--PAGE_BREAK--Автоматизированная форма бухгалтерского учета — форма, которая предусматривает использование электронно-вычислительных машин, включает выполнение функций сбора, передачи, обработки, накопления, хранения, защиты и распространения информации.
Простая форма – применяется в организациях малого предпринимательства, при использовании регистра «Книга учетна хозяйственных операций».
Управляющая форма – применяется в малых организациях, имеющих на балансе основные средства, осуществляющие производство продукции, работ, услуг.
Тема 6. Документация хозяйственных операций
Документация – основной способ бухгалтерского наблюдения за хозяйственной деятельностью организации и ее первичного контроля.
Документ – письменное доказательство, подтверждающее факт совершения хозяйственной операции, права на ее совершение.
Реквизиты – показатели, характеризующие хозяйственную операцию, отраженную в документе. Различают обязательные и дополнительные реквизиты.
Унифицированные документы – типовые документы, утвержденные в установленном порядке и предназначенные для оформления однородных операций в организациях с различными формами собственности и различными отраслевыми особенностями.
Стандартизация документов – установление одинаковых, стандартных параметров для типовых документов, что позволяет сократить расход бумаги на изготовление документов, упрощают их обработку и хранение.
Тема 7. Учет основных средств предприятия
Основные средства – часть имущества, используемая в качестве средств труда при производстве работ, услуг, либо для управленческих нужд в течении периода более одного года.
Классификация основных средств.
По назначению:
— производственные,
— непроизводственные.
По видам:
— здания,
— сооружения,
— транспорт,
— станки,
— рабочие машины,
— оборудование,
— вычислительная техника,
— скот,
— многолетние насаждения,
— земля и объекты природопользования,
— библиотечные фонды,
— спортивный инвентарь,
— рыболовецкие снасти.
По принадлежности:
— собственные,
— арендованные.
По использованию:
— находящиеся в эксплуатации,
— реконструированные,
— в запасе,
— в консервации.
Оценка основных средств.
Различают первоначальную, остаточную и восстановительную стоимость.
Первоначальная – фактические затраты на возведение или приобретение основных средств.
Остаточная стоимость – равна разнице между первоначальной стоимостью и суммой начисленной амортизации.
Восстановительная стоимость – при помощи переоценки основных средств путем индексации или прямого перерасчета по документально подтвержденным рыночным ценам.
Документальное оформление движения основных средств.
1) Документальное оформление поступления основных средств.
2) Приемка законченных работ по достройке.
3) Внутренние перемещения основных средств.
4) Картотеки по местам эксплуатации.
5) Документы по оформлению выбытия основных средств.
Аналитический и инвентарный учет основных средств.
Единица учета основных средств – отдельный инвестиционный объект. Каждому инвестиционному объекту присваивается инвентарный номер, который сохраняется за данным объектом на все время его нахождения в эксплуатации, в запасе или консервации.
Учет наличия основных средств.
Синтетический учет наличия и постоянного движения основных средств на предприятии ведется на активном, сальдовом, балансовом сетах.
Затраты основных средств независимо от способа поступления вначале собираются от Дт 08, а затем приходят по первоначальной стоимости Дт 01 Кт 08.
Методы начисления амортизации основных средств.
В процессе эксплуатации основные средства изнашиваются.
Моральный износ – частичная утрата основными средствами их потребительской стоимости под влиянием технического прогресса и совершенствования процесса производства.
Физический износ – утрата основными средствами их первоначальных технико-эксплуатационных качеств.
Способы начисления амортизации:
— линейный – исходя из первичной стоимости основных средств и нормы амортизации, исчисляемой исходя из срока использования.
— уменьшения остатка – исходя из остатка стоимости на начало отчетного года и нормой амортизации по сроку использования. При этом способе применяются коэффициенты ускорения, равные 1,5 или 2.
— списание стоимости по сумме чисел лет срока использования, исходя из первоначальной стоимости основных средств и годового соотношения, где в числителе число лет, остающееся до конца срока службы, а в знаменателе – сумма чисел лет срока службы.
— способ списания стоимости пропорционально объему продукции, исходя из натуральных показателей объема продукции в отчетном периоде и соотношение первичной стоимости и предполагаемого объема продукции за весь срок использования.
Учет и ремонт основных средств.
Два вида ремонта:
— текущий,
— капитальный.
На каждый объект ремонта составляется ведомость.
Ремонт основных средств осуществляется хозяйственным и подрядным способом.
Учет арендованных основных средств.
Два вида аренды:
— краткосрочная – до 1 года,
— долгосрочная (лизинг) – более 1 года.
Тема 8. Учет нематериальных активов
Нематериальные активы – объекты долгосрочного пользования (более одного года), не имеющие стоимостную оценку и способные приносить доход.
Нематериальные активы:
— объекты интеллектуальной собственности,
— отложенные затраты,
— деловая репутация организации.
Интеллектуальная собственность – исключительное право граждан или юридического лица на результаты интеллектуальной деятельности.
