Реферат по предмету "Государство и право"


Пределы действия уголовной ответственности в пространстве и времени (Украина)

План
 
1. Введение
2. Действие уголовного закона впространстве
2.1 Территориальный принцип действияуголовного закона
2.2Принцип гражданства иуниверсальный принцип действия уголовного закона
2.3 Правовые последствия осуждения лицаза пределами Украины
2.4 Выдача лица
3 Действие уголовного закона во времени
3.1 Принцип действия закона
3.2 Понятие времени совершенияпреступления
4 Вывод
5 Использованная литература

1.Вступление
 
Наиболее острой формойреагирования на противоправное поведение человека является применениеуголовного права и связанное с этим ограничение прав и свобод человека. Поэтомутема «Действие Закона об уголовной ответственности в пространстве ивремени" очень важна. И прежде всего потому, что поднимает вопросприменения закона. Закона, который определяет наказание, общественную опасностьтого или иного лица. Действие закона в пространстве и времени достаточноразработан институтом уголовного права. Однако до сегодня существуют вопросыполной мере противоречивые, в частности вопросы определения мягкости санкциинового закона о санкциях старого закона по верхнему или по нижней границесанкции.
Вопрос применения силызакона во времени и пространстве в отношении преступлений против собственностиразработано мало, хотя категория преступлений против собственности и являетсяодной из самых «популярных» (по частоте совершения) категорий преступлений. Впрошлом году почти 60% совершенных преступлений причинили имущественный вредгражданам. Вопросы, связанные с преступлениями, особенно против собственности,являются важными через частоту совершения преступлений данной категории,большого объема имущественных потерь и, соответственно, частоты примененияправовых норм, устанавливающих ответственность за совершение преступленийпротив собственности.
Ошибочное применениезакона об уголовной ответственности может привести к ошибкам в уголовномпроцессе и ложном наказании невиновных.
На первый взгляд, недолжно возникать трудностей в оценке недавно принятого Уголовного кодекса — отменяет он ответственность или вводит ее, на которую территориююи на каких лиц распространяется. Но на практике может возникнуть ряд проблем.
Опыт предыдущих лет, даи самого последнего времени свидетельствует, что в связи с принятием новыхзаконов перед органами дознания, следствия, прокуратуры и судами нередко встаютсложные вопросы квалификации и назначения наказания за деяния, которыепроизошли во время действия старого закона, совершенные вне пределамитерритории Украины, а также вопросы связанные с экстрадицией лиц, совершивпреступление.
Например, вступление всилу с 1 января текущего года Закона Украины «О налоге с доходовфизических лиц» от 22 мая 2003 № 889-IV (889-15), который вводит налоговыесоциальные льготы, виды и размер которых определяется ст. 6 этого Закона,поставил под сомнение вопрос: является ли то или иное деяние, совершенное после1 января 2004, наказуемым в уголовном или административном порядке еслисоответствующим законом наступления ответственности или квалификацияобусловлены определенным количеством необлагаемых минимумов доходов граждан?Ведь необходимо будет исходить не из 17 гривен, а из размера налоговойсоциальной льготы, определенной подпунктом 6.1.1 пункта 6.1 статьи 6 Закона(889-15) для соответствующего года (с учетом пункта 22.4 Закона).
При обсуждении проектаУКУ в Верховной раде ряд народных депутатов, в том числе бывший Генеральныйпрокурор Украины Г. Васильев, настаивали на такой формулировке части первойстатьи 5 ККУ: «Законы и другие нормативно-правовые акты, отменяющиепреступность деяния, смягчают наказание или иным образом улучшающие положениелица, совершившего преступление, имеют обратную силу, т.е. распространяются налиц, совершивших соответствующие деяния до вступления такими актамизаконодательства в силу, а также на лиц, отбывающих или отбывших наказание, ноимеющих судимость. Однако указанная поправка была отклонена со ссылкой на то,что никакие законы и другие нормативно-правовые акты, кроме уголовного закона,не могут отменять преступность деяния, смягчать наказания и иным образомулучшать положение лица. К сожалению, парламентское большинство не учлафактических реалий: Кабинет Министров Украины не имея какой-либоответственности может тянуть неопределенно долго с представлениемзаконопроектов о внесении изменений в уголовный закон. А учитывая, чтоналоговая социальная льгота будет ежегодно увеличиваться до 2007 г., неучетэтого факта в уголовном законе есть более возмутительным.

 
2. Действие уголовногозаконав пространстве.
Пространственнаяюрисдикция означает распространение уголовного закона Украины в пределахопределенной территории и в отношении определенного круга лиц. Пространственнаяюрисдикция (ст.6-8) уголовного закона основывается на 3 основных принципах:территориальном, национальном и универсальном. Территориальный принцип (ч.1-3ст.6) регламентирует действие уголовного закона на территории Украины.Исключением из территориального принципа является принцип дипломатическогоиммунитета (ч.4 ст.6). Он предусматривает, что уголовно-правовая юрисдикцияУкраины не распространяется на лиц, имеющих дипломатический иммунитет, носохраняется относительно совершенных ими в Украине преступлений. Поэтому кответственности за эти преступления они привлекаются в государстве, являетсяпредставляемым. Национальный принцип (принцип гражданства), котороепредусмотрено ч.1 ст.7, регламентирует действие уголовного закона в отношениидеяний, совершенных за пределами Украины ее гражданами и лицами безгражданства, постоянно проживающих в Украине. Универсальный принцип (ст.8)предусматривает распространения действия уголовного закона Украины отношениидеяний, совершенных за пределами Украины иностранными гражданами, в случаях,предусмотренных международными договорами. Пространственные принципы, восновном, определяются нормами уголовного закона Украины. Однако присовременной мирового общности пространственные принципы все более коррелируютсямеждународными соглашениями. Это касается ч.4 ст64 — о круге лиц, не подлежатюрисдикции уголовного закона Украины, и ст.8 — относительно круга иностранныхграждан, совершивших преступления за пределами Украины и не против интересовУкраины, борьба с которым ведется на основе международных договоров. Однаконаиболее ярким примером является присоединение Украины к Европейской конвенциии заключения странами СНГ Минской конвенции 1993г. Эти конвенции существеннокоррелируют содержание территориального и национального принциповпространственной силу уголовного закона Украины.
 
