--PAGE_BREAK--
продолжение
--PAGE_BREAK--Ведение учета материалов допускается также в книге сортового учета, которая содержит те же реквизиты, что и карточка складского учета.
В условиях компьютеризации и автоматизированного складского хозяйства вместо карточек учета материалов применяют систематически составляемые машинограммы-ведомости движения и остатков материалов. В них на основании первичных документов отражают те же данные, что и в карточках учета материалов. Однако в отличие от многочисленных карточек машинограммы-ведомости ведут лишь по складам и материально ответственным лицам. Машинограммы используются для контроля за движением и состоянием материалов на складе и оперативного управления производством.
Первичные документы после записи их данных в карточки учета материалов передают в бухгалтерию. Лимитно-заборные карты передают по мере использования лимита, но не позднее 1-го числа следующего месяца. Сдачу документов оформляют реестром, в котором указывают наименование и номера сдаваемых документов.
В цехах, имеющих кладовые, а также в подотчетных службах и подразделениях (пункты, отделения) материально ответственные лица (заведующие пунктами и отделениями, мастера) составляют месячные отчеты об остатках и движении материалов в подотчете и представляют их в бухгалтерию. В отчетах содержатся сведения об остатках материалов на начало месяца их поступления, расходе и остатке на конец месяца. В них наряду с фактическим расходом материалов указывают их расход по норме. Нормативный расход материалов исчисляют в бухгалтерии, где производится, кроме того, и таксировка отчета.
При использовании материальных отчетов отпадает необходимость в составлении других документов на расход материалов. Вместе с тем упрощается учет материалов в подотчете, поскольку в качестве регистров аналитического учета используются отчеты материально ответственных лиц.
Учет материалов в бухгалтерии. Все первичные документы по движению материалов со складов и подразделений организации поступают в бухгалтерию. Именно на этой стадии учетного процесса работники бухгалтерии обязаны осуществлять действенный контроль за законностью, целесообразностью и правильностью документального оформления операций по движению материалов. После проверки первичные документы подвергаются таксировке (умножением количества материалов на цену).
Существует несколько вариантов учета материалов в бухгалтерии. При первом варианте в бухгалтерии открывают на каждый вид и сорт материалов карточки аналитического учета, в которые записывают на основании первичных документов операции по поступлению и расходу материалов. Эти карточки отличаются от карточек складского учета лишь тем, что учет материалов в них ведут не только в натуральном, но и в денежном выражении. По окончании месяца по итоговым данным карточек составляют сортовые количественно-суммовые оборотные ведомости аналитического учета и сверяют их с оборотами и остатками на соответствующих синтетических счетах и данными карточек складского учета.
При втором варианте все приходные и расходные документы группируют по номенклатурным номерам, и в конце месяца подсчитанные по документам итоговые данные о поступлении и расходе каждого вида материалов записывают в оборотные ведомости, составляемые в натуральном и денежном выражениях по каждому складу отдельно в разрезе соответствующих синтетических счетов и субсчетов.
При втором варианте трудоемкость учета значительно уменьшается, поскольку отпадает необходимость ведения карточек аналитического учета. Но учет и в этом случае остается громоздким, поскольку в оборотную ведомость приходится записывать сотни, а иногда и тысячи номенклатурных номеров материалов.
Сальдовый метод учета материалов. Более прогрессивным является оперативно-бухгалтерский, или сальдовый, метод учета материалов. При сальдо-ном методе бухгалтерия не дублирует складского сортового учета нив огдельных карточках аналитического учета, ни в оборотных ведомо-с гих, а использует в качестве регистров аналитического учета карточки учета материалов, ведущиеся на складах.
Ежедневно или в другие установленные сроки (как правило, не реже одного раза в неделю) работник бухгалтерии проверяет правильность произведенных кладовщиком записей в карточках учета материалов и подтверждает их своей подписью на самих карточках. В конце месяца заведующий складом, а в отдельных случаях работник бухгалтерии переносит количественные данные об остатках на 1-е число месяца по каждому номенклатурному номеру материалов из карточек учета материалов в ведомость учета остатков материалов на складе (без оборотов прихода и расхода).
После проверки и визирования работником бухгалтерии ведомость остатков передают в бухгалтерию, где остатки материалов таксируют по учетным ценам и выводят их итоги по отдельным учетным группам материалов и в целом по складу.
При сальдовом методе учета материалов поступившие в бухгалтерию первичные документы по движению материалов после их проверки и таксировки раскладываются в контрольной картотеке отдельно по приходу и расходу в разрезе складов и номенклатурных групп материалов. По данным контрольной картотеки документов составляются отчеты по формам государственного статистического наблюдения. Кроме того, по истечении месяца картотеку используют для составления групповых оборотных ведомостей в суммовом выражении по каждому складу в отдельности. Таких групп в крупных организациях бывает несколько десятков (вместо тысяч наименований материалов). Данные этих ведомостей сверяют со стоимостными данными ведомости остатков и с итогами записей в регистрах синтетического учета.
Сальдовый метод учета материалов является одним из наиболее эффективных, особенно в условиях ручной обработки учетных данных и малой механизации учета.
При использовании компьютеров все необходимые регистры при сальдовом методе учета материалов (групповые оборотные ведомости, ведомости остатков, сальдово-сличительные ведомости) составляются на машинах.
