Реферат по предмету "Бухгалтерский учет и аудит"


Бухгалтерская отчетность 7

--PAGE_BREAK--Период, за который организация должна составлять бухгалтерскую отчетность, называется отчетным. Именно по этой причине бухгалтерская (финансовая) отчетность является завершающим этапом учетного процесса.
В ней отражаются итоговые данные системного бухгалтерского учета, на основе которых можно судить не только о работе самого предприятия, но и о его положении в сегменте рынка, в котором он работает, о его конкурентоспособности.
Значение отчетности заключается в ее достоверности, целостности, своевременности, простоте, сравнимости, экономичности, соблюдении строго установленных процедур, оформлении и публичности.[3;102]
Достоверная отчетность помогает руководить предприятием, устранять недостатки, выявлять неиспользованные внутренние резервы, своевременно реагировать и принимать правильные решения в связи с изменениями на рынке.
Целостность или полнота отчетности позволяет принимать более обоснованные управленческие решения.
Своевременность предполагает представление необходимой бухгалтерской отчетности в соответствующие адреса в установленный срок.
Простота бухгалтерской отчетности состоит в ее упрощении и доступности. Переход бухгалтерского учета к международным стандартам объективно способствует реализации данного требования.
Проверяемость отчетности предполагает возможность подтверждения представленной в ней информации в любое время.
Сравнимость предусматривает наличие одинаковых показателей на протяжении различных отрезков времени с целью выявления различий и тенденций.
Цель такого сравнения выявить тенденции развития фирмы.
Экономичность достигается путем унификации и стандартизации соответствующих форм отчетности, сокращении отдельных показателей не в ущерб качеству отчетных данных, автоматизации учета, выбора оптимальных форм учета.
Оформление  означает, что составление отчетности равно как и ведение бухгалтерского учета осуществляется на русском языке и в валюте РФ.
Публичность предполагает публикацию годовой бухгалтерской отчетности в средствах массовой информации, передачу в органы статистики. Перечень предприятий, которые должны публиковать свою годовую отчетность регламентирован законодательством.[6;204]

3 Классификация отчетности Отчетность организаций классифицируют: по видам, экономическому содержанию, по назначению, периодич­ности составления, степени обобщения отчетных данных.
По видам отчетность подразделяется на бухгалтерскую, стати­стическую и оперативную.
Бухгалтерская отчетность представляет собой единую систему данных об имущественном и финансовом положении организации и о результатах ее хозяйственной деятельности. Составляют ее по данным бухгалтерского учета.
Статистическая отчетность составляется по данным статистиче­ского, бухгалтерского и оперативного учета и отражает сведения по отдельным показателям хозяйственной деятельности организации, как в натуральном, так и в стоимостном выражении.
Оперативная отчетность составляется на основе данных опера­тивного учета и содержит сведения по основным показателям за короткие промежутки времени — сутки, пятидневку, неделю, дека­ду, половину месяца. Эти данные используются для оперативного контроля и управления процессами снабжения, производства и реа­лизации продукции.[1;20]
 По экономическому содержанию отчетность бывает бухгалтерская, статистическая, налоговая,  внутрихозяйственная и специализированная.
Налоговая отчетность представляет собой комплекс показателей, необходимых для определения величины налоговых платежей. Единственный пользователь — налоговые органы.
Внутрихозяйственная отчетность выполняет управленческие и информационные функции внутри организации. Состав показателей, порядок их формирования и иные особенности могут варьироваться в зависимости от информационных потребностей руководства организации, а также отраслевой специфики масштабов деятельности и иных индивидуальных особенностей конкретной организации.
Специализированная отчетность — система показателей, необходимых для принятия решений конкретным пользователям отчетности.
         По длительности охватываемого периода отчетность делится на годовую и текущую. Для бухгалтерской отчетности текущая отчетность называется промежуточной.
По назначению бухгалтерскую отчетность подразделяют на внешнюю и внутреннюю.
