Реферат по предмету "Культура и искусство"


Научно-художественное творчество

Научно-художественное творчество

СОДЕРЖАНИЕ
Введение
Глава 1 Творчество какформа деятельности человека
1.1 Определениетворческой деятельности
1.2Социально-исторические основы творческого процесса
1.3 Концепциихудожественного творчества
Глава 2 Психологическиеособенности процесса творчества
2.1 Мир чувств художника
2.2 Детское творчество иразвитие художественных способностей
2.3 Этапы созданияпроизведения искусства
Заключение
Список литературы

Введение
 
В творческой деятельности большого художника, так же как иученого, совершающего подлинные открытия, проявляются самые высокие возможностичеловеческой натуры. Детально рассмотреть, осмыслить, понять проявления такойинтенсивной творческой деятельности, увидеть особенности ее протеканиянеобходимо для понимания сущности человека.
При обращении к научному анализу творчества художникаприходится принимать во внимание во внимание известные трудности в истолкованиихарактера протекания психических процессов, с которыми мы встречаемся. Онисвязаны со специфическими чертами работы художника, которые связаны еесложностью и тем, что творческий процесс имеет для художника ярко выраженноеличное значение.
Так, например, речь может идти о том своеобразном состоянии исамочувствии, возникающем нередко у художника, которое они сами называютшхэвдохновением, творческим восторгом, внезапным озарением и т.п. Это состояниеимеет очень своеобразные черты.
Данная работа не претендует на всестороннее исследованиесихологии художественного творчества. Задача ее — проследить в общих чертахэтапы создания художественного произведения, рассказать об основныхзакономерностях этого процесса, которые формирую концепцию психологиихудожественного творчества.

ГЛАВА 1 Творчество как форма деятельности человека
 
1.1 Определение творческой деятельности
Творческая деятельность – это форма деятельности человека,направленная на создание качественно новых общественных ценностей. Стимулом кобщественной деятельности служит проблемная ситуация, которую невозможноразрешить на основе имеющихся данных традиционными способами. Оригинальныйпродукт деятельности получается в результате нетрадиционной взаимосвязиэлементов проблемной ситуации, привлечение неявно связанных элементов,установление между ними новых видов взаимозависимости.
Предпосылками творческой деятельности являются гибкостьмышления (способность варьировать способы решения), критичность (способностьотказываться от непродуктивных стратегий), способность к сближению и сцеплениюпонятий, целостность восприятия и другое.
Творчество- это результат деятельности. Однако, внутри самойдеятельности можно видеть акты необыкновенной изобретательности, радикальнойновизны. Хотя есть и такие моменты, акты деятельности, в которых творческоеначало выражено не столь явно.
Благодаря многим сиюминутным, мгновенным порывам рождается идея,неся за собой некий творческий потенциал, воплощением которого можновосхищаться по прошествии многих и многих лет. Так, например, А. С. Пушкин,увидев Анну Керн, написал знаменитое стихотворение «Я помню чудное мгновенье» итаких примеров в любом виде искусства множество. [1]
Человеческое творчество разносторонне. Оно проявляетсяповсюду. Среди нас немало изобретателей, новаторов. Русский философ В. И.Вернадский размышлял над тем, как видит нашу планету марсианин, если, конечно,на Марсе есть жизнь. И в голове ученого родилась идея: наверное, инопланетянесозерцают не синеву морей, не зелень лесов, а некое свечение мысли.
В самом деле, над мертвой материей в следующей за ней жизньювозник еще один пласт – сфера мысли. Огромные духовные богатства, которыесозданы человеком, как бы опоясали весь земной шар. Пламя мысли жарко окутываетнашу планету, расстилаясь вне биосферы, то есть сферы активной жизни, над ней…Вернадский назвал это «мыслящим пластом» – это сфера одухотворенной мысли,величественной манифестации человеческого ума.
Разграничить творческую и нетворческую деятельность человеканелегко. Бердяев подчеркивал: творчество неотрывно от свободы, и это должнабыть, в первую очередь. Свобода духа. Тайна творчества есть тайна свободы.Загадки творческих способностей присущи каждому человеку, любой нормальноразвивающейся личности.
Проявление творческих способностей варьируют о крупных иявных до скромных и малозаметных. Но сущность творческого процесса одинаковадля всех. Разница – в конкретном материале творчества, масштабах достижений иих общественной значимости. Элементы творчества проявляются в решенииповседневных творческих задач ( их можно наблюдать в обычном мыслительном процессе).
 
