--PAGE_BREAK--Так же, из ФЗ «Об аудиторской деятельности в РФ» предлагается исключить положение о том, что особенности правового положения аудиторских организаций, осуществляющих проверки сельскохозяйственных кооперативов и союзов этих кооперативов определяется законом «О сельскохозяйственной кооперации в РФ». При этом с учетом позиции Минсельхоза РФ данное положение исключается с 01.01.2009 года, что создает условия для постепенного перехода системы сельскохозяйственной кооперации на новый порядок проведения аудита.
II. Сопутствующие аудиту услуги: характеристика, классификация
1.Виды и классификация сопутствующих аудиту услуг
В настоящее время аудиторская деятельность включает две компоненты: собственно аудит (обязательный аудит) и сопутствующие аудиту услуги. При этом последние начинают занимать все больший удельный вес по количеству, видам и объемам реализации в аудиторских организациях. Поэтому и был создан не имеющий аналогов в международных аудиторских стандартах российский стандарт «Характеристика сопутствующих аудиту услуг и требования, предъявляемые к ним».
Данный стандарт был разработан в целях дальнейшей регламентации аудиторской деятельности, а так же оказания помощи аудиторским организациям в их практической деятельности. Этот стандарт соответствует Временным правилам аудиторской деятельности в Российской Федерации, утвержденным Указом Президента Российской Федерации № 2263 от 22.12.93г.
Целью этого правила (стандарта) является установление видов, правил и условий оказания услуг, которые могут выполнять аудиторские организации, кроме аудиторских проверок с выдачей аудиторского заключения в соответствии с правилом (стандартом) аудиторской деятельности «Порядок составления аудиторского заключения о бухгалтерской отчетности».
Для выполнения этой цели должны быть решены следующие задачи:
а) определение и классификация сопутствующих аудиту услуг;
б) изложение общего порядка оказания услуг, сопутствующих аудиту;
в) определение требований к аудиторским организациям по оказанию сопутствующих аудиту услуг;
г) распределение ответственности между аудиторской организацией и экономическим субъектом при оказании сопутствующих аудиту услуг;
д) особенности оформления оказания сопутствующих аудиту услуг и результатов их выполнения.
Требования данного правила (стандарта) являются обязательными для всех аудиторских организаций при оказании сопутствующих аудиту услуг, за исключением тех его положений, где прямо указано, что они носят рекомендательный характер.
Требования данного правила (стандарта) носят рекомендательный характер для всех аудиторских организаций при оказании сопутствующих аудиту услуг, не определенных настоящим стандартом.
Аудиторские организации и предприниматели, осуществляющие свою деятельность без образования юридического лица, могут оказывать сопутствующие аудиту услуги.
Для целей Федерального закона под сопутствующими аудиту услугами понимается оказание аудиторскими организациями и индивидуальными аудиторами следующих услуг:
1) постановка, восстановление и ведение бухгалтерского учета, составление финансовой (бухгалтерской) отчетности, бухгалтерское консультирование;
2) налоговое консультирование;
3) анализ финансово — хозяйственной деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей, экономическое и финансовое консультирование;
4) управленческое консультирование, в том числе связанное с реструктуризацией организаций;
5) правовое консультирование, а также представительство в судебных и налоговых органах по налоговым и таможенным спорам;
6) автоматизация бухгалтерского учета и внедрение информационных технологий;
7) оценка стоимости имущества, оценка предприятий как имущественных комплексов, а также предпринимательских рисков;
8) разработка и анализ инвестиционных проектов, составление бизнес — планов;
9) проведение маркетинговых исследований;
10) проведение научно — исследовательских и экспериментальных работ в области, связанной с аудиторской деятельностью, и распространение их результатов, в том числе на бумажных и электронных носителях;
11) обучение в установленном законодательством Российской Федерации порядке специалистов в областях, связанных с аудиторской деятельностью;
12) оказание других услуг, связанных с аудиторской деятельностью.
Аудиторским организациям и индивидуальным аудиторам запрещается заниматься какой-либо иной предпринимательской деятельностью, кроме проведения аудита и оказания сопутствующих ему услуг.
Под оказанием сопутствующих аудиту услуг понимается предпринимательская деятельность, осуществляемая аудиторскими организациями помимо проведения аудиторских проверок. Оказание таких услуг требует от исполнителей соблюдения в установленных случаях независимости, а также профессиональной компетентности в областях:
а) аудита;
б) бухгалтерского учета;
в) налогообложения;
г) хозяйственного права;
д) экономического анализа;
е) других разделов экономики.
