Квалификационная работа
Выполнила слушательдополнительной образовательной программы «Преподаватель» Мелёшкина Е.Г.
Самарский госдарственныйуниверситет
Самара 2011
1. Введение
Вопросы активизации познавательной деятельностиучащихся относятся к числу наиболее актуальных проблем современнойпедагогической науки и практики. Реализация принципа активности в обученииимеет большое значение, т.к. обучение и развитие носят деятельностный характер,и от качества учения как деятельности зависит результат обучения, развития ивоспитания учащихся [1].
Ключевой проблемой в решении задачи повышенияэффективности и качества учебного процесса является активизация познавательнойдеятельности учащихся. Знания, полученные в готовом виде, как правило, вызываютзатруднения учащихся в их применении к объяснению наблюдаемых явлений и решениюконкретных задач. Одним из существенных недостатков знаний учащихся остаетсяформализм, который проявляется в отрыве заученных учащимися теоретическихположений от умения применить их на практике.
Решение задачи повышения эффективности учебногопроцесса требует научного осмысления проверенных практикой условий и средствактивизации учащихся.
В условиях гуманизации образования существующая теорияи технология массового обучения должна быть направлена на формирование сильнойличности, способной жить и работать в непрерывно меняющемся мире, способнойсмело разрабатывать собственную стратегию поведения, осуществлять нравственныйвыбор и нести за него ответственность, т.е. личности саморазвивающейся исамореализующейся.
Актуальность данной темы состоит в том, что активныеметоды обучения позволяют использовать все уровни усвоения знаний: отвоспроизводящей деятельности через преобразующую к главной цели — творческо-поисковойдеятельности. Творческо-поисковая деятельность оказывается более эффективной, еслией предшествует воспроизводящая и преобразующая деятельность, в ходе которойучащиеся усваивают приемы учения.
Целью данной работы является анализ различных средстви методов активизации познавательной деятельности учащихся, а также ихпрактическое применение.
2. ЛИТЕРАТУРНЫЙ ОБЗОР
2.1. Активизация познавательной деятельности учащихся
Обучение — это напряженная, сложная деятельность, прикоторой необходимо большое усилие ума, воли, воображения, памяти. Отражая всесущественные свойства педагогического процесса (двусторонность, направленностьна всестороннее развитие личности, единство содержательной и процессуальнойсторон), обучение в то же время имеет и специфические качественные отличия [3].
Будучи сложным и многогранным, специально организуемымпроцессом отражения в сознании учащегося реальной действительности, обучениеесть не что иное, как специфический процесс познания, управляемый педагогом.Именно направляющая роль учителя обеспечивает полноценное усвоение учащимисязнаний, умений и навыков, развитие их умственных сил и творческих способностей.
Познавательная деятельность — это единствочувственного восприятия, теоретического мышления и практической деятельности.Она осуществляется на каждом жизненном шагу, во всех видах деятельности исоциальных взаимоотношений учащихся (производительный и общественно полезныйтруд, ценностно-ориентационная и художественно-эстетическая деятельность, общение),а также путем выполнения различных предметно-практических действий в учебномпроцессе (экспериментирование, конструирование, решение исследовательских задачи т.п.). Но только в процессе обучения познание приобретает четкое оформление вособой, присущей только человеку, учебно-познавательной деятельности или учении[4].
Обучение всегда происходит в общении и основывается навербально-деятельностном подходе. Слово одновременно является средствомвыражения и познания сущности изучаемого явления, орудием коммуникации иорганизации практической познавательной деятельности учащихся.
Обучение, как и всякий другой процесс, связано сдвижением. Оно, как и целостный педагогический процесс, имеет задачнуюструктуру, а следовательно, и движение в процессе обучения идет от решенияодной учебной задачей к другой, продвигая учащегося по пути познания: отнезнания к знанию, то неполного знания к более полному и точному. Обучение несводится к механической «передаче» знаний, умений и навыков, т.к. обучениеявляется двусторонним процессом, в котором тесно взаимодействуют педагоги иучащиеся: преподавание и учение [3].
Отношение учащихся к процессу обучения обычнохарактеризуется активностью. Активность (учения, освоения, содержания и т.п.)определяет степень (интенсивность, прочность) «соприкосновения» обучаемого спредметом его деятельности.
В структуре активности авторы [12] выделяютсяследующие компоненты:
готовность выполнять учебные задания;
стремление к самостоятельной деятельности;
сознательность выполнения заданий;
систематичность обучения;
стремление повысить свой личный уровень и другие [5].
С активностью непосредственно сопрягается еще однаважная сторона мотивации учения учащихся — это самостоятельность, котораясвязана с определением объекта, средств деятельности, её осуществления самимучащимся без помощи взрослых и учителей. Познавательная активность исамостоятельность неотделимы друг от друга: более активные школьники, какправило, и более самостоятельные; недостаточная собственная активностьучащегося ставит его в зависимость от других и лишает самостоятельности.
Управление активностью учащихся традиционно называютактивизацией. Активизацию можно определить как постоянно текущий процесспобуждения учащихся к энергичному, целенаправленному учению, преодолениепассивной и стереотипной деятельности, спада и застоя в умственной работе.Главная цель активизации — формирование активности учащихся, повышение качестваучебно-воспитательного процесса [6].
В педагогической практике используются различные путиактивизации познавательной деятельности, основные среди них — разнообразие форм,методов, средств обучения, выбор таких их сочетаний, которые в возникшихситуациях стимулируют активность и самостоятельность учащихся.
Наибольший активизирующий эффект на занятиях даютситуации, в которых учащиеся сами должны:
отстаивать свое мнение;
принимать участие в дискуссиях и обсуждениях;
ставить вопросы своим товарищам и преподавателям;
рецензировать ответы товарищей;
оценивать ответы и письменные работы товарищей;
заниматься обучением отстающих;
объяснять более слабым учащимся непонятный материал;
самостоятельно выбирать посильное задание;
находить несколько вариантов возможного решенияпознавательной задачи (проблемы);
создавать ситуации самопроверки, анализа личныхпознавательных и практических действий;
решать познавательные задачи путем комплексногоприменения известных им способов решения [7].
Можно утверждать, что новые технологиисамостоятельного обучения имеют в виду, прежде всего повышение активностиучащихся: истина добытая путем собственного напряжения усилий, имеет огромнуюпознавательную ценность.