2.1 Территориальный принципдействияуголовного закона.
Ч. 1 ст. 6 содержитобщее правило, согласно которому все лица, независимо от гражданства,совершившие преступления на территории Украины, подлежат ответственности понастоящему Кодексу (принцип территориальности.При этом в ч. ч. 2 и 3 содержатся определенные уточнения относительно общегоправила, а в ч. 4 — исключение из него (принцип экстерриториальности.
Правило, изложенное вч. I ст. 6, не означает, что все лица,совершившие преступления на территории Украины, должны быть привлечены кответственности независимо от наличия обстоятельств, исключающих преступностьдеяния, или других законных оснований для освобождения их от ответственности.
В состав территорииУкраины в соответствии с ее законодательством и международными договорамиотносятся:
а) суша, в т.ч. островав открытом море, принадлежащих Украине (при этом остров — это естественнообразован пространство суши, окруженный водой, который находится выше уровняводы во время прилива. Как часть берега рассматриваются и выступающие в морепостоянные портовые сооружения, являющиеся составной частью данного порта(кроме прибрежных установок и искусственных островов;
б) внутренние воды(определены соответствующими линиями или такие исторически принадлежат Украине,морские воды, воды портов, бухт, заливов, губ и лиманов, гаваней и рейдов идругие водоемы, части вод рек, озер и других водоемов.
в) недра в пределахграниц Украины, в т.ч., недра под территориальным морем (на глубину, доступнуюдля их геологического освоения.
г) воздушноепространство над сушей и водным пространством, в т.ч. над территориальным морем(на высоту до 100-110 км над уровнем моря);
д) территориальное море(прилегающий морской пояс) — полоса прибрежных морских вод шириной, до 12морских миль (почти 19 км), отсчитываемых от линии наибольшего отлива как наматерике, так и на островах, принадлежащих Украине, или от прямых исходныхлиний, соединяющих соответствующие точки.
е) континентальномшельфе Украины (дно и недра под территориальным морем), в т.ч. континентальныйшельф островов, принадлежащих Украине (однако скалы, не пригодные дляподдержания жизни человека или для самостоятельной хозяйственной деятельности,считаются не имеющими континентального шельфа.
Кроме того, ктерритории Украины приравниваются определенные объекты, находящиеся под еесуверенитетом.
е) военные корабли(военный корабль — это судно, которое принадлежит к сил определенногогосударства, имеет внешние признаки, определяющие национальность судна,находится под командованием офицера, состоящего на службе правительства данногогосударства, и имеет экипаж, подчиненный регулярной военной дисциплине) илишлюпки, которые ходят под флагом Украины, независимо от того, находятся они воткрытом море, в территориальных водах другого государства или иностранномпорту;
ж) военные воздушныеобъекты, находящиеся в любом месте за пределами воздушного пространстваУкраины;
з) невоенные кораблиили шлюпки, назначенных к портам на территории Украины и ходят под флагомУкраины в открытом море (т.е. за пределами территориальныхи внутренних вод иностранных государств);
й), невоенные воздушныеобъекты, зарегистрированные в Украине,находящиеся в открытом воздушном пространстве (т.е. за пределами территорииУкраины или территории иностранных государств),
Совершение лицомпреступления в пределах перечисленных территориальных пространств и натерриториях перечисленных объектов является основанием для привлечения ее куголовной ответственности именно по УК Украины, а не по уголовному законудругого государства, независимо от гражданства лица и от того, является ли она,например, членом экипажа корабля или воздушного судна и т.д. Это касается ислучаев столкновения или любого другого навигационного инцидента с судном воткрытом море, влекущего уголовную ответственность капитана или другого лица изсостава экипажа судна, отдельныемеждународные акты вносят некоторые уточнения в эти правила.
Например, согласноКонвенции по морскому праву, даже на те невоенные суда Украины, которыепроходят через территориальное море другого государства, не распространяетсяуголовная юрисдикция прибрежного государства в связи с любым преступлением,совершенным на борту судна во время такого прохода, если: а) последствияпреступления не распространяются на прибрежное государство, б) преступление ненарушает покой в прибрежной государству или порядок в территориальном море; в)капитан судна, дипломатический агент или консульское должностное лицогосударства флага судна не обратилась к местным властям с просьбой о помощи г)преступление не связано с незаконной торговлей наркотическими средствами илипсихотропными веществами.
Согласно Конвенции опреступлениях и некоторых других действиях, совершенных на борту воздушногосудна, преступления, совершенные на воздушном судне, принадлежащемгосударству-участнику Конвенции, кроме суда, используется на военной,таможенной и полицейской службе, с целью выдачи рассматриваются как которыебыли совершены на территории государства регистрации воздушного судна. То естьв определенных случаях уголовное юрисдикция Украины распространяется и напреступления, совершенные на борту невоенных воздушных объектов,зарегистрированных в Украине, которые находятся в полете над территорией другихгосударств. Исключениями из этого правила согласно указанной Конвенции являютсяслучаи, когда преступление:
а) имеет последствия натерритории другого государства;
б) совершеногражданином этого государства или лицом, постоянно проживающим на еготерритории или в отношении таких лиц
в) направлен противбезопасности этого государства
г) заключается внарушении действующих в этом государстве правил полетов или маневрирования воздушныхсудов;
д) осуществлениеюрисдикции необходимо для обеспечения обязательства этого государствамногостороннего международного соглашения.
Что касаетсяисключительной (морской) экономической зоны Украины (ее ширина составляет 200морских миль, или около 320 км, отчисленных таким же образом, как итерриториальное море), то она, согласно этой же Конвенции, приравнивается ктерритории Украины, но не во всех случаях. Основанием для привлечения лица,независимо от гражданства, к уголовной ответственности по УК Украины являетсясовершение ею в пределах указанной зоны только определенных видов преступлений(например, связанных с нарушением таможенных, фискальных, санитарных ииммиграционных правил, правил по безопасности эксплуатации искусственных островов,установок и сооружений, правил рыболовства и иных правил, направленных насохранение живых ресурсов).
Особый правовой режимимеют места пребывания научно-исследовательских антарктических станций (Украинана сегодня имеет одну такую станцию — »Фарадей"), территориидипломатических представительств и консульских учреждений Украины за границей,автомашины послов под флагом Украины, места расположения военных частей Украинына территории других стран, космическое пространство, включая Луну,космические и некоторые другие объекты. Эти объекты не находятся подсуверенитетом Украины. Наше государство лишь вправе по проведению на нихотдельных видов деятельности, а на территории дипломатические представительстваи консульские учреждения Украины за границей действует принцип иммунитетатерритории, означает запрет осуществления на этой территории следственныхдействий без разрешения руководителя представительства (учреждения).Преступление, совершенное на этих территориях (объектах), влечетответственность по УК Украины в соответствии с правилами, установленными егост. ст. 7 и 8.
Согласно ч. 2 ст. 6 длятого, чтобы преступление считалось совершенным на территории Украины,достаточно, чтобы его было: 1) начато и закончено на территории Украины; 2)начато, продолжено и закончено или прекращено на территории Украины; 3) начатона территории Украины, а продолжено, закончено или прекращено за ее пределами;4) начато и продолжено на территории Украины, а закончено или прекращено за еепределами; 5) начато на территории Украины, продлен за ее пределами, азакончено или прекращено снова на территории Украины; 6) начато и продолжено запределами Украины, а закончено или прекращено на территории Украины; 7) начатоза пределами Украины, продлен на ее территории, а закончено или прекращеноснова за пределами Украины и т.д.
Началом совершенияпреступления следует считать совершение деяния, которое может бытьквалифицировано как приготовление к того или иного преступления (кромепреступления небольшой тяжести), покушение на него, или, если преступление неимеет стадий приготовления и покушения, — непосредственное начало совершениедеяния, которое может быть квалифицировано как преступление. Во продолжениемпреступления, здесь понимается совершение деяния, характерного для продолжающегосяили продолжающегося преступления, а под прекращением преступления — прекращениепродолжающегося или продолжающегося преступления. О совершении законченногопреступления см. комментарий к ст. 4.
Согласно ч. Из ст. 6преступление считается совершенным на территории Украины в случае, если: а)преступление было начато, продолжено или закончено на территории Украины егоисполнителем или хотя бы одним из соисполнителей независимо от их общегоколичества — при простой форме соучастия, а также при совершении преступленияорганизованной группой или преступной организацией; б) исполнитель(исполнители) преступления действовал за пределами Украины, но хотя бы один изего других соучастников — организатор, подстрекатель или пособник — действовална территории Украины — при соучастии с распределением ролей.