Два вида объектов индивидуальной собственности:
— регулируемые патентным правом,
— регулируемые авторским правом.
Отложенные затраты — состоят из затрат по оплате услуг консультантов, рекламы, по подготовке документации, регистрационных сборов и других расходов организации в период ее создания до момента регистрации.
Деловая репутация организации — может определяться в виде разницы между покупной ценой организации (как приобретенного имущественного комплекса в целом) и стоимостью по бухгалтерскому балансу всех ее активов и обязательств.
Положительную деловую репутацию организации следует рассматривать как надбавку к цене, уплачиваемую покупателем в ожидании будущих экономических выгод, и учитывать в качестве отдельного инвентарного объекта.
Отрицательную деловую репутацию организации следует рассматривать как скидку с цены, предоставляемую покупателю в связи с отсутствием факторов наличия стабильных покупателей, репутации качества, навыков маркетинга и сбыта, деловых связей, опыта управления, уровня квалификации персонала и т.п., и учитывать как доходы будущих периодов.
Документальное оформление движения НМА: организации имеют право самостоятельно разрабатывать формы первичных документов. Обязательные документы: акт приема НМА, акт списания НМА, карточка учета НМА.
Учет амортизации нематериальных активов
В соответствии с п.15 ПБУ 14/2000 начисление амортизации НМА производится одним из следующих 3 способов: линейный, способ уменьшаемого остатка, способ списания стоимости пропорционально объему продукции (работ).
Линейный способ — годовая сумма начисления амортизационных отчислений определяется исходя из первоначальной стоимости НМА и нормы амортизации, исчисленной исходя из срока полезного использования этого объекта.
Амортизационные отчисления по НМА начинаются с 1 числа месяца, следующего за месяцем принятия этого объекта к бухгалтерскому учету, начисляют непрерывно до момента выбытия или до момента истечения срока полезного использования.
Способ уменьшаемого остатка — годовая сумма начисления амортизационных отчислений определяется исходя из остаточной стоимости НМА на начало отчетного года и нормы амортизации, исчисленной исходя из срока полезного использования.
Способ списания стоимости пропорционально объему продукции (работ) — начисление амортизационных отчислений производится исходя из натурального показателя объема продукции работ в отчетном периоде и соотношения первоначальной стоимости НМА и предполагаемого объема продукции (работ) за срок полезного использования НМА.
Тема 9. Учет капитальных и финансовых вложений
Учет капитальных вложений.
Внеоборотные активы:
— основные средства,
— нематериальные активы,
— незавершенные капитальные вложения,
— затраты по формированию основного стада,
— стоимость оборудования, требующего монтажа и предназначенного для установки,
Вложения во внеоборотные активы – долгосрочные инвестиции.
Долгосрочные инвестиции – затраты предприятия на создание, увеличение размеров, приобретение необоротных активов длительного пользования, не предназначенных для продажи. Учет долгосрочных инвестиций ведется по фактическим затратам.
Инвентарная стоимость – первоначальная стоимость введенных в действие объектов, зачисленных в состав основных средств предприятия.
Два способа долгосрочных инвестиций:
— хозяйственный,
— подрядный.
Хозяйственный способ долгосрочных инвестиций – выполнение строительства и монтажных работ своими силами.
Подрядный способ долгосрочных инвестиций – выполнение всех работ: проектирование, подбор оборудования, строительство, монтажные работы сторонней организацией, т.е. подрядчиком, объект сдается заказчику «под ключ».
Финансовые вложения организации – затраты организации на приобретение ценных бумаг, вложения в уставные капталы акционерных обществ, ООО, приобретение государственных облигаций, сертификатов.
Ценная бумага – документ, удостоверяющий имущественное право или отношение займа владельца документа к лицу, выпустившему такой документ.
Прирост стоимости финансовых вложений – разница между ценой продажи (погашения) финансового вложения и его покупной стоимостью в результате его обмена, использования при погашении обязательств организации, увеличения текущей рыночной стоимости.
Классификация финансовых вложений:
В зависимости от связи с уставным капиталом:
1) финансовые вложения с целью образования уставного капитала:
— акции,
— вклады в уставные капиталы других организаций.
— инвестиционные сертификаты, подтверждающие долю участия в инвестиционном фонде и дающие право на получение дохода от ценных бумаг, составляющих инвестиционный фонд.
2) долговые:
— облигации,
— закладные,
— депозитные и сберегательные сертификаты,
— казначейские обязательства,
— векселя.
По формам собственности:
— государственные ценные бумаги,
— негосударственные ценные бумаги.
По срокам:
— долгосрочные финансовые вложения,
— краткосрочные финансовые вложения.
Оценка ценных бумаг.
Номинальная стоимость – сумма, обозначенная на бланке ценной бумаги. Суммарная стоимость всех акций по номинальной стоимости отражает величину уставного капитала.
Эмиссионная стоимость – цена продажи ценной бумаги при ее первичном размещении, которая может не совпадать с номинальной стоимостью.
