Реферат по предмету "БЖД"


Введение в дисциплину Безопасность жизнедеятельности

Курс дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» введён в программу обучения для технических, сельскохозяйственных и экономических специальностей высших учебных заведений на основе приказа Государственного комитета по образованию N 473 от 9 июля 1990 года. В курс БЖД были включены вопросы таких дисциплин как «Охрана труда и техника безопасности», «Охрана окружающей среды» и «Гражданская оборона». Позднее, для ряда специальностей вузов, вопросы охраны окружающей среды вошли в отдельный курс — «Экология».
В настоящее время создан Российский союз специалистов по безопасности жизнедеятельности. В ряде российских городов созданы и успешно функционируют филиалы Международной академии наук экологии и безопасности жизнедеятельности (МАНЭБ). В структуре академии выделяются национальные и региональные отделения и центры. Национальные отделения созданы (кроме России) в Белоруссии, Литве, США, Югославии, Бразилии, на Украине и др. Научную деятельность МАНЭБ осуществляют проблемные советы, созданные по 50 научным направлениям. Официальным печатным органом академии является «Вестник МАНЭБ».
Современный человек живёт в мире опасностей — природных, технических, экологических и др. Опасности часто взаимодействуют между собой и тем самым зачастую усугубляют последствия. Например, разрушительная сила землетрясения становится причиной массовых жертв, что, в свою очередь, может привести к распространению опасных инфекций.
В мире растёт число аварий, пожаров и катастроф. В них гибнет намного больше людей, чем на производстве. Отмечается рост числа стихийных бедствий. По данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), в мире растёт заболеваемость неврозом (с 1909 по 1974 год в 24 раза). В мире насчитывается более 500 миллионов инвалидов, каждый пятый стал им в результате несчастного случая.
В России ежегодно под колёсами автомобилей погибает более 30 тысяч человек, примерно 8 тысяч ежегодно погибает на производстве. По количеству смертей от несчастных случаев на каждую тысячу жителей мы в 3 раза опережаем Западную Европу (в России 1,5, а в Западной Европе — 0,5 смертей).
В докладах Министерства по чрезвычайным ситуациям России отмечается, начиная с 1991-92 гг., стремительное ухудшение безопасности во всех отраслях народного хозяйства и других сферах жизни общества.
Бедствия часто носят интернациональный характер. Например, авария на заводе «Юнион Карбайд», построенного Англией на территории Индии, в 1984 году унесла жизни 3150 человек. Аварии с нефтяными танкерами катастрофичны для побережий многих стран, катастрофа на Чернобыльской АЭС затронула практически большинство стран мира. По решению 42-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН, с 1991 года объявлено десятилетие по уменьшению риска стихийных бедствий и катастроф.
Внимание к условиям деятельности человека, в том числе к вопросам защиты его здоровья, отмечается на самых ранних стадиях развития человечества. Некоторые научные труды Аристотеля (384-322 гг. до н.э.), Гиппократа (460-377 гг. до н.э.) и других учёных древности посвящены изучению условий труда. Медик эпохи Возрождения Парацельс (1493-1541) изучал опасности в горном деле. Многим он известен по изречению: «Всё есть яд, и всё есть лекарство, только одна доза делает вещество ядом, другая лекарством». Немецкий врач и металлург Агрикола (1494-1555) изложил вопросы охраны труда в работе «О горном деле».
Итальянский врач Рамацпини (1633-1714) рассмотрел вопросы профессиональной гигиены в книге «О болезнях ремесленников». Ряд основополагающих работ по безопасности труда в горном деле подготовлены М. Ломоносовым (1711-1765). Основы гигиены труда изложены Ф. Эрисманом (1842-1915) в книге «Профессиональная гигиена физического и умственного труда».
Эти же вопросы рассмотрел И. Сеченов в книге «Очерк рабочих движений человека». Целая плеяда выдающихся учёных занималась проблемами безопасности в конце XIX- начале XX века, т.е. с началом интенсивного развития промышленности. Из международного опыта можно отметить следующее.
Во всех высокоразвитых странах в последние годы уделяется всё возрастающее внимание к совершенствованию подготовки кадров, ориентированных на работу в качестве специалистов и руководителей производств с высоким риском, а также разнообразных служб безопасности, экспертизы и страхования.
В развитых странах охрана труда экономически выгодна, а статус специалиста в области безопасности значительно выше, чем других специальностей.
Основные определения
Безопасность жизнедеятельности — область знаний, в которой изучаются опасности, угрожающие человеку, закономерности их проявлений и способы защиты от них.
Деятельность — это необходимое условие существования человеческого общества.
Труд — высшая форма человеческой деятельности.
Существует следующее определение человека: это «Homo agens», т.е. человек деятельный.
Тогда наиболее общее определение БЖД: это техническая дисциплина, изучающая способы и возможности сохранения здоровья и безопасности человека в его среде обитания, при любых видах деятельности.
