--PAGE_BREAK--Согласно ПБУ 10/99 расходы, осуществление которых связано с предоставлением за плату во временное пользование (временное владение и пользование) своих активов, прав, возникающих из патентов на изобретения, промышленные образцы и других видов интеллектуальной собственности, и от участия в уставных капиталах других организаций, когда это не является предметом деятельности организации, относятся к прочим расходам.
Прочие расходы также включают:
— расходы, связанные с предоставлением за плату во временное пользование (временное владение и пользование) активов организации;
— расходы, связанные с предоставлением за плату прав, возникающих из патентов на изобретения, промышленные образцы и других видов интеллектуальной собственности;
— расходы, связанные с участием в уставных капиталах других организаций;
— расходы, связанные с продажей, выбытием и прочим списанием основных средств и иных активов, отличных от денежных средств (кроме иностранной валюты), товаров, продукции;
— проценты, уплачиваемые организацией за предоставление ей в пользование денежных средств (кредитов, займов);
— расходы, связанные с оплатой услуг, оказываемых кредитными организациями;
— отчисления в оценочные резервы, создаваемые в соответствии с правилами бухгалтерского учета (резервы по сомнительным долгам, под обесценение вложений в ценные бумаги и др.), а также резервы, создаваемые в связи с признанием условных фактов хозяйственной деятельности;
— прочие расходы.
Прочими расходами являются:
— штрафы, пени, неустойки за нарушение условий договоров;
— возмещение причиненных организацией убытков;
— убытки прошлых лет, признанные в отчетном году;
— суммы дебиторской задолженности, по которой истек срок исковой давности, других долгов, нереальных для взыскания;
— курсовые разницы;
— сумма уценки активов;
— перечисление средств (взносов, выплат и т.д.), связанных с благотворительной деятельностью, расходы на осуществление спортивных мероприятий, отдыха, развлечений, мероприятий культурно-просветительского характера и иных аналогичных мероприятий;
— прочие расходы.
В составе прочих расходов отражаются расходы, возникающие как последствия чрезвычайных обстоятельств хозяйственной деятельности (стихийного бедствия, пожара, аварии, национализации имущества и т.п.).
1.3. Роль стандартов аудита в регулировании аудиторской деятельности в Российской Федерации
Стандарт (от англ. standard — норма, образец, мерило) в широком смысле слова — образец, модель, принимаемые за исходные для сопоставления с ними других объектов; нормативно-технический документ по стандартизации, устанавливающий комплекс норм, правил, требований к объекту стандартизации и утвержденный компетентным органом.
Стандарты распространяются на различные сферы деятельности — науку, технику, промышленность, сельское хозяйство, производство, строительство, здравоохранение, транспорт и другие. В соответственной мере стандартизация коснулась и сферы бухгалтерского учета и финансового контроля, включая аудит. Стандартизация как направление регулирования в области аудита развивается как на международном, так и на российском уровне. Стандарты аудита позволяют достичь наибольшей объективности в выражении аудиторского мнения, в части соответствия финансовой (бухгалтерской) отчетности общепризнанным принципам ведения учета и формирования финансовой отчетности. Система стандартов аудита обеспечивает условие единообразия аудиторской деятельности, которое необходимо вследствие большого числа методик, применяемых в аудиторской практике, и сложности их сопоставления. Стандарты указывают на единые базовые требования, регламентирующие нормативы по качеству и надежности аудита и обеспечивающие необходимый уровень гарантии результатов аудиторской проверки при их соблюдении. Они представляют собой единые требования ко всем аспектам аудиторской деятельности, которые должны соблюдать субъекты аудиторской деятельности. Стандарты разработаны таким образом, чтобы аудитор независимо от условий проведения аудиторской проверки, неукоснительно их соблюдал. Значение стандартов состоит в том, что они:
— регулируют аудиторскую деятельность на государственном уровне;
— обеспечивают проведение аудиторской проверки в соответствии с основными принципами аудита, чем гарантируют ее качество;
— обеспечивают понимание пользователями процесса и конечного продукта аудиторской проверки;
— позволяют установить общественно-положительный имидж аудиторской профессии;
— обеспечивают взаимосвязь отдельных элементов аудиторского процесса.
Чтобы представить место стандартов в системе регулирования аудита, надо раскрыть эту систему. Наличие такой системы является одной из основных черт современного аудита в странах с развитой рыночной экономикой.
Для раскрытия системы стандартизации аудита, прежде всего, надо провести классификацию аудиторских стандартов. Главный признак классификации аудиторских стандартов это их деление на международные и национальные. В предисловии к МСА отмечается, что их следует применять только к существенным аспектам, что свидетельствует о возможности использования национальных нормативных актов, регулирующих аудит финансовой или иной информации в каждой отдельной стране. В этой связи целесообразно разрабатывать национальные стандарты аудита и сопутствующих услуг для более полного учета особенностей национальных систем законодательства, налогообложения, бухгалтерского учета и других аспектов финансово-хозяйственной деятельности организаций. Кроме этого страны — члены Международной федерации бухгалтеров могут применять МСА в качестве своих национальных стандартов. Факторами, обусловливающими такое положение дел, в том числе выступают: процесс интернационализации российского рынка аудита; повышение требований к отечественным аудиторским фирмам при их выходе на качественно иной уровень оказания услуг; объективные тенденции развития данного сектора отношений.
Исходя из этого, можно сделать вывод, что возможны следующие варианты использования МСА в системе национальных стандартов:
а) применение только МСА;
б) создание и использование национальных стандартов аудита;
в) разработка национальных стандартов ( по основным направлениям) и одновременное использование международных стандартов ( по общим проблемам).
Россия в области, как бухгалтерского учета, так и аудита выбрала второй вариант. Целью реализации подобного подхода является создание эффективно функционирующей системы стандартов, которая, с одной стороны, соответствовала бы требованиям к организации аудита в большинстве развитых стран, а с другой — учитывала бы особенности национальной российской экономики.
В России можно выделить два этапа создания национальных стандартов аудита:
— первый этап создания стандартов относится к периоду с 1996г. По 2001г. В данном периоде были разработаны и одобрены Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте РФ 38 национальных стандартов и перечень терминов и определений. Особенностью этих правил являлась их схожесть с МСА по концепции и по структуре;
— второй этап начался с августа 2001г., с момента принятия Федерального закона «Об аудиторской деятельности». В законе были определены сущность, место и роль стандартов аудита в регулировании аудиторской деятельности. С введением Закона началась разработка новых национальных стандартов, так называемых Федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности (ПСАД), в которых определены не только общие принципы, но и даны практические рекомендации. Это было вызвано серьезными изменениями в методологии бухгалтерского учета, последовательной гармонизацией с МСФО и подготовкой к переходу учета на международные стандарты.
В пункте 2 ст. 9 Закона № 119-ФЗ закреплена двухуровневая система правил (стандартов) аудиторской деятельности, но при этом предусматривается классификация правил (стандартов) на три вида:
— федеральные (национальные);
— внутренние правила (стандарты) аудиторской деятельности, действующие в аккредитованных профессиональных аудиторских объединениях;
— внутрифирменные правила (стандарты) аудиторской деятельности аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов.
