Реферат по предмету "История"


Образование единого государства южных славян

ОБРАЗОВАНИЕЕДИНОГО ГОСУДАРСТВА ЮЖНЫХ СЛАВЯН

1. Процесс борьбы за образованиегосударства Югославия в годы Первой мировой войны
ВАвстро-Венгрии стада назревать непосредственная революционная ситуация. Дляправящих кругов самым страшным было то, что начала разваливаться опора монархи— армия. В октябре 1918 r, изнеё дезертировало около 250 тыс. солдат. В ряде воинских соединений вспыхнуливосстания.
14—15сентября войска Антанты прорвали Салоникский фронт. Вслед за отступавшимиармиями Центральных держав в Македонию стали вступать армии Антанты.
Bce больший размахприобретало национально-освободительное и крестьянское движение.
Нa территории Воеводины, между г.Велики Бечкерек н Нови Бечей в октябре была создана Красная республика, властьв ней находилась в руках трудящихся крестьян и сельскохозяйственных рабочих.
Другаякрестьянская республика была образована в районе Валпово (Славония). Онапросуществовала более месяца.
B районе Моравйцы (Бачка)восставшие крестьяне прогнали правительственных чиновников и взяли власть всвои руки. Было создано Народное вече, в которое вошли десять сельскохозяйственныхрабочих и только один представитель буржуазии. Народное вече связалось с Союзомсельскохозяйственных рабочих Воеводины и действовали под его руководством.Крестьяне Моравицы разделили между собой земли венгерских помещиков.
Учитываясложность положения, политические партии национальной буржуазии югославянскихземель Австро-Венгрии поспешили с созданием своих органов власти, чтобы помещатьнародным массам взять власть. На основе предварительной договоренности междубуржуазными партиями в Загребе 5-6 октября 1918г. было образовано такназываемое Народное вече, в которое вошли буржуазные депутаты саборов Хорватиии Боснии и Герцеговины, местных ландтагов Крайпы, Истрии и Далмации.
6октября в Загребе coстояласьконференция социал-демократических партий – Хорватии, Боснии и Герцеговины иСловении. Они выступили за поддержку буржуазных партий во имя созданиянационального государства.
Противсотрудничества с буржуазией высказались представители СДП Боснии и Герцеговины.
Пятьреформистских лидеров вошли в буржуазное Народное вече — В. Корач и В. Букшегот СДП Хорватии и А. Кристан, И. Петеян и М. Чобал — от Югословенскойсоциал-демократической партии.
БуржуазнаяХорвато-сероская коалиция, в отличие от СДП Хорватии и ЮСДП, не даланемедленного согласия на предложение войти в Народное вече. Она тянула сответом, выжидая дальнейшего развития событий. Только в самый последний момент,когда крах монархии стал очевиден. Хорвато-сербская коалиция вошла в Народноевече. На это решение повлияли два обстоятельства: революционные выступленияпролетариата в Чехии 14 октября и манифест императора Карла от 16 октября ореорганизации монархии.
Манифестимператора был одной из попыток предотвратить распад монархии Габсбургов и припомощи реформ отвлечь народные массы от борьбы за национальную независимость.Однако он не встретил поддержки у угнетенных народов, так как не обеспечивал ихправа и обещал им лишь автономию в рамках монархии.
Воктябре были окончательно распределены посты в руководстве Народного веча. Егопредседателем стал лидер Словенской народной партии Антон Корошец,заместителями председателя — один из руководителей Хорвато-сербской коалицииСветозар Прибичевич и лидер старчевичанской партии доктор Анте Павелич,секретарями буржуазные деятели Хорватии и Далмации Срджан Будисавлевич, МатеДринкович и Иван Лоркович. Ведущую роль в президиуме Народного веча игралиАнтон Корошец и Светозар Прибичевич.
