План
1.Характеристика природных иэкономических условий агрофирмы «Оксана», краткий анализ ее деятельности
2.Методика составления и основные показатели хозрасчетныхзаданий агрофирмы «Оксана»
3. Методика составления и основные показатели бизнес планаразвития агрофирмы «Оксана»
4.Методика составленияи основные показатели перспективного стратегического плана развития агрофирмы«Оксана»
5. Организация и оплататруда в отраслях и внутрихозяйственных подразделениях
6. Состояние арендно — договорных отношений и расчетов сбюджетом агрофирмы «Оксана»
7. Организация службы маркетинга на агрофирме « Оксана»
1. Характеристика природных и экономическихусловий агрофирмы «Оксана», краткий анализ ее деятельности
Агрофирма «Оксана» былаоснована в 1998 году на средства нескольких хозяйств. Расположено в с. КрасныйПерекоп Каховского района Херсонской области на расстоянии 25 км от районногоцентра г. Каховка. Специализация – растениеводство.Источникиэнергоснабжения: объекты хозяйственной деятельности подключены через понижающиеКТП к 10 кV ЛЗП от Подовки и Калиновки свозможностью дублирования аварийного включения.
Отвод сточных вод.Имеется 11,8 км система отвода канализационных вод с 3-мя перекачивающиминасосными станциями и пунктом приема неочищенных сточных вод очистнымисооружениями ПОХ «Таврия», с которым заключаются соответствующие соглашения наприем и очистку канализационных вод.
Сведения о дорогах:через село проходит Московское шоссе.Внутри хозяйства имеется 24 км асфальтных дорог по селу Красный Перекопи 24 км вдоль основных полей, 40 км полевыхдорог улучшены подсыпкой горного гравия слоем 30 – 40 см.
Обеспеченностьобъектами соцкультбыта: в с. Красный Перекоп на 3500 человекжителей имеется средняя школа на 850 учеников, дом культуры на 360 мест,фельдшерско-аккушерский пункт, банно-прачечный комплекс на 25 посещений.Основано село в 20-х годах ХХ столетия.
1.2 Климатическиеи почвенные условия.
Территория хозяйствавходит в степной агроклиматический район. Климат засушливый с мягкой зимой итеплой осенью. Зимние месяцы характеризуются значительными колебаниями температур,обуславливающими отсутствие устойчивого снежного покрова и неоднократную сменумерзлого состояния почвы. Данные по среднемесячной температуре воздухарассматриваются в таблице 1.
Таблица 1.1Среднемесячная температура воздуха по данным Каховской метеостанции за 3 года.Показатель Месяц В среднем 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
to C 0,1 -0,8 1,1 6,5 12,8 18,1 22,1 23,2 19,5 14,0 8,9 3,5 10,7 -0,4 -0,6 2,7 8,5 14,7 19,6 23,0 22,5 17,7 12,3 7,3 2,0 10,8 -0,6 -0,1 4,6 10,6 16,5 21,0 23,4 21,1 15,8 10,6 5,4 0,8 10,8 -0,3 -0,5 2,8 8,5 14,7 19,6 22,8 22,3 17,7 12,3 7,2 2,1 10,8
Период сосреднесуточными температурами 10о продолжается 6 – 6,5 месяца.
Годовое количествоосадков 500 – 800 мм. (таблица 2.) но близкое залегание грунтовых вод в почвеобеспечивает хорошее развитие сельскохозяйственных культур. Продолжительностьвегетационного периода 210 дней при суммарной температуре 2500о –3500о С. Лучшая температура в период вегетации 25 – 30о.
Таблица 1.2.Среднемесячное количество осадков за 3 года.Показатель Месяц В среднем 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
Количество
Осадков 9 7 6 6 6 9 8 10 8 13 11 10 103 9 7 6 7 6 10 7 10 8 15 9 10 104 8 7 6 6 7 10 8 9 8 14 9 9 101 26 21 18 19 19 29 23 29 24 42 29 29 103
В хозяйстве преобладаюткарбонатные черноземы. Чернозем карбонатный – плотная порода, залегающая доглубины 50–150 см. На выровненных участках, мощность гумусного слоя горизонтов(А+Б) составляет 55-80 см. На склонах, вследствие эрозии она уменьшилась до30-45см. Окраска гумусного горизонта серая, темно-серая, с буровато-коричневымоттенком. Структура в пахотном слое распылена. Содержание гумуса в горизонте А-2-2,9 %. В нижней части переходного горизонта уменьшается до 1,0-1,2 %. Вэродированных почвах, количество гумуса в пахотном слое может составлять1,7-2,0 %. Валовые запасы азота 0,11-0,28, фосфора 0,09-0,13, калия 1,0-2,0 %.Содержание гидролизуемого азота в гумусном горизонте 2,4-6,9, подвижногофосфора – менее 1, обменного калия 20-30 мг\100г. Карбонатные черноземы характеризуютсявысоким содержанием карбонатов. По профилю количество их колеблется от 5-8, до25-30%. Сумма обменных оснований в гумусном горизонте достигает 35-40 мг-экв. Всоставе поглощенных оснований преобладает кальций – до 80-95 % от ёмкостипоглощения. Данные чернозёмы редко бывают засолены. Сульфатный горизонт у них вбольшинстве случаев отсутствует.
В целом, климатическиеи почвенные условия благоприятны для развития растениеводства.
