Реферат по предмету "Бухгалтерский учет и аудит"


Учет денежных средств на предприятии на примере ЗАО Рабочий

--PAGE_BREAK--Наибольшее распространение среди средств безналичного денежного расчета имеют денежные чеки, а в последнее время – электронные деньги и их разновидность – кредитные карточки. Чек – это денежный документ установленной формы, содержащий приказ владельца счета в кредитном учреждении о выплате его держателю указанной в чеке суммы. Основой чекового обращения служат депозитные вклады (отсюда и название – депозитные деньги). Таким образом, безналичные деньги на текущих счетах в банке с помощью чека легко превращаются в средство платежа.
Электронные деньги – наиболее удобная и современная форма денежных расчетов. Она появилась благодаря внедрению новых технических средств в кредитно-банковскую систему.
Электронные деньги в их физической форме − это файл (специализированные электронные импульсы), содержащий число, характеризующее величину денежных средств, находящихся в распоряжении его владельца, а также прочую специализированную информацию. Этот файл сформирован кредитной организацией и хранится на накопителях (в памяти) компьютера пользователя. Данные из него передаются в другой компьютер с помощью телекоммуникационных линий и прочих электронных средств передачи информации. В экономическом же смысле электронные деньги представляют собой эмитированные кредитной организацией денежные знаки, представленные в виде информации в памяти компьютера, выполняющие функцию, как средства платежа, так и средства обращения, а также прочие функции денег и обладающие всеми основными свойствами традиционных наличных кредитных денег (банкнот и мелкой разменной монеты), процесс оплаты которыми происходит путем перевода (перезаписи) их из компьютера плательщика в компьютер получателя. Иными словами − это новый вид наличных кредитных денег[1].
Большинство экономистов выделяет две главные формы электронных денег — на базе карт и на базе сетей. Первая группа (более развитая форма цифровой наличности) – это смарт-карты (smart cards), или карты с хранимой стоимостью (stored-value cards, SVC – то же самое, что предоплаченные (divpaid) карты), или электронные кошельки (e-purses), имеющие встроенный микропроцессор с записанным на нем в результате предоплаты денежным эквивалентом. К е-наличности относятся лишь многоцелевые карты (т.е. используемые для платежей в пользу не только самих эмитентов карт, но и других фирм).
Вторая группа – сетевые деньги (network money), они сохраняют денежную стоимость в памяти компьютеров на жестких дисках и представляют собой программное обеспечение, обеспечивающее перевод средств по электронным коммуникационным сетям, в том числе через Интернет.
Считается, что со временем электронные деньги первой группы могут начать вытеснять традиционную наличность и чеки, тогда как электронные деньги второй группы придут на замену кредитным картам, а также станут брать на себя расчетные функции в обход центральных банков.
1.2 Нормативная правовая база и документирование учета денежных средств, формы документации учета денежных средств
Основными задачами учета денежных средств и расчетов являются:
·          своевременное и правильное документирование операций по движению денежных средств и расчетов;
·          оперативный, повседневный контроль за сохранностью наличных денежных средств и ценных бумаг в кассе предприятия;
·          контроль за использованием денежных средств строго по целевому назначению;
·          контроль за правильными и своевременными расчетами с бюджетом, банками, персоналом;
·          контроль за соблюдением форм расчетов, установленных в договорах с покупателями и поставщиками;
·          своевременная сверка расчетов с дебиторами и кредиторами.
Порядок хранения и расходования денежных средств в кассе регламентируется Порядком ведения кассовых операций в Российской Федерации.
Прием наличных денег кассой производится по приходным кассовым ордерам, подписанным главным бухгалтером или лицом, на это уполномоченным письменным распоряжением руководителя предприятия. При приеме денег выдается квитанция к приходному кассовому ордеру за подписями тех же лиц – главного бухгалтера или лица, на это уполномоченного, и кассира. Квитанция заверяется печатью (штампом) кассира или оттиском кассового аппарата.
Приходный кассовый ордер должен обязательно содержать следующие разборчиво заполненные реквизиты:
·         наименование предприятия, структурного подразделения, код;
·         предприятия по ОКПО и код структурного подразделения;
·         регистрационный номер и дату заполнения;
·         номер корреспондирующего счета, субсчета;
·         в графе «Принято от» пишется наименование лица, вносящего деньги в кассу, а если это юридическое лицо, то обязательно указывается фамилия лица, через которого приняты деньги;
·         в графе «Основание» пишется либо номер и дата договора, либо за что осуществляется прием денег и основание для начисления задолженности (номер и дата счета-фактуры);
·         указывается сумма цифрами и прописью, причем выделяется отдельной строкой суммы налога с продаж и суммы налога на добавленную стоимость с указанием ставок налогов;
·         в графе «Приложение» должны быть указаны дата, номер накладной, по которой отпущены товарно-материальные ценности (квитанции, по которой оказаны услуги) и т.п.
Приходный кассовый ордер должен быть подписан главным бухгалтером.
Выдача наличных денег производится из кассы по расходному кассовому ордеру.
Расходный кассовый ордер также должен быть подписан главным бухгалтером предприятия, и, кроме того, он должен содержать распорядительную подпись руководителя или уполномоченного лица.
При выдаче денег по расходному кассовому ордеру одному человеку кассир должен потребовать предъявить документ, который удостоверяет личность получателя.
На предприятии таким документом может быть и внутреннее удостоверение, если на нем есть фотография и подпись владельца.
Далее кассир должен записать наименование и номер документа, кем и когда он был выдан, и получить подпись о получении денег. Она делается получателем собственноручно, причем чернилами или шариковой ручкой с указанием суммы: рублей – прописью, копеек – цифрами.
В расходном кассовом ордере должны быть заполнены следующие реквизиты:
·         наименование предприятия и структурного подразделения;
·         код предприятия по ОКПО и код структурного подразделения;
·         регистрационный номер и дата выписки расходного кассового ордера;
·         номер корреспондирующего счета, субсчета;
·         в графе «Выдать» указывается наименование получателя денежной суммы;
·         в графе «Основание» пишется либо номер и дата договора, либо за что осуществляется выдача денежной суммы и основание для начисления задолженности (номер и дата счета-фактуры);
·         сумма указывается цифрами и прописью;
·         в графе «Приложение» должны быть перечислены все прилагаемые к ордеру документы. В качестве приложений могут выступать, например, доверенность, копия приказа руководителя о командировке работника (на основании данного распорядительного документа бухгалтерией производится определение суммы, подлежащей выдаче подотчетному лицу на командировочные расходы).
Учет кассовых операций предприятия ведется в Кассовой книге, которая должна отвечать следующим условиям:
Кассовая книга должна быть пронумерована, прошнурована и опечатана сургучной печатью на последней странице, где делается запись «В этой книге пронумеровано и прошнуровано…         листов». Общее количество листов в ней заверяется подписями руководителя и главного бухгалтера.
На предприятиях при условии обеспечения полной сохранности кассовых документов кассовая книга может вестись автоматизированным способом, при котором ее листы формируются в виде машинограммы «Вкладной лист кассовой книги». Одновременно с ней формируется машинограмма «Отчет кассира». Обе названные машинограммы должны составляться к началу следующего рабочего дня, иметь одинаковое содержание и включать все реквизиты, предусмотренные формой кассовой книги.
Нумерация листов кассовой книги в этих машинограммах осуществляется автоматически в порядке возрастания с начала года.
В машинограмме «Вкладной лист кассовой книги» последним за каждый месяц должно автоматически печататься общее количество листов кассовой книги за каждый месяц, а в последней за календарный год — общее количество листов кассовой книги за год.
Кассир после получения машинограмм «Вкладной лист кассовой книги» и «Отчет кассира» обязан проверить правильность составления указанных документов, подписать их и передать отчет кассира вместе с приходными и расходными кассовыми документами в бухгалтерию под расписку во вкладном листе кассовой книги.
В целях обеспечения сохранности и удобства использования машинограммы «Вкладной лист кассовой книги» в течение года хранятся кассиром отдельно за каждый месяц. По окончании календарного года (или по мере необходимости) машинограммы «Вкладной лист кассовой книги» брошюруются в хронологическом порядке. Общее количество листов за год заверяется подписями руководителя и главного бухгалтера предприятия и книга опечатывается.
В настоящее время ЦБ РФ Указанием от 14.11.2001 г. №1050-У «Об установлении предельного размера расчетов наличными деньгами в Российской Федерации между юридическими лицами по одной сделке» установил в Российской Федерации предельный размер расчетов наличными деньгами по одному платежу между юридическими лицами в сумме 60 тысяч рублей.
Расчеты с участием граждан, не связанные с осуществлением ими предпринимательской деятельности, могут производиться наличными деньгами (статья 140) Гражданского кодекса РФ без ограничения суммы или в безналичном порядке.
В соответствии с п.3 статьи 861 Гражданского кодекса Российской Федерации безналичные расчеты производятся через банки, иные кредитные организации, в которых открыты соответствующие счета, если иное не вытекает из закона и не обусловлено используемой формой расчетов.
Для открытия расчетного счета в банк необходимо представить следующие документы:
·         заявление на открытие счета;
·         временное свидетельство о регистрации, выданное регистрирующим органом;
·         прошнурованные и пронумерованные, заверенные нотариально или регистрирующим органом копии устава и учредительного договора;
·         заверенные в установленном порядке в двух экземплярах банковские карточки с образцами подписей и оттиска печати;
·         решение учредителей о создании предприятия (протокол собрания);
·         копия приказа руководителя о назначении главного бухгалтера;
·         документ, подтверждающий постановку предприятия на налоговый учет.