Отсюда можно сделать вывод, что успех обучения вконечном итоге определяется отношением учащихся к учению, их стремлению кпознанию, осознанным и самостоятельным приобретение знаний, умений и навыков, ихактивностью [8].
2.2. Уровни познавательной активности
Авторы [10] выделяют несколько уровней познавательнойактивности.
Воспроизводящая активность. Характеризуетсястремлением учащегося понять, запомнить и воспроизвести знания, овладетьспособом его применения по образцу. Этот уровень отличается неустойчивостьюволевых усилий школьника, отсутствием у учащихся интереса к углублению знаний, отсутствиевопросов типа: «Почему?»
Интерпретирующая активность.Характеризуетсястремлением учащегося к выявлению смысла изучаемого содержания, стремлениемпознать связи между явлениями и процессами, овладеть способами применениязнаний в измененных условиях.
Характерный показатель: большая устойчивость волевыхусилий, которая проявляется в том, что учащийся стремится довести начатое дело доконца, при затруднении не отказывается от выполнения задания, а ищет путирешения.
Творческая активность. Характеризуется интересом истремлением не только проникнуть глубоко в сущность явлений и их взаимосвязей, нои найти для этой цели новый способ.
Характерная особенность — проявление высоких волевыхкачеств учащегося, упорство и настойчивость в достижении цели, широкие истойкие познавательные интересы. Данный уровень активности обеспечиваетсявозбуждением высокой степени рассогласования между тем, что учащийся знал, чтоуже встречалось в его опыте и новой информацией, новым явлением. Активность, каккачество деятельности личности, является неотъемлемым условием и показателемреализации любого принципа обучения [9].
2.3. Принципы активизации познавательной деятельностиучащихся
При выборе тех или иных методов обучения необходимопрежде всего стремится к продуктивному результату. При этом от учащегосятребуется не только понять, запомнить и воспроизвести полученные знания, но иуметь ими оперировать, применять их в практической деятельности, развивать, ведьстепень продуктивности обучения во многом зависит от уровня активностиучебно-познавательной деятельности учащегося [10].
Если необходимо не только понять и запомнить, но ипрактически овладеть знаниями, то естественно, что познавательная деятельностьучащегося не может не сводится только к слушанию, восприятию и фиксацииучебного материала. Вновь полученные знания он пробует тут же мысленноприменить, прикладывая к собственной практике и формируя, таким образом, новыйобраз профессиональной деятельности. И чем активнее протекает этот мыслительныйи практический учебно-познавательный процесс, тем продуктивнее его результат. Уучащегося начинают более устойчиво формироваться новые убеждения и конечно же пополняетсяпрофессиональный багаж учащегося. Вот почему активизация учебно-познавательнойдеятельности в учебном процессе имеет столь важное значение [11].
Прежде всего в качестве основополагающего принципаследует рассматривать принцип проблемности. Путем последовательно усложняющихсязадач или вопросов создать в мышлении учащегося такую проблемную ситуацию, длявыхода из которой ему не хватает имеющихся знаний, и он вынужден сам активноформировать новые знания с помощью преподавателя и с участием других слушателей,основываясь на своем или чужом опыте, логике. Таким образом, учащийся получаетновые знания не в готовых формулировках преподавателя, а в результатесобственной активной познавательной деятельности. Особенность применения этогопринципа в том, что оно должно быть направлено на решение соответствующихспецифических дидактических задач: разрушение неверных стереотипов, формированиеестественнонаучного мышления и т.д.
Одной из главных задач обучения является формированиеи совершенствование умений и навыков, в том числе умения применять новые знания[12].
Следующим принципом является обеспечение максимальновозможной адекватности учебно-познавательной деятельности характерупрактических задач. Практический курс всегда являлся составной частью профессиональнойподготовки учащихся. Суть данного принципа заключается в том, чтобы организацияучебно-познавательной деятельности учащихся по своему характеру максимальноприближалась к реальной деятельности. Это и должно обеспечить в сочетании спринципом проблемного обучения переход от теоретического осмысления новыхзнаний к их практическому осмыслению.
Не менее важным при организации учебно-познавательнойдеятельности учащихся является принцип взаимообучения. Следует иметь в виду, чтоучащиеся в процессе обучения могут обучать друг друга, обмениваясь знаниями.Для успешного самообразования необходимы не только теоретическая база, но иумение анализировать и обобщать изучаемые явления, факты, информацию; умениетворчески подходить к использованию этих знаний; способность делать выводы изсвоих и чужих ошибок; уметь актуализировать и развивать свои знания и умения[13].
Очень важно, чтобы учебно-познавательная деятельностьучащихся носила творческий, поисковый характер и по возможности включала в себяэлементы анализа и обобщения. Процесс изучения того или иного явления илипроблемы должны по всем признакам носить исследовательский характер. Этоявляется еще одним важным принципом активизации учебно-познавательнойдеятельности: принцип исследования изучаемых проблем и явлений.
Для любого учебного процесса важным является принципиндивидуализации — это организация учебно-познавательной деятельности с учетоминдивидуальных особенностей и возможностей учащегося. Для обучения этот принципимеет исключительное значение, т.к. существует очень много психофизическихособенностей:
состав аудитории (комплектование групп),
адаптация к учебному процессу,
способность к восприятию нового и т.п.
Все это требует применять такие формы и методыобучения, которые по возможности учитывали бы индивидуальные особенностикаждого учащегося, т.е. реализовать принцип индивидуализации учебного процесса[14].
Не менее важным в учебном процессе является механизмсамоконтроля и саморегулирования, т.е. реализация принципа самообучения. Данныйпринцип позволяет индивидуализировать учебно-познавательную деятельностькаждого учащегося на основе их личного активного стремления к пополнению исовершенствованию собственных знаний и умений, изучая самостоятельнодополнительную литературу, получая консультации.
Активность как самостоятельной, так и коллективнойдеятельности учащихся возможна лишь при наличии стимулов. Поэтому в числепринципов активизации особое место отводится мотивации учебно-познавательнойдеятельности. Главным в начале активной деятельности должна быть невынужденность, а желание учащегося решить проблему, познать что-либо, доказать,оспорить.