Аналитический учет материалов в бухгалтерии с применением средств вычислительной техники можно осуществлять также посредством составления сортовых оборотных ведомостей по номенклатурным номерам на основании поступающих первичных документов. Сверка со складским учетом в этом случае осуществляется вручную. При переносе данных из карточек складского учета в компьютер на их основе разрабатывается сортовая оборотно-сличительная ведомость, в которой сопоставляются исходящий остаток материалов (в количественном и суммовом выражениях) по первичным документам, по карточкам складского учета и выявляются отклонения между этими данными.
Оба изложенных варианта аналитического учета материалов с применением ЭВМ имеют существенные недостатки, поскольку при сальдовом методе трудоемкой является разработка групповых и сальдово-сличительных ведомостей для сверки данных бухгалтерского и складского учета непосредственно с помощью машин. При составлении только сальдовой ведомости сверка с карточками складского учета производится вручную, что значительно затрудняет поиск и обнаружение ошибок.
При составлении сортовых оборотных ведомостей на ЭВМ ослабляется контроль за ведением складского учета и ведением складского хозяйства. В связи с этим целесообразно использовать комбинированный метол аналитического учета материалов, сочетающий прогрессивность сальдового метода и меньшую трудоемкость разработки регистров и поиска ошибок при втором варианте.
При комбинированном методе осуществляется постоянный контроль за складским учетом и составляются сортовые оборотные (оборотно-сличительные) ведомости. Данные о начальных остатках и оборотах по каждому номенклатурному номеру облегчают поиск ошибок и расхождений.
1.4.Синтетический и аналитический учет материалов
Синтетический учет материалов ведется на синтетических счете Материалов. Заготовления и приобретения материалов, Отклонения в стоимости материалов, на забалансовых счетах Товарно-материальных ценностей, принятых на ответственное хранение, и Материалов, принятых в переработку.
К счету Материалов могут быть открыты субсчета: «Сырье и материалы»,
«Покупные полуфабрикаты и комплектующие изделия, конструкции и детали», «Топливо», «Тара и тарные материалы», «Запасные части», «Прочие материалы», «Материалы, переданные в переработку на сторону», «Строительные материалы».
Сельскохозяйственные предприятия могут открывать к счету Материалов отдельные субсчета для учета: семян; посадочного материала и кормов (покупных и собственного производства); минеральных удобрений; ядохимикатов, используемых в борьбе с вредителями и болезнями сельскохозяйственных культур; биопрепаратов, медикаментов, используемых для борьбы с болезнями сельскохозяйственных животных, и др.
На предприятиях малого бизнеса все материалы можно учитывать на одном синтетическом счете Материалов.
Как было отмечено выше, учет материальных ценностей ведется по фактической себестоимости или по учетным ценам. При учете материалов по фактической себестоимости в дебет материальных счетов относятся все расходы по их приобретению.
При этом способе учета поступление материалов отражают по дебету счета Материалов и кредиту счетов:
Расчетов с поставщиками и подрядчиками — на стоимость поступивших материалов по ценам поставщиков (без налога на добавленную стоимость) со всеми наценками снабженческих и внешнеторговых организаций и транспортно-заготовительными расходами, включенными в счета поставщиков, в том числе по оплате таможенных пошлин, процентов за кредит, предоставленный поставщиком; на стоимость услуг (также без НДС) транспортных (железнодорожных и водных) организаций, стоимость услуг товарных бирж и др.;
Расчетов с подотчетными лицами — на стоимость материалов, оплаченных из подотчетных сумм;
Вспомогательных производств — на расходы по доставке материалов собственным транспортом и на фактическую себестоимость материалов собственного производства;
Основного производства и/или Вспомогательных производств — на стоимость возвратных отходов;
других счетов (например. Краткосрочных кредитов банков — при начислении процентов за кредит).
В организациях, заготавливающих и перерабатывающих сельскохозяйственную продукцию (молоко, скот, птицу, свеклу и др.), а также в строительных организациях, заготавливающих материалы и конструкции, расходы по их заготовке и доставке в организацию (на стройку) до включения в фактическую себестоимость приобретения (заготовления) сырья и материалов учитывают на активном счете Издержек обращения (при наличии специального заготовительного аппарата). Накопленные суммы списываются с кредита этого счета в дебет счетов:
Заготовления и приобретения материалов — на расходы по заготовке сырья в перерабатывающих организациях;
Материалов в строительных организациях, где присоединяются к другим расходам.
Со счета Заготовления и приобретения материалов фактическая себестоимость сырья в перерабатывающих организациях списывается в дебет счета Материалов.
Сельскохозяйственные предприятия продукцию собственного производства текущего года отражают на счете Материалов в течение года по планово-расчетной себестоимости (дебет счета Материалов, кредит счета Основного производства). После составления головой отчетной калькуляции плановая себестоимость материалов корректируется до фактической себестоимости способом «красное сторно» (если фактическая себестоимость оказалась ниже плановой) или способом дополнительных проводок (если фактическая себестоимость выше плановой).
Прибывшие от поставщиков материалы, по которым не поступили платежно-расчетные документы (неотфактурованные поставки), принимаются по приемному акту, составляемому на складе. Оприходование ценностей осуществляется по учетным ценам либо по пенам договора или предыдущих поставок. Если до конца меся-п;1 расчетный документ не поступил, указанные поставки остаются и приемной оценке. В следующем месяце при поступлении расчетною документа стоимость неотфактурованных поставок в приемной оценке сторнируется и составляется новая запись по фактическим суммам, указанным в документах поставщиков.
