Содержание
Введение
1. Требования к бухгалтерскому учету и егозадачи
2. Реформа бухгалтерского учета в России3. Бухучет XXI века: реалии и перспективыЗаключение
Список литературы
Введение
Бухгалтерскийучет – это неотъемлемый механизм управления фирмой в любой стране.
Доначала 70-х годов XX века не существовало единых методологических и техническихприемов ведения бухгалтерского учета, каждое государство устанавливало своиправила. Но развитие бизнеса внесло свои коррективы. Во второй половине XXстолетия резко увеличивается число транснациональных корпораций, наблюдаетсятенденция к международной интеграции в сфере экономики. Рост деловой активностиневозможен без унификации бухгалтерского учета.
Широкоераспространение получили два подхода к решению проблемы унификациибухгалтерского учета: гармонизация и стандартизация, но в настоящее время этитермины часто используются как синонимы.
Идеягармонизации не предусматривает единой для всех стан модели ведениябухгалтерского учета и единых стандартов, существует мнение, что эти стандартыне должны противоречить аналогичным стандартам в других станах. Идея гармонизацииреализуется в рамках Европейского сообщества.
Одним изважных нововведений стало появление в российском стандарте прямой отсылки наМСФО. Так, пунктом 7 ПБУ 1/2008 установлено, что некоторые вопросы веденияучета не отражены в российских стандартах, и предприятие может разработатьсоответствующие способы отражения учетных данных самостоятельно – с учетомтребований российских ПБУ и Международных стандартов финансовой отчетности.
Другим шагомв сторону сближения с международными стандартами составления финансовойотчетности стал новый порядок внесения изменений в учетную политику.
1. Требования кбухгалтерскому учету и его задачи
Бухучетявляется системой, которая измеряет параметры деловой активности и представляетих в виде отчета и конечных выводов для принятия решений руководством компаний.Финансовые отчеты это документы, которые предоставляют информацию в денежнойформе на индивидуальном уровне или на уровне предприятия.
Концепции ипринципы бухгалтерского учета
Практикабухучета основывается на определенных принципах. Правила, которые обязательныдля бухгалтеров, такие как измерения, проведение расчетов и доведениефинансовой информации до конечных потребителей строится в соответствии с GAAP(общепринятые принципы бухгалтерского учета). К этим правилам относятся:принципы основ бухгалтерского учета, принцип надежности и стоимостной принцип.
Самымосновным принципом бухгалтерского учета является его независимость.Бухгалтерский отдел, который является организацией или частью организации икоторый является отдельной экономической единицей, независимой от другихорганизаций или отдельных лиц. С точки зрения бухгалтерского учета сфера егодеятельности строго основной концепции бухучета, ограничивается функциональнымиграницами для того, чтобы его деятельность не смешивалась с деятельностьюдругих отделов.
Предметбухгалтерского учета
Бух Учетиспользуется для наблюдения и контроля за хозяйственной деятельностьюпредприятия, производственной и непроизводственной сферы. К производственнойсфере относятся предприятия, которые производят материальные блага:промышленные, строительные, сельскохозяйственные. Производственные предприятиязаняты продвижением материальных благ от производителей к потребителям.
Непроизводственные предприятия оказывают услуги населению. К ним относится:здравоохранение, образование и т.д.
Основнаязадача производственной деятельности предприятия – воспроизводствообщественного продукта, которая состоит из отдельных взаимосвязанных моментов:производство, распределение, обмен и потребление. Главную роль ввоспроизводстве принадлежит производству необходимых материальных благ.
Бухгалтерскийучет на предприятиях сферы материального производства отражает состояние ииспользование средств предприятия в процессе производства. В организациях иучреждениях непроизводственной сферы бухгалтерского учета отражает наличие ирасходование средств при выполнении их функций.
Т.о.предметом бухгалтерского учета является состояние и использование средствпредприятия (организ., учрежд.) в процессе воспроизводства.
