Гипероглавление:
Введение
1.1. Понятие, назначение и содержание бухгалтерской отчетности.
1.3. Пользователи бухгалтерской (финансовой) отчетности
1.4. Нормативное регулирование бухгалтерской (финансовой) отчетности в РФ
1.5. Виды бухгалтерской отчетности
1.6. Требования к бухгалтерской (финансовой) отчетности
БУХГАЛТЕРСКИЙ БАЛАНС
ИТОГО по разделу I
ИТОГО по разделу II
ИТОГО по разделу III
ОТЧЕТ ОБ ИЗМЕНЕНИЯХ КАПИТАЛА
Пояснительная записка
Список использованной литературы
--PAGE_BREAK--В бухгалтерском учете отчетность является его завершающим этапом, на котором происходят обобщение накопленной учетной информации и представление ее в виде, удобном для заинтересованных лиц. Предприятие любой организационно-правовой формы обязано составлять бухгалтерскую отчетность на основе данных синтетического и аналитического учета
Бухгалтерская отчетность служит одним из важнейших источников информации об условиях и результатах деятельности организации, доступных различным группам пользователей. Однако в полной мере выполнять эту функцию она может лишь в том случае, если отвечает основным качественным характеристикам: достоверности, полноте, существенности, нейтральности
Бухгалтерская отчетность представляет собой совокупность данных, характеризующих результаты финансово-хозяйственной деятельности предприятия за отчетный период, полученный из данных бухгалтерского и других видов учета. Она представляет собой средство управления предприятием и одновременно метод обобщения и представления информации о хозяйственной деятельности.
Отчетность выполняет важную функциональную роль в системе экономической информации. Она интегрирует информацию всех видов учета и представляется в виде таблиц, удобных для восприятия информации объектами хозяйствования.
Методологически и организационно отчетность является неотъемлемым элементом всей системы бухгалтерского учета и выступает завершающим этапом учетного процесса, что обуславливает органическое единство формирующихся в ней показателей с первичной документацией и учетными регистрами.
Информация о хозяйственных операциях, произведенных экономическим субъектом за определенный период времени, обобщается в соответствующих учетных регистрах и из них переносится в сгруппированном виде в бухгалтерскую отчетность. Такая процедура обобщения учетной информации необходима в первую очередь самому предприятию и связана с необходимостью уточнения, а в ряде случаев и корректировки дальнейшего курса финансово-хозяйственной деятельности конкретного предприятия.
Целью курсовой работы является освещение вопросов, касающихся понятия бухгалтерской отчетности в целом.
Задачи курсовой работы состоят в следующем:
1. Понятие, назначение и содержание бухгалтерской отчетности
2. Стандартизация бухгалтерской (финансовой) отчетности в
международной практике
3. Виды бухгалтерской отчетности
4. Требования к бухгалтерской (финансовой) отчетности
Объектом исследования является СХПК им. Сунь Ят-сена.
--PAGE_BREAK--1.2. Стандартизация бухгалтерской (финансовой) отчетности в международной практике
Концептуальные основы формирования бухгалтерской отчетности существуют практически во всех странах. Например, в США действуют положения о концепциях финансового учета, в Великобритании – положения о принципах. В Международных стандартах финансовой отчетности концептуальные основы сформулированы в главе «Принципы», которая предшествует изложению самих международных стандартов. В России принципы составления бухгалтерской отчетности изложены в Концепции бухгалтерского учета в рыночной экономике; кроме этого, ряд принципов провозглашен в некоторых законодательных и нормативных актах.
Как известно, актуальной проблемой развития бухгалтерского учета в России является сближение его с практикой, принятой в странах с рыночной экономикой. Сближение с мировой практикой ведения бухгалтерского учета – необходимое условие для активного вхождения России в международные рынки капитала. Из всех зарубежных моделей бухгалтерского учета в качестве ориентира для отечественного учета выбраны международные стандарты финансовой отчетности (МСФО). Этот выбор законодательно закреплен постановлением Правительства Российской Федерации от 6 марта 1998 г. № 283, которым утверждена Программа реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности. В результате выполнения этой программы в настоящее время в России уже многое сделано для перехода на принятую в международной практике систему учета и отчетности, в частности в применении принципов составления бухгалтерской отчетности. Тем не менее до сих пор данные, составленные по российским правилам, и данные, подготовленные в соответствии с МСФО, существенно различаются. В связи с этим особое значение имеет изучение основных принципов построения зарубежной отчетности.
Можно выделить несколько моделей (систем) бухгалтерского учета и отчетности, объединяющих страны с общими подходами к организации и методологии бухгалтерского учета и отчетности.
1. Англосаксонская модель. По этой модели работают в США, Канаде, Мексике, Великобритании и ее бывших колониях (Австралии, Новой Зеландии, Южной Африке). Для этих стран характерна ориентация на интересы таких пользователей, как инвесторы и акционеры, а также наличие развитого рынка ценных бумаг, влияющего на требование качества бухгалтерской отчетности. В этих странах государственное регулирование бухгалтерского учета отсутствует или незначительно. Учет и отчетность регламентируются стандартами, разрабатываемыми независимыми профессиональными учетными организациями. Высоко развита система подготовки учетных кадров, выходящая далеко за пределы национальных границ.
2. Континентальная, или европейская, модель. Объединяет Германию, Францию, Италию, Бельгию, Швейцарию и другие страны. Основными чертами этой модели являются: сильное воздействие законодательства на регулирование учета; тесная связь учета и налогообложения; ориентация на государственные нужды; более слабое развитие профессиональных организаций, выполняющих консультативную роль.