Агрофирма осуществляет свою деятельность согласно действующемузаконодательству и Уставу, на принципах полного хозяйственного расчета, самофинансированияи самоокупаемости. Предприятие является юридическим лицом, имеетсамостоятельный баланс, расчетный валютный и иные счета в учреждениях банков,круглую печать, штампы и бланки со своим наименованием.
Показатели, характеризующие размеры агрофирмы «Оксана»приведены в таблице 2.1.
Таблица 2.1. — Размер,состав и структура земельных угодий в агрофирме « Оксана» Херсонской области,Каховского района Виды угодий 2003 год 2004 год 2005 год 2005год в % к
Пло-щадь,
га Струк-тура,%
Пло-
щадь,
га Струк-тура,%
Пло-щадь,
га Струк-тура,% 2003г. 2004 г. Общая земельная площадь 2051.0 100,0 2129.7 100,0 2129.7 100,0 103,8 100,0 Всего с-х угодий, в т.ч. 1891 92,2 1970,6 92,5 1970,6 92,5 104,2 100,0 -пашня 1891 92,2 1923,8 90,3 1923,8 90,4 212 206,9 Лес и лесопосадки 42,5 2,1 42,1 2,0 42,5 2,0 100,0 101,0 Пруды и водоемы 15,6 0,7 15,0 0,7 15,7 0,7 100,6 104,7 Прочие угодья 101,9 5,0 102,0 4,8 100.9 4,8 99,0 98,9 Наличие орошаемых земель (пашня) 100 18,0 119 18,4 119,0
По данным таблицы 2.1можно сделать вывод, что площадь сельскохозяйственных угодий в агрофирме«Оксана» Каховского района составляет 92,5% общей земельной площади, причем напашню приходится 90,2% %, на пастбища – 2,1%. Это говорит о том, что хозяйство специализируетсяна растениеводстве, в том числе на зерновых культурах.
Размеры и специализацияхозяйства.
Для того, чтобы выделитьи изучить многообразные типы и формы хозяйств, их группируют по различнымпризнакам:
1) по производственному направлению (специализация);
2) по уровню интенсификации, качествупочв и уровню продуктивности сельскохозяйственного производства;
3) по размеру производства;
4) по уровню производительности труда,себестоимости продукции и рентабельности производства.
Существенное значениеимеет группировка сельскохозяйственных предприятий по размеру производства.
Наиболее точнымпоказателем размера сельскохозяйственного предприятия является объем валовойпродукции.
О размере предприятияпри прочих равных условиях можно судить по величине важнейших факторов производства:площади сельскохозяйственных угодий, стоимости основных фондов, среднегодовойчисленности работников. Однако в этом случае никогда не надо забывать, чтонепосредственно здесь дана только величина данного фактора.
Следовательно,действительный размер производства при определенной площади земли будетзависеть от уровня интенсификации; при данной массе основных фондов — отэффективности их использования, в свою очередь зависящей от обеспеченностирабочей силой, структуры фондов и ряда других условий производства; при данномчисле работников — от уровня производительности труда, связанной свооруженностью рабочей силы, плодородием земель и т.д.
Поскольку все этипоказатели варьируют, практически нельзя составить более или менее точноепредставление о размере сельскохозяйственного предприятия без данных остоимости валовой или товарной продукции.
Дляузкоспециализированных предприятий достаточно надежным показателем размераявляется объем производства основного продукта в натуре.
Особое значение вхарактеристике размера предприятия занимает площадь сельскохозяйственныхугодий.
Больший размерпредприятия означает в среднем крупный размер отраслей и производственных подразделений.Проанализируем динамику размеров хозяйства. Данные представлены в таблице 2.2.:
Таблица 2.2 — Динамикапоказателей размеров хозяйства агрофирмы « Оксана» Херсонской области,Каховского районаПоказатели 2003 год 2004 год 2005год
2005г. в %
к 2003г. 2005г. в % к 2004г. Валовая продукция в сопоставимых ценах 2000 года, тыс. грн 6325 14018 5349 84,6 38,2
Товарная продукция,
тыс. грн. 6544 12685 11890,6 181,7 93,7 Среднегодовая стоимость основных фондов с-х назначения, тыс. грн. 30228 30263 26706,7 88,4 88,2 В т.ч. основного вида деятельности ( т.е. сельскохоз.) 24778 24781 18248 73,6 73,6
Площадь с-х угодий, га,
в т.ч. пашня
1891
1891
1970,6
1923,8
1970,6
1923,8
104,2
116,4
100,0
112,1 Среднегодовая численность работников, чел 440 415 390 88,6 93,9
Данные таблицы 2.2показывают, что хозяйство агрофирмы « Оксана» Херсонской области, Каховскогорайона снизило объем показателей, так объем валовой продукции 2005 года всопоставимых ценах составил 38,2% к объему 2004 года, хотя площадьсельскохозяйственных угодий не увеличена в общем, а площадь пашни увеличена на12,1%.
Среднегодовая численностьработников в 2005 году составила 93,9% к уровню 2004 года. Видим, чтоколичество работников уменьшается из года в год, что в свою очередьобуславливается высокой отрицательной текучестью работников в селе, низкимимотивационными характеристиками сельскохозяйственного труда.
