Гипероглавление:
Договор № 01 о проведении аудиторской проверки (инициативный аудит)
Письмо о проведении аудита
План аудиторской проверки
Общий план аудита
Программа аудиторской проверки
Определение границ уровня существенности
Аудиторское заключениеВводная часть
Отчет аудитора
Законодательные и нормативные акты регулирующие объект проверки
Аудиторская оценка систем внутреннего контроля ООО «Магнат»
Аудиторская оценка учетной политики ООО «Магнат»
Аудиторская оценка учредительных документов, уставного капитала, расчетов с учредителями и бюджетом ООО «Магнат»
Аудиторская оценка сохранности и учета основных средств ООО «Магнат»
Учет хозяйственных операций по движению ОС ООО «МАГНАТ»
Начисление амортизационных отчислений ОС ООО «МАГНАТ»
Аудиторская оценка состояния внутреннего контроля сохранности и учета производственных запасов ООО «Магнат»
Инвентаризация МПЗ
Аудит денежных средств
Аудит кассовых операций
Аудит операций по расчетному счету
Рекомендации руководству предприятия
Рабочие документыОценка системы внутреннего контроля предприятия
Оценка системы внутреннего контроля операций по учету уставного капитала, учету расходов с учредителями
Расчет долей в уставном капитале
Ведомость выявленных ошибок и нарушений по учету уставного капитала, учету расходов с учредителями и бюджетом
Контроль учетной политики предприятия
Оценка внутреннего контроля: основные средства и учет соответствующих хозяйственных операций.
Ведомость выявленных ошибок и нарушений по движению основных средств и учету соответствующих хозяйственных операций
Проверка соответствия применяемых норм амортизационных отчислений основных средств
Проверка достоверности начисления амортизационных отчислений основных средств
Проверка состояния внутреннего контроля системы учета МПЗ
Аудит движения МПЗ
Приложения
Приложение № 1 к договору
Приложение № 2
К договору о проведении аудиторской проверки
Акт о переносе даты начала аудиторской проверки
Акт о приостановке аудиторской проверки
Акт о возобновлении аудиторской проверки
--PAGE_BREAK-- продолжение
--PAGE_BREAK--Письмо о проведении аудита
Вы обратились к нам с просьбой о проведении обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности в составе бухгалтерского баланса, отчета о прибылях и убытках, приложений к балансу за 2008 г. Настоящим письмом мы подтверждаем наше согласие и наше понимание данного задания. Аудит будет проведен нами с целью выражения мнения о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности, соответствии порядка ведения бухгалтерского учета законодательству Российской Федерации и соответствию финансово-хозяйственной деятельности требованиям законодательства РФ
Мы будем проводить аудит в соответствии с федеральными правилами (стандартами) аудиторской деятельности, внутрифирменными стандартами. Эти стандарты требуют, чтобы мы планировали и проводили аудит с целью обеспечения разумной уверенности в том, что бухгалтерская (финансовая) отчетность не содержит существенных искажений. Аудит проводится на выборочной основе и включает в себя изучение на основе тестирования доказательств, подтверждающих числовые значения в бухгалтерской (финансовой) отчетности и раскрытие в ней информации о финансово-хозяйственной деятельности.
В связи с тем, что в ходе аудита применяются выборочные методы и тестирование, и в связи с другими присущими аудиту ограничениями, наряду с ограничениями, присущими любой системе бухгалтерского учета и внутреннего контроля, существует неизбежный риск того, что некоторые, даже существенные, искажения могут остаться необнаруженными.
В дополнение к аудиторскому заключению, содержащему наше мнение о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности, мы планируем предоставить Вам письменную информацию, касающееся любых замеченных нами существенных недостатков в системе внутреннего контроля.
Напоминаем, что в соответствии с законодательством Российской Федерации ответственность за подготовку бухгалтерской (финансовой) отчетности, в том числе за раскрытие в ней необходимой информации, несет руководство Вашей организации. Это включает ведение бухгалтерского учета в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, наличие и надлежащую работу средств внутреннего контроля, выбор и применение учетной политики, а также меры по сохранности и надлежащему использованию активов организации. Нам потребуются от руководства организации (и это является частью процесса аудита) официальные письменные подтверждения, касающиеся наиболее важных разъяснений и заявлений, сделанных в связи с аудитом.
Надеемся на сотрудничество с Вашими сотрудниками и на то, что нам будут предоставлены любые записи, документация и иная информация, запрашиваемая в связи с аудитом.
Рассчитываем, что на наших сотрудников не будет оказываться давление в любой форме с целью изменения нашего мнения о достоверности бухгалтерской отчетности.
Мы будем нести ответственность по оказываемым услугам в порядке, определенном действующим законодательством об аудиторской деятельности и договором на проведение аудита. Наша профессиональная ответственность застрахована в АО «Ингосстрах». Мы берем на себя обязательство по соблюдению коммерческой тайны Вашей организации.
Данное письмо считается действительным в будущем до тех пор, пока оно не будет изменено или заменено другим либо его действие не будет прекращено.
Просим Вас подписать и вернуть прилагаемый экземпляр данного письма в подтверждение того, что оно соответствует Вашему пониманию договоренности о проведении нами аудита финансовой (бухгалтерской) отчетности Вашей организации или направить нам замечания по его содержанию.
Генеральный директор:
С условиями проведения аудиторской проверки достоверности бухгалтерской отчетности согласен.
Руководитель исполнительного органа аудируемого лица
(подпись, фамилия, и.о., должность, дата)
План аудиторской проверки
Для осуществления проверки расчетов на предприятии был заключен договор на оказание аудиторских услуг, составлены Общий план аудиторской проверки расчетов и Программа проведения аудита.
