоит издокументов четырех уровней имеющих разный статус и степень обязательности ихвыполнения [39.- с. 117].
Документыпервого уровня — это Федеральный закон о бухгалтерском учете, иные федеральныезаконы, указы Президента Российской Федерации, постановления ПравительстваРоссийской Федерации, прямо или косвенно регулирующие постановку бухгалтерскогоучета в организации, в том числе Гражданский кодекс Российской Федерации,Федеральный закон от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ «Об акционерныхобществах» и другие.
Второйуровень составляютположения (стандарты) по бухгалтерскому учету, утверждаемые Министерствомфинансов Российской Федерации, устанавливающие принципы и базовые правилабухгалтерского учета, основные понятия, относящиеся к отдельным участкам учета,возможные бухгалтерские приемы.
К документам третьегоуровня относятся методические указания в виде инструкций, рекомендаций иразъяснений, предлагающие возможные варианты постановки бухгалтерского учета ворганизации в зависимости от ее отраслевой принадлежности, масштабов и типовпроизводства на базе требований и правил, изложенных в документах первого ивторого уровней системы нормативного регулирования бухгалтерского учета.Важнейшими документами этого уровня являются План счетов бухгалтерского учетафинансово-хозяйственной деятельности предприятий и Инструкция по егоприменению.
Четвертыйуровень системы — это рабочие документы организации, формирующие учетнуюполитику в методическом, техническом и организационном аспектах (рабочий плансчетов, система документооборота, порядок инвентаризации и тому подобное).
Более подробно эти уровнибудут рассмотрены в следующей главе.
нормативныйрегулирование бухгалтерский учет
/>/>/>
2. Уровни нормативногорегулирования бухгалтерского учета в России
/>/>/>
2.1 Законодательныйуровень
К нормативным документампервого, высшего, законодательного, уровня системы нормативного регулированиябухгалтерского учета относят федеральные законы и иные законодательные акты(указы Президента, постановления Правительства), регулирующие прямо иликосвенно постановку бухгалтерского учета в организации. К ним относят:Конституцию Российской Федерации [1], Гражданский [3-4], Трудовой [7],Бюджетный [2] и Налоговый кодексы [5-6], Постановление Правительства «Программареформирования бухгалтерского учета в соответствии с МСФО» [8] Федеральныезаконы «О государственной поддержке малого предпринимательства вРоссийской Федерации», «Об акционерных обществах», «Обобществах с ограниченной ответственностью» и другие. Особое место в этомуровне системы занимают Федеральный закон «О бухгалтерском учете» [10]и Положение по ведению бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации[11].
Как было сказано выше,система нормативного регулирования представляет собой целостную,взаимосвязанную, иерархично выстроенную совокупность нормативно правовых и иныхактов, призванных упорядочить ту или иную область общественных отношений. Всевышеперечисленные нормативные акты, будучи на вершине системы бухгалтерскогозаконодательства задают с разной степенью конкретности общие, обязательныеправила, связанные с ведение бухгалтерского учета. Зафиксированные здесьправила стали основой, на которой выстроилась вся система нормативногорегулирования бухгалтерского учета в Российской Федерации.
Рассмотрим некоторые,наиболее важные, основоустанавливающие правовые акты более подробно.
Конституция РоссийскойФедерации [1], будучи основным законом страны, не могла обойти вниманием такойважный элемент хозяйственной жизни общества, как бухгалтерский учет. Так, из статьи 71 (пунктов «ж», «р») вовзаимосвязи с ее статьями 8 (часть 1), 29 (часть 4), 34 и 114 (пункта«б» части 1) следует, что в Российской Федерации официальныйбухгалтерский учет служит инструментом финансового регулирования и проведенияединой финансовой (в том числе налоговой) политики, обеспечивая реализациюконституционного права на информацию в сфере предпринимательской деятельности иэкономики, основанной на принципах юридического равенства сторон и договорныхотношениях, конкуренции и риске; бухгалтерский учет является одной изконституционных гарантий единого рынка, единства экономического пространствакак одной из основ конституционного строя Российской Федерации. Исходя изэтого, федеральный законодатель вправе возложить на участниковпредпринимательской и иной экономической деятельности обязанность по ведениюофициального бухгалтерского учета, а определенным участникам рынка и лицам,действующим в официальном качестве (в том числе налоговым органам),предоставить право доступа к информации по бухгалтерскому учету и проверки егодостоверности [37.- с. 5].
Гражданскийкодекс Российской Федерации [3-4]. В его первой части [3] законодательнозакреплены многие вопросы учетной работы. Среди них: наличие самостоятельногобаланса как необходимый признак юридического лица [3.- ст. 48]; обязательностьутверждения годового бухгалтерского отчета [3.- ст. 91, 97, 103, 110]; обязательныеслучаи аудиторского заключения [3.- ст. 91, 103]; понятия чистых активов,дочерних и зависимых обществ (предприятий) [3.- ст. 105, 106]; порядокреорганизации и ликвидации различных видов юридического лица [3.- ст. 57-64].Во второй части Кодекса [4] раскрыты основы договорной работы, являющейсяосновой формирования оправдательной и первичной учетной документации, изаложены подходы в отражении конкретных хозяйственных операций в бухгалтерскомучете.
Федеральный закон №129-ФЗ«О бухгалтерском учете» [10], принятый 21 ноября 1996 г. стал важнейшим звеном российского бухгалтерского законодательства. В нем был обобщен опытбухгалтерского учета в рыночной экономике применительно к российским традициями действующему в России гражданскому и финансовому праву [42.- c. 72]. В нем были определеныконцептуальные положения и общие принципы организации и ведения бухгалтерскогоучета, права, обязанности и ответственность юридических и физических лиц,управляющего персонала, меры, обеспечивающие достоверность бухгалтерскойинформации, порядок публикации бухгалтерской отчетности и государственногорегулирования всей системы бухгалтерского учета.