1.2 Социально-исторические основы творческого процесса
Художник, как человек, который посвящает себя деятельности всфере искусства, мог появится только в определенных условиях развития обществаи человеческой культуры. Он сформировался не раньше, чем возникла отчетливаяпотребность общества в произведении искусства, а следовательно и в людях,которые могли бы такие произведения создавать.
В жизни человеческого общества на известном уровнеисторического развития появились такие специфические ценности, как произведенияискусства. И эта социальная ценность должна была стать достаточно общей изначимой, чтобы занять определенное место в сознании людей.
Появление в обществе профессиональных художников связано сразделение труда, которое создало для этого определенные материальные идуховные условия. На определенном, на достаточно раннем историческом этаперазвития человечества возникает общественная потребность – в осмысленииокружающей жизни и бытия людей.
Образуется так же потребность в устойчивом запечатлениикаких-либо событий, того, что является значимым для людей своего времени, дляэпохи в целом. И вот появляются памятники культуры, рождаются устные иписьменные произведения.[2]
Появление художника тесносвязано с социальным развитие общества. Именно поэтому в работе художникапроявляется то, чем живет его время, его эпоха. Это сказывается и в отборе имсюжетов, и в характере освещения показываемых им явлений жизни. Вместе с тем вобществе, разделенном на классы, художник наряду с тем, что он воплощает всвоих произведениях то общее, что характеризует эпоху в целом. Выражает в нихболее или менее отчетливой форме и то, чем живет тот класс, та социальнаягруппа, к которой он принадлежит, чьи воззрения и отношения к жизни онразделяет.
1.3 Концепциихудожественного творчества
 