3. Латиноамериканская модель. По этой модели работают Бразилия, Аргентина, Чили, Перу и другие страны, для которых характерны высокие темпы инфляции и государственное регулирование многих учетных вопросов.
4. Прочие модели. Международные стандарты финансовой отчетности стали разрабатываться исходя из потребностей транснациональных корпораций. Имея дочерние предприятия, филиалы и представительства на территории нескольких государств, такие корпорации столкнулись с существенными различиями в порядке ведения бухгалтерского учета, в налоговом законодательстве, оценке средств в балансе. Несопоставимость отчетных данных и недостаточная прозрачность отчетности не давали возможности выявить подлинное финансовое положение партнеров по бизнесу в разных странах.
Для гармонизации и унификации учетной теории и практики в 1973 г. профессиональными бухгалтерскими организациями был создан Совет по международным стандартам финансовой отчетности (СМСФО). В настоящее время в нем участвуют более 100 профессиональных бухгалтерских объединений и ассоциаций из 76 стран. Это независимая, неправительственная организация.
Основные задачиСМСФО:
• разрабатывать и публиковать учетные стандарты, которые должны приниматься во внимание при составлении финансовой отчетности;
• способствовать распространению этих стандартов, их принятию и соблюдению на международном уровне;
• осуществлять работу по совершенствованию и гармонизации национальных стандартов и процедур составления отчетности.
На мировом уровне Совет – единственная официально признанная организация, выпускающая стандарты финансовой отчетности.
Процедура разработки и выпуска стандартов состоит из нескольких этапов и занимает примерно три года. Каждый стандарт содержит:
• задачи и концепции;
• круг охватываемых проблем;
• терминологию;
• критерии применения данного стандарта;
• базы оценки и методы учета;
• способ раскрытия информации и пояснения.
Процесс внедрения стандартов длительный и трудный. Это связано в том числе и с отсутствием у Совета юридически директивных полномочий. Поэтому международные стандарты носят лишь рекомендательный характер.
Внедрение стандартов может проводиться по-разному:
• включением стандарта целиком или отдельных его положений в национальное законодательство;
• применением его по рекомендациям и под наблюдением национальных бухгалтерских ассоциаций;
• добровольным решением самих организаций следовать предлагаемым нормам.
В Европейском Сообществе процесс гармонизации учета имеет свои особенности, в основе которых:
• характер регулирования (более жесткое через законодательство);
• неоднозначное понимание роли бухгалтерского учета (Голландия, Англия и Ирландия ориентированы на собственников и кредиторов; Германия, Бельгия, Люксембург – на защиту в первую очередь интересов банков; Франция – в основном на нужды макроэкономического планирования).
Директивы ЕЭС адресованы правительствам стран-участниц и являются для них обязательными, но оставляют за ними свободу выбора решений о конкретных формах и методах включения директив в национальное законодательство.
Особенно важны 4-я и 7-я директивы ЕЭС. 4-я директива,принятая в 1978 г., рассматривает вопросы годовой финансовой отчетности: формы и структуру баланса и отчета о прибылях и убытках; содержание примечаний к этим документам. В отчетности даны рекомендации по оценке согласно исторической (первоначальной) стоимости, но при допущении альтернативных методов: периодической переоценки, восстановительной стоимости, учета инфляционного фактора. Директива касается также вопросов подготовки отчетов, их публикации и аудита. Правительства стран – членов ЕЭС могут разрешать определенные допущения и отклонения от требований директивы в отношении объема публикуемой информации и аудиторского контроля, но не правил оценки.
7-я директива,принятая в 1983 г., посвящена консолидированной (сводной) отчетности. В ней дано определение экономической группы организаций, охватываемых консолидацией, и раскрывается понятие контроля как основного критерия группы.
Эти директивы создали основу принятия аналогичных документов в отдельных отраслях экономики, например, в 1986 г. была одобрена директива по годовой и консолидированной отчетности банков и других финансовых институтов.
продолжение
--PAGE_BREAK--1.3. Пользователи бухгалтерской (финансовой) отчетности
В условиях рыночной экономики любая коммерческая организация стремится к извлечению экономических выгод. Именно целевая направленность является существенной в деловой активности организации, это же обстоятельство признается важнейшим с точки зрения условий формирования финансовых ресурсов любой организации, ее финансового капитала. Все заинтересованные лица могут быть рассмотрены как потенциальные инвесторы.
Заинтересованными пользователями информации, формирующейся в бухгалтерском учете и отражаемой в бухгалтерской отчетности, считаются лица, имеющие какие-либо потребности в информации об организации, обладающие достаточными познаниями и навыками для того, чтобы понять, оценить и использовать эту информацию, а также желающие изучать эту информацию.
Физические и юридические лица, являющиеся пользователями информации, содержащейся в бухгалтерской отчетности, условно делятся на две основные группы – внутренние и внешние (рис. 1.1).
Рис. 1.1. Состав внутренних и внешних пользователей бухгалтерской отчетности
Внутренние пользователиведут свою деятельность в рамках данного экономического субъекта. Информация бухгалтерской отчетности используется ими прежде всего для обоснования и принятия различных управленческих решений, для разработки стратегии и тактики функционирования и развития организации. Внутренние пользователи, в отличие от внешних, располагают возможностью использовать данные не только бухгалтерской отчетности, но и бухгалтерского, оперативного и статистического учета. Для внешних пользователей эта информация недоступна, так как составляет коммерческую тайну организации.
С точки зрения информационных потребностей внутренних пользователей следует отметить, что им необходима информация о текущем и перспективном финансовом состоянии организации и о финансовых результатах ее деятельности в разрезе различных отраслевых и географических сегментов. Работники заинтересованы в информации о стабильности и прибыльности работодателей; способности организации гарантировать оплату труда и сохранение рабочих мест.