Дипломатическимипредставителями иностранных государств являются главы дипломатическихпредставительств и члены дипломатических представительств других государств вУкраине. Они подлежат уголовной юрисдикции Украины лишь в случае четковыраженного согласия представляемого государства. Указанную согласие напривлечение одного из указанных лиц к уголовной ответственности государствовыражает лишением ее иммунитета от уголовной юрисдикции государства пребывания.
Другие граждан, которыепо законам Украины и международными договорами не являются подсудимыми поуголовным делам судам Украины в случае совершения ими преступления натерритории Украины, относятся, в частности: консульские должностные лица, кромеслучаев, когда они преследуются за совершение тяжкого преступления или когдаречь идет о исполнения приговора (определения, постановления) суда, вступившимв законную силу; консульские служащие — в отношении деяний, совершенных приисполнении служебных обязанностей;
главы дипломатическихпредставительств и члены дипломатического персонала дипломатическихпредставительств иностранных государств в третьих государствах, которые следуюттранзитом через территорию Украины, а также члены их семей, проживающие вместес ними, не являющиеся гражданами Украины и сопровождают указанных лиц илиследуют отдельно, чтобы присоединиться к ним или вернуться к своемугосударству, — лишь в пределах, необходимых для обеспечения их проезда;
дипломатические иконсульские курьеры, статус которых подтверждается официальными документами, — при исполнении своих обязанностей, в т.ч. временные курьеры — до моментадоставки ими дипломатической (консульской) почты по назначению, а такжедипломатические и консульские курьеры, которые следуют транзитом черезтерриторию Украины; члены семей глав дипломатических представительств и членовдипломатического персонала, если они проживают вместе с последними и неявляются гражданами Украины;
членыадминистративно-технического персонала дипломатических представительств и членысемей этого персонала, если они проживают вместе с первыми и не являютсягражданами Украины или не проживают в Украине постоянно;
члены обслуживающегоперсонала дипломатических представительств, если они не являются гражданами Украиныили не проживают в Украине постоянно, — в отношении деяний, совершенных приисполнении служебных обязанностей;
представителииностранных государств, члены парламентских и правительственных делегацийиностранных государств, прибывающих в Украину для участия в межгосударственныхпереговорах, международных конференциях и совещаниях или с другими официальнымипоручениями, а также члены их семей, которые их сопровождают и не являютсягражданами Украины;
представителииностранных государств, члены парламентских и правительственных делегацийиностранных государств, следующих транзитом через территорию Украины дляучастия в межгосударственных переговорах, международных конференциях исовещаниях или с другими официальными поручениями, а также члены их семей, которыеих сопровождают и не являются гражданами Украины, — лишь в пределах,необходимых для обеспечения их проезда;
Генеральный Секретарь ивсе помощники Генерального Секретаря ООН, их жены и несовершеннолетние дети;другие представители государств — членов ООН в главных и вспомогательныхорганах ООН и на конференциях, созываемых ООН (делегаты, их заместители,советники, технические эксперты и секретари делегаций), если они не являютсягражданами Украины, — при выполнении ими своих служебных обязанностей, проездак месту заседания и оттуда, а также и после того, как они перестали бытьпредставителями государств — членов ООН, другие должностные лица ООН (всоответствии с категориями, определенными Генеральным Секретарем ООН идоведенных до сведения Правительства Украины) — в связи с исполнением ими своихслужебных обязанностей; эксперты в командировках по делам ООН — при выполненииими своих служебных обязанностей, а также и после того, как их командировкизакончилось;
главный администратор идолжностные лица, которые выполняют его обязанности в его отсутствие, а такжеих жены и несовершеннолетние дети, другие представители членовспециализированных учреждений ООН — во время выполнения ими своих обязанностейи при поездках к месту заседаний и оттуда, а также и после того, как ониперестали быть указанными представителями; представители государств — членовСовета Европы в Комитете министров, а также их заместители, советники,технические эксперты и секретари делегаций, если они не являются гражданамиУкраины, в т.ч. лица, участвующие в заседаниях заместителей министров, во времявыполнения ими своих служебных обязанностей, а также после этого; представителигосударств — членов Совета Европы в Консультативной ассамблее и их заместители- если преступление заключается в сказанном ими или в их голосовании навыполнения служебных обязанностей; эти самые лица, независимо от их гражданстваи от того, являются ли они членами парламента, — во время сессии, заседанийкомитетов и подкомитетов, а также, независимо от времени проведения сессии, вовремя поездки к Консультативной ассамблеи и оттуда (в пределах иммунитета,который предоставляется народным депутатам Украины. Генеральный секретарьСовета Европы, его заместитель, их жены и несовершеннолетние дети (в пределахиммунитета, который предоставляется дипломатическим представителям. постоянныепредставители государств — членов Совета Европы, если они не являютсягражданами Украины — во время выполнения своих служебных обязанностей и поездокна совещания и оттуда (в пределах иммунитета, который предоставляетсядипломатическим предста: чик), другие должностные лица Совета Европы (согласносписку, составленному Генеральным секретарем и доведенным до сведенияПравительства Украины — в связи с исполнением ими своих должностных обязанностей;
представителигосударств — членов Организации Черноморского экономического сотрудничества(ОЧЭС) (делегаты, заместители делегатов, советники, технические эксперты исекретари делегаций, участвующих в работе ОЧЭС и ее органов, если они не являютсягражданами Украины, — при выполнении своих функций и поездок к местам встреч иобратно, а относящаяся устных и письменных высказываний или всех поступков,причиненных ими при исполнении своих служебных обязанностей, и после окончаниявыполнения этих обязанностей; работники Постоянного международного секретариата(ПМС) ОЧЭС (директорский, профессиональный и вспомогательный персонал согласносписку, составленному Генеральным секретарем ПМС ЧЭС и доведенным до сведенияПравительства Украины) — относительно слов и действий, совершенных ими приисполнении своих служебных обязанностей и в пределах их полномочий, а те изних, которые являются гражданами или имеют постоянное место жительства вгосударстве пребывания ПМС ЧЭС, в отношении деяний, совершенных при исполнениисвоих обязанностей;
делегаты, лица, ихзамещающих, советники, технические эксперты и секретари делегаций государств — членов Организации экономического сотрудничества и развития, а так же ееучастников, не являющихся членами, аккредитованных при Организации илиучаствуют в работе собрания, созываемую Организацией; относительно действий,выполненных в соответствии с их служебных обязанностей, в т.ч. и послеокончания их выполнения — другие должностные лица Организации (согласно списку,который подается Правительству Украины); члены персонала (согласно списку),который выполняет обязанности, связанные с осуществлением наблюдательныхполетов в соответствии с Договором об открытом небе, на весь период с моментаприбытия на территорию Украины и до выбытия из него и в дальнейшем — подействиям, совершенных при осуществлении своих официальных функций; членыуказанного персонала, следующих транзитом через территорию Украины, и члены ихсемей, если они проживают вместе с ними, не являются гражданами Украины исопровождают указанных лиц или следуют отдельно, чтобы присоединиться к ним иливернуться к своему государству, — в пределах, необходимых для обеспечения ихпроезда; военнослужащие, входящие в состав соединений и воинских частейЧерноморского флота Российской Федерации, дислоцированных на территорииУкраины, а также члены их семей, являющихся гражданами России, — еслипреступление совершено против Российской Федерации, либо против лиц, входящих всостав воинских формирований или членов их семей — граждан России; указанныевоеннослужащие — если преступление совершено во время выполнения служебныхобязанностей в местах дислокации воинских формирований; военнослужащие польскойнациональной составляющей части общего Украино-Польского военного миротворческогобатальона, если преступление связано с исполнением служебных обязанностей инаправлен исключительно против имущества или безопасности Польши илиисключительно против личности или имущества другого члена вооруженных силПольши или их гражданского персонала; военнослужащие других стран, являютсявоеннопленными, — в случае совершения ими побега из плена, попытки такой побегаи соучастия в ней, а так же в случае совершения преступлений, целью которыхбыло облегчение побеги и которые не сопровождались насильственными действиямипротив жизни и здоровья (например, изготовление и использование поддельныхдокументов, кража без цели обогащения и т.п.).
Принципэкстерриториальности в соответствии с законами и международными договорамиУкраины может распространяться и на других лиц (например, на другие категориивоеннослужащих, на журналистов, представителей определенных международныхорганизаций и т.п.).
Случаи положительногорешения дипломатическим путем вопрос об уголовной ответственностидипломатических представителей в мировой практике имеют место. Международныедоговоры содержат для этого соответствующие основания. Например, согласноКонвенции о привилегиях и иммунитетах Объединенных Наций иммунитет от уголовнойответственности должностным лицам ООН предоставляется не для их личной выгоды,а в интересах Организации. Поэтому Генеральный Секретарь ООН имеет право иобязанность отказаться от иммунитета, который предоставлен любой должностномулицу, если иммунитет мешает отправлению правосудия и от него есть возможностьотказаться без ущерба для интересов ООН. Подобные положения содержатся и вдругих международных договорах Украины.