В общем плане аудиторская организация определяет способ проведения аудита на основании результатов предварительного анализа, оценки надежности системы внутреннего контроля, оценки рисков.
Общий план аудита
Руководитель аудиторской организации: Куликов Н.В.
Руководитель аудиторской группы: Николаев А.Ю.
продолжение
--PAGE_BREAK--Программа аудиторской проверки
В программе аудита указаны, какие аудиторские процедуры и в каком объеме будут выполнены для сбора аудиторских доказательств.
Планируемый аудиторский риск 5%
Руководитель аудиторской организации: Куликов Н.В.
Руководитель аудиторской группы: Николаев А.Ю.
продолжение
--PAGE_BREAK--
Определение границ уровня существенности
Наименование базового показателя
Значение базового показателя бух.отчетности ООО «Магнат»
Доля (%)
Значение, применяемое для нахождения уровня существенности (тыс.руб.)
1
2
3
4
Балансовая прибыль предприятия
170 342
5
8 517
Валовый объем реализации без НДС
1 814 583
2
36 292
Валюта баланса
535 629
2
10 713
Собственный капитал
125 559
10
12 556
Общие затраты предприятия
1 644 036
2
32 881
Среднее арифметическое столбца 4 – 20 192 тыс.руб.
Максимальное значение столбца 4 – 36 292
Минимальное значение столбца 4 – 8 517
Отклонение минимального и максимального значения от среднего арифметического:
Минимум = (20192-8517) / 20192 * 100% = 58%
Максимум = (36292-20192) / 20192* 100% = 80%
Большее отклонение убираем из выборки (36 292)
Новое среднее арифметическое столбца 4 – 16 167 тыс.руб.
Округляем в большую сторону до 18 000 тыс.руб. в пределах 12%.
Таким образом, уровень существенности – 18 млн.руб.
Аудиторское заключениеВводная часть
Общие сведения об аудиторской фирме
Наименование: Аудиторская фирма «Профаудит»
ИНН 45869655484
Организационно-правовая форма: общество с ограниченной ответственностью.
Место нахождение аудиторской организации: 628003, г. Москва, ул.В. Цоя, д.3 «Б», оф.41
Тел./факс: (495) 232-30-12
Свидетельство о государственной регистрации ООО «Профаудит» выдано налоговой инспекцией, зарегистрировано за № 189 от 22.05.2006
Лицензия на общий аудит № 487 выдана лицензионным органом со сроком действия на пять лет.
Фирма имеет расчетный счет 401456987321458965 в в ОАО АКБ «ВТБ 24», БИК 045963258, ИНН 45869655484, КПП 730302003
Членство в аккредитованном профессиональном аудиторском объединении:
Аудиторская Палата России
Аудит основных средств ООО «Магнат» за 2008 год проводился специалистами аудиторской фирмы ООО «Профаудит» на основании договора № 1 от 01 февраля 2009 года.
Руководитель аудиторской проверки: Николаев А.Ю.
Общие сведения об аудируемом лице.
Наименование: ООО «Магнат»
Местонахождение: 628000, г. Омск, Красный пусть, 31
Отчет аудитора
Исполнительному органу ООО «Магнат»
Аудиторской фирмой «Профаудит» (далее «Аудитор») проведен аудит финансово-хозяйственной деятельности ООО «Магнат» за период с 01.01.2008 г. по 31.12.208 г. в соответствии с Федеральным законом «Об аудиторской деятельности» №119-ФЗ от 07.08.01.
При проведении аудита, аудитором рассмотрено соблюдение ООО «Магнат» применимого законодательства Российской Федерации при совершении финансово — хозяйственных операций. Ответственность за соблюдение применимого законодательства Российской Федерации при совершении финансово — хозяйственных операций несет исполнительный орган ООО «Магнат».
Аудитором было проверено соответствие ряда совершенных ООО «Магнат» финансово-хозяйственных операций применимому законодательству исключительно для того, чтобы получить достаточную уверенность в том, что бухгалтерский учет, в части ОС не содержит существенных искажений. Однако цель проведенного аудитором аудита не состояла в том, чтобы выразить мнение о соответствии деятельности ООО «Магнат» законодательству РФ. Поэтому такое мнение аудитором не высказывается
Аудитором было выдано отрицательное аудиторское заключение вследствие выявленных недостатков.
По мнению Аудитора, существующий порядок отражения в бухгалтерском учете и в бухгалтерской отчетности финансово-хозяйственных операций можно признать в целом не соответствующим действующему законодательству РФ, регулирующим бухгалтерский учет.
Исходя из представленных далее данных, можно сделать вывод, что бухгалтерский учет ОАО «Магнат» ведется не внимательно, наблюдается пренебрежение к требованиям законодательства.
Для достижения достоверности бухгалтерской и налоговой отчетности, уменьшения до приемлемого уровня информационного риска рекомендуется усовершенствовать систему внутреннего контроля экономического субъекта. Также руководителю организации предлагается повысить уровень квалификации бухгалтеров, чтобы в дальнейшем не допускать ошибок.
продолжение
--PAGE_BREAK--Законодательные и нормативные акты регулирующие объект проверки
– Гражданский кодекс РФ, часть Iот 30.11.1994 г.;
– Гражданский кодекс РФ, частьIIот 26.01.1996 г.;
– Федеральный закон «О некоммерческих организациях» №7-ФЗ от 12.01.1996 г.;
– Федеральный закон «О производственных кооперативах» №41-ФЗ от 08.05.2002 г.