Вскоребыли приняты программа и организационные принципы Народного веча. Главной цельюпровозглашалось «объединение всех словенцев, хорватов и сербов… в народное,свободное и независимое государство…». При этом, однако, не разъяснялось, какимпутем Народное вече собирается добиться осуществления указанной цели. Ни впрограмме, ни в других документах Веча не говорилось о ликвидации монархииГабсбургов и революционном разрешении национального вопроса. Напротив, Народноевече высказывалось за «соблюдение законности» и уважение «существующегопорядка», вскоре опубликовав и специальное обращение к населению, призываяпрекратить революционное движение.
19октября 1918г. Народное вече заявило, что оно является единственнымполитическим органом в югославянских землях Австро-Венгрии. В декларацииопределялась основная задача Народного веча – «объединение всего югославскогонаселения на всей его этнографической территории, независимо от областныхгосударственных границ, в пределах которых оно в настоящее время проживает, вединое суверенное государство.
29 октября1918года Светозар Прибичевич от имени группы членов Народного веча внес рассмотрениезаседания Хорватского сабора проект резолюции о разрыве с Австро-Венгрией. Всвоей речи он прямо указывал, что в противном случае народы освободят себя самипри помощи революции. Прибичевнч призывал буржуазные партии немедленно взятьвласть в свои руки во избежание распространения «анархии», т.е. революционногодвижения. В тот же день Хорватский собор в Загребе объявил об отделении всех югославянскихпровинции от Австро-Венгрии и о создания самостоятельного Государствасловенцев, хорватов и сербов. К этому времени империя Габсбургов, какгосударственное целое, фактически перестало существовать.
Народноевече — официально уведомило правительства Венгрии и Австрии о ликвидации таможеннойунии и прежних финансовых и прочих соглашений о прекращении доставок продовольствияиз югославянских земель на нужды имперской армии. Вместе с тем оно заявило оготовности заключить взаимовыгодные экономические и торговые соглашения сАвстрией, Венгрией и другими странами, основанные на принципах равенства и уважениясуверенитета.
Народноевече обратилось с предложением установить дипломатические отношения со странамиАнтанты и уполномочило Югославянский комитет в Лондоне представлять интересынового государства. Большинство этих актов имело целью обеспечить международноепризнание только что созданного Государства словенцев, хорватов и сербов
Инойхарактер носили внутриполитические мероприятия. Сразу же после 29 октябряНародное вече приступило к формированию органов власти на местах без привлеченияпредставителей народа.
В новомГосударстве словенцев, хорватов и сербов был сохранен старый чиновничий аппарат,действовали прежние реакционные законы.
Руководители Народноговеча приняли меры для подавления революционного движения, в стране. В первый жедень после захвата власти, 29 октября, они опубликовали воззвание к войскам ивоенно-морскому флоту, призывая солдат и моряков прекратить «анархию» иподчиниться новому правительству. Одновременно было издано распоряжение ороспуске отрядов «зеленого кадара» и партизанских отрядов, о сдаче населениеморужий. Угрожая суровыми карами, Народное вече требовало прекращения подрывнойдеятельности революционных элементов. Оно притупило к созданию своихполицейских и военных сил — так называемой народной гвардии. Нечего не могло поделатьВече против революционного движения, которое не только не прекратилось послесоздания Государства словенцев, хорватов, но напротив усилилось.
На рядус революционными выступлениями имело место и попытки анархистов использоватьсоздавшуюся обстановку в своих целях. Кроме того, отступавшие с Салоникскогофронта, а также из Сербии и Черногории австро-венгерские и германские войскаспособствовали дезорганизации внутренней жизни. Они угоняли целыежелезнодорожные составы с продовольствием и имуществом, мародерствовали играбили население. Народное вече воспользовалось этом как предлогом для того,чтобы призвать войска Антанты и с их помощью разгромить революционное движениев новом государстве.
B начале ноябряНародное вече направило командованию вооруженными силами Антанты на Балканах и правительствуСербии, находившемуся на острове Корфу, письма с просьбой прислать войска для«наведения порядка» и разоружения отступавших австро-венгерских и германскихвойск.