Таблица 2.3– Основныепоказатели деятельности агрофирмы «Оксана» за 2003-2005гг.Наименование показателей 2003г. 2004г. 2004 в % к 2003 2005г. 2005 в % к 2004 Необоротные активы (тис. грн.) 1401,5 1580,4 112,33 2404,1 153,59
Основные средства (остаточная стоимость)
(тыс. грн.) 1315,5 1408,2 106,99 2062,6 153,15 Оборотные активы (тис. грн.) 1396,2 1932,1 136,71 3315,1 172,73 Собственный капитал (тис. грн.) 1406,5 2041,4 143,44 2767,2 137,23 Долгосрочные обязательства (тис. грн.) 311,8 175,3 58,86 1008,2 567,43 Текущие обязательства (тис. грн.) 1025,2 1303,3 126,61 1065,3 82,32 Доход (выручка) от реализации продукции (товаров, работ и услуг) (тис. грн.) 2217,2 3434 152,51 4013,6 116,40 Чистый доход (выручка) от реализации продукции (товаров, работ и услуг) (тис. грн.) 1831 2845 152,51 3328 116,40 Себестоимость реализованной продукции (товаров, работ и услуг) (тис. грн.) 1148 1738,5 147,32 2176,1 123,80 Прибыль от обычной деятельности (тис. грн.) 629,2 875,6 137,68 1288,8 153,02 Прибыль от операционной деятельности (тис. Грн.) 626 805,2 130,84 1102,8 130,48 Валовая прибыль (тис. грн.) 643 1096,5 162,01 1151,9 104,10 Нераспределенная прибыль (тис. грн.) 1264,1 1859,5 143,65 2588,9 137,22 Чистая прибыль (тис. грн.) 619,2 602,8 96,00 785,2 128,82 /> /> /> /> /> /> />
Объем необоротных активов растет из года в год, вследствиеприобретения новой техники, а также за счет планомерной (хоть и не взначительных объемах) инвестиционной политики. В 2005г. более чем в 5 разувеличился размер долгосрочных обязательств. Это произошло вследствие покупки влизинг 3-х тракторов ХТЗ.
Выручка от реализации в 2005г. выросла всего на 16,4%, хотядолжна была вырасти значительно больше, но вследствие просчетов, допущенныхруководством предприятия, мы получили всего 4013,6 тыс. грн.
Балансовая прибыль,полученная агрофирмой, также растет, но в 2004г, объем прибыли снизился в связис опережающим ростом себестоимости продукции, а ее рост в 2005 г. был слабымвследствие того же неурожайного года.
На основе приведенныхвыше данных проведем краткий анализ финансового состояния, ликвидности,эффективности использования основных фондов и обеспеченности основными фондами.
Таблица 2.4 – Анализфинансового состояния агрофирмы «Оксана» за 2003-2005гг.Наименование показателей 2003 г. 2004 г. 2004 г. в % к 2003 г. 2005 г. 2005 г. в % к 2004 г. Коэффициенты рентабельности: рентабельности активов 0,31 0,19 61,80 0,17 87,95 рентабельности собственного капитала 0,57 0,36 63,07 0,33 92,16 рентабельности предприятия 0,21 0,21 103,73 0,24 110,67 Анализ финансовой устойчивости предприятия Коэффициент финансовой устойчивости 0,50 0,58 115,25 0,48 83,59 Коэффициент финансовой независимости 1,06 1,38 130,07 1,30 94,83 Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами 0,38 0,49 128,78 2,14 432,15 Коэффициент структуры капитала (финансирования) 0,95 0,73 76,88 0,77 105,45 Показатели эффективности использования основных фондов Фондоотдача, грн. 4,04 2,59 64,05 2,30 88,96 Фондоемкость, грн. 0,25 0,39 156,13 0,43 112,41 Норма прибыли, % 0,26 0,36 139,94 0,26 71,46 Показатели обеспеченности основными средствами Фондооснащенность, грн./га 0,27 0,39 144,48 0,30 77,05 Фондовооруженность, тыс. грн./чел. 6,10 9,26 151,83 13,34 144,03 Прибыль в расчете на 1 работника, грн. 4,25 4,52 106,28 6,37 140,90
Анализируя финансовуюустойчивость предприятия можно сделать вывод, что оно является устойчивым,несмотря на снижение в 2005г. показателей устойчивости и независимости, они невыходят за пределы допустимых. Снижение же коэффициента устойчивости можнообъяснить увеличением основных и оборотных фондов, коэффициента независимости –ростом долгосрочных обязательств, которое было вызвано, как было сказано вышеприобретением техники в лизинг. Более чем четырехкратный рост коэффициентаобеспеченности собственными оборотными средствами в 2005г. объясняетсяувеличением оборотных средств (на 72,8%) за счет незавершенного производства(была произведена закладка сада) и производственных запасов.
Снижение рентабельностиактивов говорит о снижении эффективности использования основных и оборотныхсредств, а также можно сделать на основе предыдущей таблицы вывод, чтохозяйство переживает череду неурожайных годов, поэтому вложенные дополнительныезатраты не дают желаемого результата. Но даже в такой ситуации хозяйство сумелоизбежать снижения рентабельности в целом по предприятию, за счетвспомогательных отраслей, и за счет высоких реализационных цен на продукцию.
Снижение фондоотдачиявляется свидетельством опережающего роста основных средств. Снижение нормыприбыли можно объяснить высокими темпами роста основных и оборотных средств,что свидетельствует о снижении эффективности их использования.
Показатели обеспеченностиосновными средствами ежегодно увеличиваются.
2. Методикасоставления и основные показатели хозрасчетных заданий агрофирмы «Оксана»
Хозрасчетноезадание — это годовой план, программа деятельности внутрихозяйственногоподразделения на предстоящий год, включающая систему организационных,технических и технологических мероприятий по наиболее эффектному использованиюресурсов, земли и других средств производства. Данные задания имеют своей цельюдовести до конкретных исполнителей задачи, намеченные в бизнес- плане.
