Реферат по предмету "Право, юриспруденция"


Смежные права артистов-исполнителей

Ирина Тулубьева, начальник отдела Авторского права ЗАО«Интеллект-Консалтинг»
Смежнымиправами признаются права на результаты творческой деятельности артистов-исполнителей,производителей фонограмм и организаций эфирного и кабельного вещания.
Основнымнормативным актом Российской Федерации, регламентирующим правоотношения посозданию и использованию объектов смежных прав, в том числе исполнений,является Закон РФ «Об авторском праве и смежных правах» от 09 июля 1993 г.
Намеждународном уровне охрана объектов смежных прав исполнителей предоставляетсяв соответствии с положениями Римской конвенции 1961 года «Об охране интересовартистов-исполнителей, производителей фонограмм и вещательных организаций».Римская конвенция вступила в силу в 1964 году, ее членами на осень 2002 г.являлись 69 государств, в том числе страны Европы (Германия, Австрия,Великобритания, Испания, Франция, Италия, Дания, Финляндия, Швеция, Нидерландыи др., включая государства ближнего зарубежья), Америки (Канада и др.), Азии,Африки.
20декабря 2002 года Постановлением Правительства № 918 Россия присоединилась кРимской конвенции.
Внастоящее время первоочередной задачей в области смежных прав являетсяприведение норм внутреннего законодательства России в соответствие сположениями Римской конвенции 1961 года и Договора Всемирной организацииинтеллектуальной собственности (ВОИС) по исполнениям и фонограммам (Договор ДИФ1996 г., который Россия пока не подписала). Речь идет о внесении изменений вЗакон РФ «Об авторском праве и смежных правах» от 09 июля 1993 г. № 5351-1.Закону уже десять лет, и практика его применения выявила множество пробелов,неточностей и противоречий.
Длятого чтобы двигаться дальше, развивать законодательство о смежных правах,прорабатывать механизм реализации прав исполнителей, необходимо иметьпредставление о том, что происходит сейчас, то есть как в настоящее времярегулируются правоотношения в этой сфере.
Дляэтого обратимся к некоторым положениям Закона РФ «Об авторском праве и смежныхправах» 1993 г.
Однимиз субъектов смежных прав является артист-исполнитель. Статья 4 Закона 1993 г.дает определение понятия «исполнитель». Это актер, певец, музыкант, танцор илииное лицо, которое играет роль, читает, декламирует, поет, играет намузыкальном инструменте или иным образом исполняет произведения литературы илиискусства (в том числе эстрадный, цирковой или кукольный номер), а такжережиссер-постановщик спектакля и дирижер. Под исполнением следует пониматьпредставление произведений, фонограмм, исполнений, постановок посредством игры,декламации, пения, танца в живом исполнении или с помощью технических средств(телерадиовещания, кабельного телевидения или иных технических средств); показкадров аудиовизуального произведения в их последовательности (с сопровождениемили без сопровождения звуком) — ст.4 Закона 1993 г.
Исполнителюв отношении его исполнения или постановки принадлежат исключительные права,среди которых:
правона имя;
правона защиту исполнения или постановки от всякого искажения или иногопосягательства, способного нанести ущерб чести и достоинству исполнителя;
правона использование исполнения или постановки в любой форме, включая право наполучение вознаграждения за каждый вид использования исполнения или постановки(ст.37 Закона 1993 г.). В том числе подпункт 4 п.2 ст.37 Закона наделяетисполнителя исключительным правом осуществлять или разрешать осуществлятьпередачу в эфир или по кабелю записи исполнения или постановки, еслипервоначально эта запись была произведена не для коммерческих целей.
Длявозникновения и осуществления смежных (в том числе исполнительских) прав нетребуется соблюдения каких-либо формальностей.
Смежныеправа артистов-исполнителей действуют в течение 50 лет после фиксациисоответствующего исполнения или постановки. Права исполнителя на имя и назащиту исполнения или постановки от всякого искажения или иного посягательстваохраняются бессрочно.