Принципы активизации учебно-познавательнойдеятельности учащихся, также как и выбор методов обучения, должны определятся сучетом особенностей учебного процесса. Помимо принципов и методов, существуюттакже и факторы, которые побуждают учащихся к активности, их можно назвать ещеи как мотивы или стимулы преподавателя, что бы активизировать деятельностьучащихся [12].
2.4. Факторы, побуждающие учащихся к активности
В числе основных факторов, побуждающих учащихся кактивности, авторы [1] выделяют:
творческий характер учебно-познавательной деятельностисам по себе является мощным стимулом к познанию. Исследовательский характеручебно-познавательной деятельности позволяет пробудить у учащихся творческийинтерес, а это в свою очередь побуждает их к активному самостоятельному иколлективному поиску новых знаний.
состязательность также является одним из главныхпобудителей к активной деятельности учащегося. Однако в учебном процессе этоможет сводится не только к соревнованию за лучшие оценки, это могут быть идругие мотивы. Например, никому не хочется «ударить в грязь лицом» перед своимиодноклассниками, каждый стремится показать себя с лучшей стороны (что ончего-то стоит), продемонстрировать глубину своих знаний и умений.Состязательность особенно проявляет себя на занятиях, проводимых в игровойформе [15].
игровой характер проведения занятий включает в себя ифактор профессионального интереса, и фактор состязательности, но независимо отэтого представляет собой эффективный мотивационный процесс мыслительнойактивности учащегося. Хорошо организованное игровое занятие должно содержать«пружину» для саморазвития. Любая игра побуждает её участника к действию.
Учитывая перечисленные факторы, преподаватель можетбезошибочно активизировать деятельность учащихся, так как различный подход кзанятиям, а не однообразный подход это прежде всего у учащихся вызовет интереск занятиям, учащиеся будут с радостью идти на занятия, так как предугадатьпреподавателя не возможно.
Эмоциональное воздействие вышеназванных факторов научащегося оказывает и игра, и состязательность, и творческий характер, ипрофессиональный интерес. Эмоциональное воздействие также существует, каксамостоятельный фактор и является методом, который пробуждает желание активновключится в коллективный процесс учения, заинтересованность, приводящая вдвижение [16].
Особое значение для успешной реализации принципаактивности в обучении имеют самостоятельные работы творческого характера, такихкак программированные задания, домашние химические эксперименты, моделированиеи т.д.
Активизация учения учащихся не как усилениедеятельности, а как мобилизация преподавателем с помощью специальных средствинтеллектуальных, нравственно-волевых и физических сил учеников на достижениеконкретных целей обучения и воспитания.
Физиологической основой познавательной активностиявляется рассогласование между наличной ситуацией и прошлым опытом. Особоезначение на этапе включения учащегося в активную познавательную деятельностьимеет ориентировочно-исследовательский рефлекс, представляющий собой реакциюорганизма на необычные изменения во внешней среде. Исследовательский рефлексприводит кору больших полушарий в деятельное состояние. Возбуждениеисследовательского рефлекса — необходимое условие познавательной деятельности[17].
2.5. Приемы активизации познавательной деятельности
В процессе приобретения учащимися знаний, умений инавыков важное место занимает их познавательная активность, умениепреподавателя активно руководить ею. Со стороны преподавателя учебный процессможет быть управляемым пассивно и активно. Пассивно управляемым процессомсчитается такой его способ организации, где основное внимание уделяется формампередачи новой информации, а процесс приобретения знаний для учащихся остаетсястихийным. В этом случае на первое место выступает репродуктивный путьприобретения знаний. Активно управляемый процесс направлен на обеспечениеглубоких и прочных знаний всех учащихся, на усиление обратной связи. Здесьпредполагается учет индивидуальных особенностей учащихся, моделированиеучебного процесса, его прогнозирование, четкое планирование, активноеуправление обучением и развитием каждого учащегося.
В процессе обучения учащийся также может проявитьпассивную и активную познавательную деятельность.
Существуют разные подходы к понятию познавательнойактивности учащихся. Б.П. Есипов считает [18], что активизация познавательнойдеятельности — сознательное, целенаправленное выполнение умственной илифизической работы, необходимой для овладения знаниями, умениями, навыками. Г.М.Лебедев указывает [19], что «познавательная активность — это инициативное,действенное отношение учащихся к усвоению знаний, а также проявление интереса, самостоятельностии волевых усилий в обучении». В перовом случае идет речь о самостоятельнойдеятельности преподавателя и учащихся, а во втором — о деятельности учащихся.Во втором случае в понятие познавательной активности автор включает интерес, самостоятельностьи волевые усилия учащихся.
В обучении активную роль играют учебные проблемы, сущностькоторых состоит в преодолении практических и теоретических препятствий всознании таких ситуаций в процессе учебной деятельности, которые приводятучащихся к индивидуальной поисково-исследовательской деятельности.
Таким образом можно выделить несколько приемовактивизации познавательной деятельности:
метод проблемного обучения составляет органическуючасть системы проблемного обучения. Основой метода проблемного обученияявляется создание ситуаций, формировка проблем, подведение учащихся к проблеме.Проблемная ситуация включает эмоциональную, поисковую и волевую сторону. Еезадача — направить деятельность учащихся на максимальное овладение изучаемымматериалом, обеспечить мотивационную сторону деятельности, вызвать интерес кней.
метод алгоритмизированного обучения. Деятельностьчеловека всегда можно рассматривать как определенную последовательность егодействий и операций, т. е. она может быть представлена в виде некоторогоалгоритма с начальными и конечными действиями [9].
Для построения алгоритма решений той или иной проблемынужно знать наиболее рациональный способ ее решения. Рациональным способомрешения владеют самые способные учащиеся. Поэтому для описания алгоритмарешения проблемы учитывается путь его получения этими учащимися. Для остальныхучащихся такой алгоритм будет служить образцом деятельности.
метод эвристического обучения. Основной цельюэвристики является поиск и сопровождение способов и правил, по которым человекприходит к открытию определенных законов, закономерностей решения проблем.
Метод исследовательского обучения. Если эвристическоеобучение рассматривает способы подхода к решению проблем, то исследовательскийметод — правила правдоподобных истинных результатов, последующую их проверку, отысканиеграниц их применения.
В процессе творческой деятельности эти методыдействуют в органическом единстве.
