Реферат по предмету "Бухгалтерский учет и аудит"


Бюджетирование в производственной организации

ВВЕДЕНИЕ
 
Каждыйхозяйствующий субъект имеет свои как отраслевые,производственно-технологические, так и индивидуальные особенностифункционирования. Организационная структура, форма и содержание стратегических,тактических и оперативных целей, а также основополагающие принципы управленияхозяйствующим субъектом формируются его акционерами и менеджерами исходя изособенностей внешних и внутренних условий функционирования. Следует отметить,что стратегические, тактические и оперативные цели не могут бытьфиксированными, а подвергаются изменениям в течение всего срока существованияхозяйствующего субъекта. Из этого следует вывод о том, что планирование дляотдельно взятого хозяйствующего субъекта имеет важнейшее практическое значение.В современных условиях степень важности процессов планирования дляхозяйствующих субъектов существенно усиливается, так как организации на свойстрах и риск ведут деятельность, конкурируя с другими участниками рынка. Длятого чтобы поддерживать высокий уровень конкурентоспособности, коммерческиморганизациям необходима координация различных хозяйственных функций путемразработки взаимоувязанных и экономически обоснованных бюджетов. Как известно,постановка системы бюджетирования законодательно и нормативно нерегламентируется государственными органами. В этой связи форматы и формы бюджетов,а также регламент их разработки, утверждения, реализации и контроляутверждаются руководством самого хозяйствующего субъекта.
В своей курсовой работе я освещу основные теоретическиеаспекты понятия бюджетирования, назову и дам основную характеристику видамбюджетирования, а также в практической части приведу пример бюджетирования напредприятии г.Н.Новгорода ООО «ЗЕФС-Энерго».  
СУЩНОСТЬ БЮДЖЕТИРОВАНИЯ
 
1.        Сущностьи функции бюджетирования
Бюджетирование — это процесс подготовки,организации и контроля бюджетов с целью разработки и принятия оптимальныхуправленческих решений.
Бюджетпредставляет собой финансовый план организации, отражающий в количественномвыражении стратегические и тактические цели ее деятельности и мероприятия по ихдостижению.
Наиболееважными требованиями к бюджетам являются следующие: соответствие целям изадачам финансовой стратегии предприятия, целостность, системность,доступность, сопоставимость, корректность, согласованность, оперативность ифункциональность.
Вкачестве основных принципов бюджетного планирования можно привести следующие:
• унификация всех бюджетных форм, бюджетных периодов и процедур разработки длякомпании и всех структурных подразделений независимо от специфики иххозяйственной деятельности;
• совместимость бюджетных форм, форматов с установленными формами государственнойотчетности;
• совместимость вспомогательных бюджетных документов с основными бюджетнымиформами;
• обеспечение возможности составления сводного бюджета;
• стабильность,неизменность процедур бюджетирования и установленных целевых нормативов напротяжении всего бюджетного периода;
• разделениенакладных расходов на затраты структурных подразделений и компаний в целом поформуле, единой для всех подразделений;
• непрерывностьпроцедуры составления бюджетов, что предусматривает регулярный пересмотр икорректировку ранее сделанных прогнозов на новый период, не ожидая завершениядействующего;
• заблаговременнаяформулировка финансовых целей всех подразделений в виде заданий определенныхнорм рентабельности;
• учет доходов и расходов, поступлений и списаний денежных средств в сопоставимыхпо времени единицах учета;
• детальный учет наиболее важных статей расходов, чья доля в чистых продажахдостаточно велика.
Системабюджетирования предполагает многовариантный анализ финансовых последствийреализации намеченных планов, предусматривает анализ различных сценариевизменения финансового состояния предприятия, оценки финансовой устойчивости визменяющихся условиях внешней хозяйственной среды.
Бюджетированиевыполняет три основные функции.
1.Функция планирования.Данная функция является самой важной. Бюджетирование является основой длявнутрифирменного планирования. Исходя из стратегических целей предприятиябюджеты решают задачи распределения финансовых ресурсов, находящихся враспоряжении предприятия. Разработка бюджетов придает количественную определенностьвыбранным перспективам деятельности предприятия, все затраты и результатыприобретают денежное выражение. Бюджетирование способствует правильному ичеткому определению цели на предприятии, разработке стратегии бизнеса.
2.Функция учета.Бюджетирование является также основой для управленческого учета. Система учетадолжна представлять точные факты по подразделениям, видам продукции, районамторговли или комбинации этих показателей. Благодаря бюджетированию напредприятии появляется возможность получать точную информацию, сравниватьнамеченные цели с действительными результатами деятельности предприятия.
Рольбюджетирования в управленческом учете состоит в том, чтобы отражать движениеденежных средств, финансовых ресурсов, счетов и активов предприятия вмаксимально удобной форме, своевременно представлять соответствующие показателифинансовой деятельности предприятия в наиболее приемлемом для принятияэффективных управленческих решений виде.
3.Функция контроля.Является также немаловажной для предприятия. Разумеется, как бы ни был хорошплан, он остается бесполезным, если нет эффективного контроля егоосуществления. Бюджет представляет собой набор показателей или критериев,которые должны использоваться при контроле деятельности предприятия. Путемнепрерывного сопоставления фактических данных с плановыми показателями можнооценивать деятельность на любом этапе. Бюджетное планирование позволяет выявитьотклонения деятельности от того, что предполагалось бюджетом, и скорректироватьдействия.
 