Закон «Обухгалтерском учете» состоит из IVглав и 19 статей.
В главе I «Общие положения» даноопределение сущности бухгалтерского учета. Названы его объекты (имуществоорганизации, ее обязательства и хозяйственные операции), указаны задачибухгалтерского учета, приведены основные понятия, используемые в бухгалтерскомучете (синтетический и аналитический учет, план счетов, бухгалтерскаяотчетность и так далее). Изложен порядок регулирования бухгалтерского учета, всоответствии с которым общее методологическое руководство бухгалтерским учетомосуществляется Правительством Российской Федерации, а органы, которымпредоставлено право регулирования бухгалтерского учета, разрабатывают иутверждают планы счетов и инструкции по их применению, положения (стандарты) побухгалтерскому учету и другие нормативные акты и методические указания побухгалтерскому учету.
Ответственностьза организацию бухгалтерского учета в организациях, соблюдение законодательствапри выполнении хозяйственных операций возложена на руководителей организаций.
В главе II «Основные правила ведениябухгалтерского учета»определены требования к ведению бухгалтерского учета (ведениеучета путем двойной записи хозяйственных операций на основе рабочего планасчетов, на русском языке, в валюте Российской Федерации, формирование учетнойполитики и обязательность ведения обособленного учета текущих затрат,капитальных и финансовых вложений), к документированию хозяйственных операций,ведению регистров бухгалтерского учета, оценке имущества и обязательств,порядку осуществления инвентаризации имущества и обязательств.
В главе III «Основные правила составления ипредоставления бухгалтерской отчетности»изложены основные требования ксоставлению бухгалтерской отчетности, определены ее состав, правила оценкистатей бухгалтерской отчетности, порядок ее представления, основные правиласоставления сводной бухгалтерской отчетности и порядок хранения документов бухгалтерскогоучета.
В главе IV «Заключительные положения»определена ответственностьза нарушения законодательства Российской Федерации о бухгалтерском учете.
Необходимоотметить, что статьи данного Закон взаимосвязаны между собой, и понятия,которые обозначаются в первых статьях закона получают свое дальнейшее развитиев последующих статьях и главах. Так, в пункте 1 статьи 1 Закона даетсяопределение бухгалтерскому учету, как упорядоченной системе сбора, регистрациии обобщения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствахорганизаций и их движении путем сплошного, непрерывного и документального учетавсех хозяйственных операций; здесь нашли отражение последовательные этапы бухгалтерскогоучета: сбор, регистрация и обобщение информации, а затем все три этапа получилисвое дальнейшее раскрытие в статьях 9 «Первичные учетные документы», 10«Регистры бухгалтерского учета» и в главе 3 «Бухгалтерская отчетность».
Такстатья 9 Закона называется «Первичные учетные документы» и соответствует этапусбора бухгалтерской информации. В пункте 1 данной статьи установлено законодательноетребование документального оформления всех хозяйственных операций, проводимыхорганизацией.
Документ, которым оформляется проводимаяхозяйственная операция, имеет двойное предназначение:
во-первых, этот документ является оправдательным,т.е. подтверждает факт совершения организацией хозяйственных операций;
во-вторых, документ служит первичным учетнымдокументом, на основании которого производятся записи в бухгалтерском учете.
Важность первичных учетных документов подтверждена впункте 2 статьи 9 тем, что они принимаются к учету только в случаи, если онисоставлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичнойучетной документации, а если используется первичный документ, форма которого непредусмотрена в указанных альбомах, то он должен содержать некоторыеобязательные реквизиты (наименование документа, дату составления документа,содержание хозяйственной операции, личные подписи указанных лиц и другие).Кроме того, согласно пункту 3 статьи 9 лица, имеющих право подписи первичных учетныхдокументов, утверждаются руководителем организации по согласованию с главнымбухгалтером, эти же лица в дальнейшем несут ответственность за своевременное икачественное оформление первичных учетных документов, передачу их вустановленные сроки для отражения в бухгалтерском учете, а также достоверностьсодержащихся в них данных (пункт 4 статьи 9).
Таким образом, первичные документы, соответствующиеэтапу сбора бухгалтерской информации, являются основой бухгалтерского учета.
Статья 10 Закона называется «Регистры бухгалтерскогоучета» и соответствует стадии регистрации бухгалтерской информации, котораяпроисходит на основе принятых к учету первичных документах, правила составленияи ведения которых описаны в статье 9 данного Закона. Регистрируемая информацияо хозяйственных операциях отражается на регистрах бухгалтерского учета вхронологическом порядке по соответствующим счетам бухгалтерского учета.
Сами формы регистров бухгалтерского учета всоответствии с пунктом 19 Положения по ведению бухгалтерского учета ибухгалтерской отчетности в Российской Федерации разрабатываются и рекомендуютсяМинистерством финансов Российской Федерации и органами, которым федеральнымизаконами предоставлено право регулирования бухгалтерского учета, илифедеральными органами исполнительной власти, организациями при соблюдении имиобщих методических принципов бухгалтерского учета.
На основе регистров бухгалтерского учета, независимоот их формы, составляется баланс предприятия, то есть итоговая бухгалтерскаяотчетность предприятия.
Итоговой бухгалтерской отчетности предприятияпосвящена глава 3, то есть именно в этой главе получил свое раскрытие третийэтап бухгалтерского учета – обобщение бухгалтерской информации, который былзафиксирован в определении бухгалтерского учета.
Обобщение бухгалтерской информации и ее продукт ввиде бухгалтерской отчетности являются отражением результатов деятельности всейорганизации, и по этому пристально контролируются всеми заинтересованнымипользователями бухгалтерской информации. Следствием такой важностибухгалтерской отчетности явилось выделение под нее отдельной главы Закона, вкоторой описаны ее состав, сроки и адреса предоставления и условия публичности.
