Реферат по предмету "Социология"


Общие вопросы социологии

1.Объект и предмет социологии. 1. Специфика структуры социологического знания. Социология развивалась в 2 основных направлениях фундаментальном и прикладном. Первое включает в себя проблемы социально-философского осмысления наиболее общих вопросов развития и функционирования общества и места в нем человеческой личности, гносеологические проблемные вопросы социологии, проблемы построения структур социальных ассоциаций, построения математических моделей социальных

общностей и процессов, разработку методов изучения социальных процессов и явлений и т.д. концепции, выдвигаемые социологией на фундаментальном уровне, отличаются высокой степенью абстракции, не выделяются для изучения такие соц.единицы, как соц.группа или соц.процесс. Такой уровень социологического знания называют общесоциологическим. Фундаментальные социологические теории возникли из социальной философии и психологии, основывались

на наблюдениях, умозаключениях и обобщениях различных сторон общественной жизни, которые давали сведения о единых для всех соц.структур законах поведения людей. Но социология должна основываться на точных данных об отдельных соц.фактах, составляющих процесс изменения и структуру общества. Эти данные собираются исследователями с помощью набора методов эмпирических исследований. Общесоциологические теории и эмпирические исследования должны быть неразрывно связаны между собой,

т.к. теоретизирование, не подкрепленное знанием конкретных фактов соц.действительности, становится бессодержательным. В то же время эмпирические исследования, не связанные общетеоретическими выводами, не могут объяснить природу большинства соц. явлений. По мере возрастания требований к практическому решению соц. проблем современного общ-ва возникла необходимость в изучении и объяснении соц.явлений, происходящих в отдельных областях жизнедеятельности людей, в отдельных соц. общностях и соц.институтах.

Резко возросших уровень эмпирических исследований потребовал универсального теоретического аппарата для объяснения результатов теоретических изысканий. Однако фундаментальные исследования в социологии не могли приспособить свой теоретический аппарат для изучения таких разных социальных феноменов, как семья, государство, отклоняющееся поведение и т.д. в свою очередь фундаментальная наука испытывала значительный дефицит в эмпирической информации, так как

эмпирические исследования проводились в узкопрактических утилитарных целях и трудно было связать их в единую систему. В результате произошел разрыв между фундаментальной социологией и эмпирическими исследованиями. Противостояние фундаментальных и эмпирических исследований в значительной степени тормозило развитие социологии, мешало кооперации ученых и объединению их усилий. Выход из этого положения был найден в результате формирования еще одного уровня социологического знания

теорий среднего уровня, занимающих промежуточное положение между фундаментальными теориями и эмпирическим обобщением первичной социологической информации. Эти теории призваны обобщать и структурировать эмпирические данные в пределах отдельных областей соц.знания. 2. Основные группы теорий среднего уровня. Все теории среднего уровня можно условно подразделить на 3 группы теории социальных институтов изучающие сложные социальные зависимости и отношения, теории социальных

общностей рассматривающие структурные единицы общества от малой группы до социального класса и теории специализированных социальных процессов изучающие социальные изменения и процессы. 3. Особенности эмпирического уровня социологического знания. Это сбор многочисленных фактов, сведений, мнений соц. групп, личностных данных, их последующая обработка, обобщение и формулирование первичных выводов относительно конкретных явлений социальной жизни.

Сюда относятся теоретические обобщения, полученные методом индукции от частных единичных случаев к общим выводам. Эмпирические исследования, не связанные общетеоретическими выводами, не могут объяснить природу большинства соц.явлений. Этот уровень позволяет изучить и объяснить социальные явления, происходящие в отдельных областях жизнедеятельности людей, в отдельных соц. общностях, соц.институтах. Однако эмпирические исследования проводятся обычно в узкопрактических, утилитарных целях и трудно связать

их в единую систему. С.С.Фролов, Учебник. 3-е изд 2001, с.32-2.Культура 1.Сравнительный анализ основных типов социальных норм, выделяемых в соответствии со степенью усиления социального контроля в обществе. Обычай привычные, нормальные, на более удачные и распространенные способы деятельности. Обычай, наиболее значимый для общества переходит в нравственную норму. Это образцы поведения, которым индивиды должны следовать.

Институциональные нормы нормы, уже сознательно разработанные и установленные формальным кодексом следования им. Законы же являются наиболее социально контролируемыми нормами, т.е это усиленные и формализованные нравственные нормы, требующие неукоснительного исполнения, обеспеченного специально созданным институтом. Наиболее эффективны те законы, которые поддерживают нравственные нормы, принятые большинством членов общества. Нормы, на которые опирается, должны соответствовать тенденциям в развитии общества.

Лекции 3.Структура культуры 1. Специфика восприятия индивидом чуждых ему культур с позиций этноцентризма и культурного релятивизма. При этноцентризме существует такой взгляд на общество, при котором определенная группа считается центральной и все другие группы соизмеряются и соотносятся с ней. Этноцентризм делает нашу культуру эталоном, с которым мы соизмеряем все другие культуры по нашему мнению, они будут хороши или плохи, высоки или низки, правильны или ложны, но всегда по отношению к нашей собственной

культуре. Этноцентризм всеобщая человеческая реакция, затрагивающая все группы в обществе и почти всех индивидов. Группы, в которых существуют явно выраженные проявления этноцентризма, как правило, более жизнеспособны, чем группы, полностью терпимые к другим культурам или субкультурам. Этноцентризм сплачивает группу, оправдывает жертвенность и мученичество во имя ее благосостояния без него невозможно проявление патриотизма Этноцентризм необходимое условие появления национального самосознания

и даже обычной групповой лояльности. Возможны крайние проявления этноцентризма национализм, презрение к культурам других обществ. Однако в большинстве случаев этноцентризм проявляется в более терпимых формах. Всякий раз мы ставим себя в центр культуры и рассматриваем другие ее проявления в постоянном сравнений с образцами своей культурной среды. Этноцентризм может быть искусственно усилен в какой-либо группе с целью противостояния другим группам при конфликтном взаимодействии.