Первой коккупации югославянских территорий приступила Италия. Она преследовала далекоидущие цели. Итальянский империализм стремился к захвату всей Далмации, Истрии,Хорватского Приморья и превращение в плацдарм для дальнейшего проникновения на Балканы.К концу ноября в руках итальянских оккупантов были уже все крупные порты Истриии Далмации.
Быстроепродвижение итальянских войск вызвало тревогу у Франции и Сербии, незаинтересованных в усилении позиций Италии на Балканах.
Крупнаясербская буржуазия и королевский двор лелеяли планы присоединения по возможностивсех югославянских земель Австро-Венгрии к Сербии
1 ноября1918 г. сербские войска вступили в Белград, куда немедленно переехало сербскоеправительство. 13 ноября между Сербией и Венгрией было заключёно перемирие. ВВоеводино и Славонии были созданы сербские зоны.
Санкционироваввначале итальянскую экспансию в Далмацию, США и Англия стали опасаться, чтоИталия захватит «слишком много». Американское и английское командование решилопослать свои войска в югославянские районы Адриатики.
Народноевече выступило с протестом против итальянских захватчиков, но продолжалопоощрять оккупацию со стороны Франции, Англии и Сербского королевства. Народноевече считало, что присутствие американских, французских, английских и сербскихвойск может оказать известное сдерживающие влияние на Италию и ограничат ееэкспансию.
Народноевече, не имевшее своих сил предотвращения и подавления революционного движения,хотело использовать для этой цели войска Сербии, Франции, Англии и США.
Крупнаяхорватская и словенская буржуазия, имевшая голос в Народном вече, высказываласьза объединение югославянских земель бывшей Австро-Венгрии с Сербским королевствомСловенская и хорватская буржуазия надеялась играть в будущем Югославском государствезначительно большую роль, чем в Австро-Венгрии, поскольку Сербия вэкономическом отношении на много уступала бывшей двуединой монархии, и сербскаябуржуазия не казалась ей опасным конкурентом. По этому Народное вече склонялоськ объединению земель Государства словенцев, хорватов и сербов, в которых онообладало лишь номинальной властью, с Сербским королевством, располагавшимармией и военно-полицейским аппаратом.
 
2. Программыразличных политических партий и движений по созданию единого национального государства
Существовалонесколько проектов устройства будущего югославянского государства. Выдвигалисьреспубликанские, централистические и федералистские идеи. Прогрессивныеэлементы во главе с левыми социал-демократами выступали за республиканскуюформу правления, демократическое устройство государства, равенство всех егонародов, за федерацию республик всего Балканского полуострова.
Социал-демократывыступали за создание централизованного югославянского государства, против сепаратизма,требовали решительной демократизации общественной жизни.
Однако впрограмме социал-демократической партии Сербии и Боснии и Герцеговины, не былов тот период достаточно четко поставлена задача, завоевания властипролетариатом и отсутствовал ясный ответ на вопрос о формах государственногоуправления.
ПрограммаХорватской народной крестьянской партии С. Радича выдвигала в общем, видезадачу обеспечения независимости Хорватии едином югославянском государстве, ноне говорила о конкретных путях ее решения.
ВВардарской Македонии среди населения существовало стремление к объединению всехчастей Македонии в самостоятельное единое государство.
Черногориипо вопросу о создании единого югославянского государства боролись два направления:сторонники объединения с Сербией и другими югославянскими землями и сторонники сохранениястарых порядков и власти династии Негошей. В черногорской Народной скупщине сторонникивторого направления составляли меньшинство.
Сербиястремилась играть роль объединителя всех югославских земель и выступила противчерногорского и иного сепаратизма.
Буржуазныеполитические партии возлагали большие надежды на Учредительное собрание,которое должно было принять конституцию государства. Они считали, чтоконституция будет способствовать стабилизации режима. Все без исключениябуржуазные партии были заинтересованы в создании «арочной» власти, способнойподавить революционное движение.
Рядпартий имел свою собственную программу устройства государства. Этопредопределило сложность обстановки в Учредительном собрании. В начале апреля1921 г. оно приступило к обсуждению проекта конституции, составленногоспециальной комиссией представителей сербских буржуазных партий.
