Реферат по предмету "Бухгалтерский учет и аудит"


Классификация систем учета затрат на производство и калькуляция продукции

--PAGE_BREAK--
Объекты группировки






                         Позаказная система         Попроцесная система

Степень нормирования






                        Система фактических         Система нормативных

                                   затрат                                   затрат

Полнота охвата затрат






                      Система полных затрат     Система частичных затрат

 

      Рис. 1. Классификация систем учета по основным признакам.

Использование систем учета затрат и калькулирования не может быть произвольным. Их применение поставлено в зависимость от вида продукции, ее сложности, типа и характера организации производства. Обычно называют три основных метода учета и калькулирования фактической себестоимости продукции: нормативный, попередельный и позаказный.

        Но ни одна из классификаций не может претендовать на полноту отражения всех производственных особенностей отдельно взятого предприятия. В этом случае различия в производственных условиях требуют дополнительных признаков классификации систем учета. Прежде всего к ним относят те, которые помогают отличить один метод учета и калькулирования от другого (рис.2).
По процессам






                               Полуфабрикатный     Бесполуфабрикатный

По количеству продуктов






                           Однопродуктовый         Многопродуктовый 

                                                                    

По местам возникновения






                 Долевое участие в выпуске   Предварительное обобщение

                   продукции, выполнении         затрат и их последующее    

                            работ и услуг                распределение по носителям
По способу распределения

косвенных затрат






                        Однокоэффициентный     Многокоэффициентный

По виду организации






              Места возникновения затрат     Центры ответственности               

По времени составления






                                             Плановый     Отчетный

       

         Рис. 2. Дополнительные признаки классификации систем учета производственных   затрат.
Современные системы учета одновременно используют несколько оснований классификации.

Общая схема калькулирования себестоимости должна предполагать определение целей и задач калькулирования и на их основе выбора соответствующей модели.

Учет затрат на производство и калькулирование себестоимости продукции организуется следующим образом:

1) учет фактических (исторических) затрат;

2) учет стандартных затрат (нормативный учет, или «стандарт-костинг»);

3) учет полной себестоимости;

4) учет по ограниченной себестоимости («директ-костинг»).

В управленческом учете важнейшими составными частями аналитического учета затрат и калькулирования себестоимости должны стать системы «стандарт-кост» (в отечественной практике – нормативный метод учета затрат и калькулирования себестоимости) и «директ-костинг».

3.1. Характеристика системы позаказного учета затрат на производство и калькулирование заказов.

Система позаказного учета и калькуляции себестоимости применяется в тех производствах, где затраты материалов на технологические цели, основную заработную плату и общепроизводственные расходы легко соотнести с выпуском конкретной продукции или выполнением каких-либо услуг.

Организация системы позаказного учета производственных затрат возможна при определенных условиях производства. Главным условием является возможность выделить и индивидуализировать изготовление уникального или выполняемого по специальному заказу изделия или небольшой партии изделий и получить информацию не о средней, а об индивидуальной себестоимости единицы продукции. К производствам с такими условиями относят производства мелкосерийного и индивидуального типа.

Позаказная система традиционно характеризуется совпадением объектов учета затрат и калькулирования. На каждый объект открывается карточка набора затрат и выпуска продукции. Калькуляция фактической себестоимости составляется только по окончании выполнения заказа. Общие затраты разделяют между готовой и незаконченной продукцией прямым путем. Значит, до момента полного окончания заказа затраты остаются в незавершенном производстве.

Непериодичность составления отчетных калькуляций основной недостаток этой системы. Результаты исполнения заказов рассчитывают не по окончании отчетного периода, а после их завершения. В соответствии с этим и происходят условная оценка деятельности предприятия и сравнения затрат на выполнение заказа и доходов от его реализации за определенный отчетный период.

Позаказная система имеет на практике несколько вариантов:

— контрактный – учет затрат по крупным единицам продукции, производство которых проходит в течение длительного периода времени, с обязательным заключением договоров, когда себестоимость определяется по контракту в целом и отдельным этапам его выполнения;

— поиздельный – учет затрат организуется по каждому наименованию изделий или группе однородных изделий, а себестоимость исчисляется путем деления общих затрат на количество изготовленной продукции данного вида в течение отчетного периода;

— подетальный – учет затрат ведется по конкретным наименованиям изготавливаемых деталей, по сборке деталей в узлы, узлов – в изделия, а себестоимость изделия определяется суммированием себестоимости комплекта деталей и расходов по сборочным работам;

— внутрипроизводственные заказы – затраты обобщают по однородным объектам (единичным), опытным образцам новой техники, экспериментальным изделиям, их себестоимость калькулируется по окончании отчетного периода.

Каждый вариант характеризуется особенностями выбора объектов учета затрат, документирования прямых затрат, обобщения и распределения косвенных расходов между готовой продукцией и незавершенным производством, а также между заказами.

Калькулирование заказа производят по мере его окончания. Все затраты группируют в карточке набора затрат. До завершения всех работ по заказу затраты представляют собой незавершенное производство. Себестоимость законченного заказа определяют суммированием затрат.

Сводный учет затрат по заказам организуется по нескольким вариантам с применением: контрольных счетов; раздельного учета; калькуляции себестоимости по контракту.

Контрольные счета – система учета, предусматривающая открытие счетов затрат и корреспондирующих с ними счетов в традиционном порядке финансового учета. Аналитические счета затрат представлены карточками набора затрат – «карточками заказов», на которых обобщаются прямые затраты, косвенные затраты заносятся по истечении отчетного периода по расчетам распределения. Карточку закрывают по мере выполнения всех работ, предусмотренных заказом. Все бухгалтерские записи производят в ведомостях, итоги переносят в счета главной книги.

Раздельный учет – система учета, предусматривающая отдельное открытие счетов в управленческом и финансовом учете, при этом в счетах затрат не делают записей о финансовых операциях. Подобный вариант предусматривает дублирование записей в двух видах учета.

Калькуляция себестоимости по контракту – система учета и калькулирования крупных изделий с длительным циклом производства. Контрактом предусматриваются промежуточные выплаты производителю по этапам за выполненные работы. Сумма платежей определяется стоимостью реализованных работ, подтвержденных актом заказчика. По мере поступления платежей определяют затраты, которые необходимо включить в себестоимость реализованной продукции для расчета прибыли за данный период. Здесь же определяется величина неистекщих издержек, т.е. себестоимость незавершенных и не сданных заказчику работ.

При применении системы калькулирования по контракту рекомендуется придерживаться установленных для этой системы следующих принципов:

1. Не рассчитывать прибыль на ранних этапах выполнения контракта в силу низкой достоверности оценки доходов и затрат.

2. Проявлять осмотрительность – убытки, выявленные в отчетном периоде, должны быть отнесены к себестоимости реализованных работ этого же периода. Если ожидаются убытки, то их сумма включается в себестоимость реализованной продукции после того, как установлена вероятность убытков. Например, создается резерв на оплату отпусков рабочих и начислений, связанных с оплатой отпускных сумм.