Стоимость акцептованных и оплаченных материалов, не поступивших в течение отчетного периода (материалы в пути), по окончании месяца отражается по дебету счета Материалов и кредиту счета Расчетов с поставщиками и подрядчиками (без оприходования ценностей на склад). В начале следующего месяца эти суммы сторнируются, а на поступление ценностей составляется обычная бухгалтерская запись.
При приемке материалов от поставщиков могут быть выявлены излишки или недостачи по сравнению с документальными данными, оформляемые актом. Излишки приходуются по акту и расцениваются по учетным ценам или по отпускным ценам. Затем служба снабжения сообщает об излишках поставщику и просит выслать платежное поручение на стоимость излишков.
Если при приемке обнаружена недостача или порча материалов, их стоимость отражают по дебету счета Расчетов по претензиям и кредиту счета Расчетов с поставщиками и подрядчиками. На материальных счетах стоимость недостач или порчи материалов не показывают.
Аналитический учет поступления материалов зависит в значительной мере от выбора учетной цены. Если в качестве учетных цен применяют средние цены поставщика, то поступившие материалы отражают на каждом аналитическом счете по этим ценам. Наценки снабженческих организаций, комиссионные, таможенные пошлины, транспортно-заготовительные расходы и другие составляющие расходов по заготовлению по всем поступившим материалам учитывают на аналитическом счете Транспортно-заготовительных расходов и наценок снабженческо-сбытовых организаций.
Если материалы оценивают по средней покупной цене или по плановой (нормативной) себестоимости, то поступившие материалы отражаются на каждом аналитическом счете по этим ценам, а разницу между фактической и средней покупной ценой либо плановой (нормативной) себестоимостью материалов показывают на аналитическом счете Отклонения в стоимости материалов.
Отпущенные в производство и на другие нужды материалы списывают с кредита счета Материалов в дебет соответствующих счетов издержек производства и на другие счета в течение месяца по учетным ценам. При этом делают бухгалтерскую запись
Д-т сч. Основного производства - материалы отпущены основному производству
Д-т сч. Вспомогательных производств — материалы отпущены вспомогательным производствам
Д-т сч. Общепроизводственных расходов. Общехозяйственных расходов и др. — в зависимости от направления расходов материалов
К-т сч. Материалов или других счетов по учету материалов.
Здесь рассмотрим вариант учета отпуска материалов в производство по учетным ценам с применением счета Отклонения в стоимости материалов. Об учете же отпуска материалов с применением методов ФИФО и ЛИФО расскажем позднее.
Стоимость материалов по учетным ценам распределяют между различными счетами издержек производства на основании ведомости распределения материалов. Ее составляют по данным первичных документов о расходе материалов.
По истечении месяца определяют разницу между фактической себестоимостью израсходованных материалов и их стоимостью по учетным ценам. Разницу списывают на те же счета затрат, на которые были списаны материалы по учетным ценам (Основного производства, Вспомогательных производств и др.). При этом, если фактическая себестоимость выше учетной цены, разницу между ними списывают дополнительной бухгалтерской проводкой, а обратную разницу (что возможно при использовании в качестве учетной цены плановой себестоимости материалов) — способом «красное сторно», т. е. отрицательными числами.
Отклонения фактической себестоимости материалов от стоимости их по учетным ценам распределяют между израсходованными материалами пропорционально стоимости материалов по учетным ценам. С этой целью определяют процентное отношение отклонений фактической себестоимости материалов от учетной цены и найденное отношение умножают на стоимость отпущенных материалов по учетным ценам. Оставшиеся на складе материалы, оценены но средней покупной или плановой (нормативной) себестоимости.
Учет налога на добавленную стоимость. В расчетных документах поставщиков по поступившим материалам отдельно выделяются суммы налога на добавленную стоимость
(НДС), сумма которого отражается по дебету счета Налога на добавленную стоимость по приобретенным ценностям (субсчет «Налог на добавленную стоимость по приобретенным материальным ресурсам») с кредита счетов Расчетов с поставщиками и подрядчиками, Расчетов с подотчетными лицами и др.
продолжение
--PAGE_BREAK--После оплаты материалов поставщикам сумма налога на добавленную стоимость списывается с кредита счета по учету НДС в дебет счета Расчетов с бюджетом, субсчет «Расчеты по налогу на добавленную стоимость».
При потреблении материальных ресурсов на непроизводственные сферы, имеющие специальные источники финансирования, на суммы НДС, приходящиеся на эти материальные ресурсы, делается восстановительная бухгалтерская запись (сторно) по кредит|у счетов Расчетов с бюджетом (по указанному выше субсчету) и Налога на добавленную стоимость по приобретенным ценностям. Затем НДС, относящийся к этим использованным ресурсам, относят с кредита счета Налога на добавленную стоимость по приобретенным ценностям в дебет счетов, на которых учтены использованные ресурсы: счетов обслуживающих производств и хозяйств, некапитальных работ и др.
Особенности аналитического учета материалов по средним ценам поставщиков (т. е. без применения счета Отклонения в стоимости материалов) рассмотрены на примере операций, приведенных в табл. 1, и следующих дополнительных данных.