– Федеральный закон «О лицензировании отдельных видов деятельности» «128-ФЗ от 08.08.2001 г.;
– Налоговый кодекс РФ, часть Iот 31.07.1998 г.;
– Трудовой кодекс РФ от 30.12.2001 г.;
– Федеральный закон «О бух. учете» «129-ФЗ от 21.11.1996 г.
– Федеральный закон «О бухгалтерском учете» №129-ФЗ от 21.11.1996 г.;
– Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ (Приказ Минфина РФ №34 от 29.07.1998 г.);
– План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкция по его применению (Приказ Минфина РФ №94н от 31.10.2000 г.);
– Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств (Приказ Минфина РФ №49 от 13.06.1995 г.);
– Положение по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» ПБУ 4/99 (Приказ Минфина РФ №43н от 06.07.1999 г.);
– Методические рекомендации о порядке формирования показателей бухгалтерской отчетности организаций (Приказ Минфина РФ №60н от 28.06.2000 г.);
– «О формах бухгалтерской отчетности организаций» (Приказ Минфина РФ №4н от 13.01.2000 г.);
– Положение по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01, утвержденное приказом Минфина России от 30.03.2001 № 2бн;
– Методические указания по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденные приказом Минфина России от 20.07.1998 № ЗЗн;
– Общероссийский классификатор основных фондов — утвержден постановлением Госстандарта России от 26.12.1994г. №359;
– Постановление Правительства Российской Федерации от 19.08.94г. №967 «Об использовании механизма ускоренной амортизации и переоценке основных фондов»; и др.
Аудиторская оценка систем внутреннего контроля ООО «Магнат»
При планировании и проведении аудита рассмотрено состояние внутреннего контроля в ООО «Магнат». Ответственность за организацию и состояние внутреннего контроля несет исполнительный орган ООО «Магнат».
Аудитор оценивает существующую систему внутреннего контроля как неэффективную, полностью несоответствующую характеру и масштабам деятельности
Следует отметить, что аудит системы внутреннего контроля на предприятии был проведен не в полном объеме, так как для полноценного проведения аудита аудитору не были предоставлены следующие необходимые документы:
· Структура управления предприятием
· Сведения о разделении обязанностей, взаимосвязей и процедур внутреннего контроля
· Данные по учету финансовых и материальных ресурсов
· Сведения о соблюдении хозяйственного законодательства
· Порядок отражения данных в регистрах бухгалтерского учета
· Сведения о процесс подготовки бухгалтерской отчетности
· Сведения о составлении промежуточной бухгалтерской отчетности
· Сведения о качестве бухгалтерской отчетности
· Сведения о соблюдении графика предоставления отчетности
· Сведения о разделении функций управления и учета активов
· Сведения об организации проверки систем внутреннего контроля
В процессе аудита аудитором были обнаружены следующие факты, из которых можно было сделать вывод о несоответствии системы внутреннего контроля ООО «Магнат» масштабам и характеру его деятельности:
· На предприятии отсутствует служба внутреннего контроля и аудита
· Годовой отчет составляется без предварительной инвентаризации имущества
· Отсутствует единый ответственный за сохранность полученных средств в кассе, их учет, выплату наличных сумм и отражение операций на счетах учета
· Отсутствует центр ответственности за соблюдение графика документооборота, за своевременное и доброкачественное создание документов, своевременную их передачу, за достоверность данных в первичных документах
· Отсутствует контроль со стороны руководителей предприятия за качеством ведения первичной документации
· Выданные рекомендации по улучшению системы внутреннего контроля игнорируются руководством предприятия
· Не определен порядок отражения данных в регистрах бухгалтерского учета
· Не организован документооборот
· При исследовании правильности оформления первичных документов было обнаружено, что работниками в документах изменялись суммы без проставления своих подписей; в счетах допускались ошибки в количествах; нарушались сроки предоставления отчетов материально ответственными лицами, а к отчетам иногда прилагались документы с нарушением порядка установленной нумерации
· Недостаточно надёжен учёт финансовых и материальных ресурсов.
Выявленные нарушения отрицательно влияют на обеспечение сохранности активов, точность учётной и отчётной информации. Таким образом, по результатам теста можно сделать вывод, что на ООО «Магнат» внутренний контроль не эффективен, следовательно, надо провести более полную проверку
продолжение
--PAGE_BREAK--Аудиторская оценка учетной политики ООО «Магнат»
При исследовании приказа об учетной политике ООО «Магнат» выявлены следующие нарушения:
· не указаны основные направления учетной политики
· не указано, каким способом определяется выручка от реализации работ (услуг) для целей налогообложения и в бух учете;
· не указан порядок курсовой разницы при учете операций в иностранной валюте.
· не указан порядок учета выпуска продукции;
· не описан порядок списания не истребованной дебиторской задолженности;
· не указаны сроки погашения расходов будущих периодов:
· не указан порядок создания резерва по сомнительным долгам
· не отражены методы распределения прибыли
· не отражены организационные аспекты учетной политики;
· не утвержден рабочий план счетов
· не указана форма ведения бухгалтерского учета;
· не отражаются формы первичных документов, применяемых для оформления хозяйственных операций, по которым предусмотрены типовые формы, а также формы документов для внутренней бухгалтерской отчетности;
· отсутствуют график документооборота
· не прописан порядок контроля хозяйственных операций
· неправомерное изменение первоначальной стоимости основного средства в случае проведения работ капитального характера. Стоимость капитального ремонта основных средств относится на бухгалтерские счета производственных затрат. Случаи изменения первоначальной стоимости основного средства указаны в п.14 ПБУ 6/01.
