Реферат по предмету "Культура и искусство"


Закаливание организма 2

--PAGE_BREAK--2.2 Местное закаливание
Разные участки тела обладают различной чувствительностью к холоду. Наиболее чувствительными являются: голова, кончики пальцев, шея, грудь, травмированные места и другие. Переохлаждение стоп ног и носоглотки зачастую вызывает насморк, бронхит, острые респираторные заболевания. Именно поэтому эти участки тела нередко требуют дополнительного закаливания.

Носоглотка подвергается простудным заболеваниям непосредственно и в результате переохлаждения стоп, поэтому более эффективно одновременное закаливание стоп и носоглотки. Закаливание следует проводить ежедневно в конце утреннего туалета. После нескольких сеансов процедура становится приятной потребностью и вызывает бодрость.

Закаливание стоп удобно проводить в ванне, начиная с воды комнатной температуры (20-22°С). Для этого следует налить в ванну воды, стать в нее и переступать с ноги на ногу в течение 2-3 минут. Температуру воды следует понижать на 1° через каждые 2 дня до водопроводной. Чем больше разница температуры поверхности стоп и воды, тем сильнее закаливающий эффект. Во время процедуры закаливания ног можно полоскать полость рта и горло прохладной водой (постепенно понижая температуру до водопроводной) или же обтирать или споласкивать водой более чувствительные к холоду участки тела. Полезно совершить также 2-5-минутную пробежку по мягкому снегу босиком; по жесткому снегу и при низкой температуре следует бегать в резиновых пляжных тапочках.

Еще более эффективно закаливание стоп попеременно холодной и горячей водой. Это делается так: в два таза (или в ванну и таз) наливается вода с разницей температур 5-10° (например, в одном тазу 20°, а в другом 30°). Ноги попеременно погружают то в таз с горячей водой на 1-2 минуты, то в таз с холодной водой на 10-20 секунд и так от 3 до 8 раз за одну процедуру, общая продолжительность которой может достигать 15-20 минут. Перепад температур постепенно увеличивают до 45°.

При закаливании холодом контрастность следует увеличивать в основном за счет снижения температуры холодной воды; при закаливании жаром — преимущественно за счет повышения температуры горячей воды до предельно терпимой. Чем больше разница температур воды в тазах, тем выше закаливающее действие.

Положительный эффект закаливания проявляется через 3-4 недели после ежедневных ножных ванн и полосканий горла.

Закаливание ног водой и снегом в течение месяца избавляет человека от болевых ощущений при прогулках босиком по снегу. Однако при подобных прогулках нужно соблюдать осторожность: двигаться быстрым шагом или бегом — чем ниже температура воздуха, тем быстрее, чтобы избежать неприятных последствий.

Нельзя забывать о том, что при локальном воздействии закаливаются лишь отдельные участки тела, поэтому желательно, чтобы закаливание наиболее чувствительных к холоду участков тела проводилось на фоне общего закаливания. При этом общее закаливание водой целесообразно проводить в проруби, а местное — в ванне.[6]
2.3 Закаливание водой для детей

Вносить элемент закаливания необходимо в обычные водные процедуры (умывание, подмывание, купание). Методика закаливания зависит от возраста ребенка. Необходимо в обычные водные процедуры (умывание, подмывание, купание) вносить элемент закаливания.

1.      Возраст ребенка от рождения до 2 мес

— Общие ванны — ребенка купают ежедневно водой температуры 37-36С в течение 5 мин, затем обливают водой с температурой на 2 С ниже.

— Подмывание, умывание, которое длится 1-2 мин, вначале проводят при температуре воды 28С, через каждые 1 — 2 дня и снижают на 1-2С и доводят до 20-22С.

— Местное влажное обтирание — рукавичкой, смоченной водой температуры 33-36С, обтирают ручки от кисти до плеча, затем ножки от ступни до колена в течение 1-2 мин. Один раз в пять дней температуру понижают на 1 С и доводят до 28С. Необходимое условие — каждую часть тела вытирают насухо до легкого покраснения сразу после ее влажного обтирания.

2.      Возраст ребенка от 2 до 9 мес

— 1 и 2 как в предыдущей возрастной группе.

— Общее влажное обтирание. Сначала обтирают верхние конечности, затем нижние и, наконец, грудь и спину. Температура воды такая же, как при местных обтираниях В воду можно добавить соль (2 чайные ложки соли на 1 стакан воды). Необходимо соблюдать то же правило — каждую часть тела вытирать насухо сразу после ее обтирания.

3.      Возраст ребенка от 9 мес до 1 года

— 1 и 2 как в предыдущих возрастных группах.