2. Классификациябюджетов и методы их разработки
 
Поформам можно выделить следующие группы бюджетов:
•  финансовые(основные, главные) бюджеты: бюджеты доходов и расходов, бюджет движенияденежных средств, прогнозный баланс;
•  операционныебюджеты: бюджет продаж, бюджет производства, бюджет затрат на основныематериалы, бюджет затрат труда, бюджет накладных расходов производства, бюджеткоммерческих, бюджет управленческих расходов и др.;
•  вспомогательныебюджеты: инвестиционный бюджет, кредитный план и др.
Наиболееобщая классификация видов бюджетов предприятия по основным классификационнымпризнакам приведена в таблице  1.
Бюджетпо операционной деятельности детализирует в рамках соответствующего временного периодасодержание показателей, отражаемых в текущем плане доходов и расходов пооперационной деятельности.
Таблица 1
Классификационный признак
Вид бюджета По сферам деятельности предприятия Бюджет по операционной деятельности Бюджет по инвестиционной деятельности Бюджет по финансовой деятельности По видам затрат Бюджет текущих затрат Бюджет капитальных затрат По широте номенклатуры затрат Функциональный бюджет Комплексный бюджет По методам разработки Фиксированный бюджет Гибкий бюджет По длительности планируемого периода Ежедневный, понедельный, месячный, квартальный, годовой По периоду составления Оперативный бюджет Текущий бюджет Перспективный бюджет По непрерывности планирования Самостоятельный бюджет Непрерывный (скользящий) бюджет По степени содержания информации Укрупненный бюджет Детализированный бюджет
Бюджетпо инвестиционной деятельности направлен на соответствующую детализацию показателейтекущего плана доходов и расходов по этой деятельности.
Бюджетпо финансовой деятельности призван соответствующим образом детализировать показатели текущего планапоступления и расходования денежных средств.
Бюджеттекущих затратсостоит из двух разделов: текущих расходов, представляющих собой издержкипроизводства (обращения) по рассматриваемому виду операционной деятельности, идоходов от текущей хозяйственной деятельности, сформированных в основном засчет реализации продукции (товаров, услуг).
Бюджеткапитальных затратпредставляет собой форму доведения до конкретных исполнителей результатовтекущего плана капитальных вложений, разрабатываемого на основе осуществлениянового строительства, реконструкции и модернизации основных фондов,приобретения новых видов оборудования и нематериальных активов и т. д.
Функциональныйбюджетразрабатывается по одной (или двум) статьям затрат (например, бюджет оплатытруда персонала).
Комплексныйбюджетразрабатывается по широкой номенклатуре затрат (например, бюджетпроизводственного участка, бюджет административно-управленческих расходов и т.п.).
Гибкийбюджет являетсяскорее динамическим, чем статическим. Разрабатывается с учетом возможностиизменений, которые будут внесены в него при колебаниях выпуска, реализации идругих параметров деятельности, влияющих на уровень доходов и расходовпредприятия. В случае гибкого бюджета характер изменения затрат по каждомупункту учитывается путем пересмотра заложенных в бюджет допущений в светефактически достигнутого уровня деятельности. Гибкий бюджет является эффективнымсредством для сравнения фактических затрат с предписанными для выбранногоуровня активности.
Фиксированный(статичный) бюджетдолжен оставаться без изменений независимо от объемов выпуска и другогодостигнутого уровня деятельности. То есть это бюджет, основанный только наодном уровне активности (для одного объема производства или продаж). Онподходит для предприятий, уровень производства (реализации) которых предсказуеми достаточно стабилен или, наоборот, у которых изменение уровня деятельности впроизводстве не внесет изменений в затраты или годовой доход. Фиксированныйбюджет относительно прост при составлении и не нуждается в пересмотре приизменениях уровня деятельности. Тем не менее даже при составлении бюджетатакого типа должна быть возможность при необходимости внести по крайней меренезначительные корректировки.
Оперативныйбюджет  - этобюджет, прямо связанный с достижением целей предприятия, например планпроизводства, материально-технического снабжения.
Текущийбюджет — краткосрочныйбюджет, направленный на планирование текущих целей предприятия.
Перспективныйбюджет — бюджетгенерального развития бизнеса и долгосрочной структуры предприятия.
Самостоятельныйбюджет — изолированный,не зависящий от других бюджетов.
Непрерывный(скользящий) бюджет - по мере того как заканчивается месяц или квартал, к бюджету добавляетсяновый.
Укрупненныйбюджет — бюджет, вкотором основные статьи доходов и расходов указываются в обобщенном виде.
Детализированныйбюджет — бюджет, вкотором все статьи доходов и расходов расписываются полностью по всемсоставляющим.
Говоряо методах разработки бюджетов, можно выделить метод прироста и методнулевого базиса.
Методприроста являетсятрадиционным. При подготовке бюджета часто применяется следующий подход: воснову его составления на предстоящий период закладываются данные о достигнутыхранее уровнях дохода и затрат. Затем эти данные перерабатываются с учетоможидаемых цен, а также изменений объема или характера предпринимаемойдеятельности. Таким образом, бюджеты подготавливаются на базе прироста затрат идоходов от достигнутого уровня деятельности. Недостаток этого метода в том, чтонеэффективные решения, «заложенные» на достигнутом уровне, переходят в бюджетыбудущих периодов.
Методнулевого базиса позволяетподготовить бюджет затрат для определенной сферы деятельности при минимальномуровне производства, а затем определить, оформив в решение в виде отдельногодокумента, затраты и выгоды от дополнительного прироста деятельности.
Сутьметода в том, что каждый из видов деятельности, осуществляемый в рамках центрафинансовой ответственности или же структурного подразделения, в начале годадолжен доказать свое право на дальнейшее существование путем обоснованиябудущей экономической эффективности выделяемых средств. В результатеруководство получает информацию, позволяющую лучше определить приоритеты.
Присопоставлении данных методов выявляются как их недостатки, так и преимущества.Составление бюджета по методу прироста имеет то преимущество, что он оказываетсяотносительно простым. С другой стороны, составление бюджета на основе нулевогобазиса, хотя и более обоснованно, практически труднее осуществимо. Еслиприменять его ко всем разрабатываемым бюджетам, то процесс потребует большихзатрат времени.
Выбортого или иного метода разработки, видов и форм бюджетов определяется исходя изспецифики деятельности, объемов производства и реализации, целей и задачдеятельности предприятия и т. д.

