Реферат по предмету "Бухгалтерский учет и аудит"


Учет труда и заработной платы на предприятии 2

--PAGE_BREAK-- применяются для оформления и учета увольнения работника (работников). Заполняются работником кадровой службы, подписываются руководителем организации или уполномоченным им лицом, объявляются работнику (работникам) под расписку. На основании приказа делается запись в личной карточке, лицевом счете, трудовой книжке, производится расчет с работником по форме № Т-61 «Записка-расчет при прекращении действия трудового договора (контракта) с работником». 
        Приказ (распоряжение) о направлении работника(ов) в командировку (форма № Т-9 и № Т-9а) применяются для оформления и учета направлений работника (работников) в командировки. Заполняются работником кадровой службы, подписываются руководителем организации или уполномоченным им лицом. В приказе о направлении в командировку указываются фамилии и инициалы, структурное подразделение, профессии (должности) командируемых, а также цели, время и места командировок.
       При необходимости указываются источники оплаты сумм командировочных расходов, другие условия направления в командировку.
        Командировочное удостоверение (форма № Т-10) является документом, удостоверяющим время пребывания работника в служебной командировке. Выписывается в одном экземпляре работником кадровой службы на основании приказа (распоряжения) о направлении в командировку. В каждом пункте назначения делаются отметки о времени прибытия и выбытия, которые заверяются подписью ответственного должностного лица и печатью. После возвращения из командировки в организацию работником составляется авансовый отчет с приложением документов, подтверждающих произведенные расходы.
        Служебное задание для направления в командировку и отчет о его выполнении (форма № Т-10а) используются для оформления и учета служебного задания для направления в командировку, а также отчета о его выполнении. Служебное задание подписывается руководителем подразделения, в котором работает командируемый работник. Утверждается руководителем организации или уполномоченным им лицом и передается в кадровую службу для издания приказа (распоряжения) о направлении в командировку.
       Лицом, прибывшим из командировки, составляется краткий отчет о выполненной работе, который согласовывается с руководителем структурного подразделения и представляется в бухгалтерию вместе с командировочным удостоверением и авансовым отчетом.
        Приказ (распоряжение) о поощрении работника(ов) (форма № Т-11 и -11а) применяются для оформления и учета поощрений за успехи в работе. Составляются на основании представления руководителя структурного подразделения организации, в котором работает работник. Подписываются руководителем организации или уполномоченным им лицом, объявляются работнику (работникам) под расписку. На основании приказа (распоряжения) вносится соответствующая запись в трудовую книжку работника.
        Табель учета использования рабочего времени и расчета заработной платы (ф. № Т-12) и табель учета использования рабочего времени (ф. № Т-13) применяют для осуществления табельного учета и контроля трудовой дисциплины. Форма № Т-12 предназначена для учета использования рабочего времени и расчета заработной платы, а форма № Т-13 — только для учета использования рабочего времени. При использовании формы № Т-13 оплату труда начисляют в лицевом счете (ф. № Т-54), расчетной ведомости (ф. № Т-51) или расчетно-платежной ведомости (ф. № Т-49).
       Форма № Т-13 применяется в условиях автоматизированной обработки данных. Бланки табеля с частично заполненными реквизитами могут быть созданы с помощью средств вычислительной техники. В этом случае форма табеля изменяется в соответствии с принятой технологией обработки данных.
       Табельный учет охватывает всех работников организации. Каждому из них присваивается определенный табельный номер, который указывается во всех документах по учету труда и заработной платы. Сущность табельного учета заключается в ежедневной регистрации явки работников на работу, с работы, всех случаев опозданий и неявок с указанием их причин, а также часов простоя и часов сверхурочной работы.
       Табельный учет осуществляют бухгалтер, бригадир или мастер в табеле учета использования рабочего времени. Для упрощения табельного учета можно ограничиться лишь регистрацией в нем отклонений от нормальной продолжительности рабочего дня.
       Отметку о неявках или опозданиях делают в табеле на основании соответствующих документов — справок о вызове в военкомат, суд, листов о временной нетрудоспособности и др., которые работники сдают табельщикам; время простоев устанавливают по листкам о простое, а часы сверхурочной работы — по спискам мастеров.
       Оформленные первичные документы по учету выработки и выполненных работ вместе со всеми дополнительными документами (листками на оплату простоя, на доплаты, актами о браке и др.) передаются бухгалтеру.
       Для определения суммы заработной платы, подлежащей выдаче на руки работникам, необходимо определить сумму заработка работников за месяц и произвести из этой суммы необходимые удержания. Эти расчеты производят обычно в расчетно-платежной ведомости (ф. № 49) , которая, кроме того, служит и документом для выплаты заработной платы за месяц.


       Расчетно-платежную ведомость используют малые и средние предприятия, где число работников не велико и где предпочитают не вести лицевые счета в дополнение к этим ведомостям, считая, что все необходимые сведения содержатся и в налоговой карточке. На крупных предприятиях для расчета заработной платы используются расчетные ведомости (ф. № 51) , а для выплаты - платежные ведомости (ф. № 53) . Однако на данных предприятиях, где зарплата может начисляться по 20 основаниям, только в лицевом счете работника отражаются все ее виды. И зачастую лицевой счет является формой, где наиболее полно отражена информация, позволяющая осуществить выборку заработной платы для начисления пенсии или подготовить справку в фонд занятости для назначения пособия по безработице. Кроме того, лицевые счета хранятся 75 лет, и служат зачастую единственным основанием для выдачи архивных справок о полученной работниками заработной плате.
       Расчетно-платежная ведомость объединяет в себе две утвержденные формы -расчетную и платежную ведомости. Рассмотрим на примере порядок ее заполнения.
       