— Общее обливание. Ребенок может сидеть или стоять. Гибкий шланг душа нужно держать на 25 — 30 см от тела ребенка. Струя воды должна быть сильной. Сначала обливают спину, затем грудь, живот, в конце- руки. После обливания вытирают насухо до легкого покраснения. Вначале температура воды 35-37С, затем каждые 5 дней ее снижают на 1С и доводят до 28С.

4.      Возраст ребенка от 1 года до 3 лет

— Можно использовать общие обтирания со снижением температуры воды до 24оС, общие обливания температуры до 24-28С. С 1,5 лет можно применять душ, который оказывает более сильное воздействие, т.к кроме То воды, здесь включается еще и механическое влияние. Длительность процедуры до 1,5 мин; температура воды и ее снижение — как при общем обливании.

Грудным детям с экссудативно-катаральным диатезом для закаливания можно использовать травяные ванны «Чебурашка»: берут смесь трав душицы, череды, мать-и-мачехи, календулы. фиалки по 40-50г, заливают 3-4л кипятка, настаивают 2-3ч, фильтруют и выливают в ванну с теплой водой 35-36С. Сначала ребенок находится в воде 1-2мин, постепенно продолжительность пребывания увеличивают до 8-10 мин, одновременно снижая температуру воды до 24 — 28 С, а более закаленным детям даже до 15С. Такие ванны применяют через 1 — 2 дня.

Купание в открытом водоёме разрешается детям с 1,5 — 2 лет. Душ и купание в ванне, водоёме или бассейне сопровождается механическим воздействием воды, которые оказывают массирующее действие. Купание в открытом водоёме- один из лучших способов закаливания. На организм одновременно действуют воздух, солнце, сопротивление воды и движение. Начало купаний состоит из окунаний в воду 1-2 раза. После этого ребёнка вытирают полотенцем. Далее длительность купаний постепенно увеличивается. Температура воды должна быть не ниже +21С при температуре воздуха не ниже +25С. Плавание вызывает у детей ярко выраженные положительные эмоции.[7]
2.4 Воздушные ванны

Дозированные воздушные ваннымогут явиться действенным методом для закаливания организма, они повышают сопротивляемость организма инфекциям, оказывают влияние на гемодинамику и дыхание, повышают приспособляемость организма к изменению температуры внешней среды.

На практике воздушные ванны, назначаемые в теплое время года, подразделяются на теплые, отпускаемые при температуре воздуха от 20 до 30º, прохладные — при температуре 15–20º ихолодные ванны, отпускаемые при температуре воздуха ниже 15º.

Воздушные ванны в теплый период годапроводятся или на особо приспособленных площадках под навесом, или в тени деревьев. Воздушные ванны следует начинать при температуре воздуха не ниже 20º, не сразу после еды, лучше в первую половину дня. Можно при приеме воздушной ванны допустить постепенное обнажение тела, т. е. сначала обнажают только нижние конечности, затем верхние. Продолжительность ванны: в начале курса 5–10 минут, затем продолжительность ванны ежедневно увеличивают на 5–10–15 минут и доводят до 1–2 часов. После воздушной ванны проводят водную процедуру. Детям до 1 года воздушные ванны следует применять при температуре воздуха не ниже 22º. Начинают с 3–5 минут и после 3 ванн продолжительность воздушной ванны увеличивают на 2–3–5 минут и доводят до 30 минут.

Воздушные ванны показаны больным с начальными нарушениями сердечно-сосудистой системы, органов дыхания, при некоторых заболеваниях крови и функциональных расстройствах нервной системы. Противопоказаны при резко выраженном истощении, туберкулезе в тяжелой форме, наклонности к кровохарканьям и при значительной сердечной слабости.

Воздухолечение проводится и зимой на верандах при открытых окнах. В последнем случае больные лежат на топчанах в спальных мешках.[8]
2.5 Закаливание воздухом для детей

Ребенка надо приучать к свежему воздуху с раннего детства. Прежде всего, необходимо систематически и тщательно проветривать помещение, в котором находится ребенок. Даже в холодное время года это надо делать не менее 3-4 раз в день. В отсутствие малыша, например, когда он находится на прогулке, хорошо провести сквозное проветривание, при котором открывают не только форточку, но и дверь. Обязательно следует проветривать комнату перед сном. Для того чтобы избежать в присутствии ребенка резкого притока в комнату холодного воздуха, форточку завешивают 2--3 слоями марли. В теплое время года окна или форточки должны быть открыты постоянно.

Очень важно оберегать воздух жилых помещений от загрязнения, поддерживать постоянную температуру (18--20°С), не курить в комнатах, где находятся дети.

Нужно стремиться к тому, чтобы ребенок проводил как можно больше времени вне помещения — на свежем воздухе, причем не только летом, но и зимой. Ежедневные прогулки укрепляют нервную систему, улучшают кровообращение, закаливают и предохраняют от рахита.