ВИДЫ БЮДЖЕТОВ И ОСОБЕННОСТИ ИХ РАЗРАБОТКИ
1. Бюджет продаж
Бюджетпродаж является основой для составления всех остальных планов компании.Составление бюджета продаж начинается с прогнозов реализации продукции илиуслуг. Этот прогноз обычно составляется так, чтобы показать предполагаемуюреализацию по месяцам, неделям и даже по дням. Предполагаемый объем сбыта такжеможет разбиваться по отдельным продуктам или их группам с дальнейшейподразбивкой ожидаемой реализации продукции по каждому району или территории, вкоторых реализуется продукция. Бюджет продаж показывает предполагаемый сбыткаждого вида или группы продукции как в денежном, так и в натуральномвыражении. При большой номенклатуре товаров необходимо их группировать. В этомслучае бюджет продаж составляется по группам товаров и средним ценам для каждойгруппы. Если совокупная доля отдельных товаров в общем объеме продаж достаточновелика (не менее 50%), в бюджете продаж они не группируются.
Бюджетпродаж (приведен в таблице 2) формируется в натуральных и стоимостныхпоказателях на год с месячной разбивкой и, как правило, определяет планотгрузки продукции.
Таблица 2
 
Бюджет продаж 1 2 3 4 5 № п/п Показатели Формулы январь февраль март 1-й кв.
А 1 Планируемый объем продаж, шт. 1000 1100 1150 3250
В 2 Цена реализации, р. 800 808 816 808
С
3
Выручка, р.
 
800 000
888 800
938 400
2 627 200
2. Бюджетпроизводства
 
Основныминструментом планирования производственной деятельности являетсяпроизводственный бюджет (таблица 3), который непосредственно основывается напрогнозах сбыта. Производственный бюджет дает возможность координировать сбыт,производство и товарные запасы. Он представляет собой наметку объемапроизводства, необходимого в течение бюджетного периода, чтобы удовлетворитьтребования сбыта.
Планово-учетнойединицей при составлении производственной программы является продукт(полупродукт), выпускающийся на производственной установке с определеннойрецептурой производства.
План производства продукта = Спрос на продукт — Остаток продукта на начало периода — Количество продукта, ограничиваемоепроизводственными возможностями + Количество продукта, необходимое дляформирования нормативного страхового запаса на складе для обеспеченияритмичности
отгрузки.
Формулаверна при условии:
Остатокпродукта на начало периода
Длярасчета остатков готовой продукции на начало планируемого года:
Остаток продукта на начало планируемого года = Остатокпродукта на текущий момент + Планируемая величина производства продукта — Планируемая отгрузка продукта.
Качественноепланирование программы производства напрямую зависит от прогнозированияпотребностей и согласования их с возможностями предприятия и непосредственновлияет на составление операционных и финансовых бюджетов, и в первую очередь наформирование бюджета продаж.