Следует отметить и его консервативную роль, негативное влияние на развитие культуры отсутствует стимул совершенствовать, изменять и тем более заимствовать из других культур. Если члены одной социальной группы будут рассматривать культурные обычаи и нормы других социальных групп только с точки зрения этноцентризма, то прийти к пониманию и взаимодействию очень сложно. Поэтому существуют подходы, которые смягчают действие этноцентризма и позволяют находить пути к сотрудничеству

и взаимному обогащению культур различных групп. Одним из таких подходов считается культурный релятивизм. Его основой служит утверждение, что члены одной социальной группы не могут понять мотивов и ценностей других групп, если они анализируют эти мотивы н ценности в свете своей собственной культуры. Для того чтобы понять другую культуру, нужно связать ее конкретные черты с ситуацией и особенностями ее развития. Каждый культурный элемент должен соотноситься с особенностями той культуры, частью которой

он является. Ценность и значение этого элемента могут рассматриваться только в контексте определенной культуры, а не с точки зрения доминирования нашей культуры, признавая за другими культурами возможности иных, отличных от наших интерпретаций культурных образцов и осознавая причины таких модификаций. С.Фролов, Учебник, 3-е изд 2001, с.52-54 2. Сравнительный анализ основных теоретических подходов к интерпретации процесса развития культуры и общества.

Существует несколько теорий развития культуры. Теория эволюционного развития культуры в свою основу берет представление о постепенном изменении культурных элементов и культурных комплексов, в ходе которого они полностью преобразуются. При этом изменение культурных образцов происходит по направлению от простого к сложному. От однородности к неоднородности. Эволюционистская точка зрения была одной из самых влиятельных теоретических концепций 9 века. Систематически изложил ее

Дарвин. Результатом принятия классической эволюционной точки зрения было то, что в работах Конта и Спенсера наблюдается социальный оптимизм, т.к. они видели в общественном развитии только прогресс, движение к счастью и процветанию. Однако позже началось отрицание линейного прогресса культуры и Шпенглер, Тойнби утверждали, что развитие общества происходит по циклам, в которых демократия и диктатура сменят одна другую и каждое культурное процветание захлестывается волной варварства.

Диалектический метод и теория конфликтов подходит к проблемам развития культуры на основании более сложной и разработанной концепции, к нему относятся Кант, Гегель, а в области социологии культуры наиболее известны Маркс и Маркузе. Основные его идеи все культурные образцы, произведенные людьми, представляют собой конечные, недолговечные явления. Уже при своем возникновении каждая из культурных норм и ценностей несет

в себе зерна гибели. Однако до этого норма должна пройти несколько стадий развития. Это стадии роста изменение степени значимости данного культурного образца, его распространенности в какой-либо группе или обществе,стадия достижения культурным образцом определенного предела, или границы, после чего он вступает в конфликт с внешней средой и со своим внутренним содержанием, стадия прекращения существования культурной нормы или ценности, однако не гибель, а скоре перерождение, т.к. старое содержание

не уничтожается, а становится основой для своей противоположности нового культурного образца. Жизненный цикл культурных норм и ценностей имеет различные временные промежутки. Сторонники этого подхода отрицают постепенное развитие культуры по восходящей линии, полагая, что процессы ее развития протекают скачкообразно, с частыми переходами от разнородности к однородности, от высоких культурных образцов к примитивным и обратно. Не отрицая в принципе идеи прогресса культуры, эти ученые

полагают, что путь любой культуры к высшим и гуманным образцам извилист, противоречив, конфликтен и характеризуется частыми отступлениями от линии прогресса. С.Фролов, Социология, учебник, изд.3-е, 2001, с. 60-64 3. Основные этапы процесса распространения культурного образца в обществе в модели А.Моля. Его модель представляет собой замкнутый цикл, начинающийся с индивидуального творчества и заканчивающийся

слиянием созданного культурного образца с массовой культурой общества. Любое распространение культурных образцов начинается с деятельности творческих личностей, каждая из которых на основе совей умственной деятельности, экспериментов, своего прошлого опыта создает продукт, пригодный для использования в некоторой соц.группе. При демонстрации нового культурного образца в малой группе происходит его первая оценка.

Если образец устраивает членов малой группы, он принимается, это считается первым распространением культурного образца в микросреде, на чем распространение культурной нормы или ценности может закончиться. Если культурный образец имеет ценность и значимость в пределах большой группы или общества, растиражирован и доведен до массовой аудитории с помощью средств массовой коммуникации, он имеет дальнейшее распространение. Для этого он должен быть оценен с точки зрения его новизны и полезности через поиск аналогичных или

близких культурных образцов в банке информации, созданном в процессе предыдущей деятельности людей. Выход нового культурного образца на средства массовой коммуникации во многом подвержен случайностям, обусловленным конкуренцией и техническими условиями. Средства массовой коммуникации доводят новую ценность до широкой публики или до макросреды. Но не каждая из них может стать частью массовой культуры она должна быть принята широкой аудиторией

как необходимая, полезная, выдержать конкуренцию с другими образцами культуры данного общества. Дальше культурный образец усваивается людьми, входит как неотъемлемая часть в индивидуальную культуру личностей, и процесс повторяется. С.Фролов, Учебник, 2001. с.65-67 4. Личность. 1. Специфика интерпретации влияния фактора социального окружения на процесс формирования личности в различных теориях развития личности.