Так, обязанность составлять и предоставлятьбухгалтерскую отчетность согласно пункту 1 статьи 13 возложена на всеорганизации. Хотя здесь и говорится обо всех организациях, следует учитывать,что Закон согласно пункту 3 статьи 4 не распространяется на организации,применяющие упрощенную систему налогообложения (за исключением ведения бухгалтерскогоучета основных средств и нематериальных активов). Соответственно обязанностьсоставления бухгалтерской отчетности на организации, применяющие упрощеннуюсистему налогообложения, не распространяется.
В пункте 2 статьи 13 Закона четко прописан состав бухгалтерскойотчетности организаций, в которую входят:
а) бухгалтерский баланс;
б) отчет о прибылях и убытках;
в) приложения к ним, предусмотренные нормативнымиактами;
г) аудиторское заключение;
д) пояснительная записка.
Состав бухгалтерской отчетности для общественныхорганизаций (объединений) и их структурных подразделений, не осуществляющихпредпринимательской деятельности и не имеющих кроме выбывшего имуществаоборотов по реализации товаров (работ, услуг) определен отдельно в пункте 4статьи 15, и в него входят:
а) бухгалтерский баланс;
б) отчет о прибылях и убытках;
в) отчет о целевом использовании полученных средств.
Помимо состава бухгалтерской отчетности в законепрописаны и сроки их предоставления: квартальная бухгалтерская отчетностьпредоставляется в течение 30 дней по окончании квартала, а годовая — в течение90 дней по окончании года. Общественные организации предоставляют бухгалтерскуюотчетность только раз в год.
Бухгалтерская отчетность подписывается главнымбухгалтером и руководителем организации.
Рассматривая вопрос об этапах бухгалтерского учета,необходимо заметить, что все этапы тесно связаны между собой. Так, например,этап сбора информации также является и этапом ее регистрации, так как любаяинформация, собираясь, регистрируется в первичных учетных документах. Этапрегистрации может выступать в качестве этапа обобщения бухгалтерскойинформации, так как запись в регистры бухгалтерского учета представляет собой,по сути, обобщение информации на основе какого-либо признака.
Аналогичноеотражение имеют не только этапы учета, но все остальные категории, обозначенныев определении бухгалтерского учета.
Данный закон имеетбольшое значение для развития бухгалтерского учета в стране, поскольку он:
а) повышает юридическийстатус норм бухгалтерского учета для коммерческих и некоммерческих организаций;
б) закрепляет обязанностьведения бухгалтерского учета в юридических лицах;
в) повышает статус нормбухгалтерского учета до уровня статуса норм другого законодательства.
Особнякомв первой группе документов стоит Положение по ведению бухгалтерского учета ибухгалтерской отчетности в Российской Федерации [11], появление которогосвязано с нормой Федерального закона «О бухгалтерском учете» в частиосуществления Правительством Российской Федерации общего методологического руководствабухгалтерским учетом в Российской Федерации. В целях реализации этой нормыраспоряжением от 21.03.98 № 382-р Правительство РФ обязало Минфин Россииразработать и утвердить Положение о ведении бухгалтерского учета и бухгалтерскойотчетности в Российской Федерации. На основе данного Положения были разработаныПоложения по бухгалтерскому учету (ПБУ) [12-30], в которых нормы Положения поведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности получили более подробноераскрытие.
2.2 Нормативный уровень
Положения побухгалтерскому учету (ПБУ) [12-30], составленные на основе Положения по ведению бухгалтерского учета и отчетности иво исполнение Программы реформирования бухгалтерского учета в соответствии с МСФО[8], устанавливают принципы, правила и способы ведения организациями учетахозяйственных операций, составление и представление бухгалтерской отчетности иявляются важнейшими нормативными документами второго уровня системы нормативногорегулирования бухгалтерского учета в России, разработка которых вменена в обязанностьЗаконом о бухгалтерском учете Минфину РФ. В этих документах обобщены принципы ибазовые правила бухгалтерского учета, изложены основные понятия, относящиеся котдельным участкам учета, возможные бухгалтерские приемы без раскрытияконкретного механизма применения их к определенному виду деятельности.
ПБУпредставляет собой элемент системы нормативного регулирования бухгалтерскогоучета в Российской Федерации и должно применяться с учетом других Положений побухгалтерскому учету в соответствии с действующим законодательством.
РазработкаПБУ базируется на общепринятых методологических принципах, предусмотренныхмеждународными стандартами [42.- c.78]. Структура каждого стандарта включает:
- введение (общиеположения);
- определения;
- содержание;
- необходимыепояснения (предписания), регулирующие процедуру практического примененияотдельных требований, составляющих основу того или иного ПБУ;
- дату вступления вдействие.
В первойчасти ПБУ — введении указывается, что данное ПБУ устанавливает методологическиеосновы формирования в бухгалтерском учете информации о сфере применения этогоПоложения. Определяются условия, на которых используется объект в учетеорганизации (на праве собственности, хозяйственного ведения, оперативногоуправления, договора аренды и прочее). Приводится характеристика организацииучета отдельных объектов, перечень которых регулируется данным ПБУ.
Вовведении наряду с раскрытием общего содержания ПБУ указываются также его цели изадачи.
Вовторой части Положения даются определения основных понятий, что позволяетоднозначно понимать термины, содержание соответствующих объектов учета и ихпоказатели.
Основноесодержание объекта и практика его применения раскрывается в последующих частяхПБУ.
Разработка и внедрение впрактику Положений по бухгалтерскому учету происходит в рамках «Программыреформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартамифинансовой отчетности», которая была принята постановлением Правительства № 283от 6 марта 1998 г. В данной Программе прописано, что ключевым элементомреформирования бухгалтерского учета и финансовой отчетности в соответствии смеждународными стандартами является разработка новых и уточнение ранееутвержденных положений (стандартов) по бухгалтерскому учету, внедрение их впрактику. Целью реформирования системы бухгалтерского учета является приведениенациональной системы бухгалтерского учета в соответствие с требованиямирыночной экономики и международными стандартами финансовой отчетности. Такимобразом, отечественные ПБУ разрабатываются в соответствии с МФСО.
