Реферат по предмету "Бухгалтерский учет и аудит"


Теоретические основы управленческого учета 3

--PAGE_BREAK--
1.3.   Метод, способы и принципы управленческого учета

Основным методом, используемым для решения задачи планирования, является бюджетирование.

Бюджетирование осуществляется путем детальной разработки (обычно на один год) оперативных планов для предприятия в целом и его отдельных подразделений. В свою очередь оперативные планы реализуются через систему бюджетов, или финансовых планов, которые составляются обычно на год с разбивкой по месяцам, ежемесячно корректируются по каждому подразделению — центру ответственности, а затем консолидируются в единый бюджет или финансовый план. Бюджет — план или смета — финансовый документ, прогноз будущих финансовых операций. При составлении бюджетов стараются применять документы, по форме и структуре приближенные к документам бухгалтерской отчетности, для облегчения сравнения плановых и фактических показателей.

Основной бюджет состоит из трех обязательных финансовых документов, каждый из которых сам по себе является самостоятельным бюджетом:

-                   прогноза отчета прибылей и убытков;

-                   прогноза отчета о движении денежных средств;

-                   прогноза балансового отчета.

С точки зрения последовательности подготовки документов для основного бюджета весь процесс планирования может быть условно разбит на две части:

-                   подготовка операционного плана (бюджета);

-                   подготовка финансового плана (бюджета).

Несмотря на единую структуру, состав элементов основного бюджета (особенно операционной части) зависит от вида деятельности организации, при этом различают:

1) основной бюджет торговой организации;

2) основной бюджет производственного предприятия.

Можно выделить две основные категории организаций, которым необходим управленческий учет. Во-первых, это крупные­ компании, собственники которых хотят иметь объективную информацию о своем предприятии и контролировать происходящие в нем процессы. В таком случае внедрение систем управленческого учета позволяет сделать бизнес-процессы максимально прозрачными. Во-вторых, управленческий учет нужен всем компаниям, которым необходимо активно развиваться: расширять рынки сбыта, увеличивать производство, запускать новый продукт. Здесь внутренний учет используется для поиска оптимальных путей решения поставленных задач. На основании данных управленческого учета составляется отчетность, которая дает руководителю точные сведения об активах и обязательствах предприятия, помогает комплексно проанализировать развитие бизнеса. Она востребована в процессе подготовки данных, необходимых для принятия управленческих решений, а также при контроле исполнения планов. Такая отчетность нужна для внутреннего использования в организации, и поэтому практическая ценность для контролирующих органов в ней почти отсутствует. При этом управленческий учет является относительно поверхностным и не углубляется в конкретику. Например, проблема клиентской задолженности будет интересна руководителю фирмы не информацией­ по отдельному клиенту, а сообщением о количестве должников в целом за отчетный период и об их числе в общей клиентской массе. Также управленческий аппарат заинтересует доля долгов в денежном эквиваленте по отношению к общему объему продаж. Для обеспечения основных функций управленческого учета необходим контроль текущего состояния предприятия и измерение результатов деятельности: — По этой причине составляются консолидированные отчеты по всей организации с учетом внутрихолдинговых взаиморасчетов и по различным центрам финансового учета — филиалам, подразделениям, группам товаров, агентам и контрагентам. В целях перспективного планирования в управленческом учете существует так называемая система «вчера-сегодня-завтра». Она работает следующим образом: происходит сравнение сегодняшних показателей через предыдущие, позволяя оценить будущие перспективы. В частности, при помощи управленческого учета организация может вовремя заметить спад на рынке и предотвратить его. Чтобы внутренний учет осуществлялся стабильно и без ошибок, на многих предприятиях разрабатывается «Положение по управленческому учету и отчетности». В данном документе отражаются цели и задачи системы управленческого учета, базовые принципы ее построения и основные понятия. Также положение описывает структуру ответственности, формы первичных и отчетных документов, процедуры их подготовки и обработки, график документооборота. Разработка положения по управленческому учету крайне необходима для полноценной работы: существование подобного документа в компании позволит сотрудникам избежать проблем в связи с непониманием самих функций такого учета. Поскольку руководителю организации необходимо постоянно получать точную информацию о состоянии бизнеса, ведение внутреннего учета обеспечивает специальное программное обеспечение. Выбирая такую программу, организация может поступить несколькими способами в зависимости от пожеланий администрации к программе и ее цене. Во-первых, можно приобрести готовую программу у консалтинговой фирмы и конфигурировать ее под свои требования. Во-вторых, нанять группу программистов и написать индивидуальный продукт, который будет отражать все потребности бизнеса. Второй путь, несомненно, обойдется значительно дороже. При выборе программного обеспечения следует помнить, что принципы ведения управленческого учета в компании и настройки­ специализированной программы должны совпадать. Кроме того, не лишним будет уточнить, насколько распространен программный продукт и удобен для использования. Ведь выбранная программа должна не только консолидировать плановую и отчетную информацию, но и предоставлять другие сведения, позволяющие принимать грамотные управленческие решения.

Разработка операционного бюджета торговой организации начинается с определения плана продаж, т.е. формирования бюджета продаж (исследование рынка с учетом сезонных колебаний, стратегии конкурентов и т.д.). Далее, с учетом имеющихся запасов на начало планируемого периода и бюджета запасов товара на конец периода, разрабатывается бюджет закупок товаров. От объемов закупок зависят бюджеты себестоимости товаров, бюджет затрат на маркетинг и бюджет коммерческих затрат. Конечная цель операционного бюджета — разработка плана прибылей и убытков.

Операционный бюджет производственного предприятия состоит из девяти самостоятельных бюджетов.

Бюджет продаж — отражает месячный или квартальный объем продаж в натуральных и стоимостных показателях. Составляется с учетом: уровня спроса на продукцию предприятия, географии сбыта, категорий покупателей, сезонных факторов. включает в себя ожидаемый денежный поток от продаж, который в дальнейшем будет включен и в доходную часть бюджета потока денежных средств.