        Пример. В ООО “Лира” начислена заработная плата сотрудникам за май 2001г.
       Ведомость составляется в бухгалтерии в одном экземпляре. Основание для ее заполнения — первичные документы по учету кадров, выработки, фактически отработанного времени и др.
       Из личной карточки работника (форма № Т-2) в графы 21, 2 — 4 расчетно-платежной ведомости переносятся данные о фамилии и инициалах, табельном номере работников списочного состава, профессии рабочих или должности служащих и работников аппарата управления, размере тарифной ставки или должностного оклада конкретного работника. Эти же данные содержатся и в лицевом счете работника.
       Из табеля учета использования рабочего времени и расчета заработной платы переносятся данные:
       - в графу 5 ведомости о количестве отработанных рабочих дней (из форм № Т-12 графа 37 или № Т-13 графа 5) или часов (из форм № Т-12 графа 38 минус графа 41 или № Т-13 графа 6),
       - в графу 6 ведомости (из форм № Т-12 графа 41) об отработанных выходных и праздничных днях, которые оплачиваются по двойному тарифу.
       Из лицевого счета переносятся данные о начислениях за текущий месяц:
       - по видам оплат в графы 7 — 11 ведомости (данные из граф 29-33 и 35-37 формы № Т-54 либо из второй страницы формы № Т-54а). Это могут быть оплаты из: фонда оплаты труда, чистой прибыли организации, компенсация морального вреда по решению суда, единовременные поощрения, материальная помощь, возмещение командировочных расходов сверх установленных норм, компенсационные выплаты при увольнении и др.
       - в графу 12 ведомости данные о стоимости распределенных материальных и социальных благ (из формы № Т- 54 графы 34 либо второй страницы формы № Т-54а). Это может быть оплата из средств предприятия за работника товаров (работ, услуг), питания, лечения, отдыха, обучения, стоимости пребывания детей в дошкольных учреждениях, стоимость подарков. К этим выплатам также относятся материальная выгода от приобретения товаров (работ, услуг) у физического лица по договору гражданско-правового характера и материальная выгода, полученная работником от приобретения ценных бумаг, товаров (работ, услуг) и др.
       Затем в графе 13 ведомости отражаются итоговые суммы начислений за текущий месяц.
       В форме также отражаются произведенные удержания — налог на доходы, сумма выданного аванса за первую половину месяца, удержания по исполнительным листам, по инициативе администрации (например, сумма недостач, задолженности по авансовому отчету и командировке) или по заявлению работника. Сумма налога на доходы сверяется с данными расчета по налоговой карточке формы 1-НДФЛ, поскольку только в ней содержатся все необходимые сведения для правильного расчета данного налога с учетом всех льгот, вычетов и сумм полученного дохода нарастающим итогом с начала года.
       Затем в графе 20 отражается сумма к выплате, для чего из суммы в графе 13 вычитается сумма удержаний (графы 14 –17). Положительная разница заносится в графу 18, отрицательная — в графу 19.
       Графы 20-22 ведомости, содержащие сумму к выдаче, фамилию и подпись работника, расположены в конце формы для наглядности и удобства чтения работником при получении денег.
       По всем графам, в которых отражены суммы начислений и удержаний, а так же графам 18-20 подводятся итоги, полученные суммы записываются в строку “Итого”. Эта сумма вписывается бухгалтером от руки в конце ведомости после последней фамилии. При подведении итогов бухгалтер, составивший ведомость, делает на первом листе в графе “Сумма” запись об общей сумме, подлежащей выплате по данной ведомости (берется из итоговой строки по графе 20) и сроках произведения выплат. После этого ведомость подписывает главный бухгалтер и руководитель организации (или иные лица, уполномоченные давать разрешение на выплату денежных средств из кассы), при подписании проставляется дата.
       Подписанная ведомость передается в кассу организации для выплаты работникам заработной платы. При получении денег каждый работник расписывается в графе 22.
       По истечении срока, установленного в ведомости для выплаты денежных средств, ведомость закрывается. Напротив фамилии сотрудников, не получивших деньги по ведомости, кассир ставит отметку “Депонировано” в графе 22. В конце ведомости делается запись о фактически выданных и депонированных суммах.
       После этого кассир, производивший выплату, составляет на сумму выданной заработной платы расходный кассовый ордер (форма № КО-2). Дата и номер этого расходного ордера проставляются в ведомости.
       Подписанная кассиром ведомость вместе с расходным кассовым ордером прилагаются к отчету кассира за день последнего срока выплаты по ведомости и сдаются в бухгалтерию. Бухгалтер проверяет правильность оформления ведомости, пересчитывает данные о выданных и невыданных суммах, сверяет с отчетом кассира. Если расхождений не обнаружено, бухгалтер подписывает форму, проставляет расшифровку своей подписи, указывает дату проверки, которая, как правило, должна совпадать с датой представления отчета кассиром.
       Депонированные суммы заносятся в реестр депонентов.
       
       Если заработная плата выдается по Платежным ведомостям (форма № Т-53), то такие платежные ведомости регистрируются в журнале регистрации (форма № Т-53а), которая ведется работниками бухгалтерии.
       Однако на практике использовать расчетно-платежные ведомости для подсчета средней заработной платы за какой-либо предшествующий период (например, за три месяца при оплате отпуска) неудобно, поскольку необходимо делать трудоемкие выборки из различных ведомостей. Поэтому в организации на каждого работника открывают лицевые счета (ф. № Т-54 и ф. № Т-54а), в которых записывают необходимые сведения о работнике (семейное положение, разряд, оклад, стаж работы, время поступлений на работу и др.), все виды начислений и удержаний из заработной платы за каждый месяц. По этим данным легко рассчитать средний заработок за любой период времени. Он заполняется на основании первичных документов по учету выработки и выполненных работ (нарядов, заказов-нарядов, книги учета выработки и т.п.), отработанного времени (табелей учета использования рабочего времени формы № Т-12 и № Т-13). Отражается информация из приказов (распоряжений) о поощрении работников формы № Т-11 и № Т-11а, записок-расчетов о предоставлении отпуска работнику (форма № Т-60) и при прекращении действия трудового договора (контракта) с работником (форма № Т-61), акта о приемке работ, выполненных по трудовому договору (контракту), заключенному на время выполнения определенной работы (форма № Т-73), листков и справок на доплату, больничных листов и др. документов.
       Одновременно производится расчет всех удержаний из заработной платы с учетом полагающихся данному работнику налоговых вычетов, льгот и определяется сумма к выплате на руки.
       Лицевой счет заполняется работником бухгалтерии.
       По сравнению с постановлением Госкомстата России от 30 октября 1997 г. № 71а в настоящее время произошли некоторые изменения в составлении лицевого счета работника.
       Изменения, внесенные в форму Т-54, связаны с изменениями в исчислении налога на доходы физических лиц, введении ИНН и страховых свидетельств государственного пенсионного страхования, сокращением разновидностей оплат, надбавок на большинстве предприятий.
       Рассмотрим порядок ведения лицевого счета работника на примере конкретного физического лица.
         