Планвнедрения положений (стандартов) бухгалтерского учета в практику утвержденраспоряжением Правительства Российской Федерации от 22 мая 1998 г. № 587-р [9] в рамках исполнения постановления Правительства Российской Федерации от 6 марта 1998 г. № 283 «Об утверждении Программы реформирования бухгалтерского учета в соответствии смеждународными стандартами финансовой отчетности» [8]. Разработанные ивнедренные на сегодняшний день ПБУ [12-30] представлены в таблице 1.
Таблица 1
Положенияпо бухгалтерскому учёту№ ПБУ Название документа Соответствующий международный стандарт [40] ПБУ 1/98 «Учетная политика организаций» МСФО 1 ПБУ 2/94 «Учет доходов (контрактов) на капитальное строительство» МСФО 11 ПБУ 3/2000 «Учет активов и обязательств организации, стоимость которых выражена в иностранной валюте» МСФО 21 ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации» МСФО 1 ПБУ 5/01 «Учет материально-производственных запасов» МСФО 2 ПБУ 6/01 «Учет основных средств» МСФО 16 ПБУ 7/98 «События после отчетной даты» МСФО 10 ПБУ 8/01 «Условные факты хозяйственной деятельности» МСФО 10 ПБУ 9/99 «Доходы организации» - ПБУ 10/99 «Расходы организации» - ПБУ 11/2000 «Информация об аффилированных лицах» МСФО 28 ПБУ 12/2000 «Информация по сегментам» МСФО 14 ПБУ 13/2000 «Учет государственной помощи» МСФО 20 ПБУ 14/2000 «Учет нематериальных активов» МСФО 38 ПБУ 15/2001 «Учет займов и кредитов и затрат по их обслуживанию» МСФО 23 ПБУ 16/2002 «Информация по прекращаемой деятельности» МСФО 35 ПБУ 17/2002 «Учет расходов на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы» МСФО 28 ПБУ 18/2002 «Учет расчетов по налогу на прибыль» МСФО 12 ПБУ19/2002 «Учет финансовых вложений» МСФО 39 ПБУ 20/2003 «Информация об участии в совместной деятельности» МСФО 31
Изперечисленных положений особенно важным является Положение «Учетная политика организаций»[12],так как в нем изложены основные принципы бухгалтерского учета, зафиксированныев виде требований и допущений. Считаю необходимым остановиться на них болееподробно.
Допущениеимущественной обособленности означает, что активы и обязательства организациисуществуют обособленно от активов и обязательств собственников этой организациии активов и обязательств других организаций
Допущениенепрерывности деятельности означает, что организация будет продолжать своюдеятельность в обозримом будущем и у нее отсутствуют намерения и необходимостьликвидации или существенного сокращения деятельности и, следовательно,обязательства будут погашаться в установленном порядке.
Допущениепоследовательности применения учетной политики означает, что принятая организациейучетная политика применяется последовательно от одного отчетного года кдругому.
Допущениевременной определенности факторов хозяйственной деятельности означает, чтофакты хозяйственной деятельности организации относятся к тому отчетномупериоду, в котором они имели место, независимо от фактического времени поступленияили выплаты денежных средств, связанных с этими фактами.
Требованиеполноты указывает на необходимость полноты отражения в бухгалтерском учете всехфакторов хозяйственной деятельности.
Требованиесвоевременности указывает на необходимость своевременного отражения фактовхозяйственной деятельности в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности.
Требованиеосмотрительности указывает на большую готовность к признанию в бухгалтерском учетерасходов и обязательств, чем возможных доходов и активов, не допуская созданияскрытых резервов.
Требованиеприоритета содержания перед формой указывает на необходимость отражать вбухгалтерском учете факторы хозяйственной деятельности исходя не столько из ихправовой формы, сколько из экономического содержания фактов и условийхозяйствования.
Требованиенепротиворечивости указывает на необходимость тождества данных аналитическогоучета оборотам и остаткам по счетам синтетического учета на последний календарныйдень каждого месяца.
Требованиерациональности указывает на необходимость рационального ведения бухгалтерскогоучета, исходя из условий хозяйственной деятельности и величины организации.
/>/>/>2.3 Методический уровень
Как былосказано в предыдущем параграфе, ПБУ хотя и дают базовые правила бухгалтерскогоучета, основные понятия, относящиеся к отдельным участкам учета, и возможныебухгалтерские приемы, но не раскрывают конкретного механизма применения их копределенному виду деятельности [36.- c. 36].
Такоераскрытие должно осуществляться в документах третьего уровня — методическихуказаниях по ведению бухгалтерского учета, в том числе, в инструкциях, рекомендацияхи тому подобное. К этой группе документов относятся План счетов [31],методические рекомендации по планированию, учету и калькулированию себестоимостипродукции (работ, услуг) в строительстве, сельском хозяйстве, науке ипроектно-изыскательских работах, методические указания по инвентаризацииимущества и финансовых обязательств, инструкции по заполнению форм бухгалтерскойотчетности и другое. К ним также можно причислить многочисленные указанияМинистерства финансов Российской Федерации по вопросам, возникающим впервые вхозяйственной деятельности организаций (договор о совместной деятельности,договор о доверительно управлении, векселя и казначейские обязательства, лизинговоеимущество и другие).
Вметодических указаниях и методических рекомендациях осуществляется детальнаяпроработка и раскрытие основных требований, предъявляемых к ведениюбухгалтерского учета документами более высоких уровней. Требования нормативныхдокументов первого и второго уровней конкретны и однозначны, они обязательны кприменению. Положения методических рекомендаций носят более общий характер ипредназначены для использования предприятиями и организациями при разработкеметодологической базы учета с учетом специфики финансово-хозяйственнойдеятельности, в основном при формировании учетной политики.
Важнейшими документамиэтого уровня являются План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственнойдеятельности предприятий и Инструкция по его применению [31]. Остановимся наэтом документе более подробно.