Основные принципы хозрасчета:сочетание централизованного планового руководства деятельностью подразделений спредоставлением их коллективам оперативно-хозяйственной самостоятельности;наделение подразделений в соответствии с целями деятельности необходимымиземельными, трудовыми и материальными ресурсами, фондами для выполнения плана иувеличения производства продукции (работ, услуг); материальнаязаинтересованность и материальная ответственность работников в увеличениипроизводства продукции (оказания услуг), повышении её качества, в правильномиспользовании средств производства и труда; учет и оперативный контрольпроизводств, деятельности подразделений.
Все показатели хозрасчетного задания бригаде можно разделить на3 группы. Первая группа показателей определяет ресурсы подразделения — трудовыеи материальные; состав, число среднегодовых постоянных работников, в т.ч.трактористов-машинистов, прочих работников; площадь закрепленной земли;количество закрепленной техники: тракторов и комбайнов, прицепных и навесныхорудий, прочего инвентаря; поголовье рабочего скота; здания, сооружения, ихоборудование- склады для удобрений и ядохимикатов, горючего, продукции;
Вторая группа показателей – это программа по производствупродукции растениеводства и животноводства. Руководство доводит до бригадыпосевные площади по культурам, которые необходимо иметь в планируемом году,урожайность и выход валовой продукции в натуральном и денежном выражении, атакже работы по незавершенному производству под урожай будущих лет.
Третьягруппа показателей в хозрасчетных заданиях тракторно-полеводческой бригады –это плановые лимиты затрат материально-денежных средств и труда на производствозапланированной продукции, а, именно, трудовые и материальные затраты насемена, удобрения, ядохимикаты, на подготовку их к посеву или внесению в почву,т.е. затраты на все работы, связанные с выращиванием растений и обеспечивающиеполучение запланированного урожая.
Агрофирма «Оксана»устанавливает для хозрасчётных подразделений основные плановые показатели:объём производства продукции в натуральном (по ассортименту и качеству) истоимостном выражении; объём работ незавершённого производства, оказываемыхуслуг (выполняемых работ); объём продажи с.-х. продукции государству внатуральном (по ассортименту и по срокам) и стоимостном выражении (дляподразделений, которым хозяйство поручило выполнять эту функцию); лимиты прямыхи общебригадных (цеховых, общеотделенческих) производств, затрат по статьям — общую сумму и на единицу продукции; расценки (нормативы) оплаты труда запродукцию в соответствии с действующим в хозяйстве Положением об оплате труда;плановые цены на продукцию (работы), которую производят подразделения, с учётомеё качества, а также на все статьи и элементы производств, затрат и виды услуг.При установлении лимитов производств, затрат используют нормативы затратматериально-денежных средств на единицу продукции (на 1 га, на 1 голову животных и т. д.). Состав планируемых затрат определяют в хозяйстве применительно кфункциям конкретного производств, коллектива и степени его влияния на величинуотдельных статей затрат. Плановые показатели производств, деятельностихозрасчётных подразделений отражаются в технологических картах определеннойформы, планах отделений, хозрасчётных заданиях. Планы внутрихозяйственныхподразделений (с разбивкой по месяцам и периодам работ) разрабатываютруководители и специалисты этих подразделений совместно с главнымиспециалистами агрофирма «Оксана». Утверждённые правлением колхоза или дирекциейпредприятия, они доводятся до хозяйственных подразделений не позднее чем через10-15 дней после утверждения производственно-финансового плана хозяйства.
Оперативный контроль иоценка деятельности хозрасчётных подразделений базируются на бухгалтерскомучёте. Он ведётся в каждом хозрасчётном подразделении и обеспечивает полнуюсопоставимость фактических показателей деятельности хозрасчётных подразделенийс плановыми, правильность денежной оценки произведённой и реализованнойпродукции каждым хозрасчётным подразделением, а также объёма производств,затрат и различных услуг. Плановую стоимость произведённой продукциирассчитывают по ценам, предусмотренным производственно-финансовым планом с.-х.предприятия (для отд. подразделений они могут быть дифференцированы в зависимостиот установленных плановых показателей качества и сроков производствапродукции); отчётную — по фактическим ценам реализации. При определениистоимости продукции не учитывают надбавки, установленные за продажу продукциисверх достигнутого уровня низкорентабельным и убыточным хозяйствам. Работы иуслуги вспомогательных и обслуживающих подразделений в плане, отчёте и приподведении итогов оцениваются по плановой себестоимости.
Особенности организацииэкономической работы хозрасчётных подразделений отражаются в Условиях ведениявнутрихозяйственного расчёта, разрабатываемых и утверждаемых в каждом с.-х.предприятии в соответствии с Основными положениями по организациивнутрихозяйственного расчёта на с.-х. предприятиях, принятыми в 1985. Наиболеедейственная и эффективная форма внутрихозяйственного расчета — коллективныйподряд, ставящий систему материального поощрения работников внутрихозяйственныххозрасчётных подразделений в зависимость от конечных результатов производства.
В эффективностипроизводства отображается влияние комплекса взаимосвязанных факторов, которыеформируют ее уровень и определяют тенденции развития. Повышение эффективностисельскохозяйственного производства является одной из актуальнейших проблем,стоящих перед хозрасчетными подразделениями.