В этом смыслехудожник всегда тенденциозен. Идеалистическая концепция о том, что творческийпроцесс художника протекает в сновидном состоянии. Он находится как бы всостоянии сна, когда возникают в его голове строфы стихотворения илилитературной новеллы. Об этом говорил поэт-романтик Новалис.
Гегель писалв своей «Эстетике»: «Нелепо думать, что подлинный художник не осознает того,что он делает… Человек не достигает без размышления сознания того, что в немживет, и поэтому-то на всяком большом произведении искусства видно, чтоматериал его долго и глубоко взвешивался и продумывался по всемнаправлениям...»
Но несмотряна критические замечания Гегеля, появляется достаточно много идеалистических иантинаучных концепций о психологии творчества художника в философской,эстетической и другой литературе.
Э. Гартман,автор «Философии бессознательного», выступает во второй половине XIX века с утверждением оневозможности, якобы науки о творчестве, поскольку «лежащий в основе(творчества) бессознательный процесс ни в коем случае недоступенсамонаблюдению».[3]
Однако еслиобратиться к объективным данным творческого процесса — планам, наброскам,этюдам, черновым вариантам произведений искусства, а также к свидетельствамсамих художников, то становится очевидным, что процесс этот осознанный, аследовательно, и поддающийся научному изучению.
Внешне можетпоказаться более обоснованным иное утверждение Гартмана, которое выражено втакой форме: «Концепция гения есть независящее от воли страдательное восприятие;всего менее является она плодом самых напряженных поисков; напротив, онавозникает совершенно неожиданно, как бы упав с неба — во время путешествия, втеатре, в беседе, всюду, где ее менее всего можно ожидать и всегда внезапно и мгновенно».Однако в данном случае Гартман путает психологические условия, при которыхможет возникать замысел, идея произведения (неожиданно, в какой-то момент) спричинами его появления, которые заключаются как раз в длительной и напряженнойподготовке художника к будущим творческим актам, как мы это увидим вдальнейшем.
В XX веке концепция о ролибессознательного в творчестве художника выступает в разных формах. Так,оказалась модной и получила распространение среди критиков и деятелей искусстватеория Фрейда. Это теория, поднимающая на щит начало бессознательного в жизни идеятельности людей, утверждает, что силой, движущей поступками и поведениемлюдей, является секс; (либидо), выступающий в разнообразных, иногдазавуалированных формах. И творчество художника, определяющееся иррациональнымиимпульсами, является не чем иным, как своеобразным проявлением либидо. Этисексуальные устремления получают свое выражение в избранной тематике ихарактере самого содержания произведений искусства.
Исходя из фрейдистскойконцепции, буржуазный психоаналитик Отто Ранк истолковал соответствующимобразом творческую деятельность актера и деятельности драматурга. «Эдиповкомплекс», заключающийся в эротическом стремлении сына к матери и в скрытойненависти к отцу, ставится во главу угла в подходе к ряду произведенийдраматургической литературы. Достаточно сказать, что поведение Гамлетаобъясняется фрейдистами преимущественно эротическими мотивами. Он будто бы испытывалнеосознанную, противоестественную страсть к королеве-матери и это определялоего поступки.
Нелепо думать,что принцип пансексуализма, утверждаемый Фрейдом, и сводящий художественноетворчество к подсознательным, преимущественно сексуальным инстинктам, даже и всублимированном, т. е. измененном виде, может объяснить всю сложность деятельностичеловека, которая связана для него прежде всего с необходимостью жить и жить вчеловеческом обществе. Такой принцип представляет в искаженном виде всю системучеловеческой мотивации. Он зачеркивает огромную роль сознания в определении поступковчеловека, которая хорошо известна всем по непосредственному опыту.
На самомделе, (именно сознательные устремления художника квыполнению творческойработы, связанные с глубоким осмыслением своей деятельности в сфере искусствакак творческого отражения реальной действительности, и приводят к активизациивсех сил воли и ума художника для осуществления творческих актов. И лишь при такомподходе к психологии творчества можно объяснить сложную структуру имногообразие творческих операций, которые выполняет художник при длительнойработенад произведением искусства.
Совсем недавно ЭрихНойман, автор книги «Глубинная психология и этика», утверждал следующее: «Мызнаем, что творческая власть бессознательного захватывает индивидуума савтономной силой инстинктивного побуждения и овладевает им без малейшего учетажизни индивида, его счастья, его здоровья. Творческий импульс порождаетсяколлективом: подобно всякому инстинкту, он служит воле народа, но не индивида».Понимание творчества как следование некоему фатуму является сегодня довольнохарактерным для ряда зарубежных мыслителей.
Таковынаиболее распространенные идеалистические концепции о сущности творческогопроцесса художника. Все он искажают реальный процесс деятельности художника,условия его возникновения и протекания, примитивизируют сложный и многоплановыйхарактер психических процессов человека и сводят их к тем или другимпроявлениям бессознательных инстинктов. Вместо изучения творческой работыхудожника в ее многообразии они произвольно выхватывают отдельные высказыванияхудожников о процессе творческой деятельности в угоду определенной концепцииистолковывают их. Так, под внешностью «углубленного» подхода к явлениямтворчества на самом деле утверждается антинаучный подход к ним.
Но если мыотвергаем подобные теории как неверные и ненаучные, то из этого не следует, чтомы отбрасываем и те реальные факты в творческой деятельности художника, которыепослужили толчком к появлению подобных концепций.
Задачанаучной психологии состоит в том, чтобы дать объяснение всему тому многообразиюпсихических процессов и состояний, которые имеют место при творческойдеятельности художника, протекающей по-разному и характеризующейсяразнообразными чертами в зависимости и от области искусства, и отиндивидуальных качеств художника.
.Когда мыанализируем творческий процесс художника используя их отдельные высказывания,письма, записи, дневники, а также наблюдения за их работой близких людей, (топеред, нами предстает очень сложный и комплексный в психологическом отношениипроцесс.