Эмиссионный доход организации – разница между ценой продажи и номинальной стоимостью.
Балансовая стоимость – определяется по данным баланса делением собственных источников имущества на количество выпущенных акций, т.е. стоимость, по которой ценная бумага отражается в балансе.
Учетная стоимость – стоимость, по которой ценная бумага отражается на счетах б/у.
Ликвидационная стоимость – стоимость реализованного имущества ликвидируемой организации в фактических ценах, выплачиваемых на одну акцию или облигацию.
Тема 10. Учет материально-производственных запасов (МПЗ).
МПЗ – часть имущества:
— используемая в качестве сырья, материалов при производстве продукции, работ, услуг, предназначенных для продажи;
— используемая для управленческих нужд.
Срок эксплуатации МПЗ менее одного года.
Состав МПЗ:
— материалы – часть МПЗ, являющаяся предметом труда, обеспечивает вместе со средствами труда и рабочей силой производственный процесс предприятия, в котором используется однократно. Полностью потребляются в производственном цикле и полностью переносят свою стоимость на стоимость произведенной продукции;
— инвентарь и хозяйственные принадлежности – часть МПЗ, используемая в качестве средств труда в течение не более одного года;
— готовая продукция – часть МПЗ, предназначенная для продажи, являющаяся конечным результатом производственного процесса;
— товары – часть МПЗ, приобретаемых у юридических лиц с целью их продажи и перепродажи без дополнительной обработки.
Оценка МПЗ.
Номенклатура – систематизированный перечень наименований материалов, запчастей, топлива и других предметов, используемых на данном предприятии.
Номенклатурный номер – числовое обозначение, присваиваемое каждому наименованию материалов в номенклатуре.
При списании материалов в производство применяются методы:
— по себестоимости каждой единицы,
— по средней себестоимости,
— метод ФИФО (первая партия на приход, первая в расход).
Метод списания материалов по себестоимости каждой единицы — удобен для применения в случаях, когда организация использует в производстве небольшую номенклатуру материалов и можно легко отследить, из какой именно партии списаны материалы, причем цены на них остаются достаточно стабильными в течение длительного периода. В этом случае учет ведется по каждой партии материалов отдельно, и списываются материалы именно по тем ценам, по которым они приняты к учету.
Кроме того, этот метод должен применяться для оценки следующих видов МПЗ:
— материалов, которые используются в особом порядке – драгоценных металлов, драгоценных камней, радиоактивных веществ и других подобных материалов;
— запасов, которые не могут обычным образом заменять друг друга.
Два варианта списания материалов по цене каждой единицы:
1. В себестоимость единицы включаются все расходы, связанные с приобретением этих запасов. Этот способ применяется, когда есть возможность точно определить суммы расходов по приобретению, которые относятся к разным материалам.
2. Упрощенный способ, по которому в себестоимость единицы включается только стоимость запасов по договорным ценам, а транспортные и иные расходы, связанные с их приобретением, учитываются отдельно и списываются пропорционально стоимости материалов, списанных в производство, в договорных ценах. Этот способ применяется, когда невозможно точно установить, какая доля транспортно-заготовительных расходов относится к каждой конкретной партии приобретенных материалов.
Метод списания по средней себестоимости — по каждому виду материалов средняя себестоимость единицы определяется как частное от деления общей себестоимости этих материалов (сумма стоимости материалов на начало месяца и поступивших в течение месяца) на количество этих материалов (сумма остатка на начало месяца и поступивших в течение месяца).
Стоимость материалов, списанных в производство, определяется умножением их количества на среднюю себестоимость. Стоимость остатка на конец месяца определяется умножением количества материала на остатке на среднюю себестоимость. Таким образом, средняя себестоимость единицы материалов может изменяться от месяца к месяцу. Сальдо по счетам учета МПЗ отражается по средней себестоимости.
Метод ФИФО — основан на допущении, что материалы списываются в производство в той последовательности, в которой они приобретены. Материалы из последующих партий не списываются, пока полностью не израсходована предыдущая. При этом способе материалы, отпущенные в производство, оцениваются по фактической себестоимости материалов, первых по времени приобретения, а остаток материалов на конец месяца оценивается по себестоимости последних по времени приобретения.
В том случае если первые по времени приобретения партии стоят дешевле, а последующие дороже, применение метода ФИФО приводит к следующему результату — материалы списываются в производство по меньшей стоимости, соответственно, себестоимость продукции ниже и прибыль выше.
Если цены на материалы имеют тенденцию к снижению, то, наоборот, в случае применения метода ФИФО прибыль будет уменьшаться.
Два способа определения стоимости материалов, списанных в производство по методу ФИФО.
1. Сначала списываются материалы по стоимости первой приобретенной партии, если количество списанных материалов больше этой партии, списывается вторая и так далее Остаток материалов определяется вычитанием стоимости списанных материалов из общей стоимости материалов, поступивших за месяц (с учетом остатка на начало месяца).
продолжение
--PAGE_BREAK--