Реферат по предмету "Исторические личности"


Революционное студенчество в Петербурге конца Х1Х начала ХХ века

--PAGE_BREAK--      2) Необходимость высказать это положение вызвана у съезда грустным сознанием, что не вся масса студенчества вполне ясно представляет себе роковую неизбежность революции. Съезд находит, что выяснение вопроса может и должно вестись в форме пропаганды среди студенчества. Констатируя факт совместных действий за последнее время студентов и рабочих, приветствуя от души это явление и выражая желание большего единения учащейся молодежи и пролетариата, идущих нога в ногу по пути требования политической свободы, являющейся первым пунктом социалистической программы, — съезд находит желательным возможно широкую пропаганду социалистических идей среди студентов. Последнее необходимо для ясного понимания роли и степени участия пролетариата в нашем движении. Для лучшего достижения этой цели съезд находит желательным учреждение при всех высших учебных заведениях постоянных организационных комитетов, состоящих в сношениях с местными комитетами РСДРП, к которым съезд обращается с предложением оказать содействие проектируемым организациям. Что касается вопроса о тактике движения, съезд, оставляя в силе применение забастовки и обструкции во всех ее видах, выдвигает на первый план демонстрацию, как наиболее действительное средство обратить внимание общества на ненормальное положение дел. Кроме того, съезд предлагает всем студенческим организациям заняться изысканием новых форм протеста.
      Считая единство действий залогом успеха, съезд высказывается за желательность учреждения обще-студенческого секретариата (Центральное Бюро), который установил бы правильные сношения между отдельными организациями. Съезд находит возможным, чтобы печатный орган издавался при Центральном Бюро. Для той же цели желательны периодические съезды представителей студенческих организаций России. Созыв съезда с указанием времени и места предоставляется секретариату. Заканчивая работу, съезд полагает, что он исполнил в пределах возможного свой долг перед студенчеством. Он не хочет убаюкивать учащуюся молодежь уверением в легких победах. Он не хочет закрывать глаза перед суровой действительностью. Конечная цель действия — политическая свобода, вопрос неопределенного будущего, но мы идем к ней твердыми и верными шагами. Правда, наш путь усеян жертвами и, может быть, еще много придется потерять на этом пути; не одно еще движение вспыхнет и снова погаснет, но какие бы меры ни принимало правительство, оно не может задавить протеста, созданного самой жизнью. Из этого сознания мы должны черпать новые силы. Съезд убеждает товарищей не падать духом от временных неудач и, объединившись, правильно организовавшись, смело встать против гнета самодержавного режима».
      Таковы были настроения студенчества, представлявшего собой наиболее радикально настроенный социальный слой.

Глава 2.  Революционное движение в студенческой среде Петербурга
 конца Х1Х — начала ХХ веков 2.1. Организации и лидеры революционного студенческого движения
в Санкт-Петербурге       Анализ обширной литературы по данному вопросу[9] показывает, что наиболее ярыми сторонниками революционного движения того времени. В Санкт-Петербурге становятся студенты Петербургской медико-хирургической академии, Лесного института, Горного института, Петербургского института корпуса инженеров путей сообщения, Петербургского политехнического института, Петербургского университета. Вот некоторые студенты, которые вошли в полицейские сводки как наиболее «неблагонадежные личности», студенты, становившиеся во главе организаций, поддерживающих революцию.
      Данилов Сергей Александрович (1879-1927). Видный деятель Народной Воли. Будучи студентом медико-хирургической академии, принимая участие в студенческом движении, в 1901 г. был выслан в Архангельскую губернию и уволен из академии. В 1906г. он был возвращен, но в 1907 г. вновь арестован и за хранение революционных прокламаций сослан на 5 лет в Западную Сибирь. Бежав оттуда в конце 1910 г., Иванов принял ближайшее участие в делах народовольческой организации, служа посредником между Петербургом и южными группами «Народной Воли». В своих показаниях Иванов говорит о том, что «охотно брал на себя всякие поездки» в это время, и благодаря этим поездкам его имя «совершенно незаслуженно популяризировалось».