· в учетной политике отсутствует случай – модернизация основного средства
· не отражен порядок отнесения затрат при проведении ремонта основных средств;
· не отражен контроль за сохранностью ОС
· неправомерное определение книг, брошюр и т.п. изданий в качестве объектов основных средств. Приказ Минфина от 12.12.2005 № 147н исключил п.18 из ПБУ 6/01, начиная с отчетности за 2006 год. Книги, брошюры и т.п. издания учитываются в качестве материально-производственных запасов.
· в соответствии с последним абзацем п.5 ПБУ 6/01 объекты основных средств стоимостью не более 20000 рублей за единицу, могут отражаться в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности в составе материально-производственных запасов. Следовательно, указание в учетной политике, что данные объекты списываются на расходы по элементу «Амортизация», неправомерно.
· в учетной политике неправомерно устанавливается норма амортизации по НМА. В соответствии с п.23 ПБУ 14/2007 по НМА, с неопределенным сроком полезного использования амортизация не начисляется.
· метод оценки производственных запасов по средней себестоимости противоречит п.5 ПБУ 5/01, в котором говорится, что материально-производственные запасы принимаются к бухгалтерскому учету по фактической себестоимости.
· сроки предоставления документов о движении МПЗ, указанные в учетной политике, противоречат п.7 Методических указаний по бухгалтерскому учету МПЗ, утвержденных приказом Минфина РФ от 28.12.2001 № 119н, в котором говорится о непрерывном отражении движения и наличия запасов.
Данные нарушения, по мнению Аудитора, могут привести к санкциям налоговых органов, при проверке исчисления налогов и сборов могут привести к применению норм, ухудшающих финансовое положение Компании.
Аудиторская оценка учредительных документов, уставного капитала, расчетов с учредителями и бюджетом ООО «Магнат»
Аудитор оценивает существующую систему внутреннего контроля как неэффективную (требующую корректировки), полностью не несоответствующую характеру и масштабам деятельности
Продолжение деятельности ООО «Магнат» на законных основаниях невозможно.
Следует отметить, что аудит системы внутреннего контроля на предприятии был проведен не в полном объеме, так как для полноценного проведения аудита аудитору не были предоставлены следующие необходимые документы:
· Устав и учредительный договор
· Свидетельство о государственной регистрации предприятия
· Лицензии на осуществление тех видов деятельности, которые, в соответствие с действующим законодательством, подлежат лицензированию
В процессе аудита аудитором были обнаружены следующие факты, свидетельствующие полном несоответствии системы внутреннего контроля аппарата управления предприятия масштабам и характеру его деятельности:
- Неверное использование счетов для учета взносов в уставной капитал
- Арифметические ошибки при распределении долей
- Отсутствие в бухгалтерском учете данных о внесении вклада в уставной капитал от ЗАО «Импульс» (40 % от УК)
- Неверный учет на счетах вклада от ЗАО «Прогресс»
- Нарушено законодательство по налогам
- Не полностью проведены расчеты с учредителями и бюджетом
Данные факты свидетельствуют о несовершенстве бухгалтерского учета предприятия в разрезе расчетов с учредителями, отсутствии систем внутреннего контроля.
Согласно закона, если кто-либо из учредителей не внес причитающийся с него вклад до конца первого года с момента государственной регистрации общества, оно должно либо объявить об уменьшении своего уставного капитала, зарегистрировав это уменьшение в установленном порядке, либо прекратить свою деятельность путем ликвидации.
Нарушена ст. 16 Закона «Об обществах с ограниченной ответственностью», а именно:
1.1 «Каждый учредитель общества должен полностью внести свой вклад в уставный капитал общества в течении срока, который определен учредительным договором и который не может превышать одного года с момента государственной регистрации общества».
1.2 «На момент государственной регистрации общества его уставный капитал должен быть оплачен учредителями не менее чем наполовину»
Так как с момента регистрации предприятия прошло более года, то предприятие должно объявить об уменьшении УК до 3 421 рубля (вклад Петрова Г.В.).Таким образом, нарушается закон об ООО, согласно которому УК должен составлять не менее 10 000 руб.
Согласно законодательству РФ, ООО «Магнат», в случае, если не будут приняты корректирующие меры, должно прекратить свою деятельность путем ликвидации.
При выдаче аудиторского заключения существенные нарушения действующего законодательства о бухгалтерском учете могут оказать влияние на выражение мнения аудитора о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности организации за 2008 год.
продолжение
--PAGE_BREAK--Аудиторская оценка сохранности и учета основных средств ООО «Магнат»
Аудитор оценивает эффективность существующей системы внутреннего контроля как низкую, требующую корректировки
Следует отметить, что аудит системы внутреннего контроля на предприятии был проведен не в полном объеме, так как для полноценного проведения аудита аудитору не были предоставлены следующие необходимые документы:
· Детализированные регистры для различных видов основных средств
· Данные по учету фактов сдачи ОС в аренду
При проведении оценки внутреннего контроля ООО «Магнат» были выявлены следующие факты:
§ Не предусмотрен порядок переоценки ОС;
§ Не имеются приказы о назначении лиц, ответственных за сохранность основных средств в местах эксплуатации;
§ Отсутствуют договоры о полной материальной ответственности с лицами, ответственными за сохранность основных средств;
§ Отсутствуют договоры страхования ОС
§ ОС на дату утверждения акта не отображаются в учете
§ Не выбран вариант учета затрат на ремонт объектов основных средств.
При оценке внутреннего контроля мы убедились в том, что мы можем опереться на существующие средства контроля и проводить аудит предприятия менее детально и более выборочно.
Отбор объектов основных средств для проведения проверки осуществлялся по следующим признакам:
— максимальная стоимость ОС
— различные амортизационные группы
— поступления в исследуемом периоде
— выбытия в исследуемом периоде.
