Реферат по предмету "Педагогика"


Основные функции управления в деятельности заведующего

Основныефункции управления в деятельности заведующего
 
Детский садпо своей форме, содержанию и структуре является сложным воспитательнымучреждением, и руководство им должно осуществляться на основе принципов иположений науки управления.
Управлениепредполагает умелое использование существующих закономерностей, создание хорошопродуманной системы взаимосвязей и требует, чтобы процессы, зависящие отруководителя, не протекали без его вмешательства. Управлять дошкольнымучреждением – это значит целенаправленно воздействовать на педагогическийколлектив (а через него на воспитательно-образовательный процесс) длядостижения максимальных результатов в области воспитания детей дошкольноговозраста.
Процессуправления начинается с постановки определенных целей, задач и заканчивается ихдостижением. Затем на основе анализа результатов намечаются следующие задачи, ицикл начинается сначала. В дошкольном учреждении таких циклов несколько: смомента поступления ребенка в детский сад и до его ухода в школу, годовой,квартальный, месячный, от педсовета к педсовету, дневной и др.
Одной изважных категорий управления являются функции. К основным из них можно отнести:выработку и принятие решений, включая планирование; организацию; учет иконтроль; регулирование. Все эти функции характерны для системы управлениядошкольным учреждением, но каждая из них имеет свои особенности, вытекающие изспецифики содержания работы этого учреждения.
Управлениевоспитательно-образовательным процессом в дошкольном учреждении в связи сповышением требований к организации педпроцесса, увеличением контингента детейзначительно усложнилось. Успех в этой работе во многом зависит от уровняруководства дошкольным учреждением со стороны заведующего, умения правильнореализовывать функции управления.
Выработкаи принятие решений
Выработка ипринятие решений является одной из основных функций управления; процесс управлениячасто определяют как процесс принятия и реализации решений. Решениепредставляет собой формулировку цели воздействия, как бы идеальный образрезультатов, которые намечается получить; оно предопределяет направленностьостальных функций.
Процесс принятиярешения проходит 4 этапа. Прежде всего, это тщательная подготовка решения,которая включает всестороннее обдумывание и изучение условий, в которых онодается. Далее следует выработка и принятие самого решения, организацияисполнения. Заключительным этапом в данном процессе является проверкаисполнения, педагогическая оценка результатов.
Прежде чемприступить к выработке решения, заведующий должен правильно и точносформулировать цель работы, выявить степень ее необходимости, затем определитьсилы, средства, возможности для выполнения принимаемых решений. Например,намечая ввести в дошкольном учреждении обливание тела ребенка как средствазакаливания, заведующему необходимо установить возможности реализации данногорешения при имеющихся условиях, уровне квалификации педагогического персонала ит.д.
Послепостановки цели необходимо подготовить возможные варианты решения,проанализировать их, выяснить недостатки и достоинства каждого и выбратьоптимальный вариант.
По своемухарактеру и содержанию решения делятся на несколько видов:
1.Оперативно-распорядительные решения принимаются в тех случаях, когда в ходевоспитательно-образовательного процесса обнаруживаются те или иные отклоненияот нормы. Примером подобных решений служат приказы заведующего дошкольным учреждением,касающиеся содержания работы воспитателей или других сотрудников.
2.Нормативно-организационные решения связаны с регламентацией всего распорядкадошкольного учреждения. Они носят постоянный характер, действуют длительноевремя и меняются в связи с изменением условий работы учреждения. К нимотносятся правила внутреннего трудового распорядка, режим дня, графики работысотрудников и т.д.
3.Хозяйственно-руководящие решения касаются финансово-хозяйственных вопросов. Каки оперативно-распорядительные, они носят разовый характер. Это акты списания,приказы по итогам ревизии, касающиеся содержания здания дошкольного учреждения,его участка и т.д.