Внешние пользователив своей деятельности обособлены по отношению к данному экономическому субъекту, но нуждаются в информации о нем. Они могут иметь прямой или косвенный финансовый интерес к данной организации.
Прямой финансовый интереспользователей, как правило, связан с уже осуществленными или планируемыми инвестициями. Пользователи с прямым финансовым интересом – это собственники, настоящие и потенциальные инвесторы, кредитующие банки, поставщики организации. Они заинтересованы в информации о рискованности и доходности предполагаемых или осуществленных ими инвестиций; возможности и целесообразности распоряжаться инвестициями; способности организации выплачивать дивиденды. Поставщики и подрядчики заинтересованы в информации о платежеспособности организации, позволяющей своевременно погасить обязательства.
Косвенный финансовый интерес возникает, когда у пользователей нет прямой финансовой заинтересованности в результатах деятельности организации, но в силу возложенных на них контрольных функций или хозяйственных связей их интересует отчетная информация для определения перспектив сотрудничества. К данной группе относятся налоговые и финансовые органы, которые контролируют сбор налогов и формирование бюджетов различных уровней. Они заинтересованы в информации о налогооблагаемых показателях, которые в основной своей массе формируются в бухгалтерском учете и отражаются в том числе в бухгалтерской отчетности. Обслуживающие банки и страховые организации на основании отчетных данных оценивают возможность заключения договоров по расчетно-кассовому обслуживанию и договоров страхования.
Правительственные органы заинтересованы в информации по осуществлению возложенных на них функций: распределению ресурсов, регулированию экономики, разработке и реализации общегосударственной политики. Покупатели и заказчики заинтересованы в информации о продолжении деятельности организации. Аудиторские организации подтверждают достоверность бухгалтерской отчетности, а так как их услуги являются платными, то присутствует косвенный финансовый интерес в информации о финансовом положении и финансовых результатах клиентов.
Отдельную группу внешних пользователей бухгалтерской отчетности составляют пользователи без финансового интереса – органы статистики, арбитраж, биржи. Сбор и обработка отчетных данных являются обязательным атрибутом деятельности этих пользователей, возложенными на них обязанностями, выполнение которых не связано с прямым или косвенным финансовым интересом.
Информационные потребности внешних пользователей бухгалтерской отчетности в силу их многочисленности различаются. Но все внешние пользователи ориентируются, как правило, на публичную бухгалтерскую отчетность или, как ее еще называют, бухгалтерскую (финансовую) отчетность. Она доступна пользователям, не содержит сведений, относящихся к коммерческой тайне, и унифицирована по объему информации.
На основании данных бухгалтерской (финансовой) отчетности заинтересованные пользователи анализируют имущественное и финансовое положение организации, ее платежеспособность, финансовые результаты, эффективность деятельности и использования ресурсов. Таким образом, бухгалтерская (финансовая) отчетность позволяет в основном удовлетворить информационные запросы всех групп пользователей, что предъявляет особые требования к ее содержанию и порядку формирования.
продолжение
--PAGE_BREAK--1.4. Нормативное регулирование бухгалтерской (финансовой) отчетности в РФ
В настоящее время в России сложилась четырехуровневая система регулирования учета и отчетности, на формирование которой огромное влияние оказали экономические преобразования в стране, необходимость для организаций работать в новых рыночных условиях, а также активное распространение международных стандартов финансовой отчетности.
Первыйуровень наряду с другими законодательными актами образует Федеральный закон «О бухгалтерском учете» от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ, в который в 1998 г. были внесены изменения и дополнения. Данным Законом, который является фундаментом системы регулирования бухгалтерского учета, установлены единые правовые методологические основы ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской отчетности в Российской Федерации. В соответствии с этими основами общее руководство бухгалтерским учетом осуществляет Правительство Российской Федерации, предоставившее право регулирования бухгалтерского учета Министерству финансов Российской Федерации, Центральному банку Российской Федерации, другим ведомствам и организациям. Появление этого документа трудно переоценить – в сущности бухгалтерская и налоговая системы приобрели одинаковый статус. В качестве одной из основных задач бухгалтерского учета названный Закон предусматривает обеспечение информацией, необходимой внутренним и внешним пользователям бухгалтерской отчетности для контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации при осуществлении организацией хозяйственных операций и за их целесообразностью, наличием и движением имущества и обязательств, использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов в соответствии с утвержденными нормами, нормативами и сметами.
В Законе о бухгалтерском учете дается определение бухгалтерской отчетности как единой системы данных об имущественном и финансовом положении организации и результатах ее хозяйственной деятельности, составляемой на основе данных бухгалтерского учета.
Несколько статей Закона непосредственно посвящены более конкретным вопросам состава и содержания отчетности.
В одном ряду с Законом о бухгалтерском учете стоят другие законы, например Федеральные законы «Об акционерных обществах», «Об обществах с ограниченной ответственностью»; Указы Президента РФ; Постановления Правительства РФ, например постановление «Об утверждении Программы реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности» от 6 марта 1998 г. № 283. Эти документы прямо или косвенно регулируют ведение бухгалтерского учета и составление бухгалтерской (финансовой) отчетности. Важными нормативными актами первого уровня являются Гражданский кодекс РФ, Налоговый кодекс РФ, Трудовой кодекс РФ, Кодекс об административных правонарушениях РФ и др.
