Реферат по предмету "Философия"


Сознание, как философская категория

СодержаниеВведение1.Эволюция форм отражения как генетическая предпосылка сознания2.Сознание как высшая форма отражения объективного мира, творческая ирегуляторная деятельность сознания 3.Единство языка и мышления4.Проблема моделирования мышления
5. Задание 16.Задание 2ЗаключениеПриложениеСписок литературы
Введение
В современных вариантахдиалектики практически отсутствует понимания ее как о развитии. Доминируетпредставление о диалектике как форме осмысления полярностей,противоположностей, пронизывающих нашу жизнь, сознание, историю. Различныеварианты толкования диалектики предлагают различные принципы взаимоотношенийпротивоположностей – от возможного их гармонического синтеза до трагическинепримиримого, вечного противостояния. Однако практически все модели диалектикисодержат в себе установку на соединение этих противоположностей или, по крайнеймере, указывают на потребность их объединения, имеющуюся у главногодействующего лица диалектической коллизии – человека.
С диалектических позицийдостигается цель данной работы – характеристика эволюции отражения от самойпростейшей его формы до высшей – психики человека и свойственного ей сознания.Развитие языка как средства трансляции широкого опыта, как знаковой системывзаимосвязано и взаимообусловлено с развитием мышления и в общем сознаниячеловека.
Несмотря на некоторуюкритику со стороны других систем исследовательских подходов, заслуга диалектикив теории познания неоспорима. Диалектика изучает проявление развития в природе,это диалектика объективного; логика изучает особенности развития в человеческоммышлении; теория познания пытается связать диалектику объективную исубъективную с помощью принципа отражения.
Взаимодействие приводит квзаимному изменению тел (или их состояний) и отражению друг друга. Отражение,проявляющееся во всех процессах, зависит от структуры взаимодействующих системи характера внешних воздействий. Историческое развитие свойства отраженияприводит с прогрессом живой природы и общества к появлению высшей его формы —абстрактного и постоянно совершенствующегося мышления, через посредствокоторого материя как бы приходит к осознанию законов своего бытия и к своемусобственному целенаправленному изменению.
1. Эволюция форм отражения как генетическаяпредпосылка сознания
Материалистическаяфилософия рассматривает сознание как продукт закономерного развития материии, соответственно, развития ее отражательной функции. Наиболее общая природа(качество и сущность) сознания выражена материалистической формулой еговторичности. Эта формула включает следующие взаимосвязанные идеи: 1) сознаниеесть продукт бесконечного развития материи, 2) сознание – свойствовысокоорганизованной материи (человека).
С позиций диалектическогоматериализма, материя порождает не только сам процесс происхождения мыслящегоЧеловека, но и условия его возникновения.
Отражение характеризует способностьматериальных объектов в процессе взаимодействия с другими объектамивоспроизводить в своих изменениях некоторые особенности и чертывзаимодействующих на них явлений. Отражение – атрибут материи, оно характеризуетвзаимодействие тел в аспекте реакции одного тела на воздействие другого ипредставляет, таким образом, внутреннюю сторону взаимодействия.
Процесс отражения одногообъекта в другом — это процесс усваивания первым объектом информации овтором объекте. Другое дело, насколько эта информация адекватноусваивается. И здесь всплывают три основные закономерности отражения:
1) степеньадекватности отражения прямо пропорциональна близости природ взаимодействующихтел;
2) если же качествател значительно различаются, то тела воспроизводят лишь количественныехарактеристики друг друга. Например, ЭВМ, представляя собой физическийсубстрат, воспроизводит лишь формальные, количественные особенности общества,обладающего неизмеримо более сложным социальным субстратом;
3) высшее способновоспроизвести низшее адекватно, поскольку в структуру высшего субстратавключены качества всех низших субстратов (рисунок 1.)[1].