Учет хозяйственных операций по движению ОС ООО «МАГНАТ»
Аудитор оценивает эффективность существующей системы внутреннего контроля как низкую, требующую корректировки
В процессе аудита аудитором были обнаружены следующие факты, свидетельствующие полном несоответствии данных бухгалтерского учета по движению ОС требованиям законодательства РФ:
1. Неверное использование бухгалтерских проводок по счетам бухгалтерского учета для хозяйственных операций (см. рабочие документы)
2. Ошибки в определении сумм для зачисления
3. Отсутствие части необходимых проводок
Выявленные нарушения, по мнению Аудитора, связаны с несовершенством бухгалтерского учета на предприятии и неэффективными системами внутреннего контроля.
В случае, если данные нарушения не будут устранены, то, по мнению Аудитора, к Компании могут быть применены санкции налоговых органов вплоть до остановки деятельности.
Начисление амортизационных отчислений ОС ООО «МАГНАТ»
Аудитор оценивает эффективность существующей системы внутреннего контроля как низкую, требующую корректировки
В процессе аудита аудитором были обнаружены следующие факты, свидетельствующие полном несоответствии данных бухгалтерского учета по движению ОС требованиям законодательства РФ:
1. Неверное определение норм амортизации по классификатору по всем рассматриваемым ОС
2. Ошибки в определении сумм для зачисления
Выявленные нарушения, по мнению Аудитора, связаны с несовершенством бухгалтерского учета на предприятии и неэффективными системами внутреннего контроля.
В случае, если данные нарушения не будут устранены, то, по мнению Аудитора, к Компании могут быть применены штрафные санкции вплоть до остановки деятельности.
Аудиторская оценка состояния внутреннего контроля сохранности и учета производственных запасов ООО «Магнат»
Аудитор оценивает эффективность существующей системы внутреннего контроля как среднюю, требующую корректировки
В процессе аудита аудитором были обнаружены следующие факты, свидетельствующие частичном несоответствии данных учета по движению МПЗ:
· не произведена классификация МПЗ по группам;
· нет схем отражения на счетах движения МПЗ
· отсутствует график документооборота
· не проверяется полнота и своевременность оприходования МПЗ
· не проверяется законность и целесообразность расходования МПЗ
· неверное использование счетов и сумм по счетам
Выявленные нарушения, по мнению Аудитора, связаны с несовершенством бухгалтерского учета на предприятии и неэффективными системами внутреннего контроля
Данные нарушения, по мнению Аудитора, могут привести к нецелевому использованию средств, ухудшению финансового состояния Компании, возможным хищениям и злоупотреблениям со стороны сотрудников и контрагентов, а также к штрафным санкциям.
продолжение
--PAGE_BREAK--Инвентаризация МПЗ
В соответствии с данными инвентаризации, сумма материального ущерба составляет 420 рублей.
Аудит денежных средств Аудит кассовых операций
Аудитор оценивает эффективность существующей системы как низкую, полностью несоответствующую характеру и масштабу деятельности
Аудитор оценивает существующую систему внутреннего контроля кассовых операций как неэффективную во всех существенных аспектах.
В процессе аудита аудиторомбыло выяснено:
· с кассиром подписан договор о полной материальной ответственности
· для кассы отведено специальное помещение
· в кассе имеется сейф для хранения денег
· кассовая книга пронумерована, прошнурована, скреплена печатью
· ведется книга регистрации приходных и расходных ордеров
· ведутся кассовые документы
· установлен список лиц, которым разрешено выдавать деньги на хозяйственные нужды
· на 2008 г. банком установлен лимит 12 000 р.
· ККМ на предприятии не имеется
· реализация готовой продукции происходит за наличный и безналичный расчет
· сотрудники ООО «Магнат» от сторонних организаций денег по доверенности не получают
· ведется журнал выданных доверенностей
В процессе аудита аудиторомбыли обнаружены следующие нарушения организации ведения кассовых операций:
· нарушена физическая безопасность кассы
o окна кассы не оборудованы железными решетками
o отсутствует сигнализация
· в кассовой книге допущены исправления без подписи кассира
· книга регистрации приходных и кассовых ордеров ведется небрежно
· не обеспечена сохранность денежных средств при доставке из банка
· в кассовых документах не заполняются необходимые реквизиты
· проставляются подписи в кассовых документах не уполномоченными лицами
· не установлены сроки внезапной ревизии, состав ревизионной комиссии
· установлена периодичность внезапных ревизий – один раз в четыре месяца, таким образом, ревизии перестают быть внезапными
· при выдаче денег на руки не устанавливается срок, на который они выдаются
· остатки кассы снимаются непостоянно
Аудитором была осуществлена проверка фактов возможных нарушений — злоупотреблений, хищений, ошибок в области кассовых операций на предмет:
1. Прямое хищение денежных средств.
1.1. Ничем не замаскированное.
1.2. Замаскированное неоформленными документами и расписками
2. Неоприходование и присвоение поступивших денежных сумм.
2.1. Из банка.
2.2. От различных физических и юридических лиц по приходным ордерам
2.3. От различных юридических лиц по доверенностям.
3. Излишнее списание денег по кассе.
3.1. Повторное использование одних и тех же документов.
3.2. Неправильный подсчет итогов в кассовых документах и отчетах.
3.3. Списание сумм без оснований или по подложным документам.
3.4. Подлог в законно оформленных документах с увеличением сумм списаний.
4. Присвоение сумм, законно начисленных разным лицам и организациям.
4.1. Присвоение депонированной заработной платы и средств, начисленных по другим основаниям.