Внешняя бухгалтерская отчетность (кроме бюджетных организаций) является открытой для заинтересованных пользователей (инвесторов, банков, кредиторов, покупателей и др.).
В отдельных случаях законодательством Республики Беларусь предусмотрена публикация годовой бухгалтерской отчетности. В ее состав включается аудиторское заключение, подтверждающие ее достоверность.
Внутренняя отчетность разрабатывается соответствующими министерствами и ведомствами для собственных целей и утверждается по согласованию с Министерством финансов Республики Беларусь. Она не полежит публикации и не представляется внешним пользователям.
По периодичности составления различают внутригодовую и го­довую отчетность. Внутригодовая отчетность включает отчеты за день, пятидневку, декаду, половину месяца, месяц, квартал и полугодие. Внутригодовую статистическую отчетность обычно называют текущей статистической отчетностью, а внутригодовую бухгалтерскую — промежуточной бухгалтерской отчетностью. Годовая отчетность — это отчеты за год.
По степени обобщения отчетных данных различают отчеты пер­вичные, составляемые организациями, и сводные, которые состав­ляют вышестоящие или материнские организации на основании первичных отчетов.[7;118]
В настоящее время организации представляют в обязательном порядке промежуточную и годовую бухгалтерскую отчетность. Состав типовых форм бухгалтерской (финансовой) отчетно­сти, их показатели и порядок заполнения утверждаются Мини­стерством финансов Республики Беларусь.
В настоящее время в состав годовой бухгалтерской отчетности входят:
·        баланс органи­зации (ф. № 1);
·        отчет о прибылях и убытках (ф. № 2);
·        отчет о дви­жении источников собственных средств (ф. № 3);
·        отчет о движе­нии денежных средств (ф. № 4);
·        приложение к бухгалтерскому ба­лансу (ф. № 5);
·        отчет о целевом использовании полученных средств (ф. № 6);
·        пояснительная записка и аудиторское заключе­ние, если организация в соответствии с законодательством Респуб­лики Беларусь подлежит обязательному аудиту.
Существуют так­же специализированные формы отчетности, которые утвержда­ются соответствующими министерствами и ведомствами.
Составление годовой отчетности требует большой подготовительной работы и проведение целого ряда мероприятий, а именно:
1. На предприятии объявляется инвентаризация;
2. Выравниваются остатки на все счетах бухгалтерского учета;
3. Проводится аудиторская проверка при необходимости;
4. Рассчитывается соотношение фактических командировочных, представительских расходов, расходов на рекламу, расходов на содержание личных автомобилей для служебного пользования с действующими нормами, которые можно относить на себестоимость;
5. Определяется налогооблагаемая база по налогу на прибыль и уточняется схема уплаты налогов за год;
6. Реформируется баланс;
7. Готовятся расчетные показатели для заполнения форм годовой отчетности и утверждается годовой отчет;
9. Пишется пояснительная записка  к балансу;
10. Готовится приказ об учетной политике на следующий хозяйственный период;
11.Открываются счета, с которых начинается новый учетный цикл.
Промежуточной месячной бухгалтерской отчетностью явля­ется бухгалтерский баланс. Промежуточная квартальная бухгал­терская отчетность состоит из бухгалтерского баланса и отчета о прибылях и убытках (при получении дивидендов предоставляют в обслуживающий банк).
Бухгалтерский учет на предприятиях ведется путем использования разнообразных учетных регистров и в разных сочетаниях – книги, карточки, ведомости, записи в которых производятся в различной последовательности. В зависимости от способов учетной регистрации применяются как ручные записи, так и на вычислительных машинах. Различное сочетание учетных регистров, их структура и взаимосвязь, способы записей определяют применяемую форму бухгалтерского учета. Под формой бухгалтерского учета понимается сочетание различных учетных регистров (аналитического и синтетического учета), их взаимосвязь, последовательность и способы учетных записей (ручной, автоматизированный).[2;39]
 В современном бухгалтерском учете применяются следующие формы бухгалтерского учета: мемориально-ордерная, журнально-ордерная, автоматизированная и упрощенная (для малых предприятий).