Ребенка, родившегося летом, если температура воздуха не ниже 12-15°С, можно с первых дней жизни выносить гулять или укладывать его спать в комнате при открытом окне. Если ребенок родился в холодное время года, впервые его следует вынести на прогулку на 3-4-й неделе жизни при температуре воздуха не ниже минус 5°С. К холодному воздуху малыша приучают постепенно. Сначала прогулки проводят на закрытой веранде или в комнате с открытой фрамугой или форточкой. В первые дни их продолжительность не превышает 10 мин, а затем ее доводят до 30-45 мин. Во время первых прогулок на улице в холодное время года ребенка держат на руках, а не возят в коляске или санках.

Детей первых 2-3 месяцев жизни зимой выносят на улицу при температуре не ниже минус 10°С. В холодные дни прогулки с ними лучше совершать 2 раза в день продолжительностью до 20-30 мин каждая, В более тёплое время пребывание на воздухе продолжается 45-60 мин и более. В возрасте 3-6 месяца ребенок может гулять при температуре воздуха до минус 12°С, а к концу года — даже и при минус 15°С. Зимой проводятся две прогулки общей продолжительностью от 1 ч до 2 — 3 ч.

Дети в возрасте 2-3 лет гуляют также 2 раза в день; минимальной температурой для уже тренированного малыша является 15-16°С ниже нуля. В районах с более холодной зимой, но менее влажным воздухом в безветренные дни ребенок может быть на воздухе и при более низкой температуре. Дошкольники и школьники должны находиться зимой на улице не менее 3-4 ч.

Для прогулки по возможности выбирают место, защищенное от ветра, ибо движение воздуха усиливает теплоотдачу и содействует переохлаждению, а сильный ветер затрудняет нормальное дыхание. В морозные дни, чтобы предохранить малыша от обморожения, целесообразно смазать его лицо чистым жиром, например гусиным. При температуре воздуха минус 20°С прогулку можно организовать дома: ребенка одевают и укладывают в кровать поближе к окну, открывая форточку.

В теплое время года детям грудного и ясельного возраста необходимо проводить на воздухе большую часть дня, а дошкольникам и школьникам (в дни каникул) — почти весь день. Хорошо, когда дети на свежем воздухе играют, спят, а если позволяют условия, то и едят. Некоторые родители во время прогулки тщательно закрывают лицо малыша краем одеяла, завязывают рот платком или шарфом. Этого делать не следует, так как ребенок при таком укутывании не дышит свежим воздухом и смысл прогулки теряется.

Малыша одевают по сезону, не допуская ни охлаждения, ни (об этом часто забывают) перегревания. Нельзя чрезмерно кутать детей, так как перегревание так же вредно для их здоровья, как и охлаждение: и то, и другое предрасполагает к заболеваниям.

Дети очень подвижны. Слишком тепло одетому ребенку трудно двигаться, и он скорее мерзнет, чем одетый более легко, быстро устает и потеет. Иногда у «заботливых» мамаш и бабушек малыш даже в комнате одет в шерстяной свитер и теплые чулки. В помещении ребенок должен носить сравнительно легкую одежду.

Воздушные ванны являются нежным, осторожным и эффективным способом закаливания, когда на кожу ребенка воздействуют температура и движение окружающего воздуха и рассеянная солнечная радиация. В результате в организме вырабатывается способность к расширению и сужению кожных сосудов в зависимости от потребности в теплоотдаче.

При первых признаках охлаждения ребенка (появление «гусиной» кожи, дрожание, озноб) или вялости воздушную ванну прекращают. После ванны ребенок должен быть бодрым, веселым. В тех случаях, когда он после нее становится вялым и капризным, процедуру следует временно сократить или прекратить и обратиться к врачу. После улучшения самочувствия ребенка воздушные ванны, как правило, начинают с той же температуры, при которой они были прерваны.

Для грудного ребенка при воздушной ванне оптимальная температура воздуха как в комнате, так и на улице — не ниже 22°С. После соответствующих тренировок ванну можно проводить и при температуре 20°С. Воздушные ванны для детей старше полутора лет начинают при температуре не ниже 20°С, постепенно понижая ее до 18°С. Для закаленных детей старшего возраста воздушные ванны вполне допустимы даже при 15°С.

Воздушные ванны противопоказаны резко ослабленному и лихорадящему ребенку. Легко возбудимым и нервным детям их разрешают перед сном без каких-либо физических нагрузок и не более чем на 10 мин. Сон малыша после воздушной ванны становится более спокойным и крепким.[9]
2.6 Солнечные ванны (гелиотерапия)

Энергия солнца в виде ультрафиолетовых и тепловых лучей помогает закаливанию организма, улучшает сон, самочувствие ребенка, состав крови и обмен веществ. Кожа лучше противостоит внешним вредным влияниям и регулирует теплообмен.