Ч.Кули определил, что развитие концепции собственного Я происходит в ходе длительного противоречивого и запутанного процесса и не может осуществляться без участия других личностей, т.е. без социального окружения. Каждый человек строит свое Я, основываясь на воспринятых им реакциях других людей, с которыми он вступает в контакт. Таким образом можно выделить три стадии в построении зеркального

Я 1 наше восприятие того, как мы смотрим на других, 2 наше восприятие их мнения по поводу того, как мы смотрим, 3 наши чувства по поводу этого мнения. Развиваясь, личность становится не только более строгой при выборе группы индивидов, выполняющих роль социального зеркала, но и осуществляет отбор образов, оказывающих на нее влияние. Человек всегда оказывает больше внимания одним мнениям и меньше другим, он может игнорировать

некоторые мнения. При этом существует возможность неправильного истолкования мнений или искаженного зеркала напр лесть Дж.Мид разработал теорию, в которой объясняется сущность процесса восприятия индивидом других личностей и развита концепция обобщенного другого, дополняющая и развивающая теория зеркального Я. Обобщенный другой представляет собой всеобщие ценности и стандарты поведения некоторой группы, которые формируют у членов этой группы индивидуальный Я-образ.

Индивид в процессе общения как бы встает на место других индивидов и видит себя другой личностью, оценивает свои действия и наружность в соответствии с представляемыми оценками его обобщенного другого. Это осознание развивается через процессы принятия роли и исполнения роли. Принятие роли попытка принять на себя поведение личности в другой ситуации или в другой роли. Исполнение роли это действия, связанные с действительным ролевым поведением, в то время как принятие

роли претендует на игру. Ребенок в процессе обучения исполнению взрослых ролей проходит 3 стадии подготовительная, имитация поведения без понимания игровая дети начинают понимать поведение изображаемых, но исполнение роли неустойчиво заключительная, где ролевое поведение становится собранным и целенаправленным. На основе способности смотреть на себя чужими глазами выделяются техники социодрамы и психодрамы Дж.Морена. А.Халлер в дополнение к этой теории разработал концепцию значимого другого той личности,

одобрения которой данный индивид добивается и чьи указания принимает. В этом случае индивид стремится принять их роли, подражать им и таким образом осуществлять процесс социализации через значимого другого. С.Фролов, Социология, учебник, 3-е изд 2001, с.73-77 2. Основные способы защиты от ролевых конфликтов и причины их актуализации. Часто две или более ролей заключают в себе несовместимые, конфликтующие обязанности личности, либо

существует конфликт в пределах одной роли, когда, например, индивид исполняет роль, не отвечающую ни его интересам, ни его внутренним установкам. Очень часто индивиды усваивают идеальную картину окружающей действительности, а не реальную культуру и реальные человеческие взаимоотношения, которые по истечении времени и ситуации могут изменяться. Каждая личность в современном обществе в силу неадекватной ролевой подготовки, а также постоянно происходящих культурных изменений и множественности играемых ею ролей

испытывает ролевое напряжение и конфликт. Защитой от ролевых конфликтов могут быть как неосознанные защитные механизмы - рационализация и разделение ролей, так и сознательное регулирование ролей. Рационализация ролей скрывает реальность ролевого конфликта путем бессознательного поиска неприятных сторон желаемой, но недостижимой роли. Разделение ролей снижает ролевую напряженность путем временного изъятия из жизни одной из ролей и выключения ее из сознания, но с сохранением реагирования на систему

ролевых требований, присущих данной роли. Регулирование ролей формальная процедура, посредством которой индивид освобождается от личной ответственности за последствия выполнения им той или иной роли. Большую часть ответственности за негативно воспринимаемые или социально не одобряемые роли берут на себя организации и общественные ассоциации. При появлении напряженности или ролевого конфликта, индивид начинает искать оправдание в организации или ассоциации, в которой он выполняет конфликтную роль.

Лекции, С.Фролов. Социология. Учебник, 3-е изд 2001, с. 90-91, 94 5. Социальный контроль и социальные отклонения. 1. Основные теоретические подходы к объяснению причин девиации в современном обществе. Теория физических типов Шелдон. Определенные физические черты личности предопределяют совершаемые ею различные отклонения от норм. 3 осн.типа человеческих черт эндоморфный округлость форм, лишний вес,

мезоморфный мускулистость, экзоморфный худоба. Психоаналитические теории Фрейд. Психика разделена на 3 субстанции Ид, оно, животные инстинкты Эго я, разумное начало, Суперэго, супер-Я,продукт человеческой культуры. Теория социологическая или культурная. Одна из причин отклонений поведения неудачная социализация в отношении определенных норм Аномия. По Дюркгейму это такое состояние общества, при котором отсутствует

четкая моральная регуляция поведения индивидов. По Парсонсу это состояние общества. При котором значительное число индивидов находится в положении, характеризующемся серьезным недостатком интеграции со стабильными институтами, что существенно для их собственной, личной стабильности и успешного функционирования социальных систем. Поэтому ненадежное поведение является обычной реакцией на это состояние.

По Мертону она появляется не от свободы выбора, а от невозможности многих индивидов следовать нормам, которые они полностью принимают. Главной причиной отклоняющегося поведения является несоответствие культурных ценностей и легальных средств их достижений. Лекции. 6. Социальные взаимосвязи. 1. Социальный контакт как простейший вид социальных связей. Сравнительный анализ разновидностей социальных контактов.