Таблица 3
Бюджет производства 1 2 3 4 5 № п/п Показатели Формулы январь февраль март 1-й кв.
M 1 Планируемый объем продаж, шт.
A 1000 1100 1150 3250
N 2 Планируемый запас готовой продукции на конец периода, шт.
  110 115 115
O 3 Планируемый запас готовой продукции на начало периода, шт.
  100 110 115
P
4
Количество продукции, подлежащее изготовлению, р.
M+N-O
1010
1105
1150
3265
Условия:
• запас готовой продукции на конец периода составляет 10% от продаж следующегомесяца;
• запас готовой продукции на начало периода равен конечному запасу предыдущегопериода.
3. Бюджет закупокматериалов
 
 Бюджетматериалов — этодокумент, в котором указывается предполагаемое количество материалов (какдеталей, так и сырья), необходимых для удовлетворения производственныхпотребностей (таблица 4).
Прогноззапасов сырья и материалов необходим для корректного формирования бюджетазакупок, рассчитываемого с учетом потребности на производственную программу,имеющихся остатков на складе и нормативного страхового запаса:

Планируемая величина закупки компонента = Плановая потребностьв компоненте по нормам на производственную программу — Остаток компонента наначало периода + Количество компонента, необходимое для формированиянормативного страхового запаса на складе.
Формулаверна при условии:
Остатоккомпонента на начало периода
Потребностьв материалах длявыполнения производственной программы рассчитывается на основаниипредполагаемого объема производства и обоснованных норм расходованияматериальных ресурсов:
/>
где Vвпi — объем валового выпуска конкретного продукта; К — нормарасхода материала на единицу продукции; М — количество продуктов.
Потребностьв постоянных материальных затратах на производство и реализацию продукцииопределяется коммерческими расходами, плановыми работами по ремонту иэксплуатации оборудования, зданий и сооружений, планов капитального строительстваи подготовки производства новых изделий. При составлении бюджета предприятияобычно считается, что данная потребность не влияет на выпуск продукции и можетбыть приобретена как у определенного поставщика, так и на свободном рынке.
Таблица 4
Бюджет затрат на материалы 1 2 3 4 5 № п/п Показатели Формулы январь февраль март 1-й кв.
Q 1 Планируемый объем пр-ва, шт.
P 1010 1105 1150 3265
R 2 Удельные затраты материалов, кг/шт.
  2 2 2 2
S 3 Потребность в материалах, кг
QxR 2020 2210 2300 6530
T 4 Планируемый запас материалов на конец периода, кг
  884 920 920
U 5 Запас материалов на начало периода, кг
  808 884 920
V 6 Материалы к закупке, кг
S+T-U 2020 2210 2300 6642
W 7 Цена 1 кг материалов, р.
  200 202 204 202
X
8 Расходы на материалы, р.
VxW
419 200
453 692
469 200
1 342 092
 
Условия:
• запасы материалов на конец периода составляют 40% от потребности в материалахследующего периода;
• запас материалов на начало периода равен конечному запасу предыдущего периода;
4. Бюджет затрат наоплату труда
 
Бюджетзатрат на оплату труда и график выплат заработной платы (таблица 5)рассчитываются исходя из системы оплаты труда, применяемой на предприятии.
Жизнедеятельностьпромышленного предприятия во многом определяется наличием и использованиемсобственного потенциала. Качественное планирование и рациональное использованиетрудовых ресурсов — непременное условие, обеспечивающее бесперебойностьпроизводственного процесса, успешное выполнение производственных планов иэффективное развитие компании.
Планированиеоплаты труда осуществляется предприятием самостоятельно в соответствии спринятыми на предприятии формами и системами оплаты труда, предусмотреннымитрудовыми контрактами или коллективными договорами, и с учетом положенийтрудового законодательства.
Бюджетоплаты труда промышленного предприятия состоит из переменной иусловно-постоянной частей.
Расходына оплату труда включают расходы всего списочного состава предприятия иподразделяются на затраты промышленного персонала, к которому относятсясотрудники, занятые выполнением работ и операций основной деятельностипредприятия, и непромышленного персонала — работники подразделенийсоциально-бытового назначения.
Наоснове рассчитанных плановых сумм выплат и предусмотренных вознагражденийсотрудникам формируются начисления, предназначенные для государственногопенсионного обеспечения, социального страхования, медицинской помощи истраховых взносов по страхованию от несчастных случаев на производстве ипрофессиональных заболеваний.
Присоставлении бюджета суммы отчислений могут рассчитываться исходя из суммзаработанной платы по предприятию в целом, облагаемых единым социальнымналогом, и установленных ставок.
Всвоей курсовой работе в бюджет оплаты труда я включу только основнойпроизводственный персонал. Остальные выплаты заработной платы будут отражены вбюджетах накладных, коммерческих, управленческих расходов.
Таблица 5
Бюджет оплаты труда 1 2 3 4 5 № п/п Показатели Формулы январь февраль март 1-й кв.
AH 1 Планируемый объем пр-ва, шт.
P 1010 1105 1150 3265
AI 2 Прямые затраты труда на 1 изделие, чел./час Удельные затраты материалов, кг/шт.
  5 5 5 5
AJ 3 Прямые затраты труда всего, чел./час Потребность в материалах, кг
AHxAI 5050 5525 5750 16 325
AK 4 Почасовая тарифная ставка, р.
  20,0 20,2 20,4 20,2
AL
5
Всего прямых затрат на оплату труда, р.
AJxAK
101 000
111 605
117 300
329 905
5. Бюджет накладныхрасходов производства
 