При внесении наличных денежных средств оформляется объявление на взнос наличными. При снятии средств с расчетного счета (на заработную плату, пособия, командировочные расходы, хозяйственные нужды) используются денежные чеки. Чеки выдаются лицам, уполномоченным на получение средств, после их полного заполнения (указания суммы, заверения подписью и печатью). После принятия чека банк возвращает контрольную марку, по которой в назначенное время могут быть получены средства. Чеки заполняются от руки чернилами или шариковой ручкой синего, фиолетового или черного цвета.
Все безналичные расчеты производятся через банк на основании расчетных документов, которые представляют собой оформленные в письменном виде распоряжения предприятия (владельца счета) на перечисление средств; формы их должны соответствовать установленным стандартам, и они должны содержать следующие реквизиты:
·         наименование расчетного документа;
·         номер документа, число, месяц и год его оформления (число и год указываются цифрами, а месяц – прописью; на расчетных документах, заполняемых на компьютерах, допускается обозначение месяца цифрами);
·         наименование и местонахождение банка плательщика, его банковский идентификационный номер (БИК), номер корреспондентского счета или субсчета;
·         наименование плательщика, его идентификационный номер (ИНН), номер счета в банке;
·         наименование получателя средств, номер его счета в банке;
·         наименование и местонахождение банка получателя (в чеке не указывается), его банковский идентификационный номер (БИК), номер корреспондентского счета или субсчета;
·         назначение платежа (в чеке не указывается) с выделением налога, подлежащего уплате отдельной строкой (в противном случае должно быть указано, что налог не уплачивается);
·         сумма платежа, обозначенная цифрами и прописью;
·         очередность платежа и вид операции.
Пунктом 1.2. Положения 2-П допускается использование при безналичных расчетах:
·          платежных поручений;
·          чеков;
·          аккредитивов;
·          инкассовых поручений;
·          платежных требований.
1.3 Синтетический и аналитический учет денежных средств
Порядок ведения кассовых операций в нашей стране довольно строго регламентирован. Он определен в порядке ведения кассовых операций в Российской Федерации.
Для хранения, приема и выдачи денежных средств каждый хозяйствующий субъект имеет кассу. Помещение кассы должно быть изолировано и оборудовано в соответствии с требованиями по технической укрепленности касс и оснащено средствами охранно-пожарной сигнализации. Руководители субъектов обязаны обеспечить сохранность денег в кассе, а также при доставке их из банка и сдаче в банк. Хранение в кассе наличных средств и других ценностей, не принадлежащих данному субъекту, не допускается.
Кассир – материально ответственное лицо. Он должен быть ознакомлен с порядком ведения кассовых операций. После этого с ним заключается договор о его полной индивидуальной материальной ответственности. Если для выдачи оплаты труда и других выплат привлекаются по письменному приказу руководителя субъекта другие лица, то с ними также заключаются договора об их полной индивидуальной материальной ответственности.
Прием наличных денег предприятиями при осуществлении расчетов с населением производится с обязательным применением контрольно-кассовых машин.
Организации обязаны:
·         регистрировать контрольно-кассовые машины;
·         использовать исправные контрольно-кассовые машины для осуществления денежных расчетов с населением;
·         выдавать покупателю (клиенту) вместе с покупкой (после оказания услуги) отпечатанный контрольно-кассовой машиной чек за покупку (услугу), подтверждающий исполнение обязательств по договору купли-продажи (оказания услуги) между покупателем (клиентом) и соответствующим предприятием;
·         обеспечивать работникам налоговых органов и центров технического обслуживания контрольно-кассовых машин беспрепятственный доступ к контрольно-кассовым машинам;
    продолжение
--PAGE_BREAK--·         вывешивать в доступном покупателю (клиенту) месте ценники на продаваемые товары (прейскуранты на оказываемые услуги), которые должны соответствовать документам, подтверждающим объявленные цены и тарифы.
Регистрация или перерегистрация кассовых аппаратов осуществляется путем подачи в налоговый орган по месту нахождения организации соответствующего заявления с приложением паспорта аппарата и производится в течение 5 дней, при этом предприятие получает карточку регистрации.
Налоговые органы осуществляют контроль за соблюдением правил использования контрольно-кассовых машин. За нарушение этих правил возможно применение штрафных санкций.
Для установления лимита остатка наличных денег в кассе, порядка и срока сдачи выручки в банк, учреждения в начале 1 квартала предоставляют в банк письменное заявление и расчет по форме №2 0408020 «Расчет на установление предприятию лимита остатка кассы и оформление разрешения на расходование наличных денежных средств из выручки, поступающей в кассу».
В поданной заявке предприятие указывает: трехмесячный объем денежных поступлений; предполагаемый расход из выручки наличными деньгами; сумму среднедневной выручки; порядок и сроки сдачи выручки в банк; лимит остатка кассы.
Лимит остатка кассы определяется исходя из объема наличного денежного оборота предприятий с учетом особенностей режима его деятельности, порядков и срока сдачи наличных денежных средств в банк, обеспечение сохранности и сокращения встречных перевозок ценностей:
1 случай – при сдаче выручки ежедневно, лимит остатка равен сумме, необходимой предприятию для обеспечения нормальной работы с утра следующего дня.
  2 случай – при сдаче выручки на следующий день – в пределах среднедневной выручки наличными деньгами.
  3 случай – не ежедневно, в зависимости от установленных сроков сдачи и суммы денежной выручки.
  4 случай – для предприятий, не имеющих денежной выручки – в пределах среднедневного расхода наличных денег.
Лимит кассы может быть превышен в дни выдачи зарплаты, стипендий в течение 3-х рабочих дней, включая день получения денег в банке. Обычно лимит устанавливается на 1 год. Но по просьбе предприятий может изменяться в течение года, а так же пересматриваться банком по условиям договора банковского счета.
Денежная наличность сверх установленных лимитов остатка наличных денежных средств в кассе сдается на расчетные счета организации в порядке и сроки, согласованные с обслуживающими банками. Первичным документом при этом выступает объявление на взнос наличными. Объявление на взнос наличными – письменное распоряжение организации банку зачислить на расчетный счет наличные денежные средства, сдаваемые из кассы организации.
Не допускается накопление организацией в кассах наличных денег сверх установленных лимитов для осуществления предстоящих расходов, в том числе на оплату труда, только если это не согласовано с обслуживающими банками.
При приеме средств в кассу, как и при их выдаче, в каждом случае необходимо соответствующее обоснование.
Кассир, осуществляющий прием денежных средств, проверяет их платежеспособность в соответствии с Признаками платежеспособности банкнот и монеты Банка России, установленными Центральным банком РФ Приказом от 25.03.1997 М 02-101 (в редакции от 23.04.2001). Полученная кассиром сумма должна соответствовать указанной в приходном кассовом ордере.
Записи в кассовую книгу производятся кассиром сразу же после получения и выдачи денег по каждому ордеру или другому заменяющему его документу. Ежедневно в конце рабочего дня, кассир подсчитывает итоги операций за день, выводит остаток денег в кассе на следующее число и передает в бухгалтерию в качестве отчета кассира второй отрывной лист с приходными и расходными кассовыми документами под расписку в кассовой книге. При незначительном объеме кассовых операций, кассовые отчеты допускается составлять один раз в 3-5 дней.
В кассовой книге указывают номер документа, от кого получены и кому выданы деньги, корреспондирующий счет, сумму (приход, расход). Ежедневно, в конце рабочего дня, кассир подсчитывает в книги итоги и выводит остаток на конец дня. Подчистки и не оговоренные исправления в книге не допускаются. Исправления заверяются подписями кассира и главного бухгалтера. Контроль за ведением кассовой книги и кассовых операций возлагается на главного бухгалтера.
Бухгалтерский учет операций по кассе ведется на счете 50 «Касса». В случае поступления денег в кассу этот счет – дебетуется, а в случае выдачи – кредитуется с определенными счетами.
Большая часть расчетов между предприятиями в процессе их деятельности осуществляется безналичным путем. Это происходит перечислением денежных средств со счета плательщика на счет получателя. Посредником в этих расчетах выступает банк. Предприятие может открыть в банках различные виды счетов: расчетный, текущий, бюджетный, валютный.
Расчетные счета открываются предприятиями, являющимися юридическими лицами, имеющими самостоятельный баланс и пр.
Расчеты платежными поручениями являются наиболее распространенной формой расчетов. Платежное поручение представляет собой письменное распоряжение плательщика обслуживающему его учреждению банка о перечислении определенной суммы со своего счета на счет другого предприятия в том же или другом одногороднем или иногороднем банке.
Расчеты платежными поручениями имеют ряд достоинств по сравнению с другими формами расчетов: относительно простой и быстрый документооборот, ускорение движения денежных средств, возможность предварительно проверить качество оплачиваемых товаров или услуг, возможность использовать данную форму расчетов при нетоварных платежах.
Возможности применения в расчетах платежных поручений многообразны. С их помощью осуществляются расчеты, как по товарным, так и по нетоварным операциям.
Платежное поручение выписывается плательщиком на бланке установленной формы, содержащем все необходимые реквизиты для совершения платежа и представления в банк, как правило, в 4-х экземплярах, каждый из которых имеет свое определенное назначение:
·         1-й экземпляр используется в банке плательщика для списания средств со счета плательщика и остается в документах для банка;
·         4-й экземпляр возвращается плательщику со штампом банка в качестве расписки о приеме платежного поручения к исполнению;
·         2-й и 3-й экземпляры платежного поручения отсылаются в банк получателя платежа; при этом 2-й экземпляр служит основанием для зачисления средств на счет получателя и остается в документах для этого банка, а 3-й экземпляр прилагается к выписке со счета получателя как основание для подтверждения банковской проводки.
Платежное поручение принимается банком к исполнению только при наличии достаточных средств на счете плательщика. Для совершения платежа может использоваться также ссуда банка при наличии у хозяйствующего органа права на ее получение.
Поручение действительно в течение 10 дней со дня его выписки (день выписки в расчет не принимается). Схема документооборота при расчетах платежными поручениями за фактически полученный товар, оказанные услуги, выполненные работы выглядит следующим образом (см. рис. 1.1):