4. Решенияперспективного характера определяют деятельность педагогического коллектива наданный период. К ним Относятся годовые планы работы детского сада, решенияпедсовета, производственных совещании. Этому виду решений принадлежит главнаяроль, так как на их основе принимаются решения, касающиеся остальных аспектовработы учреждения.
Решения могутносить единоличный и коллективный характер.
В современныхусловиях к управленческому решению предъявляется ряд требований: научнаяобоснованность, целенаправленность, своевременность, компетентность, четкость иконкретность, правомерность, последовательность. Независимо от формы, в которойоно принимается, решение должно отражать в формулировке сущность вопроса.
По степеникатегоричности передачи или оформления решения выделяют приказ, распоряжение,постановление, рекомендацию, указание и совет. Приказ – наиболее частый видрешения в дошкольном учреждении. В нем четко определяются задачи и способы ихреализации. Приказ обычно что-то требует или запрещает, касаясь важных сторондеятельности коллектива, и обязывает к точному исполнению предписания.
Этот видрешения должен быть точным, конкретным, четко и ясно сформулированным. При егосоставлении следует учитывать силы и средства тех, кому он адресован. Срокиисполнения приказа должны соответствовать объему установленного задания; такженеобходимо указать, на кого возложен контроль за его исполнением.
Враспоряжениях проявляется меньшая степень регламентации. Чаще они используютсяпри необходимости побудить сотрудников выполнить задание, имеющее важноезначение для деятельности всего коллектива. Исполнителям предоставляетсясвобода в выборе сроков и способов решения вопросов. За отказ выполнитьраспоряжение сотрудник должен наказываться.
Очень важноправильно отдать распоряжение. Любые распоряжения должны быть объективнонеобходимыми, вытекающими из существующего положения дел, а не из стремленияраспоряжаться. Распоряжение должно быть преподнесено в такой форме, чтобыказалось очевидным, что оно является логическим следствием объективносуществующей ситуации. Получивший задание должен быть убежден, что если бы самоказался на месте заведующего, то при данных обстоятельствах отдал бы такое жераспоряжение, какое получил сам.
Распоряжениедолжно учитывать индивидуальные особенности его исполнителей: квалификацию,активность, личные качества, опыт и возраст. Распоряжения отдаются различнымиспособами в зависимости от конкретных условий, а также от того, кому ониадресуются. Форма их может быть самой решительной, если ситуация требуетоперативных действий и руководитель полностью несет за это ответственность.
Распоряжение,отданное в вежливой форме, приводит к лучшему результату, ибо человек всегдавнутренне протестует против резкости. Даже в случае некорректного отношения состороны сотрудника руководителю нужно быть терпеливым и доброжелательным.
Решение можетбыть доведено до сведения работников дошкольного учреждения также в формепостановления, указания-инструкции, рекомендации.
Решения илипостановление характерно для коллективных органов руководства (педсовета,совещания). Следует помнить, что при обсуждении решения или постановлении нужнаколлегиальность, а при исполнении персональная ответственность. Так же как иприказ, оно требует немедленного начала выполнения. Чтобы совещание былоэффективным, его тщательно готовит. Любое совещание, собрание проходит воперативном рабочем темпе.
Рекомендацияявляется одним из способов принятия и доведения решения до сведенияисполнителей. Она используется, когда необходимо подчеркнуть уважение ксамостоятельности в работе исполнителя. Рекомендация не обязывает, она служитсоветом, пожеланием с целью дать нужное направление в работе, в выполнениизадания. В практике управления учебно-воспитательным процессом в дошкольномучреждении заведующий часто использует эту форму в виде памяток, вопросников,помогающих воспитателям в организации различных видов работы с детьми(например, «Памятка по организации воспитательной работы с детьми в весеннийпериод времени», «Рекомендации по организации игр с песком и водой в летнеевремя в младших группах» и др.).
Указание иинструкция содержат данные о том, что надо сделать, кому и когда. Адресуясь ксознанию исполнителя, они не ограничивают его в выборе средств и методов ввыполнении поставленной задачи. Исполнителям предоставляется большаясамостоятельность и возможность проявить творчество.