На начало месяца фактическая себестоимость складских запасов основных материалов составила 101 000 руб. Стоимость всех видов материалов по средним покупным ценам — 100 000 руб., в том числе сахара-песка — 3500 руб.,| соли — 1500 руб., прочих основных материалов — 95 000 руб.; транспортно-заготовительные расходы по основным материалам — 1000 руб. Для определения транспортно-заготовительных расходов, списываемых на основное и вспомогательные производства (пятая операция), находят отношение этих расходов к стоимости материалов по средним покупным ценам и найденное отношение умножают на стоимоть израсходованных материалов" по средним покупным ценам (ценам поставщиков без транспортно-заготовительных расходов):
(1000 + 5000) 100;
100 000 + 200 000
2 % 180 000 = 3600 руб.;
2 % • 10 000 = 200 руб.
Т а б л и ц а 1.
Бухгалтерские записи по учету материалов
№
опе-
рации
Операция
Сумма,
тыс. руб.
Корреспонди
рующие счета
дебет
Кредит
1
2
3
4
5
1
Акцептованы расчетные документы поставщиков за поступившие основные материалы по средним покупным ценам (без НДС):
Сахар-песок
7 000
Соль
3 000
Прочие основные материалы
190 000
Итого
200 000
10-1
60
Налог на добавленную стоимость по материалам составил
40 000
19
60
2
Начислено автобазе за доставку (без НДС):
Сахара
150
Соли
2 000
Прочих основных материалов
2 850
Итого
5 000
10-1
60
Налог на добавленную стоимость по транспортным услугам составил
1 000
19
60
3
Списывается налог на добавленную стоимость по оплаченным материалам
41 000
68
19
4
Списываются материалы по средним ценам, отпущенные со склада основному производству:
Сахар
7 000
Соль
1 500
Прочие основные материалы
171 500
Итого
180 000
20
10-1
5
Списываются материалы по срредним ценам, отпущенные со склада вспомогательному производствам:
Соль
1 500
Прочие основные материалы
8 500
1
2
3
4
5
Итого
10 000
23
10-1
6
Списываются транспортно-заготовительные расходы, относящиеся к израсходованным материалам:
На основное производство
3 600
20
На вспомогательные производства
200
23
Итого
3 800
10-2
7
Оплачены счета поставщиков и автобазы
246 000
60
51
Списание материалов. Если синтетический учет материальных ценностей ведется по учетным ценам, то помимо счета Материалов используется счет Заготовления и приобретения материалов, а также счет Отклонения в стоимости материалов.
При синтетическом учете материалов по фактической себестоимости указанный счет используется лишь на предприятиях, перерабатывающих сельскохозяйственное сырье, и в строительных организациях.
Счет Заготовления и приобретения материалов предназначен! для учета заготовления и приобретения материальных ценностей, относящихся к средствам в обороте. В дебет этого счета относятся покупная стоимость материальных ценностей, по которым поступили расчетные документы поставщика, и другие расходы по приобретению материалов с кредита счетов Расчетов с поставщиками и подрядчиками. Вспомогательных производств. Расчетов с подотчетными лицами и т. п. — в зависимости от того, откуда поступили материальные ценности, от характера расходов по заготовке и доставке материальных ценностей.
Материальные ценности, фактически поступившие в организацию, списывают по учетным ценам с кредита счета Заготовления и приобретения материалов в дебет счета Материалов и других счетов.
Сумма разницы в стоимости приобретенных материальных ценностей, исчисленной в фактической себестоимости приобретения и учетных ценах, списывается со счета Заготовления и приобретения материалов в дебет счета Отклонения в стоимости материалов.
Предъявленные претензии по недостачам, порче и другим причинам поставщикам, транспортным организациям и т. п. списывают с кредита счета Заготовления и приобретения материалов в дебет счета Расчетов по претензиям.
Материальные ценности, переданные для оприходования внутренними подразделениями, находящимися на отдельных балансах, списываются со счета Заготовления и приобретения материалов в дебет счета Внутрихозяйственных расчетов.
Остаток на счете Заготовления и приобретения материалов на конец месяца показывает наличие материалов в пути или не вывезенных со склада поставщиков.
Возможен вариант учета заготовления материальных ценностей без сальдо по счету Заготовления и приобретения материалов. В этом случае в конце месяца по дебету счета Материалов и кредиту указанного счета отражается стоимость материалов, оставшихся на конец месяца в пути или не вывезенных со склада поставщиков (без оприходования материалов на складе получателя). В начале следующего месяца эти суммы сторнируются и числятся в учете по дебету счета Заготовления и приобретения материалов. Выявленный в конце месяца остаток на этом счете списывают на счет Отклонения в стоимости материалов, и счет Заготовления и приобретения материалов сальдо не имеет.
Израсходованные или реализованные материальные ценности списываются на счета издержек производства (обращения) и реализации с кредита материальных счетов по учетным ценам.
Счет Отклонения в стоимости материалов предназначен для отражения разницы в стоимости приобретенных материалов, исчисленной в фактической себестоимости приобретения и учетных ценах. Этот счет используется только в том случае, если на счете Материалов синтетический учет ведется по учетным ценам.
Накопленные на счете Отклонения в стоимости материалов разницы между фактической себестоимостью приобретенных материальных ценностей и стоимостью их по учетным ценам списываются с кредита этого счета в дебет счетов издержек производства или обращения или других счетов пропорционально стоимости израсходованных материальных ценностей по учетным ценам.