Глава 2 Психологическиеособенности процесса творчества
 
2.1 Мир чувств художника
 
В творческуюдеятельность, если она становится жизненным призванием, вовлечен весь человек,с присушим ему отношением к действительности, с его убеждениями и взглядами, сосновным кругом его запросов и интересов, с миром его чувств и побудительныхмотивов его поведения. Во время творческого процесса мобилизуются все душевныесилы художника не весь прошлый опыт впечатлений, различного рода переживаний ит. д. И эта комплексность психологической деятельности объясняет некоторыеспецифические особенности процесса творческой работы художника.
Так, вопределенные периоды жизни художника, когда он весь устремлен со своимипомыслами, желаниями, надеждами в область творчества, несмотря на осознанную вцелом направленность творческой деятельности, могут проявляться многиенеосознанные его устремления, могут неожиданно всплывать о сознаниисобытия его прошлого опыта, непредвиденно возникать в воображении некоторыеобразы, а также творческие решения, новые комбинации образов и т. д. В такиемоменты могут как раз переживаться отдельные элементы работы как внезапноеозарение, интуитивное постижение каких-то новых сторон человеческой жизни взнакомом сюжете и т. д.
Научноерассмотрение психологии художественного творчества связано с изучением многихпроблем. Тут и вопрос о стадиях творческого процесса художника, о ролиотдельных компонентов его психической жизни в этом процессе — мышления ифантазии, памяти и чувств и т. д. Тут и вопрос о природе вдохновения ипсихологических условиях, которые содействуют его возникновению, о соотношенииосознаваемых и неосознаваемых элементов в работе художника и т. д.
Все этисложные и порой противоречивые явления психической деятельности во времятворческого процесса художника, вопреки взглядам идеалистов, безусловнодоступны для научного рассмотрения, тем более что вообще нет ни одной областипсихической деятельности, которая принципиально не поддавалась бынаучно-психологическому изучению.
Отзывчивость художника наявления действительности, психологически проявляющаяся в различных формах, —это отзывчивость особого рода. Художник не просто откликается переживанием нато или иное явление, происшествие, событие, но и переосмысливает его, видит внем то, что может сделаться опорным пунктом для творческого перевоплощения ибыть запечатленным в тех или иных образах искусства.
Тяга ктворческому запечатлению того, чем был затронут художник в воздействиях жизни ипоиск тех выразительных, форм и средств, в которых может быть воплощенохудожественное содержание, имеет разный уровень и разную побудительную силу.
Конечно,деятельность всякого человека определяется всегда не одним, а целой группоймотивов. Это относится и к деятельности художника. Однако всегда в этой группемотивов имеются такие, которые обладают доминирующим характером, И вот, когдаискусство — будет ли это творчество композитора, романиста, режиссера,живописца — стало призванием, превратилось в большую, а иногда всепоглощающуюстрасть, то оно меняет психологию человека, направленность его личности. И этосказывается в его «жадности» к любимой работе.
Так,девяностолетний Тициан продолжал до последнего своего дыхания заниматьсятворческой работой. О его неустанном, исполненном творчества труде убедительносвидетельствует впечатляющая, написанная в полную силу мастера картина «СвятойСебастьян», находящаяся в Государственном Эрмитаже в Ленинграде, которую оннаписал в возрасте 90 лет, незадолго до гибели от чумы.
Когда встарости у И. Е. Репина стала сохнуть правая рука, он начал учиться писатькартины левой рукой, лишь бы работать. О. Л. Книппер-Чехова, уже на склоне лет,говорила о том, какой неисчезающий «голод» она испытывает к актерским ролям,которые ей хотелось бы исполнить. «Так и умру вечно голодная!».
Все этоприводит к иному, более высокому уровню мобилизации творческих потенций.
Итак,осуществилась такая организация личности человека, которая свидетельствует отом, что действительно сформировался человек-художник… Он готов к творчеству иради такой творческой деятельности он использует свою острую наблюдательность,тонкую восприимчивость, богатое воображение, все силы ума, свои способности инавыки, которые позволяют ему убедительно запечатлеть то, что он хотел бывоплотить в произведении искусства.
2.2 Детское творчество и развитие художественных способностей
 