Признаками, отличающими одну форму бухгалтерского учета от другой, являются: внешний вид, назначение и содержание учетных регистров, взаимосвязь и сочетание хронологических и систематических записей, регистров синтетического и аналитического учета, их количество, последовательность учетных записей, степень использования вычислительных машин для учетной регистрации.
1. Мемориально-ордерная форма в настоящее время имеет ограниченное применение. Ее суть: каждый сводный первичный учетный документ (например, ведомость начисления заработной платы за отчетный месяц) сопровождается выпиской отдельной справки – мемориального ордера с указанием в нем корреспонденции счетов. Аналитический учет осуществляется в карточках по данным первичных документов.
Основной недостаток этой формы учета – это многократность записей.
2. В журнально-ордерной форме бухгалтерского учета применяются три основных вида учетных регистров: журналы-ордера, ведомости (карточки), кассовая книга и Главная книга. Важнейшим регистром при этой форме бухгалтерского учета является журнал-ордер, от которого и получила название сама форма учета.
Аналитический учет ведется либо в журналах-ордерах (путем совмещения с синтетическим), либо в отдельных учетных регистрах.
3. Автоматизированная форма учета появилась на основе использования электронно-вычислительных машин (ЭВМ). Она позволяет осуществлять комплексную обработку учетной информации на основе пакетов прикладных программ.
Использование ЭВМ приводит к резкому ускорению учетных работ за счет замены многочисленных рутинных операций, связанных с накоплением и группировкой данных, их переносом их регистра в регистр, расчетами, мгновенно выполняемыми машиной. ЭВМ позволяет обрабатывать разнообразные учетные данные по любым направлениям и обобщать их по любым признакам. Каждый руководитель предприятия получает именно ту информацию и в том объеме, которые необходимы ему для практической работы.
Благодаря применению персональных компьютеров появилась возможность создавать автоматизированные рабочие места (АРМ) бухгалтеров, кладовщиков и других работников, принимающих участие в ведении учета.
Малые предприятия могут осуществлять бухгалтерский учет по упрощенной форме.

4 Порядок составления, представления и утверждения отчетности Процесс подготовки бухгалтерской отчетности включает два этапа: подготовительные работы по составлению годовой отчет­ности и непосредственное составление баланса и других отчет­ных форм.
Подготовительные работы включают в себя:
• проверку полноты оформления всех хозяйственно-финансовых операций первичными документами и отражение их в учетных регистрах. В частности, выясняется: все ли первичные доку­менты поступили в бухгалтерию, правильно ли включены в из­держки производства расходы будущих периодов, начислены ли предусмотренные учетной политикой фонды и резервы предстоящих расходов, списаны ли с баланса непригодные к эксплуатации основные средства, полностью ли начислены амортизация основных средств и нематериальных активов и т.д.;
контроль качества и сроков проведения инвентаризации статей баланса и отражения в учете ее результатов;
проведение переоценки по постановлениям правительства ос­новных средств и других активов и отражение в учете ее ре­зультатов;
сверку сальдо расчетов с налоговыми органами, банками, вне­бюджетными фондами с оформлением соответствующих актов;
внесение в случае необходимости исправлений в учетные дан­ные по результатам проверки государственных и ведомствен­ных контролирующих органов, а также аудиторов.
В соответствии с порядком внесения исправлений в бухгал­терский учет в случаях обнаружения искажений и ошибок до окончания отчетного года исправления в учетные данные вносят­ся в месяце, когда были обнаружены искажения и ошибки, неза­висимо от того, в каком отчетном периоде эти искажения и ошибки были допущены. В бухгалтерском учете такие исправле­ния отражаются:
дебет счетов 90 «Реализация», 91 «Операционные доходы и расходы», 92 «Внереализационные доходы и расходы» и кредит  счетов 02, 05,10, 20, 43, 45 и т.д. ~ в случае занижения расходов от видов деятельности, операционных и внереализационных рас­ходов;
дебет счетов 02, 05, 10, 20, 43, 45 и т.д. и кредит счетов 90 «Реализация», 91 «Операционные доходы и расходы», 92 «Вне­реализационные доходы и расходы» ~ в случае завышения расхо­дов от видов деятельности, операционных и внереализационных расходов.
