Содержание Введение 1. Понятие экологического менеджмента 2. Экологическая служба предприятия 3. Системы экологического менеджмента 4. Экологическая политика Заключение Список литературы Введение Существующая экологическая ситуация и тенденции ее изменения во многом определяются промышленным производством и хозяйственной деятельностью в целом.
Несмотря на отдельные успехи и достижения, общая картина здесь продолжает ухудшаться. Основная причина этого заключается в низкой эффективности используемых механизмов экологического контроля и управления на промышленном производстве. Все более очевидной становится необходимость поиска новых путей и подходов к решению экологических проблем промышленного производства. Основным из таких путей в мире общепризнан экологический менеджмент.
В Повестке дня на XXI век, принятой в Рио-де-Жанейро в 1992г подчеркивается, что "экологический менеджмент следует отнести к ключевой доминанте устойчивого развития и одновременно к высшим приоритетам промышленной деятельности и предпринимательства" 1. Понятие экологического менеджмента Экологический менеджмент можно определить как комплексную разностороннюю деятельность, направленную на реализацию экологических целей проектов и программ.
Различного рода организации становятся все более заинтересованными в том, чтобы добиться достаточной экологической эффективности и демонстрировать ее, контролируя воздействие своей деятельности, продукции или услуг на окружающую среду с учетом своей экологической политики и целевых экологических показателей. Они делают это в условиях все большего ужесточения законодательства, развития экономической политики и других мер, направленных на охрану окружающей среды, а также в условиях общего роста озабоченности
заинтересованных сторон вопросами окружающей среды, включая устойчивое развитие. По мере того, как растет озабоченность сохранением и улучшением качества окружающей среды и защитой здоровья людей, организации любого масштаба обращают все большее внимание на потенциальные воздействия своей деятельности, продукции или услуг на окружающую среду. Экологическая эффективность приобретает все большее значение для внутренних и внешних заинтересованных
сторон. Для достижения экологической эффективности требуется, чтобы организация приняла на себя обязательства применять систематический подход и постоянно улучшать систему управления окружающей средой. Различают экологизированный менеджмент и экологический менеджмент. Экологизированный менеджмент (Environmental Management) не требует существенной смены сложившейся технико-экономической системы. Это как бы консервативный экологический менеджмент или первая ступень готовности
предприятия к решению проблем экологической безопасности. Экологизированный менеджмент – это система экономического управления объектом путем приспособления уже имеющейся инфраструктуры к требованиям национальных и международных нормативов, актов, правил в сфере ресурсосбережения и рационального природопользования. Основные принципы экологизированного менеджмента: – разработка экологической политики с учетом сложившихся
технологий; – принятие экологически ориентированных решений; – организация экологического контроля над всеми этапами технологического процесса и мониторинга окружающей среды в районе расположения предприятия. Основные задачи: – экономия сырьевых ресурсов; – минимизация отходов и загрязнений окружающей среды; – организация безопасного труда персонала; – оценка экологического риска; – выделение средств на создание «зеленого» имиджа предприятия; – информирование населения о характере производственной деятельности
предприятия и о состоянии окружающей среды в зоне действия предприятия. Экологический менеджмент (Ecological Management) – более совершенная система управления. Применительно к предприятию он предусматривает формирование экологически безопасного производственно-территориального комплекса, обеспечивает оптимальное соотношение между экологическими и экономическими показателями на протяжении всего жизненного цикла, как самого этого комплекса, так и производимой им
продукции. Основные принципы экологического менеджмента: – учет экологических особенностей; – своевременное решение проблемы; – ответственность за экологические последствия, возникающие в результате принятия управленческих решений любого уровня; – приоритетность решения экологических проблем. Основные задачи экологического менеджмента: – организация экологически безопасных производственных процессов; – обеспечение экологической совместимости всех производств; – предупреждение негативного
антропогенного воздействия на природу в процессе производства, потребления и утилизации выпускаемой продукции; – получение максимального результата при минимальном ущербе для окружающей среды; – превращение экологических ограничений в новые возможности роста производственной деятельности; – обновление продукции исходя из спроса и создания «зеленого» имиджа предприятия в глазах общественности; – создание и внедрение малоотходных технологий; – стимулирование природоохранных инициатив, снижающих издержки или способствующих