Правила (стандарты) аудита кроме всего классифицируются в зависимости от их назначения:
а) общие стандарты, устанавливают необходимость принципов независимости, профессионализма, добросовестности, профессионального внимания и других;
б) рабочие стандарты содержат требования планирования проверки, определения существенности, изучения системы внутреннего контроля, достаточного обоснования выводов, проведения аналитических процедур;
в) стандарты отчетности требуют от аудитора указания, соответствуют ли проверяемые финансовые отчеты общепринятым бухгалтерским принципам, выражения своего мнения по поводу их достоверности или указания причин, по которым это мнение не может быть выражено;
г) стандарты по специальным заданиям и стандарты сопутствующих аудиту услуг, описывают основные принципы, понятия и определения при выполнении аудитором специальных аудиторских заданий: компиляции финансовой (бухгалтерской) отчетности, обзорной проверки, выполнению согласованных процедур;
д) стандарт образования и подготовки кадров, описывает процесс получения аудиторского образования, программу подготовки и сдачи квалификационных экзаменов, а также формирование и работу экзаменационных комиссий.
Для описания и раскрытия структуры правил (стандартов), применяемых в России, необходимо более подробно рассмотреть группы стандартов по уровню влияния на аудиторскую деятельность.
Федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности являются обязательными для аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов, а также аудируемых лиц, за исключением положений, в отношении которых указано, что они имеют рекомендательный характер. Другие группы стандартов устанавливаются либо профессиональными аудиторскими объединениями, либо аудиторскими организациями и индивидуальными аудиторами. Стандарты более низкого уровня не должны противоречить стандартам более высокого уровня, кроме этого их требования не должны бать ниже. Таким образом, выстраивается система ПСАД, во главе которой, стоят федеральные правила (стандарты), оказывающие основное влияние на структуру и формирование двух других групп.
Первую группу внутренних аудиторских правил (стандартов) разрабатывают и внедряют среди своих членов аккредитованные объединения такие как: Аудиторская палата России (АПР), Институт профессиональных бухгалтеров России (ИПБР) и другие профессиональные объединения. Профессиональные аудиторские объединения, при создании собственных стандартов могут делать это в форме кратких дополнений к некоторым федеральным ПСАД.
Вторая группа правил (стандартов) — это документы, детализирующие и регламентирующие единые требования к организации работы аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов, осуществлению и оформлению аудиторских услуг с целью обеспечения эффективности практической работы и ее адекватности требованиям правил (стандартов) аудиторской деятельности. Внутрифирменные стандарты аудиторской организации (ВСАО) должны быть приняты с целью обеспечения эффективности практической работы и ее адекватности принятым российским правилам (стандартам) аудиторской деятельности.
Аудиторская организация должна сформировать пакет ВСАО отражающих ее собственный подход к проводимым проверкам и составляемым заключениям, исходя из установленных принципов организации и проведения аудита.
Наличие системы ВСАО и ее методологическое сопровождение является «необходимым показателем профессионализма деятельности аудиторской организации», отмечает Э.А.Сиротенко. Использование внутренних стандартов позволяет сформировать единые требования к сотрудникам аудиторской организации при проведении аудита и выполнении сопутствующих аудиту услуг. Необходимо добавить, что кроме регламентирования деятельности аудиторов в рамках организации, внутренние стандарты обеспечивают дополнительные условия для урегулирования возможных конфликтов не только между аудиторской организацией и руководством аудируемого лица, но и с субъектами аудиторской деятельности (установлены Законом «Об аудиторской деятельности»).
Применение внутренних стандартов позволяет аудиторским организациям:
— соблюдать требования правил (стандартов) аудиторской деятельности более высоких групп, согласно классификации;
— проводить аудиторскую проверку в соответствии с основными принципами аудита, что гарантируют ее качество;
— обеспечить понимание пользователями процесса и конечного продукта аудиторской проверки;
— установить положительный имидж аудиторской профессии в обществе;
— снизить трудозатраты аудиторской работы;
— обеспечить более качественный контроль за работой ассистентов аудитора;
— увеличить объем выполняемых аудиторских услуг;
— внедрить научные достижения и новые технологии;
— обеспечить высокое качество работы и способствовать снижению аудиторского риска.
Аудиторские внутрифирменные стандарты должны удовлетворять следующим требованиям:
— целесообразность — при разработке стандартов, должна учитываться их практическая значимость, актуальность и приоритетность;
— преемственность и непротиворечивость — должна быть обеспеченна согласованность и взаимосвязь с остальными внутренними стандартами;
— полнота и детализация — внутренние стандарты должны комплексно охватывать все вопросы исследуемого вопроса и детально освещать их;
— единство терминологической базы — обеспечение единства трактовки терминов во всех стандартах и документах.
Требования ВСАО регулируют осуществление аудиторской деятельности в соответствии с основными принципами аудита и общественными этическими нормами. Разработка и внедрение внутрифирменных стандартов это работа на перспективу, позволяющая регулировать аудиторскую деятельность, как в отдельно взятой аудиторской организации, так и в масштабах страны.
Оценивая систему национальных правил (стандартов), нельзя обойти стороной проблему, сложившуюся в результате динамичного развития и доработки МСА. Так МСА по версии 2005 г. насчитывает 47 стандартов, и это число может изменится, так как в процессе их доработки будут вноситься новые стандарты и отменяться старые. Значимость проблемы состоит в том, что темпы принятия национальных правил (стандартов) крайне низки. Вследствие этого перед отечественным аудитом стала дилемма: продолжать разработку федеральных ПСАД в соответствии с версией МСА-2001 (официальный перевод на русский язык сделан в 2002 г.) или начать заново разработку системы ПСАД в соответствии с версией МСА-2005.
Можно отметить что, по прошествии 15 лет с момента начала создания в Российской Федерации национальных ПСАД, полноценной системы правил (стандартов) полностью соответствующей системе МСА — нет. Данную точку зрения можно обосновать следующим образом:
— система МСА-2005 насчитывает 47 стандартов, система федеральных ПСАД в настоящее время состоит из 31 стандарта (еще 5 стандартов не утверждены);
— около 10 федеральных ПСАД (№ 1,2,3,5,6,7,8,13,15,20) не соответствуют последней версии МСА;
— в отличие от российских правил (стандартов) аудита в МСА более четко закреплены цели аудита, а не его задачи и содержание. Цели эти сформулированы в значительной мере с учетом целей МСФО, а именно повышения прозрачности финансовой отчетности под страхом потери деловой репутации.
Имея систему национальных стандартов аудита на половину не соответствующую современной системе МСА, в аудиторском заключении нельзя говорить о проведении аудита в полном соответствии, МСА. В силу этого, нежелательным моментом, может быть снижение доверия к такому заключению со стороны отечественных и особенно зарубежных пользователей, что недопустимо в процессе растущей интеграции российской экономики в мировое экономическое пространство. Аудиторские организации, которые в настоящее время не способны обеспечить качество и содержание работ в соответствии с МСА, утрачивают какие-либо шансы в конкурентной борьбе за потребителей аудиторских услуг.
Инструментами решения данной проблемы, а также других проблем развития аудиторской деятельности, может быть:
— ориентирование на национальную специфику при разработке национальных стандартов, не отступая от МСА по основным аспектам;
— использование более гибкой программы для разработки аудиторских стандартов;
— укрупнение профессиональных аудиторских объединений, и их объединение по типу Координационного совета для решения общих задач;
— привлечение аудиторских организаций к финансированию реформирования аудиторской деятельности;
продолжение
--PAGE_BREAK--— использование для разработки стандартов научного подхода в сочетании с практическим опытом.
Проблема реформирования стандартов аудиторской деятельности, обусловлена еще и таким немаловажным фактором, как низкое участие большинства аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов в данном процессе. Такое отношение профессионального сообщества к реформированию аудиторской деятельности, недопустимо, поскольку оно должно являться главным рычагом в развитии института аудита Российской Федерации.