Отражение – свойство любого материального телапо-своему, своими средствами воспроизводить в себе природу и содержаниевоздействующего тела. Отражение – атрибут материи, оно характеризуетвзаимодействие тел в аспекте реакции одного тела на воздействие другого ипредставляет, таким образом, внутреннюю сторону взаимодействия. Философскоепонятие отражения на десятки лет опередило появление его частнонаучного аналога- понятия информации, описывающего отражение с формальной стороны. (т.е.Информация – это формальный способ описания отражения)
Природа предметавоспроизводится не всегда, а лишь при определённых условиях.
Свойство отраженияразвивается вместе с эволюцией материи, принимая на наиболее сложных ступеняхформу психики и ее высшего уровня – сознания.
Отражению присущи триосновные закономерности. Изменение, которое претерпевает тело подвоздействием другого, будучи своеобразным отпечатком («следом»)последнего, оказывается более-менее адекватным воздействующему телу. (Под адекватностьюпонимается воспроизведение качества, количества и формы.)
Первая: степень адекватности отраженияпрямо пропорциональна близости природ взаимодействующих тел.
Вторая: Если же качества тел значительноразличаются, то тела воспроизводят лишь количественные характеристики другдруга. Например, ЭВМ, представляя собой физический субстрат, воспроизводит лишьформальные, количественные особенности общества, обладающего неизмеримо болеесложным социальным субстратом.
Третья: высшее способно воспроизвести низшееадекватно, поскольку в структуру высшего субстрата включены качества всехнизших субстратов (рис.1).
Отражение прошлонесколько стадий эволюции.
При механическом взаимодействиител макромира отражение носит суммарный характер (сила взаимодействия, равнаяпроизведению массы на ускорение, не выделяет массу и энергию в виде отдельныхсоставляющих). Такое отражение эпизодично и случайно, а «след»взаимодействия при упругом ударе не имеет структурного закрепления.
При более сложных физическихвзаимодействиях тела отображают друг друга в многообразных физическихпараметрах. Отражение становится структурированным, локализованным,необратимым, получает цепной характер.
Химическая форма отражения сохраняет свойствафизической и получает новую особенность: взаимное изменение агентов вхимической реакции закрепляется созданием нового качества – образовавшегосяхимического вещества, что придает отражению прерывистый характер. Коллоиды(вещества, химически непосредственно предшествующие живому) существуют за счетсложных цепей химических превращений и обладают уникальными свойствами. Коллоидыспособны изменять свои отражательные характеристики, им присущи своеобразные«защита», «привыкание» и «сенсибилизация». Этисвойства выступают химическими прообразами-аналогами биологическихизбирательности и приспособляемости.
Жизнь нуждается впостоянном самообновлении, осуществляемом в виде:
1) обмена веществ сосредой, направленном на поддержание параметров организма на неизменном уровне;
2) воспроизводстваорганизма в потомстве (репродукция). «Сущностью жизни, или биологическогоспособа существования, является тенденция к самосохранению путем приспособленияк среде.
На биологическомуровне отражение служит биологическим целям и в силу важности задачиобособляется в отдельную функцию, выполняемую поначалу специальнопредназначенными структурами клетки, а затем особого рода клетками, складывающимисяв дальнейшем в нервную систему. Для обеспечения самосохранения организм долженне только дать оценку явлениям внешней среды, но и смоделировать будущиесостояния среды, т.е. осуществить опережающее отражение, с тем чтобы успетьвыработать команды на своевременную перестройку систем организма и адекватнопрореагировать на изменение средовых условий.
Биологическое отражениепроходит две крупные ступени развития: раздражимость и психику.
Раздражимость — это способность живого отвечать на внешние воздействиясостоянием возбуждения, которое выражается во внешней реакции.
Гигантским шагом вразвитии свойства отражения является выработка биологической оценкираздражителей.