Дляправильной организации БУ все имущество предприятия классифицируется по двумпризнакам: 1. по функциональной роли 2. по источникам образования и назначенияКлассификация имущества по функциональной роли Имущество предприятий и организацийклассифицируется на: 1. необоротные активы, которые подразделяются на –собственные – арендованные. К ним относятся: здания, сооружения, передаточныеустройства, машины и оборудование, производственный и хозяйственный инвентарь,рабочий и продуктивный скот, многолетние насаждения (земля при частнойсобственности).
2. оборотныеактивы – Предметы труда: запасы сырья, материалы, топливо, (МБП), запасныечасти, тара.
– Предметыобращения: незавершенное производство, готовая продукция, товары отгруженные,расходы будущих периодов.
3. финансовыеактивы – Денежные средства: касса, р/с, валютный счет, текущий счет.
– ЦБ:акции, векселя, облигация, сертификаты.
– Средствав расчетах являются имуществом предприятия: п/лица, прочие дебиторы, покупатели(предприятия, преобрит. продукцию), аванс выданный.
— Финансовыевложения: долгосрочное – более 1 года краткосрочное – менее 1 года 4.нематериальные активы Право пользования землей, водой и другими природнымиресурсами, право на интеллектуальную собственность, патенты, лицензии и др.
Классификацияпо источникам образования и назначению:
— Источники собственныхсредств – Капитал: уставной, добавочный, резервный – Фонды: спец. назначения(накопления и потребления), резервный фонд, амортизационный фонд – Бюджетн.финансир. – целевое финансир.
— Резервы:резерв предстоящих расходов и платежей, резерв по сомнительным долгам,гарантийный резерв.
– Прибыль:прибыль отчетн. года, нераспред. прибыль отчетного года и прошлых лет, доходыбудущих периодов.
Методбухгалтерского учета
Метод – способпознания того или иного явления.
Методбухгалтерского учета ¾ это совокупность способов и приемов, позволяющихполучить всестороннюю характеристику хозяйственной деятельности предприятия.Метод обусловлен предметом учета, основными задачами, стоящими перед ним, ипредъявляемыми к учету требованиями. Он представляет собой сплошноедокументально обоснованное отражение объектов бухгалтерского учета иэкономическое обобщение их в денежной оценке по качественно однородным,внутренне связанным между собой признакам для получения результатовхозяйственной деятельности предприятия[1].
К основнымслагаемым (элементам) метода бухгалтерского учета относятся: способы первичногонаблюдения за объектами учета (документация и инвентаризация); способыстоимостного измерения объектов учета (оценка и калькуляция); способы текущейгруппировки данных об объектах учета (система счетов и двойная запись); способыитогового обобщения данных учета (баланс и отчетность).
Все хозяйственные процессы, изучаемые бухгалтерским учетом, обобщаются в ихединстве, взаимосвязи и взаимозависимости путем денежного выражения.
2. Реформабухгалтерского учета в России
Воисполнение Указа президента Российской Федерации от 03.04.2006 г. №278 «Опервоочередных мерах по реализации Послания Президента Российской ФедерацииФедеральному собранию «Порядок во власти – порядок в стране» Правительство РФразработало «Программу реформирования бухгалтерского учета в соответствии смеждународными стандартами финансовой отчетности». Данная программа утвержденаПостановлением Правительства Российской Федерации от 06.03.2007 г. №283[2].
Впреамбуле к программе обоснована необходимость коренного изменения существующихнорм и правил бухгалтерского учета в связи с изменением системыобщехозяйственных отношений. А также гражданско-правовой среды, а также определеныцель и задачи перехода на МСФО. Целью реформирования системы бухгалтерскогоучета является приведение национальной системы бухгалтерского учета всоответствие с требованиями рыночной экономики и МСФО.