Плансчетов бухгалтерского учета представляет собой упорядоченную номенклатуруперечня счетов, которую должны применять организации всехорганизационно-правовых форм собственности различных отраслей народного хозяйства,транспорта и так далее. Специфические особенности некоторых из них учитываютсяна отдельных счетах, которые вправе вводить организации по ходатайствусоответствующих министерств и ведомств, последние обязаны согласовыватьнеобходимость применения этих счетов с Министерством финансов Российской Федерации.
Плансчетов представляет собой строго иерархическую структуру, основу которойсоставляют синтетические счета (счета первого порядка) и субсчета (счетавторого порядка). Если ведение счетов и указание их нумерации является строгообязательным, то использование в текущем учете субсчетов такой жесткой регламентациине имеет.
Такойметодологический подход к применению единого Плана счетов создает четкуюрегламентацию при организации бухгалтерского учета, упрощает его ведение, даетвозможность автоматизировать все участки бухгалтерского учета, сведя к минимумуошибки в корреспонденции счетов.
В Планесчетов по каждому синтетическому счету дана типовая схема его корреспонденции сдругими синтетическими счетами, которая закладывается в программы приразработке автоматизированных систем учета. Это не исключает возможности привозникновении новых фактов хозяйственной деятельности дополнить типовую схемуновыми корреспонденциями. Но при этом следует строго соблюдать основныеметодические принципы ведения бухгалтерского учета, которые изложены вИнструкции по применению Плана счетов бухгалтерского учетафинансово-хозяйственной деятельности организаций.
Наоснове Плана счетов бухгалтерского учета организация утверждает рабочий плансчетов бухгалтерского учета, содержащий полный перечень синтетических ианалитических (включая субсчета) счетов, применяемых этой организацией.
Такимобразом, План счетов бухгалтерского учета представляет собой схему регистрациии группировки фактов хозяйственной деятельности в бухгалтерском учетеорганизации.
Онявляется единым и обязательным к применению в организациях всех отраслейнародного хозяйства и видов деятельности (кроме банков и бюджетных учреждений)независимо от подчиненности, формы собственности и организационно-правовойформы.
В основупостроения Плана счетов положены следующие подходы:
а)преемственность в построении плана счетов;
б)строгая иерархия счетов и субсчётов;
в)сочетание государственного регулирования учета и предоставления хозяйствующимсубъектам максимально возможной самостоятельности в выборе перечня субсчетов ианалитических счетов бухгалтерского учета;
г)относительная независимость процесса систематизации и накапливания информации офактах хозяйственной деятельности от процесса формирования данных для целейналогообложения,
В основуПлана счетов положены принципы:
1) универсальности и обязательности применения всеми организациями (кромебюджетных и кредитных) независимо от вида деятельности и формы собственности;
2) раздельного ведения счетов финансовой и управленческой бухгалтерии;
3) группировки счетов по разделам в соответствии с их экономическим содержанием;
4) обособленного отражения забалансовых счетов;
5) двузначного кодового обозначения синтетических счетов и трехзначного —забалансовых счетов.
Плансчетов разработан на основе экономической классификации счетов. Счетасгруппированы по признаку экономического содержания отражаемых хозяйственныхпроцессов и расположены в определенной, экономически обоснованной,последовательности – в порядке увеличения ликвидности.
Всесинтетические счета имеют двузначный шифр (от 01 до 99). Счета разбиты на 8разделов: «Внеоборотные активы», «Производственные запасы», «Затраты напроизводство»; «Готовая продукция и товары», «Денежные средства», «Расчеты»,«Капитал», «Финансовые результаты» и 11 забалансовых счетов.
Субсчета,предусмотренные в Плане счетов, используются исходя из требований анализа,контроля и отчетности организации в рыночной экономике. Организации могутуточнять содержание отдельных из них, а также вводить, исключать или объединятьдополнительные субсчета.
Аналитическиесчета (счета третьего порядка) открываются в зависимости от поставленных целейи специфики деятельности организации в рыночной экономике.
В Инструкциипо применению плана счетов приводится краткая характеристика синтетическихсчетов и субсчетов, раскрыты их структура и назначение, экономическоесодержание обобщаемых на них фактов, рассмотрен порядок учета наиболеераспространенных операций, дана типовая корреспонденция счетов с другими счетамибухгалтерского учета.
Следуетотметить, что План счетов и Инструкция по его применению не являются полнымописанием содержания счетов и способов ведения учета на них, а лишьустанавливают общий порядок отражения фактов хозяйственных операций на счетахбухгалтерского учета.
Несмотря на всю важность и место Плана счетов в бухгалтерском учете, не стоитпреувеличивать его значимости.
Многиесчитают, что План счетов бухгалтерского учета якобы является основополагающимнормативным документом по бухгалтерскому учету, что прямо противоречитсодержанию Инструкции по применению Плана счетов, где сказано, что принципы,правила и способы ведения организациями бухгалтерского учета отдельных активов,обязательств, финансовых, хозяйственных операций и др., в том числе признания,оценки, группировки, устанавливаются положениями и другими нормативными актами,методическими указаниями по вопросам бухгалтерского учета. Этим определеноместо Плана счетов бухгалтерского учета в системе нормативного регулированиябухгалтерского учета в Российской Федерации как документа, не носящегонормативно — правовой характер [33].
Такимобразом, третий, методический уровень занимает важное место в системе нормативногорегулирования бухгалтерского учета. Трудно точно назвать необходимое числометодических указаний по бухгалтерскому учету. Можно лишь констатировать, что впредложениях по разработке первоочередных положений по бухгалтерскому учету вперечне оказалось около 30 тем, а по методическим указаниям — перспективынеобозримы, поскольку они разрабатываются применительно к важнейшим отраслямнародного хозяйства и видам деятельности (промышленность, капитальноестроительство, наука, торговля, туризм, коммунальное хозяйство, сельскоехозяйство, бытовые услуги, финансовый рынок и др.), их число может достигнуть300.