При использовании для учета материалов счетов Заготовления и приобретения материалов и Отклонения в стоимости материалов указанные ценности отражаются в балансе по подразделу «Запасы» по плановой (нормативной) стоимости.
Аналитический учет по счету Отклонения в стоимости материалов ведется по группам материальных ценностей с приблизительно одинаковым уровнем этих отклонений.
При реализации материалов на сторону составляют бухгалтерские записи
Д-т сч. Реализация прочих активов } на стоимость материалов
К-т сч. Материалов по учетным ценам
Д-т сч. Реализация прочих активов на разницу между фактической
К-т сч. Отклонения в стоимости } себестоимостью материалов и
материалов стоимостью по учетным ценам
Д-т сч. Расчетов с покупателями на продажную стоимость
и заказчиками } материалов
К-т сч. Реализации прочих активов
Д-т сч. Реализация прочих активов } на сумму НДС
К-т сч. Расчетов с бюджетом по реализуемым материалам
Финансовый результат от реализации материалов списывается со счета Реализации прочих активов на счет Прибылей и убытков.
При реализации материальных запасов, синтетический учет которых ведется по фактической себестоимости, они списываются со счета Материалов в дебет счета Реализации прочих активов| в течение месяца по плановой (нормативной) стоимости, а по окончании месяца такой же проводкой списываются отклонения фактической себестоимости материалов от их плановой (нормативной) стоимости (способом «красное сторно» или способом дополнительных проводок).
Применение способов ФИФО и ЛИФО. Как уже отмечалось, определение фактической себестоимости материальных ресурсов, списываемых на производство, разрешается производить помимо средней стоимости способами ФИФО и ЛИФО. При использовании этих методов возникает необходимость оценки каждой партии расходуемых материалов, что на практике осуществить довольно сложно.
Целесообразнее стоимость израсходованных материалов при их оценке по методам ФИФО и ЛИФО определять расчетным путем. В этом случае в течение месяца материалы списываются на производство по учетным ценам. По окончании месяца определяют стоимость израсходованных материалов по методу ФИФО или ЛИФО, находят отклонение исчисленной стоимости материалов от стоимости их по учетным ценам и списывают выявленное отклонение на соответствующие счета пропорционально стоимости ранее списанных материалов по учетным ценам.
Для списания израсходованных материалов на соответствующие объекты учета затрат в бухгалтерии составляют разработочную таблицу. Материалы в ведомости отражаются по учетным ценам.
При использовании в учете компьютеров приходные документы группируют в пачки и после контроля и проверки кодов сдают на вычислительную установку, где на основе документов разрабатывается машинограмма-ведомость поступления материалов на склад. При использовании компьютеров непосредственно в бухгалтерии производится такая же проверка и составление ведомостей — регистров учета. В ведомости отражается стоимость приобретенных материалов по учетным ценам и фактической себестоимости с расшифровкой ее слагаемых по каждому расчетному документу поставщиков.
На основании ведомостей поступления материалов печатается сводная ведомость расчета транспортно-заготовительных расходов или отклонений фактической себестоимости материалов от стоимости их по учетным ценам и исчисляется коэффициент отклонений фактической себестоимости от стоимости по учетным ценам.
По данным расходных документов и указанной выше сводной ведомости составляют машинограмму-ведомость расхода материалов) по корреспондирующим счетам. В ней по каждому виду израсходованных материалов в разрезе шифров затрат отражают их стоимость по учетным ценам, коэффициент отклонений и сумму отклонений, приходящуюся на израсходованные материалы.
Для получения обобщенных данных по счетам материалов по каждому из них составляют машинограммы-оборотные ведомости. Данные этих оборотных ведомостей сверяют с общей оборотной ведомостью по синтетическим счетам и субсчетам и после сверки переносят в машинограмму — Главную книгу.
1.5.Инвентаризация и переоценка материалов
В действующих организациях инвентаризация материалов осуществляется в соответствии с Положением по велению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации (перед составлением годовой бухгалтерской отчетности, кроме запасов, инвентаризация которых проводилась не ранее 1 октября отчетного года).
Проведение инвентаризации обязательно также в следующих случаях:
при смене материально ответственных лиц (на день приемки-передачи дел);
при установлении фактов хищений или злоупотреблений, а также порчи ценностей;
в случаях пожара, стихийных бедствий или других чрезвычайных ситуаций, вызванных экстремальными условиями;
в других случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или нормативными актами Министерства финансов Российской Федерации. Кроме того, для контроля за сохранностью материалов, условиями их хранения и состоянием складского учета в межинвентаризационные периоды целесообразно проводить систематические проверки и выборочные инвентаризации материалов. При этом количество таких инвентаризаций в отчетном году устанавливается руководителем организации.
Инвентаризация материалов осуществляется инвентаризационными комиссиями при обязательном участии материально ответственных лиц. К началу инвентаризации в карточках складского учета должны быть отражены все операции по движению материалов; по каждому из них выведены остатки на день инвентаризации; первичные документы по движению материалов необходимо сдать в бухгалтерию и подвергнуть бухгалтерской обработке. Факт сдачи всех документов в бухгалтерию и отсутствия неоприходованных или несписанных ценностей материально ответственные лица подтверждают письменно.