3. Быть осмотрительным при высоких затратах на контракт, выполненный в пределах 35-85%. Прибыль на дату отчета рассчитывают по формуле:

Прибыль= ⅔Предполагаемой прибыли х (Полученные суммы от заказчиков / Стоимость сданных работ)

           Предполагаемая прибыль = Стоимость сданных работ – Себестоимость сданных работ – Резерв на непредвиденные расходы

Таким образом, система позаказного учета и калькуляции себестоимости характеризуется:

— концентрацией данных о расходах и отнесения затрат на отдельные виды работ или серии готовой продукции;

— изменением величины затрат по каждой завершенной партии, а не за промежуток времени;

— ведением в главной книге счета «Основное производство», по дебетовому остатку которого отражается величина незавершеного производства.

3.2. Характеристика попроцессного метода учета затрат и калькулирования продукции.

Система попроцессного калькулирования себестоимости применяется в тех производствах, где серийно или массово производят однообразную или приблизительно одинаковую продукцию либо имеют непрерывный производственный цикл. Попроцессную калькуляцию затрат используют и те предприятия, технология которых предусматривает выполнение каждым производственным подразделением отдельной части производственного процесса и передвижение продукта от одной операции к другой по мере обработки. Последнее подразделение заканчивает производство и сдает продукцию на склад готовых изделий. Затраты обобщают за определенный период по производственным подразделениям безотносительно к изделиям.

Себестоимость единицы изделия рассчитывается делением себестоимости производства за определенный период на количество изделий, выпущенных за этот период.

Попроцессная система калькуляции и накопления затрат основана на исчислении средней себестоимости всех изделий, произведенных за данный период. Произведенные затраты накапливаются по процессам, где каждое производственное подразделение выполняет какую-либо часть общего процесса производства и передает свою продукцию для дальнейшей переработки в следующий процесс. Наблюдается высокий уровень общепроизводственных накладных расходов, они распределяются по продуктам на основе натуральных показателей. Технология процессов часто носит непрерывный характер, поэтому попродуктные калькуляции составляют периодически каждый месяц.

Особенности попроцессного метода калькулирования характеризуются:

— накоплением производственных затрат по процессам безотносительно к видам и подвидам продукции;

— включением затрат в себестоимость выпущенной продукции за календарный период;

— открытием аналитических счетов к счету «Основное производство» для каждого подразделения;

— расчетом условного объема выпуска продукции, состоящего из готовых и незаконченных продуктов;

— распределением прямых материальных затрат, осуществляемых в начале производственного процесса, исходя из количества заданного в производство сырья;

— распределением добавленных (общепроизводственные расходы и прямые трудовые затраты) затрат равномерно в течение производственного цикла согласно количеству условного объема производства;

— калькулированием затрат в готовую продукцию и незавершенное производство.

Попроцессная система может быть образована по следующим вариантам:

— однопроцессный – обобщение затрат производят по отраслевым статьям по производству в целом, калькулирование себестоимости отдельных видов продукции зависит от наличия или отсутствия незавершенного производства, одно- или несколькопродуктового выпуска;

— попроцессный – производственные издержки группируют внутри одного передела по однородным технологическим операциям, себестоимость отдельных видов продукции определяется делением общих затрат технологической операции на количество условной продукции, произведенной в этом процессе;

— попередельный – прямые производственные затраты планируются и учитываются по переделам производственного процесса, внутри каждого передела издержки группируются по статьям калькуляции; продукция, произведенная в течение месяца, калькулируется с учетом изменения остатков незавершенного производства; себестоимость исчисляется в каждом переделе исходя из собственных производственных затрат, остальные затраты общего характера распределяются по переделам и видам продукции косвенным путем;

— комплексные производства – обособление затрат производят по технологическим процессам внутри одного передела, сырье распределяют между видами основных продуктов в соответствии с расходными коэффициентами, стоимость побочных продуктов исключают из комплексных издержек, остальную часть затрат распределяют между видами основных продуктов на основании экономически обоснованных натуральных единиц баз распределения.

Любой из рассмотренных вариантов попроцессной системы имеет свои отличительные черты в аспектах: выбора объектов учета затрат; методов группировки прямых затрат; локализации и распределения общих для производства расходов между готовой и незаконченной продукцией, между видами продукции; оценки побочных продуктов; систем контроля за производственными затратами.

В системе попроцессного учета к прямым затратам кроме прямых материальных и трудовых могут быть отнесены расходы по подготовке производства, контролю за ходом производства, амортизация при условии их локализации внутри одного подразделения. Распределяются расходы по калькуляционным объектам с помощью различных способов.

В практике применяют три варианта попроцесного метода учета затрат на производство:

— последовательный предусматривает последовательное накопление затрат вместе с передачей готовой продукции одного передела для обработки в последующем переделе. Стоимость готового изделия переходит на счет готовой продукции из последнего цеха, где незавершенное производство доведено до конечной продукции предприятия;

— параллельный учет используется теми предприятиями, где обработка полуфабрикатов и сырья проходит одновременно в нескольких цехах, предназначенных для выпуска одного изделия или группы однородных изделий;

— раздельный метод применяется там, где технология производства однородных продуктов имеет разные процессы обработки.

Системы попроцессного калькулирования более простые и менее дорогие, чем позаказное калькулирование, так как при них отсутствуют карточки набора затрат по заказам и индивидуальным работам. Записи на счетах бухгалтерского учета могут быть обычными (бесполуфабрикатный вариант) или через счет «полуфабрикаты собственного производства» (полуфабрикатный вариант).

3.3. Особенности попередельного метода учета и калькулирования затрат.

Попередельный метод учета затрат и калькулирования себестоимости продукции применяют в производствах с комплексным использованием сырья, и в отраслях промышленности с массовым и крупносерийным производством, где обрабатываемое сырье и материалы проходят последовательно несколько фаз обработки (переделов). В этом случае затраты учитываются не только по видам продукции и статьям калькуляции, но и по переделам.

        При комплексном использовании сырья или полуфабрикатов производимую продукцию различных сортов и марок переводят в условный сорт с помощью системы коэффициентов.

При изготовлении нескольких продуктов из одного и того же вида сырья выделяют основной продукт. Остальные рассматривают как побочные и оценивают их по установленным ценам. Стоимость оцененной побочной продукции вычитают из общей суммы затрат на производство, а оставшиеся затраты относят на себестоимость основного продукта.

Различают бесполуфабрикатный и полуфабрикатный варианты попередельного метода учета затрат на производство и калькулирования себестоимости продукции.

При бесполуфабрикатном способе затраты учитываются по каждому переделу. В бухгалтерских записях движение полуфабрикатов не отражается. Их движение от передела к переделу контролируется по данным оперативного учета движения полуфабрикатов в натуральном выражении. Этот учет ведется в цехах. В соответствии с таким порядком учета затрат себестоимость полуфабрикатов после каждого передела не определяют, а исчисляют лишь себестоимость готового продукта.

При полуфабрикатном способе движение полуфабрикатов из цеха в цех оформляется бухгалтерскими записями, а себестоимость полуфабрикатов калькулируется после каждого передела, что позволяет выявлять их себестоимость на различных стадиях обработки и поэтому обеспечивает более действенный контроль за себестоимостью продукции.

При попередельном методе дополнительно используются элементы и способы, применяемые в других методах учета и калькулирования затрат.

Способ пропорционального распределения затрат применяется для калькулирования себестоимости продукции в условиях одновременного производства нескольких видов или при учете затрат по группам однородных изделий, когда прямое отнесение затрат на конкретное изделие невозможно.

