Реферат по предмету "Бухгалтерский учет и аудит"


Методика аудиторской проверки расчетов с поставщиками и подрядчиками

Министерство образования Российской Федерации
ВСЕРОССИЙСКИЙ ЗАОЧНЫЙ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ
ФИЛИАЛ ВЗФЭИ В Г. ЛИПЕЦКЕ
Курсовая работа
По дисциплине «Аудит»
На тему: «Методика аудиторской проверки расчетов с поставщиками и подрядчиками»
Липецк, 2009 г.
Содержание
Введение
1. Теоретические основы аудиторской проверки расчетов с поставщиками и подрядчиками
1.1 Бухгалтерский учет операций расчетов с поставщиками и подрядчиками, основные законодательные и нормативные документы, регулирующие объект проверки
1.2 Теоретические основы аудиторской проверки учета расчетов с поставщиками и подрядчиками
1.3 Типичные ошибки, совершаемые при учете расчетов с поставщиками и подрядчиками
2. Практика проведения аудиторской проверки операций расчетов с поставщиками и подрядчиками, на примере ООО «Русь»
2.1 План и программа проверки учета расчетов с поставщиками и подрядчиками
2.2 Аудит организации первичного учета операций по расчетам с поставщиками и подрядчиками
2.3 Аудит организации бухгалтерского и налогового учета расчетов с поставщиками и подрядчиками
3. Выводы и рекомендации по результатам аудиторской проверки учета расчетов с поставщиками и подрядчиками в ООО «Русь»
3.1 Выводы по итогам аудиторской проверки, проведенной в ООО «Русь»
3.2 Рекомендации по ведению учета расчетов с поставщиками и подрядчиками в ООО «Русь»
Заключение
Список литературы
Введение
В современных условиях хозяйствования развитие и расширение деятельности организации влечет за собой необходимость привлечения других организаций для выполнения основной деятельности, одним из основных видов которых является работы с поставщиками и подрядчиками. Актуальность рассмотрения методики аудита расчетов с поставщиками и подрядчиками состоит в том, что в настоящее время деятельность предприятия невозможна без периодического привлечения деятельности других организаций. Для проведения квалифицированной проверки учета расчетов с поставщиками и подрядчиками необходимо иметь представление о порядке бухгалтерского учета обязательств между поставщиками, подрядчиками и организацией.
Поставщиками и подрядчиками называют организации, поставляющие сырье, материалы и другие ценности, а также оказывающие различные виды услуг и выполняющие разные работы.
Целью курсовой работы является рассмотрение методики аудита расчетов с поставщиками и подрядчиками. Для решения поставленной цели выполняются следующие задачи:
1) изучение теоретических основ бухгалтерского учета операций по расчетам с поставщиками и подрядчиками, законодательных и нормативных документов;
2) рассмотрение теоретических основ аудиторской проверки и типичных ошибок учета операций по расчетам с поставщиками и подрядчиками;
3) на практике провести аудит по учету операций расчетов с поставщиками и подрядчиками;
4) составление общего плана и программы аудита по учету расчетов с поставщиками и подрядчиками;
5) описание практики проведения аудиторской проверки операций по расчетам с поставщиками и подрядчиками;
6) установление соответствия совершения операций по расчетам с поставщиками и подрядчиками действующему законодательству;
7) достоверность отражения этих операций расчетов с поставщиками и подрядчиками бухгалтерской и налоговой отчетности.
В данной курсовой работе проведена аудиторская проверка учета расчетов с поставщиками и подрядчиками в организации ООО «Русь» за период 2008 года.
При написании курсовой работы были использованы нормативные и законодательные акты, регулирующие порядок учета и аудита кредитов и займов, а также литературные источники таких авторов, как В.И.Подольский, Е.В. Виноградов, Ю.А. Бабаев и другие.
1.Теоретические основы аудиторской проверки расчетов с поставщиками и подрядчиками
1.1 Бухгалтерский учет операций расчетов с поставщиками и подрядчиками, основные законодательные и нормативные документы, регулирующие объект проверки
Хозяйственная деятельность любой организации невозможна без приобретения у поставщиков товарно-материальных ценностей, потребления работ и услуг сторонних организаций и, следовательно, без расчетов за эти услуги.
Основными задачами бухгалтерского учета являются:
1. Формирование полной и достоверной информации о деятельности организации и ее имущественном положении, необходимой внутренним пользователям бухгалтерской отчетности — руководителям, учредителям, участникам и собственникам имущества организации, а также внешним инвесторам, кредиторам и другим пользователям бухгалтерской отчетности; 2. Обеспечение информацией, необходимой внутренним и внешним пользователям бухгалтерской отчетности для контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации при осуществлении организацией хозяйственных операций и их целесообразностью, наличием и движением имущества и обязательств, использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов в соответствии с утвержденными нормами, нормативами и сметами; 3. Предотвращение отрицательных результатов хозяйственной деятельности организации и выявление внутрихозяйственных резервов обеспечения ее финансовой устойчивости [6].
Поставщиками и подрядчиками называют организации, поставляющие сырье, материалы и другие ценности, а также оказывающие различные виды услуг (отпуск электроэнергии, пара, воды, газа) и выполняющие разные работы (капитальный и текущий ремонт основных средств и др.).
Для обобщения информации о расчетах с поставщиками и подрядчиками за полученные товарно-материальные ценности, принятые заказчиком работы и потребленные услуги предназначен счет 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками». На нем отображают все операции, связанные с расчетами за приобретенные материально-производственные запасы, принятые работы и услуги, независимо от времени оплаты предъявленных расчетных документов. На этом счете учитываются расчеты:
1. За полученные товарно-материальные ценности, принятые выполненные работы и потребленные услуги, включая предоставление электроэнергии, газа, воды и т.п., а также по доставке или переработке материальных ценностей, расчетные документы на которые акцептованы и подлежат оплате через банк;
2. За товарно-материальные ценности, работы и услуги, на которые расчетные документы от поставщиков или подрядчиков не поступили (так называемые неотфактурованные поставки);
3. За излишки товарно-материальных ценностей, выявленные при их приемке (когда фактическое количество поступивших ценностей превышает количество, указанное в расчетных документах поставщиков);
4. За услуги по перевозкам, в том числе по недоборам и переборам тарифа (фрахта);
5. За все виды услуг связи;
6. Генерального подрядчика со своими субподрядчиками при выполнении договора строительного подряда;
7. Генерального подрядчика со своими субподрядчиками при выполнении договора на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ (НИОКР).
Для учета расчетов с поставщиками и подрядчиками используют следующие документы:
1. Накладная, оформляемая при отгрузке товара; на ее основании производят оприходование товарно-материальных ценностей, она содержит основные характеристики;
2. Товарно-транспортная накладная (предназначена для учета движения товарно-материальных ценностей и расчетов за их перевозки автотранспортом);
3. Счет — документ, выписываемый поставщиком до поставки товарно-материальных ценностей или исполнителем работ заказчику; является уведомлением, за что и в какой сумме должна быть произведена оплата;
4. Счет-фактура — документ, выписываемый поставщиком для правильного расчета и платежа налога на добавленную стоимость;
5. Доверенность применяется для оформления права отдельного лица выступать в качестве доверенного для получения материальных ценностей. Доверенность может быть выписана на типовом бланке или на фирменном бланке организации-покупателя с его угловым штампом и печатью. Бланк доверенности имеет корешок, с помощью которого ведется учет их выдачи в специальном журнале. В доверенности указываются реквизиты, относящиеся к удостоверению личности покупателя и материальных ценностей, получаемых им в соответствующей организации, а также срок ее действия (по просроченной доверенности товар не выдается);
6. Акт о приемке материалов — документ, составляемый при поступлении материальных ценностей, если обнаруживается недостача или они не соответствуют требуемым качественным параметрам; является основанием для предъявления претензии к поставщику;
7. Коммерческий акт (составляется, или недостача произошла в пути следования; оформляется с обязательным участием незаинтересованной стороны и представителя поставщика).
При поступлении ценностей на склад сельскохозяйственной организации кладовщиком на расчетных документах делается отметка или выписывается накладная внутрихозяйственного назначения. В агросервисных организациях составляется приходный ордер.
Счет-фактура является документом, служащим основанием для принятия предъявленных сумм налога к вычету или возмещения. Он должен быть составлен в соответствии с требованиями Налогового кодекса РФ:--PAGE_BREAK--
1. В счете-фактуре должны быть указаны:
1) порядковый номер и дата выписки счета-фактуры;
2) наименование, адрес и идентификационные номера налогоплательщика и покупателя;
3) наименование и адрес грузоотправителя и грузополучателя;
4) номер платежно-расчетного документа в случае получения авансовых или иных платежей в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг);
5) наименование поставляемых (отгруженных) товаров (описание выполненных работ, оказанных услуг) и единица измерения (при возможности ее указания);
6) количество (объем) поставляемых (отгруженных) по счету-фактуре товаров (работ, услуг) исходя из принятых по нему единиц измерения (при возможности ее указания);
7) цена (тариф) за единицу измерения (при возможности ее указания) по договору (контракту) без учета налога, а в случае применения государственных регулируемых цен (тарифов), включающих в себя налог, с учетом суммы налога;
8) стоимость товаров (работ, услуг), имущественных прав за все количество поставляемых (отгруженных) по счету-фактуре товаров (выполненных работ, оказанных услуг), переданных имущественных прав без налога;
9) сумма акциза по подакцизным товарам;
10) налоговая ставка;
11) сумма налога, предъявляемая покупателю товаров (работ, услуг), имущественных прав, определяемая исходя из применяемых налоговых ставок;
12) стоимость всего количества поставляемых (отгруженных) по счету-фактуре товаров (выполненных работ, оказанных услуг), переданных имущественных прав с учетом суммы налога;
13) страна происхождения товара;
14) номер таможенной декларации.
2. Счет-фактура подписывается руководителем и главным бухгалтером организации либо иными лицами, уполномоченными на то приказом (иным распорядительным документом) по организации или доверенностью от имени организации. При выставлении счета-фактуры индивидуальным предпринимателем счет-фактура подписывается индивидуальным предпринимателем с указанием реквизитов свидетельства о государственной регистрации этого индивидуального предпринимателя [2].
При осуществлении безналичных расчетов допускаются расчеты платежными поручениями, по аккредитиву, чеками, расчеты по инкассо, а также расчеты в иных формах, предусмотренных законом, установленными в соответствии с ним банковскими правилами и применяемыми в банковской практике обычаями делового оборота [1].
Счет 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» является активно-пассивным. Дебетовое сальдо означает сумму авансов (предоплаты), выданных поставщикам и подрядчикам (задолженность поставщиков и подрядчиков за оплаченные ценности, выполненные работы и оказанные услуги, а также по товарам в пути) [15, с. 161].
Кредиторская задолженность перед поставщиками и подрядчиками начисляется по факту: акцепта расчетных документов по принятым ценностям, работам, услугам; приемки ценностей, поступивших от поставщиков без расчетных документов (неотфактурованные поставки); выявления излишка при приемке товарно-материальных ценностей.
В соответствии с условиями заключенного между организациями договора расчеты с поставщиками и подрядчиками осуществляются после отгрузки ими товаров, выполнения работ или оказания услуг либо в любой другой момент времени.
В настоящее время организации сами выбирают форму расчетов за поставленную продукцию или оказанные услуги.
На предъявленные к оплате счета поставщиков кредитуется счет 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» и дебетуются счета по учету ценностей (08 «Вложения во внеоборотные активы», 10 «Материалы», 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей», 41 «Товары» и др.) или счета по учету затрат (20 «Основное производство», 23 «Вспомогательные производства», 25 «Общепроизводственные расходы», 26 «Общехозяйственные расходы», 29 «Обслуживающие производства и хозяйства», 97 «Расходы будущих периодов» и др.).
После акцепта счета при приемке поступивших ценностей на склад может обнаруживаться недостача сверх норм естественной убыли; при проверке акцептованного счета поставщика (подрядчика) могут выявиться несоответствия цен, обусловленных договором, и арифметические ошибки. В этих случаях счет 60 кредитуется на сумму претензии в корреспонденции с дебетом счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», субсчет 76-2 «Расчеты по претензиям». Данной проводкой начисляется дебиторская задолженность за поставщиками по претензиям.
Кредиторская задолженность погашается при получении от банка подтверждения о перечислении средств поставщикам и заказчикам в виде выписок из расчетного и других счетов вместе с приложенными банковскими расчетными документами, а также при зачете полученного аванса и взаимных требований.
Погашение задолженности перед поставщиками отражается по дебету счета 60 и кредиту счетов учета денежных средств (51 «Расчетные счета», 52 «Валютные счета, 55 «Специальные счета в банках»), кредитов банка (66 «Расчеты по краткосрочным кредитам и займам», 67 «Расчеты по долгосрочным кредитам и займам») [16, с. 111].
Цена товара в договоре может быть установлена в любой иностранной валюте или условных денежных единицах. Однако на территории России расчеты проводят только в рублях. Поэтому цену, установленную в иностранной валюте или условных единицах, нужно пересчитывать в рубли.
Курсовую разницу, возникшую как до, так и после того, как товарно-материальные ценности были приняты к учету, отражают на счете 91 «Прочие доходы и расходы» (п. 6 ПБУ 5/01): Дебет 91-2; Кредит 60 — доначислена задолженность перед поставщиком по оплате материальных ценностей [7].
Аналитический учет по счету 60 ведут по каждому поставщику или подрядчику, а также по каждому предъявленному ими счету. Необходимо обеспечить получение следующих данных о задолженности поставщикам: по расчетным документам, срок оплаты которых не наступил; по не оплаченным в срок расчетным документам; по неотфактурованным поставкам; по авансам выданным; по просроченным векселям; по полученному коммерческому кредиту; по выданным векселям, срок оплаты которых не наступил.
В соответствии с пунктами 6.1 и 6.5 ПБУ 10/99 величина кредиторской задолженности определяется исходя из цены и условий, установленных договором между организацией и поставщиком (подрядчиком) или иным контрагентом с учетом всех предоставленных организации согласно договору скидок (накидок) [8].
Синтетический учет расчетов с поставщиками ведут в журнале-ордере №6-АПК и «Реестре операций по расчетам с поставщиками» (приложение к журналу-ордеру №6-АПК), который используется при значительном количестве поставщиков и подрядчиков. Журнал-ордер №6-АПК является комбинированным регистром, где осуществляется аналитический и синтетический учет расчетов с поставщиками и подрядчиками. Для каждого из них отводится одна строка, в которой фиксируется начальное сальдо, начисление кредиторской задолженности и ее погашение, конечное сальдо. После подведения итогов по журналу-ордеру №6-АПК и их сверки с другими регистрами полученный кредитовый оборот переносят в Главную книгу.
Основными целями законодательства Российской Федерации о бухгалтерском учете являются: обеспечение единообразного ведения учета имущества, обязательств и хозяйственных операций, осуществляемых организациями; составление и представление сопоставимой и достоверной информации об имущественном положении организаций и их доходах и расходах, необходимой пользователям бухгалтерской отчетности [3].
Основные законодательные и нормативные документы, регулирующие учет расчетов с поставщиками и подрядчиками:
Гражданский кодекс РФ, чч. 1 и 2.
Налоговый кодекс РФ, чч. 1 и 2.
Закон РФ «О бухгалтерском учете» № 129-ФЗ от 21 ноября 1996г.
Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации (Приказ Министерства финансов РФ №34н от 29 июля 1998г.).
Положение по бухгалтерскому учету.
План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятия (Приказ Министерства финансов РФ № 94н от 31 октября 2000г.).
Методические указания о порядке формирования показателей бухгалтерской отчетности организации (Приказ Министерства финансов РФ № 60н от 28 июня 2000г.).
Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств (Приказ Министерства РФ № 49 от 13 июня 1995г.).
«О порядке отражения в бухгалтерском учете и отчетности операций с векселями, применяемыми при расчетах между организациями за поставку товаров, выполнение работы и оказанной услуги» (Письмо Минфина РФ №142 от 31 октября 1994г.).
1.2 Теоретические основы аудиторской проверки учета операций расчетов с поставщиками и подрядчиками
Основная цель проверки – установить соответствие совершенных операций по расчетам с поставщиками и подрядчиками действующему законодательству и достоверность отражения этих операций в бухгалтерской отчетности.
Аудиторская деятельность, аудит — предпринимательская деятельность по независимой проверке бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности организаций и индивидуальных предпринимателей (далее — аудируемые лица).
Целью аудита является выражение мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемых лиц и соответствии порядка ведения бухгалтерского учета законодательству Российской Федерации. Для целей настоящего Федерального закона под достоверностью понимается степень точности данных финансовой (бухгалтерской) отчетности, которая позволяет пользователю этой отчетности на основании ее данных делать правильные выводы о результатах хозяйственной деятельности, финансовом и имущественном положении аудируемых лиц и принимать базирующиеся на этих выводах обоснованные решения [4].
Согласно основной цели аудитору в первую очередь необходимо проверить наличие договоров с поставщиками и подрядчиками, правильность их оформления и соответствие содержания договоров экономическому смыслу совершенных сделок. При этом все сделки с поставщиками и подрядчиками можно разделить на две группы в зависимости от предмета и сущности заключаемых договоров. В первую группу входят расчеты с поставщиками. Предмет договоров данной группы – приобретение любых товаров и имущественных прав. Основные формы заключаемых договоров в рамках этой группы: договор купли-продажи, договор поставки, договор энергоснабжения, договор мены. Во вторую группу входят расчеты с подрядчиками. Предметом договоров этой группы является выполнение определенной работы и сдачи ее результата заказчику. Основные формы договоров: договор подряда, договор возмездного оказания услуг, договор на выполнение НИОКР. Подобное деление на группы обусловлено тем, что специфика договоров внутри каждой из групп требует различных подходов при проведении аудита. В первую очередь эта разница в используемых приемах сбора аудиторских доказательств и порядке построения аудиторской выборки.    продолжение
--PAGE_BREAK--
В ходе аудита данного раздела учета подлежат проверке: поступление товарно-материальных ценностей, в том числе не отфактурованные поставки и поставки, обеспеченные векселями; выставленные поставщикам и подрядчикам претензии; списанные безнадежные к взысканию долги; выданные авансы и полученные коммерческие кредиты. При этом особое внимание должно быть уделено просроченной задолженности и задолженности с истекшим сроком исковой давности. Аудитору следует выяснить причину возникновения такой задолженности и уточнить, какие были приняты меры к ее взысканию. При наличии дебиторской задолженности необходимо установить дату и причины ее возникновения [10, с. 435].
Источниками информации являются: Положение об учетной политике; договоры на поставку товарно-материальных ценностей; договоры на оказание услуг; договоры на выполнение работ; накладные; журналы регистрации счетов-фактур поставщиков; журнал регистрации доверенностей на получение ТМЦ; счета фактуры поставщиков; акты сверки расчетов; протоколы о зачете взаимных требований; акты инвентаризации расчетов; векселя; копии платежных документов; книга покупок; учетные регистры по счету 60; Главная книга; бухгалтерская отчетность[11, с. 184].
При применении на предприятии журнально-ордерной формы бухгалтерского учета, все операции по расчетам с поставщиками и подрядчиками отражается в журнале ордере №6. При ведении учета с использованием средств автоматизированной обработки данных – все операции группируются в различных аналитических карточках и ведомостях аналитического и синтетического учета.
Данные синтетического и аналитического учета расчетов с поставщиками и подрядчиками должны давать полное представление о расчетах:
С поставщиками и подрядчиками по акцептованным и другим расчетным документам, срок оплаты которых не наступил;
С поставщиками и подрядчиками по не оплаченным в срок расчетным документам;
С поставщиками и подрядчиками неотфактурованным поставкам;
По авансам выданным (следует иметь в виду, что с ведением в действие нового Плана счетов, применявшийся ранее для расчетов по авансам выданным счет 61 отменен, и все расчеты по авансам выданным подлежат отражению на отдельном субсчете счета 60);
С поставщиками и подрядчиками по выданным векселям, срок оплаты которых не наступил;
С поставщиками и подрядчиками по просроченным оплатой векселям;
С поставщиками и подрядчиками по полученному коммерческому кредиту и др.
В ходе аудита расчетов с поставщиками и подрядчиками аудитор должен:
1. Проверить правильность оформления первичных документов по приобретению товарно-материальных ценностей и получению услуг с целью подтверждения обоснованности возникновения кредиторской задолженности;
2. Подтвердить своевременность погашения и правильность отражения на счетах бухгалтерского учета кредиторской задолженности;
3. Оценить правильность оформления и отражения в учете предъявленных претензий.
Задачи проверки:
1. Правовая оценка договоров с поставщиками и подрядчиками.
2. Аудит организации первичного учета расчетов с поставщиками и подрядчиками.
3. Аудит состояния задолженности перед поставщиками и подрядчиками.
4. Проверка правильности отражения в бухгалтерском учете различных операций по расчетам с поставщиками и подрядчиками.
5. Проверка соответствия данных аналитического учета расчетов с поставщиками и подрядчиками данным свободного учета.
6. Проверка организации налогового учета по расчетам с поставщиками и подрядчиками.
Аудиторские процедуры:
просмотр и сравнение документов;
прослеживание операций – позволяет изучить нетипичные ситуации, которые отражены в документах клиента;
опрос, то есть поиск информации у осведомленных лиц в пределах или за пределами экономического субъекта;
подтверждение – ответ на запрос об информации, содержащейся в бухгалтерских записях;
пересчет, представляющий собой проверку точности арифметических расчетов в первичных документах и бухгалтерских записях;
аналитические процедуры – анализ и оценка полученной аудитором информации в целях определения соотношения заемных и собственных средств.
1.3 Типичные ошибки, совершаемые при учете расчетов с поставщиками и подрядчиками
Проводя аудит расчетов с поставщиками и подрядчиками, аудитор должен знать о возможных ошибках и нарушениях, свойственных данному разделу учета. Наиболее типичные из них сгруппированы следующим образом:
— отсутствие договоров с поставщиками или неправильное их оформление;
— уничтожение подлинных документов;
— ненадлежащее ведение учета (недостоверность аналитического учета, формальное проведение инвентаризации расчетов и т.д.);
— не правильное оформление и предъявление претензии по договорам;
— отражение на счетах бухгалтерского учета не реальной дебиторской и кредиторской задолженности;
— не соответствие данных в счетах поставщиков данным учета предприятия;
— не правильное или не правомерное отражение на счетах учета сумм НДС, выделенных в счетах поставщиком;
— не корректная корреспонденция счетов бухгалтерского учета;
— неоприходование ТМЦ полученных от поставщиков;
— подделка документов и составление фиктивных обязательств для обеспечения неверных кассовых выплат;
— несоответствие данных в счетах поставщиков данным учета предприятия;
— счетные ошибки при отражении расчетов с поставщиками и подрядчиками (при изменении количества, веса, размеров и т.п.);
— регистрация хозяйственны операций в документах неунифицированной формы;
— отсутствие необходимых реквизитов, придающих документу юридическую силу;
— отсутствие графика документооборота;
— ошибки при регистрации документа, несовременная регистрация документа в учетном регистре;
— нарушение срока хранения документации в архиве;
— уничтожение первичных документов без акта о выделении документов к уничтожению;
— перекрытие задолженности одного контрагента авансами, выданными другому контрагенту;
— несвоевременное списание задолженности с истекшим сроком исковой давности;
— необоснованное отражение налогового вычета по НДС (по неотфактурованным поставкам, по поставкам, обеспеченными данными организацией собственными векселями и т.д.);
— отсутствие корректировки по списанным на затраты ТМЦ (работам, услугам), ранее отраженным как неотфактурованные поставки, документы по которым поступили и имеют несоответствия с ранее отраженными в учете;
— счетные ошибки при исчислении курсовых разниц;
— отражение суммовых разниц на счетах учета прочих доходов и расчетов, а не на счетах учета запасов и затрат;
— списание безнадежного долга на счет прочих доходов и расходов при наличии ранее образованного резерва под эту задолженность;
— неправомерное признание задолженности безнадежным и ее списание за счет резерва по сомнительным долгам либо за счет прочих расходов;
— отсутствие аналитического учета по поставщикам по неоплаченным в срок расчетным документам, по неотфактурованным поставкам, по авансам выданным и т.п.;
— не своевременное предъявление претензий поставщиками и др.
Для того чтобы наметить направление проверки, области углубленного контроля, аудитору необходимо получить предварительное представление о состоянии расчетов на предприятии и исследовать имеющиеся факторы риска. Поэтому он должен установить наличие на предприятии необходимой нормативной базы, перечень применяемых первичных документов, порядок их выполнения, состояние аналитического учета и технологии обработки первичных документов по учету расчетных операций. Тесты позволяют установить, на сколько контроль расчетных операций отвечает современным требованиям, а их учет выполняет поставленные перед ним задачи. Они позволяют аудитору более подготовлено подойти к проведению основных аудиторских процедур по данному разделу учета, а также обоснованно определить объемы выборки и способы отбора элементов в проверяемой совокупности [12, с. 338].
2. Практика проведения аудиторской проверки операций расчетов с поставщиками и подрядчиками, на примере ООО «Русь»
2.1 План и программа проверки учета расчетов с поставщиками и подрядчиками
ООО «Русь» организовано в конце 2007 года. Первоначальная деятельность организации была направлена на открытие спортивного клуба. Но данный проект не реализовал себя, и, просуществовав в течение 3 месяцев, был закрыт. С марта 2008 года, в соответствии с Уставом, основным предметом деятельности Организации является оптовая и розничная торговля писчебумажными и канцелярскими товарами. Сейчас это фирма, которая является поставщиком картона и бумаги разных видов, цветов и размеров для типографий и прочих оптовых и розничных покупателей.    продолжение
--PAGE_BREAK--
План аудита учета расчетов с поставщиками и подрядчиками
Проверяемая организация ООО «Русь»
Период аудита 01.01.08-31.12.08
Количество человеко-часов 72
Руководитель аудиторской группы Кондратова М.А.
Состав аудиторской группы Колчина В.Н., Суворова И.А.
Планируемый аудиторский риск 4%
Планируемый уровень существенности 1%
Таблица 1
№ п/п
Планируемые виды работ
Период проведения аудита
Исполнитель
Примечания
1
Правовая оценка договоров с поставщиками и подрядчиками
В течение отчетного года
Колчина В.Н.
При возникновении необходимости – привлечение эксперта
2
Аудит организации первичного учета расчетов с поставщиками и подрядчиками
В течение отчетного года
Суворова И.А.


3
Аудит состояния задолженности перед поставщиками и подрядчиками
В течение отчетного года
Колчина В.Н.


4
Проверка правильности отражения в бухгалтерском учете различных операций по расчетам с поставщиками и подрядчиками
В течение отчетного года
Колчина В.Н., Суворова И.А.


5
Проверка соответствия данных аналитического учета расчетов с поставщиками и подрядчиками данным сводного (синтетического) учета
В течение отчетного года
Суворова И.А.


6
Проверка организации налогового учета по расчетам с поставщиками и подрядчиками
В течение отчетного года
Колчина В.Н.


Руководитель аудиторской организации Кузнецов О.И.
Руководитель аудиторской группы Кондратова М.А.
Программа аудита учета расчетов с поставщиками и подрядчиками
Проверяемая организация ООО «Русь»
Период аудита 01.01.08-31.12.08
Количество человеко-часов 72
Руководитель аудиторской группы Кондратова М.А.
Состав аудиторской группы Колчина В.Н., Суворова И.А.
Планируемый аудиторский риск 4%
Планируемый уровень существенности 1%
Руководитель аудиторской организации Кузнецов О.И.
Руководитель аудиторской группы Кондратова М.А.
Таблица 2
№ п/п
Перечень аудиторских процедур по разделам аудита
Период проведения аудита
Исполнитель
Рабочие документы аудитора
Примечания
1.
1.1
1.2
Правовая оценка договоров с поставщиками и подрядчиками
Экспертиза договоров с поставщиками
Экспертиза договоров с подрядчиками
В течение отчетного года
Колчина В.Н.
Договор, соглашения, контракты; копии переписки или заключения эксперта (в случае его привлечения)
При проверке применять не представительную выборку
2.


2.1


2.2


2.3
2.4
2.5


2.6
Аудит организации первичного учета расчетов с поставщиками и подрядчиками
Проверка достоверности (полноты и точности) фактов оприходования ТМЦ, принятия к учету работ, услуг
Проверка оперативности регистрации фактов поступления сырья и материалов, оказания услуг
Проверка законности первичной учетной документации (ПУД)
Проверка соблюдения графика документооборота
Проверка полноты и точности регистрации документа в учетных регистрах
Проверка организации хранения документов и организации доступа к ПУД
В течение отчетного года
Суворова И.А.
Первичные документы (накладные, счета-фактуры,
акты сдачи-приемки), договоры, данные складского учета, данные бухгалтерского учета, книга покупок, графики документо-организационно-распорядительная документация по вопросам хранения и доступа к ПУД
При осуществлении проверки по поступлению ТМЦ – применять репрезентативную выборку (метод систематического отбора), операции по принятию к учету услуг (работ) – выборка непредставительная
3.


3.1


3.2
Аудит состояния задолженности перед поставщиками и подрядчиками
Проверка реальности дебиторской и кредиторской задолженности
Проверка правильности списания дебиторской задолженности, безнадежной ко взысканию
В течение отчетного года
Колчина В.Н.
Регистры бухгалтерского учета, акты сверок, ответы на запросы поставщикам, решения судов в части признания задолженности безнадежной ко взысканию и проч.
Провести выборочную инвентаризацию задолженности списанные безнадежные долги проверять сплошным методом
4.




4.1
4.2
4.3
4.4
4.5
Проверка правильности отражения в бухгалтерском учете отдельных операций по расчетам с поставщиками и подрядчиками
Проверка расчетов по неотфактурованными поставкам
Проверка расчетов по векселям выданным
Проверка расчетов по коммерческим кредитам
Проверка расчетов по претензиям
Проверка учета курсовых и суммовых разниц
В течение отчетного года    продолжение
--PAGE_BREAK----PAGE_BREAK--


46845,65
122013,02
76787,88


1620,51
Октябрь


1620,51
473451,43
460450,84


-11380,08
Ноябрь


-11380,08
337397,21
349752,38


975,09
Декабрь


975,09
312955,93
264779,70


-47201,14
Сумма
-
-
1945650,53
1898449,39
-
-
Используя данные таблицы 4 и Бухгалтерский баланс организации ООО «Русь», необходимо сравнить данные синтетического учета по счету 60 и итоговые данные по учету кредиторской задолженности перед поставщиками и подрядчиками, отраженные в бухгалтерской отчетности. Для этого необходимо сравнить конечное сальдо по счету 60 и счету 76 (Приложение 4) за 2008 год с данными строки 621 «Поставщики и подрядчики» раздела V пассива бухгалтерского баланса (Приложение 3). Конечное сальдо по счету 60 равно -47201,14 руб., конечное сальдо по счету 76 равно 0 руб. Если сложить эти две величины (-47201,14 + 0 = -47201,14), эта величина совпадает с суммой на конец отчетного периода по строке 621 «Поставщики и подрядчики».
Было выявлено отсутствие дебиторской задолженности, безнадежной ко взысканию в связи с отсутствием операций по счету 60 субсчет «Авансы выданные».
Проверка организации налогового учета по расчетам с поставщиками и подрядчиками осуществляется в налоговой инспекции на основании данных бухгалтерского баланса и бухгалтерской отчетности.
Таким образом, на основе полученных расчетов можно сделать вывод, что данные синтетического учета по счету 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» соответствуют информации о кредиторской задолженности перед поставщиками и подрядчиками, представленной в бухгалтерском балансе ООО «Русь» за 2008 год. Следовательно, эта организация достоверно отражает в бухгалтерской отчетности данные о поставщиках и подрядчиках за 2008 год.
3. Выводы и рекомендации по результатам аудиторской проверки учета расчетов с поставщиками и подрядчиками в ООО «Русь»
3.1 Выводы по итогам аудиторской проверки, проведенной в ООО «Русь»
Объектом изучения в данной курсовой работе является предприятие ООО «Русь», занимающееся оптовой и розничной продажей бумаги. Предприятие обладает характерными особенностями организации и ведения деятельности, характеризуется устойчивым финансовым состоянием и занимает прочные позиции на современном рынке. Для аудита расчетов с поставщиками и подрядчиками в ООО «Русь» разрабатывается план аудита, который описывает основные пункты проведения проверки расчетов с поставщиками и подрядчиками, а также программа аудита, представляющая собой детальный перечень аудиторских процедур, указанных в плане аудита.
При проведение аудиторской проверки операций по расчетам с поставщиками и подрядчиками была предоставлена вся запрошенная документация.
При проверке достоверности фактов оприходования товарно-материальных ценностей, принятых к учету, была произведена репрезентативная выборка. Сверка по данным первичных приходных документов с договорами на поставку привела к обнаружению отсутствия договоров с поставщиками, ООО «Либойл», ООО «Антиокс». Данные Журнала регистрации счетов-фактур подтверждены фактическим наличием счетов-фактур по каждой конкретной сделке.
С помощью опроса главного бухгалтера было выяснено: при поступлении документации централизованная регистрация приходных документов осуществляется одновременно с обработкой поступившего на предприятие документа, на что затрачивается в среднем 25 минут. Расхождения между датами совершения хозяйственных операций и сроками их регистрации в учете не выявлены.
Первичная документация составлена в соответствии с законодательными и нормативными актами. Товарные накладные составлены по унифицированной форме ТОРГ-12 (Утверждена постановлением Госкомстат России от 25.12.98 №132), полученные счета-фактуры имеют унифицированный вид Приложения №1 к Правилам ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по налогу на добавленную стоимость, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 2 декабря 2000 г. № 914. Были выявлены нарушения в составлении договоров купли-продажи с поставщиками ООО «Берег-Черноземья» и ООО «Альфа», не допустимые в соответствии с законодательством.
При проверке соблюдения графика документооборота было установлено его формальное соблюдение, в следствии чего была проведена более тщательная проверка наличия первичных документов, качества их содержания и своевременность принятия к учету.
Факты списания дебиторской задолженности не выявлены, в связи с ее отсутствием.
Получение ТМЦ от сторонних организаций подтверждалось первичными документами в срок, по факту получения товара, поэтому неотфактурованные поставки выявлены не были.
При проверке правильности отражения в отчетности итоговых данных по расчетам с поставщиками и подрядчиками в ООО «Русь» было установлено, что данные синтетического учета по счету 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» соответствуют информации по расчетам с поставщиками и подрядчиками, представленной в бухгалтерском балансе ООО «Русь» за 2008 год.
На основе этого можно сделать вывод о том, что финансовая (бухгалтерская) отчетность ООО «Русь» отражена достоверно во всех существенных отношениях состояние расчетов с поставщиками и подрядчиками за 2008 год.
По данным проведенного аудита можно сказать, что бухгалтерский учет расчетов с поставщиками и подрядчиками в ООО «Русь» осуществляется с соблюдением законодательства, закона РФ «О бухгалтерском учете» № 129-ФЗ от 21 ноября 1996г., а так же другими законодательными и нормативными документами регулирующими объект проверки. Найденные, при проведении аудиторской проверки, отклонения и недочеты являются не существенными и не искажают информации по учету расчетов с поставщиками и подрядчиками. Данные отклонения и недочеты должны быть учтены главным бухгалтером для их не допущения в продолжении деятельности ООО «Русь».
3.2 Рекомендации по ведению учета расчетов с поставщиками и подрядчиками в ООО «Русь»
При проведении аудиторской проверки учета расчетов с поставщиками и подрядчиками в ООО «Русь» были выявлены недочеты в заполнении первичных документов и по ведению графиков документооборота. Данные нарушения имеют взаимосвязь: отсутствие документооборота, отсутствие системы обработки первичной документации привело к допущению недочетов в заполнении полученных документов.
В проверке точности заполнения документации выявлено отсутствие реквизитов и подписей в договорах купли-продажи, что является не соблюдением законодательства, а именно ст. 454 раздел 4, гл.30 ГК РФ о порядке составления договора купли-продажи, эти договора не имеют юридической силы. Причиной допущения этих нарушений является отсутствие многократного контроля за первичными документами на стадии их проверки при поступлении в организацию.
Одним из способов предотвращения нарушений учета является соблюдения фактического графика документооборота.
В связи с наличием небольшого штата сотрудников в ООО «Русь», его соблюдение происходит формальным образом, по установленным не регламентированным правилам компании. В дальнейшем, с учетом развития организации и увеличением объемов реализации товара, а так же расширением штата, данная ошибка может привести к отклонениям в бухгалтерском учете или несвоевременной регистрации хозяйственных операций, а впоследствии, и к искажению отчетности.