Если ошибки выявлены до утверждения годового отчета, то они исправляются декабрем отчетного года через счет 92 «Вне­реализационные доходы и расходы»:
дебет счета 92 «Внереализационные доходы и расходы» и кредит счетов 02, 05, 10, 20, 43, 45 и т.д. — в случае занижения расходов от видов деятельности, операционных и внереализаци­онных расходов;
дебет счетов 02, 05,10, 20, 43, 45 и т.д. и кредит счета 92 «Внереализационные доходы и расходы» — а случае завышения расходов от видов деятельности, операционных и внереализаци­онных расходов.
В случае выявления неправильного отражения хозяйствен­ных операций на счетах бухгалтерского учета за прошлый год после утверждения годового отчета исправления в бухгалтерскую отчетность за прошлый год не вносятся:
•   перенесение в соответствующие журналы-ордера и ведомости данных листов-расшифровок, накопительных ведомостей, разработочных таблиц;
•  проведение реформации баланса путем закрытия по состоянию   на 31 декабря, сальдо по счету 99 «Прибыли и убытки»:      
дебет счета 99 «Прибыли и убытки» и кредит счета 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)» — на сумму  нераспределенной прибыли;
дебет счета 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)» и кредит счета 99 «Прибыли и убытки» — на сумму непокрытого убытка;       
• подсчет и взаимная сверка оборотов и сальдо на конец отчетно­го периода по регистрам бухгалтерского учета;
•  перенесение в Главную книгу данных регистров учета, определение конечных остатков по синтетическим счетам в Главной книге.
Составление финансовой отчетности начинается, как пра­вило, с заполнения бухгалтерского баланса (ф. № 1).
Это производится по данным остаткам на счетах, отражен­ных в Главной книге. При этом следует учитывать определенные правила. Например, основные средства, нематериальные активы, доходные вложения в материальные ценности отражаются в ба­лансе по остаточной стоимости. Некоторые статьи баланса за­полняются сложением (вычитанием) остатков по нескольким сче­там. Так, по статье «Сырье, материалы и другие ценности» от­ражается сальдо по дебету счетов 10,15,16 за минусом сальдо по кредиту 14 счета, которое отражает сумму начисленного резерва под снижение стоимости материальных ценностей. Сальдо по счетам 20, 21, 23, 29, 44 отражаются по статье «Незавершенное производство (издержки обращения)», сальдо по счетам 41,43 -по статье «Готовая продукция и товары», при этом сальдо по счету 41 «Товары» показывается по стоимости их приобретения.
При учете организацией розничной торговли товаров в соот­ветствии с установленным порядком по продажным ценам разни­ца между стоимостью приобретения и стоимостью по продажным ценам (валовой доход) отражается справочно в «Отчете о прибы­лях и убытках» формы № 2. Таким образом, организации рознич­ной торговли по статье «Готовая продукция и товары» отражают сальдо по дебету счета 41 «Товары» за минусом сальдо по креди­ту счета 42 «Торговая наценка». По статье «Денежные средства» отражается сальдо по счетам 50, 51, 52, 55,57, а в «Отчете о дви­жении денежных средств» формы № 4 представлена подробная информация об источниках поступления и направлениях исполь­зования этих денежных средств. По статье «Финансовые вложе­ния» показывается сальдо по дебету счета 58 «Финансовые вло­жения» за минусом сальдо по кредиту счета 59 «Резервы под обесценение финансовых вложений в ценные бумаги». Таким об­разом, по этой статье будет отражаться рыночная стоимость цен­ных бумаг, если она ниже стоимости, принятой к учету.
