Реферат по предмету "Экономика"


Финансовые ресурсы предприятия. Система управления финансовыми ресурсами на предприятии, методы

СОДЕРЖАНИЕ Введение……………………………………………………………………….2


ГЛАВА 1. Финансовые ресурсы предприятия. Система управления финансовыми ресурсами на предприятии, методы оценки эффективности использования финансовых ресурсов предприятия………………………...4

1.1. Финансы. Функции финансов. Финансовый механизм, его методы

и рычаги…………………………………………………………………4

1.2. Финансовые ресурсы предприятия…………………………………….6

1.2.1. Собственный капитал…………………………………………….6

1.2.2. Заемные средства предприятия………………………………...10

1.3. Финансовые отношения………………………………………………..14

1.4. Финансовая служба предприятия……………………………………..16

1.5. Финансовая деятельность государства………………………………..17

Оценка эффективности использования финансовых ресурсов……...18

1.6.1. Оценка эффективности текущей хозяйственной деятельности предприятия……………………………………………………………..18

1.6.2. Оценка эффективности инвестиционной деятельности предприятия……………………………………………………………..19

2. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ………………………………………………….21

Задача 1…………………………………………………………………………21

Задача 2…………………………………………………………………………25

Заключение……………………………………………………………………..28

Литература………………………………………………………………………30

ПРИЛОЖЕНИЕ К Задаче 2……………………………………………………31

Введение


Деятельность любой фирмы, в том числе и финансовая, не может рассматриваться изолированно; в частности, система управления финансами компании является элементом более крупной системы. С позиции макроэкономики в народном хозяйстве различают четыре экономических субъекта: государственный сектор, предпринимательский сектор, сектор домашних хозяйств и сектор «заграница». Каждый из этих секторов пронизан сетью финансовых отношений; безусловно, имеется специфика в управлении финансами в отдельном секторе, вместе с тем, очевидно, что финансы каждого из них являются лишь элементом взаимосвязанной системы финансов в целом.

Поскольку в развитой рыночной экономике ни один из субъектов не может быть самодостаточным и не желает самоизоляции от других субъектов, между ними устанавливаются определенные финансовые отношения, осуществляются переливы ресурсов, в том числе и финансовых, от одного субъекта к другому. Как правило, коммерческие и финансовые операции между субъектами осуществляются через банковскую систему.

В отличие от субъектов финансовых отношений финансовый рынок выполняет посредническую функцию – он не является собственником финансовых ресурсов, а лишь помогает оптимизации использования совокупных финансовых ресурсов. Основными участниками финансовых рынков являются инвесторы и финансовые посредники (финансовые и инвестиционные компании, банкирские дома, инвестиционные фонды и др.); первые предлагают их размещение, а также помогают компаниям, нуждающимся в долгосрочном финансировании, найти оптимальную структуру источников средств.

Роль всех субъектов финансовых отношений не равнозначна, хотя каждый играет собственную немаловажную роль в нормальном функционировании финансовой системы, в рыночной экономике финансы хозяйствующих субъектов, точнее, коммерческих организаций, все же имеют вполне очевидную доминанту.

Одним из основных компонентов финансово – хозяйственной деятельности предприятия являются денежные отношения, сопутствующие практически всем другим аспектам этой деятельности: поставка сырья сопровождается необходимостью его оплаты, продажа продукции – получении денег в обмен на поставленную продукцию и т. п. Все подобные денежные отношения как раз и реализуются в рамках финансовой системы предприятия. Таким образом, финансы предприятий представляют собой совокупность денежных отношений, возникающих у субъектов хозяйствования по поводу формирования фактических и потенциальных фондов денежных средств, их распределения и использования на нужды производства и потребления.

Цель работы изучить финансовые ресурсы, оценить эффективность их использования.

Курсовая работа выполнена с данными В=1, Г=7.

ГЛАВА 1. Финансовые ресурсы предприятия. Система управления финансовыми ресурсами на предприятии, методы оценки эффективности использования финансовых ресурсов предприятия

Финансы. Функции финансов. Финансовый механизм, его методы рычаги


Финансы занимают особую роль в экономических отношениях. Их специфика проявляется в том, что они всегда выступают в денежной форме. Финансы носят распределительный характер и отражают формирование и использование доходов и накоплений субъектов хозяйственной деятельности в сфере материального производства, государства и участников непроизводственной сферы.[4]. Финансы – это экономические отношения, возникающие в процессе формирования, распределения, перераспределения и использования денежных доходов и накоплений у субъектов хозяйствования и государства.

Финансовые ресурсы – это совокупность фондов денежных средств, находящихся в распоряжении государства, предприятий, организаций и учреждений.

Финансы предприятий, организаций и учреждений занимают в финансовой системе центральное место — именно в этой сфере формируется основная масса финансовых ресурсов страны. Страхование означает создание целевого страхового фонда за счет денежных взносов для возмещения возможного ущерба. Государственные финансы -совокупность финансовых ресурсов государства и его предприятий, организаций и учреждений, которые используются для удовлетворения потребностей общества(оборона, социальные нужды и др.).Финансы домашних хозяйств(граждан)-это финансы отдельных семей(граждан), которые формируют бюджеты отдельных граждан и бюджеты ячейки общества -семьи. Главная цель этих бюджетов -использование денежных средств (доходов бюджета) на цели текущего потребления. Часть этих доходов могут быть использованы для накопления, т.е. инвестированы гражданами в доходные мероприятия.[5].

Финансы предприятия выполняют следующие основные функции:

формирование денежных фондов (доходы);

использование денежных фондов (расходы);

финансовое планирование;

контрольную функцию — осуществление контроля за формированием и использованием денежных средств при помощи показателей бухгалтерской (финансовой) отчетности и оперативного учета;

стимулирующую функцию, поскольку рациональная организация финансов способствует повышению эффективности деятельности

хозяйствующего субъекта.

Финансовый механизм хозяйствующего субъекта строится на принципах:

самостоятельности осуществления хозяйственной деятельности;

самофинансирование, т.е. расходы осуществляются за счет доходов, временный недостаток средств пополняется за счет заемных источников финансирования;

ответственности за соблюдение кредитных договоров и расчетной дисциплины, а также по другим обязательствам, возникающим в процессе производственно-хозяйственной деятельности;

прибыльности деятельности;

материальной заинтересованности персонала фирмы в результатах.

Финансовый механизм представляет собой систему воздействия на финансовые отношения посредством финансовых рычагов, с помощью финансовых методов и заключающийся в организации, планировании и стимулировании использования финансовых ресурсов. Таким образом, элементами финансового механизма являются финансовые отношения, финансовые рычаги, финансовые методы, правовое, нормативное и информационное обеспечение.

Финансовые отношения представляют собой объект управления, возникают в процессе производственно-хозяйственной деятельности организации и отражают денежные потоки предприятий, связанные с инвестированием, кредитованием, налогообложением и т.д.

Финансовые рычаги — это приемы воздействия на предприятия. Они включают набор показателей, таких как прибыль, доход, дивиденды, цена, амортизационные отчисления и т.п.

Финансовые методы – это способы воздействия на систему, объединяющие прогнозирование, финансовое планирование, финансовый учет, анализ, контроль, регулирование, кредитование, налогообложение, страхование.

Система управления финансами на предприятии включает управляющую систему (субъект управления) и управляемую систему (объект управления). В зависимости от размеров предприятия организационная структура управления финансами может строиться по — разному. На крупных предприятиях, как правило, создается специальная служба, возглавляемая финансовым директором. На малых предприятиях функции финансового управления выполняет главный бухгалтер.

Правовое обеспечение финансового управления заключается, с одной стороны, в формировании налогового законодательства, в создании законодательной базы регулирования расчетно-денежных отношений, рынка ценных бумаг и т.д., с другой – в выработке законодательных основ порядка составления финансовой отчетности предприятий.

Целью информационного обеспечения финансового управления является предоставление информации, необходимой для принятия управленческих решений. Эта информация содержится как в годовой и квартальной финансовой отчетности, так и может быть получена из данных оперативного учета и опросов руководителей подразделений предприятия. Информация может группироваться таким образом, чтобы было возможно оценить финансовое состояние хозяйствующего субъекта в целом, а также принять решение по возникающим конкретным проблемам. В процессе управления кроме внутренней используется и внешняя информация финансового характера (сообщения финансовых органов, информация банковской системы, товарных, фондовых и валютных бирж и т.п.).

В процессе управления финансовой системой предприятия решаются вопросы получения финансовых ресурсов, управления финансовыми ресурсами и их использования.

Финансовые ресурсы предприятия


Финансовые ресурсы предприятия – это денежные средства, формируемые при образовании предприятия и пополняемые в результате производственно – хозяйственной деятельности за счет реализации товаров и услуг, выбывшего имущества организации, а также путем привлечения внешних источников финансирования.[6].

Финансовая стабильность предприятий и риск неплатежеспособности существенно зависят от видов источников финансовых ресурсов. Источником формирования финансовых ресурсов служит совокупность источников удовлетворения дополнительной потребности в капитале на предстоящий период, обеспечивающем развитие предприятия. Эти источники подразделяются на собственные (внутренние) и заемные (внешние).

1.2.1. Собственный капитал

Собственный капитал — основной рисковый капитал предприятия, средства, которые предприятие может с наибольшей уверенностью инвестировать на долгосрочной основе и подвергнуть наибольшему риску. Их потеря по какой-либо причине не обязательно подвергнет риску способность предприятие выплатить фиксированные долги. Особенность собственного капитала заключается в том, что он не дает обязательной или гарантированной прибыли, которая должна выплачиваться при любом течении дел, и по нему нет определенного графика возмещения долгосрочных инвестиций. С позиции стабильности предприятий и подверженности риску неплатежеспособности особенность собственного капитала состоит в том, что его размер фиксирован, и есть основания рассчитывать, что он останется и при неблагоприятных обстоятельствах, и по нему нет обязательных требований по выплате дивидендов.

Собственный капитал состоит из:

уставного капитала;

добавочного капитала;

резервного капитала;

нераспределенной прибыли (убытков);

прочих резервов.

К собственному капиталу относятся также доходы будущих периодов (временно законсервированная прибыль отчетного года).[3].

Собственный капитал начинает формироваться в момент создания предприятия, когда образуется его уставной капитал. Формирование уставного капитала связано с особенностями организационно-правовых форм предприятий: для товариществ – это складочный капитал, для обществ с ограниченной ответственностью – уставный капитал, для акционерных обществ – акционерный капитал, для производственных кооперативов –паевый фонд, для унитарных предприятий – уставный фонд. В любом случае уставный капитал – это стартовый капитал, необходимый для начала деятельности предприятия. Способы формирования уставного капитала определяются организационно-правовой формой предприятия: путем внесения вкладов учредителями либо путем проведения подписки на акции, если это акционерное общество. Вкладом в уставный капитал могут быть деньги, ценные бумаги, другие вещи или имущественные права, имеющие денежную оценку. Уставный капитал минимально гарантирует права кредиторов предприятия, поэтому его нижний предел законодательно ограничивается.

В процессе деятельности предприятие вкладывает деньги в основные средства, закупает материалы, топливо, оплачивает труд работников, в результате чего производятся товары, оказываются услуги, которые, в свою очередь, оплачиваются покупателями. После этого затраченные деньги в составе выручки от реализации возвращаются на предприятие. После возмещения затрат предприятие получает прибыль. Прибыль идет на формирование различных фондов предприятия (резервного фонда, фондов накопления, фондов социального развития, фондов потребления) либо образует единый фонд предприятия – нераспределенную прибыль. Прибыль является основным источником развития предприятия и формирования резервного капитала.

Помимо фондов, сформированных за счет прибыли, составной частью собственного капитала предприятия является добавочный капитал.[6].Добавочный капитал аккумулирует денежные средства, поступающие предприятию в течение года по нескольким каналам.

Добавочный капитал возникает в результате:

прироста стоимости внеоборотных активов после их переоценки;

получения дополнительных денежных средств (или имущества) при продаже акций в случае их первичного размещения по цене, превышающей их номинальную стоимость (эмиссионный доход);

прироста активов в результате безвозмездного получения имущества и

денежных средств;

прироста стоимости внеоборотных активов, созданных за счет чистой

прибыли или фондов предприятия;

отражения положительной курсовой разницы по вкладам иностранных

инвесторов в уставные капиталы российских предприятий.

Что включать в состав добавочного капитала и как его использовать, решают собственники предприятия, разрабатывая соответствующие положения. Основной канал поступления добавочного капитала — результаты переоценки основных фондов. Вполне естественно ежегодное увеличение уставного капитала за счет добавочного. Но, как отмечалось, многие предприятия этого не делают и в результате несут определенные потери, связанные с условиями формирования резервного капитала.

Резервный капитал предприятий подразделяется на два типа резервных фондов. Обязательный резервный фонд, создаваемый в соответствии с законодательством РФ, объем которого должен составлять не менее 15 % уставного капитала предприятия (на предприятиях с иностранным капиталом—25 %), формируется только за счет ежегодного отчисления чистой прибыли предприятия в размере не менее 5 %.Отчисления прекращаются при достижении установленного уставом объема этого фонда. Средства фонда в первую используются на покрытие убытков от хозяйственной деятельности, а в акционерных обществах, при отсутствии иных средств, — для погашения облигаций общества и выкупа собственных акций. Ни на какие другие цели деньги резервного фонда не используются.

Таким образом, в соответствии с мировой практикой резервный капитал предприятия предназначен для покрытия убытков предприятия, а в акционерных обществах – также для погашения облигаций общества и выкупа их акций при отсутствии иных средств. Если резервный фонд используется на указанные цели, то отчисления в него производятся из прибыли до ее налогообложения. Это означает, что предприятие имеет льготу и отчисления в резервный фонд не облагаются налогом на прибыль.

Необязательные резервные фонды предприятия могут использоваться:

при недостатке оборотных средств – на формирование производственных запасов, незавершенного производства и готовой продукции;

при достаточности оборотных средств – в краткосрочные финансовые

вложения.

При использовании резервного капитала на эти цели отчисления в него должны производиться из чистой прибыли, т.е. без льгот по налогообложению. В частности, акционерные общества могут формировать из чистой прибыли специальный фонд акционирования работников общества. Он предназначен на приобретение акций общества, продаваемых акционерами, для последующего размещения их работникам. В условиях развития производства, когда будут приглашаться высококвалифицированные специалисты, это может быть одним из стимулов. Акции акционерного общества могут быть одним из вариантов премирования работников. Кроме того, концентрация большей части выпущенных акционерным обществом акций среди работников общества служит мощным стимулом и условием повышения эффективности производства.

Значение резервного капитала для российских предприятий пока невелико. Его доля в собственных источниках финансирования с 1995 г. не превышала 18%.

Прочие собственные средства. Нераспределенная прибыль – это часть чистой прибыли, которая не была распределена между акционерами и осталась в распоряжении предприятия. Ее доля в собственных источниках финансирования российских предприятий невелика, однако это наиболее быстро растущий элемент собственного капитала предприятий. Существенный рост объемов нераспределенной прибыли предопределил увеличение ее удельного веса в собственном капитале предприятий с 0,2% в 1994 г. до 2,8% в 1998 г.

Нераспределенная прибыль может аккумулироваться как в резервных фондах, так и в фондах специального назначения, из которых покрываются расходы, не связанные непосредственно с производственным процессом. При возможности создания множества таких фондов для различных целей по экономическому содержанию их можно подразделить на два типа – фонды накопления и социальной сферы и фонды потребления .

В фонде накопления по решению учредителей резервируется часть чистой прибыли для финансового обеспечения капитальных вложений в производство. Значение этого фонда для российских предприятий постепенно снизилось: с 5,7% в 1995 г. до 3,1% в 1998 г.

Инвестиционный фонд предназначен для развития производства. В нем концентрируются:

амортизационный фонд, предназначенный для простого воспроизводства основных фондов;

фонд накопления, образуемый за счет отчислений от прибыли и предназначенный для развития производства;

заемные и привлеченные источники.

Этот фонд создается в целях предоставления предприятию возможности за счет собственной прибыли и других источников обеспечить прирост оборотных средств и финансирование капитальных вложений. При распределении чистой прибыли решается, какая ее часть должна быть направлена на выплату дивидендов и какая на развитие производства. Инвестиционный фонд служит источником увеличения уставного капитала предприятия, так как вложения в развитие производства увеличивают имущество предприятия. Следовательно, увеличиваются чистые активы и балансовая стоимость акций акционерного общества, а при увеличении уставного капитала – и их номинальная стоимость. Увеличение средств на развитие способствует увеличению объема реализации предприятия и росту его прибыли. Вот почему в мировой практике примерно половина акционерных обществ не платят дивиденды, а привлекают акционеров постоянным ростом стоимости акций.

Фонд социальной сферы покрывает капитальные вложения социальные службы предприятия. Фонды потребления создаются для финансирования социальных мероприятий некапитального характера (премии работникам, спортивные соревнования, материальная помощь и др.). Фонд социальной сферы по своему значению для российских предприятий занимает второе место после добавочного капитала: в 1995—1998 гг. его доля в собственных источниках финансирования оставалась на уровне 23-24%.

К прочим резервам относятся резервы, которые создаются на предприятиях в связи с предстоящими крупными расходами, включаемыми в себестоимость, и издержки обращения, что позволяет избежать неравномерности включения этих расходов в затраты.

Что касается размещения собственного капитала, то основная его доля находится в форме внеоборотных активов (основных средств, незавершенного строительства, долгосрочных финансовых вложений, нематериальных активов и прочих внеоборотных).

Важнейшие собственные источники инвестиций. Среди внутренних источников финансовых ресурсов, используемых для целей инвестирования, важнейшими во всем мире считаются прибыль и амортизационные отчисления. Прибыль предприятия формируется в процессе его производственной деятельности, это ее конечный результат и источник роста производства. Однако таким источником служит не вся валовая прибыль, полученная в результате хозяйственной деятельности предприятия, а лишь часть ее, остающаяся после уплаты налогов и платежей в бюджет, — чистая прибыль. Она используется для формирования фондов накопления и потребления, резервного фонда. Амортизационные отчисления представляют собой денежное выражение стоимости износа основных производственных фондов и нематериальных активов. Амортизационные отчисления включаются в себестоимость продукции и затем в составе выручки от реализации продукции возвращаются на расчетный счет предприятия, становясь внутренним источником формирования фонда накопления. В развитых странах доля амортизации в финансировании простого и расширенного воспроизводства составляет 50-70%.

1.2.2. Заемные (внешние) средства предприятия


В условиях рыночной экономики внешние источники финансовых ресурсов имеют огромное значение: предприятие на практике не может обойтись без привлечения заемных средств. Заемные средства в нормальных экономических условиях способствуют повышению эффективности производства, они необходимы для осуществления расширенного производства. Многообразие каналов привлечения заемных ресурсов создает возможность использовать их в различных ситуациях.

К источникам заемных средств относятся: кредиты банков, коммерческие кредиты, факторинг, лизинг, кредиты частных лиц и пр.

Привлечение заемного капитала становится необходимым для покрытия потребности предприятия в основных и оборотных фондах. Такая потребность может возникнуть в ходе проведения реконструкции и технического перевооружения производства, из-за отсутствия достаточного стартового капитала, наличия сезонности в производстве, а также в результате отклонений в нормальном ходе кругооборота средств по независящим от предприятия причинам: необязательности партнеров, чрезвычайным обстоятельствам и т.д.

Заемный капитал подразделяется на краткосрочный и долгосрочный. Как правило, заемный капитал сроком до одного года относится к краткосрочному, а больше года – к долгосрочному капиталу. Как финансировать те или иные активы предприятия – за счет краткосрочного или долгосрочного (заемного и собственного) капитала, решают в каждом конкретном случае. Однако предприятие часто следует правилу, согласно которому элементы основного капитала, а также наиболее стабильная часть оборотного капитала (например, страховой запас, часть дебиторской задолженности) финансируются за счет долгосрочного капитала. Остальная часть оборотных активов, величина которых зависит от товарного потока, финансируется за счет краткосрочного капитала.

Все внешние источники финансирования попадают в одну из двух категорий: финансирования путем получения кредитов либо выпуска ценных бумаг (кроме акций). Более подробно остановимся на кредитной форме заемного капитала.

В мировой практике выделяют следующие виды кредитов: банковский, коммерческий, потребительский, государственный, международный и ростовщический кредит. Для предприятий наиболее актуальны коммерческий и, конечно, банковский кредит.

Коммерческий кредит. Такой кредит предприятие может получить при закупке товаров или создании производственного запаса у поставщика. Для многих мелких предприятий он является важнейшим источником финансирования. Хотя упущенная выгода при использовании коммерческого кредита не отражается в учете, тем не менее, она может выражаться значительной суммой, если поставщик предоставляет покупателю скидки с цены при оплате сделки в более короткие сроки, чем определены в договоре. Например, при оплате в течение 10 дней при сроке платежа в 30 дней поставщик может предоставить скидку 2% стоимости платежа.

Как и во всех других случаях привлечения капитала, предприятие, получающее коммерческий кредит, должно обратить внимание на проблему зависимости. Поставщик может навязать фирме невыгодные цены или товар более низкого качества, потребовать прекращения деловых контактов с конкурентами данного поставщика или выполнения других неподходящих условий.

Банковский кредит. Во всем мире коммерческие банки наиболее часто используются предприятиями в качестве источников краткосрочных и долгосрочных кредитных ресурсов.

Банковское кредитование предприятий на производственные и социальные нужды осуществляется при строгом соблюдении принципов возвратности, платности и срочности, отражающих сущность и содержание кредита. Эти принципы стихийно сложились на раннем этапе развития кредита, а затем были закреплены в законодательстве.

Возвратность кредита означает обязательность выплаты кредитору суммы основного долга на оговоренных условиях.

Срочность кредита – возврат кредитору заемных средств не в любое подходящее для заемщика время, а в заранее оговоренные сроки. Срок кредитования – это предельное время, в течение которого ссудные средства находятся в распоряжении заемщика. Нарушение этого принципа заемщиком влечет за собой применение определенных санкций: увеличение взимаемого процента, а затем – предъявление финансовых требований в судебном порядке.

Платность кредита. Согласно этому принципу заемщик должен не только вернуть полученные от банка кредитные ресурсы, но и оплатить право на их использование, что связано с платностью услуг, оказываемых банками при кредитовании. За предоставление банковской ссуды, как правило, взимается плата в виде процентов. Размер процентной ставки устанавливается сторонами по кредитному договору.

Банковский кредит предоставляется специализированными кредитно-финансовыми организациями, имеющими лицензию на осуществление данных операций от Центрального банка. Заемщиками банковского кредита могут быть только юридические лица. Инструментом кредитных отношений является кредитный договор или кредитное соглашение.[3].

Недостатком кредитной формы финансирования являются:

необходимость выплаты процентов по кредиту;

сложность оформления;

необходимость обеспечения;

ухудшение структуры баланса в результате привлечения заемных средств. Что может приводить к потере финансовой устойчивости, неплатежеспособности и, в конечном счете, к банкротству предприятия.[6].

Факторинг и лизинг. Кроме традиционных форм кредита, существуют и другие формы внешнего финансирования, которые непосредственно с кредитными операциями не связаны, но так же, как и кредит, связаны с привлечением заемных средств. Примером таких операций служат факторинговые и лизинговые операции.

Основной принцип факторинга – покупка фактор — фирмой (зачастую в этой роли выступает банк) у своего клиента-предприятия требований к покупателям его продукции. Фактически банк покупает дебиторскую задолженность.

Дебиторская задолженность – сумма долгов, причитающихся организации. Включает долги покупателей и заказчиков, по векселям к получению, дочерних и зависимых компаний, учредителей (участников) по взносам в уставный капитал, по выданным авансам, прочие. Подразделяется на задолженность, платежи по которой ожидаются в течении 12 месяцев и после 12 месяцев с отчетной даты.

В течение 2-3 дней он оплачивает 70-80% требований в виде аванса. Оставшаяся часть выплачивается клиенту банка после поступления средств. Таким образом, банк фактически финансирует предприятие.

Факторинг обеспечивает следующие преимущества:

финансирование предприятия осуществляется сразу же, исчезает необходимость дожидаться срока платежа со стороны покупателей его продукции;

уменьшается финансовый риск предприятия, которое гарантированно получает все платежи;

предприятие может уменьшить свои расходы за счет сокращения персонала бухгалтерии, так как банк берет на себя обязательства по ведению дебиторского учета;

предприятие получает возможность получать информацию о платежеспособности покупателей, так как банки связаны между собой и через компьютерную систему могут круглосуточно получать сбытовую, финансовую информацию о клиентах.

Стоимость услуг факторинга складывается из двух элементов:

комиссионных, которые зависят от размера оборота и платежеспособности покупателей и могут составлять от 0,5 до 2% суммы счетов;

обычной рыночной процентной ставки для кредитов, так как банк выплачивает предприятию деньги раньше, чем покупатель оплачивает свои счета.

Лизинг – это долгосрочная аренда машин, оборудования и других товаров инвестиционного назначения, купленных арендодателем (лизингодателем) при сохранении права собственности на них за арендодателем на весь срок аренды.

Различают 2 вида лизинга:

финансовый;

операционный;

Финансовый лизинг предусматривает выплату арендатором в течении действия контракта сумм, покрывающих полную стоимость амортизации оборудования или большую ее часть по истечении срока действия контракта арендатор может:

вернуть объект лизинга арендодателю;

заключить новый контракт на аренду;

выкупить объект лизинга по остаточной стоимости.

Операционный лизинг заключается на срок меньший амортизационному периоду имущества, после окончания контракта объект лизинга возвращается владельцу и вновь сдается в аренду.[3].

Финансовые отношения


Современные коммерческие организации функционируют в постоянно меняющихся рыночных условиях хозяйствования с жестокой конкуренцией. Основной целью их предпринимательской деятельности становится не только максимальное извлечение прибыли, но и сохранение, и приумножение собственного капитала, обеспечение стабильности бизнеса.

В ходе предпринимательской деятельности коммерческих организаций возникают определенные финансовые отношения, связанные с организацией производства и реализацией продукции, оказанием услуг и выполнением работ, формированием собственных финансовых ресурсов и привлечением внешних источников финансирования, их распределением и использованием, выполнением обязательств перед бюджетной системой страны.

Финансовые отношения коммерческих организаций. Материальную основу финансовых отношений составляют деньги. Финансовые отношения – это часть денежных отношений, возникающих лишь при реальном движении денежных средств и сопровождающихся формированием и использованием собственного капитала, централизованных и децентрализованных фондов денежных средств.

Финансы коммерческих организаций – это финансовые или денежные отношения, возникающие в ходе предпринимательской деятельности в процессе формирования собственного капитала, целевых централизованных и децентрализованных фондов денежных средств, их распределения и использования.

По своему экономическому содержанию всю совокупность финансовых отношений можно сгруппировать по следующим направлениям:

между учредителями в момент создания организации. Эти финансовые отношения связаны с формированием собственного капитала и в его составе уставного (акционерного, складочного) капитала. Конкретные способы образования уставного капитала зависят от организационно- правовой формы хозяйствования. В свою очередь уставный капитал является первоначальным источником формирования производственных фондов, приобретения нематериальных активов;

между отдельными организациями. Финансовые отношения связаны с производством и реализацией продукции, возникновением вновь созданной стоимости. К ним относятся: финансовые отношения между поставщиком и покупателем сырья, материалов, готовой продукции и т.п., отношения со строительными организациями при осуществлении инвестиционной деятельности, с транспортными организациями при перевозке грузов, с предприятиями связи, таможней, иностранными фирмами и т. п. Эти отношения основные, поскольку от их эффективной организации во многом зависит конечный результат коммерческой деятельности;

между организацией и ее подразделениями (филиалами, цехами, отделами, бригадами) – по поводу финансирования расходов, распределения и использования прибыли, оборотных средств. Эта группа отношений влияет на организацию и ритмичность производства;

между организацией и ее работниками – при распределении и использовании доходов, выпуске и размещении акций и облигаций в акционерном обществе, выплате процентов по облигациям и дивидендов по акциям, по акциям, взыскании штрафов и компенсаций за причиненный материальный ущерб, удержании налогов с физических лиц. От организации этой группы отношений зависит эффективность использования трудовых ресурсов;

между организацией и вышестоящими звеньями, внутри финансово-промышленных групп, внутри холдинга, с союзами и ассоциациями, членом которых является данная организация. Финансовые отношения возникают при формировании, распределении и использовании централизованных целевых денежных фондов и резервов на финансирование целевых отраслевых программ, проведение маркетинговых исследований, научно-исследовательских работ, выставок, оказание финансовой помощи на возвратной основе для осуществления инвестиционных проектов и пополнения оборотных средств. Эта группа отношений связана, как правило, с внутриотраслевым перераспределением денежных средств, оптимизацией их использования и направлена на поддержку и развитие организации;

между отдельными коммерческими организациями в связи с эмиссией и размещением ценных бумаг, взаимным кредитованием, долевым участием в создании совместных предприятий. От организации этих отношений зависит возможность привлечения дополнительных источников финансирования предпринимательской деятельности;

между коммерческими организациями и финансовой системой государства – при уплате налогов и осуществлении других платежей в бюджет, формировании внебюджетных целевых фондов, предоставлении налоговых льгот, применении штрафных санкций, финансировании из бюджета;

между коммерческими организациями и банковской системой – в процессе хранения денег в коммерческих банках, получения и погашения ссуд, уплаты процентов за банковский кредит, покупке и продаже валюты, оказания других банковских услуг;

между коммерческими организациями и страховыми компаниями и организациями – при страховании имущества отдельных категорий работников, коммерческих и предпринимательских рисков;

между коммерческими организациями и инвестиционными институтами – в ходе размещения инвестиций, приватизации и др.

Каждая из перечисленных групп имеет свои особенности и сферу применения. Однако все они носят двусторонний характер, их материальной основой является движение денежных средств. Движением денежных средств сопровождается формирование уставного капитала организации, начинается и завершается кругооборот ее денежных средств, формирование и использование денежных фондов и резервов.

Финансовая служба предприятия


Действенность финансовой системы предприятия определяется, прежде всего, четкой и слаженной его работой, а также в значительной мере организацией деятельности финансовой службы. Важнейшими задачами финансовой службы являются:

обеспечение финансовыми ресурсами установленных заданий по производству, капитальному строительству, внедрению новой техники, научно — исследовательских работ и других плановых затрат;

выполнение финансовых обязательств перед бюджетом, банками, поставщиками, работниками по выплате заработной платы и других обязательств;

своевременное и качественное осуществление анализа производственно – хозяйственной деятельности предприятия и входящих в него единиц, изыскание путей увеличения прибыли и повышения рентабельности производства;

содействие наиболее эффективному использованию производственных фондов и капитальных вложений;

контроль за правильным использованием финансовых ресурсов и ускорением оборачиваемости оборотных средств.

Рыночная экономика при всем разнообразии ее моделей, известных в мировой практике, представляет собой социально ориентированное хозяйство, дополняемое государственным регулированием. Огромную роль, как в самой структуре рыночных отношений, так и в механизме их регулирования со стороны государства играют финансы. Являясь частью рыночных экономических отношений, финансы одновременно выступают важным инструментом реализации государственной политики. Коренные изменения в экономике, связанные с переходом к рынку, вызывают как позитивные, так и негативные изменения в обществе. Экономическая политика государства осуществляется в основном с помощью финансово – кредитных рычагов. Роль и значение денежных и финансово – кредитных рычагов резко возрастают в условиях перехода и развития в стране рыночных отношений: ведь денежная и финансово – кредитная система – один из тех секторов экономики, где наиболее эффективно работают рыночные механизмы.

Вся деятельность государства по аккумуляции, перераспределению и использованию фондов денежных средств регулируется нормами финансового права.

Финансовое право – это совокупность юридических норм, регулирующих общественные отношения, которые возникают в процессе образования, распределения и использования денежных фондов (финансовых ресурсов) государства и органов местного самоуправления, необходимых для реализации их задач.

Вся деятельность государства по аккумуляции, перераспределению и использованию фондов денежных средств регулируется нормами финансового права. Для решения задач и выполнения своих функций государство образует основной фонд денежных средств – бюджет. Вопросы правового регулирования деятельности по перераспределению и аккумуляции средств в бюджет, а также во внебюджетные фонды тоже полностью относятся к сфере финансового права.

Основной рычаг государства по аккумуляции денежных средств для обеспечения фукционирования государственной власти, да и общества в целом – это налоги. Поэтому нормами финансового права регулируется и институт налогов.

Кроме того, нормами финансового прав регулируются отношения в области государственного кредита, т.е. отношения государственного внутреннего и внешнего долга. Этими же нормами регулируется и страховое дело. К финансовому праву относятся и нормы, регулирующие банковскую деятельность, и банковский кредит. К финансовому праву относятся также и нормы, регулирующие денежное обращение, валютное законодательство и законодательство о расчетах, движении ценных бумаг.

Финансовая деятельность государства


Это осуществление им функций по планомерному образованию, распределению и использованию денежных фондов (финансовых ресурсов) в целях реализации задач социально – экономического развития, обеспечения обороноспособности и безопасности страны.

Основные организационно – правовые особенности финансовой деятельности состоят в следующем:

от других сфер деятельности государства она отличается межотраслевым содержанием, поскольку аккумуляция и распределение финансовых ресурсов затрагивают все отрасли и сферы государственного управления. Кроме того, в процессе этой деятельности государство контролирует работу органов власти и управления, а также предприятий, организаций, учреждений по реализации их задач;

государство осуществляет финансовые функции (в зависимости от их содержания, роли, масштабах) в виде деятельности представительных и исполнительных (государственного управления) органов власти. Например, бюджетные средства по основным направлениям жизнедеятельности государства или субъектов Федерации распределяются представительными органами, а финансовые ресурсы внутри отраслей народного хозяйства – в порядке государственного управления органами исполнительной власти;

сфера финансовой деятельности относится к ведению, как федеральных органов, так и субъектов Федерации, а также органов местного самоуправления.[7].


Оценка эффективности использования финансовых ресурсов




Оценка эффективности текущей хозяйственной деятельности предприятия

Оценка позволяет исследовать взаимодействие элементов производительных сил (орудий труда, предметов труда и рабочей силы) по стадиям производства и реализации продуктов труда. Понять и объективно оценить эффективность работы персонала предприятия при имеющемся производственном потенциале. В процессе анализа выявляются резервы, причинно – следственные связи и факторы, которые можно использовать для роста эффективности деятельности фирмы. Аналитики разрабатывают методики по реализации выявленных резервов и факторов, практическому использованию результатов анализа в текущей и перспективной управленческой деятельности фирмы.

Обобщенно задачи анализа можно сформулировать как процессы наблюдения, изучения, оценки состояния, нахождения и мобилизации и потребления продукции (работ, услуг). Составляющими обобщенной задачи анализа хозяйственной деятельности фирмы являются задачи по повышения качества на всех стадиях производственного процесса, роста производительности труда на экстенсивной и интенсивной основе, достижения лучших финансовых результатов. Анализ как функция управления осуществляется ежедневно, но может регулярно проводиться в краткосрочные и долгосрочные периоды. Кроме того, анализ может осуществляться специализированными аналитическими службами, собственниками предприятия, органами управления, поставщиками, покупателями, аудиторскими фирмами. Кредитными и финансовыми органами, т. е. различными субъектами хозяйствования.

Оценка эффективности инвестиционной деятельности предприятия

Инвестиции – это долгосрочное вложение капитала с целью получения и наращивания дохода. Различают финансовые (приобретение ценных бумаг, акций, облигаций, вложение денег на приобретение ценных бумаг на депозитные счета в банках под проценты и пр.) и реальные инвестиции (вложение денег в капитальное строительство, расширение и развитие производства), инвестиции реально приносят выгоду инвестору, когда доход на 1 рубль вложений превышает потери от инфляции. Но к реальным относятся лишь те финансовые и прочие вложения капитала, которые направляются на создание и развитие материально – вещественных объектов коммерческого назначения, включая:

новое строительство;

расширение и модернизацию действующих объектов;

нововведения (инновации).

Эффективность инвестиционной деятельности предприятия характеризуется системой показателей, отражающих соотношение затрат и результатов осуществления инвестиционной деятельности предприятия. Различают следующие показатели эффективности деятельности предприятия:

показатели коммерческой (финансовой) эффективности, учитывающие финансовые последствия реализации деятельности предприятия для его непосредственных участников;

показатели бюджетной эффективности, отражающие финансовые последствия осуществления деятельности предприятия для федерального, регионального или местного бюджета;

показатели экономической эффективности. Учитывающие затраты и результаты, связанные с реализацией деятельности предприятия, выходящие за пределы прямых финансовых интересов участников инвестиционной деятельности предприятия и допускающие стоимостное измерение.

Одним из наиболее ответственных и значительных этапов в управлении инвестиционной деятельности предприятия является обоснование ее экономической эффективности, включающее анализ и интегральную оценку всей имеющейся технико – экономической и финансовой информации. Оценка эффективности инвестиций занимает центральное место в процессе обоснования и выбора возможных вариантов вложения средств в операции с реальными активами. Начальный этап оценки эффективности инвестиций включает, как правило, составление альтернатив и обеспечение их сопоставимости (сравнимости), прежде всего по временным рамкам и уровню риска. Альтернативные инвестиции (допускающие одну из двух или нескольких возможностей) могут быть независимыми, для которых порождаемые денежные потоки не перекрываются, и зависимыми, когда порождаемые ими денежные потоки взаимозависимы. Для количественной оценки эффективности инвестиционной деятельности предприятия разработаны определенные методы, позволяющие объективно решить данную задачу.

Методы оценки эффективности инвестиционной деятельности предприятия – это способы определения целесообразности долгосрочного вложения капитала в различные объекты с целью оценки перспектив их прибыльности и окупаемости. В настоящее время общепризнанным методом оценки инвестиционной деятельности предприятия является метод дисконтирования, т. е. Приведение разновременных доходов и расходов, осуществляемых в рамках инвестиционной деятельности предприятия, к единому (базовому) моменту времени. На его основе рассчитываются следующие четыре критерия:

чистая текущая стоимость;

рентабельность;

срок окупаемости;

внутренняя норма рентабельности.

Ни один из рассмотренных критериев сам по себе не является достаточным для принятия решения об осуществлении проекта. Решение об инвестировании средств должно приниматься с учетом всех перечисленных факторов, которые не всегда поддаются формальной оценке.[6].
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ


Задача № 1

Исходные данные:

Для ведения бизнеса по договору франчайзенгера создается ООО «Интеллект». Расчет эффективности провести из расчета 5 лет работы фирмы. Условно считается, что создание фирмы и формирование имущества проводится в конце года. А текущая деятельность начинается с начала следующего года.

Уставной капитал общества формируется двумя учредителями. Первый предоставляет необходимые основные фонды и его доля составляет 51%. Второй учредитель вносит свою долю денежными средствами. Недостающая для начала деятельности сумма берется в банке в кредит на 2 года под 16% годовых.

До начала деятельности необходимо произвести следующие расходы (инвестиции в создание предприятия из которых образуется имущество предприятия):

Зарегистрировать фирму. Для регистрации данного предприятия учредители пользуются услугами юридической фирмы, которая проводит все необходимые действия по формированию пакета учредительных документов и регистрации предприятия. Стоимость ее услуг составляет 9 тыс. руб.

Заключить франчайзинговый договор и выплатить франшизу в сумме 17 тыс. руб.

Провести обучение и сертификацию персонала у франчайзера (12 специалистов по 10 тыс. руб. на каждого).

Внести предоплату аренды помещения в сумме 510 тыс. руб.

Выполнить ремонт помещений –120 тыс. руб.

Закупить необходимое имущество.

Таблица 1.1
Вид ОФ



Количество, шт.

Цена за 1 шт., тыс. руб.

Стоимость, тыс. руб.

Сервер

2

10

20

Мини АТС с телефонными аппаратами

1

27

27

Персональные ЭВМ

38

25

950

Факс

5

4

20

Принтер

4

5

20

Сканер

1

5

5

Рабочее место

11

5

55

Учебное место

27

2

54

Машина

1

75

75

Оборудование для кухни

1

10

10

Итого:







1236




Создать запасы товаров, комплектующих, инструмента и запасных частей. Закупка товаров для перепродажи осуществляется у франчайзера в кредит со сроком оплаты в течении месяца. Первую закупку всех запасов осуществляют в сумме равной плановому нормативу. При расчете нормативов месяц считать за 30 дней, год – 360 дней. Страховой запас всех видов 1 день.


Таблица 1.2

Вид запаса

Планируемый годовой расход

Интервал между закупками

Товары

720 тыс. руб.

1 раз в 2 месяца

Комплектующие

8640 тыс. руб.

1 раз в месяц

Запчасти и инструменты

2880 тыс. руб.

2 раза в год




Провести рекламную компанию, в т. ч.

— реклама в газетах 10 тыс. руб.

— печать и распространение рекламных буклетов 22 тыс. руб.

— оформление и установка рекламных щитов 1 штука по 5 тыс. руб.

9. Предусмотреть наличие денежных средств на непредвиденные расходы в

сумме 2 тыс. руб.

Предприятие работает по упрощенной системе налогообложения и платит единый налог –15% от превышения доходов над расходами.
Таблица 1.3

Результаты хозяйственной деятельности предприятия:




1 год работы

2-5 года работы

Доходы

9 млн. руб.

На 10% больше, чем в 1 году

Расходы

7 млн. руб.

На 5% больше, чем в 1 году(без учета процентов по кредиту)
--PAGE_BREAK--

Таблица 1.4

Расчет стоимости нематериальных активов:

Вид нематериальных активов

Стоимость, тыс. руб.

Организационные расходы

9

франшиза

17

итого

26


Таблица 1.5

Расчет норматива запаса:

Вид запаса

Расход в год (тыс. руб.)

Интервал между поставками(дни)

Среднедневной расход (тыс. руб.)

Норма запаса (дни)

Норматив запаса (тыс. руб.)

Товары

720

60

2

31

62

Комплектующие

8640

30

24

16

384

Инструменты и запчасти

2880

180

8

91

728

итого













1174


Таблица 1.6

Расчет потребности в оборотных средствах:

Элемент оборотных средств

Стоимость, тыс. руб.

запчасти

1174

Дебиторская задолженность (предоплата за аренду помещений)

510

Денежные средства:




— ремонт помещений

120

— рекламная компания

38

— обучение и сертификация персонала

120

— на непредвиденные расходы

2

Итого

1965


Таблица 1.7 Структура баланса предприятия

Актив

Сумма, тыс. руб.

Пассив

Сумма, тыс. руб.

внеоборотные активы

нематериальные активы

основные средства

незавершенное

строительство

доходные вложения в материальные ценности

долгосрочные финансовые вложения

прочие внеоборотные активы

1262

26

1236

капитал и резервы

уставный капитал

добавочный капитал

резервный капитал

фонды специального назначения

целевые финансирование и поступления

нераспределенная прибыль

непокрытый убыток

1187

1187

оборотные активы

запасы

дебиторская задолженность

краткосрочные финансовые вложения

денежные средства

прочие оборотные активы

1965

1174

510

281

4. долгосрочные обязательства

1978







5. краткосрочные обязательства

62

Баланс

3227

Баланс

3227


Таблица 1.8

Расчет финансовых результатов, тыс. руб.




1 год

2 год

3-5 год

Доход

9000

9900

9900

Расход

7316,48

7666,48

7350

Превышение доходов над расходами

1683,52

2233,52

2350

ЕНВД

252,45

335,03

383,5

Чистая прибыль

1431,07

1898,49

1967.5


ЧП ср. год.= (1431,07 ++ 1898,49 + 1967,**3)/5=1846,41 тыс. руб. в год

Т=5 лет

К=3227

ЧД=1846,41*5 – 3227=6005,05 тыс. руб.

ИД=1846,41*5/3227=2,86 руб./год
Ток=3227/1846.41=1,74 года
Задача № 2


Таблица 2.1

Смета текущих расходов на базовый год, тыс. руб.

Элементы затрат

Прямые расходы

РСЭО

Цеховые расходы

Управлен-ческие расходы

Коммерческие расходы

итого

материальные, в т. ч.

материалы

комплектующие

запчасти

топливо

электроэнергия

3656,00

428,00

3228,00

178,00

71,00

107,00

10,44

10,44

96,00

96,00

2,48

2,48

3942,72

499,00

3228,00

107,00

96,00

12,92

оплата труда, в т. ч.

основная зарплата

дополнительная

ЕСН

обязательное страхование

594,36

400,00

68,00

121,68

4,68

60,96

48,00

12,48

0,48

167,64

132,00

34,32

1,32

198,12

156,00

4056

1,56

45,72

36,00

9,36

0,36

1066,80

772,00

68,00

218,40

8,40

3. амортизация







22,00




22,77

44,77

. 4. прочие. В т. ч.

— аренда

коммунальные

реклама

ремонт

остальное




0,00

0,00

229,20

204,00

25,20

61,60

61,60

154,40

72,00

32,40

22,00

28,00

445,20

276,00

57,60

22,00

28,00

61,60

Итог

4250,36

238,96

429,28

355,72

225,37

5449,69
    продолжение
--PAGE_BREAK--

Прямые расходы=Норма расхода на 1 условное изделие

материалы * план на текущий год;

комплектующие *план на текущий год;

основная зарплата * план на текущий год;

дополнительная * план на текущий год;

ЕСН= (основная зарплата + дополнительная)*0,26;

Обязательное страхование= (основная + дополнительная)*0,01

Цеховые расходы=Затраты на содержание цеха

Амортизация=балансовая стоимость оборудования цеха*0,12



Таблица 2.2

Калькуляция на условное изделие

Статьи калькуляции

Годовая программа, тыс. руб.

Калькуляция на 1 условное изделие (руб.)

Сырье

428,00

107,00

Комплектующие

3228,00

807,00

Основная зарплата

400,00

100,00

Дополнительная зарплата

68,00

17,00

ЕСН

121,68

30,42

Обязательное страхование

4,68

1,17

Итого прямых

4250,36

1062,59

РСЭО

238,96

59,74

Цеховые расходы

429,28

107,32

Управленческие расходы

355,72

88,93

Коммерческие расходы

225,37

56,34

Итого косвенных

1249,33

312,33

Всего

5449,69

1374,92



Таблица 2.3
Определение цены условной услуги
Показатель

Значение

Полная себестоимость

1374,92

Рентабельность

26%

Прибыль

357,48

Оптовая цена

1732,40

Оптовая цена (округленная)

1732,00

НДС

311,76

Отпускная цена

2043,76


Прибыль =полная рентабельность продукции *0,27

Оптовая цена= полная себестоимость +прибыль

НДС=18% от оптовой цены

Отпускная цена = оптовая цена +НДС


Таблица 2.4

Определение финансовых результатов, тыс. руб.

Показатель

Базовый год

Плановый год

Количество условных изделий

4000

4280

Выручка – брутто

8125,04

8747,29

НДС

1197,04

1334,33

Объем реализации

6928

7412,96

Себестоимость без управленческих и коммерческих расходов

4918,6

5262,9

Валовая прибыль

2009,4

2150,06

Управленческие расходы

355,72

355,72

Коммерческие расходы

225,37

225,37

Прибыль от реализации

2009,4

2150,06

Прочие расходы, в т. ч.

49,66

51,38

— налог на имущество

8,14

8,14

— транспортный налог

1

1

— услуги банка

40,52

42,24

Балансовая прибыль

1959,74

2098,68

Налог на прибыль

470,34

503,68

Чистая прибыль

1489,4

1595

Рентабельность продукции, %

40,85%

40,85%

Рентабельность расчетная, %

27,39%

27,42%


Выручка – брутто= отпускная цена * количество изделий/1000

Объем реализации= выручка – брутто – НДС

Валовая прибыль= объем реализации –себестоимость

Прибыль от реализации + валовая прибыль

Налог на имущество= балансовая стоимость 1 приемного пункта * количество пунктов + балансовая стоимость оборудования цеха

Услуги банка= выручка – брутто * инкассация + расчетно –кассовое обслуживание

Балансовая прибыль= прибыль от реализации – прочие расходы

Налог на прибыль= 24% от балансовой прибыли

Чистая прибыль= балансовая прибыль – налог на прибыль

Рентабельность продукции, %= (прибыль от реализации/себестоимость) *100

Рентабельность расчетная, %= (чистая прибыль/(налог на прибыль + прочие расходы + себестоимость))/100.
Заключение


Финансовые ресурсы предприятия – это денежные ресурсы, находящиеся в его распоряжении. Они могут быть собственными и заемными. Собственные финансовые ресурсы формируются за счет уставного капитала, учредительских взносов, амортизационных отчислений, прибыли, путем выпуска дополнительных акций предприятия и др. Они используются на производственное и научно – техническое развитие, формируют активы предприятия. Заемные средства – это финансовые ресурсы сторонних организаций и физических лиц (кредиты, займы, финансовая помощь других предприятий, средства, привлекаемые в результате выпуска облигаций, благотворительные взносы и т. д.).

Соотношение собственных и заемных средств, в структуре капитала предприятия может быть разным в зависимости от политики руководства предприятия, отраслевых особенностей, целей привлечения средств.