Способ прямого расчета наиболее прост и достоверен и заключается в делении всех затрат на изделие и по статьям калькуляции на количество единиц выпущенных изделий. Он применяется в производствах, где выпускаются изделия одного вида или несколько изделий, если технически возможно вести учет затрат по каждому изделию в отдельности.

Комбинированный способ применяется при исчислении себестоимости объекта калькулирования или единицы продукции когда один из перечисленных способов калькулирования осуществить невозможно. Комбинированный способ представляет собой сочетание нескольких способов.

При попередельном методе используют важнейшие элементы нормативного метода – систематическое выявление отклонений фактических затрат от текущих норм и учет изменений этих норм.   

3.4. Система нормативного метода учета затрат и калькуляции.

На любом этапе экономического развития повышение эффективности хозяйствования является главной задачей. Это делает необходимым применение нормативной системы управления затратами предприятия. Представляя процесс формирования затрат на производство как производственное потребление ресурсов, приходим к выводу, что затраты на производство можно учесть в двух аспектах: фактические затраты и нормативные затраты.

         Система учета фактических затрат – система учета прошлых, исторических затрат. Ее сущность – сбор и обобщении информации для расчета себестоимости реализованной продукции и прибыли, для определения фактической себестоимости и дохода от реализации единицы готовой продукции конкретного наименования. Эта система затрудняет оперативный контроль за издержками и непригодна для управления процессом формирования затрат по их носителям.

Система нормативного метода учета и нормативной калькуляции – это совокупность процедур, объединяющих процессы планирования, нормирования, обеспечения материальными ресурсами, составления внутренней отчетности, калькулирования по полной себестоимости, экономического анализа и контроля на основе норм затрат. Сущность этой системы заключается в следующем:

— планирование затрат на основе норм, обеспечивающих решение поставленных перед предприятием задач;

— документирование затрат путем выдачи разрешений на использование различных ресурсов для производственных целей, обоснованных нормативами;

— отражение затрат на счетах бухгалтерского учета по нормам и отклонениям от них;

— выявление отклонений, осуществляемое линейным персоналом управления в целях оперативного вмешательства в процесс формирования себестоимости на каждом уровне управления;

— отражение результатов изменений норм как в виде отдельного элемента, так и в составе отклонений от норм.

Калькулирование основывается на нормах затрат, а отклонения от норм по мере их возникновения отражаются на счетах бухгалтерского учета как увеличение или уменьшение производственного результата.

Нормативный метод учета затрат на производство и калькулирования себестоимости продукции более других отвечает потребностям нормативной системы управления издержками. Благодаря своему универсальному характеру он был рекомендован к внедрению во всех отраслях хозяйства.

Нормативный учет предусматривает предварительное исчисление себестоимости продукции на основе действующих на предприятии на начало отчетного периода норм расхода материалов, заработной платы и других расходов. Составление нормативных калькуляций и документов технической и технологической подготовки производства создает предпосылки к интеграции процессов нормирования и планирования.

На промышленных предприятиях разных отраслей были выявлены два подхода к составлению нормативных калькуляций. Одни предприятия обобщают нормы затрат материалов, трудоемкости, загрузки оборудования, заработной платы в нормативных калькуляциях на деталь, узел или другую планово-учетную единицу. Другие предприятия, исходя из потенциальной способности нормативного метода к интегрированию, отказались от составления нормативных калькуляций. Различие в подходах к составлению нормативных калькуляций вызвано производствеными условиями, наличием вычислительной и организационной техники и методологий систематизации норм и нормативов, в то время как оба подхода применимы при нормативном методе учета затрат на производство и калькулирование себестоимости продукции, а также при определении результатов хозяйствования структурных подразделений.

Важное значение для практики имеет такой принцип нормативного метода, как принцип равных нормативов, в соответствии с которым по уровню норм, достигнутому на начало месяца, отражаются затраты в незавершенном производстве на начало и конец месяца, оцениваются брак, производственные потери, определяются фактические затраты на производство за месяц и рассчитывается нормативная себестоимость товарного выпуска.

Этот принцип играет большую роль в сравнительном анализе и позволяет без дополнительных перерасчетов сопоставлять многие экономические параметры производства. Однако с точки зрения управления и контроля за затратами на производство по отклонениям, за соблюдением норм затрат, достоверности определения фактической себестоимости продукции данный принцип приводит к негативным последствиям.

Важнейшим принципом нормативного учета является учет затрат на производство по нормам, отклонениям от норм и изменениям норм.

Затраты по нормам на фактический выпуск обычно определяются расчетным путем. При этом для упрощения учета используют укрупненные объекты в целях выявления конечного результата. Необходимость в определении нормативных затрат вызвана расчетом отклонений от норм, не оформленных документами. Но выявление общей суммы отклонений требует обязательной инвентаризации незавершенного производства, что значительно увеличивает трудоемкость производственного учета и не всегда возможно.

Отраслевые особенности и специфика отдельных производств влияют на выбор модели нормативного учета для каждого предприятия. Можно выделить три варианта организации нормативного расчета затрат:

1) учет по нормативным затратам:

Фактические затраты = Нормативные ± Отклонение от нормативных

                                                                    затраты                             затрат

При этом варианте исходят из той предпосылки, что на счетах бухгалтерского учета движение материальных ценностей оценивают по нормативам. Все выявленные отклонения накапливаются и в конце отчетного периода присоединяются к нормативным затратам.

2) параллельный учет фактических и нормативных затрат:

± Отклонения = Фактические затраты – Нормативные затраты

Этот вариант предусматривает отражение движения информации о затратах на производство в двух оценках: по фактически сложившимся затратам и нормативной величине затрат фактического объема выполненных работ, услуг произведенной продукции.

3) учет смешанным способом: используются два варианта.

В методологии нормативного учета отсутствуют технология и поэтапность использования информации о затратах для разных целей, которая должна предусматривать места сбора информации, очередность обработки информации о затратах по запросам пользователей и обобщения информации о прямых и косвенных затратах, распределение или возмещение косвенных затрат и процесс исчисления маржинального дохода, прибыли, себестоимости и маржинальности единицы продукции.

Анализ постановки нормативного учета на предприятиях показал следующие недостатки методологии, которые сдерживали его распространение:

— противоречия, заложенные в методике расчета нормативных и фактических затрат;

— узкую направленность калькуляций, которые имели значение только внутри предприятия, так как себестоимость единицы продукции утверждалась централизованно и не была увязана с прямыми нормативными затратами на единицу продукции;

— обобщение затрат за месяц и определение отклонений от их смет после истечения отчетного периода, распределение по экономически необоснованным базам, что приводило к неверной оценке готовой продукции по полным нормативным затратам;

— отсутствие дифференциации методов выявления отклонений по прямым затратам на производство продукции, находящейся на разных стадиях технологического процесса;

— различное понимание обязательности времени выявления отклонений по статьям затрат и периода обобщения информации о затратах, что в конечном итоге выразилось в отсутствии четко прописанных технологии и этапности использования информации о затратах.

3.5. Система «стандарт-кост» как продолжение нормативного метода учета затрат.

Подобно отечественному нормативному методу в западных странах используется система учета «стандарт-кост».