    продолжение
--PAGE_BREAK--Сальдо по счетам, связанным с расчетами (счета 60, 62, 70, 71, 75, 76), показываются в балансе развернуто, т.е. дебиторская задолженность — в активе баланса, а кредиторская — в пассиве.
В случае создания организацией в конце отчетного года (квартала) резерва по сомнительным долгам по расчетам с дру­гими организациями и физическими лицами за продукцию, това­ры, работы и услуги числящаяся в бухгалтерском учете дебитор­ская задолженность отражается в балансе за минусом образован­ного резерва. Сумма образованного резерва в пассиве баланса не отражается. Так, по статье «Расчеты с покупателями и заказчи­ками» в активе баланса отражается сальдо по дебету счета 62 за минусом сальдо по кредиту счета 63 «Резервы по сомнительным долгам».
Особенностью составления пассива баланса является наличие в его статьях активных счетов. Так, счет 81 «Собственные акции (доли)», счет 97 «Расходы будущих периодов» отражаются в ба­лансе с минусом и вычитаются при подсчете итогов. Статьи «Прибыль отчетного года» и «Убыток отчетного года» исполь­зуются при составлении промежуточной бухгалтерской отчетно­сти, по которым можно судить о наличии чистой прибыли на от­четную дату (для выплаты дивидендов, получения кредита в бан­ке, приобретения внеоборотных активов в лизинг). При составле­нии годовой бухгалтерской отчетности заполняются статьи «Не­распределенная прибыль» — сальдо по кредиту счета 84 после ре­формации баланса или «Непокрытый убыток» — сальдо по дебе­ту счета 84, которое отражается со знаком минус.
В отчете о прибылях и убытках (ф. № 2) показываются дан­ные о доходах, расходах и финансовых результатах, которые формируются нарастающим итогом с начала года до отчетной даты.
Показатели раздела I «Доходы и расходы по видам деятель­ности» формируются на основании данных аналитического учета к счету 90 «Реализация». Выручка от реализации за минусом на­логов с. выручки, себестоимости реализованных товаров, продук­ции, работ, услуг, управленческих расходов и расходов на реали­зацию показывает прибыль от реализации, которая накапливается нарастающим итогом на счете 90/9 «Прибыль/убыток от реали­зации».
Показатели раздела II «Операционные доходы и расходы» заполняются на основании аналитических данных к счету 91 «Операционные доходы и расходы». Полученная прибыль (убы­ток) от операционных доходов должна соответствовать сумме сальдо по счету 91/9 «Сальдо операционных доходов и расходов».
Показатели раздела III «Внереализационные доходы и расхо­ды» заполняются на основании аналитических данных к счету 92 «Внереализационные доходы и расходы». Полученная прибыль (убыток) от внереализационных доходов должна соответствовать сумме сальдо по счету 92/9 «Сальдо внереализационных доходов и расходов».
Конечный финансовый результат деятельности организации отражается на счете 99 «Прибыли и убытки», куда списываются сальдо по счетам 90, 91,92.
По строке «Налоги и сборы, платежи и расходы, производи­мые из прибыли» показываются отраженные в бухгалтерском учете суммы налога на прибыль, целевого транспортного сбора, налога на недвижимость и других сборов из прибыли, которые отражаются в учете:
дебет счета 99 «Прибыли и убытки» и кредит счета 68 «Расчеты по налогам и сборам» — на суммы начисленных нало­гов.
Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток) должна соответствовать сумме сальдо по счету 99 до реформации ба­ланса.
В отчете о движении источников собственных средств (ф. №3) отражаются данные об остатках на начало и конец от­четного периода, начислении и использовании уставного фонда, резервного фонда, добавочного фонда, нераспределенной прибы­ли, непокрытого убытка, фонда накопления, фонда потребления, целевого финансирования, резервов предстоящих расходов, до­ходов будущих периодов. При заполнении отчета используются данные синтетического и аналитического учета по счетам 80 «Уставный фонд», 82 «Резервный фонд», 83 «Добавочный фонд», 84 «Нераспределенная прибыль», 86 «Целевое финансирование», 96 «Резервы предстоящих расходов», 98 «Доходы будущих пе­риодов» и др.