Каждый человек сталкивается со многими индивидами. В соответствии со своими потребностями и интересами человек отбирает в этом множестве тех, с которыми затем вступает в сложные взаимодействия подобная селекционная работа представляет собой Социальный контакт кратковременные мимолетные взаимосвязи. Социальные контакты имеют большое значение в изучении места каждого индивида в системе социальных связей,

его группового статуса, особенностей исполнения им своей социальной роли в группе. Именно социальные контакты являются основой группообразующих процессов, первым шагом в образовании социальных групп. Первоначальное и необходимое звено формирования социальных взаимосвязей пространственный контакт. Он включает в себя предполагаемый пространственный контакт поведение человека изменяется в силу предположения о присутствии индивидов в каком-либо месте, визуальный пространственный контакт контакт

молчаливого присутствия, когда поведение индивида изменяется по влиянием визуального наблюдения других людей. Следующей ступенью является контакт заинтересованности, сущность которого в выборе социального объекта, обладающего определенными ценностями или чертами, соответствующими потребностям данного индивида. Здесь проявляются индивидуальные черты личности, а также особенности социальных групп, организаций, институтов, к которым она принадлежит. С развитием и углублением соц.связей индивиды начинают вступать

в кратковременные соприкосновения, в ходе которых они обмениваются какими-либо ценностями, причем внимание индивидов концентрируется на предмете обмена, а не на другом индивиде. С.Фролов, Социология, учебник, 3-е изд 2001, с. 113-116. 2. Роль ценностей в процессе формирования социальных отношений. Социальные отношения формируются из социальных взаимодействий на основе ценностей целевых желательных

событий. В силу неравенства, существующего в обществе, ценности распределены среди членов общества неравномерно. Такое распределение обусловливает первоначальный характер взаимодействий, а затем и социальных отношений. Именно на неравном распределении ценностей строятся отношения власти, подчинения, все виды экономических отношений, отношения дружбы, любви, партнерства и т.д. В своем стремлении к достижению ценностей люди вступают в конфликтные взаимодействия, если они считают

существующий ценностный образец несправедливым, и активно пытаются изменить собственные ценностные позиции. Но они также используют кооперативные взаимодействия, если ценностный образец их устраивает или если надо вступать в коалиции против других личностей или групп. Люди вступают и во взаимодействия в форме уступок, если ценностный образец считается несправедливым, но часть членов группы по разным причинам не стремится изменить существующее положение.

Содержание и смысл социальных отношений зависят от того, как соединяются во взаимодействиях потребность в ценностях и владение ими. С.Фролов, Социология, Учебник, 3-е изд 2001, с.124-126. 3. Специфика явных и латентных функций социального института. Виды явных функций. Общество является сложным социальным образованием, и силы. Действующие внутри него, так взаимосвязаны, что невозможно предвидеть последствия каждого отдельно

взятого действия. В связи с этим институты имеют явные функции, которые легко распознаются как часть признанных целей института, и латентные функции, которые осуществляются непреднамеренно и могут быть непризнанными или считаются побочным продуктом. Латентные функции являются непосредственными целями, не запланированы заранее. Это скрытые функции, с помощью которых институт удовлетворяет потребности определенных соц. групп, например, удовлетворяет потребности людей в повышении собственного престижа

покупка икры, кадиллака. Явные функции являются ожидаемыми и необходимыми, формируются и декларируются в кодексах и закреплены в системе статусов и ролей. Когда институт не справляется с явными функциями, они могут быть присвоены другим институтам. Основной явной функцией социального института является удовлетворение соц. потребностей, ради чего он создан и существует. Для осуществления этой функции каждый институт выполняет в отношении своих участников

функции, обеспечивающие совместную деятельность людей, стремящихся к удовлетворению потребностей. Это Функция закрепления и воспроизводства общественных отношений. Тем самым институт обеспечивает устойчивость социальной структуры общества. С помощью социального контроля институт обеспечивает порядок и рамки, в которых должна проходить деятельность каждого члена института. Регулятивная функция. Функционирование социальных институтов обеспечивает регулирование

взаимоотношений между членами общества путем выработки шаблонов поведения. С помощью институтов человек проявляет в социальной жизни предсказуемое и стандартизированное поведение, выполняет ролевые требования-ожидания и знает, чего ждать от окружающих людей. Такое регулирование необходимо для совместной деятельности. Интегративная функция. Включает в себя процессы сплочения, взаимозависимости и взаимоответственности

членов соц. групп, происходящие под воздействием институциональных норм, правил, санкций, систем ролей. Всякая интеграция требует совмещения усилий, конформности личных целей индивидов с целями других и целями группы, мобилизации, когда каждый член группы вкладывает свои ресурсы в достижение целей. Транслирующая функция. Каждый институт для своего нормального функционирования нуждается в приходе новых людей, передаче социального опыта. Коммуникативная функция.

Информация института должна распространяться внутри института с целью управления и контроля за соблюдением норм и во взаимодействиях между институтами. С.Фролов, Социология, учебник, 3-е изд 2001, с.153-156. 4. Институт семьи как древнейший институт общества. Семья признается всеми исследователями основным носителем культурных образцов, наследуемых из поколения в поколение, а также необходимым условием социализации личности.

В семье человек обучается социальным ролям, получает основы образования, навыки поведения. Это практически единственный реально функционирующий институт в примитивных обществах особенно. Семья является основой всех соц. институтов и , говоря о развитии семьи, надо говорить о развитии общества в целом. Семья представляет собой систему принятых норм и процедур для осуществления определенных важных для общества функций. Семейные функции в большинстве обществ мало чем отличаются друг дот друга это

функция сексуального регулирования семья главный соц.институт, через который общество упорядочивает, направляет, регулирует естественные потребности людей. Нормы сексуального поведения различаются в отличии от менталитета, репродуктивная функция семья основной институт, ответственный за воспроизводство новых членов общества, регулирования рождаемости, избежания демографических спадов или взрывов, функция социализации в семье осуществляется первичная социализация,

закладываются основы формирования индивида как личности, функция эмоционального удовлетворения удовлетворение многочисленных потребностей в близком общении, интимности, эмоциональном выражении чувств увеличивает стабильность общества, статусная функция каждый человек, воспитанный в семье получает в качестве наследия некоторые статусы, близкие к статусам членов его семьи, часто определяя его дальнейшую жизнь и прививая соответствующие интересы, ценности, образ жизни, защитная функция осуществление физической, экономической,

психологической защиты, разделение вины или стыда за члена семьи, экономическая семья представляет собой самую крепкую экономическую ячейку общества. Поэтому обычно общества не одобряют разрушения семьи Формы организации семейной жизни различны супружеская, нуклеарная семья муж, жена, дети и родственная помимо супружества кровное родство. Важнейший соц. функции выполняются нуклеарной семьей.

