Реферат по предмету "Педагогика"


Основы школьного законодательства

Содержание
Изконституции Российской Федерации… 2
Основныеположения “Закона об образовании”. 2
ГлаваI. Общие положения. 3
Статья1. Государственная политика в области образования. 3
Статья2. Принципы государственной политики в области образования. 3
Статья3. Законодательство Российской Федерации в области образования. 4
Статья5. Государственные гарантии прав граждан Российской Федерации в областиобразования. 4
Статья6. Язык (языки) обучения. 5
Статья7. Государственные образовательные стандарты… 6
ГлаваII. Система образования. 6
Статья8. Понятие системы образования. 6
Статья9. Образовательные программы… 6
Статья11. Учредитель (учредители) образовательного учреждения. 7
Статья11-1. Негосударственные образовательные организации… 7
Статья12. Образовательные учреждения. 7
Статья13. Устав образовательного учреждения. 8
Статья14. Общие требования к содержанию образования. 9
Статья15. Общие требования к организации образовательного процесса. 9
Статья16. Общие требования к приему граждан в образовательные учреждения. 10
Статья17. Реализация общеобразовательных программ… 10
Статья19. Начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее образование. 11
Статья27. Документы об образовании… 11
ГлаваIII. Управление системой образования. 11
Статья28. Компетенция Российской Федерации в области образования. 11
Статья29.  Компетенция субъектов Российской Федерации в области образования. 13
Статья49.  Возмещение ущерба, причиненного некачественным образованием… 14
ГлаваV. Социальные гарантии реализации прав граждан на образование. 14
Статья50. Права и социальная защита обучающихся, воспитанников. 14
Статья51. Охрана здоровья обучающихся, воспитанников. 16
Статья52. Права и обязанности родителей (законных представителей). 16
Статья53. Занятие педагогической деятельностью… 17
Статья54. Оплата труда работников образовательных учреждений… 17
Статья55.  Права работников образовательных учреждений, их социальные гарантии ильготы… 17
Статья56. Трудовые отношения в системе образования. 18
ГлаваVI. Международная деятельность в области образования. 18
Статья57. Международное сотрудничество Российской Федерации… 18
Списокиспользованной литературы… 19Из конституции РоссийскойФедерации
В статье 43 законодательнозакреплены следующие права граждан Российской Федерации:
1.  Каждый имеет право на образование.
2.  Гарантируется  общедоступность ибесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессиональнообразования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях ина предприятиях.
3.  Каждый вправе на конкурсной основебесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальномобразовательном учреждении и на предприятии.
4.  Основное общее образованиеобязательно. Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьмиосновного общего образования.
5.  Российская Федерация устанавливаетфедеральные государственные образовательные стандарты, поддерживает различныеформы образования и самообразования.Основные положения “Закона об образовании”
В законе Российской Федерации “Об образовании”содержаться те основные принципы и положения, на основе которых будет строитьсяи стратегия и тактика реализации законодательно закрепленных идей развитияобразования в России.
Эти положения обращены одновременно к обществу, ксамой системе образования, к личности и обеспечивают как “внешние”социально-педагогические условия развития системы образования, так и“внутренние” собственно педагогические условия ее полноценной жизнедеятельности.
К ним относятся: гуманистический характер образования;приоритет общечеловеческих ценностей; свободное развитие личности;общедоступность образования; бесплатность общего образования; всесторонняязащита потребителя образования. Особое значение в управлении функционированиеми развитием школы имеют сохраненные единства федерального, культурного иобразовательного пространства; свобода и плюрализм в образовании; открытостьобразования; демократический, государственно-общественный характер управленияобразованием; светский характер образования в государственно-муниципальныхобразовательных учреждениях; получение образования на родном языке; связьобразования с национальными и региональными культурами и традициями;преемственность образовательных программ; вариативность образования;разграничение компетенций субъектов системы.
Центральным звеном системы образования в РоссийскойФедерации является общее среднее образование, включающее средниеобщеобразовательные школы, школы с углубленным изучением отдельных предметов,гимназии, лицеи, вечерние школы, образовательные учреждения интернатного типа,специальные школы для детей с отклонениями в физическом и психическом развитии,внешкольные образовательные учреждения.
Главными задачами общеобразовательных учебных заведенийявляются: создание благоприятных условий для умственного, нравственного,эмоционального и физического развития личности; выработка научногомировоззрения; освоение учащимися системы знаний о природе, обществе, человеке,его труде и приемов самостоятельной деятельности.
Существующие проблемы в успешном решении стоящих передшколой задач обусловлены рядом противоречий, которые в значительной степенисвязаны с существенными изменениями концепции развития нашего общества, свхождением в рыночные отношения, происходящими изменениями в ценностныхориентациях, образовательных и деятельностных  потребностях человека. В этойсвязи особую тревогу вызывает состояние здоровья детей и подростков. На 10 000тысяч человек населения отмечалось 6500 случаев заболеваний школьников. Поэкспертной оценке ведущих педагогов в нашей стране только 35-45% учащихсястарших классов способны освоить программу общеобразовательной школы по всемпредметам. Из поступивших в 1-й класс примерно 27-30% детей отставало винтеллектуальном развитии. Объективно возникает необходимость созданияразличных форм компенсирующего обучения и охраны здоровья детей.
Современная школа развивается в условиях рынка, новыхэкономических отношений. Закон об образовании, специфические условияматериального обеспечения требуют от руководителей школ принципиально новыхподходов к управлению школой. Нужно разобраться, в чем сущность современнойшколы, современного уровня руководства.
Прежде всего “Закон об образовании” требуетустановления стандарта образования. Это необходимо в условиях многопрофильногои разноуровневого среднего образования, чтобы обеспечить эквивалентное среднееобразование выпускников всех типов средних учебных заведений. Стандартобразования представляет собой содержательное ядро образования, включающее всебя материал, необходимый и достаточный для достижения целей среднегообразования.
Ниже приведены некоторые статьи из “Закона обобразовании”.Глава I. Общие положения        Статья 1. Государственнаяполитика в области образования
         Российская Федерация провозглашает область образования приоритетной.Организационной основой государственной политики Российской Федерации  вобласти образования является Федеральная программа развития образования,утверждаемая федеральным законом. Федеральная программа развития образованияразрабатывается на конкурсной основе. Конкурс объявляется ПравительствомРоссийской Федерации.
         Доклад Правительства Российской Федерации о ходе реализации Федеральнойпрограммы развития образования ежегодно представляется палатам ФедеральногоСобрания Российской Федерации и публикуется в  официальном печатном органе.
         В государственных и муниципальных образовательных учреждениях, органахуправления образованием создание и деятельность организационных структурполитических партий, общественно-политических и религиозных движений иорганизаций (объединений) не допускаются.         Статья 2. Принципыгосударственной политики в области образования
       Государственная политика в области образования основывается на следующихпринципах:
1.  гуманистический характеробразования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека,свободного развития личности. Воспитание гражданственности, трудолюбия,уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине,семье;
2.  единство федерального культурногои образовательного пространства. Защита и развитие системой образованиянациональных культур, региональных культурных традиций и особенностей вусловиях  многонационального государства;
3.   общедоступность образования,адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовкиобучающихся,  воспитанников;
4.  светский характер образования вгосударственных и муниципальных образовательных учреждениях;
5.  свобода и плюрализм в образовании;
6.   демократический,государственно-общественный характер управления образованием. Автономностьобразовательных учреждений.         Статья 3. ЗаконодательствоРоссийской Федерации в области образования
         Законодательство Российской Федерации в области образования включает в себяКонституцию Российской Федерации, настоящий Федеральный закон, принимаемые всоответствии с ним другие законы и иные нормативные правовые акты РоссийскойФедерации, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов РоссийскойФедерации в области образования. Федеральные законы в области образования,включая настоящий Закон: разграничивают компетенцию и ответственность в областиобразования Федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации; регулируют в рамках установленнойфедеральной компетенции вопросы отношений в области образования, которые должнырешаться одинаково всеми субъектами Российской Федерации. В этой частифедеральные законы в области образования являются законами прямого действия иприменяются на всей территории Российской Федерации; вводят общие установочныенормы по вопросам, которые относятся к  компетенции субъектов РоссийскойФедерации и в соответствии с которыми последние осуществляют собственноеправовое регулирование в области образования.
         Субъекты Российской Федерации в соответствии с их статусом и компетенцией могутпринимать в области образования законы и иные нормативные правовые акты, непротиворечащие федеральным законам в области образования.
         Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации вобласти образования не могут ограничивать права физических и юридических лиц посравнению с законодательством Российской Федерации  в области образования.
         Физические и юридические лица, нарушившие законодательство Российской Федерациив области образования, несут ответственность в порядке, установленномзаконодательством Российской Федерации.         Статья 5. Государственныегарантии прав граждан Российской Федерации в области образования
         Гражданам Российской Федерации гарантируется возможность получения образованиянезависимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, местажительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественныморганизациям (объединениям), возраста, состояния здоровья, социального,имущественного и должностного положения, наличия судимости. Ограничения правграждан на профессиональное образование по признакам пола, возраста, состоянияздоровья, наличия судимости могут быть  установлены только законом.
         Государство обеспечивает гражданам право на образование путем создания системыобразования и соответствующих социально-экономических условий для полученияобразования.
         Государство гарантирует гражданам общедоступность и бесплатность начальногообщего, основного общего, среднего (полного) общего образования и начальногопрофессионального образования, а также на конкурсной основе бесплатностьсреднего профессионального, высшего профессионального и послевузовскогопрофессионального образования в  государственных и муниципальныхобразовательных учреждениях в пределах государственных образовательныхстандартов, если образование данного  уровня гражданин получает впервые.
         Затраты на обучение граждан в платных негосударственных образовательныхучреждениях, имеющих государственную аккредитацию и реализующих образовательныепрограммы общего образования, возмещаются гражданину государством в размерах,определяемых государственными нормативами затрат на обучение граждан вгосударственном или в  муниципальном образовательном учреждении соответствующихтипа и вида.
         В целях реализации права на образование граждан, нуждающихся в социальнойпомощи, государство полностью или частично несет расходы на их содержание впериод получения ими образования. Категории граждан, которым оказывается даннаяпомощь, ее формы, размеры и источники устанавливаются федеральным законом.
         Государство создает гражданам с отклонениями в развитии условия для полученияими образования, коррекции нарушений развития и социальной адаптации на основеспециальных педагогических подходов.
         Государство оказывает содействие в получении образования гражданами, проявившимивыдающиеся способности, в том числе посредством предоставления им специальныхгосударственных стипендий, включая стипендии для обучения за рубежом. Критериии порядок предоставления  таких стипендий устанавливаются ПравительствомРоссийской Федерации.         Статья 6. Язык(языки) обучения
         Общие вопросы языковой политики в области образования регулируются ЗакономРСФСР «О языках народов РСФСР».
         Граждане Российской Федерации имеют право на получение основного общегообразования на родном языке, а также на выбор языка обучения в пределахвозможностей, предоставляемых системой образования. Право граждан на получениеобразования на родном языке обеспечивается созданием необходимого числасоответствующих образовательных учреждений, классов, групп, а также условий дляих функционирования. Язык (языки), на котором ведутся обучение и воспитание вобразовательном учреждении, определяется учредителем (учредителями)образовательного учреждения и (или) уставом образовательного  учреждения. Государствов соответствии с международными договорами Российской Федерации оказываетсодействие представителям народов Российской  Федерации, проживающим вне еетерритории, в получении ими основного общего образования на родном языке.
         Во всех имеющих государственную аккредитацию образовательных учреждениях, заисключением дошкольных, изучение русского языка как государственного языкаРоссийской Федерации регламентируется государственными образовательнымистандартами.
         Вопросы изучения государственных языков республик в составе РоссийскойФедерации регулируются законодательством этих республик.
         Государство оказывает содействие в подготовке специалистов для осуществленияобразовательного процесса на языках народов Российской Федерации, не имеющихсвоей государственности.         Статья 7. Государственныеобразовательные стандарты
         В Российской Федерации устанавливаются государственные образовательныестандарты, включающие федеральный и национально-региональный  компоненты.Российская Федерация в лице федеральных органов государственной власти впределах их компетенции устанавливает федеральные компоненты государственныхобразовательных стандартов, определяющие в обязательном порядке обязательныйминимум содержания основных  образовательных программ, максимальный объемучебной нагрузки обучающихся, требования к уровню подготовки выпускников.
         При реализации образовательных программ для обучающихся с отклонениями вразвитии могут быть установлены специальные государственные образовательныестандарты.
         Порядок разработки, утверждения и введения государственных образовательныхстандартов определяется Правительством Российской Федерации, за исключениемслучаев, предусмотренных законом.
         Государственный образовательный стандарт основного общего образованияустанавливается федеральным законом.
         Государственные образовательные стандарты разрабатываются на конкурсной основеи уточняются на той же основе не реже одного раза в десять лет. Конкурс объявляетсяПравительством Российской Федерации.
         Государственные образовательные стандарты являются основой объективной оценкиуровня образования и квалификации выпускников независимо от  форм полученияобразования.Глава II. Система образования        Статья 8. Понятиесистемы образования
       Система образования в Российской Федерации представляет собой совокупностьвзаимодействующих: преемственных образовательных программ и государственныхобразовательных стандартов различного уровня и направленности; сети реализующихих образовательных учреждений независимо от их организационно-правовых форм,типов и видов; органов управления образованием и подведомственных им учрежденийи  организаций.         Статья 9. Образовательныепрограммы
         Образовательная программа определяет содержание образования определенногоуровня и направленности. В Российской Федерации реализуются образовательныепрограммы, которые подразделяются на:
           - общеобразовательные (основные и дополнительные);
           - профессиональные (основные и дополнительные).
         Общеобразовательные программы направлены на решение задач формирования общейкультуры личности, адаптации личности к жизни в обществе, на создание основыдля осознанного выбора и освоения профессиональных образовательных программ. 
         Профессиональные образовательные программы направлены на решение задачпоследовательного повышения профессионального и общеобразовательного уровней,подготовку специалистов соответствующей квалификации.
         Обязательный минимум содержания каждой основной общеобразовательной программыили основной профессиональной образовательной программы (по конкретнойпрофессии, специальности) устанавливается соответствующим государственнымобразовательным стандартом. Нормативные сроки освоения основных образовательныхпрограмм в государственных и муниципальных образовательных учрежденияхопределяются настоящим Законом и (или) типовыми положениями об образовательныхучреждениях соответствующих типов и видов или соответствующим государственнымобразовательным стандартом.         Статья 11. Учредитель(учредители) образовательного учреждения
          Учредителем(учредителями) образовательного учреждения (далее — учредитель) могут быть:
·    органы государственной власти,органы местного самоуправления;
·    отечественные и иностранныеорганизации всех форм собственности, их объединения (ассоциации и союзы);
·    отечественные и иностранныеобщественные и частные фонды;
·    общественные и религиозныеорганизации (объединения), зарегистрированные на территории РоссийскойФедерации;
·    граждане Российской Федерации ииностранные граждане.
Отношениямежду учредителем и образовательным учреждением определяются договором,заключенным между ними в соответствии с законодательством  РоссийскойФедерации.         Статья 11-1.Негосударственные образовательные организации
         Негосударственные образовательные организации могут создаваться ворганизационно-правовых формах, предусмотренных гражданским  законодательствомРоссийской Федерации для некоммерческих организаций.
         Деятельность негосударственных образовательных организаций в части, неурегулированной настоящим Законом, регулируется законодательством РоссийскойФедерации.         Статья 12. Образовательныеучреждения
         Образовательным является учреждение, осуществляющее образовательный процесс, тоесть реализующее одну или несколько образовательных программ и (или)обеспечивающее содержание и воспитание обучающихся, воспитанников.
         Образовательное учреждение является юридическим лицом.
         Образовательные учреждения по своим организационно-правовым формам могут бытьгосударственными, муниципальными, негосударственными (частными, учреждениямиобщественных и религиозных организаций (объединений).
         Действие законодательства Российской Федерации в области образованияраспространяется на все образовательные учреждения на территории РоссийскойФедерации независимо от их организационно-правовых форм и подчиненности.
         К образовательным относятся учреждения следующих типов: дошкольные;общеобразовательные (начального общего, основного общего, среднего (полного)общего образования); учреждения начального профессионального, среднегопрофессионального, высшего профессионального и послевузовскогопрофессионального образования; учреждения дополнительного образования взрослых;специальные (коррекционные) для обучающихся, воспитанников с отклонениями вразвитии; учреждения дополнительного образования; учреждения для детей-сирот идетей, оставшихся без попечения родителей (законных представителей); учреждениядополнительного образования детей; другие учреждения, осуществляющиеобразовательный процесс.
         Деятельность государственных и муниципальных образовательных учрежденийрегулируется типовыми положениями об образовательных учрежденияхсоответствующих типов и видов, утверждаемыми Правительством РоссийскойФедерации, и разрабатываемыми на их основе уставами этих образовательныхучреждений.
         Государственный статус образовательного учреждения (тип, вид и категорияобразовательного учреждения, определяемые в соответствии с уровнем инаправленностью реализуемых им образовательных программ) устанавливается приего государственной аккредитации.
         Филиалы, отделения, структурные подразделения образовательного учреждения могутпо его доверенности осуществлять полностью или частично правомочия юридическоголица, в том числе иметь самостоятельный баланс и собственные счета в банковскихи других  кредитных организациях.
         Образовательные учреждения вправе образовывать образовательные объединения(ассоциации и союзы), в том числе с участием учреждений, предприятий иобщественных организаций (объединений). Указанные образовательные объединениясоздаются в целях развития и совершенствования образования и действуют всоответствии со своими уставами. Порядок регистрации и деятельности указанныхобразовательных объединений регулируется законом.
         Права и обязанности учреждений дополнительного образования, предусмотренныезаконодательством Российской Федерации, распространяются и на общественныеорганизации (объединения), основной уставной целью которых являетсяобразовательная деятельность, только в части реализации ими дополнительныхобразовательных программ.         Статья 13. Уставобразовательного учреждения
         В уставе образовательного учреждения в обязательном порядке указываются:наименование, место нахождения (юридический, фактический адрес), статусобразовательного учреждения; учредитель; организационно-правовая формаобразовательного учреждения; цели образовательного процесса, типы и видыреализуемых образовательных программ; основные характеристики организацииобразовательного процесса, в том числе: язык (языки), на котором ведутсяобучение и воспитание; порядок приема обучающихся, воспитанников;продолжительность обучения на каждом этапе обучения; порядок и основанияотчисления обучающихся, воспитанников; система оценок при промежуточнойаттестации, формы и порядок ее проведения; режим занятий обучающихся,воспитанников; наличие платных образовательных услуг и порядок ихпредоставления (на договорной основе); порядок регламентации и оформленияотношений образовательного учреждения и обучающихся, воспитанников и (или) ихродителей (законных представителей); структура финансовой и хозяйственнойдеятельности образовательного учреждения, в том числе в части: использованияобъектов собственности, закрепленных учредителем за образовательнымучреждением; финансирования и материально-технического обеспечения деятельностиобразовательного учреждения; источников и порядка формирования собственностиобразовательного учреждения; осуществления предпринимательской деятельности;порядок управления образовательным учреждением, в том числе: компетенцияучредителя; структура, порядок формирования органов управления образовательногоучреждения, их компетенция и порядок организации деятельности; порядоккомплектования работников образовательного учреждения и условия оплаты ихтруда; порядок изменения устава образовательного учреждения; порядокреорганизации и ликвидации образовательного учреждения; права и обязанностиучастников образовательного процесса; перечень видов локальных актов (приказов,распоряжений и других актов), регламентирующих деятельность образовательногоучреждения.
         Устав гражданского образовательного учреждения в части, не урегулированнойзаконодательством Российской Федерации, разрабатывается им самостоятельно иутверждается его учредителем.
         При необходимости регламентации указанных в настоящей статье сторондеятельности образовательного учреждения иными локальными актами последниеподлежат регистрации в качестве дополнений к уставу образовательногоучреждения. Статья 14. Общиетребования к содержанию образования
Содержание образования должнообеспечивать:
·    адекватный мировому уровень общейи профессиональной культуры общества;
·    формирование у обучающегосяадекватной современному уровню знаний и уровню образовательной программы(ступени обучения) картины мира;
·    интеграцию личности в национальнуюи мировую культуру;
·    формирование человека игражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного насовершенствование этого общества;
·    воспроизводство и развитиекадрового потенциала общества.
     Содержание образования должно содействовать взаимопониманию и сотрудничествумежду людьми, народами независимо от расовой, национальной, этнической,религиозной и социальной принадлежности, учитывать разнообразиемировоззренческих подходов, способствовать реализации права обучающихся на свободныйвыбор мнений и убеждений.
         Содержание образования в конкретном образовательном учреждении определяетсяобразовательной программой (образовательными программами), разрабатываемой,принимаемой и реализуемой этим образовательным учреждением самостоятельно.
         Государственные органы управления образованием обеспечивают разработку наоснове государственных образовательных стандартов примерных образовательныхпрограмм.
         Образовательное учреждение в соответствии со своими уставными целями и задачамиможет реализовывать дополнительные образовательные программы и оказыватьдополнительные образовательные услуги (на договорной основе) за пределамиопределяющих его статус образовательных программ. 
         Образовательное учреждение при реализации образовательных программ используетвозможности учреждений культуры.         Статья 15. Общиетребования к организации образовательного процесса
         Организация образовательного процесса в образовательном учреждениирегламентируется учебным планом (разбивкой содержания образовательной программыпо учебным курсам, по дисциплинам и по годам обучения), годовым календарнымучебным графиком и расписаниями занятий, разрабатываемыми и утверждаемымиобразовательным учреждением самостоятельно. Государственные органы управленияобразованием обеспечивают разработку примерных учебных планов и программкурсов, дисциплин.
         Образовательное учреждение самостоятельно в выборе системы оценок, формы,порядка и периодичности промежуточной аттестации обучающихся. Освоениеобразовательных программ основного общего, среднего (полного) общего и всехвидов профессионального образования завершается обязательной итоговойаттестацией выпускников.
         Научно-методическое обеспечение итоговых аттестаций и объективный контролькачества подготовки выпускников по завершении каждого уровня образованияобеспечиваются государственной аттестационной службой, независимой от органовуправления образованием, в соответствии с государственными образовательнымистандартами.
Применениеметодов физического и психического насилия по отношению к обучающимся,воспитанникам не допускается. Родителям (законным представителям)несовершеннолетних обучающихся, воспитанников должна быть обеспеченавозможность ознакомления с ходом и содержанием образовательного процесса, атакже с оценками успеваемости обучающихся.  Статья 16. Общиетребования к приему граждан в образовательные учреждения
         Порядок приема граждан в образовательные учреждения в части, не урегулированнойнастоящим Законом, определяется учредителем и закрепляется в уставеобразовательного учреждения.
         Учредитель устанавливает порядок приема в государственные и муниципальныеобразовательные учреждения на ступени начального общего, основного общего,среднего (полного) общего и начального профессионального образования,обеспечивающий прием всех граждан, которые проживают на данной территории иимеют право на получение       образования соответствующего уровня. Статья 17. Реализацияобщеобразовательных программ
         Общеобразовательные программы реализуются в дошкольных образовательныхучреждениях, образовательных учреждениях начального общего, основного общего,среднего (полного) общего образования, том числе в специальных (коррекционных)образовательных учреждениях для обучающихся, воспитанников с отклонениями вразвитии, в образовательных учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся безпопечения родителей (законных представителей).
       Обучающиеся на ступени начального общего и основного общего образования, неосвоившие программу учебного года и имеющие академическую задолженность по двуми более предметам, по усмотрению их родителей (законных представителей)оставляются на повторное обучение, переводятся в классы компенсирующего обученияс меньшим числом обучающихся на одного педагогического работникаобразовательного учреждения или продолжают обучение в форме семейногообразования. Обучающиеся на указанных ступенях образования, имеющие по итогамучебного года академическую задолженность по одному предмету, переводятся вследующий класс условно. Ответственность за ликвидацию обучающимисяакадемической задолженности в течение следующего учебного года возлагается наих родителей (законных представителей).
         Перевод обучающегося в следующий класс в любом случае производится по решениюоргана управления образовательного учреждения.
         Обучающиеся, не освоившие образовательную программу предыдущего уровня, недопускаются к обучению на следующей ступени общего образования. Статья 19. Начальноеобщее, основное общее, среднее (полное) общее образование
         Общее образование включает в себя три ступени, соответствующие уровнямобразовательных программ: начальное общее, основное общее, среднее (полное)общее образование.
         Возраст, с которого допускается прием граждан, и продолжительность их обученияна каждой ступени образования определяются уставом образовательного учреждения.
         Основное общее образование и государственная (итоговая) аттестация являютсяобязательными.
         Требование обязательности основного общего образования применительно кконкретному обучающемуся сохраняет силу до достижения им возраста пятнадцатилет, если соответствующее образование не было получено обучающимся ранее.
         Предельный возраст обучающихся для получения основного общего образования вобщеобразовательном учреждении по очной форме обучения — восемнадцать лет.
        По согласию родителей (законных представителей) и местного органа управленияобразованием обучающийся, достигший возраста пятнадцати лет, может оставитьобщеобразовательное учреждение до получения им основного общего образования.
         По решению органа управления образовательного учреждения за совершениепротивоправных действий, грубые и неоднократные нарушения уставаобразовательного учреждения допускается исключение из данного образовательногоучреждения обучающихся, достигших возраста четырнадцати лет. Решение обисключении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (законныхпредставителей), принимается с согласия органов опеки и попечительства.          Статья 27. Документыоб образовании
          Образовательное учреждение всоответствии с лицензией выдает лицам, прошедшим итоговую аттестацию, документыо соответствующем образовании и (или) квалификации в соответствии с лицензией.Форма документов определяется самим образовательным учреждением. Указанныедокументы заверяются печатью образовательного учреждения.
         Образовательные учреждения, имеющие государственную аккредитацию и реализующиеобщеобразовательные (за исключением дошкольных) и профессиональныеобразовательные программы, выдают лицам, прошедшим итоговую аттестацию,документы государственного образца об уровне образования и (или) квалификации. Глава III. Управление системой образования     Статья 28. КомпетенцияРоссийской Федерации в области образования
    В области  образования  ведению Российской Федерации в лице ее федеральныхорганов государственной власти и органов управления  образованием подлежат:
1.  формирование и осуществлениефедеральной политики в области образования;
2.   правовое регулирование отношений вобласти образования в пределах своей компетенции;
3.  разработка и реализацияфедеральных и международных программ развития  образования  с  учетомсоциально-экономических,  демографических и других условий и особенностей, втом числе вопросы содействия организации образования на языках народовРоссийской Федерации в иных государствах;
4.  формирование федеральныхгосударственных органов управления образованием, а  также ведомственных органовуправления образованием и руководство ими, назначение руководителей этихорганов;
5.  согласование  назначенийруководителей образовательных учреждений федерального подчинения,  если иное непредусмотрено законом  и  типовыми положениями об образовательных учрежденияхсоответствующих типов и видов;
6.  установление порядка создания,реорганизации и ликвидации образовательных учреждений;
7.  установление перечней профессий испециальностей,  по которым ведутся профессиональная подготовка ипрофессиональное образование;
8.  создание, реорганизация иликвидация образовательных  учреждений федерального подчинения, аттестация игосударственная аккредитация образовательных учреждений,  создание независимойот органов управления образованием  государственной системыаттестационно-диагностических центров (государственной аттестационной службы);
9.  организация и координацияматериально-технического обеспечения Федеральной программы развития образованияи иных целевых федеральных программ в области образования;
10.разработка и утверждение типовыхположений об образовательных учреждениях;
11.установление порядкалицензирования, аттестации и государственной аккредитации образовательныхучреждений;
12.установление порядка аттестациипедагогических работников государственных и муниципальных образовательныхучреждений и работников органов управления образованием;
13.регулирование трудовых отношений,установление норм труда и федеральных нормативов его оплаты в образовательныхучреждениях;
14.установление федеральных компонентовгосударственных образовательных стандартов и эквивалентности документов обобразовании на территории Российской Федерации, нострификация на территорииРоссийской Федерации документов об образовании иностранных государств;
15.ежегодное установление долифедерального дохода, направляемой на финансирование образования. Формированиефедерального бюджета в части расходов на образование, федеральных фондовразвития образования;
16.установление: налоговых льгот,стимулирующих развитие образования; федеральных нормативов финансированияобразования обучающихся, воспитанников; порядка финансирования образовательныхучреждений; обязательных на территории Российской Федерации минимальныхразмеров ставок заработной платы и должностных окладов работников образовательныхучреждений, соответствующих профессионально-квалификационных групп и работниковгосударственных органов управления образованием; льгот различным категориямобучающихся, воспитанников образовательных учреждений и педагогическихработников государственных и муниципальных образовательных учреждений,  а такжевидов и норм материального обеспечения указанных обучающихся, воспитанников ипедагогических работников; порядка предоставления гражданам и погашения имиличного государственного образовательного кредита; образовательного цензапедагогических работников; федеральных требований к образовательным учреждениямв части  строительных норм и правил, санитарных норм, охраны здоровьяобучающихся, воспитанников,  защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера,  минимальной оснащенности учебногопроцесса и оборудования учебных помещений;
17.прямое финансированиеобразовательных учреждений федерального подчинения, если иной порядок непредусмотрен типовыми положениями об образовательных учрежденияхсоответствующих типов и видов;
18.информационное инаучно-методическое обеспечение системы образования, разработка в пределахсвоей компетенции примерных учебных планов и программ курсов, дисциплин,организация издания учебной литературы и производства учебных пособий. Созданиеединой для Российской Федерации системы информации в области образования;
19.организация федеральной системыподготовки и переподготовки педагогических работников и работниковгосударственных органов управления образованием;
20.контроль исполнениязаконодательства Российской Федерации в области образования и федеральныхкомпонентов государственных образовательных стандартов;
21. установление и присвоение государственных наград ипочетных званий работникам образования;
22.издание нормативных документов впределах своей компетенции;     Статья 29.  Компетенциясубъектов Российской Федерации в области образования
    В ведении субъектов Российской Федерации в области образования находятся:
1.  определение и осуществлениеполитики в области образования, не противоречащей политике Российской Федерациив области образования;
2.  законодательство субъектовРоссийской Федерации в области образования;
3.  определение особенностей порядкасоздания, реорганизации, ликвидации и финансирования образовательныхучреждений;
4.  осуществление федеральной политикив области образования, финансовое  подкрепление государственных гарантийдоступности и обязательности основного общего образования путем выделениясубвенций местным бюджетам;
5.  разработка и реализация республиканских,региональных программ развития образования, в том числе международных, с учетомнациональных и региональных социально-экономических, экологических, культурных,демографических и других особенностей;
6.  формирование государственныхорганов управления образованием и руководство ими, назначение руководителейэтих органов (по согласованию с федеральными органами управления образованием);
7.  создание, реорганизация иликвидация образовательных учреждений соответствующего подчинения,лицензирование образовательных учреждений, за исключением лицензирования направо ведения образовательной деятельности по программам высшегопрофессионального и послевузовского профессионального образования;
8.  установлениенационально-региональных компонентов государственных образовательныхстандартов;
9.  формирование бюджетов субъектовРоссийской Федерации в части расходов на образование и соответствующих фондовразвития образования;
10.установление местных налогов исборов на цели образования;
11.установление республиканских,региональных нормативов финансирования образования;
12.организация  финансированияместных органов управления образованием и образовательных учреждений, оказаниеим посреднических услуг в части материально-технического обеспечения;
13.установление дополнительных к федеральнымтребований к образовательным учреждениям в части строительных норм и правил, санитарных норм, охраны здоровья обучающихся, воспитанников, оснащенностиучебного процесса и оборудования учебных помещений;
14.установление дополнительных кфедеральным льгот обучающимся, воспитанникам  и педагогическим работникамобразовательных учреждений, а также видов и норм материального обеспеченияуказанных обучающихся, воспитанников и педагогических работников;
15.информационное обеспечение впределах своей компетенции образовательных учреждений, организация изданияучебной литературы, разработка примерных учебных планов и программ курсов,дисциплин;
16.организация подготовки,переподготовки, повышения квалификации педагогических работников;
17.обеспечение соблюдения законодательстваРоссийской Федерации в области образования и контроль исполнениягосударственных образовательных стандартов;
18.издание нормативных документов впределах своей компетенции.     Статья 49.  Возмещениеущерба, причиненного некачественным образованием
1.   Государство в лице уполномоченныхгосударственных органов  управления  образованием в случае некачественнойподготовки выпускников аккредитованным образовательным учреждением вправепредъявить данному  образовательному учреждению иск по возмещению дополнительныхзатрат на переподготовку этих выпускников в других образовательных учреждениях.
2.  Основанием  для  предъявления иска является рекламация государственной аттестационной службы на  качество подготовки  обучающихся.  Иск подлежит  рассмотрению в суде по месту нахождения(регистрации) образовательного учреждения в двухмесячный срок.  Решение суда данной  инстанции является окончательным.Глава V. Социальные гарантии реализации прав гражданна образование     Статья 50. Праваи социальная защита обучающихся, воспитанников
1.  Права  и обязанности обучающихся, воспитанников образовательного учреждения определяются уставом  данного образовательного  учреждения  и иными предусмотренными этим уставом локальнымиактами.
2.  Совершеннолетние гражданеРоссийской Федерации имеют право на выбор образовательного учреждения и формыполучения образования.
3.  Граждане,  получившие образованиев  неаккредитованных  образовательных учреждениях в форме семейного образованияи самообразования, имеют право на аттестацию в форме экстерната ваккредитованных образовательных учреждениях соответствующего типа.
4.  Обучающиеся всех образовательныхучреждений имеют право на  получение  образования  в  соответствии  с государственными образовательными стандартами,  на обучение в пределах этих стандартов  по  индивидуальным учебным  планам,  на ускоренный курс обучения, на бесплатное пользование библиотечно-информационными ресурсами библиотек,  на получение  дополнительных (в том числе платных) образовательных услуг,  научастие в управлении образовательным учреждением,  на уважение своегочеловеческого достоинства,  на свободу совести,  информации,  на свободноевыражение собственных мнений и убеждений. Обучение граждан  по  индивидуальнымучебным планам в пределах государственного образовательного стандарта и формыучастия обучающихся в управлении образовательным учреждением регламентируютсяуставом данного образовательного учреждения.
5.  Граждане Российской Федерацииимеют право  на  получение  впервые бесплатного начального общего, основногообщего, среднего (полного) общего, начального профессионального образования ина конкурсной основе среднего профессионального,  высшего профессионального ипослевузовского профессионального образования в государственных илимуниципальных  образовательных  учреждениях  в пределах государственныхобразовательных стандартов.
6.  В образовательных учрежденияхсодержание и обучение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей(законных представителей), осуществляются на основе полного государственного обеспечения.
7.  Для детей и подростков сотклонениями в развитии органы управления образованием создают специальные(коррекционные) образовательные  учреждения (классы, группы), обеспечивающие ихлечение, воспитание и обучение, социальную адаптацию и интеграцию в общество.Дети и подростки с отклонениями в развитии направляются в  указанныеобразовательные учреждения органами управления образованием только с согласияродителей (законных представителей) по заключению психолого-педагогической имедико-педагогической комиссий.
8.  Для подростков с девиантным (общественно  опасным)  поведением, достигших возраста одиннадцати лет, нуждающихся в особых условиях воспитания и обучения и требующих специальногопедагогического подхода, создаются специальные учебно-воспитательныеучреждения,  обеспечивающие их медико-социальную реабилитацию, образование ипрофессиональную подготовку. Направление таких  подростков  в этиобразовательные учреждения осуществляется только по решению суда.
9.  Органы государственной власти иорганы  управления  образованием могут создавать нетиповые образовательныеучреждения высшей категории для детей, подростков и молодых людей, проявившихвыдающиеся способности.
10.Привлечение обучающихся,воспитанников гражданских образовательных  учреждений  без  согласияобучающихся,  воспитанников и их родителей (законных представителей) к труду, не  предусмотренному  образовательной программой, запрещается.
11.Принуждение обучающихся,воспитанников к вступлению в общественные,  общественно-политическиеорганизации (объединения), движения и партии,  а также принудительноепривлечение их к деятельности этих организаций  и участию в агитационныхкампаниях и политических акциях не допускаются.
12.В случае прекращения деятельностиобщеобразовательного  учреждения  или образовательного учреждения начальногопрофессионального образования орган управления образованием,  которомуподведомственно данное образовательное учреждение, обеспечивает переводобучающихся, воспитанников с согласия родителей (законных представителей) в другие  образовательные учреждения соответствующего типа.
13.Государство обеспечивает создание механизма  социальной  защиты детей и подростков,  квотирование рабочих мест напредприятиях для трудоустройства выпускников,  детей-сирот,  детей сотклонениями в развитии  и поведении;  разрабатывает и осуществляет целевыепрограммы по обеспечению защиты прав,  охраны жизни и здоровья детей,  защитыдетей от  всех  форм дискриминации.     Статья 51. Охраназдоровья обучающихся, воспитанников
1.  Образовательное учреждение создаетусловия,  гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся,воспитанников.
2.  Учебная нагрузка, режим занятийобучающихся, воспитанников определяются уставом образовательного учреждения наоснове рекомендаций, согласованных с органами здравоохранения.
3.  Для детей, нуждающихся вдлительном лечении, организуются оздоровительные образовательные учреждения, втом числе санаторного типа. Учебные занятия для таких детей могут проводитьсяобразовательными учреждениями на дому или в лечебных учреждениях.
4.  Педагогические работникиобразовательных учреждений обязаны  проходить периодические бесплатныемедицинские обследования,  которые проводятся за счет средств учредителя.
5.  Медицинское обслуживаниеобучающихся, воспитанников образовательного учреждения обеспечивают органыздравоохранения.  Образовательное учреждение  обязано предоставить помещение ссоответствующими условиями для работы медицинских работников.
6.  Расписание занятий вобразовательном учреждении должно предусматривать перерыв достаточной продолжительности  для  питания  обучающихся, воспитанников.
7.  Организация питания вобразовательном учреждении возлагается органами местного самоуправления наобразовательные  учреждения  и  организации общественного питания. Вобразовательном учреждении  должно  быть предусмотрено помещение для питанияобучающихся, воспитанников. Ответственность за создание необходимых условий дляучебы,  труда и  отдыха  обучающихся,  воспитанников  образовательных учреждений несут должностные лица образовательных учреждений в  соответствии с  законодательством  Российской Федерации и уставом данного образовательногоучреждения.     Статья 52. Праваи обязанности родителей (законных представителей)
1.  Родители (законные представители)несовершеннолетних детей до получения последними основного общего образованияимеют право выбирать Формы обучения,  образовательные учреждения, защищатьзаконные права и интересы ребенка, принимать участие в управленииобразовательным учреждением.
2.  Родители (законные представители)обучающихся, воспитанников обязаны выполнять устав образовательного учреждения.