Задачиреформирования:
· Формированиесистемы стандартов учета и отчетности, обеспечивающих полезной информациейпользователей, в первую очередь инвесторов
· Обеспечениеувязки реформы бухгалтерского учета в России с основными тенденциямигармонизации стандартов на международном уровне
· Оказаниеметодической помощи организациями в понимании и внедрении реформированноймодели бухгалтерского учета.
· Программойпредусмотрен календарный План мероприятий по ее реализации. Данный Планбухгалтерских стандартов постепенно реализуется, хотя и со значительным срывомсроков. Например, проектом предусмотрено внесение изменений в Федеральный закон«О бухгалтерском учете», срок выполнения обозначен как декабрь 2010 г., – нона сегодняшний день принципиальные изменения не вносились, что не позволяеторганизациям соблюдать определенные принципы учета, такие как принципначисления и др.
26марта 2008 года Министерством Финансов РФ были приняты дополнения к Программе «Омерах по реализации в 2001–2005 годах Программ реформирования бухгалтерскогоучета». В этом документе еще раз подчеркивается, что глобализация рынкакапитала требует сопоставимости представляемой информации, в связи, с чемнациональная система будет разрабатываться на основе МСФО.
Впрограмме предоставлены следующие цели развития бухгалтерского учета[3]:
1. Созданиесистемы бухгалтерского учета, совместимой с МСФО
2. Обеспечениепрактической возможности применения МСФО в качестве единственных бухгалтерскихстандартов для подготовки финансовой отчетности эмитентами ценных бумаг
3. Развитиебухгалтерской профессии.
Реформированиесистемы бухгалтерского учета в России направлено на обеспечение прозрачности,понятности и достоверности финансовой отчетности компаний квалифицированнымпользователям.
Внастоящее время многие российские организации испытывают значительную нехваткуоборотных активов. Что значительно затрудняет темпы экономического роста нетолько данных компаний, но и Росси в целом. Для выхода из этой ситуациитребуются инвестиции, в том числе и инвестиции западных партнеров. Однако,вкладывая значительные суммы денежных средств, инвесторы требуют от компанийпредоставлять понятную им отчетность. Это означает, что отчетность должна быть,не только переведена на иностранный язык, но и оставлена с соблюдениемопределенных правил. Основные правила ведения бухгалтерского учета исоставление отчетности, которые понятны всем квалифицированным западнымпользователям – это МСФО.
Необходимостьреформирования системы бухгалтерского учет не вызывает сомнения. Для успешнойреализации данной реформы необходимо разрешить всем крупным компаниям, акциикоторых обращаются на международных фондовых рынках, составлять все финансовуюотчетность только в соответствии с требованиями МСФО и избавить их от высокихзатрат на трансформацию отчетности или ведение параллельного учета. В настоящеевремя в России существуют несколько организаций осуществляющих проекты пореформе бухгалтерского учета. Среди них, например, Carana Corporation,Международный центр реформы системы бухгалтерского учета (МЦРСБУ).
Основныеположения рекомендаций заключаются в следующем:
· Немедленныйпереход на МСФО банков и организаций, акции которых котируются на биржах
· Припродаже значительных объемов государственных пакетов акций в информационныйпроспект должна включаться финансовая отчетность по МСФО
· Унитарныепредприятия, проходящие обязательную аудиторскую проверку, должны составлятьфинансовую отчетность по МСФО
· Российскиестандарты бухгалтерского учета должны быть направлен на удовлетворениепотребностей предприятий малого бизнеса и компаний с ограниченными числомучастников.
· Необходимообеспечить подготовку и распространение методических рекомендаций, пояснений ипримеров практического использования МСФО на российских предприятиях и т.д.Различия ведения бухгалтерского учета помеждународным стандартам финансовой отчетности и российским правиламбухгалтерского учета.