2. МУП ЖКХ — ЭКОНОМИЧЕСКИЙ СУБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ
2.1. Технико-экономическая характеристика
Муниципальное унитарное предприятие Многоотраслевое объединение жилищно-коммунального хозяйства, зарегистрировано Постановлением главы администрации Тихорецкого района от 31 мая 1993 г., именуемое далее «Предприятие».
Полное фирменное наименование предприятия: Муниципальное унитарное предприятие «Жилищно-коммунального хозяйства Тихорецкого района». Сокращенное наименование: МУП ЖКХ. Предприятие является юридическим лицом. Имеет самостоятельный баланс, расчётные и иные счета в банках, круглую печать со своим наименованием. Штамп, бланки, фирменное наименование, товарный знак. Предприятие отвечает по своим обязанностям всем принадлежащим имуществом. Предприятие не несёт ответственности по обязательствам учредителей, государства и его органов.
Предприятие создано в целях удовлетворения общественных потребностей в результатах его деятельности и получение прибыли. Для достижения поставленных целей предприятие осуществляет в установленном законодательстве РФ следующие виды деятельности:
— оказание жилищно-коммунальных услуг: водоснабжение (горячее и холодное), теплоснабжение;
— выполнение эксплутационных работ: внутренних. Внешних систем электроснабжения, систем наружного освещения, внешних и внутренних систем теплоснабжения. Внешних и внутренних систем водоснабжения и водоотведения жилищного фонда и нежилых помещений;
— вывоз твёрдых и жидких отходов;
— складирование, перемещение, захоронение промышленных и иных отходов (кроме радиоактивных) на территории Краснодарского края;
— строительно-монтажные работы, в том числе ремонтно-строительные работы;
— выполнение проектных работ;
— осуществление инжиниринговых услуг;
— эксплуатация объектов газового хозяйства, объектов котлонадзора;
— эксплуатация подъёмных сооружений;
— осуществление торгово-закупочной деятельности;
— добыча подземных вод;
— перевозка собственных грузов по России. Перевозка опасных грузов, перевозка пассажиров;
— производство отдельных видов строительных материалов, конструкций, изделий.
Так же на предприятие имеется имущество, оно находится в муниципальной собственности, является не делимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками предприятия, имущество полностью принадлежит предприятию на праве хозяйственного ведения и отражается на его самостоятельном балансе. В состав имущества предприятие не может включаться имущество иной формы собственности.
Земельный участок, на котором расположено предприятие, предоставлен ему в бессрочное пользование.
Имущество необходимое для работы предприятия передано ему комитетом по управлению муниципальным имуществом администрации Тихорецкого района согласно перечню на основании договора.
Размер уставного фонда составляет 253532 р.
В случае принятия решения об уменьшении уставного фонда предприятие обязано письменно уведомить об этом своих кредиторов.
Источниками формирования имущества предприятия являются:
— имущество, полученное предприятием от комитета по управлению муниципальным имуществом администрации Тихорецкого района;
— имущество, переданное предприятию по решению учредителя;
— прибыль, полученная в результате хозяйственной деятельности;
— заёмные средства, в том числе кредиты банков и другие кредитные организации;
— амортизационные отчисления;
— капитальные вложения и дотации из бюджета;
— целевое бюджетное финансирование;
— дивиденды (доходы), поступающих от хозяйственных обществ и товариществ, в уставных капиталах которые участвует предприятие;
— добровольные взносы (пожертвования) организации и граждан;
— иные источники, не противоречащие законодательству РФ.
Структура предприятия представлена на рис. 2.1.
МУП ЖКХ Тихорецкого района
Директор
Аппарат управления
Заместитель директора
Отдел кадров
Главный бухгалтер
Производст-
венный
отдел
Главный инженер
Юрист
Секретарь
Механик
Снабжение
Бухгалтерия
Энергетик
Мастер
Рис. 2.1. Структура предприятия
Предприятие ежегодно перечисляет в местный бюджет 5% прибыли, остающейся в распоряжении предприятия после уплаты установленных законодательством Российской Федерации налогов и других обязательных платежей, оставшейся прибылью предприятие распоряжается самостоятельно.
Предприятие строит отношения с другими организациями и гражданами во всех сферах хозяйственной деятельности на основе договоров, соглашений, контрактов.
Предприятие устанавливает цены и тарифы на все виды производимых работ, услуг, выпускаемую и реализуемую продукцию в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Основные экономические показатели деятельности предприятия приведены в прил. 1.
2.2. Анализ основных финансовых показателей деятельности
Основным источником информации о финансово-хозяйственной деятельности МУП ЖКХ Тихорецкого района послужила годовая отчетность (форма № 1 «Бухгалтерский баланс» (прил. 4), форма № 2 «Отчет о прибылях и убытках»(прил. 5)).
Для анализа структуры и динамики финансового состояния построим сравнительный аналитический баланс актива и пассива (табл. 2.1 и табл. 2.2).
Таблица 2.1
Динамика, состав и структура актива
Наименование показателя
На начало года
На конец года
Отклонение
тыс.р.
в % к итогу
тыс.р.
в % к итогу
абсолютное
относительное
структурное
1. Актив, всего
156577
100,0000
166423
100,00
9846
6,29
0,000
2. Внеоборотные активы
142462
90,9900
150565
90,47
8103
5,69
– 0,520
2.1. Нематериальные активы
9
0,0057
50
0,03
41
455,56
0,024
2.2. Основные средства
139082
88,8300
140977
84,71
– 1895
– 1,36
– 4,120
3. Оборотные активы
14115
9,0100
15858
9,53
1743
12,35
0,520
3.1. Запасы
5295
3,3800
4368
2,62
– 927
– 17,50
– 0,760
3.2. Дебиторская задолженность (до 12 мес.)
8468
5,4100
8593
5,16
125
1,48
– 0,250
3.3. Денежные средства
352
0,2200
2897
1,74
2545
723,01
1,520
3.4. Прочие оборотные активы
В структуре совокупных активов удельный вес внеоборотных активов на конец изучаемого периода составил 90,47 %, а удельный вес оборотных активов 9,53 %. Имущество предприятия увеличилось на 9846 тыс. р. или 6,29 %. Увеличение в абсолютном выражении валюты баланса за отчетный период свидетельствует об увеличении предприятием хозяйственного оборота. Внеоборотные активы увеличились на 8103 тыс. р. или 5,69 %, в том числе за счет увеличения нематериальных активов на 41 тыс. р. или 455,56 % ( это косвенно характеризует избранную предприятием стратегию как инновационную, так как оно вкладывает средства на приобретение лицензий, патентов), за счет увеличения основных средств на 1895 тыс. р. или 1,36 % свидетельствующего об увеличении производственных мощностей и расширению хозяйственной деятельности (также в следствие проведения переоценки, когда увеличение их стоимости не связано с развитием производственной деятельности).Структура внеоборотных активов уменьшилась на 0,52 %, в том числе за счет увеличения нематериальных активов на 0,0243 % и за счет уменьшения основных средств на 4,12 %. Доля основных средств составляет на начало 88,83 %, а на конец в совокупных активах, следовательно предприятие имеет «тяжелую» структуру активов, что говорит о значительных накладных расходах и высокой и высокой чувствительности к изменению выручки. Оборотные активы увеличились на 1743 тыс. р. или 12,35 %, в том числе за счет уменьшения запасов на 927 тыс. р. или 17,5 %, увеличения дебиторской задолженности на 125 тыс. р. или 1,48 %, увеличения денежных средств на 2545 тыс. р. или 723,01 %. Структура оборотных активов уменьшилась на 0,52 %, в том числе за счет уменьшения запасов на 0,76 %, за счет уменьшения дебиторской задолженности на 0,25 %, за счет увеличения денежных средств на 1,52 %.Стоимость запасов за анализируемый период уменьшилась на 927 тыс. р. или 17,5 %. Это свидетельствует о:
— уменьшении производственного потенциала предприятия;
— увеличении ликвидности в следствие мобилизации запасов.