Если же иностранноегосударство или международная организация не считает возможным привлечение еедипломатического представителя или иного лица из числа перечисленных выше куголовной ответственности по УК Украины, такое лицо может быть признаноУкраиной персоной нон-грата, что таскает выдворении его за пределы Украины впорядке, установленном Законом Украины «О правовом статусе иностранцев», и, порешению компетентных органов государства его гражданства, привлечено куголовной ответственности по уголовному закону действием государства.
На сегодня действуютконсульские конвенции, заключенные Советским Союзом с Великобританией, Йеменом,Кубой, Монголией, Норвегией, Сомали, США, Францией, Швецией, Японией, а такжезаключенные после 1991 г. Украиной с Азербайджаном, Болгарией, Вьетнамом,Грузией, Северной Кореей, Китаем, Литвой, Македонией, Молдовой, Польшей,Россией, Румынией, Турцией, Туркменистаном, Узбекистаном, Венгрией, некоторымидругими странами. В случае же, если представителям Украины в иностранномгосударстве не обеспечивается такая же неприкосновенность, котораяобеспечивается представителям иностранных государств в Украине, КабинетомМинистров Украины или другим уполномоченным органом по представителя такогогосударства может быть вынесено решение о привлечении его к уголовнойответственности по УК Украины.
Положения ч. 4 ст. 6 некасается граждан Украины, которые по законам Украины пользуютсянеприкосновенностью. Ведь о них она имеет другой аспект — процессуальный.Согласно ст. 24 Конституции Украины граждане Украины являются равными передзаконом. Президент Украины, народные депутаты Украины и судьи, равно как идругие граждане, могут быть привлечены к уголовной ответственности, но внесколько ином, более сложном процессуальном порядке, который служитдополнительной гарантией их политической и профессиональной независимости.
2.2 Принцип гражданстваи универсальный принцип действия уголовного закона
Уголовнаяответственность в отношении преступлений, совершенных гражданами Украины илилицами без гражданства за пределами Украины
В ч. 1 ст. 7 и в ст. 8определено такой принцип действия уголовного закона в пространстве, как принципгражданства. Согласно этому принципу:2
1) граждане Украины илица без гражданства, постоянно проживающие в Украине, в случае совершения имипреступления за ее пределами, подлежат ответственности по УК Украины какправило, то есть если иное не предусмотрено международными договорами Украины;
2) иностранцы и лицабез гражданства, не проживающих постоянно в Украине и совершили преступления зап пределами, подлежат ответственности по УК Украины в порядке исключения, т.е.лишь в случаях, когда это прямо предусмотрено международными договорами Украиныили когда совершенное ими преступление, предусмотренное УК Украины, являетсяособо тяжким преступлением против прав и свобод граждан Украины или интересовУкраины.
Принцип гражданстваимеет значение для применения УК Украины в случаях совершения преступлений запределами Украины, когда на момент обнаружения преступления или установлениявиновного последний находился на территории Украины или был выдан ей.
Гражданин Украины — этолицо, которое приобрело гражданство Украины в порядке, предусмотренном законамиУкраины и международными договорами
2 Закон Украины «Огражданстве Украины» в редакции от 18 января 2001
Украины. Исключительныйперечень лиц, принадлежащих к гражданам Украины, определены в Законе Украины«О гражданстве Украины». Кроме того, согласно этому Закону, еслимеждународным договором Украины установлены другие правила признанияопределенных лиц гражданами Украины, применяются правила международногодоговора, согласие на обязательность которого предоставлено Верховной РадойУкраины. Документами, которые подтверждают гражданство Украины, являетсяпаспорт гражданина Украины свидетельство о принадлежности к гражданствуУкраины, паспорт гражданина Украины для выезда за границу, временноеудостоверение гражданина Украины, проездной документ ребенка, дипломатическийпаспорт, служебный паспорт, удостоверение личности моряка, удостоверение членаэкипажа, удостоверение на возвращение в Украину.
ЗаконодательствоУкраины не признает двойного гражданства. Одновременно, такие факты могут иметьместо в случаях, когда другое государство не признает своей обязанностьюсообщать Украину о предоставлении своего гражданства тому или иному лицу. Еслив ходе производства уголовного дела установлено, что лицо имеет, кроме украинского,еще и гражданство другого государства, следует исходить из того, что вступленияиностранного гражданства исключает ее из числа граждан Украины (принцип единогогражданства.
Лицом без гражданства,проживающего постоянно в Украине, является лицо, которое ни одно из государствв соответствии со своим законодательством не считает своим гражданином икоторое имеет постоянное место жительства на территории Украины на основанииукраинских документов — вида на постоянное жительство. Это может быть лицо,состоящее на территории Украины как иммигрант, прибыла на учебу на срокдействия соглашения об обучении и т.д.
Случаями, когдаграждане Украины, согласно ее международных договоров, не подлежатответственности по УК Украины в случае совершения ими преступления за еепределами (принцип покровительства), например, соответствующие положенияСоглашения между Украиной и Республикой Польша в деле создания совместнойвоенной части для участия в международных миротворческих и гуманитарныхоперациях под эгидой международных организаций. Настоящее Соглашение украинскиевоеннослужащие совместного Украино-польского миротворческого батальона в случаесовершения ими преступления на территории Польши несут уголовнуюответственность не по УК Украины, а по УК Польши, если преступление не связанос исполнением служебных обязанностей, или, хотя и связан с выполнением такихобязанностей, но не направлен исключительно против имущества, безопасностиУкраины или исключительно против личности, имущества другого члена ВооруженныхСил Украины или гражданского персонала Украины.
Положения ч. 2 ст. 7воспроизводит правовой принцип — «одно действие дважды ненаказывается», который следует из п. 7 ст. 14 Международного пакта огражданских и политических правах, где указано, что никто не должен бытьвторично осужден или наказан за преступление, за которое он уже былокончательно осужден или оправдан в соответствии с законом, и ст. 61Конституции Украины, согласно которой никто не может быть дважды привлечен кюридической ответственности, одного вида за одно и то же правонарушение. В ст.ст. 35 — 37 Европейской конвенции о передаче производства по уголовным деламэтот принцип определен несколько уже. Кроме того, п. п. 2 и С ст. 35 Конвенцииопределяют случаи, когда Договаривающееся Государство не обязано признаватьпринцип «одно действие дважды не наказывается.4
Ч. 2 ст. 7 исключаетвозможность непризнания в Украине этого принципа и дает возможность, пряморазрешенную ст. 37 настоящей Конвенции, для наиболее широкого его толкования:граждане Украины, лица без гражданства, постоянно проживающие в Украине, засовершенные преступления понесли наказание за пределами Украины, не могут бытьпривлечены в Украине к уголовной ответственности за эти преступления в любомслучае .
Однако закон неустанавливает никаких препятствий для того, чтобы: а) привлечь лицо в Украине кдругой, кроме криминальной, ответственности. Например, за совершение разбоялицо может быть привлечен к уголовной и гражданско-правовой ответственности, запохищение путем растраты — к уголовной, дисциплинарной и материальной илигражданско-правовой ответственности и т.п. б) два или более раза привлечь лицок уголовной ответственности за совершение ею двух или более преступлений,независимо от того, на территории Украины или за ее пределами они былисовершены.
Во лицами, подвергшихсянаказания, в ч. 2 ст. 7 следует понимать лиц, соответствующим судебным решениембыли осуждены с назначением им наказания. В рамках действия Европейскойконвенции о передаче производства по уголовным делам к указанным лицамотносятся также лица, которые были осуждены без назначения им наказания, вотношении которых было вынесено решение о применении к ним принудительных мермедицинского или воспитательного характера, а так же лица, которые былиоправданы или освобождены судом от уголовной ответственности. Лицами, которыепонесли наказание в соответствии с указанной выше Конвенции не являются лица, вотношении которых решения об освобождении от уголовной ответственности былопринято органом дознания, следователем или прокурором.
В связи с различнымопределением состава преступления в уголовном законодательстве разных странможет встать проблема установления факта, потерпела лицо наказания за это жепреступление или за другой. В таких случаях следует определить, насколько точнуююридическую оценку получило фактически совершенное лицом деяние. Если,например, лицо совершило умышленное тяжкое телесное повреждение, повлекшеесмерть потерпевшего, но потерпела наказание за пределами Украины только засовершение умышленного тяжкого телесного повреждения, это не исключаетвозможности привлечения ее к уголовной ответственности по УК Украины засодеянное деяния с учетом его фактических последствий. То же касается ислучаев, когда оно за пределами Украины потерпела взыскания за деяния, позаконодательству соответствующего государства признается административнымнарушением, а по законодательству Украины — преступлением.