Но родственная семья предоставляет ребенку в ней большую возможность для общения и социализации к большему числу ролей. Формы брака также различны. Каждое общество ограничивает выбор партнера в браке тем, что разрешает выбирать его только вне определенной узкой группы экзогамия, но встречаются и противоположные ситуации, где партнер возможен лишь в пределах своей группы эндогамия, поддерживающие закрытость групп. Также есть разница по количеству супругов моногамиямуж-жена или полигамияболее одного партнера, где

выделяют групповой брак неск.мужчин, женщин, полигиния многоженство и противоположная ей полиондрия. Лекции, С.Фролов, Социология, учебник, 3-е изд 2001, с.161-169 7.Социальные группы. 1. Виды квазигрупп и их специфические признаки. Квазигруппы имеют отличительные черты спонтанность образования, неустойчивость взаимосвязей, отсутствие разнообразия во взаимодействиях либо только прием или передача информации, либо только выражения протеста или восторга и т.д кратковременность совместных

действий. Квазигруппы существуют непродолжительное время, затем либо распадаются, либо превращаются в устойчивые социальные группы. Виды квазигрупп аудитория, толпа, социальные круги. Аудитория социальная общность людей, объединенная взаимодействием с коммуникатором индивидом или группой, владеющими информацией и доводящими ее до этой общности. Может осуществлять как непосредственное взаимодействие с коммуникаторами, так и опосредованное, анонимное.

Поэтому характерной ее чертой является практически одностороннее взаимодействие, слабая обратная связь аудитории с коммуникатором, особенно в случае большой аудитории. Аудитория это сложное и неоднородное соц.образование, что связано с разным восприятием и усвоением информации людьми в силу различных личностных качеств и различных культурных норм, ценностей. Поэтому любая аудитория имеет тенденцию к разделению на отдельные общности, в которых начинаются взаимное

общение и обмен мнениями о полученной информации. Это позволяет каждой из выделившихся общностей, называемых соц. кругами, составить общее мнение относительно каких-либо событий. Социальные круги наиболее близки к устойчивым социальным группам. Это свободные союзы, основанные на контактах с очень слабо установленной связью, лишенных устойчивых отношений между членами, взаимодействие в которых направлено почти полностью на обмен информацией.

Формирующие их индивиды проходят отбор по критериям общей заинтересованности в теме дискуссии и принадлежности к определенной субкультуре. Соц.круги бывают контактными социальные общности постоянно встречающихся людей с общей заинтересованностью в теме дискуссии, позволяющей завязывать мимолетные знакомства или обмениваться мнениями. Границы таких общностей неопределенны, размыты. Они легко создаются и легко распадаются, профессиональными или круги коллег, т.е. соц. общности, члены

которых собираются для обмена информацией по профессиональному признаку и возникающие в рамках формализованных групп. Более прочные образования, часто переходящие даже в устойчивые соц. группы, т.к. люди объединены требованием выполнения определенных норм, для чего нужна более высокая степень соц.контроля, дружескими соц.общности среди индивидов, объединенных отношениями дружбы. Может превратиться в дружескую группу, если входящие в него индивиды будут действовать согласованно,

разделять сходные образцы поведения и иметь систему ожиданий относительно действий друг друга, статусными образующимися по поводу обмена информацией среди индивидов одинакового или близкого статуса, формирующиеся в основном по принципу принадлежности к одной субкультуре и довольно труднодоступными для индивидов другого статуса. Именно в соц. кругах зарождается, преобразуется, формируется общественное мнение, которое обретает силу и воздействует на поведение людей в соц. группах, являясь их основой.

Соц. круги имеют неформальных лидеров, не обладающих возможностью контролировать поведение членов соц. круга лидеров мнения Толпа временное собрание людей, объединенных в замкнутом физическом пространстве с общностью интересов. Социальное взаимодействие неизбежно, но социальная структура здесь сложнее, чем деление на лидеров и всех остальных. Толпы очень внушаемы, действует как одно целое без выделения индивидуальных членов, поведение людей более спонтанно, чем в обычных условиях, и зависит только от эмоций при ощущении

собственной неуязвимости. Люди теряют в толпе самоидентификацию и самоконтроль. Для управления поведением толпы важно определить источники возникновения норм, их носителей и возможности целенаправленного воздействия на их создателей. Толпа бывает случайной наиболее неопределенная структура, где людей объединяет либо незначительная цель, либо вовсе бесцельное времяпрепровождение, поэтому без изменения условий сплоченности нет, обусловленной заранее планируемая и относительно структурированная,

поведение ее членов находится под воздействием определенных, заранее установленных соц. норм, экспрессивной созданная в целях личностного удовольствия ее членов, где активность людей сама по себе уже является целью и результатом, действующей весь комплекс действий толпы, обычно с экстремальным поведением. Одна из важных форм сборище, т.е. эмоционально возбужденная толпа, имеющая лидеров, тяготеющая к насильственным действиям и требующая конформизма от всех своих членов.