 SHAPE  \* MERGEFORMAT
Рис 1.1 Схема движения денежных средств при расчете платежными поручениями
Инкассо – это банковская операция, посредством которой банк по поручению своего клиента получает причитающиеся ему денежные средства от других организаций и предприятий на основе товарных, расчетных и денежных документов. При инкассовой услуге банк поставщика сам пересылает платежные требования-поручения в банк плательщика через органы связи спецпочтой. При взаимной договоренности между поставщиком и покупателем и их банками в целях ускорения расчетов почтовая пересылка документов из банка поставщика в банк плательщика заменяется передачей их содержания по телетайпу или телефаксу. Инкассовые услуги поставщика предоставляются клиенту за комиссионное вознаграждение.
Схема расчета в данном случае следующая (см. рис. 1.2):

 SHAPE  \* MERGEFORMAT
Рис 1.2 Схема расчетов по инкассо
Аккредитивная форма расчетов удобна для предприятия в тех случаях, когда предприятие сомневается в платежеспособности покупателей.
Аккредитив – это поручение банка покупателя банку поставщика об оплате поставщику товаров и услуг на условиях, предусмотренных в аккредитивном заявлении покупателя против представленных поставщиком соответствующих документов.
Аккредитив может быть предназначен для расчетов только с одним поставщиком. Срок действия аккредитива банковскими правилами не регламентируется, а устанавливается в договоре между поставщиком и покупателем. При данной форме расчетов платеж совершается по месту нахождения поставщика. В отличие от других форм безналичных расчетов аккредитивная форма гарантирует платеж поставщику либо за счет собственных средств покупателя, либо за счет средств его банка.
Аккредитивы могут быть двух видов: покрытые (депонированные) и непокрытые (гарантированные).
Покрытым считается аккредитив, при котором плательщик предварительно депонирует средства для расчетов с поставщиком. В этом случае банк плательщика (банк-эмитент) списывает средства с расчетного счета плательщика и переводит их в банк поставщика (исполняющий банк) на отдельный балансовый счет «Аккредитивы», что находит отражение в следующих банковских проводках:
Приход внебалансового счета «Аккредитивы к оплате».
В банке плательщика:
Д-т – расчетный счет плательщика;
К-т – счет (корреспондентский счет банка-эмитента в рассчетно-кассовом центре).
В банке поставщика:
Д-т – счет (корреспондентский счет банка поставщика в рассчетно-кассовом центре);
К-т – счет «Аккредитив».
Депонирование средств в банке поставщика может быть произведено и за счет ссуды, полученной плательщиком в банке-эмитенте. В этом случае в банке плательщика проводка по счетам изменится и будет выглядеть следующим образом:
Д-т – ссудный счет плательщика,
К-т – корреспондентский счет банка-эмитента в рассчетно-кассовом центре.
В банке поставщика проводка по счетам не изменится. В банковской практике не предусмотрено выставление аккредитива частично за счет средств покупателя и частично за счет ссуды банка, т. е. по конкретному аккредитиву может быть использован только один источник платежа.
Непокрытый аккредитив – это аккредитив, по которому платежи поставщику гарантирует банк. В этом случае плательщик обращается в свой банк с ходатайством выставить для него гарантированный аккредитив. Указанное ходатайство банк-эмитент удовлетворяет, как правило, в отношении платежеспособных, первоклассных клиентов и при условии установления между ним и банком, исполняющим аккредитив, корреспондентских отношений. При открытии гарантированного аккредитива банк-эмитент предоставляет исполняющему банку право списывать платежи по аккредитиву в пользу поставщика-получателя средств со своего корреспондентского счета.
Предприятие использует как покрытые, так и непокрытые аккредитивы.
В каждом аккредитиве нужно указать, является ли он отзывным или безотзывным. При отсутствии такого указания считается, что аккредитив отзывной. Особенность отзывного аккредитива в том, что он может быть изменен или аннулирован банком-эмитентом (по указанию покупателя) без предварительного согласования с поставщиком. Однако исполняющий банк обязан оплатить документы, выставленные поставщиком и принятые его банком, до получения последним уведомления об изменении или аннулировании аккредитива.
Безотзывной аккредитив не может быть изменен или аннулирован без согласия поставщика, в пользу которого он открыт.
Чек – письменное распоряжение плательщика своему банку уплатить с его счета держателю чека определенную денежную сумму. Различают денежные чеки и расчетные чеки.
Денежные чеки применяются для выплаты держателю чека наличных денег в банке.
Расчетные чеки – это чеки, применяемые для безналичных расчетов. Расчетный чек – это документ установленной формы, содержащий безусловный письменный приказ чекодателя своему банку о перечислении определенной денежной суммы с его счета на счет получателя средств (чекодержателя). Расчетный чек, как и платежное поручение, оформляется плательщиком, но в отличие от платежного поручения чек передается плательщиком предприятию-получателю платежа в момент совершения хозяйственной операции, которое и предъявляет чек в свой банк для оплаты. Расчетные чеки могут быть покрытыми и непокрытыми.
Покрытые расчетные чеки – это чеки, средства по которым предварительно депонированы клиентом-чекодателем на отдельном банковском счете «Расчетные чеки», что обеспечивает гарантию платежа по данным чекам.
Непокрытые расчетные чеки – чеки, платежи по которым гарантируются банком. В этом случае банк гарантирует чекодателю при временном отсутствии средств на его счете оплату чеков за счет средств банка. Сумма гарантий банка, в пределах которой могут быть оплачены чеки, учитывается в банке-гаранте на внебалансовом счете «Гарантии, поручительства, выданные банком».
В настоящее время, согласно указаниям ЦБР, предусматривается использование в расчетах только покрытых расчетных чеков.
Вексельная форма расчетов представляет собой расчеты между поставщиком и плательщиком за товары и услуги с отсрочкой платежа (коммерческий кредит) на основе специального документа – векселя.
Вексель – это безусловное письменное долговое обязательство строго установленной законом формы, дающее его владельцу (векселедателю) бесспорное право по наступлении срока требовать от должника уплаты обозначенной в векселе денежной суммы.
Вексельная форма расчетов предполагает обязательное участие в организации банковских учреждений. В частности, вексельное законодательство предусматривает инкассирование векселей банками, т.е. выполнение ими поручений векселедержателей после получения платежей по векселям в срок. Векселя, передаваемые в банк для инкассирования, снабжаются векселедержателем предпоручительной надписью на имя данного банка со словами: «для получения платежа» или «на инкассо». Инкассируя вексель, банк берет на себя ответственность за предъявление векселя в срок плательщику и за получение причитающегося по нему платежа. Приняв вексель на инкассо, банк обязан своевременно переслать его в учреждение банка по месту платежа и поставить в известность плательщика повесткой о поступлении документа на инкассо. При получении платежа банк зачисляет его на счет клиента и сообщает ему об исполнении поручения.
    продолжение
--PAGE_BREAK--За выполнение поручения по инкассированию векселей банк получает от клиента комиссионное вознаграждение в виде процента с полученной суммы платежа. Кроме того, банк взимает с клиента все расходы, связанные с отсылкой и присылкой документов, а также расходы, связанные с опротестованием векселя в случае несогласия плательщика платить по данному векселю или в случае его неплатежеспособности.
Комиссионное и иное вознаграждение банка за обслуживание вексельного оборота отражается в банковском учете по кредиту счета «Операционные и разные доходы».
Операции по инкассированию банками векселей выгодны как для клиентов, так и для самого банка. Так клиент освобождается от необходимости следить за сроками предъявления векселей к платежу, а сам процесс получения платежа становится для него более быстрым, дешевым, надежным.