Расстановкасил в Учредительном собрании была следующей. Из депутатов собрания отдемократической партии было 92 депутата, от радикальной — 91, Хорватскойреспубликанской крестьянской партия — 50, от Союза земледельцев -39,Югославянской мусульманской организации-24, Словенской партии — 27.Коммунистическая партия Югославии была представлена 58. Буржуазные партиирасполагали большинством голосов в Учредительном собрании.
Радикалы,возглавлявшиеся Н. Пашичем, представляли главным образом буржуазию собственноСербии и выступали с наиболее крайними великодержавными националистическими лозунгами.Они рассматривали присоединенные к Королевству земли как часть Сербии истремились внести соответствующий пункт в конституцию.
Демократическаяпартия, созданная весной 1919 г., кроме буржуазии (гневным образом средней имелкой) собственно Сербии, представляла сербскую буржуазию Хорватии иВоеводины. Отстаивая принцип централизма и сербского великодержавия,«демократы» были заинтересованы в монопольном положении буржуазии одних тольковнутренних районов Сербии. C.Прибичевич, Л. Давидович и другие лидеры демократической партии, по многимвопросам выступали против слишком «прямолинейной», национальной политикиПашича.
Непоследовательнойбыла группа С. Протича, которая в 1920 г. вышла из радикальной партии. Протичпредлагал ввести широкое областное самоуправление, имея в виду строгое егоподчинение центральному государственному аппарату. Это означало, что органысамоуправления получат только номинальные права. Проект Протича был лишьразновидностью великосербского варианта государственного устройства,предложенного правительством.
Болеесущественно от этого проекта отличались проекты партий национальных районов.
Югославянскийклуб, в состав которого входили Словенская народная партия, Хорватская народнаяпартия и небольшая группа сербов католиков, выступал с предложением создатьфедерацию шести национальных областей с подчинением их центральной власти вБелграде. Словенская народная партия, выражая интересы крупной словенскойбуржуазии, требовала предоставить Словении, как наиболее развитой области вгосударстве, широкую экономическую автономию.
С аналогичнымитребованиями, но, уже имея в виду Хорватию, выступила так называемая Хорватскоеобъединение, образовавшиеся в середине 1919г. которое выступало с программойэкономической самостоятельности и политического самоуправления Хорватии иБоснии и Герцеговины.
Хорватскоеобъединение предлагало проект федеративного устройства государства ссохранением монархии Карагеоргиевичей как верховной власти. Против реакционногомонархического строя выступала Коммунистическая партия Югославии. К числупартий, отстаивавших республиканский строй против сербского великодержавия, принадлежалитакже Хорватская республиканская крестьянская партия Степана Радича Югославянскаяпартия.
 
3. Образованиекоролевства СХС. Конституция 1921г.
Попытка согласоватьпланы образования югославянского государства была предпринята на совещании вЖеневе, состоявшемся 6-9 ноября 1918г. На совещании присутствовали премьерминистров Сербии Н. Пашич, председатель Загребского Народного веча А. Корошец,председатель югославянского комитета в Лондоне А. Трумбич и др.
 Участникисовещания достигли взаимопонимания по ряду вопросов. Пашич выразил согласиепризнать Народное вече верховным органом власти государстве словенцев, хорватови сербов, А. Корошеч и Трумбеч, в свою очередь, дали заверения, что югославянскиеземли бывшей Австро-Венгрии объединятся в едином государстве с Сербией иЧерногорией, если последние проявят к этому стремление.
Женевскоесовещание приняло согласованную декларацию, в которой в общей форме говорилось онеобходимости объединения югославянских земель в единое государство. Но эта декларацияне была поддержана не сербским правительством Стояна Протича, сменившим Пашечана посту премьера, не Народным вечем.
Потребовалисьновые переговоры между Народным вече и правительством Сербии. Во время переговоровобсуждался вопрос о том, сколько мест в объединенном правительстве будетпредоставлено Народного вече.