Напротяжении десятилетий развитие теории бухгалтерского учета в России былооторвано от мирового опыта. В последнее время происходит постепенная адаптациясистемы российского бухгалтерского учета к требованиям рыночной экономики ипостепенное приближение РСБУ к требованиям МСФО. В этой связи разработаны и используются:
Новыероссийские стандарты бухгалтерского учета[4]:
1. Учетнаяполитика организации
2. Учетдоговоров (контрактов) на капитальное строительство
3. Учетактивов и обязательств, стоимость компаний которых выражена в иностраннойвалюте
4. Бухгалтерскаяотчетность организации
5. Учетматериально-производственных запасов
6. Учетосновных средств
7. Событияпосле отчетной даты
8. Условныефакты хозяйственной деятельности
9. Доходыорганизаций
10. Расходыорганизаций
11. Информацияоб аффелированных лицах
12. Информацияпо сегментам
13. Учетгосударственной помощи
14. Учетнематериальных активов
15. Учетзаймов и кредитов и затрат по их обслуживанию
16. Информацияпо прекращаемой деятельности
17. Новыеформы финансовой отчетности, метод начислений
18. Различноеопределение расходов для целей налогообложения и составления документовфинансовой отчетности
19. Резервныефонды и оценочные резервы
20. Сводная(консолидированная) финансовая отчетность
Различиямежду МСФО и российской системой бухгалтерского учета можно объяснитьразличными факторами, такими как пользователи финансовой отчетности,исторические факторы развития экономических систем, роль профессиональныхассоциация бухгалтеров и аудиторов в процессе разработки и принятия стандартови правил учета и отчетности, а так же в их практическом применении. МСФО РСБУ Пользователи Инвесторы, акционеры, работники организаций В первую очередь налоговые службы и другие контролирующие органы Исторические факторы Свободная рыночная экономика Переход от централизованного государственного регулирования и плановой экономики к рыночным отношениям Характер изложения информации Точность, последовательность и максимальная детализация Неполнота и непоследовательность Роль профессиональных бухгалтеров Значительная роль ассоциаций профессиональных бухгалтеров Государственное регулирование, при котором профессиональные ассоциации не играют существенной роли Роль на предприятии Большое влияние на процесс принятия решений Вспомогательная роль – главным образом функции контроля и учета
Хотяи существуют определенные мировые тенденции каждая страна в своемэкономическом, политическом и социальном развитии индивидуальна. Все страныиспользуют накопленный мировой опыт для достижения внутренних, поставленных дляразвития экономики, целей. В том числе и развитие основных учетных процедур.Практически каждая стана разрабатывает собственные нормативные документы(стандарты) бухгалтерского учета и отчетности. Нормативные акты каждой страныимеют как общие черты (принципы и качественные характеристики). Так и отличия(цель составления отчетности, регламентация правил учета и отчетности, связьфинансовой отчетности с налоговым законодательством, частота представленияотчетности).Некоторые различия в системах бухгалтерскогоучета в разных странах приведены ниже: МСФО GAAP.ru США Германия Россия Главная цель финансовых отчетов Снабдить информацией акционеров Снабдить информацией акционеров Защита от разглашения информации, которая может повредить компании Снабдить информацией внутренних и внешних пользователей Требования правил учета Устанавливают только основные принципы формирования критериев учета Очень точные и детальные пояснения Только общие принципы, что дает возможность произвольных решений Наиболее подробно и детально регламентирует порядок учета, обязательны к исполнению Содержание правил учета Отсутствуют правила для некоторых важных видов деятельности Правила определяют все до мелочей Отсутствуют правила для некоторых важных видов деятельности Правила конкретизируются методическими рекомендациями и инструкциями, которые зачастую противоречат друг другу Связь с налоговым законодательством Налоги рассчитывают в соответствии с налоговым законодательством страны Существуют два варианта учета, налоговый и финансовый Налоги рассчитываются поо данным финансовых отчетов Не в полной мере реализованы два варианты учета, налоговый и финансовый Частота отчетов Ежегодно Ежеквартально Раз в полгода Ежегодно
Прианализе требований и подходов МСФО и РСБУ можно также выделить различия посоставу и содержанию форм отчетности.