Наименеерегламентированным является совет, так как при использовании этой формыокончательное решение остается за исполнителем.
Заведующемунеобходимо осуществлять общий и персональный контроль и проверку реализациирешений. В дошкольном учреждении введено такое правило, что исполнительдокладывает тому, кто дал задание, о состоянии дел, о возникших затруднениях,необходимой помощи и о выполнении задания. Заведующий оценивает работусотрудников на основе анализа их деятельности, подводит общий итог с учетомупущений, промахов, ошибок.
Планирование
Планированиеявляется важным этапом в управлении дошкольным учреждением. Это один из видовуправленческого решения. Оно позволяет осуществить совокупность мер пореализации задач, стоящих перед коллективом.
Планированиеначинается со всестороннего и глубокого анализа состояния работы в детском садус целью выявления сильных и слабых ее сторон и постановки актуальных задач напредстоящий период.
Припланировании необходимо учитывать перспективы развития народного образования идошкольного воспитания в стране, городе, районе, а также перспективы развитиясвоего учреждения на несколько лет вперед, на пятилетку или на более отдаленныйсрок. В плане определяются главные, наиболее важные задачи работы дошкольногоучреждения, на решение которых будет направлена деятельность коллектива, иопределяются основные пути и способы их решения: целесообразная расстановкалюдей и распределение обязанностей, координация действий членов коллектива,меры их стимулирования (через организацию инструктажа, контроля, соревнования),создание благоприятного психологического климата в коллективе, укреплениематериальной базы учреждения. Действенность плана заключается в ясности ичеткости целей, задач, в конкретности и перспективности, в учете объективныхособенностей планируемого.
Плансоставляется в виде координированной системы решений, рассчитанной наобеспечение эффективной деятельности учреждения в течение недели, месяца, годаили более длительного срока.
Различныеаспекты деятельности детского сада находят отражение в годовом плане работы, впланах работы родительского комитета, в перспективном плане повышенияквалификации педагогического коллектива и др.
В составлениии утверждении плана работы на год участвует весь коллектив. В его основу должныбыть положены следующие принципы: научность, перспективность и конкретностьвыражается в научности, предполагает организацию всейвопитательно-образовательной, административно – хозяйственной и общественной работыдетского сада на основе достижений науки и передового педагогического опыта.Перспективность может быть обеспечена определением общих задач, исходя из того,что детский должен формировать основы материалистического мировоззрения,закладывать базу для воспитания социально активной личности, давать начальныезнания, создавать предпосылки для успешного обучения детей в школе и, преждевсего, укреплять их здоровье. Конкретность проявляется в определении точныхсроков исполнения намеченных мероприятий, в четкости назначения ответственныхза их выполнение, в систематическом, всестороннем контроле.
Годовой плансоставляется на учебный год (с 1 сентября по 31 августа).
Руководитель,планируя работу дошкольного учреждения исходит, прежде всего, из анализарезультатов деятельности детского сада за истекший учебный год. Отчетывоспитателей, обсуждение их работы на итоговом педагогическом совете, которыйпроводится в мае – июне, а также анализ деятельности других сотрудников – всеэто позволяет выявить не только достижения, но и нерешенные проблемы,определить задачи на будущий учебный год. Заведующий должен тщательноподготовить заключительный педагогический совет, дать возможность каждому егочлену высказать свои предложения по вопросам воспитания детей, улучшенияматериальной базы учреждения, питания, педагогической пропаганды. Коллективное,деловое обсуждение позволит руководителю составить проект годового плана набудущий год.
План долженбыть компактным. Для этого его вводную часть нужно сокращать до минимума (вомногих планах она выглядит как отчет о проделанной работе). Описаниедостигнутых результатов за прошедший год можно отнести в материалы итоговогопедагогического совета. План – это руководство к действию. В нем отражаютсяосновные задачи, которые поставлены перед дошкольным учреждением в новом учебномгоду. Главная цель намеченной в плане работы – поднять на более высокую ступенькачество и эффективность воспитания и обучения детей. Поэтому очень важно присоставлении плана продумать реальность его выполнения, учесть возможности всегоколлектива.