          Пример. Иванова Лидия Степановна принята на работу в ООО «Веда» 1 апреля 2001 г. ткачихой 5 разряда с часовой тарифной ставкой 31 рубль. Является вдовой, имеет ребенка в возрасте до 18 лет. Имеет право на получение стандартных налоговых вычетов за каждый месяц (до получения размера доходов 20 тыс. рублей в размере 400 руб. на себя и 600 руб. — двойной вычет на ребенка). Представила Справку о доходах по прежнему месту работы и написала заявление на предоставление ей стандартных вычетов по новому месту работы.
       Лицевой счет открывается с приемом работника на работу или с 1 января нового отчетного года на уже работающего сотрудника организации. При приеме работника на работу сведения из личной карточки работника (форма № Т-2) переносятся в его лицевой счет.
       Дата составления лицевого счета в новой форме отсутствует, т.к. практически начало расчетного периода и определяет дату заполнения формы. В нашем примере расчетный период начинается 1 апреля 2001 г.
       В верхней части карточки указывается наименование организации и ее код по ОКПО, например 16035715. Если организация небольшая и не имеет деления на структурные подразделения, то в этой строке ставится прочерк.
       В графе «Категория персонала» указывается категория, к которой относится работница (управленческий персонал, рабочие, служащие). Графа заполняется в тех организациях, где предусмотрено такое деление работников по категориям в штатном расписании. В нашем примере «рабочая».
       Далее указывается ИНН, присвоенный работнице налоговыми органами (данные берутся из свидетельства), рядом указывается номер страхового свидетельства государственного пенсионного страхования и код места жительства. Данные сведения облегчают дальнейшее заполнения сведений, представляемых в Пенсионный фонд и заполнение формы 1 и 2-НДФЛ.
       В графе «Состояние в браке» указывается семейное положение сотрудника: женат (замужем), холост (не замужем), разведен (разведена), вдовец (вдова). В нашем примере — вдова. Графа необходима для расчета стандартных налоговых вычетов, предоставляемых на ребенка сотрудника.
       В графе «Количество детей» указывается количество несовершеннолетних детей, а также детей, учащихся в дневных учебных заведениях, на которых работнику предоставляются стандартные налоговые вычеты. В нашем примере — 1.
       Сведения об иждивенцах исключены из формы в связи с тем, что такое понятие не содержится в главе 23 «Налог на доходы физических лиц» НК РФ и вычеты на них не предоставляются. Дата поступления на работу — дата приема в нашем случае 1 апреля 2001 г.
       Раздел прежней карточки о перемещениях уточнен — в новой форме производятся отметки о приеме на работу и переводах работника внутри организации. Графы 1-9 заполняются на основании приказа о приеме и переводе работника. В нашем случае профессия — ткачиха, (для работников аппарата управления или служащих в данной графе указывается должность), разряд 5, часовая тарифная ставка 31 руб.
       В графе 5 «Условия труда» указывается характер условий труда (опасные, вредные с номером списка, тяжелые, нормальные).
       Данный раздел дополнен графами 8 и 9 «сумма надбавок и доплат», которые обычно также устанавливаются приказом.
       Отметки об использовании отпуска остались прежними.
       В разделе «Удержания и взносы» отражаются сведения об удержании сумм из заработной платы работника на основании исполнительных листов, приказов руководителя (например, при недостачах), или по заявлению работника (например, возврат заемных средств, материальная выгода по займам, ежемесячные перечисления по заявлению работника и т.п.).
       В графе 18 «вид удержания» указывается номер и дата документа, служащего основанием для удержания, например номер и дата исполнительного листа на взыскание алиментов, номер и дата договора займа, приказа о взыскании с работника суммы недостачи, ущерба и т.п. В графах 19 и 20 указывается период, в течение которого производятся удержания. В графе 21 указывается твердая сумма (например, при предоставлении займа, возмещении ущерба, перечисление средств по договорам добровольного страхования и т.п.) или процент к сумме получаемого дохода (например, при удержании алиментов). В графе 22 «Размер удержания за месяц» указывается твердая сумма, подлежащая удержанию ежемесячно с работника (например, при возмещении ущерба в графе 21 проставляется общая сумма, подлежащая удержанию с работника, а в графе 22 — ежемесячно удерживаемая твердая сумма). Если установлен процент удержаний, например при алиментах, данная графа не заполняется, т.к. при изменении величины заработной платы удерживаемая сумма будет различной.