Производственный бюджет — это план выпуска продукции в натуральных показателях. Составляется исходя из бюджета продаж; он учитывает производственные мощности, увеличение или уменьшение запасов (бюджет производственных запасов), а также величину внешних закупок.

Бюджет производственных запасов — содержит информацию, необходимую для подготовки прогнозного отчета о прибылях и убытках — в части подготовки данных о производственной себестоимости реализованной продукции и прогнозного балансового отчета — в части подготовки данных о состоянии нормируемых оборотных средств (сырья, материалов и запасов готовой продукции) на конец планируемого периода. Объем незавершенного производства определяется, исходя из технологических особенностей изготовления продукции.

Бюджет закупок (использования материалов или прямых затрат на материалы) — это план закупок продукции из ассортиментного ряда в разрезе видов продукции или по основным поставщикам. Показывает сколько и какой продукции должно быть приобретено предприятием у внешних (импорт) и внутренних поставщиков. Составляется отделом закупок исходя из бюджета продаж.

Бюджет общепроизводственных расходов — отражает объем всех затрат, связанных с производством продукции, за исключением затрат на прямые материалы и прямых затрат на оплату труда. Общепроизводственные расходы включают в себя постоянную и переменную части. Постоянная часть планируется, исходя из потребностей производства, переменная часть — как норматив, например, от трудозатрат основных производственных рабочих. Бюджет общепроизводственных расходов обычно включает в себя ряд стандартных статей затрат: амортизацию и аренду производственного оборудования, страховку, дополнительные выплаты рабочим, оплату непроизводительного времени и т.д.

Бюджет трудовых затрат — учитывает расходы на персонал. Бюджет затрат на оплату труда подготавливается, исходя из бюджета производства, данных о производительности труда и ставок оплаты труда основного производственного персонала. В бюджете заработной платы основного производственного персонала необходимо выделять две составные части: фиксированную часть оплаты труда и сдельную часть оплаты труда. Если к моменту составления бюджета накопилась значительная кредиторская задолженность по выплате заработной платы, то необходимо предусмотреть график ее погашения.

Бюджет коммерческих расходов — учитываются все расходы, связанные со сбытом, продвижением и хранением товара. Бюджет коммерческих расходов формируется с учетом бюджета переменных общепроизводственных расходов, рекламного бюджета и других постоянных коммерческих расходов. Переменные коммерческие расходы (комиссионные вознаграждения, затраты на упаковку, складскую обработку, транспортировку товаров заказчикам) зависят от объема продаж и закупок и переносятся из бюджета переменных общепроизводственных расходов. Коммерческие расходы группируются по критериям, основными из которых являются: виды продукции, категории покупателей. При составлении бюджета коммерческих расходов в отдельную группу выделяются постоянные затраты: расходы на рекламу и маркетинг и расходы на хранение товаров на складе. Величина этих расходов планируется на основе статистических данных (расходы предшествующего периода с учетом сезонности) и решений менеджмента. Например, может быть принято решение об изменении местонахождения склада или площади арендуемых помещений, о пересмотре сумм страховых покрытий товарных запасов и другое.

Бюджет общих и административных расходов — показывает все расходы, не связанные с коммерческой деятельностью предприятия, а именно: затраты на содержание офиса, расходы на содержание персонала, освещение и отопление сооружений непроизводственного назначения, командировки, услуги связи, налоги и проценты за кредиты, относящиеся на себестоимость и т.д. Общие и административные расходы носят постоянный характер. Бюджет общих и административных расходов составляется на основе бюджетов, подготовленных центрами ответственности.

Прогнозный отчет о прибылях и убытках — первый из документов основного бюджета, показывающий, какой доход заработало предприятие за отчетный период и какие затраты были понесены. Информация о доходах поступает из бюджета продаж, данные о затратах, необходимых для обеспечения запланированного объема продаж, определяются при расчете себестоимости реализованных товаров. Информация о расходах, связанных с текущей деятельностью предприятия, поступает из бюджета коммерческих расходов и бюджета общих и административных расходов.

Назначение финансовых планов — прогноз среднесрочной и долгосрочной финансовой перспективы, а также определение текущих расходов и доходов предприятия.

Важнейшими объектами финансового планирования являются:

-                   выручка от реализации продукции (работ и услуг);

-                   прибыль и ее использование по соответствующим направлениям;

-                   фонды специального назначения и их использование;

-                   объем платежей в бюджет и во внебюджетные фонды — налоговое планирование.

В современных условиях предприятие с помощью финансового плана само определяет направление использования прибыли, остающейся в его распоряжении после уплаты налогов.

Цель составления финансового плана — определение возможных объемов финансовых ресурсов, капитала и резервов на основе прогнозирования финансовых показателей. В случае недостатка финансовых средств, руководство может обратиться к заемному капиталу. В этом случае необходимо учесть связанные с этим дополнительные расходы — проценты по кредиту. К примеру, в случае дополнительного строительства можно прибегнуть к реинвестированию. говоря простыми словами, можно взять дорогой краткосрочный кредит на непосредственное строительство. А затем под залог построенного объекта получить менее дорогой долгосрочный кредит.

Важным моментом финансового планирования является его стратегия, т.е. определение центров доходов (прибыли) и центров расходов хозяйствующего субъекта. Центр дохода хозяйствующего субъекта — это его подразделение, которое приносит ему максимальную прибыль. Центр расходов — подразделение хозяйствующего субъекта, являющееся малорентабельным или вообще некоммерческим, но играющее важную роль в общем производственно-торговом процессе.

Для разработки финансовых планов используются следующие исходные данные:

-                   договоры (контракты), заключенные с потребителями продукции (работ, услуг) и поставщиками товарно-материальных ценностей;

-                   прогнозные расчеты по реализации продукции потребителям и прибыли;

-                   экономические нормативы, устанавливаемые государством (ставки налогообложения, тарифы отчислений во внебюджетные фонды, норма амортизационных отчислений по основным фондам, учетная ставка банковского процента, устанавливаемая Центробанком России и др.).