Постараемсячетко представить себе структуру годового плана. Первая его часть – определениеосновных задач. Причем эти задачи являются главными для данного детского сада,так как они продиктованы конкретными условиями учреждения, его спецификой.Рекомендуется намечать две-три задачи на год, ибо практическое осуществлениекаждой требует от заведующего большой организационной и методической работы.
Руководительвыбирает форму ведения записи мероприятий в годовом плане по своему усмотрению.Отделы народного образования могут рекомендовать свои варианты. Но какой бы нибыла форма плана, важно его содержание.
Для болеечеткой реализации годового плана составляется график, в котором определяетсявид и содержание контроля, время (месяц) его проведения, темы, указывается, ктоего осуществляет, где подводятся итоги с последующим их обсуждением. Кромеперечисленных видов планирования, каждый заведующий дошкольным учреждениемдолжен иметь план своей собственной работы по руководству коллективом.
Планированиютруда заведующего предшествует разделение функций междувоспитателем-методистом, завхозом, кладовщиком, врачом и медицинской сестрой,определение персональной ответственности каждого за свой участок работы.
Необходимочетко определить цели работы на планируемый период, предвидеть предполагаемыерезультаты, создать условия, способствующие выполнению плана.
Организация
Организация –это деятельность по реализации плана работы обеспечивается правильным подбороми расстановкой кадров, четким определением обязанностей каждого членаколлектива, строгой дисциплиной.
Выполнениеорганизационной функции управления строится на основе Устава детского сада,Правил внутреннего трудового распорядка для работников детских садов,«Квалификационных характеристик должностей руководящих и педагогическихработников детских дошкольных и внешкольных учреждений», «Санитарных правилустройства и содержания детских дошкольных учреждений» и других инструктивныхдокументов.
В организацииработы дошкольного учреждения большая роль принадлежит заведующему. Он долженпродумать весь объем предстоящей работы в соответствии с директивнымидокументами и задачами, намеченными в годовом плане, выделить главное.
Заведующийраспределяет работу соответственно обязанностям, опыту и индивидуальнымкачествам каждого члена коллектива. Перед началом учебного года, когда уженамечены задачи работы дошкольного учреждения, он своевременно распределяетобязанности между воспитателем-методистом, завхозом, врачом, наделяет ихправами для самостоятельного решения вопросов, закрепляет воспитателей и няньза определенными группами. Очень важно направить работу каждого сотрудника так,чтобы он был не только техническим исполнителем, но и сам проявлял инициативу.Четкое разделение обязанностей помогает избежать параллелизма в работе,устанавливает личную ответственность каждого сотрудника за конкретное дело,облегчает контроль и оценку работы.
Руководительдолжен строго выполнять то, что запланировано, и учить этому своих помощников.Нечеткость в организации работы дошкольного учреждения обусловлена рядомпричин: формализмом планирования, параллелизмом в работе, невыполнениемпринятых решений.
Контроль
Воспитательно-образовательныйпроцесс в дошкольном учреждении требует, чтобы им управляли. А это возможнотолько в том случае, если заведующий хорошо знает состояние дел в управляемомдошкольном учреждении, если ему известны Возможности своих помощников, если онзнает все особенности воспитательно-образовательного процесса. Условием дляэтого является четко организованный поток оперативной информации.
Соблюдениенорм взаимоотношений между сотрудниками, определенный ритм работы учреждения,способствующий выполнению плана, обеспечивает контроль.
 Контроль вдошкольном учреждении – это система наблюдений и проверок соответствиявоспитательно-образовательного процесса планам, приказам, а также «Программевоспитания в детском саду».
Отсутствиесистемы контроля вызывает стихийность в его осуществлении. Устраняясь отконтроля или осуществляя его не систематически, заведующий теряет возможность оперативновмешиваться в ход воспитательного процесса, управлять им.