Дебиторская задолженность увеличилась на 125 тыс. р. или 1,48 %, что является негативным изменением и может быть вызвана проблемой оплаты услуг, работ предприятия. Это свидетельствует о том, что предприятие применяет «стратегию товарных ссуд» для потребителей своих услуг. Кредитуя их, предприятие фактически делится с ними частью своего дохода. В то же время предприятие вынужденно брать кредиты для обеспечения своей хозяйственной деятельности, увеличивая собственную кредиторскую задолженность. Большая доля дебиторской задолженности приходится на дебиторскую задолженность платежи по которой ожидаются в течении 12 месяцев после отчетной даты от покупателей и заказчиков, что показывает краткосрочное выведение средств из оборота. Предприятие на протяжении анализируемого периода имело активное сальдо (дебиторская задолженность больше кредиторской задолженности). Это означает что предприятие предоставляло своим покупателям бесплатный коммерческий кредит в размере, превышающем средства полученные в виде отсрочек платежей по коммерческим кредитам. Денежные средства увеличились на 2545 тыс. р. или 723,01 % ( в структуре на 1,52 %). Это является положительной тенденцией, что свидетельствует о погашении покупателями дебиторской задолженности.
Таблица 2.2
Наименование показателя
На начало года
На конец года
Отклонение
тыс.р.
в % к итогу
тыс.р.
в % к итогу
абсолютное
относительное
структурное
1.Пассив, всего
156577
100,00
166423
100,00
9846
6,29
0,00
2.Капитал и резервы
145668
93,03
148277
89,10
2609
1,79
-3,93
2.1.Уставный капитал
254
0,16
254
0,15
0
0,00
-0,01
2.2.Добавочный капитал
146030
93,26
148962
89,51
2932
2,01
-3,75
2.3.Непокрытый убыток
-616
-0,39
-939
-0,56
323
52,44
0,17
3.Долгосрочные обязательства
892
0,57
1080
0,65
188
21,08
0,08
3.1.Отложенные налоговые обязательства
892
0,57
1080
0,65
188
21,08
0,08
4.Краткосрочные обязательства
10017
6,40
17066
10,25
7049
70,37
3,85
4.1.Займы и кредиты
2525
1,61
9008
5,41
6483
256,75
3,80
4.2.Кредиторская задолженность
6900
4,41
7879
4,73
979
14,19
0,32
4.3.Доходы будущих периодов
592
0,38
179
0,11
-413
-30,24
-0,27
Динамика, состав и структура пассива
За анализируемый период произошло увеличение пассива на 9846 тыс.р. или 6,29 %. В структуре пассива удельный вес собственного капитала на конец анализируемого периода составил 93,3 %, а заемного капитала 6,97 %. Капитал и резервы увеличились на 2609 тыс.р. или 1,79 %, долгосрочные обязательства увеличились на 188 тыс.р. или 21,08 %, краткосрочные обязательства увеличились на 7049 тыс.р. или 70,37 %. Собственный капитал увеличился на 2609 тыс.р. или 1,79 %, в том числе за счет увеличения добавочного капитала на 2932 тыс. р. и увеличения непокрытого убытка на 323 тыс. р. Уставный капитал остался без изменений. Увеличение собственного капитала является положительным явлением, способствует усилению финансовой устойчивости предприятия. Вторая по величине доля в структуре пассива приходится на краткосрочные обязательства, что свидетельствует о неустойчивости финансового положения на предприятии так как с капиталами краткосрочного использования необходима постоянная оперативная работа.
Заемные средства увеличились на 6483 тыс. р. или 256,75 %. Доля заемных средств в структуре пассива увеличилась на 3,8 %. Увеличение доли заемных средств свидетельствует об усилении финансовой неустойчивости предприятия и увеличению финансового риска. В целом привлечение заемных средств в оборот является нормальным явлением. Это способствует временному улучшению финансового состояния при условии, что средства не замораживаются на продолжительный период времени в обороте и своевременно возвращаются. В противном случае может возникнуть просроченная кредиторская задолженность, что приводит к выплате штрафных санкций и ухудшению финансового состояния.
Собственный капитал увеличился на 2609 тыс. р. или 1,79 %, в том числе за счет увеличения добавочного капитала на 2932 тыс. р. или 2,01 %, увеличения непокрытого убытка на 323 тыс. р. или 52,44 %. Доля собственного капитала на конец анализируемого периода составила 89,1 %, т.е. уменьшилась на 3,93 % от первоначального значения. Удельный вес уставного капитала в структуре пассива уменьшился на 0,01 %, а доля добавочного капитала уменьшилась на 3,75 %.
Заемный капитал увеличился на 7049 тыс. р. или 70,37 %, за счет увеличения займов и кредитов на 6483 тыс. р. или 256,75 %, увеличения кредиторской задолженности на 979 тыс. р. или 14,19 %. Заемный капитал в структуре пассива на конец анализируемого периода составил 10,25 % за счет увеличения на 3,85 % от показателя на начало периода. В структуре заемного капитала преобладает кредиторская задолженность. Ее удельный вес на конец анализируемого периода составил 4,73 % от совокупных пассивов. Преобладание краткосрочных источников в структуре заемных средств является негативным фактором, который характеризует ухудшение структуры баланса и повышение риска утраты финансовой устойчивости.
В структуре кредиторской задолженности произошли следующие изменения:
а) расчеты с поставщиками и подрядчиками увеличились на 852 тыс.р. или 43,07 %. На конец анализируемого периода эти расчеты составляли 1,7 % от совокупных пассивов, т.е. увеличились на 0,44 %;
б) задолженность перед персоналом увеличилась на 976 тыс.р. или 65,59 %. Эта задолженность равна 1,48 от пассива, она увеличилась на 0,53 % от показателя на начало периода;
в) задолженность перед государственными внебюджетными фондами уменьшилась на 821 тыс.р. или 40,68 %. На конец отчетного периода задолженность перед государственными внебюджетными фондами составляла 0,72 %, т.е. уменьшилась на 0,57 % от показателя на начало периода;
г) задолженность по налогам и сборам уменьшилась на 23 тыс.р. или 1,73 %. Эта задолженность на конец периода от совокупных пассивов составляет 0,79 %. Она уменьшилась на 0,06 % от уровня на начало периода;
продолжение
--PAGE_BREAK--д) задолженность прочим кредиторам уменьшилась на 5 тыс.р. или 5,81 %, она составляет 0,049 % от совокупных пассивов, т.е. уменьшилась на 0,005 % от показателя на начало периода.
На начало и конец отчетного периода преобладает кредиторская задолженность (4,41 % и 4,73 % от совокупных пассивов), а также займы и кредиты (1,61 % и 5,41 % от совокупных пассивов). Наибольшими темпами роста характеризуются займы и кредиты — 256,75 %.