росту доходов. 2. Экологическая служба предприятия Ключевым звеном в системе экологического менеджмента является экологическая служба предприятия, или в случае небольших производств отдельный квалифицированный специалист, уполномоченный решать соответствующие задачи. На практике встречаются четыре основных типа структур систем экологического менеджмента, различающиеся по положению в них экологической службы предприятия:
1. Структура с отсутствующей экологической службой или специалистом в области экологического менеджмента; Решение производственных экологических задач в данном случае возложено на то или иное должностное лицо в качестве дополнительной нагрузки. Это могут быть главный инженер, главный технолог, главный энергетик и другие. Так как эти должностные лица в первую очередь выполняют свои непосредственные обязанности, то вся природоохранная деятельность сводится ими преимущественно к выполнению формальных требований
действующего природоохранительного законодательства, например к заполнению необходимой отчетности. 2. Структура, в которой экологическая служба совмещена с каким-либо другим подразделением предприятия; Для системы экологического менеджмента данного типа характерны следующие недостатки: – недостаточное внимание экологическим аспектам деятельности предприятия; – ограниченность времени и ресурсов для практической реализации природоохранной деятельности; – большой объем обязанностей, ограничивающий возможности инициативной
деятельности; – недостаток авторитета экологической службы. 3. Структура, в которой экологическая служба выделена в отдельное подразделение; Для системы экологического менеджмента этого типа можно выделить один характерный недостаток, заключающийся в том, что эффективность функционирования экологической службы зависит от подчиненности и места в общей системе производственного и менеджмента. Вместе с тем данный тип структуры экологического менеджмента
приобретает существенные достоинства: – возможность комплексно и полноценно осуществлять экологическую деятельность; – более высокий авторитет экологической службы; – детальное изучение экологических проблем. 4. Структура, в которой экологическая служба выделена в отдельное подразделение с руководителем, равным по рангу заместителю директора предприятия. Для таких структур характерны следующие достоинства: – возможность наиболее комплексно, рационально и полноценно осуществлять экологическую деятельность; – эффективное
совмещение основных производственных и экологических целей и задач на предприятии; – осуществление разнообразной и экономически эффективной экологической деятельности. По способу организации деятельности возможно следующее деление экологических служб предприятий: 1. Экологические службы дифференцированного типа, в которых обязанности сотрудников разделены по виду воздействия на окружающую среду. К недостаткам структуры экологических служб этого типа относятся изолированность
областей деятельности специалистов и вероятность ситуаций, в которых при невозможности выполнения специалистом по каким-либо причинам своей работы другим специалистам потребуется значительное количество времени, прежде чем они квалифицированно смогут выполнять обязанности отсутствующего сотрудника, а также организационные сложности принятия комплексных природоохранных решений. Достоинство экологической службы такого типа заключается в том, что можно досконально изучить требования
и возможности в определенной области деятельности, осуществлять более эффективное управление и менеджмент, например, в области обращения с отходами производства и потребления и принимать правильные решения 2. Экологические службы интегрированного типа. Сотрудники экологической службы такого типа в составе подразделения, отвечающего за природоохранную деятельность на предприятии, вместе выполняют работы, связанные с охраной окружающей среды и рациональным использованием природных ресурсов.
Достоинства экологических служб подобного типа: – взаимозаменяемость сотрудников (в случае отсутствия кого-либо из сотрудников другие специалисты могут успешно выполнить его обязанности); – комплексный характер работ (при рассмотрении вопросов, связанных с одним видом воздействия на окружающую среду, учитываются и остальные аспекты такого воздействия. – разработка правильной экологической политики, определение комплексных целей и задач предприятия в области охраны окружающей среды и рационального
использования природных ресурсов; – наиболее эффективное управление охраной окружающей среды и рациональным использованием природных ресурсов; такое управление можно осуществлять только при комплексном подходе в определении экологической политики и стратегии, целей и задач. 3. Экологические службы смешанного типа. Экологическим службам такого типа присущи достоинства и недостатки служб вышеописанных типов. При любой организации экологической службы важен комплексный подход в осуществлении
эффективного экологического менеджмента, в том числе при разработке экологической политики предприятия, определении основных целей и задач в данной области, организации деятельности, мотивации и контроле. 3. Системы экологического менеджмента Само понятие система «экологического менеджмента» впервые было четко определено и разъяснено в стандарте Великобритании BS 7750 (Envinmental Management Systems) в 1992 году.