Счет 51 «Расчетные счета» предназначен для обобщения информации о наличии и движении денежных средств в валюте РФ на расчетных счетах организации, открытых в кредитных учреждениях. В случае поступления денег на расчетные счета этот счет – дебетуется, а в случае выдачи – кредитуется с определенными счетами.
1.4 Аудит денежных средств
Можно выделить два вида контроля наличия и использования денежных средств на расчетном счете предприятия и в кассе – внешний и внутренний.
Внешний контроль проводится налоговыми органами и кредитными организациями.
Основной задачей налоговых органов является осуществление должностными лицами этих органов налогового контроля за соблюдением налогоплательщиками налогового законодательства, а также за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет и государственные внебюджетные фонды налогов и других платежей, установленных законодательством РФ.
 Следует заметить, что филиалы и иные обособленные подразделения юридического лица в соответствии со ст.19 НК не являются налогоплательщиками, поэтому они не подлежат постановке на учет налоговых органах как субъекты налоговых правоотношений.
Налоговый контроль проводится должностными лицами налоговых органов в пределах своей компетенции посредством налоговых проверок, получения объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сборов, проверки данных учета и отчетности, осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли), а также в других формах, предусмотренных Налоговым Кодексом.
Основной формой проведения налогового контроля является проведение налоговых проверок налогоплательщиков. Налоговый кодекс определяет два вида налоговых проверок: камеральные и выездные (ст.87 НК).
Камеральная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций и документов, представленных налогоплательщиком, служащих основанием для исчисления и уплаты налога, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа. Выездная налоговая проверка производится по месту нахождения налогоплательщика.
Цель проверок, проводимых кредитными организациями, проверить соблюдение предприятием порядка ведения кассовых операций и работы с денежной наличностью, установленных нормативными актами Банка России.
Круг предприятий, подлежащих проверке, определяется руководителем учреждения банка в зависимости от объема налично-денежного оборота и имеющейся в банке информации о соблюдении предприятиями установленного порядка работы с денежной наличностью. При этом учитывается также информация других контролирующих органов.
Для осуществления проверки выбираются сведения о произведенных в проверяемом периоде операциях по поступлениям (зачислению) на счета предприятия в учреждении банка наличных денег и их выдачам (списанию) из кассы учреждения банка. Уточняется сумма установленного лимита остатка денег в кассе, наличие разрешения на расходование денежной выручки из кассы предприятия и его условия, согласованный порядок и сроки сдачи выручки в учреждение банка.
Проверка оформляется Справкой о результатах проверки соблюдения предприятием порядка работы с денежной наличностью по форме 0408026.
В ходе проверки предприятия рассматривается:
1 Полнота оприходования денежной наличности, полученной в учреждении банка.
Проверяется соответствие записей в кассовой книге данным учреждения банка по суммам и срокам. При наличии расхождений между данными учреждения банка и записями в кассовой книге предприятия выясняются причины.
Фактическое наличие денег в кассе предприятия, а также условия хранения наличных денег и ценностей представителем учреждения банка не проверяются.
Полнота оприходования в кассу предприятия наличных денежных средств, полученных в результате хозяйственной деятельности, рассматривается налоговыми органами при проведении проверок соблюдения налогового законодательства.
2 Полнота сдачи денег в кассу учреждения банка.
Рассматривается соблюдение согласованного порядка и сроков сдачи денежной выручки в учреждение банка, уточняется сумма наличных денег, поступивших в кассу за проверяемый период и сопоставляется с суммой денег, сданных в банк. Проверяется своевременность возврата в учреждение банка не выплаченных в срок средств на заработную плату, выплаты социального характера, других денежных средств.
Сверяются суммы и даты сдачи наличных денег в банк с записями в кассовой книге, при наличии расхождений между данными учреждения банка и записями в кассовой книге выясняются причины такого положения.
З Соблюдение согласованных с учреждением банка условий расходования поступающих в кассу предприятия наличных денежных средств.
На основании первичных документов по учету кассовых операций и других бухгалтерских данных рассматривается соблюдение согласованных с банком условий расходования наличных денег из выручки, поступившей в кассу предприятия.
4 Соблюдение установленных предельных сумм расчетов наличными деньгами между юридическими лицами.
В целях выявления фактов превышения предприятием предельных сумм расчетов наличными деньгами с юридическими лицами за товарно-материальные ценности, выполненные работы и оказанные услуги рассматриваются записи в документах первичной учетной документации по кассовым операциям (записи в кассовом журнале, приходно-расходных документах, кассовой книге), отчеты подотчетных лиц о расходовании полученных наличных денег (проверяются обороты по счету «Расчеты с подотчетными лицами», а также товарные чеки, счета, счета-фактуры). При наличии таких фактов в Справке по проверке проставляется сумма произведенного платежа и наименование участников расчетов.
5 Соблюдение установленного учреждением банка лимита остатка наличных денег в кассе предприятия.
Рассматривается соблюдение установленного учреждением банка лимита остатка кассы на каждый день проверяемого периода. В Справке по проверке проставляются данные о лимите остатка кассы, фактических остатках наличных денег в кассе предприятия в дни, когда был превышен лимит.
Определяется общая сумма превышения лимита остатка кассы в проверяемом периоде, а также сверхлимитная кассовая наличность (средняя величина), рассчитанная исходя из общей суммы и количества дней превышения лимита остатка кассы.
6 Ведение кассовой книги и других кассовых документов.
Рассматривается соблюдение установленного порядка оформления операций по приему и выдаче наличных денег из кассы предприятия, ведение форм первичной учетной документации по кассовым операциям (приходных и расходных кассовых ордеров, журнала регистрации приходных и расходных кассовых документов, кассовой книги, книги учета принятых и выданных кассиром наличных денег), составление ежедневного отчета кассира по произведенным кассовым операциям в соответствии с приходно-расходными документами, расчетно-платежными ведомостями.
Отмечается качество и периодичность составления первичных кассовых документов по приему и выдаче наличных денег, соответствие записей в приходно-расходных документах записям в кассовой книге и другие.
7 По результатам проверки проверяющим делаются выводы и вносятся необходимые рекомендации руководству предприятия по устранению имеющихся недостатков по оформлению кассовых операций и работе с денежной наличностью.
Справка по результатам проверки (форма 0408026) составляется в 3 экземплярах и подписывается руководителем, главным (старшим) бухгалтером предприятия и представителем учреждения банка (проверяющим). В случаях, когда в ходе проверки не установлены факты нарушений предприятием порядка ведения кассовых операций и работы с денежной наличностью, проверяющий может ограничиться заполнением 2 экземпляров Справки. Результаты проверки в трехдневный срок рассматриваются руководителем учреждения банка или его заместителем. После этого третий экземпляр Справки передается предприятию, второй – остается в документах учреждения банка. При установлении фактов нарушений порядка работы с денежной наличностью первый экземпляр Справки направляется органам Государственной налоговой службы Российской Федерации по месту учета налогоплательщика для определения мер ответственности, предусмотренных законодательными и иными правовыми актами Российской Федерации.