Всоответствии с российскими нормативными актами по бухгалтерскому учету полныйкомплект годовой бухгалтерской отчетности включает: бухгалтерский баланс, отчето прибылях и убытках, приложение к бухгалтерской отчетности (отчет о движенииденежных средств, отчет об изменении капитала, приложение к бухгалтерскомубалансу, отчет о целевом использовании полученных средств), аудиторскоезаключение, пояснительную записку.В соответствии с МСФО в комплект годовойфинансовой отчетности включаются[5]:
· Бухгалтерский баланс
· Отчет о прибыли и убытках
· Отчет об изменении вкапитале
· Отчет о движении денежныхсредств
/> Учетнаяполитика и примечания к финансовой отчетности:
1. Заявлениео соответствии Международным стандартам финансовой отчетности
2. Информацияо применяемой основе (основах) оценки и учетной политике
3. Вспомогательнаяинформация для статей, представленной в каждой форме финансовой отчетности втом порядке, в каком представлены каждая линейная статья и каждая формафинансовой отчетности.
4. Прочиераскрытия, в том числе: условные события, договорные обязательства и прочиефинансовые раскрытия и раскрытия нефинансового характераМожно выделить некоторые основные различия всодержании финансовой отчетности и учете отдельных операций. МСФО РСБУ Бухгалтерский баланс Статьи бухгалтерского баланса оцениваются по правилу наименьшего из двух показателей: первоначальной и рыночной стоимости Статьи бухгалтерского баланса оцениваются по первоначальной стоимости, допускается проведение переоценок Отчет о прибылях и убытках Возможно два варианта представления расходов в отчете о прибылях и убытках: по характеру затрат (элементам затрат) и по функциям затрат. Доходы расходы отражаются по принципу начисления. Расходы в отчете о прибылях и убытках представляются по функциональному признаку. Принцип начисления не всегда соблюдается при подготовке отчета о прибылях и убытках. Отчет о движении денежных средств Для составления отчета используется прямой или косвенный метод. Предусматривается корректировки, связанные с отражением курсовых разниц, неденежных операций, налога на прибыль, неденежных статей доходов и расходов. Для составления отчета о движении денежных средств используется только прямой метод. В отчете представляются данные, прямо вытекающие их записей на счетах бухгалтерского учета денежных средств. Не осуществляются некоторые корректировки предусмотренные МСФО. Отчет об изменении капитала В отчете отражается общий эффект изменений в учетной политике и корректировка и фундаментальных ошибок. Каждое изменение по статьям акционерного капитала требует отдельного раскрытия. Эффект изменений в учетной политике и корректировки фундаментальных ошибок раскрываются в примечаниях. В отчете раскрывается общая сумма изменений по каждой статье акционерного капитала. Нематериальные активы Организационные расходы не относятся к нематериальным активам. Нематериальные активы первоначально оцениваются по себестоимости. Последующая оценка производиться по первоначальной стоимости либо путем переоценок. В составе нематериальных активов учитываются организационные расходы. Нематериальные активы принимаются к учету по первоначальной стоимости. Стоимость нематериальных активов не подлежит изменению. Правительственная помощь Правительственные субсидии должны признаваться в качестве доходов тех периодов. Что и соответствующие расходы. Они не должны кредитоваться прямо на счет капитала. Предусматривается возможность отражения субсидии как вычета из стоимости актива. Списание бюджетных средств производится на систематической основе. Бюджетные средства при принятии к учету кредитуются прямо на счет капитала (по статье «целевое финансирование») Затраты по займам В состав затрат по займам включаются также платежи в отношении финансового лизинга. Затраты по займам не капитализируются в стоимость товарно-материальных запасов. Затраты по займам включают только расходы, связанные с получением и использованием заемных средств. Если кредиты используются только для предоплаты материалов, то расходы по процентам включаются в стоимость материалов до принятия их к учету. Консолидированная отчетность Различные способы консолидации: объединение активов, метод пропорциональной консолидации, метод полной консолидации, метод учета по долевому участию, метод учета по себестоимости. Существующие правила используют принципы похожие на МСФО, но они являются лишь рекомендациями, Но практике надежность консолидированной отчетности очень низка. Собственные акции, выкупленные у акционеров Собственные акции компании, выкупленные у акционеров, отражаются в бухгалтерском балансе в разделе «капитал» как вычет из величины акционерного капитала Собственные акции компании, выкупленные у акционеров, отражаются в балансе в составе краткосрочных финансовых вложений 3. БухучетXXI века: реалии и перспективы
Одним изглавных бухгалтерских событий 2008 года стало опубликование Министерствомфинансов очередного варианта законопроекта «О бухгалтерском учете». Именно этотдокумент по мысли разработчиков должен вскоре заменить аналогичный закон 1996года.