4.2. Присвоение сумм, причитающихся другим предприятиям.
5. Расчеты суммами наличных денежных средств, превышающими предельную величину.
5.1. С другими юридическими лицами и предпринимателями, действующими без образования юридического лица.
5.2. Поступающими в кассу проверяемого предприятия.
6. Расчеты с населением наличными за готовую продукцию, товары, выполненные работы и оказанные услуги.
6.1. Без применения контрольно-кассовых машин.
6.2. Без регистрации контрольно-кассовых машин в налоговых органах.
7. Некорректное отражение кассовых операций в регистрах синтетического учета.
В процессе аудита аудиторомбыли обнаружены следующие нарушения:
· получение денежных средств с росписью в пустом бланке
· списание сумм без оснований, на другие цели, нежели по документам
· некорректное отнесение сумм на счетах синтетического учета
· выдача денег другому лицу без предоставления доверенности
· выплата денег по не надлежаще оформленному договору (без акта приемки работ)
· выдача сумм на основании документов, не имеющих силы (расписки)
· отсутствие учета средств, поступающих в кассу, по причине не внесения данных в кассовую книгу
· наличие подписанных чеков в чековой книжке без указанных сумм
· наличие денежных средств в кассе не соответствует данным кассового отчета
Аудитор оценивает общую сумму ущерба за 2008 год в размере ~ 200 т.р.
Выявленные нарушения, по мнению Аудитора, связаны с несовершенством бухгалтерского учета на предприятии и неэффективными системами внутреннего контроля
Данные нарушения, по мнению Аудитора, могут привести к нецелевому использованию средств, ухудшению финансового состояния Компании, возможности хищений и злоупотреблений со стороны сотрудников и контрагентов, а также к штрафным санкциям.
продолжение
--PAGE_BREAK--Аудит операций по расчетному счету
Аудитор не может дать оценку эффективности ведения операций по расчетному счету, так как Предприятие не предоставило необходимых документов и запрошенных данных.
В представленных Аудитору выписках банка по расчетному счету были выявлены следующие нарушения:
· некорректное отнесение сумм на счетах синтетического учета
Рекомендации руководству предприятия
Исходя из выявленных нарушений, аудитором предлагается исполнительному органу ООО «Магнат» произвести следующие поправки, чтобы порядок его отражения в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности был признан соответствующим действующему законодательству и нормативным актам, регулирующим бухгалтерский учет:
1. По постановке системы внутреннего контороля:
- провести анализ существующих систем внутреннего контроля
- организовать подразделение внутреннего контроля в организации
- откорректировать отчетность, связанную с выявленными нарушениями
- установить центры ответственности за заполнение, передачу, хранение, анализ и контроль первичной документации
- определить и прописать в учредительных документах права, обязанности и ответственность главного бухгалтера
2. По учетной политике:
- внести изменения в учетную политику приказом руководителя в соответствии с нормами законодательства
- указать один из методов определения выручки.
- указать основные направления учетной политики
- указать методы распределения прибыли
- отразить организационные аспекты учетной политики;
- указать форму ведения бухгалтерского учета;
- отразить формы первичных документов, применяемых для оформления хозяйственных операций, по которым предусмотрены типовые формы, а также формы документов для внутренней бухгалтерской отчетности;
- не утвердить рабочий план счетов;
- разработать и утвердить документооборот, который разграничит обязательства между рабочим персоналом, и все будут соблюдать свои обязательства, что позволит предприятию своевременно сдавать отчетность
- для получения более подробной информации о предприятии следует провести оценку системы внутреннего контроля.
3. По расчетам с учредителями:
- исправить ошибочные записи в бухгалтерских документах методом «красное сторно» и записать правильные проводки (см. рабочие документы)
- устранить нарушения и внести соответствующие исправления в бухгалтерском учете.
4. По сохранности и учету ОС
- исправить ошибочные записи в бухгалтерских документах методом «красное сторно»
- записать правильные проводки (см. рабочие документы)
- внедрить системы внутреннего контроля, предусматривающие проверку внесенных данных на регулярной основе
5. По сохранности и учету МПЗ
- внести изменения во внутренние документы Предприятия, устраняющие выявленные замечания
- исправить ошибочные записи в бухгалтерских документах методом «сторно»
- внедрить системы внутреннего контроля, предусматривающие проверку данных по МПЗ на регулярной основе, с учетом выявленных замечаний
6. По данным инвентаризации МПЗ провести следующие корректирующие проводки:
- Дт 91.2 Кт 10 – 520 (400 – шпон;120 – лак)
- Дт 91.9 Кт 91.2 – 520
- Дт 10 Кт 91.1 – 110 (излишек мозилки)
- Дт 91.1 Кт 91.9 – 110
- Дт 99 Кт 91.9 – 410 (убыток)
7. По данным аудита кассовых операций:
- провести мероприятия по обеспечению физической безопасности помещения кассы
- устранить все выявленные замечания по организации ведения кассовых операций
- рассмотреть профессиональную компетенцию кассира и главного бухгалтера на соответствие требованиям Предприятия
- пересмотреть существующую систему внутреннего контроля
- внедрить контрольные процедуры, позволяющие иметь разумную уверенность в том, что кассовые операции осуществляются в соответствии с законодательством и требованиями предприятия
Аудитор: Нисковских Г.И.
продолжение
--PAGE_BREAK--Рабочие документыОценка системы внутреннего контроля предприятия
№ п/п
Проверяемые вопросы
Ответы
Примечание
Да
Нет
Нет данных
1. Среда контроля
1
Имеется ли четкая структура управления предприятием?
+
Данные не предоставлены
2
Четко ли продумано разделение обязанностей, взаимосвязи и процедуры контроля с учетом квалификации и опыта специалистов?