2.3 Правовыепоследствия осуждения лица за пределами Украины
В ч. 1 ст. 9 определенасовокупность условий, при которых правовые последствия приговора судаиностранного государства могут быть учтены в Украине: 1) лицом ранее совершенопреступление за пределами Украины; 2) за это преступление он осужден судоминостранного государства; 3) это лицо совершило новое преступление натерритории Украины.
О понятии ранееосужденного лица см. комментарий к ст. ст. 88 — 91. Лицо не считается ранеесудимым, если: суд (в т.ч. суд другого государства) признал ее виновной безназначения наказания; лицо согласно законодательству иностранного государствабыла освобождена от наказания, в т.ч. через амнистию или помилование, илиотбыла наказание за деяния, преступность и наказуемость которого устраненызаконом; судимость была погашена или снята.
Судом иностранногогосударства является орган, осуществляющий судебную власть в другой, кромеУкраина, суверенном государстве соответствии с ее законодательством… Приговорсуда — это решение суда первой инстанции о виновности или невиновностипреданного в суд лица. Приговор также устанавливает меру наказания виновному иопределяет другие правовые последствия признания лица виновным.
Указанное в ст. 9 неозначает возможность учета правовых последствий приговоров, вынесенныхВерховным Судом или военными трибуналами бывшего Союза ССР и судами союзныхреспублик, входивших в его состав, поскольку эти суды не являются судамииностранного государства.
Согласно ч. 2 ст. 9правовые последствия приговора иностранного государства учитываются при: а)квалификации нового преступления (например, при квалификации по ч. 2 ст. 185кражи как повторной, или при квалификации по ч. 2 ст. 133 заражениевенерической болезнью как такого, что совершенное лицом, ранее судимым за этопреступление), б) назначении наказания (скажем, при назначении наказания посовокупности приговоров (ст. 71) или как обстоятельство, отягощает наказание(ч. 1 ст. 67)) в) освобождении от уголовной ответственности (лицо, приговоренасудом иностранного государства, равно как и лицо, осужденное судом Украины,может быть освобождено от уголовной ответственности по амнистии илипомилованием или по другим основаниям, предусмотренным УК) г) освобождении отнаказания (например, при освобождении от наказания за болезнью, беременныхженщин и т.д.).
Правовыми последствиямиприговора иностранного государства, которые могут быть учтены в соответствии сост. 9, является частности рецидив преступлений, не отбытое наказание и др. Опонятии рецидива преступлений и не отбытого наказания см. соответственно ст. 34и ст. ст. 71 и 82 и комментарий к ним. Другие правовых последствий приговораиностранного государства можно отнести повторность и совокупность преступлений,вид и размер назначенного наказания, зачисление в срок наказания всего периода,в течение которого осужденная лицо фактически была лишена свободы, нарушениелицом обязанностей, связанных с условно-досрочным освобождением и т.д. 5
Однако указанныеправовые последствия могут и не учитываться. Как следует из Закона Украины»О ратификации Протокола к Конвенции о правовой помощи и правовыхотношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 22 января 1993",Украина не берет на себя обязательство учитывать приговоры, вынесенные судамиАзербайджана, Молдовы, Армении, России, Белоруссии, Таджикистана, Грузии,Туркменистана, Казахстана, Узбекистана, Киргизии при решении вопросов опризнании лица особо опасным рецидивистом, установление факта совершенияпреступления повторно, нарушение обязательств, связанных с условно-досрочнымосвобождением т.д.