Одним из важнейших методологических документов в области бухгалтерского учета является Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, в котором сформулированы важнейшие принципы учета в организациях. В дальнейшем многие статьи данного Положения были приняты в новой редакции в связи с введением в действие части первой ГК РФ и других нормативных актов. Заменив ранее действовавшие положения о бухгалтерских отчетах, главных бухгалтерах, законодатели учли в указанном Положении требования рыночной экономики. Однако, несмотря на всю важность данного документа, его нельзя однозначно отнести к документам первого уровня, поскольку оно утверждено не законодательным органом, а приказом Минфина России.
Второйуровень составляют Положения по бухгалтерскому учету (ПБУ), которые были разработаны Минфином России согласно государственной программе перехода Российской Федерации на принятую в международной практике систему учета и статистики в соответствии с требованиями развития рыночной экономики. В этих ПБУ рассматриваются отдельные методологические вопросы учета конкретных операций, например основных средств и запасов. Перечень приоритетных вопросов, подлежащих регулированию, утвержден упомянутой выше Программой. Многие Положения по бухгалтерскому учету непосредственно связаны с составлением отчетности – это прежде всего ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации», утвержденное приказом Минфина России от 6 июля 1999 г. № 43н. Данные Положения по бухгалтерскому учету утверждаются приказами Минфина России. Некоторые ПБУ претерпели изменения с момента их первой публикации. В настоящее время действуют 20 положений по бухгалтерскому учету.
К числу документов второго уровня следует отнести также План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности и Инструкцию по его применению, являющиеся базовыми документами системы бухгалтерского учета в России. План счетов – документ общего порядка; этот документ является единым, обязательным к применению в организациях любых видов деятельности и всех отраслей экономики независимо от форм собственности, подчиненности, за исключением бюджетных организаций и банков. В План счетов неоднократно вносились корректировки в связи с меняющимися экономическими условиями. Минфин России приказом от 31 октября 2000 г. утвердил План счетов, который введен в действие с 1 января 2001 г.
Третийуровень объединяет ведомственные документы: инструкции, указания, конкретизирующие общие методологические указания, изложенные в законах и ПБУ, в соответствии с отраслевой спецификой.
Документы третьего уровня регулируют конкретные операции. Так, если ПБУ 4/99 является документом второго уровня, то приказы Минфина России, издаваемые в его развитие и конкретизирующие требования к отчетности текущего года, являются документами третьего уровня (например, приказ от 27 июля 2003 г. № 67-н «О формах бухгалтерской отчетности организаций».
Четвертыйуровень включает приказы, указания, инструкции, выпускаемые самой организацией. Так, рабочий план счетов, составленный на основе единого Плана счетов, или учетная политика организации, принятая в соответствии с ПБУ 1/98, являются документами четвертого уровня.
На современном этапе развития рыночной экономики за Министерством финансов Российской Федерации, работающим при активном участии бухгалтерской общественности, сохраняются функции регулирования, постановки бухгалтерского учета и составления отчетности. Вместе с тем все более активное участие в разработке методологических вопросов и подготовке профессиональных учетных кадров принимает созданная в 1997 г. организация – Институт профессиональных бухгалтеров (ИПБ), имеющий разветвленную сеть во всех регионах России.
Формирование современной системы регулирования бухгалтерского учета и отчетности в нашей стране происходит под активным влиянием процесса распространения во всем мире международных стандартов финансовой отчетности – МСФО, разрабатываемых Советом по международным стандартам финансовой отчетности.
С целью приведения национальной системы бухгалтерского учета в соответствие с требованиями рыночной экономики и МСФО; формирования системы национальных стандартов учета и отчетности, обеспечивающих полезной информацией пользователей, в первую очередь инвесторов; обеспечения увязки реформы бухгалтерского учета в России с основными тенденциями гармонизации стандартов на международном уровне; оказания методической помощи организациям в понимании и внедрении реформированной модели бухгалтерского учета была разработана Программа реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности.
Таким образом, состав нормативных документов, регламентирующих вопросы бухгалтерской (финансовой) отчетности в РФ, достаточно обширен. Но непосредственное отношение к процессу формирования отчетности имеют следующие нормативные документы:
1. Федеральный закон «О бухгалтерском учете» от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ.
2. Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ, утвержденное приказом Министерства финансов РФ от 29 июля 1998 г. № 34-н. [ от 26.03.2007 N 26н) ]
3. ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации», утвержденное приказом Министерства финансов РФ от 6 июля 1999 г. [ от 27.11.2006 N 156н) ]
4. Приказ Министерства финансов РФ «О формах бухгалтерской отчетности организаций» от 22 июля 2003 г. № 67-н.
В Федеральном законе «О бухгалтерском учете» определены состав бухгалтерской отчетности, порядок ее представления и публикации. В «Положении по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ» содержатся правила составления отчетности и оценки ее статей. В ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации» установлены требования к отчетности, содержание и методические основы ее формирования. Приказом № 67-н утверждены перечень форм годовой и промежуточной отчетности и указания по их составлению. Однако этим Приказом Минфин России утвердил лишь примерные формы (в качестве образцов). Организации имеют право вносить в них изменения. Но утверждая собственные формы бухгалтерской отчетности, организации должны соблюдать определенные требования. Главное – сохранить принципы построения этих форм. Так, разрабатывая собственный вариант баланса, организация не вправе нарушать порядок расположения его статей. Их необходимо размещать по степени возрастания ликвидности (нематериальные активы, основные средства, незавершенное строительство и т. д.).
В состав годовой бухгалтерской отчетностиорганизаций, являющихся юридическими лицами, кроме кредитных, страховых и бюджетных организаций включаются:
1) Бухгалтерский баланс – форма № 1;
2) Отчет о прибылях и убытках – форма № 2;
3) Отчет об изменениях капитала – форма № 3;
4) Отчет о движении денежных средств – форма № 4;
5) Приложение к бухгалтерскому балансу – форма № 5;
6) пояснительная записка;
7) аудиторское заключение, подтверждающее достоверность бухгалтерской отчетности, если организация подлежит обязательному аудиту.