Поскольку моделированиесреды на уровне раздражимости происходит, во-первых, с потерей качествасредовых элементов, а во-вторых, в соответствии с материальными закономерностямиотражение не всегда получает необходимую сложность и требуемую степеньопережения. Для более сложных форм приспособления необходимо воспроизводить приотражении многообразные качества средовых агентов и давать относительно далекиепрогнозы средовых изменений, осуществить которые на основе прямогоматериального моделирования не удается. Именно поэтому возникает психика,связанная с выработкой не материального подобия, а идеального образадействительности.
Идеальный образ включаетв себя в принципе все содержание отображаемого предмета (явления, процесса),оригинала, и в то же время образ не есть его материальный аналог. В идеальномобразе предмет получает свое второе существование, не будучи материальнымповторением оригинала.
Идеальный образ есть функциядвух аргументов: объективного оригинала и отражающего субъекта, т.е. несет всебе содержание не только объективное, но и почерпнутое из самого субъекта, и вэтом смысле идеальный образ всегда субъективен.
В учение о познании какотражении действительности значительный вклад внёс В. И. Ленин; поэтомудиалектико-материалистическая теория отражения по праву носит названиеленинской теории отражения. Его теория подвергается критике со сторонынекоторых буржуазных идеологов (А. Лефевр, Р. Гароди, Г. Петрович и др.),утверждающих, что теория отражения якобы ограничивает человека рамкамисуществующего (т. к. нельзя отражать будущее — то, чего ещё нет),недооценивает творческую активность сознания, и предлагающих заменить категориюотражения понятием практики. Несостоятельность этой критики, подменяющейдиалектико-материалистическую концепцию отражения механистическим егопониманием, очевидна. Ленин никогда не отрицал творческой активности сознания,он считал, только на основе адекватного отражения объективного мира возможнатворческая активность человека, преобразующего мир.
Принцип отражения — краеугольный камень материалистической теории познания, исходящей из признанияпервичности внешнего мира и воспроизведения его в человеческом сознании. Ленинотмечал, что понятие отражения входит в само определение диалектического,последовательного материализма, и подвергал с этих позиций критике гносеологиюсубъективного и объективного идеализма.
2. Сознание как высшая форма отражения объективногомира, творческая и регуляторная деятельность сознания
Сознание – высшая сферачеловеческой психики, т.е. социального отражения, связанного с трудом иречью. В психике человека аккумулированы в обобщенном и превращенном видеотражательные возможности предшествующих человеку форм материи и, кроме того,появляются новые свойства.
Сознание отличается отпсихики животных двумя главными особенностями: во-первых, способностью отражатьне только явления (внешнее, доступное чувственному восприятию содержаниеоригинала), но и сущность (глубинное, скрытое от чувств и познаваемоемыслительным путем содержание), во-вторых, наличием самосознания. С помощью самосознаниячеловек отличает себя от внешнего мира и противопоставляет себя ему в познаниии практической деятельности, осознает собственную духовную и материальную жизньи дает ей самооценку. Самосознание возникает в результате общения индивида сдругими людьми и имеет исторический характер.
Субъективный характеридеального отражения, относительная независимость последнего от законовфункционирования объектов материального мира обусловливают большую автономностьдуховного мира человека и тем самым творческую свободу оперированияразнообразными моментами действительности, в том числе и такими, которые в объективноммире связаны неразрывно: содержанием и формой, явлением и сущностью и т.п.Процесс познания не сводится к пассивному копированию, а представляет собойактивное конструирование, творческое воспроизведение действительности впреобразованной, идеальной форме.
Однако сознание неспособно к абсолютному предвидению, оно не в состоянии синтезировать новое,никогда не виданное качество, которое материя успешно рождает в своемзакономерном развитии; сознание может лишь проследить тенденции, уводящие вбудущее, после того как они уже появились материально.