Бюджетнакладных расходов производства (таблица 6) включает переменную и постояннуюсоставляющие. Большинство накладных расходов являются постоянными; они неменяются в прямой зависимости от производственной деятельности. Даже в томслучае, если предприятие бездействует (или почти бездействует), заработнаяплата основным служащим, многие расходы по сбыту, рекламе, стоимостьвспомогательной рабочей силы, страховые взносы, налоги, амортизация и многиедругие расходы продолжают производиться.
Таблица 6
Бюджет накладных расходов 1 2 3 4 5 № п/п Показатели Формулы январь февраль март 1-й кв.
AZ 1 Планируемый объем пр-ва, шт.
P 1010 1105 1150 3265
BA 2 Ставка переменных накладных расходов, р./шт
  4,00 4,04 4,08 4,04
BB 3 Всего переменных накладных расходов, р.
AZxBA 4040 4464 4692
BC 4 Постоянные накладные расходы, р., в том числе
  106 000 104 360 105 724 316 084
BD 4.1 Амортизация
  48 000 48 000 48 000 144 000
BE 4.2 Расходы на электроэнергию
  22 000 20 000 21 000 63 000
BF 4.3 Расходы на з/п с начислениями
  19 000 19 190 19 382 57 572
BG 4.4 Расходы на вспомогательные материалы
  6000 6060 6121 18 181
BH 4.5 Расходы на содержание оборудования
  11000 11 ПО 11221 33 331
BI 5 Всего накладных расходов, р.
  110 040 108 824 110416 316 084
BJ
6
Накладные расходы к оплате, р.
BI-BD
62 040
60 824
62 416
172 084

6. Бюджеткоммерческих расходов
 
Планированиедеятельности организации невозможно без учета расходов, связанных с продажейпродукции, товаров, работ и услуг, которые составляют существенную часть вобщих расходах предприятия. Только определяя плановую производственнуюсебестоимость и прогнозируя стоимость коммерческих расходов, предприятие можетосуществить расчет полной (коммерческой) себестоимости продукции, формироватьфинансовый результат и прогнозировать рентабельность продаж (таблица 7).
Затратыпредприятия на реализацию произведенной или приобретенной продукции являютсякоммерческими расходами (расходами на продажу). В целом все коммерческиерасходы, определяя центры финансовой ответственности, можно подразделять нарасходы по организации, сбыту, расходы на рекламу, транспортно-экспедиционныерасходы, прочие расходы.
Взависимости от организации процесса бюджетирования и детализации системыпланирования расходы на продажу могут планироваться как в натуральных истоимостных величинах, так и в процентном отношении от объема отгрузки.
Таблица 7
Бюджет коммерческих расходов 1 2 3 4 5 № п/п Показатели Формулы январь февраль март 1-й кв.
BK 1 Планируемый объем продаж, шт.
А 1000 1100 1150 3250
BL 2 Ставка переменных коммерческих расходов, р./шт.
  10,0 10,1 10,2 10,1
ВМ 3 Всего переменных коммерческих расходов, р.
ВК х BL 10 000 11 ПО 11 730 32 840
BN 4 Всего постоянных коммерческих расходов, р.
  37 000 37 320 37 644 111 964
ВО 4.1 Реклама
  9000 9090 9181 27 271

Окончаниетаблицы 7
ВР 4.2 Зарплата служащих с начислениями
  18 000 18 180 18 362 54 542
BQ 4.3 Аренда
 
BR 4.4 Амортизация
  5000 5000 5000 15 000
BS 4.5 Прочие
  5000 5050 5101 15 151
ВТ 5 Всего коммерческих расходов, р.
  47 000 48 430 49 374 144 804
BU
6
Коммерческие расходы к оплате, р.
BT-BR
42 000
43 430
44 374
129 804
7.  Бюджетуправленческих расходов
 
Вбюджет управленческих расходов (таблица 8) входят все затраты, не связанные спроизводством и сбытом продукции. Большинство управленческих затрат носитпостоянный характер; переменная часть затрат, если она присутствует,планируется как процент от объема продаж.
Таблица 8
Бюджет управленческих расходов 1 2 3 4 5 № п/п Показатели Формулы январь февраль март 1-й кв.
BV 1 Планируемый объем продаж, шт.
А 1000 1100 1150 3250
BW 2 Ставка переменных управленческих расходов, р./шт.
  7,0 7,1 7,2 7,1
BX 3 Всего переменных управленческих расходов, р.
BVxBW 7000 7810 8280 23 090
BY 4 Всего постоянных управленческих расходов, р.
  71 000 71 640 72 287 178 776
BZ 4.1 Командировочные расходы
  13 000 13 130 13 261 39 391
СА 4.2 Страхование
  3000 3030 3060 9090
СВ 4.3 Зарплата служащих с начислениями
  35 000 35 350 35 704 106 054
CD 4.4 Услуги связи
  8000 8080 8161 24 241
СЕ 4.5 Аренда
 