Для анализа ликвидности и платежеспособности построим таблицу структуры активов и пассивов по степени ликвидности (табл. 2.3). В зависимости от степени ликвидности, т.е. скорости превращения в денежные средства, активы предприятия разделяются на следующие группы:
А1 — наиболее ликвидные активы (денежные средства + краткосрочные финансовые вложения) за отчетный период увеличились на 723,01 %. Это изменение положительно сказалось на ликвидности и платежеспособности в целом на конец отчетного года.
Таблица 2.3
Структура актива и пассива по степени ликвидности
Актив
На начало года, тыс. р.
На конец года
Пассив
На начало года, тыс. р.
На конец года
Платежный излишек(недостаток)
на начало
на конец
А
1
2
Б
3
4
5=1–3
6=2–4
А1
352
2897
П1
6900
7879
– 6548
– 4982
А2
8468
8593
П2
2525
9008
5943
– 415
А3
5295
4368
П3
1484
1259
3811
3109
А4
142462
150565
П4
145668
148277
– 3206
2288
Итого
156577
166423
156577
166423
0
0
А2 — быстрореализуемые активы (краткосрочная дебиторская задолженность) увеличились на 1,48 %.
А3 — медленно реализуемые активы (запасы, долгосрочная дебиторская задолженность, НДС, прочие оборотные активы) уменьшились на 17,51 %.
А4 — трудно реализуемые активы (внеоборотные активы) увеличились на 5,69 %.
Пассивы баланса группируются по степени срочности их оплаты:
П1 — наиболее срочные обязательства (кредиторская задолженность) увеличились на 14,19 %.Наблюдается большой темп прироста задолженности, что негативно сказывается на ликвидности предприятия.
П2 — краткосрочные пассивы (краткосрочные заемные средства, задолженность перед участниками по выплате доходов, прочие краткосрочные обязательства) увеличились на 256,75 %. Привлечение заемных средств способствует временному улучшению финансового состояния и увеличению платежеспособности.
П3 — долгосрочные пассивы (долгосрочные обязательства, доходы будущих периодов, резервы предстоящих расходов) уменьшились на 15,16 %.
П4 — постоянные пассивы (собственный капитал) увеличились на 1,79 %.
Для определения ликвидности баланса сопоставим итоги приведенных групп актива и пассива. Баланс считается абсолютно ликвидным, если в совокупности соблюдаются следующие неравенства:
а) А1≥П1;
б) А2≥П2;
в) А3≥П3;
г) А4≤П4.
Баланс на начало года удовлетворял трем неравенствам. Несоблюдение неравенства а) из-за небольшой суммы денежных средств и высокой кредиторской задолженности. На конец года ситуация значительно ухудшилась (несоблюдение трех неравенств). Несоблюдение неравенства а) из-за роста кредиторской задолженности и неспособности денежных средств покрыть их. Несоблюдение неравенства б) из-за значительного увеличения краткосрочных заемных средств в 2,5 раза и непогашенной дебиторской задолженности. Несоблюдение неравенства г) из-за увеличения внеоборотных активов (незавершенное строительство, основные средства).
Сопоставление ликвидных средств и обязательств позволяет вычислить следующие показатели:
а) текущая ликвидность(ТЛ) = (А1+А2)–(П1+П2);
б) перспективная ликвидность(ПЛ) = А3–П3.
Текущая ликвидность на начало анализируемого периода составляет – 605 тыс.р., а на конец периода – 5397 тыс.р., т.е. предприятие на ближайшее время неплатежеспособно. Перспективная ликвидность составляет на начало года 3811 тыс. р., а на конец 3109 тыс. р., т.е. платежеспособность предприятия будет увеличиваться.
Проведем расчет собственных оборотных средств (СОС). Полученные данные отражены в табл. 2.4.
Показатель
На начало года
На конец года
Относительное изменение, %
1.Общая сумма оборотных активов
14115
15858
12,35
2.Общая сумма привлеченных средств
10017
17066
70,37
3.Сумма собственных оборотных средств (пункт 1– пункт 2)
4098
-1208
-129,48
4.Доля в сумме оборотных активов, %
0,29
-0,08
-128,57
4.1.собственного оборотного капитала
4.2.привлеченных средств
0,71
1,08
51,64
Таблица 2.4
Расчет состава оборотных средств
Произошло уменьшение СОС на 5306 тыс.р. или — 129,48 %, за счет увеличения оборотных активов на 1743 тыс.р. и увеличения краткосрочных обязательств на 7049 тыс.р. На начало отчетного года оборотные активы составляли 14115 тыс.р., т.е. могли остаться в обороте после расчетов по краткосрочным обязательствам (предприятие было платежеспособным). Но на конец года величина СОС отрицательная, т.е. за счет увеличения краткосрочных кредитов и займов, кредиторской задолженности и нехватки денежных средств на их погашение предприятие не сможет рассчитаться по всем долгам. К тому же доля привлеченных средств постоянно растет и с позиции краткосрочной перспективы предприятие финансово неустойчивое и зависит от кредиторов.
Проведем расчет относительных показателей. Полученные результаты занесены в табл. 2.5.
Коэффициент абсолютной ликвидности: предприятие в начале года могло за счет имеющейся денежной наличности погасить 4 % краткосрочных обязательств, а на конец года 17 %.Однако, при небольшом значении коэффициента абсолютной ликвидности предприятие может быть всегда платежеспособным, если сумеет сбалансировать и синхронизировать приток и отток денежных средств по объему и сроку.
Таблица 2.5
Расчет платежеспособности
Коэффициенты
На начало года
На конец года
Относительное изменение, %
Норма
1.Коэффициент абсолютной ликвидности
0,04
0,17
325,00
0,1-0,7
2.Коэффициент промежуточной ликвидности
0,94
0,68
-27,66
0,7-1
3.Коэффициент текущей ликвидности
1,50
0,94
-37,33
1,5-3,5
4.Коэффициент маневренности функционирующего капитала
1,13
-4,24
-475,22
5.Доля оборотных средств в активах
0,09
0,10
11,11
>0,5
Коэффициент промежуточной ликвидности: за счет денежных средств и дебиторской задолженности предприятие может погасить на начало года 94 %, а на конец года 68 % краткосрочных обязательств.
Коэффициент текущей ликвидности: предприятие за счет всех оборотных активов может погасить на начало года весь объем краткосрочной задолженности, и для дальнейшего существования и развития могло остаться 50 % оборотных активов. На конец года оборотных средств будет недостаточно для погашения краткосрочных обязательств(94 %), т.е. у предприятия уменьшение платежеспособности.
Коэффициент маневренности функционирующего капитала: происходит уменьшение в динамике. 113 % на начало и — 424 % на конец отчетного года функционирующего капитала обездвижено в производственных запасах.
Доля оборотных средств в активах меньше нормы на начало периода 9 %, и на конец периода 10 %.
2.3. Аудит организации бухгалтерского учета и учетной политики.
Функции ведения бухгалтерского учета в МУП ЖКХ возложены на бухгалтерию, возглавляющую главным бухгалтером, организационная схема которой
представлена на рис. 2.1.
Бухгалтерский учет ведется в соответствии с Законом «О бухгалтерском учете», Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ, Планом счетов финансово-хозяйственной деятельности организации и Инструкцией по его применению, утвержденными Приказом Минфина России от 31 октября 2000 г. № 94 н.
Денежные и распределительные документы, финансирование и кредитование обязательства без подписи генерального директора и главного бухгалтера
Главный бухгалтер
Заместитель главного бухгалтера
Кассир
Бухгалтерия по расчетам с персоналом по оплате труда
Бухгалтерия по учету материальных ценностей
Бухгалтерия по учету основных средств и материальных ценностей
Рис. 2.1. Организационная структура бухгалтерии
считаются не действительными и не принимаются к исполнению, за исключением случаев, когда имеется письменное распоряжение директора о возложении таких обязательств на другое лицо.