Сознание, будучи высшейсферой психики человека, в целом носит социальный характер, однако вопределенной мере человек осознает и свою биопсихику, т.е. сознание охватываетоба указанных уровня. На социальном и биологическом уровнях психики имеетсязначительная неконтролируемая сознанием область — бессознательная психика, или просто бессознательное(рис.2). Материальным фундаментом, низшей основой психики служитфизиологическая деятельность, сложнейшим проявлением которой выступает высшаянервная деятельность (ВНД).
Ощущение, отражение свойств предметовобъективного мира, возникающее в результате воздействия их на органы чувств ивозбуждения нервных центров коры головного мозга.
Восприятие, сложная система процессов приёма и преобразования информации,обеспечивающая организму отражение объективной реальности и ориентировку вокружающем мире. В. вместе с ощущением выступает как отправной пункт процессапознания, доставляющий ему исходный чувственный материал.
Мышление, процесс отражения объективнойдействительности, составляющий высшую ступень человеческого познания. Хотя М.имеет своим единственным источником ощущения, оно переходит границынепосредственно-чувственного отражения и позволяет получать знание о такихобъектах, свойствах и отношениях реального мира, которые не могут бытьнепосредственно восприняты человеком.
Поскольку предметсознания — не только внешний мир, но и сам субъект — носитель сознания,постольку одним из существенных его моментов является самосознание.
Очеловеченную животнуюпсихику составляют эмоции и элементарные чувства, а также инстинкты. Эмоция– это форма психической деятельности, в которой в виде непосредственногопереживания конкретной ситуации осуществляется оценка значимости раздражителядля субъекта. Различают эмоции радости, гнева, удовлетворения, страха и т.п. Длительноеустойчивое эмоциональное состояние называется настроением. Инстинкт –форма биопсихики, регулирующая сложные типы врожденного поведения.
У человека различают следующиеинстинкты: 1) самосохранения (»инстинкт жизни"), включая пищевой; 2)половой; 3) деятельности (двигательный); 4) исследовательский(ориентировочный); 5) общения, сюда входят инстинкты родительский и родства.Прогрессивное развитие общества ведет ко всё более полному и естественномуудовлетворению инстинктов человека в цивилизованной форме.
Значительная долябиопсихической деятельности человека осуществляется бессознательно, но в тойили иной степени человек осознает свои эмоции и инстинкты и в определенноймере, преимущественно со стороны формы, способен управлять ими.
Бессознательная частьпсихики включает в себя такие общие типы, как
– неосознаваемыечувственные восприятия;
– опущенное в подсознаниепсихическое содержание, предварительно хорошо освоенное сознанием;
– неосознаваемыепобудители деятельности;
– неосознаваемаяактивность при решении творческих задач и др.
Конкретные формыбессознательной деятельности:
Аффект – сильнейшее эмоциональноеперенапряжение, могущее привести к утрате сознательного контроля надповедением.
3аражение – неконтролируемая передачаэмоционального состояния от одного индивида к другому.
Установка – настроенность психики и нервной системывоспринимать строго определенное, заранее ожидаемое содержание действительности;с помощью механизма установки человек предвосхищает содержание отражения.
Интуиция – психическая способность прямого инеобъяснимого постижения конечного результата отражения, минуя промежуточныестадии.
Латентное обучение – бессознательное восприятие познаваемыхэлементов при обучении, помогающее в дальнейшем овладеть потребным умением.
Природные реакции неисчезают с возрастом, а включаются в преобразованном и подчиненном виде в болеесложные формы психической деятельности.