16ноября власти Долмации направили к Народному вече меморандум, в которомвысказывались за объединение государства словенцев, хорватов, сербов с Сербией.Меморандум был поддержан властями Боснии и Герцеговины.
Народноевече 24 ноября 1918г. вынесло решение об объединение государства словенцев,хорватов и сербов с Сербским королевством и Черногорией. 26 ноября решение обобъединении Сербией приняла Народная скупщина Черногории, а 25 ноября –Народная скупщина Воеводина заседавшая в городе Нови Сад.
1декабря 1918г. делегация загребского Народного веча вручило в Белграде верноподданническийадрес принцу – регенту и в тот же день от имени короля принцу-регенту АлександрКарагеоргиевич объявил об образовании королевства сербов, хорватов и словенцев.Этот день и считается датой создания Югославского государства.
В составкоролевства СХС вошли Сербия и Черногория, ранее самостоятельное государство, июгославянские земли бывшей Австро-Венгрии: Хорватия, Словения, Далмация Боснияи Герцеговина и Воеводина. В новом государстве оказалась также Македония.
Королевствосербов, хорватов и словенцев было многонациональным. Господствующей нациейстали сербы, составлявшие 39% всего населения Югославии.
Уже наначальном этапе существования Югославского государства имелась большая разницамежду формальными и фактическими правами населявших его народов. Было создановременное народное представительство» — общегосударственный парламент,функционировавший вплоть до созыва Учредительного собрания в 1920г.
20декабря 1918 с. было образовано правительство Королевства. Форматно оносчиталось коалиционным, так как в его состав вошли представители 12 ведущихбуржуазных партии, в том числе хорватских и словенских. Но руководящую роль внем с самого начала играли представители крупной сербской буржуазии. Главойправительства стал один из лидеров Сербской радикальной партии Стоки Протич.Помимо Протича. в кабинет вошли еще восемь представителей от Сербии. Шестьчленов правительства представляли Хорватию, два — Словению, два — Боснию иГерцеговину и только один – Черногории.
Государственныйаппарат в центре и на местах, полиция, армия и военно-морской флот находилисьпод контролем крупной буржуазии, главным образам, сербской. Представители этойбуржуазии заняли всюду командные посты.
Большуюроль в новом государстве играл королевский двор и лично регент АлександрКарагеоргиевич. Регент был наделен значительными правами. От имени короля онназначал и смещал премьер-министра, созывал и распускал Народную Скупщину,издавал законы и заключал международные договоры. Влияние военщины и придворнойкамарильи на политическую жизнь королевства было настолько сильным, что посуществу государство носило милитаристский характер.
Серьезнойопорой монархии Карагеоргиевичей была православная церковь, владевшая большимиземельными участками другим недвижимым имуществом. Правящие круги стремилисьтакже опереться на католическую и мусульманскую церковь в югославянских земляхбывшей Австро-Венгрии. Правительство Протнча сохранило за мусульманской икатолической церковью все их владения и привилегии.
28 июня1921г. В день святого Вида (Видовдан), годовщину битвы на Косовом доле,конституция, получившая название «Видовданской», была принята. За нееголосовали 223 депутата из 419.
Поконституции Сербо-хорвато-словенское государство провозглашалось монархией воглаве с династией Карагеоргиевичей. Королю предоставлялись значительные права:он являлся главнокомандующим вооруженными силами, назначал премьер-министров,мог ввести в стране чрезвычайное положение к тем самым приостановить действиеконституции. Король скреплял своей подписью международные договоры, от егоимени правительство могло объявлять войну и заключать мир. Законы, принятыепарламентом, также подлежали утверждению королем, а сам парламент должен былсозываться и распускаться на основе королевского указа. В статье 34-йконституции говорилось о неприкосновенности личности короля и освобождении егоот ответственности за свои действия перед парламентом и народам. В статье 91-йправительство объявлялось ответственным перед королем и Народной скупщиной, нофактически оно больше зависело от короля, которому принадлежало правоувольнения правительства в отставку.