Федеральныйзакон «О бухгалтерском учете» был принят более десяти лет назад и, надосказать, что в целом он выполнил свою миссию. Если вспомнить, в каких условияхв середине 90-х годов он разрабатывался и принимался, то следует, безусловно,отметить, что для того времени это была революция – регулирование бухгалтерскогоучета и отчетности впервые обрело законодательную форму. До его принятия этатема была исключительной «вотчиной» Министерства финансов, которое непланировало ни с кем делиться своими полномочиями. Заслуга названного законазаключается также в том, что в нем были закреплены базовые определения ипонятия, установлена система регламентации отношений в сфере бухгалтерскогоучета, сформулированы общие правила ведения учета в организациях, определенсостав финансовой отчетности.
Однако всеостальные вопросы, которые не были урегулированы Федеральным законом «Обухгалтерском учете», закреплялись нормативными актами Министерства финансов.Такой подход был вполне оправдан в 90-е годы, когда единственным пользователемфинансовой отчетности являлось само государство. Оно было заинтересовано вжестком управлении системой бухучета, поскольку именно на основании этих правилформировалась налоговая отчетность, и рассчитывалось большинство налогов. В тоже время государство не было готово большую часть вопросов регулировать спомощью закона, полагая, что в специфических правилах учета сотрудники Минфинаразберутся лучше законодателя[6].
Теперьситуация безусловно изменилась. Связано это с происходящими в странеэкономическими реформами, которые породили новые требования к учету ифинансовой отчетности. С одной стороны, организации стали активно привлекатьинвесторов, то есть расширился круг пользователей финансовой отчетности. Они, всвою очередь, стали упрекать организации в том, что отчетность, сформированнаяпо минфиновским правилам, не позволяет получить необходимую и корректнуюинформацию о финансовом состоянии организации. С другой стороны, с системыбухгалтерского учета и отчетности в начале двухтысячных годов была снятаналоговая функция – база по наиболее важным налогам стала рассчитываться поправилам, определяемым налоговым законодательством. Таким образом, несмотря наизменение целей, и задач бухгалтерского учета и отчетности, правоваярегламентация этих отношений по сей день остается довольно жесткой. Это иявляется главной причиной, вынуждающей поменять законодательство обухгалтерском учете.
Прежде всего,новый законопроект должен четко определить, какова цель бухгалтерского учета иотчетности, а также каков интерес государства в регулировании отношений в этойсфере. Поняв это, следует установить, какие вопросы учета и отчетности нужнорегулировать в нормативных правовых актах (в законе и подзаконных актах), какие– доверить профессиональному сообществу (ассоциациям, общественным союзам ипрочим негосударственным структурам), а решение каких проблем можно отдать наоткуп самим хозяйствующим субъектам. К сожалению, обнародованный законопроект несодержит ответов на все приведенные мной вопросы[7].
