Реферат по предмету "Культура и искусство"


Две столицы: Сердце града: Санкт-Петербург

Перевезенцев С. В.
Санкт-Петербургрожден «мановением» государя Петра I. И само рождение Санкт-Петербурга — этосвоеобразный разрыв с древней исторической традицией Российского государства.Этот город, как каменная столица новой империи, сразу же стал неким антиподомпредшествующей деревянной России. Царю Петру I нравились голландские и датскиегорода. Поэтому Санкт-Петербург, по их образцу, практически, как Амстердам, былспланирован на каналах и островах. Чтобы обустроить новый город и придать емуевропейский облик, Петр I пригласил западных мастеров, в т. ч. Д. Трезини, Ж.-Б.Леблона, А. Шлютера, Г.И. Маттарнови и др. План развития города, прямые линииулиц по «образцовым» (типовым) проектам разработали архитекторы Трезини иЛеблон.
Но,не смотря ни на что, Санкт-Петербург, конечно же, был русским городом, устроенныйрусским царем и построенный силами русского народа на переломе русской истории.И этот кардинальный перелом в отечественном бытие отразился и выразился в бытиеи характере нового города. Потому и сам Петербург считается символом противоречивостирусского сознания, символом «Азии в Европе» и, одновременно, «Европы в Азии».
Этапротиворечивость отразилась и в истории, и в символике, и в архитектуре городана Неве. Конечно, многое определялось самими природными условиями, в которыхрождалась новая столица — множество островов, рек и речек, каналов и проток.Эта природная среда сама определяла структуру и городского хозяйства, и системугородского устройства.
И,как следствие, город долго не имел единого и постоянного архитектурного и административногоцентра. Больше того, у города изначально возникло несколько центров. Первым изних была Петропавловская крепость, но вторым центром сразу же сталаАдмиралтейская крепость на левом берегу Невы. Еще одним центром вскореоказалась Троицкая площадь на Городском острове. Позднее Д. Трезини стремилсяпревратить в торговый, административный и культурный центр столицы Васильевскийостров. Однако наиболее перспективным районом застройки оказался левый берегНевы, имевший более удобную связь с материком. Поэтому своеобразным центромгорода начали считать комплекс Зимнего дворца на сложившейся со временемДворцовой площади.
Носердцем Санкт-Петербурга всегда была, есть и будет оставаться Петропавловскаякрепость. И не случайно именно тот день, в который Петром I была заложенакрепость — 16 (27) мая 1703 г., в праздник Святой Троицы — считается и днемоснования самого города. И название городу дала именно крепость — ееофициальное название сначала было «Санкт-Питер-Бурх», позднее —Санкт-Петербургская крепость. А вот именование Петропавловская — названиенеофициальное, возникшее уже в народе по имени Петропавловского собора.
Крепостьстроилась на небольшом Заячьем острове, который с юга омывается водами Невы, ас севера — Кронверкским проливом. Название пролива связано со строительствомземляного вала, который должен был прикрыть подступы к крепости с севернойстороны и на европейский манер был прозван кро’нверком.
Авторпроекта крепости неизвестен. По некоторым предположениям им мог бытьфранцузский инженер Ж.Г. Ламбер, но многие считают, что проект крепости создалсам Петр I.
Каки все первые постройки Петербурга, крепость была деревянной. Она имеланеправильную шестиугольную форму с вынесенными вперед шестью бастионами. В строительствекрепости принимали участие лично Петр и его сподвижники — А.Д. Меншиков, Г.И.Головкин, Н.М. Зотов, Ю.Ю. Трубецкой, К.А. Нарышкин. И этот факт отражен вназвании шести ее бастионов: Государев, Нарышкин, Трубецкой, Зотов, Головкин, Меншиков.Бастионы соединялись крепостными стенами — куртинами.