Понятие системы экологического менеджмента (Environmental Management Systems или EMS) в организации является ключевым понятием серии ISO 14000. Поэтому центральным документом стандарта считается ISO 14001 – «Спецификации и руководство по использованию систем экологического менеджмента». В отличие от остальных документов, все его требования являются «аудируемыми» – предполагается, что
соответствие или несоответствие им конкретной организации может быть установлено с высокой степенью определенности. Именно соответствие стандарту ISO 14001 и является предметом формальной сертификации. Все остальные документы рассматриваются как вспомогательные – например, ISO 14004 содержит более развернутое руководство по созданию системы экологического менеджмента, серия документов 14010 определяет принципы аудита EMS. Серия 14040 определяет методологию «оценки жизненного
цикла», которая может использоваться при оценке экологических воздействий, связанных с продукцией организации (такая оценка требуется стандартом ISO 14001). Основные требования, которые предъявляет к организации ISO 14001 и соответствие которым означает, что организация имеет систему управления охраной окружающей среды, соответствующую этому стандарту, таковы: 1. Организация должна выработать экологическую политику – специальный документ о намерениях и принципах
организации, который должен служить основой для действий организации и определения экологических целей и задач. Экологическая политика должна соответствовать масштабу, природе и экологическим воздействиям, создаваемым деятельностью, продуктами и услугами компании. Экологическая политика, среди прочих, должна содержать заявления о стремлении к соответствию нормативам, а также к «постоянному улучшению» (continual improvement) системы экологического менеджмента и к «предотвращению
загрязнений» (pollution prevention). Документ должен быть доведен до сведения всех сотрудников организации и быть доступным общественности. 2. Организация должна выработать и соблюдать процедуры для определения значимых воздействий на окружающую среду (отметим, что здесь и в других местах стандарт говорит о воздействиях, связанных не только непосредственно с деятельностью организации, но и с ее продуктами и услугами). Организация должна также систематически учесть все законодательные требования, связанные с экологическими
аспектами ее деятельности, продуктов и услуг, а также требования другой природы (например, отраслевые кодексы). 3. С учетом значимых экологических воздействий, законодательных и других требований организация должна выработать экологические цели и задачи. Цели и задачи должны быть по возможности количественными. Они основываются на экологической политике («включая осознание необходимости или приверженность предотвращению загрязнений») и определяются для каждой функции (области деятельности) и уровня организации.
При их формулировке должны также приниматься во внимание взгляды «заинтересованных сторон» (под которыми понимаются любые группы и граждане, чьи интересы затрагиваются экологическими аспектами деятельности предприятия, или озабоченные этими аспектами). 4. Для достижения поставленных целей организация должна выработать программу экологического менеджмента, в которой определяются ответственные, средства и сроки для достижения целей и задач. 5. В организации должна быть определена соответствующая структура ответственности.
Для обеспечения работы этой системы выделяются достаточные человеческие, технологические и финансовые ресурсы. Должен быть назначен ответственный за работу системы экологического менеджмента на уровне организации, в обязанности которого входит периодически докладывать руководству о работе EMS. 6. Должен выполняться ряд требований по обучению персонала, а также по подготовке к нештатным ситуациям. 7. Организация должна осуществлять мониторинг или измерение основных параметров той деятельности, которая
может оказывать существенное воздействие на окружающую среду. Устанавливаются процедуры для периодической проверки соответствия действующим законодательным и другим требованиям. 8. Должен проводиться периодический аудит системы экологического менеджмента с целью выяснения, соответствует ли она критериям, установленным организацией, а также требованиям стандарта ISO 14001, внедрена ли и работает ли она надлежащим образом.