Экономическаяэффективность показывает полезный конечный эффект от применения средствпроизводства и живого труда, отдачу совокупных вложений. В сельском хозяйствеэто получение максимального объема продукции с 1 га земли, от 1 головы скота при наименьших затратах живого и общественного труда. Следует иметьтакже в виду, что эффективность – это не только соотношение затрат ирезультатов производства, но и качество, полезность продукции для потребителя.
Развитие зернового хозяйствапроисходит на основе роста экономической эффективности производства зерна. Засчет этих условий обеспечивается увеличение валовой и товарной продукциизерновых культур, укрепляется материально-техническая база отрасли.Экономическая эффективность производства зерна характеризуется системой такихпоказателей: урожайность, продуктивность труда, себестоимость продукции, ценареализации 1 ц зерна, прибыль на 1 ц зерна и на 1 га посевной площади, уровень рентабельности производства зерна.
Таблица 3.1 — Данные дляопределения экономической эффективности производства озимой пшеницы в агрофирме«Оксана» Каховского района в 2003-2005ггПоказатели 2003 г. 2004 г. 2005 г. В среднем за три года Посевная площадь, га 418 253 60 243,6 Валовой сбор, ц 2477 3883 2460 2940 Прямые затраты труда, всего, чел.-ч. 1000 2000 2000 1666,7 Производственные затраты, всего, грн. 181200 111200 119000 137133,3 Количество реализованной продукции, ц 4966 3679 2500 3715 Денежная выручка от реализации, тыс. грн. 177,2 124,2 145 148,8 Себестоимость реализованной продукции, тыс. грн. 168,1 111,2 123,1 134,1 Прибыль, тыс. грн. 9,1 13 21,9 14,7 Площадь, с которой реализована продукция, га 418 253 60 243,6
На основании исходныхданных (таблица 3.1) определим показатели экономической эффективностипроизводства зерна в агрофирмы «Оксана» (таблица 3.2). Проанализируемполученные расчетные показатели эффективности.
Таблица 3.2 — Показателиэкономической эффективности производства озимой пшеницы в агрофирмы «Оксана» за2003-2005 гг.Показатели 2003 г. 2004 г. 2005 г. Урожайность, ц/га 5,93 15,35 41,00 Прямые затраты труда на 1 ц, чел.-ч. 0,40 0,52 0,81 Себестоимость 1 ц, грн.: а) коммерческая; 33,85 30,23 49,24 б) производственная 73,15 28,64 48,37 Средняя цена реализации 1 ц, грн. 35,68 33,76 58,00 Прибыль, грн. на: а) 1 ц реализованной продукции; 1,83 3,53 8,76 б) 1 га площади, с которой реализована продукция 21,77 51,38 365,00 Уровень рентабельности 5,1 11,7 17,8
Важным показателемэкономической эффективности производства зерна является себестоимостьпродукции. Она отражает качество работы хозяйств и в значительной степениопределяет уровень его доходности. На протяжении последних лет себестоимость 1ц зерна выросла и разница между ею во втором периоде и первом составляет 13,7грн. это мы вели речь о производственной себестоимости.
Но если к ней прибавитьзатраты на реализацию, мы получим коммерческую себестоимость. Логичнопредположить, что она превышает производственную на величину этих затрат. Еерост не такой незначительный – только 2,39 грн.Больше половины всех затрат напроизводство зерна приходится на оплату труда, стоимость посевного материала иудобрений, а также затраты на содержание основных средств.
Цены реализации растут,хотя и не регулярно, а скачкообразно. Они должны покрывать увеличениепроизводственных затрат и обеспечивать достаточно высокую эффективностьпроизводства зерна. Но не всегда это получается. На рынке может сложитьсяневыгодная цена, т.е. ниже коммерческой себестоимости. И тогда, чтобы хотьчастично окупить свои затраты, приходится реализовывать по навязанной рынкомцене.
В результате действиякомплекса факторов в процессе развития зернового хозяйства масса прибыли врасчете на 1 га во втором периоде увеличилась больше чем в 25 раз. Уровеньрентабельности производства зерна, который формируется и зависит от егосебестоимости и средней цены реализации, увеличивался и в 2004 г. составил 18%, что означает получение 18 грн. прибыли на 1 грн. материальных и трудовыхзатрат после их возмещения.
3. Методика составленияи основные показатели бизнес-плана развития агрофирмы «Оксана»
Бизнес-план – планирующийдокумент, отражающий производственно-хозяйственное финансовое состояниепредприятия, его деловые возможности, перспективы развития и пути реализациипоставленной цели.
Любое новое делонуждается в принятии важных предварительных решений о его развитии. Бизнес-план- это очень хорошее средство для их осмысления. В условиях становящегосяукраинского бизнеса уже работающие предприятия и люди, ещё недавно далёкие отхозяйственной деятельности, ищут новые возможные применения своих сил вэкономике.
Агрофирма «Оксана» именносейчас нуждается в освоении новых направлений производства, для чего инеобходима серьезная работа по созданию бизнес-плана. Предприятие ранее никогдане прибегало к составлению бизнес-плана, поэтому целесообразно изучить методикуего составления и содержание.
В отличие от традиционногоплана организации бизнес-план учитывает не только внутренние целипредпринимательской организации, но и внешние цели лиц которые могут бытьполезны новому делу. Помимо инвесторов заинтересованными лицами будущегобизнеса являются потенциальные потребители и поставщики фирмы.
Для агрофирмы «Оксана»бизнес-план — это по сути, всё, чем он может привлечь внимание инвесторов.Уровень составленного бизнес-плана становится показателем надёжностисерьёзности предпринимателя и его дела.