При традиционных формах обучения ребенок, приобретая иусваивая некоторую информацию, становится способным воспроизвести указанные емуспособы решения задач, доказательства теорем и т. д. Однако, он не принимаетучастия в творческом поиске пути решения поставленной проблемы, следовательно,не приобретает опыта такого поиска. Чем больше отличается от знакомой подлежащаярешению проблема, тем труднее для обучающегося сам процесс поиска, если он неимеет специфического опыта.
Поэтому нередки случаи, когда выпускник средней школы,успешно овладевший материалом школьной программы, не справляется с конкурснымиэкзаменационными задачами в вузе (построенными на том же материале), посколькуони требуют нестандартного похода к их решению. Выдвижение новой гипотезы всвязи с новой проблемой требует особых видов деятельности, решающим образомзависящих от способностей исследователя.
Эти способности формируются в деятельности самих обучающихся.Никакой рассказ о роли гипотез не может заменить в развитии способностейчеловека к исследованию пусть даже маленькой, но самостоятельно выдвинутойгипотезы. Известно так же, что для решения ряда проблем приходится отбрасывать всетрадиционные пути и рассматривать их под совершенно новым, неожиданным угломзрения.
Однако, знание этого не обеспечивает нахождение нового углазрения в процессе конкретного исследования. Только практический опыт развиваетданную способность. Чтобы передать творческий опыт, необходимо конструироватьспециальные ситуации, требующие творческого решения и создающие для него условия.
Возможность конструирования таких ситуаций обусловлена тем,что обучение творчеству главным образом осуществляется на проблемах, ужерешенных обществом и способы решения которых уже известны. Поэтому для процессаобучения определение творческой деятельности требует корректив. Дети вподавляющем большинстве не создают новых ценностей для общества. Онивоспроизводят ценности обществу уже известные и толко в отдельных случаях, наопределенном уровне своего развития и в зависимости от организующей деятельностистарших, могут создавать новые ценности и для общества.
Отсутствие общественной новизны в результатах творчества неприводит к кардинальному изменению структуры осуществляемого ими творческогопроцесса. Этапы творческого процесса, присущие ему закономерности проявляются вравной мере в деятельности ученых, так и деятельности школьников. На раннихэтапах обучения проявление общности творческого пути только осложняетсяотсутствием у учащихся необходимой культуры.
Чем раньше дети приобретают умение корректногодоказательства, способность к последовательному рассуждению, к соотношению полученногорешения задачи с искомым, тем больше выявляется общность творческого процессанаучных работников и детей. Поэтому, применительно к процессу обучениятворчество следует определить как форму деятельности человека, направленную насоздание качественно новых для него ценностей, имеющих общественное значение,то есть важных для формирования личности как общественного субъекта.
Творчестваимеются в жизненной деятельности каждого ребенка. Это ярко выступает уже вдошкольном возрасте, когда почти каждый ребенок занимается словотворчеством.Начало творчества выступает и в играх ребенка, и в его рисовании. Достаточновспомнить яркие, запоминающиеся, необычные и по цветовой гамме, и по формепредметов рисунки детей. Но детское творчество, то есть созидание ребенкомчего-то нового в его жизни, далеко не всегда приобретает социально значимыеформы. И по мере того как он начинает усваивать общественно принятые формывосприятия вещей и событий, его творческая активность значительно снижается.Вместе с тем у некоторых детей тяга к искусству, к творчеству становится непреходящим эпизодом, а значимым фактом жизни. При этом характерно, как этопоказывают наблюдения над одаренными детьми, тяга ребенка к искусству имеетразный характер..
В этомотношении чрезвычайно интересно проследить пути к музыкальному творчеству П. И.Чайковского и Н. А. Римского-Корсакова в годы их детства.
Так,Чайковский-ребенок воспринимал музыкув первую очередь какисточник сильного эмоционального воздействия, и таковы были связанные с музыкойего первые детские впечатления.
Фанни Дюрбах,жившая в семье Чайковских в качестве гувернантки, рассказывает про маленькогоЧайковского: «После занятий или долгих фантазировании на фортепиано, онприходил к ней всегда нервный я расстроенный». Однажды у Чайковских были гостии весь вечер прошел в музыкальных развлечениях. Когда Фанни Дюрбах пришла кмальчику в детскую, он еще не спал, и с блестящими глазами, сально возбужденный,плакал. На вопрос, что с ним, он отвечал: «О эта музыка, музыка! Избавьте меняот нее! Она у меня здесь, здесь, — рыдая, указывая на голову, говорил мальчик,— она не дает мне покоя».[4]