CF 4.6 Амортизация
  7000 7000 7000 21 000
CG 4.7 Прочие
  5000 5050 5101 15 151
CH 5 Всего управленческих расходов, р.
  78 000 79 450 80 567 238 017
CI
6
Управленческие расходы к оплате, р.
CH-CF
71 000
72 450
73 567
217017
8.  Бюджет доходови расходов
 
Наоснове приведенных ранее операционных бюджетов разрабатываются основные(финансовые) бюджеты. Одним из них является бюджет доходов и расходов (таблица9). Он обобщает результаты финансово-хозяйственной деятельности за период ипоказывает эффективность принятых управленческих решений.
Каждаядоходная и расходная статья бюджета может детализироваться до различных уровней(товарно-материальной ценности, услуги, договора, проекта и других бюджетныхэлементов) с учетом специфики производственно-сбытовой деятельности и на основеэкономической обоснованности и целесообразности.
Бюджетдоходов и расходов позволяет оценить эффективность хозяйственной деятельности,проанализировать и определить резервы формирования и увеличения прибыли,установить лимиты расходов.

Таблица 9
Бюджет доходов и расходов 1 2 3 4 5 № п/п Показатели Формулы январь февраль март 1-й кв.
Доходы и расходы по обычным видам деятельности
CJ 1 Выручка (нетто), р.
С 800 000 888 800 938 400 2 627 200
CK 2 Переменные расходы, р.
  541 240 588 681 611 202
  в том числе:
 
CL 2.1 прямые переменные расходы
X + AL 520 200 565 297 586 500 1 671 997
СМ 2.2 накладные расходы
BB 4040 4464 4692 13 196
CN 2.3 коммерческие расходы
ВМ 10 000 11 ПО 11 730 32 840
СО 2.4 управленческие расходы
ВХ 7000 7810 8280 23 090
СР 3 Маржинальная прибыль, р.
  258 760 300 119 327 198 886 077
CQ 4 Постоянные расходы, р.
  214 000 213 320 215 655 642 975
  в том числе:
 
CR 4.1 накладные расходы
ВС 106 000 104 360 105 724 316 084
CS 4.2 коммерческие расходы
BN 37 000 37 320 37 644 111 964
СТ 4.3 управленческие расходы
BY 71 000 71 640 72 287 214 927
CU
5
Прибыль от продаж, р.
 
44 760
86 799
111 543
243 102
 
Операционные доходы и расходы
CV 6 Проценты к уплате, р.
CW 7 Прочие расходы, р.
CX 8 Прибыль до налогообложения, р. 44 760 86 799 111 543 243 102
CY 9 Налог на прибыль, р. 10 742 20 832 26 770 58 344
CZ
10
Чистая прибыль, р.
 
34 018
65 967
84 773
184 758
 

ОТКЛОНЕНИЯ
И МЕТОДЫ ИХ ВЫЯВЛЕНИЯ
 
1. Виды отклонений затрат на материалы от бюджетныхпоказателей
 
Затратына материалы.Затраты на материалы, которые применяются при изготовлении продукции, зависятот двух основных факторов: покупной стоимости материалов и их количества,потребленного в производстве. В этой связи возможно, что фактические затратыбудут отличаться от нормативных, так как фактическое количество использованныхматериалов будет отличаться от нормативного и (или) фактические цены — отнормативных. Таким образом, необходимо рассчитать отклонения по объемуиспользованных материалов, а также отклонения по цене их приобретения.
Отклоненияпо цене приобретения материалов. Основанием для подсчета этого отклонения является простоесравнение нормативной цены единицы материала с фактической. Это отклонениеможет возникнуть из-за повышения закупочной цены.
Дляопределения размера совокупного отклонения по цене материалов необходиморазницу между нормативной и фактической ценой за единицу материалов умножить наколичество закупаемого материала. Оно может быть как благоприятным, так инеблагоприятным. Таким образом, отклонение по цене на материалы определяетсякак произведение разницы между нормативной (НЦ) и фактической ценой (ФЦ)единицы материалов, и количества использованного материала (КЗ):
(НЦ-ФЦ)хКЗ.
Отклоненияпо количеству потребленных материалов. Данный показатель определяется путем сравнения нормативногоколичества, которое должно было быть использовано, с фактическим расходомматериалов. Для того чтобы дать денежную оценку факту отклонения по количествупотребленных материалов, отклонение необходимо перевести в денежное выражение.По мнению многих специалистов, для расчета уровня фактического отклоненияпотребленных материалов за основу следует брать нормативную стоимость. Данныйподход позволяет устранить влияние изменения цен при исчислении фактическогоотклонения по потреблению материала. Это обусловлено тем, что если взять фактическуюпокупную цену материала, то отклонение по использованию будет влиять наэффективность работы отдела закупок, поскольку любая необоснованно высокая ценапокупки материалов будет учтена как перерасход материалов. Это позволяет датьоценку деятельности отдельного менеджера с учетом фактических условий егоработы.
2. Виды отклонений затрат по трудозатратам от бюджетныхпоказателей
 