Важнейшим методом исследования познавательногоинтереса учащихся является наблюдение, смыкающиеся с педагогическимэкспериментом в тех случаях, когда точно вычислена задача, когда наблюдениенацелено на выявление и запечатления всех условий, приемов, факторов, процессов,связанных именно с этой поставленной задачей. Наблюдение за протекающимпроцессом деятельности учащегося либо на уроке, в естественных, либо вэкспериментальных условиях дает убедительный материал о становлении ихарактерных особенностях познавательного интереса.
Для наблюдения необходимо иметь ввиду те показатели, покоторым можно определить проявление познавательного интереса [14].
2.6. Методы активизации познавательной деятельностиучащихся
Степень активности учащихся является реакцией, методы,и приемы работы преподавателя являются показателем его педагогическогомастерства.
Активными методами обучения следует называть те, которыемаксимально повышают уровень познавательной активности школьников, побуждают ихк старательному учению.
В педагогической практике и в методической литературетрадиционно принято делить методы обучения по источнику знаний: словесные(рассказ, лекция, беседа, чтение), наглядные (демонстрация натуральных, экранныхи других наглядных пособий, опытов) и практические (лабораторные и практическиеработы). Каждый из них может быть и более активным и менее активным, пассивным[20].
Словесные методы.
1. Метод дискуссии применяется по вопросам, требующимразмышлений, чтобы учащиеся могли свободно высказывать свое мнение ивнимательно слушать мнение выступающих.
2. Метод самостоятельной работы с учащимися. С цельюлучшего выявления логической структуры нового материала дается заданиесамостоятельно составить план рассказа преподавателя или план-конспект свыполнением установки: минимум текста — максимум информации.
Используя этот план-конспект, учащиеся всегда успешновоспроизводят содержание темы при проверке домашнего задания. Умениеконспектировать, составлять план рассказа, ответа, комментированное чтениелитературы, отыскивание в нем главной мысли, работа со справочниками, научно-популярнойлитературой помогают формированию у учащихся теоретического иобразно-предметного мышления при анализе и обобщении закономерностей природы.
Для закрепления навыка работы с литературой даютучащимся различные посильные задания.
В классе учащийся должны постараться не прочитать, апересказать свое сообщение. При таком виде работы учащиеся учатся анализироватьи обобщать материал, а также развивается устная речь. Благодаря этому, учащиесяв последствии не стесняются высказывать свои мысли и суждения [12].
3. Метод самостоятельной работы с дидактическимиматериалами
Организовывается самостоятельная работа следующимобразом: дается классу конкретное учебное задание. Здесь есть свои требования:
-текст нужно воспринимать зрительно (на слух заданиявоспринимаются неточно, детали быстро забываются, учащиеся вынуждены частопереспрашивать)
-нужно как можно меньше времени тратить на записьтекста задания.
Для этой цели хорошо подходят тетради на печатнойоснове и сборники заданий для учащихся.
Многие преподаватели, пользуются самодельными раздаточнымидидактическими материалами [20].
Их условно делят на три типа:
дидактические материалы для самостоятельной работыучащихся с целью восприятия и осмысления, новых знаний без предварительногообъяснения их учителем;
карточка с заданием преобразовать текст учебника втаблицу или план;
карточка с заданием преобразовать рисунки, схемы всловесные ответы;
карточка с заданием для самонаблюдения, наблюдениядемонстрационных наглядных пособий;
дидактические материалы для самостоятельной работыучащихся с целью закрепления и применения знаний и умений;
карточка с вопросами для размышлений;
карточка с расчетной задачей;
карточка с заданием выполнить рисунок;
дидактические материалы для самостоятельной работыучащихся с целью контроля знаний и умений;
карточка с немым рисунком;
Возможно использование в нескольких вариантах. Длявсего класса — 2-4 варианта и как индивидуальные задания. Может проводиться сцелью повторения и закрепления знаний.
тестовые задания.
Их применяю также и в индивидуальном порядке и для классав целом.
В последнее время более эффективными являются тестовыезадания, хотя и у них есть свой недостаток. Иногда учащиеся пытаются простоугадать ответ [7].
Метод проблемного изложения заключается в создание науроке проблемной ситуации. Учащиеся не обладают знаниями или способамидеятельности для объяснения фактов и явлений, выдвигают свои гипотезы, решенияданной проблемной ситуации. Данный метод способствует формированию у учащихсяприемов умственной деятельности, анализа, синтеза, сравнения, обобщения, установленияпричинно-следственных связей.
Проблемный подход включает в себя логические операции,необходимые для выбора целесообразного решения.
Данный метод включает в себя:
-выдвижение проблемного вопроса,
-создание проблемной ситуации на основе высказыванияученого,
-создание проблемной ситуации на основе приведенныхпротивоположных точек зрения по одному и тому же вопросу,
-демонстрацию опыта или сообщение о нем — основу длясоздания проблемной ситуации; решение задач познавательного характера.
Роль преподавателя при использовании данного методасводится к созданию на уроке проблемной ситуации и управлению познавательнойдеятельностью учащихся [21].
Метод самостоятельного решения расчетных и логическихзадач
Все учащиеся по заданиям самостоятельно решаютрасчетные или логические (требующие вычислений, размышлений и умозаключений)задачи по аналогии или творческого характера.
Но в каждой параллели задачи дифференцируют — болеесложные, творческого характера — сильным учащимся, а аналогичные — слабым. Приэтом у самих учащихся на этом не акцентируют внимание. Каждый учащийся получаетзадание по своим возможностям и способностям. При этом не снижается интерес кобучению [11].
Наглядные методы. Одним из таких методов являетсячастично-поисковый.
При применении этого метода преподаватель руководитработой класса. Организуется работа учащихся таким образом, чтобы часть новыхзаданий они добыли сами. Для этого демонстрируется опыт до объяснения новогоматериала; сообщается лишь цель. А учащиеся путем наблюдения и обсуждениярешают проблемный вопрос.
Практические методы, например, частично-поисковыйлабораторный метод.
Учащиеся решают проблемный вопрос и добывают частьновых знаний путем самостоятельного выполнения и обсуждения ученическогоэксперимента. До лабораторной работы учащимся известна лишь цель, но неожидаемые результаты [22].
Также используются методы устного изложения — расскази лекции.