Обращаетна себя внимание тот факт, что во многих случаях смежные права (как и авторскиеправа) не могут быть реализованы правообладателем на индивидуальной основе. Восновном это бывает при массовом использовании объектов прав различнымипользователями — как, к примеру, при вещании теле- и радиокомпаний. Конкретныйправообладатель не имеет возможности вести переговоры с пользователями,отслеживать и пресекать несанкционированное использование, собиратьвознаграждение пропорционально времени звучания своей записи. Именно винтересах правообладателей был создан институт коллективного управленияисключительными (имущественными) правами -авторскими и смежными. Очевидныепреимущества имеют и пользователи — им не приходится разыскиватьправообладателей, вести с ними переговоры и т.д. Пользователи имеют дело не смассой артистов, авторов, владельцев фонограмм, а с организациями,представляющими на коллективной основе интересы этих категорийправообладателей.
Сборомвознаграждения за конкретные виды использования объектов смежных правзанимаются две организации — Российское общество по управлению правамиисполнителей (РОУПЙ) и Российская фонографическая ассоциация (РФА) в отношениисоответствующей категории объектов [исполнений и фонограмм). Эти организации невправе заниматься коммерческой деятельностью и не вправе осуществлятьиспользование объектов авторских и смежных прав, полученных для управления наколлективной основе. По отношению к ним (так же, как и к Российскому авторскомуобществу) не применяются ограничения, предусмотренные антимонопольным законодательством.Все изложенные положения содержатся в специальном разделе IVЗакона 1993 г., посвященного коллективному управлению имущественными правами.
Дляцелей сбора вознаграждения и его распределения между исполнителями РОУПИпроводит регистрацию записей исполнений. Регистрация ведется на основаниизаявлений исполнителей, наследников исполнителей, а также коллективовисполнителей.
РОУПИбыло учреждено в 1996 году непосредственно обладателями смежных правартистов-исполнителей. Оно представляет на территории РФ интересыартистов-исполнителей (как российских, так и теперь, после присоединения кРимской конвенции, зарубежных), выступает от имени всех правообладателей этойкатегории, включая тех, которые не передали этому обществу своих полномочий.Данное положение, имеющее принципиальное значение, закреплено в п. 3 ст. 45Закона 1993 г. РОУПИ заключает договоры о сборе и распределении вознаграждениянепосредственно с артистами-исполнителями, наследниками умерших исполнителей иколлективами исполнителей (оркестрами, ансамблями и др.). В связи сприсоединением России к Римской конвенции РОУПИ ведет работу по заключениюдоговоров о взаимном представительстве интересов (сборе вознаграждения) саналогичными зарубежными организациями по коллективному управлению.
СтатусРОУПИ как организации по коллективному управлению правами артистов-исполнителейнеоднократно подтверждало Российское агентство по патентам и товарным знакам(Роспатент). Следует отметить, что Постановлением Правительства РФ № 413 от 12апреля 1999 года «О совершенствовании деятельности федеральных органовисполнительной власти в области авторского права и смежных прав» на Роспатентвозложено выполнение функций по совершенствованию законодательства,международному сотрудничеству и взаимодействию с общественными организациями вобласти авторского права и смежных прав.
РОУПИпризнано и на международном уровне — оно является членом Европейской ассоциацииорганизаций по коллективному управлению правами исполнителей (АЕРО Association European Performers Organizations). В АЕРО входят более 30 государств, включая нетолько все страны Центральной, Восточной Европы и Скандинавии, но также Япониюи страны Латинской Америки. Что касается Российской фонографической ассоциации,то эта организация по коллективному управлению также имеет официальный статус ипризнана Международной Федерацией производителей фонограмм (IFPI).
РОУПИуполномочено осуществлять сбор вознаграждения за использование записейисполнений в первую очередь в тех случаях, когда разрешения исполнителя на использованиене требуется. Закон 1993 г. устанавливает случаи так называемого«безлицензионного» использования, за которое, однако, он обязываетпользователей выплачивать вознаграждение исполнителям через организацию поколлективному управлению — РОУПИ. Получателями вознаграждения являются именносами исполнители, наследники исполнителей и исполнительские коллективы.Продюсеры, менеджеры, администраторы и прочие представители артистов никакогоотношения к вознаграждению, собираемому организацией по коллективномууправлению, не имеют.