2. АНАЛИЗ ФИНАНСОВО-ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЗАО «РАБОЧИЙ»
2.1 Характеристика предприятия, виды деятельности, структура управления
ЗАО «Рабочий» – крупнейшее предприятие Южного Федерального Округа по производству майонеза, маргарина и хозяйственного мыла. По итогам 2006 г. комбинатом произведено 57 тыс. тонн масложировой продукции, а именно: 27 тыс. тонн маргарина, 15 тыс. тонн майонеза, 13 тыс. тонн хозяйственного мыла, 1,4 тыс. тонны туалетного мыла, 827 тонны глицерина. На сегодняшний день предприятие занимает пятое место в отрасли. Кроме того, по итогам 2004 года комбинат продемонстрировал рекордный показатель в отрасли по росту производства, который составил 46 процентов.
Предприятие обладает линейно-штабной организационной структурой. В составе предприятия можно выделить следующие структурные подразделения:
·        аппарат управления – генеральный директор, коммерческий директор, директор по производству, секретариат, офис-менеджеры;
·        бухгалтерия – главный бухгалтер, бухгалтера, кассиры, кадровики;
·        производственные цеха – начальники цехов, инженеры, мастера, механики, вспомогательный персонал;
·        отдел сбыта – начальник отдела, менеджеры по продажам;
·        отдел маркетинга и рекламы – начальник отдела, маркетолог, менеджеры по рекламе;
·        отдел снабжения – начальник отдела, менеджеры по снабжению, логист;
·        административно-хозяйственный отдел – заведующий отделом, водители, сотрудники по ремонту оборудования.
Организационная структура предприятия представлена на рис. 2.1.
 SHAPE  \* MERGEFORMAT
Рис. 2.1. Организационная структура ЗАО «Рабочий»
Производственная структура предприятия построена по линейному принципу.
ЗАО «Рабочий» имеет следующую производственную базу:
·        гидрорафинационный цех – в данном цехе происходит очистка растительного масла путем гидрорафинации масел и жиров;
·        маргариновый цех – цех выпускает маргарин и подсолнечное масло «Аведовъ» и «Щедрое лето»;
·        майонезный цех – производит майонез нескольких наименований «Провансаль», «Провансаль-Домашний», «Провансаль-Южный», «Провансаль-Прима», «Провансаль-Дачный» и соус-кетчуп томатный слабо-острый «Щедрое лето»;
·        мыловаренный цех – выпускает более 10 наименований хозяйственного и туалетного мыла: в том числе «Детское», «Чебурашка», «Зайка», «Ординарное»;
На рис. 2.2 представлена производственная структура предприятия.
 SHAPE  \* MERGEFORMAT
Рис 2.2. Производственная структура ЗАО «Рабочий»
Разработанная ЗАО «Рабочий» стратегия развития основана на реструктуризации бизнеса. Основными направлениями являются развитие маркетинга и дистрибьюции.
Первоочередными задачами реструктуризации стали оптимизация процессов управления предприятием и сосредоточение усилий на масложировом направлении. Решение этих задач позволит сделать структуру бизнеса более прозрачной и понятной.
Новая агрессивная маркетинговая стратегия ставит перед собой амбициозные цели: удвоить объемы продаж майонеза и мыла, увеличить долю на рынке Южного Федерального Округа маргарина до 35% и выйти на рынок фасованного растительного масла с достижением доли не менее 5-7%. Достичь этих результатов предприятие планирует за счет оптимизации продуктового портфеля – вывода с рынка марок, доля продаж которых в портфеле холдинга составляет менее 1%, и активного продвижения сильных продуктов на рынок Южного Федерального Округа. К концу 2007 года предприятие сосредоточит свои усилия на развитии 4 марок майонеза, 2 марок мыла, 5 марок маргарина, и новой марки фасованного растительного масла. При этом сильные локальные марки в регионах, где доля продуктов составляет 60% и более, будут сохранены.
Основной целью дистрибьюционной стратегии является обеспечение максимального присутствия продукции ЗАО «Рабочий» на территории всего Юга России. Предприятие планирует до конца 2007 года обеспечить присутствие своей продукции не менее чем в 40% профильных розничных точек.
2.2 Анализ основных экономических показателей деятельности предприятия
Основные показатели финансово-хозяйственной деятельности предприятия представлены в табл. 2.1.
Таблица 2.1
Основные показатели финансово-экономической деятельности ЗАО «Рабочий» в 2004-2006 гг., тыс. руб.
Показатели
2004
2005
2006
01
02
03
04
Выручка
72400
73100
79700
Себестоимость
65760
65899
70167
Прибыль
6640
7201
9533
Основные производственные фонды
9800
10000
10200
Оборотные средства в товарно-материальных ценностях
1321
1401
3099
Из таблицы 2.1 виден рост показателей предприятия в рассматриваемом периоде.
На предприятии ЗАО «Рабочий» бухгалтерский учет ведется централизованным способом. Централизация учета обеспечивает более действенное руководство и контроль со стороны главного бухгалтера, позволяет целесообразнее распределить труд между работниками учета, более эффективно использовать сетевые ресурсы предприятия.
Учетный аппарат организации сосредоточен в главной бухгалтерии и в ней осуществляется ведение всего синтетического и аналитического учета на основе первичных и сводных документов, поступающих из отдельных подразделений организации. В самих подразделениях ЗАО «Рабочий» осуществляют лишь первичную регистрацию хозяйственных операций.
    продолжение
--PAGE_BREAK--Бухгалтерия ЗАО «Рабочий» организована по линейному принципу. Все сотрудники бухгалтерии подчиняются непосредственно главному бухгалтеру.
2.3 Анализ денежных средств и денежных потоков предприятия
Для хранения, приема и выдачи денежных средств ЗАО «Рабочий» имеет кассы. Помещение касс изолировано и оборудовано в соответствии с требованиями по технической укрепленности касс и оснащено средствами охранно-пожарной сигнализации. С кассирами предприятия заключены договора о полной материальной ответственности.
В ЗАО «Рабочий» используются следующие виды наличных денежных расчетов.
1 Прием денежных средств от клиентов.
Расчеты с клиентами ведут кассиры-операционисты через операционную кассу.
Контрольно-кассовые машины, используемые ЗАО «Рабочий» зарегистрированы в установленном порядке. В подтверждение исполнения обязательств вместе с покупкой выдается отпечатанный контрольно-кассовой машиной чек. В доступных покупателю (клиенту) местах вывешены ценники на продаваемые товары, которые соответствуют документам, подтверждающим объявленные цены и тарифы.
На основе ежедневных отчетов кассиров собирается и заполняется ведомость по счету 50 «Касса».
Прием наличных денег кассой предприятия от юридических лиц производится по приходным кассовым ордерам (Приложение №1), подписанным главным бухгалтером или лицом, на это уполномоченным письменным распоряжением руководителя предприятия. При приеме денег выдается квитанция к приходному кассовому ордеру за подписями тех же лиц – главного бухгалтера или лица, на это уполномоченного, и кассира. Квитанция заверяется печатью (штампом) кассира или оттиском кассового аппарата.
2 Сдача наличности в банк.
Для установления лимита остатка наличных денег в кассе, порядка и срока сдачи выручки в банк, предприятие в начале 1 квартала каждого года предоставляет в банк письменное заявление и расчет по форме № 0408020 «Расчет на установление предприятию лимита остатка кассы и оформление разрешения на расходование наличных денежных средств из выручки, поступающей в кассу».
Поскольку денежные средства в банк сдаются ежедневно, лимит остатка равен 3000 руб. – сумме, необходимой предприятию для обеспечения нормальной работы с утра следующего дня.
Лимит кассы, как правило, превышается в дни выдачи зарплаты, в течение 3-х рабочих дней, включая день получения денег в банке. Лимит кассы устанавливается на 1 год.
Денежная наличность сверх установленных лимитов остатка наличных денежных средств в кассе сдается на расчетные счета организации в порядке и сроки, согласованные с обслуживающим банком – «Сбербанк». Первичным документом при этом выступает объявление на взнос наличными.
3 Выдача заработной платы персоналу предприятия.
Выплата заработной платы сотрудникам ЗАО «Рабочий» осуществляется наличными 2 раза в месяц 10-го и 25-го числа каждого месяца. Заработная плата, как правило, выплачивается из денежных средств, поступивших в кассу предприятия.
Выплата заработной платы и пособий по временной нетрудоспособности производится кассиром по платежным ведомостям.
Остатки не полученной зарплаты сдаются в банк с оформлением расходного кассового ордера и указанием в ведомости факта депонирования.
4 Расчеты с подотчетными лицами.