Формирование психики виндивидуальном развитии человека, обеспечиваемое социальными и подчиненными биологическимифакторами, есть процесс, связанный с определенной исторической ступеньюразвития человеческого общества. При переходе к последующим фазам общественногопрогресса у индивидов под целенаправленным воздействием социальных силскладываются все более сложные нейродинамические мозговые структуры, обладающиесоответствующей тонкостью физиологических функций.3. Единство языка и мышления
Языктакже древен, как и сознание: еще Аристотель заметил, что «Один только человекиз всех живых существ одарен речью»[2]. У животных нет сознанияв человеческом смысле слова. Нет у них и языка, равного человеческому. Тонемногое, о чем животные хотят сообщить друг другу, не требует речи. Многиеживотные ведут стадный и стайный образ жизни, обладают голосовыми органами,например шимпанзе могут произносить 32 звука. Сложная система сигнализациинаблюдается у дельфинов. Животные располагают и мимико-жестикуляторнымисредствами взаимной сигнализации.
Однаковсе эти средства сигнализации имеют принципиальное отличие от человеческойречи: они служат выражением субъективного состоянии, вызываемого голодом,жаждой, страхом и т.д. либо призывом к совместным действиям, либопредупреждением об опасности н т.п
Человеческаяже речь оторвалась вместе с сознанием от своей ситуативноести. У людейсуществует потребность что-то сказать друг другу. Эта потребность реализуетсяблагодаря соответствующему строению мозга и периферического речевого аппарата.
Сущностьязыка выявляется в его двуединой функции: служить средством общения и орудиеммышления. Речь — это деятельность,сам процесс общения, обмена мыслями, чувствами, пожеланиями,целеполаганиями и т.п., который осуществляется с помощью языка, т.е.определенной системы средств общения.
Язык — это система содержательных, значимых форм. Посредством языка мысли, эмоции отдельных людей превращаютсяиз их личного достояния в общественное, в духовное богатство всего общества.Благодаря языку человек воспринимает мир не только своими органами чувств идумает не только своим мозгом, а органами чувств и мозгом всех людей, опыткоторых он воспринял с помощью языка. Таким образом, язык выполняет рольмеханизма социальной наследственности.
Какимибы иными средствами ни выражались мысли, они в конечном счете так или иначепереводятся на словесный язык — универсальное средство среди используемыхчеловеком знаковых систем, выполняющее роль всеобщего интерпретатора. Так,невозможно, минуя язык, «перевести» музыкальное произведение, скажем, вматематические форму. Это особое положение языка среди всех коммуникативныхсистем вызвано его связью с мышлением, производящим содержание всех сообщений,переданных посредством любой знаковой системы.
Близость мышления и языка, их тесноеродство приводит к тому, что свое адекватное выражение мысль получает именно вязыке. Ясная по своему содержанию и стройная по форме мысль выражается вдоходчивой н последовательной речи. «Кто ясно думает, тот ясно и говорит»,гласит народная мудрость.
Посредствомязыка происходит переход от восприятий и представлений к понятиям, протекаетпроцесс оперирования понятиями. В речи человек фиксирует свои мысли, чувства иблагодаря этому имеет возможность подвергать их анализу как вне его лежащийидеальный объект. Язык и сознание едины. В этом единстве определяющей сторонойявляется сознание, мышление: будучи отражением действительности, оно «лепит»формы и диктует законы своего языкового бытия. Через сознание и практикуструктура языка в конечном счете отражает, хотя и в модифицированном виде,структуру бытия[3].4. Проблема моделирования мышления
Отчувственного познания, от установления фактов, диалектический путь познанияведет к логическому мышлению. Мышление — это целенаправленное, опосредованное иобобщенное отражение человеком существенных свойств и отношений вещей.
Творческоемышление направлено на получение новых результатов в практике, науке, технике.Мышление — это активный процесс, направленный на постановку проблем и ихрешение. Пытливость — существенный признак мыслящего человека. Переход отощущения к мысли имеет свое объективное основание в раздвоении объектапознания на внутреннее и внешнее, сущность и ее проявление, на отдельное иобщее. Ведь построить здание научного и философского знания из однихчувственных ощущений и представлений и их комбинации нет никакой возможности:все чувственные восприятия, несмотря на их красочность и жизненную сочность,крайне бедны содержанием: они не проникают в суть дела.