При подготовке лекций планируется последовательностьизложения материала, подбираются точные факты, яркие сравнения, высказыванияавторитетных ученых, общественных деятелей.
Для того, чтобы на уроке высокая познавательнаяактивность сохранилась, нужно:
компетентное и независимое жюри (преподаватель иучащиеся-консультанты из других групп).
задания распределять самим преподавателем по правилам,иначе слабым ученикам будет не интересно выполнять сложные задания, а сильным — простые.
оценивать деятельность группы и индивидуально каждогоученика.
давать творческие домашние задания к обобщающемууроку. При этом могут проявлять себя учащиеся тихие, незаметные на фоне болееактивных.
Активизацию познавательной деятельности можнопроводить и на внеклассных мероприятиях [23].
2.7. Активизация познавательного интереса на урокаххимии
Новые знания лучше воспринимаются тогда, когдаучащиеся хорошо понимают стоящие перед ними задачи и проявляют интерес кпредстоящей работе. Постановка целей и задач всегда учитывает потребностьучащихся к проявлению самостоятельности, стремление их к самоутверждению, жаждепознания нового. Если на уроке есть условия для удовлетворения такихпотребностей, то учащиеся с интересом включаются в работу [24].
В развитии интереса к предмету нельзя полностьюполагаться на содержание изучаемого материала. Сведение истоков познавательногоинтереса только к содержательной стороне материала приводит лишь к ситуативнойзаинтересованности на уроке. Если учащиеся не вовлечены в активную деятельность,то любой содержательный материал вызовет в них созерцательный интерес кпредмету, который не будет являться познавательным интересом [25].
Мозг школьника устроен так, что знания довольно редкопроникают в его глубину, чаще они остаются на поверхности, и поэтому непрочны.Мощным „детонатором", который помогает им проникнуть внутрь, а там„взорваться", превратившись затем в убеждения, является интерес. Важноискать средства, которые бы вовлекли ученика в работу.
Аспекты методики познавательного интереса включают тримомента:
привлечение учащихся к целям и задачам урока;
возбуждение интереса к содержанию повторяемого и вновьизучаемого материала;
включение учащихся в интересную для них форму работы[26].
Осознанная работа начинается с понимания и принятияучащимися учебных задач, которые логически оправданно выдвигаются перед ними.Для этого применяется ряд способов. Чаще всего создается такая ситуация приповторении изученного ранее. Тогда учащиеся сами формируют цель предстоящейработы.
Желание каждого учителя — привить любовь и интерес ксвоему предмету. Однако школьная программа по химии в значительной степениспособствует запоминанию и не всегда развивает творческую мыслительнуюдеятельность учащихся.
Каким бы хорошим знанием предмета, высокий эрудициейне обладал учитель, традиционный урок мало способствует эмоциональномунастроению учащихся на дальнейшее восприятие учебного материала, активизации ихмыслительной деятельности, развитию и реализации их потенциальных умственныхспособностей. Снятию усталости, лучшему усвоению учебного предмета, развитиюнаучного интереса, активизации учебной деятельности учащихся, повышению уровняпрактической направленности химии способствуют наиболее активные формы, средстваи методы обучения [27].
В каждом ученике живет страсть к открытиям иисследованиям. Даже плохо успевающий ученик обнаруживает интерес к предмету, когдаему удается что-нибудь „открыть". Поэтому при изучении химии дляактивизации познавательной деятельности рекомендуют использовать:
Фронтальные опыты. Например, учащиеся 8-х классов потеме „Химические свойства кислорода" экспериментально выясняют, „открывают"условия лучшего горения простых и сложных веществ. Фронтальные наблюденияубеждают ученика в том, что каждый может „сделать" открытие, толчоккоторому дает опыт [28].
Уроки-исследования, где предметом ученическогоисследования является „переоткрытие" уже открытого в науке, вместе с темдля ученика выполнение исследовательского задания является познанием еще непознанного [29].
Ученики во время урока сами накапливают факты, выдвигаютгипотезу, ставят эксперимент, создают теорию. Задания такого характера вызываюту учащихся усиленный интерес, что приводит к глубокому и прочному усвоениюзнаний. Итогом работы на уроке становятся выводы, самостоятельно полученныешкольниками, как ответ на проблемный вопрос учителя. Например, выявлениесущности, механизма и причину протекания реакций ионного обмена, опираясь натеорию электролитической диссоциации. Неотъемлемой частью химии являетсявыполнение лабораторных работ. Можно предложить ребятам самим предположитьпорядок выполнения работ и необходимое оборудование. Если ученику трудновыполнить работу, то он может воспользоваться учебником. Это учитсамостоятельно мыслить, а урок считать не “обязаловкой”, а методом исследования[30].
Опорные конспекты. Опорные конспекты позволяют ученикусоставить план изучения химического явления или закона, а также принеобходимости очень быстро выполнить и повторить пройденный материал вследующих классах. Например, конспект по теме „Скорость химическихреакций" можно использовать в 9 и 11 классах [31].
Лекционно-семинарская система. Научить школьника всему,что понадобиться в жизни, нельзя; можно и нужно научить самостоятельно добыватьзнания, уметь их применять на практике, работать с книгой. Известно, что знаниядолжны постоянно наполняться, что на уроке важно не только и не столько „передать"их, сколько учиться, черпать сведения из разнообразной литературы и в первуюочередь из учебника. Поэтому читая лекции, нужно оставить в них „белые"пятна, которые ученики должны дома заполнить. Выполняя задание, они должныобратиться к учебнику, они многократно возвращаются к изученному материалу, однакокаждый раз подходит к нему по-новому и глубже. Это позволяет воспринять единуюизучаемую картину явлений, как следует осмыслить и понять входящие в неевопросы.
Лекция как эффективное звено учебно-воспитательногопроцесса, находится в тесной взаимосвязи с другими уроками, прежде всего ссеминарскими занятиями, на которых учащиеся в процессе самостоятельной работырасширяют и углубляют свои знания. На этих уроках создается атмосфера, стимулирующаяпосильное умственное напряжение школьников. Лекцию проводят с учетом возрастныхвозможностей, уровня знаний учащихся [32].