Формы деятельности разнообразны и охватывают практические, духовные и интеллектуальные процессы, протекающие во всех сферах жизни человека. Процесс деятельности, в общем виде, состоит из двух элементов, имеющих обратные связи, обусловленные общим законом реактивности материального мира. ЧЕЛОВЕК СРЕДА ОБИТАНИЯ
рис. 1.1. Схема взаимодействия человека с окружающим миром
Система «Человек — Среда обитания» имеет две цели:
достижение определённого эффекта;
исключение нежелательных последствий.
К нежелательным последствиям отнесём пожары, аварии и т.п.
Опасность — это явления или процессы, вызывающие такие нежелательные последствия.
Различают опасности реальные и потенциальные, то есть скрытые.
Например, печь в палатке или геодезический сигнал большой высоты потенциально опасны, а пожар или падение с сигнала — это реализованная, т.е. реальная опасность.
Потенциальную опасность представляют в России ядовитые вещества, которых уже скопилось более 1,5 миллиарда тонн или 300 тысяч тонн химического оружия фашистской Германии, затопленного в Балтийском море в 1945 году. Подобных примеров очень много в мире.
Реализация потенциальной опасности происходит через определённые условия, то есть причины. Потенциальная опасность автотранспорта реализуется, например, через нарушение правил дорожного движения.
Риск — это частота реализации опасности, это количественная оценка опасности.
Существует аксиома — любая деятельность потенциально опасна. В то же время считается, что уровнем опасности (риском) можно управлять. Это привело к понятию «приемлемый риск». В основе приемлемого риска лежит осознание недостижимости абсолютной безопасности.
Безопасность — это такое состояние системы (деятельности), когда проявление опасности, то есть её реализация, исключена с определенной (допустимой) вероятностью.
Безопасность — это цель, а БЖД — средство (пути, методы) её достижения.
В мире отмечается разный подход к обеспечению безопасности. Ранее в России все мероприятия по охране труда в технике безопасности имели цель — обеспечить безопасные условия труда. В странах с развитой экономикой чаще всего ставится задача обеспечить допустимый уровень риска, при этом степень риска, зачастую, определяется законодательно.
В Голландии, например, существуют карты риска, которые используются уже на стадии проектирования строительства предприятия — определяется конечный риск негативного воздействия на человека и окружающую природную среду, при этом учитывается уже существующий риск на данной территории. В случае превышения допустимого уровня риска проект отклоняется, но возможны и компенсационные выплаты населению за превышение допустимого уровня риска.
БЖД решает три взаимосвязанные задачи:
идентификация опасностей, т.е. их распознавание;
защита от опасностей на основе сопоставления затрат и выгод;
ликвидация возможного, остаточного, сверхдопустимого риска.
Понятие «опасность» поглощает существующее стандартное определение «Опасные и вредные производственные факторы», так как учитывает все виды деятельности человека.
Потенциальную опасность хранят все системы, имеющие энергию, химические или биологические активные компоненты.
Существует наука таксономия, занимающаяся классификацией и систематизацией сложных явлений (объектов). Поскольку опасность — явление сложное, то допустимо введение понятия таксономия опасностей.
Таксономия опасностей полностью не разработана, так как развитие науки и техники постоянно приносят в жизнь человека всё новые виды опасностей.
Примеры таксономии опасностей
По природе происхождения опасности разделяются на природные, технические, антропогенные, экологические и смешанные.
По официальному стандарту (ГОСТ 12.1.0.003-74) — опасности могут быть физическими, химическими, биологическими и психофизиологическими.
По локализации — опасности могут быть связанные с литосферой, гидросферой, атмосферой и космосом.
По ущербу — опасности могут сопровождаться социальным, техническим, экологическим и другими видами ущерба.
Разработана номенклатура опасностей, например, по алфавиту: "… алкоголь, аномальная температура воздуха, аномальная подвижность воздуха, аномальное барометрическое давление, аномальное освещение, вакуум, взрыв, взрывчатые вещества, вибрация, вода, качка, кинетическая энергия, коррозия, лазерное излучение, листопад и т.д.".
Квантификация опасностей — это количественная оценка опасностей (возможна в числах, баллах и др.). Опасность часто оценивают степенью риска.
Идентификация опасностей — это процесс обнаружения опасностей и установления их характеристик (количественных, временных, пространственных и др.).
При идентификации опасностей устанавливают и выявляют номенклатуру опасностей, вероятность их проявления, пространственную локализацию, возможный ущерб и другие характеристики, необходимые для решения проблемы безопасности.
Реализация опасности всегда идёт через триаду:
«ОПАСНОСТЬ — ПРИЧИНЫ — НЕЖЕЛАТЕЛЬНЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ».
Например, яд — это потенциальная опасность, ошибка провизора — это причина, а отравление — нежелательное последствие.
Опасность, причины и нежелательные последствия — это основные характеристики таких событий, как пожар, несчастный случай, дорожно-транспортное происшествие и т.п.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.