Народнаяскупщина считалась, тем не менее, верховным законодательным органом. Онасостояла из одной палаты и избиралась на четырехлетний срок. Нравом бытьизбранными в скупщину пользовались только мужчины, достигшие 30-летнеговозраста. Женщины и военнослужащие были лишены избирательных прав.
Праванесербских народов и национальных меньшинств полностыо игнорировались.Конституция по существу санкционировала неравноправное положение населенияВардарской Македонии, Черногории и других областей Королевства СХС. Какие-либоорганы местного национального самоуправления в несербских областях несоздавались.
В каждуюобласть король назначал губернатора (великого жупана) и руководящий составчиновничьего аппарата. Всего было создано 33 области.
Параллельнос органами власти, назначенными сверху, сохранялись выборные органысамоуправления, но их компетенция была ограниченной и, кроме того, они должны былисогласовывать свои решения с государственными органами власти.
 Конституцияохраняла частную капиталистическую и помещичью собственность. Государство имелоправо вмешиваться в отношения между предпринимателями и рабочими. На основаниистатьи 2-й конституция правительство могло использовать полицию и войска дляборьбы с рабочим движением.
Формальноконституция провозглашала и гарантировала нрава и политические свободы граждан.Однако принятый вскоре специальный «Закон о защите государства» фактическизачеркивал эти статьи конституции. Предлогом для издания закона послужили террористическиеакты против принца-регента Александра и министра внутренних дел Драшковича.
Январскийпленум 1968 г. стал важным шагом в разрешении кризиса в партии. Новым ееруководителем был избран А. Дубчек.
Представителиреформаторского крыла полагали, что сутью перемен должна стать ликвидациядеформаций социализма, демократизация не только партийной, но и общественнойжизни. В качестве неотложных мер назывались урегулирование словацкого вопроса,изменение отношения партии к интеллигенции и прежде всего последовательнаяреабилитация всех пострадавших в ходе политических процессов.
Послеянварском» пленума у реформаторов появилась возможность перейти ворганизованное наступление против консерваторов в партии с помощью давления как«сверху», так и «снизу», используя доступные средства массовой информации. Вначале марта 1968 г. практически была отменена цензура и на общество обрушилсяпоток критики и разоблачений недавнего социалистического прошлого. Все этоспособствовало постепенному формированию гражданского общества Чехословакии. Появилсяцелый ряд новых общественных организаций: Клуб активных беспартийных.
Кмоменту созыва апрельского 1968 г. пленума ЦК реформаторы заняли решающие постыв президиуме и секретариате ЦК КПЧ, на местах. В марте 1968 г. президентомреспублики был избран генерал Л. Свобода, организатор чехословацких воинскихчастей в СССР в годы войны, также пострадавший в период репрессий.Председателем парламента стал Й. Смрковский, а премьером О. Черник. К весне1968 г. В стране сложилось массовое движение, выступавшее под лозунгамисоциалистического обновления страны.
Контурыобновления политической системы были намечены в «Программе действий» компартии.В ней была сформулирована задача создания плюралистической модели социализма,подчеркивалась необходимость автономного положения в обществе науки и культуры.
Ностержнем общественной консолидации стал другой документ — «Манифест 2000 слов».Он появился 27 июня 1968 г. и отражал неудовлетворенность обществанедостаточным отпором консервативным силам со стороны реформаторов. Его авторомбыл писатель Л. Вацулик. Манифест прямо призывал граждан республики кустранению всех препятствий на пути реформ на местах. Партийные игосударственные органы отвергли манифест как документ, призывающий к разрушениюсуществующей политической системы. Но на общество он произвел необычайносильное впечатление.
К лету1968 г. о руководящей роли компартии в стране трудно было уже говорить.Общественность выступала за демократизацию Национального фронта, за реализациюна деле принципов плюрализма и парламентской демократии, за свободнуюконкуренцию всех политических сил. Звучали требования перестроить Национальныйфронт на принципах партнерских отношений, разрешить деятельность оппозиционныхКПЧ партий.