 
2.4 Выдача лица
Часть 1 ст. 10конкретизирует положение ст. 25 Конституции Украины, согласно которомугражданин Украины не может быть выдан другому государству при какихобстоятельствах, в т.ч. в случае совершения им преступления за пределамиУкраины, а также распространяет его на лиц без гражданства, постояннопроживающие в Украине, если ожидаемым следствием выдачи последних являетсяпривлечение их к уголовной ответственности и предания суду. В случае совершенияпреступления за пределами Украины лицом без гражданства, постоянно проживающийв Украине, она может быть выдана иностранному государству для осуществленияотносительно нее других принудительных мер, кроме привлечения к уголовнойответственности и предания суду.
При определении понятия«совершение преступления за пределами Украины» следует учитывать, чтопреступление считается совершенным на территории Украины, если оно было начато,продолжено, закончено или прекращено на территории Украины, или если егоисполнитель или хотя бы один из соучастников действовал на территории Украины (см. комментарий к ст. 6).
Из норм ч. ч. 2 и 3 ст.10 следует, что:
1) иностранцы,совершившие преступления на территории Украины и осуждены за них на основанииУК Украины, не могут быть переданы для отбывания наказания государству (вслучае двойного гражданства — одной из соответствующих государств, гражданамикоторого они не являются;
2) указанные иностранцыне могут быть переданы для отбывания наказания государству, гражданами которогоони являются, если такая передача не предусмотрена международными договорамиУкраины;
3) лица безгражданства, постоянно не проживают в Украине, совершившие преступления натерритории Украины и осуждены за них на основании УК Украины, не могут бытьпереданы для отбывания наказания другому государству, если иное прямо непредусмотрено международным договором, участниками которого являются Украина исоответствующее государство;.
4) иностранцы, а такжелица без гражданства, постоянно не проживают в Украине, которые совершилипреступления за пределами Украины и находятся на ее территории, если они неосуждены за них на основании УК Украины, могут быть выданы любому иностранномугосударству для привлечения к уголовной ответственности и предания суду, еслитакая выдача предусмотрена международными договорами Украины. Привлечение их коответственности по УК Украины не исключается, если их выдача не предусмотренамеждународными договорами Украины;
5) иностранцы, а такжелица без гражданства, постоянно не проживают в Украине, которые совершилипреступления за пределами Украины и находятся на ее территории, если ониосуждены за них на основании УК Украины, могут быть переданы любой иностранномугосударству для отбывания наказания,если такая передача предусмотрена международными договорами Украины.
Условие о том, чтопередача должна быть предусмотрена международным договором, означает, что вотсутствие такого многостороннего или двустороннего договора передачасостояться не может (вопрос о передаче не может быть решен и в дипломатическомпорядке), и включает в себя другие, дополнительные условия. При этом условия,при которых лицо может быть выдано другому государству для привлечения куголовной ответственности и предания суду, и условия, при которых лицо можетбыть передана другому государству для отбывания наказания, обычно несколькоразными. Кроме того, различными могут быть и дополнительные условия выдачи илипередачи, определенные тем или иным международным договором Украины.
Так, согласно Конвенциио правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовнымделам лицо может быть выдано только за такие деяния, которые по законамзапрашивающей и запрашиваемой Сторон тянут наказание в виде лишения свободы насрок не менее одного года или другое более тяжкое наказания, а передано дляотбывания наказания — если он лишен свободы на срок не менее шести месяцев илик ней применено более тяжкое наказание. Согласно условиям, определенныхЕвропейской конвенцией о передаче осужденных лиц, лицо может быть переданодругому государству для отбывания наказания, если: а) это лицо являетсягражданином государства исполнения приговора; б) приговор являетсяокончательным; в) на время получения запроса о передаче приговорена лицо имеетотбывать наказание Как правило протяжении как минимум шести месяцев или если ейвынесен приговор к заключению на неопределенный срок; г) на передачу согласнаприговорена лицо или, с учетом его возраста или физического или психическогосостояния, — его законный представитель д) деяния, на основании которого былвынесен приговор, является преступлением по законодательству государстваисполнения приговора; е) государство вынесения приговора и государствоисполнения приговора согласны на передачу осужденного лица.
Несколько иные условиявыдачи предусмотренные Европейской конвенцией о выдаче правонарушителей иДополнительными протоколами к ней. Так, выдача не осуществляется, еслипреступление, в связи с которым оно запрашивается, рассматривается как: а)политический связан с политическим, а так же обычный, если есть достаточныеоснования полагать, что запрос на выдачу сделано с целью преследования илинаказание лица на основании его расы, религии, национальной принадлежности илиполитических убеждений. К политическим преступлениям не относятся: убийство илипокушение на убийство главы государства или члена его семьи; преступления противчеловечества, указанные в Конвенции о предупреждении преступлений,новогогеноцида и наказании за него; преступления, перечисленные в ст. 50 Конвенции обулучшении участи раненых и больных в действующих армиях, ст. 51 Конвенции обулучшении участи раненых, больных и лиц, потерпевших кораблекрушение, изсостава вооруженных сил на море, ст. 147 Конвенции о защите гражданскогонаселения во время войны; любые нарушения законов и обычаев войны, кроме тех,которые предусмотрены в указанных положениях Женевских конвенций; б) военный(если он не является преступлением по обычному уголовному праву При этом выдачеза совершение общеуголовных преступлений, также являются военнымипреступлениями, может быть осуществлено Украиной только при условии, если лицо,выдача которого запрашивается, не будет подвергнут уголовному преследованию завоенным правом или законом) в) финансовый (связанное с налогами, сборами,пошлинами и валютой.
Согласившись сопределениями политических, военных и финансовых преступлений, Украина Закономо ратификации данной Конвенции и Протоколов к ней оставила за собой праворешать в каждом отдельном деле, удовлетворять или не удовлетворять запрос обэкстрадиции, а также обязалась осуществлять выдачу только тех лиц, совершившихпреступления, наказываются лишением свободы на срок не менее одного года илиболее суровым наказанием. Украина может отказать в выдаче иностранца иучитывая, что по ее законодательству преступление считается частичносовершенным на ее территории (см. ст. 6 УК, статьи 7 Конвенции. УказаннымКонвенцией предусмотрены и другие обстоятельства, которые могут помешать такойвыдачи.
Согласно Договору междуУкраиной и Китайской Народной Республикой об экстрадиции передача не можетсостояться, если: а) деяние не подпадает под понятие «преступление»согласно законодательству хотя бы одной из Сторон, б) за совершение данногопреступления предусмотрено наказание в виде лишения свободы ( согласнозаконодательству Украины, или тюремного заключения (согласно законодательствомКитая) на срок менее года или более мягкое наказание в) до окончанияназначенного срока наказания остается менее шести месяцев; г) лицупредоставлено убежище согласно законодательством Украины или если уголовноедело согласно законодательству Украины в данном случае нарушается лишь причастной жалобе потерпевшего и т.д. Кроме того, в выдаче может быть отказано подругим основаниям (например, учитывая характер преступления, возраст, состояниездоровья и другие личностные характеристики лица, выдача которого требуется).
Как правило, всемеждународные договоры, касающиеся выдачи, участниками которых являетсяУкраина, основываются на принципах, согласно которым в частности: 1)преступление, за совершение которого требуется выдача, должно признаватьсяпреступлением и по законам местонахождения виновное лицо (принциптождественности; 2) если по законам государства, которая требует выдачи, заэто преступление предусмотрено смертную казнь, это государство
предоставляет гарантииее применения к указанного лица; 3) если требование о выдаче имеет цельюпривлечения лица к уголовной ответственности, государство, которое требуетвыдачи, должна предоставить доказательства совершения преступления; 4) передачаосужденного для отбывания наказания возможна лишь после вступления в законную силуприговора суда. Следовательно, нормативными основаниями выдачи (передачи,экстрадиции) преступника, кроме ст. 10 УК, является многосторонние идвусторонние соглашения: 1) о выдаче правонарушителей и о передаче осужденныхлиц; 2) правовой помощи по уголовным делам, а также 3) отдельные положениясоответствующих соглашений о борьбе с отдельными видами преступлений. Кромеперечисленных ниже международных соглашений, заключенных Украиной, юридическуюсилу, согласно ст. 7 Закона Украины «О правопреемстве Украины»,сохраняют соглашения, заключенные СССР с Венгрией, Финляндской Республикой,Австрийской Республикой, Алжиром, Республикой Кипр.
В случае, еслииностранец или лицо без гражданства, постоянно не проживает в Украине,совершившие преступления на территории нескольких государств, вопрос о выдачеих одной из них решается дипломатическим путем на основе международныхдоговоров Украины. При этом обязательным условием выдачи обычно является то,что виновный должен нести ответственность за все совершенные им преступления,независимо от того, на территории какого государства они совершены.
Согласно КонституцииУкраины иностранцам и лицам без гражданства, в т.ч. тем, совершившихпреступления за пределами Украины и находятся на ее территории, по  решениюПрезидента Украины может быть предоставлено убежище в порядке, установленномзаконом. Но соответствующий закон еще не принят, что исключает возможностьприменения этой конституционной нормы.