     В графе 23 указывается величина стандартных налоговых вычетов, предоставляемых работнику по ст. 218 НК РФ, в нашем примере 1000 руб. ежемесячно до достижения дохода 20 000 руб.
       Поскольку согласно п. 2 и 3 ст. 221 налоговые агенты по заявлению налогоплательщиков могут представлять профессиональные налоговые вычеты (по договорам гражданско-правового характера, при получении авторских вознаграждений в размере фактически произведенных либо нормативных затрат), в данной графе, по мнению автора, могут быть отражены такие вычеты.
       Прежний раздел сведений об отработанном времени сокращен.
       В графе 24 «месяц» указывается месяц, за который начисляется заработная плата. В нашем примере — апрель. Затем в графах 25-28 указываются коды и количество отработанных часов (дней). Кодироваться могут виды отработанного периода и системы оплаты труда — повременная, сдельная оплата труда, праздничные дни, ночные, вечерние, сверхурочные работы и т.п. В нашем примере 167 рабочих часов (при 40 -часовой рабочей неделе).
       Раздел «Начисления» сокращен. В графах 29-34 указываются суммы начислений из фонда оплаты труда или прибыли предприятия за текущий месяц по видам оплат (сдельно, повременно, премии, за работу сверхурочно, в выходные и праздничные дни, ночное и вечернее время и т.п.). Здесь же указывается сумма полученных доходов в виде натуральной оплаты труда, выплат по договорам гражданско-правового характера, авторским договорам и т.п. Если работнику выплачиваются дивиденды, они также будут отражены в данных графах. Напомним, что они облагаются по повышенной ставке, как и материальные выгоды, и бухгалтеру необходимо очень тщательно кодировать данные выплаты, т.к. стандартные вычеты представляются работнику только при получении доходов, облагаемых по ставке 13%.
       В графе 34 указывается стоимость распределенных социальных и материальных благ, например, оплата из средств предприятия за работника товаров (работ, услуг), питания, лечения, отдыха, обучения, стоимости пребывания детей в дошкольных учреждениях, стоимость подарков, материальная выгода от приобретения товаров (работ, услуг) у физического лица по договору гражданско-правового характера, материальная выгода, полученная работником от приобретения ценных бумаг, товаров (работ, услуг) и др.
       В графе 38 подсчитываются итоговая сумма начислений за месяц. В нашем случае начисленная зарплата будет равна 5177 руб. (31руб. * 167 час.). Напомним, что в соответствии с п.4 ст. 225 налог на доходы исчисляется в полных рублях.
       В разделе «Удержано и зачтено» изъят вид удержаний «взносы в Пенсионный фонд». В графах 39-46 указываются сумма выданного аванса работнику за первую половину месяца, сумма налога на доходы, удержания по заявлению работника, инициативе администрации и т.п. В нашем примере налог на доходы составит 543 рубля (5177-1000)*13%.
       В графе 47 указывается общая сумма удержаний за месяц.
       Из суммы, указанной в графе 38 «всего начислено» вычитается сумма удержаний, указанная в графе 47. Положительная разница заносится в графу 48 «Задолженность за организацией», отрицательная — в графу 49 «задолженность за работником». В графе 50 указывается сумма, подлежащая выдаче работнику за данный месяц. В данном случае (5177-543) рубля
       
       Лицевой счет подписывается работником бухгалтерии, ведущим расчет заработной платы данного работника.
       На основании лицевых счетов работников заполняются расчетно-платежная ведомость (форма №Т-49), расчетная ведомость (форма №Т-51), платежная ведомость (форма №Т-53).
        Форма № Т-54 используется для записи всех видов начислений и удержаний из заработной платы на основании первичных документов по учету выработки и выполненных работ, отработанного времени и документов на разные виды оплат. На основании данного лицевого счета составляют расчетную ведомость по форме № Т-51.
        Форма № Т-54а применяется при обработке учетных данных с применением средств вычислительной техники и содержит только условно-постоянные реквизиты о работнике. Данные по расчету заработной платы, полученные на бумажных носителях, вкладываются ежемесячно в лицевой счет. Вторая страница используется для печатания кодов видов оплат и удержаний.
        Записка-расчет о предоставлении отпуска работнику (ф.№Т-60) предназначена для расчета причитающейся работнику заработной платы и других выплат при предоставлении ему ежегодного оплачиваемого или иного отпуска.
        Записка-расчет при прекращении действия трудового договора (контракта) с работником (ф. М Т-61) применяется для учета и расчета причитающейся заработной платы и других выплат работнику при прекращении действия трудового договора (контракта). Составляется работником кадровой службы или уполномоченным лицом. Расчет причитающейся заработной платы и других выплат производится работником бухгалтерии.
       Для получения аванса за первую половину месяца в банк представляют следующие документы: чек, платежные поручения на перечисление денежных средств в бюджет по удержанным налогам, на перечисление сумм, удержанных по исполнительным документам и личным обязательствам, а также на перечисление платежей на социальные нужды (в фонды — пенсионный, социального страхования, обязательного медицинского страхования).
         
                                                             

   

2. УЧЕТ РАСЧЕТОВ С ПЕРСОНАЛОМ ПО   ОПЛАТЕ ТРУДА 
    2.1    Состав затрат на оплату труда, 
        включаемых в себестоимость продукции 



       Начисляемые работникам суммы выплат следует разделить на четыре части:
       расходы на оплату труда, относимые непосредственно на издержки производства (обращения), а также на эксплуатационные расходы непромышленных хозяйств, находящихся на балансе основной деятельности организации;
       расходы на оплату труда по операциям, связанным с заготовлением и приобретением производственных запасов, оборудования к установке, осуществлением капитальных вложений;
       выплаты в денежной и натуральной форме за счет остающейся в организации части прибыли;
       доходы, выплачиваемые работникам по вкладам в имущество организации и ценным бумагам.
       Состав первой и третьей частей определен «Положением о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли», утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 05.08.92 г. № 552, с последующими изменениями и дополнениями, и им нужно руководствоваться для определения дебетуемых счетов при начислении оплаты труда, пособий, пенсий и других аналогичных выплат.
       В соответствии с Положением о составе затрат в себестоимость продукции включаются основная и дополнительная заработная плата основного производственного персонала.
       На счетах издержек производства и обращения отражают также выплаты стимулирующего и компенсирующего характера (премии за производственные результаты, в том числе вознаграждение по итогам работы за год, надбавки к тарифным ставкам и окладам за профессиональное мастерство, высокие достижения в труде, выплаты, включаемые в фонд заработной платы, за исключением расходов по оплате труда, финансируемой за счет прибыли, которая остается в распоряжении организации, и других целевых поступлений).
       Не включают в себестоимость продукции, а относят на уменьшение прибыли, остающейся в распоряжении организации, и другие целевые поступления, следующие выплаты работникам организации в денежной и натуральной форме, а также затраты, связанные с их содержанием: премии, выплачиваемые за счет средств специального назначения и целевых поступлений; материальную помощь; беспроцентную ссуду на улучшение жилищных условий, обзаведение домашним хозяйством и иные социальные потребности; оплату дополнительно предоставляемых по коллективному договору (сверх предусмотренного законодательством) отпусков работникам; надбавки к пенсиям, единовременные пособия уходящим на пенсию ветеранам труда и другие аналогичные выплаты и затраты, не связанные непосредственно с оплатой труда (Положение…, п. 7).
  2.2   Синтетический учет расчетов по оплате труда 
       