Разработка норм-стандартов, составление стандартных калькуляций до начала производства и учет фактических затрат с выделением отклонений от стандартов, систематизированных как совокупность, получили название системы «стандарт-кост». «Стандарт» — количество необходимых для производства единицы продукции материальных и трудовых затрат или заранее исчисленные материальные и трудовые затраты на производство единицы продукции, услуг, работ; «кост» — это денежное выражение производственных затрат на изготовление единицы продукции.

Данная система трактуется как инструмент контроля, направленный на регулирование прямых издержек производства.

К достоинствам системы «стандарт-кост» относят:

— обеспечение информацией об ожидаемых затратах на производство и реализацию изделий;

— установление цены на основе заранее исчисленной себестоимости единицы продукции;

— составление отчета о доходах и расходах с выделением отклонений от нормативов и причинах их возникновения.

Ожидаемые затраты определяют на основе стандартов, рассчитанных внутри фирм, которые являются основой функционирования системы и раскрывают ее содержание. Всю совокупность стандартов делят на группы:

I.В зависимости от принимаемого в расчет уровня цен:

— идеальные – предполагают наиболее благоприятные цены на материалы, тарифы на услуги, ставки на оплату и сметные ставки накладных расходов;

— нормальные – рассчитываются по средним в течение экономического цикла ценам;

— текущие – предусматривают расчет на основе цен определенного учетного периода как ожидаемых, так и действующих в этот период;

— базисные – устанавливаются в начале года и в течение года остаются неизменными (обычно они применяются для исчисления индекса цен).

II. В зависимости от уровня использования мощности:

— теоретические – достижимые предприятием при хорошем или идеальном их исполнении. Они являются целью предприятия, основаны на полном использовании мощности, нормированной величине времени отдыха, не предусматривают затрат времени на брак, простои, порчу;

— прошлого среднего исполнения – рассчитываются по статистическим данным и включают уже затраченное время на брак, простои и порчу, т.е. все недостатки предыдущего периода;

— нормального исполнения – предусматривают ожидаемый средний уровень напряженности норм в будущем периоде.

III. В зависимости от объема выпуска продукции (объем выпуска продукции имеет первостепенное влияние на подходы к разработке стандартов):

— теоретические – предопределены теоретической мощностью предприятия (они либо недостижимы, либо достижимы в разовом порядке);

— практические – достигаются предприятием при хорошем исполнении (они близки по своему уровню к теоретическим стандартам при хорошем исполнении, основаны на реально достижимом уровне выпуска и допускают неизбежные потери);

— нормальные – рассчитываются при достижимом уровне выпуска продукции исходя из средней величины высшего и низшего объема производства в течение цикла;

— ожидаемые – рассчитываются на основе конкретных условий производства при ожидаемом объеме выпуска продукции.

Данная характеристика стандартов показывает, что в западных фирмах существуют разные подходы к установлению стандартов по статьям затрат. Однако при любом подходе принятые стандарты обобщаются в бухгалтерии в карты стандартной себестоимости до начала процесса производства. Карты составляют по изделию, заказу по производственным подразделениям, принимающим участие в изготовлении этого изделия, заказа.

Система «стандарт-кост» является средством управления прямыми затратами. Используется несколько вариантов этой системы. При одном варианте затраты собираются на дебете счета «Производство» и оцениваются по стандартной стоимости, готовая продукция списывается с кредита этого счета по стандартной стоимости. При другом варианте затраты, обобщенные на дебете счета «Производство», оценивают по фактической стоимости, а с кредита счета списывается готовая продукция по стандартной стоимости. Незавершенное производство оценивают по стандартной стоимости с учетом отклонений от фактических затрат в ту или иную сторону. Отклонения фактических затрат от стандартных западные фирмы обычно не относят на себестоимость, а списывают на счет «Реализация продукции, работ, услуг».

Система «стандарт-кост» в отличие от других, применяемых на практике систем учета затрат, имеет свои характерные особенности. Во-первых, основой выявления отклонений от стандартов в процессе расходования средств являются бухгалтерские записи на специальных счетах, но не их документирование. Перед менеджерами ставится задача не документировать отклонения, а не допускать их. Во-вторых, не все компании отражают в бухгалтерском учете выявленные отклонения, а лишь те из них, которые используют текущие стандарты. Третьей особенностью в части отражения отклонений от стандартов является выделение специальных синтетических счетов для учета отклонений – по статьям калькуляции, по факторам отклонений.

Данные особенности системы «стандарт-кост» означают, что в целях управления затратами всегда рассматривается: насколько существенны эти отклонения, чтобы их учитывать; что они показывают и при решении каких проблем могут быть использованы; важность выявленных отклонений в анализе затрат на производство.

3.6. Учет затрат на производство и калькулирование себестоимости продукции по системе директ-костинг.

Основным методом калькулирования, используемых в рамках модели частичного распределения затрат, является система «директ-костинг». При системе «директ-костинг» себестоимость продукции учитывается и планируется в отношении только переменных затрат. Схема построения отчетов о доходах многоступенчатая и содержит ряд основных финансовых показателей: маржа на прибыль (доходов) или сумма покрытия и прибыль. «Директ-костинг» является способом сбора информации, необходимой для управленческого анализа.

Система «директ-костинг» имеет несколько отличительных особенностей:

1) разделение производственных затрат на переменные и постоянные;

2) калькулирование себестоимости продукции по ограниченным затратам;

3) многостадийность составления отчета о доходах. Процесс учета происходит в два этапа.

На первом этапе устанавливается связь объема производства готовой продукции с прямыми (переменными) затратами, отражается рентабельность производства отдельных видов продукции. На втором этапе обобщенные на одном счете косвенные (постоянные) расходы сопоставляются с вкладом, полученным от реализации каждого вида продукции. Результат отражает рентабельность всего производства и реализации. Таким образом, эта система ориентирована на реализацию. Чем больше объем реализации, тем больше прибыли получает предприятие. Оценивают готовую продукцию и незавершенное производство только по переменным (прямым) затратам. Такая система оценки побуждает предприятия изыскивать возможности для увеличения реализации.

Система «директ-костинг» развивается по мере совершенствования систем управления. Гибкость планирования и принятия управленческих решений потребовали ввода в систему «директ-костинг» бюджетов (смет) и заданий, анализа их исполнения.

Особенностью современной системы «директ-костинг» является использование стандартов (норм) не только по переменным издержкам, но и по постоянным, в частности по переменной части постоянных накладных расходов. Стандартный «директ-костинг» есть средство достижения конечной цели предприятия – получение чистой прибыли.  


4. Модели учета затрат на производство и результатов хозяйственной деятельности.

Рыночные отношения постоянно выдвигают новые требования к управленческому учету производственной деятельности. Можно выделить два подхода к решению проблем развития учета.

Первый подход – совершенствование калькуляции и системы контроля за затратами по каждому виду продукции, работ и услуг. Он характеризуется делением всех затрат на прямые и косвенные. Системы учета затрат предусматривают отражение полных затрат.

Второй подход – совершенствование системы управления затратами, методики принятия управленческих решений в зависимости от конъюнктуры рынка и других внешних факторов. Он характеризуется делением затрат на переменные и постоянные. Системы учета затрат предусматривают отражение зависимости расходов от объема и структуры выпущенной готовой продукции на основе учета частичных затрат.