Специальноеустройство наших органов чувств и их небольшое число потому и не ставятабсолютной границы нашему познанию, что к ним присоединяется деятельностьтеоретического мышления. «Око сидит далеко, а мысль еще дальше», — гласитнародное изречение. Наша мысль, преодолевая видимость явлений, их внешнееобличье, проникает в глубь объекта, в его суть. Исходя из данных чувственного иэмпирического опыта, мышление может активно соотносить показания органов чувствсо всеми уже имеющимися знаниями индивида, более, того, со всем совокупным опытом,знаниями человечества, и в той мере, в какой они стали достоянием данногочеловека, и решать практические и теоретические проблемы, проникая черезявления в сущность все более и более глубокого порядка.
Логическоемышление — значит подчиненное правилам, принципам и законам, по которым мысльдвижется к истине, от одной истины к другой, более глубокой. Правила, законы мышления составляютсодержание логики как науки. Эти правила и законы не есть нечто имманентноприсущее самому мышлению. Логические законы — это обобщенное отражениеобъективных отношений вещей на основе практики. Степень совершенствачеловеческого мышления определяется мерой соответствия его содержаниясодержанию объективной реальности. Наш разум дисциплинируется логикой вещей,воспроизведенной в логике практических действий и всей системой духовнойкультуры[4]. Реальный процессмышления разворачивается не только в голове отдельной личности, но и в лоневсей истории культуры. Логичность мысли при достоверности исходных положенийявляется в известной мере гарантией не только ее правильности, но и истинности.В этом заключена великая познавательная сила логического мышления.
Первыйсущественный признак мышления заключается в том, что оно есть процессопосредованного познания предметов. Это опосредование может быть весьмасложным, многоступенчатым. Мышление опосредуется прежде всего чувственнойформой познания, нередко символическим содержанием образов, языком. Наосновании видимого, слышимого и осязаемого люди проникают в неведомое,неслышимое и неосязаемое. Именно на таком опосредованном познании строитсянаука.
На чемосновывается возможность опосредованного познания? Объективной основой опосредованногопроцесса познания является наличие опосредованных связей в мире. Например,причинно-следственные отношения дают возможность на основании восприятияследствия сделать вывод о причине, а на основании знания причины предвидетьследствие. Опосредованный характер мышления заключается также в том, чточеловек познает действительность не только на основе своего личного опыта, но иучитывает исторически накопленный опыт всего человечества.
Впроцессе мышления человек в поток своих мыслей вовлекает нити из полотна общегозапаса имеющихся в его голове знаний о самых разнообразных вещах, из всегонакопленного жизнью опыта. И зачастую самые невероятные сопоставления, аналогиии ассоциации могут привести к решению важной практической и теоретической проблемы.Теоретики могут с успехом извлекать научные результаты относительно вещей,которые они, быть может, никогда не видели. Таким образом, теоретизированиевсегда находит основу в практике.
В жизнимыслят не только «теоретики», но и практики. Практическое мышление направленона решение частных конкретных задач, тогда как. теоретическое мышление — наотыскание общих закономерностей. Практическое мышление непосредственно включенов практику и постоянно подвергается ее контролирующему воздействию.Теоретическое мышление подвергается практической проверке не в каждом звене, атолько в конечных результатах практического применения.
Практическоеи теоретическое мышление — это единый процесс. Они присутствуют в любом научномисследовании на любой его стадии. Однако в силу различных причин эти типымышления не всегда совмещаются в одном человеке с одинаковой полнотой. Историянауки знает блестящих экспериментаторов и не менее блестящих теоретиков инаоборот. В науке происходит в известной степени разделение труда между учеными— экспериментаторы и теоретики. И то и другое требует специфических навыков,образования, системы знаний и того, что называется складом ума.