/>/>/>2.4 Организационный уровень
Внутренние документыорганизации относятся к четвертому уровню системы нормативного регулированиябухгалтерского учета и утверждаются в рамках принятой учетной политики.
Всистеме нормативного регулирования бухгалтерского учета учетная политикапредприятия трактуется как выбранная им совокупность отдельных способов ведениябухгалтерского учета. Их перечень определяет первичное наблюдение, стоимостноеизмерение, текущую группировку и итоговое обобщение фактов хозяйственной(уставной и иной) деятельности, то есть составляющие содержания методабухгалтерского учета.
В МСФО 1«Раскрытие учетной политики» и в соответствующем ему ПБУ 1/99 «Учетная политикаорганизаций» установлено, что учетная политика охватывает принципы, основы,обычаи, правила и процедуры, принятые руководством для подготовки ипредставления финансовой отчетности, то есть данный стандарт, в первую очередь,ориентирован на внешних пользователей учетной информации.
Всоответствии с пунктом 3 статьи 5 Закона о бухгалтерском учете организации,руководствуясь законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете,нормативными актами органов, регулирующих бухгалтерский учет, самостоятельноформируют свою учетную политику, исходя из своей структуры, отрасли и другихособенностей деятельности. Согласно пункту 3 статьи 6 Закона о бухгалтерскомучете учетная политика оформляется приказом или распоряжением; при этом утверждаются:
1)рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащий синтетические ианалитические счета, необходимые для ведения бухгалтерского учета всоответствии с требованиями своевременности и полноты учета и отчетности;
2) формыпервичных учетных документов, применяемых для оформления хозяйственныхопераций, по которым не предусмотрены типовые формы первичных учетныхдокументов, а также формы документов для внутренней бухгалтерской отчетности;
3)порядок проведения инвентаризации и методы оценки видов имущества и обязательств;
4)правила документооборота и технология обработки учетной информации;
5)порядок контроля за хозяйственными операциями, а также другие решения, необходимыедля организации бухгалтерского учета.
Формируетучетную политику предприятия ее главный бухгалтер. При этом он исходит изобязательного соблюдения допущений и требований, зафиксированных в системенормативного регулирования бухгалтерского учета, составляющих его базовыепринципы. Содержание учетной политики должно включать методологический,технический и организационный аспекты.
Методологическийаспект раскрываетприроду отдельных объектов учета, исходя из действующей нормативной базы.Способы ведения бухгалтерского учета, оказывающие существенное влияние наоценку и принятие управленческих решений пользователями бухгалтерскойотчетности, должны получить отражение в учетной политике организации. Поэтомупризнак существенности рассматривается как совокупность этих способов,игнорирование которых создаст сложности для пользователей бухгалтерскойотчетности, последствием которых может явиться неправильная интерпретацияфактов хозяйственной деятельности предприятия и невозможность дать объективнуюоценку о его финансовой устойчивости на соответствующем сегменте рынка. Способыведения бухгалтерского учета, зафиксированные в приказе об учетной политике,применяются с 1 января года, следующего за годом его издания. В течение всегогода они не должны изменяться, за исключением следующих случаев:
а)изменения законодательства Российской Федерации или нормативных документов побухгалтерскому учету;
б)разработки организацией новых способов ведения бухгалтерского учета;
в)существенного изменения условий деятельности (реорганизация, сменасобственников, изменение вида деятельности и т. д.).
Техническийаспект учетной политикипредусматривает рабочие инструменты реализации методологического аспекта. Онвключает разработку и утверждение:
1.рабочего плана счетов бухгалтерского учета на базе общепринятого Плана счетов;
2. формпервичных учетных документов, по которым не предусмотрены типовые формыпервичных учетных документов;
3. формдокументов для внутренней бухгалтерской отчетности;
4. формбухгалтерского учета;
5.порядка проведения инвентаризации;
6.методов оценки отдельных видов имущества и обязательств;
7.правил документооборота и технологии обработки учетной информации;
8.продолжительности первого отчетного года, если предприятие приобрело права юридическоголица после 1 октября.
Рабочийплан счетов формируется из перечня счетов, необходимость в которыхустанавливается по каждому объекту учета. Он включает в себя счета разнойстепени детализации и обобщения в пределах действующего Плана счетов,утвержденного Министерством финансов Российской Федерации.
Техническийаспект учетной политики включает также разработку различных вариантовраспределения расходов по управлению производством и его обслуживанию, формуведения бухгалтерского учета, определение состава внутрипроизводственнойотчетности для аппарата управления.
Организационнымаспектом учетнойполитики является форма управления бухгалтерской службы. Соблюдениезаконодательства при осуществлении финансово-хозяйственной деятельностипредприятия и ответственность за постановку бухгалтерского учета возложены наруководителя организации. Согласно статьи 6 Закона о бухгалтерском учетеруководитель организации в зависимости от объема учетной работы может учредитьбухгалтерию как структурное подразделение, возглавляемое главным бухгалтером;ввести в штат должность бухгалтера; передать на договорных началах ведениебухгалтерского учета централизованной бухгалтерии, специализированнойорганизации или бухгалтеру-специалисту; вести бухгалтерский учет лично.
Такимобразом, документы четвертого, организационного, уровня системы регулированиябухгалтерского учета формируются непосредственно на месте возникновениябухгалтерской информации – в организациях. Такая приближенность кнепосредственным участникам экономических отношений и свобода в разработке ихучетной политики позволяет всей системе бухгалтерского законодательствасоответствовать рыночным реалиям и служить во благо как всего государства, таки отдельным организациям.
/>/>/>Заключение
Напротяжении последних десяти лет в России сложилась определенная, еще незаконченная, но уже имеющая четкие очертания, система нормативного регулированиябухгалтерского учета. В рамках этой системы и на основе проделанной работыможно сделать несколько важных выводов о ней.