Субъекты малого предпринимательства, не обязанные проводить аудиторскую проверку достоверности бухгалтерской отчетности, могут принять решение о представлении бухгалтерской отчетности в объеме Бухгалтерского баланса и Отчета о прибылях и убытках без дополнительных расшифровок в указанных формах и имеют право не представлять в составе бухгалтерской отчетности Отчет об изменениях капитала (форма № 3), Отчет о движении денежных средств (форма № 4), Приложение к бухгалтерскому балансу (форма № 5), пояснительную записку.
Субъекты малого предпринимательства, обязанные проводить аудиторскую проверку достоверности бухгалтерской отчетности, имеют право не представлять в составе бухгалтерской отчетности Отчет об изменениях капитала (форма № 3), Отчет о движении денежных средств (форма № 4), Приложение к бухгалтерскому балансу (форма № 5) при отсутствии соответствующих данных.
Некоммерческие организации могут не представлять в составе бухгалтерской отчетности Отчет об изменениях капитала (форма № 3), Отчет о движении денежных средств (форма № 4), Приложение к бухгалтерскому балансу (форма № 5) при отсутствии соответствующих данных.
Некоммерческим организациям рекомендуется включать в состав бухгалтерской отчетности Отчет о целевом использовании полученных средств (форма № 6).
В состав промежуточной бухгалтерской отчетности включаются:
1) Бухгалтерский баланс;
2) Отчет о прибылях и убытках.
Таким образом, в зависимости от объемов деятельности возможны три варианта формирования бухгалтерской отчетности:
1) упрощенный – для субъектов малого предпринимательства и некоммерческих (кроме бюджетных) организаций;
2) стандартный – для коммерческих организаций, относящихся к группе средних и крупных организаций. Бухгалтерская отчетность формируется исходя из образцов форм, приведенных в Приложении к Приказу Минфина России от 22 июля 2003 г. № 67н;
3) множественный – для коммерческих организаций, относящихся к группе крупнейших и крупных организаций, осуществляющих несколько видов деятельности. В этом случае количество форм, составляющих бухгалтерскую отчетность организации, и вариантов представления отчетной информации значительно увеличивается. Вместо одной формы № 5 «Приложение к бухгалтерскому балансу» целесообразно представлять показатели отдельных ее разделов в виде самостоятельных форм бухгалтерской отчетности. В крупных компаниях важную роль приобретает информация по сегментам (операционным и географическим).
продолжение
--PAGE_BREAK--1.5. Виды бухгалтерской отчетности
Бухгалтерская отчетность делится на виды по следующим основным признакам:
1. По назначениюразличают внешнюю и внутреннюю отчетность. Внешняя отчетностьслужит средством информирования внешних пользователей о характере деятельности, доходности и имущественном положении хозяйствующего субъекта. Состав внешней бухгалтерской отчетности регламентируется Министерством финансов РФ. Внешняя бухгалтерская отчетность в соответствии с международными стандартами подлежит обязательному опубликованию. Поэтому она называется «публичной». Внутренняя отчетность удовлетворяет информационные потребности самой организации в процессе принятия управленческих решений. Она строится на данных управленческого учета. Состав, сроки и ответственные за предоставление внутренней отчетности устанавливаются руководителем организации и отражаются в приказе об учетной политике.
2. По периодичностиразличают годовую и промежуточную отчетность. Отчетность, составляемая по состоянию на конец отчетного года, – это годовая отчетность. Отчетность, составляемая на внутригодовую дату, – это промежуточная отчетность. Внешняя промежуточная отчетность составляется за квартал, полугодие и девять месяцев. Периодичность составления внутренней промежуточной отчетности определяет руководитель организации (суточная, недельная, декадная, месячная и др.).
3. По степени обобщенияотчетных данных различают индивидуальную, сводную и консолидированную отчетность. Индивидуальная отчетностьхарактеризует положение и результаты деятельности отдельного хозяйствующего субъекта – юридического лица. Сводная отчетностьсоставляется министерствами и другими федеральными органами исполнительной власти для статистического обобщения или в рамках одного юридического лица на основании данных по его подразделениям и филиалам, выделенным на отдельный баланс, но не являющимся самостоятельными юридическими лицами. Консолидированная отчетностьсоставляется группой организаций по совместно контролируемому имуществу. Такая группа представлена материнской компанией и ее дочерними предприятиями. Консолидированная отчетность, в отличие от сводной, должна показывать прежде всего инвесторам и другим заинтересованным лицам результаты финансово-хозяйственной деятельности группы взаимосвязанных предприятий, юридически самостоятельных, но фактически являющихся единым хозяйственным организмом.
1.6. Требования к бухгалтерской (финансовой) отчетности
К бухгалтерской (финансовой) отчетности в РФ предъявляют следующие требования:
1. Достоверность. Это объективное и правдивое отражение событий, представленных в отчетности, а также отсутствие существенных ошибок и отклонений. Согласно ПБУ 4/99 достоверной считается бухгалтерская отчетность, сформированная исходя из правил, установленных нормативными актами по бухгалтерскому учету.
2. Существенность. Это значимость информации, представленной в отчетности. Информация считается существенной, если ее отсутствие или искажение может повлиять на экономическое решение пользователей, принятое по данной отчетности.
Если при составлении бухгалтерской отчетности исходя из правил ПБУ 4/99 выявляется недостаточность данных для формирования полного представления об имущественном и финансовом положении, то организация имеет право включать в отчетность соответствующие дополнительные показатели и пояснения.