На начальном этапе проведения лекции обучают учениковумению слушать и воспринимать излагаемую информацию, анализировать, обобщать, выделятьглавные и наиболее существенные моменты в ходе лекции, кратко формулировать ихи записывать, составлять конспект; объясняя, что эти умения будут необходимы имв их дальнейшей жизни.
В более подготовленных для восприятия лекций классах можнопредложить учащимся в начале урока самим составить план лекции, а в конце урокапроверить выполнение задания. При изложении материала необходимо следить затемпом, ритмом своей речи, заранее объяснить учащимся, что если я говорюмедленно, подчеркивая, выделяя каждое слово, значит это главная мысль, т.е. этонужно записать.
Развитие познавательной самостоятельности учащихся — этоважная задача на любом уроке и особенно при проведении лекции в старшихклассах. Ведь выпускники должны владеть навыками аналитического подхода ктекстам, воспринимаемым на слух, использовать различные способы записи. Этилекции должны вызывать у учащихся прежде всего познавательный интерес, которыйактивизирует умственную деятельность учащихся на данном уроке и будет стимулом,предпосылкой успешного решения интеллектуальных задач в будущем [33].
В лекциях можно использовать элементы занимательности- одно из средств формирования устойчивого познавательного интереса, которыйявляется своеобразной, эмоциональной разрядкой на уроке и способствует мобилизациивнимания и волевых усилий учащихся. Это занимательные и интересные факты изхудожественной, научно-популярной литературы и других источников. Чтение лекциисопровождается необходимыми записями опорных конспектов, рисунками, схемами, знакомствоучащихся с противоречиями в науке, жизнью и деятельностью ученых-химиков.
Как правило, в ходе лекции создаются проблемныеситуации. Поставленный перед учащимися проблемный вопрос — это прием, припомощи которого удается организовать творческое применение предшествующей иусвоение последующей информации, правильно сделать важные выводы, закрепитьнеобходимые знания, умения, навыки [34].
Эксперимент. Важную роль имеет химическийдемонстрационный эксперимент. Он является не только необходимым условиемдостижения осознанных опорных знаний по химии, но и облегчает пониманиетехнологии химических производств, способствует развитию наблюдательности, уменийобъяснять наблюдаемые явления, используя для этого теоретические знания, устанавливатьпричинно-следственные связи.
На семинарах, химических практикумах широко используютсамостоятельный учебный эксперимент, имеющий те же цели, что и демонстрационныйэксперимент. Он формирует у учащихся практические умения и умения рациональногоиспользования учебного времени; развивает самостоятельность, дает возможностьпроведения работ исследовательского характера [35].
Самостоятельные работы. Активизация процесса обучениядостигается применением самостоятельных работ учащихся, организуемых всоответствии с особенностями их интересов и конкретных учебно-воспитательныхзадач.
Самостоятельная работа как форма развитияпознавательного интереса учащихся на всех этапах урока и в домашнем заданиихарактеризуется как активная, так как позволяет управлять процессом учения, способствуетразвитию самостоятельности мышления и стимулирует учебную деятельность.Результативность самостоятельных работ определяется индивидуальным идифференцированным подходом к учащимся в процессе их обучения. Следовательно, такойподход к учебной деятельности может быть рекомендован педагогам, так каквзаимосвязь всех видов самостоятельных работ в системе обуславливает прочныезнания. Все эти действия направлены на создание знаний плюс информация, которуюдают на лекциях, семинарах — все это приводит к развитию познавательногоинтереса [36].
3. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ЧАСТЬ
3.1. Практическое применение методов активизациипознавательной деятельности учащихся
В организации современного учебного процесса большуюроль играет мотивация. Общеизвестно три основных мотива, побуждающих школьниковучиться:
интерес к предмету (я изучаю предмет не потому, чтопреследую какую-то цель, а потому, что сам процесс изучения доставляет мнеудовольствие). Высшая степень интереса — это увлечение. Занятия при увлечениипорождают сильные положительные эмоции, а невозможность заниматьсявоспринимается как лишение.
сознательность (занятия по данному предмету мне неинтересны, но я сознаю их необходимость и усилием воли заставляю себязаниматься).
принуждение (я занимаюсь потому, что меня заставляютродители, учителя). Часто принуждение поддерживается страхом наказания илисоблазном награды. Различные меры принуждения в большинстве случаев не даютположительных результатов.
В отличие от других стимулов, интерес в очень высокойстепени повышает эффективность уроков, активизирует познавательную деятельностьучащихся. Так как ученики занимаются в силу своего внутреннего влечения, пособственному желанию, то учебный материал они усваивают достаточно легко иосновательно, в силу того имеют хорошие оценки по предмету. У большинстванеуспевающих учеников обнаруживается отрицательное отношение к учению. Такимобразом, чем выше интерес учащегося к предмету, тем активнее идет обучение итем лучше его результаты. Чем ниже интерес, тем формальнее обучение, хуже егорезультаты. Отсутствие интереса приводит к низкому качеству обучения, быстромузабыванию и даже к полной потере приобретенных знаний, умений и навыков.
Таким образом, можно сделать вывод, что для успешногообучения школьников необходимо вызвать у учащихся интерес к овладению знаниями.
Целью данной работы явилось практическое применениеразличных методов активизации познавательной деятельности:
При прохождении педагогической практики в МОУКлявлинской СОШ №2 им. В. Маскина в 8 классах нами был проведен эксперимент повыявлению оптимального варианта проведения урока по теме «Чистые вещества исмеси». В 8а классе урок проведен по традиционной методике, а в 8б – сприменением различных методов активизации познавательной деятельности, такихкак:
тестовые задания;
поисковые лабораторные работы;
решение производственных ситуационных задач;
использование мультимедийной презентации.
При наблюдении за учащимися был сделан вывод, чтобольшой интерес у них вызывают применение информационно-коммуникационныхтехнологий, проведение учащимися химического эксперимента, работа в группах.
В качестве примера проанализируем урок химии в 8бклассе, проведенный с использованием различных методов активизациипознавательной деятельности.
Тема урока: «Чистые вещества и смеси».
Тип урока: постановка и решение учебных задач.
Метод обучения: проблемный.
Формы организации познавательной деятельностиучащихся: фронтальная, парная и индивидуальная, групповая.