Первый подход ориентирован на производство, второй – на рынок. На базе учета полных затрат созданы системы:

1. Учет относительных индивидуальных затрат. При этой системе по местам возникновения, центрам ответственности и на готовую продукцию относят только те затраты, которые имеют к ним прямую принадлежность. В результате исчезают общие косвенные затраты и все расходы рассматриваются как прямые.

В номенклатуру объектов калькулирования стали входить сферы реализации, группы заказчиков, заказы и комплекты заказов. Деление затрат на постоянные и переменные производится в зависимости от использования производственных мощностей, числа заказов, их частоты  и объемов. Параллельно с учетом затрат организуется учет доходов, соответствующих этим затратам. Такая система позволяет определить, какая часть доходов покрывает затраты, а какая формирует чистую прибыль.

2. Учет затрат по факторам производства – вариант, при котором затраты группируются по факторам, определяющим производственный процесс, — затраты рабочей силы, орудий труда и материалов. Затраты на потребленные ресурсы накапливаются в зависимости от фазы хозяйственного цикла.

В основе построения системы – предпосылка различий нарастания затрат на стадии приобретения ресурсов, формирования запасов и использования. Затраты группируют соответственно по каждому производственному фактору и каждой фазе хозяйственного цикла.

Учет дает информацию о необходимости затрат, связанных с применением управленческих решений по накоплению ресурсов, степени их использования, по изменению объемов производства, ассортимента продукции, по подготовке и эксплуатации оборудования, повышению производительности оборудования и других производственных факторов. Такой подход не допускает включения в состав затрат расходов, вызванных неиспользованием каких-либо ресурсов.

 3. Функциональный учет затрат. Основная идея системы заключается в полном использовании производственного и организационного потенциалов, четком разграничении функций и измерении результатов их исполнения.

Затраты группируются по каждой функции, определяются их зависимость от объема выпускаемой продукции и изменение во времени. Система функционального учета позволяет интегрировать плановые и фактические данные, установить контроль за использованием производственных мощностей предприятия.

4. Структурный учет затрат на производство. В данной системе затраты группируются по трем направлениям: прямые; общие переменные; структурные, состоящие из краткосрочных и долгосрочных затрат.

Основным признаком группировки структурных затрат являются цель управленческих решений и время их принятия. Учет долгосрочных затрат ведут в сопоставлении с возможными доходами от реализации готовой продукции. Структурные долгосрочные затраты распределяют между видами продукции пропорционально ожидаемым доходам.

Эта система учета облегчает выявление результатов по каждому принимаемому управленческому решению.

5. Учет постоянно распределяемых затрат. Система предусматривает распределение затрат в три этапа: 1) включение в себестоимость прямых пропорциональных затрат; 2) отнесение на себестоимость переменной части общих затрат; 3) распределение по видам продукции общих постоянных затрат.

Отличительной чертой этой системы является применение способов распределения постоянных общих затрат по видам продукции.

Эта система характеризуется последовательностью распределения затрат, что позволяет регулировать величину предполагаемой прибыли на изделие.

На базе учета частичных затрат разработаны: многоступенчатый учет затрат, учет возмещения постоянных затрат, учет возмещения предельных стандартных затрат.

Кроме перечисленных вариантов современных систем учета затрат на производство, используется много смешанных. Основным оценочным показателем в этих системах выступает результат-брутто. Он рассчитывается как разность между доходами от реализации и переменными затратами. Постоянные затраты в этих системах выступают как единое целое относительно к отдельным изделиям, что упрощает учет. Все рассмотренные системы имеют определенные достоинства и недостатки, которые могут быть использованы или устранены при принятии решений на различные временные периоды.      

                          
Заключение.

Процесс контроля и регулирования затрат и их соответствия доходам во много определяется системой учета затрат и калькулирования продукции.

Системы и модели производственного учета формируются с точки зрения удовлетворения типовых целей – запросов менеджеров. Они должны выражать определенную взаимосвязь приемов и способов обобщения затрат по составу, содержанию, назначению, местам возникновения и центрам ответственности, по видам продукции или работ, их однородным группам, разукрупненным частям изделий, полуфабрикатам и способов контроля за использованием производственных ресурсов.

Современные системы учета подразделяют на два основных вида: позаказную и попроцессную, которые имеют разновидности.

Рыночные отношения выдвигают новые требования к развитию управленческого учета затрат. Отмечаются два подхода к решению проблем развития управленческого учета: первый ориентирован на совершенствование калькуляции и системы контроля за затратами, второй – на совершенствование системы управления затратами. Первый подход отвечает требованиям производства, второй – рынка.

На базе учета полных затрат созданы системы: учета относительных индивидуальных затрат; учета затрат по факторам производства; функционального учета затрат; структурного учета затрат; учета постоянно распределяемых затрат.

На базе учета частичных затрат действуют системы: многоступенчатого учета затрат, учета возмещения постоянных затрат, учета возмещения предельных стандартных затрат.

Кроме перечисленных моделей на практике действует много смешанных моделей, которые обеспечивают информацией процесс принятия решений на различные временные периоды и основаны на учете результата-брутто.
Список использованной литературы:

1. Федеральный закон «О бухгалтерском учете» №129-ФЗ от 21.11.1996 г.

2. Положение по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99 (приказ МФ РФ от 06.07.1999 г. № 43н).

3. Аврова И.А. Управленческий учет. М.: Бератор-Пресс. 2003.

4. Бухгалтерский учет: финансовый и управленческий / С.Н.Стефанова, И.Ю.Ткаченко; под общ.ред. Г.М.Лисовича. – Ростов н/Д: Феникс, 2008. – 349 с.: ил. – (Высшее образование).

5. Вахрушина М.А. Бухгалтерский управленческий учет: Учебник для вузов. 2-е изд., доп. и пер. – М.: ИКФ Омега-Л; Высш. Шк., 2002. – 528 с.

6. Данилова Н.Ф. Управленческий учет: курс лекций: учебное пособие для вузов / Н.Ф. Данилова, Е.Ю. Сидорова. – 3-е изд., стереотип. – М.: Издательство «Экзамен», 2008. – 188, [4] с. (Серия «Курс лекций).

7. Каверина О.Д. Управленческий учет: системы, методы, процедуры. – М.: Финансы и статистика, 2004. – 352 с.: ил.

8. Карпова Т.П. Управленческий учет: Учебник для вузов. – 2-е изд., перераб. и доп.–М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. – 351 с. – (Серия «Профессиональный учебник: Бухгалтерский учет»).

9. Керимов В.Э. Бухгалтерский управленческий учёт: Учебник. 5-ое издание. М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2007.

10. Стефанова С.Н., Ткаченко И.Ю. Бухгалтерский учет: 100 экзаменационных ответов: Учебное пособие. _ Москва: ИКЦ «МарТ», Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2003. – 336 с.


Практическая часть.

Вариант 2.

                                                  Задание 1.

Суммарные (совокупные) издержки складываются из постоянных и переменных. Исходя из нижеприведенных данных определить:

1.     Совокупные издержки на весь объем производства и еди­ницу продукции при условии изменения объема выпуска.

2.     Построить график поведения пропорциональных затрат (постоянных и переменных):

а) на весь объем выпуска,

 б) на единицу продукции

3.     Определить точку безубыточности (поры прибыли) для предприятия при условии, что цена реализации единицы продукции составляет: 60 руб.