3. Действие уголовногозакона во времени
 
3.1 Принцип действиязакона
Согласно ст. 57Конституции Украины каждому гарантируется право знать свои права и обязанности,а законы, определяющие нрав и обязанности граждан, не доведенные до сведениянаселения в порядке, установленном законом, являются недействительными.
УК, бесспорно, являетсязаконом, определяющим права и обязанности граждан. В нем содержатся нормы,обязывающие граждан соблюдать определенные правила поведения в обществе, нормы,которые представляют собой гарантии конституционных прав и свобод человека игражданина и т.д. Поэтому закон об уголовной ответственности, не доведенный досведения населения в порядке, установленном законом, является недействительным.
Существование в законепринципа действия закона об уголовной ответственности во времени позволяетлицу, осознает, что она не нарушает существующих уголовно-правовых запретов,вести себя в обществе уверенно и свободно.
По общему правилу,закон об уголовной ответственности вступает в силу через десять дней со дня егоофициального опубликования. Соблюдение этого правила является важным, учитываянеобходимость ознакомления субъектов соответствующих правоотношений ссодержанием закона. Однако, как следует из ч. 1 ст. 4, в отдельных случаяхуголовный закон может вступить в силу или позже чем через десять дней со дняего официального обнародования (что является целесообразным в случаях принятиянового УК или существенных изменений и дополнений в него) — с конкретной датыили с момента общественной события, или со дня его опубликования (что можетдопускаться в случаях принятия незначительных изменений в УК. При этом подопубликованием закона об уголовной ответственности надо понимать опубликованиеего в официальном печатном издании.
Согласно КонституцииУкраины законы подлежат официальному опубликованию сразу после подписания ихПрезидентом Украины. Официальное обнародование законов Украины осуществляетсяпутем их опубликования в таких печатных изданиях, как газеты «ГолосУкраины» и «Урядовийкурьер», а также журналы «Ведомости Верховной Рады Украины» и«Официальный вестник Украины» (об источниках официальногоопубликования ратифицированных международных договоров Украины см. комментарийк ст. 3). Другие формы официального обнародования законодательством Украины неустановлено. Днем официального обнародования следует считать дату первогоопубликования закона хотя бы в одном из указанных изданий. В отличие отофициального, неофициальное обнародования может осуществляться через другие,кроме указанных выше, средства массовой информации, но дата такогообнародования не влияет на момент вступления в силу закона.
Согласно ст. 68Конституции Украины незнание законов не освобождает от юридическойответственности. Установка правила, согласно которому закон об уголовнойответственности не является действующим ранее дня его официальногоопубликования, является гарантией презумпции знания гражданами содержаниятакого закона. Однако такая презумпция означает, что знание гражданиномсодержания официально опубликованного закона признается лишь тогда, если недоказано обратное. Иными словами, если лицо по причинам, не зависящим от еговоли, не знала и, с учетом определенных обстоятельств, реально не могла знать осуществовании закона, предусматривающего ответственность за то или иное деяние,не осознавало противоправности совершенному ею деяния, то она не должнапривлекаться к ответственности за его совершение.