Отчет о движении денежных средств (ф. Ш 4) отражает по­ступление и направление использования денежных средств в раз­резе текущей, инвестиционной, финансовой деятельности орга­низации, а также остатки денежных средств на начало и конец года, учитываемых на счетах 50 «Касса», 51 «Расчетный счет»,52 «Валютные счета», 55 «Специальные счета в банках», 57 «Переводы в пути».[4;98]
В приложении к бухгалтерскому балансу (ф. № 5) показыва­ются сведения:
•     о банковских кредитах и займах, которыми пользовалась орга­низация в отчетном году;
•     о займах других организаций;
•     о состоянии дебиторской и кредиторской задолженности по различным балансовым счетам (60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», 62 «Расчеты с покупателями и заказчика­ми», 68 «Расчеты по налогам и сборам». 69 «Расчеты по соци­альному страхованию и обеспечению», 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» и др.);
•     о движении основных средств, нематериальных активов;
•     о движении средств финансирования долгосрочных инвести­ций и другие данные.
В отчете о целевом использовании полученных средств (ф. № 6) некоммерческие организации отражают данные по ос­новной деятельности об остатках, поступлении и использовании средств, поступивших в качестве вступительных, членских, доб­ровольных взносов. Указанные данные заполняются на основе данных, учтенных на счете учета фактических расходов, связан­ных с деятельностью некоммерческой организации и списанных на уменьшение целевых поступлений.
Кроме указанных форм, составляется пояснительная запис­ка к годовому отчету, где дается краткая характеристика дея­тельности организации, приводятся сведения о дочерних органи­зациях и филиалах, раскрываются изменения в учетной политике, отдельные статьи баланса и другие сведения (оценка деловой ак­тивности, эффективность использования ресурсов, расшифровка кредиторской задолженности, степень выполнения плана и т.д.). Организация должна привести расшифровку кредиторской за­долженности в иностранной валюте с указанием сроков ее пога­шения согласно договорам. Акционерное общество приводит состав (фамилии и должности) членов совета директоров (наблюда­тельного совета), членов исполнительного органа, общую сумму выплаченного им вознаграждения.
Годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность представля­ется организацией в налоговую инспекцию в течение 90 кален­дарных дней по окончании года, если иное не предусмотрено за­конодательством Республики Беларусь. Сроки представления от­четности в вышестоящие органы устанавливаются соответствую­щими министерствами, ведомствами, концернами индивидуально для каждой организации, но не позднее даты представления отчета в налоговую инспекцию.
Годовая отчетность организации может быть опубликована, а в отдельных случаях, предусмотренных действующим законода­тельством, подлежит обязательной публикации вместе с аудитор­ским заключением.
Отчетность организации может храниться как на бумажных, так и на электронных носителях, пригодных для хранения и чте­ния данной информации.

5 Использование отчетности Бухгалтерская отчетность является заключительным элемен­том метода бухгалтерского учета, завершающим этапом всего учетного цикла за отчетный период.
Анализ результатов хозяйственной деятельности, принятие управленческих решений, контроль за их осуществлением, ис­следование рынка, планирование и прогнозирование всех сторон деятельности организации и функции управления организацией взаимосвязаны не только между собой, но и с системой бухгал­терского учета. Основным каналом этой взаимосвязи служит бух­галтерская отчетность.
Анализрезультатов деятельности и состояния средств орга­низации заключается  в установлении  причинно-следственных факторов, повлиявших на величину фактически достигнутых ре­зультатов. Анализироваться могут разные стороны деятельности организации: объем производства, реализации, финансовые ре­зультаты, платежеспособность, инвестиции и т.п.