Исходные данные:



Объем выпуска

шт/мес

Издержки на весь выпуск

руб./месяц

Издержки на ед. продукции

руб./месяц

постоян

перем.

Совокуп

постоян

перемен

Совокупн

150

300

450

600

750

900

1050

1200

1350

1500

1650

1800

1950

2100

15000

15000

15000

15000

15000

15000

15000

15000

15000

15000

15000

15000

15000

15000

3000

6000

9000

12000

15000

18000

21000

24000

27000

30000

33000

36000

39000

42000

18000

21000

24000

27000

30000

33000

36000

39000

42000

45000

48000

51000

54000

57000

100

50

33,3

25

20

16,7

14,3

12,5

11,1

10

9,1

8,3

7,7

7,1

20

20

20

20

20

20

20

20

20

20

20

20

20

20

120

70

53,3

45

40

36,7

34,3

32,5

31,1

30

29,1

28,3

27,7

27,1



Решение:

График поведения пропорциональных затрат (постоянных и переменных):

а) на весь объем выпуска

        затраты

                                                                                          переменные затраты





                                                          постоянные затраты

1500                                           





0      150  300  450  600  750    900  1050 12001350 1500 1650 1800 1950 2100         объем

              б) на единицу продукции




        затраты                                                 переменные затраты

20





                                                                                                 постоянные

                                                                                                   затраты





0     150  300    450   600  750  900 1050 1200 1350 1500 1650 1800 1950 2100              объем

Точка                                 Суммарн.(совок.)Пост.затр.

безубыточности       Ценареализ.ед.прод.– Перем.затр.на ед.

Точка                    

безубыточности    =     15000 / (60 — 20) = 375 ед.  


    продолжение
--PAGE_BREAK--Задание 2.
Определить объем выпуска  изделия  КР-4  при следующем условии:

№ п/п

Показатели

2 вариант

1

Переменные затраты  на единицу изделия, руб.

3600

2

Цена реализации одного изделия, руб. 

4800

3

Планируемая прибыль за период, руб. 

24000

4

Расходы, связанные с управлением предприятия, руб.

8400

5

 Расходы, связанные с рекламой и реализацией продукции, руб.

12000



Решение:

Объем выпуска изделия КР-4 определим по формуле:

К = (Н + П): (Ц – V), где

Н – постоянные затраты;

П – прибыль;

Ц – цена реализации одного изделия;

V– удельные переменные затраты

Определим постоянные затраты:

Н = 8400 + 12000 = 20400 руб.

К = (20400 + 24000): (4800 – 3600) = 44400: 1200 = 37 шт.


Задание 3.
Определить маржинальный доход по изделиям А, Б, В  и прибыль предприятия при следующем условии:



№ п/п

Показатели

2 вариант

руб.

1

Цена реализации изделия                                               



А-2550

Б-2250

В-2700

2

Переменные затраты на одно  изделие, руб. 

А-2100

Б-1650

В-2400

3

Постоянные затраты за период 

15000



Сделайте вывод о самой рентабельной продукции для предприятия.

Решение:

Определим маржинальный доход (Мд) по изделиям:

Мд = Цена реализации изделия – Переменные затраты на одно изделие

Изделие А: Мд = 2550 – 2100 = 450 руб.

Изделие Б: Мд = 2250 – 1650 = 600 руб.

Изделие В: Мд = 2700 – 2400 = 300 руб.

По предприятию: Мд = 450 + 600 + 300 = 1350 руб.

Определим прибыль (П) по предприятию:

П = Мд – Н, где Н – постоянные затраты

П = 1350 – 15000 = — 13650 руб., итак предприятие нерентабельно, т.к. получен убыток.

Рентабельность продукции (R) можно определить по формуле:

R= (Мд: Ц) × 100

Изделие А: R= (450: 2550) × 100 = 17,6

Изделие Б: R= (600: 2250) × 100 = 26,7

Изделие В: R= (300: 2700) × 100 = 11,1

Самый рентабельным для предприятия оказалось изделие Б.

 
Задание 4.
Распределение затрат по методу однородных секций.

Исходя из учетных данных и используемых ключей распределения косвенных затрат произвести первичное и вторичное распределение затрат и определить себестоимость единиц работ по каждой из основных секций.

Завод производит два изделия из металлопластика:  3аказ № 10 и Заказ № 11. Завод разделен на 4 однородные секции: администрация, прессовый и сборочный цеха, отдел реализации.

1.     3атраты за месяц и ключи распределения представлены в таблице 1.
Таблица 1 Затраты и ключи распределения по однородным секциям


Затраты по элементам из финансовой бухгалтерии

Итого

т.руб.

Секции

Администрация

Прессовый

Сборочный
Отдел
реализ.

1.           Расходы по содержанию персонала

2.           Расходы на упаковку готовой продукции, прочие коммерческие услуги

3.           Услуги сторонних организаций

4.           Транспортные услуги

5.           Управленческие расходы

6.           Налоги, сборы

7.           Амортизация

50400

4920


9000

2400

50400

1440

25140




-


1/15

1/4

2/3

-

-


-


12/15

-

-

-

24660


-


1/15

-

-

-

480


100%


1/15

3/4

1/3

100%

-

2. Расходы по содержанию персонала составили:

-         заработная плата прессовальщиков – 19200 т.руб.

-          заработная плата сборочного цеха – 13440 т.руб.

-         заработная плата реализаторов  — 4320 т.руб

-         содержание персонала управления – 13440 т.руб.

—                 ИТОГО             50400 т.руб.

3. Расходы административной секции распределяются равно­мерно между остальными секциями: (33 3.)

4.     За отчетный месяц прессовый цех использовал 1350 маши­но-часов для производства заказа № 10 и 450 машино-часов для производства заказа № 11.

Сборочный цех использовал 300 чел.-часов для производства заказа № 10 и 1500 чел.-часов для производства заказа № 11.

5.     Единицей работы для прессового цеха является маши­но-час, для сборочного цеха — человеко-час, для определения реализации — 1 франко-продажа объема реализации.

6.     Объем реализации составил 300000 единиц, в том числе заказа №10 — 162000 заказа  № 11 — 138000 единиц.

Исходя из вышеприведенных данных произвести распределение затрат в следующей последовательности:

а) распределить расходы по элементам за месяц между че­тырьмя секциями;

б) определить себестоимость единицы работ по каждой секции;

в) определить себестоимость заказа № 10 и заказа № 11.

Решение произвести в таблицах 2 и 3.

Таблица
2

Распределение затрат по элементам между однородными секциями и калькулирование единиц работ



Элементы затрат, отраженные из финансовой бухгалтерии

Итого

т.руб.

Администрация

Прессовый цех

Сборочный цех

Отдел реализации

1.     Расходы по содержанию персонала

2.     Расходы на упаковку готовой продукции, прочие услуги

3.     Услуги сторонних организаций

4.     Транспортн. усл.

5.     Управленческие услуги

6.     Налоги, сборы

7.   Амортизация

50400


4920


9000


2400

50400

1440

25140

13440


-


600


600

33600

-

-

19200


-


7200


-

-

-

24660

13440


       -


      600


-

-

        -

480

4320


   4920


600


1800

16800

1440

-
Итого по секциям
143700

48240

 51060

14520

29880
8.Распределение расходов по «Администрация»
9.Итого окончательных затрат по секциям

10.Единица работ

11.Себестоимость единицы работ



48240


143700







16080


67140


м/ч

37,3





16080


30600


чел/ч

17



16080


45960


фр-прод

0,15



Расчеты к таблице 2.