Отклонениепо трудозатратам.Трудозатраты планируются исходя из цены труда и количества его потребления.Следовательно, фактические показатели могут нередко отличаться от бюджетных какпо цене, так и по количеству.
Отклонения,вызванные изменением ставки оплаты труда. Такие отклонения необходимо выявлять путем сравнениянормативной цены одного часа труда с фактической. Отклонения могут быть какотрицательными (О), так и положительными (П). Например, изменение ставки оплатытруда в сторону увеличения приводит к возникновению отрицательного отклонения.
Отклонения,связанные с уровнем производительности труда. Главной причиной возникновения отклонений, связанныхс уровнем производительности труда, является возникновение отклонений в объеметруда производственных рабочих.
Труд,который запланировано затратить на фактический выход продукции, выражается внормо-часах, а для выявления отклонения, связанного с уровнемпроизводительности труда, необходимо умножить излишек времени трудапроизводственных рабочих на нормативную ставку оплаты труда. Данное отклонениепо своей экономической сущности аналогично отклонению по использованию материалов,и для выявления обоих отклонений применяется показатель, характеризующийразницу между нормативным и фактическим количеством ресурсов.
Совокупноеотклонение по труду.Под совокупным отклонением по труду следует понимать разницу между нормативнымитрудозатратами на фактический выпуск продукции и фактическими трудозатратами.
Совокупноеотклонение по труду может быть как отрицательным, так и положительным.

II. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
ПРИМЕР ОРГАНИЗАЦИИ БЮДЖЕТИРОВАНИЯ В
ООО «ЗЕФС-Энерго»
1. Классификация затрат ООО «ЗЕФС-Энерго»
Классификацияпо отношению к объему производства для управленческого учета имеет особоезначение (таблица П1)
Таблица П1