Кардинальныепреобразования начались в массовых общественных организациях. В ходе выборов взаводские комитеты профсоюзов создавались профорганизации нового типа. Былопубликован новый проект профсоюзной программы. Произошла небывалая активизациямолодежного движения. В марте 1968 г. был распущен единый Чехословацкий союзмолодежи, а на его месте появилось около 20 самостоятельных молодежныхорганизаций, сотни различных клубов по интересам.
Решение офедеративном устройстве ЧССР было принято 28 августа 1968 г. Оно вступило в силу 1 января 1969 г. Чехословацкая Социалистическая Республика вплоть доначала 90-х годов состояла из Чешской и Словацкой социалистических республик.
В связис изменением устройства государства унитарного на федеративное, произошлареорганизация высших органов государственной власти. Вместо Национальногособрания было создано Федеральное собрание, которое состояло из двух палат:палаты народа и палаты национальностей, носителем законодательной власти вЧешской Республике был Чешский национальный совет, а в Словакии — Словацкийнациональный совет. Компартия также оставалась единой.
Решение,словацкого вопроса положило начало серьезным, изменениям в национальнойполитике в ЧССР. До 1968 г. национальные проблемы, как правило, не ставились ине решались. В период «пражской весны» превалировал принцип — сначаладемократизация, затем федерализация. Последующий ход событий заставилотказаться от такого подхода и вплотную заняться нормализацией межнациональныхотношений в стране. Уже в октябре 1968г. был принят важный закон о положениинациональностей в ЧССР существенно изменявший их статус. Закон впервыеофициально признавал существование национальных меньшинств и их права, гарантировалсвободу национального развития.
Съездсловацкой компартии после подписания московского протокола не только отказал вправомочности «высочанскому» съезду КПЧ, но и аннулировал все его постановления,принятые в начале его собственной работы. Первым секретарем КПС был избран Г.Гусак. Такой поворот дела повлиял и на расстановку сил внутри ЦК КПЧ. 31августа 1968 г. он одобрил результаты московских переговоров. Генерал Л.Слюбода и Г. Гусак были введены в состав президиума ЦК КПЧ. На пленуме ПК КПЧ вноябре 1968 г. удались провести резолюцию, осуждавшую линию реформаторов вдоавгустовский период. Против ведущих деятелей «пражской весны» сталаразворачиваться кампания жесткой критики.
Намайском пленуме ЦК КПЧ 1969 г. были намечены меры по дальнейшему «исправлению»положения, а также приняты директивы развития партии в период до XIV съезда. Сентябрьский пленум ЦК1969г. аннулировал все решения «высоченского» съезда КПЧ.
В 1970г. началась чистка партийных рядов. Более 20% членов КПЧ пришлось покинуть ееряды. В декабре 1970 г. был обнародован документ, на многие годы ставший догмой— «Уроки кризисного развития в партии и обществе после XIII съезда КПЧ». Он явился своеобразным манифестомконсервативных сил, почти в течение двух последующих десятилетии задававших тонв партийной и государственной жизни.
Документ4.
Снаступлением в СССР периода гласности и перестройки атмосфера застоя вобщественной и политической жизни ЧССР стала постепенно меняться. Большойинтерес вызывала успешная экономическая реформа в соседней Венгрии.Чехословацкая общественность возлагала большие надежды на демократизациюполитической жизни в связи с визитом М.С. Торбачева и последовавшим в конце1987 г. избранием первым секретарем ЦК КПЧ М. Якеша. Однако он не оправдалсвязывавшихся с ним надежд. Зато активным сторонником реформирования экономикизарекомендовал себя вновь назначенный премьер-министром правительства ЧССР Л.Адамец. Им была предпринята попытка, создать реформаторское крыло из членовпрезидиума ЦК КПЧ.