Действия направлены непосредственно на объект и носят кратковременный характер, восставшей насильственный и деструктивный коллективный взрыв. Может состоять из различных групп, преследующих свои цели, но действующих в критический момент сходным образом, действия в большинстве непредсказуемы. 2. Основные виды коммуникативных связей в малой социальной группе и проблема их эффективности. Малая группа группа, в которой индивиды имеют личностные контакты каждый с каждым, состоит обычно из 2-7

человек. Основные виды коммуникаций здесь определены как круг, змея, штурвал, игрек, паутина. При выполнении несложных заданий в ограниченное время наиболее эффективным способом коммуникации является штурвал, так как исключается общение членов группы между собой и контакт происходит только с лидером в центре, который получает информацию от всех, перерабатывает ее и выдает управленческие указания. Однако отсутствие связей между исполнителями может помешать выполнению объемной работы, требующий совместной

деятельности всех членов группы. Для выполнения творческих работ, где должно соблюдаться относительное равенство при принятии решений, хорош способ круг. Ни один из членов группы не перегружен информацией, каждый находится в равном положении и может получить информацию от любого члена группы, возможна и обратная связь. Круг позволяет группе быстрее ориентироваться на новые задачи, чем это делает другая группа, стимулирует

самодеятельное мышление в основном через дискуссионный метод. Змея может быть эффективна только при последовательной разработке проблемы, т.к. последний член группы не связан с первым. С.С.Фролов, Социология, 3-е изд 2001, с.192 3. Феномен группового лидерства, основные типы лидера. В группах существуют роли, наиболее значимые по отношению к остальным.

Исполнение роли лидера возможно в силу проявления им индивидуальных качеств, выдающихся по сравнению с качествами других членов группы или в силу обладания им высоким формальным статусом. Лидер проявляется только в том случае, если члены группы признают его деятельность более значимой. А в клад в деятельность группы наиболее ценным. Лидер группы должен иметь поддержку у его членов, хотя его авторитет может быть и мнимым. Одна из основных обязанностей лидера в группе деятельность по реализации

новых способов взаимодействия. Лидер выступает как новатор, развивая и изменяя субкультуру группы, обычно отказываясь от прежних норм. Различаются лидеры инструментальный деловой, организующий, направляющий действия членов группы, и лидер эмоциональный, создающий эмоциональный настрой, обеспечивающий высокую мотивацию у членов группы по решению групповой задачи. С.Фролов, Социология, учебник, 3-е изд 2001, с.193-194 8.

Гетерогенность и неравенство. 1. Основные причины возникновения неравенства в обществе. Социальное неравенство существовало на протяжении практически всей истории человечества Несмотря на то что оно осуждалось, подвергалось уничтожающей критике и никогда не вызывало симпатий у членов общества, люди сопротивлялись созданию совершенных обществ, основанных на социальном равенстве и отсутствии угнетения и принижения одних социальных групп другими.

При этом члены общества постоянно создавали новые виды иерархических социальных структур, основанных на неравенстве. Истоки социального неравенства многие современные исследователи видят в природных различиях людей по физическим данным, личностным качествам, внутренней энергии, а также по силе мотивации, направленной на удовлетворение наиболее значимых, насущных потребностей. Первоначально возникающее неравенство обычно крайне неустойчиво и не приводит к закреплению социальных

статусов. Например, сильный, целеустремленный человек может стать лидером и подчинять себе членов группы, неравным образом вознаграждая их за проявление верности и лояльности к его личности. Но авторитет лидеров и представителей элиты должен постоянно подтверждаться, в противном случае возможна замена вождей, лидеров или элитарных слоев. Относительно примитивная культура не создает социальных норм относительно жесткого закрепления отношений неравенства.

Развитие социальных отношений, появление сложных обществ и системы соц. институтов предполагает наличие сложной сети взаимопересекающихся обменов социальными ценностями, в которых происходит постоянное перераспределение этих ценностей. Изначальные различия людей по физическим данным и личностным качествам приводят к тому, что наиболее сильные, энергичные, целеустремленные и высокомотивированные личности получают преимущества в ходе обмена социальными ценностями. Эти преимущества дают возможность таким личностям совершать асимметричные,

неравные обмены. В ходе постоянно совершающихся взаимопересекающихся асимметричных обменов начинается формирование нормативной основы неравенства. Нормативная основа представляет собой совокупность специфических норм, закрепляющих поведение индивидов в соответствии с их рангом. Начинается закрепление и создание законодательной базы для возвышения отдельных социальных групп в обществе. Асимметричные обмены ценностями могут осуществляться в силу трех причин а неравного первоначального

владения ценностями, что позволяет тем, кто контролирует большее количество ресурсов, настаивать на выгодных для них правилах социального обмена, используя при этом нормативные ограничения, существующие в данной субкультуре б введения в ситуацию обмена наиболее значимых ресурсов неожиданно подорожавших товаров, появившихся возможностей использовать власть, информацию и т.д. в наличия компенсирующих механизмов, которые могут выглядеть как третье лицо, посредством которого происходит вмешательство в отношения

обмена, создание при этом асимметрии или неравного обмена между отдельными индивидами и группами например, лица А и В, вступающие в отношения обмена ценностями, связаны с лицом С, где С доминирует над А, а В доминирует над С. Очевидно, что С путем влияния на А может добиться более выгодных условий обмена для В, даже если А понесет в ходе такого обмена ущерб.

Очевидно, что подобного рода обмены могут рассматриваться как частный случай власти связей. Следующим этапом формирования отношений неравенства является закрепление существующего положения, которое складывается в некоторый момент в ходе обмена. Это закрепление осуществляется созданием нормативной базы, которая устанавливает ранговое место или статус каждого индивида или социальной группы в социальной структуре при условии наличия в его распоряжении необходимого количества ценностей.