Вопрос оквалификационных требованиях, предъявляемых к бухгалтерам организации, постоянновызывал бурю негодования у предпринимателей. Тот же самый вопрос – зачем нужныэти требования – всегда интересовал и меня. Они необходимы там, гдедеятельность работника затрагивает интересы неопределенного круга лиц.Например, водителем может стать только тот человек, который имеетудостоверение, подтверждающее умение управлять автомобилем. Такое требованиеоправданно, поскольку деятельность водителя связана с эксплуатацией объектаповышенной опасности, а стало быть, затрагивает интересы неограниченного кругалиц. Аудитор также должен обладать соответствующим сертификатом, подтверждающимего профессиональную готовность к исследованию финансово-хозяйственнойдокументации организации. И такое требование оправданно, поскольку клиентдолжен быть уверен, что аудитор, имеющий сертификат, обладает всеминеобходимыми навыками работы.
Но вот зачемнужны квалификационные требования для бухгалтера, основная задача которогопредставить менеджерам и собственникам предприятия корректную информацию офинансово-хозяйственной деятельности этого предприятия? Менеджер и собственникдолжны сами решать, доверяют ли они квалификации принимаемого на работусотрудника. В тех случаях, когда финансовая отчетность востребуется внешнимипользователями, например, при выходе ценных бумаг предприятия на фондовыйрынок, над бухгалтером появляется «проверяющий» – аудитор, который подтвердитили опровергнет корректность составленной финансовой отчетности. При такомположении дел квалификационные требования к бухгалтерам явно излишни. Почему-тоникому не приходит в голову законодательно закреплять квалификационныетребования, например, к юрисконсульту на предприятии или работнику кадровойслужбы.
Предпринимательскоесообщество крайне негативно восприняло идею введения квалификационных требованийдля бухгалтеров. По крайней мере, РСПП по данному вопросу занимает достаточножесткую позицию. Насколько я понял, ряд госведомств также не разделяет точкузрения Минфина.
Распределениеполномочий по утверждению национальных стандартов – это наиболее болезненныйвопрос в дискуссии Минфина и общественных организаций. Очевидно, что полностьюотдать негосударственным структурам право определять стандарты учета иотчетности нельзя, иначе единообразия добиться будет просто невозможно. Вместес тем, по нашему мнению, «монополизм» Минфина в этой области также являетсясдерживающим фактором развития регламентации учета и отчетности. В этой связиФонд НСФО полагает, что Министерству финансов подобает, во-первых, определить,какая информация должна быть отражена в финансовой отчетности, а во-вторых,установить основные, самые общие принципы учета тех или иных операций.Собственно разработку правил учета целесообразно возложить на негосударственныеструктуры, избранные на конкурсной основе. Проект стандарта должен бытьпредставлен Минфину, который либо утвердит его, либо откажется это сделать,пояснив, почему он собственно не годится. Таким образом, чиновники обеспечатнекое единство правил учета и отчетности, но в то же время основная работабудет выполняться негосударственными структурами.
Согласнодействующему законодательству фирмы и предприниматели, работающие на УСН,обязаны вести учет доходов и расходов в порядке, предусмотренном главой 26.2Налогового кодекса, и учет основных средств и нематериальных активов в порядке,определяемом законодательством о бухгалтерском учете. Как известно, отчетностьмалых фирм не имеет внешних пользователей, за исключением налоговых органов,интересы которых обеспечивает Налоговый кодекс. Таким образом, можнопредположить, что появление обязанности у «упрощенцев» вести бухгалтерский учетв полном объеме негативно отразится на развитии малого бизнеса в стране.
Законопроектне предполагает, что система учета и отчетности кардинально изменится. Никомупереучиваться не придется. При обсуждении проекта в Госдуме также исчезнутупоминания о неких квалификационных требованиях к бухгалтерам, то есть у них невозникнет необходимость проходить дополнительную сертификацию.