В финансовый план входят:

-                   бюджет капитальных затрат (инвестиционный бюджет) — представляет собой план капитальных расходов с указанием источников финансирования. В бюджет капитальных затрат включают как планы по приобретению основных средств и нематериальных активов, так и долгосрочные инвестиционные проекты;

-                   бюджет денежных средств (кассовый бюджет) — это план поступления денежных средств и платежей и выплат на будущий период времени. В целом этот бюджет показывает ожидаемое конечное сальдо на счете денежных средств на конец бюджетного периода;

-                   прогнозный баланс — показывает, какими средствами финансирования обладает предприятие, и как используются данные средства. Характеризует финансовое состояние предприятия на конкретную дату.

Под налоговым планированием понимается целенаправленная деятельность организации, ориентированная на максимальное использование всех нюансов существующего налогового законодательства с целью уменьшения налоговых платежей в бюджет. При этом следует отметить, что эта деятельность налогоплательщика направлена не на нарушение налогового законодательства, а лишь на законное использование всех существующих льгот и особенностей налогового права в свою пользу.

Налоговое планирование в любом хозяйствующем субъекте базируется на двух основных принципах. Первый принцип — платить необходимо только минимальную сумму положенных налогов. Второй принцип — платить налоги необходимо в последний день установленного для этого срока.

Основным инструментом налогового планирования является налоговый календарь, предназначенный для четкого прогнозирования и контроля правильности исчисления и соблюдения сроков уплаты в бюджет требуемых налогов, а также предоставления отчетности, не допуская при этом задержек, влекущих за собой неизбежные штрафные санкции.

Результаты налогового планирования необходимо оценивать не только суммами уменьшенных налогов и полученных выгод, но и с точки зрения уменьшения возможного ущерба и издержек, которые были бы неизбежны при ведении хозяйственной деятельности без учета существующих особенностей налогообложения.

Налоговое планирование неотделимо от общей предпринимательской деятельности хозяйствующего субъекта и должно осуществляться в ходе хозяйственной деятельности, на всех ее уровнях и этапах и быть непременным и непосредственным ее элементом.

Основным методом решения задачи является анализ затрат и построение системы управления затратами. «Расходы существуют не для того, чтобы их подсчитывать. Они существуют, чтобы их снижать» — Тайичи Оно (создатель производственной системы Toyota, направленной на тотальное снижение операционных издержек в организации). Именно с этой позиции необходимо рассматривать систему управления затратами.

Анализ и построение системы управления затратами:

1. Сбор всей возможной информации о затратах на предприятии — стоимостные (цены на ресурсы, ставки оплаты труда и т.п.) и операционные (расходные коэффициенты, нормативы затрат времени, характеристики выполненной работы) характеристики бизнеса. Все эти данные поступают в систему управленческого учета посредством так называемых первичных документов. В них фиксируются факт выполненной работы и количество использованных ресурсов. Первичные документы заполняются на местах возникновения затрат. Данные об издержках могут собираться вручную или с использованием информационных технологий. Разумеется, более совершенная форма сбора данных предполагает использование программных продуктов обработки.

2. Группировка затрат согласно выбранной классификации.

3. Процедура распределения затрат. Состоит из трех этапов:

1-й — выбирается объект учета затрат;

2-й — отбор и аккумуляция затрат, относящихся к данному объекту учета;

3-й — выбирается метод перенесения затрат вспомогательных служб на производственные подразделения.

Методика распределения затрат:

-                   определение базы и принципов распределения затрат;

-                   разработка форматов первичных отчетных форм о затратах;

-                   разработка методики заполнения первичных отчетных форм;

-                   разработка методики обработки первичных отчетных форм, позволяющей распределить затраты между видами продуктов, объектами учета и видами деятельности;

-                   разработка форматов управленческих отчетов о затратах.

4. Выявление важных и контролируемых затрат.

5. Подробное изучение каждой статьи расходов.

6. Выбор метода калькулирования себестоимости.

7. Анализ. Рассмотрение возможности снижения затрат. Анализ возможности уменьшения влияния неблагоприятных факторов. Определение периодов и причин, по которым происходят резкие изменения.

Каждый день руководители сталкиваются с необходимостью принимать ряд решений, каждое из которых может непосредственно влиять на результаты деятельности их компании. Эффективные решения — залог существования коммерческого предприятия.

Решение — это акт выработки окончательного суждения. Применительно к управленческим решениям это означает выбор определенного курса действий из возможных альтернатив.

1. Наибольшее число управленческих решений связано с себестоимостью единицы продукции:

-                   какую цену установить на продукцию;

-                   выпуск какой продукции продолжать или прекратить;

-                   производить или покупать комплектующие изделия;

-                   покупать ли новое оборудование;

-                   менять ли технологию и организацию производства.

2. Решения, связанные с персоналом:

-                   решение по найму или увольнению кадров;

-                   подготовка кадров и повышение квалификации работников предприятия;

-                   разработка системы мотивации персонала;

-                   увеличение или уменьшение фиксированной оплаты труда;

-                   увеличение или уменьшение сдельной части оплаты труда.

3. Решения в потребности в материальных ресурсах:

-                   увеличить или уменьшить складские запасы и резервы;

-                   увеличить или уменьшить размеры закупаемых партий материальных ресурсов;

-                   достаточна ли мощность предприятия по ресурсам

-                   и т.д.