При закаливании организма методом гелиотерапии используют прямую и рассеянную солнечную радиацию. Она связана с интенсивностью солнечного сияния, разной в различное время года, месяца и дня. Эти изменения стоят в зависимости от прохождения солнечного света через определенную толщу атмосферы и высоты стояния солнца. Атмосфера мало прозрачна для коротковолновой ультрафиолетовой части спектра. Все ультрафиолетовые лучи с длиной волны короче 290 ммк, исходящие от солнца, поглощаются атмосферой-озоном. С уменьшением высоты стояния солнца над горизонтом увеличивается слой воздуха, через который проходит пучок лучей от солнца. Таким образом, с изменением высоты стояния солнца увеличивается поглощение и рассеивание лучистой энергии. Перечисленные особенности естественного солнечного излучения позволяют при солнцелечении использовать в основном область солнечного спектра. Как было уже подчеркнуто, при солнцелечении измерение лучистой энергии целесообразнее проводить в тепловых единицах — калориях.

Интенсивность излучения выражают в малых калориях на 1 кв.см площади кожи, перпендикулярной к солнечным лучам. На основании многочисленных наблюдений установлено, что в июле — августе между 10 и 12 часами дня в районах средней полосы России в течение 1 — 1.5 минут отсчитывается до 1 кал на 1 кв.см. В связи с этим практически солнечные ванны вначале назначают от 3 до 5 минут на переднюю и заднюю поверхности тела в соответствии с числом калорий, отсчитываемых в 1 минуту на 1 кв.см площади. В последующем ежедневно удлиняют продолжительность облучения на 3–5 минут до суммарной — в 2 часа. При длительной, в 2 часа, общей процедуре устраивают короткие паузы в 5–10 минут отдыха в тени после каждых 20–25 минут облучения. Общая продолжительность курса гелиотерапии 4–5–6 недель.

Следует отметить, что назначению солнечных ванн должно предшествовать назначение нескольких воздушных ванн с целью закаливания организма, особенно для лиц, прибывших на курорты из другой географической зоны.

Противопоказания к закаливанию в виде солнце- и воздухолечения следующие: активный туберкулез легких, наличие длительного хронического нагноения с амилоидозом печени и почек, явления базедовизма, резкие степени анемии являются противопоказаниями для солнцелечения; не назначают солнечные ванны также при явлениях выраженной недостаточности кровообращения — коронарной болезни, аневризме аорты, выраженном атеросклерозе, при резко выраженных формах неврозов, а также после коммоций, при злокачественных новообразованиях, при явлениях резко повышенной чувствительности кожи к ультрафиолетовым лучам.

Общие солнечные ванны несовместимы в один день с общими облучениями ультрафиолетовым светом от кварцевой лампы, с общими суховоздушными световыми ваннами, с общей диатермией и многопольным облучением рентгеновыми лучами.

Правильно проведенный курс строго индивидуализированного облучения солнцем обычно приводит к укреплению нервной системы, улучшению обмена веществ. Кожа приобретает нормальный тургор и пигментируется, что указывает на повышение общего тонуса, иммунозащитных сил организма и является выражением уравновешивания процессов возбуждения и торможения центральной нервной системы, а, следовательно, и эндокринно-вегетативной системы. Улучшается картина крови. Солнцелечение проводится при туберкулезе костей и суставов, хроническом туберкулезе лимфатических желез, остаточных явлениях туберкулезного перитонита, хронических заболеваниях органов движения, рахите, подагре, фурункулезе, пара- и периметритах, артритах и невритах.[10]
    продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Пропаганда и продвижение товара
Реферат Роль математики в развитии человечества
Реферат Как выжить, работая с компьютером
Реферат Спутниковые системы обеспечения безопасности мореплавания
Реферат Остарбайтерство, як складова частина нацистського нового порядку в окупованій Україні
Реферат Cathedrals Essay Research Paper Cathedrals were not
Реферат Великая земная любовь в лирике Ахматовой
Реферат Формы и базовые функции кредита
Реферат В поисках "хорошего лесопользования"
Реферат Hydrogen Peroxide Essay Research Paper H2O2 a
Реферат Возникновение музеев. Русский государственный музей
Реферат Культура на пороге 21 века
Реферат Розвиток мислення учнів у процесі оволодіння навичками культури писемного мовлення
Реферат Политические преобразования в период перестройки
Реферат «Комбинат «Ураласбест», с демонстрацией презентации, которую создали члены Совета старшеклассников