      Чеботарев Илья Николаевич (1881 — 1921). Студент  Медико-хирургической  академии. Вел пропаганду летом 1901 г. на московской фабрике Ганешина. Арестован 20 сентября 1901 г. по делу «Общества друзей революции». 28 декабря 1901 г. поселен в Вятке под надзором, пробыл там до 1907 г. Впоследствии сотрудник «Русских Ведомостей».
      Ларионов Всеволод Михайлович (1884 — 1922). Студент  Технологического  института. Народник-пропагандист. В январе 1905 г. арестован в Москве на квартире, которую он держал с В. С. Ивановским, где собирались рабочие. В июне 1905г. приговорен к 5 годам каторги. Отбывал в Новобелгородском централе, потом на Каре. Вышел на поселение в 1910 г. в Якутской области. Вернулся в Россию в 1911 г. Писатель-этнограф. Умер в Киеве 2 февраля 1922 г.
      Иоффе, Абрам Овсеевич, (1887 — 1932), студент Горного института, арестован 17 декабря 1907 г. По высоч. повелению от 19 февраля 1886 г., Иоффе было вменено предварительное заключение, и он был подчинён гласному надзору полиции на 2 года вне местностей усиленной охраны.
      Кроме студентов, которые во времена революции становились предметом пристального внимания полиции лишь только потому, что учились в вузах, находящихся в списках наиболее «неблагонадежных»,  революционное движение захватывало и отдельных личностей из числа тех, кто, в силу выбранной профессии, в принципе не должен был вступать в какую-либо борьбу.           Среди таких студентов, вошедших в историю революционного студенчества – Юлия Вейсберг.
      Юлия Вейсберг была студенткой Петербургской консерватории (1902-1906). Однако, вследствие революционных событий и студенческих волнений 1905 года (организация студенческого забастовочного комитета учащихся Консерватории, увольнение из Консерватории целого ряда профессоров и преподавателей) Вейсберг, как одно из главных действующих лиц Организационного комитета, была исключена из рядов студентов. И хотя вскоре ее восстановили — впрочем, как и остальных — в ее жизни уже наметились серьезные перемены. Через несколько месяцев — зимой 1907 года — она покинула Россию и уехала к своему будущему супругу в Германию, где провела 5 лет — с 1907 по 1912 год.
      Участие в революционном движении студенчества Политехнического института заслуживает отдельной статьи.
      19 февраля 1899 г. было принято правительственное постановление об организации в Петербурге нового высшего учебного заведения — политехнического института. Институт создавался с целью подготовки своих, отечественных специалистов — инженеров для развивающейся русской промышленности.
      Выбор правительством площадки под строительство подальше от города мотивировался опасностью нежелательного «заражения» молодежной среды нарастающими революционными настроениями в Петербурге. Этот выбор, однако, не оставил политехнический институт в стороне от приближающейся революции, но принес преподавателям и студентам немало лишений в последующий тяжелый период с 1914 по 1924 годы.
      Период основания Петербургского политехнического института — начало ХХ века — был периодом назревания революционной ситуации в России. Огромная страна стояла накануне буржуазно-демократической революции. Оставалось уже совсем немного времени до грозного 1905 года. Царское правительство принимало все меры к тому, чтобы всячески воспрепятствовать проникновению в вузы революционно-демократической части молодёжи. Однако, несмотря на это ему не удалось оградить студенчество от революционных влияний
      Уже в ноябре 1902 года, словно бомба, в стенах Института прогремело революционное воззвание, датированное 7 ноября и имевшее подпись — Организационный Комитет С. Петербургского политехнического института. «Николай II — верховный царственный паразит…» «Студенчество, — говорилось в воззвании, — усвоив социал-демократическую тактику, сгруппировалось под красным знаменем и, пролетариатом, заявило о правах…Мы выкажем солидарность с ними (рабочими) в общем требовании политической свободы как средства для будущего социального переворота».