Аудит может проводиться как самой компанией, так и внешней стороной. Результаты аудита докладываются руководству компании. 9. Руководство организации должно периодически рассматривать работу системы экологического менеджмента с точки зрения ее адекватности и эффективности. Обязательно должен рассматриваться вопрос о необходимых изменениях в экологической политике, целях и других элементах
EMS. При этом принимаются во внимание результаты аудита, изменившиеся обстоятельства и стремление к «постоянному улучшению». Вообще, в основе требований стандарта лежит открытый цикл «план – осуществление – проверка – пересмотр плана». Все процедуры, их результаты, данные мониторинга и т.п. документируются. Стандартом подразумевается, что система экологического менеджмента интегрирована с общей системой управления организацией. Стандарт не требует, чтобы лица, ответственные за работу
EMS, не имели других обязанностей или чтобы документы, связанные с экологическим менеджментом были выделены в специальную систему документооборота. Экологический менеджмент представляет собой не столько выполнение определенных формальных требований, сколько разнообразную активную практическую деятельность, понятную и доступную для всех специалистов и персонала предприятия в целом 4. Экологическая политика Экологической политикой предприятия является заявление предприятия о своих намерениях
и принципах, связанных с ее общей экологической эффективностью, которое служит основанием для действия и для установления целевых и плановых показателей. Определяет экологическую политику предприятия его высшее руководство. Высшее руководство может состоять из отдельного лица или группы лиц, несущих административную ответственность за организацию. Основные принципы экологической политики предприятия:
1. Обязательства и политика. Предприятие должно определить свою экологическую политику и принять на себя обязательства в отношении системы управления окружающей средой. При этом начать следует с того, что приносит очевидную пользу, например, с ограничения первопричин, приводящих к ответственности за нарушение, или с более эффективного использования сырьевых ресурсов и материалов. Экологическая политика должна отражать обязательства высшего руководства соблюдать применяемые
законы и постоянно улучшать систему управления окружающей средой. Политика создает основу, с помощью которой предприятие устанавливает свои целевые и плановые показатели. Политика должна быть достаточно четкой, чтобы ее могли понять внутренние и внешние заинтересованные стороны; она должна периодически анализироваться и пересматриваться, чтобы отражать изменяющиеся условия и информацию. Область применения политики должна быть точно идентифицируемой.
2. Планирование. Предприятие должно разработать план реализации своей экологической политики. При этом элементы управления окружающей средой включают в себя: идентификацию экологических аспектов и связанных с ними воздействий на окружающую среду; требования законодательных актов; экологическую политику; внутренние и внешние критерии оценки экологической эффективности и т.д. 3. Реализация. С целью эффективной реализации предприятие должно создать возможности и разработать
механизмы поддержки, необходимые для осуществления своей экологической политики и достижения целевых и плановых показателей. Для того чтобы достичь целевых показателей, предприятие должно нацелить на это своих сотрудников, системы, стратегию, ресурсы и структуру, разработать систему ответственности и отчетности. 4. Изменение и оценивание. Предприятие должно проводить измерение, контроль и оценку своей экологической эффективности. Одним из основных инструментов контроля является экологический аудит.
5. Анализ и улучшение. Предприятие должно анализировать и постоянно улучшать систему управления окружающей средой, чтобы повышать свою общую экологическую эффективность. Руководство предприятия должно через некоторые интервалы времени проводить анализ системы экологического менеджмента, чтобы гарантировать ее постоянную эффективность и соответствие существующим параметрам. Анализ должен быть широким, чтобы учесть степень влияния на окружающую среду всех видов деятельности,
продукции или услуг данной организации, включая их воздействие на финансовую сторону деятельности и возможную конкурентоспособность. В основе экологического менеджмента должны лежать принципы экоэффективности и экосправедливости. Под экоэффективностью понимается такая организация разносторонней экологической деятельности, которая позволяет не только сократить соответствующие затраты и издержки, но и получить дополнительную прибыль. Принципы экосправедливости проявляются в осознании руководством предприятия
моральной ответственности за отрицательное воздействие на окружающую среду и нерациональное использование природных ресурсов. Заключение Экологический менеджмент - это тип управления, принципиально ориентированный на формирование и развитие экологического производства и экологической культуры жизнедеятельности человека. Практической основой деятельности предприятий в области экологического менеджмента является предотвращение воздействия на окружающую среду. Предотвращение воздействия на окружающую среду и создание системы экологического
менеджмента способствует появлению дополнительных возможностей: - создание и укрепление благоприятного имиджа предприятия, основанного на экологической ответственности и экологической состоятельности; - преимущества территориального и национального экологического лидерства; - появление дополнительных возможностей для развития и укрепление отношений с органами местной власти и государственного экологического контроля, населением и экологической общественностью. Преимущества и возможности экологического менеджмента могут
быть реализованы любым предприятием при условии открытости деятельности и демонстрации всем заинтересованным лицам и сторонам собственной экологической политики, целей и задач, а также достигнутых результатов. Создание систем экологического менеджмента позволит решать конкретные природоохранные задачи, стоящие перед предприятием. Список литературы 1. Главинская Л.Т, Экологический менеджмент и устойчивое развитие,
Вестник моск. ун-та экономика № 2 2005г 2. Пахомова Н, Рихтер К, Эндрес А, Экологический менеджмент изд-во Питер, 2003г 3. Трифонова Т.А, Селиванова Н.В, Ильина М.Е, Экологический менеджмент Владимир, 2003г
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |