--PAGE_BREAK--Условно-постоянные – это затраты, величина которых не изменяется в зависимости от роста объема производства или изменяется незначительно. Как правило, эти затраты непосредственно не связаны с изготовлением продукции представляют собой расходы на обслуживание производства и управление. К ним относится амортизация основных фондов и расходы на их текущий ремонт, а также все накладные расходы.
5. По экономическому содержанию (по отношению к технологическому процессу) затраты разделяют на основные и накладные. К основным; относятся затраты, непосредственно связанные с технологическим процессом изготовления продукции и неизбежные при любых условиях и характере производства независимо от уровня и форм организации управления. Это затраты на сырье, материалы, топливо и энергию на технологические цели, оплату труда рабочих с отчислениями на социальные нужды, расходы на содержание и эксплуатацию машин и оборудования и др. Накладные расходы не связаны непосредственно с технологическим процессом изготовления продукции, а образуются под влиянием определенных условий работы по организации, управлению и обслуживанию производства. Поэтому к ним относятся: оплата труда административно-управленческого персонала; почтовые, телефонные и канцелярские расходы; командировочные расходы; расходы по подписке на газеты и журналы; расходы на содержание пожарно-сторожевой охраны; различные налоги и сборы; общепроизводственные и общехозяйственные расходы; расходы, связанные с реализацией готовой продукции; непроизводительные расходы и потери.
Накладные расходы являются важнейшим резервом снижения себестоимости продукции.
Отметим, что группировка затрат на основные и накладные не совпадает с группировкой затрат на прямые и косвенные, а существующее в экономической литературе отождествление основных расходов с прямыми, а накладных с косвенными не является обоснованным.
6. По степени экономической однородности различают простые и сложные затраты.
Простые (однородные) – это затраты, состоящие из одного экономического элемента: сырье и материалы, покупные изделия и полуфабрикаты, топливо и энергия на технологические цели, заработная плата производственных рабочих, отчисления на социальные нужды.
Сложные (комплексные) – затраты, состоящие из нескольких разнородных экономических элементов, имеющих одинаковое целевое назначение. К ним относят расходы на содержание и эксплуатацию машин и оборудования, общепроизводственные, общехозяйственные расходы, потери от брака, прочие производственные и коммерческие расходы.
7. По возможности охвата планом все затраты делятся на планируемые и не планируемые.
Планируемые затраты – это неизбежные затраты предприятия, вытекающие из характера его хозяйственной деятельности и предусмотренные сметой затрат на производство.
Не планируемые – это непроизводительные расходы, не являющиеся экономически неизбежными и не вытекающие из нормальной хозяйственной деятельности предприятия. Это прямые потери, не включаемые в смету затрат на производство; недостачи; потери от порчи сырья и материалов при хранении; потери от брака и простоев.
Наряду с рассмотренными существуют и другие группировки, описанные в экономических источниках [24,25,37]: по характеру производства (основное и вспомогательное); по цехам; по видам продукции (работ, услуг); по отдельным заказам; по стадиям производства (фазам, переделам) [30].
С производственным уровнем системы управления затратами связано главным образом соблюдение запланированных затрат и поиски резервов снижения затрат в результате рационализации технологического процесса и совершенствования продукции.
Затраты на производство лучше всего контролировать при производственном потреблении ресурсов, т.е. там, где происходит производственный процесс или его обслуживание. В связи с этим появились такие объекты формирования и учета затрат, как:
§ места возникновения затрат;
§ центры затрат;
§ центры ответственности.
К местам возникновения затратотносят структурные подразделения (цехи, отделы, участки), представляющие собой объекты нормирования, планирования и учета издержек производства для контроля и управления затратами производственных ресурсов.
Места возникновения затрат являются объектами аналитического учета затрат на производство по элементам производства и статьям калькуляции.
По отношению к процессу производства места возникновения затрат можно классифицировать на производственные и обслуживающие. К производственным принадлежат цехи, участки, бригады, к обслуживающим – отделы и службы управления, склады, лаборатории и т.п.
Центры затрат отличаются от мест возникновения затрат тем, что представляют собой группировки затрат в аналитическом учете по отдельным работам, операциям, функциям внутри производственных подразделений. Это выделение определяется желанием иметь дополнительные точки контроля затрат в подразделении, а главное – обеспечить более точно распределение косвенных расходов по объектам калькулирования. Особенно усиливается необходимость выделения центров затрат в условиях роста автоматизации производства, когда при калькулировании возникает задача повышения точности отнесения расходов по содержанию и эксплуатации оборудования и цеховых расходов на калькуляционные объекты. Растет потребность в группировании их по группам оборудования, отдельным комплексам, т.е. по центрам затрат.
Создание центров затрат является средством детализации аналитического учета производственных затрат, их локализации по местам возникновения с целью организации текущего контроля и достоверного калькулирования себестоимости продукции.
1.2 Метод учета затрат на производство и калькулирования себестоимости продукции «Стандарт кост»
Метод нормативного учета затрат возник в 10–20-х гг. ХХ века в США, когда появились первые стандарты времени выполнения работ [6].
В нашей стране толчком к внедрению нормативного учета в практику работы предприятий стало опубликование в 1933 г. книги Д.Ч. Гаррисона «Стандарт-кост. Система нормативного учета себестоимости». Так, система «стандарт-кост» стала прообразом отечественной системы нормативного учета затрат. В течение долгого времени внедрение нормативного учета в практику работы хозяйствующих субъектов осуществлялось на государственном уровне. Были созданы целевые научно-исследовательские институты по проблемам нормирования, в организациях – специальные службы.
В настоящее время нормативный учет затрат и калькулирование себестоимости продукции представляют собой систему разработки норм и нормативов на используемые в производстве ресурсы, составления на их основе плановых нормативных калькуляций, отражения фактических издержек с подразделением их на затраты по нормам и отклонениям от них, оперативного и последующего анализа отклонений с выделением не только размеров отклонений, но и мест их возникновения, причин и виновников. Данные нормативных калькуляций используют при составлении бюджетов организации, а соответственно и оценке деятельности отдельных структурных подразделений и хозяйствующего субъекта в целом.
Нормативную себестоимость можно охарактеризовать как предварительно определенный критерий того, во что должно обойтись организации производство конкретного вида продукции. Сопоставление фактических затрат с нормативными и анализ отклонений по каждой из выделенных категорий позволяют определять области, на которые должно быть обращено приоритетное внимание менеджеров [31].
В западном учете «стандарты» заменяют понятие «нормативы».
«Стандарт» – это количество необходимых для производства единицы продукции материальных и трудовых затрат или заранее исчисленные материальные и трудовые затраты на производство продукции, работ, услуг.
«Кост» – это денежное выражение производственных затрат на изготовление единицы продукции [6].
В основу нормативного калькулирования заложены следующие принципы:
разработка норм и нормативов затрат и составление плановых нормативных калькуляций себестоимости на выпускаемые изделия;
корректировка норм в течение отчетного периода под воздействием изменившихся условий производства либо цен на ресурсы;
учет фактических производственных затрат с подразделением их на расходы по нормам и отклонениям от них;
текущий и итоговый анализ причин и факторов, вызвавших отклонения фактических затрат от нормативных;
определение фактической себестоимости продукции через суммирование нормативных затрат, отклонений и изменений норм [31].
Использование нормативного учета затрат дает организациям ряд преимуществ:
разработанные нормы служат основой для планирования деятельности организации на краткосрочную и среднесрочную перспективы;
с помощью нормирования затрат устанавливается контроль за издержками и минимизируются возможные потери за счет неэффективного использования ресурсов;
величина нормативных затрат на единицу объекта калькулирования служит ориентиром при установлении цен на продукт;
анализ отклонений фактических затрат от нормативных позволяет выявлять «узкие» места в деятельности организации и принимать обоснованные управленческие решения;
сокращение числа учетных записей снижает трудоемкость и упрощает учет [29].
В целом нормы и нормативы выполняют регулирующую, стимулирующую, распределительную, оценочную и контрольную функции управления.
Нормативное калькулирование, как правило, используется в организациях массового или крупносерийного производства с большим числом часто повторяющихся во времени операций. С другой стороны, нормативный метод учета затрат можно применять в организациях с единичным и индивидуальным производством продукции, если при изготовлении разных продуктов имеют место общие операции, и, таким образом, нормативные затраты на производство продукции будут определяться путем суммирования издержек на отдельные операции. Данное требование связано с тем, что сама по себе разработка нормативов требует значительных трудозатрат, и постоянный их пересмотр лишает целесообразности применение нормативного учета [32].
Необходимой предпосылкой применения нормативного метода является наличие соответствующей нормативной базы, под которой понимается комплекс всех заданий, нормативов, норм и смет, используемых для планирования, организации и контроля производственного процесса.
Систему норм, используемых в нормативном учете, можно разделить на две группы: технические и экономические. К техническим относятся нормы, характеризующие технологическую сторону производства, расход материалов, времени, затрат труда работников, использование оборудования и машин. Экономические нормы отражают конечные результаты деятельности организации по реализации продукции: объем выпущенной продукции, себестоимость, прибыль и рентабельность. Система норм разрабатывается и регламентируется в установленном в организации порядке.
В рамках нормативного учета связь между затратами и производственными процессами находит свое выражение в разработке производственной технологии, проекта производства работ, технологических карт, в предварительном исчислении нормативной себестоимости продуктов на основе технически обоснованных норм затрат; в системном учете изменений норм; в исчислении фактической себестоимости объектов калькулирования как алгебраической суммы затрат по нормам, отклонений от норм и изменения норм.
Таким образом, технически обоснованные нормы становятся неотъемлемой частью технологического процесса.
Организация нормативного учета предполагает два этапа. На первом этапе разрабатываются единичные и укрупненные нормы и нормативы затрат с использованием методов технического нормирования. При этом необходимо, чтобы данные нормы и нормативы были максимально приближены к реальным производственным условиям. На втором этапе разработанная нормативная база используется для исчисления нормативной себестоимости продукции и подготовки производства [6].
Несмотря на то что уровни формирования и использования нормативной базы, разработки нормативных документов, которые составляют основу нормативного хозяйства, различны, формирование нормативной себестоимости продукции должно отвечать следующим основным принципам.
1. Единство норм при одновременной подвижности нормативной базы, позволяющее длительное время использовать одни нормы для различных видов продукции, работ, услуг, обеспечить сопоставимость натуральных показателей в затратах на разных уровнях управления (в различных центрах ответственности).
2. Непрерывное калькулирование себестоимости по мере производства продукции.
3. Охват нормативным калькулированием всех переменных и условно-переменных статей затрат.
4. Возможность использования единых норм всеми службами организации, занимающимися планированием, а также снабжением, производством, финансированием [32].
Нормы и нормативы являются исходными величинами, применяемыми при планировании и оценке хозяйственной деятельности организации.
Существуют три основных метода разработки норм и нормативов.
Первый метод основан на расчленении выполняемых работ и расходуемых ресурсов на составные элементы, анализе условий и состава работ и ресурсов, проектировании рациональных вариантов использования предметов труда, средств производства и рабочей силы и расчете потребности соответствующих ресурсов для конкретных условий организации. Его принято называть аналитически-расчетным. Кроме того, может быть использован метод научного обоснования, который позволяет при разработке норм и нормативов учитывать комплекс технических, организационных, экономических, социальных и других факторов. В результате он позволяет находить оптимальное значение той или иной нормы при различных вариантах комбинирования используемых ресурсов. Отчетно-статистический метод заключается в установлении норм затрат на основе отчетных или статистических данных за прошедшие периоды, т.е. по фактически сложившимся показателям расхода ресурсов.
На основе выбранного метода разработки норм и нормативов затрат составляется плановая калькуляция себестоимости каждого вида продукции, работ, услуг.
Разработанные нормативы должны отвечать следующим требованиям:
охватывать все стадии производственного цикла;
использоваться на всех организационных уровнях управления производством;
охватывать все потребляемые в производстве ресурсы;
иметь научно-техническое обоснование;
соответствовать отраслевой принадлежности организации и особенностям ее развития, а также возможным изменениям условий в течение планового периода;
сочетать в достаточной степени динамичность (поддаваться пересмотру и корректировке) и устойчивость;
быть удобными для практического применения [6].
Действующие нормы могут пересматриваться с течением времени под влиянием внешних и внутренних факторов, если происходят изменения в уровне цен на рынке ресурсов, в технологии производства продукции, в ассортименте выпускаемой продукции и т.д.
В зависимости от предъявляемых требований все нормы подразделяют на три группы: основные; идеальные; текущие.
Основные нормы используются предприятиями продолжительный период времени и являются базой для сравнения фактических затрат при определенных условиях и объеме производства.
Идеальные нормы являются, как правило, недостижимым эталоном затрат. Они возможны только при абсолютно рациональном производстве, исключающем любые сбои и остановки. На практике идеальные нормы обычно не применяются и служат, скорее, ориентиром.
Текущие нормы определяют издержки, которые должны возникнуть при эффективном производстве. Они разрабатываются с учетом возможных незначительных отклонений от нормальных условий производства, в то же время не предусматривают нерациональное использование ресурсов. Текущие нормы могут различаться в зависимости от их реальной достижимости: легко достижимые, трудно достижимые, либо очень жесткие.
На практике чаще всего используются текущие нормы затрат со средним процентом достижения.
Нормативные затраты на производство продукции включают шесть основных элементов:
нормативное количество основных материалов;
нормативная цена основных материалов;
нормативное рабочее время;
нормативная ставка оплаты труда;
нормативный коэффициент переменных общепроизводственных расходов;
нормативный коэффициент постоянных общепроизводственных расходов [32].
Нормативное количество или норма расходов основных материалов устанавливается исходя из специфики конкретного продукта и показывает, какое количество материалов необходимо для изготовления единицы продукции при заданной производственной технологии. Рассчитывается количество материалов, необходимых для выполнения каждой отдельной операции. Разработкой данных норм занимается производственно-технологический или планово-производственный отдел.
продолжение
--PAGE_BREAK--Нормативные цены на материалы устанавливаются отделом закупок на основе изучения ситуации на рынке с учетом возможных изменений в уровне цен. При этом должны быть учтены территориальная удаленность поставщика, условия доставки, предоставляемые скидки, гарантии качества и др.
Нормативное рабочее время в расчете на единицу продукции показывает, какое количество человеко-часов необходимо для изготовления данного продукта при соблюдении определенной технологии. Оно рассчитывается путем детального анализа всех производственных операций и установления наиболее эффективных методов производства, использования оборудования и условий работы. При этом в нормативные трудозатраты включаются также неизбежные простои по объективным причинам. За расчет данных нормативов отвечает производственно-технологический отдел.
Нормативная ставка оплаты труда, как правило, соответствует часовым тарифным ставкам, присваиваемым в соответствии с квалификацией и опытом рабочих. Тарифные ставки в целом определяются политикой организации и указываются в контрактах или трудовых договорах, заключаемых с работниками.
Нормативный коэффициент переменных общепроизводственных расходов определяется отношением общей планируемой суммы переменных общепроизводственных расходов к нормативной величине показателя, принятого за базу их распределения. Наиболее часто при нормативном методе учета затрат за базу распределения берутся нормо-часы трудозатрат, необходимые для изготовления единицы продукции.
Нормативный коэффициент постоянных общепроизводственных расходов определяется отношением общей планируемой суммы постоянных общепроизводственных расходов к плановой производительности, выраженной в нормо-часах трудозатрат либо машино-часах работы оборудования [6].
Все используемые при учете себестоимости нормы объединяются в специальные карты-спецификации.
На основе заранее рассчитанных норм и нормативов затрат в системе управленческого учета организации разрабатываются бюджеты и сметы для различных центров ответственности на предстоящий отчетный период. При этом бюджеты и сметы, составляемые для отдельных центров ответственности, объединяются с целью расчета совокупных плановых издержек организации, а также предполагаемой прибыли. Бюджеты и сметы на основе нормативных значений затрат могут составляться как в жестких значениях, так и предусматривать различные уровни деловой активности организации, т.е. в адаптированных к реальному объему производства суммах. Бюджет, включающий прогнозные данные для разных уровней выпуска продукции в диапазоне релевантности, называется гибким.
Важнейшим элементом нормативного учета является учет по отклонениям.
В соответствии с фактически полученными результатами необходимо установить ответственность конкретных лиц (линейных менеджеров) за отклонение от заданных показателей по различным статьям издержек. Выявление и учет отклонений, отражаемые в отчетах центров ответственности, обеспечивают постоянный контроль за уровнем затрат и эффективностью использования всех видов ресурсов.
Все отклонения по содержанию можно подразделить на три группы: отрицательные, положительные и условные.
Отрицательные отклонения могут быть вызваны перерасходом сырья и материалов, простоями и непроизводительными трудозатратами, внеплановым ремонтом оборудования, изменением климатических условий и т.д.
Положительные отклонения на практике встречаются реже и свидетельствуют о достижении экономии в использовании различных видов ресурсов, повышении производительности труда, более эффективном использовании оборудования, а иногда и о том, что заданные нормативы затрат были завышены [6].
Условные отклонения могут носить как положительный, так и отрицательный характер и могут возникнуть в результате различий в методике составления сметной и нормативной калькуляций.
В отличие от отечественного нормативного метода учета затрат в системе «стандарт-кост» все выявленные отклонения от норм относятся не на себестоимость, а списываются на счет прибылей и убытков с указанием: в каком подразделении, по какой причине и чьей вине допущены эти отклонения. Общая сумма отклонений делится на отдельные суммы, обусловленные влиянием различных факторов. Так, изменение материальных затрат в стоимостном выражении может быть связано с двумя факторами: изменением потребления на единицу продукции либо изменением стоимости материалов на рынке. Отклонение в части затрат на рабочую силу может происходить как за счет изменения производительности труда, так и за счет изменения тарифной ставки его оплаты. Такой способ отражения отклонений немедленно показывает влияние качества хозяйствования в отдельных структурных подразделениях на конечный результат работы всей организации. Тем самым более отчетливым становится вклад каждого подразделения организации, включая управленческие службы и отделы, в достижение рентабельной и высокоэффективной работы.
Помимо анализа причин, вызвавших изменение издержек, должен проводиться анализ фактических объемов продаж, цен на продукцию, а также ассортимента.
В результате факторный анализ отклонений дает возможность определить влияние на прибыль организации самых разных факторов: от простоев и использования в производстве нестандартных материалов до снижения (увеличения) емкости рынка по конкретному продукту. Например, изменение цен на материалы может быть следствием как неэффективной работы отдела снабжения, так и изменения условий на рынке ресурсов [11].
Необходимо учитывать, что эффективность использования такого анализа достигается лишь в случае, когда он проводится по результатам отдельно взятых функциональных подразделений (центров ответственности) организации. Расчет отклонений в целом по хозяйствующему субъекту может использоваться лишь для получения общей картины; с точки зрения управления возникшими отклонениями он мало информативен.
В целях оперативного управления организацией важно, чтобы информация о возникших отклонениях поступала максимально быстро. Это даст возможность использовать время для принятия соответствующих мер и минимизировать убытки.
На основе проведенного факторного анализа отклонений должны вырабатываться меры корректирующего воздействия, направленные на уменьшение или исключение отклонений в будущем.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что система «стандарт-кост» позволяет планировать и контролировать затраты, а также стимулирует организации к выявлению резервов; позволяет определять размер и причины отклонений в целях своевременного устранения явлений, негативно влияющих на производственный процесс.
Данные, сформированные в системе «стандарт-кост», способствуют решению таких вопросов, как определение себестоимости единицы продукции, запасов, формирование политики продаж, оперативное выявление отклонений и контроль за затратами, бюджетное планирование, прогнозирование уровня нормативных затрат, поэтому данная система используется на производственных предприятиях.
2. Управление затратами на предприятии ООО «Форант» 2.1 Общая характеристика и оценка финансового положения предприятия ООО «Форант» одна из ведущих фирм-производителей, которая занимается выпуском продукции деревообработки.
«Форант» был образован в 9 октября 2001 года по инициативе предпринимателей Фролова В.Г., Чунарева В.Е.
В целях расчета показателей финансового состояния предприятия осуществим общую оценку структуры средств хозяйствующего субъекта и источников их формирования, изменения её по годам по данным баланса. В этой ситуации используются приёмы структурно-динамического анализа (Таблица 1).
Таблица 1. Динамика состава и структуры бухгалтерского баланса за 2006–2008 гг.
АКТИВ
2006 г.
2007 г.
2008 г.
Отклонение
2007 г. от 2006 г.
2008 г. от 2007 г
Внеоборотные активы, тыс. руб.
11951
12599
11579
648
-1020
То же, % к итогу
60,53
64,22
51,04
3,69
-13,17
Оборотные активы, тыс. руб.
7793
7020
11105
-773
4085
То же, % к итогу
39,47
35,78
48,96
-3,69
13,17
Валюта баланса, тыс. руб.
19744
19619
22684
-125
3065
Валюта баланса, %
100
100
100
х
х
ПАССИВ
Капитал и резервы, тыс. руб.
15991
16611
17200
620
365
То же, % к итогу
80,99
85,27
75,82
3,68
-8,84
Долгосрочные обязательства, тыс. руб.
0
0
0
0
0
То же, % к итогу
0,00
0,00
0,00
0,00
0,00
Краткосрочные обязательства, тыс. руб.
3753
3008
5484
-745
2476
То же, % к итогу
19,01
15,24
24,18
-3,68
8,84
Валюта баланса, тыс. руб.
19744
19619
22684
-125
3065
Валюта баланса, %
100
100
100
Х
х
Данные таблицы 1 показывают, что общий оборот хозяйственных средств, т.е. активов, в 2007 г. по сравнению с 2006 г. уменьшился на 125 тыс. руб., а в 2008 г. увеличился на 3065 тыс. руб. В 2006 г. внеоборотные активы в общей стоимости активов занимали 60,53%, в 2007 г. их доля увеличилась на 3,69%. К концу 2008 г. удельный вес внеоборотных активов снизился на 13,17% и составил 51,04%.
Далее более приемлемо было бы использовать не только абсолютные показатели для анализа финансовой устойчивости, но и относительные (Таблица 2).
Таблица 2. Расчёт и оценка коэффициентов финансовой устойчивости
Показатели
Абсолютные показатели
2006 г.
2007 г.
Изменение
2008 г.
Изменение
Коэффициент автономии
0,810
0,847
0,037
0,805
-0,042
Коэффициент финансовой активности (финансовый рычаг)
0,235
0,181
-0,054
0,242
0,061
Коэффициент финансовой устойчивости
0,810
0,847
0,037
0,805
-0,042
Коэффициент манёвренности
0,253
0,242
-0,011
0,366
0,124
Коэффициент финансовой зависимости
0,190
0,153
-0,037
0,195
0,042
Коэффициент финансирования
4,261
5,522
1,261
4,131
-1,391
Коэффициент инвестирования
1,338
1,318
-0,020
1,577
0,259
Коэффициент постоянного актива
0,747
0,758
0,011
0,634
-0,124
Коэффициент обеспеченности оборотных активов собственными средствами
0,518
0,572
0,053
0,602
0,030
Коэффициент автономии характеризует роль собственного капитала в формировании активов организации. Этот показатель должен заинтересовать инвесторов и кредиторов, а также финансовых менеджеров компании, чтобы сформировать мнение об участии капитала собственников в приумножении активов организации [24, c. 311]. Данные таблицы показывают фактическое превышение нормативного значения коэффициента автономии на протяжении всего анализируемого периода. В 2006 г. он составил 0,810, в 2007 г. увеличился на 0,037, а в 2008 г. снизился до 0,805.
КФН = СК: Активы > = 0,5.
Коэффициент финансовой устойчивости можно применять для расчёта в качестве дополнения и развития показателя финансовой независимости (автономии), путём прибавления к собственному капиталу средств долгосрочного кредитования, которые по сути являются долгосрочными обязательствами. Полностью располагая данными средствами организация условно рассматривает их в качестве собственного капитала, но так как долгосрочные средства не привлекались, этот показатель равен коэффициенту финансовой независимости.
СК+ДО (долговые обязательства): А > = 0,7
Финансовая зависимость организации уменьшилась в 2007 г. по сравнению с 2006 г. на 0,037 и составила 0,153 пункта. В 2008 г. коэффициент увеличился до 0,195, т.е. на 0,042 пункта.
ЗК: А
Коэффициент финансового рычага (ЗК: СК
Коэффициент финансирования увеличился с 4,261 в 2006 г. до 5,522 в 2007 г. Увеличение собственного капитала обеспечило более устойчивое развитие организации. Но в 2008 г. коэффициент финансирования снизился на 1,391 пункт, что нельзя расценивать положительно. Тем не менее, весь анализируемый период показатель находится в зоне допустимых значений. Коэффициента инвестирования (СК: ВА > =1), коэффициента постоянного актива (ВА: СК), за 2006–2008 гг. по своим количественным параметрам превышают нормативное значение или существенно приближаются к нему.
Коэффициент манёвренности собственного капитала ((СК – ВА): СК = 0,5) в анализируемом периоде не соответствует нормативному значению, но имеет тенденцию к увеличению. В целом, за 2006–2008 гг. он увеличился на 0,113. В 2007 г. по сравнению с 2006 г. произошло снижение этого показателя с 0,253 до 0,242. В 2008 г. он наоборот увеличился и составил 0,366, что на 0,124 больше, чем в 2007 г.
Фактический уровень коэффициента обеспеченности оборотный активов собственными средствами (СК – ВА: ОА) в рассматриваемом периоде не соответствовал нормативному значению (0,1): в 2006 г. – 0,518, в 2007 г. – 0,572 и в 2008 г. – 0,602.
Данные таблицы 2 подтверждают, что за 2006–2008 гг. финансовое состояние предприятия в целом улучшилось, но в 2008 г. по сравнению с 2007 г. финансовая устойчивость ООО «Форант» снизилась.
2.2 Управления затратами на предприятии ООО «Форант» Формирование бюджета ООО «Форант» зависит от производства и реализации производимой им продукции, поэтому ключевыми вопросами являются управление затратами и ценообразование.
Управление затратами на предприятии предполагает выполнение всех функций, присущих управлению любым объектам, то есть разработку и реализацию решений, а также контроль за их выполнением.
Субъектами управления затратами выступают специалисты и руководители предприятия. Объектами управления являются затраты.
Источником затрат предприятия является деятельность его структурных подразделений (рисунок 2.1)
Рисунок 2.1 – Затраты предприятия
Как пояснение к рисунку 2.1 следует отметить, что производственные подразделения выпускают товарную продукцию, общехозяйственные подразделения выполняют общехозяйственные функции (ведение бухгалтерского учета и отчетности, прием и увольнение работников, административные функции по координации работы подразделений и т.д.), вспомогательные подразделения производят продукцию (услуги), которые используются другими подразделениями, но могут частично реализованы сторонним организациям.
Издержки всех подразделений предприятия относятся на производимую продукцию и должны быть компенсированы в процессе реализации продукции.
продолжение
--PAGE_BREAK--На ООО «Форант» процесс управления затратами реализован в следующем объеме:
а) учет затрат по подразделению, предприятию ведется в объеме бухгалтерского учета, целью которого является формирование итоговых данных за отчетный период в разрезе балансовых счетов. Фактически затраты на изделие (заказ) распределяются частично по фактическим данным (прямые затраты), остальные пропорционально базе распределения. Учет осуществляется бухгалтером и в дальнейшем передается экономисту, который осуществляет распределение и перераспределение по заказам.
б) планирование затрат по изделиям ведется в рамках составления плановой калькуляции на изделия. Планирование затрат на уровне предприятия и подразделений осуществляется на основа данных бухгалтерского учета от фактически сложившегося уровня и экспертных оценок специалиста и руководителей. Функции планирования осуществляются экономистом.
в) анализ затрат осуществляется на уровне балансовых счетов, проведение аналитических процедур в другом разрезе связано с выполнением значительного объема ручных работ и является очень трудоемким мероприятием.
г) контроль затрат ведется на уровне статей калькуляции изделий. Контрольные функции возлагаются на экономиста и директора предприятия.
д) принятие решений, влияющих на изменение уровня затрат, прогноз изменения затрат производится на основе интуиции, опыта руководителя.
Для ведения бухгалтерского учета хозяйственных операций Приказом №123/2 об Учетной политике ООО «Форант» за 2008 год предусмотрено списание и распределение косвенных расходов.
Общехозяйственные расходы (счет 26) – распределяются на все основные виды деятельности пропорционально объему реализации (без НДС и налога с продаж) по основным видам деятельности (без столовой). Счет 27 – расходы распределяются на счета учета 20 «Основное производство» и 90/8 «Продажи» (услуги по хранению сырья, материалов) пропорционально стоимости реализуемых товаров, продукции, заготовленного сырья, материалов за месяц (без НДС и налога с продаж).
Вспомогательные производства и общепроизводственные расходы – счета учета 23, 24, 25 – распределяются на счета учета 20, 20/1 рассчетно, относительно использования производственных мощностей и площадей (пропорционально выходу готовой продукции).
Расходы на продажу (счет 44) – списываются на себестоимость реализованной продукции полностью и распределяются на все виды деятельности пропорционально объему реализации (без столовой), прямые затраты относятся на себестоимость по видам деятельности; по отгруженной продукции – расходы формируются на 45 балансовом счете («Товары отгруженные»).
Продукцию отгруженную (счет 45) – принято формировать по фактической себестоимости продукции с учетом реализационных затрат (прямые статьи затрат, накладные расходы по коэффициенту распределения).
Система учета затрат предусмотрена по варианту, при котором в течение отчетного периода прямые производственные затраты собираются по дебету счета 20 «Основное производство», косвенные производственные затраты – по дебету счета 25 «Общепроизводственные расходы» с кредита счетов производственных и финансовых ресурсов. В конце отчетного периода в расчет себестоимости отдельных видов продукции помимо прямых производственных затрат включаются и косвенные производственные затраты, учтенные в течение отчетного периода на счете 25, что отражается записью по дебету счета 20 и кредита счета 25.
В соответствии с Положением по ведению бухгалтерского учета незавершенное производство в массовом и серийном производстве может отражаться:
- по фактической или нормативной (плановой) производственной себестоимости;
- по прямым статьям затрат;
- по стоимости сырья, материалов и полуфабрикатов.
Незавершенное производство на предприятии отражается в бухгалтерском учете по прямым статьям затрат – основные материалы, вспомогательные материалы, начисления на заработную плату, затраты по электроэнергии.
При учете движения полуфабрикатов используется подетально-пооперационный учет. Сводный учет затрат на производство организован по безполуфабрикатному варианту – контроль за движением полуфабрикатов осуществляется бухгалтером оперативно в натуральном выражении и без записей по счетам.
Затраты, произведенные предприятием в отчетном периоде, но относящиеся к следующим отчетным периодам, отражаются в учете как расходы будущих периодов и списываются равномерно в течение периода, к которому они относятся.
Положительные и отрицательные курсовые разницы включаются соответственно в состав внереализационных доходов и расходов, учитываемых при налогооблажении прибыли.
Сверхлимитные расходы учитываются в составе затрат, включаемых в себестоимость продукции, с последующей корректировкой налогооблагаемой базы по прибыли.
Счет 23 «Вспомогательное производство» предназначен для обобщения информации о затратах производств, которые являются вспомогательными для основного производства.
На счете 25 «Общепроизводственные расходы» отражается информация о затратах ПДО, лаборатории и отдела главного технолога.
Счет 29 «Обслуживающие производства и хозяйства» на предприятии включает затраты по столовой и комплексу утилизации.
Счет 44 «Расходы на продажу» обобщает информацию о расходах, связанных с продажей продукции. Эта информация берется непосредственно из отдела сбыта и маркетинга. На этом счете отражаются следующие расходы: на затаривание и упаковку изделий на складах готовой продукции; по доставке продукции на станцию (пристань) отправления, погрузке в вагоны, суда, автомобили; комиссионные сборы, уплачиваемые сбытовым и другим посредническим организациям; на рекламу; на представительские расходы; другие аналогичные по назначению расходы.
Мебельное производство, как правило, связано с изготовлением разнообразной и сложной продукции, состоящей из большого числа деталей. Экономические показатели и сведения о выполнении работ такого предприятия отражаются в статистической отчетности по форме №1-мебель, которая представляется в территориальный орган Росстата. Данная форма утверждена постановлением Росстата от 5 мая 2008 г. №17.
Для учета затрат на производство и калькулирования себестоимости продукции в ООО «Форант» применяют нормативный метод.
Важнейшие элементы этого способа – своевременное выявление отклонений от норм и учет таких отклонений.
Фактические затраты на производство продукции при нормативном методе выражаются формулой:
3ф = 3н ± Н ± О, (2.1)
где:
Зф – фактические затраты на производство продукции;
Зн – затраты по нормам, по которым составлена калькуляция;
Н – изменение норм;
О – отклонение от норм.
Поэтому основным условием внедрения нормативного метода в мебельном производстве является полный охват производственно-хозяйственной деятельности предприятия нормативными данными.
Плановый отдел предприятия ООО «Форант» разрабатывает нормативные калькуляции в целом на изделие по всем статьям расходов и по затратам каждого цеха. Эти же нормативы используются для оценки брака и незавершенного производства.
Технический отдел определяет нормативы расхода материалов, отдел труда и заработной платы планирует нормативы заработной платы.
На предприятии также возможно изменение норм. Такая ситуация возникает при внедрении рационализаторских предложений, изменении технологии и ряде других причин. Итоги изменений норм вносятся в нормативные калькуляции по состоянию на 1-е число каждого месяца.
Содержание калькуляционных статей на стадиях производства
Процесс производства столярных изделий зависит от конструкции отдельных его элементов, вида используемого сырья и оборудования. Поэтому, как бы ни была сложна конструкция, технология изготовления изделия состоит из совокупности технологических процессов, сборки деталей в сборочную единицу и ее последующей обработки и общей сборки.
Таким образом, калькулируя стоимость изготовления столярного изделия, необходимо первоначально разобраться со стадиями производственного процесса. Как минимум производство столярных изделий состоит из трех стадий: раскройной, отделочной и сборочной.
Рассмотрим каждую из них.
Раскройная стадия
В затраты на этот процесс как минимум включаются:
– стоимость исходных древесных полуфабрикатов;
– стоимость раскроенных на черновые заготовки деталей к запущенному в производство изделию;
– материальные затраты;
– стоимость тепловой и электрической энергии;
– затраты на содержание и эксплуатацию специализированного оборудования;
– заработная плата производственного персонала и ЕСН.
Заготовки деталей, поступающих со склада на машинно-фанеровочный цех, а также клеи (рабочие и сухие клеевые растворы, замазки) образуют прямые материальные затраты стадии. Доски, фанера, плиты, шпон оцениваются по производственной себестоимости (включая общезаводские расходы), а покупные материалы – по цене приобретения.
Для технологических целей на раскройной стадии активно используются тепловая и электрическая энергия. Они расходуются на поддержание температурных условий для склеивания элементов деталей (нагрев клея и клеевых слоев, нанесенных на древесину).
Машинно-фанерочный цех несет значительные расходы на содержание и эксплуатацию ряда станков (фуговальных, автошпунтовальных, строгальных, рейсмусовых, торцовочных, шипорезных, фрезерных, циклевальных, клеенамазочных, ребросклеивающих и др.) и прессов для склеивания и фанерования.
В состав эксплуатационных расходов входит замена и подготовка режущего станочного инструмента (строгальных и шипорезных ножей, фрез, сверл различных типоразмеров).
Отделочная стадия
Значительную часть затрат здесь оставляют материальные затраты. К ним относят расход: обессмоливающих средств (ацетона, бензина, бензола, скипидара и др.); отбеливающих составов (хлорной извести, перекиси водорода, щавелевой кислоты); красителей, усиливающих текстуру древесины; грунтовок и порозаполнителей, шпаклевок и т.п.
На технологические нужды стадии расходуются электрическая и тепловая энергия, используемая для нанесения лаков и красок на поверхность древесины методом распыления, а также для сушки лакокрасочного покрытия деталей и изделий.
Состав производственных рабочих в отделочном цехе, осуществляющем прозрачное, или укрывистое, покрытие, определяется содержанием этапов отделки, к которым относятся подготовка поверхности древесины (заточка, обесмоливание, отбеливание и т.п.), создание лаковых или красочных покрытий, облагораживание покрытия (разравнивание и полирование).
Отделочное оборудование, которое эксплуатируется на данной стадии, состоит из шлифовальных аппаратов, распылительных установок, щеточных машин, вальцовых станков, конвейеров для отделки окунанием, лаконаливных машин, сушильных устройств, полировальной аппаратуры. На участке используют также и ручные инструменты – шпатели, кисти и др.
Сборочная стадия
Процесс сборки столярных изделий может состоять из нескольких операций в зависимости от сложности изделия. Так, простые изделия могут быть собраны за одну операцию непосредственно из деталей. Сборка же более сложных изделий (например, дверей) включает в себя несколько действий. В этом случае детали сначала собираются в узлы и далее – в изделие.
Сборку узлов и изделий производят в соответствии с технологическими режимами, выполнение которых обеспечивает геометрически правильную форму, требуемую прочность и соответствующий внешний вид. В сборку должны направляться только кондиционные детали и узлы, отвечающие установленным требованиям.
Поясним на конкретном примере:
ООО «Форант» выпускает столярные изделия. В июле 2008 года руководство предприятия приняло решение о начале изготовления межкомнатных дверей. Экономист ООО «Форант» Ворсин П.Г. получил задание рассчитать себестоимость одной двери. На первой стадии калькулирования Ворсин определил расходы каждого цеха, участвующего в изготовлении двери.
1. На раскройной стадии предприятие израсходовало:
– 0,5 куб. м брусков по цене 2000 руб. за 1 куб. м (для изготовления каркаса двери);
– 4 кв. м фанеры по цене 200 руб. за 1 кв. м (для облицовки);
– 0,5 куб. м досок по цене 300 руб. за 1 куб. м (для заполнения внутреннего пространства двери);
– 0,5 кг клея по цене 140 руб. за 1 кг (для склеивания деталей);
– 70 кВт электроэнергии по цене 2 руб. за 1 кВт;
– на содержание и эксплуатацию станков и прессов в расчете на одну дверь – 50 руб.;
– на заработную плату рабочих – 3540 руб.;
– на ЕСН от заработной платы рабочих – 920,40 руб. (3540 руб. x 26%).
2. На отделочной стадии было израсходовано:
– 0,5 л ацетона по цене 60 руб. за 1 л;
– 0,1 л перекиси водорода по цене 30 руб. за 1 л;
– 0,2 л красителя по цене 130 руб. за 1 л;
– 0,4 л лака по цене 250 руб. за 1 л;
– 50 кВт электроэнергии по цене 2 руб. за 1 кВт;
– на содержание и эксплуатацию отделочного оборудования в расчете на одну дверь – 55 руб.;
– на заработную плату рабочих – 2040 руб.;
– на ЕСН от заработной платы рабочих – 530,40 руб. (2040 руб. x 26%).
2. На сборочной стадии имели место такие расходы:
– на содержание и эксплуатацию оборудования для сборки в расчете на одну дверь – 30 руб.;
– на заработную плату рабочих, занятых на стадии сборки, – 2150 руб.;
– на ЕСН от заработной платы рабочих – 559 руб. (2150 руб. x 26%);
– на заработную плату руководителей производственного процесса – 2000 руб.;
– на ЕСН от зарплаты руководителей – 520 руб. (2000 руб. x 26%).
На второй стадии калькулирования Ворсин учел величину расходов обслуживающих производств и общехозяйственных расходов, включаемых в стоимость одной межкомнатной двери.
Расчет он производил следующим образом. Он определил величину всех общехозяйственных расходов и расходов обслуживающих производств за месяц, разделил их на количество дней в месяце (30 дней), а затем на 24 часа (поскольку производство является круглосуточным). Далее он умножил величину данных расходов, приходящихся на 1 час работы производства, на время, затраченное на изготовление одной двери.
В результате этих расчетов Ворсин П.Г. получил сумму в размере 8450 руб.
Поскольку других расходов при производстве межкомнатной двери не было, Ворсин П.Г. приступил к калькулированию стоимости изготовления межкомнатной двери:
Таким образом, минимальная продажная стоимость межкомнатной двери – 28 823,85 руб.
Типовая группировка затрат
В процессе калькулирования целесообразно использовать следующую типовую группировку затрат:
– сырье и материалы;
– возвратные отходы (вычитаются);
– покупные изделия, полуфабрикаты и услуги производственного характера сторонних организаций;
– топливо и энергия на технологические цели;
– заработная плата производственных рабочих;
– отчисления на социальные нужды;
– общепроизводственные расходы;
– общехозяйственные расходы;
– потери от брака;
– прочие производственные расходы;
– коммерческие расходы (таблица 3).
Таблица 3 Типовая группировка затрат
Наименование статей
Стоимость
«сырье и материалы»
(бруски, фанера, доски, клей, ацетон, перекись водорода, красители, лак)
2179 руб. (0,5 куб. м.*2000 руб./куб. м.+4 кв. м.*200 руб./кв. м.+0,5 куб. м.*300 руб./куб. м.+0,5 кг*140 руб./кг+0,5 л*60 руб./л+0,1 л*30 руб./л+0,2 л*130 руб.\л+0,4*250 руб.\л)
«Топливо и энергия на технологические нужды»
240 руб. (70 Квт*2 руб./кВт+50 кВт*2 руб.\кВт)
«Заработная плата производственных рабочих»
7730 руб. (920,40+530,40+559)
«ЕСН от заработной платы рабочих»
2009,80 (920,40+530,40+559)
«Общепроизводственные расходы на содержание и эксплуатацию станков»
135 руб. (50+55+30)
«Заработная плата руководителей производственного процесса»
2000 руб.
«ЕСН от заработной платы руководителей производственного процесса»
520 руб.
«Общехозяйственные расходы»
«Расходы обслуживающих производств»
8450 руб.
ИТОГО
23263,80 руб.
Прибыль (5%)
1163,19 руб.
Всего стоимость без НДС
25426,99 руб.
НДС (18%)
4396,86 руб.
Всего стоимость с НДС
28823,85 руб.
продолжение
--PAGE_BREAK--Итак, основу управления затратами на предприятии составляет их планирование по нормативному методу.
Основной задачей планирования затрат является определение экономических результатов деятельности предприятия, ожидаемых в будущем периоде.
Планирование затрат на ООО «Форант» ведется в рамках составления плановой калькуляции на изделия, заказы с целью определения их цены. Расчеты, связанные с разработкой плановой калькуляции, осуществляются в разрезе отдельных статей номенклатуры затрат. Для увязки с ценовой политикой предприятия в плановой калькуляции наряду с общей суммой и структурой удельных затрат приводятся показатели оптовой цены, ставки и суммы налога на прибыль и других обязательных платежей, осуществляемых за счет валовой прибыли.
Составление смет является основной формой планирования затрат. Смета позволяет рассчитать объем реализуемой продукции по себестоимости, прибыль от реализации продукции, оценить материалоемкость и трудоемкость продукции, прогнозировать потребность в оборотных средствах, вложенных в запасы, затраты и готовую продукцию.
План производства и реализации продукции определяется на предварительно оформленный пакет заказов. Этот план на ООО «Форант» на декабрь 2007 года представлен в таблице 4.
Таблица 4 – План производства и реализации продукции на декабрь 2008 года ООО «Форант»
Наименование изделия
Единица измерения
Количество
Сумма, руб.
Удельный вес, %
Внешний рынок
4218468
58,2
Мебельный щит:
м³
3419801
47,2
– Инкап 15,5; 18,5 а/в, с
м³
81,25
650325
9,0
– Инкап 15,5 в/в, с
м³
34,78
263980
3,6
– Талли 30,5
м³
58,69
469779
6,5
– NK-Products Ltd
м³
44,19
431206
6,0
м³
10,00
89216
1,2
– Линделл
м³
59,80
536406
7,4
– Хавукайнен 24,4
м³
122,30
978889
13,5
Кровать Натланд
шт.
144,00
180835
2,5
Корея
м³
48,00
61559
8,5
Внутренний рынок
3029759
41,8
Дверные блоки
м²
1184,00
638018
8,8
Оконные блоки
м²
100,00
110000
1,5
Прочая продукция
руб.
2281741
31,5
Итого
7248227
100
Как показывают данные таблицы 4, на экспорт продукции идет на 1188714 руб. больше, чем остается на внутреннем рынке, или в процентном соотношении, на внешний рынок приходится на 16,4%, больше продукции, выпускаемой ООО «Форант».
Для производственных подразделений для определения планируемых косвенных затрат необходима информация от общехозяйственных и вспомогательных подразделений по планируемому увеличению или снижению их затрат.
Одним из этапов планирования затрат является прогнозирование изменения основных факторов, влияющих на объем и структуру затрат на предприятии. К числу факторов, требующих учета в процессе планирования затрат, относятся: изменение объема производства и реализации продукции; изменение состава производимой и реализуемой продукции (ее номенклатуры и ассортимента). Намеченное изменение ставок налоговых платежей, относимых на затраты (себестоимость); изменения уровня цен и условий поставки сырья, материалов; изменение условий оплаты труда.
Таким образом, уровень затрат на предприятии зависит от профессионализма и творческого потенциала инженерных кадров и организаторов производства, а корректность отнесения затрат на виды деятельности предприятия, единицы продукции, производственные подразделения и другие объекты – от квалификации экономистов.
Система учета производственных затрат и калькулирования организуется на каждом предприятии по-разному. Так, на ООО «Форант» принят подетально-пооперационный метод учета затрат. Этот метод предполагает калькулирование себестоимости изделия как суммы себестоимостей отдельных деталей, составляющих это изделие. Он является точным, но и трудоемким. Также, важно отметить, что сводный учет затрат на производство на ООО «Форант» организован по бесполуфабрикатному варианту. При этом варианте учет затрат на производство ведется без бухгалтерского перечисления себестоимости полуфабрикатов собственного изготовления при передаче их из одного подразделения в другое. Затраты на изготовление полуфабрикатов учитываются по подразделениям в разрезе статей расходов. Добавленные затраты отражаются по каждому цеху в отдельности, а стоимость сырья включается в себестоимость продукции только первого цеха. Учет затрат на производство единицы готовой продукции формируется путем суммирования затрат цехов с учетом доли их участия в процессе изготовления. Для планирования и учета расходы, связанные с производством и реализацией продукции группируются по статьям калькуляции.
Конечным результатом калькулирования является составление калькуляций.
Далее рассмотрено составление калькуляций за 2007 год и 2008 год на некоторые модели дверных полотен ООО «Форант» и в результате анализа выявлены причины изменения себестоимости этих изделий.
Таблица 5 – Изменение затрат на производство и реализацию продукции по статьям калькуляции. Цены в руб./м²
Наименование статей затрат
Модель
ДГ
1ДГ
2ДГ
2007
2008
Изменение
2007
2008
Изменение
2007
2008
Изменение
Сырье и материалы
159,90
199,50
+39,60
171,50
214,10
+42,51
159,90
199,50
+39,63
Возвратные отходы
-1,56
—
—
-1,68
—
—
-1,56
—
—
Покупные комплектующие изделия, полуфабрикаты
32,45
31,08
-1,37
32,45
31,08
-1,37
32,45
31,08
-1,37
Транспортно-заготовительные расходы
3,25
3,11
-0,14
3,25
3,11
-0,14
3,25
3,11
-0,14
Сушка пиломатериалов
—
—
—
—
—
—
—
—
—
Основная заработная плата производственных рабочих
20,16
23,48
+3,32
37,32
40,04
+2,72
32,44
31,12
-1,32
Дополнительная заработная плата производственных рабочих
1,67
1,95
+0,28
3,10
3,32
+0,22
2,69
2,58
-0,11
Отчисления на соц. страхование
8,73
10,75
+2,02
16,17
18,34
+2,17
14,05
14,26
+0,21
Расходы на содержание и эксплуатацию оборудования
18,79
42,73
+23,90
34,79
72,87
+38,08
30,23
56,64
+26,41
Цеховые расходы
2,22
3,76
+1,54
4,11
6,41
+2,30
3,57
4,98
+1,41
Общезаводские расходы
42,03
23,24
-18,79
67,44
39,64
-27,80
63,12
30,81
-32,31
Прочие производствен-
ные расходы
—
—
—
—
—
—
—
—
—
Итого производственная себестоимость
287,7
339,6
+51,98
368,5
428,8
+60,35
340,10
374,10
+33,96
Внепроизводственные расходы
5,75
6,79
+1,04
7,37
8,58
+1,21
6,80
7,48
+0,68
Полная себестоимость
293,40
346,40
+53,01
375,80
437,40
+61,56
346,90
381,6
-34,65
Прибыль
83,62
69,29
-14,33
98,49
109,30
+10,87
86,17
95,41
+9,24
Оптовая цена
377,10
415,70
+38,70
474,30
546,80
+72,44
433,10
477,10
+43,88
НДС
75,41
83,15
+7,74
94,87
109,30
+14,49
86,63
95,41
+8,78
Всего с НДС
452,40
498,90
+46,73
569,20
656,10
+86,92
519,80
572,40
+52,66
Для примера, проанализируем изменение затрат на производство одной из моделей дверного полотна глухого – 1ДГ.
По данным из таблицы 5 очевидно, что полная себестоимость изделия увеличилась в 2008 году по сравнению с 2007 годом на 61 руб. 56 коп. или на 16%.
Это связано со следующими причинами:
а) расходы на мебельный щит возросли на 25% в связи с удорожанием цен. В 2007 году цена на 1 кв. м мебельного щита была 129 руб., а в 2008 году возросла до 160 руб. 96 коп;
б) расходы на комплектующие изделия и полуфабрикаты снизились почти на 5%. Покупные материалы включают шлифовальную шкурку №80, №120, экологически чистый финский клей «Kestocol», керосин и шпатлевку. И здесь произошли следующие изменения:
1) расходы на шлифовальную шкурку и клей остались неизменны с 2007 года по 2008 год:
2) цены на керосин возросли почти в 2.4 раза с 4 руб. 50 коп. за кг в 2007 году до 10 руб. 76 коп. в 2008 году;
3) цена на 1 кг шпатлевки уменьшилась в 1,9 раза с 34 руб. до 18 руб.
В результате, по данным таблицы 4 получается, что расходы на заработную плату производственных рабочих увеличились на 2,72 руб., или на 7,2%. Соответственно, и дополнительная заработная плата увеличилась на этот же процент, то есть на 0,22 руб.
г). важно отметить, что в результате общезаводские расходы снизились на 41%, то есть на 27,8 руб.
В итоге, в связи с вышеперечисленными причинами произошло изменение (в сторону увеличения) себестоимости изделия.
Отчетная калькуляция себестоимости дверного полотна той же рассматриваемой модели 1ДГ с учетом плановых и фактических затрат по ООО «Форант» за ноябрь 2008 года представлена в таблице 6.
Таблица 6 – Планирование заработной платы основных производственных рабочих при производстве дверного полотна глухого модели 1ДГ
Операция технологического процесса
Часовая тарифная ставка, час
Норма времени, чел./час
Расценка, руб.
2007
2008
2007
2008
2007
2008
Подготовка деталей и сборка верей на экспертном участке
14,00
12,00
1,44
1,33
20,16
15,98
Фрезерование
11,06
12,00
0,50
0,58
5,53
7,00
Доводка вручную
11,06
12,00
0,73
0,90
8,09
10,77
Шлифовка
11,06
12,00
0,32
0,22
3,54
2,64
Итого
2,99
3,03
37,32
36,40
Транспортировка
3,34
40,04
Таблица 7 – Калькуляция себестоимости дверного полотна модели 1ДГ за декабрь 2008 год, руб.
Статья калькуляции
Затраты на объем 350,067 м² дверного полотна
Плановые затраты на выпуск единицы продукции
Фактические затраты на выпуск единицы продукции
Результат (+перерасход, – экономия)
Сырье и материалы
74994,21
214,08
214,23
+0,15
Покупные комплектующие изделия, полуфабрикаты
5059,26
31,08
14,45
-16,63
Транспортно-заготовительные расходы
598,00
3,11
1,71
-1,40
Основная заработная плата производственных рабочих
15668,88
40,04
44,76
+4,72
Дополнительная заработная плата производственных рабочих
1284,46
3,32
3,67
+0,35
Отчисления на соц. страхование
6924,92
18,34
19,78
+1,44
Расходы на содержание и эксплуатацию оборудования
19928,66
72,87
56,93
-15,94
Цеховые расходы
2087,48
6,41
5,96
-0,45
Общезаводские расходы
19669,69
39,64
56,19
+16,55
Производственная себестоимость
146215,56
428,87
417,68
-11,19
Реализационные затраты
2221,64
8,58
6,35
-2,23
Полная себестоимость
148437,20
437,45
424,03
-13,42
Цена продаж без НДС
191420,14
546,81
Таким образом, как показывают данные таблицы 7 фактическая себестоимость дверного полотна глухого модели 1ДГ снизилась на 13,42 рубля, или на 3% по сравнению с плановой.
В целом, себестоимость снизилась, несмотря на то, что затраты увеличились по следующим статьям:
– сырье и материалы – перерасход составил лишь 0,15 руб.;
- основная заработная плата увеличилась на 4,72 руб. или на 12%, следовательно и отчисления на социальное страхование претерпели изменения в сторону увеличения;
- дополнительная заработная плата увеличилась на 10,5%;
- общезаводские расходы увеличились на 42% в связи с увеличением затрат по следующим статьям: налоги, командировочные, канцелярские расходы, пожарная охрана, аудит, обучение, охрана труда, литература, расходы транспортного отдела, общехозяйственные расходы, департамент безопасности и прочие.
По остальным статьям произошло снижение затрат:
- затраты на покупные комплектующие изделия и полуфабрикаты уменьшились на 53% по сравнению с плановыми;
- на 1,4 руб. или на 22% снизились расходы на содержание и эксплуатацию оборудования;
- цеховые расходы уменьшились на 0,45 руб.;
- затраты на реализацию снизились на 2,23 руб. или на 26%.
В итоге экономия затрат фактических по сравнению с плановыми составила 3%.
Критерием экономичности затрат предприятия выступает минимизация уровня затрат на рубль товарной продукции. Низкий уровень этого показателя позволяет предприятию получать определенные конкурентные преимущества на рынке, свободно осуществлять свою ценовую политику и при прочих равных условиях достигать более высоких размеров прибыли. Однако, это не основная цель управления затратами, так как может сопровождаться
3. Направления совершенствования учета затрат на предприятии ООО «Форант» В качестве основного пути совершенствования системы учета расходов на продажу на предприятии предлагается его комплексная автоматизация на базе программы, специально разработанной для мебельного производства российской инновационной компанией «UST» [26]. Рассмотрим основные модули программы:
продолжение
--PAGE_BREAK--