29июня 1703 г. в центре строящейся крепости заложили деревянный собор Петра иПавла. Кроме того, внутри крепости возвели несколько построек военного значения,а также деревянную лютеранскую церковь свято Анны. Эта церковь служила для нуждиностранцев, проживающих или приезжающих в город. Но простояла она недолго — до 1710 г.
14мая 1704 г. со стен крепости произвели первый орудийный салют. С той поры, орудийныесалюты стали одной из первых петербургских традиций. И до сего дня эта традицияпостоянно поддерживается — орудийный выстрел пушки Петропавловской крепостивозвещает петербуржцам о том, что наступил полдень.
С 1706 г. Петропавловскую крепость начали перестраивать в камне под руководствомитальянского архитектора и фортификатора Д. Трезини. Само строительствопродолжалось до 1740 г., и с 1734 г. возведением каменных стен руководилвоенный инженер Б.К. Миних. В плане крепость сохранила свою шестиугольную форму,с выдвинутыми бастионами. Но высота соединяющих бастионы куртин достигла 10–12м, а ширина — до 20 м.
Д.Трезини построил новый каменный Петропавловский собор, а также каменныетриумфальные Петровские ворота при въезде в крепость. Ворота выполнены в стилебарокко и украшены барельефом работы К. Оспера «Низвержение Симона-волхваапостолом Петром», на котором в аллегорической форме прославляется победа ПетраI над Карлом XII. Для украшения ворот из свинца отлили герб России — двуглавогоорла, а в нишах по обеим сторонам ворот установили статуи работы скульптора Н.Пино.
Позднеебыли устроены невысокие Иоанновские ворота, на которых находится надпись «1740»,означающая время завершения основных строительных работ в крепости. С 1738 г. от Городского острова к Иоанновским воротам крепости через Кронверкский пролив ведетИоанновский мост (до конца XIX в. называвшийся Петровским).
В1730-х гг., при императрице Анне Ивановне, крепость была усиленадополнительными укреплениями — Иоанновским и Алексеевским равелинами, названнымив честь отца и деда императрицы. Равелины отделялись от территории крепостирвами с водой, через которые были перекинуты мосты. В конце XIX в. рвы былизасыпаны. В 1748–1749 гг. внутри крепости построили Инженерный дом.
В1780-х гг. южные стены крепости облицевали гранитом. Тогда же архитектор Н. А.Львов построил речные Невские ворота (1784–1787 гг.). В 1798–1806 гг. вПетропавловской крепости возведен Монетный двор (арх. А. Порто), где чеканилизолотые, серебряные и медные монеты. В 1801 — 1802 гг. был возведенАртиллерийский цейхгауз. С 1924 г. в крепости располагается музей.
Построеннаяпо последнему слову фортификационной науки Петропавловская крепость никогда неслужила боевым укреплением. Но она стала символом вечного владычества России наБалтике.
Главноесооружение крепости — Петропавловский собор, заложенный под гром пушечногосалюта 29 июня 1703 г. в день апостолов Петра и Павла. Вначале собор также былдеревянным. В 1712 г., когда Петербург был объявлен столицей, началосьстроительство каменного собора по проекту Д. Трезини. Освящение новогокафедрального собора состоялось в 27июня 1732 г.
Обликнового храма был необычным для России: трехнефная церковь по образцу западноевропейскихс четырехъярусной колокольней была увенчана высоким шпилем, на вершине которогоукреплен флюгер — фигура трубящего ангела, несущего крест и благословляющегоновую столицу империи. Петропавловский собор стал одним из свидетельствпродолжающегося спора Петра I с древней Москвой — по требованию царяпервоначальная высота колокольни составляла 106 м, что было на 26 м выше колокольни Ивана Великого в Московском Кремле. В середине XIX в. послереконструкции высота колокольни еще более увеличилась и достигла 122, 5 м.