3. Нейтральность. Это отсутствие пристрастных оценок, нацеленных на оказание влияния на какую-либо категорию пользователей. В бухгалтерской отчетности должно быть исключено одностороннее удовлетворение интересов одних групп пользователей бухгалтерской отчетности перед другими. Информация не является нейтральной, если при отборе или определенном представлении она влияет на решения и оценки пользователей таким образом, что достигаются предопределенные результаты или последствия.
4. Целостность. Это необходимость включения в бухгалтерскую отчетность данных обо всех хозяйственных операциях, осуществленных как организацией в целом, так и ее филиалами, представительствами и иными подразделениями, в том числе выделенными на отдельные балансы. Под отдельным балансом понимается система показателей, формируемая подразделением организации и отражающая его имущественное и финансовое положение на отчетную дату, что требуется для нужд управления организацией, в том числе для составления отчетности.
5. Последовательность. Означает необходимость соблюдения постоянства в содержании и формах баланса, отчета о прибылях и убытках и пояснений к ним от одного отчетного года к другому.
6. Сопоставимость. Это сравнимость отчетной информации за несколько отчетных периодов. В бухгалтерской отчетности по каждому числовому показателю должны быть приведены данные минимум за два года – отчетный и предшествующий отчетному. Если данные за предшествующий период несопоставимы с данными за отчетный период (реорганизация, изменение учетной политики), то первые из названных данных подлежат корректировке исходя из правил, установленных нормативными актами по бухгалтерскому учету. Каждая существенная корректировка должна быть раскрыта в пояснительной записке.
7. Требование соблюдения отчетного периода. Отчетный период – период, за который организация должна составлять бухгалтерскую отчетность; отчетная дата – дата, по состоянию на которую организация должна составлять бухгалтерскую отчетность.
В качестве отчетного года в РФ принят период с 1 января по 31 декабря включительно, то есть отчетный год совпадает с календарным. Отчетной датой считается последний календарный день отчетного периода (для годового отчета – это 31 декабря, для промежуточных – 31 марта, 30 июня, 30 сентября). Первым отчетным годом для вновь созданной организации считается период с даты государственной регистрации по 31 декабря соответствующего года, а для организаций, созданных после 1 октября, – по 31 декабря следующего года.
8. Требование правильного оформления отчетности. Бухгалтерская отчетность составляется на русском языке в валюте РФ, подписывается руководителем и главным бухгалтером. Статьи типовых форм отчетности, по которым отсутствуют числовые значения показателей, в формы организации не включаются. Каждая составляющая часть бухгалтерской отчетности должна содержать следующие данные: наименование составляющей части, указание отчетной даты или отчетного периода, за который составлена отчетность, полное наименование организации, идентификационный номер налогоплательщика (ИНН), вид деятельности, организационно-правовая форма, единица измерения, местонахождение (адрес), дата утверждения, дата отправки.
Данные бухгалтерской отчетности приводятся в тысячах рублей без десятичных знаков. Организация, имеющая существенные обороты продаж, обязательств и т. п., может приводить данные в бухгалтерской отчетности в миллионах рублей без десятичных знаков.
В формах бухгалтерской отчетности строки, по которым раскрываются соответствующие показатели, организациями кодируются самостоятельно при разработке и принятии форм бухгалтерской отчетности.
В формах бухгалтерской отчетности не должно быть никаких подчисток и помарок.
2 Организационно – экономическая характеристика СХПК им.Сунь Ят-сена
Сельскохозяйственный производственный кооператив имени Сунь Ят-сена расположен в северо-западной части Михайловского района, в 140км от города Владивосток и 15км от районного центра села Михайловка.
Юридический адрес: 692641 Приморский край Михайловский район
с. Первомайское ул. Ленинская,13
ИНН 2520001131 КПП 252001001 ОКПО 00644393 ОКВЭД 012,21
Руководитель: Павлюк М.В.
Главный бухгалтер: Угрюмова Е.М.
Организационно – правовая форма собственности: коллективно-долевая
Вид деятельности: разведение КРС.
В 1929 году был организован как совхоз имени Сунь Ят-сена на свободных крестьянских землях. Первоначальна площадь совхоза составляла 46800га. На протяжении этих лет он несколько раз разукрупнялся. В 1977 году из состава совхоза отделились третье и четвертое отделения. Стал состоять из двух отделений с центральной усадьбой и 1 отделением в селе Первомайское, и 2 отделением в селе Ленинское. 23 ноября 1998 года Постановлением главы администрации муниципального образования Михайловского района, на основании ГК РФ и Законом «О сельскохозяйственной кооперации» совхоз был перерегистрирован в сельскохозяйственный производственный кооператив имени Сунь Ят-сена.
Ближайшая железнодорожная станция Дубининск Дальневосточной железной дороги находится в 15 км от хозяйства. Отделения между собой соединены проселочной дорогой. Пункты сдачи сельхозпродукции: зерно – Дубининский хлебоприемный пункт; соя – ЗАО УМЖК «Приморская соя» город Уссурийск; молоко – Уссурийский молочный завод город Уссурийск; мясо и мясопродукция
--PAGE_BREAK--
3
Составление годового бухгалтерского отчета
Баланс — брутто ОАО «Вымпел» (остатки по состоянию на начало года)
продолжение
--PAGE_BREAK--
Среднесписочная численностьработников в отчетном году — 205 чел.
Хозяйственные операции за декабрь отчетного года
№ п/п
Содержание операции
Сумма
Корреспондиру ющие счета
Учетные регистры
(У-Д-е.)