Междутем, общество постепенно освобождалось от чувства страха: прошлинесанкционированные демонстрации в центре Праги в связи с 20-летием интервенции1968 г., а также демонстрация в честь дня национальной независимости 28 октября1988 г. Все более заметным становилось влияние на общественную жизньправозащитной организации «Хартия-77», возникшей в 1977 г. Это неформальноеобъединение следило за выполнением обязательств, принятых на себя властями ЧССРна Хельсинкском совещании 1975 г. по соблюдению прав человека в стране иинформировало собственную и мировую общественность о нарушениях в этой сфере.
К концу80-х гг. возросло число различных неформальных организаций, группировавшихсявокруг «Хартии-77». В начале 1989 г. их насчитывалось более 35. Была проведенакампания протеста против церковной политики государства, поддержаннаякардиналом Томашеком.
Особенномассовый характер приобрела кампания по сбору подписей в поддержку воззвания«Несколько слов», адресованного властям. В нем содержался призыв к органамвласти начать диалог с оппозицией о демократических преобразованиях.
Процессуроста политической активности общества не могли помешать ни разгон ряданесанкционированных демонстраций, ни усиление гонений, прежде всего насторонников «Хартии-77». В конце 1988 г. власти вынуждены были разрешитьдемонстрацию в Праге в связи с международным днем прав человека, приуроченную квенской конференции ОБСЕ. Акция получила большой резонанс в обществе. Вотставку был вынужден уйти один из самых одиозных деятелей курса «нормализации»В. Биляк, выступивший против принятия ЧССР достигнутых в Вене договоренностей вобласти прав человека.
19ноября 1989 г. на базе ряда неформальных организаций было создано движение«Гражданский форум» (ГФ), во главе которого стал В. Гавел. На ГФ было возложеноруководство стихийными акциями протеста. В Словакии подобное гражданскоедвижение возглавила возникшая тогда же организация «Общественность противнасилия» (ОПН).
21ноября 1989 г. начались переговоры председателя Федерального правительства Л.Адамеца с представителем «Гражданского форума» В. Гавелом, в ходе которых быладостигнута договоренность о разрешении конфликта демократическим путем, спомощью диалога с общественностью. 24 ноября подали в отставку первый секретарьЦК КПЧ М. Якеш и другие члены партийного руководства.
3декабря 1989 г. подал в отставку президент Г. Гусак, предварительно объявив оботставке правительства. Был сформирован новый кабинет, в котором 16 мест из 21заняли коммунисты. Но новая волна демонстраций вынудила его подать в отставку 7декабря.
10декабря было сформировано правительство «национального согласия» во главе с М.Чалфой от КПЧ. Его состав определился в ходе длительных переговоров рядаполитических партий и всех общественных движений. В кабинет вошли 10 министровот КПЧ, 2 — от социалистической партии, 2 — от народной партии и семеропредставителей «Гражданского форума» и «Общественности против насилия».
19декабря правительство Чалфы обнародовало заявление, в котором было выраженосогласие на проведение свободных демократических выборов и постепенный переходк рыночной экономике и парламентской демократии.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Иран до 1953 года Персия
Реферат Сон Божої матері Пресвятої Богородиці і Пріснодіви Марії
Реферат Приготовление хлеба из пшеничной муки безопарным способом. Процессы, протекающие при созревании
Реферат Стратегическое управление развитием региональных экономических систем
Реферат Информационное обеспечение внешнеэкономической деятельности предприятий
Реферат Коммерческая тайна и ее защита
Реферат Carl Sandburg Essay Research Paper As a
Реферат Необходимость аудиторской деятельности в условиях рыночной экономики
Реферат Культура і мастацтво Беларусі канца XVIII-першай паловы XIX ст
Реферат Стихотворение АФета Ель рукавом мне тропинку завесила Восприятие истолкование оценка
Реферат Характеристика Великобритании, как субъекта мировой экономики
Реферат Нотариальное удостоверение семейно-правовых соглашений
Реферат Основные виды и причины брака при нанесении слоя фоторезиста
Реферат Субъекты инвестиционной деятельности и их правовое положение
Реферат Китай в период правления династии Сун (960-1279)