Бизнес-план, как никакой другойиз планов фирмы, имеет внешнюю направленность, превращая в своего рода товар,продажа которого должна принести максимально возможный выигрыш. Бизнес-планохватывает достаточно длительный период, обычно- 3-5 лет, иногда больше.Бизнес-план связан с созданием и развитием определенного нового бизнеса иориентирован только на развитие. Он имеет чётко очерченные временные рамки, поистечению которых определённые планом цели и задачи должны быть выполнены(например, должен быть построен и достигнут проектной мощности цех). Такимобразом, бизнес-план тяготеет к проекту с его конкретной проработкой иопределённой самодостаточностью; в бизнес-плане функциональныесоставляющие (планы производства, маркетинга и др.) являются полноправными, равновеснымичастями структуры бизнес-плана.
В бизнес-плане заложеныпреимущества гибкого сочетания производственного и рыночного, финансового итехнического, внутреннего и внешнего аспектов деятельности фирмы.
Этапы разработкибизнес-плана:
1.Определение источниковнужной информации.
2.Определение целей егоподготовки
3.Определение своихцелевых читателей
4.Установлениеобщей структурысоздаваемого документа.
Обычно бизнес-планвключает в себя такие составные части:
титульный лист; резюме; историюсвоего бизнеса (если предприятие уже действует); описание продуктов (услуг);описание дел в отрасли, товарные рынки; конкурентов; оценку и выборконкурентной стратегии; производственный план; план маркетинга; организационныйплан; финансовый план и оценку риска; план исследований и разработку;приложение (аппендикс); сбор информациии непосредственное написаниебизнес-плана.
Структура резюмедолжна состоять из 3-х частей:
введение: включает цели плана, коротковыраженную суть проекта;
основное содержание: сжатое всех ключевых элементовбизнес-плана и её основных частей: род деятельности, прогноз спроса, источникифинансирования и т. д.;
заключение: суммирует факторы будущего успехапредпринимателя, может включать описание основных способов действийпредпринимателя.
План производства: помимо технического описания планпроизводства должен включать экономические расчёты издержек производства. Кромеэтого должны быть даны ответы на следующие вопросы:
Каковы основные методыпроизводства и технологии? Какова общая структура производственного процесса,операции по выпуску товара? Возможно ли достижение преимущества в операциях?Структуру производственного процесса лучше показать при помощи схемыпроизводственных потоков. Какое сырьё и материалы необходимы? Кто основныепоставщики фирмы? Указать их имена и адреса. Выявлены ли критические факторы(узкие места)? Ими могут быть поставщики, время, затрачиваемое на те или иныеоперации, и т. д. Какие мощности необходимы для организации производства?Существуют ли на предприятии уже задействованные мощности? Каковы планы ихрасширения, затраты (издержки), связанные с расширением мощностей, и периодрасширения?
Может ли предприятиерассчитывать на эффект масштаба производства? Какова предполагаемая структураиздержек?
Как часты случаидублирования, непредвиденные обстоятельства при выполнении производственныхопераций? Как осуществляется контроль качества?
Описание оборудования,как существующего, так и необходимого, как осуществляется его выбор? Где будетрасположено производство? Требования к производству со стороныместорасположения и географических условий.
Какова рабочая сила,необходимая для ведения производства сегодня и в будущем? Соответствует ликвалификация работников возможностям и специфике оборудования?
Финансовый план: финансовый раздел бизнес-планавключает в себя три основных плановых документа: баланс организации, планприбылей и убытков и прогноз движения наличности.
Кроме того, присоставлении бизнес-плана проводится так называемый анализ чувствительности.
Анализ чувствительности — это метод изученияэффекта изменений текущей чистой стоимости (чистой дисконтированной стоимости)проекта в связи с изменением ключевых параметров проекта- затрат наисследование и разработки, строительных издержек, размеров рынка, цены,издержек производства, затрат на рекламу и сбыт и т. п.
Чистая дисконтированнаястоимость- этопоказатель эффективности инвестиций, предпринятых в рамках предпринимательскогопроекта.
Дисконтированиестоимости — это определение текущей стоимости будущих денежных доходов фирмы,которые должны быть получены в результате реализации проекта. Чем вышедисконтированная стоимость проекта, тем он эффективнее.
Критерием эффективностибизнес- проекта является положительная величина чистой дисконтированнойстоимости. Таким образом, анализ чувствительности позволяет определить,не приведут ли изменения ключевых параметров проекта к снижению чистойдисконтированной стоимости до отрицательной величины, то есть к утратеэффективности проекта. Другими словами, этот метод определяет, насколько чувствителенпроект к изменениям. Предварительное применение анализа чувствительности врамках бизнес- планирования позволяет снижать предпринимательских риск,избегать непроизводительных вложений капитала.
Ещё одна важнаясоставляющая финансового раздела бизнес- плана- это определение источниковкапитала (фондов), необходимых для деятельности фирмы. Эта часть финансовогоплана актуальна как для небольших, только вступающих в бизнес фирм, так и длякрупных предприятий, нуждающихся в дополнительном притоке капитала.
Данные об источникахкапитала должны быть увязаны с использованием фондов при конкретном указанииспособов и направления использования капитала.
Вопросы об источникахфинансирования могут иметь следующее содержание:
Предполагаемая системафинансирования и её инструменты: будут ли это банковские кредиты, векселя, облигации,опционы, простые и привилегированные акции и т. д.