      Этот документ возвестил о начале деятельности социал-демократической студенческой группы петербургских вузов, куда, кроме студентов политеха, вошли также студенты  Петербургской медико-хирургической академии, Лесного института, Горного института и Санкт-Петербургского университета. Таким образом, вопреки всем самодержавно — полицейским преградам революционные традиции были установлены в первый же год существования группы.
2.2. Деятельность «Объединенной социал-демократической организации
 студентов Санкт-Петербурга»       В январе 1904 года Петербургским Комитетом РСДРП были установлены связи со всеми существовавшими в тот момент революционными группами в различных учебных заведениях. К маю 1904 года в основном оформилась «Объединённая социал-демократическая организация студентов Санкт-Петербурга», действовавшая на правах филиала, под руководством Петербургского Комитета РСДРП.
      В сентябре 1904 года был выработан устав объединённой организации петербургских студентов, определивший её цели следующим образом: «подготовка сознательных работников партии, доставление ей материальных средств и поддержка студенческого движения». Социал-демократические группы учебных заведений, как указывалось в уставе, «…есть партийные организации, состоящие из партийных работников данного учебного заведения, для руководства партийной работой в данном учебном заведении». На членов группы возлагалась обязанность работать не только в своём институте, но, по требованию Комитета, и в других частях местной социал-демократической организации. [10]
      В протоколе заседания объединённой организации указывается, что 28 ноября 1904 года на Невском проспекте был арестован студент Горного института А. М. Саруханов, обвиняемый в том, что он держал красное знамя. За этим кратким сообщением кроются, однако, важные события, связанные с деятельностью Петербургской объединённой студенческой организации.
      На 28 ноября 1904 года была назначена демонстрация, которую готовили студенты под руководством Петербургского Комитета РСДРП. Была выпущена специальная листовка с призывом выйти на демонстрацию. Говоря о демонстрации, газета «Вперёд» даёт следующее, небезынтересное для нас описание: «… в половине первого дня из массы публики, заполнившей тротуары Невского проспекта, на углу Михайловской улицы компактная группа развернула два красных флага с надписями: «Долой войну!» и «Долой самодержавие!» Как видно из этих материалов, из двух красных знамён, бывших на демонстрации, одно держал студент Лесного института. Появление студента 28 ноября 1904 года с красным знаменем на Невском проспекте свидетельствует о том, что он действовал по прямому призыву социал-демократов, большевиков, а может быть и являлся членом РСДРП или был связан с ней.
      Вечером 29 ноября полиция пыталась произвести обыск в комнате общежития Лесного института, где жил арестованный. Однако студенты сорвали эту попытку. 30 ноября студенты в ожидании нового появления полиции, приняли необходимые меры. Очевидец этих событий профессор М. А. Шателен вспоминал, что студенты, готовясь встретить войска, вооружились графинами, в которых вместо воды была налита серная кислота.
      Указанные факты дают представление об атмосфере, царившей в студенческих кругах в конце 1904 года, накануне революции. Не следует, конечно, переоценивать студенческие выступления. Студенчество было неоднородно. Многие являлись, как уже указывалось, выходцами из мелкобуржуазной, разночинной среды, выражали стихийный протест против самодержавного строя, но имели весьма путанное мировоззрение и воспринимали события с мелкобуржуазных, анархистских, эсеровских или либерально-буржуазных позиций. Некоторые впоследствии отходили от участия в движении, у них с годами пропадал революционный пыл. Но было среди студентов немало стойких, мужественных людей.
      Наиболее же сознательные из них были сторонниками социал-демократов или входили в большевистскую партию.