При проведении инвентаризации комиссия в присутствии материально ответственных лиц осуществляет тщательный подсчет, взвешивание или обмер каждого вида (сорта) материалов и полученные фактические результаты записывает в инвентаризационные описи. Запись производится по каждому отдельному наименованию материалов с указанием номенклатурного номера, вида, группы, артикула, партии, сорта, в единицах счета, массы или меры.
При осуществлении инвентаризации учитываются специфические особенности отдельных видов материалов. В частности, тара записывается в опись по видам, целевому назначению и качественному состоянию (новая, бывшая в употреблении, требующая ремонта и т. д.). На тару, пришедшую в негодность, составляется акт на списание с указанием причин негодности и лиц, ответственных за тару.
Отдельные описи составляются на материалы, находящиеся в пути, на ответственном хранении на складах других организаций, подвергшиеся порче, ненужные, неликвидные, а также на поступившие или отпущенные во время проведения инвентаризации.
Описи подписываются всеми членами комиссии и материально ответственными лицами, которые подтверждают, что все материалы проверены в их присутствии и претензий к комиссии они не имеют.
Данные инвентаризационных описей используются для составления сличительных ведомостей, в которых фактические данные описей сопоставляются с учетными данными. При выявлении недостач или излишков материально ответственные лица должны лап, им соответствующие объяснения. Комиссия устанавливает характер, причины выявленных расхождений или порчи материалов определяет порядок регулирования разниц и возмещения потерь.
Независимо от причин возникновения все недостачи материалов по их фактической себестоимости списывают с кредита счета Материалов в дебет счета Недостач и потерь от порчи ценностей. После выяснения всех обстоятельств возникновения недостач или порчи материалов руководитель организации принимает решение о порядке их списания со счета Недостач и потерь от порчи ценностей.
продолжение
--PAGE_BREAK--Недостачи материальных ценностей в пределах норм естественной убыли, утвержденных в установленном законодательством порядке, списывают с кредита счета Недостач и потерь от порчи ценностей на издержки производства или обращения хозяйствующих субъектов. При отсутствии норм убыль рассматривается как недостача сверх норм. Нормы естественной убыли могут применяться лишь в случаях выявления фактических недостач.
Недостачи сверх норм естественной убыли, потери от порчи, а также похищенные ценности списываются на счета виновных лиц и оформляются бухгалтерской записью
Д-т сч. Расчетов с персоналом по прочим операциям
(субсчет 'Расчеты по возмещению материального ущерба')
К-т сч. Недостач и потерь от порчи ценностей.
В соответствии с действующим Кодексом законов о труде Российской Федерации стоимость недостающих, похищенных или испорченных ценностей, взыскиваемых с виновных лиц, определяется исходя из рыночных цен, действующих в данной местности на день причинения ущерба. Сведения о рыночных ценах можно получить в органах ценообразования или органах государственной статистики. Разница между фактической себестоимостью матери лов и их стоимостью по рыночным ценам, подлежащая взысканию, отражается по кредиту счета Доходов будущих периодов оформляется бухгалтерской записью
Расчетов с персоналом по прочим операциям (субсчет «Расчеты, по возмещению материального ущерба»)
Доходов будущих периодов (субсчет «Разница между суммой, подлежащей взысканию с виновных лиц, и балансовой стоимостью по недостачам ценностей»).
По мере погашения задолженности, учтенной на счете Расчетов с персоналом по прочим операциям, соответствующая суммаразницы списывается со счета Доходов будущих периодов в кредит счета Прибылей и убытков.
Недостачи ценностей сверх норм убыли и потери от порчи ценностей при отсутствии конкретных виновников списываются на финансовый результат.
Выявленные при инвентаризации излишки материалов приходуют по дебету счета Материалов по рыночной стоимости и относят на результаты хозяйственной деятельности (счет Прибылей и убытков) с последующим установлением причин возникновения излишка и виновных лиц.
Переоценка материальных ценностей осуществляется в соответствии с действующим законодательством (по решениям Правительства Российской Федерации) в связи с изменением цен и тарифов. Для отражения сумм разниц от переоценки товарно-материальных ценностей используют счет Переоценки материальных ценностей. По дебету этого счета отражают начисление сумм уценки, а по кредиту — начисление сумм дооценки. Начисленные суммы уценки материалов списывают в дебет указанного счета с кредита счета Материалов. Начисление сумм дооценки отражают обратной записью.
Порядок переоценки ценностей, относящихся к средствам в обороте, и учета результатов переоценки регулируется соответствующими нормативными актами. Аналитический учет по счету Переоценки материальных ценностей ведется по каждому случаю переоценки и виду материальных ценностей, подвергшихся переоценке.
Хозяйствующим субъектам предоставлено право доводить стоимость материалов, на которые цена в течение года снизилась либо которые морально устарели или частично потеряли первоначальное качество, в конце отчетного года до рыночной стоимости, если она ниже первоначальной стоимости заготовим (приобретения). Разницу в ценах относят на финансовые таты. Эта операция в бухгалтерском учете оформляется следующей записью:
Д-т сч Прибылей и убытков
К-т сч. Материалов
и др.
2. Экономический субъект исследования – Краснодарская региональная общественная благотворительная организация.