Задачи урока:
образовательная: создать условия для высокого уровнявоспроизведения системы знаний и умений учащихся по данной теме;
развивающая: создать условия для поиска взаимосвязимежду новым и изученным материалом, развития логического мышления, уменийприобретать знания не памятью, а мыслью;
воспитательная: создать условия для формированиякультуры умственного и практического труда, интереса к знаниям, уменийпроводить самооценку.
Средства обучения:
Химия 8 – учебник для 8 класса общеобразовательныхучреждений под редакцией О.С.Габриеляна – М., Дрофа, 2005 г.
Презентация в MS Power Point.
Демонстрационный эксперимент:
Разделение смеси фильтрованием;
Разделение смеси выпариванием;
Дистилляция воды
Карточки с заданием для групповой работы.
Оборудование и вещества:
компьютер, проектор;
раствор поваренной соли, лабораторный штатив с кольцом,фарфоровая чашка (выпарительная), спиртовка, тигельные щипцы, стекляннаяпалочка;
лабораторный штатив с кольцом, воронка, фильтровальнаябумага, стеклянная палочка, колба или стакан химический.
Ход урока:
I. Организационный момент
Подготовка к восприятию нового материала. Объявлениетемы
Для актуализации знаний учащихся были заданы вопросы:
Что называют веществом? (Вещество – это то, из чегосостоят физические тела)
Нам хорошо знакомо, что такое чистота. Чистая комната,чистая тетрадь, чистая одежда…А что подразумевает собой понятие чистоевещество? Чем отличается чистое вещество от смеси веществ?
Объяснение нового материала
Смеси и их классификация.
Ученикам было предложено рассмотреть смеси, находящиесяна демонстрационном столе и примеры смесей, представленные на слайде.
В природе нет абсолютно чистых веществ. Веществавстречаются преимущественно в виде смесей. Рассказывается о воздухе, как смеси,которая состоит из газов – азота, кислорода, аргона и др.
Далее рассматривается классификация смесей, с помощьюслайда.смеси
/>
/> Однородные Неоднородные Растворы сахара в воде, NaCl, воздух Смесь Fe +S, NaCl и сахара, глина с водой)
Мы обращаем внимание учащихся на то что, неоднородныминазываются смеси, в которых невооруженным глазом или при помощи микроскопавидны частицы веществ, составляющих смесь [37].
Однородными называют смеси, в которых нельзя заметитьчастицы веществ, входящих в смесь ( даже при помощи микроскопа).
Для научных исследований и промышленности, в основномтребуются чистые вещества. Некоторые примеси даже в небольших количествахспособны сильно поменять свойства веществ. Например, в полупроводниковойтехнике применяют сверхчистые вещества, где примеси составляют всего 1 атом намиллион атомов основного элемента (Si, Ge). Превышение нормы ведет к резкомуухудшению полупроводниковых свойств этих веществ. В то же время необходимовыделить, что невозможно получить абсолютно чистое вещество, т.к. любое чистоевещество содержит хотя ничтожное малое количество примесей.
Чистое вещество.
Далее демонстрируется слайд, который поясняет условияэксперимента (в двух сосудах нагревали до кипения дистиллированную и морскуюводу. Через определенное время измеряли температуры кипения в этих сосудах).Ученики обсуждают результаты эксперимента. Сам собой напрашиваетсявопрос-проблема, которую озвучивает учитель, «Почему у морской воды tкип непостоянная в разные промежутки времени, по сравнению с tкип дистиллированнойводы».(слайд)
Учащиеся делают вывод, что соленость морской водывлияет на температуру кипения. С помощью учителя формулируется определение«Чистым веществом называется такое вещество, у которого постоянные физическиесвойства (температуры кипения, температуры плавления, плотность) [37].
Демонстрируется слайд
Ребята записывают в тетрадях выводы.
Нами было дополнено, что в чистом веществе примеси, хотяи есть в незначительных количествах, но они не влияют на физические ихимические свойства. Пример чистого вещества — дистиллированная вода.
Основные способы разделения смеси.
Демонстрация способов разделения смесей: фильтрования,выпаривания, отстаивания, дистилляции воды (рисунок аппарата) на слайдах:
Закрепление материала.
Групповая работа. Каждая группа получила задание « Какразделить смесь …?» Нужно было описать свои действия. Через 5 минут каждаягруппа озвучила свой ответ.
1 группа: «Разделение смеси железо с серой».
2 группа: «Разделение смеси речного песка с водой».
3 группа: «Разделение смеси сульфата меди (II) сводой».
Ваша задача, определить, каким способом можноразделить выданную вам смесь.
1 группа: Нам была предложена неоднородная смесьжелеза и серы. Эту смесь можно разделить отстаиванием, т.к. сера и железо — твёрдыевещества не растворимые в воде. Если высыпать эту смесь в воду сера всплывёт наповерхность, а железо утонет. Также эту смесь можно разделить с помощью магнита,т.к. железо притягивается магнитом, а сера нет.
2 группа: Нам была предложена смесь песка с водой. Этонеоднородная смесь. Мы разделили её фильтрованием.
3 группа: Нам был предложен раствор соли в воде. Этооднородная смесь. Мы разделили её выпариванием.
На втором этапе ребятам было предложено ответить навопросы теста, который был представлен на слайдах.
Подведение итогов
Сегодня на уроке мы систематизировали ваши знания потеме «Чистые вещества и смеси». Спасибо вам за хорошую, плодотворную иинтересную работу. И чтобы узнать ваше мнение о сегодняшнем уроке, мы просимвас ответить на несколько вопросов.
Что нового вы узнали сегодня на уроке?
Что запомнилось?
Что понравилось, а что не удалось, на ваш взгляд?
Далее ребятам было предложено самостоятельноопределить свою оценку по проделанной ими работе.
На последующих занятиях было проведено тестирование поданной теме, что позволило получить следующие результаты:
в 8б классе количество школьников, написавших наоценку «5» составило 20 человек, что составляет 80% учеников этого класса, наоценку «4» — 5 человек, что составило остальные 20% учащихся;
в 8а классе количество школьников, написавших на оценку«5» составило 15 человек (60%), на оценку «4» — 7 человек (28%), на оценку «3»- 3 ученика (12%).
В результате сравнительных исследований нами былоустановлено, что в 8б классе наблюдается:
экономия учебного времени;
повышение качества знаний обучаемых;
закрепление и развитие общеучебных умений и навыковсамостоятельной работы;
формирование и развитие интереса к предмету;
повышение активности познавательной деятельностиучащихся.