Что жекасается Римского-Корсакова, то эмоциональная сторона музыки в детские годыпочти не играла для него никакой роли. Он шел к музыке и от воображения, и отсвоих редких способностей к владению музыкальным материалом. В своихвоспоминаниях о детских годах Римский-Корсаков писал: «Ради игры, радиобезьянничания, совершенно в том же роде, как я складывал и разбирал часы, япробовал иной раз сочинять музыку и писать ноты».
Таким образом, мы можемвстретиться с различным подходом к искусству у человека, который начинаетстановиться художником.
Впоследствииже, в процесс творческой деятельности включаются уже все стороны егопсихической жизни. В период возрастного развития в будущем художнике на основеего природных предрасположении происходит в процессе музыкальной деятельностиформирование таланта, то есть человек, обладающий природными задатками кдеятельности в той или другой сфере искусства, превращает свои задатки вреальные творческие способности.
Так,например, в процессе «действенного оперирования со звучаниями, — пишет С. Л.Рубинштейн, — под влиянием разных условий, включая и чутко воспринимаемыйинтонационный строй родного языка, и музыкальный строй народных напевов, иклассические образцы музыкального творчества, совершается отбор небольшогочисла стержневых музыкальных «ходов», к которым у больших музыкантовприсоединяется незначительное количество не отобранных, а счастливо зановонайденных… Это закрепление в слухе, превращение, таким образом, а «природное»достояние музыканта, отобранных в процессе его развития способов построениямузыкальных произведений и есть основной акт формирования музыкальныхспособностей».
Такимобразом, не инстинкты, якобы изначально заложенные в человеке, делают егохудожником, а сложный процесс развития его природных задатков, сопровождающийсяпреобразованием психического строя личности. В зависимости от особенностейпроцесса развития растущего конкретного индивидуума, характера стимулирования еготворческих способностей и устремлений, условий среды мы можем говорить о болеераннем или позднем созревании таланта художника и его воплощении в реальныхпроизведениях искусства.
Мы хорошознаем из биографий многих выдающихся деятелей искусства, что стремление ктворческой деятельности может возникать у одних на более ранней ступениразвития, у других несколько позже. Так, например, если Моцарт, Чайковский,Лермонтов уже в очень раннем возрасте начинали заниматься творческойдеятельностью, то Тютчев, Аксаков стали художниками значительно позже, уже взрелые годы жизни.
Процессформирования человека как художника происходит одновременно с формированием егокак человеческой индивидуальности, со своим собственным отношением к ценностямкультуры и человеческим взаимоотношениям, с своим собственным подходом кокружающим явлениям жизни. Так создается то индивидуальное видение мира,которое сказывается в творчестве каждого талантливого художника. Онопроявляется в излюбленных им темах, в специфически присущем ему характеретолкования жизненных событий, явлений природы, поведения
2.3 Этапы создания произведения искусства
Выявлениепсихологических этапов создания произведения искусства является по сути деласвоеобразной реконструкцией этого процесса, который выступает в виде некоторойтипической и обобщенной модели. Мы хорошо знаем, что ни один художник незанимается специально фиксацией этапов своей творческой работы. Поэтомувоссоздать этапы психологических процессов, которые приводят в конечном счете кзавершенному произведению искусства, довольно трудно.
Художественноетворчество различных деятелей искусства характеризуется большим разнообразием.Это разнообразие порождается не только свойствами и чертами той областиискусства, в которой работает художник, но и особенностями егоиндивидуальности, а также характером создаваемого произведения.
Одно делосоздание песни или же многочастной сонаты, маленькой новеллы или большогоромана; небольшого пейзажа или большой многофигурной композиции. В психическихпроцессах, характеризующих творческую деятельность художника, мы можемвстретиться и с переплетением нескольких стадий работы, которые выступают визвестной одновременности.
Кроме того, врезультате накопления творческого опыта у художника часто происходит «свертывание»отдельных актов творческой деятельности. Они становятся более сжатыми икороткими, а потому и хуже осмысливаются в своих составных звеньях художником.Эти Особенности изменений в протекания сложных мыслительных процессовспособствуют тому, что художник может в состоянии большой активности иэмоционального подъема как бы мгновенно, интуитивно прийти к важномутворческому решению.
Однако мызнаем и другое. В ходе накопления творческого опыта художник начинает уже лучшеосознавать, какие приемы работы, какие способы подхода к творческим задачамявляются для него более плодотворными и успешными и соответственно.
Выявление психологических этапов создания произведенияискусства является по сути дела реконструкцией этого процесса, которыйвыступает в виде некоторой типической и обобщенной модели. Художник незанимается фиксацией этапов своей творческой работы.