Великолепныйзолоченый резной иконостас собора, напоминающий триумфальную арку, выполнен вМоскве по эскизам Д. Трезини и И. Зарудного, его помощниками И. Телегой и Т.Ивановым, а также московскими резчиками. В 20-х гг. XVIII в. на куполе соборабыли установлены дорогие голландские куранты. В 1756 г. куранты сгорели при пожаре, и позже были заменены новыми. Эти куранты до сих пор каждый часзвонят, и петербуржцы могут услышать мелодию «Коль славен наш Господь в Сионе»,а в полдень и полночь каждого дня — мелодию гимна Российской империи «Боже, царяхрани!».
Петропавловскийсобор сразу же стал памятником славы русского оружия. В нем хранились трофейныезнамена, ключи от завоеванных городов и крепостей.
Крометого, Петропавловский собор перенял традицию Архангельского собора МосковскогоКремля, став официальной усыпальницей императоров из рода Романовых. Здесьнаходятся могилы российских императоров от Петра I до Николая II, заисключением Петра II и Ивана VI Антоновича.
В1896–1908 гг. рядом с собором, по проекту архитектора Д.И. Гримма, возвелиВеликокняжескую усыпальницу, освященную в честь св. князя Александра Невского иувенчанную куполом и золоченой главкой.
***
С60-х гг. XVIII в. центром петербургской жизни становится Зимний дворец. Инемудрено, ведь именно Зимний дворец — это главная резиденция русскихимператоров в Санкт-Петербурге.
Ностроительство Зимнего дворца имеет свою историю. Первая зимняя резиденция ПетраI — Зимний дом (названный так, в отличие от ранее возведенного Летнего дворца)— был построен в 1711 г. на берегу Зимней канавки. В 1716–1719 гг. по проектуархитектора Г.И. Маттарнови возвели новый Зимний дом с фасадом на Неву у самогоустья Зимней канавки. Позднее, в 1720-х гг., он был перестроен Д. Трезини. ЦарьПетр жил попеременно то в Летнем, то в Зимнем домах, но последние дни жизнипровел именно в Зимнем доме.
В 1732 г. В.В. Растрелли начал постройку третьего Зимнего дворца — с фасадами наНеву и Дворцовую площадь. Четвертый, временный деревянный Зимний дворец, Растреллипостроил в 1755 г. на углу Невского проспекта и набережной реки Мойки. Этотдворец простоял до 1762 г. Ныне существующий, пятый, Зимний дворец в стилерусского барокко возведен Растрелли в 1755–1762 гг. на месте разобранноготретьего.
Инициативастроительства нового Зимнего дворца принадлежала императрице ЕлизаветеПетровне. Императорский указ Сенату, подписанный Елизаветой в марте 1755 г., гласил: «Понеже в Санкт-Петербурге наш Зимний дворец… по великости нашего Императорскогодостоинства… доволен быть не может,… мы вознамерились оной Зимней наш дворецс большим… пространством в длине, ширине и вышине перестроить».
И,отвечая чаяниям императрицы, В.В. Растрелли возвел самое масштабное ивеличественное здание в Петербурге. Форма четырехэтажного здания —прямоугольник с выступами по углам и внутренним парадным двором. Фасадыобращены к Неве, Адмиралтейству и на Дворцовую площадь. В здании 1050 покоев, 117лестниц, 1886 дверей, 1945 окон, а общая длина фасада по периметру составляла 2 км.
Носама императрица Елизавета Петровна не смогла порадоваться новому Зимнемудворцу, ибо скончалась до окончания всех строительных работ.
Зимнийдворец отличается удивительными по красоте, богатству и разнообразию внешней ивнутренней отделкой, архитектурным и скульптурным декором. Грандиозные размерыи пышная отделка дворца подчеркивали его парадное назначение. Наиболее известныАлександровский, Белый, Золотой, Помпейский, Петровский, Гербовый, Георгиевскийзалы и парадная Иорданская лестница. И если залы Зимнего дворца неоднократноперестраивались, то широкая, расходящаяся во все стороны Иорданская лестницасохранилась в своем первоначальном виде. В одном из залов нижнего этажанаходилась Сокровищница, в которой хранились регалии императорской власти:корона, держава и скипетр.