Все хозяйственные операции, проводимые на предприятии оформляются оправдательными документами.
Учет затрат на производство ведется с подразделением на прямые расходы, собираемые по дебету счетов 20 «Основное производство» и 23 «Вспомогательное производство» и косвенные, отражаемые по дебету счета 25 «Общепроизводственные расходы». В конце отчетного периода косвенные расходы включаются в себестоимость продукции (работ, услуг) в результате распределения: дебет счетов 20 «Основное производство» и 23 «Вспомогательные производства» — кредит счетов 25 «Общепроизводственные расходы» или 26 «Общехозяйственные расходы» по принадлежности калькулируется полная фактическая производственная себестоимость продукции (работ, услуг) (п.9 ПБУ 10/99 «Расходы организации» [9]).
Косвенные расходы, собираемые по дебету счетов 23 «Вспомогательные производства», 25 «Общепроизводственные расходы» и 26 «Общехозяйственные расходы» распределяются между видами продукции (работ, услуг) — объектами калькулирования пропорционально прямой заработной плате.
Учет доходов от обычных видов деятельности, операционных и внереализационных ведется в соответствии с ПБУ 9/99 «Доходы организации» [8]. Выручка от реализации продукции (работ, услуг) определяется по мере отгрузки и выставления счета–фактуры покупателю и отражается на счете 90 «Продажи».
3. МЕТОДИКА АУДИТОРСКОЙ ПРОВЕРКИ В МУП ЖКХ
3.1. Аудит доходов и расходов по обычным видам деятельности
Финансовый результат от продажи продукции (работ, услуг) определяется как разница между выручкой от продажи (без НДС, налога с продаж и акцизов) и фактической себестоимостью проданной продукции (работ, услуг). Для установления достоверности прибыли (убытка) от продажи проводится проверка правильности учета отгрузки и реализации продукции и расходов, связанных со сбытом продукции (коммерческих расходов).
В ходе аудиторской проверки подтверждено, что:
— операции по продаже надлежащим образом санкционированы;
— на счетах бухгалтерского учета отражены все реально совершенные сделки по продаже;
— продажа своевременно отражена на соответствующих счетах учета;
— стоимостная оценка операций по продаже правильно определена;
— суммы продажи правильно классифицированы;
— суммы дебиторской задолженности по расчетам за поставку продукции (работ, услуг) правильно отражены на соответствующих счетах.
Правильность отражения операций по продаже устанавливается в ходе выборочной проверки этих операций путем сверки данных, отраженных в бухгалтерских регистрах экономического субъекта, с первичными документами и наоборот. Такая проверка может быть проведена на предварительном этапе аудита. При этом её объем будет определяться результатами проверки эффективности системы внутреннего контроля.
Операции по продаже надлежащим образом санкционированы.
Было проверено соблюдение политики экономического субъекта в отношении предоставления кредитов покупателям, процедур доставки и ценообразования при выполнении ежедневных операций. Аудиторская проверка проводилась путем сравнения фактических цен по различным видам продукции, условий оплаты транспортных расходов или доставки, указанных в счетах, с данными соответствующих документов, утвержденных руководством. Фактические цены и условия доставки можно узнать из счетов-фактур или товарно-транспортных накладных. Эти показатели были сопоставлены с утвержденными прайс-листами, номенклатурой цен, иными документами, определяющими порядок и условия реализации.
Если продажные цены или условия продажи продукции определяются индивидуально для каждого заказчика, то необходимо удостовериться в том, что они были надлежащим образом санкционированы уполномоченным на это сотрудником экономического субъекта (например, начальником отдела продаж). В случае, если продажи базируются на выполнении нескольких крупных договоров, сумма и описание фактически доставленных товаров или оказанных услуг должны быть связаны с условиями этих соглашений.
Проверка наличия необходимых разрешений на совершение операций по продажам, как показывает аудиторская практика, осуществляется независимо от уровня эффективности системы внутреннего контроля, однако объем выборки для проверки может быть уменьшен в случае, если было получено подтверждение эффективности системы внутреннего контроля.
На счетах бухгалтерского учета отражены все реально совершенные сделки по продаже.
При проведении этого теста необходимо обратить внимание на возможность возникновения двух видов ошибок:
— данные по реально совершенным операциям не отражены в учете;
— на счетах отражены фиктивные операции.
Подобные ошибки могут приводить соответственно к занижению или завышению стоимости активов и сумм продажи. Проверка полноты и достоверности отражения сумм продажи на счетах бухгалтерского учета является частью проверки эффективности системы внутреннего контроля.
При проверке достоверности отражения сумм от продажи продукции, товаров выборочно сверен ряд записей в регистрах учета продаж с данными первичных документов (коносаментов, товарно-транспортных накладных и т.д.), а также с документами, свидетельствующими о приеме отгруженной продукции (выполненных работ, оказанных услуг) и подтверждено то, что товары были действительно доставлены, работы выполнены, услуги оказаны и право собственности на них перешло от исполнителя к заказчику (покупателю). В дополнение к этому также проверены условия поставки для точного определения момента перехода права собственности.
В случае, если факт перехода права собственности не может быть подтвержден непосредственно из имеющейся документации, необходимо проанализировать последующие платежи, полученные от данного заказчика (покупателя) в погашение дебиторской задолженности, и на основании этого сделать заключение о реальности сделки, отраженной на счете 90 «Продажи».
Проверка полноты учета продаж может быть эффективно осуществлена путем выборочной сверки данных товарно-транспортных накладных (или заменяющих их документов) отдела продаж со счетами-фактурами и данными бухгалтерского учета. При проведении этой проверки аудитор должен быть уверен, что все товарно-транспортные накладные собраны и надлежащим образом хранятся в отделе продаж. Это можно сделать путем анализа порядковой нумерации этих документов.
При проверке достоверности данных исходным пунктом является регистр учета продажи. На основе данных этого регистра делается выборка номеров счетов, которые затем сверяются с товарно-транспортными накладными и заказами на покупку, полученными от заказчиков (покупателей).
При проверке полноты учета, напротив, исходным пунктом служат товарно-транспортные накладные. Делается выборка товарно-транспортных накладных, данные которых сверяются с данными счетов-фактур и регистра учета продажи.
Своевременность отражения продажи.
Счета на продажу должны выставляться и данные о реализации учитываться своевременно, т.е. по мере совершения операции (отгрузки), с отнесением к соответствующим периодам. Это предотвращает риск случайных пропусков данных в учете.
При проверке своевременности учета продажи были сопоставлены даты, указанные в товарно-транспортных накладных с датами соответствующих счетов-фактур, датами записей по счетам учета реализации и дебиторской задолженности. Расхождений в датах свидетельствующих о потенциальных проблемах своевременности учета реализации нет.
продолжение
--PAGE_BREAK--Правильная стоимостная оценка операций по продажам.
Точный расчет суммы продаж влияет на правильное выставление счетов-фактур за отгруженные товары, выполненные работы, оказанные услуги и последующее отражение этих данных в бухгалтерских регистрах.
Проверка правильности оценки продажи включает пересчет данных учета для выявления возможных математических ошибок. Подсчитываются итоговые суммы счетов-фактур, либо осуществляется проверка контрольных документов, подготовленных самостоятельно.