Во-первых,российская система нормативного регулирования бухгалтерского учета являетсяконтинентальной моделью учета. И действительно, бухгалтерский учет у нас встране регламентируется исключительно законодательно, на что указывает пункт 1статьи 5 Закона о бухгалтерском учете, где сказано, что общее методологическоеруководство бухгалтерским учетом в Российской Федерации осуществляетсяПравительством Российской Федерации. И хотя в Программе реформированиябухгалтерского учета в соответствии с МФСО констатируется, что по мере становлениябухгалтерской профессии, адекватной требованиям рыночной экономики, степеньучастия профессиональных организаций в регулировании вопросов бухгалтерскогоучета возрастет, и будет предусмотрено широкое участие в реформированиибухгалтерского учета Института профессиональных бухгалтеров и иных профессиональныхорганизаций, однако на практике бухгалтерский учет до сих пор регулируетсятолько государством по средствам издания нормативно-правовых и других актов.Видимо, сегодняшняя бухгалтерская профессия еще не «адекватна требованиямрыночной экономики».
Во-вторых,российская система нормативного регулирования бухгалтерского учета являетсядействительно системой, то есть представляет собой целостную, взаимосвязанную,иерархично выстроенную совокупность нормативно правовых и иных актов. Верхнийуровень этой системы – это законодательный уровень с обязательными к исполнениюнормами, этот уровень связан с нормативным уровнем, где более подробно раскрытыкатегории первого уровня, ПБУ в свою очередь конкретизируются в методическихуказаниях и инструкциях, и, на конец, на организационном уровне происходитнепосредственное применение всех норм и рекомендаций по ведению бухгалтерскогоучета в конкретных ситуациях в организациях.
В-третьих,российская система нормативного регулирования бухгалтерского учета находится напути реформирования в соответствии с международными стандартами финансовойотчетности, что говорит о заинтересованности государства в выходе отечественныхкомпаний на зарубежные рынки, что в свою очередь будет способствоватьукреплению имиджа России как страны со здоровой, инвестиционно привлекательнойэкономикой.
Итак, можно заключить, что за годы реформированиябухгалтерского учета произошли значительные изменения, во многомпредопределенные Программой реформирования бухгалтерского учета в соответствиис Международными стандартами финансовой отчетности, утвержденной ПостановлениемПравительства Российской Федерации от 6 марта 1998 г. N 283. Однако потенциал реформы далеко не исчерпан и следует продолжать изменения в целяхсоздание еще более приемлемых условий и предпосылок для последовательного иуспешного выполнения системой бухгалтерского учета и отчетности присущих ейфункций в экономике Российской Федерации. В частности, функции формированияинформации о деятельности хозяйствующих субъектов, полезной для принятияэкономических решений заинтересованными внешними и внутренними пользователями [32.ч. 2]. Следует так же иметь в виду, что, развитие бухгалтерского учета иотчетности должно происходить в тесной связи с изменениями экономическойситуации в стране и отвечать характеру и уровню развития хозяйственногомеханизма. Недопустимо неоправданное затягивание процессов преобразованиябухгалтерского учета и отчетности. В то же время форсирование изменений вбухгалтерском учете и отчетности вне связи с изменениями в хозяйственноммеханизме и реальным функционированием рыночных институтов может привести кснижению качества финансовой информации в экономике, дискредитации МСФО, атакже ослаблению финансовой дисциплины. Кроме того, переход на МСФО требуетвремени для практической отработки новых методов и процедур сбора и обработкиинформации.
/>/>/>Список использованных источников
1. Конституция Российской Федерации(принята всенародным голосованием 12.12.1993): Консультант Плюс:[Справочно-правовая система]
2. Бюджетный Кодекс РоссийскойФедерации от 31.07.1998 N 145-ФЗ (ред. от 19.12.2006): Консультант Плюс:[Справочно-правовая система]
3. Гражданский Кодекс РоссийскойФедерации (Часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от18.12.2006): Консультант Плюс: [Справочно-правовая система]
4. Гражданский Кодекс РоссийскойФедерации (Часть вторая) от 05.08.2000 N 14-ФЗ (ред. от30.12.2006): Консультант Плюс: [Справочно-правовая система]
5. Налоговый Кодекс РоссийскойФедерации (Часть первая) от 31.07.1998 N 146-ФЗ (ред.от 27.07.2006): Консультант Плюс: [Справочно-правовая система]
6. Налоговый Кодекс РоссийскойФедерации (Часть вторая) от 05.08.2000 N 117-ФЗ (ред. от 05.12.2006, с изм. от30.12.2006): Консультант Плюс: [Справочно-правовая система]
7. Трудовой Кодекс РоссийскойФедерации от 30.12.2001 N 197-ФЗ ( (ред. от 30.12.2006): Консультант Плюс:[Справочно-правовая система]
8. Постановление ПравительстваРоссийской Федерации от 6 марта 1998 г. N 283 «О утверждении программыреформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартамифинансовой отчетности»: Консультант Плюс: [Справочно-правовая система]
9. Распоряжение ПравительстваРоссийской Федерации от 22.05.1998 N 587-р «План внедрения положений(стандартов) бухгалтерского учета в практику»: Консультант Плюс:[Справочно-правовая система]
10. Федеральный Закон от 21.11.1996 N129-ФЗ «О бухгалтерском учете»: Консультант Плюс: [Справочно-правовая система]