4. Заключение
На современном этапе развития школьного образованияпроблема активизации познавательной деятельности учащихся приобретает особоважное значение в связи с высокими темпами развития и совершенствования науки итехники, потребностью общества в людях образованных, способных быстроориентироваться в обстановке, мыслить самостоятельно и свободных отстереотипов.
Выполнение такого рода задач становится возможнымтолько в условиях активного обучения, стимулирующего мыслительную деятельностьучащихся. Активное обучение, которое осуществляется с помощью активных методов,способствует формированию познавательного интереса к приобретению знаний иучебной деятельности.
Методы активизации познавательной деятельности:вооружают знаниями умениями и навыками; содействуют воспитанию мировоззрения, нравственных,эстетических качеств учащихся; развивают их познавательные силы, личностныеобразования: активность, самостоятельность, познавательный интерес; выявляют иреализуют потенциальные возможности учащихся; приобщают к поисковой итворческой деятельности.
Одним из таких активных методов в химии являетсяэксперимент. Он является не только необходимым условием достижения осознанныхопорных знаний по химии, но и облегчает понимание технологии химическихпроизводств, способствует развитию наблюдательности, умений объяснятьнаблюдаемые явления, используя для этого теоретические знания, устанавливатьпричинно-следственные связи, развивает самостоятельность, дает возможностьпроведения работ исследовательского характера.
Таким образом, можно сделать вывод, что для успешногообучения школьников необходимо вызвать у учащихся интерес к овладению знаниями.
Список литературы
Калмыкова З.И. Зависимость уровня усвоения знаний отактивности учащихся в обучении // Современная педагогика. 2000. № 7. С.18.
Бордовская Н.В., Даринская Л.А., Костромина С.Н.Современные образовательные технологии. М.: Кнорус, 2011. 269 с.
Мижериков В.А., Юзефавичус Т.А. Введение впедагогическую деятельность. М.: Роспедагентство, 2005. 54 с.
Кочкарова М.К. О способах формирования интереса кпроцессу познания //Химия в школе. 2002. №7. С.25.
Шамова Т.И. Активизация учения школьников. М.:Педагогика, 1982. 72 с.
Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельностиучащихся в учебном процессе. М.: Просвещение, 1982. 160 с.
Якиманская И.С. Развивающее обучение. М.: Просвещение,1989. 75 с.
Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологииобучения. М.: Просвещение, 1995. 38 с.
Теоретические основы активизации творческойпознавательной деятельности учащихся // Теория и практика образования: историяи современность. Липецк: ЛГПУ, 2001. Выпуск 8. 185 с.
Алексеев М.Ю., Золотова С.И. Применение новыхтехнологий в образовании. Троицк, 2005. 62 с.
Смолкин А.М. Активные методы обучения. М.: Просвещение,1991. 150 с.
В. Н. Кругликов, Е. В. Платонов, Ю. А. Шаранов. Методыактивизации познавательной деятельности. С.-Пб.: Знание, 2006. 190 с.
Горбунова А.И. Методы и приемы активизациимыслительной деятельности учащихся // Современная педагогика. 1999. № 3. С.27.
Шамова Т.И. Активизация учения школьников. М.:Академия, 1982. 356 с.
Смолкин А.М. Активные методы обучения. М.: Просвещение,1991. 305 с.
Спирин Л.Ф. Основы педагогического анализа. М.:Просвещение, 1985. 271 с.
Аристова Л.П. Активность учения школьника. М.: Флинта– Наука, 1986. 150 с.
Талызина Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний.М.: Педагогика, 1984. 92 с.
Организация познавательной деятельности учащихся. /Под ред. В.Д Семенов. Свердловск: Амалфея, 1985. 140 с.
Замов Л.В. Наглядность и активизация учащихся вобучении. М.: Просвещение, 1997. 238 с.
Морева Н.А. Современная технология учебного занятия.М.: Просвещение, 2007. 158 с.
Аршанский Е.А. Организация практических работ вгуманитарных классах // Химия в школе. 2002. №3. С.41.
Учителю химии о внеклассной работе / Сост.А.Х.Гусакова, А.А. Лазаренко. М.: Просвещение, 1998. 97 с.
Ефстафьева Е.И., Титова И.М. Развитие внутреннеймотивации изучения химии // Химия в школе. 2002. №7. С.20.
Никитина Н.Н., Кислинская Н.В. Введение впедагогическую деятельность: Теория и практика. М.: Академия, 2004. 224 с.
Бондаревская Е.В., Власова Т.Ф., Коновальчук В.Н.Экспериментальная педагогика. Ростов-на-Дону: РГПИ, 1993. 63 с.
Онищук В.А. Урок в современной школе. — М.:Просвещение, 1986. 218 с.
Кошелева Е.А. Советую применить // Химия в школе.2004. №2. С.15.
Москаленко К.А. Образец учебных действий как средствоактивизации творческой деятельности учащихся // Педагогическое наследие.Липецк: ЛГПУ, 1999. С.42.
Осипова Т.А. Любознательность – путь к познанию. //Химия в школе. 2001. №2. С.31.
Кузнецова Н., Васильева П. Обучение химии. С.-Пб.: КАРО,2003. 128 с.
Чернобельская Г.М: Теория и методика обучения химии.М.: Дрофа, 2010. 336 с.
Аспицкая А.Ф., Кирсберг Л.В. Использованиеинформационно-коммуникационных технологий при обучении химии. М.: Бином.Лаборатория знаний, 2009. 356 с.
Сухомлинский В.А. Сто советов учителю. М.: Дрофа, 1984.254 с.
Дендебер С.В., Ключникова О.В. Современные технологиив процессе преподавания химии. Развивающее обучение, проблемное обучение, проектноеобучение, кооперация в обучении, компьютерные технологии. М.: 5 за знания, 2007.112 с.
Головнер В. Н. Химия 8-11 классы. Интересные уроки иззарубежного опыта преподавания. М.: НЦ ЭНАС, 2001. 136 с.
Химия 8 – учебник для 8 класса общеобразовательныхучреждений / Под ред. О.С. Габриеляна – М.: Дрофа, 2005. 208 с.
Для подготовки данной работы были использованыматериалы с сайта referat.ru/