Мышлениеявляется предметом изучения многих наук: теории познания, логики, психологии,физиологии высшей нервной деятельности, в какой-то мере эстетики, изучающейхудожественную форму мышления, а также в определенной степени общегоязыкознания, исследующего связь между языком и мышлением в их историческомразвитии.
Единствотеории познания, исследующей общие методы познания и отношение знания, мышленияк объективной реальности, и логических аспектов мысли с учетом психологиитворчества и достижений всего научного познания нашло свое наиболее полноеотражение в общефилософской логике. Логика выполняет важную роль общейметодологии наук. Именно логика представляет собой общее учение об историческомразвитии, самодвижении предмета познания и его отражении в мышлении, в движениипонятий.
Мышлениесовременного человека, достигшее удивительного совершенства в приемах активногоотражения действительности, представляет собой чрезвычайно сложный продуктмноговекового развития познавательной деятельности бесчисленных поколенийлюдей. Благодаря кропотливым и упорным жизненным усилиям каждое поколениенеустанно вносило свою посильную лепту в грандиозное здание культурычеловеческой мысли.
Для тогочтобы глубоко и всесторонне понять сущность человеческого мышления, вскрыть егопознавательную роль, изучить, каким оно является в данный момент, необходимовыяснить, как оно стало таковым. Без подлинно научной разработки историиразвития мышления не может быть и его настоящей теории.
Историческиразвитие мышления шло от конкретных, наглядно-образных форм к отвлеченным, всеболее абстрактным формам. Познание у каждого человека идет от живого созерцанияк абстрактному мышлению и является воспроизведением исторического пути развитиямышления. Специфические особенности ранних ступеней развития мышления,отличавшегося конкретностью, наглядностью, получили свое выражение, например, воперациях счета. Первобытный человек не мог осуществлять счет «в уме». Преждечем научиться считать мысленно, люди считали при помощи рук, манипулируя сконкретными предметами. Счет «в уме» возможен лишь посредством оперированияотвлеченными единицами, т.е. при условии абстрагирования количества предметовот самих предметов. Первобытные люди не обладали этой способностью; они моглисчитать лишь непосредственно осязаемые и зримые предметы[5].Слова и выражения в своем поступательном историческом развитии как быобволакивались тем смыслом, который вкладывали в них различные поколения людей,пользовавшиеся ими. Человек всегда стремился представить конкретно, наглядното, что недоступно конкретному восприятию.
/>5. Задание 1
Проанализируйте предложенныесуждения. В каком из них, на ваш взгляд, отражена сущность творческогомышления:
А) творческое мышление – этоспособность к фантазии;
Б) творческое мышление – это мышлениене по правилам логики;
В) творческое мышление – этоспособность получать новую информацию;
Г) творчество – способность создаватьпринципиально новое;
Д) творчество – процесс, при котороммы выходим за пределы известного знания и создаем то, чего не было в опыте.
К определению творческого мышленияболее подходит дефиниция «Д». Для творчества необходима фантазия, но, все же,только этого не достаточно. Если это мышление не по правилам логики, то этобудет бред сумасшедшего. Нелогично – значит неправильно, не истинно. Если мывспомним, что именно «берет за душу», например, поэзия, то это будутпроизведения правдивые, точные, выверенные временем, культурным развитиемавтора, его гениальностью. А то, что сумбурно и нелогично – может, будетсколько-то модным, и всего лишь. Определение «В» близко, но не полно. Дело втом, что творческий процесс – это не только получение информации, но и еепереработка и выдача. Не каждый, кто сумел увидеть что-то новое, может интересноэто предать другому.
Продукт творчества – это, конечно,что-то новое. Только непонятно, что значит «принципиально» новое. Философияпознания гласит, что невозможно создать то, чего совершенно нет. Например,нельзя придумать животное, которое будет представлять совершенно иной вид, чемимеющиеся на Земле.