Если сумма продажи выражена в иностранной валюте, необходимо также проверить применение валютных курсов. Для этого аудитор должен сверить курс, использованный экономическим субъектом, с курсом ЦБ РФ, официально действовавшим на момент совершения операции, а также проследить, чтобы данные о валютной сумме продажи и ее рублевый эквивалент надлежащим образом были отражены в бухгалтерских регистрах.
Суммы продажи правильно классифицированы.
Помимо полного и достоверно учета данных о проданной продукции (выполненных работах, оказанных услугах), важно также, чтобы эти данные были правильно классифицированы в Отчете о прибылях и убытках.
В ходе проверки классификации операций на основании первичных документов определено, что корреспонденция счетов составлена правильно в регистре учета продажи и правильно разнесена по Главной книге.
Суммы дебиторской задолженности по расчетам за поставку продукции (выполнение работ, оказание услуг) правильно отражены.
Полнота отражения данных о продаже в регистре учета расчетов с покупателями и заказчиками имеет важное значение, поскольку влияет на возможность экономического субъекта контролировать оплату непогашенной дебиторской задолженности.
Данная задача обычно выполняется в ходе проверки правильности классификации операций по продажам, как это описано выше. При проверке правильности разноски данных регистра учета продажи по счетам Главной книги было также удостоверено, что эти данные надлежащим образом были отражены на счетах учета дебиторской задолженности.
Во многих случаях разноска данных на счетах учета дебиторской задолженности в Главной книге основывается не на данных регистра учета продажи, а на данных журналов-ордеров по учету дебиторской задолженности, которые включают не только сведения о выставленных за период счетах, но и информацию о полученных платежах. В этом случае было удостоверено, что сумма выставленных счетов, указанная в журналах-ордерах по учету дебиторской задолженности, соответствует сумме продаж по регистру учета продажи. Кроме того, удостоверено, что данные журналов-ордеров по счетам учета расчетов с покупателями и заказчиками надлежащим образом разнесены по соответствующим счетам Главной книги.
Аналитические процедуры проверки предполагают сопоставление данных о продаже за месяц с:
— данными других месяцев и всего цикла продажи;
— ежемесячными прогнозами объемов продажи;
— данными за соответствующий период прошлых лет.
Если анализ проводится на предварительном этапе аудиторской проверки, то может быть подготовлена оценка общего объема продажи за год. В конце года будет произведено сопоставление оценочной величины объема продажи с фактической суммой.
На этапе проверки отражения результатов от продажи продукции (работ, услуг) аудитор определяет правильность отражения прибыли от продажи на счете 99 «Прибыли и убытки». Для этого сверяются записи по кредиту счета 99 «Прибыли и убытки» с дебетом счета 90 «Продажи» и соответствие этого показателя данным стр. 050 «Прибыль (убыток) от продажи» Отчета о прибылях и убытках.
Используя процедуру арифметических подсчетов, по Главной книге (регистру синтетического учета) по счету 90 «Продажи» проверена правильность определения показателей:
— стр. 010 «Выручка (нетто) от продажи товаров, продукции, работ, услуг (за минусом налога на добавленную стоимость, акцизов и аналогичных обязательных платежей)»;
— стр. 020 «Себестоимость реализации товаров, продукции, работ, услуг»;
— стр. 030 «Коммерческие расходы»;
— стр. 040 «Управленческие расходы».
При проверке финансового результата от продажи продукции (работ, услуг) аудитору необходимо учитывать, что этот результат по-разному определяется для целей бухгалтерского учета и для целей налогообложения. Поскольку формирование прибыли (убытка) от продажи зависит от порядка определения выручки, то аудитор должен проверить соблюдение правил бухгалтерского учета выручки и правил ее определения для целей налогообложения.
Порядок учета выручки для целей бухгалтерского учета определен в Положении по бухгалтерскому учету «Доходы организации» (ПБУ 9/99). Согласно пункту 6 этого положения выручка принимается к бухгалтерскому учету в сумме, исчисленной в денежном выражении, равной величине поступления денежных средств и иного имущества и (или) величине дебиторской задолженности.
Аудитору следует учесть и те изменения в бухгалтерском учете отражения выручки, которые внесены ПБУ 9/99. В частности, в организациях, предметом деятельности которых является предоставление за плату во временное пользование (временное владение и пользование) своих активов по договору аренды, выручкой считаются поступления, получение которых связано с этой деятельностью.
Для целей налогообложения под выручкой от реализации товаров, работ или услуг, согласно ст.39 Налогового Кодекса РФ, признается соответственно передача на возмездной основе права собственности на товары, результатов выполнения работ одним лицом для другого лица, оказание услуг одним лицом другому лицу.
Поэтому, при использовании метода определения выручки для целей налогообложения «по оплате» проверен расчет корректировки бухгалтерской прибыли от реализации продукции и отражение показателей этого расчета в Справке о порядке определения данных, отражаемых по строке 1 «Расчета налога от фактической прибыли» (приложение 11 к Инструкции Госналогслужбы России от 10.08.95 №37 «О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль предприятий и организаций». С 1 января 2001 г. действует инструкция МНС России от 15.06.2000 г. №62).
В случае, если организация осуществляет виды деятельности по которым применяются разные ставки налога на прибыль, аудитор проверяет формирование налогооблагаемой базы по каждому виду деятельности.
3.2.Аудит прочих доходов и расходов
Проверка отражения результата от продажи и прочего выбытия основных средств и прочего имущества.
На счете 99 «Прибыли и убытки» отражается результат от продажи и выбытия основных средств и прочих активов организации.
Прибыль (убыток) от продажи и прочего выбытия основных средств и прочего имущества показываются в форме № 2 в развернутом виде по строкам 090 «Прочие операционные доходы» и 100 «Прочие операционные расходы».
По строке «Прочие операционные доходы»:
— выручку от продажи основных средств, за вычетом НДС;
— выручку от продажи прочих активов за вычетом НДС;
— сумму поступившей рублевой выручки от продажи валюты, включая комиссионные банку, если они были удержаны банком с рублевой выручки до зачисления ее на счет 51 «Расчетный счет».
По строке «Прочие операционные расходы»:
— остаточную стоимость проданных и выбывших основных средств;
— расходы, связанные с продажей и выбытием основных средств;
— стоимость реализуемых прочих активов, а при реализации МБП и нематериальных активов — их остаточная стоимость;
— списанную со счета 52 «Валютный счет» валюту для реализации по курсу ЦБ РФ на день зачисления рублевой выручки на расчетный счет, а также сумма комиссии банку.
Убыток, полученный от продажи и выбытия основных средств и прочих активов согласно п. 2.4 инструкции № 37 «О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль предприятий и организаций» не учитывается для целей налогообложения. Аудитор проверяет наличие корректировочных записей в Справке о порядке определения данных, отражаемых по строке 1 «Расчета налога от фактической прибыли».
Проверка отражения прочих операционных и внереализационных доходов и расходов.
При проверке учета операционных и внереализационных доходов, отражаемых непосредственно на счете 99 «Прибыли и убытки» устанавливаются:
— полнота их отражения в бухгалтерском учете и отчетности;
— корректировка данных бухгалтерского учета для целей налогообложения.
При проверке необходимо обратить внимание на возможность возникновения двух видов ошибок:
— умышленных (преднамеренных);
— неумышленных (непреднамеренных).
В качестве примера можно привести следующие виды потенциальных, (непреднамеренных) ошибок:
— неправильное отнесение операционных и внереализационных расходов к тому или иному периоду;
— расходы, которые еще фактически не были понесены, были отражены в бухгалтерских регистрах экономического субъекта;
— ошибочное отнесение понесенных расходов на увеличение стоимости активов либо ошибочное списание расходов, подлежащих включению в стоимость активов, на счета учете.