       Синтетический учет расчетов с персоналом (состоящим и не состоящим в списочном составе организации) по оплате труда (по всем видам заработной платы, премиям, пособиям, пенсиям работающим пенсионерам и другим выплатам), а также по выплате доходов по акциям и другим ценным бумагам данной организации осуществляется на счете 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда». Этот счет, как правило, пассивный. По кредиту счета отражают начисления по оплате труда, пособий за счет отчислений на государственное социальное страхование, пенсий и других аналогичных сумм, а также доходов от участия ворганизации, а по дебету — удержания из начисленной суммы оплатытруда и доходов, выдачу причитающихся сумм работникам и не выплаченные в срок суммы оплаты труда и доходов. Сальдо этого счета, как правило, кредитовое и показывает задолженность организации перед рабочими и служащими по заработной плате и другим указанным платежам.
       Согласно допущению временной определенности (п. 6 ПБУ 1/98) заработная плата признается расходом предприятия не тогда, когда она выплачивается, а тогда, когда у предприятия возникает необходимость ее выплатить. А такая необходимость возникает каждый час работы сотрудника этого предприятия.
       Как следует из инструкции, обязательства по расчетам с персоналом по оплате труда возникают, обобщенно, в четырех случаях:
       1. Обязательства по заработной плате и по премиям, которые можно выплачивать за счет себестоимости:
       Дебет счета 20 «Основное производство» (оплата труда производственных рабочих);
       Дебет счета 23 «Вспомогательные производства» (оплата труда рабочим вспомогательных производств);
       Дебет счета 25 «Общепроизводственные расходы» (оплата труда цехового персонала);
       Дебет счета 29 «Обслуживающие производства и хозяйства» (оплата труда работников обслуживающих производств и хозяйств);
       Дебет других счетов издержек (28,44, 45, 91, 97);
       Кредит счета 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» (на всю сумму начисленной оплаты труда).
       В этом случае доходы сотрудников предприятия формируются за счет его себестоимости. Отсюда доходы на этом счете накапливаются по кредиту счета 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда».
       Если же речь идет о премии, которая выплачивается за счет собственных источников и не включается прямо в себестоимость, то в этом случае составляется запись:
       Дебет 91.2 «Прочие расходы»Кредит 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда»
       Начисление оплаты труда по операциям, связанным с заготовлением и приобретением производственных запасов, оборудования к установке и осуществлением капитальных вложений, отражают по дебету счетов 07, 08, 10, 11,15 и кредиту счета 70.
       2. Обязательства, связанные с оплатой отпусков и оплатой за выслугу лет, резервируются согласно допущению непрерывности деятельности (см. п. 6 ПБУ 1/98). Это предполагает, что в течение отчетного периода производятся отчисления в резерв на оплату отпусков работникам и в резерв вознаграждений за выслугу лет. Это означает, что ежемесячно на предприятии начисляются резервы, ибо и отпуска и доплаты за выслугу лет производятся одни раз в год, и, следовательно, эти расходы предприятия должны быть равномерно распределены по всему отчетному периоду.
       Начисление в резерв оформляется путем дебетования тех же счетов затрат, как и предыдущем случае. При этом на исчисление суммы резервов кредитуется счет 96 «Резервы предстоящих расходов». Это позволяет равномерно распределить все эти расходы по отчетным периодам всего отчетного года. И когда сотрудник предприятия отправляется в отпуск или ему выплачивают надбавку за выслугу лет, бухгалтер составляет запись:
       Дебет 96 «Резервы предстоящих расходов»Кредит 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда»
       Если резерва не хватает, что может случиться в сезон отпусков, то бухгалтер обычно дебетует счета затрат, за счет которых и формировался резерв. Однако это неверно, ибо основная цель этой бухгалтерской процедуры сводится к тому, чтобы равномерно распределить эти расходы по отчетным периодам. Поэтому более правильным будет на недостающую разность дебетовать счет 97 «Расходы будущих периодов» и уже в следующие отчетные периоды покрывать за счет созданного резерва.