Себестоимость единицы работ:

— прессовый цех            67140:(1350+450)=37,3

— сборочный цех           30600:(300+1500)=17

— отдел реализации       45960:300000=0,15
Таблица 3
Распределение затрат секций и калькулирование себестоимости заказов



Единицы работ

Секции

Сумма

к включ. в себест-ть, руб.
Себестоимость
производственная, руб.
Полная себест-ть
руб.

Характер

Кол-во

Себест-ть, руб.

Заказ 10

Заказ 11

Заказ 10

Заказ 11

Маш/час

Чел/час

Франко-продажа

1800

1800

300000

37,3

17

0,15

прессовый

сборочный

отдел реализации

67140

30600

45960

50355

5100

-

16785

25500

-

50355

5100

24300

16785

25500

20700



Расчеты к таблице 3.

Себестоимость производственная:

Заказ 10:

— прессовый цех             1350×37,3=50355

— сборочный цех             300×17=5100

Заказ 11:

— прессовый цех             450×37,3=16785

— сборочный цех             1500×17=25500

Полная себестоимость:

Заказ 10:

— отдел реализации          162000×0,15=24300

Заказ 11:

— отдел реализации          138000×0,15=20700

Расчет себестоимости единицы заказа:

Заказ 10:  (50355+5100+24300)/162000=0,49

Заказ 11:  (16785+25500+20700)/138000=0,46
    продолжение
--PAGE_BREAK--Задание 5.
Исходные данные:

Предприятие производит продукцию одного вида.

Издержки на сырье и материалы составили 60 руб./шт. и полностью используются 1-ом этапе производства.

 Издержки на управление и сбыт составили 2250000 руб./месяц.

        Последовательность                      

Стадии обработки






Количество произве-

денной и реализован-     15000          13500         12000            9000

ной продукции

     (шт./мес.)

Издержки процесса

изготовления                240000       270000          300000              -

 (руб./мес.)

Определить себестоимость единицы реализованной продукции.

Рассчитать стоимостную оценку полуфабрикатов (1500 шт.) последовательно на 1-ом этапе, затем на 2-ом этапе производства.

Решение:

Определим себестоимость единицы продукции:

С = 60 + (240000: 15000) + (270000: 13500) + (300000: 12000) + (2250000: 9000) = 60 + 16 + 20 + 25 + 250 = 371 руб.

Из расчетных данных видно, что на выходе из 1 стадии себестоимость полуфабрикатов составит:  60 + 16 = 76 руб.

На выходе из 2 стадии: 76 + 20 = 96 руб.

Стоимостная оценка полуфабрикатов (1500 шт.) на 1-ом этапе:

1500 × 76 = 114000 руб.

На 2-ом этапе:

1500 × 96 = 144000 руб.


Задание 6.


На участке производства с полной загрузкой мощностей изготавливается продукция видов С и Д.

Вид продукции

Изготавливаемое кол-во, шт.

Время обработки, машино-мин. на ед.

Выручка от реализации

Предельная себестоимость

руб./шт.

С

540

135

276

162

Д

720

90

234

135



На предприятие поступает предложение о производстве дополнительно 210 шт. продукции С в месяц по цене 282 руб./шт. В связи с обязательствами по поставке продукции С дополнительное количество его может быть изготовлено исключительно за счет производства продукта Д.

Поскольку производство каждого продукта связано с различными затратами времени работы оборудования, необходимо:

1.     Определить суммарную выручку за месяц до принятия указанного в условии предложения.

2.     Определить как изменится суммарная выручка за отчетный месяц при согласии на производство дополнительно 210 шт. продукта С в месяц.

3.     Если суммарная выручка уменьшится, то определить цену реализации, при которой эта выручка не меняется.

Решение:

1. Определим суммарную выручку за месяц до принятия указанного в условии предложения. Общую по продукциям С и Д.

(540 × 276) + (720 × 234) = 317520 руб.

2.Определим как изменится суммарная выручка за отчетный месяц при согласии на производство дополнительно 210 шт. продукта С в месяц.

Максимальная производственная мощность предприятия:

540 + 720 = 1260 шт.

Предел загрузки для продукта С:

540 × 135 = 72900 мин.

Предел загрузки для продукта Д:

720 × 90 = 64800 мин.

Итого предел загрузки для продуктов С и Д:

72900 + 64800 = 137700 мин.

Для изготовления дополнительной партии продукта С потребуется:

210 × 135 = 28350 мин.

Соответственно на изготовление продукта Д остается:

137700 – 72900 – 28350 = 36450 мин.

Следовательно, 36450: 90 = 405 шт – новое количество продукта Д, если примем предложение.

Определим как изменится суммарная выручка за отчетный месяц при согласии на производство дополнительно 210 шт. продукта С в месяц.

(540 × 276) + (405 × 234) + (210 × 282) = 303030 руб.

3.  Так как суммарная выручка уменьшилась, то определяем цену реализации, при которой эта выручка не меняется.

(540 × 276) + (405 × 234) + (210 × Х) = 317520

149040 + 94770 + 210х = 317520

210х = 317520 – 149040 – 94770

210х = 73710

Х = 351

Следовательно, цена реализации дополнительно 210 шт. продукции С, при которой выручка не меняется должна быть 351 руб./шт.

Задание 7.

Компания производит один вид продукции, который реализует через два филиала. Ниже приведены учетные показатели двух филиалов по производству продукции (табл. 1).

Таблица 1



№ п/п

Показатели

Филиал 1

Филиал 1

1

Произведено и доставлено изделий, шт.

25000

75000

2

Реализовано изделий, шт.

25000

15000

3

Цена реализации 1 изделия, т.руб.

30

30

4

Расход материалов на 1 изделие, т.руб.

10

10

5

Затраты труда на 1 изделие, т.руб.

7,5

7,5

6

Переменные    накладные    расходы    на    1 изделие, т.руб.

5

5

7

Постоянные накладные расходы, т.руб.

125000

125000

         

 Задание:

1.Составить  отчет  о  прибылях  и  убытках  по  двум  филиалам   в
условиях применения:

           а)метода сокращенной себестоимости продукции;

          б)метода полной себестоимости, используя в качестве базы распределения    постоянных расходов количество произведенной продукции.

         2.Определить объем продажи, необходимый каждому филиалу для:

а)возмещения постоянных расходов;

б)получения прибыли при норме рентабельности продаж в 10%.

       3. Составить новый отчет о прибылях при норме рентабельности в 10%.

      4. Определить стоимость нереализованных остатков продукции на 2-х филиалах в условиях применения полной и сокращенной себестоимости продукции.

Решение:

1. Определим выручку от реализации продукции по каждому филиалу:

Филиал 1:     25000 × 30 = 750000 тыс. руб.

Филиал 2:     75000 × 30 = 2250000 тыс. руб.

2. Определим переменные издержки на производство и доставку продукции на склад:

Филиал 1:  (10 + 7,5 + 5) × 25000 = 22,5 × 25000 = 562500 тыс. руб.

Филиал 2:  (10 + 7,5 + 5) × 75000 = 22,5 × 75000 = 1687500 тыс. руб.