Можно выделить две основные категории организаций, которым необходим управленческий учет. Во-первых, это крупные­ компании, собственники которых хотят иметь объективную информацию о своем предприятии и контролировать происходящие в нем процессы. В таком случае внедрение систем управленческого учета позволяет сделать бизнес-процессы максимально прозрачными. Во-вторых, управленческий учет нужен всем компаниям, которым необходимо активно развиваться: расширять рынки сбыта, увеличивать производство, запускать новый продукт. Здесь внутренний учет используется для поиска оптимальных путей решения поставленных задач. На основании данных управленческого учета составляется отчетность, которая дает руководителю точные сведения об активах и обязательствах предприятия, помогает комплексно проанализировать развитие бизнеса. Она востребована в процессе подготовки данных, необходимых для принятия управленческих решений, а также при контроле исполнения планов. Такая отчетность нужна для внутреннего использования в организации, и поэтому практическая ценность для контролирующих органов в ней почти отсутствует. При этом управленческий учет является относительно поверхностным и не углубляется в конкретику. Например, проблема клиентской задолженности будет интересна руководителю фирмы не информацией­ по отдельному клиенту, а сообщением о количестве должников в целом за отчетный период и об их числе в общей клиентской массе. Также управленческий аппарат заинтересует доля долгов в денежном эквиваленте по отношению к общему объему продаж. Для обеспечения основных функций управленческого учета необходим контроль текущего состояния предприятия и измерение результатов деятельности: — По этой причине составляются консолидированные отчеты по всей организации с учетом внутрихолдинговых взаиморасчетов и по различным центрам финансового учета — филиалам, подразделениям, группам товаров, агентам и контрагентам. В целях перспективного планирования в управленческом учете существует так называемая система «вчера-сегодня-завтра». Она работает следующим образом: происходит сравнение сегодняшних показателей через предыдущие, позволяя оценить будущие перспективы. В частности, при помощи управленческого учета организация может вовремя заметить спад на рынке и предотвратить его. Чтобы внутренний учет осуществлялся стабильно и без ошибок, на многих предприятиях разрабатывается «Положение по управленческому учету и отчетности». В данном документе отражаются цели и задачи системы управленческого учета, базовые принципы ее построения и основные понятия. Также положение описывает структуру ответственности, формы первичных и отчетных документов, процедуры их подготовки и обработки, график документооборота. Разработка положения по управленческому учету крайне необходима для полноценной работы: существование подобного документа в компании позволит сотрудникам избежать проблем в связи с непониманием самих функций такого учета. Поскольку руководителю организации необходимо постоянно получать точную информацию о состоянии бизнеса, ведение внутреннего учета обеспечивает специальное программное обеспечение. Выбирая такую программу, организация может поступить несколькими способами в зависимости от пожеланий администрации к программе и ее цене. Во-первых, можно приобрести готовую программу у консалтинговой фирмы и конфигурировать ее под свои требования. Во-вторых, нанять группу программистов и написать индивидуальный продукт, который будет отражать все потребности бизнеса. Второй путь, несомненно, обойдется значительно дороже. При выборе программного обеспечения следует помнить, что принципы ведения управленческого учета в компании и настройки­ специализированной программы должны совпадать. Кроме того, не лишним будет уточнить, насколько распространен программный продукт и удобен для использования. Ведь выбранная программа должна не только консолидировать плановую и отчетную информацию, но и предоставлять другие сведения, позволяющие принимать грамотные управленческие решения.

Существует бесконечное количество управленческих решений. они охватывают все направления деятельности предприятия. По степени глобализации принимаемые решения могут быть перспективными, охватывающими период от 10 до 20 лет (обычно 10-12 лет) и предусматривающими разработку общих принципов ориентации предприятия на перспективу (концепцию развития). Такие решения определяют стратегическое направление и программы развития, содержание и последовательность осуществления важнейших мероприятий, обеспечивающих достижение поставленных целей. Управленческие решения могут быть текущими (оперативными) — решения, принимаемые в режиме on-line, направленные на обеспечение текущей деятельности в оптимальном режиме, являющиеся реакцией на возникающие изменения или существующие тенденции.

Можно выделить две основные категории организаций, которым необходим управленческий учет. Во-первых, это крупные­ компании, собственники которых хотят иметь объективную информацию о своем предприятии и контролировать происходящие в нем процессы. В таком случае внедрение систем управленческого учета позволяет сделать бизнес-процессы максимально прозрачными. Во-вторых, управленческий учет нужен всем компаниям, которым необходимо активно развиваться: расширять рынки сбыта, увеличивать производство, запускать новый продукт. Здесь внутренний учет используется для поиска оптимальных путей решения поставленных задач. На основании данных управленческого учета составляется отчетность, которая дает руководителю точные сведения об активах и обязательствах предприятия, помогает комплексно проанализировать развитие бизнеса. Она востребована в процессе подготовки данных, необходимых для принятия управленческих решений, а также при контроле исполнения планов. Такая отчетность нужна для внутреннего использования в организации, и поэтому практическая ценность для контролирующих органов в ней почти отсутствует. При этом управленческий учет является относительно поверхностным и не углубляется в конкретику. Например, проблема клиентской задолженности будет интересна руководителю фирмы не информацией­ по отдельному клиенту, а сообщением о количестве должников в целом за отчетный период и об их числе в общей клиентской массе. Также управленческий аппарат заинтересует доля долгов в денежном эквиваленте по отношению к общему объему продаж. Для обеспечения основных функций управленческого учета необходим контроль текущего состояния предприятия и измерение результатов деятельности: — По этой причине составляются консолидированные отчеты по всей организации с учетом внутрихолдинговых взаиморасчетов и по различным центрам финансового учета — филиалам, подразделениям, группам товаров, агентам и контрагентам. В целях перспективного планирования в управленческом учете существует так называемая система «вчера-сегодня-завтра». Она работает следующим образом: происходит сравнение сегодняшних показателей через предыдущие, позволяя оценить будущие перспективы. В частности, при помощи управленческого учета организация может вовремя заметить спад на рынке и предотвратить его. Чтобы внутренний учет осуществлялся стабильно и без ошибок, на многих предприятиях разрабатывается «Положение по управленческому учету и отчетности». В данном документе отражаются цели и задачи системы управленческого учета, базовые принципы ее построения и основные понятия. Также положение описывает структуру ответственности, формы первичных и отчетных документов, процедуры их подготовки и обработки, график документооборота. Разработка положения по управленческому учету крайне необходима для полноценной работы: существование подобного документа в компании позволит сотрудникам избежать проблем в связи с непониманием самих функций такого учета. Поскольку руководителю организации необходимо постоянно получать точную информацию о состоянии бизнеса, ведение внутреннего учета обеспечивает специальное программное обеспечение. Выбирая такую программу, организация может поступить несколькими способами в зависимости от пожеланий администрации к программе и ее цене. Во-первых, можно приобрести готовую программу у консалтинговой фирмы и конфигурировать ее под свои требования. Во-вторых, нанять группу программистов и написать индивидуальный продукт, который будет отражать все потребности бизнеса. Второй путь, несомненно, обойдется значительно дороже. При выборе программного обеспечения следует помнить, что принципы ведения управленческого учета в компании и настройки­ специализированной программы должны совпадать. Кроме того, не лишним будет уточнить, насколько распространен программный продукт и удобен для использования. Ведь выбранная программа должна не только консолидировать плановую и отчетную информацию, но и предоставлять другие сведения, позволяющие принимать грамотные управленческие решения.