+
Данные не предоставлены
3
Имеются ли должностные инструкции?
+
4
Надежен ли учет финансовых и материальных ресурсов, не допускаются ли расточительство и хищения?
+
Данные не предоставлены
5
Соблюдается ли хозяйственное законодательство?
+
Данные не предоставлены
6
Имеется ли отдел внутреннего аудита?
+
7
Создана ли ревизионная комиссия или постоянно действующие инвентаризационные комиссии?
+
Годовой отчет составляется без предварительной инвентаризации имущества и обязательств
8
Кадровая политика. Имеются ли компетентные специалисты?
+
Работники компетентны и соответствуют выполняемым функциям
2. Система бухгалтерского учета
9
Разработана ли учетная политика организации, ее организационно-технические и методологические аспекты?
+
10
Организационная структура бухгалтерии.
+
Согласно первичным данным, есть нарушения в назначении ответственных лиц
11
Распределены ли обязанности и полномочия между исполнителями?
+
12
Соблюдается ли порядок оформления первичных документов?
+
Ответственность возложена на лиц, создавших и подписавших документы
13
Организован ли документооборот?
+
Указано, что ответственность за соблюдение графика документооборота не закреплена, контроль за соблюдением возложен на главного бухгалтера
14
Система бухгалтерских записей. Определен ли порядок отражения данных в регистрах бухгалтерского учета?
+
Данные не предоставлены
15
Процесс подготовки бухгалтерской отчетности. Составляется ли промежуточная бухгалтерская отчетность? Качество бухгалтерской отчетности. Соблюдается ли график предоставления отчетности?
+
Данные не предоставлены
3. Средства контроля
16
Достаточно ли четкое разделение функций управления и учета активов?
+
Данные не предоставлены
17
Авторизация (то есть разрешенность) операций.
+
Работниками в документах изменялись суммы без проставления подписей
18
Насколько полно и своевременно оформляются документы и отражаются в учете совершенные операции?
+
Работниками в документах изменялись суммы без проставления подписей, к отчетам прилагаются документы с нарушением порядка установленной нумерации, нарушались сроки предоставления отчетности
19
Обеспечена ли сохранность активов и бухгалтерских записей (специальные помещения, сейфы, охрана)?
+
20
Осуществляет ли руководство организации проверки систем внутреннего контроля?
+
Данные не предоставлены
продолжение
--PAGE_BREAK--Оценка системы внутреннего контроля операций по учету уставного капитала, учету расходов с учредителями
№ п/п
Проверяемые вопросы
Ответ
Примечание
1
Когда и где зарегистрирована организация?
11.01.2001, г. Омск
2
Имеется ли устав и учредительный договор?
Нет данных
Данные не предоставлены
3
Предмет деятельности предприятия?
Производство мебели
4
Имеется ли свидетельство о государственной регистрации предприятия?
Нет данных
Данные не предоставлены
5
Кто является учредителями предприятия?
ЗАО «Прогресс», ЗАО «Импульс», Петров Г.В.
6
Размер уставного капитала и размер доли каждого учредителя, который они обязаны внести в счет вкладов в уставный капитал
34 223 р.
50%/40%/10% соответсвенно
7
Организационно-правовая форма предприятия
ООО
8
Имеется ли лицензия на осуществление тех видов деятельности, которые, в соответствие с действующим законодательством, подлежат лицензированию?
Нет данных
Данные не предоставлены
9
Полностью ли проведены расчеты с учредителями:
а) по оформлению уставного капитала
б) по промежуточным расчетам
в) по окончательным расчетам
Нет
10
Соблюдено ли законодательство по налогам?
Нет
Расчет долей в уставном капитале
Учредители
Взнос в уставный капитал согласно учета
По данным аудита
Разница
Разница, %
ЗАО «Прогресс»
17 122
17 112
10
0,06%
ЗАО «Ипульс»
13 690
13 689
1
0,01%
Петров Г.В.
3 421
3422
1
0,03%
Ведомость выявленных ошибок и нарушений по учету уставного капитала, учету расходов с учредителями и бюджетом
Содержание операций
По данным бухгалтерского учета
По данным аудита
Отклонение по сумме, руб.
Д
К
Сумма
Д
К
Сумма
Отражена задолженность учредителей по вкладам в уставный капитал
75
80
34 223
75
80
34 223
-
Поступил вклад в УК от Петрова Г.В.
51
75
3 421
51
75
3 422
1
Вклад в УК от ЗАО «Импульс»
-
-
-
51
75
13 689
13 689
Поступил вклад в УК от ЗАО «Прогресс» (оборудование)
-
-
-
08
75
17 112
17112
Оприходованы материалы, полученные от ЗАО «Прогресс»
01
80
17 112
01
08
17 112
17 112
Начислен НДС на расчет с бюджетом
-
-
-
19
75
2 610
2 610
Отнесен НДС на расчет с бюджетом
68
19
2 852
68
19
2 610
242
продолжение
--PAGE_BREAK--Контроль учетной политики предприятия
продолжение
--PAGE_BREAK--Оценкавнутреннего контроля: основные средства и учет соответствующих хозяйственных операций.
Ведомость выявленных ошибок и нарушений по движению основных средств и учету соответствующих хозяйственных операций
ООО «Магнат» по договору купли-продажи приобретен и введен в эксплуатацию грузовой автомобиль в сентябре 2008 года. Цена автомобиля по договору – 180 т.р., в т.ч. НДС – 27 458 р. При приобретении были оплачены консультационные услуги на сумму 12 000 р., в т.ч. НДС 1831 р. Также для приобретения был откомандирован работник предприятия. Сумма командировочных расходов составила 1 500 р.