3. Определим переменные издержки реализованной продукции:

Филиал 1:   (10 + 7,5 +5) × 25000 = 22,5 × 25000 = 562500 тыс. руб.

Филиал 2:   (10 + 7,5 +5) × 25000 = 22,5 × 15000 = 337500 тыс. руб.

4. Определим долю постоянных расходов в реализованной продукции:                        Филиал 1:    125000: 25000 × 25 000 = 125000

Филиал 2:    125000: 75000 × 15 000 = 25000

5. Отчет о прибылях и убытках по двум филиалам в условии применения.

а) метод сокращенной себестоимости продукции (по системе «директ- костинг»):



п/п

Наименование показателя

Филиал 1

Филиал 2

Итого по

2-м филиалам

1

Выручка от реализации, т.руб. (В)

750 000

2 250 000

3 000 000

2

Переменные затраты, т.руб. (Рпер)

562 500

1 687 500

2 250 000

3

Маржинальный доход, т.руб. (Мд)

187 500

562 500

750 000

4

Постоянные расходы, т рy6. (Н)

125 000

25 000

150 000

5

Операционная прибыль, т.руб. (Попер)

62 500

537 500

600 000

6

Доходность продаж, % (Дпродаж)

8,3

23,9

32,2



Расчеты к таблице:

Маржинальный доход (Мд) определим как разницу между выручкой и переменными затратами:  Мд = В – Рпер

   Филиал 1:   Мд = 750000 – 562500 = 187500 тыс. руб.

   Филиал 2:   Мд = 2250000 –  1687500 = 562500 тыс. руб.

Операционная прибыль рассчитывается как разница между маржинальным доходом и постоянными расходами: Попер = Мд – Н

   Филиал 1:  Попер = 187500 – 125000 = 62500 тыс. руб.

   Филиал 2:  Попер = 562500 – 25000 = 537500 тыс. руб.

         Доходность продаж, %, рассчитывается как отношение операционной прибыли к выручке от реализации: Дпродаж = (Попер: В) × 100 %

   Филиал 1:  Дпродаж  = (62500: 750000) × 100% = 8,3%

   Филиал 2:  Дпродаж  = (537500: 2250000) × 100% = 23,9%

б) метода полной себестоимости реализованной продукции:



п/п

Наименование показателя

Филиал1

Филиал 2

Итого по

2-м филиалам

1

Выручка от реализации, т. руб. (В)

750 000

2 250 000

3 000 000

2

Полная себестоимость реализованной продукции, т. руб.

687 500

1712500

2 400 000

3

Прибыль(убыток) от продаж, т.руб.

62 500

537 500

600 000

4

Доходность продаж, % (Дпродаж)

8,3

23,9

32,2



2. Определим объем продаж, необходимый каждому филиалу для:

а) возмещения постоянных расходов в натуральном выражении по формуле: Внат = Н: Мд.ед., где

Н – непропорциональные (постоянные) затраты;

Мд.ед – маржинальный доход единицы продукции.

Мд.ед = Ц –  V,где:

Ц – цена единицы продукции;

V– удельные переменные затраты;

      Филиал 1:   Мд.ед = 30 – (10 + 7,5 + 5) = 7,5 тыс. руб.

      Филиал 2:   Мд.ед = 30 – (10 + 7,5 + 5) = 7,5 тыс. руб.

Отсюда находим:

      Филиал 1:   Внат  = 125000: 7,5 = 16667 шт.  

      Филиал 2:   Внат = 25000: 7,5 = 3333 шт.

          Возмещения постоянных расходов в денежном выражении по формуле:

Вден = Ц × К,где

К – количество продукции, необходимое для покрытия постоянных расходов:

     Филиал 1:   Вдсн =  30 × 16667 = 500010 тыс. руб.

     Филиал 2:   Вден = 30 × 3333 = 99990 тыс. руб.

         Отсюда переменные затраты составят:

     Филиал 1:   16667 × 22,5 = 375007,5 тыс. руб.

     Филиал 2:    3333 × 22,5 = 74992,5 тыс. руб.

Маржинальный доход составит:

     Филиал 1:    500010 – 375007,5 = 125002,5 тыс. руб.

     Филиал 2:    99990 – 74992,5 = 24997,5 тыс. руб.

Таким образом, при объеме продаж для филиала 1 – 500010 тыс. руб. и для филиала 2 –  99990 тыс. руб. постоянные затраты будут покрыты полностью, то есть это будет точкой безубыточности продаж равной 0 и только после выполнения этих условий предприятие начнет получать прибыль.

б) полученная прибыль при норме рентабельности продаж в 10%:

Расчет нормы рентабельности осуществляется по формуле:

ROS= (Пр: В) × 100,  где

Пр — прибыль от реализации, тыс. руб.

В — выручка от реализации, тыс. руб.

Пр = В – (Н + Рп),где

В — выручка от реализации шт. продукции;

Н – постоянные расходы (общая сумма);

Рп – переменные расходы ед. продукции.

   Филиал 1:  Пр = 30n– (125000 + 22,5n) = (30n– 22,5n) – 125000 = 7,5n– 125000

  Филиал 2:  Пр= 30n– (25000 + 22,5n) = (30n– 22,5n) – 25000 = 7,5n– 25000

Подставив полученные значения Пр в исходную формулу, получим:

Филиал 1:   10% = ((7,5n– 125000): 30n) × 100

                    10 = ((750n– 12500000): 30n) × 100

                    300n= 750n– 12500000

                    300n– 750n= – 12500000

                    – 450n= – 12500000

                    n= 12500000: 450

                    n= 27778 шт.  

Подставив полученное значение nв исходную формулу, получим:



Филиал 2:   10% = ((7,5n– 25000): 30n) × 100

                    10 = ((750n– 2500000): 30n) × 100

                    300n= 750n– 2500000

                    300n– 750n= – 2500000

                    – 450n= – 12500000

                    n= 2500000: 450

                    n= 5556 шт. 

Подставив полученное значение nв исходную формулу, получим:



3. Новый отчет о прибылях и убытках при норме рентабельности в 10%:



п/п

Наименование показателя

Филиал1

Филиал 2

Итого по 2-м филиалам

1

Выручка от продаж, тыс. руб.

833 340

166 680

1 000 020

2

Переменные затраты, тыс. руб.

625 005

125 010

750 015

3

Маржинальный доход, тыс. руб.

208 335

41 670

250 005

4

Постоянные расходы, тыс. руб.

125 000

25 000

150 000

5

Отрицательная прибыль, тыс. руб.

83334

16668

100002

6

Рентабельность продаж, %

10

10

10



4. Определим стоимость нереализованных остатков продукции на двух филиалах в условиях применения полной и сокращенной себестоимости продукции:

   Филиал 1: произведено 25000 шт., и все реализовано, остатка нет.

   Филиал 2:  произведено 75000 шт., а реализовано 15000 шт., остаток  60000 шт.

Стоимость нереализованной продукции по сокращенной себестоимости:

По переменным затратам 60000 × 22,5 = 1 350 000 тыс. руб.

По постоянным затратам 125000 – 25000 = 100 000 тыс. руб.

Общая стоимость нереализованных остатков:

              1 350 000 + 100 000  = 1 450 000 тыс. руб.

По полной себестоимости 362 500: 15 000 × 60000 = 1 450 000 тыс. руб.    продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.