Принятие управленческих решенийсводится в конечном ито­ге к оценке прошлого и определению будущего поведения, к уча­стию в событиях, операциях, в том числе и будущей производст­венной деятельности. Эти решения могут быть оформлены сле­дующим образом: приказом, планом-прогнозом, постановлением, распоряжением и т.д., где дается оценка достигнутого уровня по определенным показателям за отчетный период и приводятся по­казатели, которые намечается достигнуть в предстоящих периодах.[5;132]
После утверждения годовых бухгалтерских отчетов и приня­тия окончательных решений по распределению прибыли (покры­тию убытков), формированию и использованию фондов и др. в бухгалтерском учете возникают дополнительные проводки. Эти проводки и составляют содержание заключительной части учет­ных работ за отчетный период, получивших название реформа­ция баланса.
Реформация баланса предполагает списание чистой прибыли отчетного года, сформировавшейся на счете 99 «Прибыли и убытки». В бухгалтерии такое списание отражается следующей записью:
дебет счета 99 «Прибыли и убытки» и кредит счета 84 «Нераспределенная прибыль (убытки) прошлых лет» — на сумму чистой прибыли организации, оставшейся после уплаты перво­очередных платежей.
Если организацией по итогам отчетного года получен убыток, то составляется обратная проводка:
дебет счета 84 «Нераспределенная прибыль (убытки) про­шлых лет» и кредит счета 99 «Прибыли и убытки» — на сумму полученного убытка организации.
Дальнейшие проводки по реформации баланса зависят уже от принятых решений по использованию этого остатка. Таким обра­зом, благодаря реформации баланса счет 99 «Прибыли и убытки» закрывается и тем самым подготавливается для отражения опера­ций и формирования на нем финансовых результатов следующе­го отчетного года.
Отчетность служит основой для периодического контроля за деятельностью организации. Сущность контроля сводится к со­поставлению фактических результатов и показателей, отражен­ных в отчетах, с ранее намеченными в управленческих решениях. На основе отчетности контрольные органы проверяют соблюде­ние организацией законов, установленного порядка расчетов с банковскими службами, целевое использование кредитов и т.д.
Отчетность организации после всестороннего углубленного анализа используется для оценки деятельности организации и вы­работки стратегических решений на предстоящий отчетный пери­од. Эти решения составляют основное содержание пояснительной записки к годовому отчету. Содержание пояснительной записки определяется различными нормативными документами. В поясни­тельной записке могут предлагаться также изменения в учетной политике организации, указываться причины и результаты этих изменений.
Для повышения доверия к предоставляемой годовой отчет­ности она подвергается дополнительной проверке (экспертизе) независимой аудиторской организацией.Результаты проверки излагаются в аудиторском заключении, состоящем из двух час­тей — аналитической и итоговой. Итоговая часть содержит окон­чательный вывод о подтверждении или отказе в подтверждении достоверности годовой отчетности организации и подлежит в необходимых случаях публикации вместе с отчетностью.
Деятельность аудиторских организаций и аудиторов ре­гулируется Законом Республики Беларусь от 8 ноября 1994г. № 3373-ХП «06 аудиторской деятельности», в редакции от 18 декабря 2002 г. №164-3.
Отчетностьорганизации служит средством информации, контроля и анализа для банковской системыпри предоставлении организации кредитов, а для финансовой системы — при целевом финансировании из бюджета. Налоговая системана основе от­четности контролирует полноту начисления и поступления нало­гов от плательщиков. Отчетность используется и другими госу­дарственными органами при осуществлении разовых тематиче­ских проверок, относящихся к их компетенции.
Изучение финансовой отчетности предприятия – необходимая составляющая финансового анализа. Для многих участников рыночных отношений, финансовая отчетность является основным доступным источником экономической информации о хозяйствующем субъекте, формируемой на микроуровне.  Различных пользователей финансовой информации по  разному интересуют её данные, однако, существуют общие подходы к анализу отчетности. Это позволяет получить ответы на вопросы, интересующие всех пользователей: каков уровень деловой активности предприятиям по сравнению с его конкурентами, настолько устойчиво его финансовое положение, способно ли предприятие погасить своевременно текущие обязательства.