Контрольявляется важнейшим фактором воспитания молодых кадров, усиления личнойответственности молодого специалиста за исполнение своих обязанностей. Онпозволяет также установить, все ли в дошкольном учреждении выполняется всоответствии с принятым решением, выявить отклонения и их причины, определитьпути и методы устранения недостатков. При отсутствии контроля за исполнениемранее принятых решений все остальные виды его малоэффективны. Таким образом,контроль должен быть регулярным, систематическим, действенным и гласным.
Контрользаведующего должен быть предметным и конкретным, его осуществление – соответствоватьсоставленному плану-графику на неделю или месяц. Выбор форм контроля во многомзависит от времени его проведения.
Например,посещая в начале гола занятия в разных возрастных группах, заведующий придаетособое значение контролю за тем, как воспитатель знает программу; какие пособияи атрибуты приготовил, какой дидактический материал подобрал; какойдополнительной методической и детской литературой располагает; какие темы иразделы программы считает более трудными для усвоения; посетили ли воспитателивновь поступивших детей на дому; все ли сведения о родителях собраны и др.
Формыконтроля могут быть разнообразными: изучение документации и календарных планов,беседы с воспитателями и последующее посещение группы, проверка наличия иисправности оборудования.
От того,какие требования в начале учебного года предъявит руководитель к воспитателям идругим сотрудникам детского сада, во многом будут зависеть дальнейшие успехи вработе учреждения.
Существуетнесколько видов контроля: предупредительный, тематический, фронтальный,сравнительный, обзорный.
Цель предупредительного,или предварительного, контроля заключается в том, чтобы предупредить возможныеошибки в работе воспитателя. Он применяется в основном по отношению кначинающим или вновь поступившим сотрудникам. Заведующий анализируеткалендарный план, наблюдает за работой воспитателя в течение дня, проверяет егоготовность к работе (наличие наглядных пособий, оборудование педагогическогопроцесса).
Тематический контроль имеет цельюпривлечь внимание коллектива к определенным задачам дидактического,методического, воспитательного характера, которые в данном детском садурешаются недостаточно успешно. Это самый распространенный вид контроля вдошкольных учреждениях. Он проводится также с целью проверки выполненияразделов программы отдельными воспитателями.
В ходепроверки устанавливается, владеет ли воспитатель методикой проведения занятийпо данному разделу программы, правильно ли оборудован педагогический процесспри выполнении программы по данному разделу, какой уровень знаний детей, какиеумения и навыки сформированы у них в данном виде деятельности, соответствует лиэто требованиям программы, насколько самостоятельны дети и др. В результатетематической проверки у руководителя должно быть полное представление о том,как проводится в группе работа по данному разделу программы. Такой контрольтребует от проверяющего знания различных методик дошкольного воспитания,современных исследований, новинок методической литературы.
Фронтальный контроль предусматриваетвсестороннюю, глубокую проверку работы воспитателя. Такой контроль предполагаетпосещение группы в течение нескольких дней. Лучше, когда фронтальной проверкеподвергаются оба воспитателя, работающие в одной и той же возрастной группе. Вэтом случае можно установить преемственность методов педагогическоговоздействия, согласованность в работе педагогов между собой, с детьми, нянями иродителями, выявить сильные и слабые стороны в работе каждого, помочь имскоординировать работу.
В процессефронтального контроля изучаются календарные планы, документация группы, работас родителями, педагогической квалификации, участие в общественной жизниколлектива.