      События 9 января 1905 года стали началом революции. Выстрелы в Петербурге пробудили во всей стране огромные народные массы к активной революционной борьбе. В числе жертв расстрела был студент второго курса экономического отделения Петербургского университета Николай Васильевич Савинкин, убитый у Александровского сада. Савинкин являлся членом студенческой социал-демократической группы. На экстренном заседании 10 января 1905 года Совет организации, выразив своё глубокое возмущение по поводу расстрела мирной демонстрации, принял решение прекратить в знак протеста занятия и довести это до сведения правительства. Студенты в знак протеста, прекратив полностью занятия, фактически примкнул к всеобщей забастовке рабочих, начавшейся в Петербурге[11].
      Состоявшееся в августе 1905 года совещание представителей ЦК РСДРП, работавших в России, рекомендовало студентам прекратить забастовку и приступить к занятиям с тем, чтобы превратить университетские и институтские аудитории в трибуны революции. В сентябре 1905 года ЦК РСДРП опубликовал специальное обращение «Ко всей учащейся молодёжи», которое было напечатано в большевистской газете «Пролетарий» и в специальной листовке.
      ЦК РСДРП призвал демократическое студенчество воспользоваться аудиториями как трибунами для обличения правительства, превратить залы университетов и институтов в штаб-квартиры своей революционной работы.       «Для этого, а не «для мирных занятий», вы должны открыть учебные заведения». В первых числах сентября 1905 года во всех высших учебных заведениях страны прошли студенческие сходки, на которых обсуждались вопросы дальнейшего участия студенчества в революции.
      В конце 1905 года студенческие сходки всё чаще посещают рабочие и революционно настроенная интеллигенция. Сходки превращаются в общенародные митинги, на которых обсуждаются важнейшие политические проблемы, вопросы тактики пролетариата и его партии. Основную помощь в этом оказало революционно настроенное студенчество.
      Об одном из таких митингов, состоявшемся в Политехническом институте 9 октября, на котором присутствовало до 3 тысяч студентов и рабочих, а речи «носили исключительно революционный характер», с тревогой сообщал петербургский генерал-губернатор Трепов. Под влиянием развернувшейся в стране октябрьской Всероссийской политической стачки студенческое движение в стране ещё больше выросло. На сходке 13 октября 1905 года студенты постановили с 14 октября прекратить занятия в знак солидарности с бастующими петербургскими рабочими. Таким образом, с 14 октября 1905 года учебные занятия в институтах вновь прекратились. 16 октября специальная телеграмма правительства объявила о закрытии Политехнического института. Но митинги в институтских аудиториях продолжались. [12]
      Однако, несмотря на «обещание» свобод, данное в манифесте 17 октября, царское правительство посылало войска, чтобы срывать митинги в вузах. Многие институты города были закрыты. Занятия, прерванные в октябре 1905, не возобновлялись вплоть до наступления нового учебного года.
      Чтобы дать отпор черносотенной реакции и полиции, по призыву большевиков рабочие Выборгского района начали вооружаться. В боевых дружинах принимали участие студенты Политехнического и Лесного институтов. Так прошёл революционный 1905-й год
      В условиях спада революции после поражения Декабрьского вооружённого восстания большое значение для студенческого движения имело использование всех легальных возможностей. Осенью 1906 года в ряде вузов Петербурга студенческая молодёжь пытается организовать свой представительный орган. Сама возможность этой попытки являлась реальным завоеванием 1905 года и продолжавшейся в стране революционной борьбы трудящихся. В дореволюционный период подобная попытка была бы обречена на провал.[13]
      Таким образом, несмотря на постепенное отступление революции, в студенческих слоях продолжалось революционное, демократическое движение студенчества. Здания институтов и общежитий широко использовались для революционной пропаганды. [14]
      Как уже упоминалось, боевая дружина возникла в организации еще в 1905 году в ответ на разгул черносотенцев. Значительное усиление деятельности боевой организации произошло в 1906-1907 гг. По воспоминаниям старых большевиков петербургские дружинники в июле-августе 1906 года собирались преимущественно в лесу, в Лесном, а иногда и в Лигове. В Петербурге местом сбора «служили столовые Университета, Политехнического института, Лесного института, а в особенности Технологического института».
    продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.