Так,статья 39 Закона 1993 г. устанавливает, что без согласия производителяфонограммы, опубликованной в коммерческих целях, и исполнителя, исполнениекоторого записано на такой фонограмме, но с выплатой вознаграждения допускаетсяпубличное исполнение фонограммы, передача ее в эфир и сообщение для всеобщегосведения по кабелю. В ст.39 прямо указано на то, что сбор, распределение ивыплата вознаграждения за такое использование осуществляется одной изорганизаций по коллективному управлению смежными правами, в соответствии ссоглашением между этими организациями. Между РОУПИ и РФА заключен Договор овзаимодействии, на основании которого сбор вознаграждения с пользователейосуществляет РОУПИ как в отношении использованных объектов прав исполнителей,так и в отношении фонограмм.
Законтакже возлагает на пользователей обязанность по предоставлению РОУПИ программ,содержащих точные сведения о количестве использований фонограммы и иныесведения и документы, необходимые для сбора и распределения вознаграждения.
Пользователямиобъектов смежных прав являются в первую очередь радиостанции и телекомпании.Однако далеко не все из них соблюдают требования Закона. Под разныминадуманными предлогами вещатели игнорируют норму ст.39 и нарушают исключительныеправа артистов и производителей фонограмм. В отношении таких нарушителейдействующего законодательства нашей страны организации по коллективномууправлению смежными правами и в первую очередь РОУПИ перешли от уговоров кболее действенным мерам — предъявлению исков о взыскании невыплаченноговознаграждения с учетом просрочки платежей, а также о запрещении вещания дозаключения пользователем соглашения с РОУПИ. Представляется, что несколькогромких судебных процессов станут весомым аргументом для организации поколлективному управлению в переговорах с вещателями.
Другойслучай «безлицензионного» использования объектов смежных прав установлен вст.26 Закона. Как и статья 39, статья 26 Закона делает изъятие из правомочийтворца по распоряжению результатом своей творческой деятельности.
Вэтой статье также имеется прямое указание на обязательность выплатывознаграждения за «безлицензионное» использование, а именно за воспроизведениеаудиовизуального произведения или звукозаписи произведения исключительно вличных целях. Плательщиками вознаграждения являются изготовители или импортерыоборудования, предназначенного для использования в домашних условиях (аудио- ивидеомагнитофонов и т.д.) и материальных носителей (звуко- и(или) видеопленки,кассет, компакт-дисков, иных материальных носителей, не относящихся кпрофессиональным), используемых для такого воспроизведения.
Закономустановлено, что сбор и распределение этого вознаграждения осуществляются однойиз организаций по коллективному управлению, в соответствии с соглашением междуРАО, РОУПИ и РФА. Если этим соглашением не предусмотрено иное, вознаграждениеза «чистые кассеты» распределяется в следующей пропорции: 40 процентов — авторам, 30 процентов — исполнителям и 30 процентов — производителям фонограмм.
Сборвознаграждения в пользу исполнителей РОУПИ осуществляет не только за любыепередачи в эфир фонограмм, опубликованных в коммерческих целях, и за «чистыекассеты» (ст.ст.39 и 26 Закона). Вознаграждение в пользу исполнителейсобирается также за повторные и последующие передачи в эфир записей (фиксаций)исполнений, созданных не для коммерческих целей (в соответствии с п/п 4 п.2ст.37 Закона). В последнем случае РОУПИ действует от имени и в интересахисполнителей (а также наследников, коллективов) на основании п.1 ст.44 Закона1993 г., обеспечивая для исполнителей реализацию их прав на коллективной основев случаях, когда их практическое осуществление в индивидуальном порядкезатруднительно.
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта ftp://192.168.5.250


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Товароведческий анализ лекарственных средств. Нестероидные противовоспалительные препараты
Реферат Кодирование сигнала в латеральном коленчатом теле и первичной зрительной коре
Реферат Сравнительная характеристика таможенных режимов и таможенных процедур Республики Беларусь и Евро
Реферат Учёт издержек в логистике Задачи и содержание распределительной логистики
Реферат Япония - история
Реферат Анализ трудоемкости продукции ОАО "Надежда"
Реферат Математическое моделирование нефти и газа
Реферат Male Aggressiveness Essay Research Paper Compared to
Реферат Название денежных единиц в древнерусском и русском языках XI-XVII веков
Реферат Бэкон Фрэнсис
Реферат Ася
Реферат Платежи за загрязнение окружающей среды, методика исчисления и порядок уплаты
Реферат Access
Реферат Атестація з української літератури за курс 9 класу (ІІ семестр) тема нова українська література (продовження). Література українського романтизму. Художні тексти
Реферат The Jungle Review Essay Research Paper The