3.  Родители (законные представители)имеют право  дать  ребенку  начальное  общее, основное  общее,  среднее (полное)  общее образование в семье.  Ребенок,  получающий образование всемье,  вправе на любом  этапе обучения  при его положительной аттестации порешению родителей (законных представителей) продолжить образование вобразовательном учреждении.Статья 53. Занятиепедагогической деятельностью
1.  Порядок комплектования работниковобразовательных учреждений регламентируется их уставами.
 К педагогической деятельности в образовательных учрежденияхдопускаются лица,  имеющие образовательный ценз,  который определяется типовыми положениями об образовательных учреждениях соответствующих типов ивидов.
2.  К педагогической деятельности в образовательных  учреждениях  не допускаются лица,  которым она запрещенаприговором суда или по медицинским показаниям,  а также лица,  которые имелисудимость  за  определенные преступления. Перечни соответствующих медицинскихпротивопоказаний и составов преступлений устанавливаются законом.     Статья 54. Оплататруда работников образовательных учреждений
     Заработная плата и должностной оклад  работнику  образовательного учреждения выплачиваются  за выполнение им функциональных обязанностей и работ,предусмотренных трудовым договором (контрактом). Выполнение работникомобразовательного учреждения других работ и обязанностей оплачивается подополнительному договору, за исключением случаев, предусмотренных законодательствомРоссийской Федерации.
     Размер средней ставки заработной платы и должностного оклада педагогическихработников  образовательных  учреждений  устанавливается  на уровне: дляпедагогических работников из  числа  профессорско-преподавательского  составаобразовательных учреждений высшего профессионального образования — в два разапревышающем уровень средней заработной платы  работников промышленности вРоссийской Федерации;
    для учителей и других педагогических работников -  не  ниже  средней заработнойплаты работников промышленности в Российской Федерации;
    для иных работников образовательных учреждений — средней  заработной платы аналогичных категорий работников промышленности в Российской Федерации.     Статья 55.  Праваработников образовательных учреждений, их социальные гарантии и льготы
     Работники образовательных учреждений имеют право на участие в управленииобразовательным учреждением,  на защиту  своей  профессиональной чести идостоинства.
     Ход  дисциплинарного  расследования и принятые по его результатам решения могутбыть преданы гласности только с согласия  заинтересованного педагогического работника  образовательного  учреждения,  за исключением случаев,  ведущих кзапрещению заниматься  педагогической  деятельностью, или при необходимостизащиты интересов обучающихся, воспитанников.
     При исполнении профессиональных обязанностей  педагогические  работники  имеютправо на свободу выбора и использования методик обучения и воспитания,  учебныхпособий и материалов, учебников, методов оценки знаний обучающихся,воспитанников.
    Для педагогических работников образовательных учреждений устанавливаетсясокращенная продолжительность рабочего времени — не более 36 часов в неделю.
Педагогическиеработники образовательного учреждения не реже чем через каждые 10 летнепрерывной преподавательской  работы  имеют  право  на длительный отпусксроком до одного года, порядок и условия предоставления которого определяютсяучредителем и (или) уставом данного образовательного учреждения.
      Педагогическим работникам образовательных учреждений (в том числе руководящимработникам,  деятельность которых связана  с  образовательным процессом) вцелях содействия их обеспечению книгоиздательской продукцией и периодическимиизданиями выплачивается ежемесячная денежная компенсация в  размере полутораминимальных размеров оплаты труда — в образовательных учреждениях высшегопрофессионального образования и соответствующего дополнительногопрофессионального образования, в размере одного минимального размера оплатытруда в  других  образовательных  учреждениях.  Сумма выплаченной денежнойкомпенсации налогообложению не подлежит.
   На педагогических работников образовательных учреждений,  удаленных  от городских  центров и рассматриваемых в качестве таковых органамигосударственной власти и органами управления образованием,  распространяютсяльготы, предусмотренные в данной местности для специалистов сельскогохозяйства.           Статья56. Трудовые отношения в системе образования
  Помимо оснований прекращения трудового договора по инициативе администрации, предусмотренных  законодательством  Российской  Федерации о труде, основаниямидля увольнения педагогического работника образовательного учреждения поинициативе администрации этого образовательного учреждения до истечения срокадействия трудового договора (контракта)  являются:
·    повторное в течение года грубоенарушение устава образовательного учреждения;
·    применение,  в том числеоднократное, методов воспитания, связанных с физическим и (или) психическимнасилием над личностью обучающегося, воспитанника;
·    появление на работе в состоянииалкогольного,  наркотического или токсического опьянения.
    Увольнение по  настоящим основаниям может осуществляться администрацией безсогласия профсоюза.Глава VI. Международная деятельность в областиобразования     Статья 57. Международноесотрудничество Российской Федерации
    1. Международное сотрудничество Российской Федерации в области образования осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации имеждународными договорами Российской Федерации.  Если  международным  договоромРоссийской Федерации установлены иные правила,  чем те, которые предусмотренызаконодательством Российской Федерации, применяются правила международногодоговора.
    2. Органы управления образованием,  образовательные учреждения имеют правоустанавливать прямые связи с иностранными предприятиями, учреждениями иорганизациями.
    3. Обучение, подготовка и повышение квалификации иностранных граждан вобразовательных учреждениях Российской Федерации,  равно как и  гражданРоссийской Федерации в иностранных образовательных учреждениях,  осуществляютсяпо прямым договорам,  заключаемым образовательными  учреждениями,ассоциациями,  органами управления образованием, иными юридическими лицами, атакже физическими лицами в соответствии с международными договорами РоссийскойФедерации.Список использованной литературы
1.    Закон об образовании.
2.    Конституция Российской Федерации.–1993.
3.    Педагогика. Учебное пособие длястудентов педагогических вузов и педагогических колледжей/Под ред. П.И.Пидкасистого. – М.: Педагогическое общество России, — 1998. – с.529-530.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :