--PAGE_BREAK--1.2. Аудиторские проверки и тесты, используемые для получения доказательств.
Аудиторские проверки можно подразделить на несколько групп.
Инспекция — периодическая проверка на месте аудиторами записей, документов или материальных активов и уместности совершенных операций с целью установления финансового положения предприятия.
Наблюдение — это способ контроля за выполнением другими лицами процедур в непосредственном присутствии аудитора для целенаправленного и объективного восприятия информации.
Опрос — прием ревизии, когда опрашиваются осведомленные лица внутри предприятия или за его пределами (формально, неформально, устно или письменно). При этом оценка достоверности полученной информации основывается на компетентности, опытности, независимости и честности опрашиваемого.
Вычисления — арифметическая проверка точности бухгалтерских записей и проведение самостоятельных вычислений.
Аналитическая проверка — изучение важнейших коэффициентов, трендов и других статистических материалов, исследование любых необычных и неожиданных отклонений. По результатам проверки оцениваются изменения в деятельности клиента, ошибки в финансовой отчетности.
В процессе проверок осуществляются процедуры с использованием в зависимости от преследуемых целей независимых тестов и тестов на соответствие.
Независимые тесты предназначены для проверки операций и остатке», а также осуществления других процедур с целью получения сведений о полноте, правильности и законности операций, содержащихся в бухгалтерских записях и финансовой отчетности.
Тесты на соответствие применяются для проведения проверки с целью выявления соответствия процедур внутреннего контроля установленным нормам.
Абсолютно все аудиторские тесты классифицируются в соответствии с процедурой их осуществления.
Ротационные тесты представляют собой процедуры, в соответствии с которыми объекты, подлежащие аудиторской проверке, выбираются аудитором поочередно, на принципах ротации. Выборка, как правило, осуществляется наугад.
Глубинные тесты представляют собой определенную выборку операций, проверяемых на всех стадиях соответствующего учетного цикла.
Тесты слабых мест предназначены для проверки конкретного аспекта внутреннего контроля, где ревизор предполагает ошибки. При установлении несостоятельности внутреннего контроля базу проверки расширяют.
Направленные тесты применяют с целью последовательного контроля за осуществляемыми операциями. Например, если аудитор желает удостовериться, что выручка от продаж не преуменьшается, то он последовательно начинает проверку с первичных документов, приложенных к отчетам материально ответственных лиц, и завершает проверкой счетов «Товары» и «Реализация товаров».
Сквозные тесты — это ограниченная форма глубинного теста, используемая, например, для характеристики системы учета.
Большое значение для получения аудиторских свидетельств имеет выборочное обследование, удешевляющее аудит. Оно может быть статистическим, при котором характеристика всей совокупности фактов дается по некоторой их части, отобранной случайно. При этом для определения размеров выборки, оценки выборочного обследования и размеров возможного риска используется теория вероятностей.
Практикуется также нестатистическое (оценочное) обследование, при котором аудитор полагается лишь на собственные оценки.
Аудиторское выборочное обследование состоит из четырех последовательных стадий: планирование выборки, отбор объектов для тестирования, проверка объектов, оценка результатов тестирования.
Результаты выборочного обследования отражаются в регистрах, где указываются цели аудита, ошибки; способы определения генеральной совокупности и единицы выборки, размера выборки, выявления ошибок; использованный метод отбора объектов для обследования; приводятся характеристики отобранных объектов, проведенные тесты, заключение по результатам выборки и дальнейшие действия (если они необходимы).
Наиболее распространенным приемом получения свидетельств является аналитическая проверка, которая представляет собой набор следующих процедур: анализ соотношений различных финансовых данных (например, выручки и затрат) или финансовых и нефинансовых показателей (например, зарплаты и численности персонала); сравнение фактических данных с прогнозами других анализов; сравнение последних отчетных данных с аналогичными данными прошлых периодов, показателями аналогичных предприятий, среднеотраслевыми показателями; исследование неожиданных отклонений; анализ действия непредвиденных факторов; оценка результатов анализа в свете информации, полученной от других лиц.
Процедуры могут варьировать от простых сопоставлений до объемных компьютерных программ, реализующих новейшие статистические разработки (например, множественный регрессионный анализ).
Аналитическая проверка применяется на различных стадиях аудита. На стадии планирования аналитическая проверка базируется на оценочной или сметной финансовой отчетности, внутренних управленческих отчетах, финансовой отчетности прошлых периодов, информации о воздействии внешних и внутренних факторов. Главной целью аналитической проверки на этой стадии является акцентирование внимания аудитора на отклонениях от прогнозируемых величин.
На стадии детального тестирования проверка представляет собой независимый тест для получения нужной информации. При этом уровень получаемых сведений будет зависеть от уместности, надежности, сопоставимости и независимости используемых данных; тщательности подготовки прогнозов; значимости объектов анализа; адекватности контроля за подготовкой информации.
На стадии анализа финансовой отчетности проводится углубленное исследование экономического потенциала и результативности финансово-хозяйственной деятельности предприятия.
Аналитическая проверка будет более эффективна при ежегодном сборе сведений о клиенте, когда записи клиента собираются в файлах компьютера и разрабатывается программное обеспечение аудиторского контроля.
Важным приемом получения аудиторских свидетельств является присутствие аудитора при инвентаризации, в результате чего он выявляет наличие, принадлежность и правильность оценки товарно-материальных ценностей. Для этого также используются регистры учета запасов, система бухгалтерского учета, результаты предыдущих инвентаризаций. При этом аудитор должен убедиться в доброкачественности проводимых инвентаризаций и правильности отражения результатов в бухгалтерском учете.
При аудиторской проверке до инвентаризации рекомендуется осуществить следующие процедуры: обсудить с администрацией вопросы организации проведения инвентаризаций и изменения в запасах, происшедшие за год; ознакомиться с номенклатурой и объемом товарно-материальных ценностей; выявить дорогостоящие объекты и методы их учета; рассмотреть места хранения и оценить условия контроля за запасами и их документального оформления; проанализировать с целью выявления потенциально слабых мест систему внутреннего учета, контроля и аудита; удостовериться в реальности товарных запасов, принадлежащих третьим лицам; изучить потребность в свидетельствах специалистов и организовать инструктаж персонала на всех стадиях проведения инвентаризаций.
Во время инвентаризации аудитор совершает следующие действия: удостоверяется в аккуратном осуществлении всех процедур инвентаризации; наблюдает за порядком выявления устаревших, поврежденных, медленно оборачивающихся материалов; убеждается в правильности определения остатков ценностей на счетах и производит сверку учетных записей с фактическим состоянием запасов. Особое внимание должно уделяться новым объектам проверки ценностей: векселям, чекам, полученным от сторонних организаций, облигациям и акциям, приобретенным предприятием и хранящимся в его кассе. Аудитор не может ограничиваться простым подсчетом ценных бумаг и определением их стоимости. Он обязан также проверить регистры для учета этих бумаг, убедиться, насколько они надежны с точки зрения доходности; установить, не просрочены ли векселя и платежеспособны ли векселедатели.
При аудиторской проверке фактического наличия нематериальных активов следует установить правильность реальной оценки, убедиться в их наличии в какой-то материальной форме (в виде папок с документацией, записи информации на технических носителях; полученных патентов, лицензий, авторских свидетельств и т.д.), а также установить, каким образом, на основе каких расчетов, формул или нормативных документов была установлена оценка отдельных объектов.
Аудитор проводит контрольные проверки, убеждаясь в адекватности записей в инвентаризационных описях запасам материальных ценностей, делает выводы о состоянии сохранности запасов, правильности перекрытия пересортицы и списания естественной убыли, расследует факты возникновения крупных недостач и делает необходимые записи в рабочих документах.
продолжение
--PAGE_BREAK--2. Классификационные формы экономического контроля в Украине
Функции экономического контроля распространяются на экономическую деятельность всех звеньев народного хозяйства. По организационным формам экономический контроль в Украине подразделяют на государственный, муниципальный, независимый и контроль собственника.
Государственные органы, осуществляющие функции экономического контроля, это: Счетная палата Верховной Рады Украины, Государственная налоговая администрация Украины, Государственная контрольно-ревизионная служба Украины, Государственное казначейство Украины (два последних органа подчиняются Минфину Украины), Фонд государственного имущества Украины, Министерство экономики Украины, Министерство труда и социальной политики Украины, Государственный комитет статистики Украины. Антимонопольный комитет Украины. Национальный банк Украины.
Специализированные органы контроля — Государственный комитет Украины по стандартизации, метрологии и сертификации качества продукции (Госстандарт Украины), Государственный таможенный комитет Украины, Государственная инспекция Украины по защите прав потребителей (Госпотребзащита), Государственная автомобильная инспекция, Государственная пожарная инспекция, Государственная санитарная инспекция и др.
Муниципальный контроль — местные Советы народных депутатов и их комиссии.
Независимый контроль — аудиторский, создается на хозрасчетных началах.
Контроль собственника — внутрисистемный, внутрихозяйственный.
Организационные формы экономического контроля в Украине показаны на рис. 1.1.
Счетная палата Верховной Рады Украины, созданная в соответствии с Конституцией Украины, является постоянно действующим высшим органом государственного финансово-экономического контроля. Она осуществляет свою деятельность самостоятельно, независимо от каких-либо других органов государства.
Задачи Счетной палаты:
организация и осуществление контроля за своевременным выполнением доходной и расходной частей Государственного бюджета Украины, расходованием бюджетных средств, в том числе средств общегосударственных целевых фондов по объемам, структуре и их целевому назначению;
осуществление контроля за возникновением и погашением внутреннего и внешнего долга Украины, определение эффективности и целесообразности расходов государственных средств, валютных и кредитно-финансовых ресурсов;
контроль за финансированием общегосударственныхпрограмм экономического, научно-технического, социального и национально-культурного развития, охраны окружающей среды, использования объектов государственной собственности, не подлежащих приватизации;
контроль за соблюдением законности при предоставлении Украиной займов, экономической и другой помощи иностранным государствам, международным организациям, а также при заключении договоров о государственных займах и кредитах; осуществление контроля за использованием кредитов, полученных Украиной от иностранных государств, банков и международных организаций, и займов, не предусмотренных Государственным бюджетом Украины;
контроль за законностью и своевременностью движения средств Государственного бюджета Украины, а также внебюджетных фондов в учреждениях Национального банка Украины и уполномоченных банков;
осуществление контроля за денежной эмиссией, использованием золотого запаса, драгоценных металлов, камней, предоставлением кредитов и осуществлением операций по размещению золотого и валютного резервов;
анализ установленных отклонений от показателей Государственного бюджета Украины и подготовка предложений по их устранению, а также по совершенствованию бюджетного процесса в целом;
регулярное информирование Верховной Рады Украины, ее подразделений о ходе выполнения Государственного бюджета Украины и состоянии погашения внутреннего и внешнего долга Украины, о результатах осуществления других контрольных функций.
Кроме перечисленных задач Счетная палата выполняет другие поручения Верховной Рады Украины, имеющие контрольный характер.
Счетная палата осуществляет финансово-экономический контроль на основаниях законности, плановости, объективности, независимости и гласности.
Правовая основа организации и деятельности Счетнойпалаты определяется Конституцией Украины и Законом Украины «О Счетной палате», другими нормативно-правовыми актами.
В соответствии с задачами, поставленными перед Счетной палатой, она выполняет следующие функции:
контролирует выполнение законов и Государственного бюджета Украины, финансирование общегосударственных программ, сохранение и использование государственного имущества органами государственной исполнительной власти и должностными лицами, избираемыми или утверждаемыми Верховной Радой Украины;
по поручению Верховной Рады Украины проверяет использование органами исполнительной власти средств общегосударственных целевых фондов и внебюджетных фондов;
контролирует эффективность управления средствами Государственного бюджета Украины Государственным казначейством Украины, законность и своевременность движения средств общегосударственных целевых фондов в Нацбанке Украины, уполномоченных банках и кредитных учреждениях;
по поручению Верховной Рады Украины осуществляет контрольные функции относительно финансирования общегосударственных программ экономического, научно-технического, социального и национально-культурного развития, охраны окружающей среды и других, утверждаемых Верховной Радой Украины;
контролирует инвестиционную деятельность органов государственной исполнительной власти, проверяет законность и эффективность использования финансовых ресурсов, выделяемых из Госбюджета Украины на выполнение общегосударственных программ;
контролирует деятельность Антимонопольного комитета Украины и Фонда государственного имущества Украины;
проверяет по поручению Верховной Рады Украины в соответствии со своим статусом смету расходов, связанных с деятельностью Верховной Рады Украины и ее аппарата, вспомогательных органов и служб Президента Украины и аппарата Кабинета Министров Украины, а также расходование средств государственными учреждениями, действующими за рубежом и финансируемыми из Госбюджета Украины;
осуществляет связи с контрольными органами иностранных государств и соответствующими международными организациями, заключает с ними договоры о сотрудничестве.
Счетная палата имеет полномочия осуществлять контрольно-ревизионные, экспертно-аналитические, информационные и другие виды деятельности, обеспечивающие единую систему контроля за использованием средств общегосударственных целевых фондов, внебюджетных фондов, финансово-кредитных и валютных ресурсов. Кроме того, ей предоставлено право производить проверки и ревизии деятельности Нацбанка Украины, Фонда государственного имущества, других подотчетных Верховной Раде Украины органов, а также на предприятиях и в организациях независимо от форм собственности в пределах ее функций.
Следовательно, Счетная палата — это главный орган финансово-экономического контроля в Украине, в котором соединяются общегосударственный экономический и финансовый контроль всех звеньев власти.
Государственная налоговая администрация Украины и ее органы на местах контролируют соблюдение законодательства о налогах, правильность вычисления и своевременность внесения в бюджет налогов и других платежей, установленных законодательством, а также принимают меры по предупреждению уклонения юридических и физических лиц от уплаты налогов.
Государственная контрольно-ревизионная служба
Украины и ее органы на местах контролируют соблюдение финансовой дисциплины предприятиями и организациями по территориальному делению расходования средств из государственного бюджета на социальные потребности, содержание органов государственного управления и др.
Государственное казначейство Украины и его подразделения в регионах контролируют расходование средств государственного бюджета учреждениями и организациями в соответствии с их сметами оперативно в момент их расходования. Так, учреждения и организации, финансируемые из государственного бюджета, не могут получать или переводить средства другим субъектам с текущих счетов в банках без предварительного контроля со стороны органов Государственного казначейства Украины.
Фонд государственного имущества Украины (далее Фонд) является государственным органом, который осуществляет государственную политику в сфере приватизации государственного имущества, выступает как арендодатель имущественных комплексов, являющихся общегосударственной собственностью. Он подчинен в своей деятельности и подотчетен Верховной Раде Украины.
В Автономной Республике Крым, областях, городах Киеве и Севастополе Фонд создает региональные отделения. В случае необходимости Фонд имеет право создавать представительства в других городах и районах Украины.
Основные задания Фонда:
защита имущественных прав Украины на ее территории и за границей;
реализация прав распоряжения имуществом государственных предприятий в процессе их приватизации, создание совместных предприятий;
осуществление полномочий по организации и проведению приватизации имущества предприятий, находящегося в общегосударственной собственности, а также относительно арендодателя имущества государственных предприятий и организаций, их структурных подразделений;
содействие процессу демонополизации экономики и создание условий для конкуренции производителей.
Фонд в соответствии с возложеными на него задачами:
разрабатывает и передает Кабинету Министров Украиныпроекты государственных программ приватизации, организовывает и контролирует их выполнение;
изменяет в процессе приватизации организационно-правовую форму предприятий, находящихся в общегосударственной собственности, путем преобразования их в открытые акционерные общества;
осуществляет полномочия собственника относительно части акций акционерных обществ, которые не были реализованы в процессе приватизации, в частности несет ответственность в пределах указанной части;
продает имущество, находящееся в общегосударственной собственности, в процессе его приватизации, включая имущество ликвидированных предприятий и объектов незавершенного строительства;
создает комиссии по приватизации;
утверждает планы приватизации имущества, находящегося в общегосударственной собственности;
заключает договоры с посредниками по организации подготовки к приватизации и продаже объектов приватизации;
выдает лицензии посредникам;
осуществляет связь с местными органами приватизации;
принимает меры по привлечению иностранных инвесторов в процесс приватизации;
выступает как арендодатель имущества целостных имущественных комплексов предприятий, организаций, их структурных подразделений, являющихся общегосударственной собственностью, дает разрешение предприятиям, организациям на передачу в аренду имущественных комплексов их структурных подразделений;
принимает участие в создании совместных предприятий, в уставный фонд которых передается имущество, являющееся общегосударственной собственностью;
разрабатывает проекты нормативных актов по вопросам управления имуществом, находящимся в государственной собственности, и его приватизации;
принимает участие в разработке и заключении межгосударственных соглашений по вопросам собственности и использования государственного имущества;
представляет интересы Украины за рубежом по вопросам, касающимся защиты имущественных прав государства.
Актуален вопрос о формах собственности. Решающим в определении перспектив его решения является определение частной собственности. И здесь следует особо отметить, что впервые на законодательном уровне предусматривается закрепить это право как основу свободы, духовной и экономической независимости граждан. Одновременно с частной собственностью в законодательном порядке также закрепляется государственная и коллективная собственность.
Разделение собственности на государственную и частную объективно связано с определением двух основных субъектов права собственности: государства и лица.
Что касается коллективной собственности (собственности трудовых коллективов, коллективов-арендаторов, коллективных предприятий, кооперативов, хозяйственных обществ, профессиональных союзов и т. п.), то это самостоятельная форма собственности. Ее следует считать производной от частной. Коллективная собственность — это общая собственность отдельных лиц. Она существует во всех странах и является только средством организации сотрудничества конкретных людей, в пределах которого определяются отношения между ними, порядок управления коллективом и собственностью. Через такую организацию и реализуются функции владения, пользования и распоряжения имуществом.
Фонд имеет право:
издавать в пределах своей компетенции нормативные документы, обязательные для выполнения органами государственной исполнительной власти, другими юридическими лицами, контролировать их выполнение;
получать от органов государственной исполнительной власти информацию, необходимую для выполнения возложенных на Фонд задач и функций;
производить инвентаризацию общегосударственного имущества, которое в соответствии с Государственной программой приватизации подлежит приватизации, а также осуществлять аудиторские проверки эффективности его использования;
утверждать смету расходов из государственного внебюджетного фонда приватизации в пределах, установленных Государственной программой приватизации имущества государственных предприятий.
Министерство экономики Украины контролирует выполнение планов экономического и социального развития государства, утвержденных Верховной Радой Украины, выявляет отклонения от заданных параметров развития отдельных отраслей народного хозяйства и принимает меры по их предупреждению, т.е. осуществляет контроль экономики на макроуровне.
Министерство труда и социальной политики Украины контролирует соблюдение законодательства по вопросам труда и заработной платы в отраслях народного хозяйства, тарифных соглашений по оплате труда, механизма регулирования фонда оплаты труда. Кроме того, Министерство труда и социальной политики разрабатывает и утверждает нормативные документы по вопросам регулирования занятости населения, использования труда и его оплаты.
Государственный комитет статистики Украины контролирует по данным отчетности сбалансированность рынка товаров, выполнение программ экономического и социального развития государства, наличие товарных, материальных, трудовых и других ресурсов, необходимых для населения и для развития народного хозяйства, осуществляет выборочные контрольные переписи ресурсов и т. п.
Правительство Украины предоставило Госкомстату право осуществлять контроль за выполнением министерствами, государственными комитетами и ведомствами, концернами, ассоциациями, а также подчиненными им предприятиями и объединениями законодательства и нормативных актов по вопросам статистики, учета и отчетности, обеспечение достоверности государственной отчетности, давать обязательные для исполнения указания по устранению обнаруженных недостатков. Кроме того, Госкомстат имеет право получать от органов управления, предприятий и объединений статистическую и бухгалтерскую отчетность и разъяснения к ней независимо от форм собственности; проверять первичную документацию и достоверность отчетных данных; требовать письменных объяснений и других материалов в связи с обнаруженными нарушениями, давать обязательные для исполнения указания по устранению нарушений отчетной дисциплины, а также по проведению в необходимых случаях ревизий финансово-хозяйственной деятельности предприятий, объединений и организаций. Указания органов государственной статистики подлежат обязательному исполнению министерствами, ведомствами, предприятиями и объединениями с извещением их в 10-дневный срок о принятых мерах.
Госкомстат имеет право отменять не утвержденную в установленном порядке отчетность, проверять состояние учета и отчетности на всех уровнях хозяйственного управления, а в случае обнаружения приписок и других искажений отчетных данных направлять необходимые материалы в органы прокуратуры для привлечения виновных к ответственности.
Госкомстат и его органы на местах направляют органам управления заключения о своевременности представления и качестве отчетов подведомственных им предприятий и объединений, а также осуществляют контроль за привлечением их руководителей и других должностных лиц к ответственности за представление недостоверных данных и нарушение отчетной дисциплины.
Антимонопольный комитет Украины предотвращает возникновение монопольного положения на рынке предпринимателей, ограничивающих конкуренцию определенного товара. В противном случае это приводит к нарушению рыночных отношений при производстве и реализации отдельных видов товаров, к недобросовестной конкуренции в предпринимательской деятельности.
Национальный банк Украины в соответствии с уставом и законодательством о банках и банковской деятельности контролирует наличие денег в обращении, использование кредитов по целевому назначению, соблюдение предпринимателями кассовой дисциплины, правил расчетов в народном хозяйстве и других операций, возложенных на банки в условиях рыночных отношений, а также расходование средств из государственного бюджета, осуществляет эмиссию денег и регулирует денежные отношения в государстве. Кроме того, он контролирует деятельность коммерческих банков, регистрирует их, получает от них балансы, расчеты экономических нормативов и другую отчетность, проводит ревизии, вносит предложения по улучшению их деятельности или об их закрытии, если они как акционерные образования нарушают действующее законодательство. Национальный банк Украины издает в пределах своих полномочий инструкции, положения и другие нормативные документы по кассовым, расчетным, кредитным, валютным операциям.
К специализированным органам экономического контроля принадлежат государственные комитеты, инспекции и др.
Государственный комитет Украины по стандартизации, метрологии и сертификации (Госстандарт Украины) — это центральный орган исполнительной власти, подведомственный Кабинету Министров Украины. В пределах своей компетенции он проводит мероприятия по стандартизации, обеспечению единства и достоверности измерений и сертификации продукции, а также координирует работу других органов государственного управления по этим вопросам.
Главные задачи Госстандарта:
создание системы нормативно-технической документации, которая устанавливает прогрессивные требования к разработке, производству и использованию продукции (работ, услуг) с целью повышения технического уровня и качества, гарантирования безопасности использования, совместимости и взаимозаменяемости, охраны окружающей среды, ресурсосбережения, более широкого применения мало- и безотходных технологий, а также повышения роли потребителя в определении конкретных характеристик продукции (работ, услуг);
создание и обеспечение функционирования государственной системы сертификации продукции;
осуществление государственного надзора за внедрением и соблюдением требований стандартов, технических условий и образцов (эталонов) на продукцию (работы, услуги) и государственного метрологического надзора, использование прав по предотвращению выпуска недоброкачественной продукции;
определение основных направлений и координация проведения мероприятий межгосударственного и международного сотрудничества, связанных со стандартизацией, метрологией и сертификацией;
организация нормативно-методического обеспечения общественного производства по вопросам стандартизации, метрологии и сертификации;
организация научно-технической информации в сфере стандартизации, метрологии и сертификации.
Госстандарт Украины в соответствии с возложенными на него задачами:
осуществляет методическое руководство, координацию и контроль за деятельностью министерств, ведомств и объединений предприятий по стандартизации, метрологии и сертификации;
готовит предложения о социальных, экономических и правовых основах обеспечения качества продукции (работ, услуг); взаимодействует с обществами потребителей и другими общественными организациями в сфере стандартизации, метрологии и сертификации;
с учетом задач социально-экономического развития Украины определяет приоритетные направления развития сферы стандартизации, метрологии и сертификации;
осуществляет методическое руководство разработкой министерствами, ведомствами и объединениями предприятий методологического обеспечения, утверждает и систематически проводит оценку их реализации;
утверждает государственные стандарты (за исключением стандартов проектирования и строительства, использования ресурсов, охраны окружающей среды от загрязнения и других вредных влияний), проводит экспертизу проектов государственных стандартов и технических условий, отвечает за их научно-технический уровень и технико-экономическое обоснование;
ведет в установленном порядке учет и регистрацию государственных стандартов, технических условий и изменений, вносимых в них, решений об их отмене, посылает заинтересованным лицам соответствующую информацию;
имеет исключительное право издавать и переиздавать государственные стандарты;
организовывает работу по сертификации, осуществляет организационно-методическое руководство функционированием государственной системы сертификации, признает в установленном порядке сертификаты других стран;
предоставляет методическую помощь предприятиям, их объединениям и организациям во внедрении международных стандартов по системам управления качеством, организовывает сертификацию этих систем.
продолжение
--PAGE_BREAK--