 «Чтение» бухгалтерского отчета  обычно начинают с горизонтального анализа, т.е. сравнение данных за отчетный период с аналогичными данными за предшествующий период. Если такие исследования охватывают данные за сравнительно большой промежуток времени, например за 5 лет, то более наглядно проявляются тенденции в развитии предприятия. Такой анализ называют трендовым. Обязательным условием при этом является обеспечение сравнимости показателей и устранение влияния на отчетные данные изменений цен, колебаний курсов валют, инфляции и других явлений. Оценка динамики деятельности конкретного предприятия дается с учетом экономической ситуации в стране и коньюктуры в той или иной отрасли.
Динамику изменений по статьям имущества, капиталов и обязательств, доходов и расходов можно проследить и путем  «чтения» отчетов по вертикали. Для этого подсчитывается удельный вес (в процентном выражении) соответствующих  статей в итоговых показателях. [4;105]

Заключение Хозяйственная деятельность предприятий отражается в текущем учете, который позволяет систематически контролировать правильность расходования средств предприятий. Однако данных те­кущего учета недостаточно для контроля над выполнением заданий и использованием находящихся в рас­поряжении предприятий средств.
  Составление отчетов – завершающий этап учетного процесса. В них содержатся совокупные сведения о результатах производственно-хозяйственной и финансовой деятельности предприятия. Дан­ные  бухгалтерской, статистической и оперативной отчетности являются источниками информации. Отчетность – это система обобщенных и взаимосвязанных показателей о состоянии и использовании ос­новных и оборотных средств, об источниках формирования этих средств, финансовых результатах и на­правлениях использования прибыли и т. д.
  Роль отчетности особенно возросла в связи с тесным сближением национальных экономик раз­личных стран мира, что потребовало унификации методов и принципов составления финансовой отчет­ности. Система отчетности дает возможность определить итоги работы не только отдельных пред­приятий, но и объединений и отраслей в целом.
  Отчетные показатели используются для анализа хозяйственной деятельности на отдельных участках производства, определения его положительных и отрицательных сторон, причин отклонений от плана, выявления внутренних резервов для повышения эффективности работы предприятий.
  В бухгалтерском учете осуществляется обобщение и накопление данных, полученных в процессе первичного наблюдения за хозяйственной деятельностью. Происходит обобщение информации, отражае­мой на счетах, в различных учетных регистрах.
  Для управления процессами производственной и финансовой деятельности предприятий необхо­дима информация не только бухгалтерского, но и других видов учета. Она должна быть представлена в компактной форме, удобной для обозрения и восприятия людьми, принимающими управленческие решения. Такой формой является отчетность.
  Отчетность как элемент метода бухгалтерского учета выступает завершающим этапом полного цикла бухгалтерской обработки информации. Она характеризует производственную и финансовую деятельность предприятия при помощи системы обобщающих показателей.
   Таким образом, бухгалтерская отчётность – это комплекс показателей, характеризующих ре­зультаты хозяйственной деятельности за отчетный период, полученный из данных бухгалтерского и дру­гих видов учета. Она представляет собой средство управления предприятием и одновременно метод обобщения и представления информации о хозяйственной деятельности.
Отчетность используется в системе управления как способ получения вышестоящими звеньями информации о работе, результатах или поло­жении дел в нижестоящих звеньях или других управляемых ими объектах.
Делая вывод о проделанной работе, хочется еще раз отметить важность наиболее полного и достоверного изложения в бухгалтерской отчетности необходимой информации. Несоблюдение этих требований может привести к весьма существенным негативным последствиям как для самого предприятия, так и для заинтересованных лиц и организаций -  кредиторов, акционеров и др.

Задача Задание 1. Записать хозяйственные операции в реестре операций по корреспондирующим счетам.
    продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.