       3. Обязательства по социальным выплатам (пособия по временной нетрудоспособности и др.) организация выплачивает за счет третьих лиц, как правило, самих органов социального обеспечения. Это позволяет кредитовать счет 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» и дебетовать счет 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению».
       Начисленные суммы премий, материальной помощи, пособий, оплаты труда по работам, производимым за счет средств целевого финансирования и в процессе получения внереализационных или операционных доходов, отражают по дебету счетов 91 «Прочие доходы и расходы», 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)», 86 «Целевое финансирование» и кредиту счета 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда».
       4. Обязательства, возникающие из права сотрудника на участие в капитале предприятия, отражаются записью:
       Дебет 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)»Кредит 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда»
       Названные обязательства уменьшаются за счет налоговых, страховых (возмещение вреда, алименты) и других удержаний из заработной платы, которая выплачивается или деньгами, или товарами. При этом во всех случаях счет 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» дебетуется:
       если обязательства гасятся деньгами, то кредитуется или счет 50 «Касса» или счет 51 «Расчетные счета», когда зарплата выплачивается или через банк или через кредитные карточки.
       если обязательства гасятся товарами, то делаются записи:
       Дебет 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда»Кредит 90.1 «Выручка» и Дебет 90.2 «Себестоимость продаж»Кредит 41 «Товары» или 43 «Готовая продукция»
       если обязательства не погашаются, так как сотрудник по субъективным причинам не получил заработную плату, то всю невыплаченную в течение трех дней заработную плату и другие причитающиеся сотруднику деньги необходимо депонировать, для чего делается запись:
       Дебет 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда»Кредит 76.4 «Расчеты по депонированным суммам»
       Депонированные суммы должны быть выплачены по первому требованию работника.
       Учет расчетов с депонентами ведут в книге учета депонированной заработной платы, заполняемой по данным реестра невиданной заработной платы. Книгу открывают на год. Для каждого депонента в ней отводят отдельную строку, в которой указывают табельный номер депонента, его фамилию, имя, отчество, депонированную сумму и отметки о ее выдаче. Суммы, оставшиеся на конец года невыплаченными, переносят в новую книгу, открываемую также на год.
       Последующую выплату депонированной заработной платы осуществляют по расходному кассовому ордеру и отражают по дебету счета 76 и кредиту счета 50 «Касса».
       По итогам года предприятие, как правило, выплачивает премию, так называемую тринадцатую зарплату. Ее можно оформить по-разному: как материальную помощь или как премию, в зависимости от этого различается размер налога с этой зарплаты. Материальная помощь не уменьшает облагаемую налогом прибыль. Вместе с тем с нее не надо платить ЕСН и взносы в Пенсионный фонд.
       Премии бывают двух видов: предусмотренные и не предусмотренные трудовым (коллективным) договором.
       В первом случае расходы на выплату премий уменьшают налог на прибыль. Но с них фирме придется заплатить ЕСН и взносы на пенсионное страхование.
       Премии, которые не предусмотрены в трудовых договорах, учитываются при расчете налогов так же, как и материальная помощь: не уменьшают налог на прибыль и с них не надо платить ЕСН. Однако вместо такой премии работнику лучше выдать материальную помощь.
       Дело в том, что помощь в сумме 2000 рублей в год не облагается налогом на доходы физических лиц. А поэтому, получив матпомощь вместо премии, сотрудник заплатит меньше этого налога.
       Материальная помощь и премии облагаются взносами на страхование от несчастных случаев и профзаболеваний.
       Материальную помощь лучше выдать в следующих случаях:
       – если фирма рассчитывает ЕСН по максимальной ставке (35,6 процента);
       – если у фирмы нет облагаемой налогом прибыли.
       В первом случае придется заплатить больше налога на прибыль. Однако фирма сэкономит на ЕСН. В итоге общая сумма налогов будет меньше, чем при выплате премии. Рассмотрим пример:
       
        Пример 1. ООО «Актив» выплачивает сотрудникам тринадцатую зарплату в размере 100 000 руб. Прибыль фирмы (без учета дополнительного вознаграждения) равна 500 000 руб.
       «Актив» платит ЕСН по максимальной ставке (35,6%).
       Рассмотрим, что выгоднее: выплатить материальную помощь или премию.
       
       Материальная помощь.
       Если «Актив» заплатит работникам материальную помощь, то налог на прибыль будет равен:
       500 000 руб. x 24% = 120 000 руб.
       ЕСН с матпомощи платить не надо.
       Премия
       Если фирма выдаст сотрудникам премию, то придется заплатить такие налоги:
       – ЕСН и взносы в Пенсионный фонд:
       100 000 руб. x 35,6% = 35 600 руб.;
       – налог на прибыль:
       (500 000 руб. – 100 000 руб. – 35 600 руб.) x 24% = 87 456 руб.
       Всего в бюджет «Актив» перечислит 123 056 руб. (35 600 + 87 456).
       Таким образом, фирме выгоднее выдать сотрудникам материальную помощь. При этом «Актив» сэкономит на налогах 3056 руб. (123 056 – 120 000).
       Если у фирмы нет облагаемой налогом прибыли, то также лучше выдать материальную помощь. Платить ЕСН с нее не надо, а налог на прибыль уменьшать все равно не нужно.
       
       Премию выгодно платить тем фирмам, которые применяют регрессивную ставку по ЕСН.
       
        Пример 2. Воспользуемся условием примера 1. Предположим, что «Актив» рассчитывает социальный налог по регрессивной ставке.
       Доход каждого сотрудника в 2002 году превысил 100 000 руб., но он меньше 300 000 руб. Поэтому с премии фирма должна заплатить ЕСН по ставке 20 процентов.
       В этом случае, выдав сотрудникам материальную помощь, «Актив» заплатит налог на прибыль в сумме 120 000 руб. (500 000 руб. x 24%).
       Если же заплатить премию, то придется начислить такие налоги:
       – ЕСН и взносы в Пенсионный фонд:
       100 000 руб. x 20% = 20 000 руб.;
       – налог на прибыль:
       (500 000 руб. – 100 000 руб. – 20 000 руб.) x 24% = 91 200 руб.
       Всего «Актив» заплатит в бюджет 111 200 руб. (20 000 + 91 200).
       В результате фирме выгоднее заплатить работникам премию. При этом «Актив» сэкономит на налогах 8800 руб. (120 000 – 111 200).
     

2.3   Оплата отпусков 
         

       Затраты на оплату отпусков включаются в фонд заработной платы. Как в целях бухгалтерского учета, так и в целях налогообложения прибыли учет отпускных может производиться двумя способами – с применением либо без применения резерва на предстоящую оплату отпусков, что должно быть закреплено в учетной политике. Метод учета отпускных был уже упомянут выше. Далее подробнее рассмотрим метод учета отпускных без создания резерва.
       Суммы начисленных отпускных связаны с изготовлением и продажей продукции, приобретением и продажей товаров, выполнением работ, оказанием услуг. Поэтому на основании пункта 5 Положения по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99, утвержденного Приказом Минфина РФ от 6 мая 1999 года №33н, они относятся к расходам по обычным видам деятельности.
       Суммы среднего заработка, сохраняемого на период отпуска, включаются в фонд оплаты труда и отражаются на счете 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда». Затраты на оплату отпусков относятся в дебет счетов учета затрат на производство или продажу (20, 25, 26, 44).
       В расходы текущего месяца включаются только суммы отпускных, относящиеся к этому месяцу. Оставшуюся сумму учитывают на счете 97 «Расходы будущих периодов» и относят на счета учета затрат в последующих месяцах. Аналогичным образом учитываются и суммы ЕСН, взносов в ПФР на страховую и накопительную часть пенсии и взносов на обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, начисленные на отпускные. Обязанность по удержанию НДФЛ и перечислению его в бюджет возникает в момент выплаты денежных средств работнику.
       Аналогичный порядок учета (с использованием счета 97) применяется в случае, когда весь отпуск приходится на один месяц (например, с 1 по 28 число). В этом случае расчет и выплата отпускных производятся в предыдущем месяце, поэтому суммы отпускных и налогов нужно учесть на счете 97, а в следующем месяце (когда предоставлен отпуск) отнести эти суммы на счета учета затрат.
       Для правильного отражения на счетах бухгалтерского учета рекомендуется суммы начисленного ЕСН отражать по кредиту счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами»/субсчет 76-5 «Налоги отложенные». К этому субсчету могут быть открыты субсчета второго порядка – 76-5-1 «ЕСН в федеральный бюджет отложенный» и т.д. В месяце, в котором отпуск использован, производится корректировка начислений. Суммы отпускных включаются в фонд оплаты труда, а суммы ЕСН отражаются на субсчетах счета 69. Таким образом, не образуется разрыв между моментом начисления ЕСН и отражения этих сумм в Расчете авансовых платежей.
       
        Пример. Светлову В.С. предоставляется ежегодный оплачиваемый отпуск продолжительностью 28 календарных дней — с 1 по 29 ноября.
       Расчетный период (август, сентябрь, октябрь) отработан полностью.
       Для простоты расчетов сделаем следующие допущения. Расчетный период (август, сентябрь, октябрь) отработан полностью. За каждый месяц расчетного периода начислено по 5000 руб. Права на получение стандартного налогового вычета работник не имеет. Работник входит в возрастную группу 1967 года рождения и моложе. Так как тариф взносов по обязательному страхованию от несчастных случаев зависит от вида деятельности организации, в данном примере их начисление не рассматривается.
       Расчет среднедневного заработка: (5000 + 5000 + 5000): 3: 29,6 = 168,92 руб.
       Сумма отпускных: 28 х 168,92 = 4 730 руб.
       Расчет отпускных Светлову В.С. производится в октябре, деньги ему должны быть выплачены не позднее 29 октября.
       
       

Содержание операции

Дт

Кт

Сумма, руб.

  Начислены отпускные

97

70

4730

  Начислен НДФЛ с суммы отпускных (4730 х 13%)

70

68

615

 Начислен ЕСН в федеральный бюджет (4730 х 28%)

97

76-5-1

1324

 Начислен ЕСН в ФСС РФ (4730 х 4%)

97

76-5-2

189

       Начислен ЕСН в территориальный ФОМС (4730 х 3,4%)

97

76-5-3

161

       Начислен ЕСН в федеральный ФОМС

(4730 х 0,2%)

97

76-5-4

9

       Начислены взносы на страховую часть пенсии (4730 х 11%)

76-5-1

76-5-5

520

Начислены взносы на накопительную часть пенсии (4730 х 3%)

76-5-1

76-5-6

142

Выплачены отпускные (4730 – 615)

70

50

4115

Перечислен НДФЛ в бюджет

68

51

615
























    продолжение
--PAGE_BREAK--
        Октябрь 

 
Ноябрь



Содержание операции

Дт

Кт

Сумма, руб.

Отпускные включены в фонд оплаты труда

   20 (25,26,44)

       97

 
      4730

  Начисленный в ФСС ЕСН учтен в составе затрат

 

   20 (25,26,44)

 
       97

 
      1324

    3   Начисленный в территориальный ФОМС ЕСН учтен в составе затрат

 

  20 (25,26,44)

 
       97

 
       189

     4  Начисленный в федеральный ФОМС ЕСН учтен в составе затрат

 

  20 (25,26,44)

 
       97

 
       161

   5   Начислен к уплате ЕСН в федеральный бюджет

 

   20 (25,26,44)

 
     

  97

 
      

 9

   6    Начислен к уплате ЕСН в ФСС РФ

 

76-5-1

 
  

 69-1

 
     

  662

   7    Начислен к уплате ЕСН в территориальный ФОМС

 

76-5-2

 



   69-2

 
    

   189

   8    Начислен к уплате ЕСН в территориальный ФОМС

 

76-5-3

 
 

  69-3

 
      

 161

    9   Начислен к уплате ЕСН в федеральный ФОМС

 

76-5-4

 
 

 69-4

 
     

  9

    10   Начислены к уплате взносы в ПФР – страховая часть

 

76-5-5

 
 

  69-5

 
    

   520

11   Начислены к уплате взносы в ПФР – накопительная часть

 

76-5-6

 
69-6

 
   

    142





















Декабрь



Содержание операции

Дт

Кт

Сумма, руб.

Перечислен ЕСН в федеральный бюджет

 

       69-1

 
       51

 
       662

Перечислен ЕСН в ФСС РФ

 

       69-2

 
       51

 
       189

Перечислен ЕСН в территориальный ФОМС

 

       69-3

 
       51

 
       161

Перечислен ЕСН в федеральный ФОМС

 

       69-4

 
       51

 
       9

Перечислены взносы в ПФР – страховая часть

 

       69-5

 
       51

 
       520

Перечислены взносы в ПФР– накопительная часть

 

       69-6

 
       51

 
       142











  
       В октябре начисленные суммы ЕСН и взносов в ПФР отражаются как отложенные платежи, и обязанности по их уплате не возникает. В ноябре суммы отпускных включены в состав фонда оплаты труда и отражены в Расчете авансовых платежей по ЕСН. Соответственно, суммы ЕСН отражены в Расчете и у налогоплательщика возникает обязанность по их уплате. Эти суммы должны быть уплачены до 15 декабря.
       