Выдача наличных денег под отчет производится из кассы предприятия по расходному кассовому ордеру.
Учет кассовых операций предприятия ведется в кассовой книге.
Кассовая книга формируется из ежедневных отчетов кассиров, также вся информация о кассовых операциях вносится в 1С Бухгалтерию. В конце рабочего дня кассиры подшивают отчеты в кассовую книгу. По окончании месяца из 1С Бухгалтерии распечатывается карточка счета 50 за отчетный период.
Записи в кассовую книгу производятся кассиром сразу же после получения и выдачи денег по каждому ордеру или другому заменяющему его документу. Ежедневно в конце рабочего дня, кассир подсчитывает итоги операций за день, выводит остаток денег в кассе на следующее число и передает в бухгалтерию в качестве отчета кассира (Приложение №3) второй отрывной лист с приходными и расходными кассовыми документами под расписку в кассовой книге. При незначительном объеме кассовых операций, кассовые отчеты допускается составлять один раз в 3-5 дней.
В кассовой книге указывают номер документа, от кого получены и кому выданы деньги, корреспондирующий счет, сумму (приход, расход). Ежедневно, в конце рабочего дня, кассир подсчитывает в книге итоги и выводит остаток на конец дня. Подчистки и не оговоренные исправления в книге не допускаются. Исправления заверяются подписями кассира и главного бухгалтера. Контроль за ведением кассовой книги и кассовых операций возлагается на главного бухгалтера.
Журнал-ордер №1счета 50 «Касса» составляется по кассовой книге. В нем указывается дата совершения операции, сумма, которая относится на конкретный счет. В журнале-ордере №1ведутся ведомости по кредиту счета 50 – в дебет счетов и ведомость по дебету счета 50 – с кредита счетов. Так же указывается сальдо на начало месяца по Главной книге и по окончании заполнения рассчитывается сальдо на конец месяца.
На последней странице журнала-ордера указывается дата окончания заполнения журнала ордера и ведомости, и дата отражения суммы оборотов в Главной книге.
Журнал-ордер №1 подписывается исполнителем и главным бухгалтером.
По счету 50 «Касса» предприятие использует следующие проводки:
Д 50 К 62 – поступление в кассу денежных средств от покупателей и заказчиков за товары, услуги и выполненные работы;
Д 50 К 71 – возврат в кассу неизрасходованных денежных средств от подотчетных лиц, выданных им в установленном порядке на хозяйственно-операционные расходы, командировочные расходы и др., приобретение денежных документов через подотчетных лиц;
 Д 51,52,55 К 50 – внесение из кассы наличных денежных средств для зачисления их на счета организации в банке; сдача сверхлимитного остатка;
Д 70 К 50 – выплата из кассы оплаты труда работникам организации, премий и др. выплат;
Д 71 К 50 – выплата в установленном порядке из кассы под отчет сумм на хозяйственно-операционные расходы, расходы отдельных подразделений организации (не состоящих на самостоятельном балансе и находящихся вне района деятельности организации), командировочные расходы и др.;
Д 94 К 50 – недостачи денежных средств в кассе и недостача (хищение, порча) денежных документов.
ЗАО«Рабочий» имеет рублевый счет в Ростовском филиале банка «Сбербанк».
Расчеты между ЗАО«Рабочий» и другими организациями осуществляются в безналичном порядке. В анализируемом периоде средства со счета на хозяйственные нужды предприятия не снимались, поскольку все текущие потребности удовлетворялись за счет поступления наличных денег в кассу предприятия.
При безналичных расчетах ЗАО «Рабочий» использует расчеты платежными поручениями, платежными требованиями, аккредитивами, чеками и векселями. Наиболее распространены расчеты платежными поручениями.
ЗАО «Рабочий» осуществляет через свой расчетный счет следующие операции:
1 Расчеты с покупателями и заказчиками.
На расчетный счет предприятия поступают платежи за продукцию от клиентов – юридических лиц.
2 Расчеты с поставщиками и подрядчиками.
Размещением заказов и контролем за ходом их выполнения занимаются коммерческий директор и начальник отдела снабжения. Договора на поставку заключаются от имени генерального директора ЗАО «Рабочий».
Контролем за сроками расчетов с поставщиками занимается начальник отдела снабжения, принятием решения по оплате – коммерческий директор. Оплата за приобретенные материалы осуществляется бухгалтерами по учету расчетов с поставщиками и подрядчиками. В случае если на счету нет денег, данные по фирме и сумме оплаты заносятся в картотеку, далее расчет происходит по мере поступления денежных средств на расчетный счет предприятия.
3. Расчеты с бюджетами и внебюджетными фондами.
 Предприятие осуществляет налоговые платежи в бюджеты различных уровней и во внебюджетные фонды: Пенсионный фонд, Фонд социального страхования и Российский фонд обязательного медицинского страхования.
4 Расчеты по арендной плате.
Арендная плата ежемесячно переводится на банковский счет арендодателя.
Для учета операций на расчетном счете организации в банке предназначен активный счет 51 «Расчетные счета». ЗАО «Рабочий» в своей работе использует следующие проводки:
Д 51 К 50 – внесение из кассы наличных денежных средств для зачисления их на счета организации в банке; сдача сверхлимитного остатка;
Д 51 К 60 – поступление авансов по перерасчетам с поставщиками за товарно-материальные ценности (работы, услуги) и по расчетам в порядке плановых платежей;
Д 51 К 62 – поступление денежных средств от покупателей и заказчиков за товары, услуги и выполненные работы;
Д 51 К 68,69 – поступление из бюджета и внебюджетных государственных фондов по социальному страхованию и обеспечению сумм в порядке перерасчетов по налогам и сборам;
Д 51 К 73 – поступление денежных средств в счет погашения работниками задолженности по предоставленным им займам; поступление денежных средств по возмещению материального ущерба, причиненного работниками организации в результате недостач, хищений денежных и товарно-материальных ценностей, брака и по возмещению других видов ущерба;
Д 51 К 76 – поступление денежных средств по претензионным расчетам
Д 51 К 98 – поступление денежных средств, полученных в отчетном периоде, но относящихся к будущим отчетным периодам;
Д 43 К 51 – оплата расходов, связанных со сбытом продукции;
Д 60 К 51 – оплата (или доплата) по счетам поставщиков и подрядчиков;
Д 62 К 51 – оплата перерасчетов с покупателями и заказчиками; возврат полученных авансов;
Д 76 К 51 – оплата денежных средств в счет погашения кредиторской задолженности по суммам, удержанным из заработной платы работников организации в пользу сторонних организаций и физических лиц (на основании исполнительных документов, постановлений судебных органов и т.п.);
Д 79 К 51 – перечисление денежных средств на счета подразделений организации, выделенных на отдельный баланс;
Д 91 К 51 – оплата расходов по аренде.
Движение денежных средств по кассе ЗАО «Рабочий» в 2004-2006 годах представлено в таблицах 2.2 и 2.3:
Таблица 2.2
Поступление денежных средств по кассе ЗАО «Рабочий» за 2004-2006 гг., тыс. руб.
Наименование
Сумма
1
2
2004
2005
2006
Платежи физических лиц
2317,2
2166,7
3406
Платежи юридических лиц
8503,9
8611,5
9241,5
Возвраты от подотчетных лиц
5,1
4,0
3,9
ИТОГО:
10826,2
10782,2
12651,4
Таблица 2.3
Расход денежных средств по кассе ЗАО «Рабочий»
за 2004-2006 гг., тыс. руб.
Наименование
Сумма
1
2
2004
2005
2006
Инкассация
10231,5
10170,8
12019,1
Выдано заработной платы
570,2
590,3
610,6
Выдано подотчетным лицам
21,7
19,2
18,8
ИТОГО:
10823,4
10780,3
12648,5
На основании анализа таблиц 2.2 и 2.3 видно, что подавляющее большинство денежных средств поступило в кассу в результате платежей юридических и физических лиц. Общая сумма денежных поступлений через кассу выросла за счет увеличения объемов продаж предприятия. При этом отмечается тенденция к увеличению числа физических лиц, расплачивающихся за продукцию предприятия наличными (с 21,4% до 26,92%) и уменьшению юридических лиц, производящих платежи подобным образом (с 78,54% до 73,05%). Из поступивших в кассу платежей наибольшая часть – более 94% сдавалась в банк, более 5% шло на оплату труда персонала, менее 1% выдавалось подотчетным лицам.
В таблицах 2.4 и 2.5 представлено движение денежных средств предприятия на расчетном счете в 2004-2006 годах:
Таблица 2.4
Поступление денежных средств по расчетному счету ЗАО «Рабочий» за 2004-2006 гг., тыс. руб.
Наименование
Сумма
1
2
2004
2005
2006
Сдано по кассе
10231,5
10170,8
12019,1
Поступило от покупателей и заказчиков
60000
60500
64030,5
Прочее
2168,5
2429,2
3650,4
ИТОГО:
72400
73100
79700