Впоследние десятилетия XVIII в. Зимний дворец превратился в центр большогодворцового комплекса. Сначала на Дворцовой набережной возник Малый Эрмитаж(1764–1767 гг.) — здание для хранения произведений искусства, принадлежащихимператрице Екатерине II. В 1771–1787 гг. к нему пристроили здание СтарогоЭрмитажа, а в 1783 –1787 гг. — здание Эрмитажного театра (по проектуархитектора Дж. Кваренги). В 1818–1826 гг. К.И. Росси перестроил ряд помещенийи создал «Галерею 1812 года», в которой были размещены портреты 332 героевОтечественной войны 1812 г., выполненные художниками Д. Доу, А.В. Поляковым иВ.А. Голике.
Но17 декабря 1837 г. страшный пожар, возникший из-за неисправности печных труб, уничтожилвсю внутреннюю отделку комнат и залов. Только героическая борьба со страшнымбедствием солдат Дворцовой роты и пожарных спасла от гибели многообразныесокровища, хранившиеся в дворце. После пожара дворец представлял собой жалкоезрелище — сохранились лишь обгоревшие стены и своды первого этажа. Но уже к 1840 г. были закончены восстановительные работы, проводившиеся под руководством архитекторов В.П.Стасова и А.П. Брюллова. Правда, в близком к первоначальному виду воссоздалисовсем небольшую часть залов.
В1839–1852 гг. по проекту Л. фон Кренце к эрмитажным сооружениям было пристроеноздание Нового Эрмитажа. Торжественный вход в Новый Эрмитаж украшают знаменитыеатланты.
Вконце XVIII — первой четверти XIX вв. на левом берегу Невы было созданопарадное пространство из трех площадей — Дворцовой, Адмиралтейской и Сенатской,по периметру которых расположились важнейшие государственные учреждения.
Адмиралтействонесомненно является второй архитектурной доминантой Санкт-Петербурга, послеПетропавловского собора. Возникшее в 1704 г. как крепость и верфь, нынешнее здание Адмиралтейства было построено в 1806–1819 гг. по проекту архитектора А.Захарова. В центральной части в небеса возносится трехъярусная башня сзолоченым 72-метровым шпилем, которая, подобно маяку, стягивает к себеокрестные магистрали. В основании башни устроены Триумфальные ворота. Башня иворота украшены многочисленными статуями и горельефами, в основе которых лежатморские сюжеты. Вообще все архитектурно-скульптурные композиции на зданииАдмиралтейства посвящены морской тематике и прославляют героические страницырусского военно-морского флота.
Симметричныекрылья здания Адмиралтейства как бы привязывают к себе две площади, созданныеК. Росси. Одна из них — Сенатская, окаймленнная зданиями Сената и Синода (арх.К. Росси; 1829–1834 гг.). В центре Сенатской площади — памятник Петру I работыЭ.-М. Фальконе (открыт Екатериной II в 1782 г.).
Ноглавенствует в историческом центре Санкт-Петербурга другая площадь — Дворцоваяперед Зимним дворцом. С одной стороны, она образована дугой зданий Главногоштаба и Министерств, соединенных Триумфальной аркой — памятником воинской славе 1812 г. Арка через проезд ведет к Невскому проспекту, а на ее вершинерасположена скульптурная группа «Колесница Славы». С другой стороны, нанабережной Невы стоит и сам Зимний Императорский дворец. В центре площадиустановлен знаменитый по стихотворению А.С. Пушкина «Александрийский столп» —монолитная гранитная колонна, выполненная О. Монфераном, завершеннаяскульптурой ангела с крестом. Пространственное решение Дворцовой площади создалК. России в 1819–1829 гг.
Дворцоваяплощадь — своего рода архитектурная корона северной столицы России.
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта www.portal-slovo.ru


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.