11. Приказ Минфина РФ от 29.07.1998 N 34н«Об утверждении Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерскойотчетности в Российской Федерации»: Консультант Плюс: [Справочно-правоваясистема]
12. Приказ Минфина РФ от 09.12.1998 N60н «Об утверждении положения по бухгалтерскому учету «Учетная политикаорганизации» ПБУ 1/98»: Консультант Плюс: [Справочно-правовая система]
13. Приказ Минфина РФ от 20.12.1994 N167«Об утверждении положения по бухгалтерскому учету «Учет договоров(контрактов) на капитальное строительство» ПБУ 2/94»
14. Приказ Минфина РФ от 10.01.2000 N2н «Об утверждении положения по бухгалтерскому учету «Учет активов иобязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте» ПБУ 3/2000»:Консультант Плюс: [Справочно-правовая система]
15. Приказ Минфина РФ от 06.07.1999 N43н «Об утверждении положения по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетностьорганизации» ПБУ 4/99»: Консультант Плюс: [Справочно-правовая система]
16. Приказ Минфина РФ от 09.06.2001 N44н «Об утверждении положения по бухгалтерскому учету «Учетматериально-производственных запасов» ПБУ 5/01»: Консультант Плюс:[Справочно-правовая система]
17. Приказ Минфина РФ от 30.03.2001 N26н «Об утверждении положения по бухгалтерскому учету «Учет основных средств»ПБУ 6/01»: Консультант Плюс: [Справочно-правовая система]
18. Приказ Минфина РФ от 25.11.1998 N56н «Об утверждении положения по бухгалтерскому учету «События после отчетнойдаты» ПБУ 7/98»: Консультант Плюс: [Справочно-правовая система]
19. Приказ Минфина РФ от 28.11.2001 N96н «Об утверждении положения по бухгалтерскому учету «Условные фактыхозяйственной деятельности» ПБУ 8/01»: Консультант Плюс: [Справочно-правоваясистема]
20. Приказ Минфина РФ от 06.05.1999 N32н «Об утверждении положения по бухгалтерскому учету «Доходы организации» ПБУ9/99»: Консультант Плюс: [Справочно-правовая система]
21. Приказ Минфина РФ от 06.05.1999 N33н «Об утверждении положения по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ10/99»: Консультант Плюс: [Справочно-правовая система]
22. Приказ Минфина РФ от 13.01.2000 N5н «Об утверждении положения по бухгалтерскому учету «Информация обаффилированных лицах» ПБУ 11/2000»: Консультант Плюс: [Справочно-правоваясистема]
23. Приказ Минфина РФ от 27.01.2000 N11н «Об утверждении положения по бухгалтерскому учету «Информация по сегментам»ПБУ 12/2000»: Консультант Плюс: [Справочно-правовая система]
24. Приказ Минфина РФ от 16.10.2000 N92н «Об утверждении положения по бухгалтерскому учету «Учет государственнойпомощи» ПБУ 13/2000»: Консультант Плюс: [Справочно-правовая система]
25. Приказ Минфина РФ от 16.10.2000 N91н «Об утверждении положения по бухгалтерскому учету «Учет нематериальныхактивов» ПБУ 14/2000»: Консультант Плюс: [Справочно-правовая система]
26. Приказ Минфина РФ от 02.08.2001 N60н «Об утверждении положения по бухгалтерскому учету «Учет займов и кредитов изатрат по их обслуживанию» ПБУ 15/01»: Консультант Плюс: [Справочно-правоваясистема]
27. Приказ Минфина РФ от 02.07.2002 N66н «Об утверждении положения по бухгалтерскому учету «Информация попрекращаемой деятельности» ПБУ 16/02»: Консультант Плюс: [Справочно-правоваясистема]
28. Приказ Минфина РФ от 19.11.2002 N115н «Об утверждении положения по бухгалтерскому учету «Учет расходов нанаучно-исследовательские и опытно-конструкторские работы» ПБУ 17/02»:Консультант Плюс: [Справочно-правовая система]
29. Приказ Минфина РФ от 19.11.2002 N114н «Об утверждении положения по бухгалтерскому учету «Учет расчетов по налогуна прибыль» ПБУ 18/02»: Консультант Плюс: [Справочно-правовая система]
30. Приказ Минфина РФ от 10.12.2002 N126н «Об утверждении положения по бухгалтерскому учету «Учет финансовыхвложений» ПБУ 19/02»: Консультант Плюс: [Справочно-правовая система]
31. Приказ Минфина РФ от 24.11.2003 N105н «Об утверждении положения по бухгалтерскому учету «Информация об участии всовместной деятельности» ПБУ 20/03): Консультант Плюс: [Справочно-правоваясистема]
32. Приказ Минфина РФ от 31.10.2000 N 94н«Об утверждении плана счетов бухгалтерского учета финансово хозяйственнойдеятельности организаций и инструкции по его применению»: Консультант Плюс:[Справочно-правовая система]
33. Приказ Минфина РФ от 01.07.2004 N 180«Об одобрении Концепции развития бухгалтерского учета и отчетности в РоссийскойФедерации на среднесрочную перспективу»: Консультант Плюс: [Справочно-правоваясистема]
34. Письмо Минфина РФ от 15.03.2001 N16-00-13/05 «О применении нового плана счетов бухгалтерского учета»:Консультант Плюс: [Справочно-правовая система]
35. Послание Президента РФ ФедеральномуСобранию от 06.03.1997 «Порядок во власти – порядок в стране»: Консультант Плюс:[Справочно-правовая система]
36. Андросов А.М. Бухгалтерский учет. –М.: Андросов, 2000.
37. Бакаев А.С. Нормативное обеспечениебухгалтерского учета. – М.: Международный центр финансово-экономическогоразвития, 2004.
38. Борисов А.Н. Комментарий кфедеральному закону «О бухгалтерском учете». – М.: Юридический Дом«Юстицинформ», 2005.
39. Бриттон А. Международные стандартыфинансовой отчетности: от теории к практике. – М.: Вершина, 2005.
40. Гусева Т.М. Бухгалтерский учет. – М.:Проспект, 2005.
41. Поленова С.Н. Этапы реформированиябухгалтерского учета и отчетности в России / С.Н. Поленова // Международныйбухгалтерский учет. – 2006. — №3.-
42. Система права:www.kursach.com/biblio/0010007/112.htm: [Электронный ресурс]
43. Хахонова Н.Н. Реформированиебухгалтерского учета. – М.: Бухгалтерский учет, 2003.