Ведение графиков документооборота помогает, при принятии документа к учету, соблюдать следующие принципы:
было достаточно оснований для регистрации документа в системе учета;
все документы, оформляющие хозяйственные операции, зарегистрированы полностью;
все документы зарегистрированы своевременно;
все документы зарегистрированы в соответствующих данной хозяйственной операции учетных регистрах;
все документы отражены в соответствии с экономической сущностью операции, и по всем документам произведен точный количественный и качественный перенос данных в систему учета;
документ принят к учету единожды.
График может быть составлен по данным Таблицы 3 и включать в себя данные: наименование документа; наличие графика документооборота по данному документу; информацию по используемой форме документа; источник получения документа; фактическое время необходимое для создания документа, его обработки и проверки; пояснять дальнейшие действия с документом передачу для дальнейшей обработки, подшивки, передачи в архив. Данная форма должна быть составлена и утверждена главным бухгалтером с учетом особенностей организационной структуры, методом распределения полномочий, он же несет ответственность за соблюдение порядка документооборота.
В дальнейшей хозяйственной деятельности ООО «Русь» рекомендуется обратить внимание на случаи возникновения расчетов по претензиям. Если счет поставщика оплачен и акцептован до поступления ТМЦ, а при приемке на склад обнаружились недостача ТМЦ против отфактурованного количества либо несоответствие принятых ТМЦ (работ, услуг) по ценам, качеству, номенклатуре против оговоренных в договоре величин – поставщикам предъявляется претензия. На неудовлетворенные претензии поставщику должен быть предъявлен иск. Нужно обратить внимание на следующие моменты:
— все претензии учитываются по Плану счетов на счете 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» субсчет «Расчеты по претензиям»;    продолжение
--PAGE_BREAK--
— претензия должна быть предъявлена своевременно (в противном случае суд может отказаться в удовлетворении иска);
— пакет документов, приложенных к претензии и исковым заявлением, должен быть доказательным. В частности, здесь должны присутствовать, как минумум: претензионный расчет, коммерческий акт об установленном расхождении в количестве и качестве при приеме ТМЦ, претензионное удостоверение о полномочии участников количественной и качественной выбраковки, документы, подтверждающие произведенные расходы, стоимость которых возмещается за счет поставщика.
Знание и соблюдение законодательных и нормативных актов: ГК РФ, НК РФ, Закона РФ «О бухгалтерском учете» №129-ФЗ, ПБУ, Плана счетов и других, является основой в предотвращении соблюдения ошибок при ведении бухгалтерского учета, а именно при учете расчетов с поставщиками и подрядчиками, и составлении налоговой, бухгалтерской отчетности.
Заключение
В курсовой работе была рассмотрена и решена поставленная цель – изучение методики аудита расчетов с поставщиками и подрядчиками. Эта цель решена с помощью выполненных задач:
1) изучение теоретических основ бухгалтерского учета операций по расчетам с поставщиками и подрядчиками;
2) рассмотрение теоретических основ аудиторской проверки учета операций по расчетам с поставщиками и подрядчиками;
3) краткая характеристика аудируемого предприятия. Общий план и программа аудита;
4) описание практики проведения аудиторской проверки операций по расчетам с поставщиками и подрядчиками.
Хозяйственная деятельность любой организации невозможна без приобретения у поставщиков товарно-материальных ценностей, потребления работ и услуг сторонних организаций и, следовательно, без расчетов за эти услуги. Поставщиками и подрядчиками называют организации, поставляющие сырье, материалы и другие ценности, а также оказывающие различные виды услуг и выполняющие разные работы. Для обобщения информации о расчетах с поставщиками и подрядчиками за полученные товарно-материальные ценности, принятые заказчиком работы и потребленные услуги предназначен счет 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками». На нем отражаются все операции, связанные с расчетами за приобретенные материально-производственные запасы, принятые работы и услуги, независимо от времени оплаты предъявленных расчетных документов.
Целью аудиторской проверки расчетов с поставщиками и подрядчиками является формирование мнения о полноте и достоверности информации о расчетах с поставщиками и подрядчиками, отраженной в финансовой отчетности организации. Основными нормативными актами, используемыми для проверки, являются Налоговый кодекс, Гражданский кодекс, а также законодательные акты, регулирующие порядок расчетов с поставщиками и подрядчиками. Для аудита операций по расчетам с поставщиками и подрядчиками разработаны задачи проверки, характерные источники информации и аудиторские процедуры, а также определены типичные ошибки.
Список литературы
Гражданский кодекс Российской Федерации, часть первая № 51-ФЗ от 30 ноября 1994 г.; часть вторая № 14-ФЗ от 26 января 1996 г.
Налоговый кодекс Российской Федерации, часть первая № 146-ФЗ от 31 июля 1998 г.; часть вторая № 117-ФЗ от 5 августа 2000 г.
Федеральный закон «О бухгалтерском учете» № 129-ФЗ от 21 ноября 1996 г.
Федеральный закон «Об аудиторской деятельности» № 119-ФЗ от 7 августа 2001 г.
Федеральное правило (стандарт) аудиторской деятельности «Планирование аудита» № 532 от 7 октября 2004 г.
Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации № 34н от 29 июля 1998 г.
Положение по бухгалтерскому учету «Учет материально-производственных запасов» (ПБУ 5/01) № 44н от 9 июня 2001 г.
Положение по бухгалтерскому учету «Расходы организации» (ПБУ 10/99) № 33н от 6 мая 1999 г.
План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организации и инструкция по его применению № 94н от 31 октября 2000 г.
Аудит: Учебник для вузов / В.И. Подольский, А.А. Савин, Л.В. Сотникова и др.; Под ред. проф. В.И. Подольского. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, Аудит, 2004. – 583 с.
Аудит. Экзаменационные ответы. Серия «Сдаем экзамен». – Ростов н/Д: Феникс, 2003. – 320с.
Богатая И.Н. Аудит: учеб. пособие / И.Н. Богатая, Н.Т. Лабынцев, Н.Н. Хахонова. – 4-е изд., перераб. и доп. – Ростов н/Д: Феникс, 2007. – 506 с.
Богаченко В.М. Бухгалтерский учет: учебное пособие / В.М. Богаченко, Н.А. Кириллова, Н.Н. Хахонова. Изд. 2-е, доп. и перераб. – Ростов н/Д: Феникс, 2005. – 576 с.
Бухгалтерский учет и аудит: учебное пособие / А.Е. Суглобов, Б.Т. Жарыгласова. – М.: КНОРУС, 2005. – 496 с.
Бухгалтерский учет / Л.И. Хоружий, Р.Н. Расторгуева, Р.А. Алборов, Л.В. Постникова; Под ред. Л.И. Хоружий и Р.Н. Расторгуевой. – М.: КолосС, 2004. – 511 с.
Бухгалтерский учет: учеб. / Ю.А. Бабаев [и др.]; под ред. Ю.А. Бабаева. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006. – 392с.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.