Управленческий учет призван облегчить процесс принятия решения, обеспечивая его информацией, относящейся к каждому решению (количественной и качественной), в той форме, в какой она может быть легко использована руководителями. Важно запомнить, что управленческий учет может только помочь руководителям в принятии ими решения. Он не заменяет и не может заменить суждения и опыта, применяемого ими в этих случаях.

Предметом управленческого учета является управленческая информация. Традиционно информация управленческого учета носила финансовый характер, то есть она представлялась в долларах, рублях, йенах или других денежных единицах. Однако в последнее время область управленческого учета была существенно расширена дополнением операционной и физической (нефинансовой) информацией, такой как качество продукции, показатели продолжительности процесса, и субъективными оценками, как, например, удовлетворенность клиентов, творческий потенциал сотрудников и эксплуатационные качества нового продукта.

Можно выделить две основные категории организаций, которым необходим управленческий учет. Во-первых, это крупные­ компании, собственники которых хотят иметь объективную информацию о своем предприятии и контролировать происходящие в нем процессы. В таком случае внедрение систем управленческого учета позволяет сделать бизнес-процессы максимально прозрачными. Во-вторых, управленческий учет нужен всем компаниям, которым необходимо активно развиваться: расширять рынки сбыта, увеличивать производство, запускать новый продукт. Здесь внутренний учет используется для поиска оптимальных путей решения поставленных задач. На основании данных управленческого учета составляется отчетность, которая дает руководителю точные сведения об активах и обязательствах предприятия, помогает комплексно проанализировать развитие бизнеса. Она востребована в процессе подготовки данных, необходимых для принятия управленческих решений, а также при контроле исполнения планов. Такая отчетность нужна для внутреннего использования в организации, и поэтому практическая ценность для контролирующих органов в ней почти отсутствует. При этом управленческий учет является относительно поверхностным и не углубляется в конкретику. Например, проблема клиентской задолженности будет интересна руководителю фирмы не информацией­ по отдельному клиенту, а сообщением о количестве должников в целом за отчетный период и об их числе в общей клиентской массе. Также управленческий аппарат заинтересует доля долгов в денежном эквиваленте по отношению к общему объему продаж. Для обеспечения основных функций управленческого учета необходим контроль текущего состояния предприятия и измерение результатов деятельности: — По этой причине составляются консолидированные отчеты по всей организации с учетом внутрихолдинговых взаиморасчетов и по различным центрам финансового учета — филиалам, подразделениям, группам товаров, агентам и контрагентам. В целях перспективного планирования в управленческом учете существует так называемая система «вчера-сегодня-завтра». Она работает следующим образом: происходит сравнение сегодняшних показателей через предыдущие, позволяя оценить будущие перспективы. В частности, при помощи управленческого учета организация может вовремя заметить спад на рынке и предотвратить его. Чтобы внутренний учет осуществлялся стабильно и без ошибок, на многих предприятиях разрабатывается «Положение по управленческому учету и отчетности». В данном документе отражаются цели и задачи системы управленческого учета, базовые принципы ее построения и основные понятия. Также положение описывает структуру ответственности, формы первичных и отчетных документов, процедуры их подготовки и обработки, график документооборота. Разработка положения по управленческому учету крайне необходима для полноценной работы: существование подобного документа в компании позволит сотрудникам избежать проблем в связи с непониманием самих функций такого учета. Поскольку руководителю организации необходимо постоянно получать точную информацию о состоянии бизнеса, ведение внутреннего учета обеспечивает специальное программное обеспечение. Выбирая такую программу, организация может поступить несколькими способами в зависимости от пожеланий администрации к программе и ее цене. Во-первых, можно приобрести готовую программу у консалтинговой фирмы и конфигурировать ее под свои требования. Во-вторых, нанять группу программистов и написать индивидуальный продукт, который будет отражать все потребности бизнеса. Второй путь, несомненно, обойдется значительно дороже. При выборе программного обеспечения следует помнить, что принципы ведения управленческого учета в компании и настройки­ специализированной программы должны совпадать. Кроме того, не лишним будет уточнить, насколько распространен программный продукт и удобен для использования. Ведь выбранная программа должна не только консолидировать плановую и отчетную информацию, но и предоставлять другие сведения, позволяющие принимать грамотные управленческие решения.

Информация управленческого учета — финансовые и операционные данные о видах деятельности и процессах, осуществляемых в организации; функционировании ее структурных подразделений; выпускаемых ею продуктах и услугах; клиентах организации.

Итак, информация управленческого учета может быть:

-                   «количественной» (то есть связанной с цифрами, как, например, документация по товарным запасам, управленческие отчеты и т.д.);

-                   «качественной» (то есть информация нефинансового характера, которая дополняет картину, привлекая внимание руководства к соответствующим проблемам, не имеющим денежного выражения).

Нередко качественные факторы игнорируются руководителями. Это происходит, когда данные, подготовленные в качестве вспомогательного материала для принятия решения, указывают непосредственно на одно решение. Подобная практика не эффективна, так как качественные аспекты решений являются такими же важными, как и количественные, и самые квалифицированные решения могут быть приняты только при учете всей имеющейся в распоряжении информации.

Для того чтобы управленческую информацию можно было эффективно использовать, она должна отвечать некоторым определенным критериям:

1. Краткость — информация должна быть четкой, не содержать ничего лишнего.

2. Точность — пользователь должен быть уверен, что информация не содержит ошибок или пропусков. Информация должна быть свободна от любых подтасовок.

3. Оперативность — информация должна быть готова к тому времени, когда она необходима.

4. Сопоставимость — информация должна быть сопоставимой по времени и по отделам/подразделениям.

5. Целесообразность — информация должна подходить для той цели, для которой она приготовлена.

6. Рентабельность — подготовка информации не должна стоить больше, чем выгоды от ее использования.

7. Нетенденциозность — информация должна быть приготовлена и представлена таким образом, чтобы она была непредвзятой.

8. Адресность — информация должна быть доведена до ответственного исполнителя; при этом следует соблюдать конфиденциальность.

На практике получаемая информация не всегда соответствует вышеизложенным требованиям. В результате возникает множество противоречий и ошибок при принятии управленческих решений. Одну из основных проблем можно описать следующим образом: как учитывать факторы, информация по которым поступила с опозданием? Решение этой проблемы может быть следующим:

информация, пришедшая с опозданием, фиксируется в бухгалтерском учете по дате ее возникновения (когда произошло событие, по дате документа);

в управленческом учете информация фиксируется на дату ее поступления (когда информация была получена).

Это позволит решить обе задачи: проводить анализ финансовой деятельности (на основе бухгалтерского учета) и оперативно принимать решения (на основе управленческого учета). Нужно четко понимать, что управленческий учет направлен, прежде всего, на текущее управление, а правильно поставленный бухгалтерский учет позволяет проводить анализ деятельности в полном объеме.

Нередко руководители получают информацию, которая требует дополнительной обработки. Как следствие, решения, принимаемые на основе данной информации, оказываются неточными либо принимаются с опозданием и теряют свою актуальность. Информация может быть обработана до попадания к руководителю, при этом используются определенные формы предоставления информации. Точность и краткость получаемой информации позволяет принимать решения оперативно и, как следствие, увеличивает скорость рабочих процессов. При этом важным моментом является квалификация руководителя. Поскольку система не может заменить личного опыта и суждения.

Спрос на информацию управленческого учета различен на каждом иерархическом уровне организации. На операционном уровне, где сырье или купленные детали и узлы преобразовываются в готовую продукцию и где обслуживаются клиенты, информация нужна преимущественно для контроля за операциями и для их совершенствования. Эта информация подробная и часто повторяющаяся; измеряется чаще всего натуральными, а не финансовыми показателями, и по природе своей скорее производственно-техническая, чем экономическая.

По мере движения к более высоким уровням организации видно, что менеджеры среднего звена осуществляют мониторинг работ и принимают решения, касающиеся финансовых и материальных ресурсов, продукции, услуг и клиентов. Они могут получать информацию управленческого учета значительно реже, а сама информация будет более агрегирована и представлена в финансовых показателях. Менеджеры используют эту информацию как инструмент оперативной диагностики; она может предупредить их о существовании таких аспектов повседневной деятельности, которые отличаются от ожидаемых. Информация может использоваться также для совершенствования планирования и принятия более удачных решений.

Руководители, принадлежащие к высшим эшелонам организационного управления, получают итоговую информацию управленческого учета о хозяйственных операциях и событиях, происходивших на уровне отдельного сотрудника, клиента и подразделения. Они используют эту информацию для обоснования решений, имеющих долгосрочные последствия для организации (принятие стратегических решений).

 
    продолжение
--PAGE_BREAK--
1.4.   Сравнительная характеристика финансового и управленческого видов бухгалтерского учета
В данном разделе мы попытаемся найти основные различия и взаимосвязь управленческого и финансового (бухгалтерского) учета. Ранее мы давали определение управленческого учета. Определение финансового (бухгалтерского) учета приведено в п. 1 ст. 1 закона РФ «О бухгалтерском учете» и звучит следующим образом:

«Бухгалтерский учет — упорядоченная система сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах организации и их движении путем сплошного, непрерывного и документального учета всех хозяйственных операций».

Представим обобщенную характеристику финансового и управленческого учета и раскроем их отличия с помощью таблице 1.
Таблица 1

Различия финансового и управленческого учета

Классификационные признаки

Финансовый учет

Управленческий учет

Главные потребители

Главным образом  внешние пользователи

Менеджеры предприятия

Цели ведения учета

Составление финансовой отчетности для внешних пользователей

Обеспечение процессов управления внутри предприятия

Свобода выбора методов ведения учета

Ограничена общепринятыми принципами ведения бухгалтерского учета

Никаких   ограничений, кроме стоимости, сопоставляемой  с доходами от принятия  более эффективных управленческих решений

Учетная система

Двойная запись

Любая полезная система

Временной аспект

Нацеленность в прошлое

Нацеленность на  будущее

Временной интервал

Обычно год или квартал

Любой

Измерители

Денежные

Любые

Набор показателей

Определен точно. Относительные показатели используются незначительно

Набор до  конца не определен

Степень открытости информации

Не представляет  коммерческой тайны.  Является открытой, публичной и в ряде случаев заверяется независимыми аудиторами

Является коммерческой тайной, не полежит публикации и носит конфиденциальный характер

Основные требования к информации

В большей  степени  точность

В большей степени скорость предоставления

Связь с другими дисциплинами

Основан главным  образом на собственном методе

Тесно связан с другими дисциплинами — микро экономикой, финансами, экономическим анализом, математической статистикой и др.

Основные отличия финансового (бухгалтерского) учета и управленческого учета заключаются в следующем:

Цели учета. Цели управленческого учета: планирование; определение затрат и контроль; принятие решения. Цели финансового учета: ведение учета в соответствии с четко определенными требованиями и стандартами; составление отчетов для внешних пользователей; предоставление данных, необходимых для собственной администрации.

Пользователи информации. Пользователи финансовых отчетов могут быть как внутренними, так и внешними. Финансовые отчеты открыты к публикации и больше ориентированы на внешних пользователей. Управленческие отчеты составляются, прежде всего, для пользования внутри предприятия. Они недоступны для внешних пользователей и представляют коммерческую тайну фирмы (сметы расходов и доходов, калькуляция себестоимости продукции, планы капитальных вложений и т.д.).