Таблица 2.5
Расход денежных средств по расчетному счету ЗАО «Рабочий» за 2004-2006 гг., тыс. руб.
Наименование
Сумма
1
2
2004
2005
2006
Перечислено поставщикам и подрядчикам
43855,90
43773,90
46047,00
Выплачено в бюджеты и внебюджетные фонды
20720
20930
22910
Перечислено арендной платы
165
170,1
180,4
Прочее
1019,1
1025
1029,6
ИТОГО:
65899,00
65899,00
65899,00
Из таблицы 2.4 видно, что большинство средств поступило на расчетный счет предприятия (83% от общего объема) поступило безналичным путем. Оставшиеся 17% – наличные платежи юридических и физических лиц за продукцию предприятия и прочие поступления.
Из поступивших средств 65% пошло на оплату услуг поставщиков и подрядчиков, остальные 35% пошли на уплату платежей в бюджет и внебюджетные фонды, арендную плату и прочие расходы. Оставшиеся денежные средства были оставлены на развитие предприятия.
2.4 Финансовый анализ деятельности предприятия
2.4.1 Общая оценка финансового состояния
Проанализируем финансовые показатели ЗАО «Рабочий» за последние 3 года. В таблице 2.6 представлен его баланс и отчет о прибылях и убытках.

Таблица 2.6
Баланс и отчет о прибылях и убытках
ЗАО «Рабочий» в 2004-2006 гг., тыс. руб.
2004
2005
2006
Актив
I. Внеоборотные активы
Нематериальные активы, в т.ч. амортизация
110
0
10
10
Основные средства, в т.ч.
120
9800
10000
10200
Незавершенное строительство
130
0
0
0
Долгосрочные финансовые вложения
140
100
100
100
Прочие внеоборотные активы
150
0
0
0
Итого по разделу I
190
9900
10110
10310
II. Оборотные активы
Запасы, в т.ч.
210
1321
1401
3099
НДС по приобретенным ценностям
220
0
0
0
Дебиторская задолженность (платежи до 12 мес.)
240
89
95
172
в т.ч. покупатели и заказчики
241
89
95
172
Краткосрочные финансовые вложения, в т.ч.
250
0
0
0
Краткосрочные займы и кредиты
251
0
0
0
Денежные средства, в т.ч.
260
6503,8
7202,9
13804
Касса
261
2,8
1,9
3
Расчетные счета
262
6501
7201
13801
Прочие оборотные активы
270
0
0
0
Итого по разделу II
290
7913,8
8698,9
17075
Итого Актив
300
17813,8
18808,9
27385
Пассив
III. Капитал и резервы
Уставной капитал
410
1000
1000
1000
Добавочный капитал
420
0
0
0
Резервный капитал, в т.ч.
430
0
0
0
Непокрытый убыток (нераспределенная прибыль)
470
6418
6982
9192
Итого по разделу III
490
7418
7982
10192
IV. Долгосрочные обязательства
Займы и кредиты (долгосрочные)
510
10000
10000
15000
Итого по разделу IV
590
10000
10000
15000
V. Краткосрочные обязательства. Займы и кредиты
610
395,8
826,9
2193
Кредиторская задолженность, в т.ч.
620
395,8
826,9
2193
поставщикам и подрядчикам
621
0
0
1800
задолженность перед персоналом организации
622
0
406,9
0
задолженность перед государственными внебюджетными фондами
623
0
0
0
Задолженность по налогам и сборам
626
195,8
170
93
Прочие кредиторы
628
200
250
300
Доходы будущих периодов
640
0
0
0
Резервы предстоящих расходов
650
0
0
0
Прочие краткосрочные обязательства
660
0
0
0
Итого по разделу V
690
395,8
826,9
2193
Итого Пассив
700
17813,8
18808,9
27385
Выручка
10
72400
73100
79700
Себестоимость
20
65760
65899
70167
Валовая прибыль
29
6640
7201
9533
Коммерческие расходы
30
135
124
237
Управленческие расходы
40
87
95
104
Прибыль (убыток) от продаж
50
6418
6982
9192
Прочие операционные расходы
100
0
0
0
Внереализационные доходы
120
0
0
0
Внереализационные расходы
130
0
0
0
Прибыль (убыток) до налогообложения
140
6418
6982
9192
Текущий налог на прибыль
150
1925
2095
2758
Чистая прибыль (убыток)
190
4493
4887
6434
    продолжение
--PAGE_BREAK--2.4.2 Анализ ликвидности баланса
Рассчитаем А1, А2, А3, А4, П1, П2, П3, П4 на основании данных таблицы 2.6 (см. табл. 2.7):
Таблица 2.7
Анализ ликвидности баланса ЗАО «Рабочий»
в 2004-2006 гг, тыс. руб.
2003
2004
2005
2003
2004
2005
А1
6503,8
7202,9
13804
П1
395,8
826,9
2193
А2
89
95
172
П2
0
0
0
А3
1421
1501
3199
П3
10000
10000
15000
А4
9800
10010
10210
П4
7418
7982
10192
Примечание: А1 = ст. 250 + ст. 260, А2= ст. 230 + ст. 240 + ст. 270,
А3 = стр. 210 + стр. 220+ стр. 140, А4 = стр. 190 – с.140., П1 = стр. 620, П2 = стр. 610 + стр. 660, П3 = стр. 590, П4 = стр. 490 + стр. 630 + стр. 640.

Традиционно баланс считается абсолютно ликвидным, если имеет место система соотношений: А1>=П1, А2>=П2, А3>=П3, А4
В случае, когда одно или несколько неравенств имеют знак, противоположный зафиксированному в оптимальном варианте, ликвидность баланса в большей или меньшей степени отличается от абсолютной. В данном случае баланс ЗАО «Рабочий» обладает частичной ликвидностью, поскольку соблюдаются неравенства А1>=П1, А2>=П2 и не соблюдаются соотношения А3>=П3 и А4
Проанализируем показатели ликвидности ЗАО «Рабочий» (табл. 2.8):
Таблица 2.8
Динамика показателей ликвидности ЗАО «Рабочий» за 2004-2006 гг.
Наименования показателя
Норматив
2004
2005
2006
Коэф. абсолютной ликвидности (Кал)
0,2-0,7
16,43
8,71
6,29
Коэф быстрой ликвидности (Кбл)
0,8-1
16,65
8,82
6,37
Коэф. текущей ликвидности (Ктл)
1-2
20,24
10,64
7,83
Коэффициенты рассчитывались по следующим формулам:
Ктл = А1+А2+А3 / П1+П2, (2.1)
Коэффициент текущей ликвидности показывает, в какой степени вся задолженность по краткосрочным финансовым обязательствам может быть удовлетворена за счет его текущих (оборотных) активов, т.е. сколько рублей текущих активов приходится на рубль текущих обязательств.
 Кбл = А1+А2 / П1+П2, (2.2)

Коэффициент быстрой ликвидности показывает, в какой степени все краткосрочные финансовые обязательства могут быть удовлетворены за счет его высоколиквидных активов.
 Кал = А1 / П1+П2, (2.3)
Коэффициент абсолютной ликвидности показывает, в какой степени все текущие финансовые обязательства предприятия обеспечены имеющимися у него денежными средствами.
Проанализируем показатели. Все они в 2004-2006 годах – выше нормы, при этом они имеют тенденцию к снижению. Это объясняется возросшей кредиторской задолженностью предприятия. Величина показателей объясняется избыточным количеством денежных средств на его расчетном счете.
2.4.3 Оценка финансовой устойчивости
Уровень текущей платежеспособности и финансовой устойчивости зависят от степени обеспеченности запасов источниками формирования.
Обобщающим показателем финансовой устойчивости является излишек или недостаток источников средств для формирования запасов и затрат, которые определяются в виде разницы источников средств и величины запасов и затрат.
Выделяют 4 типа финансовых ситуаций:
1. Абсолютная устойчивость финансового состояния (ЕС; ЕТ; ЕО>0); т.е. трехкомпонентный показатель S {1;1;1}. Данный тип ситуации означает, что отмечается излишек всех источников средств для формирования запасов и затрат
2. Нормальная устойчивость (ЕС0; ЕО>0); S {0;1;1}
3.Неустойчивая финансовая ситуация (ЕС0); S {0;0;1}
4. Кризисная финансовая ситуация (ЕС

Таблица 2.9
Анализ финансовой устойчивости ЗАО «Рабочий» (2004-2006 гг.)
Показатели
2004
2005
2006
1. Источники собственных средств
7418
7982
10192
2. Итого внеоборотных активов
9900
10110
10310
3. Собственные средства (строка 1 – 2)
-2482
-2128
-118
4. Итого долгосрочных обязательств
10000
10000
15000
5. Собственные оборотные средства из долгосрочных заемных источников (строка 3 + 4)
7518
7872
14882
6. Итого краткосрочных обязательств
395,8
826,9
2193
7. Общая величина основных источников (строка 5 + 6)
7913,8
8698,9
17075
8. Запасы
1321
1401
3099
9. Излишек (+)/недостаток (-) собственных оборотных средств (строка 3 — 8) ()
-3803
-3529
-3217
10. Излишек (+)/недостаток (-) собственных оборотных средств и долгосрочных заемных средств (строка 5 — 8) ()
6197
6471
11783
11. Излишек (+)/недостаток (-) общей величины источников средств для формирования запасов и затрат (строка 7 — 8) ()
6592,8
7297,9
13976
12. Трехкомпонентный показатель
S {0;1;1}
S {0;1;1}
S {0;1;1}
Анализ показывает, что предприятие обладает нормальной устойчивостью. При этом внеоборотные активы превышают источники формирования собственных средств. Однако разница между ними сокращается в результате увеличения прибыли предприятия. Отметим также возросшую стоимость основных средств предприятия и увеличивающееся год от года количество запасов.
Относительные показатели финансовой устойчивости предприятия характеризуют структуру использованного капитала с позиции платежеспособности и финансовой стабильности предприятия. Эти показатели позволяют оценить степень защищенности инвесторов и кредиторов, т.к. отражают способность организации погасить долгосрочные обязательства. К ним относятся:
1. Коэффициент обеспечения собственными оборотными средствами (КОСОС) характеризует наличие собственных оборотных средств, необходимых для финансовой устойчивости предприятия.
КОСОС = СИ – ВА / ОА (2.4)
где СИ – собственные инвестиции,
ВА – внеоборотные активы,
ОА – оборотные активы.
2. Коэффициент обеспечения материальных запасов собственными средствами (КОМЗ) показывает, в какой степени материальные запасы сформированы за счет собственных средств.
КОМЗ = СИ – ВА / З (2.5)
где СИ – собственные инвестиции,
ВА – внеоборотные активы,
З – запасы.
3. Коэффициент маневренности собственного капитала (КМ) показывает, какую долю занимает собственный капитал, инвестированный в оборотные средства в общей сумме собственного капитала организации.
КМ = СИ – ВА / СИ (2.6)
4. Коэффициент постоянного актива (КП) показывает долю основных средств и внеоборотных активов в источниках основных средств.