Величина процентов иосновных выплат по долгу.
Гарантии или залог, обеспечивающие безопасностьфинансовых соглашений.
Показатели финансовогорычага, определяющиеуровень риска проекта, соотнесёнными с соответствующими среднеотраслевымипоказателями.
Список текущих кредитовфирмы (если онисуществуют), суммы и сроки выплат по кредитам.
Налоговые преимущества, которые могут быть получены при томили ином способе финансирования бизнеса.
4.Методика составления и основные показатели перспективногостратегического плана развития агрофирмы «Оксана»
Многие важные стороны деятельности хозяйства недостаточнопланировать на один год, это и обуславливает необходимость в составленииперспективного плана развития предприятия. Обычно перспективный план составляетсяна пять лет.
В анализируемом хозяйстве образец перспективного планаотсутствует. Но мы кратко рассмотрим основные разделы перспективного плана.Данный план состоит из четырех основных разделов.
Первый раздел. Задание на разработку перспективного планахозяйства. В данном разделе рассматриваются общие сведения о предприятии.Следует проследить развитие хозяйства в динамике для определения возможногоуровня его перспективного развития, оценить природно-климатические иэкономические условия предприятия.
Второй раздел. Обоснование объемов производствасельскохозяйственной продукции на перспективу.
В данном разделе на основе планов реализации, анализаэкономических и природных условий хозяйства намечают специализацию и уровеньинтенсивности предприятия. Затем определяют земельный фонд хозяйства наперспективу. После, планируют качественные показатели по растениеводству иживотноводству — урожайность, продуктивность животных и т. д, системуагрономических и зоотехнических мероприятий и т.д. на основании полученныхданных определяют объем производства сельскохозяйственной продукции и еёраспределение.
Третий раздел. Основные балансы производства. В плане составляютследующие балансы:
А) Общий баланс кормов — в нём сопоставляются сводные показателипотребности скота в кормах (кормов. ед. и переваримый протеин) с ихпроизводством в хозяйстве. Затем производится анализ объема и структурыкормовой базы хозяйства и обеспеченность переваримым протеином.
Б) Баланс органических и минеральных удобрений — определяютпотребность в удобрениях и сопоставляют её с выходом (навоз) и приобретением(минеральные удобрения)
В) Баланс труда — определяют потребность в рабочей силе.
Четвертый раздел. Экономическая оценка проекта перспективногоплана хозяйства. В разделе планируется себестоимость продукции, устанавливаютсязатраты труда на единицу продукции, оценивают валовую и товарную продукцию.Данный анализ проводится путем сопоставления плановых показателей с фактическимиза 3 года.
5. Организация и оплата труда в отраслях и внутрихозяйственныхподразделениях
В агрофирме«Оксана» трудовые отношения регулируются согласнодействующему законодательству Генеральным и отраслевым соглашениями иколлективным договором.
Основой организации оплаты труда является тарифная система,которая включает тарифные сетки, тарифные ставки, схемы должностных окладов.
Действующеезаконодательство предоставляет организациям право самостоятельно выбирать исамостоятельно устанавливать такие системы оплаты труда, которые являютсянаиболее целесообразными в конкретных условиях работы.
В настоящеевремя в агрофирме «Оксана» установлена тарифная модель организации заработнойплаты, основанная на использовании тарифных ставок за работы определеннойсложности в пределах трудовых обязанностей работников, в сочетании ссовокупностью премий, доплат за достижение работником результатов, превышающихнорму труда.
Тарифная система оплаты труда используется для распределенияработ в зависимости от их сложности, а для работников — в зависимости от ихквалификации и разрядов тарифной сетки. Она является основой формирования ираспределения размеров заработной платы. Минимальные гарантированные размеры дневныхтарифных ставок отдельных категорий рабочих по разрядам, минимальныегарантированные размеры месячных окладов работников сквозных профессий, минимальныеразмеры тарифных ставок водителей автомобильного транспорта представлены вПриложении соответственно.
В соответствии с действующим законодательством, учитываяизменения и дополнения с 1 января 2006 года, на предприятиях небюджетной сферыустановлен размер минимальной тарифной ставки рабочего за простой, неквалифицированныйтруд в размере 350 гривен за выполненную месячную норму труда (объем работ). Нов соответствии со статьёй 14 Закона Украины «Об оплате труда» временно, напериод преодоления финансовых трудностей сроком не больше чем на шесть месяцев,нормы коллективного договора допускают оплату труда ниже норм, определенныхГенеральным соглашением, но не ниже государственных норм и гарантий в оплатетруда. В Обществе формой организации труда в растениеводстве является тракторно-полеводческаябригада. В ней соединены основные факторы производства – земля, техника ирабочая сила.
Внутри хозяйства вопросы, касающиеся оплаты труда, отражены в следующихразделах коллективного договора: раздел формирования, регулирования и защитызарплаты, раздел нормирования труда.
В разделе формирование, регулирование и защита зарплаты отраженывсе основные моменты, касающиеся оплаты труда работников (размер, порядокоплаты, виды доплат и т.д.) и перечисленные обязательства, которые несёт передработником работодатель и профсоюзные органы.
В разделе нормирования труда отражены основные моменты,касающиеся нормирования.
В коллективном договоре есть приложение, касающееся доплат инадбавок. В этом приложении приводятся наименования доплат и надбавок и их размеры.Материальное стимулирование работников обеспечивается, прежде всего,посредством оплаты труда. В коллективном договоре есть положения, касающиесянатуральной оплаты труда и премий. Исходя из необходимости, в хозяйствесоставляют положения об оплате труда на конкретный вид работ.