Способы отражения учетной информации. Финансовая отчетность составляется в денежном выражении (стоимостной оценке), она включает конечные остатки по всем счетам. Хозяйственные операции отражаются по системе двойной записи. Для регистрации управленческой информации может использоваться любая система, осуществляющая сбор и анализ информации.

Свобода выбора. Финансовый учет базируется на четких стандартах и принципах, определяющих регистрацию, оценку и отражение хозяйственных операций. Критерий управленческого учета — полезность для принятия обоснованных управленческих решений.

Единицы измерений. Для финансовых отчетов информация измеряется в денежных единицах на момент совершения операции. Для принятия управленческих решений часто применяется прогнозируемая величина денежной единицы («будущий доллар»), так как необходимо оценить величину будущих операций. Также применяются такие измерители, как человеко-часы, машино-часы, единицы готовой продукции и прочие натуральные показатели.

Основные объекты учета. В финансовом учете суммируются данные по предприятию (хозяйственной единице) в целом. Управленческий учет обычно включает в себя информацию о деятельности отдельных подразделений предприятия, отделов, цехов, рабочих мест. Объектом учета может также выступать отдельная управленческая задача.

Частота составления отчетности. Финансовые отчеты составляют регулярно, периодичность отчетности — основной принцип финансового учета. В управленческом учете отчеты могут составляться ежемесячно, ежеквартально и т.д., но строгой периодичности нет.

Степень надежности. Финансовая информация отражает операции, которые уже завершены, и носит объективный характер. Управленческий учет в большей мере имеет дело с операциями, относящимися к будущему времени, поэтому и информация носит вероятностный, субъективный характер.

Обязательность ведения учета. Финансовый учет обязаны вести все предприятия независимо от формы собственности и формы организации бизнеса. Управленческий учет — внутреннее дело самого предприятия.

Указанные отличия финансового (бухгалтерского) и управленческого учета не означают, что эти подсистемы существуют независимо друг от друга.

Для ведения управленческого учета большинство компаний используют данные, представленные в финансовой отчетности. Но следует учитывать плюсы и минусы такого подхода.

Основные недостатки:

-                   несвоевременное отражение в бухгалтерском учете необходимой информации (документы приходят с опозданием:);

-                   жесткая регламентация российского БУ не позволяет сформировать информацию во всех необходимых разрезах (подробности сделки, размер скидки определенному покупателю, % коммерческого кредитования по каждому контрагенту);

-                   невозможность создания дополнительной аналитики к счету БУ из-за несовершенства программного обеспечения.

Основные достоинства:

-                   не требуется создание дополнительной структуры на предприятии для ввода и обработки первичных документов для управленческих целей;

-                   использование единой информационной базы сводит к минимуму расхождения между системами финансового и управленческого учета;

-                   не требуются значительные инвестиции в комплексные информационные системы.

Для устранения недостатков финансового (бухгалтерского) учета создаются системы управленческого учета и бюджетирования.

Можно выделить две основные категории организаций, которым необходим управленческий учет. Во-первых, это крупные­ компании, собственники которых хотят иметь объективную информацию о своем предприятии и контролировать происходящие в нем процессы. В таком случае внедрение систем управленческого учета позволяет сделать бизнес-процессы максимально прозрачными. Во-вторых, управленческий учет нужен всем компаниям, которым необходимо активно развиваться: расширять рынки сбыта, увеличивать производство, запускать новый продукт. Здесь внутренний учет используется для поиска оптимальных путей решения поставленных задач. На основании данных управленческого учета составляется отчетность, которая дает руководителю точные сведения об активах и обязательствах предприятия, помогает комплексно проанализировать развитие бизнеса. Она востребована в процессе подготовки данных, необходимых для принятия управленческих решений, а также при контроле исполнения планов. Такая отчетность нужна для внутреннего использования в организации, и поэтому практическая ценность для контролирующих органов в ней почти отсутствует. При этом управленческий учет является относительно поверхностным и не углубляется в конкретику. Например, проблема клиентской задолженности будет интересна руководителю фирмы не информацией­ по отдельному клиенту, а сообщением о количестве должников в целом за отчетный период и об их числе в общей клиентской массе. Также управленческий аппарат заинтересует доля долгов в денежном эквиваленте по отношению к общему объему продаж. Для обеспечения основных функций управленческого учета необходим контроль текущего состояния предприятия и измерение результатов деятельности: — По этой причине составляются консолидированные отчеты по всей организации с учетом внутрихолдинговых взаиморасчетов и по различным центрам финансового учета — филиалам, подразделениям, группам товаров, агентам и контрагентам. В целях перспективного планирования в управленческом учете существует так называемая система «вчера-сегодня-завтра». Она работает следующим образом: происходит сравнение сегодняшних показателей через предыдущие, позволяя оценить будущие перспективы. В частности, при помощи управленческого учета организация может вовремя заметить спад на рынке и предотвратить его. Чтобы внутренний учет осуществлялся стабильно и без ошибок, на многих предприятиях разрабатывается «Положение по управленческому учету и отчетности». В данном документе отражаются цели и задачи системы управленческого учета, базовые принципы ее построения и основные понятия. Также положение описывает структуру ответственности, формы первичных и отчетных документов, процедуры их подготовки и обработки, график документооборота. Разработка положения по управленческому учету крайне необходима для полноценной работы: существование подобного документа в компании позволит сотрудникам избежать проблем в связи с непониманием самих функций такого учета. Поскольку руководителю организации необходимо постоянно получать точную информацию о состоянии бизнеса, ведение внутреннего учета обеспечивает специальное программное обеспечение. Выбирая такую программу, организация может поступить несколькими способами в зависимости от пожеланий администрации к программе и ее цене. Во-первых, можно приобрести готовую программу у консалтинговой фирмы и конфигурировать ее под свои требования. Во-вторых, нанять группу программистов и написать индивидуальный продукт, который будет отражать все потребности бизнеса. Второй путь, несомненно, обойдется значительно дороже. При выборе программного обеспечения следует помнить, что принципы ведения управленческого учета в компании и настройки­ специализированной программы должны совпадать. Кроме того, не лишним будет уточнить, насколько распространен программный продукт и удобен для использования. Ведь выбранная программа должна не только консолидировать плановую и отчетную информацию, но и предоставлять другие сведения, позволяющие принимать грамотные управленческие решения.
1.5.   Практические возможности внедрения отдельных элементов управленческого учета на данном предприятии (по мнению студента)
Совершенствование оценки эффективности системы управленческого учета должно содействовать решению проблем в функционировании системы управленческого учета, которые в свою очередь препятствуют повышению эффективности деятельности предприятия в целом.