             

      
 3. УЧЕТ УДЕРЖАНИЙ ИЗ ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЫ
       

       Из начисленной работникам организации заработной платы, оплаты труда по трудовым соглашениям, договора подряда и по совместительству производят различные удержания, которые можно разделить на две группы: обязательные удержания и удержания по инициативе организации.
        Обязательными удержаниями являются налог на доходы физических лиц, по исполнительным листам и надписям нотариальных контор в пользу юридических и физических лиц.
        По инициативе организации через бухгалтерию из заработной платы работников могут быть произведены следующие удержания: долг за работником; ранее выданные плановый аванс и выплаты, сделанные в межрасчетный период; в погашение задолженности по подотчетным суммам; квартплата (по спискам, предоставленным ЖКО предприятиям); за содержание ребенка в ведомственных дошкольных учреждениях; за ущерб, нанесенный производству; за порчу, недостачу или утерю материальных ценностей; за брак; денежные начеты; за товары, купленные в кредит; подписная плата за периодические издания; членские профсоюзные взносы; перечисления сторонним организациям и в кассу взаимопомощи; перечисления в филиалы Сберегательного банка.
       
       

     3.1   Единый социальный налог 
         

       В соответствии со второй частью Налогового кодекса Российской Федерации с 1 января 2001 г. Вводится единый социальный налог, зачисляемый в государственные внебюджетные фонды — Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации и фонды обязательного медицинского страхования Российской Федерации и предназначенный для мобилизации средств для реализации права граждан на государственное пенсионное и социальное обеспечение и медицинскую помощь.
       Объектом налогообложения для исчисления налога признаются выплаты, вознаграждения и иные доходы, начисляемые работодателями в пользу работников по всем основаниям, в том числе вознаграждения по договорам гражданско-правового характера, предметом которых является выполнение работ (оказание услуг), по авторским и лицензионным договорам, а также выплаты в виде материальной помощи и иные безвозмездные выплаты налогоплательщиков.
       Детальный перечень объектов налогообложения, налоговая база, доходы, не подлежащие налогообложению, налоговые льготы изложены во второй части Налогового кодекса РФ.
       Для налогоплательщиков применяются следующие ставки социального налога:
       

 

       Налоговая база на каждого работающего нарастающим итогом с начала года
       

 
  ПФ РФ
       

 

 ФСС РФ
       

 
       Фонды обязательного медицинского страхования
       

 
       Итого

       

 
       

 

 

Федеральный фонд обязательного медицинского страхования
       

 Территориальные фонды обяза-тельного медицинского страхования
       

 

       

До 100 000 руб.
       

 
    28.0%

 
       4,0%

 
       0,2%

 
       3,4%

 
       35,6%

От 100 001 до 300000руб.
       

 28 000 руб. + 15,8% с суммы, превышающей 100000руб.
       

 4000руб. + 2,2% с суммы, превышающей 100000руб.
       

 200руб. + 0,1% с суммы, превышающей 100000руб.
       

 3400руб. + 1,9% с суммы, превышающей 100000руб.
       

  35600руб. + 20,0% с суммы, превышающей 100 000 руб.
       

  От 300 000 до 600000руб.




       59 600 руб. + 7,9% с суммы, превышающей 300000руб.




       8400 руб. + 1,1% с суммы, превышающей 300000руб.




       400 руб. + 0,1% с суммы, превышающей 300000руб.




       7200 руб. + 0,9% с суммы, превышающей 300 000 руб.




       75 600 руб. + 10,0% с суммы, превышающей 300000руб.



  Свыше 600000руб.




       83300руб. + 2,0% с суммы, превышающей 600000руб.




       11700руб.




       700руб.




       9900руб.




       105600руб. + 2,0% с суммы, превышающей 300000руб.

       

         Сумма налога исчисляется налогоплательщиком отдельно в отношении каждого фонда и определяется как соответствующая процентная доля налоговой базы.
       Налогоплательщики уплачивают авансовые платежи по налогу ежемесячно в срок, установленный для получения средств в банке на оплату труда за истекший месяц, но не позднее 15-го числа следующего месяца.
       Банк не вправе выдавать своему клиенту-налогоплательщику средства на оплату труда, если последний не представил платежных поручений на перечисление налога.
       Для учета расчетов по взносам на социальное страхование, в Пенсионный фонд и на медицинское страхование используется пассивный счет 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению». Этот счет имеет следующие субсчета:
       1 «Расчеты по социальному страхованию»;
       2 «Расчеты по пенсионному обеспечению»;
       3 «Расчеты по обязательному медицинскому страхованию».
       Начисленные суммы в Фонд социального страхования, Пенсионный фонд, в фонды обязательного медицинского страхования относят в дебет тех счетов, на которые отнесена начисленная оплата труда, и в кредит счета 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению». При этом составляют следующую бухгалтерскую запись:
       Дебет счета 20 «Основное производство»;
       Дебет других счетов производственных затрат (23,25,26 и др.);
       Кредит счета 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению», субсчета 1,2, 3.
       Часть сумм, начисленных в Фонд социального страхования, Пенсионный фонд, используется организацией для выплаты работникам соответствующих пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, пособий на детей и др.
       Начисление работникам организации указанных пособий оформляют следующей бухгалтерской записью:
       Дебет счета 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению», субсчета 1 и 2;
       Кредит счета 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда».
       Остальную часть сумм отчислений по социальному страхованию перечисляют в Фонд социального страхования, отчислений в Пенсионный фонд — в указанный Фонд, а отчисления в фонды медицинского страхования — в соответствующие фонды. Перечисление оформляют следующей бухгалтерской записью:
       Дебет счета 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению», субсчета 1,2, 3;
       Кредит счета 51 «Расчетный счет».
       В Налоговом кодексе сказано, что сумма налога, уплачиваемая в составе ЕСН в Фонд социального страхования Российской Федерации, уменьшается налогоплательщиками на сумму произведенных ими самостоятельно расходов на цели государственного социального страхования (п. 2 ст. 243 НК РФ).
       В том случае, если суммы расходов по социальному страхованию превышают сумму начисленного ЕСН, организация обращается за возмещением средств (дотацией) в отделение (филиал) Фонда.
       Следует отметить, что отчисления на социальное страхование, пенсионное обеспечение и обязательное медицинское страхование производят от сумм оплаты труда не только работников, занятых производством продукции (работ, услуг), но и работников непроизводственной сферы (жилищно-коммунального хозяйства, детских дошкольных учреждений, объектов культурно-просветительной работы и др.).    продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.