6. Состояниеарендно-договорных отношений и расчетов с бюджетом агрофирмы «Оксана»
В агрофирме «Оксана» впользовании находятся 1970,6 га сельскохозяйственных угодий, в том числе 867га. пашни арендовано у населения для ведения сельскохозяйственного производства
В 2005 году руководствоагрофирмы заключило дополнительные договора аренды на 650 га земельных угодий спайщиками.
Согласно договорухозяйство получило землю в аренду для сельскохозяйственных нужд и уплачиваетарендную плату ежегодно в размере 1 % от стоимости пая с учетом индексации земли.Форма арендной платы утверждается в приложении к договору и может быть как вденежном, так и в натуральном виде, (т. е. выдача в счет арендной платыпродукции и услуг собственного производства). Земельный налог уплачиваетсяхозяйством, как плательщиком фиксированного сельскохозяйственного налога.Арендодатель не имеет право вмешиваться в производственную деятельностьарендатора или создавать какие — либо препятствия при выполнении условий договора.Арендатор не имеет право изменять целевое назначение пая, ухудшатьэкономическое состояние и плодородие земельного участка. Арендатор обязансвоевременно выплачивать арендную плату, а за несвоевременную выплату — уплачивать пеню в размере 0,2 % от суммы недоимки за каждый день просрочки.
Агрофирма «Оксана» являетсяплательщиком фиксированного сельскохозяйственного налога. В состав данногоналога входят следующие налоговые платежи и обязательные сборы:
1)налог на прибыльпредприятия; налог на землю;
2)налог с владельцевтранспортных средств и других самоходных машин и механизмов; коммунальныйналог,
3)сбор нагеологоразведочные работы, выполненные за счет государственного бюджета;
4)сбор в Фонд дляосуществления мер по ликвидации последствий Чернобыльской катастрофы исоциальной защиты населения;
5)сбор на обязательноесоциальное страхование;
6)сбор за специальноеиспользование природных ресурсов (относительно пользования водой для нуждсельского хозяйства);
7)сбор на строительство,реконструкцию, ремонт я содержание автомобильных дорог общего пользования Украины;
8)сбор на обязательноегосударственное пенсионное страхование;
9)сбор в государственныйинновационный фонд;
10)торгового патента наосуществление торговой деятельности.
Плательщикомфиксированного сельскохозяйственного налога может стать только то хозяйство,которое имеет в наличии собственные или арендованные сельскохозяйственныеугодья и у которого выручка от реализации сельскохозяйственной продукции иуслуг в общем валовом доходе занимает свыше 50% — 75%.
7. Организация службымаркетинга на агрофирме «Оксана»
На данном этапе развитияэкономических отношений следует понимать, что в Украине, как и в других странахс рыночной экономикой, покупатель — хозяин положения.
Следует отметить, что длялюбого предприятия успех на рынке — это не только высокое качество товара,быстрое и качественное обслуживание, но и всесторонние знание покупателя,другими словами, условий и возможностей рынка. Это достигается при помощимаркетинга. Отсюда следует, что в настоящее время служба маркетинга играетопределяющую роль в деятельности любого предприятия.
В период прохожденияпрактики, мы ознакомились с положением об оплате труда в агрофирме «Оксана»,изучили штатное расписание. В штатном расписании зафиксированы 3 должности вкоммерческом отделе, занимающемся реализацией, отвечающим за расположениезаказов и предложений, т.е., фактически, этот отдел представляет отдел маркетинга. Говорить о том, что предприятие достигло современногоуровня маркетинга можно лишь тогда, когда маркетинг стал основой еедеятельности. Целесообразно будет отметить основные принципы формированиямаркетинговой структуры на предприятии:
1.Простота маркетинговой структуры. Чем проще структура, при прочих равныхусловиях, тем мобильнее управление ею и выше шансы на успех.
2.Эффективная система связей между подразделениями. Это обеспечивает четкуюпередачу информации и обратную связь.
3.Малозвенность маркетинговой структуры. Чем меньшим количеством звеньевхарактеризуется структура, тем более оперативной оказывается передачаинформации как сверху вниз, так и снизу вверх.
4.Гибкость и приспособляемость. Под влиянием быстрого изменения покупательскогоспроса, высоких темпов научно-технического прогресса, роста масштабов иусложнения производства, а также других факторов изменяется характер и направлениецелей предприятия, способы их достижения.
Нокак и любая структура, маркетинговая структура имеет как свои достоинства, таки свои недостатки:
Сильные стороны
Слабые стороны
Функциональная организация
Простота управления
Однозначность описания состава обязанностей каждого сотрудника
Возможность функциональной специализации маркетологов как фактор роста их профессиональной квалификации
Конкуренция между отдельными участниками как стимул роста эффективности работы
Снижение качества работы с расширением номенклатуры товаров
Отсутствие механизма поиска нетрадиционных видов и направлений деятельности фирмы
Конкуренция между отдельными функциональными участниками, борьба за частный интерес, а не общий интерес фирмы
Всилу этого маркетинговая структура может считаться гибкой только в том случае,если она способна менять свои организационные формы при изменении стратегиипредприятия. Организационные перестройки могут быть быстрыми и без сниженияэффективности работы предприятия, если способность к изменениям заложена всамой структуре. Поэтому главной задачей руководства агрофирмы «Оксана» вближайшее время является формирование достаточно гибкой и развитоймаркетинговой структуры.