2.1. Технико-экономическая характеристика организации Краснодарская региональная общественная благотворительная организация детей-инвалидов с врожденными пороками лица «ЭКОЛАННО» является некоммерческой организацией занимающейся представлением интересов определенной группы общества. Создана организация учредителями-физическими лицами законными представителями детей-инвалидов с врожденными пороками лица на основе вступительных взносов.
Цель организации — выполнение конкретных общественных акций, направленных на улучшение специализированной медицинской помощи детям с врожденными пороками челюстно-лицевой области, их медицинская и социальная реабилитация и защита.
Предприятие является юридическим лицом и самостоятельно отвечает всем своим имуществом по долгам и обязательствам, может быть истцом и ответчиком в суде.
Организация занимается не запрещенной законом предпринимательской деятельностью (оказание услуг в области: ортодонтии, организации и оборудования узлов учета воды и тепла).
КРОБО детей-инвалидов с ВПЛ «ЭКОЛАННО» не имеет вышестоящей организации.
Высшим органом управления организацией является общее собрание учредителей.
«ЭКОЛАННО» расположена в г. Краснодаре.
Технико-экономические показатели деятельности «ЭКОЛАННО» за 1998 год приведены в табл. 1.1.
Таблица 1.1
Технико-экономические показатели «ЭКОЛАННО»
Показатели
1998 г.
1999 г.
Изменения
Темп роста
1. Среднесписочная численность работников, чел.
31
35
4
12,9
2. Среднегодовая стоимость ОПФ тыс.руб.
71
124
53
74,63
3. Среднегодовая стоимость остатков оборотных средств тыс. руб…
558
1148
590
105,8
4. Выручка от реализации в сопоставимых ценах, тыс.руб.
907
2716
1808
199,2
5.Затраты на пр-во реализованной продукции, тыс.руб.
705
1713
1008
143
6.Прибыль от реализации продукции, тыс.руб.
202
1002
799
394,5
7.Затраты на 1 руб. реализованных услуг, руб/руб. (п.5/п.4)
0,7
0,63
-0,07
-10
8.Фондоотдача на 1 руб ОФ, руб/руб (п.4/п.2)
9,92
13,81
3,89
39,21
9.Фондовооруж-ть, руб./чел (п.2/п.1).
2,29
3,54
1,25
54,58
10.Производительность труда, руб/руб (п.4/п.1).
29,3
77,6
48,3
164,84
По данным таблицы основные показатели значительно увеличились за 1999год. Так выручка от реализации выросла по сравнению с прошедшим периодом на 1808 тыс. рублей. Наблюдается снижение затрат на рубль реализованных услуг на 70руб. Произошло это из-за увеличения рыночной стоимости услуг при условии что материалы оставались относительно недорогими. Производительность труда увеличилась более чем вдвое что позволяет сделать вывод об уровне автоматизации труда.
2.2. Учетная политика организации.
Учетная политика предприятия есть регламентация приемов постановки бухгалтерского учета, включающая первичное наблюдение (документация и инвентаризация), стоимостное измерение (оценка и калькуляция), текущую группировку (счета и двойная запись) и итоговое обобщение (балансовое обобщение и отчетность) фактов экономических событий уставной и иной деятельности.
Теоретические и методологические основы и принципы ведения бухгалтерского учета на предприятии, отраженные в Федеральном Законе «О бухгалтерском учете» № 129 – ФЗ от 21.11.96 г. и в Положении о бухгалтерском учете и отчетности в Российской Федерации ( приказ № 170 Минфина Рф от 26.12.94 г.), служат основанием и определяют формирование учетной политики предприятия, организации.
Законом подтверждено, что руководствуясь законодательством РФ о бухгалтерском учете, нормативными актами органов, регулирующих бухгалтерский учет, предприятия (организации) самостоятельно формируют свою учетную политику исходя из структуры, отрасли и других особенностей деятельности. В нем также указано, что принятая организацией учетная политика применяется последовательно из года в год. Изменение учетной политики может производиться в случаях изменения законодательства РФ или нормативных актов, органов, осуществляющих регулирование бухгалтерского учета, разработки организацией новых способов ведения бухгалтерского учета или существенного изменения условий ее деятельности. В целях обеспечения сопоставимости данных бухгалтерского учета изменения учетной политики должны водиться с начала финансового года.
Закон закрепил основные элементы учетной политики (статья 6, пункт 3):
рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащий синтетические и аналитические счета, необходимые для ведения бухгалтерского учета в соответствии с требованиями своевременности и полноты учета и отчетности;
формы первичных учетных документов, применяемые для оформления хозяйственных операций, по которым не предусмотрены типовые формы первичных документов, а также формы документов для внутренней бухгалтерской отчетности;
порядок проведения инвентаризации и методы оценки видов, имущества и обязательств;
правила документооборота и технология учетной информации;
порядок контроля за хозяйственными операциями, а также другие решения, необходимые для организации бухгалтерского учета.
Более подробно эти элементы рассматриваются в Положении по бухгалтерскому учету «Учетная политика предприятия» ( ПБУ 1/98), утвержденном приказом Министерства финансов РФ от 9.12. 19998 г. №60н.
Положение ПБУ 1/94 распространяется в части формирования учетной политики на предприятии независимо от форм собственности; в части ее раскрытия – на предприятии, публикующие свою бухгалтерскую отчетность полностью или частично согласно законодательству РФ; учредительным документом либо по собственной инициативе.