Поэтому важно перечислить основные проблемные моменты, на устранение которых и необходимо ориентировать программу по совершенствованию и развитию оценки эффективности системы управленческого учета, которая в свою очередь является предметом внутреннего аудита системы управленческого учета на предприятии.

По результатам диагностики систем управленческого учета и отчетности трех отечественных предприятий были выявлены наиболее характерные недостатки действующих систем управленческого учета, ограничивающие возможности принятия сбалансированных управленческих решений руководителями различных уровней. Далее представлены также рекомендации по совершенствованию системы управленческой отчетности и оптимизации обеспечивающей ее информационной базы.

В качестве приоритетных выбраны следующие направления совершенствования системы управленческого учета и отчетности:

1) совершенствование структуры, иерархии, содержания и формы представления управленческих отчетов;

2) развитие системы финансового планирования и бюджетирования;

3) разработка стратегии развития компании с последующей увязкой кратко-, средне- и долгосрочного горизонтов планирования;

4) совершенствование системы учета затрат.

Направления совершенствования системы управленческого учета на российских предприятиях

Основываясь на результатах анализа широкого круга учебно-методической литературы, публикаций и исследований, были выявлены некоторые характерные для российских предприятий недостатки систем управленческого учета и отчетности:

— ныне действующая на российских предприятиях система сводок рапортов, справок и отчетов, как правило, крайне фрагментарна, и не отвечает требованиям, предъявляемым к информационному обеспечению управления производством в настоящих условиях (полноте информации, ее сопоставимости, оперативности, точности, краткости, целесообразности и т.п.);

— отсутствует ряд конкретных форм аналитических отчетов;

— отсутствует иерархия форм отчетов для разных уровней управления. Отсутствует подробный регламент периодичности составления аналитических отчетов для различных пользователей.

Таблица 2

Примерная модель отчетности системы управленческого учета

Материальные потоки / виды деятельности



Операционная деятельность

Инвестиционная деятельность

Финансовая деятельность

Закупки и распределение  материальных ресурсов



Отчет о закупках материальных ресурсов

Отчет  о запасах материальных ресурсов

Отчеты о выпуске продукции

Оценка потребности в материальных ресурсах

Отчет о закупке и движении основных средств Отчет  об  эффективности инвестиций

Контроль и регулирование финансовых результатов Отчеты о результатах основной деятельности

Контроль  и регулирование дебиторской  и кредиторской задолженности Отчеты о кредиторской задолженности

Контроль за поступлением и использованием де нежных средств Отчеты о дебиторской задолженности



Контроль за исполнением плана распределения прибыли Отчет о движении денежных средств

Сводные отчеты для руководства

Производство  (затраты)

Продажи   (реализация)

Отчеты о затратах на производство Отчет об отгрузке

Отчеты о запасах готовой  продукции Отчет о продажах

Отчет об затратах на сбыт и маркетинг



Отчет о  потреблении материальных ресурсов

Отчет о работе с ценными бумагами

В результате можно выделить рекомендуемые направления совершенствования системы управленческого учета и отчетности на российских предприятиях:

-                   проектирование оптимальной иерархии отчетов и их адаптация к нуждам руководителей различных уровней. В таблице 1 представлена примерная модель отчетности системы управленческого учета на предриятии;

-                   разработка системы долгого (5-10 лет) и среднесрочного (3-5 лет) планирования на основе оценки конкурентоспособности предприятия на внутреннем и мировом рынке;

-                   увязка долгосрочного, среднесрочного и текущего планирования;

-                   оптимизация системы бюджетирования;

-                   совершенствование системы учета затрат и нормативной базы расчета их планового уровня.

В рамках первого направления — совершенствование системы управленческой отчетности, определение иерархии отчетов и их адаптация к нуждам руководителей различных уровней наиболее существенными представляются следующие мероприятия:

-                   анализ действующей системы управленческой отчетности, ее состава, структуры и функций, а также организационно-технических аспектов ее функционирования;

-                   оценка уровня автоматизации информационных потоков и процессов принятия решения и при необходимости приведение их в соответствие с требованиями системы отчетности управленческого учета.
Часть
II
Практическая часть

Вариант №1
Условие:

Фирма производит строительные материалы. На 1 июля незавершённое производство составило 12750ед (1ед=1кг). Всё исходное сырьё было отпущено в производство, завершённость по добавленным затратам достигла 30%. Материальные затраты в незавершённом производстве составили 13821руб., добавленные затраты -10605руб. В июле в производство было отпущено сырья в следующих количествах:

I партия 70500 кг по цене 0,89 руб/кг

II партия 67800 кг по цене 1,26 руб/кг

III партия 45600 кг по цене 1,45 руб/кг

Прямые трудовые затраты составили 59280 руб. за месяц, общепроизводственные расходы списывались по норме 160% от прямых трудовых затрат на 1 августа в НЗП оставалось 10200 кг. незаконченной продукции. Всё сырьё было отпущено в производство, завершённость по добавленным затратам составила 50%.
Требуется:

1.                 Используя метод ФИФО, рассчитать себестоимость 1 кг продукции, оценить по фактической себестоимости всю готовую продукцию и остаток НЗП на 1 августа.

Составить схему учётных записей на бухгалтерских счетах.
    продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.