Содержание операций
По данным бухгалтерского учета
По данным аудита
Отклонение по сумме, руб.
Д
К
Сумма
Д
К
Сумма
Покупка автомобиля отнесена на внеоборотные активы
08
60
150 000
08
60
152 542
2 542
Учтен НДС
19
60
27 458
19
60
27 458
Оплачены консультационные услуги
20
76
10 000
08
76
10 169
169
Учтен НДС на услуги
19
76
1831
19
76
1 831
Переведены средства с расчетного счета на счет расчетов с прочими дебиторами/ кредиторами
76
51
12 000
12 000
Оплачены командировочные
20
71
1 500
08
71
1 500
Лишняя проводка
20
68
30 000
30 000
Основное средство поставлено на учет
01
08
150 000
01
08
164 211
14 211
Расчеты с бюджетом по налогам
68
19
32 000
68
19
29 289
2 711
В июне 2008 года вследствие морального износа списан и демонтирован станок шлифовальный стоимостью 60 000 р. по которому в августе начислена амортизация в сумме 625 р. Норма амортизации составляет 12,5 %. Станок введен в эксплуатацию в феврале 2008 года. Рыночная стоимость деталей, которые остались после разборки – 6 000 р.
Содержание операций
По данным бухгалтерского учета
По данным аудита
Отклонение по сумме, руб.
Д
К
Сумма
Д
К
Сумма
Списание первоначальной стоимости
-
-
-
01.2
01.1
60 000
60 000
Списано оборудование на прочие расходы
91
01
60 000
91.2
01.2
58 125
1 775
Начисленная амортизация
02
01
11 875
02
01.2
1 875
10 000
Учтены детали по рыночной стоимости
10
91
6 000
10
91.2
6 000
-
Списан убыток
99
91
42 125
99
91.2
52 125
10 000
В марте 2008 года власти подарили ООО «Магнат» оборудование (станок фрезерный). Его рыночная стоимость составила 45 000 р. Заработная плата рабочих, занимающихся монтажом – 3 000 р. Годовая норма амортизации – 10%.
Содержание операций
По данным бухгалтерского учета
По данным аудита
Отклонение по сумме, руб.
Д
К
Сумма
Д
К
Сумма
Безвозмездные поступления
08
83
45 000
08
98
45 000
-
Вложения во внеоборотные активы
01
08
46 860
01
08
48 000
1 140 (п. 8 и п.12 ПБУ 6/01)
Начисленная заработная плата
08
70
1 860
08
70
2 220
360
Отчисления в ГВФ
70
69
1 140
08
69
780
360
В апреле начислена амортизация
01
02
390,5
20
02
375
15,5
Перечислены сумма в счет доходов будущих периодов
-
-
-
98
91
375
375
продолжение
--PAGE_BREAK--Проверка соответствия применяемых норм амортизационных отчислений основных средств
№
Наименование
Норма
Следует отнести
Год
Месяц
№ кл. гр.
Норма, %
Год
Месяц
1
Станок строгательный
8,3%
0,69%
5
10%
0,83%
2
Мебель (гарнитур)
6,7%
0,56%
3
20%
1,67%
3
Станок шлифовальный
12,5%
1,04%
5
10%
0,83%
4
Станок круглопилильный
8,3%
0,69%
5
10%
0,83%
5
ВАЗ 21099
14,3%
1,19%
3
20%
1,67%
6
Станок фрезерный
8,3%
0,69%
5
10%
0,83%
7
Автомобиль «Газель»
14,3%
1,19%
3
20%
1,67%
8
Компьютер
10,0%
0,83%
2
33,3%
2,78%
9
Принтер
11,1%
0,93%
2
33,3%
2,78%
Проверка достоверности начисления амортизационных отчислений основных средств
№
Наименование
Балансовая стоимость
Норма отчислений
в месяц
по данным Аудитора
1
Станок строгательный
172 230
1 188
1 430
2
Мебель (гарнитур)
200 000
13 400
3 340
3
Станок шлифовальный
60 000
624
498
4
Станок круглопилильный
120 000
828
996
5
ВАЗ 21099
790 000
9 401
13 193
6
Станок фрезерный
46 860
323
390
7
Автомобиль «Газель»
150 000
1 785
2 505
8
Компьютер
30 000
1 785
834
9
Принтер
9 000
249
250
продолжение
--PAGE_BREAK--Проверка состояния внутреннего контроля системы учета МПЗ
Аудит движенияМПЗ
25 сентября 2008 года компания ООО «Магнат» реализовало часть лишних материалов, приобретенных для нужд основного производства, по стоимости 32 400 р. (включая НДС) при фактической стоимости этих материалов 26 000 р. Выручка была отнесена на счет 90 «Продажи» с начислением от объема реализации продукции НДС, налога на пользователей автомобильных дорог.
Содержание операций
По данным бухгалтерского учета
По данным аудита
Отклонение по сумме, руб.
Д
К
Сумма
Д
К
Сумма
Доходы от ликвидации ОС по цене возможной реализации
51
90
32 400
62
91.1
32 400
-
Начислен НДС к уплате
90
68
5 400
91.2
68
4 942
4 458
Списаны затраты, связанные с реализацией материалов
90
10
26 000
91.2
10
26 000
-
Расчеты по НДС
68
19
5 200
-
-
-
-
Налог на пользование автомобильных дорог
26
67
675
26
68
810
135
Внереализационные доходы
90
99
325
91.1
91.9
1 458
1 123
Прибыль
-
-
-
91.9
99
1 458
1 458
продолжение
--PAGE_BREAK--