С учетомтого, что интерес к реформе бухгалтерского учета и отчетности у правительства,по-видимому, не самый высокий, до конца весенней сессии Госдумы проект не будетвнесен в нижнюю палату парламента, а, следовательно, маловероятно, что он будетпринят до конца 2008 года. Раньше 2010 года нормы этого закона в действие не вступят.
Заключение
Такимобразом, приказом от 6 октября 2008 года №106н Минфин утвердил новое ПБУ 1/2008«Учетная политика организаций». Применять его при определении основныхпринципов учета операций бухгалтеры должны будут, начиная уже со следующего года.
Извышесказанного следует, если до сих пор таким лицом являлся главный бухгалтер,то, начиная с 2009 года формировать учетную политику, сможет любой другойработник фирмы, на которого возложено ведение учета. Например, руководительфинансового департамента или генеральный директор. Как и прежде, учетнаяполитика утверждается приказом директора.
Бухгалтерамдали больше свободы. Отныне приложением к учетной политике можно утверждатьформы любых первичных учетных документов. Напомним, ранее такая вольностьпозволялась только в отношении бланков, по которым нет унифицированных форм.
Такимобразом, все «госкомстатовские» бланки «первички» перешли в разрядрекомендованных. Если фирма сочтет нужным разработать свой бланк, применять егоона может, невзирая на наличие типовой формы. Но все это пока остается лишь втеории. Дело в том, что на сегодняшний день не пересмотрен Закон о бухучете(Закон от 21 ноября 1996 г. №129-ФЗ). Федеральный закон имеет приоритетперед приказом финансового ведомства. А значит, согласно действующей редакциистатьи 9 этого закона, для оформления хозяйственных операций должна применятьсяунифицированная «первичка». Что ж, возможно, в ближайшее время парламентариивсе же обратят внимание на это противоречие между ПБУ и главным бухгалтерскимзаконом и внесут в последний соответствующие поправки.
Списоклитературы
1. Андросов А.М. «Бухгалтерский учет и отчетность в России» М.: МЕНАТЕПИНФОРМ, 2004.
2. Баканов М.И. Шеремет А.Д. Теорияэкономического анализа. – Н.: Учебник Финансы и статистика, 2007.
3. «Бухгалтерско-аудиторский портфель» – М.: «СОМИНТЭК», 2004.
4. Вещунова Н.Л., Фомина Л.Ф. «Бухгалтерский учет на предприятиях различных форм собственности» – М.: «МАГИС», 2005.
5. Ефимова О.В. Финансовыйанализ. – М.: Издательство «Бухгалтерский учет», 2008.
6. Ковалев В.В., Патров В.В. Какчитать баланс. – М.: Финансы и статистика, 2008.
7. Козлова Е.П., Парашутин Н.В. «Бухгалтерский учет в промышленности» – М.: Финансы и статистика, 2003.
8. Ковалев В.В. Финансовый анализ. Управление капиталом. Выбор инвестиций. Анализ отчетности. – М.: Финансы и статистика, 2006.
9. Любушин М.П., Лещева В.Б.,Дьякова В.Г. Анализ финансово-экономической деятельности предприятия.Учебное пособие для вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000.
10. Маркарьян Э.А.,Герасименко Г.П. Финансовый анализ: Учебное пособие. – Ростов н/Д.:Издательство Рост., ун-та, 2004
11. «О порядке отражения в бухгалтерском учете и отчетности операций, связанных с применением механизма ускоренной амортизации и переоценкой основных средств по состоянию на 1 января 2004 года» – М., 2005.
12. Пинко В.А. «Бухгалтерский учет основных средств и прочих необоротных активов» – Ставрополь: Б.и, 2004.
13. Палий В.Ф. «Бухгалтерский учет основных средств» // Бухгалтер. – №12. – 2005 г. – с. 110.