КП = ВА/СИ (2.7)
5. Коэффициент автономии (Ка) характеризует в какой степени использованные в организации активы сформированы за счет собственного капитала.
Ка = СИ/Б (2.8)
где СИ – собственные инвестиции,
Б – баланс.
Сведем данные в таблицу 2.10:
Таблица 2.10
Динамика показателей финансовой устойчивости ЗАО «Рабочий»
Показатель
Норматив
2004
2005
2006
Коэффициент обеспечения собственными оборотными средствами (КОСОС)
больше 0,1
-0,31
-0,24
-0,007
Коэффициент обеспечения материальных запасов собственными средствами (КОМЗ)
0,6-0,8
-1,87
-1,51
-0,03
Коэффициент маневренности собственного капитала (КМ)
больше 0,5
-0,33
-0,26
-0,01
Коэффициент постоянного актива (КП)

1,06
1,08
1,67
Коэффициент автономии (Ка)

0,41
0,42
0,37
Коэффициент обеспечения собственными оборотными средствами, коэффициент обеспечения материальных запасов собственными средствами и коэффициент маневренности собственного капитала ЗАО «Рабочий» – ниже нормы за счет превышения внеоборотного капитала над инвестициями предприятия. При этом можно отметить увеличение данных показателей в результате возрастания чистой прибыли предприятия.
Коэффициент постоянного актива в рассматриваемый период увеличивался за счет роста денежных средств, находящихся в распоряжении предприятия и запасов.
Коэффициент автономии предприятия уменьшался в результате уменьшения доли инвестиций в активах предприятия.
2.4.4 Оценка деловой активности
Деловая активность характеризует эффективность текущей деятельности предприятия и связана с результативностью использования материальных, трудовых, финансовых ресурсов предприятия, а также с показателями оборачиваемости.
Основные показатели, характеризующие деловую активность предприятия, следующие:
1. Коэффициент общей оборачиваемости активов (КООА) измеряет оборачиваемость средств, вложенных в активы, и показывает эффективно ли используются активы для получения дохода и прибыли.
КООА = В/Б (2.9)
где В – выручка,
Б – баланс.
2. Коэффициент общей оборачиваемости мобильных средств (КМБ) показывает скорость оборота оборотных средств в организациях.
КМБ = В/ОА (2.10)
где В – выручка,
ОА – оборотные активы.
3. Коэффициент отдачи нематериальных активов (КОНМА) показывает эффективность использования нематериальных активов.
КОНМА = В/НМА (2.11)
где В – выручка,
НМА – нематериальные активы.
4. Коэффициент фондоотдачи (КФ) показывает эффективность использования основных средств.
КФ = В/ОС (2.11)
где В – выручка,
ОС – основные средства.
5. Коэффициент отдачи собственного капитала (КСК) показывает скорость оборота собственного капитала
КСК = В/СК (2.12)
где В – выручка,
СК – собственный капитал.
6. Коэффициент оборачиваемости материальных средств (КЗ) показывает скорость оборотов запасов за период.
КЗ = В/З (2.13)
где В – выручка,
З – запасы.
7. Коэффициент оборота денежных средств (КДС) показывает скорость оборота денежных средств
КДС = В/ДС (2.14)
где В – выручка,
ДС – денежные средства.
8. Коэффициент оборачиваемости дебиторской задолженности (КОДЗ) показывает расширение или снижение коммерческого кредита.
КОДЗ = В/ДЗ (2.15)
где В – выручка,
ДЗ – дебиторская задолженность.
9. Коэффициент сроков оборачиваемости дебиторской задолженности (КСОДЗ) показывает сколько раз в год взыскивается дебиторская задолженность.
КСОДЗ = 360/ КОДЗ (2.16)
10. Коэффициент оборачиваемости кредиторской задолженности (КОКЗ) показывает расширение или снижение коммерческого кредита.
КОКЗ = В/КЗ (2.17)
где В – выручка,
КЗ – кредиторская задолженность.
11. Коэффициент сроков оборачиваемости дебиторской задолженности (КСОКЗ) показывает сколько раз в год взыскивается дебиторская задолженность.

КСОКЗ = 360/ КОКЗ (2.18)
Представим данные в таблице 2.11:
Таблица 2.11
Анализ показателей деловой активности ЗАО «Рабочий»
Показатели
2004
2005
2006
Коэффициент общей оборачиваемости активов (КООА)
4,06
3,88
2,91
Коэффициент общей оборачиваемости мобильных средств (КМБ)
9,14
8,4
4,66
Коэффициент отдачи нематериальных активов (КОНМА)
0
0
0
Коэффициент фондоотдачи (КФ)
7,38
7,31
7,81
Коэффициент отдачи собственного капитала (КСК)
9,76
9,15
7,81
Коэффициент оборачиваемости материальных средств (КЗ)
54,8
52,17
25,71
Коэффициент оборота денежных средств (КДС)
11,13
10,14
5,77
Коэффициент оборачиваемости дебиторской задолженности (КОДЗ)
813,48
769,47
463,37
Коэффициент сроков оборачиваемости дебиторской задолженности (КСОДЗ)
0,44
0,46
0,77
Коэффициент оборачиваемости кредиторской задолженности (КОКЗ)
182,92
88,4
36,34
Коэффициент сроков оборачиваемости дебиторской задолженности (КСОКЗ)
1,96
4,07
9,9
Проанализируем данные таблицы 2.11. Все показатели деловой активности – высоки, за счет высоких показателей выручки предприятия.
Коэффициент общей оборачиваемости активов снижался за счет возрастания активов предприятия более быстрыми темпами по сравнению с его выручкой.
Коэффициент общей оборачиваемости мобильных средств особенно уменьшился за счет увеличения денежных средств предприятия.
Коэффициент отдачи нематериальных активов предприятия в анализируемом периоде был равен нулю за счет отсутствия нематериальных активов в структуре активов предприятия.
Коэффициент фондоотдачи предприятия оставался в рассматриваемом периоде практически без изменений, поскольку стоимость основных средств предприятия в рассматриваемом периоде практически не менялась.
Коэффициент отдачи собственного капитала незначительно уменьшился за счет возрастания рентабельности деятельности предприятия.
Коэффициент оборачиваемости материальных средств резко снизился за счет быстрого увеличения запасов.
Коэффициент оборота денежных средств уменьшился в результате возрастания денежных средств на расчетном счету предприятия.
Коэффициенты оборачиваемости дебиторской и кредиторской задолженности в рассматриваемый период уменьшались в результате увеличения дебиторской и кредиторской задолженности.
Разработана специальная модель, предназначенная для оценки показателей банкротства, в которой применяется показатель Альтмана (z-счет). Значение параметра z определяется с помощью уравнения, переменные которого отражают важнейшие показатели предприятия. Российские экономисты внесли некоторые изменения в модель и сделали ее сопоставимой с условиями нашей страны.
Z–счет = 1,5х1+1,4х2+3,3х3+0,6х4+0,999х5,
,
где ОК– оборотный капитал
 А – ∑ активов

,
где РК– резервный капитал;
 НП – нераспределенная прибыль
,
где ПН – прибыль до налогообложения
,
где УК– уставной капитал;
 ДК– добавочный капитал;
 ЗО – ∑ заемных обязательств
,
где В – выручка от реализации
Степень близости предприятия к банкротству определяется по шкале:
·        менее 1,08 – очень высокая;
·        от 1,08 до 2,7 – высокая, средняя;
·        от 2,71 до 2,99 – не велика;
·        от 3-х низкая
Проведенные расчеты показывают, что показатели Альтмана в рассматриваемом периоде были следующее:
·        2004 г. – 6,48;
·        2005 г. – 6,38;
·        2006 г. – 5,46.
В анализируемом периоде показатели Альтмана ЗАО «Рабочий» были выше нормы. Вероятность банкротства предприятия – низка.

3. ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ СИСТЕМЫ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА И ВНУТРЕННЕГО КОНТРОЛЯ, МЕРОПРИЯТИЯ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЗАО «РАБОЧИЙ»
Проведенный анализ показал, что несмотря превосходство предприятия перед конкурентами и рост финансово-экономических показателей предприятия, ряд показателей, прежде всего, показатели ликвидности нуждаются в существенной корректировке.
Основными путями улучшения показателей фирмы являются:
·        сокращение сверхнормативных запасов;
·        уменьшение кредиторской задолженности;
·        грамотные инвестиции прибыли предприятия.
Прежде всего, следует наладить работу по уменьшению кредиторской задолженности. Важный фактор финансового оздоровления фирмы – совершенствование договорной работы и договорной дисциплины.
При выборе поставщиков предприятию необходимо руководствоваться следующими основными критериями:
    продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.