Положение устанавливает основы формирования (выбора и обоснования) и раскрытия (предания гласности) учетной политики предприятия. (Под предприятием понимается и организация, являющаяся юридическим лицом по законодательству Российской Федерации, включая учреждения и организации, основная деятельность которых финансируется за счет средств бюджета).
Согласно этому Положению под учетной политикой предприятия понимается выбранная им совокупность способов ведения бухгалтерского учета – первичное наблюдение, стоимостного изменения, текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности ( уставной и иной).
Учетную политику данного предприятия включает два основных раздела:
1. Общие положения организационно-технического характера.
2. Избранные методы ведения бухгалтерского учета.
К пунктам второго раздела целесообразно было бы добавить несколько дополнительных пунктов.
1. Формирование капитала предприятия:
Капитал предприятия представляет собой основной источник собственных средств предприятия.
Структура капитала:
- добавочный капитал;
- резервный капитала;
- целевые финансирование и поступления;
- нераспределенная прибыль;
Учет добавочного капитала отражается на счете 87 «Добавочный капитал».
Учет резервного капитала отражается на счете 86 «Резервный капитал».
Учет целевого финансирования и поступлений отражается на счете 96 «Целевые финансирование и поступления». Счет 96 «Целевые финансирование и поступления» формируется по кредиту за счет получения:
- прибыли от коммерческой деятельности;
- благотворительных средств, перечисляемых организациями и частными лицами;
- поступлениями целевых средств на проведение определенных меропрриятий (гранты);
Учет нераспределенной прибыли отчетного года списывается заключительными оборотами декабря в кредит счета 88 «Нераспределенная прибыль» в корреспонденции со счетом 80 «Прибыли и убытки».
2. Порядок учета и финансирования ремонта основных средств
Затраты на ремонт относить на себестоимость того отчетного периода, в котором были проведены ремонтные работы, что отражается проводкой по дебету счетов учета затрат на производство или издержек обращения и кредиту счетов 10 «Материалы», 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» и других.
3.Учет выбытия основных средств
Для обобщения информации о выбытии основных средств, а также для выявления финансовых результатов от реализации основных средств использовать счет 47 «Реализация и прочее выбытие основных средств».
По дебету счета отражается первоначальная стоимость выбывших основных средств в корреспонденции с кредитом счета 01 «Основные средства», а также все расходы понесенные предприятием в связи с тем или иным процессом выбытия, в корреспонденции со счетами 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда», 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению», 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» и т. п. По дебету счета 47 «Реализация и прочее выбытие основных средств» в корреспонденции со счетом 68 «Расчеты с бюджетом», субсчет «Расчеты по налогу на добавленную стоимость» отражается также сумма налога на добавленную стоимость, входящая в состав выручки от реализации основных средств.
По кредиту счета 47 «Реализация и прочее выбытие основных средств», прежде всего, в корреспонденции с дебетом счета 02 «Износ основных средств» отражается начисленный к моменту выбытия износ, который является основным источником выбытия (списания) основных средств. Кроме того, по кредиту счета 47 «Реализация и прочее выбытие основных средств» в корреспонденции со счетами учета денежных средств или расчетов, а также материальных оборотных средств отражаются различные виды доходов (выручки) от выбытия основных средств.
К пункту 2.4. учетной политики об учете нематериальных активов следует добавить учет выбытия нематериальных активов и их аналитический учет.
При выбытии нематериальных активов первоначальная стоимость их списывается со счета 04 «Нематериальные активы» в дебет счета 48 «Реализация прочих активов», а выручка – по кредиту данного счета в корреспонденции со счетами расчетов и денежных средств.
Аналитический учет по счету 04 «Нематериальные активы» вести по видам и отдельным объектам нематериальных активов.
Так как данное предприятие имеет небольшие размеры и все затрвты на производство учитывались на счете 20 «Основное производств», то не было необходимости включать в учетную политику пункт об учете затрат на производство. В связи с тем, что данная организация растет необходимо дополнить учетную политику данным пунктом.
Применять для продукции позаказный метод учета прочей продукции общей суммой затрат, используя калькуляционный вариант. В течение отчетного периода по дебету счетов учета затрат на производство (20 «Основное производство», 23 «Вспомогательное производство», 25 «Общепроизводственные расходы», 26 «Общехозяйственные расходы» и др.) с кредита счетов учета ресурсов собираются затраты отчетного периода с подразделением на прямые, относимые в дебет счета 20 «Основное производство», 23 «Вспомогательное производство» и косвенные (накладные), относимые в дебет собирательно-распределительных счетов и 25 «Общепроизводственные расходы» и 26 «Общехозяйственные расходы. Расходы, собранные на этих счетах, подлежат списания в конце периода в дебет счета 20 «Основное производство» и 23 «Вспомогательное производство» по принадлежности с одновременным их распределением между объектами калькулирования, пропорционально той или иной базе. Счета 25 «Общепроизводственные расходы» и 26 «Общехозяйственные расходы» закрываются, калькулируется полная фактическая себестоимость готовой продукции.
Учитывая месячный цикл производственного процесса, незавершенное производство списывать ежемесячно полностью на затраты реализованной продукции (работ, услуг).
Для распределения накладных расходов применять в качестве базы основную заработную плату основных рабочих.
продолжение
--PAGE_BREAK--