дебет
кредит
Журналы- ордера
Ведомости
1
2
3
4
5
6
7
1
Приобретен у завода сельхозмашин культиватор:
а) отпускная цена с учетом расходов по доставке
б) НДС
в)____________________ введен в эксплуатацию
30000 3000 30000
08
19
01
60
60
08
№6 АПК
№8 АПК
№13АПК №16АПК
№32АПК
№35АПК №79АПК
2
Вследствие физического износа ликвидируется сеялка зерновая:
а) списывается первоначальная стоимость
б) списывается накопленная амортизация
в) списывается остаточная стоимость
г) начислена оплата за разборку сеялки
д) начислен единый социальный налог (взнос)
е)____________________ оприходованы на склад запасные части и металлолом
61000 50000 11000 3000
600
2300
01/выб
02
91/2
91/2
91/3
10
01/ос 01/выб 01/выб
70
69
91/1
№13 АПК
№ 10АПК
№48АПК
№55АПК №56АПК №65АПК №74АПК
3
Продан автоприцеп:
а) списывается первоначальная стоимость
б) списывается накопленная амортизация
в) списывается остаточная стоимость
г) начислена стоимость продажи
Д) НДС
40000
1000 39000 49200 4472,73
01/выб
02
91/2
62
91/3
01/ос
01/выб 01/выб 91/1
68
№8АПК №10АПК
№ 13 АПК
№32АПК
№38АПК №48АПК
№64АПК №65АПК №74АПК
4
Приобретено право на изобретение:
а) фактическая цена приобретения
б) НДС
в)____________________ оприходовано в состав нематериальных активов
10000 1000
10000
08
19
04
60
60
08
№6 АПК
№8 АПК
№13АПК №16АПК
№32АПК
№35АПК №79АПК
5
Оплачены счета поставщиков за приобретенное имущество:
а) сельхозмашины
б) нематериальных активов
Итого
33000 11000 44000
60
60
60
51
51
51
№2 АПК
№6 АПК
№35 АПК
№2 АПК
6
Списан (зачтен) НДС:
а) по основным средствам
3000
68
19
№8АПК
№32АПК
б) по нематериальным активам
1000
68
19
№37АПК
Итого
4000
68
19
7
Начислена амортизация основных средств:
а)машин и производственного оборудования:
цеха растениеводства
19100
20/1
02
цеха животноводства
16300
20/2
02
цеха промышленных производств
21400
20/3
02
ремонтной мастерской
4200
23/1
02
Итого
61000
б) зданий и хозяйственного инвентаря
№10АПК
№48АПК
общепроизводственного значения:
цеха растениеводства
7800
25/1
02
цеха животноводства
7100
25/2
02
цеха промышленных производств
5700
25/3
02
ремонтной мастерской
1400
25/4
02
Итого
22000
в) зданий и инвентаря
общехозяйственного значения
2445
26
02
Всего
85445
8
Начислена амортизация по
нематериальным активам,
05
№10АПК
используемым в общехозяйственных
1700
26
целях (с использованием счета 05)
9
Приобретены акции по их номинальной стоимости за 60000руб. В конце декабря акции были проданы за 70000 руб.:
а) покупка акций (перечисление денег)
60000
58
51
№5 АПК
№2 АПК
б)списание проданных акций
60000
91/2
58
№8 АПК
№38АПК
в) начислена выручка за проданные акции
70000
76
91/1
№65АПК
10
1 октября отчетного года приобретены облигации за 140000 руб. при их номинальной стоимости130000 руб. Доходы по облигациям составляют 20% годовых
Выплата процентов производится ежеквартально. Срок погашения облигаций наступит через 2 года:
№5АП
№ 2 АПК
№2АПК
№ 65АПК
а) начислены проценты за квартал
6500
76
91/1
б) погашена разница между покупной
и номинальной стоимостью облигаций
за квартал
1250
91/2
58
в) поступил доход по облигациям
6500
51
76
11
Оприходованы поступившие от поставщиков:
а) комбикорм — фактурная стоимость НДС
б) минеральные удобрения — фактурная стоимость
НДС
23000
2300
42000
4200
10
19
10
19
60
60
60
60
№6АПК №8АПК №10АПК
№31 АПК №32АПК №35 АПК
Итого
71500
(учет материалов ведется без использования счетов 15 и 16)
12
Оплачены счета поставщиков за материалы, поступившие до 1 декабря
582000
60
51
№6 АПК
№2 АПК
13
Оплачены счета поставщиков за
материалы, поступившие в декабре:
а) комбикорм
25300
60
51
№6 АПК
№2 АПК
б) минеральные удобрения
Итого
46200
71500
60
51
14
Отпущены со склада и израсходованы в
декабре материалы:
а) цеху растениеводства
б) цеху животноводства
в) цеху промышленных производств
126150 133900 124120
20/1
20/2
20/3
10
10
10
г)ремонтной мастерской для выполнения
заказов:
цеха растениеводства
цеха животноводства
5790
4340
23/раст. 23/жив.