Прибыль предприятия характеризует эффективность его деятельности. Она является основным источником финансовых ресурсов предприятия, обеспечивающим его функционирование и развитие. Прибыль характеризуется системой показателей: балансовая прибыль, налогооблагаемая и не облагаемая прибыль, чистая прибыль, прибыль, полученная от реализации продукции, работ, услуг, доходы по внереализованным операциям, прибыль от реализации имущества.

Предприятие планирует свои доходы и расходы на краткосрочный и долгосрочный периоды. От этого зависит его финансовая устойчивость, ритмичность всей хозяйственной деятельности, своевременность платежей в различные государственные фонды, налоговые органы, местные бюджеты, а также расчеты с поставщиками.

Основной формой финансового планирования является баланс доходов и расходов, состоящий из разделов: доходы и поступления средств. Расходы и отчисления средств, кредитные взаимоотношения, взаимоотношения с бюджетом. Финансовый план отражает результаты хозяйственно – финансовой деятельности предприятия, его взаимоотношения с бюджетом, банками и другими организациями.

Предприятия для осуществления своей деятельности пользуются услугами банков, страховых компаний, фондовых и товарных бирж, инвестиционных фондов и других организаций. Формы и виды взаимоотношений определяются характером проводимых операций.

Банк осуществляет безналичный платежный оборот, открывает расчетный и текущий счета предприятия, осуществляет кассовые операции и кредитование, проводит валютные операции, оказывает лизинговые, факторинговые и трастовые услуги.

Для снижения степени риска предприятие может пользоваться услугами страховых организаций. Страхованию подлежат здания, сооружения, машины и оборудование, транспортные средства, объекты незавершенного производства, готовая продукция, товары, сырье, материалы и другое имущество, работники предприятия, кредиты.
ЛИТЕРАТУРА
Гаврильчак И.Н., Левитина И.Ю. Экономика предприятия. Практикум. – СПб: СПбГАСЭ, 2003

Левитина И.Ю. Экономика предприятия. Методические указания по выполнению курсовой работы для студентов специальности 080502,65 (060800) «Экономика и управление на предприятии в сфере сервиса» — СПб.: СПбГУСЭ,2007

Горфинкель В.Я., Купряков Е.М. и др. Экономика предприятия. Учебник для ВУЗов. – М.: ЮНИТИ,1996

Сафронов Н.А. Экономика предприятия. Учебник –М.: Юристь,2002

Горфинкеля В.Я., Швандра В.А. Экономика предприятия. Учебник – М.: ЮНИТИ,2006

Скляренко В.К., Прудников В.М. Экономика предприятия. Учебник –М.: ЮНИТИ,2006

Волков О.И., Девяткин О.В. Экономика предприятия (фирмы): Учебник 33-е издание –М.: ИНФРА – М,2005

Большаков С.В. Финансы предприятий: теория и практика. Учебник – М.: Книжный мир,2005

Ковалев В.В., Ковалев Вит.В. Финансы организаций (предприятий): учебник – М.: ТК Велби, издательство Проспект,2006

Поляк Г.Б. Финансы: учебник для студентов ВУЗов – 3-е издание – М.: ЮНИТИ – ДАНА,2007

Остапенко В.В. Финансы предприятия. Учебное пособие – 3-е издание – М.: ИНФРА,2005

Ковалев А.М., Лапуста М.Г., Скамай Л.Г. Финансы фирмы. Учебник – М.: Перспектива,003

Колчина Н.В. Финансы предприятия. Учебник – М.: ИНФРА,2004

Зайцев Н.Л. «Экономика, организация и управление предприятием»: учебное пособие – М.: ДАНА,200006

Шеремет А.Д., Ионова А.Ф. финансы предприятий менеджмент и анализ: учебное пособие – М.: ИНФРА-М,2006

Володин А.А., Самсонов Н.Ф., Буомистрова П.А. управление финансами (финансы предприятий). Учебник – М.,2004

Щербяка А.В. Финансы организаций. Учебник – Ростов –на – Дону ,2005

Гаврилова А.Н., Попов А.А. Финансы организаций (предприятий) – учебное пособие – М.,2006

Шуляк П.Н. Финансы предприятия: учебник – 6-е издание –М.,2006

Шеремет А.Д., Сайфулин Р.С. Финансы предприятия. – М.: ИНФРА-М,1998

Шим Д.К… Сигел Д.Г. Методы управления стоимостью и анализ затрат. –М.: Филинъ,1996

Мелкумов Я.С. экономическая оценка эффективности инвестиций и финансирование инвестиционных проектов. – М.: ИКЦ «ДИС»,1997.
ПРИЛОЖЕНИЕ К ЗАДАЧЕ №2
Количество приёмных пунктов (шт.)

1

Балансовая стоимость оборудования цеха (тыс. руб.)

(200*1)=200

Балансовая стоимость оборудования 1 приёмного пункта (тыс. руб.)

(200+7)=207

Норма амортизации для всех видов основных фондов, %

(10+1)=11%

План на текущий год (тыс. условных изделий)

((1+7)/2)=4

Нормы расхода на 1 условное изделие:




материалы (руб. \ шт.)

(100*1+7)=107

комплектующие (руб. \ шт.)

(800+7)=807

заработная плата основная (руб. \ шт.)

(100*1)=100

заработная плата дополнительная, %

(10+7)=17

Затраты на содержание 1 приёмного пункта:




аренда помещёния (тыс. руб. \мес.)

(5+1)=6

заработная плата приемщицы (руб. \мес.)

(2+1)=3

коммунальные платежи (руб. \мес.)

(2+7/10)=2,7

освещение (руб. \мес.)

(200+7)=207

расходы на ремонт (тыс. руб. \год)

(20+1+7)=28

Затраты на содержание оборудования:




заработная плата ремонтника (руб. \мес.)

(3+1)=4

запасные части (руб. \ год)

(100+7)=107

вспомогательные материалы (руб. \ год)

(70+1)=71

Затраты на содержание цеха:




арендная плата (тыс. руб. \мес.)

(10+7)=17

коммунальные платежи (руб. \мес.)

(2+1/10)=2,1

электроэнергия (руб. \мес.)

(800+7*10)=870

заработная плата мастера (руб. \мес.)

(4+7)=11

Затраты на управление:




заработная плата директора (руб. \мес.)

(5+1)=6

заработная плата бухгалтера (руб. \мес.)

(4+1)=5

заработная плата уборщицы (руб. \мес.)

(1+1)=2

услуги связи (руб. \мес.)

(1+(1+7)/10)=1,8

командировочные расходы (тыс. руб. \ год)

(2+1)=3

содержание автомобиля (руб. \мес.)

(30+7)=37

бензин (руб. \мес.)

(1+7)=8

Затраты на реализацию:




реклама (тыс. руб. \ год)

(1+7+5)=13

Участие в выставках (тыс. руб. \ год)

(1+7+1)=9

Услуги банка:




расчётно-кассовое обслуживание (тыс. руб. \ год)

((2+7)*2)=18

Инкассация (% от выручки)

0,3

Налоги:




НДС

18%

ЕСН

26%

обязательное страхование

1%

налог на прибыль

24%

налог на имущество

2%

транспортный налог (тыс. руб.)

1

плановая рентабельность продукции, %

((25+1)/100)=0,26

плановый прирост выпуска продукции, %

((1+7-1)/100)=0,07


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.