Сравнительный контроль необходим длясопоставления результатов работы воспитателей по выполнению различных разделовпрограммы. Такой контроль позволяет выявить разницу в работе воспитателейпараллельных групп. Например, заведующий, просматривая детские рисунки двухподготовительных к школе групп, замечает, что они очень отличаются и по техникеисполнения, и по сюжетам. Чтобы выяснить, почему это так, он проверяет, какведется работа по обучению детей рисованию, каково влияние педагога на развитиеизобразительного творчества детей в параллельных группах. В результате проверкиустанавливает, что один воспитатель слабо владеет методикой обучения детейизобразительной деятельности, к тому же в эту группу попали дети, не посещавшиеранее детский сад. В соответствии с этими причинами, вызывающими отставаниедетей в рисовании, заведующий вырабатывает предложения, которые должныисправлять существующее положение. В данном случае – это изучение опыта коллег,успешно работающих рядом, более активное привлечение детей к рисованию всвободное время, посещение семинара по овладению практическими навыкамирисования и др. Сравнительный контроль используется и с целью сравнения работыдвух воспитателей из одной группы.
Обзорный контроль следуетрассматривать как разновидность тематического контроля. Он дает представление оработе педагогического коллектива на каком-то определенном этапе, в какой-томомент. Например, может быть проверена готовность всех воспитателей к рабочемудню или к первым дням работы с детьми в новом учебном году; выявлены наиболееуспешные методы в работе каждого воспитателя к концу учебного года.
Заведующийдолжен заботиться о создании условий для строго выполнения режима дня
Итогом обзорногоконтроля может быть собеседование, запись предложений в специально тетради, гдеанализируется работа педагогов.
Проверкаработы воспитателей требует от руководителя тщательной подготовки. Преждевсего, необходимо установить цель проверки, которая должна определятьсяосновными задачами, поставленными перед коллективом на текущий учебный год, атакже необходимостью, выявившейся в процессе работы. Проверка пройдетцеленаправленно, если будет разработан ее план.
Процессподготовки включает и планирование всех видов контроля в годовом плане работыдошкольного учреждения. Воспитатели уже в начале учебного года знают, чьяработа и что именно в ней будет проверяться в течение года. Знание темы исроков проверки мобилизует их на самостоятельное выявление своих недостатков,на поиск путей их преодоления.
Заведующий,предупреждает воспитателя о проверке заранее, но это не исключает контроля ибез предупреждения. Заведующий имеет право в любое время контролировать работувоспитателя, соблюдая правило: не делать ему замечаний по поводу работы вприсутствии детей, родителей, посторонних.
Методыконтроля – это, прежде всего, наблюдение за деятельностью воспитателя и детей,ознакомление с календарным планом и с записями учета работы воспитателя,Изучение детских работ, беседы с воспитателями и детьми.
Наблюдение задеятельностью педагога и детей является основным методом контроля. В процессенаблюдения фиксируются и оцениваются приемы и методы работы воспитателя,реакция детей, ведется хронометраж.
Одна из задачконтроля – проверка исполнения инструктивно – методических документов,предложений инструктирующих лиц, а также выполнение решений педсоветов поитогам предыдущих проверок. Важной задачей является изучение кругозорапедагога, его духовных интересов, выяснение того, чем он живет, что читает, какследит за достижениями науки, культуры, какое место в его духовной жизнизанимает искусство и т.д.
Регулирование
Регулированиенаправлено на постоянное поддержание необходимого уровня организованности вдошкольном учреждении. Регулирование проявляется при согласовании планов,сроков проведения мероприятий, назначении ответственных исполнителей, чтопомогает избежать дублирования.
В процессевыполнения принятых решений регулирование способствует поддержанию порядка вреализации намеченных мер.
Регулирование,основанное на результатах контроля, помогает устранению отклонений отпервоначальной цели. На этом этапе важно выявлять и закреплять положительныемоменты деятельности и развивать их.
Регулированиетребует от руководителя управленческих знаний, оперативности и большогоискусства во взаимодействии с людьми. Регулирование нередко связано сперестановкой воспитателей и обслуживающего персонала, перераспределениемпоручений, что ведет к перестройке отношений с исполнителями. Исполнители невсегда понимают необходимость этих действий, и заведующий проявляет большуювыдержку и тактичность, чтобы их убедить.
Регулированиеосуществляется через беседы, оперативные совещания и в связи с принятиемуправленческих решений по частным вопросам.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.