Примерами преднамеренного искажения данных бухгалтерской отчетности в отношении указанных расходов могут служить:
— намеренное занижение расходов путем пропуска сумм;
— намеренное завышение расходов путем искажения сумм или неправильного отнесения расходов к тому или иному периоду;
— неправильная классификация расходов для обеспечения выполнения или завышения запланированных показателей результатов деятельности;
— намеренное завышение расходов для сокрытия фактов ненадлежащего использования денежных средств;
— оплата фиктивных расходов.
Детальная проверка операций требует использования следующих процедур:
— сверки с первичными документами (включая правильность расчета расходов, учитываемых при налогообложении);
— проверки правильности отнесения расходов к тому или иному периоду;
— анализа данных, аккумулированных на счетах учета доходов и расходов.
При аудиторской проверке сверка с первичными документами необходима также для выявления расходов, по которым отсутствуют необходимые документы.
Проверку отражения операционных и внереализационных доходов и расходов проводилась выборочным методом, исходя из состава этих показателей и существенности показателя в сумме бухгалтерской прибыли. Проверка проводилась на основании заключенных договоров, первичных документов, подтверждающих операции и регистров синтетического и аналитического учета по счету 99 «Прибыли и убытки».
Для установления обоснованности отражения в бухгалтерском учете операционных и внереализационных доходов и расходов проверена правильность определения (признания) указанных доходов и расходов для целей бухгалтерского учета согласно положениям, устанавливаемым ПБУ 9/99 и ПБУ 10/99. Никаких отклонений не выявлено.
При проверке правильности отражения в учете операционных и внереализационных доходов и расходов необходимо учитывать следующие положения.
Внереализационные доходы и расходы организации и для целей бухгалтерского учета, и для целей налогообложения принимаются в суммах по методу начисления. Перечень указанных доходов и расходов для целей бухгалтерского учета приведен в инструкции по применению плана счетов бухгалтерского учета (по счету 99) пункт 7.8 ПБУ 9/99 и пункт 11,12 ПБУ 10/99. Перечень внереализационных доходов и расходов, учитываемых для целей налогообложения дается в пункте 14 и 15 Положения о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли и пункте 2.7 и 2.9 инструкции №37 «О порядке начисления и уплаты в бюджет налога на прибыль предприятий и организаций».
Перечень внереализационных доходов для целей налогообложения является открытым, то есть все внереализационные доходы учитываются при налогообложении, а перечень внереализационных расходов (п.15 Положения о составе затрат) — закрытым, поэтому для целей налогообложения принимаются только перечисленные в этом пункте расходы.
При установлении достоверности бухгалтерской отчетности и соответствия совершенных предприятием финансовых и хозяйственных операций нормативным актам, действующим в РФ, разработана программа аудита финансовых результатов деятельности предприятия МУП ЖКХ Тихорецкого района. Программа аудита финансовых результатов деятельности организации МУП ЖКХ Тихорецкого района представлена в прил. 2.
При проведении аудита составлялся вопросник (прил. 3), в котором отражаются основные вопросы аудита финансовых результатов деятельности предприятия.
Результаты вопросника показывают, что на МУП ЖКХ имеются определенные недочеты в организации внутреннего контроля реализации товаров и формировании финансовых результатов.
3.3.Аудит конечного финансового результата
По строке 140 «Прибыль (убыток) до налогообложения» отражается показатель, рассчитываемый по формуле: строка 050 «Прибыль (убыток) от продаж» + строка 060 «Проценты к получению» – строка 070 «Проценты к уплате» + строка 080 «Доходы от участия в других организациях» + строка 090 «Прочие операционные доходы» – строка 100 «Прочие операционные расходы» + строка 120 «Внереализационные доходы» – строка 130 «Внереализационные расходы».
По строке 141 «Отложенные налоговые активы» отражается сумма отложенных налоговых активов (ОНА), сформированных за отчетный период в соответствии с требованиями ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль». Показатель «Отложенные налоговые активы» рассчитывается как разница между дебетовым оборотом по счету 09 «Отложенные налоговые активы» (начисленные ОНА) в корреспонденции со счетом 68 «Расчеты по налогам и сборам» за отчетный период и кредитовым оборотом по счету 09«Отложенные налоговые активы» (списанные ОНА) в корреспонденции со счетом 68 «Расчеты по налогам и сборам» за отчетный период. Если оборот по кредиту счета 09 «Отложенные налоговые активы» превышает оборот по дебету этого счета, получится отрицательный показатель, который показывается в круглых скобках. Отложенный налоговый актив отражается в бухгалтерском учете по дебету счета учета отложенных налоговых активов в корреспонденции со счетом учета расчетов по налогам и сборам:
Дебет 09 «Отложенные налоговые активы»
Кредит 68 «Расчеты по налогам и сборам», субсчет «Расчеты с бюджетом по налогу на прибыль».
По мере уменьшения или полного погашения вычитаемых временных разниц будут уменьшаться или полностью погашаться отложенные налоговые активы. Суммы, на которые уменьшаются или полностью погашаются в текущем отчетном периоде отложенные налоговые активы, отражаются в бухгалтерском учете по кредиту счета учета отложенных налоговых активов в корреспонденции со счетом учета расчетов по налогам и сборам:
Дебет 68 «Расчеты по налогам и сборам», субсчет «Расчеты с бюджетом по налогу на прибыль»
Кредит 09 «Отложенные налоговые активы»
Отложенный налоговый актив при выбытии объекта актива, по которому он был начислен, списывается на счет учета прибылей и убытков в сумме, на которую по законодательству Российской Федерации о налогах и сборах не будет уменьшена налогооблагаемая прибыль как отчетного периода, так и последующих отчетных периодов:
Дебет 68 «Расчеты по налогам и сборам»
Кредит 09 «Отложенные налоговые активы»
По строке 142 отражаются отложенные налоговые обязательства, исчисленные в целях применения ПБУ 18/02. Для расчета показателя данной строки берется разница между кредитовым оборотом по счету 77 «Отложенные налоговые обязательства» (начисленные ОНО) и дебетовым оборотом этого счета (списанные ОНО).
Если оборот по кредиту счета 77 «Отложенные налоговые обязательства» больше дебетового оборота, разница между ними получится положительной. В отчете о прибылях и убытках эта сумма показывается по строке 142 в круглых скобках (как величина, уменьшающая чистую прибыль организации). Если же дебетовый оборот счета 77 «Отложенные налоговые обязательства» превышает кредитовый, разница будет отрицательной. В отчете о прибылях и убытках эта сумма записывается без скобок (как показатель, увеличивающий чистую прибыль организации).
Отложенное налоговое обязательство отражается в бухгалтерском учете при создании (начислении) по кредиту счета учета отложенных налоговых обязательств в корреспонденции с дебетом счета учета расчетов по налогам и сборам:
Дебет 68 «Расчеты по налогам и сборам», субсчет «Расчеты с бюджетом по налогу на прибыль»
Кредит 77 «Отложенные налоговые обязательства».
По мере уменьшения или полного погашения налогооблагаемых временных разниц будут уменьшаться или полностью погашаться отложенные налоговые обязательства. Суммы, на которые уменьшаются или полностью погашаются в отчетном периоде отложенные налоговые обязательства, отражаются в бухгалтерском учете по дебету счета учетаотложенных налоговых обязательств в корреспонденции с кредитом счета учета расчетов по налогам и сборам:
продолжение
--PAGE_BREAK--