10
10
№10АПК
№31 АПК
д) на хозяйственные нужды: цеха растениеводства
цеха животноводства
1760
2830
25/1
25/2
10
10
ремонтной мастерской
е) общехозяйственного управления
398890
15
Передан со склада в эксплуатацию хозяйственный инвентарь (со сроком службы до 1 года):
в цех растениеводства
в цех животноводства
6100
5200
20/1
20/2
10
10
№10АПК
№31 АПК
в цех промышленных производств
6300
20/3
10
в ремонтную мастерскую
Итого
2400
20000
23/1
10
16
Инвентаризацией выявлен на складе излишек материалов
20130
10
91
№10АПК
№6 5 АПК
17
Списан (зачтен) НДС по материалам:
а) поступившим в ноябре
б) поступившим в декабре
Итого
97000
6500
103500
68
68
19
19
№8 АПК
№32 АПК
18
Начислена оплата труда:
№10АПК
№5 9 АПК
а) рабочим цеха растениеводства
108500
20/1
70
б) рабочим цеха животноводства
78900
20/2
70
в)рабочим цеха промышленных производств
29900
20/3
70
г) рабочим ремонтной мастерской за выполнение работ:
9800
23/2
70
в цехе растениеводства
9200
25/1
70
в цехе животноводства
9900
25/2
70
д) обслуживающему персоналу:
3500
25/3
70
цеха растениеводства
1900
23/1
70
цеха животноводства
цеха промышленных производств
ремонтной мастерской
е) персоналу общехозяйственного управления
30800
26
70
Итого
292900
19
Начислены пособия по временной нетрудоспособности
12100
69
70
№10АПК
№5 9 АПК
20
Начислен единый социальный налог (взнос) от оплаты труда:
№110АПК
№55АПК №56АПК
а) рабочих цеха растениеводства
21700
20/1
69
б) рабочих цеха животноводства
15780
20/2
69
в) рабочих цеха промышленных производств
5980
20/3
69
г) рабочих ремонтного цеха (мастерской) для: цеха растениеводства
2100
23/раст
69
цеха животноводства
1960
23/жив
69
д) обслуживающего персонала:
цеха растениеводства
1840
25/1
69
цеха животноводства
1980
25/2
69
цеха промышленных производств
700
25/3
69
ремонтной мастерской
380
23/1
69
е)персонала общехозяйственного
управления
6160
26
69
Итого
76449
21
Удержаны из начисленной оплаты труда персонала организации:
а) налог на доходы физических лиц
38077
70
68
№10АГ1К
№5 9 АПК
б) по исполнительным листам
2600
70
76/2
№8 АПК
№38 АПК
в) в возмещение потерь от брака
300
70
73
Итого
40977
22
Получены деньги в кассу с расчетного
№1 АПК
№1 АПК
счета на оплату труда и текущие
350495
50
51
№2 АПК
№2 АПК
расходы
23
Выданы из кассы:
а) оплата труда за ноябрь
б) аванс за первую половину декабря
в) подотчетным лицам на командировочные расходы
г) единовременная помощь
д) пособия по уходу за ребенком
Итого
180095 100400
15400
29600
25000 350495
70
70
71
84
69/1
50
50
50
50
50
№1АПК №7АПК №10АПК
№1АПК №59АПК №65АПК
24
Оприходованы на склад возвратные
отходы по цене возможного
использования:
цеха растениеводства
цеха животноводства
Итого
2500
1300
3800
10
10
20/1
20/2
№10АПК
№31 АПК
25
Списаны на затраты общехозяйственного персонала:
а) командировочные расходы
б) НДС
Итого
4000
400
4400
26
19
71
71
№7АПК №8АПК №10АПК
№32 АПК
26
Списан (зачтен) НДС по командировочным расходам
400
68
19
№8АПК
№32 АПК
27
Начислены налоги в дорожные фонды
16305
91/2
68
№8АПК
№32АПК №65АПК
28
Начислен налог на имущество
44166
91/2
68
№8АПК
№32АПК №65АПК
29
Начислены банку проценты за краткосрочный кредит на приобретение молодняка животных
30000
91/2
66
№4 АПК
№26АПК №65АПК
30
Выявлен производственный брак в цехе промышленных производств и списан по цеховой себестоимости
2780
28
20/3
№ 10АПК
№52АПК
31
Начислены за ремонт бракованной продукции: оплата труда
единый социальный налог (взнос)
1520
304
28
28
70
69
№10АПК
№52АПК №55АПК №56АПК №59АПК
32
Оприходован на склад окончательный брак по цене возможного использования
1500
10
28
№10АПК
№31АПК №32 АПК
33
Определены и списаны в затраты цеха промышленных производств окончательные потери от брака продукции
804
20/3
28
№10АПК
№32АПК №52АПК
34
Оприходована готовая продукция по
нормативной (плановой) себестоимости:
растениеводства
животноводства
промышленного производства
Итого
338080 263520 150400 752000
43
43
43
20/1
20/2
20/3
№10АПК №11 АПК
№60АПК №63АПК
продолжение
--PAGE_BREAK--
--PAGE_BREAK--
--PAGE_BREAK--
--PAGE_BREAK--
Дт 23 «Вспомогательное производство » Кт
____________ С/с 1-1 ____________________
Сальдо н. нет
Сальдо к. нет
Дт 20 «Основное производство» Кт
С/с 3 Промышленное производство
--PAGE_BREAK--
БУХГАЛТЕРСКИЙ БАЛАНС
--PAGE_BREAK--
ОТЧЕТ ОБ ИЗМЕНЕНИЯХ КАПИТАЛА
На 31 декабря 2009 г.
Организация _________ ОАО «Вымпел»__________________________
Идентификационный номер налогоплательщика
Вид деятельности _____________________________________
Организационно-правовая форма/
форма собственности ______________________________________________
Единица измерения: тыс. руб./млн. руб. (ненужное зачеркнуть)
II. Резервы
продолжение
--PAGE_BREAK--
" " 200 __г.
Отчет о движении денежных средств за 2009 год
Организация ОАО «Вымпел»_______________________________
Идентификационный номер налогоплательщика
Вид деятельности ______________________________________
Организационно-правовая форма/ форма собственности
Единица измерения: тыс.руб.
Руководитель _____________________
(подпись) (расшифровка подписи)
Главный бухгалтер__________________________________
(подпись) (расшифровка подписи)
« » 200 Г.
--PAGE_BREAK--
--PAGE_BREAK--