3.2.Понятиевремени совершения преступления.
Принцип гуманизмаотражается и в положениях о обратную силу закона. Согласно ст. 58 КонституцииУкраины «никто не может отвечать за деяния, которые на время их совершенияне признавались законом как правонарушения». Принцип ультраактивностизакона, согласно которому применяется тот уголовный закон, действовавший вовремя совершения преступления, базируется на положениях Всеобщей декларацииправ человека и Международного пакта о гражданских и политических правах иявляется общепризнанным принципом уголовного права современных правовыхгосударств. [1]
Действиенормативно-правового акта во времени следует понимать так, что она начинается смомента вступления этого акта в силу и прекращается с потерей в силу, т.е. ксобытию, факту применяется тот закон или другой нормативно-правовой акт, вовремя действия которого они наступили или имели место.
Таким образом, закономоб уголовной ответственности, действовавшим на время совершения этого деяния,следует считать соответствующий закон; который к моменту начала этого деяниявступившим в законную силу и до момента окончания действия не потерял ее.
Действующим признаетсязакон, вступивший в законную силу, до его отмены или замены новым законом, аесли закон был принят на определенный срок, до истечения этого срока.
Кроме того, закон вцелом или его отдельные положения (разделы, статьи, части статей и т.п.) могутбыть признаны неконституционными решением Конституционного Суда Украины итеряют силу со дня принятия такого решения. При этом законы или их отдельныеположения признаются неконституционными, если они не соответствуют КонституцииУкраины либо если была нарушена установленная Конституцией Украины процедура ихрассмотрения, принятия или вступления их в силу. Признания ихнеконституционными является основанием для возмещения государством вустановленном законом порядке материального и морального вреда, причиненногофизическим или юридическим лицам действием таких законов (их отдельныхположений).
Преступность инаказуемость деяния определяются нормами Общей и Особенной частей УК. При этомпреступность в этом контексте означает официальное признание преступлениемопределенного деяния, а также покушения или приготовления к определенномудеяния, а наказуемость — наличие определенных в законе уголовного наказания(его вида и размера) или других принудительных мер уголовно-правовогохарактера, которые могут улучшить или ухудшить положение лица (принудительныемеры медицинского или воспитательного характера и т.д.).
Со вступлением в силуУК 2001 УК 1960 г. со всеми изменениями и дополнениями к нему утратил силу (заисключением Перечня имущества, не подлежащего конфискации по судебномуприговору. Однако отдельные его нормы применяются, если они предусматриваютболее мягкое наказание, чем нормы УК 2001 г. (ультра активность старого закона.
По общему правилу, темсовершения законченного преступления признается время совершения именнодействия или бездействия, предусмотренного законом об уголовнойответственности. С ч. Из ст. 4 следует, что время совершения: а) одноактногопреступления с формальным, в т.ч. усеченным составом, является день совершениясоответствующего действия или бездействия, б) преступления, котороехарактеризуется двумя действиями, — день совершения последнего действия в)продолжающегося преступления — день совершения последнего из тождественныхдеяний, которые, будучи объединены единым преступным умыслом, образуютуказанный вид единичного преступления; г) продолжающегося преступления, котороезаключается в длительном нарушении лицом возложенных на нее закономобязанностей, — день их прекращения по воле или вопреки свободы виновного(задержание лица, явка с повинной, добровольное исполнение долга, лежащего начеловека под угрозой уголовного преследования), либо со времени наступлениясобытий, которые трансформируют его поведение в непреступную (например,похищение у виновного оружия, незаконно хранилась, смерть ребенка, отсодержания которой в форме уплаты алиментов уклонялся винный) д) незаконченногопреступления (если преступление было прервано на стадии приготовления илипокушения) — день, когда он был приостановлен из причин, которые не зависели отволи виновного.
Время совершениязаконченного преступления с материальным составом есть время наступленияобщественно опасных последствий. Такой вывод основывается на том, что: а)согласно ст. 2 основанием уголовной ответственности является совершение лицомобщественно опасного деяния, содержащего состав преступления, предусмотренногоУК. Если же последствия являются обязательным признаком соответствующегосостава преступления, то их отсутствие исключает привлечения лица к уголовнойответственности и, следовательно, не позволяет признать совершенную ею действиеили бездействие преступлением б) приготовление к преступлению и покушение напреступление, которые в контексте ч С ст. 4 могут признаваться действием, времясовершения которого определяет время совершения преступления, возможны толькопри умышленном преступлении в) уголовно-процессуальное законодательствопредусматривает необходимость доведения всех обстоятельств совершенияпреступления, а также характера и размера ущерба; приговор суда подлежит отменев случае неправильного применения уголовного закона, в частности непримененияуголовного закона, подлежащего применению, и применения уголовного закона, неподлежит применению. То есть, доведению подлежат и последствия преступления, аих неучет может оцениваться как неправильное применение уголовного закона.Например, смерть потерпевшего вследствие его преднамеренного отравления можетнаступить и через длительное время после совершения соответствующего действия,а может не наступить вообще благодаря предоставлению медицинской помощи или подругим причинам. Однако лишь после того, как факт наступления или ненаступления соответствующего следствия будет доказано, у суда появляютсяоснования для квалификации преступления как убийства или как покушения наубийство. Неучет же последствий исключает возможности привлечения виновноголица к уголовной ответственности за фактически содеянное деяния; г) последствияв преступлениях с материальным составом является результатом действия, и междупоследствиями и действием существует промежуток времени. Поэтому если деяниесовершено во время действия предыдущего закона об уголовной ответственности, тодо дня вступления в силу нового закона об уголовной ответственности лицо можетпредупредить наступление последствий совершенного деяния. Лишение же ее такойвозможности означать сужение существующего права лица на его добровольномотказе от доведения преступления до конца, что будет противоречить ч. Из ст. 22Конституции Украины.
Таким образом, действиеили бездействие в контексте ч. Из ст. 4 следует понимать более широко, чемобычно, то есть как такие, что в отдельных случаях учитывают наличие ипоследствий, которые находятся в непосредственном причинной связи с ними инаступление которых предусматривалось лицом или должно было и могло предусматриватьсяней.

Вывод
 
В данной работерассмотрены вопросы, связанные применением уголовного закона в пространстве ивремени, на основе действующих законов, международных конвенций и цены.
Подытоживая проведеннуюработу, можно с уверенностью сказать, что отдельные на первый взгляд темы насамом деле сильно связаны между собой.
Действие закона вовремя и неотрывно с его действие в пространстве, так как даже само определениепонятия закона обозначает зависимость его распространения на время и место действия,а также на лиц, находящихся в пространстве силу закону. Даже всякие исключенияв законах, по отдельным отраслям права, оказываются при более близкомрассмотрении настолько тесно связанными, что невозможно с уверенностьюопределить, где действие закона относится к пространству, а где до времени илиопределенного круга лиц. Поэтому юристам, законодателям очень важно уметь четкоопределять эти характеристики, чтобы предотвратить недопустимые ошибки.

Использованы Законы илитература
1. Конституция Украины
2. Закон Украины «О гражданствеУкраины» в редакции от 18 января 2001
3. Закон Украины «О беженцах»в редакции от 21 июня 2001
4. Уголовный Кодекс Украины от05.04.2001 года
5.Научно-практичныйкомментарий Уголовного Кодекса Украины, Мельник М.І., Киев, Каннон, 2001


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Спортивное ориентирование как средство оздоровительной физической культуры школьников
Реферат Мировые религии Христианство буддизм ислам
Реферат Финансовый учет стандарту учета и отчетности, отчетность об исполнении финансового плана
Реферат Учет анализ и аудит производственных запасов на примере транспортного предприятия
Реферат Этноискусствознание
Реферат Почему при систематических тренировках повышается работоспособность человека
Реферат Общая теория статистики, задачи
Реферат Участие сторон в исполнительном производстве
Реферат Стратегическое планирование и управление социально-экономическим развитием муниципального образо
Реферат „Медный всадник". Пушкин А.С.
Реферат Аналіз операцій з оперативної фінансової оренди (лізингу) майна підприємства
Реферат SkinHead
Реферат Аналіз фільму Д. Кронеберга "Відеодром"
Реферат Буддизм, наряду с Христианством и Исламом
Реферат Об єкт і предмет економічної