Характер имеющихся ценностей формирует вид структуры, относительно которой определяется статус индивида или группы. Социальные нормы, определяющие место индивида в соответствующих структурах общества, узакониваются в ходе социальной деятельности, что превращает постепенно изменчивые позиции индивидов в устойчивую систему социальных статусов, которые представляют собой ранговое место индивида или группы по некоторому одному показателю. Совокупный статус индивида, его статусный профиль доход, возраст, должность, происхождение,

власть говорит о принадлежности индивида к определенной социальной общности. Статусные профили являются характеристиками неравенства. С.Фролов, Социология, учебник, 3-е изд 2001, с.218-222. 2. Основные характеристики классовой стратификационной системы в теории К.Маркса Социальные классы это экономически детерминированные и генетически конфликтные группы.

Основой разделения на группы является наличие или отсутствие собственности. В обществе возможно существование мелких социальных групп, способных повлиять на классовые конфликты. Каждое общество производит излишки пищи, жилья, одежды и других ресурсов. Классовые различия возникают тогда, когда одна из групп населения присваивает ресурсы, которые сразу не потребляются и не являются на настоящий момент необходимыми.

Также ресурсы рассматриваются. как частная собственность. Классы определяются исходя из факта владения или невладения произведенной собственностью. В разные исторические периоды существовали различные виды собственности рабы, вода, земля, капитал, которые имели решающее значение в человеческих взаимоотношениях, но все социальные системы были основаны на двух антагонистических социальных классах. В современную эпоху существуют два основных антагонистических

класса - буржуазия и пролетариат. Важность изучения классов заключается в том, что классовые отношения с необходимостью предполагают эксплуатацию одного класса другим, т.е. один класс присваивает результаты труда другого класса, эксплуатирует и подавляет его. Такого рода отношения постоянно воспроизводят классовый конфликт, который является основой социальных изменений, происходящих в обществе. Существуют объективные обладание ресурсами и субъективные признаки

класса. Последние представляют собой факт принадлежности к классу, что не обязательно должно сопровождаться осознанием такой принадлежности или чувством политической близости с интересами своего класса. Только тогда, когда челны общества осознают свою классовую принадлежность, когда они начинают действовать сообща в интересах своего класса, можно говорить о полностью сформировавшемся социальном классе.С.С.Фролов, Социология, учебник, 3-е изд. 2001, с.227-228 9.

Социальные процессы. 1. Специфические признаки социальных процессов в классификации Парка и Берджеса. Все эти социальные процессы кооперация, конкуренция, приспособление, конфликт, ассимиляция, амальгамизация, а также поддержание границ и систематические связи имеют общие черты, благодаря чему можно создать их классификацию. Кооперация прежде всего связана с желаниями людей сотрудничать, и многие социологи считают это явление основанным на бескорыстии.

Однако корыстные цели. в большей степени служат кооперации людей, чем их симпатии и антипатии, нежелания или желания. Таким образом, главный смысл кооперации состоит прежде всего в обоюдной пользе. Кооперация у членов малых групп настолько обычное явление, что история жизни большинства индивидов может быть определена в основном как попытка стать частью таких групп, а также регулировать кооперативную групповую жизнь. Необходимость в подобной кооперации так велика, что мы иногда забываем, что успешное

стабильное существование группы и удовлетворенность ее членов во многом зависят от способности каждого к включению в кооперативные взаимосвязи. Личность которая не может легко и свободно кооперироваться с членами первичных и малых групп, вероятно, будет изолирована и, возможно, не приспособится к совместной жизни. Кооперация в первичных группах важна не только сама по себе, но и тем, что она незримо связана с кооперацией во вторичных группах. Большие организации представляют собой сеть малых первичных групп

в которых кооперация функционирует на основе включения индивидов в значительное число личностных взаимосвязей. Кооперация во вторичных группах выступает в виде многих людей, работающих совместно в крупномасштабных организациях. Основные трудности при организации такой крупномасштабной кооперации вызывает географическая протяженность кооперативных связей, достижение соглашения между отдельными организациями, предотвращение конфликтов между группами, отдельными индивидами и подгруппами, которые они составляют.

Конкуренция борьба между индивидами, группами или обществами за овладение ценностями, запасы которых ограничены и неравным образом распределены между индивидами или группами. Может быть определена как попытка достижения вознаграждения путем отстранения или опережения соперников, стремящихся к идентичным целям. Основана на том факте, что люди никогда не могут удовлетворить все свои желания. Может проявляться на личном уровне, иметь безличный характер в этом случае конкуренты

могут не идентифицировать своих партнеров как соперников. В различных обществах проявление конкуренции различно. Следствиями конкуренции можно считать распределение недостаточного вознаграждения и создание определенных систем установок у конкурентов. Конкуренция стимулирует каждую личность к самым большим достижениям. Приспособление принятие индивидом или группой культурных норм, ценностей и эталонов действий новой

среды, когда нормы и ценности, усвоенные в старой среде, не приводят к удовлетворению потребностей, не создают приемлемого поведения. В зависимости от оценки индивидом изменений внешней среды и значимости этих изменений процессы приспособления могут быть кратковременными или длительными. Приспособление представляет собой сложный процесс, в котором можно выделить ряд особенностей. Это подчинение обязательное условие, т.к. любое сопротивление значительно затрудняет вхождение индивида

в новую структуру, компромисс форма приспособления, которая означает, что индивид или группа соглашаются с изменяющимися условиями и культурой путем частичного или полного принятия новых целей и способов их достижений, терпимость по отношению к новой ситуации, новым образцам культуры и новым ценностям. Ассимиляция это процесс взаимного культурного проникновения, через который личности и группы приходят к разделяемой всеми участниками процесса общей культуре.