Сопутствующие аудиту услуги, можно классифицировать по принципу совместимости с различными видами аудита следующим образом:
1) услуги, совместимые с проведением у экономического субъекта обязательной аудиторской проверки;
2) услуги, несовместимые с проведением у экономического субъекта обязательной аудиторской проверки.
К услугам, совместимым с проведением у экономического субъекта обязательной аудиторской проверки, относят услуги по:
· постановке бухгалтерского учета;
· контролю ведения учета и составлению отчетности;
· контролю начисления и уплаты налогов и иных обязательных платежей;
· анализу хозяйственной и финансовой деятельности;
· оценке экономических и инвестиционных проектов, экономической безопасности систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля экономического субъекта;
· представлению интересов экономического субъекта по доверенности перед третьими лицами;
· проведению семинаров, повышению квалификации и обучению персонала экономических субъектов, и в частности аудиторских организаций;
· научной разработке, изданию методических пособий и рекомендаций по бухгалтерскому учету, налогообложению, анализу финансово — хозяйственной деятельности, аудиту, хозяйственному праву и т.д.;
· компьютеризации бухгалтерского учета, составления отчетности, расчетов по налогообложению, анализа хозяйственной деятельности, аудита и т.д.;
· консультационным услугам по вопросам финансового, налогового, банковского и иного хозяйственного законодательства, инвестиционной деятельности, менеджменту, маркетингу, оптимизации налогообложения, регистрации, реорганизации и ликвидации предприятий;
· информационному обслуживанию;
· экспертному обслуживанию;
· подбору и тестированию бухгалтерского персонала экономического субъекта;
· другие.
Услуги, несовместимые с проведением у экономического субъекта обязательной аудиторской проверки, оказывают по:
· ведению бухгалтерского учета;
· восстановлению бухгалтерского учета;
· составлению налоговых деклараций;
· составлению бухгалтерской отчетности.
Сопутствующие аудиту услуги подразделяются на:
а) услуги действия;
б) услуги контроля;
в) информационные услуги.
К услугам действия относятся услуги по созданию документов, состав которых установлен в договоре с экономическим субъектом, ранее экономическим субъектом не созданных.
К услугам контроля относятся услуги по проверке документов на предмет их соответствия критериям, согласованным аудиторской организацией с экономическим субъектом; контроль ведения учета и составления отчетности; контроль начисления и уплаты налогов и иных обязательных платежей; тестирование бухгалтерского персонала экономического субъекта и персонала аудиторских фирм.
К информационным услугам относятся: услуги по подготовке устных и письменных консультаций по различным вопросам; проведение обучения, семинаров, «круглых столов»; информационное обслуживание; издание методических рекомендаций и т.д.
Примерный перечень сопутствующих аудиту услуг дан в классификаторе, приведенном в приложении 1. Этот перечень не является обязательным и исчерпывающим, может дополняться новыми видами сопутствующих услуг. Главная задача перечня состоит в том, чтобы помочь аудиторским организациям в понимании характера и видов сопутствующих аудиту услуг.
2.Характеристика основных сопутствующих видов аудиторских услуг
Ведение учета
В соответствии со ст.6 Федерального закона «О бухгалтерском учете» в организации, не имеющей бухгалтерской службы, бухгалтерский учет может осуществляться специализированной организацией или соответствующим специалистом на договорных началах. Аудиторские фирмы с успехом могут играть роль указанной специализированной организации. Единственным ограничением на данный вид услуг является указанная Временными правилами аудиторской деятельности невозможность выдачи в таких случаях заключения о достоверности отчетности предприятию, на котором аудиторская фирма ведет учет.
Для ведения учета аудиторская фирма разрабатывает для клиента учетную политику, формирует рабочий план счетов бухгалтерского учета, перечень субсчетов, проектирует состав аналитических счетов и регистров, рекомендует форму счетоводства.
Сотрудники аудиторской фирмы в случае, если предприятие на момент заключения договора не располагает необходимой оргтехникой – компьютерами, средствами связи, — могут дать рекомендации по выбору приемлемых для клиента технических средств, произвести подбор, установку и настройку программного обеспечения, выполнить работу по наполнению базы данных.
По желанию клиента сотрудники аудиторской фирмы работают непосредственно в офисе у заказчика, который берет на себя обязательства по предоставлению необходимого оборудования, организации рабочего места аудитора и прочие. Если клиент не располагает достаточными средствами для приобретения оргтехники или считает нецелесообразным ее приобретение, не имеет условий для работы сотрудников аудиторской фирмы в офисе клиента, то заказчик берет на себя обязательства исключительно по своевременному предоставлению первичных документов. Все остальные функции – по доставке первичных документов в аудиторскую фирму, обеспечению сохранности документов, обработке документов с помощью программного обеспечения, ведению регистров аналитического и синтетического учета, доставке первичных документов и составленных регистров бухгалтерского учета клиенту и другие – берет на себя аудиторская фирма.