Вид затрат
Прямые
Косвенные
Основные
Накладные
На продукт
Расходы периода
Постоянные
Переменные
Регулируемые
Нерегулируемые
Приобретение материалов:
• топливо
• электроэнергия
•  вода
 • газ + + + + +
3/п производственных рабочих
 •  ЕСН +
+
+ + + + + + +
3/п управленческого персонала
•  ЕСН
+
+
+
+ + + + +
+
+
3/п обслуживающего персонала
•  ЕСН
+
+
+
+ + + + + + + Амортизация производственного оборудования + + + + Коммунальные платежи + + + + + Оплата услуг связи + + + + Затраты на оргтехнику и канцелярские товары + + + + + Амортизация офисного оборудования + + + + + Капремонт + + + + + Аудиторские услуги + + + + + Экологические платежи + + + + + Транспортные расходы (на продажу) + + + + +
3/п персонала по продажам
 •  ЕСН + + + + + + + + + +
Переменные — затраты, изменяющиеся в прямойпропорции по отношению к изменению объема производства и постоянные в расчетена единицу продукции (таблица П2).
Постоянные — затраты, не зависящие от измененияобъема производства (относительно постоянные), но меняющиеся в расчете наединицу продукции. Это затраты, связанные с техническим обслуживаниемоборудования и помещений, предназначенных для сбыта и обмена товаров или услуг.
Постоянные
Переменные •  3/п управленческого персонала •   Приобретение материалов •  ЕСН •   3/п производственных рабочих •   3/п обслуживающего персонала •   ЕСН •   ЕСН •   3/п персонала по продажам •   Амортизация производственного •  ЕСН оборудования • Траспортные расходы (на продажу) •   Коммунальные платежи •   Оплата услуг связи • Затраты на оргтехнику и канцелярские товары •   Амортизация офисного оборудования •   Капремонт •   Аудиторские услуги •   Экологические платежи     ,
Рассчитаемдолю каждого вида затрат в общих расходах. Для этого воспользуемся данными изгенерального бюджета:
• постоянные расходы — 50 649 400,00;
• переменные расходы — 415 722 199,10;
• сумма всех расходов — 466 371 599,10.
Этиданные позволяют сделать вывод о том, что доля переменных в структуре всехрасходов — 89,14%. Эта цифра (89,14%) является подтверждением того, что системаучета затрат «директ-костинг» наиболее удачно подойдет для предприятия ООО«ЗЕФС-Энерго» в связи с большой материалоемкостью производства и малой долейпостоянных затрат. Такие соотношения наглядно показывают, в какой степени переменныерасходы на предприятии влияют (должны влиять) на принятие управленческихрешений.
Поспособу включения в себестоимость (таблица ПЗ).
Прямыерасходы — этозатраты, которые можно прямым путем без специальных расчетов отнести наконкретный вид продукции или партию. Прямые расходы состоят из прямых затрат наматериалы и прямых затрат на труд.
Косвенныерасходы — этозатраты, которые нельзя прямо, непосредственно и экономично отнести наопределенный вид или партию продукции.
Таблица ПЗ
Прямые
Косвенные •  Приобретение материалов •  3/п управленческого персонала • 3/п производственных рабочих •  ЕСН • ЕСН • 3/п обслуживающего персонала •  ЕСН •  Амортизация производственного оборудования • Коммунальные платежи •  Оплата услуг связи • Затраты на оргтехнику и канцелярские товары •  Амортизация офисного оборудования •  Капремонт • Аудиторские услуги •  Экологические платежи • 3/п персонала по продажам •  ЕСН •  Транспортные расходы (на продажу)
Из них регулируемые затраты: • Приобретение материалов • Затраты на оргтехнику и канцелярские • 3/п производственных рабочих товары •  ЕСН •  Капремонт • Аудиторские услуги • 3/п персонала по продажам •  ЕСН • Транспортные расходы (на продажу)
Доля переменныхрасходов в общей сумме расходов составляет 89,91%; из них прямые затраты наматериалы  - 75,70%, прямые затраты на труд – 13,96%.
Можносделать вывод, что при довольно низком проценте трудоемкости материалоемкостьпроизводства высока. Это говорит о малой трудоемкости производственныхпроцессов, а также о хорошей оснащенности производства оборудованием.
Поотношению к технологическому процессу производства.
Основные — непосредственно связанные стехнологическим процессом производства (таблица П4)
Накладные — образующиеся в связи сорганизацией, обслуживанием производства и управлением им. В свою очередь,накладные расходы можно подразделить на производственные и непроизводственные.
Таблица П4
Основные
Накладные
•   Приобретение материалов
•  3/п производственных рабочих
•   ЕСН
•   3/п управленческого персонала
•  ЕСН
•   3/п обслуживающего персонала
•  ЕСН
•Амортизация производственного оборудования
•  Коммунальные платежи
•   Оплата услуг связи
• Затраты на оргтехнику и канцелярские товары
• Амортизация офисного оборудования
• Капремонт
•  Аудиторские услуги
•   Экологические платежи
•   3/п персонала по продажам
•   ЕСН
•   Транспортные расходы (на продажу)
Накладныерасходы возникают в связи с организацией производства, обслуживанием иуправлением, и их обоснованное распределение играет огромную роль приопределении величины альтернативных расходов на конкретный вид продукции, приоценке производственных запасов, расчете финансового результата пореализованной продукции, а также при принятии управленческих решений,основанных на информации о себестоимости продукции.
2.2. Метод учета затрат и порядок распределения косвенныхзатрат
Для ООО«ЗЕФС-Энерго» целесообразно применять попроцессный метод учета затрат.
Основнойособенностью попроцессного калькулирования является то, что все прямые икосвенные затраты на производство учитываются по статьям калькуляции на весьвыпуск продукции, а не на индивидуальные изделия. Исходя из этого себестоимостьединицы изделия рассчитывается делением общей суммы произведенных затрат заопределенный период на количество единиц продукции, выпущенной за тот жепериод.
ООО«ЗЕФС-Энерго», согласно специфике деятельности, не имеет остатков понезавершенному производству и остатков готовой продукции на складах.Следовательно, для данной ситуации следует рассматривать простое попроцессноекалькулирование, характерное для отраслей с кратким производственным циклом иотсутствием незавершенного производства. Исчисление себестоимости готовойпродукции будет происходить следующим образом: делятся все собранные поподразделению затраты на количество выпущенной продукции.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
 
Финансовоепланирование представляет собой процесс разработки системы финансовых планов ипоказателей по обеспечению развития предприятия необходимыми финансовым ресурсамии повышению эффективности его деятельности в предстоящем периоде.
Прогнозированиепоследствий принимаемых решений выражает основную идею – проверку возможныхпоследствий реализации составленного плана с учетом конкретных условий,уточнений и изменений.  Прогнозирование представляет собой часть долгосрочногопланирования, дает оценку наиболее вероятных событий и помогает снизитькоммерческие риски. Однако исключить все виды рисков не представляетсявозможным даже с помощью самого грамотного прогнозирования.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Речевая картина и ее семантика в смысловом целом романа У Голдинга П
Реферат Агающее правило, которое, впрочем, в равной степени можно отнести также и к действиям нейрохирурга, и к ремонту автомобиля: «Не ремонтируйте то, что не сломано»
Реферат Brush With Aids Case Study Essay Research
Реферат Современное прогнозирование экономики и его виды
Реферат Атеросклероз один з основних причин інвалідності і смертності населення
Реферат Артериальная гипертензия гипертрофия левого желудочка стенокардия напряжения гиперхолестеринемия
Реферат Экономические показатели эффективности инвестиций
Реферат Деятельность PR-служб в органах государственной власти и управления
Реферат Механізм походження емоцій
Реферат Національне відтворення
Реферат Методы оценки показателей надежности. Организация определительных испытаний на надёжность РЭСИ
Реферат Географическое положение России
Реферат Экскурсия по Петродворцу
Реферат Проблема вечности в философии
Реферат Поход в Аквапарк