Всегда двухсторонний процесс. Каждая группа имеет возможности для проникновения своей культуры в другие группы пропорционально своему размеру, престижу и др.факторам. ассимиляция может ослаблять и гасить групповые конфликты, смешивая отдельные группы в одну большую с однородной культурой. Это происходит потому, что соц.конфликт предполагает разделение групп, но когда культуры групп ассимилируются, устраняется и сама причина конфликта. Амальгамизация биологическое смешивание двух или более этнических

групп или народов, после чего они становятся одной. С.Фролов, Социология, учебник, 3-е изд 2001, с. 260-267 10. Социальная мобильность. Социальный конфликт. 1. Характеристика основных каналов социальной мобильности и условия ее успешного протекания. Доступность путей для социальной мобильности зависит как от индивида, так и от структуры общества, в котором он живет. Индивидуальная способность немного значит, если общество

распределяет вознаграждения на основе предписанных ролей. С другой стороны. Открытое общество мало помогает индивиду, который не подготовлен к борьбе за продвижение к высшим статусам. В некоторых общества амбиции молодых людей могут находить один или два возможных, открытых для них канала мобильности. В то же время в других обществах молодежь может воспользоваться сотней путей для достижения высшего статуса. Одни пути достижения высшего статуса могут быть закрыты

в связи с этнической, социально-классовой дискриминацией, другие в силу того, что индивид из-за личных особенностей просто не способен применить свои таланты. Однако для полного изменения социального статуса у индивидов часто возникает проблема вхождения в новую субкультуру группы с более высоким статусом, а также связанная с этим проблема взаимодействий с представителями новой социальной среды. Для преодоления культурного барьера и барьера общения существует несколько способов,

к которым так или иначе прибегают индивиды в процессе социальной мобильности. Изменение образа жизни. Для усвоения нового статусного уровня индивиду необходимо принять новый, соответствующий материальный стандарт. Развитие типичного статусного поведения. Индивид не будет принят, пока не усвоит образцы поведения слоя настолько, чтобы следовать им без усилий. Изменение социального окружения. Этот способ основан на налаживании контактов с индивидами и ассоциациями

того статусного слоя, в который социализируется мобильный индивид. Новое знакомство может создать благоприятное общественное мнение в пользу новичка. Брак с представителем более высокого статусного слоя. Он может поспособствовать проявлению талантов, предоставляет индивиду возможность быстрого подъема, часто минуя несколько статусных уровней, разрешает проблемы социального окружения и быстрого освоения

образцов культуры высшего статусного слоя. С.Фролов, Социология, учебник, 3-е изд 2001, с. 298-300 2. Миграция как разновидность горизонтальной социальной мобильности. Миграция процесс изменения постоянного места проживания индивидов или социальных групп, выражающийся в перемещении в другой регион, географический район или другую страну. Миграционный процесс тесно связан с горизонтальной мобильностью, т.к. во время нее происходит переход

индивида или социального объекта от одной социальной позиции к другой, лежащей на том же уровне. В этом ключе миграцию характеризуют выталкивание, связанное с неудовлетворительными или тяжелыми условиями существования индивида в его родных местах, прежде всего с серьезными социальными потрясениями притяжение совокупность привлекательных черт или условий для проживания в других местах, но где можно занять тот же социальный статус пути миграции характеристика непосредственного передвижения мигранта из одного

места в другое. Обычно миграция как горизонтальная мобильность не доставляет таких сложностей, как при вертикальной. С.Фролов, Социология, учебник, 3-е изд 2001, с.304, 305, 331. 3. Основные характеристики социального конфликта. Причиной конфликта может быть Наличие противоположных ориентаций. У каждого индивида и соц.группы имеется определенный набор ценностных ориентаций относительно наиболее значимых сторон социальной жизни.

Все они различаются и противоположны, поэтому в момент стремления к удовлетворению потребностей при наличии целей, достичь которых пытаются несколько индивидов или групп, противоположные ценностные ориентации приходят в соприкосновение. Идеологические причины конфликты, возникающие на почве идеологических разногласий, являются частным случаем конфликта противоположности ориентаций. Здесь причина заключается в разном отношении к системе идей, которые оправдывают и узаконивают отношения

субординации, доминирования и основополагающие мировоззрения у различных групп общества. Причины конфликта, заключающиеся в различных формах экономического и социального неравенства. Возникает при оценке одной из соц. групп величины неравенства как весьма значительная, при появлении дополнительных потребностей. Причины конфликтов, лежащие в отношениях между элементами социальной структуры конфликты появляются в результате разного места, которое занимают структурные элементы в обществе, организации

или упорядоченной социальной группе. Нельзя рассматривать и оценивать причину конфликта без учета условий. Острота конфликта в наибольшей степени зависит от социально-психологических характеристик противоборствующих сторон, а также от ситуации, требующей немедленных действий. От нее зависит в свою очередь длительность и разрушительность конфликта. От длительности конфликта зависит величина и стойкость изменений в группах и системах, являющиеся результатом

расходования ресурсов в конфликтных столкновениях, а также возможность возникновения нового конфликта. Последствия соц.конфликта противоречивы. С одной стороны, они разрушают социальные структуры, приводят к значительным необоснованным затратам ресурсов, ожесточениям, ведут к разрушениям и кровопролитию, внутригрупповому напряжению, разрушают нормальные каналы кооперации, отвлекают внимание членов группы от насущных проблем, а с другой являются механизмом, способствующим решению многих проблем, усилению

групповой сплоченности, заключению союзов с другими группами и прогрессу общества. Наиболее благоприятное решение соц. конфликта нахождение компромисса между сторонами. С.Фролов, Социология, учебник, 3-е изд 2001, с.320-325



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.