Ведение учета может осуществляться как по всем видам и участкам учета (полное ведение учета), так и по отдельным участкам или разделам учета (учету движения материальных ценностей – такая услуга может потребоваться, если заказчик имеет складские помещения, отдаленные от центрального офиса; учету расчетов по оплате труда и др.)
Восстановление бухгалтерского учета
В отличие от предыдущего вида работ данная услуга проводится за определенный период и носит разовый характер.
Залогом того, что такая работа будет выполнена своевременно и качественно, является предоставление заказчиком всех первичных и прочих необходимых документов, а так же использование программного обеспечения с гибкой системой настройки для выполнения всего комплекса работ по восстановлению учета на персональных компьютерах. Гибкая система настройки позволит устанавливать рациональные виды учетных решений на определенных этапах восстанавливаемого периода. Это относится, в частности, к моменту начисления налога на добавленную стоимость, причитающегося к возмещению, — на момент оплаты материальных ценностей или на момент списания материальных ценностей на затраты; списанию налога на добавленную стоимость в течение 24 месяцев, 6 месяцев или единовременно и т.д.
Восстановление учета – довольно сложная процедура, поэтому она проводится наиболее квалифицированными специалистами аудиторских фирм, что не исключает в свою очередь привлечения для введения в память компьютера типовых хозяйственных операций специалистов – операторов.
Составление бухгалтерской (финансовой) отчетности.
Данный вид работы может быть следствием уже проведенного аудиторской фирмой комплекса работ по ведению бухгалтерских регистров, либо самостоятельным видом работ аудиторской фирмы – составление отчетности по данным бухгалтерских регистров, представленных заказчиком.
Этот вид услуг предполагает составление так же отчетов во внебюджетные и социальные государственные фонды и статистической отчетности, необходимой для каждого конкретного клиента.
Защита бухгалтерской (финансовой) отчетности и налоговых деклараций в налоговой инспекции.
Сдача отчетности в налоговую инспекцию – процедура, требующая соответствующей квалификации специалиста и затрат времени.
Кроме того, общеизвестно, что бухгалтерская отчетность не принимается в налоговую инспекцию без отметки о сдаче в органы статистики установленных статистических форм, а так же отчетов во внебюджетные государственные органы.
Все эти хлопоты аудиторская фирма берет на себя: защита отчетности в налоговой инспекции предполагает предварительную сдачу и защиту отчетов во всех государственных социальных внебюджетных фондах, сдачу статистической отчетности в органы статистики. Этот вид услуг неразрывно связан с предыдущим и выполняется в тех случаях, если отчетность предварительно составлена для заказчика данной аудиторской фирмой. Успешная сдача и защита отчетности свидетельствуют о хорошей работе аудиторской фирмы по составлению отчетности, повышают ее авторитет, придают процессу сотрудничества фирмы с клиентом законченность, являются залогом дальнейшей успешно работы.
Совершенствование действующей системы учета предполагает ознакомление с действующей у клиента системой организации бухгалтерского учета – обоснованностью выбранной учетной политики, принятых учетных решений по ее реализации – и ее модернизацию ( в случае необходимости).
К подобным услугам прибегают, как правило, рачительные хозяева и квалифицированные бухгалтеры фирм, в условиях малейшего изменения законодательства, испытывающие чувство неуверенности.
Сотрудники аудиторской фирмы в этом случае после тщательного исследования системы учета могут предложить переход на более совершенную форму учета, подобрать систему автоматизации учета, внедрить передовые и малоизвестные пока в отечественной учетной практике методы учета.
Постановка бухгалтерского учета.
Этот вид услуг включает в себя комплекс мероприятий и прежде всего определение долговременной учетной политики, выбор формы бухгалтерского учета, подбор комплекса технических средств, формирование структуры бухгалтерской службы, разработку графика документооборота и должностных инструкций для бухгалтерского персонала и др. В результате проведения этих мероприятий принимается решение об организации рациональной системы бухгалтерского учета у заказчика.
Сама по себе данная услуга носит разовый характер, поэтому разработанная отдельными фирмами типовая технология организации бухгалтерского (финансового, управленческого) учета пользуются наибольшим спросом у вновь создаваемых предприятий.
продолжение
--PAGE_BREAK--