Заключение
 
Когда мы наблюдаем, как художник работает над картиной. Переднашими глазами часто открывается доступный для изучения путь к решению поставленнойим перед собой задачи. Стоит нам, однако, расширить область наблюдений до всеготворчества данного художника на протяжении его жизни, как наше представление обуровне творческой зрелости и компетентности меняется и уходит в перспективу ицель, складывающиеся в единый стиль с совсем непростой структурой.
Когда мы станем рассматривать целый период, например, всюисторию искусств вообще, наше желание сохранить структуру моделей повозможности более простой столкнется с исключительно мощным препятствием в видеогромного количества сил, стоящих на пути нашего стремления к пониманию.

Список литературы
 
1. АрнхеймР. Новые очерки по психолгии искусства. – М., 1994.
2. АроновскийМ. Опыт построения модели творческого процесса композитора \ Методологическиепроблемы современного искусствознания. М, 1975.
3. ГрачеваЛ.В. «Воспитание» чувств \ Диагностика и развитие художественной одаренности:Сборник. – Санкт-Петербург, 1992.
4. МейлахБ. Психолгия творчества. \ Вопросы литературы, 1960, № 6.
5. Михалков–Кончаловский А. Парабола замысла. – М., 1970.
6. Психолгияпроцессов художественного творчества. — Ленинград, Наука, 1980.
7. РождественскаяН.В. Психология художественного творчества. – Панкт-Петербург, 1995.
8. РозетИ.М. Психология фантазии – Минск, 1991.
9. РотенбергВ.С. Психофизиологические аспекты изучения творчества \ Художественноетворчество: Сборник. – Ленинград, 1982.
10.  Рунин Б.М. О психологииимпровизации \ психология процессов художественного творчества: Сборник. –Ленинград, 1980.
11.  Смольянинов И.Ф. Сущностьчеловека и гуманизм искусства. – Ленинград, Художник РСФСР, 1983.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.