И, наконец, последнее утверждениебольше всего относится к творчеству. Творческий человек действительно большевидит и больше знает (пусть даже в какой-то области), а потому может создатьто, чего не было (или не знакомо) в опыте человечества. 6.Задание 2
Пред вами – два противоположныхвзгляда на возможность создания мыслящего устройства:
1) мышление –продукт социальной среды. Его носитель – человек – является социальным субъектом.Машина не может «мыслить», т. к. не является социальным субъектом.
2) если социальнаяприрода мышления закономерна и познаваема, то она может быть в принципеискусственно воспроизведена.
Какой из ни вам представляется болееубедительным? Почему?
Мыслящее существо можно изобрести, нооно не будет социальным. Принадлежность к социуму дает не только одно мышление.Чтобы стать субъектом общества, человек проходит стадию социализации, а затем –индивидуализации, когда приобщается к общественным устоям, культуре, морали ит. д., и сам же становится затем их носителем и транслятором. Думаю, машине этоне под силу. Человек всегда сложнее машины, и сложнее самого себя или равногосебе придумать не сможет. Как говорится, выше крыши не прыгнешь. Верность 1)очевидна.
Заключение
Человек – часть живойприроды, т. е. – материи. И ему, соответственно, присущи все те свойства,которыми обладает земная материя в целом. Эти вопросы были рассмотрены в даннойработе: формы отражения материи, сознание, как форма «человеческого отражения».Развитие сознания и мышления неразрывно связано с речью, языком каксемиотической (знаковой) системой. Таким образом, человек – это венец эволюциии развития материи. Отражение, пройдя долгий путь развития от примитивной формы,воплотилось в человеческом сознании.
Вся материя обладает свойством, посуществу родственным с ощущением – свойством отражения. Любое отражение несёт всебе информацию об объекте отражения. Способность к отражению, а также характереё проявления зависят от уровня организации материи. Высшая форма организацииматерии – человек, его психика имеет высшую форму отражения – сознание.
Создание электронно-вычислительныхмашин, способных распознавать образы, различать вещи, осуществлятьформально-логические операции, вырабатывать условные рефлексы, т. е. отражатьотношения вещей и ориентироваться в мире, подтверждает идею об отражении каквсеобщем свойстве материи.
Универсальные свойстваматерии проявляются также во всеобщих законах её существования и развития: взаконе единства и борьбы противоположностей, взаимных переходов количественныхи качественных изменений, законе причинности и других важнейших сторонахматериального бытия, раскрываемых диалектическим материализмом и всейсовременной наукой.

Приложение
Рисунок 1.1 – Схемавключения низшего в высшее
/>С
Б
Х
Ф
Ф – физическая формаматерии (движения)
Х – химическая
Б – биологическая
С – социальная
СХ, СБ, СС – собственновысшее
Ф’, Ф’’, Ф’’’, Х’, Х’’,Б’ – низшее, включенное в высшее
Рис. 2.Структурачеловеческой психикиС – — сознание Ч – чувства Бс – — бессознательное Р – разум Соц – социальный уровень сознания Рс – рассудок Био – биологический В – воля Э – эмоции У – установки ЭлЧ – элементарные чувства Ин – интуиция И – инстинкты
Список литературы
1. Бердяев Н. А.Философия творчества, культуры и искусства.- В 2-х т. Т.1. – М., Искусство,1994.- 542с.
2. Введение вфилософию: Учебник для вузов. В 2 ч. Ч. 2 / Под общ. Ред. И. Т. Фролова. – М.:Политиздат, 1990. – 367 с.
3. Новоселов М.М. Абстракцияв лабиринтах познания (логический анализ). М.: Идея-Пресс, 2005. – 352 с.
4. Спиркин А. Г.Основы современной философии: Учебник для вузов. – Спб.: Издательство «Лань»,1998. – 384 с.
5. Хрестоматия пофилософии: Учеб. Пособие для вузов. Ростов-на – Дону: из-во «Феникс», 1999. –544с.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.